Особые условия труда трудовых пенсиях закон

Предлагаем статью на тему: "Особые условия труда трудовых пенсиях закон" с понятными комментариями и выводами. С случае возникновения вопросов и для актуализации данных на 2020 год вы можете обратиться к дежурному консультанту.

Об установлении тождества профессий рабочих, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1, 2, 4, 5 и 7 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

Название документа: Об установлении тождества профессий рабочих, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1, 2, 4, 5 и 7 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»
Номер документа: 15 Вид документа: Постановление Министерства труда и социального развития РФ Принявший орган: Министерство труда и социального развития РФ Статус: Действующий Опубликован: Российская газета, N 79, 24.04.2003

Приложение к «Российской газете», N 22, 2003 год

Официальные документы и разъяснения, N 11, июнь, 2003 год

Вестник Пенсионного фонда России, N 2, 2003 год

Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 31, 04.08.2003

Справочник специалиста по охране труда, N 7, июль, 2003 год

Библиотечка Российской газеты, N 9, 2004 год

Понятие полный рабочий день при назначении досрочной пенсии

«Кадровик. Трудовое право для кадровика», 2008, N 12

Понятие полный рабочий день при назначении досрочной пенсии

Автор комментирует Определение Верховного Суда РФ от 03.06.2008 N КАС08-211 по поводу применения правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Верховным Судом РФ 28.02.2008 рассматривалось заявление Савелькаева А.Д. о признании частично недействующими п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516 (далее — Правила), и п. 5 Разъяснения Минтруда России от 22.05.1996 N 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР от 20.11.1990 N 340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» (далее — Разъяснение).

В удовлетворении заявленного требования Верховный Суд РФ Савелькаеву А.Д. отказал. Дело по кассационной жалобе Савелькаева А.Д. на решение суда от 28.02.2008 было рассмотрено кассационной коллегией Верховного Суда РФ.

Поводом для обращения Савелькаева А.Д. в суд послужил отказ во включении ему в специальный трудовой стаж периода работы по совместительству с 21.07.1997 по 31.12.2000 в ЗАО «Научприбор» в должности инженера по наладке и испытаниям на основании п. 4 Правил и п. 5 Разъяснения, устанавливающих, что в специальный трудовой стаж засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при этом под полным рабочим днем понимается выполнение работы в особых условиях труда не менее 80% рабочего времени.

По мнению Савелькаева А.Д., данные положения нарушают его право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку противоречат Конституции РФ (ст. 39), Трудовому кодексу РФ, в ст. ст. 91 — 94 и 104 которого раскрывается понятие полного рабочего времени и допускается введение суммированного учета рабочего времени в случае, когда работодателем не может быть соблюдена ежедневная и еженедельная продолжительность рабочего времени. Эти нормы, по мнению Савелькаева А.Д., также противоречат п. 2 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее — Закон от 17.12.2001), не позволяющему Правительству РФ исключать периоды работы во вредных и опасных условиях труда из стажа работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.

Кассационная коллегия не согласилась с доводами заявителя.

В соответствии с ч. 2 ст. 39 Конституции РФ государственные трудовые пенсии по старости устанавливаются Законом от 17.12.2001, который определяет условия назначения трудовых пенсий, их размеры, порядок исчисления страхового стажа, а также порядок назначения, перерасчета размеров и выплаты пенсий. Данным Законом (п. 1 ст. 27 и ст. 28 Закона от 17.12.2001) сохранено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости за работу с тяжелыми и вредными условиями труда за теми лицами, которые имели это право по ранее действовавшему законодательству.

Право на трудовую пенсию по старости, назначаемую досрочно за работу с вредными и тяжелыми условиями труда, имеют граждане Российской Федерации при соблюдении ими условий, предусмотренных законодательством. Это право они приобретают при наличии двух условий. Первое — это наличие страхового стажа, указанного в ст. ст. 27 и 28 Закона от 17.12.2001. Второе — это наличие стажа на соответствующих видах работ с тяжелыми и вредными условиями труда, дающих в соответствии с указанными статьями право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Таким образом, в данных статьях определена длительность страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, но не указаны периоды работы, включаемые в этот стаж, как и порядок их исчисления и критерии отнесения отдельных видов работ к таким периодам.

