Налог на погрузчик для юридических лиц

Предлагаем статью на тему: "Налог на погрузчик для юридических лиц" с понятными комментариями и выводами. С случае возникновения вопросов и для актуализации данных на 2023 год вы можете обратиться к дежурному консультанту.

Вопрос: Является ли автопогрузчик транспортным средством и следует ли начислять и уплачивать транспортный налог? (Журнал «Налоговый Навигатор», N 19, октябрь 2003 г.)

Вопрос: Является ли автопогрузчик транспортным средством и следует ли начислять и уплачивать транспортный налог?

Согласно ст. 357 главы 28 «Транспортный налог» Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) обязанность по исчислению и уплате транспортного налога возникает у налогоплательщиков, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

В соответствии с п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения являются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 7 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 06.07.1970 г. N 11 «О судебной практике по делам об автотранспортных преступлениях» разъясняется, что под иной самоходной машиной следует понимать любые дорожные, строительные, сельскохозяйственные и другие специальные машины.

Согласно кодификатору типов транспортных средств, утвержденному приказом МВД РФ от 31.03.1995 г. N 125, автопогрузчик относится к специализированным автомобилям и имеет код N 56.

Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 г. N 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» установлено, что регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют:

— подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования;

— органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации — тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час, и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования.

Таким образом, автопогрузчик является объектом обложения транспортным налогом.

Управление МНС России

по Свердловской области

Журнал «Налоговый Навигатор», N 19

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Разъяснено, какая сельхозтехника не может освобождаться от транспортного налога

olly18 / Depositphotos.com

Транспортные средства, в паспорте самоходных машин которых по строке «Наименование и марка машины» указано название, которое не входит в перечень транспортных средств, содержащихся в подп. 5 п. 2 ст. 358 Налогового кодекса, облагаются транспортным налогом в общеустановленном порядке. При этом их фактическое использование в сельскохозяйственной деятельности не имеет значения. Такие разъяснения содержатся в письме ФНС России от 10 августа 2018 г. № ПА-4-21/[email protected] «О сельскохозяйственных транспортных средствах».

ФНС России отметила, что не являются объектом налогообложения транспортным налогом тракторы, самоходные комбайны всех марок, а также специальные автомашины: скотовозы, молоковозы, машины для перевозки птицы, для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, техобслуживания (подп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ). Налоговое ведомство указало, что в ПСМ по строке «Наименование и марка машины» указывается наименование, представляющее характеристику машины, определяемую ее конструктивными особенностями и назначением. Например, трактор, зерноуборочный комбайн, экскаватор, автопогрузчик (п. 3.3 Положения о паспорте самоходной машины и других видов техники, утв. Госстандартом РФ 26 июня 1995 г., Минсельхозпродом РФ 28 июня 1995 г.). Добавим, что по новой форме бланка данная информация указывается в поле «тип машины» (подп. 3 п. 5 Порядка заполнения единой формы паспорта самоходной машины и других видов техники, утв. Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18 августа 2015 г. № 100).

Могут ли законы субъектов РФ предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком? Узнайте из материала «Транспортный налог» в «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Следовательно, не освобождается от транспортного налога техника, если в ее ПСМ по строке прописано, что это свеклопогрузчик, погрузчик, косилка, бульдозер. Также, к примеру, опрыскиватель, зарегистрированный как самоходная машина, нельзя отнести к специальной машине, предназначенной для перевозки и внесения минеральных удобрений. И несмотря на то, что такое средство могут использовать при производстве сельскохозяйственной продукции, оно не подлежит освобождению от налогообложения.

Нужно ли платить с автомобильного прицепа транспортный налог и налог на имущество?

Организация в настоящее время приобретает прицеп к имеющемуся у нее легковому автомобилю за 180 тыс. руб. Организация зарегистрирована в Московской области, там же будет поставлен на учет в органах ГИБДД прицеп. Нужно ли организации платить за прицеп транспортный налог и налог на имущество и подавать соответствующие налоговые декларации?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

1. Организация не обязана платить транспортный налог и включать в налоговую декларацию по транспортному налогу рассматриваемый прицеп.

2. В Московской области налоговая ставка в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств, установлена в 2018-2020 годах в размере 0%. Следовательно, налог на имущество организаций со стоимости прицепа в 2018-2020 годах не начисляется.

Однако прицеп следует указывать в налоговой декларации в составе льготируемого имущества.

Обоснование вывода:

При рассмотрении вопроса мы будем исходить из того, что автомобильный прицеп будет принят Организацией на учет в качестве объекта основных средств.

Транспортный налог

Согласно п. 1 ст. 358 НК РФ несамоходные прицепы не являются объектом обложения транспортным налогом.

