Содержание
- 1 VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2015
- 2 Налог на имущество организаций: проблемы и перспективы развития
- 3 Налог на имущество организаций проблемы
- 4 Налог на имущество организаций проблемы
- 5 Налогообложение имущества организации проблемы и пути их решения
- 6 Налог на имущество организаций: неожиданные проблемы
- 7 Налог на имущество организаций: практика и проблемы применения, пути реформирование.(8/2)
- 8 Современные проблемы налогообложения имущества организаций и возможные пути их решения.
VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2015
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ИМУЩЕСТВА ОРГАНИЗАЦИЙ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ.
Налог на имущество организаций относится к региональным налогам, устанавливается НК РФ, а также региональными законами. Налог на имущество вводится в действие в соответствии с законами субъектов РФ и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.
Актуальность выбранного нами вопроса напрямую связана с необходимостью рационализации, оптимизации и совершенствования использования движимым и недвижимым имуществом как для фискальной составляющей налоговых процессов, так и для возможности их прямого воздействия на экономическое развитие регионов России.
С целью совершенствования налога на имущество организаций планируется уделить особое внимание дисциплине, а также усовершенствованию норм об ответственности организаций, которые скрывают свое имущество от государственной регистрации и уклоняются от уплаты имущественных налогов. Такая проблема действительно стоит в Российской Федерации, что значительно тормозит экономическое развитие как страны в целом, так и отдельно взятые регионы. Ужесточение дисциплины способствует устранению этой проблемы, или как минимум, улучшению состояния. Также можно выделить достаточно низкую фискальную и регулирующую роль имущественных налогов.
Фискальная роль имущественных налогов в доходах бюджета России за последние годы не превышает 6%, тогда как в индустриальных странах эта цифра уже давно значительно выше.
Как считает Карпова Е.Н. [3], главной причиной недостатков имущественного налога является чрезмерная централизация налогово-бюджетной системы Российской Федерации, а соответственно, недостаточность ресурсов у региональных властей для осуществления регулирующих функций налогообложения.
Для устранения существующих недостатков проводится масштабная работа по улучшению налогового администрирования налогообложения имущества. Проводится переоценка объектов недвижимого имущества, устанавливаются единые методы для определения налоговой базы, а также вводятся повышенные ставки в отношении дорогостоящего имущества организаций.
В целях увеличения фискальной и регулирующей роли имущественных налогов планируется коренным образом изменить систему налогообложения имущества – то есть налог на недвижимость должен стать весомым источником доходов местных и региональных бюджетов Российской Федерации, а порядок и принципы его взимания должны стимулировать наиболее эффективное применение имущества.
На основании вышеизложенного, можно сделать краткий вывод. Совершенствование налога на имущество необходимо в масштабном плане, так как данный налог имеет значительные несовершенства и недостатки. Предложенные пути помогут усовершенствовать налоговую систему в целом, а также улучшить экономическое состояние РФ. Исходя из вышесказанного, налог на имущество организаций в РФ требует с законодательной и практической стороны урегулирования и усовершенствования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Налоговый кодекс Российской Федерации, [Электронный ресурс]. – М. , [2014] . – Режим доступа: информационно-правовая справочная система Консультант+.
Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утверждено приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н
Карпова Е. Н. Долгосрочная финансовая политика организации: Учебное пособие / Е.Н. Карпова, О.М. Кочановская, А.М. Усенко, А.А. Коновалов. — М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2014. — 208 с.
Налог на имущество организаций: проблемы и перспективы развития
Общая характеристика налога на имущество организаций. Анализ темпов роста и доля НИО в консолидированном бюджете Российской Федерации. Особенности проблем и перспектив развития налога на имущество организаций. Порядок определения налоговой ставки.
Рубрика | Финансы, деньги и налоги |
Вид | эссе |
Язык | русский |
Дата добавления | 25.04.2015 |
Размер файла | 19,5 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Кафедра «Налоги и налогообложение»
«Налог на имущество организаций: проблемы и перспективы развития»
гр. Вф2-1а Морозова Д.Д.
Налог на имущество организаций — это один из важнейших налогов Российской Федерации, который установлен федеральным законодательством. Этим налогом облагаются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе предприятия. Налог на имущество является одним из основных налогов субъектов Российской Федерации, поэтому он, наряду с налогом на прибыль, налогом на добавленную стоимость, другими видами налогов, обеспечивающими основные поступления в бюджеты различных уровней, требует особого подхода при его рассмотрении.
Налог на имущество организаций является ключевым налогом в системе имущественного налогообложения организаций. Его можно охарактеризовать как прямой, региональный, налог с юридических лиц, общий, имущественный.
Налог на имущество организаций был введен в России в 1992 году. Законодательные основы налогообложения имущества организаций закреплены главой 30 Налогового кодекса и законами субъектов Российской Федерации. При введении налога на территории соответствующего субъекта Федерации региональные органы власти определяют налоговую ставку в пределах, установленных Налоговым кодексом, порядок и сроки уплаты налога. Региональным органам власти также дано право предоставления дополнительных налоговых льгот помимо тех, которые предусмотрены на федеральном уровне.
