Содержание
- 1 Понятие, признаки и виды социальной пенсии.
- 2 Понятие и виды пенсий — курсовая работа (Теория) по основам права
- 3 Социальные пенсии: понятие, виды и условия назначения
- 4 Сущность понятия «социальной пенсии», и порядок назначения социальных пенсий
- 5 Социальные пенсии
- 6 Характеристика видов социальной пенсии
- 7 Понятие и виды социальных пенсий
- 8 Понятие и виды социальных пенсий и порядок их назначений
Понятие, признаки и виды социальной пенсии.
курсовые работы, Юриспруденция
Объем работы: 26 стр.
Год сдачи: 2014
Стоимость: 500 руб.
Объект исследования: социальные пенсии. Предмет исследования: социальные пенсии различным категориям граждан Российской Федерации
Цель работы: изучить и проанализировать понятие.
После офорления заказа Вам будут доступны содержание, введение, список литературы*
*- если автор дал согласие и выложил это описание.
Понятие и виды пенсий — курсовая работа (Теория) по основам права
|
- Предмет изучения — понятие пенсий и их виды.
- 2Понятие и виды пенсий.
- Трудовая пенсия: понятие и виды.
- Государственная пенсия: понятие и виды.
- Данная курсовая работа посвящена теоретическому анализу понятия «пенсия» и ее видов.
- Виды пенсий: трудовая и государственная пенсия.
- Проанализированы существующие в научной литературе понятия пенсий.
- Определены виды пенсий.
- Существуют следующие виды пенсий.
- Т — количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости.
Похожие работы:
17 Кб / 39 стр / 5983 слов / 39097 букв / 13 апр 2016
9 Кб / 5 стр / 1839 слов / 12303 букв / 8 ноя 2004
16 Кб / 26 стр / 4557 слов / 31280 букв / 21 мая 2016
29 Кб / 50 стр / 9410 слов / 69839 букв / 22 апр 2016
104 Кб / 76 стр / 16633 слов / 116667 букв / 25 апр 2006
14 Кб / 23 стр / 4164 слов / 28987 букв / 2 авг 2017
14 Кб / 15 стр / 2511 слов / 18201 букв / 15 апр 1999
22 Кб / 25 стр / 4816 слов / 32747 букв / 29 мар 2019
15 Кб / 7 стр / 2727 слов / 18977 букв / 22 июн 2008
26 Кб / 19 стр / 2989 слов / 20581 букв / 19 мар 2010
Социальные пенсии: понятие, виды и условия назначения
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕНСИЙ 6
1.1. История развития института социальных пенсий 6
1.2. Современное состояние института социальных пенсий 12
ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И УСЛОВИЙ НАЗНАЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕНСИЙ 17
2.1. Понятие и виды социальных пенсий 17
2.2. Условия назначения и оформления социальных пенсий 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37
ПРИЛОЖЕНИЕ 44
Материалы правоприменительной практики
Сущность понятия «социальной пенсии», и порядок назначения социальных пенсий
Введение
Вопросы правового регулирования отношения посоциальному обеспечению в настоящее время относятся к числу наиболее актуальных в общественной жизни России. Процесс обновления законодательства на эту тему отражает происходящие в стране коренные преобразования.
В современной действительности, в условиях социально-экономического кризиса и сложной политической обстановки в России постоянно возникают новые обстоятельства, в связи с которыми граждане утрачивают источники средств существования, несут дополнительные расходы, попадают в трудные жизненные ситуации и нуждаются в социальной поддержке. В тех случаях, когда они не имеют права на получение соответствующих видов социального страхования, им предоставляется социальная помощь: денежные выплаты (пенсии, пособии, компенсации), бесплатные или частично платные услуги. Это всё свидетельствует об актуальности данной темы.
Для таких категорий граждан был издан Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», который призван защищать население.
Одним из основных видов социальной помощи являются социальные пенсии.
