Содержание
- 1 Статья 4. Граждане, имеющие право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению
- 2 Статья 11. Условия назначения социальной пенсии нетрудоспособным гражданам
- 3 Пенсионное обеспечение.
- 4 Статья 3. Право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом
- 5 Пенсионное обеспечение отдельных категорий граждан
- 6 Пенсия по государственному пенсионному обеспечению — что это и кому полагается
Статья 4. Граждане, имеющие право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ статья 4 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2010 г.
Статья 4. Граждане, имеющие право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению
4) граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
6) граждане из числа космонавтов;
7) граждане из числа работников летно-испытательного состава;
2. Члены семей граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, имеют право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
См. комментарии к статье 4 настоящего Федерального закона
> Виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению |
Содержание Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». |
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Статья 11. Условия назначения социальной пенсии нетрудоспособным гражданам
Информация об изменениях:
Статья 11. Условия назначения социальной пенсии нетрудоспособным гражданам
1. Право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации:
1) инвалиды I, II и III группы, в том числе инвалиды с детства;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ в подпункт 3 пункта 1 статьи 11 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.
3) дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ в подпункт 4 пункта 1 статьи 11 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г.
4) граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), постоянно проживающие в районах проживания малочисленных народов Севера на день назначения пенсии;
Информация об изменениях:
Подпункт 5 изменен с 1 января 2019 г. — Федеральный закон от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ
5) граждане Российской Федерации, достигшие возраста 70 и 65 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 1 к настоящему Федеральному закону), а также иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации не менее 15 лет и достигшие указанного возраста;
Информация об изменениях:
6) дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, оба родителя которых неизвестны.
2. Гражданам, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, устанавливается социальная пенсия по инвалидности.
3. Гражданам, указанным в подпункте 3 пункта 1 настоящей статьи, устанавливается социальная пенсия по случаю потери кормильца.
4. Гражданам, указанным в подпунктах 4 и 5 пункта 1 настоящей статьи, устанавливается социальная пенсия по старости.
Информация об изменениях:
Статья 11 дополнена пунктом 4.1 с 1 января 2018 г. — Федеральный закон от 18 июля 2017 г. N 162-ФЗ
4.1. Гражданам, указанным в подпункте 6 пункта 1 настоящей статьи, устанавливается социальная пенсия детям, оба родителя которых неизвестны.
Информация об изменениях:
Пункт 5 изменен с 1 января 2019 г. — Федеральный закон от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ
5. Социальная пенсия по старости гражданам, указанным в подпунктах 4 и 5 пункта 1 настоящей статьи, не выплачивается в период выполнения работы и (или) иной деятельности, в период которой соответствующие граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ статья 11 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 6, вступающим в силу с 1 января 2015 г.
6. Перечень малочисленных народов Севера и перечень районов проживания малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии по старости, предусмотренной подпунктом 4 пункта 1 настоящей статьи, утверждаются Правительством Российской Федерации.
См. комментарии к статье 11 настоящего Федерального закона
Пенсионное обеспечение.
Понятие и виды социальной защиты.
Увеличение наемных работников сопровождается изменениями возрастной структуры трудоспособного населения: в его составе повышается доля престарелых, требующих социальной защиты. Важным фактором, под воздействием которого в большой степени возрастает необходимость социальной защиты, ее роль и значение в жизни людей, является резкое снижение уровня обеспеченности экономически неактивной части населения (престарелых, нетрудоспособных и безработных).
Ст.46 Конституции Украины закреплено право граждан на социальную защиту «граждане имеют право на социальную защиту, включающее право на обеспечение их в случае полной, частичной или временной потери трудоспособности, потери кормильца, безработицы по независящим от них обстоятельствам, а также в старости»
По смыслу ст. 46 Конституции Украины «социальная защита» включает в себя « социальное обеспечение»,т.е. одним из элементов социальной защитыявляется социальное обеспечение.
Социальное обеспечение— это система государственных и общественных мероприятий по материальному обеспечению и обслуживания нетрудоспособных граждан.осуществляется за счет специальных фондов и государственного бюджета.
Под видами социальной обеспечения понимаются социальные выплаты, льготы, услуги, предоставляемые нетрудоспособным гражданам бесплатно или на льготных условиях за счет специальных источников финансирования.
