Содержание
- 1 Квфо 5 субсидии на иные цели
- 2 Квфо 5 субсидии на иные цели
- 3 Учёт субсидии на выполнение государственного задания у учредителя и получателя субсидии – отражение в 1С: БГУ
- 4 Перемещение ОС, приобретенного за счет субсидии на иные цели, на КФО 4
- 5 Порядок учета субсидий бюджетными учреждениями с 2019 года
- 6 1C в бюджетном учете
- 7 Восемь основных направлений расходования субсидии на иные цели
Квфо 5 субсидии на иные цели
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Как должны отражаться показатели по средствам субсидий на иные цели текущего характера (КФО 5) по счету 401.40 в форме 0503769? Должны ли совпадать суммы, отраженные в гр. 9 раздела 2 Отчета об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) и в гр. 7 раздела 1 Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769)?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Порядок отражения показателей по счету 40140 «Доходы будущих периодов» в Сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769) предусмотрен п. 69 Инструкции N 33н. Осуществление выплат учреждением и порядок отражения доходов будущих периодов по целевым средствам являются самостоятельными фактами хозяйственной жизни и не связаны между собой. Равенство показателей, отраженных в гр. 9 раздела 2 Отчета об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) и в гр. 7 раздела 1 Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769), не предусмотрено положениями Инструкции N 33н и контрольными соотношениями Федерального казначейства, а также инструкциями по ведению бухгалтерского учета бюджетными (автономными) учреждениями.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
государственный советник 1 класса Разрезова Татьяна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна
27 ноября 2019 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
————————————————————————-
*(1) Согласно п.п. 28, 31 Стандарта «Доходы» субсидии на иные цели признаются в бухгалтерском учете в качестве доходов будущих периодов на дату возникновения права на их получение, а в составе доходов текущего отчетного периода — по мере достижения целей их предоставления в части, относящейся к соответствующему отчетному периоду (смотрите также письмо Минфина России от 22.04.2019 N 02-06-10/29355).
*(2) Информация о достижении цели, подтвержденная соответствующими документами (отчетами), формируется в соответствии с условиями предоставления субсидии на иную цель, определенными согласно абзацу 4 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (письмо Минфина России от 14.06.2019 N 02-06-10/43748).
*(3) Информация Федерального казначейства от 27.09.2019 «Контрольные соотношения к показателям бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, представляемой в Федеральное казначейство главными распорядителями средств федерального бюджета, финансовыми органами субъектов Российской Федерации и органами управления государственными внебюджетными фондами (версия на 19.09.2019)».
Квфо 5 субсидии на иные цели
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.
Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Письмо Минфина России от 18 января 2018 г. N 02-06-10/2715 О применении кодов видов финансового обеспечения (деятельности)
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел письмо по вопросу применения кодов видов финансового обеспечения (деятельности) и сообщает.
В соответствии с положениями пункта 21 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — 157н), в целях организации и ведения бухгалтерского учета, утверждения Рабочего плана счетов применяются следующие коды вида финансового обеспечения (деятельности) (далее — КВФО) для отражения финансовыми органами субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) операций, осуществляемых в рамках полномочий по кассовому обслуживанию бюджетных учреждений, автономных учреждений, иных некоммерческих организаций, не являющихся участниками бюджетного процесса:
1 — деятельность, осуществляемая за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (бюджетная деятельность);
2 — приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения);
3 — средства во временном распоряжении;
4 — субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;
5 — субсидии на иные цели;
6 — субсидии на цели осуществления капитальных вложений;
7 — средства по обязательному медицинскому страхованию;
8 — средства некоммерческих организаций на лицевых счетах (в части операций с собственными средствами учреждения (организации), средствами во временном распоряжении и субсидией на выполнение государственного (муниципального) задания, учитываемых на лицевом счете учреждения (организации);
9 — средства некоммерческих организаций на отдельных лицевых счетах (в части операций с субсидиями на цели осуществления капитальных вложений и с субсидиями на иные цели, учитываемых на отдельном лицевом счете).
Следует отметить, что применение КВФО финансовыми органами в рамках полномочий по кассовому обслуживанию бюджетных (автономных) учреждений осуществляется в соответствии с утвержденным Рабочим планом счетов бухгалтерского учета с учетом специфики порядка открытия лицевых счетов:
— если учет операций с собственными средствами учреждения (организации), средствами во временном распоряжении, субсидией на выполнение государственного (муниципального) задания осуществляется финансовым органом в рамках реализации полномочий по кассовому обслуживанию бюджетных (автономных) учреждений на одном лицевом счете учреждения, то для отражения в бюджетном учете применяется КВФО 8. При этом КВФО 2, 3, 4 не применяются.