Социальная пенсия – регулярная денежная выплата нетрудоспособным гражданам, по каким либо причинам, не имеющим права на трудовую пенсию.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», социальная пенсия устанавливается: для инвалидов, имеющих ограничение способности к трудовой деятельности III, II и I степени; детей-инвалидов; детей в возрасте до 18 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и детей умершей одинокой матери, не имеющие права на пенсию по случаю потери кормильца; граждан из числа малочисленных народов Севера, достигших возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), не имеющих права на трудовую пенсию; граждан, достигших возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).
ОбъектомСоциальные пенсии вРоссии
Предметом исследования являются конституционно-правовые нормы, гарантии и меры регулирующие такую правовую категорию как «социальные пенсии».
Цельюработы является рассмотрение социальных пенсий, выявление специфики и проблематики.
Основными задачами данного исследования являются:
— изучение: понятия «социальная пенсия»;
— анализ отдельных видов социальных пенсий;
— категорий граждан имеющих право на получение такой пенсии;
— рассмотрение условий назначения и размеры социальных пенсий
Вся курсовая работа состоит из введения, двух глав, которые, в свою очередь, делятся на параграфы, заключения и списка использованной литературы.
Сущность понятия «социальной пенсии», и порядок назначения социальных пенсий
1.1. Общее понятие «социальная пенсия»
Социальное обеспечение занимает одно из ключевых определяющих мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой социального благополучия населения.
Право российских граждан на социальное обеспечение закреплено в ст. 39 Конституции РФ[1], согласно которой каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Социальное обеспечение как особый социальный институт государства является гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств к существованию при наступлении социальных рисков.Его содержание и параметры формировались постепенно по мере развития самой системы социального обеспечения в российском государстве, и до сих пор в отечественной экономической и юридической науке указанное понятие трактуется неоднозначно.
Учитывая различные точки зрения, связанные с определением понятия социального обеспечения, следует выделить основные признаки, в соответствии с которыми тот или иной вид обеспечения можно назвать социальным: необходимо наличие объективных оснований для обеспечения граждан определенными видами социальной помощи; осуществление финансирования социального обеспечения за счет специальных фондов или из бюджета; установление в законодательном порядке условий предоставления определенных видов социальной помощи; закрепление круга лиц, подлежащих социальному обеспечению, и условий его предоставления в правовых нормах.
Социальное обеспечение можно охарактеризовать как форму распределения материальных благ (продукты питания, жильё, одежда, предметы быта и культуры, средства транспорта, связи, охраны здоровья и т.п.) с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей (физических, социальных и др.) стариков, больных, детей, нетрудоспособных иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе на страховой основе, или за счет ассигнований государства в случаях и на условиях, установленных в законе.
Социальная пенсия — это один из видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению. Она является своего рода гарантированным государством минимальным пособием по старости. Ее финансирование полностью осуществляется из федерального бюджета, в отличие от трудовой пенсии, основным источником финансирования которой являются уплачиваемые в бюджет Пенсионного фонда страховые взносы за застрахованных лиц.
Социальные пенсии не являются частичным замещением утраченного заработка; условия определяющее право на них, не зависят от трудового стажа. Они выплачиваются в твердом размере за счет средств государственного бюджета.
Разновидность пенсионного обеспечения, предоставляемого вне зависимости от трудового вклада всем гражданам, которые нуждаются в текущем доходе, но не приобрели права на трудовую пенсию. Размер социальной пенсии устанавливается с учетом величины прожиточного минимума.
1.2. Условия назначения социальной пенсии и её размер
Условия назначения социальной пенсии нетрудоспособным гражданам (п.1 ст. 11 Закона о государственной пенсионном обеспечении).[2]
Право на получении социальной пенсии имеют:
1. Инвалиды I, II иIII группы, в том числе инвалиды с детства не имеющие права на трудовую пенсию;
3. Дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери;
4. Граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 лет для мужчин и 50 – для женщин, постоянно проживающие в районах постоянного проживания малочисленных народов Севера на день назначения пенсии не имеющие права на трудовую пенсию. Документом, подтверждающим принадлежность к малочисленным народам Севера, является паспорт или свидетельство о рождении, где указана соответствующая национальность. Если в указанных документах требуемые сведения отсутствуют, представляются справки, выданные общинами малочисленных народов Севера или органами местного самоуправления;
5. Граждане РФ, достигшие возраста 65 лет для мужчин и 60 – для женщин, а также иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РФ не менее 15 лет и достигшие указанного возраста. Данным лицам пенсия не оплачивается в период выполнения ими работы или иной деятельности, во время которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию.
