Содержание
Статья 75. Пеня
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ в статью 75 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г.
См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 75 НК РФ
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ в пункт 1 статьи 75 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.
1. Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ в пункт 2 статьи 75 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.
2. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Информация об изменениях:
Пункт 3 изменен с 27 декабря 2018 г. — Федеральный закон от 27 ноября 2018 г. N 424-ФЗ
3. Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.
Не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик (участник консолидированной группы налогоплательщиков, к которому в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса были приняты меры по принудительному взысканию налога) не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа был наложен арест на имущество налогоплательщика или по решению суда были приняты обеспечительные меры в виде приостановления операций по счетам налогоплательщика (участника консолидированной группы налогоплательщиков, к которому в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса были приняты меры по принудительному взысканию налога) в банке, наложения ареста на денежные средства или на имущество налогоплательщика (участника консолидированной группы налогоплательщиков). В этом случае пени не начисляются за весь период действия указанных обстоятельств. Подача заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) или инвестиционного налогового кредита не приостанавливает начисления пеней на сумму налога, подлежащую уплате.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 30 ноября 2016 г. N 401-ФЗ пункт 4 статьи 75 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 октября 2017 г.
Положения пункта 4 статьи 75 части первой настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 30 ноября 2016 г. N 401-ФЗ) применяются в отношении недоимки, образовавшейся с 1 октября 2017 г.
4. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.
Процентная ставка пени принимается равной:
за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком до 30 календарных дней (включительно) — одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации;
за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком свыше 30 календарных дней — одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период до 30 календарных дней (включительно) такой просрочки, и одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период начиная с 31-го календарного дня такой просрочки.
Для расчета пени по налогам и сборам воспользуйтесь калькуляторами, разработанными экспертами компании Гарант»:
— для организаций в отношении недоимки, образовавшейся с 1 октября 2017 г.;
— для физических лиц, а также для организаций в отношении недоимки, образовавшейся до 1 октября 2017 г.
Информация об изменениях:
Пункт 4.1 изменен с 27 ноября 2017 г. — Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. N 335-ФЗ
4.1. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого применяется порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, вправе принять закон, устанавливающий, что на сумму недоимки по налогу на имущество физических лиц пени начисляются:
1) за налоговый период 2015 года — начиная с 1 мая 2017 года;
2) за налоговый период 2016 года — начиная с 1 июля 2018 года;
3) за налоговый период 2017 года — начиная с 1 июля 2019 года.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ в пункт 5 статьи 75 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.
5. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Информация об изменениях:
Пункт 6 изменен с 1 июня 2018 г. — Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. N 343-ФЗ
6. Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств (драгоценных металлов) налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 — 48 настоящего Кодекса.
Принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса, а с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, — в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
Принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей в случаях, предусмотренных подпунктами 1-3 пункта 2 статьи 45 настоящего Кодекса, производится в судебном порядке.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ пункт 7 статьи 75 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2017 г.
7. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сборов, страховых взносов и распространяются на плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов и консолидированную группу налогоплательщиков.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ в пункт 8 статьи 75 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.
О конституционно-правовом смысле пункта 8 статьи 75 настоящего Кодекса см. Постановление Конституционного Суда РФ от 28 ноября 2017 г. N 34-П
8. Не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора, страховых взносов) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым (отчетным, расчетным) периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания такого документа), и (или) в результате выполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) мотивированного мнения налогового органа, направленного ему в ходе проведения налогового мониторинга.
Положение, предусмотренное настоящим пунктом, не применяется в случае, если указанные письменные разъяснения, мотивированное мнение налогового органа основаны на неполной или недостоверной информации, представленной налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом).
> Приостановление операций по счетам в банках организаций и индивидуальных предпринимателей |
Содержание Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) |
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Чем являются пени по налогам
Пеня — это штраф за невыполнение в срок установленных законом или договором обязательств.
Что такое пеня
В гражданском законодательстве нет четкого определения понятия «пеня», не считая упомянутого вскользь – разновидности наказания в виде неустойки. При этом более четкое понятие можно получить уже из налогового законодательства, где уже в Кодексе отведена отдельная статья.
