Правовое регулирование пенсий по старости

Предлагаем статью на тему: "Правовое регулирование пенсий по старости" с понятными комментариями и выводами. С случае возникновения вопросов и для актуализации данных на 2020 год вы можете обратиться к дежурному консультанту.

Правовое регулирование пенсий по старости

Следует отметить, что уровень пенсионного обеспечения оказывает влияние на продолжительность жизни, образ жизни пожилых людей, инвалидов, их участие в различных сферах жизнедеятельности общества. Одновременно повышается и социальная ответственность государства за принимаемые в пенсионной сфере решения и требует анализа всех сторон жизни лиц пожилого возраста [4].

Социальная политика государства является наиболее важной частью внутренней политики в целом. От того, как складывается ситуация в социальном секторе, зависят уровень развития общества и эффективность проводимой социальной и демографической политики государства.

В основу современной системы государственного пенсионного обеспечения России положен так называемый договор поколений: когда сегодняшние работающие обеспечивают сегодняшних пенсионеров за счет отчислений в государственный пенсионный фонд, осуществляемых из фонда заработной платы предприятий, а также сумм, получаемых гражданами. Причин для создания российской пенсионной системы с собственной независимой финансовой основой было несколько. Первая — возродить и реализовать на практике обязательное пенсионное страхование, вторая — повысить уровень реальных доходов пенсионеров, третья — не допустить утечки средств, предназначенных для пенсионного обеспечения граждан, работавших и живших в России, на выплату пенсий тем, кто жил и работал за ее пределами, в других союзных республиках [2].

Таким образом, основополагающая идея российского пенсионного закона состояла в том, чтобы в стране заработала эффективная система обязательного пенсионного страхования, обеспечивающая достойный уровень жизни людей, выбывающих из общественного сектора производства в силу наступления старости. Суть такой системы заключается в следующем:

  1. каждый гражданин, работающий по найму (по трудовому договору), подлежит обязательному социальному пенсионному страхованию независимо от его желания и желания работодателя;
  2. все условия и нормы уплаты соответствующих страховых взносов, так же как условия и нормы пенсионного обеспечения, определяются государством. Они не могут быть изменены по соглашению сторон трудового договора, по решению президента и правительства [3].

Проанализируем статьи Конституции РФ с положениями о пенсионном обеспечении:

1) пенсионеры из числа застрахованных не иждивенцы общества, а люди, заработавшие пенсию;

2) пенсионные взносы должны взиматься в размерах, обеспечивающих возможность предоставлению человека такую пенсию, которая обеспечивает достойную его жизнь в пенсионный период;

3) уровень пенсий должен находиться в неразрывной связи со страховым стажем и заработком, из расчета которого уплачивались взносы;

4) страховые фонды не при каких обстоятельствах и ни кем не могут расходоваться на иные цели, кроме пенсионного обеспечения застрахованных и их семей, и тем более изыматься из данного фонда, в том числе и временно;

5) деятельность всей системы обязательного пенсионного страхования должна находиться под контролем и наблюдением застрахованных и страхователей, а так же парламента;

6) государство призвано гарантировать осуществление установленной им системы обязательного пенсионного страхования [1].

В нашей стране более 38 млн пенсионеров, причем большинство из них получают пенсию по данному закону. Пенсия (от латинского pensio — «платеж») — регулярная и, как правило, пожизненная денежная выплата гражданам со стороны государства или иных субъектов в установленном законом случаях (при достижении определенного возраста, наступлении инвалидности, в случае потери кормильца, а также за выслугу лет и особые заслуги перед государством) [3].

Как видим, пенсионное обеспечение является формой материального обеспечения граждан со стороны государства. Основаниями для пенсионного обеспечения по российскому законодательству являются: достижение соответствующего пенсионного возраста, наступление инвалидности, а для нетрудоспособных членов семьи — потеря кормильца, для пенсионного обеспечения отдельных категорий трудящихся — длительное выполнение определенной профессиональной деятельности [1].

Пенсии в России установлены государственные и негосударственные. Государственные пенсии выплачиваются гражданам из государственных фондов социального обеспечения. В связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью, засчитываемой в общий трудовой стаж, назначаются пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет. Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсии [5]. Негосударственная пенсия выплачивается гражданам из негосударственных (коммерческих) пенсионных фондов и носит дополнительный характер по отношению к государственной пенсии, хотя в последнее время институт негосударственной пенсии все более обосабливается в отдельную категорию социальных выплат, не зависящую от государственных пенсий [3].