— если для операций с указанными средствами открыт отдельный лицевой счет, то такие операции в бюджетном учете финансового органа, осуществляющего кассовое обслуживание, отражаются отдельно по соответствующему КВФО (2, 3, 4). При этом КВФО 8 не применяется.
Аналогичный подход определен в отношении применения финансовыми органами КВФО 5, 6 и 9.
При этом согласно положениям статьи 220.1. Бюджетного кодекса Российской Федерации лицевые счета, открываемые в финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования), открываются и ведутся в порядке, установленном финансовым органом субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
Учитывая изложенное, применение КВФО 2, 3, 4, 5, 6 при ведении бухгалтерского учета финансовым органом, осуществляющим полномочия по кассовому обслуживанию бюджетных (автономных) учреждений и иных организаций, не является нарушением Инструкции N 157н, если для операций со средствами учреждений по каждому из вышеперечисленных видов финансового обеспечения открыт отдельный лицевой счет.
Заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе | С.В. Сивец |
Обзор документа
Для отражения финансовыми органами регионов (муниципалитетов) операций, осуществляемых в рамках полномочий по кассовому обслуживанию бюджетных, автономных учреждений, иных НКО, не являющихся участниками бюджетного процесса, применяются коды вида финансового обеспечения (деятельности) (КВФО).
Сообщается, что применение КВФО 2 (приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения)), 3 (средства во временном распоряжении), 4 (субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания), 5 (субсидии на иные цели), 6 (субсидии на цели осуществления капитальных вложений) могут применяться, если для операций со средствами учреждений по каждому из вышеперечисленных видов финансового обеспечения открыт отдельный лицевой счет.
Учёт субсидии на выполнение государственного задания у учредителя и получателя субсидии – отражение в 1С: БГУ
На сегодняшний день в Российской Федерации существует разграничение государственных учреждений по организационно-правовой форме на казённые, бюджетные и автономные. Не вдаваясь в подробности бюджетного процесса, можно обозначить способы получения денежных средств из бюджета этими учреждениями следующим образом:
— Казённые учреждения, по сути, и составляют бюджетную систему Российской Федерации. Они напрямую имеют доступ к денежным средствам. Однако, как таковых денежных средств они не получают, а пользуются лимитами бюджетных обязательств, доведенными до них вышестоящими казёнными учреждениями (распорядителями средств бюджета). Деятельностью казённых учреждений является государственное управление. Соответственно, эти учреждения могут рассчитывать только на те деньги, «которые им дали».
— Более самостоятельными являются бюджетные и автономные учреждения. Чаще всего эти учреждения оказывают какие-либо услуги населению и получают доходы. Но всё же они подвластны государству, и, соответственно, получают деньги из бюджета через казённые учреждения. Такие поступления называются субсидиями.
Выделяют три вида субсидий, которые могут получать бюджетные и автономные учреждения:
— на выполнение государственного (муниципального) задания,
— на капитальные вложения,
В данной статье остановимся на субсидиях на выполнение государственного (муниципального) задания. Также всё то, что будет сказано про бюджетные учреждения, справедливо и для автономных.
Учёт субсидии на государственное (муниципальное) задание часто вызывает множество проблем и вопросов у бухгалтеров. По большей части, это связано с регулярными изменениями законодательства. Часто вносятся корректировки в инструкции по ведению бухгалтерского учёта, а в разъяснениях Минфин приводит разные способы отражения операций по учёту субсидий.
Рассмотрим следующий пример: Министерство образования заключило соглашение о предоставлении субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания с МБОУ «Школа № 7» на 2019 год. Существенным будет то, что данное соглашение заключено заранее (в 2018 году). Сумма субсидии составляет 5 миллионов рублей. Периодичность перечисления субсидии на лицевой счёт получателя субсидии: ежеквартально.
Отражение операций у учредителя
Для начала рассмотрим те операции, которые должен сделать в учёте учредитель. Рекомендации даны в письме Минфина России от 15.06.2018 № 02-07-10/41205.