Согласно действующим нормам налогового законодательства, пеня – это сумма неустойки, которая начисляется тем плательщикам, которые просрочили выплату налога или сбора, штрафа. Это определенная сумма, которая прибавляется к сумме налога, сбора, штрафа. И эту сумму плательщик, который пропустил сроки уплаты, обязан так же уплатить. В противном случае его долг перед государственным бюджетом продолжит расти и дальше.
Более того – даже если к плательщику применяются какие-то иные меры пресечения или обеспечения, нацеленные на взыскание причитающихся ему налогов, сборов, штрафов, пеня продолжает начисляться. Такую меру (следует понимать, как неустойку) никто не отменяет. Чем больше сумма задолженности, тем больше начисляется с нее пени.
Что не относится к понятию «пеня»
К понятию «пеня» не имеют отношения, хотя и несколько схожи с ней, понятия «штраф» и «неустойка». Так, под штрафом в гражданском законодательстве, равно как и в налоговом, принято понимать наказание за преступление, которое было совершено разово или длящееся некоторый период времени, выраженное в точно обозначенной сумме или в проценте от полученной нарушителем выгоды.
Штраф может быть определен и как точная сумма, которую нарушитель уплачивает в пользу государственного бюджета (следует понимать, как налоговый случай), так и в проценте от выгоды, которую он получил. Например, в размере 20-30-40%.
Пеня же является лишь разновидностью такого вида наказания, применяемой преимущественно в налоговой или расчетной сфере. Кроме того различается способ исчисления пени и неустойки (следует понимать, как понятие в общем смысле).
Способ исчисления
При исчислении берется за основу не вся сумма налога или сбора, который предписан плательщику, а только просроченная по уплате часть. Именно из ее размера определяется размер пени, а также конечная сумма долга. Начисляется пеня каждый день, независимо от того, рабочий он или выходной, с того момента, как наступила просрочка по выплате налога или сбора. То есть если плательщику было дано десять дней на выплату налога, а он пришел платить на пятнадцатый, то за 5 дней просрочки ему начисляют пени, которые тоже необходимо выплатить.
Размер пени считается отдельно от суммы налога или сбора, но при этом обе суммы при уплате складываются.
Если плательщик выплачивает только одну сумму, игнорируя вторую, то неустойка продолжает накапливаться. Предусмотрены случаи в налоговом законодательстве, когда задолженность достигает определенных размеров, что позволяет налоговым органам обратиться в суд для взыскания с должника средств в государственный бюджет. Расчет пени по налогам происходит в процентном формате – к сумме налога каждый день прибавляется определенный процент, который и является пеней.
Размер пени не может быть установлен и начислен тогда, когда у организации, ИП или физического лица нет средств для уплаты основного долга ввиду ареста его имущества или приостановке операций по его счетам в банке. Более того если такая мера пресечения уже используется, то, как правило, недобросовестному плательщику присуждают еще и штраф за неправомерные действия, пени в этом случае не предусмотрены.
Размер пени исчисляется в процентном соотношении и равен 1/300 от действующей ставки рефинансования Центральным банком. Причем данные учитываются на конкретный день. Чем выше ставка Центрального банка, тем выше пеня, которая будет начисляться по просрочке платежа по налогам, сборам, штрафам. Не предусматривается в налоговом законодательстве фиксированная пеня на просрочки по платежам налогов, сборов или штрафов, только процентное выражение.
На что не начисляют пени
Нормами налогового законодательства предусмотрены ситуации, когда пени не начисляются совсем. Так, недоимка, которая образовалась у добросовестного плательщика, путем выполнения тех разъяснений, которые ему были даны от налоговых органов и других уполномоченных органов, а так же в ходе следования инструкциям после мониторинга налоговых органов. При этом все данные плательщик предоставил верные и точные.
В этом случае виновными в образовании недоимки считаются именно налоговые органы, которые не смогли своевременно и точно организовать деятельность плательщика, в результате чего у того образовалась недоимка. На такие задолженности пени не начисляют ни в каком объеме, а плательщик имеет право направить исковое заявление в суд о пересмотре образовавшейся у него задолженности и праве неуплаты такого долга никаким путем.
А вот прописанная в договоре неустойка тоже может выступать в роли обязательной для уплаты пени. Называется она – пени по договору, когда одна из двух сторон при просрочке платежа обязана выплатить установленную неустойку.
