Правовые основы пенсионного обеспечения российской федерации

Предлагаем статью на тему: "Правовые основы пенсионного обеспечения российской федерации" с понятными комментариями и выводами. С случае возникновения вопросов и для актуализации данных на 2023 год вы можете обратиться к дежурному консультанту.

Современное пенсионное обеспечение в Российской Федерации

Так же в этой системе собирались необходимые статистические данные для дальнейшего развития пенсионного дела, и обязательные при прогнозировании необходимых средств, для обеспечения людей нуждающихся в социальной защите.

Начиная с 1 января 2002 года в Российской Федерации началась реализация крупномасштабной пенсионной реформы. Реформа являлась составной частью структурных преобразований в экономике и социальной политике государства, ее цель – создание многоуровневой пенсионной системы, позволяющей обеспечить гражданам возможность получения достойной пенсии после окончания трудовой деятельности[14].

Нормативно-правовая база, регламентирующая источники формирования средств пенсионного обеспечения, принципы и методы аккумулирования, сохранения и распределения накопленных ресурсов состояла как из действующих не тот момент нормативно-правовых актов, так и из новых. Конфигурацию реформированной пенсионной системы в целом определили следующие Федеральные Законы: «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173ФЗ, «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», «О негосударственных пенсионных фондах» №75-ФЗ, «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» №166-ФЗ, «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» №167-ФЗ, «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»; Постановления Правительства: №329 от 30.06.2004 «О Министерстве финансов Российской Федерации», №317 от 39.06.2004 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам», №317 21.07.2004 «Об установлении размеров базовых частей трудовых пенсий и утверждении коэффициента индексации с 1 августа 2004 г страховой части трудовой пенсии», и иные нормативно-правовые акты.

Значительные изменения были внесены в законодательство Федеральным законом от 24.07.2009 № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

Исходя из действующего законодательства, можно говорить о трехуровневой структуре системы пенсионного обеспечения:

· государственное пенсионное обеспечение

· обязательное пенсионное страхование

· негосударственное (дополнительное) пенсионное

Эта система отличается от ранее действовавшей радикальными изменениями в блоке обязательного пенсионного страхования, а также укреплением роли дополнительного пенсионного обеспечения и роли негосударственных пенсионных фондов в системе пенсионного обеспечения.

Введение новой формулы расчета трудовой пенсии, которая финансируется за счет страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, уплачиваемого работодателем, предусматривает две составляющие[15]:

Таким образом, пенсионная система в своем историческом развитии прошла несколько этапов:

1. С 1927г. – 1990 г. – социалистический.

Особенностью данного периода является то, что аккумуляция средств на пенсионное обеспечение происходила в бюджете социального страхования.

2. 1990 г. – переходный.

Особенностью данного периода явилось адаптация пенсионной системы к новым политическим реалиям, а так же процесс подготовки новой нормативной базы, обеспечивающей нормативное содержание экономики периода преобразования социалистического в российское законодательство.

3. 1990г. – 2002г. – адаптивный.

Развитие пенсионной системы как самостоятельной отрасли социального обеспечения граждан при полном финансировании из Федерального Бюджета.

4. 2002г. – настоящее время – пенсионная реформа.

Особенностями данного периода являются:

· Установление трехуровневой системы пенсионного обеспечения: государственное, обязательное пенсионное и негосударственное

· Введение новой формулы расчета трудовой пенсии, которая финансируется за счет страховых взносов в Пенсионный фонд РФ

Для более полного понимания современной пенсионной системы основные её особенности на современном этапе будут рассмотрены во второй главе.

Глава 2. Современное пенсионное обеспечение в Российской Федерации

Пенсия (от латинского pensio – платёж) — регулярная и, как правило, пожизненная денежная выплата нетрудоспособным гражданам со стороны государства или иных субъектов в качестве основного источника средств существования, назначаемая в установленном законом случаях[16]. Пенсия является формой социальной защиты населения.

Трудовая пенсия — ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц — заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств[17];

Пенсионное обеспечение является базовой и одной из самых важных социальных гарантий стабильного развития общества, поскольку непосредственно затрагивает интересы нетрудоспособного населения. Устойчиво функционирующая пенсионная система – залог социальной стабильности в обществе и, наоборот, неудовлетворительно работающая пенсионная система порождает опасную социальную напряжённость.

