Анализ налога на имущество организаций

Предлагаем статью на тему: "Анализ налога на имущество организаций" с понятными комментариями и выводами. С случае возникновения вопросов и для актуализации данных на 2020 год вы можете обратиться к дежурному консультанту.

Сравнительный анализ налоговой базы по налогу на имущество организаций

«Налоговая политика и практика», 2007, N 11

Поскольку налоговая база по налогу на имущество организаций определяется по данным бухгалтерского учета, планирование и оценка налогового потенциала по этому налогу могут производиться на основе официальной бухгалтерской отчетности. Для своевременной корректировки прогнозов предлагается проводить сравнительный анализ.

В соответствии с п. 1 ст. 375 НК РФ налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

Объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета (п. 1 ст. 374 НК РФ).

В настоящее время планирование поступлений по налогу на имущество организаций осуществляется различными методами с использованием экономических показателей.

Наиболее простым из них является метод тренда, т.е. экстраполяции — продолжения в будущем тех тенденций, которые сложились в прошлом. Информационной базой для этого метода служат данные о поступлении конкретных налогов за определенные периоды предыдущих лет, состоянии задолженности по налоговым платежам, результаты анализа тенденций в развитии налоговой базы, структуры налогоплательщиков и т.д. Планируемая налоговая база определяется как произведение стоимости имущества организации и индекса изменения налоговой базы.

Более сложным методом является экспертный метод разработки прогнозных оценок, при котором проводятся расчеты возможного поступления конкретных налогов. Планируемая налоговая база определяется как прогнозная среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, на очередной финансовый год (без учета стоимости имущества, не облагаемого налогом в соответствии с федеральным законодательством).

При планировании налоговых доходов региональных бюджетов использование метода экстраполяции ограничено, поскольку он не позволяет своевременно учесть все факторы, непосредственно влияющие на налоговую базу, например изменение налогового законодательства в части порядка ее определения. Так, существенное снижение налоговых поступлений в 2005 г., когда из-под налогообложения было выведено имущество, учитываемое на счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности», не могло быть спрогнозировано с использованием данного метода.

Экспертный метод также имеет свои недостатки, поскольку не обеспечивает своевременной корректировки прогнозной среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения, на стоимость имущества вновь создаваемых организаций и обособленных подразделений и ликвидируемых организаций.

Для решения этих проблем предлагается применять методику сравнительного тактического анализа как одного из направлений сравнительного анализа.

В рамках сравнительного тактического анализа проводится исследование инновационной составляющей развития в форме обновления основных средств, которая существенно влияет на размер налоговой базы по налогу на имущество организаций. С этой целью рекомендуется регулярно изучать краткосрочные (в течение отчетных периодов) изменения фактических экономических показателей организаций, что позволит существенно повысить точность оценки налогового потенциала по налогу на имущество организаций.

Налоговая база как среднегодовая (средняя) стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый (отчетный) период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и 1-е число следующего за налоговым (отчетным) периодом месяца, на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу.

То есть основным показателем, используемым при формировании налоговой базы по налогу на имущество, является остаточная стоимость основных средств организации, которая определяется как разница между их первоначальной стоимостью и суммой начисленной амортизации.

Можно выделить следующие факторы, оказывающие влияние на величину налоговой базы по налогу на имущество организаций:

  • ввод в эксплуатацию новых объектов основных средств;
  • амортизация основных средств;
  • выбытие основных средств;
  • отмена/предоставление налоговых льгот.

Первые два фактора в совокупности положительно отражаются на величине налоговой базы при вводе в эксплуатацию нового оборудования, что возможно лишь при устойчивом экономическом развитии организации. Третий фактор оказывает отрицательное влияние. Последний фактор является элементом налоговой политики региона и не зависит от уровня экономического развития организации.

