Содержание
- 1 Налоговые проверки
- 2 Налоговый контроль: понятие, значение. Формы и виды налогового контроля
- 3 Методы налогового контроля
- 4 Налоговые проверки как форма государственного налогового контроля
- 5 3. Налоговые проверки как основная форма налогового контроля: их назначение и содержание.
- 6 Налоговые проверки как основная форма налогового контроля.
Налоговые проверки
Согласно действующему налоговому законодательству установлены два вида проверок.
Понятие налоговой проверки, виды и классификации
Налоговая проверка может быть камеральная и выездная. Каждый из этих видов регулируется Налоговым кодексом.
Под понятием «налоговая проверка» понимается совокупность действий со стороны налогового органа, которые нацелены на проверку, контроль и правильность перечислений от плательщика в государственный бюджет соответствующего уровня налогов, сборов, причитающийся пени при их наличии, а также штрафов.
Виды налоговых проверок классифицированы по характеру действий. Камеральная налоговая проверка подразумевает проверку налоговым органом по месту его нахождения всей документации, которая имеется в распоряжении, а также сопоставление с теми документами, которые представляют в налоговый орган плательщики. То есть это проверка, так называемая – номинальная, а не фактическая, на местах.
Выездная налоговая проверка подразумевает проверку уже на месте – по месту нахождения плательщика.
Цель такой проверки – сопоставление достоверности и полноты представляемых сведений от плательщика, проверку всех деклараций, отчетов, расчетов, которые плательщик ведет в ходе своей деятельности. Решение о том, что налоговая проверка будет носить выездной характер, принимает руководитель или исполняющий его обязанности и функции лицо налогового органа.
Если плательщик не в состоянии предоставить для проверки помещения, то налоговый орган вправе изъять всю необходимую для проверки документацию и провести проверку на своей территории.
Ранее виды налоговых проверок включали в себя и встречную проверку, но на сегодняшний день эта налоговая проверка трансформировалась в запрашивание и истребование документации с плательщика налоговыми органами для сопоставления данных.
Несмотря на то, что термин «встречная налоговая проверка» исключен из Кодекса, сама проверка, по сути, осталась – сверка документации, цель которой проверка подлинности и достоверности предоставляемых данных.
Особенности проведения проверок
Основной задачей любой налоговой проверки является проверка документов, связанных с доходами и расходами плательщика, уплаты с этих доходов и расходов налогов и сборов, которые причитаются по закону этому плательщику. Но каждая налоговая проверка имеет свои особенности.
Так, по результатам камеральной проверки плательщику выдается акт налоговой проверки, который содержит в себе все данные о проведенном сравнении документов.
При этом направляется акт налоговой проверки, как правило, в электронном виде плательщику с использованием сети Интернет. А по результатам выездной проверки – на бумажном носителе.
Акт налоговой проверки в любом случае содержит следующие данные:
- наименование организации;
- вводную часть;
- описательную часть;
- итоговую часть.
В вводной части обязательно указывается, какой именно налоговый орган решил провести проверку, номер этого органа, имя руководителя, дату проведения проверки. Кроме того указываются, в отношении каких налогов и сборов проводилась проверка, меры для осуществления контроля за исполнением налогового законодательства.
В описательной части акт налоговой проверки прописывает факты о выявленных нарушениях или отсутствии таких фактов, мелкие недочеты, которые необходимо будет устранить плательщику.
К каждому факту нарушения или недочета должны быть приписаны ссылки на нормативно-правовые акты, которые регулируют конкретный вопрос, ссылки на указанные нарушения, способы их устранения, меры наказания при неисполнении.
В итоговой части указываются способы устранения выявленных нарушений, а также данные тех, кто проводил проверку. В итоговой части так же прописывается право плательщика на выдвижение возражений по проведенной проверке.
Выездная проверка содержит некоторые особенности при проведении. Так, представители налоговых органов вправе запрашивать любые документы, непосредственно связанные с деятельность плательщика в вопросах налогообложения, получения прибыли или расходов, а плательщик не вправе утаивать наличие таких документов.
Время налоговой проверки камерального типа составляет ровно три месяца после подачи декларации. То есть: плательщик подает налоговую декларацию на рассмотрение в налоговый орган, а он в свою очередь в течение трех месяцев проводит проверку в отношении плательщика.
Если же проверка носит выездной характер, то срок на проведение составляет – 2 месяца. Однако в некоторых случаях она может быть продлена до 4-6 месяцев.
