Пенсионная система сша и россии

Предлагаем статью на тему: "Пенсионная система сша и россии" с понятными комментариями и выводами. С случае возникновения вопросов и для актуализации данных на 2020 год вы можете обратиться к дежурному консультанту.

Пенсионная система сша и россии

Еще в начале 2017 года Министр труда и социальной политики Максим Топилин сообщил, что реальные пенсии в этом году в среднем вырастут на 2,1%. Произойдет такой, весьма скромный рост, за счет запланированных индексаций и выплаты в январе единовременных 5 тыс. рублей. Хотя, ожидания россиян тоже далеко не высокие – грезы большинства о достойной пенсии ограничиваются 30 тыс. рублей. Но даже их государство обеспечить не в силах. Теперь вот нас настойчиво убеждают, что накопить на достойную пенсию можно лишь самостоятельно, параллельно уверяя, что россияне и россиянки слишком рано уходят на заслуженный отдых. Мол, постоянно увеличивающаяся продолжительность жизни пенсионеров приводит к росту их количества, а в связи с этим работоспособное население уже не в состоянии содержать неработающих граждан.

В качестве примера россиянам наперебой рассказывают о некоем международном опыте – за границей не принято жить исключительно на государственную помощь и продолжать дальше работать, получая «достойное» пособие. Чтоб понять, о чем все-таки идет речь, Карьерист.ру постарался изучить пенсионные системы самых передовых стран и сравнить их с отечественными нормативами.

США

Пенсионная система США существенно отличается от российской. Следуя принципам гендерного равенства, американцы и американки уходят на пенсию одновременно, по достижению 65-летнего возраста, при том что средняя продолжительность жизни в Америке достигает 80 лет. Государственная пенсионная система охватывает почти всех трудящихся американцев, которые в течение своего страхового стажа оплачивали страховые взносы. Она обеспечивает им среднюю пенсию, которая в переводе на российскую валюту сегодня составляет около 85 тыс. рублей. Но «фишка» в том, что американская система дает пенсионеру сразу три источника пенсионного дохода – помимо государственной, работающий американец может участвовать в корпоративных и частных системах накопления. Причем корпоративная система накопления организуется по месту трудоустройства, но регулируется также государством.

Для получения права на корпоративную пенсию, в зависимости от компании, достаточно проработать в ней 5-10 лет, делая равные с работодателем отчисления в специальный фонд. При этом будущий пенсионер имеет в таких программах собственный счет, которым он может самостоятельно управлять, выбирая инвестиционные инструменты и самостоятельно неся ответственность за судьбу своих накоплений. Примечательно, что пенсионеры вправе сами определять сумму будущих выплат. Кроме этого, американцы вправе открыть частный счет в финансовой структуре, где объем накоплений обычно ограничивается планкой в 2 тыс. $ в год. За период накопления средства не облагаются налогами, но при обналичивании, подоходный налог все же приходится оплачивать. Снять накопленные средства до достижения 60-летнего возраста невозможно.

Интересно, что общий объем накоплений пенсионеров в США оценивается около 24 трлн $, где только 3 трлн $ находятся под управлением государства – остальными средствами управляют НПФы и прочие финансовые организации.

Дания

Датских пенсионеров по праву можно считать самыми счастливыми пенсионерами планеты – в 2016 году пенсионная система Дании признана самой сбалансированной в мире, по версии Global Pension Index. В рейтинг входит 27 стран, среди которых, вполне ожидаемо, России таки нет. Выходя на пенсию в 67 лет (как мужчины, так и женщины), граждане Дании (а также граждане ЕС и других стран, легально проживающих не территории Дании), имеют право на обычную и полноразмерную пенсию. Для получения обычной пенсии гражданам страны достаточно прожить не территории Дании 3 года в промежутке между 15 и 67 годами (иностранцам – 10 лет). Для получения полноразмерной пенсии, в указанном возрастном промежутке придется прожить уже 40 лет. В противном случае она будет составлять 1/40 от полноразмерной пенсии, пропорционально прожитым в стране годам. Кроме того, датские пенсионеры имеют право на добавочную пенсию – она выплачивается всем, кто работал больше 9 часов в неделю. Все это, плюс надбавки и частные пенсионные программы, позволяют датчанам в среднем получать пенсию, равную 120 тыс. рублей в месяц.

За такое приличное пенсионное содержание будущим пенсионерам приходится немало платить – налоги в Дании обычно составляют 35-50% от заработка, на чем собственно и держится пенсионная система. При этом сама система, помимо государственного фонда, в который идет лишь часть взносов, представлена множеством негосударственных пенсионных фондов, которые большую часть средств пенсионеров вкладывают в рисковые активы. Тем не менее участвуя в их программах пенсионеры очень часто получают пенсию, равную 2,8 тыс. $, что является абсолютным рекордом для ЕС.