Пенсионное обеспечение граждан осуществляется в большинстве стран мира. При этом, если в одних странах основной упор на государственное финансирование пенсионной системы, в других – основу составляют пенсионные накопления самих граждан.

Рассматривая пенсионное обеспечение различных стран, можно выделить следующие разновидности пенсионного обеспечения[18].

· Основателем первой в мире государственной системы пенсий по возрасту для трудящихся, базирующейся на солидарной схеме, являлся канцлер Германии Отто фон Бисмарк (1889 год). Эту модель в начале XX века стали копировать разные страны в Европе, и она получила название «континентальной» (ее иногда называют «бисмаркской»): пенсионный возраст в общий для мужчин и женщин — 65 лет (с 2012 до 2030 гг. будет 67 лет). Пенсия имеет распределительный характер и зависит от уровня зарплаты и трудового стажа. Подобный вид пенсионного обеспечения так же в Австралии, Франции, Италии, Греции и в большинстве других стран континентальной Западной Европы

· Пенсионная система Великобритании — одна из старейших систем социального страхования в мире (с 1908 года) и одна из самых сложных по организации, регулированию и набору возможностей, предоставленных будущим пенсионерам. Два раза (по итогам доклада комиссии лорда Уильяма Бевериджа в 1944 году и реформ 1982-86 гг.) система подвергалась глобальной перестройке. Тип модели системы назван «англо-саксонским» (иногда такие системы называют системами Бевериджа)[19]. В британской системе, пенсионеры могут получать выплаты из трех источников: базовой социальной пенсии и трудовой пенсии («второй» государственной, зависящей от заработка и стажа) из национальной страховой схемы, профессиональной пенсионной схемы и добровольных накоплений. Такая модель характерна так же характерна США и Канаде.

Читайте так же:  Алгоритм индексации пенсии работающим пенсионерам после увольнения

Как видно из мирового опыта, пенсионный вопрос косвенно касается всего трудоспособного населения государства. Для России этот вопрос в данное время является очень актуальным.

Соотношение между населением трудоспособного и пенсионного возрастов, от которого зависит финансовая устойчивость пенсионной системы в нашей стране, является менее благоприятным, чем в подавляющем большинстве развитых стран. Это происходит, несмотря на то, что Россия в настоящее время существенно отстаёт от развитых стран по средней продолжительности жизни.

Согласно преамбуле к Федеральному закону «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ основания возникновения и порядок реализации прав граждан Российской Федерации на трудовые пенсии устанавливаются Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ» в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» № 167-ФЗ от 15.12.2001г.

То есть, право российских граждан на пенсионное обеспечение по достижении соответствующего возраста гарантировано Конституцией РФ — согласно этому документу любой житель Российской Федерации имеет право на обязательную государственную пенсию[20].

§1. Основные понятия и система современного пенсионного законодательства РФ

Как было обозначено в первой главе, система современного пенсионного обеспечения РФ выглядит следующим образом:

Государственное пенсионное обеспечение основано на финансировании пенсий за счет федерального бюджета: социальные пенсии для отдельных категорий граждан, которые не приобрели права на пенсию по государственному пенсионному страхованию, или тех, кто имеет право на государственное обеспечение по закону 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении»;

Правовые основы пенсионного обеспечения в РФ

Пенсионное обеспечениезанимает центральное место в системе социальной защиты населения РФ, обеспечивая жизнь значительной части нетрудоспособного населения страны, в первую очередь лиц старшего возраста. Для более чем 20 % населения страны, относящегося к пенсионерам, пенсионные выплаты являются основным, часто единственным источником средств к существованию.

Система пенсионного обеспечения решает три главные задачи:

1. Защита от бедности при наступлении старости.

2. Предоставление гарантированного дохода по завершении трудовой деятельности.

3. Защита этого дохода от последующего снижения реального уровня жизни в результате инфляции.