Повторная проверка
Повторная налоговая проверка может проводиться в двух случаях:
- при решении вышестоящего налогового органа;
- при подаче плательщиком уточненной декларации, которая является основанием для снижения налоговой ставки.
В первом случае проведение налоговых проверок обуславливается сразу двумя моментами: для проверки работы налогового органа, который проводил первую проверку, и для проверки соответствия налоговому законодательству плательщика.
Во втором случае проверка проводится для того, чтобы проверить новые данные, полученные от плательщика. Так, при уточненной налоговой декларации нередко сумма НДС уменьшается, что ведет к сокращению поступающих в государственный бюджет средств.
Обязанность налогового органа — проверить достоверность сведений и оснований для такого уменьшения.
Повторная проверка на основе уточненной декларации проводится в установленные законом сроки – до трех месяцев. Если в ходе проверки обнаруживаются нарушения, а декларация приобретает статус недостоверной и неточной, то плательщика об этом уведомляют путем направления акта о проверке. При этом о камеральной проверке плательщика не всегда уведомляют – это право налогового органа.
Обязанностью у налогового органа является направление акта о рассмотрении материалов налоговой проверки в отношении плательщика.
Лица, которые проводят проверки
Камеральную проверку, согласно налоговому законодательству, проводят уполномоченные лица – сотрудники налогового органа, к которому территориально относится плательщик, непосредственно после поступления на рассмотрение декларации.
Специального разрешения или указания от руководителя на проведение камеральной налоговой проверки не поступает. Должностные лица обязаны своевременно, а именно – в течение трех месяцев, провести проверку самостоятельно, составить и направить плательщику акт, известить о результатах руководителя налогового органа. Он подписывает акт после проверки.
Выездную налоговую проверку проводят уполномоченные и назначенные руководителем налогового органа лица. Руководитель назначает дату проверки, назначает лиц, которые будут ее проводить, устанавливает ответственных за проведение и извещение плательщиков о проверке.
Задача уполномоченных лиц – своевременно провести проверку по всем правилам налогового законодательства, известить плательщика, в отношении которого проводится проверка, составить акт, предоставить его руководителю для ознакомления, отправить плательщику. Срок выездной проверки не может превышать полугода, средний срок – два календарных месяца.
Налоговый контроль: понятие, значение. Формы и виды налогового контроля
Налоговому контролю посвящена гл. 14 НК РФ.
Понятие и значение налогового контроля
Налоговый контроль является:
- составной частью финансового контроля и
- одним из видов государственного контроля.
Контроль необходимо рассматривать в качестве одной из форм управленческой деятельности, т.е. как самостоятельную функцию управления, имеющую целевую направленность, определенное содержание и способы его осуществления. Налоговый контроль служит формой реализации контрольной функции и с позиций налогового права призван в первую очередь охранять и обеспечивать имущественные права государства и муниципальных образований.
-
- в широком аспекте — это совокупность мер государственного регулирования, обеспечивающих экономическую безопасность России и соблюдение государственных и муниципальных фискальных интересов;
- в узком аспекте — это контроль государства в лице компетентных органов за законностью и целесообразностью действий в процессе введения, уплаты или взимания налогов и сборов.
Статья 82 НК РФ определяет, что налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ (т.е. рассматривает налоговый контроль в узком смысле).
Цель налогового контроля:
-
- обеспечение законности и эффективности налогообложения.
Объекты налогового контроля:
-
- движение денежных средств в процессе аккумулирования публичных денежных фондов;
- материальные, трудовые и иные ресурсы налогоплательщиков.
Предмет налогового контроля:
-
- валютные и кассовые операции, сметы предприятий, налоговые декларации, использование налоговых льгот, бухгалтерская документация и т.д.
Субъекты налогового контроля:
-
- налоговые органы;
- таможенные органы;
- органы внутренних дел;
- следственные органы.
Отдельными контрольными полномочиями относительно сферы налогообложения обладают Счетная палата РФ и Министерство финансов РФ.
Подконтрольными субъектами выступают организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Налоговый контроль за законностью распространяется и на совершение действий (операций), установленных не только запрещающими нормами. Например, подконтрольными являются требования о предоставлении налоговым органам информации, необходимой для осуществления контроля за правильностью исчисления и полнотой уплаты налогов.
