Повышение пенсионного возраста социальные пенсии

Предлагаем статью на тему: "Повышение пенсионного возраста социальные пенсии" с понятными комментариями и выводами. С случае возникновения вопросов и для актуализации данных на 2023 год вы можете обратиться к дежурному консультанту.

Повышение пенсионного возраста социальные пенсии

«Повышение Пенсионного Возраста»

Статьи 412

Не в нашей стране надо искать автора идеи повышения пенсионного возраста

За год в обществе сложился мощный антиправительственный консенсус против повышения пенсионного возраста

Протест против повышения пенсионного возраста не затих, он меняет формы

Новости 198

Депутат Госдумы, в прошлом российская конькобежка Светлана Журова привела доводы в пользу пенсионной реформы

Чем больше они будут переделывать одну и ту же неудачную конструкцию вместо того, чтобы предложить населению что-то радикально новое, тем меньше шансов, что люди туда вообще пойдут.

Лидер КПРФ Геннадий Зюганов в соцсетях выступил с критикой реформы, в рамках которой гражданам России подняли возраст выхода на пенсию, отметив, что она не принесла результатов, обещанных властями

Прошедшая пенсионная реформа, с сожалением констатировал эксперт, наглядно продемонстрировала, что российские «низы» никак не влияют на принятие решений по подобным вопросам.

В Кремле не обсуждают тему повышения пенсионного возраста еще на три года

Член президиума ЦК КПРФ, депутат Госдумы Валерий Рашкин заявил, что, по его сведениям, российские власти снова собираются повысить возраст выхода на пенсию, теперь до 70 лет

Они десятилетиями будут платить пенсионные взносы, которые попросту растворятся после их смерти.

Доцент кафедры экономики труда СПбГЭУ Андрей Песоцкий прокомментировал новость о том, что премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение, не позволяющее занижать прожиточный минимум россиян, от величины которого зависит размер доплаты к пенсии

Депутат Госдумы третьего и четвертого созывов, полковник в отставке Виктор Алкснис напомнил, что в России в так называемые «лихие 90-е» люди выживали за счет пенсий своих родителей

Повысив пенсионный возраст в России, власти лишили жителей страны надежд на увеличение доходов и общее улучшение качества жизни

Доктор экономических наук, независимый эксперт по социальной политике Андрей Гудков объяснил, почему президент РФ Владимир Путин повысил пенсионный возраст

Представитель «Левого фронта» Анастасия Удальцова опубликовала на сайте change

Координатор «Левого фронта» Сергей Удальцов на своей странице в Twitter назвал частью системы социального геноцида решение Конституционного суда о законности повышения пенсионного возраста

Конституционный суд России рассмотрел запрос ряда депутатов Государственной думы о законности повышения пенсионного возраста и решил, что это решение не нарушает положений Основного закона страны, а законодатели действуют в интересах граждан, даже если их законы не нравятся обществу

Ведущий научный сотрудник Института социологии РАН, к

Использование материалов издания допускается только при одновременном размещении гиперссылки на оригинал в «Свободной Прессе».

Мнения отдельных авторов могут не совпадать с позицией редакции.

СвободнаяПресса® – свидетельства о регистрации товарных знаков №390722 и №390723 выданы Роспатентом 06.10.2009.
Действительны до 23.03.2029.

© 2009, АНО «ИнПресс» – свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-34676 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций.

Редакция: Автономная некоммерческая организация «Интернет-Пресса» (АНО «ИнПресс» – учредитель)

Издатель: ООО «Авторское бюро»

Кого не коснётся повышение пенсионного возраста?

Подписка на новости

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

22 октября 2018 02:53

Президент России Владимир Путин подписал закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий». Закон был принят Государственной думой 27 сентября 2018 года и одобрен Советом федерации 3 октября 2018 года.

Принятый закон об изменениях в пенсионном законодательстве направлен на обеспечение устойчивого роста страховых пенсий и высокого уровня их индексации. Он предусматривает поэтапное повышение возраста, по достижении которого будет назначаться страховая пенсия по старости.

Законом закреплен общеустановленный пенсионный возраст на уровне 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин (сейчас – 60 и 55 лет соответственно). Изменение пенсионного возраста будет проходить постепенно: предполагается длительный переходный период, который начнется с 1 января 2019 и завершится в 2028 году.

Для тех, кто должен был выйти на пенсию в 2019–2020 гг., предусмотрена особая льгота – выход на полгода раньше нового пенсионного возраста. Так, человек, который должен будет уходить на пенсию в январе 2020 года, сможет сделать это уже в июле 2019 года.

Повышение пенсионного возраста не коснется нынешних пенсионеров. Они, как и раньше, будут получать все положенные им пенсионные и социальные выплаты в соответствии с приобретенными пенсионными правами и льготами.

НЕ ПРЕДУСМАТРИВАЕТСЯ повышение пенсионного возраста для следующих категорий граждан:

  1. для граждан, работающих на рабочих местах с опасными и вредными условиями труда, в пользу которых работодатель осуществляет уплату страховых взносов по соответствующим тарифам, устанавливаемых по результатам специальной оценки условий труда, а именно:

на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах (мужчины и женщины);

— в тяжелых условиях труда, в качестве рабочих локомотивных бригад и работников, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах (мужчины и женщины);

— в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью (женщины);

— в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах (мужчины и женщины);

— в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (мужчины и женщины), за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения, а также на работах по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле (мужчины и женщины);

— на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников (мужчины и женщины);

— в летном составе гражданской авиации, на работах по управлению полетами воздушных судов гражданской авиации, а также в инженерно-техническом составе на работах по обслуживанию воздушных судов гражданской авиации (мужчины и женщины);

— на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы (мужчины и женщины);

— трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин (женщины);

— рабочих, мастеров на лесозаготовках и лесосплаве, вкл. обслуживание механизмов и оборудования (мужчины и женщины);

— водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах (мужчины и женщины);

— спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях (мужчины и женщины).

