Особенности пенсионного обеспечения в российской федерации

Предлагаем статью на тему: "Особенности пенсионного обеспечения в российской федерации" с понятными комментариями и выводами. С случае возникновения вопросов и для актуализации данных на 2020 год вы можете обратиться к дежурному консультанту.

Особенности финансирования выплат государственных пенсий

В соответствие с существующим пенсионным законодательством назначаются следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению[11]:

1) пенсия за выслугу лет;

2) пенсия по старости;

3) пенсия по инвалидности;

4) пенсия по случаю потери кормильца;

5) социальная пенсия.

Финансовое обеспечение расходов на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, включая организацию их доставки, производится за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом.

[2] Кузнецов А. В., Ордин О. В., Пенсионная реформа в России, модель общего равновесия. – М.: Изд-во РПЭИ, 2010.

[3] Федоров JI. В. Пенсионный фонд Российской Федерации: Учебник. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»». 2009.С 87.

[4] Грязнова А.Г., Маркина Е.В., Седова М.Л.. Финансы: учебник / под ред. А.Г.Грязновой, Е.В.Маркиной.- 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2010.С.438.

[5] Федеральный закон от 30.11.2009 N 307-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов».

[6] Бюджетный кодекс Российской Федерации.

[7] Шохин А.Н. Пенсионная система России: современное состояние, проблемы реформирования. 2009. С 237.

[8] Конституция Российской Федерации, ст.7, п.2, ст.39

[9] Захаров М.Л. Комментарий к новому пенсионному законодательству / М.Л.Захаров // Проспект – М., 2010. С48,

[10] Борисенко Н.Ю. Пенсионное обеспечение: Учебник / Н.Ю. Борисенко. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К о ». 2010. С 186.

[11] Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 25.12.2009) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9658 —

| 7533 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Современное пенсионное обеспечение в Российской Федерации

Так же в этой системе собирались необходимые статистические данные для дальнейшего развития пенсионного дела, и обязательные при прогнозировании необходимых средств, для обеспечения людей нуждающихся в социальной защите.

Начиная с 1 января 2002 года в Российской Федерации началась реализация крупномасштабной пенсионной реформы. Реформа являлась составной частью структурных преобразований в экономике и социальной политике государства, ее цель – создание многоуровневой пенсионной системы, позволяющей обеспечить гражданам возможность получения достойной пенсии после окончания трудовой деятельности[14].

Нормативно-правовая база, регламентирующая источники формирования средств пенсионного обеспечения, принципы и методы аккумулирования, сохранения и распределения накопленных ресурсов состояла как из действующих не тот момент нормативно-правовых актов, так и из новых. Конфигурацию реформированной пенсионной системы в целом определили следующие Федеральные Законы: «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173ФЗ, «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», «О негосударственных пенсионных фондах» №75-ФЗ, «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» №166-ФЗ, «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» №167-ФЗ, «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»; Постановления Правительства: №329 от 30.06.2004 «О Министерстве финансов Российской Федерации», №317 от 39.06.2004 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам», №317 21.07.2004 «Об установлении размеров базовых частей трудовых пенсий и утверждении коэффициента индексации с 1 августа 2004 г страховой части трудовой пенсии», и иные нормативно-правовые акты.

Значительные изменения были внесены в законодательство Федеральным законом от 24.07.2009 № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

Исходя из действующего законодательства, можно говорить о трехуровневой структуре системы пенсионного обеспечения:

· государственное пенсионное обеспечение

· обязательное пенсионное страхование

· негосударственное (дополнительное) пенсионное

Эта система отличается от ранее действовавшей радикальными изменениями в блоке обязательного пенсионного страхования, а также укреплением роли дополнительного пенсионного обеспечения и роли негосударственных пенсионных фондов в системе пенсионного обеспечения.

Введение новой формулы расчета трудовой пенсии, которая финансируется за счет страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, уплачиваемого работодателем, предусматривает две составляющие[15]:

Таким образом, пенсионная система в своем историческом развитии прошла несколько этапов:

1. С 1927г. – 1990 г. – социалистический.

Особенностью данного периода является то, что аккумуляция средств на пенсионное обеспечение происходила в бюджете социального страхования.

2. 1990 г. – переходный.

Особенностью данного периода явилось адаптация пенсионной системы к новым политическим реалиям, а так же процесс подготовки новой нормативной базы, обеспечивающей нормативное содержание экономики периода преобразования социалистического в российское законодательство.

3. 1990г. – 2002г. – адаптивный.