В статье 39 Конституции РФ определены следующие положения:

1. Каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Законодательный блок системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации включает основные нормативные документы:

· Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ;

· Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ;

· Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001г. № 167-ФЗ;

Эти законы, внесенные Президентом Российской Феде­рации в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы, закрепляют новую структуру пенсионной сис­темы России:

1. Государственное пенсионное обеспечение – предоставление за счет сумм единого социального налога базовой части трудовых пенсий, а также за счет ассигнований из федерального бюджета – социальных пенсий нетрудоспособным гражданам, пенсий военнослужащим, государствен­ным служащим и другим отдельным категориям лиц;

2. Обязательное пенсионное страхование – предостав­ление за счет обязательных страховых взносов страховой и накопительной частей трудовых пенсий наемным и самоза­нятым работникам, а также страховой части пенсий инвалидам и иждивенцам умершего кормильца;

3. Дополнительное пенсионное страхование и обеспечение – предоставление в дополнение к государственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию пенсий за счет накопленных добровольных взно­сов работодателей и застрахованных лиц.

Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» создает условия любому лицу, застрахованно­му в системе обязательного пенсионного страхования, в течение всей трудовой деятельности формировать свой пен­сионный капитал для обеспечения достойной старости.

Правовые основы пенсионного обеспечения

Система пенсионного обеспечения нуждалась в реформировании, причем, на уровне законодательной базы. В связи с этим в 1992 году был принят закон Российской Федерации “О государственных пенсиях”. За пять лет в него были внесены изменения, касающиеся почти 2/3 нормативного акта. Изменения касались как основополагающих норм, так и отдельных статей по различным категориям граждан.

В настоящее время складывается следующая ситуация:

· действует закон со всеми внесенными изменениями;

· Министерство социальной защиты разработало проект нового поправочного закона;

· Государственная Дума приняла закон “Об индексации пенсии”, который, по сути, является реформистским, т.к. в него заложены такие новации, которые требуют пересмотра всей действующей пенсионной системы.

Рассмотрим закон, разработанный Министерством социальной защиты. В нем можно выделить два основных положения:

· минимальная пенсия не должна быть ниже прожиточного минимума пенсионера;

· механизм индексации, их два: по индивидуальному коэффициенту (предусмотрен в законе Госдумы) и в зависимости от индекса роста цен (закон Минсоцзащиты).

Чтобы не обсуждать раз в три месяца индексацию, в новом поправочном законе предложен механизм автоматической индексации. Суть его в том, что заданы определенные рамки, за которые при индексации пенсии выходить нельзя. Но закон дает право правительству принимать все оперативные решения, касающиеся индексации пенсий, что необходимо для быстрого реагирования на меняющуюся ситуацию. Сегодня путь индексации пенсии долог и труден: сначала его должна принять Госдума, затем Совет Федераций, потом – Президент и т.д.

По закону индекс должен соответствовать росту цен, но не должен превышать индекс роста дохода Пенсионного фонда за тот же период времени. В наше нестабильное время можно предположить такую ситуацию, когда у Пенсионного фонда не будет доходов. Этот случай предусмотрен законом: правительство обязано доложить Госдуме и принять экстраординарные меры.

Читайте так же:  Начисление социальной пенсии военным пенсионерам

Здесь необходимо упомянуть еще об одном документе, касающемся реформирования пенсионной системы. Речь идет о концепции пенсионной реформы, которая разрабатывалась, начиная с 1993 года, и вышла в августе 1995 года.

Как уже упоминалось, чтобы получать пенсию по старости женщины в России должны иметь 20 лет стажа, а мужчины – 25. Это обеспечивает им минимальную пенсию, далее, каждый проработанный дополнительный год сверх 25 лет дает право повысить базовый уровень на 1%, но общая сумма пенсии не должна превышать 75% от заработной платы. В новой концепции принципиально другое: здесь определяется “цена” одного года страхового стажа, и каждый год страхового стажа превращается в процент при начислении пенсии. Например, человек отработал 25 лет страхового стажа, значит, он имеет пенсии 25% от заработной платы, 30 лет – 30%, т.е. существует прямая зависимость.

Итак, к базовой пенсии присоединяется трудовая пенсия. В результате нового порядка исчисления пенсии ее средний совокупный размер составляет примерно 55-60% заработной платы работника.

Уместен вопрос о том, не приведет ли это к снижению максимума с 75 % до 60% от заработной платы. Однако в большинстве своем люди сегодня не получают пенсию в размере 75%. В действительности существует такое понятие как максимум пенсии – это три минимальных размера пенсии. Фактическая пенсия в настоящее время составляет около 43-45% средней заработной платы, а в некоторые периоды опускалась до 40%.

