Содержание
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ
Под налогомпонимается обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций (предприятий) и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Налогообложение предприятий осуществляется в соответствии с Налоговым кодексом РФ и отдельными федеральными законами о налогах и нормативными документами Министерства РФ по налогам и сборам.
По объектам обложения налоги подразделяются на прямые и косвенные.
Прямые налоги взимаются непосредственно с владельцев имущества, получателей дохода и прибыли.
Косвенных налогивзимаются в сфере реализации или потребления продукции, товаров иуслуг, к ним относятся налоги, включаемые, например, в цену или тариф. Владелец товара и услуг включает налоговую сумму в цену, оплаченную потребителем, и перечисляет ее государству. В данном случае связь между плательщиком налога (потребителем) и государством опосредована через объект обложения.
В РФ принята трехуровневая система налогообложения предприятий, организаций и физических лиц.
Первый уровень – федеральные налоги России. Они действуют на территории всей страны и регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета.
Федеральные налоги:
1. Налог на добавленную стоимость.
2. Акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья.
3. Налог на прибыль организаций
4. Налог на доходы физических лиц
5. Единый социальный налог.
6. Налог на добычу полезных ископаемых.
7. Государственная пошлина.
9. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.
Второй уровень – региональные налоги (налоги республик в составе РФ, краев, областей, автономных округов). Они устанавливаются представительными органами субъектов РФ исходя из общероссийского законодательства. Часть региональных налогов относится к обязательным на территории РФ, региональные власти регулируют только их ставки в определенных пределах, налоговые льготы и порядок взимания.
Региональные налоги (субъектов федерации):
предельные размеры ставок определены законодательством РФ, взимаются на всей территории РФ:
1. Налог на игорный бизнес.
2. Налог на имущество организаций.
3. Транспортный налог (налог с владельцев транспортных средств).
Третий уровень – местные налоги и сборы, т. е. налоги городов, районов, поселков и т. п.
Местные налоги:
предельные размеры ставок определены законодательством РФ, взимаются на всей территории РФ:
1. Налог на имущество физических лиц.
2. Земельный налог.
Основными прямыми налогами, взимаемыми с предприятия в настоящее время, являются:
· налог на прибыль (доход). Объектом налогообложения является прибыль предприятия.
Является одним из главных источников федерального бюджета, а также региональных и местных бюджетов Налоговая ставка составляет 20%. Согласно ст. № 284 НК РФ, налоговая ставка по налогу на прибыль обладает значением в 20 %, кроме некоторых исключений. 2 % от суммы начисленного налога на прибыль организаций идет в Федеральный бюджет, а 18% перечисляется в местные бюджеты РФ.
· Страховые взносы – С 2010 года отменен ЕСН и вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее – Закон № 212-ФЗ), который регламентирует вопросы, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов. Плательщиками страховых взносов также являются предприниматели и организации (включая бюджетные учреждения), производящие выплаты физическим лицам. Все что, касается ставок страховых взносов, то они в 2015 году следующие: в ПФР – 22%, в ФСС России –2,9%, а в ФФОМС –5,1%.
· налог на имущество предприятия. Объектом обложения в настоящее время является среднегодовая остаточная стоимость основных средств.
Объектом налогообложениявыступает имущество, находящееся на балансе налогоплательщика. Земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы) не являются объектами налогообложения.
При расчете налоговой базы юридические лица имеют право исключать стоимость находящегося на их балансе (за вычетом износа) следующего имущества:
— объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы;
— предназначенного для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции;
— земли и некоторого другого имущества.
Предельный размер ставки налога на имущество предприятий устанавливается в размере 2,2% налогооблагаемой базы, а конкретные ставки налогов определяются в зависимости от видов деятельности предприятий и устанавливаются законодательными органами субъектов РФ.
· земельный налог. Плательщиками этого налога являются предприятия, имеющие земельные участки в собственности, на правах аренды, во владении или пользовании. Объектом обложения является размер земельного участка. Платежи по земельному налогу включаются в себестоимость продукции;
· платежи за ресурсы. Плательщиками являются предприятия, пользующиеся определенными видами природных ресурсов (водой, недрами, лесными ресурсами и т.д.). Платежи за ресурсы, как правило, включаются в себестоимость продукции;
Основными косвенными налогами, взимаемыми с предприятия, являются:
· налог на добавленную стоимость, являющийся формой изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и реализации продукции. Фактически НДС оплачивается конечным потребителем продукции (работ, услуг) и не затрагивает издержки и прибыль предприятий — производителей промежуточной продукции.