Развитие пенсионной системы как самостоятельной отрасли социального обеспечения граждан при полном финансировании из Федерального Бюджета.

4. 2002г. – настоящее время – пенсионная реформа.

Особенностями данного периода являются:

· Установление трехуровневой системы пенсионного обеспечения: государственное, обязательное пенсионное и негосударственное

· Введение новой формулы расчета трудовой пенсии, которая финансируется за счет страховых взносов в Пенсионный фонд РФ

Для более полного понимания современной пенсионной системы основные её особенности на современном этапе будут рассмотрены во второй главе.

Глава 2. Современное пенсионное обеспечение в Российской Федерации

Пенсия (от латинского pensio – платёж) — регулярная и, как правило, пожизненная денежная выплата нетрудоспособным гражданам со стороны государства или иных субъектов в качестве основного источника средств существования, назначаемая в установленном законом случаях[16]. Пенсия является формой социальной защиты населения.

Читайте так же:  Закрыть ип без уплаты налогов

Трудовая пенсия — ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц — заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств[17];

Пенсионное обеспечение является базовой и одной из самых важных социальных гарантий стабильного развития общества, поскольку непосредственно затрагивает интересы нетрудоспособного населения. Устойчиво функционирующая пенсионная система – залог социальной стабильности в обществе и, наоборот, неудовлетворительно работающая пенсионная система порождает опасную социальную напряжённость.

Пенсионное обеспечение граждан осуществляется в большинстве стран мира. При этом, если в одних странах основной упор на государственное финансирование пенсионной системы, в других – основу составляют пенсионные накопления самих граждан.

Рассматривая пенсионное обеспечение различных стран, можно выделить следующие разновидности пенсионного обеспечения[18].

· Основателем первой в мире государственной системы пенсий по возрасту для трудящихся, базирующейся на солидарной схеме, являлся канцлер Германии Отто фон Бисмарк (1889 год). Эту модель в начале XX века стали копировать разные страны в Европе, и она получила название «континентальной» (ее иногда называют «бисмаркской»): пенсионный возраст в общий для мужчин и женщин — 65 лет (с 2012 до 2030 гг. будет 67 лет). Пенсия имеет распределительный характер и зависит от уровня зарплаты и трудового стажа. Подобный вид пенсионного обеспечения так же в Австралии, Франции, Италии, Греции и в большинстве других стран континентальной Западной Европы

· Пенсионная система Великобритании — одна из старейших систем социального страхования в мире (с 1908 года) и одна из самых сложных по организации, регулированию и набору возможностей, предоставленных будущим пенсионерам. Два раза (по итогам доклада комиссии лорда Уильяма Бевериджа в 1944 году и реформ 1982-86 гг.) система подвергалась глобальной перестройке. Тип модели системы назван «англо-саксонским» (иногда такие системы называют системами Бевериджа)[19]. В британской системе, пенсионеры могут получать выплаты из трех источников: базовой социальной пенсии и трудовой пенсии («второй» государственной, зависящей от заработка и стажа) из национальной страховой схемы, профессиональной пенсионной схемы и добровольных накоплений. Такая модель характерна так же характерна США и Канаде.

Как видно из мирового опыта, пенсионный вопрос косвенно касается всего трудоспособного населения государства. Для России этот вопрос в данное время является очень актуальным.

Соотношение между населением трудоспособного и пенсионного возрастов, от которого зависит финансовая устойчивость пенсионной системы в нашей стране, является менее благоприятным, чем в подавляющем большинстве развитых стран. Это происходит, несмотря на то, что Россия в настоящее время существенно отстаёт от развитых стран по средней продолжительности жизни.

Согласно преамбуле к Федеральному закону «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ основания возникновения и порядок реализации прав граждан Российской Федерации на трудовые пенсии устанавливаются Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ» в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» № 167-ФЗ от 15.12.2001г.

То есть, право российских граждан на пенсионное обеспечение по достижении соответствующего возраста гарантировано Конституцией РФ — согласно этому документу любой житель Российской Федерации имеет право на обязательную государственную пенсию[20].