1. Общая характеристика налога на имущество организаций
налог имущество ставка бюджет
Рассмотрим основные элементы налога на имущество организаций, которые подробно изложены в главе 30 НК РФ:
1) Порядок установления налога (Ст.372 НК РФ) — Налог на имущество организаций вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов РФ и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.
2) Налогоплательщики (Ст.373 НК РФ) — Организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения.
3) Объект налогообложения (Ст.374 НК РФ) — Для российских организаций — движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств.
4) Налоговая база (Ст.375, 376 НК РФ) — Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При этом имущество учитывается по остаточной стоимости.
5) Налоговый период (Ст.379 НК РФ) -Налоговый период: календарный год. Отчетные периоды: первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
6) Налоговые ставки (Ст.380 НК РФ) — Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2%.
7) Налоговые льготы (Ст.381 НК РФ) — При установлении налога законами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
8) Порядок исчисления налога (Ст.382 НК РФ) — Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение налоговой ставки и налоговой базы за налоговый период.
9) Уплата налога и отчетность (Ст.383 НК РФ) — Налог и авансовые платежи подлежат уплате в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога за год.
1.1. Темпы роста и доля НИО в консолидированном бюджете РФ
Налог на имущество организаций относится к региональным налогам и является стабильным источником доходов бюджетов Российской Федерации. По сравнению с 2011 годом его доля поступления значительно возросла, что видно из приведенной ниже таблицы.
По данным ФНС России
В млрд. руб.2012г.
консолиди-рованные бюджеты субъектов Российской Федерации
консолиди-рованные бюджеты субъектов Российской Федерации
Из них налог на прибыль организаций
Таким образом, в 2012 году поступило 2355,4, что больше на 3,7% по сравнению с 2011 годом. По итогам 2012 года совокупная доля налогов на имущество в структуре налоговых доходов консолидированного бюджета РФ составила 21,5 %.
2. Проблемы и перспективы развития налога на имущество организаций
На сегодняшний день существует ряд проблем, связанные с налогообложением НИО. Рассмотрим некоторые из них.
Налоговой базой НИО признается среднегодовая стоимость имущества, которое является объектом налогообложения. В расчет берется его остаточная балансовая стоимость, которая, по подсчетам Министерства экономического развития РФ, существенно отличается от рыночной стоимости. Данная ситуация не изменилась и в настоящий момент. Для решения данной проблемы готовится новый законопроект о новых правилах налогообложения для собственников торговых и офисных центров площадью более 5 тысяч квадратных метров. В соответствии с этим документом, с 1 января 2014 года, когда закон может вступить в силу, налог составит до 0,9 процента от кадастровой стоимости объектов недвижимости, что означает некоторое увеличение по сравнению с 2,2%, которые сейчас рассчитываются от балансовой стоимости.
Одной из важных проблем также является тот факт, что налог на имущество организаций носит статус регионального налога, что противоречит задаче формирования условий введения налога на недвижимость и делает эту перспективу достаточно неопределенной. Так, определение этого налога к региональным, а налога на имущество физических лиц и земельного налога — к местным является преградой для налогообложения недвижимости как единого комплекса. По своему характеру налог на недвижимость должен быть местным налогом, способствующим более рациональному использованию имущества. На в дальнейшим предполагается замена регионального налога на имущество организаций, местных налогов на имущество физических лиц и земельного налога единым местным налогом на недвижимость.
Таким образом, система налогообложения НИО не идеальна и требует реформирования.
Налог на имущество организаций является одним из основных налогов субъектов Российской Федерации, поэтому его проблемы развития и реформирования, наряду с налогом на прибыль, налогом на добавленную стоимость, другими видами налогов, обеспечивающими основные поступления в бюджеты различных уровней, необходимо рассматривать отдельно. Более того налог на имущество организаций занимает центральное место в системе имущественного налогообложения России и вызывает определенный интерес в свете возможных изменений в порядке расчета и уплаты данного налога.
1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Москва: Проспект, КноРус, 2013
2. Налоги и налоговая система Российской Федерации: Учебное пособие для бакалавров/ под науч. ред. Л.И. Гончаренко. — Москва: ИНФРА-М, 2009.
3. Официальный сайт Росстата: http://www.gks.ru/
4. Официальный сайт ФНС: http://www.nalog.ru/
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Характеристика налога на имущество организаций. Порядок определения налоговой базы по налогу на имущество организаций. Порядок исчисления и уплаты налога на имущество организаций. Порядок и сроки подачи налоговой декларации. Налог и авансовые платежи.
контрольная работа [36,5 K], добавлен 13.12.2014
Общая характеристика, порядок определения и методика исчисления налога на имущество организаций. Изучение процедуры отражения налога на имущество организаций в бухгалтерском и налоговом учете. Организация проверок по налогу на имущество организаций.
курсовая работа [52,7 K], добавлен 11.01.2012
Исследование экономической сущности налога на имущество организаций. Налогоплательщики и налогооблагаемое имущество организаций. Формирование объекта налогообложения и определение налоговой базы по налогу на имущество организаций. Анализ применения льгот.
курсовая работа [42,1 K], добавлен 01.12.2014
Экономическая сущность налога на имущество организаций, плательщики и объект налога на имущество организаций. Определение налоговой базы и налоговые льготы. Особенности расчета данного налога, действующие ставки, влияние на финансовые результаты.