Проведение сравнительного анализа налоговой базы по налогу на имущество организаций включает следующие этапы:

  • сбор и обработка экономической информации (официальной бухгалтерской отчетности) об объектах, приведение данных в сопоставимый вид;
  • группировка организаций по категориям налогоплательщиков. Предлагается использовать категории налогоплательщиков, применяемые в контрольной и аналитической работе налоговых органов: крупнейшие , основные (налогоплательщики, кроме крупнейших, обеспечивающие в суммарном выражении не менее 60% от общей суммы налоговых поступлений в бюджетную систему; при этом учитываются наиболее высокие показатели (платежи) каждой организации) и прочие;
  • расчет итоговых показателей и значений целевого рейтинга;
  • определение степени погрешности в результате сравнительной оценки;
  • обобщение результатов анализа, выводы и предложения для принятия управленческих решений.

Критерии отнесения юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях, утверждены Приказом ФНС России от 16.05.2007 N ММ-3-06/[email protected]

Для выявления тенденций изменения налоговой базы по налогу на имущество организаций рекомендуется применять целевой рейтинг экономического износа (ЦРЭИ), который определяется как отношение коэффициента износа (сумма начисленной амортизации, деленная на первоначальную стоимость основных средств) к его теоретически достаточному значению.

Читайте так же:  Можно ли загса требовать с мужа алименты

При сплошном исследовании теоретически достаточное значение коэффициента износа целесообразно определять по сферам деятельности, поскольку оно варьирует в зависимости от этого фактора.

В условном примере (табл. 1) используется теоретически достаточное значение износа основных средств 40%. Место организации в рейтинге определяется от меньшего его значения к большему. В выборке представлены организации, относящиеся к категории прочих налогоплательщиков.

Таблица 1. Расчет целевого рейтинга экономического износа в 2005 — 2006 гг.

В зависимости от изменения планируемых налоговых поступлений по налогу на имущество организаций налогоплательщики делятся на три категории (табл. 2).

Таблица 2. Интервалы группировки организаций для планирования налоговых поступлений

Организации I категории с высокой долей вероятности не будут в течение ближайших 3 лет заменять свои основные производственные фонды, их налоговые поступления стабильны и незначительно уменьшаются.

Во II категорию входят организации, использующие в своей деятельности имущество с высокой степенью износа. Для планирования налоговых поступлений по этой группе организаций необходим анализ изменений остаточной стоимости основных средств по отчетным периодам в течение последующих лет. При устойчивом экономическом развитии возможен их переход в I категорию.

Для оценки тенденций изменения планируемых налоговых поступлений организаций III категории необходим дополнительный анализ экономического роста и эффективности деятельности. При стабильном экономическом росте и достаточно высокой эффективности деятельности они с большой долей вероятности вложат денежные средства в приобретение высокотехнологичного оборудования, что повлечет за собой увеличение поступлений по налогу на имущество организаций. И наоборот, отрицательные тенденции в развитии не позволят организациям реализовать инновационную составляющую экономического роста путем обновления основных фондов. В этом случае увеличения поступлений по налогу на имущество не ожидается.

По итогам анализа все организации в 2005 г. (см. табл. 1) отнесены к I категории и в 2006 г. сохранили свои позиции, за исключением ЗАО «Строительно-монтажный поезд». У этой организации наблюдается тенденция к увеличению степени износа основных фондов, поэтому в 2006 г. она отнесена ко II категории. При сохранении данной тенденции организация может в последующие годы перейти в III категорию, а при устойчивом экономическом развитии — в I категорию со значительным увеличением поступлений по налогу на имущество организаций.

Ввиду ограниченности выборки и особенностей развития сфер деятельности анализируемого региона организаций III категории не выявлено.

Результаты сравнительного тактического анализа отражают тенденции в изменении налоговой базы за соответствующие периоды и позволяют проводить планирование поступлений по налогу на имущество организаций на более высоком качественном уровне, что имеет важное значение для своевременного и обоснованного составления регионального бюджета.

Данная методика не перегружена значительным количеством факторов, косвенно влияющих на налоговые поступления, поэтому она может быть рекомендована и для применения в практической работе налоговых органов по мобилизации налоговых поступлений в бюджет.

Налог на имущество: расчет, уплата, отчетность

Расчет налога на имущество всегда вызывает много вопросов у бухгалтеров, так как имеет массу нюансов. Какие объекты облагаются по среднегодовой стоимости, а какие подлежат налогообложению по кадастровой стоимости, как рассчитать налог и отчитаться по нему? Все эти вопросы раскрыты в нашей статье.