Шаг 1: Заключено соглашение о предоставлении субсидии. Датой заключения соглашения необходимо сделать следующие проводки:
Дт | Кт | Сумма |
КРБ.1.501.23.241 | КРБ.1.502.21.241 | 5 000 000 |
Обратим внимание на то, что вид договора стоит выбрать – «С поставщиком», а также установить признак «Долгосрочный», это облегчит заполнение табличной части документа.
Шаг 2: На начало 2019 года учреждение делает перенос показателей по счетам санкционирования. На этом шаге не будем останавливаться подробно, так как данные операции стоят отдельного разговора.
Дт | Кт | Сумма |
КРБ.1.501.21.241 | Б.1.502.11.241 | 5 000 000 |
Некоторые учреждения принимают решение, вместо переноса показателей сделать перерегистрацию обязательств, это не будет являться ошибкой.
Шаг 3: Начисление расходов по предоставлению субсидии на выполнение задания и принятие денежного обязательства.
Дт | Кт | Сумма |
КРБ.1.401.20.241 | КРБ.1.302.41.730 | 5 000 000 |
КРБ.1.502.11.241 | КРБ.1.502.12.241 | 5 000 000 |
Шаг 4: Перечисление в январе 2019 года субсидии на 1 квартал.
Дт | Кт | Сумма |
КРБ.1.302.41.830 | КРБ.1.304.05.241 | 1 250 000 |
Для анализа корректности учёта обязательств рекомендуется проверить введенные данные. Это можно сделать с помощью отчёта «Сводные данные об исполнении бюджета ПБС».
Из отчёта мы видим, что учреждение приняло бюджетное и денежное обязательства, а также исполнило данное обязательство на 1 250 000 руб.
Отражение операций у получателя субсидии
Теперь рассмотрим те операции, которые должен сделать у себя в учёте получатель субсидии – бюджетное учреждение. Все операции будут отражаться по коду финансового обеспечения 4.
Шаг 1: Зарегистрируем соглашение о предоставлении субсидии, отразив его в составе доходов будущих периодов.
Дт | Кт | Сумма |
КДБ.4.205.31.560 | КДБ.4.401.40.131 | 5 000 000 |
Шаг 2: Регистрация плановых показателей по доходам на очередной (2019) год в 2018 году.
Дт | Кт | Сумма |
КДБ.4.507.20.131 | КДБ.4.504.21.131 | 5 000 000 |
Дт | Кт | Сумма |
КДБ.4.507.10.131 | КДБ.4.504.11.131 | 5 000 000 |
Шаг 4: согласно графика перечисления субсидии, сумма субсидии на 1 квартал признана доходом текущего периода.
Дт | Кт | Сумма |
КДБ.4.401.40.131 | КДБ.4.401.10.131 | 1 250 000 |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Шаг 5: субсидия поступила на лицевой счёт учреждения.
Дт | Кт | Сумма |
КИФ.4.201.11.510 | КДБ.4.205.31.660 | 1 250 000 |
КДБ.4.17.01.131 | 1 250 000 |
В целях проверки корректности отражения операций используем отчёт «Сводные данные об исполнении плана ФХД».
Из этого отчёта видим, что учреждение запланировало доход по субсидии на 5 000 000 руб. и 1 250 000 руб. уже получило.
Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку новых материалов
Перемещение ОС, приобретенного за счет субсидии на иные цели, на КФО 4
Периодически бухгалтеры бюджетных и автономных учреждений сталкиваются с отражением в учете операций по приобретению основного средства за счёт субсидии на иные цели (КФО 5). Законодательство Российской Федерации по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях не предполагает формирование показателей по КФО 5, 6 и 7 на счете 0.101.00.000 «Основные средства». На это обращается внимание в п. 2.6 письма Минфина России № 02-07-07/5669, Казначейства России № 07-04-05/02-120 от 02.02.2017. Для переноса вложений в основное средство на другой КФО будем применять счет счёт 0.304.06.000 «Расчеты с прочими кредиторами». В этой статье рассмотрим практический пример отражения такой операции в 1С: БГУ 8 редакции 2.0.
Бюджетное учреждение ФГБУЗ Поликлиника № 3 за счет субсидии на иные цели приобрело аппарат УЗИ за 650 000 руб. (НДС не облагается). Данный объект должен быть введен в состав основных средств бюджетного учреждения, так как соответствует критериям основного средства.
