Содержание
- 1 Понятие и элементы юридического состава налога
- 2 Юридическая консультация.
- 3 Сайт рентгенологической и…не только литературы
- 4 Факультативные элементы юридического состава налога
- 5 Местные налоги, их обязательные и факультативные элементы.
- 6 6.Элементы юридического состава налога. Основные и факультативные. Понятие и их правовое значение.
- 7 Обязательные и факультативные элементы налога
- 8 Факультативным юридическим элементом налога является
- 9 Элементы юридического состава налога. Основные и факультативные. Понятие и их правовое значение.
Понятие и элементы юридического состава налога
Юридический состав налога — система существенных элементов налога, которые минимально необходимы для его однозначного исчисления и уплаты.
В НК РФ перечислены элементы налога, которые федеральный законодатель устанавливает как существенные. В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:
1. Объект налогообложения — юридические факты (действия, события, состояния), которые обуславливают обязанность субъекта заплатить налог (например, операции по реализации товаров (работ, услуг); имущество; прибыль, доход; стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг); либо иной объект, с наличием которого законодательство связывает возникновение обязанности по уплате налога);
2. Налоговая база — стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. В налоговом законодательстве Российской Федерации порядок исчисления налоговой базы по отдельным налогам (НДС, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц) вызывает необходимость определения цены товаров (работ, услуг) для целей налогообложения. Общие принципы определения цены товаров, работ, услуг, изложенные в ст. 40 части первой НК РФ, определяют, что для целей налогообложения принимается цена, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен;
3. Налоговый период — календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате;
4. Налоговая ставка — величина налоговых начислений, приходящаяся на единицу измерения налоговой базы В случаях, указанных в Налоговом кодексе, ставки федеральных налогов могут устанавливаться Правительством Российской Федерации. Установление налоговых ставок по региональным и местным налогам должно производиться соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных Налоговым кодексом.;
5. Порядок исчисления налога.Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
При исчислении налога налоговым органом налогоплательщику не позднее 30 дней до наступления срока платежа направляется налоговое уведомление, содержащее размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. При исчислении налога налоговым агентом кроме обязанности по исчислению налога на данное лицо возлагается обязанность по его удержанию и перечислению в бюджет (внебюджетный фонд).;
6. Порядок и сроки уплаты налога.Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки.
При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных налоговым законодательством
Статьей 58 части первой НК РФ установлено, что уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном налоговым законодательством.
Основания для изменения срока уплаты налога:
— причинение налогоплательщику ущерба в результате стихийного бедствия;
— задержка налогоплательщику финансирования из бюджета или оплаты госзаказа;
— угроза банкротства налогоплательщика в случае единовременной выплаты налога;
— если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога;
— если производство или реализация товаров, работ, услуг налогоплательщиком носит сезонный характер.
Необходимо отметить, что в ст. 11 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (утратил силу) было предусмотрено, что в целях определения обязанностей налогоплательщика законодательные акты устанавливают и определяют:
— налогоплательщика (субъект налога);
— объект и источник налога;
— налоговую ставку (норму налогового обложения);
— бюджет или внебюджетный фонд, в который зачисляется налоговый оклад.
Возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
В настоящее время в налоговой системе Российской Федерации можно выделить следующие виды льгот:
— уменьшение размеров налогооблагаемой базы;
— уменьшение ставок налогов;
— уменьшение сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет;
— перенос срока уплаты налога на более поздний срок и др.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 9153 —
| 7302 — или читать все.185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
Юридическая консультация.
Телефон: +7 920-985-9888.
23. Основные и факультативные элементов налогообложения.
Общие положения по порядку и срокам уплаты налога закреплены в ст. 57 и ст. 58 НК РФ. Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах. Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме. Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки. Сроки уплаты налогов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено.
Перечисленные параметры являются основными элементами налогообложения. Без установления хотя бы одного из них налог не будет считаться установленным.
Наряду с основными элементами налогообложения существуют и факультативные (необязательные) элементы налогообложения. Факультативным элементом являются налоговые льготы, которые могут (но не должны в обязательном порядке) предусматриваться законом при установлении налога, если законодатель посчитает необходимым устанавливать такие льготы. Устанавливая налоговые льготы, законодатель должен определить основания для их использования налогоплательщиком.
Льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налоги либо уплачивать их в меньшем размере (ст. 56 НК РФ). [3, 8, 9]
Сайт рентгенологической и…не только литературы
сайт поможет советом в трудных ситуациях
Главные записи
Популярные статьи
Обязательные и факультативные элементы налогообложения
Все многообразие налогов характеризуется наличием у каждого из них общих структурных элементов- элементов налогообложения Элементы налогообложения –это установленные в налоговом законодательстве органами государственной власти и (или) органами местного самоуправления структура и основы взимания налога
В научно-учебной литературе иногда употребляется термин «элементы налога» В налоговом законодательстве принят термин (элементы налогообложения» , который позволяет увязать внутреннюю структуру налога с процессом его установления , корректировки , отмены и практических действий налоговых, таможенных и других контролирующих органов по взиманию налоговых платежей и применению в случае необходимости мер принуждения
Общий перечень элементов налогообложения , их понятие и общие подходы к построению регламентируются Налоговым кодексом РФ (ст.3) Элементы налогообложения в налоговом законодательстве должны быть сформулированы таким образом , чтобы каждый налоговый плательщик точно знал , как исчислить установленные налоги и сборы , в каком объеме , порядке и когда он должен их платить По каждому налогу и сбору элементы налогообложения конкретизируются соответствующей главой второй части Налогового кодекса РФ и налоговым законодательством регионального и местного уровня (по региональным и местным налогам)
Элементы налогообложения делятся на основные (обязательные ) и факультативные (избирательные)
В ст.1 Кодекса говорится , что налог считается установленным , когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения К последним отнесены : объект налогообложения , налоговая база, налоговый период, налоговая ставка , порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога Это и есть основные элементы налогообложения К сожалению , в Кодексе налогоплательщики (плательщики сбора) представлены только в качестве одного из субъектов налоговых отношений
Субъекты налоговых отношений Налогоплательщики и плательщики сборов
В налоговых отношениях и налогообложении участвует широкий круг лиц и государственных органов Участников (субъектов) этих отношений можно разделить на основных и факультативных Основными участниками процесса налогообложения являются , с одной стороны, налогоплательщики и плательщики сборов, налоговые агенты, взаимозависимые лица представители налогоплательщика , непосредственно уплачивающие или связанные с уплатой налогов и сборов, с другой стороны,- это налоговые и таможенные органы, другие уполномоченные государственные (муниципальные) и финансовые органы (включая органы казначейства) , осуществляющие государственный налоговый контроль и управление в налоговой сфере
К факультативным (не основным) участникам налоговых отношений можно отнести организации и уполномоченные органы , обеспечивающие перечисление и сбор налогов: банки ; сборщики налогов и сборов; органы и лица , предоставляющие данные о доходах , сделках , имуществе и другие сведения о налогоплательщиках налоговым органам (нотариусы , органы ЗАГС , паспортно-визовой службы, автоинспекции , регистрационные органы, органы лицензирования) ; лица, предоставляющие профессиональную помощь налогоплательщикам –аудиторы, налоговые консультанты , правоохранительные и судебные органы (органы Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям МВД РФ , судьи , процессуальные лица – эксперты , специалисты , переводчики и др.)
В соответствии со ст.19 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций не являются самостоятельными налогоплательщиками, а лишь в установленном порядке исполняют обязанности плательщиков налогов и сборов по месту своего нахождения
Под организацией понимаются все юридические лица , образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (российские организации),а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования , обладающие гражданской правоспособностью , созданные в соответствии с законодательством иностранных государств , международные организации , их филиалы и представительства , созданные на территории Российской Федерации (иностранные организации): предприятия, учреждения , банки и т.п.
