Содержание
- 1 научная статья по теме ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государство и право. Юридические науки
- 2 Повышение оригинальности
- 3 Работа № 80328
- 4 § 3. Международно-правовое регулирование пенсионного обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей
- 5 Правовое регулирование пенсионного обеспечения военнослужащих, уволенных с военной службы
- 6 Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» (с изменениями и дополнениями)
научная статья по теме ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государство и право. Юридические науки
Цена:
Авторы работы:
ЕРМАКОВ ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ
Научный журнал:
Год выхода:
Текст научной статьи на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
ГОСУДАРСТВО И ПРАВО, 2013, № 2, с. 32-43
ХОЗЯЙСТВО, ТРУД, ПРАВО
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
© 2013 г. Дмитрий Николаевич Ермаков1
Краткая аннотация: в представленной статье проведён комплексный анализ особенностей правового регулирования государственного пенсионного обеспечения военнослужащих в Российской Федерации. Annotation: in the represented article the complex analysis of the special features of the lawful regulation of the state pension for soldiers in the Russian Federation is carried out.
Ключевые слова: система пенсионного обеспечения; военнослужащий; военная служба; военная пенсия за выслугу лет; государственное пенсионное обеспечение; коэффициент замещения утраченного заработка; военные пенсионеры.
Key words: «the system of pension guarantee»; «soldier»; «military service»; «military longevity pension»; «state pension guarantee»; «the coefficient of the substitution of the lost earnings»; «military pensioners».
Наряду с обязательным пенсионным страхованием в структуру системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации входит государственное пенсионное обеспечение, которое согласно Федеральному закону «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»2 (далее — ФЗ № 166) реализует ежемесячную государственную денежную выплату определенным категориям граждан (в том числе и иностранным гражданам, а также лицам без гражданства, если это предусмотрено законодательством) в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет; либо в целях компенсации вреда, причиненного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным
1 Профессор кафедры маркетинга, экономики и социологии труда Российского государственного социального университета, доктор политических наук, кандидат экономических наук, академик РАЕН, РАСН, РАСО (E-mail: [email protected]).
2 См.: Собрание законодательства РФ. 2001. № 51. Ст. 4831.
гражданам в целях предоставления им средств к существованию.
Более подробно рассмотрим пенсионное обеспечение некоторых из них, а именно: военнослужащих, федеральных государственных гражданских служащих, а также нетрудоспособных граждан и, соответственно, виды пенсий, которые им выплачиваются по государственному пенсионному обеспечению (за выслугу лет, по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца и социальные пенсии).
Во-первых, анализируя государственное пенсионное обеспечение, следует отметить частое изменение законодательства в данной сфере, особенно относительно разных категорий получателей государственных пенсий. Причем нередко эти изменения ведут к сокращению льгот и выплат как будущим, так и настоящим пенсионерам в указанной подсистеме, кардинальному пересмотру прежних условий назначения пенсии, ее расчета и пр.
Во-вторых, отсутствуют единые принципы функционирования государственного пенсионного обеспечения. Единственное, что объединяет всех получателей государственных пенсий, — это источник их финансирования, а именно: финансовое обеспечение расходов на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению (включая организацию их доставки) производится
за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых Пенсионному фонду (ПФР). Одновременно механизм пенсионного обеспечения разных получателей пенсий по государственному пенсионному обеспечению различен.
Остановимся на анализе пенсионного обеспечения военнослужащих.
Пенсионное обеспечение имеет особое значение для военнослужащих. Выбирая военную службу, отличающуюся повышенными рисками для жизни и здоровья, они должны быть уверены, что после увольнения их ждет обеспеченная старость. По сути, достойное пенсионное обеспечение — один из моментов привлекательности военной службы, который влияет на комплектование кадрового состава, где предусмотрена такая служба. В силу же особой значимости этих структур в жизни общества можно утверждать, что от них зависит военная, а значит, и национальная безопасность страны и общества в целом. Поэтому от эффективности пенсионного обеспечения военнослужащих зависит в конечном счете и решение вопросов обеспечения безопасности страны и общественной жизни.