курсовая работа [51,5 K], добавлен 17.03.2012
Понятие налога на имущество организаций. Налогоплательщики налога на имущество организаций. Освобождение от обязанностей налогоплательщика. Расчет налога, объект налогообложения. Расчет налоговой базы. Порядок и сроки уплаты налога, льготы по налогу.
курсовая работа [59,8 K], добавлен 23.01.2011
Нормативно-правовая база налогообложения налога на имущество организаций. Сущность налога на имущество и его значение в экономике страны. Формирование налоговой базы по налогу на имущество организации, порядок его исчисления и уплаты, применение льгот.
курсовая работа [132,7 K], добавлен 14.05.2014
Характеристика налога на имущество. Налогоплательщики и налогооблагаемое имущество. Правила формирования объекта налогообложения и налоговой базы. Льготы по налогу. Исчисление и уплата налога на имущество. Перспективы развития налогообложения имущества.
контрольная работа [23,2 K], добавлен 17.10.2012
Налог на имущество организаций — один из налогов налоговой системы Российской Федерации, установленный федеральным законодательством. Он занимает центральное место в системе имущественного налогообложения России. Исчисление и уплата налога на имущество.
курсовая работа [27,7 K], добавлен 13.11.2010
Понятие налога на имущество организаций и объекты налогообложения, определение ставки и периода, проведение вычетов и исчислений. Проблемы управления налогом на имущество организаций в региональных бюджетах субъектов, совершенствование данного процесса.
курсовая работа [114,0 K], добавлен 06.04.2015
Сущность и значение налога на имущество организаций, проблемы и практическое применение. Формирование объекта налогообложения и определение налоговой базы. Понятие налоговых льгот, суть декларации. Особенности порядка исчисления и уплаты налога в бюджет.
курсовая работа [67,3 K], добавлен 10.12.2010
Налог на имущество организаций проблемы
Налог на имущество организаций считается одним из региональных налогов субъектов Российской Федерации. Порядку обложения налогом на имущество посвящена 30 глава Налогового кодекса, в эту главу были внесены значительные изменения, которые вступили в силу в 2014 году.
Налог на имущество организаций относится к региональным налогам , устанавливается НК РФ , а также региональными законами. Налог на имущество вводится в действие в соответствии с законами субъектов РФ и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.
Актуальность выбранного нами вопроса напрямую связана с необходимостью рационализации, оптимизации и совершенствования использования движимым и недвижимым имуществом как для фискальной составляющей налоговых процессов, так и для возможности их прямого воздействия на экономическое развитие регионов России.
С целью совершенствования налога на имущество организаций планируется уделить особое внимание дисциплине, а также усовершенствованию норм об ответственности организаций, которые скрывают свое имущество от государственной регистрации и уклоняются от уплаты имущественных налогов. Такая проблема действительно стоит в Российской Федерации, что значительно тормозит экономическое развитие как страны в целом, так и отдельно взятые регионы. Ужесточение дисциплины способствует устранению этой проблемы, или как минимум, улучшению состояния. Также можно выделить достаточно низкую фискальную и регулирующую роль имущественных налогов.
Фискальная роль имущественных налогов в доходах бюджета России за последние годы не превышает 6%, тогда как в индустриальных странах эта цифра уже давно значительно выше.
Как считает Карпова Е.Н. [3], главной причиной недостатков имущественного налога является чрезмерная централизация налогово-бюджетной системы Российской Федерации, а соответственно, недостаточность ресурсов у региональных властей для осуществления регулирующих функций налогообложения.
Для устранения существующих недостатков проводится масштабная работа по улучшению налогового администрирования налогообложения имущества. Проводится переоценка объектов недвижимого имущества, устанавливаются единые методы для определения налоговой базы, а также вводятся повышенные ставки в отношении дорогостоящего имущества организаций.
В целях увеличения фискальной и регулирующей роли имущественных налогов планируется коренным образом изменить систему налогообложения имущества – то есть налог на недвижимость должен стать весомым источником доходов местных и региональных бюджетов Российской Федерации, а порядок и принципы его взимания должны стимулировать наиболее эффективное применение имущества.
На основании вышеизложенного, можно сделать краткий вывод. Совершенствование налога на имущество необходимо в масштабном плане, так как данный налог имеет значительные несовершенства и недостатки. Предложенные пути помогут усовершенствовать налоговую систему в целом, а также улучшить экономическое состояние РФ. Исходя из вышесказанного, налог на имущество организаций в РФ требует с законодательной и практической стороны урегулирования и усовершенствования.
Налог на имущество организаций проблемы
На современном этапе развития налоговой системы России, наблюдается тенденция к увеличению видов налогов, более подробной регламентации прав и обязанностей субъектов налогового права при их реализации. Налог на имущество организаций занимает одно из важных мест в системе имущественного налогообложения России и вызывает определенный интерес в свете возможных изменений в порядке расчета и уплаты данного налога на основе зарубежного опыта, а также изменений, ожидаемых в области замены налога на имущество юридических и физических лиц, а также земельного налога на налог на недвижимость.
Налог на имущество организаций является основным налогом субъектов Российской Федерации, поэтому он, наряду с налогом на прибыль, налогом на добавленную стоимость, другими видами налогов, обеспечивающими основные поступления в бюджеты различных уровней, требует особого подхода при его рассмотрении.