Под физическими лицами понимаются граждане Российской Федерации , иностранные граждане и лица без гражданства Одна часть этих лиц- это резиденты ,у которых подлежат налогообложению доходы, полученные как на территории Российской Федерации , так и за ее пределами В России налоговыми резидентами являются физические лица, имеющие российское гражданство , а также лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183дней в календарном году Для последних резиденство устанавливается ежегодно Другая группа физических лиц –нерезиденты , то есть иностранные граждане и лица без гражданства , находящиеся на территории Российской Федерации менее 183 дней У таких лиц налогообложению подлежат только доходы , полученные из источников в Российской Федерации
В составе физических лиц выделяется (иногда в качестве самостоятельных налогоплательщиков ) большая группа индивидуальных предпринимателей или просто предпринимателей –лиц , зарегистрированных в установленном порядке и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица К ним также относятся частные нотариусы , частные охранники , частные детективы Физические лица , осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица , но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации , при занятии предпринимательской деятельностью не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями
Организации признаются резидентами: если они созданы и зарегистрированы по законодательству России Такие организации , уплачивают налог на прибыль , полученный как на территории России ,так и в других странах
Иностранные организации , созданные по законодательству других стран (нерезиденты) , являются плательщиками российских налогов, если они осуществляют деятельность на территории России через постоянное представительство , а также в случае получения доходов в России Под постоянным представительством понимается филиал ,отделение , бюро , контора , агентство , любое другое постоянное место регулярного осуществления деятельности, связанное с разработкой природных ресурсов , проведением предусмотренных контрактами работ по строительству , установке , монтажу , сборке, наладке , обслуживанию оборудования , эксплуатацией игровых автоматов, продажей продукции с расположенных на территории России и принадлежащих иностранному юридическому лицу или арендуемых им складов , оказанием услуг и осуществлением иных видов деятельности на территории России или за границей , а также организации и физические лица, уполномоченные иностранными юридическими лицами осуществлять представительские функции в России
Факультативные элементы юридического состава налога
Факультативные элементы юридического состава налога. — это элементы, отсутствие которых не влияет на определенность налога. Факультативные элементы необязательны, но могут быть определены законодательным актом по налогам. К ним относят: Порядок удержания и возврата неправильно удержанных сумм налога; Ответственность за налоговые правонарушения; Налоговая льгота.
Слайд 24 из презентации «Налоговая система Эстонии»
Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Налоговая система Эстонии.ppt» можно в zip-архиве размером 1075 КБ.
Налоги в России
«Налог на прибыль организаций» — Формирование первоначальной стоимости. Основная налоговая ставка. Предоплата. Расходы, не учитываемые для целей налогообложения. Группировка расходов. Внереализационные расходы. Условия признания расходов. Порядок определения налоговой базы. Подразделение расходов на прямые и косвенные. Налоговая отчетность.
«НДС в 2011 году» — Оформление и учет изменения в стоимости поставки. Посредническая деятельность. Реализация товаров (работ, услуг) за иностранную валюту. Реализация автомобилей, приобретенных у физических лиц. Оформление счет-фактуры. Определение остаточной стоимости имущества. Компенсация убытков. Вычет НДС. Налогоплательщик закупает продукцию, включенную в Перечень.
«Упрощенная система налогообложения» — Схема упрощенной системы налогообложения. Наиболее целесообразный вариант. Система налогообложения. Применение упрощенной системы. Элементы налогообложения. Заполнение налоговой декларации. Декларация. Налоговая база. Страховые компании. Документы. Индивидуальные предприниматели. Условия перехода.
«Налоговое администрирование» — Налоговые санкции. Срок вступления в законную силу решения о привлечения к ответственности. Обстоятельства, смягчающие ответственность. Порядок применения обеспечительных мер. Элементы состава налогового правонарушения. Признаки налогового правонарушения. Обстоятельства. Порядок направления налогоплательщику решения.
«Налогообложение некоммерческих организаций» — Даже не занимаясь коммерческой деятельностью, НКО уплачивают. Различия между КО и НКО. В системе НКО особое место принадлежит бюджетным учреждениям. 1.3. Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций. Функции НКО.doc. Функции НКО. Содержание. отличия НКО.doc. Налогообложение некоммерческих организаций.
«Налоговая система РФ» — Функции налогов: Распределение ( перераспределение) денежных средств: Финансирование Кредитование. Порядок установления налогов и сборов. Налоговая система стала централизованной. Поощрительная функция. Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя. Например, льготы участникам войн, героям страны и др.
Всего в теме «Налоги в России» 22 презентации
Местные налоги, их обязательные и факультативные элементы.
Местными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК и НПА представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК и НПА представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах.
Местные налоги и сборы устанавливаются НК и НПА представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов (внутригородских районов) о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов (внутригородских районов). Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов (внутригородских районов) в соответствии с НК и НПА представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов (внутригородских районов) о налогах и сборах.
В городском округе с внутригородским делением полномочия представительных органов муниципальных образований по установлению, введению в действие и прекращению действия местных налогов на территориях внутригородских районов осуществляются представительными органами городского округа с внутригородским делением либо представительными органами соответствующих внутригородских районов согласно закону субъекта РФ о разграничении полномочий между органами местного самоуправления городского округа с внутригородским делением и органами местного самоуправления внутригородских районов.