6. Также ВИЧ-инфицированным – несовершеннолетним в возрасте до 18 лет назначаются социальная пенсия, пособие и предоставляются меры социальной поддержки, установленные для детей-инвалидов.
Социальная пенсия нетрудоспособным гражданам назначается в следующем размере:[3]
1. Граждане, из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 лет (мужчины) и 50 (женщины); граждане, достигшие возраста 65 лет (мужчины) и 60 лет (женщины); инвалиды IIгруппы (за исключением инвалидов с детства); дети в возрасте до 18 лет и старше, обучающиеся по очной форме в общеобразовательных учреждениях, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного из родителей – 4 тысячи 958 рублей 85 копеек;
2. Инвалиды с детства Iгруппы и дети-инвалиды – 11 тысяч 903 рубля 50 копеек;
3. Инвалиды с детства IIгруппы; инвалиды Iгруппы; дети в возрасте до 18 лет и старше, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявших обоих родителей, и дети умершей одинокой матери – 9 тысяч 919 рублей 73 копейки;
Социальные пенсии нетрудоспособных граждан индексируется в порядке, установленном для индексации базовой части трудовых пенсий. Размер базовой части трудовой пенсии индексируется с учетом темпов роста инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете и бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий финансовый год. Коэффициент индексации и её периодичность определяются Правительством РФ.
Перечень документов для назначения социальной пенсии:
Заявление о назначении социальной пенсии; документы, удостоверяющие возраст, место жительства, принадлежность к гражданству гражданина, обратившегося за назначением социальной пенсии (представителя).В качестве такого документа предъявляется паспорт.
Для подтверждения дополнительных обстоятельств к заявлению о назначении социальной пенсии прилагаются документы:подтверждающие принадлежность к малочисленным народам Севера (паспорт, свидетельство о рождении.При отсутствии в указанных документах требуемых сведений представляется справка, выданная общинами малочисленных народов Севера, органами местного самоуправления);о смерти кормильца (свидетельство о смерти);о смерти другого родителя (свидетельство о смерти);подтверждающие, что умершая являлась одинокой матерью.В качестве таких документов принимаются свидетельство о рождении ее ребенка, в котором отсутствует запись об отце ребенка, или справка органов записи актов гражданского состояния о том, что в свидетельство о рождении ребенка сведения об отце ребенка внесены по указанию матери);подтверждающие родственные отношения с умершим кормильцем.
В качестве таких документов принимаются свидетельство о рождении, свидетельство об усыновлении, свидетельство о браке, свидетельство о расторжении брака, копия записи акта гражданского состояния, справки жилищных органов или органов местного самоуправления, справки территориальных органов Федеральной миграционной службы и иные документы, содержащие требуемые сведения, а в необходимых случаях — решение суда об установлении данного факта;документы об установлении инвалидности (выписка из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемая федеральным учреждением медико-социальной экспертизы).
В качестве документа, подтверждающего место пребывания гражданина Российской Федерации, обратившегося за пенсией, принимаетсясвидетельство о регистрации по месту пребывания на территории РФ, выданное российскими органами регистрационного учета.
Документом, подтверждающим место фактического проживания гражданина Российской Федерации на территории РФявляется его личное заявление. В том случае, если необходимые документы имеются в пенсионном деле, то их представление не требуется.