  1. для лиц, пенсия которым назначается ранее общеустановленного пенсионного возраста по социальным мотивам и состоянию здоровья, а именно:

— женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет;

— одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет (мужчины и женщины);

— опекунам инвалидов с детства или лицам, являвшимся опекунами инвалидов с детства, воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет (мужчины и женщины);

— женщинам, родившим двух и более детей, если они имеют необходимый страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера либо в приравненных к ним местностях;

— инвалидам вследствие военной травмы (мужчины и женщины);

— инвалидам по зрению, имеющим I группу инвалидности (мужчины и женщины);

— гражданам, больным гипофизарным нанизмом (лилипутам), и диспропорциональным карликам (мужчины и женщины);

— постоянно проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, проработавшим в качестве оленеводов, рыбаков, охотников-промысловиков (мужчины и женщины).

  1. для граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, в том числе вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
  2. для лиц, проработавших в летно-испытательном составе, непосредственно занятым в летных испытаниях (исследованиях) опытной и серийной авиационной, аэрокосмической, воздухоплавательной и парашютно-десантной техники (мужчины и женщины);
Читайте так же:  Как подать на алименты на гражданина таджикистана

О категориях граждан, для которых не предусматривается повышение пенсионного возраста

Подписка на новости

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

14 июня 2018 13:17

14 июня Правительство Российской Федерации одобрило проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», подготовленный Министерством труда и социальной защиты РФ.

Законопроект направлен на поэтапное повышение возраста, по достижении которого будет назначаться страховая пенсия по старости.

В соответствии с разработанным проектом федерального закона повышение пенсионного возраста не предусматривается для граждан, занятых на работах с вредными, тяжелыми условиями труда (рабочие шахт угольной отрасли, добывающей промышленности, черной и цветной металлургии, железнодорожной отрасли и ряда других, включенных в так называемые «малые списки»), граждан, которым страховые пенсии назначаются по социальным мотивам, а также в связи с радиационным воздействием.

Повышение пенсионного возраста не предусматривается:

Путин снизит пенсионный возраст. Но только на один год

Такой «ход конем» в канун транзита не будет стоить Кремлю ни копейки

Президент Владимир Путин, ближе к транзиту власти в 2024 году, пойдет на меры «социального популизма», чтобы поднять свой рейтинг. Возможно, даже на отмену повышения пенсионного возраста. Такое мнение высказал профессор, доктор экономических наук, член Комитета гражданских инициатив Евгений Гонтмахер.

«Произойдет раздача социальных подарков без реформ, которые на самом деле назрели. Реформ не будет до транзита, потому что для власти реформы токсичны, их не умеют делать, боятся, что будут последствия, которые не смогут просчитать. Будет время социальных подарков, может быть, и к выборам в Государственную думу. Что будет дальше за этим, сказать невозможно, но я считаю, что стратегически мы проигрываем», — сказал эксперт.

Заметим, Евгений Гонтмахер, несмотря на либеральные взгляды, выступал против пенсионной реформы в ее нынешнем виде. Профессор считал, что повышение пенсионного возраста — мировая тенденция, связанная со старением населения. Но он также указывал, что в Советском Союзе возраст выхода на пенсию никогда не поднимали. Планку установили для всех еще в 1956 году, когда был принят всесоюзный закон о пенсиях.

Чтобы начать процесс повышения пенсионного возраста, считал Гонтмахер, власть должна выполнить «очень много предварительных условий — и социально-экономических, и политических».

«Есть такое понятие „общественный договор“, какие-то незыблемые социальные основы нашего строя. Это бесплатное здравоохранение, которое, понятно, рушится, это бесплатное школьное обучение и даже в каком-то смысле высшее образование, и вот это 60/55, когда человек выходит на заслуженный отдых», — объяснял Гонтмахер.

Однако власть в России грубейшим образом общественный договор нарушила. Нигде в Европе так не делается. В той же Германии сейчас обсуждается повышение пенсионного возраста, которое, возможно, произойдет в 2030-х годах. Получается, у немцев «общественные слушания» длятся годами. А как поступил Путин?

Глава государства выпустил вперед Дмитрия Медведева. Премьер сходу заявил, что в кратчайшие сроки (дело было летом 2018 года), чуть не до завершения текущей сессии Думы, соответствующий законопроект будет принят в первом чтении. Уже поднялась волна негодования, а пресс-секретарь президента Дмитрий Песков все уверял, что пенсионная реформа — это «вопрос правительства». И только в сентябре 2018-го, когда накал дошел до высокого уровня, Путин выступил, и задним числом стал оправдывать повышение пенсионного возраста. И пошел на ряд незначительных уступок.

Это значит, если Кремль сильно прижмет — реформу действительно можно отыграть назад. Пусть частично — снизить пенсионный возраст не на пять лет, а на два-три года. Надо думать, если Владимир Путин выступит с такой инициативой, его электоральные позиции укрепятся фантастически.

И надо понимать: чисто экономически такой шаг не потребует сверхусилий. Достаточно поднять страховой тариф — с нынешних 22% хотя бы до 26%. Это позволит не просто снизить пенсионный возраст и удержать при этом размер пенсий, но еще выполнить конвенцию Международной организации труда № 102 о минимальных нормативах социального обеспечения. Согласно которой, размер пенсии должен составлять 40% от средней зарплаты (на сегодня этот показатель в РФ — 33%).

Сейчас против повышения тарифа выступает крупный бизнес — то есть, ближайшее окружение Путина. Но когда вопрос транзита встанет ребром, возможно, элите придется пересмотреть свои установки — хотя бы из чувства самосохранения.

— Путин, действительно, может снизить пенсионный возраст, причем формального предлога долго искать не придется, — считает доктор экономических наук, независимый эксперт по социальной политике Андрей Гудков. — У нас сейчас средний здоровый возраст мужчин составляет 62 года. Можно предположить, что к 2024 году этот показатель составит 64 года. Путин может сослаться на это обстоятельство — и снизить пенсионный возраст с 65 лет до 64-х.

Добавлю, что пенсионный возраст у нас повышается плавно — на отметку в 65 лет он выйдет после 2024 года. А коль повышение в момент транзита будет еще идти, не придется даже отыгрывать назад. Достаточно будет процесс остановить, а это очень просто сделать — принять соответствующую поправку к пенсионному законодательству.