— 10% – пониженная – применяется для продовольственных товаров (за исключением подакцизных), товаров для детей по перечням, утвержденным Правительством;
— 18% – основная – по остальным товарам.
Некоторые товары (работы, услуги) освобождены от уплаты НДС в соответствии с Налоговым Кодексом РФ (например, товары, реализуемые на экспорт в страны дальнего зарубежья).
· акцизы, представляющие собой косвенные налоги, включаемые в цену товара и оплачиваемые покупателем. Плательщиками акцизов являются предприятия, выпускающие подакцизные товары. Перечень подакцизных товаров и ставки акцизов устанавливаются правительством Российской Федерации.
Налогообложение предприятий
Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Основные функции налогов: фискальная (обеспечения государства финансовыми ресурсами) и регулирующая (нацелена на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач налоговой политики государства).
Налоги оказывают значительное влияние на формирование финансовых результатов предприятия. Если налоговое бремя предприятия чрезмерно велико, утрачиваются стимулы к предпринимательской деятельности.
Налогообложение предприятий в России регулируется Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ).
В соответствии с данным документом ксущественным элементам налогообложения относятся:
2. Налоговая база,
3. Налоговый период,
4. Налоговая ставка,
5. Порядок исчисления налога,
6. Порядок и сроки уплаты налога.
Налоговая база – стоимостная физическая или другая характеристика объекта налогообложения.
Налоговая ставка – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
Налоговый период – период, по окончании которого определяется налоговая база. Налоговый период может состоять из ряда отчетных периодов, по итогам которых устанавливаются авансовые платежи. Налоговым периодом как правило является год.
Налог считается установленным только в том случае, если определены налогоплательщики (субъекты налогообложения) и элементы налогообложения (ст. 17 НК РФ).
К факультативным элементам налога относят те, отсутствие которых существенно не влияет на степень определенности налогового обязательства. Это налоговые льготы, ответственность за налоговые правонарушения, порядок удержания и возврата неправильно удержанных сумм налога, формы изменения срока уплаты налога и т.д.
К формам изменения срока уплаты налога относятся отсрочка, рассрочка, налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит.
Налогоплательщик обязан составлять отчетность. К ней относится, в частности, налоговая декларация.
Налоговый агент – лицо (физическое или юридическое), на которое возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов.
Федеральная налоговая служба (ФНС) проводит камеральные (по месту нахождения налогового органа) и выездные (по месту нахождения налогоплательщика) проверки налогоплательщиков.
Мерой ответственности за совершенное налоговое правонарушение является налоговая санкция в виде денежный взысканий — штрафов. Уголовная ответственность наступает только в случае уклонения от уплаты налогов в крупном размере. Субъектами налоговой ответственности являются налогоплательщики (юридические и физические лица), сборщики налогов, кредитные учреждения, ответственные за перечисление налогов.
К способам обеспечения исполнения обязанности по уплате налога относят:
— приостановление операций на счетах в банках;
— арест имущества (ограничение права собственности налогоплательщика в отношении его имущества).
В состав налогов, взимаемых на территории РФ, входят федеральные налоги, налоги субъектов РФ и местные налоги (табл. 7.2).
Таблица 7.2
Классификация налогов по уровню управления
Федеральные | Региональные | Местные |
1. Налог на добавленную стоимость (НДС) | 1. Налог на имущество организаций | 1. Налог на имущество физических лиц |
2. Налог на прибыль (дохо-ды) организаций | 2. Транспортный налог | 2. Земельный налог |
3. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) | 3. Налог на игорный бизнес | |
4. Акцизы на отдельные виды товаров (услуг) | Специальные налоговые режимы: | |
5. Единый социальный налог (ЕСН) | Единый налог на вмененный доход | |
6. Государственная пошлина | Упрощенная система налогообложения | |
7. Налог на добычу полезных ископаемых | Единый сельско-хозяйственный налог | |
8. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов | ||
9. Водный налог |
Краткая характеристика основных налогов, уплачиваемым предприятиями, представлена в таблице 7.3
Специальные налоговые режимы предусмотрены для субъектов малого предпринимательства. При применении специальных режимов уплата налога на прибыль для организаций, НДС, налога на имущество, ЕСН, заменяется уплатой единого налога. Кроме того, освобождение налогоплательщиков от уплаты НДС производится в случае, если за три предшествующих месяца сумма выручки от реализации товаров без учета НДС не превысила в совокупности 1 млн. р.