При установлении страхового стажа не имеет значения наименование профессии (должности) и вид производства (организации), в которых протекала работа, даже если она предусмотрена ст. ст. 27 и 28 Закона от 17.12.2001. Поэтому порядок исчисления страхового стажа определен данным Законом.

Стаж на соответствующих видах работ, с учетом которого граждане приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, представляет собой суммарную продолжительность периодов работы в определенных производствах по профессиям и должностям или на отдельных видах работ, предусмотренных ст. ст. 27 и 28 Закона от 17.12.2001 или списками соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, утверждаемыми Правительством РФ.

Читайте так же:  Сколько штраф за неуплату налога на прибыль

Порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которые составляют стаж на соответствующих видах работ, носит особый характер и требует регулирования его отдельными нормативными правовыми актами. В этой связи Законом от 17.12.2001 (п. 2 ст. 27 и п. 3 ст. 28) право утверждать правила исчисления периодов работы (деятельности), с учетом которой досрочно назначается трудовая пенсия по старости, делегировано Правительству РФ. Таким образом, п. 4 Правил, как и Правила в целом, соответствует требованиям Закона от 17.12.2001.

Правительство РФ в пределах предоставленных ему прав Постановлением от 11.07.2002 N 516 утвердило Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно п. 4 Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Такие периоды работы засчитываются в стаж в календарном порядке. Данная норма обеспечивает единообразный порядок исчисления стажа на соответствующих видах работ для всех лиц, которым действующим законодательством предусмотрено право на досрочное пенсионное обеспечение за работу с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда.

Вместе с тем для определенной категории граждан с учетом особенностей их труда Правилами предусматривается иной порядок исчисления указанных периодов. Эти особенности обусловлены спецификой производственной деятельности (организация труда, производственная необходимость, специфика работы и т.д.), что согласуется с Конституцией РФ (ст. 39). Для таких работников предусмотрено исчисление периодов работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, по фактически отработанному времени. Например, такой порядок предусмотрен для работников специализированных ремонтных организаций, которые в силу особенностей организации труда не могут быть постоянно заняты полный рабочий день на работах, дающих право на досрочную пенсию, а также для работников, работающих в режиме неполной рабочей недели, но полного рабочего дня в связи с сокращением объемов производства. Такая дифференциация оправдана, так как обусловлена объективными производственными причинами.

Ни Закон от 17.12.2001, ни ТК РФ не содержат иных условий включения в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, периодов работы с тяжелыми и вредными условиями труда.

ТК РФ (ст. 91) определяет понятие рабочего времени и его нормальную продолжительность, а в ст. 92 — сокращенную продолжительность рабочего времени, допуская при этом суммированный учет рабочего времени (ст. 104) в часах, когда работодатель в силу определенных причин не может обеспечить нормальную продолжительность рабочего времени в учетный период.

Таким образом, п. 4 Правил не противоречит ни Конституции РФ, ни Закону от 17.12.2001, ни Трудовому кодексу РФ.

Пункт 5 Разъяснения, который содержит понятие «полный рабочий день», используемое при рассмотрении вопросов о досрочном пенсионном обеспечении, и который оспаривает Савелькаев А.Д., не может противоречить трудовому законодательству. Трудовым кодексом РФ (ст. 91) установлена нормальная продолжительность рабочего времени, которая не должна превышать 40 часов в неделю, а для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, — сокращенная продолжительность рабочего времени, которая не должна превышать 36 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ). С соблюдением этих требований работодатель устанавливает продолжительность рабочего дня (смены), которая для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, не должна превышать при 36-часовой рабочей неделе — 8 часов, а при 30-часовой рабочей неделе — 6 часов (ст. 94 ТК РФ). Таким образом, исходя из положений ТК РФ, под полным рабочим днем (сменой) понимается продолжительность ежедневной работы (смены), которая установлена работодателем с соблюдением требований трудового законодательства.

Исходя из правового смысла п. 4 Правил, в нем под полным рабочим днем понимается сокращенная продолжительность рабочего времени, установленная для соответствующих видов профессиональной деятельности, что не противоречит действующему законодательству.