При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены НК. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются НК.
К местным налогам и сборам относятся:
1) земельный налог;
Налоговые ставки: не могут превышать: 0,3 % в отношении зем. участков, отнесенных к землям с/х назначения, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства и т.д. (п. 1 ст. 394 НК РФ.) Не может превышать 1,5 % в отношении прочих земельных участков.
Налоговая база: кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
2) налог на имущество физических лиц;
Кадастр. Стоимость: Не может превышать:
0,1 процента в отношении
Видео (кликните для воспроизведения). |
· жилых домов, жилых помещений;
· единых недвижимых комплексов, в состав кот входит хотя бы 1 ЖП /дом · гаражей и машиномест;
· хоз строений или сооружений, площадью не более 50 кв м, которые расположены на зем. участках, предост. для ведения личного подсобного, дачного хозяйства… (см. объекты);
· В случае, если объект недвижимости образован в результате раздела объекта недвижимости или иного соответствующего законодательству РФ действия с объектами недвижимости
· в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей;
0,5 процента в отношении прочих объектов налогообложения.
Налоговые ставки м б уменьшены до 0 или увеличены, но не более чем в 3 раза НПА МО В случае определения налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости НС устан на основе умноженной на коэффициент-дефлятор суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, принадлежащих на праве собственности налогоплательщику 5. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от: кадастровой стоимости объекта налогообложения, вида объекта , места нахождения, видов территориальных зон, в границах которых расположен объект налогообложения.
НБ база определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом РФ не принято решение, об утв. Порядка определения исходя из их кадастровой стоимости. (на него должны перейти все субъекты до 1 янв 2020 г).
3) торговый сбор.
Плательщики: Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности на территории муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), в отношении которых нормативным правовым актом этого муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) установлен указанный сбор, с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества на территории этого муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) (статья 411 НК РФ).
Не явл. Плательщиками: Индивидуальные предприниматели, применяющие патентую систему налогообложения, и налогоплательщики, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), в отношении этих видов предпринимательской деятельности с использованием соответствующих объектов движимого или недвижимого имущества.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
6.Элементы юридического состава налога. Основные и факультативные. Понятие и их правовое значение.
Налог имеет свой определенный состав, который предопределен самой сутью налога. Составные части налога, описанные в правовых актах, принято именовать «элементы налога».
Элементы налога — это регламентированные налоговым законодательством составные части налога, определяющие условия его применения.
Каждый налог представляет собой комплекс элементов. Элементы налога подразделяются на основные (сущностные), дополнительные (факультативные) и специфические.
Основными элементами налога считаются те, отсутствие или неопределенность которых, делает налог неустановленным. Соответственно чему у налогоплательщиков не возникает обязанности по уплате данного налога, а само налоговое обязательство не возникает.
К числу дополнительных (факультативных) элементов относятся такие условия налогообложения, которые могут быть предусмотрены, но могут и отсутствовать. Наличие или отсутствие этих элементов не ставит под сомнение само установление налога, который будет взиматься независимо от этого факта. К дополнительным элементам налога относятся принцип территориального закона, которыйдополняется принципом резидентства [от лат. residens — сидящий, пребывающий] или принципом постоянного местопребывания. В соответствии с этим принципом налогоплательщики подразделяются на резидентов, т. е. лиц, имеющих постоянное или сравнительно длительное местопребывание в стране налогообложения, и нерезидентов, чье пребывание в стране налогообложения носит кратковременный или разовый характер, либо вообще не находящихся в стране налогообложения, но имеющих на территории данной страны объект, подлежащий налогообложению.
Налоговый домициль [от лат. domicillum — местопребывание, местожительство] — совокупность предусмотренных налоговым законодательством признаков или критериев, дающих основание для признания физического или юридического лица резидентом.
Объект налога — это юридические факты (состояния, события, действия), с которыми закон обуславливает возникновение налогового обязательства.
Предмет налога — это материальное выражение объекта налога.
Налоговая ставка (ставка налогообложения, норма налога) представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
Обычно существует пять стадий исчисления налога:
1) ведение учета объекта налогообложения;
2) исчисление, исходя из объекта налогообложения, налоговой базы;
3) определение подлежащей применению налоговой ставки;
4) применение налоговых льгот;
5) расчет суммы налога.