Следует подчеркнуть, что военная служба отличается от иных видов трудовой деятельности повышенным риском гибели военнослужащего, причинением вреда его здоровью, что объективно влечет негативное изменение материального и (или) социального положения как самого военнослужащего, так и членов его семьи. Риск материальной необеспеченности военнослужащего (и/или членов его семьи) может наступить вследствие не только причинения вреда его здоровью, гибели военнослужащего, но и прекращения военно-служебных отношений (увольнения из соответствующих структур по разным основаниям).
Представляется, что в силу особого характера службы военная пенсия (вне зависимости от ее вида, в том числе и пенсия за выслугу лет) должна трактоваться не только как компенсация потери утраченного заработка военнослужащего, но и как компенсация вреда, причиненного его здоровью (жизни), а также всех тягот военной службы (повышенного риска гибели, потери здоровья, ограничений прав, прямо закрепленных соответствующим законодательством).
Об этом, в частности, прямо говорится в ст. 2 ФЗ № 166, которой установлено, что пенсия по государственному пенсионному обеспечению выплачивается как «компенсация вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной
службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста». Полагаем, что и сама пенсия военнослужащего должна включать в себя две части: одна, представляющая собой компенсацию утраченного заработка военнослужащего, и вторая — связанная с компенсационными выплатами за особенности военной службы. В этой связи предлагается пересмотреть расчетную базу для исчисления пенсий военнослужащих (о чем речь пойдет далее).
Анализ соответствующего законодательства показывает, что единая правовая основа, устанавливающая назначение и выплату пенсий разным категориям военнослужащих, отсутствует.
Во-первых, в законодательстве нет общего определения понятия «военнослужащий». Так, в пенсионном (как и военном) законодательстве встречаются по меньшей мере несколько понятий. В ФЗ № 166 дается широкая дефиниция этого понятия. К военнослужащим отнесены: лица, проходившие военную службу по контракту (в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов) или по призыву (в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин). Далее перечисляется, где проходила эта служба3. Однако уже в Законе РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12 февраля 1993 г.4 (далее — Закон о военных пенсиях) к числу военнослужащих не отнесены ни прокурорские работники, ни со-
3 Помимо Вооруженных Сил РФ и Объединенных Вооруженных Сил СНГ названы: Федеральная пограничная служба России, Внутренние войска МВД России, Железнодорожные войска России, федеральные органы правительственной связи и информации, Войска гражданской обороны, органы ФСБ и пограничных войск, федеральные органы государственной охраны, органы внешней разведки РФ и другие воинские формирования Российской Федерации, созданные в соответствии с законодательством России, лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе. Интересно, что к военнослужащим отнесены и прокурорские работники, сотрудники Следственного комитета, сотрудники таможенных органов Российской Федерации, сотрудники налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.
4 См.: Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1993. № 9. Ст. 328.
трудники Следственного комитета, что во многом корреспондирует со ст. 2 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г.5
Во-вторых, положения, регулирующие пенсионное обеспечение военнослужащих, закреплены в разных законах и подзаконных актах, что затрудняет как теоретическое осмысление данной проблемы, так и правоприменительную практику. Подчас эти положения противоречат друг другу (например, это нередко наблюдается при сопоставлении военного и другого федерального законодательства в анализируемой области).
В-третьих, пенсионное обеспечение разных категорий военнослужащих регулируется разными законами. Так, пенсионное обеспечение военнослужащих, проходивших службу по призыву, регулируется ФЗ № 166; военнослужащих по контракту — Законом о военных пенсиях; пенсии федеральных государственных гражданских служащих, замещающих отдельные должности в Министерстве обороны РФ, в случае замещения их гражданскими лицами (куда относятся должности заместителя начальника Генерального штаба Вооруженных Сил РФ, начальника инспекции Министерства обороны РФ и еще целый ряд должностей6) исчисляются и выплачиваются опять же в соответствии с ФЗ № 166.
В-четвертых, даже в рамках Закона о военных пенсиях для военнослужащих, относящихся к разным ведомствам, пенсионное обеспечение имеет свои особенности, поскольку целый ря
Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.