При досрочном пенсионном обеспечении используется понятие «полный рабочий день», предусмотренное п. 5 Разъяснения. Согласно этому пункту под полным рабочим днем понимается выполнение работ в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени, с включением в него вспомогательных, подготовительных и других работ, указанных в этом пункте. При этом 80% рабочего времени определяется исходя из нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, установленной в соответствии с трудовым законодательством, где за 100% учитывается продолжительность ежедневной работы (смены), установленная в порядке, предусмотренном ТК РФ, и зафиксированная в правилах внутреннего трудового распорядка и в трудовом договоре.

Утверждение заявителя о том, что п. 5 Разъяснения не соответствует нормам Конституции РФ, устанавливающим принцип равенства граждан, их право на пенсионное обеспечение, необоснованно. Данный пункт в равной мере распространяется на всех лиц, работающих на работах с тяжелыми и вредными условиями труда, и устанавливает единый порядок исчисления стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в зависимости от длительности отрицательного воздействия на организм человека неблагоприятных факторов условий труда.

Таким образом, изложенное в п. 5 Разъяснения понятие «полный рабочий день» не ущемляет права граждан при установлении права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, а, наоборот, смягчает условия ее назначения. Норма п. 5 Разъяснения по своему характеру является более льготной по сравнению с п. 4 Правил, поскольку признает полным рабочим днем выполнение работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, в течение не всей продолжительности рабочего времени, установленного в соответствии с трудовым законодательством.

Нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, которые позволяли бы учитывать при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, выполнение таких работ менее чем 80% рабочего времени, не имеется. Поэтому п. 5 Разъяснения, зарегистрированного в Министерстве юстиции РФ, имеет силу нормативной правовой нормы. Эта норма является основным критерием подтверждения приобретения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости за работу с тяжелыми и вредными условиями труда.

Читайте так же:  Досрочное назначение пенсии по инвалидности

С учетом изложенного Кассационная коллегия Верховного Суда РФ решение Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2008 оставила без изменения, а кассационную жалобу Савелькаева А.Д. — без удовлетворения.

О праве на назначение досрочной пенсии за работу в особых условиях труда в зависимости от результатов специальной оценки условий труда.

Подписка на новости

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

10 декабря 2018 14:54

С 1 января 2013 года для страхователей-работодателей, осуществляющих выплаты в пользу физических лиц, занятых в производствах и на работах с вредными и тяжелыми условиями труда по пп. 1-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», впервые введены дополнительные тарифы страховых взносов (статья 58.3 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

С 1 января 2014 года в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции Закона 421-ФЗ) в статью 27 впервые введена дополнительная норма для включения в специальный стаж периодов работы во вредных и тяжелых условиях труда в соответствии со Списками № 1 и № 2 и «малым спискам», имеющих место после 01.01.2013 при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по дополнительному тарифу.

При этом установленные в статье 27 нормы назначения досрочной трудовой пенсии применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах соответствует вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

Одновременно, с 01 января 2014 года вступили в силу Федеральные законы «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда». Данными законодательными актами установлен переходный период с 01.01.2014 до 31.12.2018, в течение которого в отношении рабочих мест, предусмотренных Списками №1 и 2 и «малыми» Списками с целью определения величины доптарифа, можно применять актуальные результаты аттестации рабочих мест.

Вместе с тем, по совокупности норм выше перечисленных Законов для плательщиков (страхователей), не прошедших аттестацию и специальную оценку условий труда, а также в случаях наличия сведений в материалах аттестации об оптимальных и допустимых условий труда в отношении работников по профессиям, входящим в Списки № 1 и № 2, «малые списки», законодательство предусматривает в 2014 году применение установленных частями 1 и 2 статьи 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ дополнительных тарифов 6% для Списка № 1 и 4% для Списка № 2 и «малых списков». В 2015 году и последующие годы для этой категории работодателей налоговое бремя увеличено и составило для Списка № 1 — 9%, для Списка № 2 и «малых» Списков — 6 %.