§1. Основные понятия и система современного пенсионного законодательства РФ

Как было обозначено в первой главе, система современного пенсионного обеспечения РФ выглядит следующим образом:

Государственное пенсионное обеспечение основано на финансировании пенсий за счет федерального бюджета: социальные пенсии для отдельных категорий граждан, которые не приобрели права на пенсию по государственному пенсионному страхованию, или тех, кто имеет право на государственное обеспечение по закону 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении»;

Современное пенсионное обеспечение в Российской Федерации

Глава 1.Пенсионное обеспечение: исторический аспект

§1.Формирование пенсионного законодательства в советский период

§2.Реформа пенсионного обеспечения РФ

Глава 2.Современное пенсионное обеспечение в Российской Федерации

§1.Основные понятия и система современного пенсионного законодательства РФ

§2.Особенности назначения, перерасчета и расчета трудовой пенсии РФ

Глава 3.Проблемы реализации пенсионной реформы в юридической практике: региональный аспект (Сыктывдинский район, Республика Коми)

§1.Проблема реализации пенсионного законодательства

§2.Проблема взаимодействия органов ПФР с органами государственной власти, а так же со страхователями-работодателями

Список использованной литературы

Пенсионное обеспечение граждан – комплексная система, функционирующая на базе законодательных актов государства, принятых с целью защитить гражданина в сложные периоды его жизни.

Регулирование государством пенсионного обеспечения защищает пенсионера от катаклизмов нашей экономики в неустойчивое время, привлекает другие формы пенсионного обеспечения через имеющиеся ресурсы предприятий и самих граждан и, самое главное, строит очень чёткую систему взаимоотношений между гражданином, субъектом Федерации и государством в целом.

С января 2002 года в России началась реформа системы социального обеспечения – пенсионная реформа. Национальный совет при Президенте России по пенсионной реформе во главе с премьер-министром Михаилом Касьяновым одобрил основные её положения, а парламент принял соответствующие законы: пенсионная система была перестроена на базе нового законодательства.

Важно понять, что пенсионная реформа затрагивает все слои общества и ее проведение невозможно без достижения общественного согласия.

Стоит отметить, что на протяжении последних лет пенсионная реформа является одним из важнейших приоритетов работы Правительства, соответствующих министерств и ведомств. Однако кардинальных изменений в пенсионной системе, заявленных в начале реформы, по факту не происходит. Дискуссия о направлениях и механизмах реформирования системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации остается уделом узкой группы специалистов.

Опубликованные официальные документы не дают полной картины обо всей глубине и сложности стоящих проблем, о возможных альтернативных решениях и аргументации в выборе той или иной модели развития, поэтому исследование проблематики пенсионного законодательства является актуальным в наше время. Только подробный разбор и эмпирический анализ позволяет выявить различные точки зрения и найти решения выявленных проблем.

Читайте так же:  Разница между трудовой и социальной пенсией

Целью данного исследования является подробное изучение проведения, а так же результатов реформы пенсионного законодательства Российской Федерации.

В соответствии с поставленной целью в работе обозначены следующие задачи:

· Проследить развитие пенсионной системы России в историческом разрезе

· Рассмотреть особенности современного пенсионного законодательства в свете проведенной реформы 2002 – 2010 гг.

· Выявить основные проблемы реализации пенсионной реформы РФ в настоящее время, а так же предложить способы их решения

Объектом работы является система современного пенсионного законодательства Российской Федерации. При этом можно отметить, что временными рамками, в которые заключен процесс развития пенсионного обеспечения России является постреволюционный период, обозначивший зарождение пенсионной системы и до настоящего времени, так как процесс её реформирования до сих пор не завершен.

Предметом же является массив пенсионного законодательства РФ, регулирующий его деятельность на данном отрезке времени.

Теоретико-методологические основания. В исследовании использованы такие методы, как системно-структурный, а так же сравнительное правоведение.

Степень изученности темы. Отечественные исследователи обратились к активному изучению проблем пенсионного обеспечения с начала его функционирования. Но особенное внимание оно привлекло исследователей постсоветской эпохи. Среди отечественных исследователей можно выделить таких как: Астапович А.З., Баскаков В.Н., Гришина Т.С., Голикова Л.В., Гонтмахер Е.И., Гудков А.В., Джанчурина А.С., Крючкаова П.В., Лельчук А.Л., Луковкина Е.А., Люблин Ю.З., Орлов-Карба П.А., Помазкин Д.В., Табах А.О., Роик В.Д., Якушев Л.П. В целом, проблема пенсионного обеспечения в России на настоящий момент является открытой для дискуссий.

Для достижения поставленных цели и задач наша работа разделена на введение, три главы и заключение. Первая глава раскрывает исторический аспект: в ней изложены основные этапы развития пенсионной системы с зарождения до современного вида. Вторая – теоретическая: в ней рассмотрены основные понятия пенсионного законодательства. Третья глава – практическая: в данной главе рассмотрены основные проблемы функционирования пенсионной системы, а так же предложены пути их решения. В заключении работы сделаны основные выводы.