Таблица 7.3
Краткая характеристика основных налогов, уплачиваемых предприятиями
Налог | Объект налогообложения | Налоговые ставки | Налоговый период | Источник уплаты |
Налог на добавленную стоимость | Выручка от реалиизации | 18 %, 10 %, 0 % | квартал | выручка |
Налог на прибыль | Налогооб-лагаемая прибыль | 20 %, 9 %, 15 % | год | Финансовый результат |
Единый социальный налог | Вознаграждения работникам | 26 % и регрессивная шкала | год | расходы |
Налог на имущество организаций | Среднегодовая стоимость имущества | 2,2 % (может понижаться региональными органами власти) | год | расходы |
Переход на упрощенную систему налогообложения может существенно снизить налоговое бремя предприятия. Налогоплательщик может выбрать один из двух вариантов: уплачивать 6 % от дохода или 15 % от разницы доходов и расходов. Однако, законодательством наложены достаточно жесткие ограничения для перехода на этот режим налогообложения, перечисленные в ст.346.12 НК РФ .
Например, не вправе применять УСН:
— организации, имеющие филиалы или представительства,
— организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25%,
— организации, средняя численность работников которых превышает 100 человек,
— организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов превышает 100 млн. руб. и др.
Также установлено ограничение по выручке. Переход на упрощенную систему возможен, если доход за 9 месяцев до перехода не превышал 15 млн. р. с учетом коэффициента дефлятора (в 2008 году – 1,34). В течение года при УСН доход не должен превышать 20 млн. р. с дефлятором.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее – ЕНВД) – специальный налоговый режим в отношении следующих видов деятельности: бытовых услуг; ветеринарных услуг; услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств; розничной торговли; услуг платных автостоянок; услуг общественного питания; автотранспортных услуг; распространения или размещения наружной рекламы. Размер ЕНВД фиксирован и не зависит от полученного дохода.
В зависимости от объекта налогообложения налоги делят на прямые и косвенные.
Косвенные налоги – налоги, взимаемые со стоимости реализованных товаров. К косвенным относятся налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы.
НДС, подлежащий уплате в бюджет, уменьшается на суммы НДС по приобретенным ценностям, оказанным работам и услугам.
Пример. Рассчитать сумму налога на добавленную стоимость, полученную предприятием и уплаченную в бюджет. Выручка от реализации продукции (без НДС) составила 300 тыс. р. НДС, уплаченный за приобретенные сырье, материалы и комплектующие – 30 тыс. р. Ставка НДС – 18 %. Решение: полученный НДС: 300 х 0,18 = 54 тыс. р. Таким образом, выручка с учетом НДС составила 300 + 54 = 354 тыс. р. Сумма НДС, уплаченного в бюджет: 54 – 30 = 24 тыс. р. |
Некоторые налоги включаются в состав расходов на производство и реализацию и увеличивают себестоимость продукции. К ним относятся единый социальный налог (ЕСН), транспортный налог, земельный налог и ряд ресурсных налогов.
Учетная политика предприятия влияет на размер уплачиваемых налогов. Например, использование нелинейного метода амортизации уменьшает налог на прибыль в первые месяцы эксплуатации объекта.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Налог и иные обязательные платежи
Налоги следует отличать от сборов, пошлин или взносов. Юридическое содержание налогов и сборов не является тождественным. Одно из существенных различий между ними состоит в признаке возмездности, т. е. сборы взимаются в обязательном порядке за оказание определенных услуг.
Ст. 8 НК РФ дает определение, что под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Налог и сбор имеют как общие, так и отличительные признаки. К общим относятся:
обязательность уплаты налогов и сборов в соответствующие бюджеты или внебюджетные фонды;
адресное поступление в бюджеты или фонды, за которыми они закреплены;
изъятие на основе законодательно закрепленной формы и порядка поступления;
возможность принудительного способа изъятия;
осуществление контроля единой системой налоговых органов.