Кто платит налог на имущество

НК РФ обязывает платить имущественный налог все организации, у которых есть имущество, признаваемое объектом налогообложения (п. 1 ст. 373 НК РФ). К таковым относятся российские и иностранные компании, имеющие и не имеющие представительства в РФ, но владеющие здесь имуществом.

Компании, которые работают на УСН тоже должны платить налог на имущество. Правда, не всегда. Речь идет только о тех ситуациях, когда компания-упрощенец обладает объектами недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость. При этом в отношении имущества, налоговая база по которому определяется как среднегодовая стоимость, платить налог не нужно (п. 2 ст. 346.11 НК РФ).

Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.

Что облагается налогом на имущество

Объектом налогообложения является движимое и недвижимое имущество, которое принято на учет в качестве основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета. Сюда входит также имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению.

Какое имущество не подпадает под обложение имущественным налогом? В п. 4 ст. 374 НК РФ приведен исчерпывающий перечень льготных объектов:

  • земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);
  • имущество, принадлежащее на праве оперативного управления ряду госучреждений;
  • объекты, признаваемые объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры);
  • ядерные установки, используемые для научных целей, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и хранилища радиоактивных отходов и другие объекты.

Исключение составляют объекты, принятые на учет в результате:

  • реорганизации или ликвидации юридических лиц;
  • передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми взаимозависимыми.

Кроме того, не включаются в базу по налогу на имущество объекты, включенные в первую или вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств, которая утверждена Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1. Напомним, что Постановлением Правительства РФ от 07.07.2016 № 640 были внесены поправки в Классификацию ОС, которые вступили в силу с 1 января 2017 года.

Однако Минфин РФ в письме от 14.11.2016 № 03-03-06/1/66701 разъяснил, что внесение данных корректив не является основанием для изменения срока полезного использования введенных в эксплуатацию основных средств, установленного в соответствии с Классификацией, действовавшей на дату принятия объектов к бухгалтерскому учету.

Читайте так же:  Трудовая пенсия по старости расчет и структура

Расчет налога на имущество организаций

При расчете налога на имущество воспользуйтесь следующим алгоритмом:

  1. определите объект налогообложения;
  2. проверьте наличие и возможность применения льгот по налогу на имущество;
  3. определите налоговую базу (определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Среднегодовая стоимость имущества — сумма, полученная в результате сложения величин остаточной стоимости имущества (без учета имущества, налоговая база, в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость) на 1-е число каждого месяца и последнее число года / на количество месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу).

определите ставку налога;

  • рассчитайте сумму налога, подлежащую уплате в бюджет.
  • Формулы для расчета авансовых платежей и имущественного налога используйте следующие (п. 1, 2 и 4 ст. 382 НК РФ).

    Авансовый платеж = Налоговая база х Ставка налога: 4

    Сумма налога за год = Налоговая база х Ставка налога — Сумма авансовых платежей

    Перечислить налог на имущество и авансовые платежи нужно в налоговую инспекцию по месту нахождения недвижимости (п. 6 ст. 383 НК РФ).

    Что касается остаточной стоимости имущества — она должна учитываться в том значении, в котором она сформирована в соответствии с порядком ведения бухгалтерского учета на соответствующую дату.

    Правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах установлены ПБУ 6/01. Единица учета основных средств — это инвентарный объект. Если у одного объекта нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно различаются, каждая из них учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

    Изменение первоначальной стоимости ОС, в которой они приняты к бухучету, допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов.

    Следует отметить, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимости определяется как ее кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 НКРФ. К таким объектам относятся:

    • административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
    • нежилые помещения, назначение, которые используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общепита и бытового обслуживания;
    • объекты недвижимости иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ;
    • жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов ОС.

    НК РФ установлено, что региональными властями не позднее 1 числа года перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Данный перечень направляется в налоговый орган по субъекту и размещается на его официальном сайте или на официальном сайте региона. Таким образом, перечень, определенный на следующий налоговый период должен быть составлен не позднее 1 января календарного года соответствующего налогового периода.

