Содержание
- 1 Пенсионный фонд рассказал, как будут считаться пенсии в новом году. Детали
- 2 Пенсионная реформа в Узбекистане: какие изменения запланированы?
- 3 Узбекистан перейдет на трехуровневую систему пенсионного обеспечения
- 4 Определён новый порядок начисления трудового стажа
- 5 Я вышла на пенсию 4 октября 2018 г. мне начислили пенсию 9300, это без учёта стажа когда я проживал в Узбекистане.
- 6 Последние новости стажа и начисления пенсии узбекистана
- 7 Узбекистанцам простили излишне начисленные пенсии
- 8 Пенсия в Узбекистане
- 9 Публикации
- 10 Исчисление пенсий
Пенсионный фонд рассказал, как будут считаться пенсии в новом году. Детали
Узбекистан, Ташкент — АН Podrobno.uz. C 1 января 2019 года максимальная заработная плата, принимаемая для назначения пенсии, будет увеличена с 8 до 10 кратного размера минимальной заработной платы. Что это такое, как это повлияет на пенсию, насколько она будет увеличена, читайте в нашем материале.
«В соответствии с действующими условиями для расчета пенсий граждан, получающих заработную плату, принимался доход до 8 кратного размера минимальной заработной платы, а превышающий данную сумму заработок не учитывался», – отметили в Пенсионном фонде.
Например, у гражданина, имеющего стаж работы 35 лет, среднемесячная заработная плата составляла 2 миллиона 200 тысяч сумов. По действующим условиям пенсия рассчитывалась от суммы 1 миллион 621 тысяча сумов (8 МРЗП), а оставшаяся сумма в размере 579 тысяч сумов не учитывалась.
Таким образом размер пенсии составлял 1 миллион 54 тысячи сумов (т.е. базовый размер – 55% от средней заработной платы или 892 012 сумов и 10% за каждый год работы, превышающий требуемый стаж в 25 лет).
Согласно новому порядку, среднемесячная заработная плата для назначения пенсии будет учитываться в размере 2 миллионов 27 тысяч сумов (10 МРЗП). При этом, сумма пенсии составит 1 миллион 317 тысяч сумов или будет увеличена на 263 тысячи сумов.
Расчет по старому порядку
Расчет по новому порядку
Мужчина при стаже работы 25 лет (разница 223 003 сумов)
Среднемесячная заработная плата
2 027 300 сумов и более
Базовый размер пенсии
892 012 сумов
((8 х 202 730) х 55%)
1 115 015 сумов
((10 х 202 730) х 55%)
1 115 015 сумов
Мужчина при стаже работы 35 лет (разница 263 549 сумов)
Базовый размер пенсии
892 012 сумов
((8 х 202 730) х 55%)
1 115 015 сумов
((10 х 202 730) х 55%)
Повышение за сверх стаж 10%
162 184 сумов
((8 х 202 730) х 10%)
((10 х 202 730) х 10%)
1 054 196 сумов
1 317 745 сумов
Расчет по старому порядку
Расчет по новому порядку
Мужчина при стаже работы 25 лет (разница 223 003 сумов)
Среднемесячная заработная плата
892 012 сумов
((8 х 202 730) х 55%)
1 115 015 сумов
((10 х 202 730) х 55%)
1 115 015 сумов
Мужчина при стаже работы 35 лет (разница 263 549 сумов)
Базовый размер пенсии
892 012 сумов
((8 х 202 730) х 55%)
1 115 015 сумов
((10 х 202 730) х 55%)
Повышение за сверх стаж 10%
162 184 сумов
((8 х 202 730) х 10%)
((10 х 202 730) х 10%)
1 054 196 сумов
1 317 745 сумов
Следует отметить, что данное нововведение распространяется не только на пенсионеров, которым будет назначаться пенсия после 1 января 2019 года, но и на пенсионеров, которые в настоящее время получают пенсию и у которых пересчитанная заработная плата на 1 января 2019 года составляет больше, чем 8 кратный размер минимальной заработной платы.
Пенсионная реформа в Узбекистане: какие изменения запланированы?
До этой даты на всеобщее обсуждение выставят проект документа, сообщили на пресс-конференции 18 декабря представители внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов, пишет Норма.