«СП»: — Вы считаете, Путину достаточно понизить пенсионный возраст всего на год, чтобы укрепить рейтинг?

— Здесь важна не величина, на которую пенсионный возраст снизят, а информационный шум в СМИ. С точки зрения политтехнологий, думаю, года вполне хватит.

Замечу, экономически такой шаг погоды не делает. Штука заключается в том, что в нашу пенсионную систему платят, в основном, мужчины, а живут на пенсии, в основном, женщины.

Это значит, от снижения пенсионного возраста на год каких-то непереносимых потерь для бюджета не возникнет.

«СП»: — То есть, даже страховой тариф не придется пересматривать?

— Не придется. Если снизить пенсионный возраст с 65 лет до 64-х — расходы на пенсии вырастут примерно на 1 трлн. рублей. В 2024 году размер федерального пенсионного бюджета составит порядка 23−24 трлн. рублей. На их фоне 1 трлн. — не так много, около 4%.

«СП»: — Принято считать, что Путин не меняет своих решений, особенно под давлением общественного мнения. Повышение пенсионного возраста относится к той категории решений, которую президент будет отстаивать до конца?

— Нет, не относится. Путин не меняет своих решений только в отношении друзей. 144,5 млн. российского населения не являются его личными друзьями, и они не жили в кооперативе «Озеро».

Верность Путин, на мой взгляд, проявляет только по личным обязательствам. Например, по отношению к окружению бывшего президента Бориса Ельцина. Но какое это имеет отношение к политическим решениям?

«СП»: — Поучается, есть шансы, что пенсионный возраст снизят к 2024 году?

— Я экономист, и потому не могу лезть в дебри групповой психологии нашей элиты. Экономически, повторюсь, ничего страшного не произойдет, если президент затормозит возраст выхода на пенсию, особенно мужчин. Потому что сегодня средняя продолжительность здоровой жизни мужчин — всего 62 года. И после этого порога мужчины просто посылают работу подальше, и оформляют пенсию по инвалидности.

У нас подобное явление широко наблюдалось с 1917 по 1933 годы. В РСФСР тогда не было пенсий по старости — только по инвалидности.

Так что, с точки зрения нынешнего государства, нет никакой разницы, как мужчинам старше 62-х платить — по старости или по инвалидности. По инвалидности даже дороже, потому что у этой категории имеются льготы, которые надо оплачивать.

Видео (кликните для воспроизведения).

Скажем, моя пенсия — 23 тысячи рублей. Из них 1 700 рублей — доплата за инвалидность. Плюс я постоянно мотаюсь в поликлинику — как диабетик имею право на бесплатные лекарства. И минимум на 5 тысяч в месяц этих лекарств набираю.

Отнесите теперь эти выплаты к моей «чистой» страховой пенсии — к 21 тысяче рублей. Получится, надбавка за инвалидность — 20%.

Так что, если Путин понизит пенсионный возраст, экономического проигрыша, возможно, вообще никакого не будет.

«СП»: — Зачем тогда вообще было повышать пенсионный возраст?

— В России создается ситуация социального демпинга. Для бизнеса один из важнейших параметров затрат — это заработная плата. Она, как известно, складывается из двух частей: собственно зарплаты и взноса на обязательное социальное страхование, который делает работодатель.

Читайте так же:  Выплата пенсий жителям неподконтрольных территорий последние новости

Так вот, у нас 21-е место в Европе по пенсионным взносам. Это позволяет крупнейшим российским компаниям держать низкую стоимость рабочей силы. Повышение пенсионного возраста — шаг в том же направлении, только и всего.

Об авторе

Андрей Гудков — создатель Telegram-канала «Россия. Социальная несправедливость» (Social inadequacy)

В 1974 году окончил экономический факультет МГУ. Преподавал в Академии труда и социальных отношений. Последнее место работы — замруководителя департамента социального развития Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР).

После 2020 года на пенсию не отпустят

По материалам публикаций на сайте портала «Свободная пресса».

Внешэкономбанк спрогнозировал повышение пенсионного возраста в России уже с 2020 года. Аналитики банка во вторник, 13 марта опубликовали базовый вариант прогноза экономического развития страны на 2018−2021 годы, в котором исходят из такого предположения при расчетах.

«С 2020 г. ожидается старт пенсионной реформы, включающей в себя постепенное (по полгода в год) увеличение пенсионного возраста. Хотя в послании президента Федеральному собранию предложен возврат к опережающему инфляцию повышению пенсий, по-видимому, новые правила индексации пенсий станут одним из элементов ожидаемой пенсионной реформы», — пишут авторы доклада.

При этом конечный пенсионный возраст в прогнозе не указан — для расчета среднесрочного сценария до 2021 года можно обойтись без этих данных.

В анализе от ВЭБ сказано, что в ближайшие два года страховые пенсии будут повышаться только на уровень инфляции, что приведет к остановке их роста в реальном выражении. К примеру, в январе 2018 года страховые пенсии были проиндексированы на 3,7%. Но, как отмечают в ВЭБ, при среднегодовой инфляции 2,7% и росте среднегодовой пенсии на 3% в реальном выражении это и означает слабый рост. Нормативно-правового акта об индексации пенсий в 2019—2021 годах еще нет, но бюджетные ассигнования на выплату страховых пенсий в бюджете Пенсионного фонда запланированы, исходя из индексации пенсий в 2019—2020 годах на 4% в год.

По оценке аналитиков, в 2019 году реальные пенсии после роста в прошлые годы сократятся на 0,7%. Однако уже в 2020-м они увеличатся на 0,4%, если начнется повышение пенсионного возраста.

Дискуссия о повышении пенсионного возраста в нашей стране заметно активизировалась в последние месяцы. В начале февраля эксперты РАНХиГС подготовили доклад «Повышение пенсионного возраста: позитивные эффекты и вероятные риски», в котором обосновали необходимость такого шага. Оптимальным с точки зрения баланса финансовых и социальных последствий эксперты назвали увеличение возраста выхода на пенсию до 63 лет для мужчин и до 60 для женщин с постепенным его повышением на три-шесть месяцев в год. По подсчетам экономистов РАНХиГС, это позволило бы к 2030 году нарастить кумулятивный финансовый эффект до 4,1−7,4% ВВП. Отказ же от реформы приведет к снижению пенсий и повышению налоговой нагрузки на предприятия. Нужно отметить, что правительство нередко использует разработки Академии народного хозяйства при принятии тех или иных решений.