Франция

Пенсионная система Франции отличается от большинства систем, представленных в других странах. Как и в России, пенсионными правами обладает каждый француз, преодолевший возрастной ценз (65 для женщин, 67 для мужчин), без привязки к трудовому стажу. Но в отличие от России, она рассчитывается как 50% от зарплаты, получаемой на протяжении 25 наиболее удачных лет, учитывая инфляцию. При наличии трудового стажа 41,5 года, на пенсию можно выйти раньше достижения пенсионного возраста, но не раньше 60 лет. Примечательно, что при наличии стажа в 40 лет, пенсионерам полагается еще и надбавка. Но это все лишь базовая часть французской пенсии, помимо нее государственная пенсионная система предполагает еще и дополнительную часть, которая исчисляется исходя из баллов, полученных после расторжения трудовых отношений с каждым из работодателей, с которым они были на протяжении жизни.

Получается, что в среднем пенсионеры получают пенсии из 3-5 источников. В итоге средняя пенсия во Франции составляет около 70 тыс. рублей, а иногда сумма накоплений и надбавок позволяет пенсионерам получать пенсии даже больше зарплаты работающих людей. Участие в пенсионной страховой системе является обязательным для французов – они ежемесячно уплачивают 16,35% от своей зарплаты. Самозанятым гражданам и частным предпринимателям приходится уплачивать взнос самостоятельно, а вот наемные работники платят его вместе с работодателями в равных долях. Несмотря на существенный размер отчислений, все дополнительные баллы и надбавки позволяют французским пенсионерам получать пенсии, составляющие около 80% от дохода.

Китай

Китайская пенсионная система не отличается демократичностью, даже если сравнивать ее с российской системой. Так, еще совсем недавно правом на пенсии обладали лишь госслужащие и работники государственных корпораций. Рыночные реформы привели к тому, что система пенсий охватила и городских жителей, работающих в частном секторе, благодаря чему к 2007 году пенсию получали уже треть достигших пенсионного возраста китайцев. В 2009 году пенсии начали выплачивать и отдельным категориям сельских пенсионеров, а сегодня пенсионная система уже охватывает около 60% пенсионеров Китая. Остальным приходится довольствоваться заработками на стихийных рынках и содержанием со стороны детей, как это практиковалось на протяжении сотен лет ранее.

Читайте так же:  Пенсии за рубежом по сравнению с россией

Пенсионный возраст, как и в России, составляет 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Если китаец занимается физическим трудом, он выходит на пенсию в 50 лет, что обусловлено высокой смертностью среди таких граждан. Для получения права на пенсию, китайцам необходимо на протяжении 15 лет отчислять 11% от своей зарплаты (8% работник, 3% работодатель). Это дает китайцу право на получение пенсии в размере 20% от средней зарплаты по региону, если он житель города, и 10% от среднего дохода крестьян, если он житель села. В таких условиях, средняя пенсия у китайцев составляет около 10 тыс. рублей.

Великобритания

Пенсионная система Объединенного Королевства существует уже более 100 лет, имеет очень сложную структуру и широкий спектр инструментов. Так, британцы имеют право на получение государственной и страховой пенсий, первую платит правительство, вторую – фонд государственного страхования. Государственная пенсия выплачивается всем гражданам, достигшим пенсионного возраста, который составляет 60 и 65 лет для женщин и мужчин соответственно. Правительство обеспечивает гражданам выплаты в размере пятой части от их дохода. Страховая пенсия также выплачивается за счет взносов, которые работники платят солидарно с работодателем. Она также дает британским пенсионерам около 20% от заработанного дохода. Примечательно, что английская пенсия рассчитывается в недельном выражении и в среднем составляет около 175 фунтов в неделю, что в конечном итоге позволяет пенсионерам получать сумму, эквивалентную 49-50 тыс. рублей в месяц.

Помимо государственного обеспечения, британцы нередко участвуют в корпоративных программах, вкладывают деньги в НПФы и страховые компании. Это позволяет им иметь неплохой ежемесячный доход в старости – как писал британский журнал «Indepenent», средний совокупный доход английских пенсионеров в 2013-2014 году составлял около 398 фунтов, в то время как работающие граждане в среднем зарабатывали 384 фунта.

Германия

Германия построила свою пенсионную организацию в порядке солидарности – молодое поколение финансирует пенсию старого, тем самым получая право на собственную пенсию. В ФРГ успешно действует как правительственная, так и негосударственная системы – без проблем можно участвовать в обеих, но обязательной она считается лишь для граждан, чей доход ниже 3,9 тыс. € (их, кстати, большинство). Взносы в пенсионный фонд для немцев составляют около 19% от их заработка, и работодатель, в отличие от России, оплачивает лишь половину – вторую часть отчисляет работник. Сама пенсия исчисляется с учетом индивидуальных коэффициентов, стажа и других особенностей. Уходя на пенсию в 67 лет, немецкие пенсионеры должны иметь 45-летний трудовой стаж – чем он меньше, тем ниже будет пособие.