Повышение оригинальности
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp» , которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Работа № 80328
Введение ……………………………………………………………………………..3
Глава 1 Правовые основы и направления совершенствования государственного
пенсионного обеспечения военнослужащих………………………………………6
1.1 Роль и значение пенсионного обеспечения в социальной защите
лиц уволенных с военной службы и членов их семей………………. …………6
1.2 Основные проблемные вопросы и пути совершенствования системы
пенсионного обеспечения граждан, проходивших военную службу …………..15
Глава 2 Виды пенсий военнослужащих, порядок и условия
их назначения……………………………………………………………………….25
2.1 Пенсия за выслугу лет……………………………………………………….…25
2.2 Пенсия по инвалидности………………………………………………………35
2.3 Пенсия по случаю потери кормилица…………………………………. ……41
Заключение…………………………………………………………………….…..62
Список использованных источников ……………………………………………64
1.1 Роль и значение пенсионного обеспечения в социальной защите лиц, уволенных с военной
службы, и членов их семей
1.2 Основные проблемные вопросы и пути совершенствования системы пенсионного обеспечения граждан, проходивших военную службу
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Смотреть похожие работы
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.
§ 3. Международно-правовое регулирование пенсионного обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей
Суммы государственных пенсий, подлежащие переводу за пределы Российской Федерации, пересматриваются при принятии федеральных законов об изменении норм пенсионного обеспечения, дающих право на более высокую пенсию, если связанный с этим пересмотр размеров государственных пенсий может быть произведен без дополнительного документального подтверждения гражданами юридических фактов, определяющих право на перерасчет государственных пенсий, и если указанными федеральными законами не будет предусмотрено иное.
По желанию указанных пенсионеров пенсия им в период проживания за границей может выплачиваться в рублях на территории Российской Федерации.
При возвращении граждан на постоянное жительство в Российскую Федерацию суммы назначенных государственных пенсий в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью (службой), право на получение которых имелось ко дню выезда за пределы Российской Федерации, не полученные за время постоянного проживания за пределами Российской Федерации, выплачиваются в порядке, установленном законодательством России для выплаты государственной пенсии, не полученной пенсионером своевременно (ч. 1 ст. 58 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1).
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 6 марта 2001 г. № 21-ФЗ действие данного Федерального закона распространяется на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, которым государственные пенсии в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью (службой) назначены в соответствии с законодательством Российской Федерации, независимо от следующих обстоятельств: даты их выезда за пределы Российской Федерации; переезда из одного государства в другое; места жительства. При этом, если выезд состоялся до 1 июля 1993 г. или после этой даты, но не с территории Российской Федерации, выплата государственной пенсии производится не ранее чем с 15 июня 1998 г.
С учетом содержания ст. 64 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 и Федерального закона от 6 марта 2001 г. № 21-ФЗ пенсионерам из числа граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, выехавшим на временное жительство за границу либо выехавшим в другие государства для оказания им технической и иной помощи, для работы в учреждениях Российской Федерации за границей или в международных организациях, пенсии выплачиваются в Российской Федерации на общих основаниях по доверенности пенсионера либо путем зачисления во вклад на его имя в соответствующем учреждении (филиале) Сберегательного банка Российской Федерации.
Граждане, получающие пенсии, назначенные не в Российской Федерации, а в государствах, являющихся участниками СНГ, и других государствах, с которыми Российской Федерацией либо бывшим СССР заключены соглашения (договоры) о социальном обеспечении, предусматривающие их пенсионное обеспечение, вправе, не изменяя места жительства, изъявить желание о прекращении выплат пенсий в указанных государствах и назначении им пенсий в Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В практике органов пенсионного обеспечения имеют место обращения граждан за получением пенсии по доверенности, выданной на территории иностранных государств, в частности в государствах — бывших республиках СССР. Действительность таких документов на территории Российской Федерации установлена Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенной в Минске 22 января 1993 г. (ст. 13 Конвенции). Участниками Конвенции являются государства СНГ: Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина. Согласно ст. 40 Конвенции форма и срок действия доверенности определяются по законодательству государства, на территории которого выдана доверенность.