Введение налога на имущество:
– задачи, связанные с освобождением от неиспользуемого имущества для организаций и предприятий;
– финансовые показатели, которые обеспечивают бюджеты регионов для определенных расходов.
На самом деле, данный налог сложно обозначить как налог, приносящий доходы. Возможно, это связано с произвольной, часто расширительной трактовкой терминологии закона, что приводит к грубым ошибкам и налоговым правонарушениям.
Налог на имущество организаций устанавливается Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку, порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности по налогу. Так же при установлении этого налога, могу быть установлены льготы, которые тоже учитываются при уплате налога.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 процента (ст. 380 НК РФ).
Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения. Плательщиками налога являются организации, которые имеют в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ. Объектом налога на имущество являются движимое и недвижимое имущество, оно может находиться как в собственности у предприятия, а также может быть под временным владением.
Так же плательщиками данного налога, могут быть иностранные банки, российские банки, которую осуществляют свою деятельность, имеющие свою имущественную недвижимость в экономической зоне РФ. Для иностранных банков, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации через постоянные представительства, в качестве объекта налогообложения выступают объекты движимого и недвижимого имущества, относящиеся к основным средствам.
Налоговая база по налогу на имущество организаций (в том числе банков) устанавливается как среднегодовая стоимость имущества, определяемая исходя из его остаточной стоимости.
В отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, в качестве налоговой базы признается инвентаризационная стоимость указанных объектов по данным органов технической инвентаризации.
Налоговым периодом является календарный год, отчетными – квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Льготы по налогу на имущество – это освобождение отдельных категорий налогоплательщиков от уплаты налога, полностью либо частично. Лица, которым могут быть предоставлены льготы являются юридические и физические лица. Налоговые льготы могут быть предоставлены как по одному, так и по нескольким налогам и сборам. Налогоплательщики имеют право отказаться от данной привилегии, либо могут приостановить процесс предоставления льгот на один или несколько налоговых периодов. Ст.381 НК РФ установлены налоговые льготы по уплате налога на имущество организаций.
Установление дифференцированных размеров налоговых ставок по отдельным категориям как имущества, так и налогоплательщиков отнесено к компетенции органов субъектов Российской Федерации.
Несомненно, что налог на имущество может значительно увеличить налоговую нагрузку предприятия, особенно если существенную часть его имущества составляют дорогостоящие основные средства или нематериальные активы.
Однако большинством льгот по налогу на имущество, установленных законодательством, могут воспользоваться лишь фирмы, которые занимаются специфическими видами деятельности. Несмотря на все это, актуальным является процесс оптимизации налогообложения. Начало этому берет налоговое планирование и подразумевает в этом целостную разработку ситуационных схем оптимизации налоговых платежей и организацию системы налогообложения для своевременного анализа налоговых последствий различных управленческих решений.
При этом, налоговая оптимизация может быть как перспективной, еще ее называют стратегической, так и по отдельным операциям. Многие налогоплательщики путают налоговую оптимизацию с уклонением от уплаты налогов, что не следует делать, потому что это совершенно разные вещи.
Уклонение от уплаты налогов – это нелегальный путь уменьшения налоговых обязательств, основанный на уголовно наказуемом сознательном использовании методов сокрытия учета доходов и имущества от налоговых органов, а также искажения бухгалтерской и налоговой отчетности.
Налоговое же планирование заключается в разработке и внедрении различных законных схем снижения налоговых отчислений, за счет применения методов стратегического планирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
В условиях жестокой фискальной политики российского государства на фоне продолжающего экономического кризиса и сокращения материального производства налоговое планирование позволяет предприятию выжить.
Под налоговым планированием понимаются способы выбора «оптимального» сочетания построения правовых форм отношений и возможных вариантов их интерпретации в рамках действующего налогового законодательства.
Не может быть оспорено и право каждого субъекта предпринимательской деятельности выбирать любые предусмотренные законом правовые формы хозяйственной деятельности таким образом, чтобы обеспечить наиболее приемлемый для данного предприятия режим налогообложения и оптимальный уровень налоговых платежей.
Планирование налоговых платежей в рамках налогового планирования позволит предприятиям более эффективно управлять имеющимися ресурсами.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Задача налогового планирования – организация системы налогообложения для достижения максимального финансового результата при минимальных затратах. Комплексное налоговое планирование является частью финансового планирования на предприятии.
Оптимизация налогообложения предприятия, разработка отдельных схем минимизации налогов применительно к конкретному виду деятельности или определенной организационно-правовой форме позволит сократить налоговые платежи и освобожденные средства можно инвестировать, например, в развитие бизнеса.
Эффективность приобретает налоговое планирование на этапе, когда формируется организация бизнеса, так как наилучшим методом является изначально грамотный подход определения организационно-правовой формы предприятия, места регистрации и ее организационной структуры. Организация налогового планирования в процессе функционирования предприятия необходима при оформлении договорных отношений с поставщиками и заказчиками, осуществлении хозяйственных операций и т. д. Налоговое планирование является неотъемлемой частью процесса создания, реорганизации, ликвидации предприятия, преобразования, слияния и т. п.
Налоговая оптимизация по какому-либо налогу – это, в сущности, решение математической задачи.