При этом пенсии на западе и востоке страны немного отличаются, однако в среднем, в пересчете на отечественную валюту она составляет около 73 тыс. рублей. Россиянам о такой пенсии приходится только мечтать – в 2017 году средняя пенсия в нашей стране должна составить лишь 13,5 тыс. рублей.

Кто должен больше накапливать: государство или люди? Сравним пенсионную систему США и России

Российский предприниматель Сергей Васильев о госдолге США и о том, почему иметь госдолг не так плохо.

Вопрос не простой, не тривиальный. В разных странах он решается по-разному, и потому имеет смысл посмотреть и сравнить.

Как у нас и как в мире? Возьмем США.

За базу анализа для цифр «накоплений» берем сумму активов всех пенсионных фондов США. Активы пенсионных фондов — в чистом виде накопления общества и потому они лучше всего отражают это понятие.

На сегодня совокупные активы всех пенсионных фондов США — около 25 трл. $, которые вложены в различные акции и облигации. Вот такие огромные ресурсы накопило общество на счетах своих негосударственных пенсионных фондов.

При этом само государство США, в лице его Правительства вообще не имеет накоплений, а, наоборот, имеет огромный долг.

В прошлом году этот госдолг достиг суммы в 21 трл. $ и продолжает расти.

Что означают эти цифры?

Американское общество выбрало такую парадигму своего развития и существования, когда государство все время тратит очень много, часто влезая в огромные долги, но зато люди, общество от этого. наоборот богатеют и накапливают.

Япония, так же как США, выбрала путь, когда страна позволяет накапливать своим гражданам, даже за счет того, что государство вынуждено залезать в огромные долги.

А что у нас?

У нас — картинка с точностью наоборот!

Совокупные накопления российских негосударственных пенсионных фондов составляют всего 5 трл рублей. При этом у государственного ПФР своих активов в наличии нет вообще, так как его бюджет дефицитен. Все собираемые соцналоги с колес уходят на выплату текущих пенсий, даже остается еще и дыра.

Главным же накапливающим игроком у нас сегодня является государство в лице Правительства и ЦБ. Оно почти не имеет внешнего долга, да и внутренний очень мал.

Зато Правительство имеет на своих счетах неистраченных уже около 10 трл. Если эту цифру сложить с величиной излишних денег у Центрального Банка, по счету так называемого «капитала ЦБ» (около 10 трл), то получим совокупные накопления государства в 20 трл.

Сравните цифры: пенсионный накопоения граждан — 5 трл, а накопления «государства» — 20 трл.

И получается, что мы как страна, выбрали совсем иную (от США и Японии) парадигму своего развития и существования.

Мы заставляем собственное население тратить все свои деньги, влезать в долги, и почти ничего не накапливать. А при этом даем возможность накапливать огромные ресурсы самому государству.

Мне кажется, что-то не так. в нашем датском королевстве.

Как устроена пенсионная система в США

Пенсионная реформа и повышение пенсионного возраста в России — главная тема 2018 года. Последние планы государства не нравятся практически никому, bankiclub.ru много об этом писали. Сама российская власть оправдывает реформу в том числе ссылками на зарубежный опыт. И многие россияне, разумеется, хотят сами разобраться в том, как пенсионная система устроена “у них”. В этом смысле очень интересен опыт США — самой развитой экономики мира и страны, с которой жители России по привычке сравнивают собственную жизнь. Как устроена пенсионная система США, из чего формируется пенсия рядового американца, в каком возрасте жители Штатов выходят на пенсию.

Читайте так же:  Субсидии для многодетных семей на подсобное хозяйство

Фото: pxhere.com

Три вида пенсий в США

Прежде всего, стоит сказать о том, что пенсионная система в США подразумевает существование сразу трех видов пенсий: государственной и двух накопительных. Одна из накопительных пенсий формируется за счет взносов работодателей, вторая — взносов самих американцев как работников.

Пенсионный возраст в США на сегодняшний день — 67 лет как для мужчин, так и для женщин. Это выше, чем то, что предлагается ввести в России (60 лет для женщин и 65 — для мужчин), но и живут американцы заметно дольше.

Продолжительность жизни женщин в США — более 81 года, мужчин — более 76 лет.

Американец может при этом выбирать, хочет ли он выйти на пенсию в положенные 67 лет, сделать это раньше или наоборот — позже. 67 лет — это стандартный возраст выхода на пенсию. Выходя на нее в таком возрасте, американец будет получать ту сумму пенсию, которую он заработает.