Однако несмотря на некоторые одинаковые признаки, как отмечается в учебной литературе1, налог и сбор четко отграничиваются друг от друга по следующим юридическим характеристикам.
По значению. Налоговые платежи в современных условиях являются основным источником образования бюджетных доходов. Остальные виды обязательных платежей имеют меньшее значение.
По цели. Цель налогов – удовлетворение публичных потребностей государства или муниципальных образований; цель сборов – удовлетворение только определенных потребностей или затрат государственных (муниципальных) учреждений.
По обстоятельствам. Налоги представляют собой безусловные платежи; сборы уплачиваются в обмен на услугу, предоставляемую плательщику государственным (муниципальным) учреждением, которое реализует государственно-властные полномочия.
По характеру обязанности. Уплата налога является четко установленной Конституцией РФ обязанностью плательщика; сбор характеризуется определенной добровольностью и часто не имеет государственного императива.
По периодичности. Сбор обычно носит разовый характер, и его уплата происходит без определенной системы; налогам свойственна определенная периодичность.
Таким образом, в отличие от налогов сборы имеют индивидуальный характер, и им всегда присущи строго определенная цель и специальные интересы.
3. Функции налога
Налоги выполняют следующие функции.
1) Фискальную. Фискальная природа налога появилась вместе с возникновением самого обязательного платежа. Так, для того чтобы государство успешно функционировало, деятельность государственных органов и должностных лиц необходимо финансировать. Финансирование деятельности государства во многом происходит именно благодаря налогам и сборам. В этом и заключается фискальная функция налогов и сборов;
Регулирующую. При помощи налогов происходит регулирование общественных отношений. При помощи установления налогов и их ставок государством осуществляется поддержка одних отраслей экономики и снижение развития других. В зависимости от того, поддерживается определенная хозяйственная деятельность или нет, выделяются стимулирующая и пресекающая функции налогов. Стимулирующую функцию выполняет, например, установление единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Наоборот действуют акцизы на алкоголь или налог на игорный бизнес.
Налогам присуща и контрольная функция, посредством которой государство осуществляет контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
Основной функцией сборов является оплата расходов государственных органов и их должностных лиц, возникающих в связи с совершением ими действий в пользу физических лиц или организаций.
Каждая функция показывает, каким образом реализуется публичное назначение налогов, но все функции действуют в системном единстве, т. е. они взаимосвязаны: взаимодействуют и нередко взаимопроникают в процессе реализации налоговых правоотношений.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8566 —
| 7418 — или читать все.185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
Налоги и иные обязательные платежи и их соотношение
Налоги обязательно требуется отличать от сборов и пошлин. Ранее осуществляющее свою деятельность налоговое законодательство не занималось тем, что проводило четкого разграничения названных понятий. Поэтому данное обстоятельство затушевывало природу юридического характера того или иного платежа, при этом затрудняло его анализ и вызывало определенные трудности в правоприменительной практике. В законодательстве налоговой направленности зарубежных стран данные категории достаточно строго разграничиваются. Например, французское законодательство налогового порядка занимается тем, что определяет, каким образом пошлина взыскивается государством без установления специального соотношения со стоимостью оказанных услуг. В процессе установления сбора обычно фиксируется некая пропорция между его размером и, конечно, стоимостью услуг, предоставляемых плательщику конкретными органами государственной власти. Немецкое налоговое законодательство в свою очередь занимается тем, что осуществляет деятельность по определению сбора, как своего рода платежа не за оказание тех или иных услуг, а за предпочтение при оказании услуг государственным органом.
Режимы правовой направленности установления и взимания налогов, и сборов, а также пошлин или других взносов обязательного порядка всегда были, и, что самое главное остаются объектами научного изучения.
Стоит отметить, что юридическое содержание понятия налогов и иных обязательных платежей никаким образом не может являться тождественным. Так как одно из самых главных различий между ними отмечается в признаке возмездности. Поэтому любой процесс осуществляется взимания налогов происходит без предоставления налогоплательщику какого-либо встречного личного удовлетворения, то есть они носят определенный безвозмездный характер и не обусловлены никакой обязанностью публичного субъекта оказать плательщику ту или иную услугу, или какое-либо преимущество. Также важным является тот факт, что в в отличие от налогов сборы взимаются в обязательном порядке за оказание частному субъекту определенных услуг.
