Налог на добавленный доход законопроект

Предлагаем статью на тему: "Налог на добавленный доход законопроект" с понятными комментариями и выводами. С случае возникновения вопросов и для актуализации данных на 2023 год вы можете обратиться к дежурному консультанту.

Содержание

Налог на добавленный доход в нефтяной отрасли: ставка НДД, суть, объекты налогообложения

Когда вступил в силу налог на добавленный доход в нефтяной отрасли (НДД), с чего взимается, каких компаний он коснется? Какие могут быть последствия для нефтяного бизнеса? Отвечает Маргарита Есипова, руководитель проектов по направлению «Налоги и право» Группы компаний SRG.

1 января 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 19 июля 2018 г. № 199-ФЗ по НДД, которым в НК РФ введена новая глава 25.4 «Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья».

Налогоплательщиками данного налога являются организации, осуществляющие разведку, добычу нефти, газа, газового конденсата. Целью введения НДД является создание благоприятных условий налогообложения тем налогоплательщикам, которые активно инвестируют в разведку и разработку новых месторождений.

Налоговая нагрузка прямо пропорционально увеличивается с ростом доходности конкретного участка недр, в чем заключается суть данной системы налогообложения. При этом согласно Налоговому кодексу НДД позволяет переносить и тем самым снижать налоговую нагрузку за счет ранее понесенных затрат на добычу за весь срок реализации инвестиционного проекта.

Историческим убытком признается отрицательный расчетный финансовый результат, определенный с 1 января 2011 года и по год, непосредственно предшествующий году начала исчисления НДД (включительно).

Такой механизм по замыслу законодателя позволяет перераспределить фискальную нагрузку и перенести основную ее часть на более поздние этапы разработки месторождений.

Кроме того, НДД предполагает снижение суммарной величины налогов, зависящих от валовых показателей, т.е. НДПИ и вывозной таможенной пошлины на нефть.

На размер нового налога влияет величина денежного потока от деятельности по разработке отдельного участка недр с учетом сложившихся на мировых рынках цен на углеводородное сырье (нефть) и фактически понесенных и оплаченных капитальных и операционных затрат на его добычу.

При этом особый порядок расчета НДПИ при применении НДД применяется к общему объему добытой нефти на конкретном участке недр, включая объем нефти, добытый из трудноизвлекаемых залежей на этом участке недр.

Одновременно с новым налогом будет реализовываться завершающий этап «налогового маневра», который предполагает равномерное обнуление вывозных таможенных пошлин с 2019 по 2024 годы, уплачиваемых при экспорте нефти и нефтепродуктов, и эквивалентное повышение ставок НДПИ при добыче нефти и газового конденсата.

Объектом налогообложения при НДД является дополнительный доход от добычи, представляющий собой разницу между расчетной выручкой и произведенными расходами, в том числе убытком.

Степень выработанности запасов нефти на участке недр, где осуществляется добыча, должна составлять меньше значения или равна значению 0,05.

Расчетная выручка рассчитывается как совокупная выручка от реализации. Фактическими расходами являются затраты, осуществленные в связи с производством и реализацией (включая расходы на освоение природных ресурсов, на оплату труда, содержание имущества, платежи за пользование недрами).

Порядок учета расходов подлежит утверждению в учетной политике налогоплательщика и действует в течение пяти последующих налоговых периодов.

Ставка налога на добавленный доход

В соответствии со ст. 333.54 НК РФ налоговая ставка по анализируемому налогу составляет 50%.

Законодатель также установил и минимальный размер НДД. Для участков недр в границах Республики Саха (Якутия), Иркутской области, Красноярского края, Ненецкого автономного округа, частично в границах Ямало-Ненецкого автономного округа минимальный налог равен нулю при соблюдении определенных условий.

Интересный факт: Введение законопроекта о налоге на добавленный доход в нефтяной отрасли обсуждался еще 2017 году как причина возможного роста цен на бензин.

В связи с этим, несмотря на достаточно высокую налоговую ставку – 50 %, данный налог может оказаться весьма выгодным с точки зрения налогового планирования в долгосрочной перспективе, так как позволяет нести налоговое бремя не во время инвестиционных процессов, а с появлением производственной мощности и реальной выручки от добычи полезных ископаемых.

Минфин РФ предложил ввести налог на добавленный доход

Москва. 27 августа. INTERFAX.RU — Минфин РФ подготовил и разослал в ведомства и компании презентацию с параметрами законопроекта о налоге на добавленный доход (НДД).

Министерство предлагает ввести налог с фиксированной ставкой — 70%, сообщает газета «Ведомости» со ссылкой на документ. Налоговой базой будет расчетная выручка от добычи сырья минус расчетные транспортные затраты, экспортная пошлина и налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), а также минус фактические операционные расходы (кроме транспортных) и капитальные вложения.

Предлагается начинать взимать НДД, когда у компании окупятся все затраты и она получит фиксированную доходность по денежному потоку в размере 6%. Налог, по задумке Минфина, должен применяется и для старых, и для новых месторождений, но исторические затраты учитываются только для новых — до года введения налога.