О необходимости повышения пенсионного возраста регулярно говорит и глава совета Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексей Кудрин. По его мнению, этот шаг неизбежен и позволит нарастить величину пенсий до 40% от прежнего заработка гражданина.

После выхода прогноза ВЭБ официальные органы повышение пенсионного возраста с 2020 года поспешили опровергнуть. В Пенсионном фонде РФ на запрос РИА «Новостей»ответили, что никаких поручений по расчету повышения возраста выхода на пенсию не получали.

Глава социального комитета Совфеда Валерий Рязанский также заявил, что «никаких указаний на этот счет не было, президент РФ в своем Послании такого не говорил». Он отметил, что соответствующего законопроекта нет ни в Госдуме, ни в Совете Федерации и добавил, что в соответствии со Стратегией пенсионного развития РФ пенсионный возраст в России не должен меняться до 2030 года.

Прогноз Внешэкономбанка Рязанский назвал «самотворчеством» и «очередным прогнозом группы экономистов-прогнозистов», которые могли учесть планы Алексея Кудрина. По мнению Рязанского, экономический эффект от повышения пенсионного возраста «ничтожна».

15 февраля в интервью РБК глава ПФР Антон Дроздов рассказал, что повышение пенсионного возраста действительно обсуждается сейчас на экспертном уровне, хотя пока такого запроса от правительства не было. В целом же, по словам Дроздова, повышение пенсионного возраста должно происходить постепенно и плавно, и в основном будет касаться молодых граждан.

Нужно отметить, что 14 марта текст прогноза на 2018−2021 годы с сайта ВЭБа исчез, а выложенные ранее ссылки на него не открывались, показывая «Ошибку 404». Возможно, это объясняется техническими причинам, хотя не исключено, что когда прогноз снова появится на сайте, части о повышении пенсионного возраста в нем уже не будет.

Однако руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития (ИНСОР) Никита Масленников убежден в том, что повышение пенсионного возраста в нашей стране необходимо и неизбежно, но только как часть масштабной пенсионной реформы. В противном случае, повышение возраста выхода на пенсию может принести больше вреда, чем пользы.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Повышение пенсионного возраста: социальный дефолт, версия 2.0

В субботу, 16 июня, правительство внесло в Госдуму законопроект о повышении пенсионного возраста: его планируется поднять до 65 лет для мужчин и до 63 лет для женщин. При этом, как заявляют российские власти, указанная мера позволит каждый год поднимать пенсии на 1 тыс. рублей. Это лишь незначительно (на несколько сот рублей) больше, чем положенная по закону индексация пенсий по уровню потребительской инфляции. Повышение пенсионного возраста без соответствующего увеличения размера пенсий есть прямое нарушение государством своих финансовых обязательств, поскольку при таком повышении размер выплачиваемых пенсий не будет соответствовать величине заработанных гражданами пенсионных прав.

Итак, пенсионный возраст будет повышен. Это решение принято правительством, и нет никаких оснований полагать, что Государственная дума, в которой партия власти составляет конституционное большинство, сможет этому помешать. Остается только надеяться, что в процессе прохождения законопроекта через Госдуму в него под давлением общественности будут внесены поправки, позволяющие хотя бы немного снизить остроту проблем, которые не могут не возникнуть в результате повышения пенсионного возраста. Это в первую очередь отсутствие нужного количества рабочих мест, на которых могли бы работать пожилые люди. Остается надеяться, что оппозиционным фракциям удастся добиться утверждения на законодательном уровне масштабной государственной программы по созданию таких рабочих мест, приняв соответствующий закон одновременно с принятием самого закона о повышении пенсионного возраста.

Еще одна проблема состоит в том, что социальные пенсии, которые люди начинают получать на пять лет позже официального пенсионного возраста, теперь будут выплачиваться с 70 лет для мужчин и с 68 лет для женщин. Это означает, что люди, по каким-либо причинам не сумевшие заработать трудовую пенсию, будут до глубокой старости жить в нищете и ждать социальную пенсию, и очень многие из них ее так и не дождутся. А ведь среди них не все «тунеядцы». Не секрет, что в России было и остается очень много работников, не получающих «белую» зарплату просто потому, что их работодатель «экономит» на налогах, а найти «законопослушного» работодателя не всегда возможно, особенно в регионах. Поэтому со временем (и с увеличением требований по стажу и баллам для назначения трудовой пенсии) количество стариков, не получающих социальную пенсию, будет расти. И это представляет очень серьезную социальную проблему, о решении которой надо думать уже сейчас.

Я не буду подробно останавливаться здесь на этих и других социальных проблемах, связанных с повышением пенсионного возраста: об этом уже много сказано в СМИ и нет смысла повторяться. Однако есть одно очень серьезное обстоятельство, которое к сожалению не получило в прессе должного внимания. Речь идет о том, что повышение пенсионного возраста не планируется сопровождать адекватным увеличением размера пенсии. И это вопиющее нарушение прав будущих пенсионеров наверняка не будет устранено (или хотя бы даже слегка скорректировано) при прохождении законопроекта через Госдуму – просто потому, что основная цель, которую ставит правительство при повышении пенсионного возраста, состоит в наполнении бюджета. Правительственные чиновники подходят к вопросам, связанным с пенсионной системой, с чисто бухгалтерских позиций, полностью игнорируя страховую природу этой системы.

Читайте так же:  Неустойка по алиментам если долг выплачен

Чтобы было понятно, почему повышение пенсионного возраста должно обязательно сопровождаться увеличением размера пенсий (хотя бы для тех, кто будет выходить на пенсию позже), поясню в общих чертах (не вдаваясь в детали), как устроена любая страховая пенсионная система.