В налоговом праве применяется понятие редко, только в тех случаях, когда образовывается задолженность по уплате пени у консолидированной группы участников. В этом случае пени по договору начисляется для уплаты или ответственному участнику, или всем остальным участникам группы, если на счетах ответственного не хватает средств для погашения.
Уплата пени
Взыскание пени возможно в принудительном порядке тогда, когда плательщик добровольно не уплатил насчитанную ему сумму. Основной способ – удержание средств с личных счетов в банках. То есть налоговый орган путем вынесения соответствующего решения может обязать банк на определенные действия, цель которых взыскание пени с плательщика.
Банк не имеет права игнорировать решения налоговых органов, поэтому удерживает в пользу государственного бюджета средства, необходимые и достаточные для уплаты пени, если их на счету плательщика хватает для погашения задолженности. Если нет – уведомляет налоговый орган об остатке по счету в течение рабочего дня.
Уплата пени является обязанностью плательщика, а не его правом. Так, плательщики – физические лица в случае неуплаты могут быть подвержены административному или уголовному преследованию за неисполнение своих обязанностей. Налоговый орган вправе подать соответствующее исковое заявление в суд с требованием взыскания пени, а также наложения штрафа на недобросовестного плательщика.
Однако предварительно физическому лицу присылается в письменном виде путем личного вручения или передачи через почту (заказным письмом) требования об уплате имеющихся налогов, сборов (в том числе и страховых), пени и штрафов. В случае неисполнения – налоговый орган вправе подать заявление в суд.
Плательщики – организации или ИП так же обязаны уплачивать начисленные им пени.
Если после получения от налогового органа требования об уплате этого не произошло, налоговый орган имеет право приостановить операции по счетам в банках, а при недостаточности этой меры – обратиться в судебные органы с исковым заявлением о взыскании путем ареста имущества.
Чем больше сумма задолженности по пени, тем больше или дороже имущество будет арестовано, а затем продано по рыночной стоимости для погашения долга перед государственным бюджетом.
Существует практика, когда должник-плательщик уплачивает пени тогда, когда судебное разбирательство еще только началось. В этом случае суд обязан учесть выплату в фиксированной фактической сумме.
Если же этого не произошло, то в решении указывается не только срок исполнения решения, но и сумма для уплаты налога – в фиксированном размере, и размер пени – в процентном размере, согласно ставке рефинансирования Центрального банка.
Авансовые платежи, которые обязан вносить плательщик, тоже могут быть подвержены обязанности выплаты или наказанию за просрочку. Так, пени за просрочку платежа начинают начисляться с того момента, когда должен быть уплачен налог, а не аванс по нему. То есть плательщику условно дается отсрочка для платежа без наказания, а в случае просрочки уже начисляются пени.
Энциклопедия решений. Начисление пеней при наличии у налогоплательщика переплаты по налогу (страховым взносам)
Начисление пеней при наличии у налогоплательщика переплаты по налогу
Необходимым условием для начисления пеней является наличие у налогоплательщика просроченной задолженности по уплате налога (сбора) — недоимки (п. 2 ст. 11, п. 1 ст. 75 НК РФ).
Нормы НК РФ не разъясняют, возможно ли начисление пеней в ситуации, когда наряду с недоимкой у налогоплательщика существует налоговая переплата.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Согласно пп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов. В свою очередь в обязанности налогового органа входит осуществление такого зачета или возврата (пп. 7 п. 1 ст. 32 НК РФ).
При этом если недоимка существовала на момент образования (выявления) переплаты, то зачет производится налоговым органом самостоятельно, в «одностороннем» порядке (п.п. 1, 5, 6 ст. 78, п. 1 ст. 79 НК РФ)*(1). Зачет может быть произведен как по этому налогу, так и по иным налогам соответствующего вида.
Зачет имеющейся переплаты возможен и в счет уплаты предстоящих платежей по тому же или иным налогам, зачисляемым в один и тот же бюджет. Однако для этого необходимо заявление налогоплательщика (п. 4 ст. 78 НК РФ).