В п. 12 Методических рекомендаций по применению главы 28 «Транспортный налог» части второй НК РФ, утвержденных приказом МНС России от 09.04.2003 N БГ-3-21/177, подтверждается, что несамоходный наземный транспорт, в том числе прицепы и полуприцепы, не облагается транспортным налогом. О том, что прицепы автомобильные не являются объектом налогообложения по транспортному налогу, сказано и в письме Минфина России от 16.02.2011 N 03-05-05-04/03.

Таким образом, транспортный налог по автомобильному прицепу платить не нужно.

Читайте так же:  Когда повысят пенсию участникам войны в украине

Декларацию по транспортному налогу Организация обязана представлять в налоговый орган, поскольку из вопроса понятно, что на Организацию зарегистрирован как минимум один автомобиль. Однако включать в налоговую декларацию автомобильный прицеп не следует.

Налог на имущество организаций

Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается главой 30 НК РФ и законами субъектов РФ, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов РФ и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ (п. 1 ст. 372 НК РФ). В силу п. 2 ст. 372 НК РФ законодательные (представительные) органы субъектов РФ определяют налоговую ставку в пределах, установленных главой 30 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога на имущество. Законами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Согласно п. 1 ст. 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств (ОС) в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст.ст. 378, 378.1 и 378.2 НК РФ. Пунктом 4 ст. 374 НК РФ предусмотрены виды имущества (объекты), не признаваемые объектами налогообложения. В частности, объектами налогообложения не признаются объекты ОС, включенные в первую или во вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией ОС (пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ).

Статьей 381 НК РФ предусмотрены налоговые льготы. Так, на основании п. 25 ст. 381 НК РФ освобождены от обложения налогом на имущество организации в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве ОС, за исключением объектов движимого имущества, принятых на учет в результате:

реорганизации или ликвидации юридических лиц;

передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми в соответствии с положениями п. 2 ст. 105.1 НК РФ взаимозависимыми.

В силу п. 1 ст. 381.1 НК РФ, вступившего в силу 01.01.2017 (п. 58 ст. 2, ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»), с 1 января 2018 года налоговая льгота, указанная в п. 25 ст. 381 НК РФ, применяется на территории субъекта РФ в случае принятия соответствующего закона субъекта РФ.

При этом законом субъекта РФ в отношении имущества, указанного в п. 25 ст. 381 НК РФ, с даты выпуска которого прошло не более 3 лет, а также имущества, отнесенного законом субъекта РФ к категории инновационного высокоэффективного оборудования, могут устанавливаться дополнительные налоговые льготы вплоть до полного освобождения такого имущества от налогообложения (п. 2 ст. 381.1 НК РФ). Необходимо учитывать, что в силу п. 3.3 ст. 380 НК РФ налоговые ставки, определяемые законами субъектов РФ в отношении имущества, указанного в п. 25 ст. 381 НК РФ, не освобожденного от налогообложения в соответствии со ст. 381.1 НК РФ, не могут превышать в 2018 году 1,1% (смотрите также письмо Минфина России от 15.01.2018 N 03-05-05-01/1199).

Иными словами, льгота, предусмотренная п. 25 ст. 381 НК РФ для движимого имущества, с 01.01.2018 применяется исключительно по решению региональных властей.

Обращаем внимание, что данное новшество не актуально для объектов основных средств, включенных в первую или во вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы. Они по-прежнему не признаются объектами налогообложения на основании пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ.

Согласно Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства России от 01.01.2002 N 1, прицепы и полуприцепы прочие относятся к пятой амортизационной группе (код ОКОФ 310.29.20.23).

В соответствии с Законом Московской области от 21.11.2003 N 150/2003-ОЗ «О налоге на имущество организаций в Московской области» (далее — Закон N 150/2003-ОЗ) налоговая ставка в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств, установлена в размере 0% в 2018-2020 годах (статья 1 Закона N 150/2003-ОЗ).

Учитывая, что рассматриваемый прицеп является движимым имуществом, относящимся к пятой амортизационной группе, приходим к выводу, что в 2018-2020 годах налог на имущество организаций со стоимости прицепа платить не нужно. В дальнейшем все будет зависеть от законодательства Московской области.

В соответствии с п. 1 ст. 386 НК РФ налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы (в частности, по своему местонахождению) налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу на имущество организаций (далее — расчет) и налоговую декларацию (далее — Декларация).