Глава 1. Пенсионное обеспечение: исторический аспект

§1. Формирование пенсионного законодательства в советский период

Пенсионная система — совокупность создаваемых государством правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии.

Государственное пенсионное страхование в России зародилось в начале двадцатого века, гораздо позднее, чем в большинстве европейских стран. В своем развитии оно охватило только часть населения России. Но после революции 1917 года оно было отменено, поскольку отражало западный тип формирования социальных гарантий.

Так же еще в 1932 году для отдельных категорий трудящихся решением Совнаркома СССР было установлено пенсионное обеспечение по старости с понижением общеустановленного пенсионного возраста и уменьшением для других категорий необходимого трудового стажа, для чего был утвержден «Временный список вредных профессий, дающих право на понижение стажа и повышение пенсии». Согласно этому нормативному акту пенсия по старости на льготных условиях назначалась на 10 лет раньше как мужчинам, так и женщинам при наличии 20-летнего трудового стажа, из которых трудовая деятельность, дающая право на пенсионные льготы, должна была быть не менее 10 лет. В течение десяти послевоенных лет (после окончания Великой Отечественной войны) в 1945 году льготы по пенсионному обеспечению предоставлялись только по отраслевому признаку. В этот период была создана особая система пенсий, которые обычно именовали «повышенными». Однако точнее их следует называть пенсиями на льготных условиях, так как для определенных категорий работников устанавливались не только повышенные размеры пенсий, в том числе по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца, но одновременно были понижены требования к возрасту и стажу.

Причинами быстрого развития пенсионного обеспечения на льготных условиях состояли в следующем.

1. Экономическое развитие страны, которое в это время уже позволило назначать пенсии в более раннем возрасте и в повышенном размере тем рабочим и служащим, которые заняты на работах с вредными и опасными условиями труда в важнейших отраслях народного хозяйства.

2. Общие размеры пенсий явно отставали от роста заработной платы. За 15 лет, прошедших после 1932 года, заработная плата резко возросла. В 1932 году среднемесячная заработная плата по народному хозяйству СССР составляла немногим больше 90 рублей; в 1946 году — 481 руб., в 1950 году — 642 руб., а в 1955 году — 718 руб[3].

Таким образом, до 1990 г. средства на государственное пенсионное обеспечение, как и другие средства на государственное социальное страхование, аккумулировались в бюджете государственного социального страхования, который в свою очередь, входил в государственный бюджет страны. То есть пенсионная система была основана на централизованной программе финансирования выплаты пенсий и зависела государственного бюджета страны.

Кроме того, с середины 1960х. гг. государство установило право на получение пенсий колхозниками в период наступления соответствующего возраста, получения инвалидности либо по случаю потери кормильца[4].

Современное пенсионное обеспечение в Российской Федерации

Обязательное пенсионное страхование включает в себя трудовую пенсию по старости (в составе страховой и накопительной частей) и трудовую пенсию по инвалидности или по случаю потери кормильца (в составе страховой части) и финансируемое за счет страховых взносов работодателя.

Участниками данного вида пенсионного обеспечения стали мужчины 1953 года рождения и моложе и женщины 1957 года рождения и моложе.

Видео (кликните для воспроизведения).

Трудовая пенсия финансируется за счет страховых взносов, перечисляемых работодателем, и состоит из двух частей:

1. Страховой. Данная часть зависит от трудового стажа, заработной платы и страховых взносов работодателя, а также фиксированного базового размера, устанавливаемого государством.

2. Накопительной. Данная часть, в свою очередь, зависит от суммы пенсионных накоплений, сформированных за счет страховых взносов работодателя и инвестиционного дохода, суммы добровольно уплачиваемых дополнительных страховых взносов и средств материнского (семейного) капитала.

Негосударственное (дополнительное) пенсионное обеспечение

Негосударственное (дополнительное) пенсионное обеспечение – негосударственные пенсии, выплачиваемые в рамках договоров с негосударственными пенсионными фондами, финансируемые за счет взносов работодателей и работников в свою пользу и дохода, полученного от их инвестирования.