В течение своей трудовой жизни каждый работник выплачивает взносы в систему (или взносы выплачивает за него работодатель – суть от этого не меняется). Сумма всех выплаченных взносов составляет пенсионный капитал будущего пенсионера, который является основой его будущей пенсии. Причем величина всех взносов в указанной сумме должна быть «осовремененной», то есть она должна индексироваться – обычно либо по инфляции, либо по уровню средней зарплаты в экономике, либо по комбинации этих двух параметров. Балльная система, действующая сейчас в России, – это одна их возможных форм осовременивания величины взносов: взносы пересчитываются в баллы, а стоимость балла индексируется по инфляции.

Другой ключевой параметр, влияющий на размер будущей пенсии, – это статистический показатель «срок дожития». Срок дожития – это ожидаемая продолжительность периода получения пенсии; он рассчитывается как средняя продолжительность срока получения пенсии (то есть жизни на пенсии) среди всех тех, кто дожил до ее назначения; те, кто умер раньше, в расчет срока дожития не включаются.

(Отметим, что срок дожития напрямую не связан с общей продолжительностью жизни, потому что на последнюю оказывает значительное влияние динамика младенческой смертности и смертности в трудоспособном возрасте, а на срок дожития эти показатели не влияют. Поэтому обосновывать повышение пенсионного возраста ростом общей продолжительности жизни, как это делают наши власти, некорректно; это просто подтасовка фактов.)

Когда человек выходит на пенсию, ежемесячный размер его пенсии рассчитывается как величина его пенсионного капитала, деленная на срок дожития в месяцах. То есть получается, что люди, дожившие до пенсии, за период от назначения пенсии до смерти получают из пенсионной системы в среднем примерно столько же, сколько они в нее внесли в течение своей трудовой деятельности. Этот принцип лежит в основе и действующей ныне в России балльной пенсионной системы, хотя там он присутствует в неявной форме: он был заложен в расчете изначальной стоимости пенсионного балла, которая затем регулярно индексируется.

Соблюдение этого принципа есть безусловное обязательство государства перед своими гражданами, причем это не просто социальное обязательство, а именно финансовое обязательство, формализованное в законодательстве о страховой пенсионной системе в виде пенсионной формулы. А отказ от выплат в нужном объеме по такому обязательству может по сути быть приравнен к дефолту по внутреннему государственному долгу. Поэтому такую ситуацию естественно назвать «социальным дефолтом».

В недавнем прошлом такое уже один раз случалось: в 2016 году власти не провели индексацию пенсий и стоимости пенсионного балла в полном объеме. Официальный уровень инфляции за 2015 год составил 12.9%, а пенсии в 2016 году были проиндексированы лишь на 4% (подробнее см. мою статью «Отказ от индексации пенсий по инфляции – это социальный дефолт», kprf.ru, 11.11.2015). В результате все пенсии – настоящие и будущие – в реальном выражении сократились почти на 8.9%, и это сокращение закрепилось в системе навсегда. (Точнее говоря, малая часть этого сокращения – 1.2 процентных пункта – была компенсирована два года спустя, в 2018 году, когда стоимость пенсионного балла и размер пенсий были проиндексированы на 3.7% при инфляции 2.5% за 2017 год; таким образом, в итоге сокращение пенсионных прав граждан составило примерно 7.7%.) Понятно, что единовременная выплата пяти тысяч рублей всем пенсионерам, проведенная в начале 2017 года, даже близко не компенсирует тот доход, который они недополучили только лишь за 2016 год, а будущие пенсионеры не получили даже и этой ничтожной компенсации сокращения своих пенсионных прав!

И вот теперь нам предстоит пережить еще один социальный дефолт – значительно более масштабный. На этот раз правительство собирается повысить пенсионный возраст, почти не увеличивая размер пенсий. Пытаясь хоть как-то успокоить общественность, правительство заявляет, что повышение пенсионного возраста позволит увеличивать ежемесячный размер пенсии в среднем на тысячу рублей в год, а поскольку в последние годы этот размер увеличивался в среднем примерно на пятьсот рублей в год, то «повышение пенсионного возраста позволит вдвое увеличить темпы роста пенсий». Звучит красиво! Однако на самом деле это утверждение представляет собой не более чем очередной пример подтасовки цифр и фактов ради пропагандистского эффекта. Поясним это подробнее.

Дело в том, что в последние три года пенсии индексировались на относительно невысокий процент, а именно, индексация в 2016-2018 годах составила соответственно 4%, 5.4% и 3.7% (первая из них – это «недоиндексация» 2016 года, о которой говорилось выше; остальные две – индексации примерно по величине инфляции, которая в эти годы была сравнительно низкой). При тех размерах средней пенсии, которые были в указанные годы (порядка 13 тыс. рублей), величина прибавки к средней пенсии в результате индексации действительно составляла порядка 400-500 рублей. Однако по мере роста номинального размера средней пенсии, будет расти и величина указанной прибавки. Поэтому даже при стабильной инфляции на уровне 4% (это целевой ориентир Банка России) уже через несколько лет величина средней прибавки к пенсии в результате индексации будет приближаться к порогу 1000 рублей – это будет происходить в рамках нынешнего законодательства и без всякого повышения пенсионного возраста.

При этом за те несколько лет пока прибавка в размере тысяча рублей будет составлять больше чем необходимо для компенсации инфляции, реальный размер пенсии может несколько увеличиться. Однако насколько большим будет это увеличение, существенно зависит от уровня инфляции в ближайшие несколько лет и вряд ли превысит 5–7%. Проиллюстрируем это следующим простым расчетом.

Сейчас средняя пенсия составляет порядка 14 100 рублей, следовательно, прибавка в тысячу рублей эквивалентна индексации на 7%. Тогда на следующий год средняя пенсия составит порядка 15 100, и прибавка в тысячу рублей будет эквивалентна индексации на 6.6%. Годом позже – на 6.2%, затем на 5.8%, затем на 5.5%, затем на 5.2% и так далее. Но эти проценты показывают рост пенсий в номинале, то есть для того чтобы оценить будущий рост пенсий в реальном выражении, из этих цифр надо вычесть уровень будущей инфляции. Попробуем его оценить.