Организация не признается налогоплательщиком и у нее не возникает обязанность по представлению в налоговый орган налоговых деклараций по налогу на имущество при отсутствии имущества, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ (письмо Минфина России от 17.04.2012 N 03-02-08/41, письмо ФНС России от 08.02.2010 N 3-3-05/128). В рассматриваемом же случае, судя по условиям вопроса, у Организации есть имущество, признаваемое объектом налогообложения в силу ст. 374 НК РФ.

Порядок заполнения налоговой отчетности по налогу на имущество организаций утвержден приказом ФНС России от 31.03.2017 N ММВ-7-21/[email protected] «Об утверждении форм и форматов представления налоговой декларации по налогу на имущество организаций и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций в электронной форме и порядков их заполнения» (далее — Порядок).

Декларация (расчет) заполняется в отношении имущества, являющегося объектом налогообложения, включая то, в отношении которого установлены налоговые льготы, в том числе по п. 25 ст. 381 НК РФ (письмо Минфина России от 16.03.2015 N 03-05-05-01/13717). Согласно Порядку код налоговой льготы в данном случае — 2010257.

Таим образом, Организация должна подавать в налоговый орган Декларацию, отразив в ней налоговую льготу по движимому имуществу.

Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:

— Энциклопедия решений. Налог на имущество организаций;

— Энциклопедия решений. Налоговые преференции по налогу на имущество организаций (налоговые льготы, освобождение и пр.);

— Энциклопедия решений. Декларация по налогу на имущество организаций и расчеты по авансовым платежам.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член Российского Союза аудиторов Буланцов Михаил

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав

30 марта 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Налог на погрузчик для юридических лиц

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Читайте так же:  Размер денежной субсидии для военнослужащих

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Транспортное средство (погрузчик) зарегистрировано в органах Гостехнадзора (код вида ТС — 57001) и ГИБДД в установленном законом порядке. Погрузчик не выезжает за территорию организации, не передвигается по дорогам общего пользования. Можно ли его снять с учета и не платить транспортный налог?

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Транспортный налог на самоходные машины и спецтехнику

Размер транспортного налога полностью зависит от типа транспортного средства и мощности его двигателя. Несмотря на то, что самоходные машины и спецтехника не предназначены для эксплуатации на дорогах общего пользования, они подлежат налогообложению, поскольку возникновение объекта налогообложения напрямую связано с регистрацией транспортного средства, а такие машины подлежат обязательному учету в органах ГИБДД или Гостехнадзоре. Так обязательно ли уплачивать транспортный налог на самоходные машины и другую спецтехнику? Есть ли какие-то особенности начисления налога и от чего он зависит? Как рассчитывается размер налога в 2017 году? Ответим на эти вопросы в данной статье.

Облагаются ли налогом самоходные машины и спецтехника?

Налоговый кодекс РФ в 357, 358 статьях закрепил обязанность за гражданами и организациями, владеющими объектами согласно сведениям регистрационного учета ГИБДД, производить соответствующие налоговые выплаты. Под объектами налогообложения, в том числе понимаются и самоходные машины, и прочие спец.механизмы. Местом уплаты ТН является место регистрации, т.е. вносимые средства подлежат зачислению в соответствующий региональный бюджет. Место регистрации транспорта совпадает с местом регистрации владельца, если таковым является физическое лицо или с местом регистрации организации или размещением его структурных обособленных подразделений, если транспорт принадлежит юр.лицу.

Особенности налогообложения

Определение ставок по налогам на транспорт относится к прерогативе местных властей на уровне регионов. При этом местные власти руководствуются положениями 361 статьи НК РФ, которая содержит наименования объектов налогообложения и базовые ставки. Сама категория конкретному транспорту присваивается органами, осуществляющему его регистрационный учет. В отношении спецтехники таким выступает Гостехнадзор РФ, что закреплено в правительственном постановлении №938 от 12.08.1994.

Транспортное средство будет входить в категорию «другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу» и по отношению к нему будет применяться соответствующая ставка в том случае, если территориальные органы Гостехнадзора РФ выдадут такому транспортному средству соответствующий паспорт. Если транспортное средство в силу своих конструктивных особенностей не подлежит постановке на учет ни в Гостехнадзоре, ни в ГИБДД речи об уплате налога быть не может. Такие объекты не признаются налоговыми.

Расчет размера налога в 2018 году

Видео (кликните для воспроизведения).

Налоговым периодом фактически признается целый календарный год, если владение транспортом было непрерывным. Если владелец пребывал в таком статусе по отношению к объекту налогообложения не весь период, а скажем всего несколько месяцев, например, транспорт был зарегистрирован не с начала календарного года или же снят с учета до истечения календарного года, то налог уплачивается пропорционально времени владения и пользования транспортом. При этом, если снятие или постановка на учет имели место не с 1 числа, а позже, данный месяц включается целиком при расчете размера ТН. Для расчета применяется стандартная формула:

ТН = НБ х НС х (КМВ / 12) , где:

  • ТН — транспортный налог;
  • НБ — налоговая база;
  • НС — налоговая ставка;
  • КМВ — количество месяцев владения авто за календарный год.