Не обращая внимания на уже имеющиеся доктринальные разработки дефиниций «сбор» и «пошлина», Конституция все таки оперирует таким понятием как «сбор». Из-за этого в 72 статье указывается на «установление принципов общего характера налогообложения, а также сборов». Очевидно, что не желая допускать каких-либо терминологических расхождений с текстом Конституции, законодатель в свою очередь дает определение пошлины государственной направленности через категорию «сбор» (об этом говорится в 333.16 статье).
На данный момент 8 статья НК определяет и при этом осуществляет определенные действия для разграничения понятия «налог» и «сбор», что в свое время является воспроизведением тех признаков данных категорий, которые образовались в ходе правоприменительной деятельности, в ней же определились, а также подлежали разъяснению в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации.
Сбором называется специальный обязательный взнос, который обычно взимается с организаций и, что самое главное физических лиц, уплата которого в свое время является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов органами государственной власти, а также различными органами местного самоуправления, другими уполномоченными органами, и, конечно, должностными лицами юридически значимых деяний, включая предоставление каких-либо прав или выдачу конкретных разрешений (обычно в качестве таких разрешений выступают именно лицензии).
Определение, которое было законодательно установлено показывает, что в его содержании произошло своего рода объединение определенных признаков юридического характера, взносов за оказание самим государственным органом неких возмездных услуг или совершение определенных действий, то есть используемое НК понятие сбора включило в себя и понятие пошлины. Тем не менее отнесение пошлины к какой-либо разновидности сбора вовсе не означает ее исключения из системы налогово-правовых категорий.
К сожалению, законодательное закрепление такой дефиниции как «сбор» не дало ответа на достаточно большое количество вопросов относительно отграничения налогов от других обязательных платежей. Отсутствие конкретных критериев принадлежности какого-либо взноса к налогам или сборам приводит к тому, что по сей день в российской системе налоговой направленности присутствуют платежи, наименование которых не соответствует их правовой природе.
Но все таки вполне справедливо было обращено внимание на данное обстоятельство Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. В частности, в постановлении от 2001 года 28 февраля № 5 «О определенных вопросах использования части первой Налогового кодекса Российской Федерации» Пленум отметил, что во время решения вопроса о правомерности использования налоговым органом 122 статьи НК в ситуации неуплаты или же неполной уплаты сбора органом судебной власти требуется исходить из природы каждого конкретного обязательного платежа, поименованного как «сбор». Высший Судебный орган Арбитражного характера Российской Федерации обоснованно предостерегает суды от слепого доверия ко всем названиям налогов, а также сборов, которые в свое время были перечислены в налоговом законодательстве. Например, требуют тщательного анализа правового порядка акцизы, пошлины таможенной направленности, ряд экологических налогов. Одной из самых главных причин смешения формы и содержания налоговых платежей – в несоответствии системы налогов, и сборов, установленных ранее Законом в налоговой системе, и рядом основных категорий НК, прежде всего дефинициям налога, и сбора, отмеченного в 8 статье.
Главное условие сопровождающее уплату сбора
Главным условием, сопровождающим уплату сбора, и одновременно признаком, отличающим процесс сбор от налога, является совершение по отношению к плательщику (чаще всего, в его роли выступает какой-либо частный субъект) со стороны государственного органа юридически значимых деяний. Под определенными значимыми деяниями юридической направленности необходимо понимать разновидность юридических фактов, которые в свою очередь являются закрепленными в гипотезах правовых норм конкретных жизненных обстоятельств, наступление которых влечет за собой юридические последствия в виде появления, изменения или прекращения отношений правового порядка.
Анализ законодательства о налогах, а также сборах дает право сделать конкретный вывод: предоставление определенных прав в свое время означает наделение плательщика каким-либо естественным правом, имеющим в силу закона ограниченный режим обращения. Согласно 3 части 55 статьи Конституции допускается ограничение свобод, а также прав человека и гражданина законом федеральной направленности в той мере, в какой это требуется в целях защиты основ строя конституционного порядка, нравственности, здоровья, прав, и законных интересов иных лиц, обеспечения обороны страны, и безопасности государства.
