Содержание
- 1 Счет учета штрафов по налогам
- 2 Счет учета штрафов по налогам
- 3 Счет учета штрафов по налогам
- 4 На какой счет отнести пени при усн
- 5 Штрафы: проводки в бухучете
- 6 Отражение в бухгалтерском учете штрафов за нарушение налогового законодательства
- 7 Административный штраф – проводки в бухгалтерском учете
- 8 Бухгалтерские проводки по штрафам и пеням
- 9 Бухгалтерские проводки при начислении пени по налогам
Счет учета штрафов по налогам
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.
Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
На каком счете (91 или 99) нужно отражать санкции за нарушение налогового законодательства?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Санкции за нарушение налогового законодательства отражаются в бухгалтерском учете на счете 99 «Прибыли и убытки» в корреспонденции со счетом 68 «Расчеты по налогам и сборам».
К сведению:
Административные штрафы (по КоАП РФ) не являются платежами, аналогичными с налоговыми санкциями, а п. 83 Положения N 34н, по нашему мнению, не позволяет отнести их к обособленным платежам, оказывающим самостоятельное влияние на конечный финансовый результат.
Поэтому административные штрафы, на наш взгляд, следует рассматривать в качестве прочих расходов организации с отражением их на счете 91 «Прочие доходы и расходы» в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Рекомендуем ознакомиться с материалом:
— Энциклопедия решений. Учет пеней, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет (фонды).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Молчанов Валерий
Ответ прошел контроль качества
17 марта 2017 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Счет учета штрафов по налогам
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.
Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
На организацию наложен штраф по ст. 19.7 Кодекса об административных правонарушениях РФ. Постановление по делу об административном правонарушении датировано сентябрем 2012 года (III квартал), а в бухгалтерию оно поступило после сдачи бухгалтерской отчетности за 9 месяцев 2012 года.
Учитываются ли при налогообложении прибыли данные виды штрафов, а также пени по страховым взносам в ПФР?
Как правильно отразить в бухгалтерском учете уплату штрафа и пени, нужно ли вносить изменения в отчетность?
Налоговый учет
На основании п. 2 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются, в частности, расходы в виде пени, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет (в государственные внебюджетные фонды), процентов, подлежащих уплате в бюджет в соответствии со ст. 176.1 НК РФ, а также штрафов и других санкций, взимаемых государственными организациями, которым законодательством Российской Федерации предоставлено право наложения указанных санкций.
То есть расходы на уплату административного штрафа, а также пени по страховым взносам в Пенсионный фонд при налогообложении прибыли не учитываются.
Отражение в бухгалтерском учете пени
Признание расходов в бухгалтерском учете
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Молчанов Валерий
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей
31 октября 2012 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Счет учета штрафов по налогам
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.
Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Бюджетному учреждению налоговым органом предъявлены пени за несвоевременную уплату налогов (взносов, сборов) и штрафы за нарушение сроков представления налоговых деклараций (расчетов по страховым взносам). Оплата указанных пеней и штрафов проведена по подстатье 292 КОСГУ за счет субсидии на госзадание. Нарушение сроков произошло по вине сотрудника бухгалтерии, и он согласен добровольно возместить произведенные расходы. Как отразить в бухгалтерском учете операции по уплате пеней и штрафов и их возмещение виновным лицом?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Любые пени, штрафы и иные санкции, перечисляемые в бюджеты (внебюджетные фонды), могут учитываться организациями госсектора на счете 0 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет» с отнесением на счет 0 401 20 200 «Расходы экономического субъекта».
Сумму возмещенных виновным лицом денежных средств следует рассматривать в качестве компенсации затрат учреждения, подлежащих отражению на счете 0 209 34 000 «Расчеты по компенсации затрат».
Рекомендуем также ознакомиться со следующим материалом:
— Энциклопедия решений. Учет расчетов госучреждения по ущербу и иным доходам. Счет 209 00.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сапетина Ирина
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
————————————————————————-
*(1) Заметим, что в Приложении N 5 к Указаниям N 65н по-прежнему остается увязка КВР 853 с «укрупненной» статьей 290 «Прочие расходы». Соответственно, допустимо применение нового кода КОСГУ 292 «Штрафы за нарушение законодательства о налогах и сборах, законодательства о страховых взносах» одновременно с КВР 853.
*(2) В то же время не будут противоречить применяемой в настоящее время методологии бухгалтерского учета и положения учетной политики учреждения, в соответствии с которыми расчеты по уплате пеней (штрафов) по налогам (взносам) будут учитываться на дополнительных аналитических счетах учета, открываемых к счетам, предназначенным для учета расчетов по соответствующим налогам (взносам) (303 01, 303 02, 303 03 и т.д.).