Происходящие в России демографические изменения, постоянно увеличивавшие нагрузку на пенсионную систему, в последние годы стабилизировались. Это связано с тем, что удельный вес пенсионеров в общей численности населения страны, в последние годы неуклонно возраставший, начал снижаться из-за увеличения рождаемости и снижения смертности россиян.

Экономические трудности и неблагоприятные экономические тенденции вместе с нерациональным построением системы государственного пенсионного обеспечения приводят к систематическому падению жизненного уровня пенсионеров и их семей. Критическая ситуация пенсионного обеспечения российских граждан настоятельно требовала коренных реформ, в ходе которых были бы пересмотрены все основные принципы функционирования пенсионного обеспечения. Первым шагом в этом направлении явилась одобренная Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 августа 1995 г. № 790 «Концепция реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации». Указанная Концепция была развита и дополнена в «Программе пенсионной реформы в Российской Федерации», одобренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 1998 г. № 463 [3].

В долгосрочной перспективе в качестве альтернативы действующей распределительной системе предлагается смешанная система пенсионного обеспечения, которая включает в себя:

1) государственное пенсионное страхование;

2) государственное пенсионное обеспечение для отдельных категорий граждан, а также для лиц, которые не приобрели права на пенсию по государственному пенсионному страхованию — за счет средств федерального бюджета (базовая пенсия);

Читайте так же:  Пенсионный стаж до 1998 года

3) дополнительное пенсионное страхование (обеспечение), осуществляемое за счет добровольных взносов работодателей и работников, а в случаях, установленным законодательством Российской Федерации — обязательных страховых взносов [3].

Основой дополнительного пенсионного обеспечения должны стать негосударственные пенсии. Негосударственное пенсионное обеспечение в пенсионной системе рассматривается как дополнительное по отношению к государственному и может осуществляться в форме так называемых дополнительных профессиональных пенсионных систем отдельных организаций, отраслей экономики или в форме личного пенсионного страхования граждан, производящих накопление средств на свое дополнительное пенсионное обеспечение в страховых компаниях или негосударственных пенсионных фондах.

В последние годы важная роль отводится негосударственным пенсионным фондам (НПФ), которые имеют двойственный характер [2, 4]. Во-первых, они рассматриваются как важный социальный институт, призванный решать задачи по улучшению материального положения нетрудоспособных членов общества. Негосударственные пенсионные фонды представляют возможность людям иметь более высокие доходы в старости, чем тот минимум, который способно будет обеспечивать государство. Именно НПФ предстоит занять эту нишу, чтобы работники имели возможность либо самостоятельно вложить в фонды дополнительные деньги, либо через своих представителей — профсоюзы — заключить такие коллективные договоры на предприятиях, чтобы эти взносы делал работодатель.

Во-вторых, НПФ выступают в роли специфических институтов финансового посредничества, аккумулирующих сбережения широких слоев населения для осуществления долгосрочных инвестиций. Небольшой размер минимальных пенсионных взносов при длительном сроке пенсионных платежей позволяет привлекать сбережения лиц с невысокими доходами, а также денежные средства работодателей. Неликвидность активов НПФ и длительный срок большинства пенсионных схем позволяют этим институтам направлять аккумулированные средства на цели долгосрочного инвестирования, активно участвовать в финансировании программ с низкой доходностью, высокой надежностью и длительным сроком реализации. Практически ни один из других финансовых инвесторов не имеет конкурентных преимуществ перед НПФ в данном сегменте рынка долгосрочных инвестиций, так как их деятельность ограничена более жесткими требованиями ликвидности активов [3].

Отметим, что формирование системы НПФ в России начиналось неблагоприятно: отсутствовали необходимые нормативные документы, негативно действовали инфляция, тяжелое финансовое положение предприятий, неустойчивость фондового рынка, политическая нестабильность и неопределенность. Первый в России Негосударственный пенсионный фонд был создан в ноябре 1991 г., через 7 лет их стало 280.

Рассмотрим механизм их функционирования. За каждое застрахованное лицо, работающее в особых условиях труда, работодатель уплачивает страховые взносы по дополнительному тарифу, которые перечисляются в уполномоченные негосударственные пенсионные фонды. При этом необходимо обеспечить контроль со стороны Пенсионного фонда Российской Федерации в рамках персонифицированного учета плательщиков взносов и негосударственных пенсионных фондов.