При желании человек в Америке может выйти на пенсию раньше — начиная с 62 лет. В этом случае сумма его пенсии будет тем ниже, чем раньше человек прекращает работать. Если выйти на пенсию на пять лет раньше, пенсия сократится примерно на треть.

Можно продолжить работать после 67 лет и временно отказаться от пенсии. Разрешается отложить пенсию до 70-летнего возраста. В этом случае сумма пенсии может увеличиться практически на четверть.

Таким образом, пенсионный возраст в США довольно гибкий. При общем возрасте в 67 лет можно выйти на пенсию в промежутке от 62 до 70 лет. Время выхода влияет на размер будущей пенсии.

Фото: pxhere.com

Государственные пенсии в США

Государственная пенсия, как и накопительная, о которой чуть ниже, формируется из взносов работодателя и работника, и сумма этих взносов определяется строго — по 7,65% зарплаты работника от каждой из сторон. То есть, работодатель вносит из своих средств за каждого работника 7,65% его заработка, столько же вычитается из заработанных американцем денег.

Это обязательные взносы, но законодательство США предусматривает предел — 65,4 тысячи долларов в год. Больше этой суммы на формирование пенсии не пойдет.

В тех случаях, когда американец — сам себе работодатель, то есть, работает на самого себя, занимаясь собственным делом, он вносит на государственную пенсию 15,3% своего дохода. То есть, 7,65% как работник и столько же — как собственный работодатель.

Государственная пенсия — это определенная гарантия того, что американец в пожилом возрасте не умрет от голода. В среднем ее сумма составляет 1000-1200 долларов. Но не стоит спешить, просто умножая эти деньги на текущий курс доллара в России. Разумеется, по нашим меркам 70-80 тысяч рублей только как часть общей пенсии (к накопительной мы даже не подошли) — это невероятно много. Однако по меркам США со стоимостью жизни в этой стране такая пенсия — мизер.

Видео (кликните для воспроизведения).

Прожиточный минимум во многих штатах США близок к тысяче долларов. И там, где государственная пенсия не дотягивает до этого минимума, бюджет штата доплачивает к пенсии столько, чтобы получился прожиточный минимум. Именно такая система действует, кстати, и в России. Только прожиточный минимум в двух странах рассчитывается по разным принципам.

Кроме основной части, получатели государственных пенсий в Америке могут иметь дополнительные деньги на питание или могут посещать специальные заведения, где пенсионеров достаточно хорошо кормят. Государство также помогает с оплатой некоторых коммунальных услуг.

Для того, чтобы одиноким пенсионерам не приходилось отправляться в дома престарелых, государство также оплачивает приход медсестры на дом — один раз в день медик заходит к пенсионеру и наблюдает за его здоровьем. Некоторый отход от практики доживания в доме престарелых — тренд для США сегодня, вся политика государства направлена на то, чтобы человек жил дома, а государство поможет ему с тем, с чем он не справляется в силу возраста.

Пенсионерам, например, помогают транспортом — так, при помощи специального автобуса, который подъезжает прямо к многоквартирному дому, проживающие в нем пенсионеры могут съездить в крупный супермаркет и вернуться домой.

Дополнительные меры помощи могут существовать не везде — их оплачивает штат. Однако постольку, поскольку пенсионеры в США, как и в России — очень активные избиратели, а выборы при этом по-настоящему конкурентные, власти любого штата стараются особенно угождать именно пожилым гражданам.

Фото: pxhere.com

Накопительные пенсии в США

Что касается накопительной части пенсии, то в Штатах существует две ее разновидности. Первая — корпоративная пенсия, которую обеспечивает работодатель. Помимо 7,65% от суммы заработка человека, которые работодатель перечисляет в обязательном порядке, он может совершать дополнительные выплаты в особые фонды, которые стали прототипом для российских НПФ.

Сколько будет перечислять в такие фонды работодатель — исключительно его решение. Это может быть и 10 процентов зарплаты работника, и 50 процентов. Однако суть в том, что для американского бизнеса пенсионные гарантии — часть общей политики компании в отношении своих кадров. Американцы относятся к своей будущей пенсии серьезно, у них нет такого ощущения, которое есть в России, что государство в любом случае их обманет и деньги отнимет. Поэтому при одинаковой зарплате в двух компаниях американец скорее устроится в ту, где взносы за него на пенсию от работодателя выше.

Кроме конкуренции между компаниями на рынке труда и борьбы за квалифицированные кадры, накопительные взносы на работников выгодны бизнесу по другой причине. Американские законы поощряют работодателей совершать такие взносы, за это для компаний действуют специальные налоговые льготы.

Накопительная пенсия от работодателя дополняет собой государственную, и именно за счет этих накоплений американские пенсионеры могут жить очень достойно при условии, что они работали в хороших компаниях и сделали неплохую карьеру.

Третья пенсия, которую может получать американец в пожилом возрасте, также формируется за счет накоплений, но уже личных.