Проект содержит следующие изменения:
1. Поэтапно будет изменяться возраст выхода на пенсию, являющийся самым низким по сравнению с другими странами. Если в мире средний пенсионный возраст для мужчин и женщин достигает 62 лет, то в Узбекистане – 57,5 года. Планируется также поэтапное повышение минимального стажа для назначения пенсий, который сейчас составляет 7 лет (согласно Конвенции Международной организации труда – 15 лет).
2. Для повышения заинтересованности населения в уплате пенсионных взносов рассматривается переход на трехуровневую систему пенсионного обеспечения. Первый уровень предполагает выплату государственной пенсии минимального размера. Второй уровень – это пенсия, накапливаемая на личном счету на основе отчисления определенной суммы из зарплаты с начислением процентов в размере не ниже ставки рефинансирования ЦБ. В третьем случае человек сам определяет размер отчислений в Пенсионный фонд.
3. Планируется модернизировать программный комплекс «Пенсия», для того чтобы расширять межведомственный обмен информацией, возможно, это будет новый комплекс. В настоящее время 2,4 млн пенсионеров пользуются системой СМС-информирования, внедрены другие онлайн-услуги для получения информации через ЕПИГУ, автоматизируется процесс подачи заявок на получение пособий по рождению и на погребение через центры госуслуг.
Отметим, с 2011 по 2019 годы число пенсионеров в Узбекистане увеличилось в 2,4 раза. За 2019 год их рост составил 339 тысяч человек. При этом официально занятое население – 4,76 млн человек, что составляет 32,5% экономически активного населения.
Положением, утвержденным постановлением Кабинета Министров от 5.12.2019 г. № 971, предусмотрено право физлиц самостоятельно вносить информацию о своих прошлых периодах трудоустройства в Единую национальную систему труда. При этом внесенная информация должна быть верифицирована (подтверждена) органами Пенсионного фонда в течение 15 дней после внесения записи. К 1 апреля 2020 года также будет уточнен механизм внесения этих данных и их верификации.
Узбекистан перейдет на трехуровневую систему пенсионного обеспечения
На совещании по приоритетным задачам в сфере социальной защиты населения, состоявшемся 21 ноября, Шавкат Мирзиёев поручил реформировать систему социального страхования. Для того, чтобы повысить заинтересованность населения в уплате пенсионных взносов, Узбекистан перейдет на трехуровневую систему пенсионного обеспечения.
На первом уровне гражданам будет выплачиваться государственная пенсия минимального размера. На втором – пенсия, накапливаемая на личном счету на основе отчисления определенной суммы из заработной платы работника с начислением процентов в размере не ниже ставки рефинансирования Центрального банка. В третьем случае человек сам определяет размер отчислений в пенсионный фонд.
Если эта система получит поддержку, граждане помимо получения гарантированной государством пенсии смогут сами определять, на пенсию какого размера они смогут рассчитывать при наступлении пенсионного возраста.
В связи с этим Министерству финансов поручено совместно с экспертами Всемирного банка и других авторитетных финансовых организаций разработать концепцию пенсионной реформы, а также пересмотреть виды социального страхования.
Глава государства особо отметил, что реформирование действующей системы по методу «шоковой терапии» может по-разному сказаться на разных слоях населения, и дал ответственным лицам указание разработать с учетом этого стратегию социальной защиты населения до 2030 года. Поставлена задача провести до конца первого полугодия 2020 года в каждом регионе эксперимент по новой системе социальной защиты населения.
Отдельное внимание уделено вопросам социальной поддержки одиноких престарелых, совершенствования деятельности центров реабилитации лиц без определенного места жительства.
Главой государства также поручено внедрить точные критерии (индикаторы) отнесения населения к социально уязвимым слоям и назначения пособий, сформировать единый реестр получателей социальной помощи.
Преимуществом реестра будет объединение данных органов налоговой службы, внутренних дел, кадастра, самоуправления, учреждений здравоохранения, пенсионного обеспечения, по труду, а также банков и коммунальных ведомств в единую базу. В результате время на сбор документов сократится с нынешних нескольких дней до считанных часов, граждане смогут таким образом решить все вопросы, обратившись в одно ведомство.
Отмечалось, что социальная защита должна не ограничиваться лишь выплатой пособий, но и помогать нуждающимся «встать на ноги». К примеру, можно обеспечить полезным трудом 80 процентов лиц с инвалидностью, создав соответствующие их возможностям рабочие условия.
Министерству здравоохранения, Министерству занятости и трудовых отношений даны указания по пересмотру классификатора профессий по группам инвалидности и созданию дополнительных возможностей для осуществления инвалидами трудовой деятельности.
