Содержание
Платежи за пользование природными ресурсами. Распределение платежей по уровням бюджетной системы.
Земельный налог:
Налогоплательщики: организации и физ лица, обладающие ЗУ на праве собственности, праве ПБП или пожизненного наследуемого владения.
Объекты налогообложения: ЗУ, расположенные в пределах МО, на территории которого введен этот налог.
Не являются объектами налогообложения:изъятые из оборота ЗУ; занятые особо ценными объектами культурного наследия, историко-культурные заповедники, объектами археологического наследия; предоставленные для обеспечения обороны, безопасности, таможенных нужд; в пределах лесного фонда; занятые находящимися в гос собств-ти водными объекиами в составе водного фонда.
Налоговая база: кадастровая стоимость. Налоговый период: календарный год. Отчетный период: 1 кв,полуг,9 мес, календ. год (только для предприятий). Налоговые ставки устанавливаются нормативно-правовыми актами МО и не могут превышать:
0,3 % — ЗУ с.х. назначения, занятых жилищным фондом, предоставленным для садоводства, огородничества.
1,5 % — для прочих ЗУ.
Водный налог:
Налогоплательщики: организации и физ лица, осуществляющие специальное или особое водопользование.
Объекты налогообложения:пользование водными объектами в целях: забора воды из водных объектов; использование водных объектов для целей гидроэнергетики; использование акватории водных объектов для целей лесосплава; использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;
Налоговая база: определяется налогоплательщиком самостоятельно и зависит от объекта налогообложения: объем воды, забранный из водного объекта; кол-во производимой электроэнергии; площадь использования водного объекта, объем древесины, сплавляемой на плотах.
Налоговые ставки устанавливаются по бассейнам рек, озерам, морям, эк районам. (Поволжский Волга 294-пов воды, 348-подз воды, руб. за куб. м.)
Налоговый период:квартал
Не облагаются водным налогом: забор воды для ликвидации стих. Бедствий, для орошения земель с.х назначения, для обслуживания скота и птиц; для полива садоводческих и дачных ЗУ; использование акватории для охоты и рыболовства).
НДПИ:
Налогоплательщики: пользователи недр– российские и иностранные организации и индивидуальные предприниматели. Статус «пользователь недр» возникает с момента гос. регистрации лицензии на право пользования участками недр, а при предоставлении права пользования на условиях соглашения о разделе продукции с момента вступления в силу такого соглашения.
Объекты налогообложения:ПИ, добытые из недр на территории РФ на участке, предоставленном налогоплательщику в пользование; ПИ, извлеченные из отходов добытого сырья, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию; ПИ, добытые из недр за пределами РФ на участке, предоставленном налогоплательщику в пользование.
Не признаются объектом налогообложения:общераспространенные ПИ, добытые ИП и использованные им для личного потребления; добыча коллекционных материалов; ПИ, добытые из недр ОО геологических объектов, кот имеют научное, культ-эстетич и иное значение; дренажные подземные воды, извлекаемые при разработке месторождений или при строительстве подземных сооружений.
Виды добытого ПИ:уголь каменный и бурый, торф, горючие сланцы, нефть, газовый конденсат, газ горючий природный.
Налоговая база: стоимость добытых ПИ, кол-во добытых ПИ (для нефти, попутного газа, газа горючего природного).
Налоговый период:календарный месяц. Ставка: твердые за 1 т. ПИ. Опред-ся как произведение налоговой ставки и налоговой базы.
Платеж или налог за пользование природными ресурсами?
«Юрист», N 10, 2004
Как известно, платность использования земли и других природных ресурсов является одним из принципов земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах, об охране и использовании животного мира. Он означает, что любое использование природных ресурсов осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. При этом плата может выступать в различной форме: начиная от арендной платы за пользование земельным участком и заканчивая сборами за выдачу лицензий и налогом на добычу полезных ископаемых, очевидно имеющими другую правовую природу. Является ли плата все-таки налогом или особым платежом, подлежащим специальному регулированию?
В настоящее время система платежей (налогов, сборов) за пользование природными ресурсами включает в себя:
- Платежи за пользование лесным фондом. В соответствии со ст.103 Лесного кодекса Российской Федерации платежи за пользование лесным фондом представлены в виде лесных податей или арендной платы. Лесные подати взимаются при краткосрочном пользовании участками лесного фонда, арендная плата — при аренде участков лесного фонда.
Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 5. Ст.610; 2002. N 30. Ст.3033; 2003. N 50. Ст.4857.