Налоговая база зависит от объема двигателя. На федеральном уровне все транспортные средства градируются. Есть несколько категорий: до 100 л.с., от 100 до 150 л.с. и т.д. Ввиду того, что предусмотрено внесение авансового платежа, который составляет четверть от всего ТН подлежащего уплате, в момент наступления отчетного налогового периода к оплате выставляется сумма налога минус сумма авансового платежа. Авансовые платежи взимаются только с субъектов хозяйствования, обычные граждане оплачивают ТН полностью в отчетный период.

Заключение

Ввиду того, что большую распространенность приобретают виды транспорта на электродвигателях и к этому надо стремиться и дальше, в обществе осуждается тема замены транспортного налога на экологический, который не будет завязан на мощности двигателя. Отрицать рациональность таких потенциальных нововведений бессмысленно, но в грядущем году вряд ли перемены коснутся отечественного налогового законодательства и самоходные машины и прочий спецтранспорт будут облагаться налогом по ныне действующим правилам.

Погрузчики, используемые на территории завода – объект обложения транспортным налогом

На учете компании числилось 7 автопогрузчиков с мощностью двигателя 60 лошадиных сил и максимальной скоростью 18, 19 км/ч. Автопогрузчики использовались в производственных цехах и на складе готовой продукции, не выезжая за территорию цеха и склада. Согласно порядку регистрации транспортного средства от 12.08.1994 г. № 938 регистрируются в ГИБДД только транспортные средства с максимальной скоростью более 50 км/час и предназначенные для передвижения по дорогам общего пользования.

По результатам выездной проверки ИФНС доначислила транспортный налог, пени и штраф, полагая, что погрузчики подлежат обложению транспортным налогом вне зависимости от госрегистрации (которая в данном случае должна производиться в органах технического надзора).

Компания оспорила решение в суде (дело № А65-2017/2016), поясняя, что погрузчики не отвечают требованиям постановления № 938, эксплуатируются только на территории цехов, соответственно, не воздействуют на состояние дорог. На дороги общего пользования указанные погрузчики не выезжали, в дорожном движении не участвовали.

Суды двух инстанций поддержали налогоплательщика. Однако кассация (Ф06-18445/2017 от 13.03.2017) отменила их решение, указав на пункт 2 статьи 358 НК, устанавливающий перечень транспортных средств, не являющихся объектом обложения транспортным налогом. Спорная техника в указанной норме не поименована, следовательно, признается объектом налогообложения.

На балансе автопогрузчик: надо ли уплачивать транспортный налог?

«Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение», 2012, N 3

Читайте так же:  Ск процентов алименты на одного ребенка

Использование электрических, бензиновых, дизельных погрузчиков в предпринимательской деятельности торговой организации — дело привычное. А надо ли уплачивать транспортный налог в отношении названных транспортных средств?

Изучать этот вопрос начнем с норм Налогового кодекса: согласно ст. 357 плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. Исключение — организаторы XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи, маркетинговые партнеры Международного олимпийского комитета в отношении транспортных средств, принадлежащих им на праве собственности и используемых исключительно в связи с организацией и (или) проведением Олимпийских (Паралимпийских) игр и развитием г. Сочи как горноклиматического курорта.

В п. 1 ст. 358 НК РФ перечислены транспортные средства — объекты налогообложения. К ним относятся:

  • автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу;
  • самолеты, вертолеты;
  • теплоходы, яхты, парусные суда, катера;
  • снегоходы, мотосани;
  • моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Ниже (в п. 2) приведены ТС, которые объектом обложения транспортным налогом не являются, это:

Как видим, среди исключений авто- и электропогрузчики не поименованы. Следовательно, нам необходимо выяснить:

  • должны ли указанные транспортные средства быть зарегистрированы их собственником в законодательно установленном порядке;
  • что собственно это за порядок;
  • какие органы отвечают за проведение регистрации ТС.

Государственная регистрация автомототранспортных средств и других видов самоходной техники осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» (далее — Постановление N 938). В соответствии с п. 2 названного Постановления регистрацию транспортных средств на территории РФ осуществляют:

  • подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ в отношении автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования;
  • органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ — тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/ч и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования;
  • военные автомобильные инспекции федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, и иные организации, имеющие воинские формирования, — транспортных средств воинских формирований федеральных органов исполнительной власти и иных организаций.