    Если здание (строение, сооружение) безусловно и обоснованно определено административно-деловым центром или торговым центром (комплексом) и включено в перечень, то все помещения в нем, облагаются налогом исходя из кадастровой стоимости. Причем даже если указанные помещения в перечне отсутствуют (письмо ФНС РФ от 16.03.2017 № БС-4-21/4780).

    Если кадастровая стоимость здания определена, но в отношении конкретного помещения она не указана, то налоговая база в отношении помещения определяется как доля кадастровой стоимости здания, в котором оно находится, соответствующая площади помещения в общей площади здания.

    При этом если то или иное здание не включено в указанный перечень, то налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества. Это подтверждает Минфин РФ (письмо от 17.06.2015 № 03-05-05-01/35000).

    Следует отметить, что кадастровая стоимость недвижимости может быть изменена в течение календарного года. Дело в том, что в период между проведением работ по государственной кадастровой оценке возможно изменение рыночной конъюнктуры, методических подходов к определению кадастровой стоимости.

    Кроме того, основанием для пересмотра результатов кадастровой оценки является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости. Этим может обусловливаться изменение кадастровой стоимости объекта оценки как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения.

    Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ установлено, что в случае несогласия с результатами кадастровой стоимости, их можно оспорить. Сделать это могут как компании, так и органы власти.

    С какого момента налогоплательщик должен применять измененную кадастровую стоимость объекта? Если указанная стоимость скорректирована из-за выявленной ошибки, то новую стоимость можно применять, начиная с налогового периода, в котором была применена ошибочно определенная кадастровая стоимость.

    Если данный показатель был изменен в связи с принятием решения соответствующей комиссии или судебного акта, то обновленная кадастровая стоимость должна быть учтена, начиная с налогового периода, в котором подано было заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

    Сроки уплаты налога на имущество

    Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами являются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Хотя налог и является региональным, устанавливать свои отчетные периоды, отличные от указанных в НК, субъекты не вправе. Ставка налога на имущество устанавливается региональными властями. При этом она не может превышать 2,2 процента.

    Сроки, когда организация должна уплачивать налог на имущество следующие:

    • до 30 апреля — I квартал;
    • до 30 июля — полугодие;
    • до 30 октября — 9 месяцев;
    • до 30 января — год.

    Отчетность по налогу на имущество

    Если у компании есть имущество, которое облагается налогом, то она обязана отчитываться по нему в ИФНС. Форма по КНД 1152026 — Налоговая декларация по налогу на имущество (Приказ ФНС от 5 ноября 2013 г. № ММВ-7-11/[email protected]). Отчетность по налогу на имущество нужно сдавать, даже если самортизированы все основные средства ( письмо ФНС РФ от 08.02.2010 № 3-3-05/128 ). Исключение — нулевая декларация, ее подавать не нужно (письмо Минфина РФ от 28.02.2013 № 03-02-08/5904).

    Декларацию организации сдают только по итогам года. Срок — не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 ст. 386 НК РФ). Ежеквартально компаниям положено предоставлять с инспекцию расчет по авансовым платежам по налогу на имущество. Делать это необходимо не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода.

    При оформлении титульного листа отчетности в 2017 году необходимо обратить внимание на заполнения поля «Код вида экономической деятельности по классификатору ОКВЭД». Порядок заполнения отчетности требует указывать в этой строке код вида экономической деятельности по классификатору ОКВЭД согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОК 029-2001. Однако этот классификатор утратил силу с 01.01.2017. Дело в том, что Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст введен в действие ОКВЭД2, который применяется к правоотношениям, возникшим с 01.01.2014, с установлением переходного периода до 01.01.2017. Несмотря на это в порядок по заполнению налоговой отчетности по имуществу коррективы не внесены.

    Читайте так же:  Как начисляются алименты по исполнительному листу

    Поэтому возникает вопрос: какие коды необходимо указывать при представлении в 2017 году уточненной налоговой отчетности за предшествующие отчетные (налоговые) периоды — согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2001 или ОКВЭД2?

    В письме ФНС РФ от 09.11.2016 № СД-4-3/[email protected] содержится ответ на этот вопрос: при сдаче уточненок за предыдущие периоды указывается тот же код по ОКВЭД, который был отражен в первичных налоговых декларациях.