В соответствии с новой концепцией подобных ограничений не будет: сколько лет стажа – столько процентов от заработной платы. Очевидно, что одним из самых важных элементов является заработная плата, так как от нее устанавливается процент. Здесь вводится понятие “страховая заработная плата”. Понятия “трудового стажа” и “трудового заработка” связаны с уплатой взносов в Пенсионный фонд, т.е. это не просто трудовой стаж, а работа, выполняя которую человек платил взносы в Пенсионный фонд. Не просто заработная плата, а заработная плата, с которой выплачивался процент в Пенсионный фонд. Если человек трудился на двух работах и платил взносы с одной и другой, то процент пенсии исчисляется, исходя из общего заработка. В данном случае важно то, что чем больше человек внес, тем больше он впоследствии получит.

Целесообразно также перейти к исчислению пенсий в зависимости от заработной платы за весь период трудового вклада. Это будет возможно с введением персонифицированного учета страховых взносов, когда ежемесячные выплаты будут накапливаться в банке данных. Естественно на переход к этой системе учета потребуется время, поэтому было предложено ввести норму исчисления пенсии из заработной платы за любые 5 лет подряд всей трудовой жизни. Это достаточно стабильный период и за 5 лет значительно труднее завысить заработную плату, чем за год или два.

Предлагается также расширить финансовую базу пенсионного обеспечения. Сегодня в законе записано, что при определении пенсионной заработной платы учитываются “виды оплаты труда”, т.е. заработная плата за труд. При взимании страховых взносов целесообразнее учитывать все виды выплат, которые производит работодатель своему работнику в связи с осуществлением трудовой деятельности.

Еще один вопрос, требующий своего рассмотрения – необходимо ли вводить предел заработной платы, с которой будут взиматься страховые взносы в Пенсионный фонд. В некоторых странах такой предел существует, например, в Германии, где установлено, что страховые взносы взимаются с заработной платы, не превышающей 2 тыс. марок. Если заработная плата выше этого уровня, то взносы на пенсионное обеспечение не платятся. Соответственно и пенсии рассчитываются из суммы не более 2 тыс. марок. Во Франции функционирует другая система: взносы взимаются со всей заработной платы, которую получает наемный работник, а в расчет пенсии попадает только часть. Таким образом, в любой системе есть косвенный ограничитель для начисления пенсии.

В рамках этой концепции также рассматривается вопрос индексации. Существуют разные подходы к базе индексации:

· индексация в зависимости от роста цен;

· индексация в зависимости от роста заработной платы.

Где Кинд. — индивидуальный коэффициент для каждого пенсионера;

Зпенс. – размер заработной платы, с которой человек уходит на пенсию;

Зср. по стране — средняя заработная плата по стране в год выхода на пенсию;

%за стаж — процент исчисления, который полагается за стаж.

Второй вариант является наиболее оптимальным, он заложен в проекте нового закона. Выводится индивидуальный коэффициент для каждого пенсионера по соотношению между его заработной платой, с которой он уходит на пенсию, и средней заработной платой по стране в год выхода на пенсию. Этот индекс умножается на тот процент исчисления, который полагается за стаж. Выделяют две составные части: процент за стаж от заработной платы и умноженный на индивидуальный коэффициент осовременивания. В зависимости от уровня инфляции он может действовать раз в квартал, раз в полугодие или раз в год.

В связи с финансовыми трудностями в стране были введены ограничения и на коэффициент: он не может быть больше 1,2.

Положительные стороны индексации:

· упорядочение системы индексации;

· возможность проведения дифференциации по прошлому трудовому вкладу (хотя и ограниченно);

· введение нового механизма исчисления пенсий;

Видео (кликните для воспроизведения).

· возможность увеличения пенсий.

В законе предусмотрены уравнивающие элементы, в частности, работающим пенсионерам пенсия не индексируется, т.к. они получают индексацию через заработную плату.