Действующие в настоящее время договоры и соглашения по пенсионным вопросам, которые заключались СССР и Российской Федерацией с другими государствами, основываются на принципах «территориальности». Основной особенностью этого типа договоров является то, что все расходы по выплате пенсий несет государство, на территории которого проживает пенсионер.
Поскольку с государствами СНГ (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Украина) имеется Соглашение о пенсионном обеспечении от 10 мая 1992 г. (с Молдавией вступило в силу с декабря 1999 г.), рассмотренные выше положения Федерального закона от 6 марта 2001 г. № 21-ФЗ на пенсионеров, получавших пенсии по законодательству Российской Федерации и выезжающих в указанные страны, не распространяются, так как выплата пенсий им производится по законодательству и за счет бюджета страны проживания. Данное положение подтверждено п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, где говорится: «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».
В соответствии с вышеназванным Соглашением при переезде пенсионера из одного государства в другое выплата пенсии вперед не предусматривается. Соглашение распространяется на все виды пенсий, которые установлены или будут установлены законодательством государств — участников Соглашения. Согласно ст. 7 Соглашения при переселении пенсионера в пределах государств — участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера. В случае если пенсия не предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства, то она продолжает выплачиваться государством по прежнему месту жительства до приобретения права на пенсию по законодательству государства по новому месту жительства.
Соглашение с Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения (подписано 10 февраля 1995 г., ратифицировано Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. № 173-ФЗ) также предусматривает пенсионное обеспечение граждан по законодательству государства, на территории которого они проживают.
С 29 ноября 1999 г. вступило в действие Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей города Байконур Республики Казахстан, подписанное в Алма-Ате 27 апреля 1996 г. и распространяющееся на правоотношения по пенсионному обеспечению начиная с 29 ноября 1999 г. Указанное соглашение было подготовлено в связи с заключением Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан об основных принципах и условиях использования космодрома «Байконур» от 28 марта 1994 г. и Договора аренды комплекса «Байконур» между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан от 10 декабря 1994 г. Согласно ч. 1 ст. 3 Соглашения от 27 апреля 1996 г. пенсионное обеспечение жителей города Байконур Республики Казахстан производится по нормам законодательства Российской Федерации с выплатой пенсии в российских рублях. Пенсии, назначенные жителям города Байконур в соответствии с законодательством Республики Казахстан, пересматриваются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом от 8 октября 2000 г. № 128-ФЗ ратифицировано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения, подписанное в г. Москве 16 мая 1997 г.
Между Пенсионным фондом Российской Федерации и Учреждением социального обеспечения Республики Польша 25 июня 1993 г. подписано Соглашение о взаимном переводе пенсий. На основании его взаимному переводу подлежат государственные пенсии, назначенные до переселения пенсионеров на постоянное жительство на территорию одного из государств.
Пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, выехавших на постоянное жительство в бывшие социалистические страны — Чехию, Словакию, Болгарию, Румынию, Венгрию и Монголию, в настоящее время осуществляется на основаниях, установленных международными Соглашениями о сотрудничестве в области социального обеспечения, заключенными СССР с названными странами:
— Соглашением между СССР и Чехословацкой Республикой о социальном обеспечении от 2 декабря 1959 г.;
— Соглашением между СССР и Народной Республикой Болгарией о социальном обеспечении от 11 декабря 1959 г.;
— Соглашением между СССР и Румынской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 декабря 1960 г.;
— Соглашением между СССР и Венгерской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 20 декабря 1962 г.;
— Соглашением между СССР и Монгольской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 6 апреля 1981 г.
Несмотря на давность подписания указанных соглашений, они продолжают действовать в настоящее время и применяются в полном объеме между Российской Федерацией как правопреемником СССР в части международных договоров и Чехией, Словакией, Болгарией, Румынией, Венгрией и Монголией. Государства Чехия и Словакия образовались в результате распада Чехословакии и как правопреемники Чехословакии продолжают применять Соглашение от 2 декабря 1959 г.
Договор между СССР и ГДР, заключенный в 1960 г., утратил свою силу в связи с объединением Германии.