Социальные выплаты предоставляются в виде материальной помощи (пенсий, пособий), в натуральном виде (получение питания, технических средств передвижения, протезирование, трудоустройство граждан, частично утративших трудоспособность, содержание нетрудоспособных в домах для престарелых и инвалидов).
Перечень важнейших видов социального обеспечения определен Конституцией Украины (ст.46)
В Украине существуют следующие формы социального обеспечения:
1. Пенсии. (поговорим об этом ниже).
2. Социальные пособия и помощь.(напр. Гос-ная помощь семьям с детьми).
Пособия. Для пенсий характерна регулярность выплат, то пособия –представляют собой единовременные либо периодические, ограниченные во времени платежи. Большинство видов пособий не соизмеряются с заработком и выплачиваются в твердом размере. В то же время пособия имеют общие черты с пенсиями
— представляют собой материальный (денежный) вид соц. Обеспечения
— выдаются в виде платежей
— производятся практически из тех же фондов
3. льготы. Оплата жилищно-коммунальных услуг, проезд на транспорте, санаторно-курортное, медицинское обслуживание и лечение, социально-трудовая реабилитация инвалидов, помощь семьям с детьми и др.
4. содержание нетрудоспособных лиц в государственных, коммунальных и других учреждениях социального назначения (напр. Дома престарелых)
Социальное страхование- одна из основных гарантий социального обеспечения.Его сущность состоит в том , что граждане и иные юридические лица всех форм собственности в обязательном порядке вносят платежи в специальные фонды , за счет которых осуществляется социальное обеспечение.
Пенсионное обеспечение.
Пенсионное обеспечение является одной из основных гарантий материального обеспечения нетрудоспособных граждан. (По данным статистики в Украине 15 млн. пенсион.ск-ко %?)
Пенсия – ежемесячная денежная выплата, назначаемая нетрудоспособным гражданам.
Систему пенсионного обеспечения составляют:
1.государственное пенсионное обеспечение.Согл.Закону Украины «О пенсионном обеспечении»( 5 ноября 1991г), Закону Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» Закону Украины « О мерах по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы». и государственное пенсии делятся.
Система пенсионного обеспечения в Украине состоит из 3 уровней:
· Второй уровень- накопительная система общеобязательного государственного пенсионного страхования, которое базируется на началах накопления средств застрахованных лиц в Накопительном фонде и осуществления финансирования затрат на оплату договоров страхования пожизненных пенсий и одноразовых пенсий;
Система пока не работает, поскольку перечисление страховых взносов в накопительную систему пенсионного страхования начнется лишь с года , в котором будет устранен дефицит Пенсионного фонда.Кроме того, участниками накопительной системы смогут стать лишь те кому на день ее внедрпения исполнится не более 35 лет.
Страховые взносы в Накопительный пенсионный фонд будут оплачиваться в составе единого социального взноса и составлять : в первый период 2% базы начисления ЕСВ, в в дальнейшем каждый год размер будет увеличиваться на 1% и так до 7%. При этом размер « чистой» з/платы не должен уменьшаться, т.е дополнительная финансовая нагрузка ляжет на работодателей.
· Третий уровень- система негосударственного пенсионного общеобязательного государственного пенсионного обеспечения, которое базируется на началах добровольного участия граждан , работодателей и их объединений в формировании пенсионных накоплений с целью получения гражданами пенсионных выплат.
Виды пенсионных выплат и социальных услуг за счет средств Пенсионного фонда:
1. пенсия по возрасту
2. пенсии по инвалидности вследствие общего заболевания ( в.ч. увечья , не связанные с работой. Инвалидность с детства)
Социальные услуги- пособие на погребение.
Виды пенсионных выплат и социальных услуг за счет средств Накопительного фонда:
1.
пожизненная пенсия с установленным периодом.
2.
Пожизненная обусловленная пенсия
3.
Пожиненная пенсия супругов
4.
Одноразовая выплата.
Назначение государственных пенсий зависит от наступления определенных условий – общего страхового (для пенсий по возрасту) или специального страхового стажа (для пенсий на льготных условиях).
Обязательность участия граждан в системе пенсионного страхования предполагает жесткую зависимость права на получение трудовой пенсии и ее размера от продолжительности страхового стажа и величины заработка. Реализация этого принципа обеспечиватся путем внедрения системы персонифицированного учета страховых взносов граждан.