Новая пенсионная система включает в себя страховые механизмы:

· предстоит введение солидарной материальной ответственности работодателя и работника за уплату страховых взносов. Тариф должен делиться между ними поровну: часть тарифа, которую работодатель выплачивал в Пенсионный фонд, передает работнику в виде заработной платы. Эту часть работник сам должен внести в фонд. В этом случае он будет знать, сколько и куда, как расходуются его деньги, сможет контролировать работодателя;

· персонифицированный учет страховых взносов и приобретенных страховых прав. Только этот механизм позволит справедливо измерить страховой стаж и стаж заработной платы, т.е. вклад в пенсионную систему;

Читайте так же:  Ф 169 пример заполнения по налогам

· создание пенсионной службы, объединяющей в себе функции по сбору и аккумуляции взносов, по организации пенсионного обеспечения;

· негосударственное пенсионное обеспечение. Оно носит дополнительный и добровольный характер, имеет разнообразные виды и формы. Применяются несколько форм: солидарная, накопительная (может быть с установленными выплатами и установленными взносами), смешанная. Накопительная форма используется сегодня в негосударственных пенсионных фондах. Это, по сути, технология личного страхования, но привязанная к выходу на пенсию.

Солидарных фондов сегодня нет в России. Но существуют профессиональные пенсионные фонды, которые хотели бы работать по этой схеме. Эти фонды могут быть созданы на предприятиях, на группе предприятий, в целой отрасли, регионе, для какой-то профессиональной группы. Деньги в таких фондах распределяются по такому же принципу, как и в государственном пенсионном фонде. Взносы идут на пенсионное обеспечение тех лиц, которые уже достигли пенсионного возраста. Затем новые участники делают взносы на тех, кто уходит на пенсию.

С развитием профессиональных пенсионных фондов связывают большие надежды:

· их развитие дает человеку возможность получать более высокую пенсию;

· профессиональным пенсионным фондам предоставляются налоговые льготы, т.к. они возьмут на себя бремя государственных обязательств, которые были приняты уже перед людьми в отношении их выхода на льготную пенсию. Люди, которые работают в условиях, дающих им право на льготную пенсию, но к моменту проведения реформ еще не приобретут право на пенсию. Профессиональные пенсионные фонды возьмут на себя сохранение прав на льготную пенсию.

Таким образом, создание в пенсионной системе профессиональных пенсионных фондов необходимо. Но здесь речь идет не о тех негосударственных пенсионных фондах, которые функционируют сегодня. У них цель – извлечение прибыли, а сейчас их используют и для обналичивания денег и др. целей.

Солидарная же схема, по которой работают профессиональные пенсионные фонды, снижает возможность обесценивания денег, т.к. деньги, собираемые сегодня, сегодня же и тратятся на выплату пенсий, тем самым инфляция не играет такой роли, как в негосударственных пенсионных фондах.

Итак, новую пенсионную систему составляют три элемента:

· профессиональная негосударственная пенсия.

Эти три вида пенсии дадут возможность получать пенсионное обеспечение на уровне того дохода, который пенсионер имел во время активной трудовой деятельности.

Одна из серьезных проблем, о которой уже упоминалось, — старение населения. Как считают законодатели, необходимо экономическими методами заинтересовать пенсионеров как можно позже выходить на пенсию. Осуществить это можно, приняв правило, согласно которому чем дольше человек не выходит на пенсию, тем больше он ее получает впоследствии, и наоборот. Но должна быть достаточно ощутимая льгота по размеру, выполняющая функцию экономического стимула для продолжения трудовой деятельности, чтобы действительно заинтересовать пенсионера.

Кроме того, необходимо ввести гибкий возраст выхода на пенсию. Эта идея апробирована во многих западных странах и показала хорошие результаты. Смысл заключается в том, что человек может выйти на пенсию раньше официально установленного пенсионного возраста, например, если официально установлен пенсионный возраст в 65 лет, то человек может выйти на пенсию в 55 или в 60 лет, но при этом пенсионер будет получать пенсию меньшего размера. Это очень важный момент, который необходимо оговорить: чем раньше я выхожу на пенсию, тем меньше я получаю.

Пенсионное обеспечение (стр. 1 из 5)

Введение Стр.1
Глава 1 Предпосылки к реформированию пенсионной системы в Российской Федерации Стр.2
Глава 2 Законодательная база пенсионного обеспечения в Российской Федерации
2.1 Виды законов Стр.5
2.2 Конституция Российской Федерации – гарант пенсионного обеспечения населения Стр.5
2.3 Закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации» как основа пенсионного обеспечения в России Стр.7
Глава 3 Новеллы в системе законодательства базы пенсионного обеспечения
3.1 «Концепция реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации» и «Программа пенсионной реформы в Российской Федерации» Стр.17
3.2 Федеральный закон «Об индивидуальном персонифицированном учете в системе государственного пенсионного страхования» Стр.22
3.3 Федеральный закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» Стр.24
Заключение Стр.26

На основе существующей нормативной базы путем описания ее системы и задач, а так же осветить те реформы, которые не претерпевает пенсионное законодательство, а значит и вся система пенсионного обеспечения в последние годы.