Для лиц, работающих в особых условиях труда, которые не обслуживаются ни одним из уполномоченных негосударственных пенсионных фондов, страховые взносы должны будут уплачиваться в Пенсионный фонд Российской Федерации по повышенным тарифам. Эти взносы планировалось размещать на специальный счет в рамках накопительной системы.

Предложенный выше подход к организации профессионального пенсионного страхования связан с внедрением системы персонифицированного учета в системе государственного пенсионного страхования на всей территории Российской Федерации, функционирование которой началось в 2000 г. Сам Закон о персонифицированном учете был принят 20 марта 1996 г. Он направлен на создание условий для назначения пенсий в соответствии с трудовым вкладом, обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке, развитие заинтересованности застрахованных лиц в уплате страховых взносов. Персонифицированный учет застрахованных лиц позволяет создать механизм саморегулирования при сборе страховых взносов: поскольку при назначении пенсии будут использоваться данные этого учета, работники будут заинтересованы в своевременном перечислении страховых взносов работодателями и будут сами контролировать этот процесс, чтобы данные о взносах соответствовали заработку и были учтены в пенсионном фонде.

Закон рассматривает перечень обязанностей всех субъектов в сфере пенсионирования. Так, государство в лице Пенсионного фонда России принимает на себя обязательства открыть индивидуальный лицевой счет и выдать страховое свидетельство каждому застрахованному, обеспечить защиту сведений.

Работодатели, помимо финансового участия в формировании Пенсионного фонда России, обязаны предоставлять сведения обо всех работающих по трудовому договору, за которых они выплачивают страховые взносы, получать страховые свидетельства и выдавать их под роспись застрахованным лицам, передавать бесплатно каждому работнику копию сведений, поданных о нем в соответствующие отделения Пенсионного фонда России, контролировать соответствие реквизитов страхового свидетельства реквизитам документов, удостоверяющих личность работника.

Перечень сведений, которые обязан предоставить работодатель, содержат период деятельности, включаемый в специальный трудовой стаж, сумму заработка, на который начислялись страховые взносы, сумму начисленных страховых взносов, на которые они не начислялись, и др.

Согласно Закону застрахованное лицо обязано пройти регистрацию в органах Пенсионного фонда Российской Федерации; получить страховое свидетельство, хранить его и предъявлять по требованию уполномоченных на то лиц; заявлять в случае изменения сведений, находящихся на его индивидуальном лицевом счете, а также при утере страхового свидетельства; представлять по требованию органов Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие сведения, подлежащие включению на его индивидуальный лицевой счет [7]. Достоинством данного Закона являются перспективы дифференциации пенсионного обеспечения в зависимости от трудового вклада.

С 1 февраля 1998 г. вступил в силу Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 113 «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий». В связи с принятием данного Закона пенсии для неработающих пенсионеров стали исчисляться с применением индивидуального коэффициента пенсионера. Индивидуальный коэффициент пенсионера — это размер пенсии, выраженный в процентах к среднемесячной заработной плате в стране. Он определяется путем умножения размера пенсии в процентах, получающегося в зависимости от продолжительности трудового стажа на отношение среднемесячного заработка за установленный период, из которого исчисляется пенсия, к среднемесячной заработной плате в стране за тот же период. Иными словами, ИКП — соотношение заработка, из которого исчисляется пенсия, к средней заработной плате в стране в год его получения. Указанное соотношение будет применяться не только при назначении пенсий, но и при их перерасчете в связи с повышением индекса цен. Это позволило преодолеть недостатки существующего механизма пересмотра размера пенсий в связи с их индексацией [3].

Читайте так же:  Переселенцы с донбасса пенсии и соц выплаты

В заключение отметим, что пенсионное обеспечение в России существует около четырех веков, за последние полвека государство стало уделять больше внимания пенсионной системе: произошло повышение пенсий, помимо страховой части пенсии, появилась накопительная часть. Наряду с государственными пенсионными фондами образовались негосударственные пенсионные фонды, все большую популярность получают профессиональные пенсионные системы.

Рецензенты:

Силин А.Н., д.соц.н., профессор кафедры маркетинга и муниципального управления, ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет», г. Тюмень;

Хайруллина Н.Г., д.соц.н., профессор кафедры социологии. ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет», г. Тюмень.

Правовое регулирование страховых пенсий по старости

Видео (кликните для воспроизведения).