Социальные пенсии
Общая характеристика социальных пенсий. История становления пенсии. Мы видим, что размер пенсий сейчас неуклонно растет. Мы давно привыкли к тому, что пенсии вообще существуют. А ведь так было не всегда! Конечно, идея пенсии стара как мир, история пенсий или, более точно, пожизненного содержания уходит корнями в глубину веов. Первоначально назначение государственных пенсий имело характер награды. Читать ещё >
Социальные пенсии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Содержание
- Введение
- 1. Общая характеристика социальных пенсий
- 1. 1. История становления пенсии
- 1. 2. Понятие и виды социальных пенсий
- 2. Виды социальных пенсий и их перспектива на будущее
- 2. 1. Социальная пенсия по возрасту
- 2. 2. Социальная пенсия по инвалидности
- 2. 3. Социальна пенсия по случаю потери кормильца
- 2. 4. Новые перспективы и улучшения пенсионного законодательства в современном аспекте
- Заключение
- Список литературы
1. Общая характеристика социальных пенсий
1.1. История становления пенсии
Мы видим, что размер пенсий сейчас неуклонно растет. Мы давно привыкли к тому, что пенсии вообще существуют. А ведь так было не всегда! Конечно, идея пенсии стара как мир, история пенсий или, более точно, пожизненного содержания уходит корнями в глубину веов. Первоначально назначение государственных пенсий имело характер награды или привилегии, подразумевалось, что человек, получающий пенсию, отмечен особым расположением за заслуги. Например, этой привилегией пользовались демобилизовавшиеся римские легионеры. С развитием и совершенствованием системы государственной власти изменялось и назначение пенсии, вместо оттенка избранности и отличия постепенно приобретая ярко выраженный социальный характер. Первые в мире государственные пенсии появились более 100 лет назад.
Первая организованная государством система пенсий по возрасту занятых в частном секторе была введена в Германии в 1889 году. Характерная черта немецкого подхода состояла в том, что социальное страхование было обязательным и основанным на взносах. И работодатели, и работники должны были вносить средства на ее финансирование. Введенная в Германии система базировалась на предшествующей практике существования добровольных фондов взаимопомощи, организуемых гильдиями и рабочими объединениями. Права на пенсию в новой системе основывались на ранее выплаченных взносах. Дания (1891) и Новая Зеландия (1898) ввели систему пенсионирования, ориентированную на целевую помощь бедным. Здесь она финансировалась за счет общих налоговых доходов, предполагала проверку нуждаемости и гарантировала плоский уровень выплат. Эти пенсионные системы в большей степени вытекали из традиционного законодательства о бедных.
В последующие годы большинство западноевропейских стран сформировали системы пенсионного страхования, ориентированные на германскую модель; англосаксонские страны (за важным исключением США) и страны Северной Европы в большей степени шли по пути, проложенному Данией и Новой Зеландией. Эти системы решали разные задачи. Германская была ориентирована на сохранение социального статуса работающего после выхода на пенсию. Датская, впоследствии введенная в Англии, на ограничение бедности.
Характеристика видов социальной пенсии
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2015 в 07:51, курсовая работа
Описание работы
Социальное обеспечение сопровождает каждого человека с момента его рождения до самой смерти. Ведь в основу возникновения отношений в области социального обеспечения положены такие жизненно важные события, как рождение человека, его болезнь, инвалидность, старость, безработица, бедность, необходимость в помощи и поддержке по причинам зачастую независящим от самого человека.
Содержание работы
Введение 3
1. Теоретические основы социальной пенсии 5
1.1 Понятие и виды пенсии 5
1.2 Понятие социальной пенсии 7
2. Характеристика видов социальной пенсии 14
2. 1 Социальная пенсия по инвалидности 14
2.2 Социальная пенсия по потери кормильца 16
2.2 Социальная пенсия по старости 18
Заключение 21
Список использованной литературы
Файлы: 1 файл
Понятие социальной пенсии.docx
Список использованной литературы 24
Социальное обеспечение сопровождает каждого человека с момента его рождения до самой смерти. Ведь в основу возникновения отношений в области социального обеспечения положены такие жизненно важные события, как рождение человека, его болезнь, инвалидность, старость, безработица, бедность, необходимость в помощи и поддержке по причинам зачастую независящим от самого человека.
Социальные пенсии являются одним из видов социальной помощи. Право российских граждан на социальное обеспечение закреплено в ст. 39 Конституции Российской Федерации, согласно которой каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В отличие от трудовых, социальные пенсии не являются частичным замещением утраченного заработка; условия определяющее право на них, не зависят от трудового стажа. Они выплачиваются в твердом размере за счет средств государственного бюджета.