Также предусматривается ограничение: все затраты — с учетом убытков прошлых лет — не должны превышать за период $20 за баррель. Затраты списываются, переносятся в базу будущего периода и индексируются на размер инфляции.

Одновременно с НДД Минфин предлагает сохранить экспортную пошлину, налог на прибыль и НДПИ, но в измененном виде: стартовая ставка — 30%, а при достижении положительной базы по НДД повышается до 40%.

14 августа Дума Ханты-Мансийского автономного округа внесла в Госдуму законопроект о введении с 1 января 2016 года налога на финансовый результат (НФР) в нефтяной отрасли. На документ был получен положительный отзыв правительства РФ. В соответствии с законопроектом, применяющие НФР компании должны будут продолжать уплачивать все предусмотренные Налоговым кодексом налоги (налог на прибыль, экспортные пошлины), кроме НДПИ.

На первоначальном этапе на НФР планируется перевести несколько пилотных месторождений (в пояснительной записке упоминаются проекты «Газпром нефти», «ЛУКОЙЛа», «Сургутнефтегаза» и «Салым Петролеум» — без их названий, а в приложениях есть письмо «Роснефти», где компания предлагает в качестве пилотных Юрубчено-Тохомское, Куюмбинское месторождения, Верхнеколик-Еганский кластер месторождений, кластер месторождений Вала Гамбурцева).

Читайте так же:  Как воспользоваться жилищной субсидией военнослужащему

Ставку для прибыли пилотных проектов предлагается установить в размере 60% (48% в федеральный бюджет, 12% — в бюджет субъекта РФ), плюс налог на прибыль организаций в размере 20%.

Положения законопроекта не будут применяться к месторождениям, расположенным в границах внутренних морских вод и территориального моря РФ, на континентальном шельфе и в российской части дна Каспийского моря.

Принципиальное решение о поддержке эксперимента по НФР было принято на совещании в правительстве в июне после долгих споров: категорически против выступал Минфин. Законопроект должен быть принят до декабря, говорил тогда вице-премьер Аркадий Дворкович. На тот момент в список потенциальных «пилотов» входили четыре месторождения НК «Роснефть»(Хасырьейское, Надейюское, Бахиловское, Верхнее-Колик-Еганское), пять месторождений «ЛУКОЙЛа» (Красноленинское, Лазаревское, Имилорско-Источное, Нивагальское, Лас-Еганское), 3 месторождения «Газпром нефти» (Вынгаяхинское, Еты-Пуровское и Валынтойское), а также месторождения «Сургутнефтегаза».

Подписан закон о введении налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья и снижении ставок акцизов на нефтепродукты

В рамках «налогового маневра» в нефтегазовой отрасли Налоговый кодекс РФ дополнен новой главой «Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья», предусматривающей особенности расчета, исчисления и уплаты налога в отношении добычи углеводородного сырья, в отличие от налога на добычу полезных ископаемых и налога на прибыль организаций.

Законом предусматривается также снижение ставок акцизов с 1 июня по 31 декабря 2018 года:

на бензин класса 5 с 11892 до 8213 руб. за тонну;

на дизель с 8258 до 5665 руб. за тонну;

на средние дистилляты с 8662 до 6665 руб. за тонну.

Уточняется порядок исчисления НДПИ при добыче газового конденсата и природного газа, и устанавливаются особенности учета при исчислении налога на прибыль в отношении геолого-разведочных проектов на территории РФ.

Госдума приняла закон о налоге на добавленный доход и снижении акцизов на топливо

В нефтяной отрасли проведут эксперимент по введению налога на добавленный доход (НДД). Соответствующий закон, принят Госдумой в третьем чтении, сообщила «Парламентская газета».

Эксперимент по введению НДД продлится 5 лет и будет касаться 5 процентов месторождений в России. Новый налог будет зависеть не от натуральных показателей нефти, как НДПИ, а от доходов нефтяников. Таким образом предполагают стимулировать разработку новых месторождений. Новый налог отнесён к федеральным налогам, его ставка составит 50 процентов.

Закон также предполагает снижение акцизов на бензин класса 5 и дизельное топливо на 3700 и 2600 рублей на тонну. Снижение происходит «задним числом», с 1 июня 2018 года, и связано с необходимостью остановить рост цен на топливо.

Законопроект НДД — Налог на добавленный доход в нефтяной отрасли приведет к росту цен на бензин

Введение налога на добавленный доход в нефтяной отрасли приведет к росту цен на бензин, заявил член комитета Госдумы по бюджету и налогам Евгений Федоров («Единая Россия»).

Законопроект о введении налога на добавленный доход (НДД) в нефтяной отрасли будет рассмотрен в ближайшее время

Вице-премьер Аркадий Дворкович в воскресенье сообщил, что законопроект об НДД могут быть в течение нескольких дней вынести на заседание правительства. Пилотный проект введения НДД, который будет взиматься не с объемов нефти, а с денежного потока, т.е. с нефтяных доходов, по планам властей должен вступить в действие с 2018 года. Новый налог планируется исходно распространить на пилотные проекты разработки месторождений. По задумке Минфина, он должен, по сути, заменить экспортную пошлину.