Положения названной нормы конституционного порядка обычно используются и в сфере формирования определенных государственных доходов. При этом государство вполне может применять определенные ограничения свобод, а также прав для пополнения тех или иных финансовых ресурсов. Привлечение средств денежного характера в результате предоставления определенных прав и выдачи разрешений осуществляется в результате:
- установления специальной монополией государственного характера на производство конкретных видов товара, выполнение работ, оказание различных услуг и, следовательно, исключения свободного доступа других субъектов в данной сфере деятельности;
- предоставления на какой-либо возмездной основе отдельным частным субъектам права заниматься деятельностью, которая отнесена к монополии государства.
Вывод 1
Отсюда можно сделать вывод, что уплата сбора или какой-либо пошлины всегда сопровождается конкретной целью частного субъекта получить возмездную услугу от государства. Такой признак характеризует сборы, а также пошлины как индивидуальные платежи. Сбор в свое время взимается, обычно за обладание специальным правом (например, можно рассмотреть сбор за торговое право). Что касается пошлины, то она взимается в качестве определенной материальной компенсации государству за пользование государственным имуществом или выполнение тех, или иных юридически действий достаточно значимых для частного субъекта (например, рассмотрение и после принятие какого-либо дела к судебному рассмотрению, регистрация документов гражданского состояния, совершение действий нотариальной направленности).
Тем не менее, несмотря на специальный признак возмездности, сборы не имеют никакого отношения к платежам обязательного характера, которые в свое время вытекают из договора. Компенсация самому государству определенной части денежных затрат не придает сборам характера цены публичной услуги. Плательщик сбора в большинстве ситуаций просто не в состоянии полностью оплатить публичные расходы на совершение юридически значимых деяний, а определенная категория имеющая достаточную юридическую значимость действий, совершаемых для получения пользы или осуществляемых по инициативе плательщика, вообще не может иметь стоимости – например, правосудие или же действия нотариальной направленности.
Также стоит отметить, что все сборы в отличие от налогов имеют определенные способы нормативного установления правовой направленности. Налоги в свою очередь, вполне могут быть установлены только специальным законодательством о налогах, а также сборах. Установление сборов в свою очередь допускается конкретными документами других отраслей права. Так, в 11. статье Закона Российской Федерации от 1993 года 1 апреля № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» установлен сбор за пограничное оформление, правомерность которого в свое время была подтверждена Конституционным органом судебной власти Российской Федерации (об этом говорится в. Постановлении № 16-П). Что же касается настоящего времени, то названный сбор отменен ввиду определенной замены его государственной пошлиной, но не в силу неправомерности его установления.
Признаки сбора
Отсюда следует, что налог и, конечно, сбор имеют как общие, так и некие отличительные признаки. К общим относятся:
- осуществление обязательной деятельности по уплате налогов, а также сборов в соответствующие фонды бюджетного или внебюджетного характера;
- какое-либо адресное поступление в бюджеты или фонды, за которыми они в свое время закреплены;
- изъятие на основе специальной законодательно закрепленной формы и конкретного порядка поступления;
- некая возможность изъятия принудительным способом;
- применение необходимых мер для контроля единой системой органов налоговой направленности.
При этом, несмотря на некоторые признаки, которые являются одинаковыми, налог и сбор четко отграничиваются друг от друга по некоторым характеристикам юридического характера.
Поэтому подводя итог можно сказать, что в отличие от налогов сборы имеют специальный индивидуальный характер и им всегда присущи строго определенная цель, а также специальные интересы.
Сопоставление признаков юридической направленности налогов и сборов, которые осуществляют деятельность по образованию налоговой системы современного российского государства, служит подтверждением правильности общей теории государственных доходов, которая была выработана еще в 19 веке. известными русскими, и зарубежными финансистами (И. И. Янжул, И. X. Озеров, Д. П. Боголепов, П. М. Годме). Основываясь на данную теорию сборы и, конечно, пошлины представляют собой своеобразную форму платежей осуществляемых в обязательном порядке, и при этом являющуюся прообразом налога.