Работая, американский гражданин может отправлять часть своего дохода на будущую пенсию добровольно. Эти деньги не облагаются налогами, не будут браться налоги и тогда, когда человек в пенсионном возрасте будет снимать деньги с такого накопительного счета.

Читайте так же:  Как голосовала справедливая россия по пенсионной реформе

А вот если деньги понадобились американцу до выхода на пенсию, он может снять нужную сумму с личного накопительного счета, но за снятые средства нужно будет заплатить налог.

Фото: pxhere.com

Другие особенности пенсионной системы США

Американцы, которые работают на государственные компании (например, коллеги наших бюджетников — врачи, учителя, госслужащие и т.п.), также обеспечиваются дополнительной накопительной пенсией. Для них действует пенсионная программа, схожая с накопительной пенсией в частном бизнесе. Выходя на пенсию, учитель может получать 65-70 процентов своей зарплаты в виде пенсионной выплаты.

Как и в России, в США особым образом выходят на пенсию полицейские и военные. Для них существует 20-летняя выслуга лет. После такого стажа службы человек может выйти на пенсию и получать достойные деньги.

Что касается военнослужащих, то 20 лет выслуги лет в мирное время или хотя бы один день участия в реальных боевых действиях дает человеку статус ветерана. Помимо прочего, это означает специальные социальные программы, под которые попадает человек.

В США, как и в России, сегодня идут разговоры о повышении пенсионного возраста. Правда, если в России государство особенно ни с кем не советуется и стремится сэкономить средства бюджета на пенсионерах, проводя пенсионную реформу так, как ему хочется, в Штатах вокруг этой темы идут жаркие дебаты.

Республиканская партия предлагает повысить пенсионный возраст до 70 лет, демократы выступают за сохранение статус-кво. Стоит напомнить, что действующий пенсионный возраст существует в США лишь несколько последних лет, его повышение до 67 лет состоялось совсем недавно.

Поскольку законы позволяют выходить на пенсию досрочно, теряя при этом в сумме пенсии, многие американцы именно так и поступают. В среднем американцы не дорабатывают до пенсионного возраста целые четыре года, выходя на пенсию в 63 года. Поскольку это именно среднее значение, понятно, что очень много тех, кто выходит на пенсию в минимально допустимом возрасте — 62 года.

Сравнительный анализ пенсионных систем США и РФ

Заработок пенсионера, по общим правилам, мог подсчитываться либо за любые 5 лет работы подряд в течение всей трудовой деятельности, либо за 24 последних мес. работы перед назначением пенсии, а также за 24 мес. работы после назначения пенсии.

Два порядка расчета размера государственной трудовой пенсии — по правилам, действовавшим еще с 1956 г., непосредственно из заработка, и по правилам, введенным в 1998 г., с применением индивидуального коэффициента пенсионера (ИКП) представлены в табл.1.

При расчете пенсии по старым правилам предусматривалось повышение размера обычной (не льготной) пенсии на 1% заработка и повышение ее минимального и максимального размера на 1% за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого, но не более чем на 20%. При полном стаже размер пенсии снижался пропорционально имеющемуся и требуемому стажу. К этой пенсии добавлялась дифференцированная компенсационная выплата в связи с ростом стоимости жизни от 100 до 300 руб. с целью «выравнивания» суммы пенсии для лиц, получающих пенсию в минимальном размере, до определенной величины. С 1 марта 2001 г. пенсионерам, имеющим полный трудовой стаж, минимальный совокупный размер пенсии с компенсацией был повышен до 600 руб., с 1 августа — до 660 руб.

Без учета 100-рублевой компенсации максимально возможная сумма «заработанной» трудовой пенсии по старости составляла 667 руб. 15 коп. за 40-45 лет трудового стажа при учитываемом заработке не более 890 руб. Ее разница с минимальным совокупным размером пенсии (660 руб. за 20-25 лет стажа с любым заработком, в том числе и в его отсутствие) — всего 7 руб. 15 коп. Таким образом, старый порядок определения размера трудовой пенсии (без ИКП) к концу 2001 г. полностью исчерпал возможность сколько-нибудь справедливо отражать трудовой вклад в размере пенсии. При этом до реформы более 6 млн работающих пенсионеров имели право только на этот порядок расчета пенсии.