Читайте так же:  Можно ли вернуть налог неработающему пенсионеру

Таким образом предполагается, что в нынешнюю распределительную систему будут постепенно вживляться элементы накопительной системы с тем, чтобы в среднесрочной перспективе распределительный и накопительный элементы существовали в государственной пенсионной системе на паритетных началах. При этом длительность этапов формирования накопительной системы и последовательность перераспределения обязательств были определены с учетом того, чтобы не привести существующую пенсионную систему к финансовой дестабилизации. Факторами обеспечивающими стабилизацию финансового положения пенсионной системы в переходный период, будут служить — более жесткая привязка размера пенсионных выплат к величине поступлений в Пенсионный фонд; учет ожидаемой продолжительности жизни пенсионера при назначении пенсии и стимулировании более позднего выхода на пенсию через систему условно-накопительных и именных накопительных счетов; обеспечение более четкого разграничения обязательств по финансированию страховых пенсий и других пенсионных выплат между Пенсионным фондом России и другими источниками, включая федеральный бюджет и социальные внебюджетные фонды.

Эта система отличается от ранее действовавшей радикальными изменениями в блоке обязательного пенсионного страхования, а также укреплением роли дополнительного пенсионного обеспечения и роли негосударственных пенсионных фондов в системе пенсионного обеспечения.

Трёхуровневая система осуществляет переход от распределительной системы пенсионного обеспечения к системе с преобладанием страхового принципа, что повышает устойчивость пенсионной системы. Помимо этого, за счёт большей дифференциации пенсий выросла заинтересованность граждан (особенно со средними и высокими доходами) в участии в пенсионной системе, а значит и в легализации своих заработных плат.

Современный период пенсионной реформы является одним из основных в переходе от распределительной системы пенсионного обеспечения к смешанной накопительно-распределительной системе[21]. По сути, граждане впервые могли самостоятельно определить, кому они доверят инвестирование накопительной части своей пенсии. Для реализации этого этапа были осуществлены следующие мероприятия:

1) практически сформирована нормативная база для трёхуровневой системы пенсионного обеспечения;

2) заключены договоры между Пенсионным фондом РФ и управляющими компаниями на управление накопительной частью пенсии;

3) ежегодно проводится рассылка писем гражданам о размере накопленных средств на их индивидуальном счёте и бланков заявлений для выбора управляющей компании;

4) подписаны соглашения об удостоверении подписей на заявлениях о выборе частной управляющей компании между несколькими крупными банками и Пенсионным фондом РФ[22].

§2. Особенности назначения, перерасчета и расчета трудовой пенсии РФ

Введение новой формулы расчета трудовой пенсии, которая финансируется за счет страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, уплачиваемого работодателем, предусматривает две составляющие:

1. страховую – дифференцированную часть, зависящую от результатов труда конкретного человека (стажа, заработной платы) в течение всей трудовой деятельности. В состав страховой части также входит фиксированный базовый размер, устанавливаемый Законом и единый для всех пенсионеров;

2. накопительную часть – часть, выплачиваемую в пределах сумм, отраженных на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в Пенсионном фонде РФ.

Важно отметить, что Закон РФ № 173-ФЗ изменил режим предоставления пенсий по условиям труда. Предусматривается постепенный перевод основной части в профессиональные пенсионные системы с финансированием по дополнительному тарифу, что позволит Пенсионному фонду РФ ликвидировать статьи расходов, не обеспеченные страховыми взносами.

Учитывая, что пенсионная реформа затронула интересы нескольких поколений граждан[23], то большое внимание в данном Законе уделено переходному периоду, в течение которого будут выходить на пенсию застрахованные в системе государственного пенсионного страхования лица, имеющие комбинированный стаж работы как в условиях старого (Закона РФ № 340-1), так и нового (Закона РФ № 173-ФЗ) законодательства. Для обеспечения сохранности и объективной оценки их пенсионных прав предусмотрена специальная схема их конвертации.

Виды пенсий в РФ

Все виды пенсий в РФ были разработаны для защиты граждан. Гарантом начисления является Конституция. Сегодня есть несколько разновидностей такой помощи:

К первому виду относятся ежемесячное финансирование, представляющее собой компенсацию зарплаты или другого дохода, получаемого в период выполнения профессиональных обязательств. Деньги выплачиваются и тем, кто утратили нетрудоспособные члены семьи человека из-за его летального ухода.

Второй вид предполагает материальную поддержку граждан, которые вели службу в федеральных органах. Она бывает при достижении выслуги, по старости или по инвалидности. Также подобную пенсию получают космонавты, летчики-испытатели, люди, принимающие участие в военных действиях, пострадавшие из-за различных видов катастроф.

Накопительная часть представляет собой пожизненное получение денег, накопленных благодаря взносам работодателей. Сюда же относится доход, получаемый от инвестирования.

Есть еще один вид – пенсии по негосударственным программам. Они финансируются благодаря добровольным отложениям некоторых сумм. Правила и особенности их получения прописываются в индивидуальных договорах.