Поручено разработать программу социальной адаптации молодежи – воспитанников Домов милосердия, предусматривающую также обеспечение их работой.
Определён новый порядок начисления трудового стажа
Постановление Кабинета Министров «О внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства в связи с дальнейшим совершенствованием системы государственного пенсионного обеспечения граждан» предусматривает ряд новшеств при начислении трудового стажа.
Теперь все периоды, засчитываемые в стаж работы, дающий право на пенсию, будут делиться на две категории.
К первой относятся:
— любая работа, на которой работник подлежал государственному социальному страхованию, независимо от вида деятельности, форм собственности и хозяйствования при условии уплаты страховых взносов во внебюджетный Пенсионный фонд при Министерстве финансов;
— военная служба (в т.ч. военная служба в МПР) и пребывание в партизанских отрядах и соединениях, служба в органах госбезопасности и в ОВД;
— служба в военизированной охране, в органах спецсвязи и в горноспасательных частях, независимо от ведомственной подчиненности;
— индивидуальная трудовая деятельность или деятельность по выращиванию крупного рогатого скота и реализации продукции животноводства, произведенной в личных подсобных и дехканских хозяйствах, при условии уплаты страховых взносов во внебюджетный Пенсионный фонд при Министерстве финансов.
Во вторую категорию включены:
— время ухода:
– за инвалидом I группы или за ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет;
– за престарелым, достигшим 80-летнего возраста, нуждающимся в постороннем уходе;
— очное обучение в высших образовательных учреждениях (в т.ч. в военно-образовательных учреждениях, обучение в которых приравнивается к военной службе), аспирантуре (институте стажеров-исследователей-соискателей), докторантуре (институте старших научных сотрудников-соискателей) и клинической ординатуре, в т.ч. за границей;
— время нахождения в отпусках по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет, но не более 3-х лет в общей сложности;
— период проживания жен лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы с мужьями в местностях, где отсутствует возможность их трудоустройства, но не более 10-ти лет;
— время пребывания за границей супругов работников дипломатических представительств и консульских учреждений Узбекистана, а также лиц, прикомандированных МИД на квотные должности в международные межправительственные организации, но не более 10-ти лет.
Согласно новым правилам, при совпадении периодов в рамках одной категории (либо первой, либо второй) в стаж работы для исчисления пенсии может быть засчитан один из периодов на выбор работника.
В качестве примеров можно привести случаи, когда работник, подлежащий госсоцстрахованию, содержал личное подсобное хозяйство или же супруга дипломатического работника проходила обучение в вузе за границей, поясняет Norma.uz.
В том случае, если совпадают периоды из обеих категорий, в стаж работы будет включён только период из первой категории. К примеру, студент, учащийся на очном отделении, параллельно работает. В таком случае в стаж пойдёт только время работы.
Если работники, имеющие право вносить страховые взносы во внебюджетный Пенсионный фонд на добровольной основе, отказывались от их уплаты, то период работы не будет засчитываться в стаж работы и включаться в последний 10-летний период трудовой деятельности. Именно из этого периода берутся любые 5 лет подряд для исчисления пенсии.
Постановление также определяет порядок определения размера заработка в случае отсутствия архивных данных. За период после 2005 года он будет высчитываться по сведениям об обязательных взносах в накопительную пенсионную систему. О заработке после 2015 года можно будет узнать с помощью электронного Централизованного реестра учета взносов граждан в Пенсионный фонд.
Я вышла на пенсию 4 октября 2018 г. мне начислили пенсию 9300, это без учёта стажа когда я проживал в Узбекистане.
Пенсионный сделал запрос но ответ не пришёл, поэтому мне начислили пенсию без учёта 10 лет стажа. Я добилась и посодействовала, чтобы мои документы все же прислали внаш пенсионный и мне сделали перерасчёт на 10090 рублей. Вопрос у меня такой: как мне добиться, чтобы мне выплатили недоплаченные деньги, т. е. разницу (10090-9300=790)790 х 14 месяцев=11000 рублей. При перерасчёте было указано, что перерасчёт сделан с 04.10.2018 до 31.12.2019 г.
Последние новости стажа и начисления пенсии узбекистана
В Узбекистане ожидается возможное предоставление права покупать рабочий стаж, ограничение — 5 лет.