Что касается дисциплинированных плательщиков, прошедших специальную оценку условий труда в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 426 «О специальной оценке условий труда» установлены следующие дополнительные тарифы:

Минтруд разъясняет. (о трудовых пенсиях)

Автор : Виктор БЕЛЯКИН, начальник отдела льготного пенсионного обеспечения департамента по вопросам пенсионного обеспечения

Отдельные нормы Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» вызвали у значительного числа граждан вполне справедливое недоумение. Например, было не совсем ясно, что делать людям, имеющим по старому пенсионному законодательству полностью выработанный специальный и общий трудовой стаж, дающий право для назначения пенсии на льготных основаниях. Могут ли они выйти на пенсию по достижении установленного возраста? Ведь по условиям нового закона принцип подсчета специального трудового стажа совершенно иной.

Именем Конституции

5 ноября 2002 года Конституционный суд РФ вынес определение по жалобе гражданина Спесивцева о нарушении его конституционных прав при назначении трудовой пенсии.

Спесивцев Ю.И. семь лет и четыре месяца проработал с особо вредными условиями труда (в производстве высокотоксичных и радиоактивных веществ). В соответствии с действовавшими в тот период нормативными актами он имел право уйти на пенсию на льготных основаниях — по достижении 50 лет. При этом постановлением Совета Министров СССР от 17.04.59 № 416-90 было установлено, что рабочим и служащим, непосредственно занятым в производстве высокотоксичных и особо вредных радиоактивных веществ, пенсии по старости на льготных основаниях назначаются при наличии шестилетнего (у мужчин) стажа работы в этих производствах. Однако, когда Спесивцев пришел в отдел кадров с заявлением о назначении пенсии по старости, ему отказали, ссылаясь на недостаток специального стажа. Администрация заявила, что с 1 января 1992 года (именно тогда вступили в действие новые списки производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденные постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.91 № 10 (Списки № 1 и 2) в соответствии с пунктом «а» части первой статьи 12 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» для таких работников установлен более длительный специальный стаж — не менее 10 лет.

Конституционный суд РФ по этой жалобе установил следующее. Положение пункта «а» части первой статьи 12 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации», которое устанавливает требование о наличии минимального 10-летнего стажа подземной работы, работы с вредными условиями труда и в горячих цехах, в данном случае не подлежит применению. Гражданин Спесивцев и другие работники, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели право на такую пенсию, поскольку имели стаж работы в производстве высокотоксичных и особо вредных радиоактивных веществ не менее шести лет и общий трудовой стаж не менее 20 лет, имеют право на льготную пенсию.

Читайте так же:  Платит ли рпц налоги государству в россии

По разным правилам подсчета

Министерство труда и социального развития РФ выступило с разъяснением позиции Конституционного суда РФ относительно применения отдельных норм пенсионного законодательства. Постановление Минтруда России, изданное по этому поводу, называется так: «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»» (утверждено постановлением Минтруда России от 17.10.03 № 70). Этот документ разъясняет порядок применения ранее действовавшего законодательства при установлении досрочной трудовой пенсии по старости тем работникам, которые выработали специальный трудовой стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение по нормам и условиям.

Минтруд России разъяснил следующее. При исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ для определения права на трудовую пенсию по старости (в том числе досрочную), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности). Правила подсчета стажа определяются также на основании ранее действующего законодательства.

Указанный порядок применяется, если с его учетом гражданин (независимо от возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта полностью выработал необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный трудовой стаж, дававшие право на пенсию по старости или за выслугу лет. Ведь имея специальный и общий стаж, работник может оставить или поменять работу и просто ждать достижения возраста, при котором назначается пенсия на льготных условиях. После возникновения права на пенсию он может обратиться за ней в любое время независимо от характера выполняемой работы на момент обращения. При этом будут применяться именно те правила исчисления стажа и периодов работы (иной деятельности), которые действовали на момент выполнения работ, дающих право на эту пенсию.

Если же на день отмены соответствующей нормы гражданин не выработал необходимого стажа, его исчисление производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе досрочной.

Поясним на примере. Ранее действовавшее Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий (утвержденное постановлением Совмина СССР от 03.08.72) наряду с периодами работы предусматривало включение в специальный трудовой стаж и иных периодов деятельности работника. Это же относилось и к правилам назначения пенсий на льготных условиях и в льготных размерах по Спискам № 1 и 2 от 1956 года, а также при назначении пенсии на этих основаниях женщинам-текстильщицам.