Определенному государству цивилизованной направленности более приемлемо пользоваться налоговыми методами, так как «в современном видении именно налог выступает в качестве наиболее совершенной формы пополнения государственного бюджета, обеспечивая максимальный учет имущественного положения плательщиков, при этом способствуя соблюдению конкретных конституционных прав, и осуществляя определенную деятельность по формированию бюджета в основном за счет тех, кто имеет соответствующую экономическую возможность» (В. В. Томаров). Примерно также, как в свое время домены перешли в регалии, а сами регалии – в налоги, сборы также на определенной стадии своего развития либо оформляется законодателем в качестве неких налогов, либо заметно сократят сферы своего применения.
Обязательные платежи
(англ. obligatory /mandatory payments) — налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и во внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством РФ (ст. 2 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»**).
Большой юридический словарь . Академик.ру . 2010 .
Смотреть что такое «Обязательные платежи» в других словарях:
Обязательные платежи — (англ. obligatory /mandatory payments) налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и во внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством РФ (ст. 2 ФЗ «О несостоятельности… … Энциклопедия права
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ — налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации … Юридическая энциклопедия
обязательные платежи — privalomosios įmokos statusas Aprobuotas sritis įmonių restruktūrizavimas ir bankrotas apibrėžtis Lietuvos Respublikos mokesčių įstatymų nustatyti mokesčiai ir įmokos. atitikmenys: angl. compulsory payments rus. обязательные платежи šaltinis… … Lithuanian dictionary (lietuvių žodynas)
Обязательные платежи — – налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и во внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством РФ. ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» … Коммерческая электроэнергетика. Словарь-справочник
Обязательные платежи — Налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации; ст. 2 федерального закона от 26.10.2002 № 127 ФЗ… … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ — налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и во внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации … Словарь понятий и терминов, сформулированных в нормативных документах российского законодательства
Обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды — обязательные платежи налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются… … Официальная терминология
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ ГОСУДАРСТВУ — термин, используемый в ряде актов законодательства РФ, означающий налоги, сборы, пошлины и иные безвозмездные платежи (ст. 3 Закона РФ № 36151) … Энциклопедия российского и международного налогообложения
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ ДОЛЖНИКА — в соответствии со ст. 1 Закона от 18 июля 2000 г. Об экономической несостоятельности (банкротстве) к обязательным платежам относятся налоги, сборы, пошлины и иные платежи в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды,… … Юридический словарь современного гражданского права
ПЛАТЕЖИ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ СРП — обязательные платежи, уплачи ваемые инвесторами в соответствии со ст. 13 Закона о соглашениях о разделе продукции и актами законодательства о налогах и сборах. Инвестор уплачивает действующие виды налогов и сборов либо освобождается от их уплаты… … Энциклопедия российского и международного налогообложения
НАЛОГИ И ДРУГИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ НАСЕЛЕНИЯ
студент, кафедра «Математика», СевКавГГТА,
Под налогом понимается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, который взимается органами государственной власти с физических и юридических лиц для того, чтобы финансово обеспечить деятельность государства и муниципальных образований.
Закон РФ от 27.12.1991 № 2118-1 (ред. от 11.11.2003) «Об основах налоговой системы в РФ» подразумевает следующий смысл понятия налогов: «Под налогом, сбором, пошлиной и другими платежами понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиком в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами».
Главным налогом, каковой взимается с граждан, представляется подоходный налог. Данный вид налога исчисляется в процентах от совокупного дохода физических или юридических лиц за вычетом документально подтверждённых расходов, в соответствии с действующим законодательством. В отдельных странах налог только на доходы физических лиц называют подоходным налогом, а для юридических применяют термины налог на прибыль или налог на прибыль корпораций.
Налог на доходы физических лиц, на данный момент, удерживается с источников прибыли, например: зарплата доходы в натуральном виде; проценты по вкладам при повышении ставок рефинансирования; любые доходы, выраженные в материальной форме; дивиденды; средства; полученные от сдачи имущества в аренду; прибыль от продажи авто и недвижимости; деньги от продажи любого имущества; выплаты по пенсионной страховке; страховые выплаты.
Ставка налога на доходы физических лиц в России составляет 13%. В большинстве случаев, подоходный налог может удерживаться: для иностранцев(30 %); выигрыши и призы, банковские вклады, страховка(35 %); доходы от дивидендов(9 %); при УСН «доходы-расходы»(15 %); при УСН «доходы»(6 %).