Приобретено основное средство за счёт субсидии на иные цели. В бухгалтерском учете необходимо отразить финансовое вложение в данный объект. Первичным документом будет являться передаточный акт (товарная накладная, универсальный передаточный документ). Данное основное средство не входит в реестр особо ценного движимого имущества учреждения. Также необходимо отразить в учёте принятое денежное обязательство. Предположим, аванс не уплачивался, поэтому сумма денежного обязательства будет равна сумме, предъявляемой к оплате поставщиком за аппарат УЗИ.
На данном этапе должны быть сформированы проводки:
Дт | Кт | Сумма |
КРБ.5.106.31.310 | КРБ.5.302.31.730 | 650 000 |
КРБ.5.502.11.310 | КРБ.5.502.12.310 | 650 000 |
Перенесение затрат на КФО 4. Первичным документом является Бухгалтерская справка (ф. 0504833).
Дт | Кт | Сумма |
КРБ.5.304.06.830 | КРБ.5.106.31.410 | 650 000 |
КРБ.4.106.31.310 | КРБ.4.304.06.730 | 650 000 |
Принятие к учету объекта основных средств на КФО 4.
Первичным документом является Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101).
На данном этапе должны быть сформированы проводки:
Дт | Кт | Сумма |
КРБ.4.101.34.310 | КРБ.4.106.31.310 | 650 000 |
Здесь стоит обратить особое внимание на КПС. Согласно п. 2.1 Приказа Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета бюджетного учреждения и инструкций по его применению» для счёта 0.101.00.000 в 5-17 разрядах номера счета отражаются нули, если иное не предусмотрено требованиями целевого назначения выделенных средств.
Будем использовать помощник формирования документа «Принятие к учету ОС, НМА, НПА». После завершения работы помощника, необходимо зайти в созданный документ, проверить его заполнение и провести.
Автор статьи: Константин Ермолович
Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку новых материалов
Порядок учета субсидий бюджетными учреждениями с 2019 года
Жизнь бухгалтера бюджетного учреждения нельзя назвать скучной. С наступлением очередного финансового года уже традиционно приходится пересматривать порядок ведения бюджетного учета. В новой статье разберемся, как с 2019 года бюджетным (автономным) учреждениям правильно организовать учет получаемых из бюджета субсидий.
Виды получаемых бюджетными учреждениями из бюджета субсидий
- субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания (учитываются учреждениями по КФО 4);
- субсидии на иные цели (КФО 5);
- субсидии на осуществление капитальных вложений (КФО 6).
Каждый из этих видов субсидий предоставляется для достижения учреждениями определенных целей.
Так, субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания предоставляются учреждениям в соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ. Целью предоставления указанного вида субсидий является финансовое обеспечение выполнения учреждениями государственного (муниципального) задания, доводимого учредителем. Отметим, что от выполнения такого задания учреждения отказаться не могут.
Субсидии на иные цели предоставляются учреждениям в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ. Они направлены на осуществление расходов, которые учреждение должно произвести для достижения целей своей деятельности. При этом расходование иных средств для данных целей (средств на выполнение госзадания, средств от приносящей доход деятельности, средств ОМС) не предусмотрено. К примеру, за счет субсидий на иные цели осуществляется капитальный ремонт, приобретение дорогостоящего оборудования.
Субсидии на осуществление капитальных вложений предоставляются учреждениям в соответствии со статьей 78.2 Бюджетного кодекса РФ. Цель предоставления указанных субсидий — осуществление учреждениями капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность. В результате расходования такого вида субсидии в оперативное управление учреждения должен поступить вновь построенный или приобретенный объект недвижимого имущества.
Какие коды КОСГУ и видов доходов применяются для учета субсидий
С 01.01.2019 действуют новые порядки применения бюджетной классификации*(1)
Обратите внимание, что безвозмездные поступления для целей определения КОСГУ теперь необходимо делить на поступления текущего и капитального характера.
К поступлениям капитального характера относятся те, которые приводят к формированию (увеличению) стоимости основных средств, нематериальных или непроизведенных активов учреждения. Иные поступления относятся к поступлениям текущего характера. Если же условиями предоставления средств предусматривается осуществление расходов как капитального характера, так и расходов не капитального характера, то указанные поступления признаются поступлениями текущего характера.