На первом этапе определяется сущность этого налога, то есть определяются все условия, при которых возникает обязанность уплачивать этот налог. После этого определяются направления, по которым возможно уменьшение налога либо назначение определенных льгот.
Далее , исходя из этих направлений, рассматриваются все способы (применение договоров, учетной политики, разных категорий налогоплательщиков, льгот, разных ставок по налогу и т.д.), по которым возможна оптимизация налога.
Итогом этой работы является выбор только тех способов оптимизации, которые позволяют уменьшить совокупное налогообложение налогоплательщика в зависимости от принятой им стратегии.
Налог на имущество является одним из самых проблемных для налогоплательщика обременений, и сложность его оптимизации заключается в том, что он является «прямым» налогом, то есть обложение им не предусматривает возможности уменьшения его на суммы каких-либо вычетов.
В сущности, очевидно, что данный налог является достаточно высоким. Так, организация, обладающая основными средствами на сумму 100 млн. рублей обязана (если не брать в расчет амортизацию) уплачивать по большинству субъектов РФ 2,2 млн. рублей в год с данного имущества.
При этом отягощает данный налог и тот факт, что он взыскивается и с транспортных средств, что не вполне справедливо по отношению к налогоплательщику, уплачивающему с них еще и транспортный налог. По сути, это двойное налогообложение одних и тех же объектов налогового учета.
В связи с изложенным, оптимизация данного налога является на сегодняшний день единственным эффективным способом его снижения.
Налогообложение имущества организации проблемы и пути их решения
Какие проблемы возникают при налогообложении имущества организаций, и пути их решения.
Споры, возникающие при налогообложении имущества организаций, решаются в вышестоящем налоговом органе или в суде. Ознакомиться с судебной практикой по данному очень обширному вопросу Вы можете в Интернете на сайтах арбитражных судов .
Налог на имущество организаций: неожиданные проблемы
23 мая в конференц-зале Отеля Hilton Garden бухгалтера г. Калуги совместно с Антошиной Ольгой Александровной собрались, чтобы разобраться в тонкостях учёта основных средств, а также разобрали неожиданные проблемы, встречающиеся в налогообложении имущества.
Лектор семинара — Антошина Ольга Александровна (г. Москва) — кандидат экономических наук, член Экспертного совета по совершенствованию налогового законодательства, практикующий аудитор, главный методолог аудиторской компании, налоговый консультант, сертифицированный бухгалтер-практик SIP/SIPA, бизнес-тренер по программам МБА, действительный член ИПБ России.
Консультационный семинар «Основные средства: тонкости учета. Налог на имущество организаций: разбираем неожиданные проблемы» был организован центром профессионального развития ГК «Земля-СЕРВИС».
Как отметили его участник, встреча получилась информативной, затронула актуальные вопросы, с которыми бухгалтер сталкивается в своей повседневной профессиональной деятельности: учет основных средств, способы нивелирования разниц, отражение в декларации федеральных и региональных льгот, амортизационные группы и необлагаемые объекты.
Были освещены новые изменения в законодательстве, которые специалистам необходимо знать, понимать и главное — грамотно применять, чтобы избежать ошибок и успешно проходить любые проверки контролирующих органов.
Также участники семинары отметили его «живость»: они смогли задать свои вопросы, которые были подготовлены заранее, либо те, которые у них появлялись по мере углубления в заявленную тему.
Отзывы участников семинара:
Лапина О.А., бухгалтер: «Семинар проходил в хорошей обстановке, были получены ответы на все интересующие вопросы и даже более того. Лектор замечательно построил лекцию, присутствовала форма диалога. Материал доносился очень доходчиво с использованием всех пояснений и разъяснений, касательно действующего законодательства. С радостью буду в дальнейшем посещать Ваши семинары».
Верхоламова Е.Н., бухгалтер: «Разобраны актуальные вопросы и проблемы. Вся информация, представленная на семинаре, рассказана доступным и понятным языком. Семинар прошел в режиме диалога с аудиторией».
Афонина З.Н., заместитель главного бухгалтера: «Весь материал семинара был изложен четко и понятно. Выражаю огромную благодарность лектору Ольге Александровне за предоставленный материал по ОС»
Налог на имущество организаций: практика и проблемы применения, пути реформирование.(8/2)
Налог на имущество организаций является основным налогом субъектов Российской Федерации, поэтому ему необходимо уделить важное внимание, так как данный налог обеспечивает значительные поступления в бюджеты разных уровней субъектов Российской Федерации. Установление данного налога продиктовано главой 30 НК РФ и законами субъектов Российской Федерации и является обязательным к уплате на территории субъектов данной страны.
Законодательные органы субъектов Российской Федерации при установлении налога определяют объект налогообложения, налоговую базу, налоговую ставку, порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности по налогу. Так же при установлении этого налога, могу быть определен перечень льготы, которые тоже учитываются при уплате налога.
Налоговым периодом по налогу является календарный год, а отчетным периодом – первый квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года.
Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, установленные законами субъектов Российской Федерации. В течение налогового периода налогоплательщики оплачивают авансовые платежи по налогу, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное. По окончании налогового периода налогоплательщики оплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 382 Налогового Кодекса.