В любом случае обязанность по уплате соответствующего налога считается исполненной налогоплательщиком надлежащим образом со дня вынесения налоговым органом решения о зачете сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов в счет исполнения этой обязанности (пп. 4 п. 3 ст. 45 НК РФ). Соответственно, если решение о зачете принимается после наступления срока уплаты налога, то до его принятия пени на имеющуюся недоимку будут начисляться в общем порядке (письма Минфина России от 25.07.2011 N 03-02-07/1-260, от 12.02.2010 N 03-02-07/1-62).
Вместе с тем, согласно правовой позиции КС РФ, изложенной в постановлении от 17.12.1996 N 20-П, пени являются компенсацией потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога. При наличии же у налогоплательщика переплаты по налоговым платежам государство финансовых потерь не несет, что исключает необходимость в их компенсации.
В связи с этим многие суды приходят к выводу, что в случае наличия у налогоплательщика налоговой переплаты в сумме, превышающей сумму причитающихся к уплате или взысканию налогов, начисление пеней является неправомерным.
Такая позиция прослеживается как в случае, если на момент образования (выявления) недоимки на лицевом счете налогоплательщика существует переплата по этому же налогу (в т.ч. подлежащему зачислению в другой бюджет), так и при наличии переплаты по иным налогам того же вида. Смотрите, например, постановления ФАС Центрального округа от 28.03.2014 N Ф10-614/14, ФАС Уральского округа от 13.10.2011 N Ф09-6497/11, ФАС Московского округа от 16.08.2011 N Ф05-7677/11, ФАС Северо-Кавказского округа от 10.03.2011 по делу N А32-8217/2010 и др.
В частности, суды, вставая на сторону налогоплательщика, делают следующие выводы:
— если в результате налоговой проверки наряду с недоимкой выявлены обстоятельства, свидетельствующие о переплате налогов, налоговый орган должен учесть эти обстоятельства при принятии итогового решения, скорректировав суммы доначисленных налогов на суммы имеющихся переплат (постановление ФАС Московского округа от 06.08.2012 N Ф05-7653/12). При отсутствии итоговой задолженности не возникает и оснований для начисления пеней;
— из норм главы 25 НК РФ следует, что налог на прибыль организаций является единым и не может быть поделен на несколько самостоятельных частей в зависимости от зачисления в бюджеты разных уровней, поэтому пени могут быть начислены только при наличии недоимки в целом по налогу (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 17.11.2008 N А29-860/2008). Т.е. если у налогоплательщика есть переплата налога в части, зачисляемой в один бюджет, и задолженность по этому же налогу в части, зачисляемой в другой бюджет (в размере, не превышающем переплату), то в бюджетная система РФ не страдает, значит начисление пеней незаконно;
— если у налогоплательщика имеется переплата по другому налогу (одного вида с недоимкой), размер которой больше суммы причитающихся платежей, то задолженность отсутствует и бюджетная система не понесла каких-либо потерь (постановление ФАС Северо-Западного округа от 16.05.2011 N Ф07-3930/11).
Однако, рассматривая обстоятельства конкретного спора, суд не всегда встает на сторону налогоплательщика. Примером тому служит постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.02.2012 N Ф07-2109/11 (определением ВАС РФ от 17.08.2012 N ВАС-7469/12 отказано в передаче в Президиум ВАС РФ). В этом деле суд, вынося решения о правомерности начисления пеней при наличии у налогоплательщика переплаты, принял во внимание:
1) действующий порядок проведения зачета излишне уплаченных сумм, в соответствии с которым налоговый орган не вправе самостоятельно проводить зачет имеющейся переплаты в счет будущих платежей. Налогоплательщик в рассматриваемом случае заявление на такой зачет своевременно не подавал. В итоге зачет произведен позднее, чем образована недоимка. Соответственно с момента образования просрочки и до момента принятия решения о проведения зачета налоговый орган имел все основания для начисления пеней. Стоит отметить, что данный вывод согласуется с мнением финансового ведомства, приведенным выше;
2) полномочия органа Федерального казначейства, у которого в соответствующий период не было права самостоятельно произвести перераспределение поступивших денежных средств по различным бюджетам. В связи с чем возникновение у налогоплательщика недоимки по налогу на прибыль, зачисляемой в бюджеты ряда регионов, влечет начисление пеней даже при наличии у него переплаты по налогу на прибыль, зачисляемой в бюджет иных регионов.