Основная цель введения социальных пенсий – обеспечение гарантированной государственной минимальной денежной помощи лицам, которые не приобрели права на трудовую пенсию в связи с отсутствием у них трудового стажа.
Актуальность темы курсовой работы связана со значительным распространением исследуемого явления и заключается в необходимости изучения понятия социальная пенсия.
Объектом курсовой работы являются правоотношения, возникающие в процессе назначения социальной пенсии.
Предметом курсовой работы является действующее законодательство РФ, регулирующее отношения по назначению социальной пенсии, а также научные публикации, в которых затрагиваются указанные вопросы.
Целью курсовой работы является рассмотрение правовой регламентации назначения социальной пенсии, выявление актуальных проблем, возникающих в процессе назначения и сбора документальной базы.
Для достижения поставленной в курсовой работе цели решались следующие задачи:
— раскрыть понятие и виды пенсии;
— рассмотреть понятие социальной пенсии;
— проанализировать социальною пенсию по инвалидности;
— изучить социальную пенсию по потери кормильца;
— рассмотреть социальную пенсию по старости.
Теоретической основной курсовой работы послужили исследования отечественными ученными вопросов применения санкций в сфере социального обеспечения. Среди российских ученых можно назвать Захарова М.Л., Тучкову Э.Г., Лушникову М. В., Лушникова А. М., Васильеву Ю.В., Гусеву Т.С. и других авторов. Нормативную базу исследования составили: Конституция Российской Федерации, Федеральные законы регулирующих правоотношение субъектов, в праве социального обеспечения, Трудовой кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ и иные нормы права.
Курсовой проект состоит из введения, двух глав, и заключения. Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, формулируются цель и задачи исследования, указываются объект и предмет исследования. Первая глава посвящена исследованию понятия социальная пенсия, категории получателей и условий назначения. Во второй главе раскрыты виды социальной пенсии. В заключении подведены итоги и сделаны выводы исследования
Глава 1 Теоретические основы социальной пенсии
1.1 Понятие и виды пенсии
Пенсия по государственному пенсионному обеспечению – ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Категории лиц, имеющие право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют:
— федеральные государственные служащие – граждане, замещавшие должности федеральной государственной службы и государственные должности федеральных государственных служащих, определенные Федеральным законом «Об основах государственной службы РФ»;
— военнослужащие – граждане, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов либо военную службу по контракту или призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в ВС РФ и ОВС СНГ, ФПС РФ и органах и организациях Пограничной службы РФ, во внутренних войсках МВД РФ и в Железнодорожных войсках РФ, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах ФСБ и пограничных войсках, федеральных органах государственной охраны, органах внешней разведки рФ, других воинских формированиях РФ, созданных в соответствии с законодательством РФ, лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в ОВД РФ, Государственной противопожарной службе, прокурорские работники, сотрудники таможенных органов РФ, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы;
— граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф – граждане, пострадавшие в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также в результате других радиационных или техногенных катастроф;
— члены семей вышеназванных граждан – в случаях, предусмотренных законом.
Выделяют следующие виды пенсий:
- пенсия за выслугу лет – федеральным государственным служащим и военнослужащим;
- пенсия по старости – гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф;
- пенсия по инвалидности – военнослужащим, участникам ВОВ, гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф;
- социальная пенсия – нетрудоспособным гражданам. 1
В ст. 2 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ дается понятие пенсии.
Пенсия по государственному пенсионному обеспечению — это ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение, которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом, и которая предоставляется гражданам:
1) в целях компенсации утраченного им и заработка (дохода) в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности);
2) в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно- испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет;
3) в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста;
4) в целях предоставления нетрудоспособным гражданам средств к существованию.2
1.2 Понятие социальное пенсии
Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Каждому гражданину в РФ гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39 Конституции РФ). При этом государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Как раз таким законом, устанавливающим социальные пенсии, является ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» 2001 г.