«Если где-то деньги добавляются в бюджете, налоги, значит, где-то деньги убывают. Значит, предприятия будут платить. Раз предприятия будут платить, им надо будет где-то деньги искать. Где они их найдут? Если улучшат себестоимость производства? Вряд ли. Потому что давно бы уже улучшили, одномоментно это не сделается. Значит, только добавят цену», — сказал Федоров.

Для подсчета поступлений в бюджет от реализации НДД нужно рассмотреть правительственный законопроект, отметил Федоров. «До сих пор еще действует мораторий Путина на повышение налогов. Так что посмотрим со всех сторон», — сказал он. При этом депутат добавил, что введение НДД с намерением увеличить доходы бюджета уменьшит доходы от экспортной пошлины.

Действующий налоговый маневр для нефтяной отрасли предполагает поэтапное снижение ставки экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты в 2015–2017 годах, без налога на нефтяные доходы. Но в 2016 году ставка экспортной пошлины на нефть на 2016 год была заморожена на уровне 42% (вместо снижения до 36%).

На 2017 год маневр оставили без изменений и не стали внедрять НДД на нефтяные доход до 2018 года. Так, в соответствии с маневром, экспортная пошлина на мазут в России с 1 января 2017 года была повышена до 100% от экспортной пошлины на нефть. Были снижены ставка экспортной пошлины на нефть на 30%, ставки пошлин на светлые нефтепродукты (для бензинов и дизтоплива — до 30% от нефтяной к 2017 году, для нафты — до 55%).

Минфин предложил ввести налог на добавленный доход для нефтяных компаний

Минфин предложил ввести налог на добавленный доход (НДД) для пилотных месторождений нефти, следует из информации, опубликованной на Едином портале подготовке нормативно-правовых актов. Соответствующий законопроект был вынесен на публичное обсуждение.

Разработка законопроекта началась в исполнение поручения вице-премьера Аркадия Дворковича. Предполагаемый срок его вступления в силу — IV квартал 2015 года.

В министерстве отмечают, что данный проект закона направлен на совершенствование налогообложения доходов от добычи нефти «путем апробации налога, взимаемого с финансового результата организации, полученного при добыче углеводородного сырья на пилотных проектах по разработке углеводородного сырья, расположенных в новых регионах нефтедобычи, с различной степенью выработанности запасов полезных ископаемых».

Кроме того, в Минфине подчеркивают, что законопроект направлен на стимулирование освоения новых районов нефтедобычи, усиление заинтересованности нефтедобывающих организаций в рациональном освоении нефтезапасов и создании экономических условий для наиболее полной отработки запасов, а также улучшения инвестиционного климата в нефтяной отрасли. «При этом положения проекта федерального закона не должны негативно повлиять на формирование доходной части бюджетной системы Российской Федерации», — подчеркивается на сайте.

На сегодняшний день энергокомпании платят налоги на добычу ископаемых, налог на прибыль организаций и др. Форма налогообложения в виде НДД не предусмотрена.

Минфин подготовил законопроект о налоге на добавленный доход

Министерство финансов разработало законопроект о налоге на добавленный доход (НДД) в нефтяной отрасли, пишет газета «Ведомости».

Читайте так же:  Начисление пенсии по баллам формула

В распоряжении издания оказалась копия презентации с параметрами законопроекта, которую Минфин разослал компаниям и министерствам. Согласно законопроекту ставка НДД будет фиксированной на уровне в 70%. Налоговой базой станет расчетная выручка от добычи сырья минус расчетные транспортные затраты, экспортная пошлина и НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых), а также минус фактические операционные расходы (кроме транспортных) и капитальные вложения.

Как уточняют «Ведомости», взиматься НДД будет только тогда, когда окупятся все затраты компании, а также когда она получит фиксированную доходность по денежному потоку в размере 6%. НДД применяется и для старых и для новых месторождений, но исторические затраты учитываются только для новых — до года введения налога. Кроме того, сохранятся экспортная пошлина, налог на прибыль и НДПИ, но в измененном виде: стартовая ставка — 30%, а при достижении положительной базы по НДД она повышается до 40%.

Как отмечает издание, ограничение заключается в том, что все затраты с учетом убытков прошлых лет не должны превышать за период $20 за баррель. Федеральный чиновник, имя которого издание не называет, пояснил «Ведомостям», что они постепенно списываются и переносятся в базу будущего периода. По словам чиновника, этот законопроект хорошее предложение для нефтяников.

Как ранее писали «Ведомости», в мае президент «Роснефти» Игорь Сечин обратился в правительство с предложением поддержать НДД для новых и НФР (налог на финансовый результат) для выработанных месторождений.