Так, в стаж работы, дающей право на льготное пенсионное обеспечение, включалась служба в составе Вооруженных сил СССР и пребывание в партизанских отрядах, служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МГБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства охраны общественного порядка СССР, министерств охраны общественного порядка союзных республик, Министерства внутренних дел СССР, министерств внутренних дел союзных республик. При назначении пенсии на льготных условиях и в льготных размерах служба в перечисленных органах приравнивалась по выбору пенсионера к работе, которая предшествовала службе либо следовала за нею.

Как дела обстоят сейчас? Представим, что гражданин А. имеет 35 лет страхового стажа, в том числе за период до 1 января 1992 года — 20 лет общего трудового стажа, из которых шесть лет приходится на работы в профессии, предусмотренной Списком № 1. Непосредственно перед работой по Списку № 1 он отслужил четыре года в Вооруженных силах СССР. Эта служба также будет включаться в трудовой стаж, хотя вышеуказанное постановление Совмина сейчас уже не действует. В данном случае с учетом службы у гражданина А. имеется 10 лет льготного стажа, что при наличии 20 лет общего трудового стажа достаточно для назначения льготной пенсии по Списку № 1. Руководствуясь постановлением Минтруда России от 17.10.03 № 70, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, имеют право досрочно назначить ему трудовую пенсию по старости в соответствии со Списком № 1 (так как необходимый стаж полностью выработан до момента принятия нового закона о трудовых пенсиях).

Общий стаж — не проблема

Теперь допустим такой вариант. Работник по нормам ранее действовавшего законодательства выработал специальный трудовой стаж, необходимый для назначения ему пенсии на льготных условиях (в том числе для назначения пенсии по старости со снижением возраста пропорционально отработанному специальному трудовому стажу), хотя и не имел к этому моменту необходимого общего стажа. В настоящее время он может приобрести недостающий общий стаж и при достижении необходимого возраста претендовать на заслуженную пенсию.

Из разъяснения Минтруда России следует, что в случае, когда гражданин не имеет общего трудового стажа в достаточном количестве и продолжает работать в период действия нового законодательства, исчисление его страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на момент обращения за пенсией.

Представляется, что официальные разъяснения, данные Министерством труда и социального развития РФ, окончательно снимут все неясности и разночтения в применении отдельных норм пенсионного законодательства.

Особые условия труда: что это, в чем отличия от вредных условий и оплата за такую работу

Видео (кликните для воспроизведения).

На самом деле в трудовом законе России нет такого понятия особые условия труда. Условия считают «особыми» лишь тогда, когда они отличаются от обыденных. Обыденными или «нормальными» принято считать следующие условия труда:

  1. Работа, только в дневное время суток;
  2. Рабочий день длится восемь часов;
  3. Пять рабочих дней в неделе, укладываются в 40-часовую производительность труда;
  4. Нормальный для деятельности климат;
  5. На производстве соблюдены санитарные нормы.

Всё, что не укладывается в данный перечень, принимают за «особые» условия труда.

Отличие вредных условий от особых

Вредные условия труда бывают нескольких видов.

Читайте так же:  Как узнать решение о назначении пенсии

Давайте сравним, чем отличаются особые условия труда от вредных?

Рассмотрев, какие условия труда называют особыми, дадим характеристику вредных.

Вредные условия труда – это такие условия, которые способны вызвать различные обратимые или необратимые изменения в организме человека. Для поддержания их здоровья нужно произвести доплату.

Работодатель обязан выплатить компенсацию и обеспечить социальные гарантии. Существует четыре разновидности таких производств.

Рассмотрим эти разновидности внимательнее:

  • к первому виду относят приемлемые условия. Их можно охарактеризовать, как условия неопасные для жизни человека. Этот вид деятельности не вызывает опасений за жизнь и здоровье сотрудника;
  • второй вид предусматривает незначительный ущерб организму. Восполнить его организм самостоятельно уже не может ко следующему дню;
  • третий вид. Эта разновидность оказывает сильное негативное влияние на здоровье и благосостояние человека. Для лучшего понимания данной разновидности выделяют ещё четыре подвида:
  1. Первый подвид. Здоровью работника нанесён сильный ущерб, так как множество факторов влияют на его организм. Восстановиться до начала рабочей смены организм не успевает;
  2. Второй подвид ведёт к необратимым изменениям в организме. Он наносит ущерб здоровью средней величины, вызывает различные заболевания. Сотрудник не трудоспособен после пятнадцатилетней деятельности на данном производстве;
  3. Третий подвид. Во время осуществления своей служебной деятельности могут возникнуть различные заболевания легкой и средней степени тяжести. Неблагоприятные условия имеют стойкое и разрушительное действие;
  4. Четвёртый подвид несёт на себе угрозу жизни и трудоспособности сотрудника. Это опасные условия.