Социальная пенсия — это ежемесячная денежная выплата для каждого нетрудоспособного гражданина, который по каким-либо причинам не приобрел права на другой вид пенсии. Основания назначения и размеры социальных пенсий установлены Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Социальная пенсия устанавливается вне какой-либо связи с трудовой деятельностью. Право на эту пенсию имеют лишь граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации. При выезде за пределы Российской Федерации социальная пенсия не выплачивается.
Так, в ст. 5 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» предусмотрено, что социальная пенсия на условиях и в порядке, которые определяются ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», устанавливается гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию. Как правило, назначение социальной пенсии связано с тем, что у гражданина отсутствует необходимый страховой стаж для назначения трудовой пенсии. Либо такой стаж отсутствует у умершего кормильца.
Впервые социальные пенсии в нашей стране были введены Законом РФ «О государственных пенсиях в РФ» 1990 г. С 1 января 2002 г. назначение и выплата таких пенсий регулируется ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».3
В соответствии со ст. 11 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» право на социальную пенсию имеют постоянно проживающие в Российской Федерации:
1) инвалиды, имеющие ограничение способности к трудовой деятельности III, II и I степени;
3) дети в возрасте до 18 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери, не имеющие права на пенсию по случаю потери кормильца;
4) граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), не имеющие права на трудовую пенсию;
5) граждане, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), не имеющие права на трудовую пенсию.
Социальная пенсия — один из видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению. Существует несколько подвидов социальных пенсий:
— Социальная пенсия по случаю потери кормильца, получателями которой могут быть дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в образовательных организациях, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери.
— Социальная пенсия по старости, которая назначается гражданам из числа малочисленных народов Севера, достигшим возраста 55 и 50 лет (соответственно для мужчин и женщин), постоянно проживающим в районах проживания малочисленных народов Севера на день назначения пенсии, и гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно для мужчин и женщин), а также иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории РФ не менее 15 лет и достигшим указанного возраста.
В связи с изложенным можно вывести признаки данного вида пенсионного обеспечения, которые условно подразделяются на общие (присущи для любого вида пенсий) и специфические (характерны исключительно для социальных пенсий).
К числу общих признаков относятся следующие:
2. Периодичность выплаты — нетрудоспособные граждане имеют право, а государство в лице его органов, учреждений, организаций обязано обеспечивать граждан социальными пенсиями на регулярной основе. При этом указанное право, как следует из содержания ст. 2 Закона о государственном пенсионном обеспечении, реализуется лицами, имеющими соответствующее право, ежемесячно.
3. Выплата производится за счет средств федерального бюджета. В подтверждение наличия данного признака можно привести нормы ст. 6 Закона о государственном пенсионном обеспечении, в соответствии с которой финансовое обеспечение расходов на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению производится за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету ПФР на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению.
Понятие и виды социальных пенсий
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 14:52, курсовая работа
Краткое описание
Актуальность данной работы обусловлена тем, что объективная необходимость в содержании нетрудоспособных членов общества существовала с древних времен. На протяжении веков эту функцию выполняли церковь, благотворительные организации, организации общественного призрения, общества взаимопомощи и другие.
Содержание
Введение
3
1. Общая характеристика системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации
5
1.1 Законодательная база пенсионного обеспечения
7
1.2 Пенсия: сущность и понятие
8
1.3 Назначение пенсии, перерасчет ее размера, перевод с одного вида пенсии на другой, индексация, выплата и доставка пенсий
11
2. Понятие и виды социальных пенсий
18
2.1 Социальные пенсии по возрасту
19
2.2 Социальные пенсии по инвалидности
21
2.3 Социальные пенсии по случаю потери кормильца
22
Заключение
24
Список литературы
Вложенные файлы: 1 файл
Социальные пенсии.docx
При назначении социальной пенсии по случаю потери кормильца применяются нормы Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», регулирующие вопросы, связанные с пенсионным обеспечением членов семей умерших, т.е. должно доказываться иждивение детей, хотя и не достигших 18-летнего возраста, но объявленных полностью дееспособными.