Целевой уровень инфляции Банка России составляет 4%, однако можно с большой степенью уверенности утверждать, что в ближайшие пару лет инфляция будет заметно выше, чем указанный ориентир. Уже сейчас тенденция к росту инфляции проявилась вполне явно. Это видно из динамики многих экономических индикаторов, таких как индекс цен производителей. Кроме того, в последние пару месяцев появились новые факторы, стимулирующие рост потребительских цен. Это и резкое повышение цен на бензин, и начавшееся в апреле постепенное ослабление рубля. Вклад этих факторов в общий уровень инфляции пока еще невелик, но их влияние всегда проявляется с некоторой задержкой. А еще вспомним о планируемом повышении НДС, законопроект о котором также уже внесен в Госдуму. На основе всех этих фактов вполне можно ожидать, что в ближайшие два года инфляция будет находиться на уровне не ниже 6-7%, то есть прибавка в размере тысячи рублей к средней пенсии будет лишь компенсировать инфляцию, а реальный размер пенсии увеличиваться не будет.

Как будет вести себя инфляция через два-три года, пока предсказать трудно. Но даже если ЦБ постепенно сведет ее к целевому показателю 4%, то прибавка в одну тысячу рублей к средней пенсии будет означать увеличение реального размера пенсий на 1 — 1.5% в год в течение нескольких лет, причем постепенно этот процент будет уменьшаться, постепенно сходя на нет. Поэтому итоговое увеличение реальных пенсий в результате обещанной правительством прибавки составит не более 5 – 7%. А если Центробанку не удастся свести инфляцию к целевому ориентиру, то никакого увеличения реального размера пенсий может не быть вообще.

Читайте так же:  Льготная пенсия по вредности перечень профессий

Таким образом, мы видим, что темпы роста пенсий, которые нам обещает правительство в результате повышения пенсионного возраста, почти не отличаются от тех темпов роста, которые государство и так должно обеспечивать в рамках нынешнего законодательства и реальный размер пенсий, если и увеличится, то незначительно.

Теперь посмотрим, насколько пенсии должны были бы увеличиться, если бы повышение пенсионного возраста проводилось бы «честно». Как уже говорилось выше, ежемесячный размер пенсии будущего пенсионера рассчитывается как величина его пенсионного капитала, деленная на срок дожития (чтобы не усложнять изложение, я опускаю многие второстепенные детали, такие как, например, наличие фиксированной выплаты). Когда пенсионный возраст повышается, то срок дожития сокращается.

В настоящее время срок дожития при сегодняшнем пенсионном возрасте (55 и 60 лет у мужчин и женщин соответственно) составляет порядка 23 лет, а если повысить пенсионный возраст до 65 лет для обоих полов, то срок дожития составит чуть выше 18 лет. (Статистикой по сроку дожития для возраста выхода на пенсию 63 года и 65 лет у женщин и мужчин соответственно я не располагаю, но она вряд ли заметно отличается от случая 65 лет для всех.) Поэтому повышение размера пенсии, связанное с повышением пенсионного возраста, должно быть примерно в 23/18 = 1.28 раза, то есть к концу переходного периода пенсии должны увеличиться на 28 процентов в реальном выражении только лишь за счет сокращения срока дожития. А ведь еще и пенсионный капитал работников, выходящих на пенсию позже, в среднем будет выше за счет более длительного стажа. Так что связанное с повышением пенсионного возраста «честное» повышение размера пенсий можно примерно оценить в 30-35% в реальном выражении.

Однако, как мы показали выше, обещанное правительством повышение среднего размера пенсий на тысячу рублей в год в ближайшие годы будет примерно соответствовать индексации пенсий по инфляции, то есть реальный размер пенсий если и увеличится, то не более чем на 5-7%. Таким образом, повышение пенсионного возраста в той форме, как оно предлагается сейчас, по сути означает, что государство украдет у своих граждан порядка 25–30 % их пенсионных прав. Это прямое нарушение государством своих финансовых обязательств перед гражданами в огромных масштабах, то есть социальный дефолт.

В заключение замечу, что повышение пенсионного возраста – это не единственная инициатива правительства в пенсионной сфере. Похоже, нас опять ждет полномасшабная пенсионная реформа – уже вторая за пять лет (пакет законопроектов о предыдущей пенсионной реформе, когда была введена балльная система, был принят в декабре 2013 года). Об этом свидетельствует, например, недавнее высказывание Татьяны Голиковой о планах по упразднению балльной системы. В таких условиях не стоит удивляться, что граждане в подавляющем большинстве не верят в государственную пенсионную систему и совершенно не стремятся формировать свои пенсионные права, выбирая работу с белой зарплатой. И пока государство не перестанет постоянно перекраивать пенсионную систему и «красть» из нее деньги, доверие людей невозможно будет вернуть никакими пропагандистскими уловками.

Правительство Франции отзывало предложение о пенсионном возрасте

Правительство Франции приняло решение исключить из проекта реформы пенсионной системы пункт о повышении с 62 до 64 лет возраста, с которого выплачивается пенсия в полном объеме. Об этом говорится в письме премьер-министра Эдуара Филиппа профсоюзам.

В документе говорится, что этот шаг должен продемонстрировать доверие к социальным партнерам. Из законопроекта исключается положение, предусматривающее постепенное приближение, начиная с 2022 года, возраста, с которого выплачивается пенсия в полном объеме в 64 года в 2027 году.

Этот пункт вызывал наибольшее недовольство профсоюзов, которые с 5 декабря проводят забастовку против пенсионной реформы. По данным правительства, к 2025 году дефицит Пенсионного фонда Франции может достигнуть 17 миллиардов евро.

Повышение пенсионного возраста: за и против

IgorVetushko / Depositphotos.com

В июне Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект о постепенном повышении пенсионного возраста. Переходный период для пенсии по старости, предположительно, продлится с 2019 по 2034 годы с ежегодным увеличением пенсионного возраста на 1 год, и в итоге он составит 63 года для женщин и 65 лет для мужчин.