Социальное обеспечение населения Российской Федерации является одной из наиболее актуальных проблем на данный момент в нашей стране. На первом месте среди проблем социальной сферы стоит проблема пенсий. К сожалению, система законодательных актов по пенсионному обеспечению не совершенна, пенсии выплачиваются не вовремя и не соответствуют реальному прожиточному уровню в нашей стране.

Российское общество переживает нелегкий период политических, экономических и социальных преобразований. Это требует огромных усилий во всех сферах общественной жизни, в частности, в области правового обеспечения реформ, создания законодательства, отвечающего новым социально экономическим условиям и позволяющего обеспечить эффективную защиту прав граждан.

В своей курсовой работе я попытаюсь раскрыть основные аспекты правового регулирования пенсионного обеспечения в своей курсовой работе.

Предпосылки к реформированию пенсионной системы Российской Федерации.

Переход к рыночным отношениям в экономике поставил проблему рефинансирования советской системы социального обеспечения, неспособной эффективно функционировать в новых условиях, что повлекло за собой и полное реформирование законодательной базы.

На данный момент нормативную основу пенсионного обеспечения в Российской Федерации составляют следующие законы:

1) Конституция Российской Федерации.

2) Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20.11.1990 года.

3) Закон Российской Федерации « О пенсионном обеспечении лиц, проходивших службу, службу в органах Внутренних дел и их семей» от 12.02.1993 года.

4) Закон Российской Федерации «Об индивидуальном (персонифицированным) учете в системе государственного пенсионного страхования» от 01.04.1996 года.

5) Закон Российской Федерации «О государственной службе» от 31.07.1995 года.

6) Закон Российской Федерации «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий».

Читайте так же:  Когда уберут задолженность по налогу

Положения указанных законов конкретизированы в целом ряде подзаконных нормативных актов (постановление правительства, письмо министерства труда и социальной защиты и т.д.).

Законодательная база пенсионного обеспечения в Российской Федерации

2.1 Виды законов

Итак, мы подошли к тому моменту, когда уже можно определить круг законов, которые будут нас интересовать при рассмотрении данного вопроса. Как я уже говорила, законодательство Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения населения не является совершенным, однако в Российской Федерации имеется довольно таки сложная и разветвленная система нормативных актов регламентирующих данный вопрос. Как нам известно, эта система имеет довольно сложную структуру, и свою иерархию.

Так, во главе Российского законодательства стоит Конституция РФ, которая закрепляет основные права и свободы гражданина Российской Федерации, к которым относится так же и право на социальное обеспечение. Немного ниже по своей юридической силе стоят Конституционные Федеральные законы. Если мы спустимся на одну ступеньку, то немного ниже идут Федеральные законы, а уж затем Конституции субъектов федерации и их законы и нормативные акты. В дальнейшем я постараюсь рассмотреть пенсионное обеспечение в Российской Федерации, исходя из данной иерархии.

2.2 Конституция РФ — гарант пенсионного обеспечения населения.

Социальная политика государства является наиболее важной частью внутренней политики в целом. Именно обстановка, складывающаяся в социальном секторе, указывает на уровень развития общества и грамотность проведения демографической политики государства.

Конституция РФ провозглашает Россию социальным государством со всеми вытекающими из этого последствиями, так ст. 7 Конституции РФ гласит:

1. Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и развитие человека.

2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей , устанавливается и гарантируется минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан,развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Как мы видим, Конституция провозглашает основные принципы государственного управления и государственной политики Российской Федерации, в том числе и в области социального обеспечения населения.

Она устанавливает основное право граждан РФ на пенсионное обеспечение и социальную защиту. В частности ст.39 Конституции РФ гласит:

1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом.

2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

3. Поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Таким образом, Конституция гарантирует социальную защиту граждан Российской Федерации и провозглашает основные направления государственной внутренней политики касающейся пенсионного обеспечения.