Общий страховой трудовой стаж— суммарная продолжительность трудовой или иной общественно полезной деятельности независимо от места работы, времени и имеющихся перерывов.( ж-30 лет , м- 35 л)
Начнем с минимального страхового стажа. Он дает право на назначение пенсии как таковой. До реформы человек мог рассчитывать на пенсию, если у него было не менее пяти лет стажа. Теперь же люди вправе претендовать на пенсионные выплаты, имея стаж 15 лет. Если человек проработал меньше, ему назначат государственную социальную помощь как лицу, не имеющему права на пенсию, в размере 30 процентов прожиточного минимума для нетрудоспособных граждан.
Страховой стаже, необходимом для установления минимального размера пенсии на уровне прожиточного минимума
. Например, что будет, если женщина проработает не 30, а всего лишь 25 лет?
Минимальный стаж, 15 лет, дающий право на пенсию, у нее есть. Так что пенсионные выплаты ей гарантированы. А вот на что влияет наличие необходимого стажа, так это на назначение пенсии в минимальном размере.
Более того, если человеку назначат выплаты выше минимальных, например 2 тысячи гривен (сумма пенсии определена пропорционально имеющемуся стажу и заработной плате), то он будет получать их в полном размере. Даже несмотря на то, что до полного стажа ему не хватает пяти лет.
у нас в стране существует такое понятие, как минимальная пенсия, — сумма, меньше которой человеку не выплачивают. Она установлена на уровне прожиточного минимума для нетрудоспособных лиц и в 2012 году постепенно увеличится от 822 до 884 гривен.
Наличие требуемого страхового стажа также влияет на размер некоторых доплат. Ведь за каждый год сверх необходимого стажа люди получают надбавку— максимум 1 процент минимальной пенсии. Так вот, раньше мужчине с 40-летним стажем назначали надбавку в размере 15 процентов, поскольку он проработал на 15 лет дольше (ведь прежде необходимый стаж для мужчин составлял 25 лет). Теперь же, поскольку стаж увеличен до 35 лет, у такого человека уже будет не 15, а всего лишь 5 лет дополнительного стажа. И соответствующая надбавка — 5 процентов.
После проведения реформы — 1 октября 2011 года — изменился возраст выхода на пенсию.
Что касается мужчин,— 60 лет.
А вот для женщин пенсионный возраст начали постепенно увеличивать. За десять лет он вырастет с 55 до 60 лет. Происходит это постепенно: время выхода на пенсию каждые полгода отсрочивается на шесть месяцев. И с 2021-го женщины будут уходить на заслуженный отдых одновременно с мужчинами — в 60 лет.
При этом закон предусматривает ряд льгот для тех, кто добровольно выйдет на пенсию позже предусмотренного срока.
Пенсии за выслугу лет — назначается пожизненно в размере, сравниваемом с прошлым заработком лица, имеющего установленный законом специальный трудовой стаж (выслугу лет).
Специальный страховой стаж— суммарная продолжительность трудовой деятельности (гос.службы),но выделенная из общего трудового стажа по указанному содержанию или по условиям труда, в т.ч. по занимаемой должности, в которой она протекала.Изменилась в 2011 г. Например военнослужащие с 20 до 25 лет.
Максимальный размер пенсии ограничен 10 прожиточными минимумами для лиц утративших трудоспрсобность.
Кроме того специальным юридическим основанием для льготного назначения пенсий явл. статус –участники и инвалиды войны и семей погибших, Чернобыльцы, многодетные матери и матери инвалидов с детства.
Пенсии по инвалидности назначаются лицам, полностью или частично утратившим здоровье, независимо от того, когда наступила инвалидность — в период работы, до устройства на работу или после прекращения работы.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Назначаются в случаях установления медицинским органом группы инвалидности лицу с полной или частичной потерей трудоспособности. Условие назначения –установление инвалидности — стойкое нарушение функций организма, приводящее к необходимости прекратить профессиональную деятельность либо изменить условия труда.