При этом применение КОСГУ и видов доходов в отношении субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания с 01.01.2019 не поменялось. Такая субсидия по-прежнему отражается по КОСГУ 131 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» и статье видов доходов 130 «Доходы от оказания платных услуг, компенсаций затрат». По всей видимости это связано с тем, что такого рода субсидию нельзя отнести к безвозмездной. Учреждение обязано достичь установленные показатели выполнения задания, в противном случае субсидию (или ее часть) нужно будет вернуть обратно.
Субсидии на иные цели могут носить как капитальный (к примеру, если субсидия предоставлена для приобретения основных средств), так и текущий характер (пример — проведение ремонта). В зависимости от характера предоставления субсидии выбирается код КОСГУ:
- 152 «Поступления текущего характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления»
или: - 162 «Поступления капитального характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления».
Код видов доходов для субсидии на иные цели предусмотрен единый (без разбивки на поступления текущего и капитального характера) — 180 «Прочие доходы».
Субсидии на осуществление капитальных вложений отражаются с 01.01.2019 по подстатье 162 «Поступления капитального характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления» КОСГУ и коду видов доходов 180 «Прочие доходы».
Проводки при учете субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания
С 01.01.2019 вступил в силу новый федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Доходы»*(2).
Основное новшество для учета субсидий в связи с данным стандартом — это то, что учреждения отражают доходы будущих периодов в виде субсидии на основании заключенных с учредителем Соглашений. Признание таких доходов доходами текущего года осуществляется уже на основании отчета о выполнении условий предоставления средств.
Соответствующие правки уже внесены в инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных (автономных) учреждениях. Они подлежат применению с 01.01.2019.
Напомним, что ранее доходы в виде субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания признавались доходами текущего года на основании условий Соглашения (при наступлении даты предоставления субсидии).
Если обобщить вышесказанное, то учет субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания отражается учреждениями с 01.01.2019 следующими бухгалтерскими записями:
1. Дебет 4 205 31 000 Кредит 4 401 40 131 — на основании заключенного Соглашения отражено начисление доходов будущих периодов в сумме субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;
2. Дебет 4 401 40 131 Кредит 4 401 10 131 — отражено признание доходов в виде субсидии на выполнение госзадания доходами текущего года в соответствии с отчетом о выполнении государственного (муниципального) задания доходов текущего финансового года;
3. Дебет 4 401 40 131 Кредит 4 303 05 000 — отражено начисление задолженности по возврату в доход бюджета остатков субсидий в связи с недостижением установленных заданием показателей на основании отчета о выполнении государственного (муниципального) задания.
Проводки при учете целевых субсидий
Корреспонденции по учету целевых субсидий будут аналогичны корреспонденциям по учту субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания.
Учитывая положения обновленных инструкций по бухгалтерскому учету в бюджетных (автономных) учреждениях, проводки при учете целевых субсидий будут следующими:
1. Дебет 5 (6) 205 52 (62) 000 Кредит 5 (6) 401 40 152 (162) — на основании заключенного Соглашения отражено начисление доходов будущих периодов в объеме целевой субсидии;
2. Дебет 5 (6) 401 40 152 (162) Кредит 5 (6) 401 10 152 (162) — отражено признание доходов в виде целевой субсидии доходами текущего года в в соответствии с отчетом о достижении целевых показателей (о выполнении условия при передаче актива);
3. Дебет 5 (6) 401 40 152 (162) Кредит 5 (6) 303 05 000 — отражено начисление задолженности по возврату в доход бюджета остатков предоставленных учреждениям целевых субсидий, образовавшихся в связи с недостижением целевых показателей (не выполнением условия при передаче активов), на основании отчета о достижении целевых показателей (о выполнении условия при передаче активов).
Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку новых публикаций.
Остались вопросы? Позвоните и мы на них ответим 8-800-250-8837 . Звонок бесплатный.
Статья подготовлена
1C в бюджетном учете
Блог для бухгалтеров государственных учреждений
Субсидии на иные цели в 2019 году
Помимо приказа 209н существует Порядок формирования и применения бюджетной классификации согласно приказа Минфина 132н. Нас интересует пункт 12.1.7, в котором сказано, что субсидии на иные цели отражаются по статье «180» аналитической группы подвида доходов бюджета.