Данный вид деятельности наносит сильный вред здоровью.

Какова оплата в особых условиях труда?

Полагаются льготы и доплаты.

Закон предусматривает доплату работникам, выполняющим свои обязанности в тяжёлых условиях труда.

Доплата за работу в условиях отличных от нормы, производят по следующим причинам:

  • сверхурочные часы – работа, которую осуществляли свыше необходимой продолжительности дня;
  • первую пару часов организация оплатит в полуторном размере, дальнейшее время будет оплачено в двойном размере. Доплата за дополнительное рабочее время определяет коллективный или трудовой договор;
  • сотрудник вправе потребовать дополнительное время для отдыха, равное тому времени, что он потратил на предприятии.
  • совмещенная трудовая деятельность оплачивается в общем порядке;
  • оплата труда в праздничные и в выходные дни. Оплата труда в эти дни производится в двойном размере, получают ее следующие категории:
  1. Люди, выполняющие сдельную работу. В расчет берут минимальную сумму двойной сдельной оплаты;
  2. Люди, занятые в дневное время суток и по часовой ставке, получают оплату труда в два раза больше за потраченное дневное время или часовую ставку;
  3. Сотрудники, которые получают ежемесячный оклад – оплата работы в эти дни в рамках месячной нормы, производится по минимальной двойной ставке, если работа была произведена сверх нормы.

Работник имеет право попросить отдохнуть, при этом работу в эти оплатят, как обычно. Время, затраченное на отдых, не оплачивается.

Какие профессии относятся к особыми условиям труда?

К особым условиям труда относятся различные профессии.

  1. Жители Крайнего Севера и близлежащих территорий. Профессии – оленевод, рыбак, промысловый охотник;
  2. Работа в службах экстренного реагирования (пожарный, аварийно-спасательные службы), МЧС Российской Федерации;
  3. Работа с заключённым в исправительных организациях;
  4. Водитель автобуса, троллейбуса или другого вида транспорта на пассажирских рейсах;
  5. Работа в плавильных цехах на морских суднах, на рыбном предприятии;
  6. Женские машинно-тракторные бригады в различных отраслях экономики (сельское хозяйство, транспорт, строительство, погрузочно-разгрузочная деятельность);
  7. Трудовая деятельность женщин занятых в текстильной промышленности на работе с возросшим объёмом работы и тяжестью;
  8. Труд, связанный с поиском и розыском месторождений полезных ископаемых;
  9. Рабочая деятельность водителей железнодорожных составов и других категорий транспорта, которые осуществляют перевозки и обеспечивают безопасное движение на железнодорожных путях и в метро. Водители грузового транспорта трудящиеся на шахтах, рудниках, разрезах, которые транспортируют различные полезные ископаемые.

К вредной трудовой деятельности относятся еще такие сферы, как образовательная и здравоохранительная.

Для этих категорий граждан предусмотрены льготы по истечении определенного трудового стажа в каждой из сфер, если человек сможет проработать четверть века, то ему начисляется пенсия по выслуге лет.

Из этого видео вы узнаете об оплате за вредные условия труда.

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Особые условия труда

На территории Российской Федерации осуществляют деятельность большое количество предприятий, на которых в силу сочетания различных факторов сложились особые условия труда. Они значительно отличаются от тех, которые принято считать нормальными. Причина в том, что такие условия оказывают значительное влияние на жизненный уклад и состояние здоровья граждан.

Особые условия труда — что это такое?