Введение 3
Глава 1. Общие положения о страховой пенсии по старости 5
1.1 Понятие и сущность страховой пенсии по старости 5
1.2 Виды страховых пенсий по старости 7
Глава 2. Порядок назначения страховой пенсии по старости 9
2.1 Условия назначения, размер и структура страховой пенсии по старости 9
2.2 Перерасчет размера страховой пенсии по старости 14
2.3 Особенности условий назначения досрочных страховых пенсий по старости 16
Заключение 22
Список использованных источников и литературы 26

Актуальность исследования. Конституция Российской Федерации, принятая на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года (далее – Конституция РФ) провозглашает Российской Федерацию социальным государством. Проявлением социального государства выступает пенсионная система. В основе пенсионной системы современной России заложено пенсионное страхование. Основой пенсией в системе пенсионного страхования выступает страховая пенсия по старости. Ввиду изменений системы пенсионного обеспечения по старости актуальность вызывает изучение страховой пенсии по старости.
Объектом исследования настоящей курсовой работы является изучение общественных отношений, связанных с правовым регулированием страховых пенсий по старости.
Предмет исследования включает в себя:
− нормы права социального обеспечения;
− научные публикации по исследуемым вопросам.
Целью работы является изучение вопросов правового регулирования страховых пенсий по старости.
Для достижения указанных целей были поставлены следующие задачи:
1) дать общую характеристику страховой пенсии по старости;
2) проанализировать порядок назначения страховой пенсии по старости.

Правовое регулирование назначения и выплаты страховых пенсий

Введение 3
Глава 1. Законодательное регулирование и условия назначения страховых пенсий 6
1.1. Правовое регулирование страховых пенсий 6
1.2. Условия назначения страховых пенсий 16
Глава 2. Анализ специфики порядка назначения и выплаты страховых пенсий 25
2.1. Порядок назначения страховых пенсий 25
2.2. Специфика выплаты страховых пенсий 29
2.3. Проблемы, связанные с назначением и выплатой страховых пенсий, и пути их решения 36
Заключение 53
Список литературы 56

Содержание

Введение 3
Глава 1. Законодательное регулирование и условия назначения страховых пенсий 6
1.1. Правовое регулирование страховых пенсий 6
1.2. Условия назначения страховых пенсий 16
Глава 2. Анализ специфики порядка назначения и выплаты страховых пенсий 25
2.1. Порядок назначения страховых пенсий 25
2.2. Специфика выплаты страховых пенсий 29
2.3. Проблемы, связанные с назначением и выплатой страховых пенсий, и пути их решения 36
Заключение 53
Список литературы 56

Правовое регулирование пенсий по старости

Основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на назначение и выплату страховых пенсий:

в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»,

устанавливает Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О страховых пенсиях».

Целью Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» является:

защита прав граждан РФ на назначение и выплату страховых пенсий, предоставляемую на основе обязательного пенсионного страхования,

с учетом социальной значимости трудовой и/или иной общественно-полезной деятельности граждан, в результате которой создается материальная основа субсидиарной ответственности государства за пенсионное обеспечение граждан.

Законодательство РФ о назначении и выплате страховых пенсий

Законодательство РФ о назначении и выплате страховых пенсий состоит:

из Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»,

Федерального закона от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»,

Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»,

Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и

других федеральных законов.

Назначение и выплата страховых пенсий

Страховые пенсии назначаются и выплачиваются:

в соответствии с Федеральным законом № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»;

изменение условий назначения страховых пенсий, норм назначения страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.

В случаях, предусмотренных Федеральным законом № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Правительство РФ:

определяет порядок реализации права граждан РФ на назначение и выплату страховых пенсий и

правила назначения страховых пенсий отдельным категориям граждан.

Порядок назначения, перерасчета, перевода с одного вида пенсии на другой и порядок выплаты пенсий, финансируемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, регулируются:

Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»,

Законом РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей».

Пенсионное обеспечение граждан за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ, средств местных бюджетов и средств организаций:

  • регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и актами организаций.

Правовое регулирование и условия назначения трудовой пенсии по инвалидности

Код 230009
Дата создания 03 июля 2016
Страниц 57
Видео (кликните для воспроизведения).

Рубрика: 15. Трудовое право

Дата публикации: 25.02.2016

Статья просмотрена: 2544 раза

Библиографическое описание:

Огрина М. В. Правовое регулирование и условия назначения трудовой пенсии по инвалидности [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 218-220. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/181/9861/ (дата обращения: 11.01.2020).