*(1) Переплата может быть выявлена как самим налогоплательщиком, так и налоговым органом (п. 3 ст. 78, п.п. 3, 4 ст. 79 НК РФ)
Начисление пени по налогам: бухгалтерские проводки
Начисление пени по налогам: бухгалтерские проводки
Похожие публикации
Налоговый кодекс и ПБУ 10/99 регулируют вопрос начисления, уплаты и списания пеней и штрафных санкций по налоговым обязательствам. При отражении пени по налогам проводки в бухгалтерском учете могут быть сформированы двумя методами. Применение каждого из способов часто вызывает споры в бухгалтерских кругах. Причина – различное толкование понятий «пеня» и «штрафная санкция» нормами бухгалтерского учета и налогового.
В бухгалтерском учете пеню можно приравнять к штрафным санкциям и учитываться она будет вместе с ними. В налоговом учете пени отличаются от штрафов формулой расчета и основными характеристиками. Из ст. 72 п. 1 и ст. 75 п. 1 НК РФ следует, что пени предназначены для обеспечения полного погашения плательщиками их налоговых обязательств. Исчисляются они в процентах, представляют собой произведение значения накопленной задолженности перед бюджетом и 1/300 от значения ставки рефинансирования Центробанка РФ.
В учете рассчитанные пени следует относить к категории прочих затрат (ст. 11 ПБУ 10/99). Платежи в форме пеней не являются штрафными санкциями из-за отсутствия постоянного размера денежного наказания (ст. 114 п. 2 НК). Они не могут уменьшать расходную часть при определении базы налогообложения (ст. 270 НК РФ п.2). Бухгалтер принимает к учету пеню через один из двух счетов – 91 или 99, избранный метод следует закрепить как отдельный пункт в учетной политике.
Начисление пени по налогам – бухгалтерские проводки через 99 счет
Основное достоинство метода отражения пеней на 99 счете – соответствие показателей финансовой отчетности с данными бухучета. 99 счет не участвует в определении базы для налогообложения, поэтому отнесение размера пени на него не приведет к искажению учетной информации.
Формируют начисление пеней по налогам проводки с дебетованием 99 счета и кредитованием 68. Для 68 счета необходимо использовать субсчета:
- 68.1 при наличии пени по НДФЛ;
- 68.2 при задержке уплаты НДС;
- 68.4 в отношении предъявленной к погашению пени, относящейся к налогу на прибыль.
- Д 99 – К 68 с отнесением суммы в соответствующий субсчет.
- Д 68 – К 51.
Начисление пени по налогам – бухгалтерские проводки через 91 счет
Через 91 счет пени перед бюджетом отражаются по аналогии со штрафной санкцией за просрочку или невыполнение обязательств по договору с контрагентом. Недостаток метода в возникновении постоянного налогового обязательства. Причина кроется в том, что по нормам налогового учета сумма пени не должна увеличивать затраты предприятия. При отнесении пени на 91 счет в период составления отчетности придется постоянно вычленять значение пени.
Отражают пени по налогам следующие бухгалтерские проводки:
- Д91.02 – К68 в разрезе налогов при отнесении начисленных и предъявленных к оплате предприятию пеней;
- Д99 – К68 на сумму постоянного налогового обязательства (исчисленная пеня умножается на ставку налога);
- Д68 – К51 – запись создается после произведения оплаты в бюджет.
Перед перечислением средств в счет оплаты пени необходимо сначала полностью погасить задолженность по налоговым платежам.
Пени по налогам – проводки на примерах
ООО «Пирим» задержало платеж по налогу на прибыль в сумме 62 000 руб. на 15 дней. Компания самостоятельно рассчитала пеню за нарушение налогового законодательства и перечислила налог вместе с пеней. Ставка рефинансирования на момент расчета составляла 8%.
Рассчитанная сумма пени равна 248 руб. (62 000 х (1/300 х 8%) х 15).
В учете внесены такие записи:
- на основании бухгалтерской справки отражается рассчитанная бухгалтером пеня Д99 – К68.4 в сумме 248 руб.;
- платежным поручением оплачивается пеня путем перечисления с расчетного счета суммы в 248 руб. Д68.4 – К51.