Налогоплательщиками налога на имущество признаются:
— иностранные организации, осуществляющие свою деятельность через постоянное представительство и (или) владеющие в собственности недвижимым имуществом на территории РФ.
Объектом налогообложения для российских организаций, в соответствии со статьей 374 НК РФ, признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств.
Налоговые ставки установлены законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2% (ст. 380 НК РФ). Позволяется установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категории налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Налоговая база определяется налогоплательщиками самостоятельно.Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации
Налог на имущество организаций является одним из самых проблемных для налогоплательщиков, поэтому на сегодняшний день имеет множество нерешенных проблем, затрагивающих порядок исчисления и уплату данного налога.
Вследствие этого, актуальность приобретает процесс оптимизации налогообложения, который строится на налоговом планировании и подразумевает под собой разработку и внедрение различных ситуационных схем оптимизации налоговых платежей, и организацию системы налогообложения для своевременного анализа налоговых последствий разных управленческих решений. Планирование налоговых платежей в рамках налогового планирования позволяет предприятиям более эффективно распоряжаться своими ресурсами.
На начальном этапе определяются все условия, при которых возникает обязанность уплачивать этот налог. После устанавливаются направления, по которым можно снизить налог либо назначение определенных льгот. Затем, опираясь на выбранные направления, анализируются все способы, по которым возможна оптимизация налога.
Сложность его оптимизации состоит в том, что он является «прямым» налогом, то есть обложение им не предусматривает возможности уменьшения его на суммы каких-либо вычетов.
Разумеется, что налог на имущество может значительно повысить налоговую нагрузку организации, особенно если большую часть его имущества составляют дорогие основные средства или нематериальные активы. Однако, льготами по налогу могут пользоваться лишь те организации, которые занимаются характерными видами деятельности.
Также налогоплательщику доставляет неудобство тот факт, что налог на имущество и то что он взымается еще и с транспортных средств является для него двойным налогообложением для одних и тех же объектов налогового учета.
Значительные проблемы предстоят налогоплательщику при определении состава имущества, стоимость которого должна быть включена в налоговую базу при исчислении налога на имущество.
Очень часто, налоговые органы, проводя выездные налоговые проверки, доначисляют организациям налог на имущество из той части запасов и затрат, которая отражалась на счете «08» бухгалтерского учета. При этом, налоговые органы, не уделяют внимания периоду, за который совершается доначисление налога. Статья 2 Закона «О налоге на имущество» определяет, что налогом облагаются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе плательщика. Вместе с этим законодатель не приводит достаточных данных, которые помогают определить конкретный размер налоговой базы, а именно, остатки по каким счетам бухгалтерского учета нужно включать в расчет налоговой базы. Изменения, дополняющие перечень счетов счетом «08 Капитальные вложения», были добавлены в Инструкцию только от 20.08.2001 г. поэтому, до указанной даты налоговые органы не могут потребовать исчисления налога на имущество с остатков по счету «08».
Также стоит обратить внимание на отсутствие в Законе «О налоге на имущество» определенного срока представления налоговой декларации (расчета) по налогу. Такой срок установлен как срок для представления в налоговые органы квартальной и годовой бухгалтерской отчетности.
Статьей 119 Налогового кодекса РФ предусмотрена ответственность за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета. При совершении такого правонарушения налогоплательщик может быть представлен к ответственности, если же срок представления налоговой декларации законом не установлен, то ответственность применена быть не может.
Налоговые органы нередко ссылаются на то, что Законом «О налоге на имущество» установлен срок уплаты налога, а, значит, и налоговая декларация должна быть представлена не позднее данного срока. Срок уплаты налога относится к основным элементам налогового обязательства и в случае нарушения сроков исполнения обязанности по уплате налога налогоплательщик должен заплатить надлежащую сумму пени.
Таким образом, установление в законе срока уплаты налога не несет за собой автоматического установления срока представления налоговой декларации.
В связи с изложенным, оптимизация данного налога является на сегодняшний день единственным эффективным способом его снижения.
Физическое лицо (налоговый резидент РФ) в ноябре 2016 приобрело квартиру в Санкт-Петербурге за 5500 000 руб. В марте 2017 подало декларацию за 2016 г. в налоговый орган с просьбой о предложении имущественного налогового вычета. В декларации указаны следующие показатели: совокупный доход – 490 000 руб., сумма удержанного налога на доходы физического лица – 63 700 руб. Налоговый орган подтвердил право налогоплательщика на максимальный размер имущественного вычета.
Задание: определить
1) величину имущественного налогового вычета и размер налоговой базы за 2016 г.;
2) сумму возвращаемого лицу налога общую и за 2016г.;
Современные проблемы налогообложения имущества организаций и возможные пути их решения.
ТЕМА 12 — Направления совершенствования действующего порядка налогообложения имущества организаций и физических лиц
1. Выявить проблемы действующей системы налогообложения имущества организаций и
2. Сформулировать рекомендации по совершенствованию действующего порядка
налогообложения имущества организаций и физических лиц.
Содержание:
1. Современные проблемы налогообложения имущества организаций и возможные пути их решения.
2. Актуальные проблемы в области налогообложения имущества физических лиц и возможные пути их решения.
Березин, М.Ю. Налогообложение недвижимости / М.Ю.Березин. — М.: Финансы и статистика, 2003. — 368с.