Пенсии по инвалидности бывают
1. вследствие трудового увечья или профессионального заболевания. Назн независимо от стажа работы
2. вследствие общего заболевания ( в т.ч. не связанного с работой, напр.инв с детства)
Для получения пенсии по инвалидности страховой стаж установлен в зависимости от группы инвалидности и возраста в котором инвалид обратился за пенсией.Например, инвалиду 1 группы в озрасте до 25 лет –страховой стаж должен сост до 1 года , 3 гр-56 лет- не менее 14 лет ит т.д.
Пенсия в случае потери кормильца — назначается в связи с потерей кормильца нетрудоспособным членам его семьи. находившимся на содержании умершего.Размер зависит от прошлого заработка умершего.Имеют право получать все нетрудоспособные члены семьи умершего, которые были на его содержании.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9658 —
| 7533 — или читать все.185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
Статья 3. Право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ в статью 3 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2010 г.
Статья 3. Право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом
1. Право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют:
граждане Российской Федерации при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом для различных видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению;
иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, — на тех же основаниях, что и граждане Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или международными договорами Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 4 марта 2004 г. N 146-О, абзац третий пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона от 15 декабря 2001 г. не содержит прямых указаний на связь возникновения права на пенсионное обеспечение иностранных граждан и лиц без гражданства с наличием или отсутствием их регистрационного учета по месту жительства. Факт постоянного проживания в РФ как основание назначения пенсии может быть установлен судом исходя из непрерывности, длительности пребывания на территории РФ и других обстоятельств дела
Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 11 мая 2006 г. N 187-О взаимосвязанные нормативные положения пунктов 2 и 3 статьи 3 настоящего Федерального закона и абзаца второго пункта 1 статьи 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в той части, в какой они, распространяя обязательное пенсионное страхование на работающих по трудовому договору военных пенсионеров, не предусматривают надлежащего правового механизма, гарантирующего установление им наряду с получаемой пенсией по государственному пенсионному обеспечению страховой части трудовой пенсии с учетом страховых взносов, накопленных на их индивидуальных лицевых счетах в Пенсионном фонде РФ, утрачивают силу и не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами как не соответствующие статьям 19 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции РФ
2. Гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом.
3. Право на одновременное получение двух пенсий предоставляется:
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ в подпункт 1 пункта 3 статьи 3 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г.
1) гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и страховая пенсия по старости;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ в подпункт 2 пункта 3 статьи 3 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г.
2) участникам Великой Отечественной войны. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная статьей 16 настоящего Федерального закона, и страховая пенсия по старости;
Информация об изменениях:
Подпункт 3 изменен с 1 января 2020 г. — Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ
Информация об изменениях:
Подпункт 4 изменен с 1 января 2020 г. — Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ
4) вдовам военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву вследствие военной травмы, не вступившим в новый брак. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 4 (с применением пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и страховая пенсия по старости (инвалидности), или пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 4 (с применением пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и социальная пенсия, предусмотренная статьей 18 настоящего Федерального закона (за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца), или пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 4 (с применением пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и пенсия за выслугу лет (по инвалидности), предусмотренная Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей»;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ в подпункт 5 пункта 3 статьи 3 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г.
5) гражданам, указанным в подпункте 11 пункта 1 статьи 10 настоящего Федерального закона. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 3 (с применением пункта 4) статьи 17 настоящего Федерального закона, и страховая пенсия по старости (инвалидности) или пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 3 (с применением пункта 4) статьи 17 настоящего Федерального закона, и социальная пенсия, предусмотренная статьей 18 настоящего Федерального закона (за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца);
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ в подпункт 6 пункта 3 статьи 3 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г.
6) гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда». Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная статьей 16 настоящего Федерального закона, и страховая пенсия по старости;
7) членам семей погибших (умерших) граждан из числа космонавтов, предусмотренных статьей 7.1 настоящего Федерального закона. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная статьей 17.1 настоящего Федерального закона, и любая другая пенсия, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением пенсии по случаю потери кормильца или социальной пенсии по случаю потери кормильца).
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ пункт 4 статьи 3 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2015 г.
4. Пенсии, предусмотренные настоящим Федеральным законом, устанавливаются и выплачиваются независимо от получения накопительной пенсии в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 424-ФЗ «О накопительной пенсии».
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ пункт 5 статьи 3 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2015 г.
5. Федеральные государственные гражданские служащие имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет, предусмотренной настоящим Федеральным законом, и доли страховой пенсии по старости, устанавливаемой к указанной пенсии за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях».