    Проверить правильность заполнения отчетности по налогу на имущество помогут контрольные соотношении, которые приведены в письме ФНС РФ от 27.10.2015 № БС-4-11/18786.

    Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.

    Финансовый словарь

    Финансовый словарь — включает наиболее часто употребляемые термины современной финансовой и банковской практики. Особое внимание уделено терминологии финансового анализа, а также финансового менеджмента. Финансовый словарь рассчитана на широкий круг читателей, работающих в разных сферах бизнеса, студентов, учащихся и преподавателей. Он окажется полезной всем, кто стремится расширить свои представления о современных финансах и желает чувствовать себя уверенно в профессиональной деловой жизни.

    Для навигации по Финансовому словарю используйте алфавитное меню:

    АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ПОСТУПЛЕНИЙ ПО НАЛОГУ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ ПО КРАСНОДАРСКОМУ КРАЮ ЗА ПЕРИОД 2006—2012 ГГ.

    Секция: 11. Экономика

    VII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

    АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ПОСТУПЛЕНИЙ ПО НАЛОГУ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ ПО КРАСНОДАРСКОМУ КРАЮ ЗА ПЕРИОД 2006—2012 ГГ.

    Наличие разных форм собственности и их экономическое соперничество вызывают необходимость взимания налога не только с получателей доходов, но и со стоимости имущества, которое прямым или косвенным образом способствует росту дохода предприятия. Тот или иной критерий классификации налогов относит налог на имущество организаций к определенной группе: по субъекту обложения — к налогам с юридических лиц; по объекту обложения — к имущественным налогам; по уровню подчиненности — к региональным. Все это говорит о налоге на имущество организаций как о неотъемлемой части налоговой системы. Среди имущественных налогов (налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц, земельный налог, транспортный налог) налог на имущество организаций занимает центральное место по сумме поступлений (99,5 %) [3, c. 186].

    Показатели исполнения текущего бюджета Краснодарского края характеризуются относительно слабыми операционными балансами несмотря на быстрый рост налоговых доходов. Показатель отношения сальдо операционного баланса к операционным доходам составил 3 % в 2010 и 2011 годах, при этом рост налоговых поступлений на 17 % и 21 % в 2010 и 2011 годах соответственно, не смог перекрыть увеличение текущих расходов по основным статьям. Сравнительно слабые финансовые результаты по текущим операциям оказывают влияние на способность региона к самофинансированию, что может привести в будущем к необходимости увеличения долга с целью финансирования текущих расходов [2].

    Изменчивость налоговых поступлений, характерная для большинства российских регионов, смягчается диверсифицированностью налоговой базы бюджета Краснодарского края. Бюджет региона не зависит от какого-либо одного налогоплательщика или отрасли, благодаря чему в 2009 году налоговые поступления региона сократились всего на 1 % (при падении в среднем на 15 % по регионам России) [2].

    Еще одним фактором, положительно влияющим на стабильность налоговых поступлений региона, является умеренная доля в доходах налога на прибыль организаций, наиболее волатильного источника собственных доходов регионов России.

    Неналоговые текущие доходы играют меньшую роль в бюджете региона, что характерно для всех субъектов Российской Федерации.

    На 1 февраля 2012 года в консолидированные бюджеты субъектов Южного федерального округа поступило 238,5 млн. рублей налога на имущество организаций, что составляет 93,1 % от объемов поступлений на 1 февраля 2011 года (темп в среднем по Российской Федерации 82,6 %) [1].

    Рост поступлений налога на имущество организаций за период 2011-2012гг. зафиксирован в 4 регионах: Астраханская область (рост на 68,9 %), Республика Адыгея (рост на 44,8 %), Ростовская область (рост на 7,8 %), Краснодарский край (рост на 5,8 %).Сокращение поступлений налога на имущество организаций произошло в 2 регионах: Волгоградская область (падение на 68,8 %), Республика Калмыкия (падение на 66,7 %) [1].

    Далее нами был проведен анализ поступлений в бюджет налога на имущество организаций по Краснодарскому краю за период 2006—2012 гг. (Таблица 1).