Виды пенсий в РФ для людей со стажем

Виды трудовых пенсий разделяются на три основные вида:

  • При наступлении пенсионного возраста. Воспользоваться ей могут люди, имеющие записи в трудовой на срок не менее пяти лет. Кандидату для ее получения необходимо иметь возраст 60 лет (мужчинам) и 55 лет (женщинам). Есть некоторые категории профессиональных сотрудников. У них граница возраста, когда можно пойти на отдых, находится на других отметках.
  • При наступлении инвалидности. Если человек имеет стаж, то ему выплачивается такой вид. Однако сумма выплат не зависит от ограниченности к труду или самообслуживанию. Прямое воздействие оказывает только группа.
  • По потере кормильца. Данная разновидность выплачивается нетрудоспособным людям. Они должны быть признаны иждивенцами. К таким категориям относятся несовершеннолетние дети, родители или супруги умершего кормильца, ближайшие родственники, которые осуществляют уход за неработающими внуками, братьями, сестрами.

Социальная пенсия

Видео (кликните для воспроизведения).

Она подразумевает гарантированную помощь со стороны органов власти незащищенных слоев. Социальная пенсия обычно минимальна, но на нее не влияет стаж или сумма страховых взносов. Получить такую помощь нельзя в периоды оплачиваемой работы.

Виды социальных пенсий

Выплачивается гражданам без стажа и накоплений. Главное условие – достижение границы пенсионного возраста. Обычно это люди, которые так и не заработали себе стаж.

Ее получают люди, имеющие подтвержденную инвалидность. Полагается людям, которые полностью или только частично потеряли возможность работать

По утере кормильца

Для несовершеннолетних, а также тех, кто находится на очной форме обучения. То есть назначается людям, которые в силу возраста не могут сами себя содержать.

Социальная пенсия назначается на заданный й срок или бессрочно. Примером первого варианта является инвалидность, которую могут снять. Сумма соц. пенсии обычно такая же, как и прожиточный минимум.

Разновидности пенсий по государственному пенсионному обеспечению

Этот тип выплачивается по правилам, прописанным в Законе. Виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению разделяются на несколько. Первая группа – пенсия за выслугу лет. Попадают под нее:

  • военные;
  • летчики гражданской авиации;
  • космонавты;
  • госслужащие.

Лица, находящиеся на государственной службе, должны иметь стаж не меньше 15 лет. Спецификой ю является то, что должность не может прерываться больше года. То есть стаж в идеале должен быть непрерывным. Летчики и космонавты должны быть гражданами нашей страны, иметь стаж: мужчины от 25 лет, а женщины от 20 лет. Для военных срок выполнения должностных обязанностей составляет не меньше 20 лет. При этом пенсионным считается возраст в 45 лет.

Государственная пенсия по старости определяется тем, кто пострадал в результате радиационных и техногенных катастроф. Условия для начислений зависят от статуса человека, от характера выполняемых работ, времени и места проживания. Например, участники ликвидации аварии ЧАЭС в 1986-1987 году могут пойти на пенсию в 50 и 45 лет (муж. и жен.). Если же принимали участие в 1988-1990 году, то по достижению 55 (муж.) и 50 (жен.) лет.

Государственная помощь по утере кормилица назначается нетрудоспособным членам семьи, где есть погибший военный, а также люди, пострадавшие из-за катастроф.

Таким образом, система пенсионного обеспечения в нашей стране находится на стадии развития. Предусмотрена материальная поддержка всех видов граждан. В любом случае она не меньше прожиточного минимума, который устанавливается для каждого региона свой.

Особенности российской системы пенсионного обеспечения: региональный аспект

Каспарьянц Надежда Михайловна,кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры экономики и менеджмента,филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» в г. Армавире, г. Армавир[email protected]

Особенности российской системы пенсионного обеспечения: региональный аспект

Аннотация:Рассмотрены особенности российской системыпенсионного обеспечения, составные части пенсионной системы, основные черты источники формирования внебюджетного пенсионного фонда, выполнение обязательств по пенсионному обеспечению населения в регионе.Ключевые слова:пенсионная система,пенсионное страхование, социальные страховые платежи, государственное пенсионное обеспечение.