В п. 1 Постановления N 938 поясняется, что регистрации подлежат транспортные средства с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт.

Итак, мы выяснили, что, если транспортное средство не эксплуатируется на дорогах общего пользования, но при этом его технические характеристики превышают установленный минимум (имеет объем двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см или максимальную мощность электродвигателя более 4 кВт), оно должно быть зарегистрировано в органах Гостехнадзора. Причем сделать это нужно в течение 5 суток после приобретения такого ТС (таможенного оформления, снятия с учета, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных) (п. 3 Постановления N 938). Правила государственной регистрации интересующих нас ТС утверждены Минсельхозпродом 16.01.1995.

К сведению. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю транспортными средствами в предусмотренном законодательством РФ порядке, не регистрируют транспортные средства, предназначенные для продажи (п. 3 Постановления N 938).

Из сказанного выше делаем вывод, что владельцы автопогрузчиков регистрируют их в органах Гостехнадзора, причем регистрация является обязанностью, а не правом организации. Соответственно, зарегистрированные в установленном порядке погрузчики, на которые выданы паспорта самоходных транспортных средств, являются объектом обложения транспортным налогом. Аналогичное мнение высказано в Письмах Минфина России от 25.08.2009 N 03-05-05-04/09, от 17.08.2007 N 03-05-06-04/35, УМНС по г. Москве от 07.06.2004 N 23-10/3/37665.

Кстати, ст. 19.22 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение правил государственной регистрации транспортных средств всех видов (в случае, если такая регистрация обязательна), в частности для должностных лиц размер штрафа составляет от 100 до 300 руб., для юридических лиц — от 1000 до 3000 руб.

Но, как показывает практика, владельцы погрузчиков не всегда добросовестно выполняют обязанность по регистрации названных ТС и, соответственно, уклоняются от уплаты транспортного налога, аргументируя это тем, что погрузчики не эксплуатируются за пределами предприятия.


Рассмотрим судебные решения по данному вопросу.

Например, Постановление ФАС МО от 16.04.2009 N КА-А40/2929-09. В ходе проведения контрольных мероприятий налоговой инспекцией было установлено, что в период с января 2002 по июнь 2006 г. организацией были приобретены погрузчики, однако до октября 2006 г. они не были зарегистрированы в установленном порядке и транспортный налог по ним не уплачивался. Суд пришел к следующим выводам:

  • обязанность по уплате налога не может ставиться в зависимость от желания лица осуществить регистрацию принадлежащих ему объектов налогообложения;
  • ст. 358 НК РФ не предусматривает зависимости между фактами использования автотехники и исчислением транспортного налога.

Вердикт: в результате использования транспортных средств без надлежащей регистрации общество необоснованно получило налоговую выгоду в виде неуплаты транспортного налога.

К аналогичному выводу пришел Арбитражный суд г. Москвы (Решение от 21.08.2009 N А40-12160/08-114-50): поскольку транспортные средства подлежали регистрации в Гостехнадзоре, они признаются объектом налогообложения транспортным налогом.

Справедливости ради отметим, что есть примеры и противоположных судебных решений (см., например, Постановление ФАС ВВО от 15.01.2007 N А39-5076/2005-380/11). Общество не включило в налогооблагаемую базу по транспортному налогу 57 единиц транспортных средств (автогрейдер, грейдер, скрепер, трактор, асфальтоукладчик, каток, мотокаток, виброкаток, каток дорожный, бульдозер, погрузчик, экскаватор). Основанием для доначисления налога послужили сведения (справка), представленные Гостехнадзором. Однако, исследовав названную справку, суд установил, что в представленном перечне ТС, зарегистрированных за налогоплательщиком, не были указаны государственные регистрационные знаки ТС, в связи с чем идентифицировать их не представлялось возможным. По мнению судей, документом, подтверждающим регистрацию транспортного средства органами Гостехнадзора, является свидетельство о регистрации и государственный регистрационный знак. При таких обстоятельствах суд посчитал, что общество включило в налогооблагаемую базу по транспортному налогу все транспортные средства, прошедшие государственную регистрацию в установленном законом порядке. По сути, позиция суда: нет регистрации — нет налога.

Независимо от того, эксплуатируется погрузчик на открытых площадках либо только внутри здания (склада, магазина), он все равно является транспортным средством и, следовательно, должен быть зарегистрирован в установленном порядке в органах Гостехнадзора. Соответственно, в силу норм налогового законодательства транспортное средство, зарегистрированное в законодательно установленном порядке, является объектом обложения транспортным налогом (напомним, что не подлежат обязательной госрегистрации ТС с объемом двигателя до 50 куб. см или максимальной мощностью электродвигателя до 4 кВт включительно). В ситуации, когда транспортные средства подлежат регистрации, но не были зарегистрированы их собственниками, арбитражная практика неоднозначна. Однако с большой долей вероятности можно говорить о том, что в таком случае споров с налоговиками не избежать.