Вышеназванные соглашения составлены по типовой схеме с небольшими особенностями, которые не носят принципиального характера. В соответствии с нормами этих соглашений право на пенсионное обеспечение в случае переселения с территории одного государства на территорию другого государства имеют граждане договаривающихся сторон, выехавшие на постоянное жительство в одно из государств, являющихся участниками соглашения. Лица без гражданства и граждане других государств, не являющихся участниками данных соглашений, к кругу лиц, имеющих право на пенсионное обеспечение в соответствии с соглашениями, не относятся. Гражданство подтверждается заграничным паспортом (если речь идет о гражданине России), или видом на жительство (если иностранный гражданин на законных основаниях находится на территории Российской Федерации), или иностранным паспортом. Что касается граждан России, выехавших в бывшие социалистические страны на временное жительство, то права на пенсионное обеспечение в соответствии с международными соглашениями они не имеют. Их пенсионное обеспечение производится на территории России на общих основаниях, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно большинству соглашений выплата назначенной гражданину пенсии в Российской Федерации должна прекращаться по истечении месяца, в котором имело место переселение пенсионера, и с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором имело место переселение, вместо нее должна назначаться пенсия в «новом» государстве. На практике назначение пенсии в «новом» государстве производится с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии в России, благодаря чему перерывов в выплате пенсии практически не бывает.
Органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в государстве по новому месту жительства пенсионера, производится новое назначение пенсии исходя из сведений, указанных в справке по пенсионному делу, в строгом соответствии с законодательством того государства, куда переселился пенсионер. Вместе с тем, как следует из соглашений, при назначении пенсии само право на пенсию, приобретенное в прежнем государстве (в данном случае в Российской Федерации), не пересматривается, если законодательством государства, в которое переселился пенсионер, предусмотрена пенсия того же вида.
Названные соглашения, как уже было сказано, были заключены в основном в 1960—1963 гг. и, следовательно, в настоящее время морально устарели, поскольку не отражают изменений, произошедших в законодательстве, социальном, экономическом и политическом положении стран — участниц международных соглашений. В этой связи ведется работа по разработке и заключению новых соглашений, в частности с Германией и Чехией.
Разрабатываемые соглашения будут строиться на основе принципа «пропорциональности». Данный принцип предполагает, что расходы на выплату пенсий распределяются между государствами, заключившими соглашение, пропорционально стажу, приобретенному пенсионером на территории каждого из них, т. е. каждая страна отвечает только за тот трудовой стаж, который был приобретен на ее территории, и обеспечивает выплату пенсий, право на получение которых возникло в соответствии с ее законодательством. При реализации соглашений, построенных на принципе «пропорциональности», граждане обоих государств, заключивших соглашение, подпадают под действие законодательства того государства, на территории которого они осуществляют свою трудовую деятельность.
Однако до заключения соглашений с указанными странами (за исключением Германии) «старые» соглашения действуют и отменяться не будут.
Договор между Российской Федерацией и Королевством Испания о социальном обеспечении, заключенный в Мадриде 11 апреля 1994 г. и вступивший в силу 24 февраля 1996 г., не просто пополнил перечень международных договоров России в этой сфере, а открыл для нашей страны новый этап в развитии межгосударственных отношений в области социального обеспечения. Это первый международный договор, заключенный Россией по урегулированию социальных отношений по принципу «пропорциональности». Договор распространяется на урегулирование законодательствами России и Испании отношений по поводу получения пенсионного обеспечения, обеспечения по временной нетрудоспособности, обеспечения по материнству, обеспечения в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями. В соответствии с Договором каждое государство исчисляет и выплачивает часть пенсии или полный размер пенсии, соответствующий трудовому (страховому) стажу, приобретенному на его территории, согласно положениям своего законодательства. При этом место жительства получателя пенсии значения не имеет.