В сферу налогового контроля не входит проверка исполнения финансовых требований и правил экономического, а не юридического характера, которые хотя и влияют на фискальные интересы государства, но не относятся к финансово-правовому регулированию (управление портфелем ценных бумаг, планирование прибыли на коммерческом предприятии, соблюдение экспортных и импортных квот и т.д.).
Налоговый контроль за частным сектором экономики затрагивает только сферу выполнения денежных обязательств перед государством (уплату налогов и иных обязательных платежей), соблюдение законности и целевого использования налоговых льгот, соблюдение установленных государством правил ведения бухгалтерского учета, а также выполнение законных требований уполномоченных органов государства относительно предоставления какой-либо финансовой документации.
Эффективность налогового контроля во многом зависит от качества организации бухгалтерского и налогового учета.
Формы и виды налогового контроля
Форма налогового контроля — это способ конкретного выражения и организации контрольных действий. Под формой налогового контроля можно понимать и отдельные аспекты проявления сущности контроля в зависимости от времени проведения контрольных мероприятий.
Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции.
Основные формы налогового контроля:
-
- проверки;
- получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов;
- проверки данных учета и отчетности;
- осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);
- другие формы, предусмотренные НК РФ.
Виды налогового контроля:
1) В зависимости от времени проведения:
Предварительный налоговый контроль проводится до отчетного периода по конкретному виду налога либо до решения вопроса о предоставлении налогоплательщику налоговых льгот, изменении сроков уплаты налогов и т.д. Например, обязательным условием предоставления налогового кредита является проведение предварительной проверки финансового состояния налогоплательщика со стороны уполномоченного государственного органа.
Текущий налоговый контроль проводится во время отчетного налогового периода. Особенностью текущего налогового контроля является его проведение в ходе реализации хозяйственных или финансовых операций, т.е. в процессе ежедневной работы налогоплательщиков. Данный вид контроля основывается на бухгалтерском и налоговом учетах, первичных документах, инвентаризациях, порядке ведения кассовых операций, что позволяет и контролирующим органам, и подконтрольным субъектам быстро реагировать на изменения в финансовой деятельности, предупреждать нарушения налогового законодательства и, таким образом, предотвращать финансовые потери государственной или муниципальной казны.
Последующий налоговый контроль проводится после завершения отчетного периода путем анализа и ревизии бухгалтерской и финансовой документации. Главной целью последующего налогового контроля является оценка своевременности и полноты исполнения налоговой обязанности со стороны фискально обязанных лиц.
-
- налоговых органов;
- таможенных органов;
- органов внутренних дел;
- следственных органов.
3) В зависимости от места проведения:
-
- выездной — в месте расположения налогоплательщика;
- камеральный — по месту нахождения налогового органа.
Методы налогового контроля
Метод налогового контроля — это конкретный способ, прием проверки законности хозяйственных операций, правильности их отражения в документах, обнаружения правонарушений и преступлений.
Методы налогового контроля не имеют самостоятельного значения и не могут использоваться обособленно от какой-либо конкретной формы налогового контроля.
При применении методов налогового контроля обязательно должны соблюдаться правовые нормы. В противном случае акт налоговой проверки не имеет законной силы. В рамках одной формы организации контрольной деятельности могут применяться различные методы контроля. Например, в ходе налоговой проверки для изучения реального состояния расчетов предприятия с бюджетом налоговые органы исследуют документы финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика с точки зрения их подлинности и достоверности, осуществляют счетную проверку, юридическую, логическую оценку документов, применяют другие приемы анализа документов.
Методы налогового контроля можно сгруппировать по следующим признакам:
— методы документального контроля;
— методы фактического контроля;
Методы документального контроля включают формальную проверку, нормативную проверку, арифметическую (счетную) проверку документов и учетных регистров, сличение документов с учетными записями и изучение обоснованности бухгалтерских проводок. Истребование документов и выемка документов представляют собой процессуальные действия сотрудников налоговых органов по обеспечению представления документов. Они зафиксированы в Налоговом кодексе РФ, носят правовой характер. Методы документального контроля играют основную роль в проведении контрольно-проверочных мероприятий.
Счетная (арифметическая) проверка документов и учетных регистров.
Сличение документов с учетными записями и изучение обоснованности бухгалтерских.