Корреспондент Kun.uz передает об этом, основываясь на информации, полученной от заместителя министра финансов Ёркина Турсунова в рамках международной конференции «Реформа пенсионной системы и зарубежный опыт».
«В новой концепции предлагается дать возможность покупать рабочий стаж до 5 лет. К примеру, нынешний минимальный рабочий стаж для женщин — 20 лет, а для мужчин — 25 лет. По каким-либо причинам стаж мужчины составил 23 года, а это значит, что полной пенсии у него не будет. В таких случаях предполагается дать возможность купить недостающий стаж в 2-3 года посредством платежа в пенсионный фонд. Тогда человек сможет получать полную пенсию», — сказал Ё.Турсунов.
Новой концепцией предлагается давать возможность получения пенсии, например, женщинам, занятым воспитанием своих детей. Так, супруг такой женщины сможет путем внесения в пенсионный фонд взносов за свою супругу, обеспечить получение ею рабочего стажа.
Еще одна важная для женщин возможность — после превышения ими стажа в 20 лет к нему ежегодно будет добавляться по 1 проценту.
Следует отметить, что 18-20 апреля в Ташкенте проходит международная конференция «Реформа пенсионной системы и зарубежный опыт», организованная Международной ассоциацией пенсионных и социальных фондов совместно с Внебюджетным пенсионным фондом Республики Узбекистан. Это первое мероприятие такого рода в нашей стране. В нем принимают участие главы пенсионных и социальных фондов Армении, Беларуси, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, Таджикистана.
Узбекистанцам простили излишне начисленные пенсии
С 1 января 2019 года в Узбекистане спишут остатки излишне начисленных пенсий, и никто не сможет потребовать эти деньги у пенсионеров обратно. Такое поручение Министерству финансов республики содержится в постановлении президента страны Шавката Мирзиёева от 26 декабря.
Как отмечает Norma.uz, к 1 января 2018 года также предполагалось списать излишне выплаченные пенсии и пособия. Однако тогда положение распространялось только на определенные категории граждан: на пенсионеров в возрасте 65 лет и старше, а также в случае, если начисление было произведено до 2010 года. Теперь же Минфину поручено списывать средства, выявленные при проверке, без каких-либо условий.
Отметим, что ранее у пенсионеров, которым по ошибке были выплачены лишние деньги, возникали проблемы. Их заставляли сразу же вернуть средства, в противном случае государственные органы имели право ежемесячно удерживать определенную сумму, причем с процентами.
Согласно тому же постановлению президента с нового года пособия престарелым и нетрудоспособным гражданам, не имеющим достаточного для назначения пенсии стажа, а также пособия на погребение будут выплачивать не из внебюджетного пенсионного фонда, как сейчас, а из государственного бюджета.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Вопрос начисления пенсий остро стоит перед трудовыми мигрантами. Отметим, что еще в 2016 году было издано правительственное постановление, согласно которому граждане Узбекистана, которых власти признают лицами, работающими за границей по найму, смогут рассчитывать на получение пенсий — в случае уплаты ими страховых взносов во внебюджетный пенсионный фонд при Министерстве финансов республики.
Кроме того, в разработанной в 2018 году концепции пенсионной реформы значился пункт о предоставлении гражданам, не имеющим достаточного стажа для получения госдотаций за выслугу лет, права получать пенсию при условии выплаты за один раз суммы страховых взносов в пенсионный фонд за каждый недостающий месяц.
В Узбекистане насчитывается более 3,3 млн пенсионеров и получателей пособий (это примерно 10% от всего населения республики). В 2017 году власти потратили на выплату им пенсий и пособий 16,6 трлн сумов (около $2 млрд), что составляет почти треть расходной части бюджета страны.
Согласно информации, представленной на сайте пенсионного фонда, в 2018 году на выплату пенсий и пособий было предусмотрено 23,2 трлн сумов ($2,8 млрд). Доходную часть этого фонда составляют отчисления от единого социального платежа, страховые взносы граждан, обязательные отчисления от реализации товаров, работ и услуг.
Пенсия в Узбекистане
Узбекистан имеет закон, которым регулируется пенсионная система, принятый в 1993 году. В настоящее время он претерпел значительные изменения, улучшив положение пенсионеров страны. Но это только начало реформ, которые предполагается завершить к концу 22 года.
Закон о пенсии в Узбекистане
Этот Закон обеспечивает права граждан, предусмотренные конституцией страны, на получение выплат по программе государственной социальной защиты.