- Платежи, связанные с пользованием водными объектами. Статья 123 Водного кодекса Российской Федерации к платежам, связанным с пользованием водными объектами, относит плату за пользование водными объектами (водный налог) и плату, направляемую на восстановление и охрану водных объектов.
Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 47. Ст.4471; 2003. N 27. Ст.2700.
Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. Арендная плата взимается за земли, переданные в аренду.
Таким образом, формы платы за пользование природными ресурсами различны. При этом в основном используются такие термины, как «налог», «сбор» и «арендная плата», имеющие разную правовую природу, тогда как все платежи за пользование природными ресурсами по своему экономическому содержанию представляются одинаковыми. Оправданно ли?
Для этого обратимся к категориям «налог» и «сбор». В соответствии со ст.8 Налогового кодекса Российской Федерации под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Это означает, что уплата налога не влечет для налогоплательщика права требовать от государства встречного предоставления (в том числе и права пользования природными ресурсами).
Сбор — это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Согласно Федеральному закону от 15 августа 1996 г. N 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» практически все платежи за пользование природными ресурсами являются налоговыми доходами. Тем не менее арендная плата за земли, доходы от использования лесного фонда, доходы от реализации соглашений о разделе продукции, плата за геологическую информацию о недрах при пользовании недрами на территории Российской Федерации, плата за пользование водными биологическими ресурсами отнесены к доходам от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности государственных и муниципальных организаций, т.е. к неналоговым доходам.
Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 34. Ст.4030; 2000. N 32. Ст.3338; 2001. N 33. Ст.3437; 2002. N 19. Ст.1796; 2003. N 19. Ст.1751.
Здесь не совсем ясна логика законодателя. Дело в том, что схожие по своей природе платежи в одном случае отнесены к налоговым доходам (например, арендная плата за пользование лесным фондом), а в других случаях — к неналоговым доходам (например, арендная плата за земли).
Так что такое платежи за пользование природными ресурсами? В действующем законодательстве отсутствует какое-либо определение этих платежей. Однако анализ законодательства позволяет выделить ряд отличительных признаков платежей за пользование природными ресурсами от налогов и сборов. Во-первых, платежи за пользование природными ресурсами подлежат уплате в бюджеты всех уровней в связи с предоставлением государством пользователю прав пользования природными ресурсами. Во-вторых, они являются дифференцированными в зависимости от характеристики объекта (в том числе предполагают изменение ставки на регулярной основе в зависимости от стадии освоения природных ресурсов). В-третьих, они используются по целевому назначению, т.е. на воспроизводство соответствующих природных ресурсов.
Но главная особенность заключается в том, что все природоресурсные платежи являются по своей природе вознаграждением, предоставляемым арендатором-пользователем арендодателю — собственнику природных ресурсов, т.е. они имеют, прежде всего, гражданско-правовой характер. Именно данная концепция позволяет изменять ставку платежей в зависимости от природного качества и географического места, а также предусматривать платежи в натуральной форме (в части объема добытого минерального сырья или иной продукции, производимой пользователем недр; выполнения работ или предоставления услуг). Однако это не означает, что отношения между государством и пользователем недр носят только гражданско-правовой характер и к ним подлежит применению только гражданское законодательство. Эти отношения продолжают оставаться сложными по своей природе: частноправовые отношения тесным образом переплетаются с публично-правовыми отношениями, что не позволяет их разграничить друг от друга. Как следствие, регулирование данных отношений осуществляется специальным законодательством — законодательством о недрах, лесным, водным законодательством и др.
С учетом вышеизложенного трудно согласиться с отнесением всех природоресурсных платежей к налогам и сборам. Напротив, их следует признать доходами от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, т.е. неналоговыми доходами, поскольку являются арендной или иной платой за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (п.1 ст.42 Бюджетного кодекса Российской Федерации ). Как собственник государство вправе предусмотреть в плате за пользование природными ресурсами разовые и регулярные платежи, которые могут подразумевать:
- плату за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов;
- плату за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;
- плату на воспроизводство и охрану природных ресурсов.
Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 31. Ст.3823; 2000. N 32. Ст.3339; 2001. N 33. Ст.3429; 2002. N 22. Ст.2026; N 30. Ст.3031; N 30. Ст.3027; 2003. N 28. Ст.2892; N 46. Ст.4444; N 52. Ст.5036.