Как ранее писал РБК, глава департамента экономики геологоразведки и добычи нефти и газа ЛУКОЙЛа Алексей Зиганшин говорил на слушаниях в Госдуме в марте, что, по расчетам его компании, в период с 2016-го по 2043 год только от внедрения НФР на шести предложенных ЛУКОЙЛом месторождениях (Лазаревское, Красноленинское, Нивагальское, Лас-Еганское, Имилорское, Апрельское в ХМАО) добыча нефти вырастет на 32,934 млн т, притом с 2016-го по 2020 год прирост составит 3,819 млн т, а доходы бюджета вырастут на 350 млрд руб.

Советник по GR генерального директора «Газпром нефти» Павел Карчевский рассказывал РБК, что из почти 5 тыс. скважин компании при действующей налоговой системе рентабельны лишь 1143. Он ожидает, что если налоговый эксперимент по предложенным компанией проектам внедрят с 2016 года, то к 2033 году при ценах на нефть $60 за баррель компания добудет на пилотных месторождениях 60 млн т нефти, а при сохранении НДПИ — только 40 млн т. Доходы государства в виде налогов при этом возрастут на 200 млрд руб.

Законопроект о налоге на добавленный доход для нефтяной отрасли отправился на рассмотрение в правительство

В правительство внесен законопроект о налоге на добавленный доход (НДД), сообщил вице-премьер РФ Аркадий Дворкович. При этом он добавил, что сам этот документ пока не видел, передает ТАСС.

В отличие от налога на добычу полезных ископаемых, НДД будет взиматься не с количества добытой нефти, а с дохода от продажи сырья за вычетом предельных расходов на добычу и транспортировку.

Проект предусматривает добровольный переход на НДД для двух групп пилотных проектов. Первая группа — это новые месторождения (гринфилды) в новых регионах, вторая группа — зрелые месторождения (браунфилды) в Западной Сибири с суммарной годовой добычей нефти по всем месторождениям не более 15 млн тонн.

Возможность изменения налогового режима нефтяной отрасли, напомним, обсуждается уже не один год. В пилотном режиме НДД должен начать работать с 2018 года.

Минфин уже давно отдает предпочтение НДД, объясняя, что это системное решение на долгосрочную перспективу. При этом параметры НДД согласованы между Минфином и Минэнерго.

Нефтяные компании представили свои предложения по реформе на совещании в Минэнерго в январе. «Роснефть», «Лукойл», «Сургутнефтегаз», «Татнефть» и Независимая нефтегазовая компания единогласно выступили против повышения НДПИ, при этом «Газпром нефть» готова к компромиссу. Все они сходятся во мнении, что им необходимо предоставить право добровольного выбора налогового режима в течение одного года с даты вступления в силу закона о новом налоге.

Компании также посчитали, что за 2010-2017 годы изменение налоговых условий уже привело к росту нагрузки на отрасль на 1,1 трлн рублей. Дискуссия обострилась, когда стало понятно, что ни одна из сторон не готова полностью согласиться на предложения другой. В середине февраля, правда, сообщалось, что разногласия были сняты.

По словам осведомленных источников, за индивидуальные льготы выступает «Роснефть». Крупнейшее нефтяное месторождение в России — Самотлорское, по ее мнению, не должно попадать под НДД, поскольку является обводненным.

Заявки на участие в пилотном проекте по переходу месторождений на налог на добавленный доход подали «Газпром нефть», «Лукойл», «Сургутнефтегаз» и «Русснефть». Все месторождения расположены в Западной Сибири, их совокупная добыча составляет около 7 млн тонн.

Госдума рассмотрит 3 апреля законопроект о налоге на добавленный доход

МОСКВА, 2 апреля. /ТАСС/. Госдума на пленарном заседании 3 апреля рассмотрит в первом чтении законопроект о налоге на добавленный доход (НДД) от добычи углеводородного сырья и ряд других налоговых законопроектов. Об этом заявил журналистам вице-спикер Госдумы Петр Толстой («Единая Россия») по итогам заседания Совета Думы.

Видео (кликните для воспроизведения).

«Завтра будет рассмотрен ряд важных, резонансных законов, в частности пакет законов, связанных с изменением налогообложения. Налог на добавленный доход, который касается нефтяной отрасли. Над ним два года комитет по бюджету вместе с правительством вел напряженную работу с привлечением экспертного сообщества, прошли дискуссии о том, чтобы сделать это налогообложение оптимальным, чтобы учесть все факторы, с которыми сталкиваются нефтедобывающие компании, в частности расходы на геологоразведку, другие расходы, и так далее. Завтра будет слушаться два варианта этих законопроектов и палата по ним будет принимать решение», — указал Толстой.

Госдума рассмотрит правительственный законопроект об НДД и внесенный Думой Ханты-Мансийского АО законопроект о налоге на финансовый результат в порядке, предусмотренном для альтернативных законопроектов.

Будет рассмотрен также пакет законопроектов, регулирующий налог на доходы, в частности освобождающий от НДФЛ выплаты пособия на рождение и усыновление ребенка, добавил депутат.

«Многим подобный налог кажется несправедливым, и я надеюсь, что завтра палата эту несправедливость сумеет устранить», — сказал он.

Законопроект о налоге на добавленный доход внесут в правительство в ближайшие дни

Работа над законопроектом о налоге на добавленный доход (НДД) почти завершена, сообщил Аркадий Дворкович.