Таким образом, исходя из вышесказанного делаем вывод, что субсидии на иные цели с 2019 года отражаются:
— по КПС XXXX0000000000180 и КОСГУ 152 — по поступлениям субсидий текущего характера
— по КПС XXXX0000000000180 и КОСГУ 162 — по поступлениям субсидий капитального характера
Восемь основных направлений расходования субсидии на иные цели
Чиновники уточнили нюансы отражения полученных бюджетным учреждением субсидий на иные цели в его отчетности*. Рассмотрим, на что именно можно расходовать такие субсидии и когда их придется вернуть в бюджет.
Порядок предоставления субсидий
Бюджетным учреждениям помимо субсидий на выполнение государственного и муниципального задания могут быть предоставлены субсидии на иные цели (абз. 2 п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ). Порядок определения объема и условия выделения таких субсидий устанавливает исполнительный орган госвласти.
Как правило, в отношении подведомственных федеральных учреждений соответствующий порядок устанавливается отраслевыми или ведомственными нормативными актами, утвержденными на уровне министерства или службы. Так, например, приказом ФНС России от 4 февраля 2015 г. № ММВ-7-5/[email protected] утверждены Правила предоставления из федерального бюджета федеральным бюджетным учреждениям, в отношении которых Федеральная налоговая служба осуществляет функции и полномочия учредителя, субсидий на цели, не связанные с возмещением нормативных затрат на оказание государственных услуг (далее – Правила).
Из текста пункта 1 приказа № ММВ-7-5/[email protected] следует, что его положения распространяются на взаимоотношения между ФНС России и бюджетными учреждениями, в отношении которых финансовое ведомство осуществляет функции и полномочия учредителя.
Направления использования субсидий определены пунктом 3 Правил.
Проанализируем на примере этого приказа основные направления, на которые могут быть использованы средства, полученные бюджетными учреждениями.
1. Капитальный ремонт
За счет субсидий на иные цели могут быть профинансированы работы по проведению капитального ремонта и возмещению сопутствующих затрат. Это, например:
- капитальный ремонт имущества, закрепленного за учреждением, подключение (присоединение) к сетям инженерно-технического обеспечения;
- работы по обследованию зданий, строений, сооружений и сетей (систем) инженерно-технического обеспечения учреждений (объекты капитального ремонта), разработке проектно-сметной документации объектов капитального ремонта и проведению ее экспертизы, а также услуги по строительному контролю и авторскому надзору.
В соответствии с Указаниями по применению бюджетной классификации РФ (утверждены приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н) перечисленные виды расходов отражают по кодам 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ, 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.
Расходы на все виды ремонта (включая капитальный) не увеличивают первоначальную стоимость ремонтируемых нефинансовых активов (объектов основных средств). Их списывают единовременно в составе расходов на содержание нефинансовых активов.
2. Расходы на содержание объектов
За счет субсидий на иные цели могут быть возмещены расходы учреждения на содержание специальных объектов, закрепленных за ним учредителем. В том числе:
- оплата труда работников, занимающихся содержанием специальных объектов, с начислениями на выплаты по оплате труда в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходы списывают по кодам 211 и 213 КОСГУ;
- оплата услуг связи (код 221 КОСГУ);
- оплата транспортных услуг (код 222 КОСГУ);
- оплата коммунальных услуг (код 223 КОСГУ);
- организация и проведение работ в рамках текущей деятельности (техническое обслуживание и освидетельствование помещений, систем жизнеобеспечения защитных сооружений специальных объектов, текущий и капитальный ремонт) (код 225 КОСГУ);
- организация охраны защитных сооружений (код 226 КОСГУ);
- приобретение основных средств (код 310 КОСГУ);
- приобретение материальных запасов (электротехнические материалы, горюче-смазочные материалы, расходные материалы, запасные части, средства индивидуальной защиты, канцелярские товары) (код 340 КОСГУ).
3. Восстановительные работы после аварий
Восстановительные работы, связанные с аварийной (чрезвычайной) ситуацией, также могут финансироваться за счет специальной субсидии.
Субсидии на возмещение расходов по данному направлению будут выделять по факту их осуществления, то есть при возникновении чрезвычайных ситуаций, сопровождающихся утратой или порчей нефинансовых активов учреждения.