Читайте так же:  Как получить субсидию на землю

Экскаватор как объект транспортного налога

Неоднозначность формулировки — частая проблема нашего законодательства. И все бы ничего, если бы речь не шла о таком ответственном деле, как уплата налогов. Стоит не правильно прочитать одну статью НК РФ и не успеешь глазом моргнуть, как тебе уже пишут уклонение от уплаты налогов. Или вот к примеру транспортный налог.

Если у тебя на балансе автомобиль, автобус или грузовик — и думать нечего, подаешь декларацию и все. А вот если что поинтереснее, например, экскаватор, транспортный налог уже не понятно как начислять. Куда его отнести к грузовикам или другим самоходным ТС?

Законодательство мы, кончено, изменить не в силах. Но пролить свет на «загадку» экскаватора — вполне. Слушайте и запоминайте.

Что такое экскаватор и кому он «нужен»

Чтобы понять как начислить транспортный налог на экскаватор, нужно очень четко понимать что это такое и к какому типу транспортных средств его можно отнести.

Экскаватор — это землеройная машина, оборудованная ковшом и используемая в строительных и сельскохозяйственных целях. Согласно Общероссийкому классификатору основных фондов экскаваторы относятся к разделу №14 2924020 «Самоходные машины и оборудование прочие».

Экскаваторы, в том числе колесные, не предназначены для использования на дорогах общего назначения и подлежат обязательной регистрации в органах госнадзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ или, проще говоря, в Ростехнадзоре (на базе постановления Правительства РФ №938 от 12.08.94г.). Обратите внимание: органы ГИБДД при этом не имеют к регистрации экскаваторов никакого отношения.

Для чего нам нужна информация о том, где регистрируются экскаваторы? Дело в том, что именно орган, поставивший самоходную машину на учет, в дальнейшем будет отвечать за подачу сведений в ФНС для контроля за уплатой налогов.

Ну, а что делать, если вы еще не регистрировали на себя или на свою фирму экскаватор? Существуют ли законные способы не ставить ТС на учет и вовсе не платить транспортный налог?

Даже если вы не планируете использовать экскаватор-погрузчик и ездить он у вас по дорогам не будет, вы все равно обязаны поставить его на учет. В противном случае ваши действия могут быть классифицированы, как уклонение от уплаты налогов.

Согласно Приказа Минсельхозпрода РФ №785 от 27.01.96 г. самоходные машины должны быть зарегистрированы в течение действия транзитных номерных знаков или в течение 5 дней с момента прохождения таможни, снятия с учета или другого события, в результате которого собственник самоходной машины меняется.

Судебная практика в отношении незарегистрированных ТС сурова. Так согласно Постановлению ФАС Московского округа №КА-А40/5199-08-2 от 20.08.08 г. «отсутствие регистрации ТС не освобождает заявителя от уплаты транспортного налога». Единственное исключение может быть сделано для предприятий изготовителей экскаваторов и организация, продающих данные ТС по лицензии.

Экскаватор как объект налогообложения

Мы выяснили, что за регистрацию экскаваторов отвечает Ростехнадзор. Но что это значит для исчисления и уплаты транспортного налога? К какой группе нужно относить экскаваторы: к грузовым автомобилям или к другим самоходным ТС?

В разрешении данного вопроса вам поможет Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ №03-06-04-04/21 от 31.05.06 г. В соответствии с ним, ТС, на которые получены ПСМ в Ростехнадзоре, применяются налоговые ставки, определенные для категории «другие самоходные ТС». Следовательно, и экскаваторы, зарегистрированные в Ростехнадзоре, как объект транспортного налога будут облагаться сбором по ставке, определенной для «других самоходных ТС».

Транспортный налог в регионах

Согласно ст. 361 НК РФ базовая ставка для данной категории устанавливается в размере 2,5 руб. с одной л.с. Однако Налоговым кодексом закреплено право регионов увеличивать базовую ставку в пределах 10 раз.

Как своим правом распорядились субъекты сейчас расскажем.