    Читайте так же:  Как узнать об уплате налога за автомобиль

    Таблица 1.

    Анализ поступлений в бюджет налога на имущество по Краснодарскому краю с 2006-2012гг., тыс.руб.

    Сравнительный анализ изменений в порядке исчисления налога на имущество организаций, произошедших для юридических лиц с 1 января 2004 г.

    «Аудит и налогообложение», 2004, N 1

    «Налог на имущество

    Закон от 13.12.1991 N 2030-1

    «О налоге на имущество

    • российские организации;
    • иностранные организации,

    в РФ через постоянные

    представительства и (или)

    имеющие в собственности

    недвижимое имущество на

    территории РФ, на

    континентальном шельфе РФ и

    экономической зоне РФ.

    приводящей к образованию

    представительства в РФ в

    соответствии со ст.306

    НК РФ, если иное не

    • предприятия, учреждения

    (включая банки и другие

    кредитные организации, кроме

    ЦБ РФ) и организации, в том

    числе с иностранными

    юридическими лицами по

    учреждений и организаций,

    имеющие отдельный баланс и

    расчетный (текущий) счет;

    другие организации (включая

    образованные в соответствии

    международные организации и

    объединения, а также их

    имеющие имущество на

    континентальном шельфе РФ и

    экономической зоне РФ.

    В соответствии со

    ст.19 НК РФ филиалы

    и иные обособленные

    а лишь исполняют

    уплате налогов и

    сборов по месту

    филиалов и иных

    гл.30 НК РФ в состав

    Движимое и недвижимое

    имущество, учитываемое на

    балансе в качестве объектов

    основных средств в

    запасы и затраты.

    сужен до основных

    учитывается по его

    Как и ранее, если

    разница между их

    отчислений для целей

    в конце каждого

    Видео (кликните для воспроизведения).

    является подход к

    имущества. Даже в

    случае когда по

    образуется, налог по

    Налоговый период — год;

    отчетный период — квартал,

    полугодие, девять месяцев

    Налоговый период — год;

    отчетный период — квартал,

    полугодие, девять месяцев

    Глава 30 НК РФ ввела

    налога вправе не

    субъектов РФ и не могут

    субъектов РФ и не могут

    увеличена на 0,2%.

    Установлены ст.381 НК РФ.

    а) космических объектов;

    б) ядерных установок,

    используемых для научных

    целей, пунктов хранения

    ядерных материалов и

    радиоактивных веществ, а

    Установлены ст.ст.4 и 5

    В частности, были

    отмененные гл.30 НК РФ

    а) предприятий по

    производству, переработке и

    продукции, выращиванию, лову

    и переработке рыбы и

    морепродуктов при условии,

    что выручка от указанных

    составляет не менее 70%

    общей суммы выручки от

    реализации продукции (работ,

    б) бюджетных учреждений и

    (организаций), опытных и

    предприятий независимо от

    форм и форм собственности,

    в объеме работ которых

    составляют не менее 70%.

    Налоговые льготы и

    Налог и авансовые платежи

    по налогу подлежат уплате

    порядке и сроки, которые

    Уплата налога производится

    по квартальным расчетам в

    5-дневный срок со дня,

    отчета за квартал, а по

    годовым расчетам — в

    10-дневный срок со дня,

    бухгалтерского отчета за

    Законы субъекта РФ

    платежей по итогам

    или уплату налога

    только по итогам

    1. Налогоплательщики

    обязаны по истечении

    каждого отчетного и

    представлять в налоговые

    органы по своему

    отдельный баланс, а также

    по местонахождению каждого

    имущества (в отношении

    исчисления и уплаты налога)

    налоговые расчеты по

    авансовым платежам по

    налогу и налоговую

    декларацию по налогу. В

    имеющего местонахождение в

    территориальном море РФ, на

    континентальном шельфе РФ,

    экономической зоне РФ и

    (или) за пределами

    территории РФ (для

    налоговые расчеты по

    авансовым платежам по

    налогу и налоговая

    декларация по налогу

    представляются в налоговый

    орган по местонахождению

    (месту постановки на учет в

    расчеты по авансовым

    платежам по налогу не

    позднее 30 дней с даты

    1. Налоговые декларации по

    Налог на имущество организаций

    Налог на имущество организаций устанавливается Налоговым кодексом, а также региональными законами (п. 1 ст. 372 НК РФ). Но сначала разберемся с тем, кто должен платить налог.