Порядок уплаты налога — это установленные налоговым законодательством правила, в соответствии с которыми должен осуществляться переход предмета налогового платежа от налогоплательщика к государству.
7.Субъект налогообложения: понятие субъектов,виды,правовой статус.
Субъектналогообложения (налогоплательщик) это обязательный элемент налогообложения,характеризующий лицо, на которое в соответствии с НК РФ возложена юридическая обязанность уплачивать налоги. Согласно российскому законодательству субъектами налогообложения являются организации и физические лица, . на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.
Экономические отношения налогоплательщика и государства определяются принципом постоянного местопребывания (резидентства). Резиденты — это лица, имеющие постоянное местопребывание в государстве. Налогообложению подлежат их доходы, полученные на территории данного государства и за рубежом. Нерезиденты — это лица, не имеющие постоянного местопребывания в государстве. Налогообложению подлежат их доходы, полученные в данной стране.
Экономические отношения налогоплательщика и государства определяются посредством принципа постоянного местопребывания (рези-дентства), согласно которому налогоплательщиков подразделяют на лиц:
• имеющих постоянное местопребывание в определенном государстве (резиденты);
• не имеющих в нем постоянного местопребывания (нерезиденты)
Важное различие этих двух групп налогоплательщиков состоит в том, что у резидентов налогообложению подлежат доходы, полученные как на территории данного государства, так и вне его (полная налоговая обязанность), у нерезидентов — только доходы, полученные из источников в данном государстве (ограниченная налоговая обязанность).
Есть и другие различия в налогообложении этих двух групп плательщиков — порядок декларирования и уплаты налога и др.
Под источником доходов понимается деятельность или активы, приносящие доход (доходы от работы по найму, предпринимательской деятельности, авторских прав, имущества и т.п.). Понятие «источник доходов» не стоит путать с понятием «источник выплаты», т.е. с лицом, фактически выплачивающим сумму другому лицу.
Правила определениярезидентства имеют существенные различия в отношении налогоплательщиков — физических и юридических лиц.
Обязательные и факультативные элементы налога
Налог считается установленным в том случае, когда определены налогоплательщики и основные элементы налогообложения. Требование четкого определения налогоплательщиков и основных элементов налогообложения — необходимое условие соблюдения принципа определенности налогообложения, закрепленного в п. 6 ст. 3 НК РФ, в соответствии с которым при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения, а акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
Элементы налогообложения, которые должны быть четко и однозначно определены в законодательном порядке, для того чтобы сам налог считался законно установленным, перечислены исчерпывающим списком в ст. 17 НК РФ и определены в других статьях НК РФ:
а) налогоплательщиками (субъектами налогообложения) признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги (ст. 19 НК РФ);
б) объект налогообложения — операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога (ст. 38 НК РФ);
в) налоговая база — элемент налогообложения, представляющий собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения (ст. 53 НК РФ);
г) налоговый период — календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате (ст. 55 НК РФ);
д) налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы (ст. 53 НК РФ);
е) порядок исчисления налога. В соответствии со ст. 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую
|
Рис. 3.2. Обобщенная классификация налогов РФ
уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В случаях, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В этих случаях не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление;
ж) порядок и сроки уплаты налога. Общие положения по порядку и срокам уплаты налога закреплены в ст. 57 и ст. 58 НК РФ. Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах. Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме. Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки. Сроки уплаты налогов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено.
Отсутствие или неполное описание хотя бы одного из приведенных элементов может привести к тому, что налог не будет уплачиваться в полном объеме. Если субъект налога четко не определен, то в этом случае из-под обложения могут выпадать отдельные категории налогоплательщиков. Если не определить метод учета налоговой базы, то налогоплательщик может рассчитывать налоговую базу наиболее выгодным для себя образом.
Факультативным элементом являются налоговые льготы, которые могут (но не должны в обязательном порядке) предусматриваться законом при установлении налога, если законодатель посчитает необходимым устанавливать такие льготы.
Устанавливая налоговые льготы, законодатель должен определить основания для их использования налогоплательщиком.
Льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налоги либо уплачивать их в меньшем размере (ст. 56 НК). При этом особо оговаривается, что нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам, не могут носить индивидуального характера, то есть не могут распространяться на конкретного налогоплательщика. Конечно же, существует достаточно много способов такого определения «группы налогоплательщиков», при котором в эту группу попадет только лишь один субъект, однако норма законодательства должна быть сформулирована таким образом, чтобы хотя бы теоретически в дальнейшем она могла быть применена и к кому-то еще.