Другой вывод, который необходимо сделать, — это отказаться от терминов «налог» или «сбор» в сфере природных ресурсов и ввести самостоятельную категорию «платеж за пользование природными ресурсами». Так, налог на добычу полезных ископаемых необходимо переименовать в регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти); водный налог — платежи за пользование водными объектами; сборы за пользование объектами животного мира — платежи за пользование животным миром. Однако ряд платежей, таких, как земельный налог, сбор за участие в конкурсе (аукционе), сбор за выдачу лицензий, тем не менее являются налогами и сборами по своей правовой природе (в смысле ст.8 Налогового кодекса Российской Федерации) и должны по-прежнему относиться к налоговым доходам.
Налоговые платежи за пользование природными ресурсами, их краткая характеристика
Суть налогообл ресурсов заключается в перераспределении ренты или сверхприбыли для эффективного использования природных ресурсов с помощью бюджетно-налогового механизма. Платежи за пользование природными ресурсами — являются важнейшим компонентом эконом механизма природопольз.
В соответствии с НК РФ к фед отнесены: 1) налог на пользование недрами; 2) сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами; 3) водный налог; 4) лесной налог.
К местным налогам относится земельный налог.
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) — прямой, фед налог , взимаемый с недропользователей. С 1 января 2002 года НДПИ определяет глава 26 НКРФ. Плательщиками НДПИ признаются пользователи недр — орг (рос и иностр) и ИП. В РФ практически все полезные ископаемые (за исключением общераспространённых: мел, песок, отдельные виды глины) являются гос собственностью, и для добычи этих полезных ископаемых необходимо получить специальное разрешение и встать на учёт в качестве плательщика НДПИ (см. статью 335 НКРФ).
Налогоплательщиками НДПИ признаются орг и ИП, признаваемые пользователями недр.
Объектом налогообл НДПИ признаются: 1) полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование; 2) полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию; 3) полезные ископаемые, добытые из недр за пределами территории РФ, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ (+ арендуемых) у иностр на участке недр, предоставленном налогопл в пользование.
Налоговая база определяется налогопл самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого.
Кол-во добытого полезного ископаемого определяется налогоплател самостоятельно. В зависимости от добытого полезного ископаемого его кол-о определяется в единицах массы или объема.
Налоговая ставка: 1. Налогообложение производится по налоговой ставке 0 % (0 рублей) при добыче: 1) полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых; 2) попутный газ; 3) подземных вод, содержащих полезные ископаемые (промышленных вод), извлечение которых связано с разработкой других видов полезных ископаемых, и извлекаемых при разработке месторождений полезных ископаемых, а также при строительстве и эксплуатации подземных сооружений; 4) минеральных вод в лечебных и курортных целях; 5) подземных вод в с/х целях; 6) сверхвязкой нефти и нефти в отдельных регионах РФ; 7) газа горючего природного (за исключением попутного газа),
Порядок исчисления и уплаты налога. Сумма налога исчисляется как соотв налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода по каждому добытому полезному ископаемому. Налог подлежит уплате в бюджет по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного налогопл в пользование в соответствии с законодат РФ. При этом сумма налога, подлежащая уплате, рассчитывается исходя из доли полезного ископаемого, добытого на каждом участке недр, в общем количестве добытого полезного ископаемого соотв вида. Сумма налога, исчисленная по полезным ископаемым, добытым за пределами территории РФ, подлежит уплате в бюджет по месту нахождения орг или месту жительства ИП.
Налоговый период: Календарный месяц. Сроки уплаты Сумма налога, подлежащая уплате по итогу налогового периода, уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Земельный налог — уплачивают орги физ лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Относится к местным налогам. Налогопл признаются орг и физ лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Сумма налога, подлежащая уплате по итогу налогового периода, уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. В отношении земельных участков, входящих в имущество, составляющее ПИФ, налогопл признаются управляющие компании. При этом налог уплачивается за счет имущества, составляющего этот ПИФ. Не признаются налогопл орг и физ лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
Объектом налогообл признаются земельные участки, расположенные в пределах муницип образования (городов фед значения Мск и СПб), на территории которого введен налог. Не признаются объектом налогообл: 1) земельные участки, изъятые из оборота; 2) земельные участки, ограниченные в обороте, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия; 3) земельные участки, ограниченные в обороте, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд; 4) земельные участки из состава земель лесного фонда; 5) земельные участки, ограниченные в обороте, занятые находящимися в гос собственности водными объектами в составе водного фонда.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообл. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодат РФ. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 01.01 года, являющегося налоговым периодом. В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на кадастровый учет.