    1. Организации на ОСН (в т.ч. обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс), у которых на балансе есть основные средства, признаваемые объектом налогообложения по налогу на имущество.

    2. Организации на УСН и ЕНВД, владеющие определенным имуществом.

    3. Организации на ЕСХН в отношении некоторого имущества.

    Налог на имущество организаций: недвижимое имущество

    Данным налогом облагается вся недвижимость, кроме земельных участков и иных объектов природопользования (п. 1, пп. 1 п. 4 ст. 374 НК РФ).

    Причем у налогообложения недвижимости есть свои особенности. Так, организации на ОСН должно платить налог на имущество в отношении:

    • недвижимости, числящейся на балансе в качестве основных средств;
    • жилой недвижимости, не учитываемой по данным бухгалтерского учета как ОС.

    Организации на УСН и ЕНВД уплачивают налог (п. 1 ст. 378.2 НК РФ), если они владеют:

    • определенными объектами недвижимости, например, торговыми центрами или помещениями в них. Полный перечень такой недвижимости приведен в п. 1 ст. 378.2 НК РФ;
    • жилой недвижимостью, которая не учитывается на балансе по данным бухгалтерского учета в качестве основного средства.

    Организации на ЕСХН уплачивают налог в отношении имущества, которое не используется при производстве сельхозпродукции, первичной и последующей (промышленной) переработке и реализации этой продукции, а также при оказании услуг сельскохозяйственными товаропроизводителями (п.3 ст.346.1 НК РФ).

    Налог на имущество организаций: движимое имущество

    Налог с движимого имущества c 01.01.2019 не уплачивается (Федеральный закон от 03.08.2018 № 302-ФЗ).

    Налог на имущество предприятий: налоговая база

    По общему правилу налоговой базой является среднегодовая стоимость имущества, но в отношении определенного имущества налог рассчитывается исходя из его кадастровой стоимости (ст. 375, 378.2 НК РФ).

    Налог на имущество юридических лиц: отчетные периоды

    Отчетные периоды по налогу на имущество зависят от налоговой базы (п. 2 ст. 379 НК РФ):

    Читайте так же:  Повышение пенсии инвалидам с 1 апреля
    Налоговая база Отчетные периоды
    Налог рассчитывается исходя из среднегодовой стоимости имущества I квартал, полугодие, 9 месяцев Налог рассчитывается исходя из кадастровой стоимости имущества I квартал, II квартал, III квартал

    Кстати, региональные власти могут и не устанавливать отчетные периоды (п. 3 ст. 379 НК РФ).

    Налоговый период по налогу на имущество

    Налоговый период по налогу на имущество организаций един для всех (независимо от стоимости имущества, исходя из которой рассчитывается налог) и равен календарному году (п. 1 ст. 379 НК РФ).

    Ставка налога на имущество юрлиц

    Региональные власти вправе сами устанавливать ставку налога на имущество, но ее размер не может превышать ставку, установленную Налоговым кодексом (п. 1 ст. 380 НК РФ). Эта ставка в общем случае составляет 2,2%.

    При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков или имущества, признаваемого объектом налогообложения (п.2 ст.380 НК РФ).

    Если региональные власти не установили собственные ставки налога на имущество организаций, то налог рассчитывается исходя из ставок, указанных в НК РФ (п. 4 ст. 380 НК РФ).

    Расчет налога на имущество организаций

    Расчет налога исходя из среднегодовой стоимости имущества отличается от расчета налога исходя из кадастровой стоимости.

    И здесь важно отметить, что при расчете налога исходя из среднегодовой стоимости не нужно учитывать недвижимость, налог в отношении которой рассчитывается исходя из кадастровой стоимости.