Налоговые льготы не являются обязательным элементом налогообложения, поскольку отсутствие этого элемента в актах законодательства о налоге не влияет на решение вопроса, установлен или не установлен налог.
Налоговые льготы могут предоставляться в следующих формах:
1) полное освобождение от уплаты налога;
2) уплата налога по более низким налоговым ставкам;
3) вычет из суммы налога, подлежащей к уплате;
4) установление необлагаемого минимума объекта налога;
5) изъятие из обложения определенных объектов налога;
6) перенос сроков уплаты налога;
7) иные, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Факультативным юридическим элементом налога является
В курсе лекций рассматриваются основные понятия, принципы, институты налогового права. Большое внимание уделяется субъектам налогового права, элементам налогообложения, ответственности за нарушения налогового законодательства, способам защиты прав налогоплательщиков, правовому режиму взимания отдельных налогов (сборов).
2.4. Факультативные элементы юридического состава налога
«Квазипубличный» статус частного субъекта — налогового агента не является чем-то особенным. Как разъяснено в Постановлении КС РФ от 19 мая 1998 г. N 15-П, Конституция РФ не запрещает государству передавать отдельные полномочия исполнительных органов власти негосударственным организациям, участвующим в выполнении функций публичной власти.
Достаточно часто в России в качестве налоговых агентов выступают работодатели, удерживающие НДФЛ у своих работников при выплате им заработной платы. М. Мишустиным приводятся сведения, что такой механизм обеспечивает 97,5% поступлений НДФЛ . Срок уплаты налога, установленный для налогоплательщика, не касается налогового агента, поскольку для него предусмотрен собственный срок перечисления удержанного НДФЛ (п. 6 ст. 226 НК РФ — налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода). В Постановлении Президиума ВАС РФ от 5 июля 2011 г. N 1051/11 разъяснено, что обязанности налогового агента в части сроков удержания и перечисления в бюджет НДФЛ предусмотрены ст. 226 НК РФ и не связаны с окончанием налогового периода, в отличие от обязанностей налогоплательщиков, установленных ст. ст. 227, 228 НК РФ.
———————————
URL: http://kommersant.ru/doc/2857932.
Элементы юридического состава налога. Основные и факультативные. Понятие и их правовое значение.
Содержание материала
Вспомогательные элементы юридического состава налога
Носитель налога — вспомогательный элемент налогообложения, характеризующий лицо, которое в конечном итоге несет бремя данного налога. При использовании прямых налогов субъект и носитель — это, как правило, одно и то же лицо, при косвенном налогообложении — в основном разные лица. В ситуации, когда субъект и носитель налога — разные лица, налоговый платеж за счет средств носителя уплачивается субъектом в бюджет. Итак, обязанность по уплате налога всегда лежит на налогоплательщике. Кодекс запрещает использование различного рода налоговых оговорок, в соответствии с которыми она перекладывается на иное лицо. Например, в НДФЛ работодатель (налоговый агент) не имеет права принимать на себя обязанности по несению расходов, связанных с уплатой НДФЛ за своего работника (налогоплательщика).
Масштаб налог а — вспомогательный элемент, характеризующий определенную законом меру измерения (стоимостную, количественную или физическую характеристику) объекта налогообложения. При использовании в качестве меры измерения стоимостной характеристики масштабом налога являются денежные единицы, при использовании количественной характеристики это могут быть, например, мощность или объем двигателя, площадь земельного участка, объем воды, при использовании физической характеристики — крепость напитков, характеристика бензина.
Единица налога — вспомогательный элемент, характеризующий условную единицу принятого масштаба налога, используемую для количественного выражения налоговой базы. Выбор единицы налога должен обусловливаться возможностью практического удобства ее использования, например: при обложении доходов, прибыли, добавленной стоимости — 1 руб., при обложении транспортных средств — 1 л.с. (лошадиная сила), при обложении земли — 1 га, при обложении напитков — 1 л, при обложении бензина — 1 т.
Знание масштаба и единицы налога позволяет сформировать налоговую базу.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Налоговый оклад — вспомогательный элемент, характеризующий сумму налога, причитающуюся к уплате налогоплательщиком с одного объекта налогообложения.
Юрист ведущей адвокатской конторы Москвы.
Специализация: гражданское право.
Стаж 22 года.