Группа методов фактического контроля объединяет методы, связанные с контролем результатов финансово-хозяйственной деятельности и выполнением налогоплательщиком его обязанностей по полному, точному исчислению налогов и своевременному их перечислению в бюджет. К этой группе относятся следующие основные методы: инвентаризация имущества налогоплательщиков (наличных денег, ценных бумаг, расчетов); экспертиза (экспертная оценка) качества материальных ценностей, достоверности документов, экспертное исследование подлогов; проверка объемов выполненных работ; встречная сверка и взаимная сверка документов; контрольный запуск сырья и материалов в производство; лабораторный анализ качества сырья и материалов; контрольная закупка.
Проверка объемов выполненных работ (изучение фактического выполнения оплаченных работ, контрольный обмер).
Встречная сверка и сопоставление (взаимная сверка, взаимный контроль, контрольное сличение) документов.
Контрольный запуск сырья и материалов в производство.
Расчетно-аналитические методы, применяемые в ходе осуществления налоговых проверок, можно разделить на две группы: вспомогательные и косвенные. Вспомогательные методы носят вторичный характер по отношению к документальным и фактическим методам налогового контроля и направлены на комплексное изучение и исследование финансово-хозяйственной деятельности контролируемого объекта в целях выявления налоговых правонарушений и преступлений. Непосредственно на основе вспомогательных методов нельзя рассчитать налоговую базу. В группу вспомогательных методов входят:
— нормативное (контрольное) сличение;
— группировка и обобщение;
— экономический анализ плановых, фактических и отчетных данных.
Косвенные методы определения налоговых обязательств базируются на использовании информации, которая отсутствует в обычных бухгалтерских документах и предназначена в основном для целей, не связанных с налогообложением. К косвенным методам относятся следующие методы:
— контроль ценообразования налоговыми органами;
— расчет по аналогии;
— анализ финансово-хозяйственной деятельности;
— метод анализа собственного капитала;
— расчет выхода продукции по объему используемого сырья и др.
Дата добавления: 2014-01-11 ; Просмотров: 5884 ; Нарушение авторских прав? ;
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Налоговые проверки как форма государственного налогового контроля
Учёт налогоплательщиков
Формы и методы налогового контроля
Участники одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков.
Налоговый контроль – это установленная нормативными актами совокупность приемов и способов по обеспечению соблюдения налогового законодательства и налогового производства
Содержание контроля:
- наблюдение за подконтрольными объектами
- прогнозирование, планирование, учет и анализ тенденций в налоговой сфере
- принятие мер по предотвращению и пресечению налоговых нарушений
- выявление виновных и привлечение их к ответственности
Формы государственного налогового контроля:
- налоговые проверки
- контроль регистрации
- получение объяснений субъектов налоговых отношений
- проверка данных учета и отчетности
- выемка документов
- осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода
- другие предусмотренные законодательством формы
Налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту:
ü нахождения организации
ü нахождения ее обособленных подразделений
ü месту жительства физического лица
ü нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению
Каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов, а также всей территории РФ идентификационный номер налогоплательщика (ИНН)
Налоговым законодательством установлены связанные с учетом налогоплательщиков обязанности органов, осуществляющих государственную регистрацию
- Они должны сообщать в налоговый орган о регистрации или прекращении деятельности налогоплательщика в течение 10 дней после свершившегося факта
v открывать счета налогоплательщикам только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе
v сообщать об открытии или закрытии счета в пятидневный срок после свершившегося факта
v выдавать в течение пяти дней после мотивированного запроса налогового органа справки по операциям и счетам организаций и граждан
• Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика (налогового агента), непосредственно предшествовавшие году, в котором вынесено решение о ее проведении
• Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения истекли три года
Должностные лица налоговых органовв ходепроверки имеют право проверять все необходимые документы, получать объяснения, справки и сведения по вопросам налогообложения
Субъекты налоговых проверок — министерства, ведомства; учреждения, предприятия и организации; граждане и лица без гражданства
Объекты налоговых проверок — документы, бухгалтерские отчеты, планы, сметы, договоры, деловая переписка, декларации и др.
Виды налоговых проверок:
По срочности: плановые и внеплановые
По форме проведения: камеральные и выездные
По способу контроля: сплошные и выборочные
Порядок и сроки проведения камеральной налоговой проверки:
Камеральная налоговая проверка проводится
o налоговых деклараций
o документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов
o других документов о деятельности плательщика, имеющихся у налогового органа
Видео (кликните для воспроизведения). |
· в течение трех месяцев со дня представления налоговой декларации и документов для исчисления и уплаты налогов
ü Если выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.