Статья посвященаисследованию условий назначения трудовой пенсии по инвалидности, размер пенсии и порядок её выплаты в Российской Федерации. В данной статье рассматривается общая характеристика пенсий по инвалидности и пути реформирования законодательства о трудовых пенсиях по инвалидности в Российской Федерации.

Ключевые слова: трудовая пенсия по инвалидности, пенсия, инвалидность, инвалид.

В силу многих социально-экономических, демографических и иных причин во всем мире растет количество лиц, ставших инвалидами [6, с.265]. Согласно Федеральному закону от 24.11.1995 г. (ред. от 29.12.2015)

«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалидом признается лицо, имеющее нарушение здоровья человека со стойким расстройством функций организма, вызванное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Основной формой социальной защиты данной категории граждан является выплата им трудовых пенсий по инвалидности [10, с. 78]. Трудовая пенсия по инвалидности — это ежемесячная выплата, назначаемая в целях частичной компенсации утраченного заработка или иного трудового дохода лицам, имеющим ограничение к трудовой деятельности, на период ее установления [7, с.135]. Основания возникновения и порядок реализации права на трудовые пенсии устанавливаются Федеральным законом от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Социальные пенсии предусмотрены Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. (ред. от 28.11.2015, с изм. от 29.12.2015) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Таким образом, если прежде данные отношения регулировались Законом РФ от 20 ноября 1990 г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации», то теперь приняты и действуют два законодательных акта.

В соответствии со статьей 8 Федерального Закона от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по инвалидности может быть установлена при наличии ограничения трудоспособности I, II, или III степени. Под ограничением трудоспособности понимают полную или частичную утрата лицом возможности осуществлять трудовую деятельность, при чем степень ограничения определяется только по медицинским показаниям Бюро медико-социальной экспертизы [8, с.372]. Так же немаловажным условием для назначения трудовой пенсии по инвалидности является наличие страхового стажа. То есть для приобретения права на трудовую пенсию инвалиду необходимо подтвердить факт наличия страхового стажа, минимальная продолжительность которого — один день [8, с.371]. Таким образом, существует два основных условия для назначения трудовой пенсии по инвалидности: признание гражданина инвалидом и наличие страхового стажа.

С 1 января 2010 года Трудовая пенсия по инвалидности состоит не из трех частей (базовой, страховой и накопительной), а из двух частей: базовой и страховой [11, с. 96]. Размер пенсии по инвалидности определяется законодательством дифференцировано. Критериями дифференциации размера пенсии по инвалидности являются степень утраты профессиональной трудоспособности и причиной инвалидности.Минимальный размер пенсии по инвалидности для инвалидов 1 и 2 групп установлен на уровне минимальной пенсии по старости. Инвалидам 3 группы вследствие общего заболевания, трудового увечья, профессионального заболевания и военной травмы пенсия устанавливается в размере 30 % от заработка [8, с. 382].

В целях реализации прав инвалидов, закрепленных в Конвенции ООН о правах инвалидов, на национальном уровне необходимо дальнейшее совершенствование российского законодательства, основными направлениями которого должны стать повышение размеров пенсий и оптимизация установления правового статуса инвалида [15].

По данным Дополнительного Офиса филиала Негосударственного пенсионного фонда «Промагрофонд» в г. о. Саранск, средний размер трудовой пенсии по инвалидности в республике составляет 5575 рублей.Еще в 2002 г. одна из ведущих ученых-юристов Н. И. Лаас указывала на то, что размеры пенсий, рассчитанные по установленной Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» пенсионной формуле ниже прожиточного минимума [11, с. 217].Дефекты существующей системы пенсионного обеспечения могут быть устранены только путем возвращения к правилам назначения пенсий по инвалидности, которые содержались в Законе РФ «О государственных пенсиях в РФ» 1990 г., модернизированным с учетом передового международного опыта и последних научных исследований в этой области. Речь идет о том, что система пенсионного обеспечения инвалидов должна состоять из трех уровней, что соответствует рекомендациям МОТ: базовой пенсии, назначаемой всем лицам независимо от возраста, ставшими инвалидами и не имеющими полный страховой стаж; трудовой пенсии, чей размер зависит от страхового стажа и размера заработка; и негосударственной пенсии, формируемой путем добровольного страхования [14].