По состоянию на 31 декабря 2012 г. в России пенсии по государственному пенсионному обеспечению получают 3327,4 тыс.человек (8,2% от общего числа пенсионеров)[8]. Численность пенсионеров, включенных в систему государственного пенсионного обеспечения по Краснодарскому краю на 01.01.2013 г. —100,0 тыс.чел., что составляет примерно 6,7% от общего числа пенсионеров (немного ниже показателя общефедерального уровня) края»[9].Таблица 1Численность пенсионеров, включенных в систему государственного пенсионного обеспечения по Краснодарскому краю[10]

2012Численность пенсионеров, тыс. человек61,7 66,6 72,1 80,0 81,588,190,4

93,0за выслугу лет

91,8госслужащие, получающие пенсии по старости и за выслугу лет 0,30,30,40,50,80,91,0

количество которых постоянно растет.

За 2012 г. численность пенсионеров увеличилась на 20,0 тыс. человек в основном за счет роста числа пенсионеров, получающих трудовую пенсию по старости и социальные пенсии.На начало 2013 г. общая численность получателей трудовых пенсий составила 1389,2 тыс. человек, в том числеполучателей пенсии по старости1252,3 тыс. человек, по инвалидности —80,1 тыс. человек. По случаю потери кормильца—56.8 тыс. человек.Из общей численности получателей трудовых пенсий, доля пенсионеров, получающих пенсии по старости, увеличилась за последние 4 года с 87,0% в 2009 г. до 90,1% в 2012 г.,

федеральном бюджете, то указанные доплаты будут профинансированы из Федерального бюджета. С 1 января 2013 г. около 177,5 тыс. неработающих пенсионеров Кубани будут являться получателями

Годы20052006200720082009201020112012Российская Федерация, среднемесячная начисленная заработная плата8554,910633,913593,417290,118637,520952,222185,434860,0Российская Федерация, средний размер пенсии2364,02726,13115,54546,35191,07476,08273,09154,0Коэффициент замещения, % 27,6%25,6%22,9%26,3%27,8%35,7%37,3%26,3%Краснодарский край, начисленная заработная плата6462,37975,510260,013162,515127,016711,018416.021870,1Краснодарский край, средний размер пенсии2378,22650,03446,14228,75898,157048,67728,08523,7Коэффициент замещения, % 36,8%33,2%33,5%32,1%38,9%42,5%42,0%39,0%

Кроме регионального фонда (НПФ «Магнит») услуги негосударственного пенсионного обеспечения в Краснодарском крае предоставляют через агентов, представительства, обособленные подразделения, отделения и филиалы еще 21 нерегионального негосударственного пенсионного фонда.С привлечением НПФ в ряде городов края функционируют муниципальные (например, в г.Сочи), а также корпоративные пенсионные программы.

Пенсия по государственному обеспечению

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению — ежемесячная государственная денежная выплата гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении выслуги при выходе на страховую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет; либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

Пенсионная система РФ: понятие, общая характеристика

Система пенсионного характера

Системой пенсионного характера является определенная система взаимосвязанных, а также взаимодействующих финансовых источников, учреждений и каких-либо органов, субъектов обеспечения, а также видов обеспечения и конкретных нормативных актов правовой направленности, направленных в свою очередь на реализацию прав граждан в области пенсионного обеспечения.

Представляя собой специальное целостное образование, общая характеристика пенсионной системы РФ в зависимости от каких-либо источников финансирования и субъектов обеспечения состоит из нескольких структурных элементов – то есть определенных частей, в качестве которых выступают:

  • обеспечение пенсионного характера по обязательному страхованию пенсионного характера;
  • пенсионное обеспечение государственной направленности;
  • дополнительное пенсионное обеспечение. Где каждая из частей системы пенсионного порядка в свое время является специальной системой, состоящей из конкретных элементов, которые в свою очередь находятся во взаимосвязи.

Стоит отметить, что в качестве каких-либо элементов каждой из частей пенсионной системы выступают специальные подсистемы:

  • определенная подсистема финансирования;
  • управленческая подсистема;
  • подсистема, которая занимается обеспечением субъектов;
  • подсистема обеспечения различных видов;
  • подсистема правового характера.

Части пенсионной системы

Достаточно важным является тот момент, что в развитых странах основой пенсионного обеспечения являются именно государственные системы распределительного характера.

Пенсионное обеспечение

Лица, которые являются самозанятыми (чаще всего в роли таких граждан выступают предприниматели занимающиеся индивидуальной деятельностью) уплачивают необходимые взносы основываясь на конкретной стоимости страхового года.

Определенное влияние некоторых периодов нестрахового характера (например, тот период времени, когда осуществляется забота родителями за ребенком до достижения им определенного возраста полутора лет и др.) на конкретный объем пенсионных прав граждан обеспечивается при помощи специальных средств федерального бюджета.