Информация об изменениях:
Пункт 6 изменен с 1 января 2020 г. — Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ
6. Военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «О страховых пенсиях».
См. форму справки, подтверждающей периоды военной службы (службы), работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет (по инвалидности) лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и членов их семей
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ в пункт 7 статьи 3 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г.
7. Граждане из числа космонавтов при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных настоящим Федеральным законом, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «О страховых пенсиях».
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ пункт 8 статьи 3 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2015 г.
8. Граждане из числа работников летно-испытательного состава имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет, предусмотренной настоящим Федеральным законом, и доли страховой пенсии по старости, устанавливаемой к указанной пенсии за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях».
Информация об изменениях:
Статья 3 дополнена пунктом 9 с 1 января 2019 г. — Федеральный закон от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ
9. Лицам, являющимся инвалидами, пенсия по инвалидности в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается на основании сведений об инвалидности, содержащихся в федеральном реестре инвалидов, или документов, поступивших от федеральных учреждений медико-социальной экспертизы.
См. комментарии к статье 3 настоящего Федерального закона
Пенсионное обеспечение отдельных категорий граждан
Государственное пенсионное обеспечение предназначено для отдельной категории граждан, которые на протяжении регламентируемого временного периода выполняли трудовые обязанности в конкретной должности или оказались в определенной ситуации, обусловленной предусмотренными законодательством обстоятельствами. Финансовая поддержка носит компенсационный характер, поскольку она возмещает потерянные возможности физического лица получать прибыль в результате полной или частичной потери трудоспособности по различным факторам. О том, как осуществляется пенсионное обеспечение отдельных категорий граждан, можно узнать из данной статьи.
Реализация государственного пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан
Государственная финансовая поддержка отдельных категорий граждан имеет компенсационный характер. Ее назначение регулируется Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15.12.2001 № 166-ФЗ.
В нормативно-правовом акте определена категория граждан, которая вправе рассчитывать на денежную компенсацию. В зависимости от занимаемой должности претендента и от обстоятельств, она может быть увеличена в несколько раз. Для получения пенсии по этой схеме необходимо соответствовать регламентируемым параметрам и иметь требуемый пакет документов для предоставления в комплекте с заявлением в уполномоченные органы.
Государственные служащие
Федеральные служащие могут рассчитывать на специальное пенсионное довольствие только при наличии стажа в 15 лет. С 2017 года, временные параметры трудового стажа увеличиваются с 15 до 20 лет, при этом каждый последующий год планируется увеличивать стаж на 6 месяцев.
Величина обеспечения рассчитывается с учетом уровня доходов, полученных за последние 12 месяцев. Она соответствует сумме параметров, определяемых разницей среднего размера заработной платы, скорректированной на уровне 45 % с величиной страховой пенсии и произведения величины стажа на скорректированный до 3 % средний размер заработной платы.
Величина довольствия не может превышать 75 % от размера среднемесячной заработной платы гражданского служащего.
Депутаты Госдумы и членов Совета Федерации
Граждане, осуществляющие трудовую деятельность в статусе депутатов Государственной думы или членов Совета Федерации, на протяжении временного периода, большего, чем один год, имеют право претендовать на ежемесячную доплату. Надбавки начисляются к пенсионному обеспечению страхового характера ввиду достижения гражданином соответствующего возраста или к досрочно назначенной пенсии.
Граждане, относящиеся к этой категории, могут получать:
- пенсию по выслуге лет;
- доплату к пенсии, полагающуюся ежемесячно;
- выплаты пожизненного характера на содержание.
Бывшие депутаты Госдумы и члены Совета Федерации могут рассчитывать только на один вид обеспечения, который они вправе выбрать самостоятельно. При расчете величины доплаты, её размер, суммированный со страховой пенсией, не может превышать 55 % от базовой расчетной величины, определяемой размером оклада в период выполнения обязательств, если гражданин выполнял полномочия от 1 до 3 лет. Параметр увеличивается до 75 % при наличии трудового стажа на должности свыше 3 лет.
Судьи имеют право на специальное пенсионное обеспечение, назначение которого регулируется законом №3132-1 от 26.06.1992 года «О статусе судей в Российской Федерации». После прекращения полномочий и ухода в отставку судьям мирового и федерального значения предоставляют ежемесячное содержание пожизненно.