ü Если проверкой выявлены суммы доплат по налогам, то направляется требование об уплате налога.
Порядок и сроки проведения выездной налоговой проверки:
· Проводится на основании решения руководителя налогового органа
· Периодичность проверки: не более двух в течение календарного года
· Продолжительность проверки: не более двух месяцев. Вышестоящий налоговый орган может увеличить проверку до 4-6 месяцев.
· Действия налоговых органов при проведении выездной проверки:
Уполномоченные должностные лица налоговых органов могут проводить
o Инвентаризацию имущества налогоплательщика
o Осмотр (обследование) помещений и территорий
o Выемку документов и предметов
· По окончании проверки проверяющий составляет справку (фиксируется предмет проверки и сроки ее проведения) и на ее основании акт.
Оформление результатов выездной налоговой проверки:
· По результатам проверки не позднее двух месяцев после составления справки и на основании ее оформляют акт налоговой проверки
· В акте указывают документально подтвержденные факты правонарушений, а также выводы и предложения
· Акт подписывается сторонами. При отказе налогоплательщика от подписи в нем делается отметка об этом отказе
· Акт вручается руководителю организации (предпринимателю) под расписку или иным способом в течение 5-ти дней
При несогласии с положениями акта, налогоплательщик должен в течение 15-ти дней представить в налоговый орган свои письменные возражения.
Материалы проверки рассматриваются руководителем налогового органа
Вместе с копией решения налогоплательщику направляется требование об уплате недоимки
В случае неуплаты налогов и пени налоговые органы выставляют инкассовое поручение; они также могут обратиться в суд о взыскании финансовых санкций.
Если возражения не учтены, то налогоплательщик вправе обжаловать действия налоговой инспекции в вышестоящие налоговые органы. В течение 10 дней после предоставления акта обжалования налоговая инспекция предоставляет акт требования об уплате налога, штрафа, пени. По результатам предъявления требования налогоплательщик может потребовать судебное разбирательство.
Способы защиты прав налогоплательщика:
Административный —обращение налогоплательщика в налоговые органы для разрешения возникших разногласий (ст. 138 – 141 НК РФ)
Судебный —обращение налогоплательщика в судебные органы в соответствии с правилами о подведомственности (ст. 137-138 НК РФ)
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
3. Налоговые проверки как основная форма налогового контроля: их назначение и содержание.
Основная форма проведения налогового контроля — налоговые проверки налогоплательщиков. Вступившая в силу с 1 января 1999 г. часть первая Налогового кодекса Российской Федерации определяет два вида налоговых проверок — камеральные и выездные (ст.87). Налоговые проверки проводятся в отношении, как налогоплательщиков, плательщиков сборов, так и налоговых агентов. Рассмотрим основные формы налоговых проверок.
Налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.
Если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора) (встречная проверка).
Запрещается проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговый период, за исключением случаев, когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика (плательщика сбора — организации) или вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.
При оценке работы налоговых органов, прежде всего, необходимо определить, что понимается под эффективностью контрольной работы. Определение эффективности контрольной деятельности налоговых органов состоит в соотношении поставленных контролирующим органом целей и достигнутого им результата. Данным результатом являются суммы доначисленых и взысканных сумм налогов, сборов и пени, по результатам проверок, однако эти доначисления должны быть правомерны, а штрафные санкции должны применяться правильно. При этом эффективность подразумевает использование наименьшего объема средств для достижения заданных результатов или же достижение наилучшего результата при определенном бюджетом государства объеме средств.
Вопрос о том, как и с помощью каких критериев, оценивать работу налоговых органов, по-прежнему остается открытым, хотя разработано и предложено к использованию немало методик, различных по информационной базе и целям [3].
4. Критерии эффективности налогового контроля и пути повышения его эффективности.
Для оценки эффективности налогового контроля в качестве основного показателя в настоящее время налоговыми органами применяется коэффициент общей эффективности, который рассчитывается как отношение суммы, взысканной из дополнительно начисленных в расчете на одного работника, к сумме, затраченной на одного работника:
где: Вз — сумма, взыскания из дополнительных начислений в расчете на одного работника;
З — сумма затрат на одного работника.
Расчет данного коэффициента дает возможность сделать вывод о том, что если не будет взысканий из дополнительных начислений, то в этом случаи работа налоговых органов не представляется эффективной.
Для более детальной оценки эффективности налогового контроля налоговыми органами разработана совокупности показателей.