Термин «Социальное обеспечение» понимается в Конституции в широком смысле и включает в себя социальное страхование, предусматривающее предоставление различных выплат за счет страховых взносов, а так же, социальную защиту (помощь), осуществляемую за счет государственных и бюджетных средств. Социальное страхование, в свою очередь, охватывает государственное (обязательное) социальное страхование и добровольное (дополнительное) социальное страхование.

Для конкретизации данных вопросов в Конституции имеются ссылки на федеральные законы, о которых пойдет речь в дальнейшем.

2.3. Закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 года как нормативная основа пенсионного обеспечения России.

В основу современной системы государственного пенсионного обеспечения России положен так называемый «договор поколений»[3]. На практике это означает, что сегодняшние работающие обеспечивают сегодняшних пенсионеров за счет отчислений в государственный пенсионный фонд, осуществляемых из фонда заработной платы предприятий, а так же сумм, получаемых гражданами. Причин для создания российской пенсионной системы с собственной независимой финансовой основой было несколько. Перваявозродить и реализовать на практике истинную сущность обязательного пенсионного страхования. Втораясущественно повысить уровень реальных доходов основной массы наших соотечественников-пенсионеров. Третьяне допустить утечки средств предназначенных для пенсионного обеспечения граждан, работавших и живших в России, на выплату пенсий тем, кто жил и работал за её пределами, других союзных республик, то есть прекратить пенсионное донорство России.[4]

Понятие и виды пенсионного обеспечения (стр. 1 из 2)

2. Понятие и виды пенсионного обеспечения.

Пенсия (от лат. pensio — платеж)это регулярная денеж­ная выплата (обычно она производится один раз в начале меся­ца), которая осуществляется в установленном законом порядке определенным категориям лиц из пенсионного фонда или других источников (например, в случае с военнослужащими и др. — из федерального бюджета), предназначенных для этих целей.

Основаниями для пенсионного обеспечения являются раз­личные юридические факты: достижение соответствующе­го пенсионного возраста; наступление инвалидности; смерть кормильца (для нетрудоспособных членов семьи кормильца); длительное выполнение определенной профессиональной де­ятельности — выслуга лет.

В настоящее время все пенсии, выплачиваемые в Российс­кой Федерации, можно разделить по функциональному назна­чению, источникам выплаты, а также по особенностям право­вого регулирования на два основных класса:

1) пенсии по обязательному пенсионному страхованию (выплачиваются из сумм страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию, аккумулированных в ПФР);

2) пенсии по государственному пенсионному обеспечению (финансирование данных пенсий производится из федераль­ного бюджета).

Основными видами пенсий по обязательному пенсионному страхованию являются трудовые и профессиональные пенсии. К трудовым пенсиям, которые устанавливаются и выплачи­ваются в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федера­ции», относятся:

• пенсия по старости;

• пенсия по инвалидности;

• пенсия по случаю потери кормильца.

По государственному пенсионному обеспечению в соответс­твии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Фе­дерации» могут назначаться следующие виды пенсий:

• пенсия за выслугу лет;

• пенсия по старости;

• пенсия по инвалидности;

• пенсия по случаю потери кормильца. Осуществление выплаты трудовых пенсий производится прежде всего в рамках обязательного пенсионного страхования, организационные, правовые и финансовые основы которого уста­новлены Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Феде­рации». Кроме того, обязательное пенсионное страхование регу­лируется Конституцией РФ, законодательством Российской Фе­дерации о налогах и сборах, а также федеральными законами от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пен­сиях в Российской Федерации» и от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обяза­тельного пенсионного страхования».

Читайте так же:  Может ли отец получить отчет по алиментам

Обязательное пенсионное страхование — это система создаваемых государством правовых, экономических и орга­низационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахован­ного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения. Его субъектами являются федераль­ные органы государственной власти, страхователи, страхов­щик и застрахованные лица.

Единственным государственным страховщиком всех видов трудовых пенсий является Пенсионный фонд Российской Феде­рации (ПФР). ПФР по своему гражданско-правовому статусу яв­ляется государственным учреждением, и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы пол­ностью подотчетны вышестоящим. При этом государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам ПФР перед застрахованными лицами по финансовому обеспечению полной реализации накопленных пенсионных прав застрахованных лиц

Наряду с государственным страховщиком — ПФР — стра­ховщиками по обязательному пенсионному страхованию могут также являться в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом (пока только по формированию накопи­тельной части трудовой пенсии), и негосударственные пенси­онные фонды (НПФ).