В законодательстве РФ словосочетание «особые условия труда» не определено в качестве нормы закона. Поэтому толковать его в контексте формирования оплаты труда, определения пенсионного стажа и начисления страховых пенсионных выплат весьма непросто. Юридическая практика указывает на то, что в качестве особых условий труда можно принять такие, которые в значительной степени отличаются от нормальных или допустимых. К таковым относятся:

  • восьмичасовой рабочий день;
  • продолжительность недели – не более 40 часов;
  • соблюдение установленных санитарных норм;
  • отсутствие факторов, оказывающих вредное воздействие.
  • наличие вредных и опасных факторов воздействия;
  • тяжёлые работы;
  • неблагоприятный климат;
  • экспедиционный труд.

В некоторых нормативных актах РФ в целях определения величины компенсации производится разграничение между вредными и опасными условиями труда. Так, статьями 117 и 118 ТК закреплены нормы о предоставлении дополнительных отпускных дней за каждый вид работ по отдельности. Определение факторов приводится с ст.209 ТК. Однако, термин «особые условия» трудовым кодексом не интерпретируется.

Работникам, занятым в отраслях с негативным воздействием факторов производственной среды, предоставляются различные преференции и льготы:

  • выдача профпитания;
  • предоставление бесплатных и льготных путёвок для отдыха и лечения;
  • предоставление дополнительного отпуска;
  • различные денежные доплаты и надбавки;
  • возможность досрочного выхода на пенсию, и другие.

Статьями 146-149 ТК установлены правовые нормы формирования оплаты труда работников в особых условиях.

Особые условия труда могут формироваться с участием естественных (климатические условия) и искусственных (специфика производства) факторов.

Читайте так же:  Автоматическое заполнение налоговой декларации усн

Коды и списки профессий, где отражаются особые условия труда

Пенсионным Фондом РФ утверждена форма расчёта страховых взносов на пенсионное страхование РСВ-1. Она составляется с использованием приложения – кодов и списков профессий. Их перечень содержит следующую информацию:

  • номер кода;
  • наименование профессии;
  • перечень нормативных документов, в соответствии с которыми применяется код;
  • срок действия.

Критерии отнесения профессий к особым условиям труда утверждены Правительства РФ от 16.07.2014 № 665, с отсылкой к ещё одному нормативному документу – Постановлению Совета Министров РСФСР от 13.09.1991 № 481. Профессии из перечня кодов учитываются в части работ, которые отвечают критериям, приведённым в нормативных документах. Кодировка особых условий труда осуществляется пятнадцатью цифро-буквенными символами, распределёнными по группам.

Основаниями для отнесения определённых кодов профессий к категории особых условий труда являются:

  • закон от 17.12.2001 г. №173-ФЗ;
  • закон от 28.12.2013 г. №400-ФЗ;
  • закон от 20.12.1990 г. №340-1;
  • закон от 19.02.1993 г. №4520-1;
  • Постановления Правительства РФ №№10, 85, 130, 272, 273, 437, 665, 702;
  • приказ МВД РФ от 27.07.2001 г. №696.

Кроме действующих кодов в таблице указаны и такие, которые уже отменены. Причина – необходимость идентификации отчётности за ранее завершившиеся периоды и годы. Основное назначение таблицы кодов – идентификация и группировка профессий и должностей с одинаковыми гарантиями и компенсациями.

Трудовой кодекс определяет порядок оплаты труда работников, которые трудятся в условиях, отличающихся от нормальных (ст.146), на вредных или опасных производствах (ст.147), в особых или экстремальных климатических зонах (ст.148). Для формирования уровня оплаты труда в подобных условиях применяется принцип умножения на определённые коэффициенты (районирования).

Для статистической отчётности предприятия формируют и предоставляют в органы Росстата форму 1-Т. В ней указываются условия труда сотрудников предприятия на различных рабочих местах. При формировании оплаты труда в особых условиях, кроме применения надбавок руководство предприятия должно также учитывать официальное мнение выборного органа (профсоюзного комитета) по каждому работнику в отдельности. Кроме формирования заработной платы определения особых условий труда применяются для исчисления продолжительности ежегодного основного и дополнительного отпуска (ст.117 и 118).