Показатель нагрузки на одного специалиста, при помощи которого производится анализ соотношения количества налогоплательщиков, состоящих на учете к численности специалистов по инспекции, рассчитывается по формуле:
где: К — количество налогоплательщиков, состоящих на учете;
Ч — численность специалистов по основной деятельности.
Для того, чтобы оценить количество произведенных проверок необходимо рассчитать коэффициент охвата налогоплательщиков выездными проверками:
где: КП — количество налогоплательщиков, которые проверились в исследуемом периоде;
К — количество налогоплательщиков, стоящих на учете.
С помощью данного коэффициента учитывается нагрузка на одного специалиста инспекции, при этом рассчитываемый показатель рассматривается по отношению к значению аналогичного показателя за предыдущий период [4].
Следующим показателем, который рассчитывается при определении эффективности налогового контроля является показатель количества проверок на одного сотрудника:
где: Ч — численность специалистов по основной деятельности инспекции;
П — количество проведенных проверок.
Два последних показателя целесообразно использовать в совокупности с коэффициентом результативности проверок, который рассчитывается как отношение количества проверок, выявивших нарушения, к общему количеству проведенных проверок:
где: П — количество проведенных проверок;
Р — количество проверок, в которых выявлены нарушения.
где: Р — количество проверок, выявивших нарушения;
Ч — численность специалистов по основной деятельности.
При оценки эффективности контрольной деятельности налоговых органов коэффициенты результативности проверок и результативности на одного специалиста необходимо рассматривать в совокупности со значением коэффициента охвата. Это объясняется невозможностью сделать точных выводов об эффективности налогового контроля, в ситуации, когда коэффициент охвата и количества проверок на одного специалиста имеют высокие значения притом, что коэффициент результативности может быть нулевым. Данный показатель, также необходимо рассматривать в динамике по отношению к аналогичному показателю предыдущего периода [4].
Также для оценки эффективности налогового контроля используется коэффициент взысканий, который рассчитывается, как отношение суммы, которая взыскана из доначислений, к сумме доначислений по результатам проверки:
где: В — сумма взысканий из суммы доначислений;
Д — сумма доначислений в результате проверки.
Значение данного коэффициента, при анализе эффективности контрольной деятельности налоговых органов рассматривается в сравнении со значением данного показателя за предыдущий период.
При оценки эффективности налогового контроля, также подвергается оценке результативность доначислений налогов в ходе проведения налоговыми органами контрольных мероприятий. Для этого используют показатель удельного веса дополнительно начисленных сумм налоговых платежей к общему объему налоговых поступлений:
где: Д — сумма дополнительно начисленных платежей;
С — сумма поступивших налоговых платежей.
Еще одним показателем, характеризующим качество проведения контрольной работы налоговых органов, является коэффициент арбитражности, так как важным является судебное подтверждение правомерности доначисления налогов, сборов, пеней и штрафов. Этот показатель рассчитывается как отношение суммы недоимки, пени, установленной в арбитражном суде, к сумме недоимки, пени, предъявленной налоговыми органами по акту проверки:
где: Нар — сумма недоимки, пени, установленной в арбитражном суде;
Нпр — сумма недоимки, пени, предъявленной налоговыми органами по акту проверки.
Результативность подразумевает равенство данного показателя единице, однако на практике, данный коэффициент обычно меньше 1.
Причинами удовлетворения исков в пользу налогоплательщиков является:
отсутствие однозначного и единообразного толкования положений налогового законодательства налоговыми органами и судебными органами;
некачественное составление актов налоговой проверки, а именно нарушение налоговыми органами привил составления ненормативных актов;
низкий уровень доказательной базы, подтверждающей факты совершения правонарушения налогоплательщиком.
В настоящее время основным недостатком всех существующих методик оценки эффективности контрольной деятельности налоговых органов является то, что оценка данных результатов возлагается непосредственно на работников налоговых органов, что, несомненно, приводит к сомнению в объективности получаемых оценок, особенно, при учете «закрытости» информации для внешних пользователей.
Сведения, при помощи которых осуществляется расчет показателей в рамках существующих методик, являются доступными только для самих налоговых органов. Это происходит, из-за того, что часть информации не может быть предоставлена внешним пользователям в связи с ограничениями, которые установленными законодательством о налогах и сборах в части, касающейся налоговой тайны. Поэтому, существующие методы оценки могут использоваться только для проведения внутриведомственного контроля, а проведение расчетов внешними пользователями информации невозможно[1].