К ним относятся:
- Старики;
- Нетрудоспособные частично или полностью;
- Потерявшие кормильца.
Право на пенсию в Узбекистане
1 глава Закона – об общих положениях:
В ст. №1 обозначаются равные права на пенсии для всех гражданин Республики – всех живущих внутри и за пределами государства, иностранцев и лиц без гражданства проживающих на территории этой страны постоянно.
Узбекистанцы, живущие за границей, получают пенсии согласно международному праву.
В рамках этого Закона, никогда не работавшие граждане и их семьи, а также те, кто работал без учёта рабочего стажа, прав на пенсионные выплаты не имели.
В ст. №2 рассказывается о видах государственных пенсий:
- По старости.
- Инвалидам.
- Потерявшим кормильца.
В ст. №4 определено право выбора одного из видов пенсий, на которые могут претендовать определённые категории лиц. Выплачивают лишь один, выбранный претендентом, вид пенсии.
В ст. №5 обозначены нюансы, которые определяют условия, нормы и порядок выплаты пенсий:
- Состоящим на военной службе.
- Служащим силовых структур.
- Судьям, имеющим классные чины.
- Прокурорским сотрудникам, имеющим звания.
Все права на пенсионное денежное довольствие этих категорий служащих по ‘ому закону уравнены с гражданским населением Республики.
Кроме того, здесь устанавливаются права членов семей всех вышеперечисленных категорий государственных служащих.
В ст. №6 даётся определение закона о государственных пенсиях для граждан и ряда законодательных актов.
Если есть несоответствия республиканских законодательных норм с договорными документами Республики на международном уровне, государственные выплаты пенсий осуществляются по международным договорённостям.
При выходе на пенсию очень важен возраст и общий трудовой стаж, при которых появляется право на получение социальных гарантий по выплате денежных средств.
Необходимый стаж
Полноценные права на пенсию появляются при достижении рабочего стажа равного:
- Для женщин – 20 годам.
- Для мужчин – 25 годам.
Возраст выхода на пенсию
2 глава о выходе на пенсию по возрастным критериям:
В ст. №7 определяются возрастные категории претендентов на пенсионные выплаты.
- У мужчин этот возраст наступает в 60 лет, с 25-летним рабочим стажем.
- У женщин – в возрасте 55 лет при стаже работы в 20 лет.
В ст. №8 оговорены условия, когда можно претендовать на пенсионные выплаты, при периоде рабочего стажа, ниже указанного выше (неполном). Таким служащим определяется пенсия по старости. Размеры выплат пропорциональны реальному периоду рабочего стажа.
Неполный стаж должен быть от 7 лет и выше (Ст. №29, №37 ч. 1).
Размер пенсии в Узбекистане в 2019 году
К концу 2016 года президент Узбекистана новым указом обозначил курс на планомерные повышения заработной платы, пенсионных, социальных и стипендиальных выплат.
Тогда зарплаты повысили на 10% (в 1,1 раз).
Минимальная пенсия
Пенсии, согласно возрастному праву, по указу президента с 01/11/2018 имеют минимальный предел в денежном эквиваленте – 396500 сумов в месяц. Все эти суммы выплачиваются из государственного бюджета Республики, с участием Пенсионного фонда.
Средняя пенсия
Этот показатель на весь 2018 год оценивался в сумме равной 352152 сума в месяц (узбекская валюта). Если учитывать, что в том же году минимальная пенсия составляла 292940 сумов в месяц, то можно предположить повышение уровня средней пенсии в 2019 году приблизительно до 455 000 сумов.
Повышение пенсии в Узбекистане
Размер пенсии в Республике с января 2019 года выше прошлых лет. Это связано с рядом принятых постановлений и вынесенными указами президента страны.
Он показал себя реформатором, направляющим экономическое развитие государства в сторону улучшения социального положения граждан Узбекистана.
Размеры пенсий зависят от следующего:
- Продолжительности рабочего стажа.
- Среднего значения зарплаты.
Из чего складывается сумма выплаты?
- Размер базовых пенсионных выплат – 55% среднего значения месячных зарплат и не меньше 100% минимальной зарплаты (З/П), которая устанавливается официально. В 2019 году стаж стали рассчитывать по заработной плате (вместе с дополнительными выплатами, годовыми премиями). В стаж будут вводить заработок, рассчитывая среднемесячную зарплату.