Правовое регулирование пенсионного обеспечения военнослужащих, уволенных с военной службы
Пенсионное обеспечение граждан, проходивших военную службу по контракту, и членов их семей, осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 28.11.1995 N 186-ФЗ, «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», а пенсионное обеспечение граждан, проходивших военную службу по призыву, и их семей — Федеральным законом от 25.07.2002 N 116-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».[20]
В соответствии со ст. 11 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» пенсионное обеспечение лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и их семей в зависимости от последнего места службы этих лиц осуществляется[21]:
а) Министерством обороны Российской Федерации — в отношении военнослужащих, уволенных из Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, Вооруженных Сил Российской Федерации, железнодорожных войск и других воинских формирований Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации (кроме формирований, перечисленных в пунктах «б» и «в» настоящей статьи), лиц, указанных в части первой статьи 3 настоящего Закона, а также их семей;
б) Министерством внутренних дел Российской Федерации — в отношении военнослужащих, уволенных из внутренних войск и военизированной пожарной охраны, лиц рядового и начальствующего состава, уволенных из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, федеральных органов налоговой полиции, а также их семей;
в) Федеральной службой безопасности Российской Федерации — в отношении военнослужащих, уволенных из органов федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войск, органов внешней разведки, Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы Российской Федерации, федеральных органов правительственной связи и информации, федерального органа специальной связи и информации, из Главного управления охраны Российской Федерации, Службы безопасности Президента Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации и Службы специальных объектов при Президенте Российской Федерации, а также их семей;
г) Федеральная служба исполнения наказаний — в отношении сотрудников, уволенных из учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также членов их семей;
д) Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ — в отношении сотрудников, уволенных из органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также их семей.
Пенсионное обеспечение соответствующих категорий уволенных со службы военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждений и органов уголовно-исполнительной системы бывшего Союза ССР, других государств и их семей, указанных в абзацах третьем и пятом пункта «а» и пункте «б» статьи 1 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», осуществляется в соответствии с ведомственной принадлежностью, предусмотренной настоящей статьей.[22]
Основаниями, определяющими право на тот или иной вид пенсии, являются: за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца. Выплата пенсий гражданам, проходившим военную службу, и их семьям обеспечивается за счет средств федерального бюджета. Финансирование расходов на выплату пенсий осуществляется в централизованном порядке.
Основным нормативно-правовым актом, который регулирует вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих, является Закон РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»[23].
Лицам, проходившим военную службу предусмотрена пенсия:
1. Пенсия за выслугу лет. Право на назначение данной пенсии имеют:
• лица, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе;
• лица, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет;
2. Пенсия по инвалидности. Право на назначение данной пенсии имеют лица, ставшие инвалидами, если инвалидность наступила в период прохождения ими службы или не позднее трех месяцев после увольнения со службы либо если инвалидность наступила позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы.
3. Пенсия по случаю потери кормильца. Данная пенсия назначается, если кормилец погиб во время прохождения службы или не позднее трех месяцев со дня увольнения со службы либо позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы.
Право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи погибших лиц, состоявшие на иждивении последних.
Независимо от нахождения на иждивении кормильца пенсия назначается: нетрудоспособным детям; нетрудоспособным родителям и супругу, если они после смерти кормильца утратили источник средств к существованию.[24]
Следует отметить, что время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии военнослужащим, в льготном исчислении. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии военнослужащим, определяется Правительством Российской Федерации.
Необходимо обратить внимание на то, что лицам, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы. А пенсии по инвалидности им и пенсии по случаю потери кормильца их семьям назначаются независимо от продолжительности службы. Таким образом, рассмотренные виды социального обеспечения предоставляют военнослужащим и членам их семей возможность для реализации своих основных прав и использования льгот в вопросах обязательного государственного страхования жизни, здоровья и пенсионного обеспечения.
Основным условием для назначения военной пенсии за выслугу лет является оставление службы, которая включается в выслугу лет.
В выслугу лет для назначения военных пенсий военнослужащим засчитывается служба, в том числе и в льготном исчислении, в порядке, установленном законодательством государств-участников, на территории которых эти лица проходили службу. При этом установленная выслуга лет не подлежит изменению другой стороной.[25]
1. Лица, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы выслугу 20 лет и более.