Ведущей особенностью этого налога является налоговый вычет, который представляет с собой возврат понесенных расходов за определенные операции в счет уплаченных налогов. Чаще всего вычеты полагаются на: детей; обучение; лечение; покупку имущества; при оформлении ипотеки. В частности, размеры вычетов представляют: ипотека(390 000 рублей); при покупке квартиры/имущества(260 тысяч рублей); социальные вычеты(120 000 рублей); за учебу каждого из детей, братьев или сестер(50 000 рублей).
Не менее важным налогом, бремя которого возлагается на физических лиц, является земельный налог. Этот налог, уплачивают организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Таким налогом облагаются земельные участки, находящиеся на территории Российской Федерации, ввиду того, что данный вид налога внедряется нормативными актами, которые утверждены региональными властями. Впрочем, эти земли должны быть собственностью граждан или организаций.
К существенным объектам налогообложения относят некоторые земли сельскохозяйственного, рекреационного и промышленного предназначения в ряде случаев:
Земельным налогом не облагаются участки, представляющие собственность государства, которые сняты с оборота в согласии с российским законодательством, представляющие историческую и природную ценность для страны, и участки, отпущенные под возведение многоквартирных домов.
Участки из числа: земель населённых пунктов; земель сельскохозяйственного назначения используют в своих целях физические лица. Собственно для этой категории земель устанавливается ставка земельного налога, которая не превышает 0,3% общей кадастровой стоимости. Как правило, пенсионерам предусмотрены льготы.
В большинстве случаев, юридические лица пользуются землями для: промышленности и производства; городских застроек, в том числе – торговых кварталов; как прилегающая к офису территория. В таком случае ставка земельного налога может резко увеличиться – до 1,5% кадастровой стоимости.
Следующий налог − это так называемый транспортный налог. Юридические и физические лица являются плательщиками такого налога, на них зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
В частности, этот вид налога является региональным налогом. Величину налога, формы отчетности, сроки и порядок уплаты должны устанавливать органы законодательной власти субъектов РФ. Также Федеральное законодательство устанавливает объект налогообложения, налоговый период, порядок исчисления налога и пределы налоговых ставок.
Объектом налогообложения такого налога считаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, несамоходные и другие водные и воздушные транспортные средства.
Как правило, налоговые ставки этого налога устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.
Государственная пошлина – это неналоговый доход, однако правила ее уплаты также регулируются Налоговым кодексом. Впрочем, пошлину необходимо платить в ряде случаев, когда гражданину требуется получить какие-либо юридические действия от уполномоченных на то специальных органов. Скажем та: при обращении в суды, при регистрации транспортных средств, при заверении документов у нотариуса. Пошлина может быть оплачена в федеральный, региональный и местный бюджеты.
Акцизы гражданину РФ приходится платить по причине перевозки некоторых товаров через таможенную границу своего государства. Перечень таких товаров содержится в Таможенном Кодексе РФ. В частности, к ним относятся: различные виды спирта и продукция на их основе, алкоголь, табачная продукция, автомобили и мотоциклы высокой мощности бензин, некоторые виды топлива. Полный список товаров, за перевоз которых придется уплатить акциз, содержится в ст. 181 НК РФ.
В государственный бюджет население также вносит, своего рода, различные сборы: регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью; курортный сбор; сбор за право торговли; целевые сборы на содержание милиции, благоустройство территории; сбор с владельцев собак; лицензионные сборы за право заниматься различными видами предпринимательской деятельности. Условия взимания сборов полностью определяются местными органами власти.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Список литературы:
- Малис, Н.И. Налоговая политика государства : учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. Н.И. Малис. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 388 с. — Серия: Бакалавр. Академический курс.
- Налоговый Кодекс РФ (часть 1, вступила в действие с 1 января 1999 года)
- Гончаренко, Л.И. Налоги и налоговая система Российской Федерации: учебник и практикум для академического бакалавриата / под науч. ред. Л.И.Гончаренко. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 541 с. — Серия : Бакалавр. Академический курс.
- Лыкова, Л. Н. Налоги и налогообложение: учебник и практикум для СПО / Л. Н. Лыкова. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 353 с. — Серия : Профессиональное образование.
- Закон Российской Федерации “ Об основах налоговой системы в Российской Федерации“.
Юрист ведущей адвокатской конторы Москвы.
Специализация: гражданское право.
Стаж 22 года.