По словам , недавно авторами законопроекта было получено заключение главного правового управления президента РФ. Поступило несколько замечаний, но они, отметил Дворкович, носят технический характер.

Читайте так же:  Пенсия с 63 лет последние новости

Поэтому сейчас ведется работа над устранением замечаний. Уже через несколько дней законопроект может быть вынесен на заседание правительства, передает ТАСС.

Отметим, что налог на добавленный доход в отличие от налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), будет взиматься не с количества добытой нефти, как сейчас, а с прибыли, накопленной за время разработки месторождения. То есть в начале освоения месторождения налоговая нагрузка будет минимальной, но по мере того, как добыча нефти увеличится, налог станет больше. Ранее в правительстве сообщали, что НДД заработает в пилотном режиме с 2018 года.

налог на добавленный доход

Минфин разрабатывает законопроект о налоге на добавленный доход для нефтяников

Минфин РФ разрабатывает проект Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ».

Уведомление об этом опубликовано на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения.

Федеральный закон направлен на совершенствование налогообложения доходов от добычи нефти путем апробации налога, взимаемого с финансового результата организации, полученного при добыче углеводородного сырья на пилотных проектах по разработке углеводородного сырья, расположенных в новых регионах нефтедобычи, с различной степенью выработанности запасов.

Правительство подготовит пилотные проекты по внедрению НДД в нефтяной отрасли

Сегодня в ходе заседания Правительства РФ премьер-министр Дмитрий Медведев поручил подготовить предложения о реализации «пилотных» проектов в нефтяной отрасли с использованием налога на добавленный доход.

В этой связи вице-премьер Аркадий Дворкович отметил: «Я не возражаю против «пилотов», но это работа на будущее поколение, а не на текущую ситуацию».

«Президент сказал о тех рисках, которые связаны с администрированием этого налога. В принципе это не исключает проведение «пилотов». Другое дело, что нельзя рассматривать это как панацею или какой-то рецепт для спасения ситуации, поскольку пилотный проект потребует нескольких лет. Пока не пройдет примерно 10 лет, не будет понятно, возможно администрировать нормально этот налог или это невозможно. Иначе это не будет реальным «пилотом», а будет демонстрацией возможности написать нормативно-правовой акт», — пояснил Аркадий Дворкович.

Министр финансов РФ Антон Силуанов сообщил, что введение НДД несет риски снижения поступлений в бюджет РФ.

«Что касается вопроса о введении НДД, то мы его неоднократно рассматривали. Здесь есть риски того, что на первых этапах действительно будет очень льготная конструкция для недропользователей, для предприятий, применяющих эту схему. Все затраты, которые будут отнесены на первый этап, так сказать, снизят финансовые поступления в бюджет. А потом, поскольку это длительный процесс, есть риски того, что эти затраты, которые уменьшили нам налогооблагаемую базу, они просто не восстановятся. Вот, собственно, наша позиция. Поэтому мы очень аккуратно всегда, осторожно относились к тому, чтобы вводить новации в налогообложении нефтяной отрасли», — заявил Антон Силуанов, передает «Интерфакс».

Правительство одобрило переход к налогу на добавленный доход

Министр энергетики РФ Александр Новак сообщил на ведомственной коллегии, что Правительство РФ поддержало запуск пилотных проектов по внедрению механизма налога на добавленный доход с 2015 года.

Министр пояснил, что первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов поддержал данное решение и правительство готовит изменения в законодательство.

В Минэнерго ожидают перехода на НДД или налог на финансовый результат к 2016 году, передает ИТАР-ТАСС.

Минэнерго рассчитывает ввести налог на добавленный доход для нефтегазовой отрасли к 2016 году

Заместитель министра энергетики РФ Кирилл Молодцов заявил накануне на конференции «Современная экономическая политика и ключевые точки роста российской нефтегазовой отрасли», что правительство в октябре обсудит переход на налог на добавленный доход.

Представитель Минэнерго пояснил, что в настоящее время активно ведтся работа по переходу на новую систему налогообложения. «Обсуждается с компаниями и органами власти. К октябрю будет, что обсудить по этому поводу», — сообщил Кирилл Молодцов.

В пресс-службе Министерства энергетики РФ сообщили также журналистам, что ведомство ожидает перехода на НДД, или налог на финансовый результат, уже к 2016 году, передает ИТАР-ТАСС.

Минэнерго добилось согласования нового нефтяного налога

Законопроект по налогу на добавленный доход (НДД) согласован правительством и в ближайшее время будет внесен в Госдуму, заявил министр энергетики Александр Новак в ходе Восточного экономического форума. Чтобы новый нефтяной налог вступил в силу с 2018 года, он должен быть до 1 декабря одобрен депутатами.

По словам господина Новака, принципиальное решение было принято на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича и речь идет лишь о технической доработке законопроекта. Ранее принятие документа оказалось под вопросом, поскольку Минэнерго и Минфин не успели подготовить его до 1 сентября — крайней даты внесения изменений в налоговую систему на будущий год. В результате Минэнерго предложило временно отменить соответствующую норму Бюджетного кодекса.