Показатель Правила расчета пенсии, действовавшие до 1998 г. Правила расчета пенсии, действовавшие после 1998 г
Основные принципы Размер пенсии определялся государством, исходя из имеющихся (реально уменьшающихся в условиях кризиса) ресурсов и желания распространить это материальное обеспечение на все новые и новые категории граждан, нуждающихся в социальной защите Размер пенсии определяется реальным заработком работника и размером отчислений в Пенсионный фонд, производимых работодателем
Размер пенсии Трудовая пенсия по старости определялась в размере 55% заработка при наличии требуемого для назначения полной пенсии общего трудового стажа (как правило, 25 лет — у мужчин или 20 лет — у женщин) Пенсия определялась в зависимости от имеющегося общего трудового стажа в размере от 0,55 до 0,75 среднемесячной заработной платы в стране за предыдущий квартал, умноженной на отношение заработка пенсионера и среднемесячной заработной платы в стране, взятых за один и тот же период
Порядок исчисления пенсии К заработку, полученному за прошлые периоды, применялась целая система коэффициентов, с тем, чтобы их «осовременить» для исчисления размера пенсии С применением индивидуального коэффициента пенсионера, который исключил льготы по зачету в трудовой стаж различных периодов, не связанных с работой, а также льготное исчисление некоторых периодов работы (в полуторном, двойном и т.д. размере)
Минимальный размер пенсии Размер пенсии не мог быть ниже минимального размера пенсии по старости (к концу 2001 г.- 185 руб. 2 коп.)
Максимальный размер пенсии Размер пенсии также не мог быть более 3 минимальных размеров пенсии по старости, т.е. 555 руб. 96 коп Размер пенсии напрямую максимумом не ограничивался. Однако ограничивалось учитываемое соотношение заработка пенсионера и зарплаты в стране

Право на исчисление пенсии с применением ИКП с 1 февраля 1998 г. получили только неработающие пенсионеры. К концу 2001 г. большинство из них воспользовались этим правом.

При введении исчисления пенсий с ИКП в 1998 г. было введено ограничение соотношения заработка пенсионера и зарплаты в стране. Это ограничение составляло 0,7. В 2000 г. оно поэтапно было повышено до 0,95, а с 1 мая 2001 г. — до законодательно установленного предела — 1,2. Это значит, что заработок пенсионера до 120% среднемесячной заработной платы в стране (или 2 005 руб. 20 коп. в конце 2001 г.) прямо влиял на размер его пенсии, а сверх этого — не учитывался.

Читайте так же:  Пенсии при царе в россии

Для лиц, живущих на Крайнем Севере, учитываемое предельное отношение заработка к зарплате в стране с 1 августа 2001 г. стало применяться в повышенном размере в зависимости от районного коэффициента — до 1,9.

К концу 2001 г. расчетный максимальный размер пенсии с ИКП при стаже не менее 45 лет для мужчин или 40 лет для женщин составил (вне районов Крайнего Севера) 0,75 х 1671 руб. х 1,2= 1 503 руб. 90 коп. В районах Крайнего Севера, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент от 1,8 и более, расчетный максимальный размер трудовой пенсии по старости мог составлять 0,75 х 1 671 руб. х 1,9 = 2 381 руб. 17 коп.

Что касается суммы 1 671 руб. — это среднемесячная заработная плата в стране за III квартал 2001 г., утвержденная Правительством РФ для исчисления и увеличения государственных пенсий. Эта зарплата определялась по специальной методике, обратным счетом, исходя из суммы уплаченных по государственному пенсионному страхованию взносов, за вычетом расходов, отвлекаемых на цели, не связанные с индексацией государственных пенсий.

В период 1998 — 2001 гг. суммы взносов отвлекались на погашение задолженности по выплате пенсии в 1999 г. и на расходы по повышению учитываемого отношения заработков в 2000 — 2001 гг. По этой причине рост расчетной зарплаты отставал от роста начисленной заработной платы, которая к концу 2001 г. составляла около 3 500 руб., т.е. как минимум вдвое большую величину. Таким образом, сложность расчета пенсий за последнее десятилетие возросла втрое. Покупательная способность пенсий, наоборот, вдвое снизилась. Мотивы к участию в пенсионной системе, уплате страховых взносов чрезвычайно ослабли. Ценность результата такого участия (т.е. размера пенсии) и правила его определения были неясны для большинства участников пенсионной системы.[2]

В условиях рыночной экономики такая ситуация чрезвычайно опасна для «финансового здоровья» и устойчивости пенсионной системы. Дело в том, что сегодня не «всесильный» Госплан или Минфин дает разнарядку на выделение государственных ресурсов на финансирование пенсий. Десятки тысяч работодателей и миллионы самозанятых лиц — пользователей пенсионной системы — ежемесячно и самостоятельно принимают решения о приоритетах по уплате страховых взносов на пенсионные цели. Когда эти цели неясны, то задержка по различным причинам и поводам или неуплата взносов (которые с 2001 г. и вовсе переименованы в единый социальный налог — безвозмездный платеж) становятся чуть ли не «нормальным» явлением. За десять лет задолженность по уплате взносов в Пенсионный фонд РФ превысила его годовой бюджет с четвертью.