Что касается оптимизации процедуры установления инвалидности, представляется целесообразным объединить I и II группы. Данные предложения высказывали Г. С. Симоненко и Н. В. Антипьева. Необходимость введения двух вместо трех групп инвалидности связана с тем, что в российском законодательстве не всегда проводится полноценная дифференциация мер социальной поддержки по трем группам инвалидности [7, с. 129]. Так же в качестве весомой причины для объединения двух групп инвалидности в одну можно назвать цели реабилитации инвалидов данных групп. Как указывает

И. Н. Ясырева, реабилитация инвалидов I и II группы должна быть направлена на их интеграцию в общество, поскольку, учитывая тяжесть инвалидности, сущность реабилитации в данном случае состоит не столько в восстановлении здоровья, сколько в восстановлении социального функционирования [13, с. 88]. То есть различий в целях реабилитации инвалидов I и II группы попросту нет, поэтому логичнее ввести две группы инвалидности. Первая группа (тяжелая инвалидность) заменяет I и II группу, а вторая группа (легкая инвалидность) вводится вместо III группы.

Таким образом, являясь основным средством жизнеобеспечения инвалидов, трудовая пенсия по инвалидности призвана частично компенсировать утраченный заработок или иной трудовой доход лицам, имеющим ограничение к трудовой деятельности, на период ее установления. Несмотря на преобразования в пенсионной сфере, размеры пенсии по инвалидности не способны удовлетворять жизненные потребности инвалидов на должном уровне. Дефекты существующей системы пенсионного обеспечения могут быть устранены только путем возвращения к правилам назначения пенсий по инвалидности, которые содержались в Законе РФ «О государственных пенсиях в РФ» 1990 г., но с учетом международного опыта и последних научных исследований в этой области.На основе анализа существующих разработок по совершенствованию пенсионного обеспечения инвалидов можно предложить следующую структуру страховой пенсии по инвалидности, которая должна быть закреплена в законодательстве и состоять из трех уровней, что соответствует рекомендациям МОТ. Данные меры поспособствуют устранению серьезных недостатков в системе пенсионного обеспечения инвалидов и сделают его меры достаточными для качественного жизнеобеспечения инвалидов.

Пенсии по старости: функции, признаки, разновидности

Понятие пенсии по старости

Пенсия по старости — это важнейший вид пенсионного обеспечения. На выплату пенсий расходуется существенная часть средств Пенсионного Фонда. Пенсии в качестве социального обеспечения представляют собой для многих граждан основной источник для существования. Для лиц пожилого возраста пенсионное обеспечение играет важную роль, поэтому особо важно со стороны государства обеспечить надлежащее регулирование пенсионного обеспечения.

Понятие пенсии по старости до недавнего времени правом социального обеспечения рассматривалось как понятие «пенсия по возрасту». Этот термин был более точен, так как конституционные нормы дают гарантию на социальное обеспечение в соответствии с возрастом, а не по достижении старости.

Термин «старость» можно рассматривать с позиции нескольких аспектов:

  1. с медицинской точки зрения она представляет собой состояние организма пожилых людей, которое можно характеризовать потерей способности к продолжению рода, полноценному труду, ухудшением здоровья;
  2. с юридического аспекта старость заключается в достижении возраста, который указывает закон.

Законодатель закрепил разные возрастные границы для старости. В первую очередь, классификация осуществляется в соответствии с половым признаком, когда нет речи о дискриминации, а возраст рассматривается в качестве дифференциации правового регулирования. Вне зависимости от того, что по статистике мужчины умирают раньше, чем женщины, право на пенсию у мужского пола возникает позже. Что касается пониженного возраст для выхода на пенсию женщин, то это связано с более сложной и напряженной жизнью, аспектами биологического характера, включая рождение и воспитание детей, большую нагрузку по ведению домашнего хозяйства и др. В последние годы можно наблюдать общемировую тенденцию в виде установления пенсионного возраста, единого для обоих полов. В нашей стране до последнего времени был самый низкий общий пенсионный возраст.

Так, в Германии пенсия начинает выплачиваться с 65 лет, если человек вносил взносы в течение 5 лет, с 63 лет право на пенсию возникает при условии, если взносы вносились в течение 35 лет. В Соединенных Штатах по стандарту пенсионный возраст 65-66 лет, в Японии — с 65 лет.

Низкая граница пенсионного возраста может быть установлена для тех людей, которые осуществляют трудовую деятельность в условиях, отличных от нормальных условий. Эти граждане имеют специальный страховой стаж.