Порядок формирования в этих фондах средств пенсионных накоплений и их инвестирования, условия передачи пенсионных накоплений из ПФР (и обратно), уплаты страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в НПФ, а также ограни­чения осуществления данными фондами их полномочий страхов­щика устанавливаются Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования на­копительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» и отдельными нормативными актами Правительства РФ.

Однако, несмотря на пятилетний период реализации пен­сионной реформы, отдельные нормативные акты, необходимые для эффективного регулирования пенсионных накоплений, еще не приняты. Это обусловлено тем, что законодательно ус­тановленный период массовых выплат пенсионных накоплений начинается не ранее 2025-2037 гг. Для отдельных возрастных групп пенсионеров ограниченный период формирования пен­сионных накоплений (2002-2004 гг.) законодательно позволяет сформировать накопительную часть трудовой пенсии начиная с 2012-2013 гг. При этом следует обратить внимание, что право наследования пенсионных накоплений предусмотрено законо­дательно уже в настоящее время.

3. Формирование пенсионных прав застрахованных лиц в условиях пенсионной реформы.

После пенсионной реформы условия формирования пенси­онных прав радикально изменились. Для различных категорий граждан эти изменения имеют различную направленность, да и сами категории застрахованных лиц претерпели принципи­альные преобразования.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона «Об обязатель­ном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхова­телями по обязательному пенсионному страхованию являются:

1) лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе:

2) индивидуальные предприниматели (в том числе част­ные детективы и занимающиеся частной практикой нотариу­сы), адвокаты.

В тех случаях, если страхователь одновременно относится к нескольким категориям страхователей, исчисление и уплата страховых взносов производятся им по каждому основанию.

Застрахованные лица в ПФР — это лица, на которые в со­ответствии с законом распространяется обязательное пенсион­ное страхование. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства:

• работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору;

• самостоятельно обеспечивающие себя работой (индиви­дуальные предприниматели, частные детективы, зани­мающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты);

• являющиеся членами крестьянских (фермерских) хо­зяйств;

• работающие за пределами территории Российской Фе­дерации в случае уплаты страховых взносов, если иное не предусмотрено международным договором РФ;

• являющиеся членами родовых, семейных общин мало­численных народов Севера, занимающихся традицион­ными отраслями хозяйствования;

• иные категории граждан, у которых в соответствии с законом возникают отношения по обязательному пенси­онному страхованию.

Каждое застрахованное лицо приобретает право на откры­тие персонифицированного индивидуального лицевого счета в Базе данных персонифицированного учета ПФР. На этом ли­цевом счете накапливаются пенсионные права каждого застра­хованного лица. Условия и порядок формирования пенсионных прав застрахованных лиц в государственной системе персони­фицированного учетам строго регламентированы специальным пакетом законодательных и нормативных документов, среди которых центральное место занимает Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обя­зательного пенсионного страхования».

В условиях рыночной пенсионной реформы осуществлен переход с нормативного метода учета пенсионных прав за­страхованных лиц (исходя из установленных законодатель­ством стажа и заработка) на формирование этих прав исходя из непосредственной суммы страховых взносов, поступивших в бюджет ПФР и своевременно отраженных на лицевом счете застрахованного гражданина.

Переход на такой порядок формирования пенсионных прав обусловлен тем, что пенсия теперь рассматривается как страховая выплата при наступлении страхового (пенсионного) случая, которым в соответствии с Законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» принято наступление старости, потеря кормильца либо инвалидность. При этом страховым случаем установлено наступление сле­дующих рисков: старости (возраст мужчин — 60 лет, жен­щин — 55 лет), инвалидности (полная или частичная потеря трудоспособности в любом возрасте и в любой момент времени, начиная с рождения и детства) и потеря кормильца (для иж­дивенцев, которые утрачивают финансовый источник своего существования, также в любом возрасте и в любое время).

Согласно ст. 8 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страховым риском признается утрата застрахованным лицом за­работка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая.

Страховым случаем признаются достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца.

Обязательным страховым обеспечением по обязательно­му пенсионному страхованию являются:

Видео (кликните для воспроизведения).

• страховая и накопительная части трудовой пенсии по старости;

Правовые основы пенсионного обеспечения российской федерации
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here