2. Лица, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет 6 месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.[26]
Военнослужащие после выхода на военную пенсию, продолжающие работать по трудовому договору, при наличии условий для назначения трудовой пенсии, смогут одновременно получать военную пенсию за выслугу лет (военную пенсию по инвалидности) по линии силовых структур и страховую часть трудовой пенсии по старости по линии ПФР.[27]
Расчет страховой части трудовой пенсии определяется по общим правилам Федерального закона «О трудовых пенсиях». Для определения пенсионных прав военнослужащих учитываются пенсионный капитал и среднемесячный заработок, не учтенные при установлении военной пенсии за выслугу лет и военной пенсии по инвалидности по линии силовых структур.[28]
При этом для получения двух пенсий (военной пенсии и трудовой пенсии) необходимо также одновременное выполнение следующих условий:
1. Наличие страхового стажа — не менее 5 лет.
2. Достижение пенсионного возраста выхода на трудовую пенсию (для мужчин — 60 лет, для женщин — 55 лет).
3. Установление военной пенсии за выслугу лет (по инвалидности).
Служба и иная деятельность, которая учитывалась при назначении военной пенсии за выслугу лет или военной пенсии по инвалидности, определяются на основании справки установленного образца.
К пенсионерам-военнослужащим относятся лица, проходившие военную службу в:
Вооруженных силах РФ;
В органах внутренних дел;
В Государственной противопожарной службе;
В органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
В органах прокуратуры;
В таможенных органах.
Работа по пенсионному обеспечению военнослужащих и их семей осуществляется Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой исполнения наказаний, Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и Федеральной службой безопасности Российской Федерации применительно к порядку назначения и выплаты пенсий, установленному законодательными и другими нормативными актами для органов социальной защиты населения.[29]
Для назначения пенсии военнослужащие обращаются с соответствующими заявлениями в пенсионные органы Министерства обороны Российской Федерации.[30]
Заявления о назначении пенсий представляются в пенсионные органы вместе с соответствующими документами, необходимыми для решения данного вопроса. Заявления и поступившие вместе с ними документы рассматриваются пенсионными органами не позднее десяти дней со дня поступления заявления либо не позднее десяти дней после поступления недостающих документов, не представленных при подаче заявления.[31]
Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» (с изменениями и дополнениями)
Информация об изменениях:
Наименование изменено с 1 января 2020 г. — Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ
Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I
«О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей»
С изменениями и дополнениями от:
28 ноября, 27 декабря 1995 г., 19 декабря 1997 г., 21 июля 1998 г., 1 июня 1999 г., 6 декабря 2000 г., 17 апреля, 30 декабря 2001 г., 10 января, 4 марта, 29 мая, 12, 30 июня, 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 29 июня, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 2 февраля, 21, 30 декабря 2006 г., 1, 3 декабря 2007 г., 13 февраля, 8 мая, 22 июля 2008 г., 28 апреля, 24 июля, 9 ноября 2009 г., 21 июня, 10 декабря 2010 г., 1 июля, 8 ноября 2011 г., 12 ноября 2012 г., 7 июня, 2 июля, 28 декабря 2013 г., 4 июня, 21 июля, 4 ноября, 1 декабря 2014 г., 14 декабря 2015 г., 3 июля, 19 декабря 2016 г., 22 февраля, 3 апреля, 1 мая, 1 июля, 20 декабря 2017 г., 30 апреля, 1 октября, 2 декабря 2019 г.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан РФ, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, см. Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 398-ФЗ
В соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ размеры пенсий, назначенных гражданам до 1 января 2012 г. в соответствии с настоящим Законом подлежат пересмотру с 1 января 2012 г. в связи с принятием Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ) и названного Федерального закона
Пенсии гражданам, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и таможенных органах РФ и увольняемым в 2012 г. с военной службы (службы), и членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном настоящим Законом (в редакции Федерального закона от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ)
См. комментарии к настоящему Закону
Президент Российской Федерации
Москва, Дом Советов России
12 февраля 1993 года
Определяются условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей.
Предусматриваются пенсии за за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца.
Пенсии исчисляются из денежного довольствия с учетом месячной стоимости продовольственного пайка, денежной продовольственной компенсации.
Минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям повышаются при увеличении минимального размера пенсии по старости.
Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей»
Настоящий Закон вводится в действие с 1 февраля 1993 г.
См. постановление ВС РФ от 12 февраля 1993 года N 4469-I «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей»
Текст Закона опубликован в «Российской газете» от 26 февраля 1993 г., в Ведомостях Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 4 марта 1993 г., N 9, ст. 328
Постановлением Конституционного Суда РФ от 19 июля 2016 г. N 16-П взаимосвязанные положения частей первой и третьей статьи 7 настоящего Закона признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой эти положения в системе действующего правового регулирования при назначении пенсии по случаю потери кормильца родителям двух (или более) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении обязанностей военной службы, службы в органах внутренних дел, не позволяют учитывать для определения размера их пенсионного обеспечения факт гибели двух (или более) детей
Постановлением Конституционного Суда РФ от 2 июня 2011 г. N 11-П положения статьи 56 настоящего Закона признаны не соответствующими Конституции РФ в той части, в какой они предусматривают выплату бывшим военнослужащим пенсий, по месту жительства или по месту пребывания пенсионера в пределах территории РФ, основанием для определения и подтверждения которого признаются только документы о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданные в установленном порядке органами регистрационного учета
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 381-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.
Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.
Федеральный закон от 30 апреля 2019 г. N 66-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 мая 2019 г.
Федеральный закон от 20 декабря 2017 г. N 401-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.
Федеральный закон от 1 июля 2017 г. N 154-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 г. и 5 апреля 2016 г.
Федеральный закон от 1 мая 2017 г. N 95-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 3 апреля 2017 г. N 63-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 22 февраля 2017 г. N 20-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. N 430-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.
Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 5 апреля 2016 г.
Федеральный закон от 14 декабря 2015 г. N 367-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.
Действие части второй статьи 43 настоящего Закона приостановлено до 1 января 2017 г.
Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 397-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.
Действие части второй статьи 43 настоящего Закона было приостановлено с 1 января 2015 г. до 1 января 2016 г.
Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 342-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Действие положений пункта «б» статьи 22, пунктов «а» и «б» статьи 36 настоящего Закона (в редакции названного Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 г.
Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.
Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 397-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.
Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.
Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 127-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 12 ноября 2012 г. N 181-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.
Федеральный закон от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.
Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.
Федеральный закон от 10 декабря 2010 г. N 354-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.
Федеральный закон от 21 июня 2010 г. N 122-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 9 ноября 2009 г. N 253-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.
Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. N 70-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 156-ФЗ
Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г.
Федеральный закон от 8 мая 2008 г. N 64-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 13 февраля 2008 г. N 3-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 3 декабря 2007 г. N 319-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2008 г.
Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 311-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 декабря 2007 г.
Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 272-ФЗ
Федеральный закон от 21 декабря 2006 г. N 239-ФЗ
Федеральный закон от 2 февраля 2006 г. N 20-ФЗ
Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ)
Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.
Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ
Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 июля 2003 г.
Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 2-ФЗ
Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 г.
Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.
Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 68-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2002 г.
Федеральный закон от 29 мая 2002 г. N 60-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2001 г.
Федеральный закон от 4 марта 2002 г. N 22-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2002 г.
Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 3-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2003 г.
Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ
Действие статьи 43 настоящего Закона в части включения в денежное довольствие для исчисления пенсий, назначаемых лицам, проходившим службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, месячной стоимости выдаваемого им продовольственного пайка приостановлено на 2002 г.
Федеральный закон от 17 апреля 2001 г. N 47-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2002 г.
Федеральный закон от 6 декабря 2000 г. N 141-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2001 г.
Федеральный закон от 1 июня 1999 г. N 110-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2000 г.
Федеральный закон от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ
Федеральный закон от 19 декабря 1997 г. N 153-ФЗ
Федеральный закон от 27 декабря 1995 г. N 211-ФЗ
Видео (кликните для воспроизведения). |
Федеральный закон от 28 ноября 1995 г. N 186-ФЗ
Юрист ведущей адвокатской конторы Москвы.
Специализация: гражданское право.
Стаж 22 года.