2. Горемыкин, В.А. Экономика недвижимости: учебник для вузов / В.А.Горемыкин. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Дашков и К, 2003. — 836с.
3. Владимиров, В.В. Экономика недвижимости: учеб. — метод, пособие для вузов / В.В.Владимиров, М.Г.Лапаева. — Оренбург: ГОУ ОГУ, 2006. — 109с.
4. Ресурсные и имущественные налоги, сборы и платежи: итоги и перспективы / М.М.Юматов // Налоговая политика и практика. — 2007. — №2
5. Оптимизация управления недвижимым имуществом / В.Б.Аристова // Имущественные отношения в России. — 2007. — №3
6. Налогообложение в России: тенденции и перспективы / Е.Е.Смирнов // Налогообложение, учет и отчетность в страховой компании. — 2007. — №6
7. Совершенствование технологий формирования кадастра объектов недвижимости / А.А.Варламов, И.А.Грачев, В.П.Селезнев // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. — 2007. — №5
Современные проблемы налогообложения имущества организаций и возможные пути их решения.
Цель совершенствования действующей системы налогообложения имущества юридических и физических лиц — обеспечение максимального соответствия механизма налогообложения недвижимости объективно изменяющимся экономическим, политическим и социальным условиям с учетом реализации соответствующих функций в механизмах их исчисления и уплаты, согласования интересов государства и налогоплательщиков, а также обеспечение перехода к единому налогу на недвижимость при соблюдении организационно-экономических условий реализации модели нового налога.
Недостаток действующего налога на имущество организаций — применение единой ставки данного налога во всех отраслях экономики, т.к.:
2. уравнивание предприятий при исчислении и уплате налога на имущество существенно сокращает возможности накопления собственных ресурсов для осуществления инвестиций.
Для преодоления такой ситуации при расчете ставки налога на имущество разными авторами предлагаются следующие показатели:
— рентабельность производства, рассчитываемую как отношение прибыли организации к стоимости основных средств (Балацкий Е.)
— ставку налога на прибыль и показатель срока полезного использования (Скворцов О.В.) .
— ставку налога на прибыль и показатели отраслевой рентабельности (Гаджиев)
-базовую ставку налога на имущество и поправочные коэффициенты, учитывающие отрасль (вид деятельности) данной организации, а также тип имущества, в основу расчета которого положено сопоставление общероссийского уровня рентабельности внеоборотных активов и рентабельность этих активов по отдельным отраслям. (Смирнов Д.А.).
Обобщая существующие в науке авторские подходы расчета оптимальной величины ставки налога на имущество организаций, можно отметить, что каждый из них не лишен экономического смысла, однако существует, на наш взгляд, один присущий всем недостаток. Очевидно, что использование в качестве критерия дифференциации большинством авторов показателя рентабельности не оправдано, т.к. более рентабельные предприятия будут испытывать большое налоговое давление, следовательно, будет происходить дестимулирование наиболее эффективных производств. Дифференциация ставок имущественного налога будет способствовать лишь закреплению существующей нерациональной структуры экономики.
Таким образом, следует отметить, что попытка экономистов рассчитать оптимальную величину максимальной ставки налога на имущество для экономики в целом является чрезвычайно сложной. Оптимальный размер такой ставки зависит от экономической и политической ситуации в стране и регионе.
Ставки налогов, уровень налоговых поступлений и налоговый потенциал региона существенно влияют на инвестиционную деятельность и, соответственно, на возможности и качество экономического развития региона. Поэтому формирование бюджетов всех уровней должно базироваться на научном прогнозе доходной части бюджета, построенном на объективных экономических законах. Такое прогнозирование, учитывающее связь между ростом инвестиций, которого пытаются достичь региональные власти, и фискальной политикой, реализуемой региональными властями, может сделать бюджет исполнимым, а ставки региональных налогов и региональную фискальную политику превратить из инструмента давления на инвестиции в инструмент стимулирования их роста. А так как в полномочиях региональных органов власти имеется инструмент регулирования инвестиционной активности в регионе — налоговые льготы, то необходимо использовать его эффективнее.
Помимо постоянно действующих налоговых льгот существует механизм предоставления индивидуальных налоговых льгот отдельным плательщикам. Подобные льготы носят целевой характер, то есть предоставляются для реализации конкретных инвестиционных программ и проектов.
В условиях ограниченности материальных и финансовых ресурсов государство должно поддерживать только те предприятия, которые, использовав государственную поддержку и одновременно осуществив на ее основе комплекс организационно-технических мероприятий, способны добиться увеличения объемов и повышения качества выпускаемой продукции.
Такие предприятия могут обеспечивать в дальнейшем наращивание поступлений в бюджет в объеме, превосходящем размер оказанной государственной поддержки.
Такой подход к предоставлению налоговых льгот может нарушить базовый принцип построения современных систем налогообложения — равный подход ко всем категориям налогоплательщиков. Поэтому для оценки целесообразности предоставления налоговых льгот индивидуальным плательщикам тщательно анализируются предоставляемые ими расчеты. Особое внимание уделяется таким аспектам, как: порядок и сроки компенсации выпадающих доходов бюджета; достижение конкурентных преимуществ выпускаемой продукции; социальный эффект.