4. Приобретение активов
Имеется в виду приобретение основных средств, в том числе относящихся к категории особо ценного движимого имущества. Таким образом, средства субсидий разрешено направлять и на капитальные вложения. Особенность учета данной группы затрат состоит в том, что если текущие расходы можно списать непосредственно (без дополнительных бухгалтерских процедур), то объекты основных средств, приобретенные за счет субсидий на иные цели, скорее всего, будут использоваться в основной деятельности учреждения (финансируемой по КФО 4). То есть возникает необходимость переноса затрат (первоначальной стоимости приобретенных основных средств) с одного КФО (5) на другой (4).
5. Благоустройство земельных участков
Отдельно бюджетному учреждению могут быть выделены средства на благоустройство земельных участков, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании. В том числе: на проведение проектных работ по благоустройству земельных участков; на дорожки и тротуары (асфальтирование, бетонирование, укладка брусчатки и т. п.); на установку скамеек, декоративных ограждений и освещения, информационных конструкций; на оборудование и ремонт детских площадок и зон отдыха; на устройство малых архитектурных форм (беседки, навесы и т. п.); на устройство осветительной сети; на посадку деревьев и кустарников, их обрезку, посев газонов, ландшафтный дизайн; на иные работы для поддержания и улучшения санитарного и эстетического состояния территории. По этому направлению могут совершаться как текущие, так и капитальные затраты. Созданные в процессе благоустройства территорий объекты основных средств, по мнению автора, также подлежат переносу на код финансового обеспечения 4.
6. Охранные системы
По данному направлению финансируют установку (расширение) единых функциональных систем: охранной, пожарной сигнализации, локально-вычислительной сети, системы видеонаблюдения, контроля доступа и иных аналогичных систем, включая работы по модернизации указанных систем. Исключение – их ежегодное техническое обслуживание.
7. «Книжная» компенсация
В некоторых ведомствах, например в ФНС России, за счет субсидии на иные цели оплачивают ежемесячную денежную компенсацию педагогическим работникам учреждений в целях содействия их обеспечения книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями. Здесь необходимо иметь в виду, что в соответствии со статьей 108 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» подобные компенсации отдельно не выплачиваются. Они подлежат включению в оклады педагогических работников. То есть в рамках систем оплаты труда, действующих в образовательных учреждениях, выплата такой компенсации формально невозможна. Вероятно, порядок использования подобных сумм разъяснят дополнительно.
8. Оплата жилых помещений
За счет субсидии производят и ежемесячную денежную выплату по оплате жилых помещений, отопления и освещения медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (пгт). Но только в том случае, если они состоят в штате по основному месту работы в федеральных государственных учреждениях, подведомственных ФНС России.
Текущие расходы
Что же касается текущих расходов, то их необходимо надлежащим образом планировать. Для этого в плане финансово-хозяйственной деятельности учреждения должен быть отдельный раздел (расходы за счет средств субсидий на иные цели). Это позволит исключить дублирование аналогичных расходов, а также минимизирует риск злоупотреблений со средствами субсидии.
Условием предоставления субсидий является соглашение между учредителем и учреждением. В нем указывают целевое назначение, условия, размер и сроки финансирования, сроки выполнения мероприятий, порядок отчетности, а также закрепляют право ведомства проверять соблюдение учреждением принятых обязательств. В случае нарушения условий соглашения вышестоящее ведомство имеет право досрочно (в течение текущего финансового года) потребовать возврата средств субсидий в бюджет.
Возврат остатков в бюджет
Не использованные в текущем финансовом году остатки субсидий подлежат перечислению учреждениями в федеральный бюджет в установленном порядке. Напомним, что пунктом 18 статьи 31 Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ прямо установлена норма, в соответствии с которой не использованные в текущем финансовом году остатки целевых субсидий необходимо перечислить в соответствующий бюджет. Остатки средств, перечисленные учреждениями в бюджет, могут быть возвращены им в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели.
Пунктом 8 Правил также предусмотрено, что остатки субсидий могут использоваться учреждениями в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели.
Видео (кликните для воспроизведения). |
По мнению автора, с учетом процитированной нормы Закона № 83-ФЗ прямого переноса остатков субсидий на следующий год происходить не будет, остатки будут перечисляться в бюджет, а затем по решению ФНС России направляться учреждениям как субсидии на иные цели года, следующего за отчетным. Скорее всего, другие ведомства последуют примеру налоговиков.
Юрист ведущей адвокатской конторы Москвы.
Специализация: гражданское право.
Стаж 22 года.