Судья, находящийся в отставке имеет право выбора обеспечения, которое может быть выражено в пожизненном содержании с ежемесячными выплатами или в пенсии, оформленной на общих основаниях.
Величина пожизненного содержания определяется в зависимости от параметров трудовой деятельности и рассчитывается в соответствии с регламентируемым порядком:
- если трудовой стаж работника менее 20 лет, он вправе рассчитывать на обеспечение в размере 80 % от оклада;
- если стаж составляет менее 20 лет, но работнику исполнилось 55 или 50 лет, то ему полагаются регулярные выплаты, размеры которых определяется пропорционально временному периоду, на протяжении которого он выполнял трудовые обязанности в должности судьи;
- если выслуга превышает 20 лет, то размер содержания увеличивается на 1 % за каждый отработанный год до достижения критерия в 85 процентов, который берется за основу расчётов.
Претендовать на пенсионное и ежемесячное обеспечение вправе судьи, являющиеся инвалидами ввиду получения военных травм. Для этого им нужно оформить пенсию сразу же после прекращения своих полномочий.
Космонавты
Граждане, осуществляющие трудовую деятельность по профессии космонавт, имеют право выйти на пенсию при наличии определенного трудового стажа. Для женщин данный параметр должен соответствовать 20 годам, а для мужчин – 25 годам.
Величина пенсии определяется по формуле:
55%*ЗП + 3%*ЗП*СТ = П, где
ЗП — заработная плата лица на день увольнения с должности;
СТ — количество лет стажа сверх требуемых 20 или 25.
Размер пенсионного обеспечения не может превышать 85 % величину заработной платы гражданина. В случае наличия у работника социальных обстоятельств, он может рассчитывать на прибавки пенсии, которые на 1 апреля 2017 года соответствуют денежной сумме 4959,85 рублей.
Увеличение размера пенсионного обеспечения может быть осуществлено до 200 % от исходной величины, в случае, если претендент является:
- инвалидом 1 группы;
- лицом, достигшим восьмидесятилетнего возраста;
- гражданином, нуждающимся в постоянном уходе, что подтверждено медицинским заключением.
Увеличение обеспечения возможно неработающим гражданам, которые младше 55 лет или являются инвалидами, в ситуациях, когда они имеют на своем обеспечении членов семьи, ограниченных в возможностях. При наличии одного иждивенца, бывший космонавт может оформить увеличение пособия на 32 %, при уходе за двумя членами семьи – 64 %, а за тремя или более – 100 %.
Пример расчета №1. Космонавт-испытатель Серов И.А. на день увольнения с данной должности в 2017 году имел денежное довольствие в размере 69 600 рублей. Его стаж работы составлял 26 лет (из требуемых 25). В соответствии с этим размер его пенсии составил:
55% x 69 600 + 3% x 69 600 x 1 = 40 668 рублей.
Пример расчета №2. Васильев П.Р. осуществлял трудовую деятельность в должности космонавта на протяжении 30 лет. Должностной оклад гражданина составлял 88 500 рублей. Регламентируемый временной минимум он переработал на 5 лет. За выработку лет Васильеву полагается пенсия в размере 0,55 x 88,5 + 0,03 х 88,5 х 5=619 500 рублей. Поскольку получившаяся денежная сумма превышает максимальную величину, полагающуюся к выплате, то пенсия считается как 85 % от оклада, что соответствует 75 225 рублям.
Работники летно-испытательного состава
Работники, относящиеся к категории летно-испытательного состава, при определенной наработке по специальности имеют право оформить компенсацию. Ее размер зависит от величины профессионального стажа и характеристик трудовой деятельности, обусловленных временем выполнения прямых обязанностей членов летных экипажей.
Социальная пенсия увеличивается до 1000 % для работников мужского пола при наличии выслуги в 25 лет и 20 лет для женщин при условии, если 2/3 стажа они были заняты непосредственной деятельностью, связанной с полетами. Если на время испытательных полётов ушло меньше 2/3 стажа, то базовая пенсия будет увеличена до параметра, соответствующего 800 %. Чтобы получить обеспечение, летчикам не нужно увольняться с должности. Они вправе получать одновременно заработную плату и довольствие.