Особенности и признаки пенсии по старости

Общие признаки пенсий, которые присущи для любого вида:

  1. государственный и правовой характер;
  2. периодичность выплат;
  3. осуществление выплат из Пенсионного Фонда (федеральных бюджетов);
  4. учет социальных факторов и трудового вклада граждан;
  5. соизмеримость суммы пенсии и заработной платы.

В число специфических признаков пенсии по старости можно включить:

  1. назначается в момент достижения человеком установленного возрастного предела;
  2. предусматривает страховой стаж соответствующей длительности;
  3. включает принцип постоянства (пожизненной выплаты);
  4. выплачивается вместо заработной платы или в качестве дополнения к ней;
  5. является основным (одним из основных) источников для жизни и существования пенсионеров.

Если учесть данные признаки, то понятие пенсии по старости представляет собой гарантированную государством ежемесячную пожизненную денежную выплату. Она должна быть соразмерна прежней заработной плате, назначаться по достижении определенного возраста при условии наличия страхового стажа требуемой продолжительности. Выплата пенсии происходит вместо оплаты по труду (как дополнение к ней).

Функции пенсии

Максимально полно функции пенсий по старости рассмотрел Шайхатдинов В. Ш. Она призвана исполнять функции, посредством которых воздействует на экономику, социальную область, идеологию и политику, демографию, человеческое поведение. Данное воздействие имеет комплексный характер, поэтому выделение отдельных функций можно считать условным.

В первую очередь важно обратить внимание на экономическую функцию пенсии, которая включает обеспечительный и производственный аспекты.

Обеспечительный аспект заключается в том, что пенсия представляет собой основной (один из основных) источников средств для существования пожилого человека. Ее можно считать средством для удовлетворения определенных потребностей и поддержания жизни.

Производственный аспект экономической функции состоит в положительном воздействии пенсионного обеспечения на экономику. По причине многоплановости этого аспекта, его разделяют еще на несколько подфункций.

Стимулирующая подфункция состоит в механизме мотивации, которая побуждает человека выполнять работу с особыми условиями труда, получать более высокие заработки. В связи с этим, в будущем человек получает право на досрочное пенсионное обеспечение, получение пенсии в более высоком размере.

Еще одна подфункция заключается в смене трудовых поколений, что характеризуется выявлением значения пенсий в выводе из процесса производства пожилых работников и замещением их на более молодых. Данная подфункция основана на правовых нормах, касающихся общих условий назначения пенсии, назначения льготных пенсий, досрочных пенсий безработным гражданам. С помощью данной подфункции происходит движение персонала на предприятиях с сохранением определенной преемственности.

Производственная функция пенсии также рассматривается с позиции ее значения как средства перераспределения трудовых ресурсов, которое происходит между отраслями экономики и внутри них. Здесь речь идет о переходе сотрудников, для которых назначена пенсия, из отраслей с тяжелыми, опасными и вредными условиями труда в те отрасли, для которых характерны более легкие и безопасные условия труда.

Социальная функция предназначена для предупреждения, смягчения или устранения негативных последствий, которые связаны с достижением человеком пенсионного возраста. В ее составе отдельно рассматриваются защитная и компенсационная подфункция. Первая из них заключается в защите пожилых работников от угрозы безработицы, бедности, заболеваний, инвалидности и др.

Посредством пенсии пожилые люди могут оставлять работу, достойно существовать, удовлетворять базовые потребности, включая те, которые связаны с охраной здоровья (например, приобретение лекарственных препаратов, рациональное питание и др.).

Компенсационная подфункция состоит во взаимосвязи суммы пенсии и размера заработка работника до момента назначения пенсии, а также суммы пенсии и снижения ее реальной стоимости по причине роста цен на потребительскую продукцию и услуги.

В первой ситуации рассматривается компенсация утраченного заработка через механизм исчисления пенсии. Во второй имеют в виду индексацию пенсий.

Особо выделяется компенсирующая роль пенсий по старости на работах, которые связаны с особыми условиями труда (например, работа на Крайнем Севере, работа граждан, которые подверглись воздействию радиации.

Политическая функция рассматривает пенсию в качестве важного инструмента государственной социальной политики. С ее помощью предотвращается дальнейшее снижение уровня жизни населения, улучшается материальное положение различных групп и слоев общества, снижается рост социальной напряженности в нем.