Действие НДД предполагается распространить на пилотные проекты в нефтяной отрасли с суммарной добычей около 15 млн тонн.

Кто ведет аппаратную борьбу вокруг НДД

Как ранее сообщали источники “Ъ”, Минфин намеренно затягивал согласование законопроекта, чтобы убедить Минэнерго пойти на уступки в отношении льгот для обводненных месторождений, грозящих значительным объемом выпадающих доходов бюджета. Весной ведомство господина Новака предложило распространить льготы по обводненности, на которые изначально претендовал только Самотлор «Роснефти», на месторождения других крупнейших компаний (см. “Ъ” от 15 августа).

Кто заинтересован в корректировке налогообложения

«Роснефть», которая уже более полугода пытается добиться льгот по обводненности для крупного Самотлорского месторождения, хочет получить их и по другому крупному активу. Как стало известно “Ъ”, теперь нефтекомпания просит правительство вдвое снизить ставку НДПИ на нефть для своей части Красноленинского месторождения с запасами 750 млн тонн. Эксперты, указывая на ситуацию с Самотлором, отмечают, что примеру «Роснефти» могут последовать и другие нефтекомпании.

Опасный эксперимент: чем плох налог на добавленный доход

В конце августа правительство поручило Минфину временно скорректировать норму Бюджетного кодекса, по которой новые налоговые законы должны быть приняты не менее чем за месяц до внесения в Думу проекта федерального бюджета (1 октября). Это позволит уже с 2018 года ввести налог на добавленный доход (НДД), который, в отличие от НДПИ, будет взиматься не с количества добытой нефти, а с доходов от ее продажи за вычетом расходов на добычу и транспортировку. НДД будет действовать на западносибирских месторождениях «Газпром нефти», «Сургутнефтегаза», ЛУКОЙЛа и «РуссНефти» с общей добычей около 7 млн т: эти компании подали заявки на участие в пилотном проекте.

Читайте так же:  Накопительная пенсия формирование инвестирование выплата

Стимул для расходов

Конфигурация НДД активно обсуждалась Минфином и Минэнерго в течение последних двух лет. В апреле реформа наконец была одобрена правительством. Однако в последний момент ее чуть было не сорвала еще одна налоговая новация: в июне Минэнерго внесло в правительство законопроект, по которому «Роснефть», ЛУКОЙЛ, «Сургутнефтегаз» и «Газпром нефть» могут получить право платить лишь половину НДПИ с добычи на обводненных месторождениях. Категорически против выступил Минфин: по его оценке, в случае принятия законопроекта федеральный бюджет в 2018 году потеряет свыше 150 млрд руб. доходов. В итоге решение по льготам не было принято.

Впрочем, риск снижения бюджетных доходов есть и в случае внедрения НДД. Базой для его взимания станет прибыль, а потому у компаний будут стимулы ее занижать. В Великобритании, где также действует НДД, эта проблема получила название gold plating («золочение»): компании стремятся раздувать издержки, правда, там с этим борются не только налоговики, но и акционеры, дивиденды которых зависят от рентабельности добычи. В России у акционеров зачастую мало реальных рычагов воздействия на менеджмент, причем не только у миноритарных, но даже у мажоритарных. Свидетельство тому — безуспешные попытки Росимущества заставить «Роснефть» направлять на дивиденды 50% чистой прибыли по МСФО — по итогам 2016 года компания согласилась заплатить лишь 35%.

Внедрение НДД будет сопровождаться отменой экспортных пошлин, поэтому реформа несет с собой еще один риск — снижение рентабельности нефтепереработки. Сейчас к пошлинам привязана внутрироссийская цена на нефть: она рассчитывается как экспортная цена минус пошлины и затраты на транспортировку. В случае отмены пошлин цена на нефть автоматически вырастет, что ударит по нефтеперерабатывающим заводам (НПЗ). Обнулится и таможенная субсидия (разница между более высокими пошлинами на нефть и более низкими на нефтепродукты), за счет которой НПЗ удается экспортировать нефтепродукты с низкой глубиной переработки.

В ответ Минфин предлагает ввести отрицательный акциз на нефть: НПЗ смогут получать вычет на сумму акциза, которую добывающие компании будут выставлять при продаже нефти. Однако размер компенсации переработчикам придется ежегодно выторговывать при утверждении бюджета, и не факт, что она не будет быстро отменена. На практике Минфин не очень благосклонен к любым компенсациям: например, в 2016 году правительство пошло на повышение НДПИ, но при этом отказалось от запланированного ранее снижения пошлин с 42 до 36% — рост налоговой нагрузки компаниям ничем тогда компенсирован не был. Наконец, реформа несет с собой еще один риск — сосуществования в отрасли двух налоговых режимов, что вряд ли добавит удобства как компаниям, так и регуляторам.