Участники военных действий ВОВ и жители блокадного Ленинграда
Граждане, являющиеся инвалидами, имеющими награждение медалями «За оборону Ленинграда» и знаками, идентифицирующими жителей Ленинграда в период блокады города, имеют право на единовременное получение нескольких обеспечений:
Участники ВОВ вправе оформить пенсию по инвалидности. Для граждан с 1 группой инвалидности полагается увеличение социального обеспечения до 250 %. При наличии 2 группы, пенсионеры получат 200 % от базового параметра, а при присвоенной 3 группе выплаты будут увеличены до 150 %.
Инвалиды, которые не участвовали в военных действиях, но проживали на территории Ленинграда в период его блокады, могут рассчитывать на увеличение пенсии в зависимости от присвоенной группы инвалидности. Обладателям 1 группы довольствие увеличивается до 200 % от базового параметра, 2 группы – до 150 %, а 3 – на 100 %.
Пострадавшие в результате радиационных и техногенных катастроф
Граждане, пострадавшие во время выполнения трудовых обязанностей или в результате осуществления мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, связанных с техногенными или радиационными авариями, могут рассчитывать на помощь государства. Она может быть выражена в виде пенсионного довольствия, оформленного по инвалидности или в результате достижения пенсионного возраста. Граждане не имеют права оформлять несколько видов обеспечения, однако они вправе осуществить выбор наиболее выгодного довольствия, величина которого будет наибольшей.
Размер пенсионного обеспечения определяется в процентном соотношении от размера социальной пенсии. В соответствии с категорией граждан размер пенсии составляет:
- 250% — для перенесших лучевую и иные болезни, ставших инвалидами в результате Чернобыльской аварии и иных катастроф, а также участвовавших в их ликвидации;
- 200% — для проживающих или работающих в зоне отчуждения.
Заключение
Физические лица, выполняющие определенные трудовые обязанности в конкретных должностях, имеющие специфические заслуги перед государством, имеют право на государственное пенсионное обеспечение. Его выплата компенсирует потерянные возможности гражданина, связанные с получением потенциального дохода.
Пенсия по государственному пенсионному обеспечению — что это и кому полагается
Регулярная финансовая помощь физическим лицам, выплачиваемая при определённых обстоятельствах, перечень которых регламентируется законодательными нормами, относится к категории пенсионного обеспечения, предоставляемого государством в определенные сроки. Некоторые категории граждан могут претендовать на увеличение финансовой поддержки или на преждевременное ее получение, в виду личного вклада в деятельность, обусловленную выполнением важных государственных заданий.
Какие виды пенсий предусматриваются законодательством в рамках государственного пенсионного обеспечения? Какие субъекты имеют право на получение государственной пенсии? Какие условия должны быть соблюдены для ее назначения? Ответим на эти вопросы в данной статье.
Что такое пенсия по государственному пенсионному обеспечению
Пенсия, выплачиваемая по схеме государственного обеспечения, представлена в виде ежемесячной денежной выплаты физическому лицу, имеющему на нее право в соответствии с положениями нормативно-правовых актов. Рассчитывать на выплату могут граждане, достигшие соответствующего возраста или стажа при выполнении трудовых обязанностей в должности регламентируемый временной период. Государственное обеспечение может быть компенсацией нанесенного вреда в результате техногенных катастроф и военных действий, а также при потере кормильца или полной потери трудоспособности.
Компенсационная материальная поддержка рассчитывается и выплачивается с первого числа месяца, в котором претендент на пенсию обратился с заявлением о ее назначении. Величина государственной пенсионной выплаты определяется индивидуально для каждого физического лица, поскольку учитывает различные факторы, зависящие от его принадлежности к определенной категории граждан. Если гражданин принадлежит к нескольким регламентируемым категориям, то он вправе воспользоваться правом на те выплаты, которые для него выгоднее.
Законодательное регулирование
Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении РФ» от 15.12.2001 № 166-ФЗ регламентированы категории граждан, которые могут рассчитывать на финансовую поддержку, осуществляемую из средств федерального бюджета. В законодательном документе также отображены порядок, нюансы оформления и выплаты пенсии.