Социальная пенсия назначается, если ее получатели не имеют права на трудовую пенсию по случаю потери кормильца или по случаю потери кормильца из числа военнослужащих либо лиц, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф. /5/
Размер социальной пенсии по случаю потери кормильца детям в возрасте до 18 лет составляет:
— потерявшим одного из родителей — в размере базовой части трудовой пенсии по возрасту, предусмотренной для граждан, достигших общего пенсионного возраста;
— потерявшим обоих родителей или умершей одинокой матери (круглым сиротам) в размере базовой части трудовой пенсии по инвалидности, при ограничении способности к трудовой деятельности III степени. /12/
В качестве документа, подтверждающего, что умершая являлась одинокой матерью, принимается свидетельство о рождении ее ребенка, в котором отсутствует запись об отце ребенка, или справка органов ЗАГСа о том, что в свидетельство о рождении ребенка сведения об отце ребенка внесены по указанию матери.
Социальная пенсия по случаю потери кормильца индексируется в порядке, установленном для индексации базовой части трудовых пенсий. /5/
Итак, социальная пенсия назначается по случаю потери кормильца нетрудоспособным гражданам, а также пожилым гражданам и инвалидам. Право на социальную пенсию имеют те нетрудоспособные, которые по каким-либо причинам не приобрели права на трудовые пенсии. В частности, право на трудовую пенсию отсутствует, если у гражданина нет необходимого страхового стажа (либо его не имел умерший — при решении вопроса о назначении пенсии по случаю потери кормильца).
Социальная пенсия – это один из видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению. Социальная пенсия — разновидность пенсионного обеспечения, предоставляемого вне зависимости от трудового вклада всем гражданам, которые нуждаются в текущем доходе, но не приобрели права на трудовую пенсию. Размер социальной пенсии устанавливается с учетом величины прожиточного минимума.
Социальная пенсия назначается по случаю потери кормильца нетрудоспособным гражданам, а также пожилым гражданам и инвалидам. Право на социальную пенсию имеют те нетрудоспособные, которые по каким-либо причинам не приобрели права на трудовые пенсии. В частности, право на трудовую пенсию отсутствует, если у гражданина нет необходимого страхового стажа (либо его не имел умерший — при решении вопроса о назначении пенсии по случаю потери кормильца).
Социальная пенсия предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с нетрудоспособностью.
По мере стабилизации экономических отношений в России роль социальных пенсий будет возрастать, а круг их получателей расширяться, поскольку государство с социально ориентированной экономикой не может оставить нетрудоспособных граждан.
Разработчики пенсионной реформы исходят из того, что социальные пенсии будут предоставляться с учетом прожиточного минимума и обеспечивать материальные условия жизни при наступлении установленных социально значимых случаев независимо от участия в трудовой или иной общественной деятельности и уплаты взносов на пенсионное страхование.
Общий анализ показал, что социальные пенсии, как вид социального страхования граждан, утративших источники средств существования, которые несут дополнительные расходы, попадают в трудные жизненные ситуации и нуждаются в социальной поддержке. В ходе достижения поставленной цели в начале исследовательской работы было раскрыто понятие, сущность и содержание социальной пенсии. Была изучена существующая классификация социальных пенсий на виды, определено значение каждого вида социальной пенсии в системе пенсионного обеспечения Российской Федерации.
Проанализированы виды социальных пенсий по старости, по случаю потери кормильца, по инвалидности и выявлены их особенности. В ходе исследования был проведен подробный анализ социальной пенсии по инвалидности и условия ее назначения. В ходе исследования была раскрыта сущность и условия назначения социальной пенсии, были выделены основания и лица для ее назначения.
Исследуя сущность и основные особенности социальных пенсий в системе государственного пенсионного обеспечения и их положения в современном обществе, напрашиваются виды, что экономические преобразования, проводимые в России, не могут не вызывать неблагоприятных социальных последствий, тяжесть которых наиболее остро воспринимается гражданами, имеющими фиксированные доходы, прежде всего пенсионерами.