Впрочем, это не означает, что от изменений в налогообложении нефтянки следует полностью отказаться. Решения требует вопрос бессистемной выдачи льгот по НДПИ — на это отчасти и направлена реформа. За 2007–2015 годы доля льгот в сборах НДПИ выросла с 2 до 16% (оценка VYGON Consulting). Сюда относятся льготы и для шельфа, и для высоковязкой нефти, и для истощенных месторождений, и для трудноизвлекаемых запасов. Унифицировать их выдачу поможет автоматизация сбора информации с добывающих скважин. Такая автоматизация, к примеру, была проведена в алкогольной отрасли: с 2005 года информация о каждой произведенной в стране бутылке любого алкогольного напитка фиксируется в ЕГАИС.

Отменять нужно и экспортные пошлины, поскольку они консервируют отсталость российской нефтепереработки. Однако делать это надо лишь после 2021 года: к тому моменту, по данным Минэнерго, большинство компаний закончит программу модернизации НПЗ, потому им проще будет сохранить рентабельность в новых условиях. Постепенное обнуление пошлин вкупе с систематизацией льгот по НДПИ сделает систему налогообложения отрасли более нейтральной, при этом Минфин сможет минимизировать риск выпадения бюджетных доходов. В случае же с НДД этого риска не избежать, а потому эксперимент с его внедрением вряд ли окажется для отрасли последним.

налог на добавленный доход

В Налоговом кодексе появилась новая глава

Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон № 199-ФЗ, вносящий поправки в части первую и вторую Налогового кодекса.

Этим законом в НК добавлена новая глава 25.4 «Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья». Новый налог уже получил краткое наименование НДД.

Налоговым периодом является календарный год, отчетным — первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Налоговая ставка НДД составит 50%.

НДД будет распространяться на четыре группы месторождений:

  • первая группа — новые месторождения в Восточной Сибири с выработанностью до 5%.
  • вторая группа — месторождения, пользующиеся льготой по экспортной пошлине.
  • третья группа — действующие месторождения в Западной Сибири с выработанностью от 10% до 80% (при квоте на добычу не более 15 миллионов тонн).
  • четвертая группа — новые месторождения Западной Сибири с выработанностью менее 5% с совокупными запасами не более 51 миллиона тонн в год.

Федеральная налоговая служба уже начала разработку декларации по НДД.

ФНС приступила к разработке декларации по НДД

Законопроект о введении налога на добавленный доход для нефтяной отрасли (НДД) только недавно принят Госдумой в 3-ем чтении, а ФНС уже приступила к разработке соответствующей налоговой декларации.

Напомним, новый налог будет зависеть не от натуральных показателей нефти, как НДПИ, а от доходов нефтяников. Таким образом предполагают стимулировать разработку новых месторождений. Ставка НДД составит 50%.

На сайте проектов НПА опубликовано уведомление ФНС о начале разработки формы и электронного формата налоговой декларации по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.

Госдума приняла закон о налоге на добавленный доход и снижении акцизов на топливо

В нефтяной отрасли проведут эксперимент по введению налога на добавленный доход (НДД). Соответствующий закон, принят Госдумой в третьем чтении, сообщила «Парламентская газета».

Эксперимент по введению НДД продлится 5 лет и будет касаться 5 процентов месторождений в России. Новый налог будет зависеть не от натуральных показателей нефти, как НДПИ, а от доходов нефтяников. Таким образом предполагают стимулировать разработку новых месторождений. Новый налог отнесён к федеральным налогам, его ставка составит 50 процентов.

Закон также предполагает снижение акцизов на бензин класса 5 и дизельное топливо на 3700 и 2600 рублей на тонну. Снижение происходит «задним числом», с 1 июня 2018 года, и связано с необходимостью остановить рост цен на топливо.

Читайте так же:  Как списывается задолженность по алиментам

Депутаты приняли во втором чтении законопроект о новом налоге и снижении акцизов на топливо

Госдума приняла во втором чтении законопроект о введении налога на дополнительный доход (НДД) от добычи углеводородов и снижении акцизов на топливо. Третье чтение запланировано на 5 июля, пишет РИА Новости.

Налоговая ставка НДД составит 50%.

НДД будет распространяться на четыре группы месторождений.

Вторая группа — месторождения, пользующиеся льготой по экспортной пошлине.

Третья группа — действующие месторождения в Западной Сибири с выработанностью от 10% до 80% (при квоте на добычу не более 15 миллионов тонн).

Четвертая группа — новые месторождения Западной Сибири с выработанностью менее 5% с совокупными запасами не более 51 миллиона тонн в год.

Кроме того, по налогу на добычу полезных ископаемых с 1 сентября по 31 декабря текущего года предлагается увеличить с 1,4022 до 2,055 коэффициент, который характеризует экспортную доходность единицы условного топлива.

Во втором чтении законопроект дополнили нормами о снижении с 1 июня акцизов на бензин на три тысячи рублей за тонну, а на дизельное топливо — на две тысячи рублей от действующих ставок.

При этом акциз на бензин, который не соответствует пятому классу, сохраняется в размере 13,1 тысячи за тонну.

Акциз на дизельное топливо снижается до 5,665 тысячи рублей за тонну с 7,665 тысячи рублей.