Бухгалтерские проводки по штрафам и пеням
Виды существующих штрафных санкций
Прежде чем рассматривать вопрос о том, как проводками отразить штраф или пени в бухгалтерском учете, разберемся, какими могут быть санкции такого рода. Делятся они на две группы:
- Начисляемые друг другу контрагентами в связи с нарушением договорных обязательств.
- Возникающие в случае неисполнения налогового законодательства.
Санкции первой группы предусматриваются в текстах заключаемых между контрагентами договоров как взаимные и могут в равной степени возникать у каждой из сторон. Например, для покупателя обычно устанавливают пени за задержку платежа, а для поставщика — за нарушение срока поставки. Более серьезные санкции (в виде штрафа) призваны обеспечить выполнение обязательств, серьезно влияющих на сам факт функционирования контрагента либо приводящих к существенным для него потерям (в т. ч. из-за невыполнения обязательств перед третьим лицом). Размер санкций, возникающих между контрагентами, указывается в договоре либо прямо (как, например, величина процентов за каждый день просрочки оплаты или поставки), либо путем описания алгоритма расчета.
Ситуации, в которых начисляются пени и штрафы за нарушения налогового законодательства, приведены в НК РФ, там же есть указания на их конкретные размеры, а в необходимых случаях — на алгоритмы расчета. Здесь плательщиками санкций обычно становятся налогоплательщики, хотя в ряде случаев (например, задержка возврата излишне уплаченного в бюджет налога или суммы подлежащего возмещению НДС) ответственность такого же рода установлена и для налоговых органов.
Таким образом, конкретное юрлицо может оказаться как плательщиком, так и получателем платежей обоих групп, и бухгалтерские проводки по штрафам и пеням будут возникать у его не только при учете расходов по ним, но и при отражении доходов.
Отражение в бухгалтерском учете санкций по договорам с контрагентами
Как в бухучете проводками отразить штрафы или пени, возникающие в отношениях с контрагентами? Расходы или доходы, образующиеся у юрлица в этом случае, относятся к числу прочих (п. 7 ПБУ 9/99 и п. 11 ПБУ 10/99, утвержденные приказами Минфина России от 06.05.1999 № 32н и № 33н). План счетов бухучета (утвержден приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н) рекомендует для их отражения использовать счет 91, по кредиту которого будут показываться доходы, а по дебету — расходы.
Корреспондирующим счетом для счета 91 в проводке по отражению штрафа или пени в бухгалтерском учете станет счет учета расчетов 76, к которому Планом счетов бухучета предусмотрено открытие субсчета, именующегося «Расчеты по претензиям». Аналитика на этом субсчете организуется по контрагентам и каждой возникающей претензии.
То есть записи проводок по начислению штрафных санкций будут иметь следующий вид:
- Дт 91 Кт 76 у юрлица, отражающего адресованную ему претензию (т. е. свой расход);
- Дт 76 Кт 91 у юрлица, выставившего претензию своему контрагенту и рассчитывающего на поступление средств в свой адрес.
Сумма, сопровождающая эти проводки, для обеих записей будет определяться одинаково: как соответствующая объему начислений, либо признанных должником, либо установленных судом (п. 10.2 ПБУ 9/99, п. 14.2 ПБУ 10/99). Соответственно, и момент отражения в учете совпадет с моментом либо признания, либо принятия судебного решения.
Оплата санкций выразится проводкой Дт 76 Кт 51 (перечисление контрагенту) или Дт 51 76 (поступление от контрагента).
Как отразить в бухучете начисление и уплату налоговых пеней и штрафов
Основанием для выполнения проводок по пеням или штрафам, начисляемым к уплате в бюджет, служат документы с суммами этих платежей, выставляемые налоговым органом:
- решения по результатам проведенной проверки;
- требования об уплате налогов (взносов).
Для налогоплательщика они представляют собой расход, отражать который План счетов бухучета рекомендует на счете 99. Однако не будет нарушением и использование для этой цели счета 91 (допускающего расширение перечня перечисленных в Плане счетов бухучета прочих расходов) при условии отделения их в аналитике от штрафных санкций, начисляемых в пользу контрагентов. Корреспондирующим счетом для налоговых санкций станет счет 68, на котором для каждого из налогов (взносов) в аналитике следует выделить и пени, и штрафы.