Этот резонансный законопроект вызвал большое число обсуждений, в ходе которых выявляется немало как сторонников, так и противников пенсионной реформы. Портал ГАРАНТ.РУ собрал экспертные мнения, высказанные в ходе «нулевого чтения» в ОП РФ, а также на специальном заседании Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ).

Сторонники: «Пенсионная реформа назрела»

О положительных аспектах пенсионной реформы преимущественно говорят представители госорганов. В основном в защиту этой позиции приводятся следующие аргументы.

Исторические предпосылки

Как отметил советник Президента РФ, председатель СПЧ Михаил Федотов, в документе стратегического планирования 1995 года было указано, что повышение возраста необходимо, причем во втором десятилетии XXI века, то есть именно сейчас. За этот период, как отмечают многие эксперты, изменилась продолжительность жизни. Действующий пенсионный возраст впервые установили для отдельных категорий граждан, занятых в промышленной сфере, произошло это, как отмечается в пояснительной записке к законопроекту 1 правительства, в 1928 году. А продолжительность жизни в 1926-1927 годах по Европейской части РСФСР составляла всего 43 года.

В 1956 году этот возраст распространился на всех граждан, и продолжительность жизни у мужчин была 63 года, а у женщин – 69 лет, об этом рассказал статс-секретарь – заместитель Министра труда и социальной защиты РФ Андрей Пудов. Когда в 1995 году правительство впервые заявило о необходимости реформы, продолжительность жизни составляла 58,1 года у мужчин, 71,5 – у женщин. В настоящее время она увеличилась и к текущему моменту достигла 72-73 года у мужчин и женщин соответственно. По прогнозам, к 2030 году этот показатель еще вырастет – до 75,8 у мужчин и 83,7 у женщин. Такие данные привел Росстат 2 в качестве высокого прогноза ожидаемой продолжительности жизни при рождении.

За счет чего формируются средства пенсионных накоплений? Узнайте из материала «Накопительная пенсия» в Домашней правовой энциклопедии интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Для тех, кто выходит на пенсию досрочно по ряду оснований, например, для представителей вредных профессий, требования по стажу и пенсионному возрасту не изменятся. То же касается граждан, которые получают пенсию в связи с радиационным воздействием и по социальным мотивам – например, женщины, родившие пять и более детей, один из родителей, опекун инвалидов детства, воспитавший его до 8-летнего возраста, женщины, родившие двух и более детей, если они имеют стаж работы на Крайнем севере и приравненных к ним местностях, инвалиды по зрению I группы, ряд других категорий. На это неоднократно указали представители госорганов, кроме того, свои разъяснения по данному вопросу уже дал ПФР.

Но необходимо ее существенно доработать

«Фактически реформа не подготовлена. Десятки факторов не учтены», – выразил мнение Секретарь ОП РФ Валерий Фадеев. Что интересно, с ним солидарны многие сторонники реформы.

«Сырая» нормативная база

Некоторые эксперты не исключают, что правительственный законопроект будет принят в первом чтении. Но относятся к нему при этом практически как к «приглашению к дискуссии», ожидая, что в него внесут значительные правки ко второму чтению.

Основная проблема заключается в том, что любая реформа, а не только пенсионная, предполагает глобальное изменение законодательства, то есть комплекс системных поправок, которые будут внесены целым пакетом законопроектов. В данном случае пока документ только один, он направлен преимущественно на повышение пенсионного возраста, но не касается других аспектов реформы – таких важных вопросов, как занятость населения, здравоохранение, МСЭ и целого ряда других.

Эксперты критикуют содержание пояснительной записки к законопроекту, указывая, например, что в ней не представлены необходимые данные о возможном росте заболеваемости пожилого работающего населения, а также о состоянии рынка труда. Многим гражданам и экспертам неясно, действительно ли на рынке есть и будет дефицит или наоборот, в связи с цифровизацией и роботизацией возникнет избыток. Также недоработкой специалисты называют отсутствие решения проблемы возрастной дискриминации. Остается неясным, как убедить работодателей не увольнять людей старшего возраста. И с другой стороны, допускается риск молодежной безработицы, если их потенциальные места займут пожилые сотрудники. Валерий Фадеев также отметил, что необходимо более тесно связать законопроект с новым указом президента о повышении уровня пенсионного обеспечения. Также некоторые участники дискуссий отметили, что аргументация в пояснительной записке к документу строится лишь на предположениях, в частности, об уровне инфляции и продолжительности жизни населения в перспективе.

Читайте так же:  На каком счете отражается водный налог

Более того, председатель Комиссии ОП РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Иосиф Дискин добавил, что законопроект не соответствует требованиям регламента Госдумы, так как в нем не проделана профессиональная оценка регулирующего воздействия. В документе также указано, что финансово-экономическое обоснование не требуется, но при этом планируется повышение пенсий. На это несоответствие указал профессор НИУ ВШЭ, д. э. н. Евгений Гонтмахер.

По мнению Иосифа Дискина, в действительности системный подход к реформе должен быть изложен в пакете документов, а законодателю следовало бы пойти на социальный компромисс и предоставить гражданам возможность самим выбирать возраст выхода на пенсию. То есть либо выходить на нее в 55 или 60 лет, но тогда и размер пенсий не будет увеличиваться, либо соглашаться на повышение и таким образом зарабатывать более высокую пенсию. При этом, как указал эксперт, должны быть сформированы гарантии их трудовых прав, определен порядок защиты их интересов, создан специальный трудовой арбитраж.

Работа с населением

Все нюансы реформы, учитывая ее масштабность, должны быть четко разъяснены гражданам, а пакет законопроектов необходимо обнародовать как можно раньше, указывали эксперты. И поясняли, что это очень важно, так как в противном случае государство может утратить доверие населения.

Пока отношение к реформе преимущественно негативное. Так, заместитель Председателя Комиссии ОП РФ по поддержке семьи, материнства и детства Сергей Рыбальченко, сославшись на данные ВЦИОМ, рассказал, что ее поддерживает только 10% населения страны. А согласно исследованию ГАРАНТ.РУ, большинство респондентов (67%) принципиально против повышения пенсионного возраста. Член Совета Конфедерации труда России, председатель профсоюза «Университетская солидарность» Павел Кудюкин также обратил внимание на то, что сам момент внесения законопроекта еще и неудачно совпал с такими событиями, как инициатива об увеличении НДС, рост цен на топливо и традиционное повышение тарифов на ЖКХ с 1 июля.