- Наличия повышений в соответствии с рабочим стажем – если по достижении возраста и соответствующего законодательным нормам стажа, работник не прекращает трудиться, то за каждый полный дополнительный год работы базовый размер повышается на 1% от средней З/П.
- Наличия надбавочных выплат – отдельным льготникам.
Ряд реформ, проведённых в банковской системе, в налогообложении, направленных на упрощение и стимулирование развития частного предпринимательства, отражается на росте уровня жизни граждан в целом. Увеличение доходов способствует повышению итоговой суммы при расчёте пенсий.
Экономика при новом президенте постепенно выходит из кризиса. Узбекистан перестаёт быть самой нищей из стран, возникших из бывшего СССР:
- По итогам первого полугодия, в Республике успешно освоены 1,6 миллиардов инвестиций из-за рубежа.
- На инвестфорум Узбекистана прибыло больше, чем 300 компаний от 40 стран.
- При президенте страны планируется создание Совета иностранных инвесторов.
- До окончания нынешнего года планируется реализация множества проектов на суммы, исчисляемые в миллиардах долларов США.
- Расширяются права для малых промышленных зон.
- Успешно разрабатываются новые нефтяные месторождения.
Всё, что сделано и планируется завершить в 2019 году, указывает на уверенное развитие экономики страны, её перерождение, стремление к повышению собственного статуса в мировом сообществе.
Безусловно – экономический рост сопровождается повышением заработной платы, пенсий, социальных пособий. Власти Республики подчёркивают свою заинтересованность в этом не только на словах, но и на деле.
Пенсии работающим гражданам
Всем работающим пенсионерам в 2019 году, по указу президента стали выплачивать пенсии в полном объёме.
До этого им платили только 50% (кроме ограниченного круга лиц). Глава государства в конце прошлого года дал обещание найти возможность для повышения выплат с 8 до 10 размеров от минимальной зарплаты.
Оформление пенсии в Узбекистане
В статье №3 говорится о праве любого жителя Узбекистана на официальное обращение за пенсионными выплатами сразу после того, как у него появятся основания на них. Для этого подают заявление на предоставление пенсии, в связи с достижением пенсионного возраста и соответствием рабочего стажа правовым нормам законодательства.
В конце каждого года предприятия и организации составляют списки лиц, имеющих возрастное право на заслуженный отдых. В них указывается следующее:
- ФИО и дата рождения.
- Домашний адрес и место работы.
- Специальность, профессиональный статус, занимаемая должность.
- На каком основании составлено обращение за предоставлением пенсионных выплат.
- Рабочий стаж и документация, подтверждающая его действительность.
- Специальный рабочий стаж, если он даёт права на выплату льготных возрастных пенсий на его основании.
Работники, вошедшие в список, могут рассчитывать, что работодатель позаботится о сборе и предоставлении всех необходимых документов, которые входят в их компетенцию.
Если по достижении пенсионного возраста гражданин не трудоустроен, ему следует самому обратиться в службы Пенсионного фонда там, где он проживает, подав заявление в день своего рождения. После чего в течение 3 месяцев нужно собрать и предоставить все документы, которые требуются для подтверждения права на получение пенсии, расчёта суммы выплат.
Выплаты будут произведены после подачи всех бумаг и начисления пенсии. Чем раньше будет собран весь пакет документов, тем выгоднее пенсионеру. Поэтому с этим следует поторопиться.
Как начисляется пенсия
Главная роль при формировании пенсии принадлежит трудовому стажу. Все расчёты производят именно на его основании. Специальность, профессиональный статус роли не играют.
Поэтому, вначале определяют длительность рабочего стажа.
К трудовому стажу, кроме мест непосредственного трудоустройства, относится следующее:
- Военная служба. Работа в военизированной охране.
- Всё время по уходу за инвалидом, пожилым немощным человеком, лицами, нуждающимися в непрерывном присутствии и уходе.
- Время учёбы в вузе, на очном отделении. При этом не важно, в какой стране проходило обучение.
- 3 года отпуска по уходу за детьми от рождения и до достижения 3 летнего возраста. Но всего не более 3 лет за всё время работы.
Следующим этапом определяются суммы прибыли на настоящее время.
Дальше наступает этап вычисления индивидуального коэффициента. Можно выбрать любые 6 месяцев из последних 10 лет стажа. По ним рассчитывается коэффициент.
После чего Пенсионный фонд готовит все документы на предоставление пенсии.