Начисление санкций в пользу налоговых органов, таким образом, отобразится записью Дт 99 (91) Кт 68, а проводка по уплате штрафа или пеней будет выглядеть так: Дт 68 Кт 51.
Если же плательщиком санкций в адрес юрлица оказывается налоговый орган, то бухгалтерские записи в этом случае окажутся аналогичными применяемым при расчетах по подобным платежам, возникающим по договорным взаимоотношениям с иными контрагентами:
- Дт 76 Кт 91 — начисление дохода по санкциям;
- Дт 51 Кт 76 — поступление средств для их оплаты.
Отражаемые в учете санкции в виде пеней и штрафов возникают:
- в отношениях между контрагентами в связи с нарушением договорных взаимоотношений;
- при несоблюдении требований налогового законодательства.
И в том, и в другом случае конкретное юрлицо может оказаться как плательщиком, так и получателем платежей по санкциям. То есть проводки по штрафам и пеням отразят у него в учете либо расход, либо доход:
- по расчетам с контрагентом — Дт 91 Кт 76 (расход) либо Дт 76 Кт 91 (доход);
- по налоговым платежам — Дт 99 (91) Кт 68 (расход) либо Дт 76 Кт 91 (доход).
Аналитику учета следует организовать по контрагентам и претензиям (для счета 76), видам налогов и санкций (на счете 68), назначению санкций (на счете 91).
Ст. 75 НК РФ (2017): вопросы и ответы
Статья 75 НК РФ: официальный текст
Ст. 75 НК РФ (2017): вопросы и ответы
Ст. 75 НК РФ посвящена пеням, представляющим собой платежи компенсационного характера, уплачиваемые в бюджет в том случае, если налогоплательщиком были несвоевременно исполнены обязательства по оплате налогов, сборов, а с 2017 года – и страховых взносов. Каков же порядок начисления, выставления и установления размера этих платежей?
Каковы основания для начисления пени?
Пеня — это не мера налоговой ответственности, а выплата компенсационного характера. Компенсационный характер пени вытекает из основания, которое служит для ее начисления: несвоевременная уплата налога, сбора, страхового взноса (пп. 1 и 7 ст. 75 НК РФ). Для каждого налогового платежа существуют сроки уплаты, которые прописаны в НК РФ. Соответственно, если в указанный срок платеж не был сделан, то есть основание для начисления пени.
Начисление пени производится, начиная со дня, который непосредственно следует за днем, установленным как крайний срок для уплаты налога, и завершается с момента погашения налоговой задолженности (п. 4 ст. 75 НК РФ).
Разобраться в нюансах начисления пени по налогам поможет материал «Как правильно рассчитать пени по налогу (нюансы)?».
Субъекты РФ вправе установить возможность начисления с 01.05.2017 пени по налогу на имущество физлиц, начисляемому от кадастровой стоимости, рассчитанному за 2015 год (п. 4.1 ст. 75 НК РФ).
Как рассчитывается размер пени?
Каждый день просрочки уплаты налоговых обязательств обойдется в 1/300 процентной ставки рефинансирования ЦБ РФ (п. 4 ст. 75 НК РФ). Давайте для наглядности рассчитаем пени на конкретном примере.
ООО «Дел» не уплатило 26.09.2016 НДС за август 2016 года в размере 100 000 руб. Это значит, что с 27.09.2016 будут начисляться пени. За день их размер составит 100 000 * 10% / 300 = 33,33 руб.
С помощью материала «Онлайн-калькулятор по расчету пеней по налогам на 2015-2016 г.» вы сможете проверить правильность начисленной вам пени.
С 01.10.2017 для юрлиц сумма пеней за период, превышающий 30 календарных дней, будет рассчитываться как состоящая из 2-х частей (подп. «б» п. 12 ст. 1 закона «О внесении изменений…» от 30.11.2016 № 401-ФЗ):
- за первые 30 календарных дней – по ставке 1/300;
- за последующие дни – по ставке 1/150, т. е. исходя из ее величины, увеличенной в 2 раза.
Каков срок оплаты требования фискального органа по пеням?