Налоговая база в отношении земельного участка, находящегося на территориях нескольких муницип образований, определяется по каждому муницип образованию. Налоговая база в отношении доли земельного участка определяется как доля кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональная доле земельного участка.
Налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 рублей на одного налогопл на территории одного муницип образования в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении следующих категорий налогоплательщиков: 1)Героев СССР, Героев РФ, полных кавалеров ордена Славы; 2) инвалидов I группы, II группы (установл до 01.01.2004); 3) инвалидов с детства; 4) ветеранов и инвалидов ВОВ и боевых действий; 5) физ лиц, имеющих право на получение соц поддержки (пораженные радиацией); 6) физ лица, принимавших участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах; 7) физ лица, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.
Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами для налогопл — орг и физ лиц, являющихся ИП, признаются 1 кв, 2 кв и 3 кв календарного года. При установлении налога представительный орган муницип образования вправе не устанавливать отчетный период.
Налоговые ставки устанавливаются норм прав актами представительных органов муницип образований и не могут превышать: 1) 0,3%: к землям с/х назначения или к землям в составе зон с/х использования в населенных пунктах и используемых для с/х производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или приобретенных для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хоз-ва, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; 2) 1,5% в отношении прочих земельных участков. Допускается установление дифференц налоговых ставок в зависимости от категорий земель и разрешенного использования земельного участка.
Водный налог заменяет собой плату за пользование водными объектами. Налогопл признаются орг и физ лица, осуществляющие спец или особое водопользование, признаваемое объектом налогообл.
Объектами налогообл признаются след виды пользования водными объектами: 1) забор воды из водных объектов; 2) использ акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях; 3) использ водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики; 4) использ водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.
Налоговая база. По каждому виду водопользования налоговая база определяется налогопл отдельно в отношении каждого водного объекта. В случае, если в отношении водного объекта установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется налогопл применительно к каждой налоговой ставке. При заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период. При использовании акватории водных объектов налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства. При использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии. При использ водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период, выраженного в тыс куб метров, и расстояния сплава, выраженного в км, деленного на 100.
Порядок исчисления налога. Налогопл исчисляет сумму налога самост. Сумма налога по итогам каждого налогового периода исчисляется как произведение налоговой базы и соотв ей налоговой ставки. Общая сумма налога представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленных в отношении всех видов водопольз. Порядок и сроки уплаты налога. Общая сумма налога, уплачивается по местонахождению объекта налогообл. Налог подлежит уплате в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов введены с 01.01. 2004 г. главой 25.1 НК РФ. Данные сборы заменили плату за пользование объектами животного мира и существовавшую систему продажи квот на вылов водных биоресурсов с целью промышленного рыболовства. Данные сборы относятся к фед сборам и обязательны для уплаты на всей территории РФ. Для каждого сбора установлена своя категория плательщиков.
Плательщиками сбора за польз объектами животного мира, за исключением объектов животного мира, относящихся к объектам водных биологич ресурсов, признаются орг и физлица, в т.ч. ИП, получающие в установленном порядке разрешение на добычу объектов животного мира на территории РФ. Плательщиками сбора за пользование объектами водных биологич ресурсов признаются орг и физ лица, в т.ч. ИП, получающие в установленном порядке разрешение на добычу (вылов) водных биологич ресурсов во внутр водах, в территориальном море, на континентальном шельфе РФ и в исключит эконом зоне РФ, а также в Азовском, Каспийском, Баренцевом морях и в районе архипелага Шпицберген.
Объектами обложения признаются: объекты животного мира, изъятие которых из среды их обитания осущ на основании разрешения на добычу объектов животного мира; объекты водных биологич ресурсов, изъятие которых из среды их обитания осущ на основании разрешения на добычу (вылов) водных биологич ресурсов. Не признаются объектами обложения объекты животного мира и объекты водных биологических ресурсов, пользование которыми осуществляется для удовлетворения личных нужд представителями коренных малочисленных народов и лицами, не относящимися к коренным малочисленным народам, но постоянно проживающими в местах их традиционного проживания и традиционной хоз деятельности, для которых охота и рыболовство являются основой существования. Такое право распространяется только на количество (объем) объектов животного мира и объектов водных биологических ресурсов, добываемых для удовлетворения личных нужд.