С этой точки зрения старая система расчета пенсий — в отсутствие определенных обязательств государства по их выплате и при постоянной корректировке правил пенсионного обеспечения — полностью себя исчерпала. Страховые принципы, введенные в пенсионную систему в очень ограниченном объеме, наоборот, продемонстрировали свою жизнеспособность, даже в условиях экономического кризиса обеспечивая практически бесперебойную выплату пенсий, хотя и на крайне низком уровне.

Поэтому было принято решение в ходе реформы ввести новые простые правила определения размера трудовой пенсии, сочетающие как основные (базовые) гарантии уровня дохода пенсионерам, так и чисто страховые принципы финансовой эквивалентности сумм уплаченных взносов и сумм выплачиваемых пенсий. Пенсионная система, сохраняя положительные основы, преобразована и дополнена новыми элементами, с тем чтобы предоставить каждому возможность «заработать» пенсию в желаемом размере и гарантировать обязательства по ее выплате в долгосрочной перспективе. При этом приобретенные до реформы пенсионные права (в связи с трудовым стажем и заработком) решено сохранить и пересчитать в денежный эквивалент по правилам исчисления пенсий с применением ИКП.

Со вступлением в силу с 2002 г. Федеральных законов «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»[3], «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»[4], «Об обязательном пенсионном страховании»[5] и «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»[6] в стране запущен механизм пенсионной реформы, являющейся одной из составляющих комплекса проводимых в России экономических реформ.

Пенсионная реформа направлена на изменение существующей распределительной системы начисления пенсий, дополняя ее накопительной частью и персонифицированным учетом страховых обязательств государства перед каждым гражданином.

Основной задачей реформы является достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника для дополнительных доходов в социальную систему.

Суть реформы заключается в коренном изменении взаимоотношений между работником и работодателем: в повышении ответственности работников за обеспечение своей старости, а также в повышении ответственности работодателя за уплату страховых взносов за каждого работника. Существовавшая ранее система назначения пенсий не давала работнику возможности заработать нормальную пенсию, она лишь перераспределяла средства между группами с различным уровнем доходов и из одних регионов в другие. Тогда как новая пенсионная модель в значительно большей мере является страховой и учитывает пенсионные права граждан в зависимости от размеров их зарплат и уплачиваемых пенсионных взносов.

Сравнительный анализ пенсионных систем США и РФ

Для работающих пенсионеров предусмотрено улучшение их благосостояния, т.е. с 1 января 2002 г. они получают пенсию в полном объеме. Для людей предпенсионного возраста реформа эквивалентно учитывает пенсионные права, которые граждане приобрели в старой и новой пенсионной системах. Потому для этой категории населения будет произведен специальный перерасчет их условных накоплений с использованием сведений о совокупном трудовом стаже. Ряд категорий пенсионеров этой группы также получит надбавки к пенсии за выслугу лет. Это относится к работникам сферы образования, здравоохранения и культуры.

Таким образом, размер пенсии в новой пенсионной модели определяется прежде всего не стажем работника, как в старой, а его реальным заработком и размером отчислений в Пенсионный фонд, производимых работодателем. Это должно стимулировать работников, а следом за ними и работодателей к отказу от разного рода «серых» зарплатных схем и вывести скрытые части зарплат из тени, тем самым увеличив поступления средств для выплаты пенсий сегодняшним пенсионерам.

Читайте так же:  Гос субсидии на реконструкцию жилого дома

Система начисления пенсий, основанная на накопительной составляющей, достаточно широко распространена в мире. Ее избрали Швеция, Италия, Латвия, Польша. Одним из факторов, говорящих в пользу выбора данной системы, является необходимость преодоления возможных негативных демографических аспектов для пенсионных систем, когда перераспределение средств от двух-трех работающих к одному пенсионеру становится невозможным — пенсионной системе приходится выполнять обязательства перед каждым пенсионером индивидуально.

Пенсионная реформа положительно скажется и на состоянии экономики в целом и позволит привлечь значительные капиталы на финансовые рынки страны.

Как сказано в законе «Об обязательном пенсионном страховании», страхователем может выступать не только государственный Пенсионный фонд, но и частные финансовые институты. Начиная с 2004 г. в пенсионной реформе принимают участие негосударственные пенсионные фонды — туда можно переводить накопления из ПФР.

Одна из основных задач, которую должна решить реформа, — обеспечить прозрачность пенсионной системы. Каждый работник ежегодно должен получать отчет о состоянии заработанных им пенсионных прав: общий объем перечисленных работодателем взносов, общий объем пенсионного капитала.

Уже начиная с 1 января 2002 г. реально запущен механизм персонифицированного учета уплаченных взносов, и каждый россиянин, застрахованный в системе обязательного страхования, будет получать официальные уведомления о состоянии собственного пенсионного счета. Первые его результаты россияне смогли оценить уже в 2003 г. Год от года застрахованные смогут отслеживать и результаты накопительного финансирования пенсий — точнее, объемы дополнительных доходов пенсионной системы.