Не успели: налоговая реформа в нефтяной отрасли отложена на год

Пилотный проект по переходу нефтяных месторождений с налога на добычу полезных исполняемых (НДПИ) на налог на добавленный доход (НДД) будет запущен не раньше 2019 года, рассказал журналистам первый замминистра энергетики Алексей Текслер.

По его словам, ведомства уже не успевают внести законопроект в Госдуму. Налоговый период по НДД будет равняться календарному году, а значит изменения в Налоговый кодекс должны быть внесены до 1 декабря, чтобы успеть вступить в силу с 1 января следующего года.

Ранее о возможном переносе на 2019 год запуска пилотного проекта по переходу нефтяников на НДД заявлял глава департамента налоговой и таможенной политики Минфина Алексей Сазанов.

Минфин и Минэнерго уже несколько лет обсуждают законопроект о введении НДД, пишет РБК. 1 октября вице-премьер Аркадий Дворкович говорил, что законопроект об НДД полностью готов и получил заключение главного правового управления администрации президента. Он отметил, что у ведомства есть технические замечания, которые можно устранить в течение нескольких дней и вынести законопроект на заседание правительства. А Сазанов из Минфина прогнозировал, что правительство может принять решение до конца октября.

Сейчас нефтяные компании платят НДПИ и экспортные пошлины, эти налоги взимаются с выручки. Реформа предполагает частичную замену НДПИ новым налогом — на добавленный доход. Ставка налога составит 50%, он будет взиматься с дохода от продажи нефти за вычетом экспортной пошлины, сниженного НДПИ, расходов на добычу и транспортировку. НДД должен был заработать с 2018 года в виде эксперимента для пилотных проектов.

Минфин и Минэнерго почти согласовали налоговую реформу для нефтяников

Министерства финансов и энергетики концептуально договорились о налоговой реформе нефтяной отрасли (переход с фиксированного НДПИ на налог на добавленный доход, НДД), сообщили газете «Ведомости» участники встречи из двух министерств.

Реформа коснется и новых месторождений в новых регионах (выше 65-й широты, первая группа), и старых (вторая группа; добыча не более 10 млн т в год – будет подготовлен список). Камнем преткновения был вопрос, все ли новые месторождения подпадают под реформу. Минэнерго настаивало на добровольном переходе на новый режим, Минфин был против. Во вторник на встрече чиновники Минэнерго наконец примирились с обязательностью реформы, рассказали чиновники, но только на условиях, уже согласованных с Минэнерго.

Условия таковы. Ставка НДД – 50%, вместо пошлины и НДПИ будет только НДПИ. При новых параметрах нагрузка от НДПИ для зрелых месторождений значительно снижается, а для новых со льготами – незначительно повышается.

Нефтяники, говорят чиновники, согласились по двум причинам. Во-первых, большой выигрыш для старых месторождений – по сути, квазильгота, бюджет теряет до 40 млрд руб. Во-вторых, на новых месторождениях выгодно менять льготы по пошлинам на НДД – велик шанс, что их вместе с самими пошлинами отменят, даже если не будет НДД.

Ускорение налогового маневра активно обсуждается, рассказывают три федеральных чиновника. Пошлины снижаются с 2015 г. (и соразмерно растет НДПИ), в 2017 г. по закону они упадут до 30%. Минфин хочет их обнулить – автоматически исчезнут и льготы. Нефтяникам нечего терять, констатирует консультант, участвующий в обсуждениях. В этом контексте НДД очень привлекательный вариант, уверен чиновник.

Маневр нужен Минфину: налоговая база НДПИ больше, а кроме того, пошлины искажают ценообразование – к ним по формуле привязана внутренняя цена на нефть. Обнуление снизит маржу НПЗ – обсуждаются компенсации. Но оно вряд ли будет до 2018 г., думает чиновник. Обсуждается и повышение НДПИ – оно может и совпасть, и не совпасть с обнулением пошлин.

Маневр нужен Минфину: налоговая база НДПИ больше, а кроме того, пошлины искажают ценообразование – к ним по формуле привязана внутренняя цена на нефть. Обнуление снизит маржу НПЗ – обсуждаются компенсации. Но оно вряд ли будет до 2018 г., думает чиновник. Обсуждается и повышение НДПИ – оно может и совпасть, и не совпасть с обнулением пошлин.

Представитель Минфина уже официально говорил «Ведомостям», что компенсировать выпадающие 40 млрд руб. будет повышение НДПИ на месторождениях, не подпавших под налоговую реформу. Повышение – почти решенный вопрос, оно может быть объявлено уже осенью, даже если НДД не будет, знает один из чиновников.

Нефтяников затягивают в рискованную игру с Минфином, у которого заведомо более сильная позиция: ситуация с бюджетом тяжелая, констатирует один из участников обсуждений в Минфине.

Видео (кликните для воспроизведения).

НДД хорош для всех, он увеличит и добычу, и – в итоге – налоги; главное, чтобы все эти маневры скрыто не увеличили нагрузку на отрасль, она и так запредельно высока, указывает Сергей Вахрамеев из GL Asset Management.

Налог на добавленный доход законопроект
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here