  • В Москве за каждую лошадиную силу экскаватора придется заплатить 25 руб. (закон МСК №33 от 09.07.08 г.). При этом организации обязаны заплатить налог в бюджет в полной сумме (с 2015 года отменены авансовые платежи) до 5 февраля года, следующего за отчетным.
  • Такая же ставка (25 руб./л.с.) установлена в Санкт-Петербурге (закон № 487-53 от 04.11.02 г.), Московской (закон №129/2002-ОЗ от 16.11.02г.), Ленинградской (закон №51-ОЗ от 22.11.02г.) и Нижегородской областях (закон области №71-З от 28.11.02 г.).
  • В Красноярском крае — за каждую л.с. мощности экскаватора начислят 11,5 руб. налога. В Саратове — лошадиная сила стоит 21 руб. В Свердловске — 16 руб., в Омске — 12 руб., в Башкортостане — 20 руб.
  • Самая же низкий тариф по налогу на транспортные средства — в третьем по счету городе федерального значения — Севастополе. Напомним, в текущем 2015 году налогоплательщики-крымчане впервые будут платить транспортный налог. Ставка для экскаваторов здесь — 5руб./л.с. (закон города №75-ЗС от 14.11.14 г.). Кстати, эта рекордно низкая ставка едина и для всей республики Крым (закон №8-ЗРК/2014 от 19.11.14 г.).

Обратите внимание: в некоторых регионах организации обладают льготами по уплате транспортного налога. Например, в Санкт-Петербурге от уплаты налога на экскаваторы и другие транспортные средства на 5 лет освобождаются организации, зарегистрированные специальной экономической зоне.

Если предприятие-налогоплательщик обладает правом льготной уплаты налога, ему необходимо подать документы, подтверждающие это право, в установленный законом срок (как правило, это необходимо сделать до конца налогового периода). Не успевшие подать документы не смогут воспользоваться льготой до следующего налогового периода.

Льгота предоставляется на срок не превышающий срока действия правоустанавливающих документов, в том числе бессрочно.

Регистрация автопогрузчика избавит от проблем

Сразу скажем, что без регистрации автопогрузчика вам не обойтись.

ГИБДД здесь ни при чем

Тракторы, самоходные дорожно-строительные машины и прочую технику, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/ч и менее, а также транспортные средства, не предназначенные для движения по дорогам общего пользования, регистрируют органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники (далее — органы гостехнадзора). Об этом говорится в абз. 3 п. 2 постановления Правительства РФ от 12.08.94 № 938. Автопогрузчик по дорогам общего пользования не передвигается, так что и регистрировать его нужно в органах гостехнадзора, а не в ГИБДД МВД России.

Госрегистрации и учету в органах гос­технадзора подлежит техника с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см, или 0,05 л (п. 1.4 Правил). У тяжелых складских автопогрузчиков гораздо больший рабочий объем двигателя, ведь их используют для перемещения по территории склада грузов весом в несколько тонн.

Читайте так же:  Перевести пенсионные накопления в лукойл

После внесения в постановление Правительства РФ № 938 изменений, вступивших в силу 7 августа 2008 г., предусмотрен государственный учет и для машин с электродвигателем максимальной мощностью свыше 4 кВт.

Таким образом, не подлежат регистрации лишь маломощные погрузчики (с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания менее 50 куб. см или максимальной мощностью электродвигателя менее 4 кВт).

Собственники машин обязаны зарегистрировать их или изменить регистрационные данные (если приобретена не новая техника) в органах гостехнадзора в течение срока действия государственного регистрационного знака «Транзит» или в течение пяти суток после приобретения (п. 1.5 и 1.10 Правил).

Нет регистрации — нет и налога?

По общему правилу обязанность уплатить транспортный налог напрямую связана с моментом регистрации автотранспортного средства. Ведь плательщиками налога являются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения (ст. 357 НК РФ). Объектом обложения транспортным налогом признаются в том числе самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ (п. 1 ст. 358 НК РФ).

Тем не менее нужно учитывать, что общие нормы закона ориентированы на идеальную ситуацию, а не на то, чтобы предоставить компаниям возможность получать выгоду, не регистрируя автотранспорт и избавляясь таким способом от необходимости уплачивать налог. В отношении погрузчиков это особенно актуально. Ведь не регистрировать, например, эксплуатируемый легковой автомобиль в органах ГИБДД в течение длительного периода не получится по понятным причинам. А погрузчик может работать на территории предприятия без госрегистрации вплоть до плановой проверки органом гостехнадзора, которая и выявит нарушение п. 1.10 Правил. Кстати, за нарушение правил обязательной государственной регистрации транспортных средств всех видов ст. 19.22 КоАП РФ установлена административная ответственность в виде предупреждения или штрафа: на должностных лиц — от 100 до 300 руб., на юридических — от 1000 до 3000 руб.

Налоговики в ходе проверки будут отталкиваться от того, что регистрация погрузчика является обязанностью, а не правом компании, и включат погрузчик в налоговую базу начиная с периода, в котором зарегистрировать технику компания должна была по закону. По нашему мнению, вполне обоснованно.