Размер базовой и страховой части пенсии предполагается индексировать ежегодно с учетом темпов инфляции.

Для обеспечения финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного страхования предусматривается создание Пенсионным фондом России резерва, который должен обеспечить безусловное выполнение обязательств по выплате пенсий перед нынешними пенсионерами. По закону «Об обязательном пенсионном страховании» государство несет полную ответственность за выплату пенсий гражданам, в том числе субсидиарную ответственность за деятельность Пенсионного фонда России и отвечает по его обязательствам перед застрахованными лицами.

Части пенсионной темы Государственное пенсионное обеспечение Обязательное пенсионное страхование Дополнительное пенсионное страхование и обеспечение
Пенсии военнослужащим и др Пенсии «чернобыльцам» Социальные пенсии Трудовые пенсии Профессиональные пенсии Накопительные пенсии Негосударственные пенсии Доплаты к пенсиям
Базовая Страховая часть накопительная части
Финансовая основа Федеральный бюджет Единый социальный налог Обязательные страховые взносы Добровольные взносы работодателей и личные взносы Средства бюджетов и организаций
Размеры пенсий 45-5% де нежного содержания Фиксированный размер Пенсионный капитал и накопления / ожидаемый период выплаты На условиях договора По решению собственника средств
Формы управления Государственное управление Пенсионный фонд РФ Негосударственные пенсионные фонды и иные страховщики Управление собственником средств

В результате реформирования пенсионная система в Российской Федерации — совокупность создаваемых государством правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии, — состоит из следующих частей

Государственное пенсионное обеспечение — часть пенсионной системы, которая за счет сумм единого социального налога обеспечивает предоставление базовой части трудовых пенсий по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца, а также за счет ассигнований из федерального бюджета — социальных пенсий нетрудоспособным гражданам и государственных пенсий отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством.

Обязательное пенсионное страхование — часть пенсионной системы, которая за счет обязательных страховых взносов обеспечивает предоставление страховой части трудовых пенсий инвалидам и членам семьи умершего кормильца, а также страховой и накопительной частей трудовых пенсий наемным и самозанятым работникам по достижении ими пенсионного возраста.

Дополнительное пенсионное страхование и обеспечение — часть пенсионной системы, которая в дополнение к государственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию обеспечивает предоставление пенсий за счет накопленных добровольных взносов работодателей и застрахованных лиц, а также доплат к пенсиям за счет средств бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и средств организаций.

Современная рыночная экономика за рубежом создала адекватную систему социальной защиты населения, важнейшим звеном которой является социальное страхование.

Основной частью системы социального страхования является система пенсионного обеспечения. Данная система представляет собой технологическую цепочку, состоящую из ряда звеньев — от назначения до выплаты пенсий.

Основой государственного пенсионного обеспечения является Пенсионный фонд России, который аккумулирует и перераспределяет денежные средства.

Отсутствие опыта работы в области организации пенсионного обеспечения заставляло руководителей пенсионных фондов изучать и перенимать опыт других финансовых институтов (банков, страховых компаний и т.п.), «оттачивая» пенсионные схемы и условия договоров, для того чтобы они выглядели конкурентными и были востребованы населением. Изучая опыт работы создания систем пенсионного обеспечения в различных странах мира, постепенно стало приходить понимание необходимости проведения со стороны государства целого комплекса мер по созданию благоприятных условий для реализации накопительных элементов пенсионной системы.

Существовавшая пенсионная система, в основе которой лежали принципы распределения и солидарности поколений, даже модернизированная, не могла в изменившихся условиях обеспечивать достойный уровень жизни нынешним и тем более будущим пенсионерам. Все это обусловило перевод пенсионной системы на страховую основу[7].

Пенсионные системы современных цивилизованных стран в значительной степени отличаются друг от друга. Это объясняется разницей в экономических потенциалах отдельных государств, степенью развития национальных систем социального обеспечения, а также демографическими, культурными, социально-политическими особенностями каждой страны. Одним из основных факторов, определяющих развитие национальных пенсионных систем, является выбор моделей и механизмов их финансирования.

В большинстве стран мира преобладает распределительный тип пенсионной системы, основанный на принципе солидарности поколений. Особенность этой системы заключается в том, что пенсии нынешним пенсионерам формируются за счет работающих граждан. Эта система носит наименование Pay as You Go, или дословно — «выплата по ходу». Пенсионная модель, основанная на отчислениях из доходов работающего населения, распространена во многих европейских государствах.

1. Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // Парламентская газета от 20 декабря 2001 г. N 238-239, в «Российской газете» от 20 декабря 2001 г. N 247.

Видео (кликните для воспроизведения).

2. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Парламентская газета от 20 декабря 2001 г. N 238-239.

Пенсионная система сша и россии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here