Сумма сбора за пользование объектами животного мира определяется в отношении каждого объекта животного мира. Плательщики сумму сбора за пользование объектами животного мира уплачивают при получении разрешения на добычу объектов животного мира.
Сумма сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов определяется в отношении каждого объекта водных биологич ресурсов. Плательщики сумму сбора за пользование объектами водных биологич ресурсов уплачивают в виде разового и регулярных взносов, а также в случаях, предусмотренных настоящей главой, — единовр взноса.
Сумма разового взноса определяется как доля исчисленной суммы сбора, размер которой равен 10%. Уплата разового взноса производится при получении разрешения на добычу (вылов) водных биологич ресурсов.
Оставшаяся сумма сбора, определяемая как разность между исчисленной суммой сбора и суммой разового взноса, уплачивается равными долями в виде регулярных взносов в течение всего срока действия разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов ежемесячно не позднее 20-го числа.
Органы, выдающие в установленном порядке разрешение на добычу объектов животного мира и разрешение на добычу (вылов) водных биологич ресурсов, не позднее 5-го числа каждого месяца представляют в налоговые органы по месту своего учета сведения о выданных разрешениях, сумме сбора, подлежащей уплате по каждому разрешению, а также сведения о сроках уплаты сбора.
Платежи за пользование природными ресурсами
Налогообложение иностранных граждан, на территории РФ.
Платежи за пользование природными
На территории РФ.
Все иностранные граждане делятся на три категории:
1. Бесконтрольно прибывшие на территорию РФ, без визового въезда, граждане СНГ.
2. Прибывшие в РФ граждане дальнего зарубежья.
3. Лица, получившие в РФ статус беженца.
Условия: оплаты, социальной защиты и страхования определяется теми же нормами российского законодательства, что и для российских граждан (если иное не предусмотрено межправным и межгосударственным соглашением).
Налогообложение иностранных граждан зависит от того, к какой категории лиц они относятся, если иностранное лицо имеет постоянное место жительства на территории РФ и проживает более 183 дней, то оно является резидентом РФ и в обязательном порядке, должно выплачивать налог с физического лица.
Объектом налогообложения является совокупный доход, полученный в календарном году на территории РФ(для резидентов), в том случае если гражданин не является резидентом РФ, так же доход полученный на территории РФ и за ее пределами.
Иностранные граждане предоставляют в МНС декларацию о доходах иностранных физических лиц.
Ставка налога 30%, если между РФ и другими странами есть соглашение об устранении двойного налогообложения, то иностранные граждане таких стран имеют право на частичное или полное освобождение от уплаты налога.
Нормативной базой по данному виду налога является закон РФ от 1991г. “Об охране окружающей среды.”
Согласно данному закону на территории РФ взимаются следующие виды ресурсных платежей:
1. Платежи за пользование природными недрами.
2. Платежи за пользование природными объектами.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Платежи за пользование природными ресурсами представляют собой федеральный, региональный, местный сбор в пользу государства.
Платежность природопользования включает в себя:
— плату за использование природных ресурсов;
— за загрязнение окружающей среды;
— за иные воздействия на окружающую среду.
Плата за природные ресурсы (землю, воду, недра) взимается:
— за право пользоваться природными ресурсами в пределах установленных лимитов;
— за сверхлимитное использование природных ресурсов;
— за не воспроизводство и не охрану природных ресурсов;
Плата за загрязнение окружающей среды взимается по следующим правилам:
— за выбросы, сбросы загрязняющих веществ;
— за другие виды загрязнений в пределах лимита и сверх лимита.
Платежи за пользование природными ресурсами не освобождают от соблюдения закона “об охране окружающей среды”.
Плательщиками данного вида налога являются организации, предприятия и их объединения, а так же иностранные юридические и физические лица, которые ведут добычу, разведку полезных ископаемых на территории РФ.
1. Налоговый кодекс РФ ст. 13 ч. 1;
2. закон от 1992г. “о недрах”;
3. постановление правительства РФ от 1992 за № 828.
Освобождаются от уплаты налогов следующие лица:
1. Собственники участков, осуществляющие добычу и использование широко распространенных полезных ископаемых и используемых для собственных нужд.
2. Геологи, осуществляющие разведку полезных ископаемых.
3. Геологические рабочие, осуществляющие прогнозирование землетрясений, извержения вулканов, а так же изучение движения подземных вод.
4. Пользователи недр, получившие участки для образования наиболее охраняемых геологических объектов имеющих научно-культурно-социальное значение.