В качестве одного из самых важных средств обеспечения функционирования обязательного страхования пенсионной направленности, в том числе какой-либо взаимосвязи уровня обеспечения с вкладом трудового характера застрахованного лица, является конкретный индивидуальный (еще называющийся персонифицированный) учет.

4.1 Общая характеристика системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации

Пенсионная система — это совокупность создаваемых государством правовых, экономических, организационных институтов и норм, предусматривающих предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии.

Действующая в РФ пенсионная система предполагает наличие большого числа различного вида пенсий, которые можно классифицировать по различным основаниям.

Структуру новой пенсионной системы составляют следующие ее элементы: —

государственное пенсионное обеспечение; —

государственное пенсионное страхование; —

профессиональные пенсионные системы; —

дополнительное негосударственное пенсионное обеспечение.

Государственное пенсионное страхование направлено на

формирование страховой и накопительной частей трудовых пенсий, пенсий инвалидам и иждивенцам умершего кормильца за счет обязательных страховых взносов.

Государственное пенсионное обеспечение направлено на начисление базовой части трудовых пенсий, выплачиваемых по Закону о трудовых пенсиях, и пенсий за выслугу лет, по старости, инвалидности и социальных пенсий, выплачиваемых по Закону о пенсионном обеспечении, и финансируется из федерального бюджета за счет перечисляемых работодателями сумм единого социального налога.

Дополнительное пенсионное обеспечение и страхование обеспечит гражданам дополнительные пенсии за счет накопительных добровольных взносов работодателей и застрахованных лиц в государственной и негосударственной системе пенсионного страхования в дополнение к двум первым частям.

Профессиональные пенсионные системы обеспечат предоставление лицам, имевшим более высокие доходы, пенсий в размерах, соответствующих уровню их заработной платы.

В зависимости от того, кто устанавливает пенсии, все пенсии можно подразделить на два вида: государственные и негосударственные.

В свою очередь государственная система пенсионного обеспечения состоит из двух составляющих ее частей: государственное пенсионное обеспечение и государственное пенсионное страхование.

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению — ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении», и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летноиспытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет; либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

Государственное пенсионное страхование — организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в РФ установлены ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ».

Обязательное пенсионное страхование — система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения.

Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования. Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам ПФР перед застрахованными лицами.

Государственные пенсии также можно классифицировать по различным основаниям: 1.

По источнику финансирования все государственные пенсии можно разделить на два вида:

а) пенсии, выплачиваемые за счет средств Пенсионного фонда РФ;

б) пенсии, выплачиваемые за счет ассигнований из бюджетов различных уровней. 2.

По отношению к труду и иной общественно полезной деятельности государственные пенсии делятся на два вида:

а) пенсии заработанные трудом — трудовые;

б) пенсии социальные, т.е. такие, которые назначаются вне связи с трудом.

В свою очередь, трудовые пенсии делятся на три вида: —

пенсия по старости, —

пенсия по инвалидности, —

пенсия по случаю потери кормильца. 3.

По кругу лиц, имеющих право на получение пенсии, можно назвать следующие виды государственных пенсий: пенсии лицам, работавшим на основании трудового договора; государственным служащим; судьям; инвалидам; лицам, проходившим военную службу; лицам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф; участникам Великой Отечественной войны; детям-сиротам и др. 4.

По нормативным актам, на основании которых назначаются пенсии, государственные пенсии делятся на: —

пенсии, назначаемые на основании ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15 декабря 2001г. N 166-ФЗ; —

пенсии, назначаемые на основании ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001г. N 173-ФЗ; —

пенсии, назначаемые на основании Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12.02.1993 №4468-1; —

пенсии, назначаемые на основании иных законов

В ч. 3 ст. 39 Конституции РФ предусмотрено, что «поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность». В развитие этой конституционной нормы сейчас у нас в стране есть негосударственные пенсии, которые могут устанавливаться различными юридическими и физическими лицами (негосударственные пенсионные фонды, отдельные работодатели, частная благотворительность).

Действующая пенсионная система предусматривает не только многочисленные виды пенсий, но и иные выплаты, которые по своей сути также являются пенсиями, но носят иное название. Например, судьи имеют право получать пожизненное содержание; граждане, осуществлявшие трудовую деятельность в организациях ядерного оружейного комплекса РФ, и граждане, имеющие выдающиеся достижения и особые заслуги перед РФ, могут получать дополнительное пожизненное материальное обеспечение. 4.2

Читайте так же:  За что тарасов платит алименты бузовой
Особенности пенсионного обеспечения в российской федерации
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here