Суд в такой ситуации может принять сторону инспекторов. Например, в деле, рассмотренном ФАС Московского округа, предприятие не регистрировало погрузчики и не уплачивало транспортный налог. Данное обстоятельство и привело к судебному разбирательству. Причем арбитры первых двух инстанций при­шли к выводу, что транспортное средство, не прошедшее регистрацию и не допущенное к участию в дорожном движении, не воздействует на состояние дорог общего пользования. Поскольку автопогрузчики, не зарегистрированные в органах гостехнадзора, использовались только в производственной деятельности предприятия (на его территории), экономических оснований для обложения их транспортным налогом нет.

Кассационная инстанция с этим не согласилась, указав, что обязанность по уплате налога не может ставиться в зависимость от желания лица провести регистрацию принадлежащих ему объектов налогообложения. Поскольку автопогрузчики считаются транспортными средствами, предприятие обязано было обеспечить их государственную регистрацию. Кроме того, ст. 358 НК РФ не устанавливает зависимости между фактами использования автотехники и исчислением транспортного налога. Из этого был сделан вывод, что в результате использования транспортных средств без надлежащей регистрации предприятие получило необоснованную налоговую выгоду в виде неуплаты транспортного налога и его доначисление правомерно (постановление от 16.04.2009 № КА-А40/2929-09). К аналогичным выводам арбитры ФАС Московского округа приходили неоднократно (постановления от 19.09.2008 № КА-А40/8418-08, от 23.10.2006 № КА-А40/8474-06 и от 31.05.2006 № КА-А41/4543-06).

Если погрузчик не зарегистрирован

Что касается налога на прибыль, для начисления амортизации не важен факт регистрации транспорта ни в органах ГИБДД, ни в органах гостехнадзора. С этим согласен и Минфин России (письмо от 20.11.2007 № 03-03-06/1/816). Амортизация по транспортному средству начинает начисляться в общем порядке — с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект введен в эксплуатацию (п. 2 ст. 259 НК РФ).

Такого мнения придерживается и большинство судов. Арбитры указывают, что ввод в эксплуатацию автомобиля не зависит от регистрации транспортного средства. Специальная регистрация транспортных средств осуществляется исключительно с целью их учета, носит информационный характер и не связана с возникновением имущественных прав на движимое имущество (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 04.10.2010 № А27-975/2010, Московского округа от 07.09.2010 № А40-152876/09-13-1221 и Северо-Западного округа от 08.05.2008 № А56-18079/2007).

В то же время в письме УФНС России по г. Москве от 25.11.2004 № 26-12/76625 разъяснялось, что автомобиль не может эксплуатироваться ранее его госрегистрации в органах ГИБДД, а потому и амортизация по нему должна начисляться только после соответствующей регистрации. К аналогичному выводу пришел ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 18.06.2010 № А27-19317/2009, указав, что собственник вправе использовать транспортное средство (фронтальный погрузчик) в производстве только при наличии допуска к эксплуатации. Тот факт, что погрузчик не прошел обязательную процедуру регистрации в органах гостехнадзора, может рассматриваться как отсутствие допуска транспортного средства к эксплуатации. Значит, начислять в налоговом учете амортизацию по такому объекту нельзя.

На наш взгляд, регистрация погрузчика в органах гостехнадзора носит учетный характер и не может влиять на порядок налогообложения прибыли, в частности начисления амортизации. Поэтому полагаем, что факт государственной регистрации в органах гостехнадзора не влияет и на порядок списания затрат на ГСМ и ремонт погрузчика в налоговом учете. Расходы на ремонт основных средств учитываются как прочие (ст. 260 НК РФ), а стоимость ГСМ для погрузчика — как материальные (подп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ) при условии, что такие затраты экономически обоснованны, документально подтверждены и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ). С тем, что расходы на приобретение ГСМ могут учитываться в соответствии с указанной нормой, согласны и чиновники (письма Минфина России от 22.06.2010 № 03-03-06/4/61 и ФНС России от 16.07.2010 № ШС-37-3/6848).

Видео (кликните для воспроизведения).

С учетом изложенного выше при возникновении споров с налоговиками по поводу начисления амортизации и списания текущих расходов по погрузчикам, не прошедшим обязательную регистрацию, у компании будет немало шансов на успешную защиту своей позиции в суде. И все же лучше зарегистрировать погрузчик в органах гостехнадзора в сроки, установленные законодательством. Это позволит избежать и штрафов, и возможных разногласий с налоговиками.

Налог на погрузчик для юридических лиц
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here