25/12/2018 президентом Республики Узбекистан было сделано заявление о следующем:
- Отменяются страховые взносы во внебюджетный Пенсионный фонд, которые ранее удерживались из сумм официальной заработной платы.
- С 1 января засчитывают любую работу, за которую начисляется доход от сумм платы за труд. То есть такой период работы войдёт в учитываемый стаж.
Итак, все страховые взносы, выплаченные трудящимся до 1 января настоящего года, учитываются при определении их стажа, без потерь. Но, начиная с этой даты, будут принимать во внимание любой оплачиваемый труд всех работающих лиц.
Исходя из всего, о чём говорилось выше, можно подвести небольшой итог работе правительства Республики Узбекистан за последние годы. Проводимые реформы, уже дают свои первые положительные результаты. Пенсионеры получили возможность жить лучше, чем раньше.
Права на пенсионные выплаты появились у тех категорий жителей Узбекистана, которые раньше их не имели. Полное изменение закона о пенсиях, планируется завершить до конца 2022 года.
Публикации
Исчисление пенсий
В настоящей статье мы рассмотрим актуальную и интересную для многих читателей тему об исчислении пенсий. От чего зависит размер пенсии, каков общий порядок ее исчисления, как происходит начисление пенсии при неполном стаже работы, что делать, если отсутствуют сведения о заработке – об этих и других важных вопросах читайте в нашей сегодняшней публикации.
Основными документами, регулирующими порядок исчисления пенсий в Узбекистане, является Закон «О государственном пенсионном обеспечении граждан» и Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное Постановлением КМ N252 от 8.09.2011 г.
Согласно Статье 25 вышеупомянутого Закона и пункту 106 Положения размер пенсии зависит от продолжительности стажа работы и складывается из: базового размера пенсии; повышения пенсии за стаж работы и надбавок к пенсии.
Базовые размеры пенсий определены Статьей 26 того же Закона и пунктом 107 Положения, согласно которым они установлены в следующих размерах:
– пенсии по возрасту и по инвалидности инвалидам I и II групп — 55% среднемесячного заработка, принимаемого для исчисления пенсии, но не менее 100% официально установленной минимальной пенсии по возрасту;
– пенсии по случаю потери кормильца на детей, потерявших обоих родителей (круглым сиротам), или детей умершей одинокой матери на каждого ребенка – 30% среднемесячного заработка, принимаемого для исчисления пенсии, но не менее 100% минимальной пенсии по возрасту.
Статьей 27 того же Закона предусмотрено повышение пенсий за стаж работы. Так, за каждый полный год трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии, базовые размеры пенсий повышаются:
– для пенсий по возрасту и по инвалидности инвалидам I и II групп — на 1% среднемесячного заработка, принимаемого для исчисления пенсии;
– для пенсий по случаю потери кормильца на каждого нетрудоспособного члена семьи — на 0,5% среднемесячного заработка кормильца.
Согласно статье 28 Закона «О государственном пенсионном обеспечении граждан» отдельные категории лиц имеют право на надбавку к пенсии.
Начисление пенсии при неполном стаже работы
Статьей 29 и Статьей 8 упомянутого выше Закона предусмотрено, что лицам, которые не имеют достаточного для назначения пенсии трудового стажа, пенсии по возрасту назначаются в размере, пропорциональном имеющемуся стажу, при наличии не менее 5 лет стажа работы. Однако пенсии при неполном стаже не могут быть ниже:
– 50% минимальной пенсии по возрасту – для пенсий по возрасту, по инвалидности инвалидам II группы и для пенсии по случаю потери кормильца на каждого нетрудоспособного члена семьи;
– 100% минимальной пенсии по возрасту – для пенсий по инвалидности инвалидам I группы и для пенсий по случаю потери кормильца на каждого ребенка, потерявшего обоих родителей (круглых сирот).
Порядок исчисления пенсии
Согласно главе IV Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий лицо, обратившееся за пенсией, для ее исчисления должно представить справки о своих заработках. Пунктом 83 того же Положения определено, что справка о заработке должна быть выдана организацией, а также архивом по требованию лица после его обращения в сроки, установленные законодательством.
В соответствии с пунктом 84 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, справка о заработке выдается на основании лицевых счетов и иных документов о начисленной заработной плате организацией, в которой работало лицо, обратившееся за пенсией. Если организация ликвидирована или прекратила свое существование по другим причинам, то справка о заработке выдается ее правопреемником или архивом.