В действительности же пенсионная реформа должна быть желаемой для населения, указал Михаил Федотов. Или хотя бы понятной, обоснованной и прозрачной, добавили другие эксперты.

Прежде, чем повышать пенсионный возраст, государство должно обеспечить граждан рабочими местами, предоставить возможности для повышения квалификации, переобучения и адаптации к новым условиям, предусмотреть меры ответственности за дискриминацию по возрасту, возможно даже пересмотреть показатели МСЭ и повысить зарплаты, то есть решить целый ряд других проблем граждан, считают эксперты. Также, по их мнению, необходимо определить преимущества для работодателей, которые стимулировали бы их привлекать к работе пожилых граждан. В связи с этим некоторые участники обсуждений предложили перенести сроки повышения пенсионного возраста.

Так, Евгений Гонтмахер предложил начать повышение с 1 января 2025 года, причем к этой дате должен быть продемонстрирован очевидный экономический прогресс в стране. Также, по мнению ряда специалистов, перенос на эту дату был бы еще и социально оправданным. Ведь в этом случае у граждан предпенсионного возраста появится возможность перестроить свои планы – переучиться, получить новую специальность, изменить свой образ жизни.

Эксперты предлагают и иные сроки переноса реформы. В частности, профессор кафедры трудового права и права социального обеспечения МГЮА имени О.Е. Кутафина Эльвира Тучкова считает нужным отсрочить решение на 5-7 лет, а также разработать Пенсионный кодекс, в котором бы содержались все необходимые нормы, касающиеся обеспечения пожилых граждан. А Сергей Рыбальченко считает необходимым отложить реформу на 2-3 года, чтобы в числе прочего предусмотреть систему социальных гарантий для женщин, которые уходят на пенсию. Он также предложил пропорционально связать сроки выхода на пенсию с количеством детей. Например, если в семье один ребенок, можно уйти на пенсию раньше на год, если два – на два года и т. д.

Противники: «Пенсионный возраст повышать нельзя»

Ряд участников обсуждений высказываются принципиально против повышения пенсионного возраста. В основе их позиций, как правило, лежат те же аргументы, в соответствии с которыми реформу предлагается доработать.

Плановые показатели – это только прогнозы

Юрий Бялый также представил расчеты, в соответствии с которыми, если реформу реализуют, на рынок труда в ближайшие два года выйдут примерно 800 тыс. человек. Однако, учитывая ежегодные потери рабочих мест, стагнацию либо падение рынка труда в большинстве регионов, остается неясным, как именно создадут новые рабочие места, и какая конкуренция будет на рынке труда. Это, как ожидает эксперт, ударит и по пожилым, и по молодым гражданам. А в условиях молодежной безработицы под угрозой окажутся рождаемость и благополучие семей, не исключен также рост преступности.

Поскольку есть альтернативы

Как правило, противники пенсионной реформы предлагали иные варианты решения текущих проблем, которые бы не потребовали повышения пенсионного возраста. В том числе допускали изменение пенсионной системы.

Решение текущих проблем

Формировать пенсионные накопления можно за счет внебюджетных фондов, высказал мнение председатель Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности Иван Мохначук. Их могли бы администрировать работодатели, перечисляя туда 22% от зарплаты работника. В случае, например, банкротства или ликвидации предприятия, финансовое обеспечение могло бы предоставлять государство.

А член ОП РФ Михаил Бажинов предложил в целом преобразовать российскую пенсионную систему, сохранив текущий пенсионный возраст. По его мнению, необходимо ввести два вида пенсий: гарантированную и накопительную. Первая бы формировалась за счет обязательных фиксированных платежей всех работодателей и самозанятых, она могла бы принести в бюджет ПФР более 4 млн руб. в год. Накопительную также обеспечивали бы работодатели, в том числе в бюджетной сфере, и добровольный характер такая пенсия может иметь только для самозанятых и безработных граждан. Общественник также допустил, что на законодательном уровне можно установить минимальный и максимальный размер ежемесячного перечисления в накопительную часть пенсии, например, не менее 2 тыс. и не более 15 тыс. руб.

Адаптацию к новой модели он предложил провести в течение пяти лет, начиная с 2019 года, и завершить в 2023 году путем выплаты 100% гарантированной пенсии, которая будет примерно равна существующей сегодня страховой. А по истечении периода адаптации, считает инициатор, должен быть установлен дифференцированный размер гарантированной пенсии. Для женщин и мужчин в возрасте до 65 лет – 50%, для 65-70-летних – 100%, а пенсионерам старше 70 лет – 150%. Для формирования достойного размера гарантированной и накопительной пенсии, по мнению члена ОП РФ, необходимо установление трудового стажа 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин соответственно.

К преимуществам такой модели Михаил Бажинов отнес возможность работодателей стимулировать работников платежами в накопительную часть пенсии, а заодно – повышать дисциплину и сокращать текучку кадров. В этой модели, уверен общественник, сбалансированы интересы граждан, общества, предпринимательства и государства.

В данном случае, как представляется, необязательно быть противником или сторонником повышения пенсионного возраста для того, чтобы увидеть недостатки предлагаемых мер и подготовленного законопроекта, а также убедиться в необходимости для правительства решить ряд текущих проблем, в первую очередь, в сфере занятости. Многие эксперты выразили надежду, что кабмину удастся подготовить необходимую правовую базу и представить населению полноценную и проработанную пенсионную реформу. Так, например, сегодня Максим Топилин сообщил о том, что выделять на программу повышения квалификации граждан предпенсионного возраста планируется 5 млрд руб. в год. И также сегодня Комитет Госдумы по бюджету и налогам поддержал предлагаемые изменения в пенсионной системе.

Видео (кликните для воспроизведения).

1 С текстом законопроекта № 489161-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.
2 С полным текстом Демографического прогноза до 2035 года можно ознакомиться на официальном сайте Росстата.

Повышение пенсионного возраста социальные пенсии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here