В свою очередь, распространение практики «сторонней» оценки эффективности могло бы повысить общественную значимость работы налоговых органов.
Налоговые проверки как основная форма налогового контроля.
Налоговые проверки являются самой распространенной формой контроля, позволяющей наиболее эффективно и основательно контролировать деятельность налогоплательщика.
Налоговая проверка – это основная форма налогового контроля, представляющая собой комплекс процессуальных действий уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах и осуществляемая посредством сопоставления отчетных данных налогоплательщиков с фактическим состоянием его финансово-хозяйственной деятельности.
В соответствии со ст. 82 НК РФ налоговые органы проводят указанный контроль в форме налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим кодексом.
Функции налогового контроля, в том числе посредством проведения налоговых проверок, а также ведение производства по делам о налоговых правонарушениях относятся к компетенции налоговых органов.
Согласно ст. 87 НК РФ они бывают следующих видов:
– повторные выездные налоговые проверки.
Если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора) (встречная проверка).
Запрещается проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговый период, за исключением случаев, когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика (плательщика сбора – организации) или вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.
Повторная выездная налоговая проверка в порядке контроля за деятельностью налогового органа проводится вышестоящим налоговым органом на основании мотивированного постановления этого органа с соблюдением требований НК РФ.
Статья 87 НК РФ установила период в деятельности предприятия, который может стать предметом камеральных и выездных проверок. Этот период – три календарных года, предшествующих дате проверки.
Срок давности для ответственности за налоговое правонарушение определен четко (ст.113 НК РФ). Он составляет три года и исчисляется со следующего дня после совершения правонарушения. Если же было допущено и подтверждено грубое нарушение – неуплата или неполная уплата налога, игнорирование правил учета доходов и расходов (объектов налогообложения), – срок давности ответственности исчисляется со следующего дня после окончания того налогового периода, в котором было совершено правонарушение.
Выездная налоговая проверка
Выездные налоговые проверки проводятся в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей на основании решения руководителя налогового органа (его заместителя) не чаще одного раза в год по одним и тем же налогам за один и тот же период.
Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа.
Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) может проводиться по одному или нескольким налогам. Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период.
Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев, если иное не установлено настоящей статьей. В исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной налоговой проверки до трех месяцев. При проведении выездных проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства.
При необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода, либо связанных с содержанием объектов налогообложения.
При наличии у осуществляющих проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, скрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в порядке, предусмотренном ст. 94 НК РФ, по акту, составленному этими должностными лицами. В акте о выемке документов должна быть обоснована необходимость выемки и приведен перечень изымаемых документов.
Налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора) имеет право при выемке документов делать замечания, которые должны быть по его требованию внесены в акт. Изъятые документы должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью или подписью налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора). В случае отказа налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) скрепить печатью или подписью изымаемые документы об этом делается специальная отметка. Копия акта о выемке документов передается налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора).
Форма решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки разрабатывается и утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
По окончании выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения.
Камеральная налоговая проверка
Камеральная налоговая проверка проводится как в отношении налогоплательщиков, так и в отношении плательщиков сборов и налоговых агентов.
Суть камеральной проверки состоит в следующем: сначала инспектор изучает документы, подлежащие сдаче в налоговый орган в обычном порядке и только при наличии каких-либо вопросов может затребовать дополнительные сведения. Как правило, в ходе камеральной проверки выявляются арифметические ошибки в отчетности и сверяются сведения в документах.
Камеральная проверка имеет двойное назначение: во-первых, это средство контроля за правильностью и достоверностью составления налоговых деклараций, а во-вторых, основное средство отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок. Выездная проверка как наиболее трудоемкая форма налогового контроля должна назначаться только в тех случаях, когда возможности камеральных проверок исчерпаны, т. е. в отношении налогоплательщика должны быть проведены контрольные мероприятия, требующие присутствия инспектора непосредственно на проверяемом объекте.
Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
При проведении камеральной проверки налоговые органы имеют право истребовать у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок (ст.93 НК РФ). Отказ налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) от представления запрашиваемых при проведении проверки документов или непредставление их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ.
Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.
Если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.
При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
На суммы доплат по налогам, выявленные по результатам камеральной проверки, налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пени.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; Нарушение авторского права страницы
Юрист ведущей адвокатской конторы Москвы.
Специализация: гражданское право.
Стаж 22 года.