Порядок расчета и уплаты платежей:
1. Разовый взнос – величина взноса и время его уплаты указана в лицензии.
2. Регулярные платежи – осуществляются в течении всего срока эксплуатации природных недр.
Уровень платежей в % от стоимости
Вид полезного ископаемого добытого полезного ископаемого
1. Нефть, природный газ 6 – 16%
2. Уголь, торф, горючие сланцы 3 – 6%
3. Черные металлы (железо, хром) 1 – 5%
4. Цветные и редкие металлы
5. Благородные металлы
(золото, серебро) 4 – 10%
6. Алмазы, драгоценные камни 4 – 8%
7 Цветные камни, самоцветы 4 – 6%
тема 12 : Земельный налог. -2ч.
Налогоплательщики
Налогоплательщиками по данному виду налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Объект налогообложения
Объектом налогообложения признаются земельные участки, на территории которых введен налог.
Не признаются объектом налогообложения:
1) земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Р.Ф.
2) земельные участки, ограниченные в обороте, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
3) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
4) земельные участки, ограниченные в обороте, в пределах лесного фонда;
5) земельные участки, ограниченные в обороте, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.
Налоговая база
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством российской Федерации.
Государственный земельный кадастр
Государственный земельный кадастр представляет собой систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в Российской Федерации, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества. В государственный земельный кадастр включается информация о субъектах прав на земельные участки.
Государственный земельный кадастр ведется по единой для Российской Федерации системе. Объектами государственного кадастрового учета являются земельные участки и прочно связанные с ними иные объекты недвижимого имущества.
Порядок ведения государственного земельного кадастра устанавливается федеральным законом о государственном земельном кадастре.
Определения налоговой базы
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налогоплательщики — определяют налоговую базу самостоятельно( если это юридические лица или физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями), для других физически лиц налоговая база определяется налоговыми органами.
Налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10000 рублей на одного налогоплательщика в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении следующих категорий налогоплательщиков:
1) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;
2) инвалидов, имеющих III Степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лиц, которые имеют 1 и 2 группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности;
3)инвалидов с детства;
4) ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;
5) физических лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на « Чернобыльской АЭС», подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк> и сбросов радиоактивных отходов в реку «Теча» и подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на « Семипалатинском полигоне»;
6) физических лиц, принимавших участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия,
7) физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.
Если размер не облагаемой налогом суммы, превышает размер налоговой базы, определенной в отношении земельного участка, налоговая база принимается равной нулю.
Налоговая ставка
1) 0,3 % в отношении земельных участков:
— отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в соста
ве зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;
— занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или предоставленных для жилищного строительства;
— предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;
2) 1,5 % в отношении прочих земельных участков.
Налоговые льготы .
Освобождаются от налогообложения:
1) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы министерства юстиции Р.Ф. — в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций;
2) организации — в отношении земельных участков, занятых государственными
автомобильными дорогами общего пользования;
3)организации особого назначения Р.Ф.( пр: организации, занимающиеся формированием страховых запасов(резервов) питания),
4)религиозные организации — в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;
5) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды составляют не менее 80 процентов, — в отношении земельных участков, используемых ими в пределах уставной деятельности.
6) организации народных художественных промыслов — в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;
7) физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов — в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;
8) научные организации Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств — в отношении земельных участков, находящихся под зданиями и сооружениями, используемых ими в целях научной (научно-исследовательской) деятельности.
Порядок уплаты земельного налога.
Юридические лица ежегодно не позднее 1 июля представляют в госу-
дарственные налоговые инспекции по месту нахождения облагаемых объектов расчеты причитающихся с них платежей налога в текущем году по установленной форме. Платежи исчисляются отдельно по каждому земельному участку, предоставленному юридическому лицу в собственность, владение или пользование, а за земли, занятые их жилищным фондом, отдельно по каждому жилому дому. Земельный налог с юридических лиц и граждан исчисляется начиная с месяца, следующего за месяцем предоставления им земельных участков. Учет плательщиков и исчисление налога производятся ежегодно по состоянию 1 июня.
Земельный налог граждан исчисляется государственными налоговыми инспекциями, которые ежегодно не позднее 1 августа вручают платежные извещения об уплате налога.
Юридические лица и граждане уплачивают земельный налог равными долями в два срока: не позднее 15 сентября и 15 ноября.
тема 13: НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ. ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Юрист ведущей адвокатской конторы Москвы.
Специализация: гражданское право.
Стаж 22 года.