Особые условия для предпенсионеров

Специальная категория граждан в Российской Федерации – предпенсионеры, то есть лица, которым до выхода на пенсию (по старости или по выслуге лет) осталось менее пяти лет. Определение дано в ст.1 закона от 03.10.2018 г. №350-ФЗ. Трудовой кодекс не устанавливает специальных требований к особым условиям труда предпенсионеров.

Государственная инспекция труда РФ утверждает, что работодатель при определении сроков выхода на пенсию и начисления заработной платы предпенсионерам (как и работникам пенсионного возраста), работающим в особых условиях, должен придерживаться положений Рекомендаций №162 Международной организации труда. В соответствии с требованиями Рекомендаций в отношении вышеуказанной категории лиц работодатель обязан:

  • обеспечить форму организации труда, при которой будут ограничены сверхурочные работы;
  • обустроить рабочие места таким образом, чтобы обеспечить наибольший уровень эргономичности и гигиены труда;
  • изыскивать возможности сокращения продолжительности рабочего дня и увеличения ежегодного оплачиваемого отпуска на основании данных о выслуге лет;
  • регулярно контролировать состояние здоровья.

Нарушение прав может быть расценено как нарушение законодательства:

Во избежание нарушений трудовых прав работодатель обязан прописать гарантии условий труда для предпенсионеров в локальных нормативных актах предприятия (Коллективный договор и пр.) и трудовых соглашениях.

Отражение в формах СЗВ-СТАЖ, СЗВ-КОРР и СЗВ-ИСХ

С помощью таблицы кодов значительно облегчается процесс формирования и заполнения форм отчётности юридических лиц в ПФ. Всего таких форм три:

    СЗВ-СТАЖ – данные о величине стажа за работников за отчётный год. Код ОУТ заполняется в гр.9 разд.3.

В рамках формирования персонифицированного учёта, который предоставляется в Пенсионный Фонд, работодатель обязан заполнять и предоставлять следующие данные:

  • об особых условиях труда каждого работника предприятия,
  • о видах выполняемых работ;
  • о суммах взносов, начисляемых по дополнительным тарифам.

Без этой информации работник не сможет претендовать на назначение досрочной страховой пенсии.

Специальная оценка условий труда

В рамках аттестаций рабочих мест на предприятиях Российской Федерации необходимо один раз в 10 лет проводить дополнительное исследование. Его наименование – специальная оценка условий труда. Обязанность юридических лиц проводить данное мероприятие прописана в ст.212 ТК РФ. Порядок её проведения регулируется законом от 28.12.2013 г. №426-ФЗ. Методику проведения СОУТ разработал, издал и утвердил своим приказом от 24.01.2014 г. №33н Минтруд РФ.

Для того, чтобы санкционировать проведение оценки, руководитель предприятия должен подписать приказ.

По результатам всесторонней оценки факторов, влияющих на условия труда работников предприятия, компанией-оператором составляется карта.

На основании этого документа, руководствуясь п.4 ст.14 закона, работодатель обязан определить категории профессий, где условия труда признаются, как:

  1. Вредные – класс 3:
    • 1 степени – подкласс 3.1 (длительное восстановление функционального состояния);
    • 2 степени – подкласс 3.2 (развитие начальных форм профзаболеваний);
    • 3 степени – подкласс 3.3 (устойчивые функциональные изменения в организме);
    • 4 степени – подкласс 3.4 (появление и развитие тяжёлых форм профзаболеваний);
  2. Опасные – класс 4 (создание угрозы жизни работника, высокий риск развития острых профзаболеваний в период трудовой деятельности).

Установление класса и подкласса условий труда гарантирует работникам установление дополнительных тарифов на взносы в ПФ. На основании этой информации производится определение необходимости уплаты дополнительных взносов в бюджет. Пунктом 3 статьи 428 НК РФ установлен перечень тарифов по особым условиям труда:

Класс Подкласс Дополнение к тарифу на страховые взносы, %
Опасный 4 8,0 Вредный 3,4 7,0 3,3 6,0 3,2 4,0 3,1 2,0
Видео (кликните для воспроизведения).

Срок действия протокола об официальных результатах специальной оценки условий труда на предприятии – пять лет. Провести данное мероприятие на вновь созданном предприятии законодательство обязывает не позднее, чем через 12 месяцев с момента регистрации.

Особые условия труда трудовых пенсиях закон
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here