Виды пенсий
Вышеуказанный Федеральный закон определяет несколько видов пенсионных выплат по государственному пенсионному обеспечению:
- по старости;
- по случаю потери кормильца;
- по инвалидности;
- за выслугу лет;
- социальные.
Государственное пенсионное обеспечение финансируется из федерального бюджета и компенсирует гражданам доход, который был ими утрачен вследствие получения нетрудоспособности, достижения пенсионного возраста и по другим причинам.
Категории лиц, имеющих право на выплаты
На пенсионное обеспечение за выслугу лет могут рассчитывать физические лица, осуществляющие деятельность в государственных структурах, относящиеся к категории:
- федеральных служащих;
- военнослужащих;
- космонавтов;
- работников летно-испытательного состава.
Финансовая поддержка при достижении определенного возраста полагается гражданам, участвовавшим в ликвидации техногенных катастроф, а также некоторым категориям лиц, которые перенесли заболевания или получили инвалидность вследствие воздействия катастрофы или устранения ее последствий.
В случае смерти физического лица, являющегося военнослужащим, космонавтом или ликвидатором техногенных и радиационных аварий, члены его семьи могут оформить пенсию по потере кормильца. Если гражданин получил инвалидность, выполняя трудовые обязанности космонавта, военнослужащего срочной службы или по причине негативного воздействия факторов техногенной или радиационной катастрофы на организм, он может оформить пенсию по инвалидности.
Социальная пенсия полагается нетрудоспособным лицам, которые являются инвалидами, в том числе детьми, гражданами пенсионного возраста, у которых отсутствует право на назначение страховой пенсии.
Привилегиями, связанными с финансовой поддержкой, выплачиваемой из бюджета, могут пользоваться граждане, которые внесли определенный вклад в обеспечение функционирования отдельных отраслей государства, в защиту его от неблагоприятных факторов, вызванных техногенными катастрофами и военными действиями, а также в ликвидацию их последствий. Помимо уже упомянутых граждан, финансовая компенсация полагается лицам, которые являются:
- жителями Ленинграда в период его блокады, о чем свидетельствует соответствующий статус;
- участниками ВОВ;
- жертвами катастроф техногенного характера и их ликвидаторами.
Согласно п.3, ст.3 вышеуказанного закона некоторые категории граждан имеют право на назначение сразу двух видов пенсий. К ним относятся:
Обстоятельства, при которых физическое лицо вправе претендовать на государственное пенсионное обеспечение
Права на данную форму пенсионного обеспечения закреплены в статье 3 Федерального закона № 166-ФЗ, согласно которой правом получения государственного пенсионного обеспечения могут воспользоваться:
- граждане РФ;
- граждане иностранных государств или апатриды, проживающие в РФ.
Данное право обуславливают следующие обстоятельства:
- Гражданин длительный период времени осуществлял деятельность по реализации государственных функций (военных, правоохранительных, муниципальных, гражданских).
- Гражданин длительный период времени работал в значимых для развития государства отраслях (научно-технологической, экономической и других).
- Гражданин не получил право на назначение страховой пенсии при наступлении страхового случая (приобретения инвалидности, потере кормильца, наступления старости).
- Гражданин имел особые заслуги заслуги перед государством, в том числе участвовал в Великой Отечественной войне.
- Гражданин утратил трудоспособность (временно или бессрочно) в результате радиационной или техногенной катастрофы.
Величина пенсионного обеспечения, выплачиваемого из бюджета государства, значительно превышает размер стандартной страховой пенсии. Это связано с тем, что финансовая государственная поддержка предназначена для компенсации материальных потерь, выраженных возможным потенциальным доходом физического лица, которое он не получил ввиду сложившихся обстоятельств. Базовой величиной в расчетах принимается страховая пенсия, которая в зависимости от категории претендента увеличивается в определенном процентном соотношении.
Заключение
Видео (кликните для воспроизведения). |
Государственное пенсионное обеспечение включает в себя несколько видов пенсий, которые назначаются отдельным категориям граждан в зависимости от норм и условий, установленных соответствующим Федеральным законом. Такие выплаты осуществляются как компенсация утраченного дохода в связи с прекращением военной, правоохранительной, федеральной государственной службы, в связи с причинением вреда здоровью и по другим причинам.
Юрист ведущей адвокатской конторы Москвы.
Специализация: гражданское право.
Стаж 22 года.