Социально-психологическая функция отражает значение пенсионного обеспечения в рамках появления у пожилых людей уверенности в завтрашнем дне, включая чувство социальной защищенности. Особенную роль эта функция начала играть в период проведения в нашей стране экономической реформы, предполагающей негативные последствия, которые касаются пожилых людей.

Демографическая функция заключается в воздействии данной категории на смену поколений. Посредством пенсий осуществляется относительно безболезненный переход граждан среднего поколения в категорию старшего поколения. Функция направлена на замещение пожилых сотрудников более молодыми, что существенно минимизирует противоречия поколений и гармонизирует взаимоотношения поколений в семьях.

Классификация пенсий

Классификация пенсии по старости проводится в соответствии с нормативными правовыми актами, с помощью которых происходит регулирование ее предоставления:

  1. Законом о трудовых пенсиях назначается и регулируется:
    1. трудовая пенсия по старости (понятие предусматривает использование на общих основаниях);
    2. досрочная трудовая пенсия (назначается по старости по причине особых условий труда);
    3. досрочная трудовая пенсия для граждан-работников летно-испытательного состава;
    4. досрочная трудовая пенсия для прочих категорий;
  2. Законом о занятости населения и Законом о трудовых пенсиях регулируется назначение досрочной пенсии по старости безработным лицам;
  3. Законом о гос. пенсионном обеспечении назначается и регулируется:
    1. пенсия по старости для тех граждан, которые пострадали в ходе радиационных или техногенных катастроф;
  4. социальные пенсии.

Разницу в рассмотренных видах пенсии можно отразить источником их финансирования. Так, финансирование трудовой пенсии происходит с помощью средств ПФР, пенсии пострадавшим от радиационных и техногенных катастроф финансируются средствами федерального бюджета.

Правовое регулирование льготных пенсий по старости в Российской Федерации

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика досрочного пенсионного обеспечения по старости 5
1.1 Понятие и значение досрочного пенсионного обеспечения по старости 5
1.2 Исчисление и подтверждение стажа для назначения досрочной пенсии по старости 10
Глава 2. Виды льготных пенсий по старости в Российской Федерации 17
2.1 Досрочное пенсионное обеспечение по старости в связи с особыми видами профессиональной деятельности 17
2.2 Досрочное пенсионное обеспечение отдельных категорий граждан 21
2.3 Досрочное пенсионное обеспечение по старости из-за сокращения штата 23
Заключение 25
Список использованных источников и литературы 28

«Трудовые пенсии по старости: правовое регулирование и порядок назначения»

Срочно выполнить курсовую работу по праву и юриспруденции с оформлением по госту и списком литературы. Срок 8 дней, подробное описание темы приложено к заданию

  • Бесплатные корректировки
  • Шпаргалки в подарок!
  • Предоплата всего 25%
  1. Главная
  2. Заявки
  3. Трудовые пенсии по старости: правовое регулирование и порядок назначения

Тип: Курсовая работа

Предмет: Право и юриспруденция

Стоимость: 1000 РУБ

Тип: Курсовая работа

Предмет: Право и юриспруденция

Стоимость: 800 РУБ

Тип: Курсовая работа

Предмет: Право и юриспруденция

Стоимость: 1000 РУБ

Тип: Курсовая работа

Предмет: Право и юриспруденция

Стоимость: 900 РУБ

Тип: Курсовая работа

Предмет: Право и юриспруденция

Стоимость: 1000 РУБ

Тип: Курсовая работа

Предмет: Право и юриспруденция

Стоимость: 1000 РУБ

Тип: Курсовая работа

Предмет: Право и юриспруденция

Стоимость: 800 РУБ

Тип: Курсовая работа

Предмет: Право и юриспруденция

Стоимость: 1000 РУБ

У каждого студента рано и поздно настает день «Х». И это не свадьба или кризис среднего возраста, как можно было подумать, это защита курсовой или дипломной работы (проекта). Однако этот процесс вызывает немало вопросов и сложностей.А действительно, как же на самом деле выглядит правильная защита.

Многие студенты думают, что этот раздел не столь важен и что главное – справиться с основной частью. Но если грамотно написать и оформить содержание курсовой работы, то научному руководителю и проверяющему будет проще ориентироваться в ней, а это сыграет ключевую роль при оценке и защите курсовой.

Правовое регулирование пенсий по старости
Оценка 5 проголосовавших: 1