В настоящее время сфера пенсионного обеспечения характеризуется наличием большого числа острых проблем, требующих неотложного решения. Существующая пенсионная система является обременительной для экономики и в то же время не обеспечивает даже минимальные потребности значительных по численности слоев населения, охваченных пенсионным обеспечением. Разработчики пенсионной реформы исходят из того, что социальные пенсии будут предоставляться с учетом прожиточного минимума и обеспечивать материальные условия жизни при наступлении установленных социально значимых случаев независимо от участия в трудовой или иной общественной деятельности.
Однако это не значит, что размер социальной пенсии удовлетворит прожиточные нужды всех пенсионеров. Для удовлетворения индивидуальных потребностей некоторых из них (например, инвалидов) необходимо будет избирательно предоставлять социальную помощь сверх социальной пенсии.
Подводя итоги, можно сказать, что исследование сущности социальной пенсии в Российской Федерации, в общем, основных особенностей социальных пенсий в системе государственного пенсионного обеспечения и их положения в современном обществе, была достигнута цель исследовательской работы путем разрешения поставленных задач в начале написания курсовой работы.
Понятие и виды социальных пенсий и порядок их назначений
страница | 1/5 |
Дата | 26.03.2019 |
Размер | 67.34 Kb. |
Название файла | курсовая 2.docx |
Тип | Курсовая |
ПЦК «Правовые дисциплины»
Специальность «Право и организация социального обеспечения»
На тему: «Понятие и виды социальных пенсий и порядок их назначений»
Студент 516 группы,
Мокин Александр Владимирович
Глава 1. Общие положения о социальных пенсиях………………………. …5
- Правовое регулирование и понятие социальных пенсий……………. 5
- Размер и структура социальных пенсий………………………………. 6
- Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение…………………..12
Глава 2. Назначение социальных пенсий……………………………………. 14
2.1 Условия назначений социальных пенсий………………………………….14
2.2 Перерасчет размера социальных пенсий, перевод на другой вид пенсии, выплата пенсии……………………………………………………………………….17
2.3 Особенности назначения социальных пенсий по старости отдельным категориям граждан …………………………………………………………………23
Глава 3. Порядок назначения и выплаты социальных пенсий отдельных видов………………………………………………………………………………….28
3.1 Социальные пенсии по старости …………………………………………28
3.2 Социальные пенсии по инвалидности……………………………………31
3.3 Социальные пенсии по случаю потери кормильца……………………. 35
Список используемой литературы…………………………………………. 39
Тема пенсионное обеспечение очень актуальна и современна, так как она волнует не только пожилых, но и молодых людей. Пенсионная система является необходимым механизмом в рыночных отношениях.
Социальное обеспечение занимает одно из ключевых определяющих мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой социального благополучия населения.
Пенсии как форма социальной защиты нетрудоспособных граждан посредством социального страхования или бюджетного финансирования появились в конце XIX — начале XX в.
Это одна из важнейших социальных гарантий, действующая в любом цивилизованном обществе.
Статья 7 Конституции Российской Федерации (далее – Конституция РФ), принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., провозглашает Россию социальным государством и предусматривает установление государственных пенсий и иных гарантий социальной защиты. Статья 39 Конституции РФ конкретизирует данные нормы и гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Также определяется, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Это одна из главных социальных гарантий, действующая в цивилизованном обществе.
Следует иметь в виду, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. При этом законы и иные правовые акты не должны ей противоречить (ст. 15 Конституции РФ). Тем самым принятие специальных пенсионных законов, соответствующих Конституции РФ, служит необходимой государственной гарантией реализации права на пенсионное обеспечение.
Данная курсовая работа посвящена изучению социальной пенсии, условий назначений, размера и порядка выплаты.
Цель данной курсовой работы – проанализировать и изучить виды социальных пенсий и порядок их назначений.
Объект изучения – правовое регулирование социальных пенсий.
Предмет изучения – социальные пенсии и их виды.
Для выполнения поставленной цели необходимо раскрыть следующие задачи:
— провести изучение и анализ действующего законодательства Российской Федерации в сфере социальных пенсий;
Видео (кликните для воспроизведения). |
— определить условия назначения, перерасчета и выплат социальных пенсий;
Юрист ведущей адвокатской конторы Москвы.
Специализация: гражданское право.
Стаж 22 года.