В тех случаях, когда архив на основании хранящихся документов не имеет возможности выдать справку о заработке по установленной форме с расшифровкой начисленных сумм по видам заработка, архив может выдать справки или сведения, соответствующие имеющимся документам в архивном фонде.
Установление заработка для исчисления пенсии
Пунктом 90 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий определено, что в состав заработка включаются все доходы в виде оплаты труда, указанные в статье 172 Налогового кодекса Республики Узбекистан, на которые начисляются страховые взносы.
Пунктом 101 того же Положения установлено, что среднемесячный заработок, принимаемый для исчисления пенсии, определяется путем деления на шестьдесят общей суммы пересчитанного с применением индивидуального коэффициента заработка за шестьдесят календарных месяцев работы подряд. При этом по желанию лица, обратившегося за пенсией, месяцы с неполным числом рабочих дней в связи с приемом на работу или прекращением трудового договора учитываются как полные календарные месяцы работы.
В тех случаях, когда обратившийся за пенсией проработал менее пяти лет, среднемесячный заработок для исчисления пенсии определяется путем деления общей суммы пересчитанного заработка за календарные месяцы работы на число этих месяцев.
Согласно Пункту 104 того же Положения для исчисления пенсии принимается среднемесячный заработок в сумме, не превышающей восьмикратный размер минимальной заработной платы, установленной законодательством на дату, с которой назначается пенсия.
Пунктом 105 вышеупомянутого Положения определено, что в случаях, когда среднемесячный заработок, принимаемый для исчисления пенсий, ниже размера минимальной заработной платы или сведения о заработке полностью отсутствуют, размер пенсии исчисляется исходя из минимальной заработной платы, установленной законодательством на день обращения за пенсией, без учета районного коэффициента.
Если сведения о заработке отсутствуют или искажены
В тех случаях, когда сведения о заработке частично отсутствуют для определения заработной платы за эти периоды принимаются размеры минимальной заработной платы, установленные законодательством за соответствующие периоды, без учета районного коэффициента.
При выявлении недостоверных сведений, содержащихся в документах, выданных для назначения пенсии, или при обнаружении исправлений, искажающих сведения о заработке, отдел Пенсионного фонда обязан до назначения пенсии проверить их или направить письменный запрос о представлении дополнительных сведений или пояснений к выданным справкам о заработке.
Согласно пункту 88 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, периоды, не включенные в трудовой стаж в связи с непредставлением справки о заработке или невозможностью проверки их достоверности и обоснованности, а также периоды нахождения в отпусках без сохранения заработной платы из подсчета заработка за последний десятилетний период трудовой деятельности не исключаются.
Виды оплаты труда, учитываемые при исчислении пенсий
Статьей 32 Закона о государственном пенсионном обеспечении граждан определено, что в заработок для исчисления пенсии включаются все доходы в виде оплаты труда, на которые в соответствии с законодательством начисляются страховые взносы.
Натуральная часть заработка определяется исходя из размеров начисленных страховых взносов во внебюджетный Пенсионный фонд при Министерстве финансов Республики Узбекистан.
Согласно пункту 98 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий премии по итогам месяца, квартала, полугодия, года, а также вознаграждения, выплачиваемые по итогам периода, разовые премии к государственным праздникам и за выполнение отдельных видов работ, а также другие аналогичные выплаты включаются в состав заработка за месяц их начисления при условии уплаты страховых взносов.
Премии (вознаграждения по итогам периода и доплаты по итогам работы за год), выплаченные работнику после увольнения с работы, включаются в состав заработка за месяц, в котором был прекращен трудовой договор.
В соответствии с пунктом 100 того же Положения, выплаты в виде распределения доходов и дивидендов, полученных в связи с участием в уставном капитале (фонде) организации, не включаются в состав заработка.
Пунктом 115 вышеупомянутого Положения также установлено, что при принятии на учет пенсионного дела лица, прибывшего из другого государства, в том числе лица, ранее выбывшего из Республики Узбекистан, вне зависимости от факта получения им пенсии в другом государстве, размер пенсии исчисляется в соответствии с требованиями законодательства, действующего на момент обращения о принятии на учет.
В заключение хотелось бы отметить, что пенсии исчисляются и выплачиваются со дня обращения в отдел Пенсионного фонда.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Материал подготовлен специалистом проекта UzJobs Юлией Абу-Шихада
Юрист ведущей адвокатской конторы Москвы.
Специализация: гражданское право.
Стаж 22 года.