Налогоплательщик обычно узнает о начисленных ему пенях из требований, которые направляет ему фискальный орган. Согласно п. 4 ст. 69 НК РФ в таком требовании указывают сроки, когда должны быть погашены пени. Никаких нормативов по минимальным или максимальным срокам по погашению пеней законодательство не предусматривает.
Банк несвоевременно исполнил поручение о платеже — правомерна ли пеня?
Довольно часто просрочка налоговых платежей возникает именно по вине банковских учреждений, а не по вине плательщиков налогов. Выражается это в несвоевременном исполнении поручения на платеж банком, которое было ему выдано владельцем счета.
Пример . ООО «Креден» 25.08.2016 отправило платежное поручение в размере 65 788 руб. на оплату НДС за июль 2016 года по системе интернет-банкинга. Никаких ошибок при формировании поручения не было, денег на счете у компании также было достаточно для исполнения поручения. Но по какой-то причине банк исполнил поручение лишь 26.08.2016, в связи с чем ООО «Креден» была начислена пеня за 1 день просрочки в размере 23 руб. 03 коп.
В данной ситуации пеня начислена неправомерно, поскольку в соответствии с требованиями п. 2 ст. 45 НК РФ свою обязанность по своевременной уплате обязательств по налогам ООО «Креден» исполнило: платежное требование было направлено, денег достаточно, платеж не отклонялся банком и был передан ему в период времени, который регламентирован для приема поручений. В этой ситуации целесообразно обращаться в фискальный орган для перерасчета, а если будет отказ, то следует направить жалобу.
О том, какие реквизиты нужно указывать в платежных документах по страховым взносам в 2017 году, чтобы избежать ошибок в них, читайте в материале «Не ошибиться с уплатой взносов в 2017 году поможет таблица с КБК от налоговиков».
Начисляется ли пеня, если недоимка возникла в результате письменных разъяснений налоговой?
В п. 8 ст. 75 НК РФ сказано, что по недоимке, которая возникла на основании разъяснений (обязательно письменных) от налоговых, финансовых ведомств или прочих уполномоченных госструктур, пеня не начисляется. Перечень ведомств, которые наделены полномочиями давать разъяснения в сфере финансового или налогового законодательства, определен ст. 34.2 НК РФ.
В соответствии с п. 3 ст. 111 НК РФ такие разъяснения могут быть адресованы как непосредственно самому налогоплательщику, так и неопределенному кругу лиц. Во втором случае подразумеваются разъяснения, которые размещены в свободном доступе в СМИ, различных справочных и правовых системах, журналах, на официальных сайтах ведомств. Только в их применении нужно быть осторожными, поскольку часто они предусматривают конкретную ситуацию, которую вы ошибочно распространяете на себя. Если полной уверенности в идентичности ситуации нет, то лучше направить самостоятельный запрос и получить адресованный вам ответ.
Начисляется ли пеня налоговым агентам?
В п. 7 ст. 75 НК РФ сказано, что пеня может быть начислена и налоговым агентам. Очень часто это правило действует в отношении агентов по НДФЛ, когда налог не был ими удержан, соответственно, и не был уплачен. Но если с неуплатой НДФЛ при его неудержании агентом взыскания самого налога не возникает, то на пени это правило не распространяется. В соответствии с положениями ст. 46 и ст. 47 НК РФ пени с агента могут быть удержаны за счет имеющихся у него денежных средств или имущества.
Рассмотрим подобную ситуацию.
Пример . ООО «Паро» выплачивало Исакову И. Р. арендную плату за использование легкового авто, при этом не удерживало из этой платы НДФЛ. Исаков И. Р. самостоятельно уплатил НДФЛ, но фискальный орган предъявил пени ООО «Паро», поскольку налог был уплачен несвоевременно.
Подробнее об ответственности налогового агента по НДФЛ читайте в статье «Налоговый агент по НДФЛ: кто является, обязанности и КБК»..
Видео (кликните для воспроизведения). |
Несвоевременное исполнение обязательств по уплате налоговых платежей приводит к начислению со стороны фискального органа компенсационных выплат (пеней). Однако не всегда их начисление правомерно, и следует понимать, что в некоторых ситуациях можно отстоять свои права и вернуть удержанные налоговиками пени.
Юрист ведущей адвокатской конторы Москвы.
Специализация: гражданское право.
Стаж 22 года.