    Расчет авансов и налога исходя из среднегодовой стоимости имущества

    Для расчета аванса понадобится определить среднюю стоимость имущества (п. 4 ст. 376 НК РФ):

    Определив среднюю стоимость имущества, можно рассчитать сумму авансового платежа (п. 4 ст. 382 НК РФ):

    Для расчета годовой суммы налога нужно определить среднегодовою стоимость имущества:

    Расчет налога выглядит так:

    Доплатить в бюджет по итогам года нужно сумму, рассчитанную по формуле:

    Расчет авансов и налога исходя из кадастровой стоимости имущества

    Чтобы понять, какую сумму аванса нужно уплатить в бюджет, необходимо произвести следующий расчет (п. 12 ст. 378.2 НК РФ):

    Годовая сумма налога определяется по следующей формуле:

    А сумма налога к доплате по итогам года рассчитывается так:

    Срок уплаты налога на имущество организаций

    Срок уплаты налога на имущество устанавливается законами субъектами РФ (п. 1 ст. 383 НК РФ).

    Например, собственники московского имущества должны уплатить налог по итогам года не позднее 30 марта года, следующего за отчетным (п. 1 ст. 3 Закона г. Москвы от 05.11.2003 N 64). А крайний срок уплаты для плательщиков налога на имущество в Республике Татарстан – 5 апреля года, следующего за отчетным (ч.3 ст.4 Закона РТ от 28.11.2003 № 49-ЗРТ).

    Срок уплаты авансовых платежей по налогу на имущество

    Сроки уплаты авансовых платежей, так же как и срок уплаты налога, устанавливается региональными властями. И, соответственно, в разных регионах данные сроки могут быть разными.

    Представление отчетности по налогу на имущество организаций

    Плательщики налога на имущество должны представлять отчетность по этому налогу в следующие сроки:

    Вид отчетности Когда представляется Крайний срок представления
    Расчет по авансовому платежу по налогу на имущество (Приложение № 4 к Приказу ФНС от 31.03.2017 № ММВ-7-21/[email protected]) По итогам отчетных периодов Не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным периодом (п. 2 ст. 386 НК РФ) Декларация (Приложение № 1 к Приказу ФНС от 31.03.2017 № ММВ-7-21/[email protected]) По итогам года Не позднее 30 марта года, следующего за отчетным (п. 3 ст. 386 НК РФ)

    Если в вашем регионе не установлены отчетные периоды, то, соответственно, вам нужно представить в ИФНС только декларацию по итогам года.

    Не нужно представлять расчет и декларацию, если у организации нет облагаемого налогом имущества.

    Нюансы уплаты и сдачи отчетности

    Организации должны уплачивать авансы/налог по месту нахождения имущества:

    Местонахождение имущества Куда уплачивается налог
    Имущество находится по местонахождению организации (п.п. 3, 6 ст.383 НК РФ) В ИФНС, где организация состоит на учете Имущество находится по местонахождению обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс (ст. 384 НК РФ) В ИФНС, где ОП состоит на учете Недвижимое имущество находится вне местонахождения организации и ОП (ст. 385 НК РФ) В ИФНС, обслуживающую территорию, на которой находится имущество

    Такой же порядок распространяется и на представление отчетности по налогу на имущество (п. 1 ст. 386 НК РФ).

    Если имуществом организация владела не целый год

    Если облагаемое налогом имущество было принято на учет не с начала отчетного года или выбыло в течение года, то на формулу расчета авансов/налога исходя из среднегодовой стоимости имущества данный факт никак не повлияет.

    Если же речь идет об имуществе, налог в отношении которого рассчитывается исходя из кадастровой стоимости, то авансы/налог рассчитываются с учетом коэффициента владения (п. 5 ст. 382 НК РФ). Данный коэффициент определяется по следующей формуле:

    Видео (кликните для воспроизведения).

    При подсчете количества полных месяцев владения нужно учитывать, что:

    • если право собственности на кадастровую недвижимость возникло до 15-го числа конкретного месяца включительно, то данный месяц принимается за полный. Если же право на недвижимость возникло после 15-го числа месяца, то данный месяц в расчет не берется;
    • если право собственности на кадастровую недвижимость прекращено после 15-го числа месяца, то этот месяц участвует в расчете коэффициента как полный. Если же право прекращено до 15-го числа месяца включительно, то такой месяц учитывать не нужно.
    Анализ налога на имущество организаций
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here