Стимулирование инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов путем предоставления налоговых льгот с целью снижения налоговой нагрузки призвано обеспечить рост величины собственных средств предприятия. Таким образом, можно сформировать условия для самофинансирования инвестиционной деятельности за счет высвобождающихся средств.
Действующий уровень предельной ставки по налогу на имущество организаций в России (2,2 %) далек от своего нормального (оптимального) уровня. Для сравнения отметим, что в европейских странах, например, средняя ставка налога на имущество составляет 0,4 %. Другой пример — в бывшем СССР в силу оторванности механизма взимания платы за фонды от фактически полученной предприятиями прибыли, от взносов этого платежа в бюджет освобождались целые отрасли и подотрасли производящих сфер экономики, поскольку они были не в состоянии заплатить даже минимальную норму платы за фонды (2 %), не тратя собственных оборотных средств. Однако то, что можно было делать в массовом порядке раньше, при плановой системе, с платежами в государственный бюджет государственных же предприятий, недопустимо в рыночной экономике по отношению к налогам.
Автор Барулин С.В. предложил следующую методику расчета эффективной ставки налога на имущество организаций (формулы 3,4,5,6).
Ст = (Ри * Ни) / Пр, (6)
где Ри — рентабельность имущества (основных производственных фондов и материальных оборотных активов);
ВПр — валовая прибыль с учетом амортизации;
Иоб — облагаемое имущество, по отношению к которому рассчитывается рентабельность;
Ни — поступления налога на имущество организаций;
Пр — прибыль до налогообложения;
Ст — ставка налога на имущество.
Таблица- Р асчет предельной ставки налога на имущество организаций за 2005 — 2007 гг.
Годы | Иоб, | ВПр, | Ри | Поступления | Пр, | Ставка |
млн.р. | млн.р. | (стр.З/стр.2) в | налога, | млн.р. | налога, | |
процентах | млн.р. | процент | ||||
129955,2 | 27,1 | 1628,83 | 46251,8 | X | ||
131436,9 | 23,8 | 2241,81 | 58441,2 | X | ||
130499,3 | 19,7 | 2583,28 | 87525,6 | X | ||
Итого | 39)891,4 | 23,1 | 6453,92 | 192218,6 | 0,8 |
Таким образом, эффективная ставка налога на имущество организаций составляет 0,8 %. На наш взгляд необходимо установить ставку налога на данном уровне с возможностью понижения ее органами власти субъектов РФ.
На наш взгляд необходимо установить следующие налоговые ставки для отдельных категорий налогоплательщиков исходя из видов экономической деятельности (таблица 41).
Вид экономической деятельности | Налоговые ставки по налогам, в процентах | |
Налог на имущество организаций | Налог на прибыль организаций | |
Предоставление коммунальных услуг | 0,4 | 13,5 (с 2009 г. — 14) |
Строительство | 0,5 | 14,0 (с 2009 г. — 14,5) |
Добыча топливно — энергетических полезных ископаемых | 0,4 | 13,5 (с 2009 г. — 14) |
Прочие отрасли | 0,8 | 17,5 (с 2009 г. — 18) |
Выделение таких видов экономической деятельности, как предоставление коммунальных услуг и строительство, обусловлено наличием здесь наиболее высокого износа основных фондов, а также проведением в данных отраслях реформ и необходимостью поддержки со стороны государства. Такое распределение ставок по налогу на имущество организаций и по налогу на прибыль организаций объясняется также наличием подобной практики в регионах РФ.
Выбор конкретных ставок и льгот по данному налогу на региональном уровне, по нашему мнению, носит как положительную, так и отрицательную роль. Реализация прав субъектами РФ в этой области происходит с учетом экономической ситуации в регионе и финансовых потребностей субъекта федерации. Очевидно, что данные функции оптимально выполняются и способны обеспечить своевременную корректировку налоговой политики региона, т.е. с учетом интересов как государства, так и налогоплательщиков. Именно за счет наиболее динамичных элементов налогообложения- ставки и льгот — реализуется один из экономико-функциональных принципов налогообложения — справедливое распределение налогового бремени. Пониженные ставки для отдельных видов и сфер деятельности применяются рядом субъектов федерации
Они устанавливаются в большинстве случаев для поддержания особо значимых производств для того или иного региона (например, деревообрабатывающей, легкой, торфяной, нефтехимической промышленности; предприятий энергетики), а также социально-значимых сфер деятельности (предприятий бытового обслуживания населения, организаций, осуществляющих торговлю в сельской местности); с целью привлечения дополнительных средств в экономику региона (например, льготирование организаций пище.вой промышленности, обслуживание сельскохозяйственных предприятий) и некоторые другие. Однако нельзя не отметить, что основным отрицательным фактором применения такого порядка является экономическая необоснованность применения отдельных (льготных) ставок в регионах и возможность субъектов федерации дифференцировать не по сферам (видам) деятельности, а по отдельным предприятиям (организациям).
финансовыми потребностями субъекта федерации;
4. Справедливое распределение налогового бремени.
5. Экономическая необоснованность применения льготных ставок;
6. Дифференциация ставок не по сферам деятельности, а по отдельным организациям.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9548 —
| 7356 — или читать все.185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
Юрист ведущей адвокатской конторы Москвы.
Специализация: гражданское право.
Стаж 22 года.