На какой счет отнести пени при усн
Понятие и бухгалтерский учет
Согласно действующему налоговому законодательству, под пенями понимаются платежи, которые учреждение должно погасить в качестве обеспечения в случае наступления просрочки уплаты по своим обязательствам (п. 1 ст. 72 НК РФ). Такая неустойка начисляется, если организация нарушила срок оплаты налогового (в том числе и авансового) платежа, взноса, сбора (п. 1 ст. 75 НК РФ).
Начислены пени (проводка далее в статье) могут быть за каждый календарный день просроченного платежа. Моментом начала считается день, следующий за законодательно установленным сроком перечисления. Расчет ведется за весь период просрочки, включая дату погашения. Неустойки также могут образоваться и за нарушенный порядок оплаты за поставленный товар, выполненные работы или оказанные услуги, предусмотренный договорными отношениями.
Не стоит забывать, что при расчете налога на прибыль суммы начисленных неустоек и штрафов учреждение учитывать не вправе (п. 2 ст. 270 НК РФ).
Начисление пени: проводки
Бухгалтерская запись | Наименование операции |
---|
Дт 91.2 Кт 68
Дт 68 Кт 51
Пени по НДС (проводки).
Перечисление суммы взыскания в бюджет.
Пени за просрочку платежа по договору (проводки).
Виды существующих штрафных санкций
Прежде чем рассматривать вопрос о том, как проводками отразить штраф или пени в бухгалтерском учете, разберемся, какими могут быть санкции такого рода. Делятся они на две группы:
- Начисляемые друг другу контрагентами в связи с нарушением договорных обязательств.
- Возникающие в случае неисполнения налогового законодательства.
Санкции первой группы предусматриваются в текстах заключаемых между контрагентами договоров как взаимные и могут в равной степени возникать у каждой из сторон. Например, для покупателя обычно устанавливают пени за задержку платежа, а для поставщика — за нарушение срока поставки. Более серьезные санкции (в виде штрафа) призваны обеспечить выполнение обязательств, серьезно влияющих на сам факт функционирования контрагента либо приводящих к существенным для него потерям (в т. ч. из-за невыполнения обязательств перед третьим лицом). Размер санкций, возникающих между контрагентами, указывается в договоре либо прямо (как, например, величина процентов за каждый день просрочки оплаты или поставки), либо путем описания алгоритма расчета.
Ситуации, в которых начисляются пени и штрафы за нарушения налогового законодательства, приведены в НК РФ, там же есть указания на их конкретные размеры, а в необходимых случаях — на алгоритмы расчета. Здесь плательщиками санкций обычно становятся налогоплательщики, хотя в ряде случаев (например, задержка возврата излишне уплаченного в бюджет налога или суммы подлежащего возмещению НДС) ответственность такого же рода установлена и для налоговых органов.
Таким образом, конкретное юрлицо может оказаться как плательщиком, так и получателем платежей обоих групп, и бухгалтерские проводки по штрафам и пеням будут возникать у его не только при учете расходов по ним, но и при отражении доходов.
Отражение в бухгалтерском учете санкций по договорам с контрагентами
Как в бухучете проводками отразить штрафы или пени, возникающие в отношениях с контрагентами? Расходы или доходы, образующиеся у юрлица в этом случае, относятся к числу прочих (п. 7 ПБУ 9/99 и п. 11 ПБУ 10/99, утвержденные приказами Минфина России от 06.05.1999 № 32н и № 33н). План счетов бухучета (утвержден приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н) рекомендует для их отражения использовать счет 91, по кредиту которого будут показываться доходы, а по дебету — расходы.
То есть записи проводок по начислению штрафных санкций будут иметь следующий вид:
- Дт 91 Кт 76 у юрлица, отражающего адресованную ему претензию (т. е. свой расход);
- Дт 76 Кт 91 у юрлица, выставившего претензию своему контрагенту и рассчитывающего на поступление средств в свой адрес.
Сумма, сопровождающая эти проводки, для обеих записей будет определяться одинаково: как соответствующая объему начислений, либо признанных должником, либо установленных судом (п. 10.2 ПБУ 9/99, п. 14.2 ПБУ 10/99). Соответственно, и момент отражения в учете совпадет с моментом либо признания, либо принятия судебного решения.
Оплата санкций выразится проводкой Дт 76 Кт 51 (перечисление контрагенту) или Дт 51 76 (поступление от контрагента).
Как отразить в бухучете начисление и уплату налоговых пеней и штрафов
Основанием для выполнения проводок по пеням или штрафам, начисляемым к уплате в бюджет, служат документы с суммами этих платежей, выставляемые налоговым органом:
- решения по результатам проведенной проверки;
- требования об уплате налогов (взносов).
Для налогоплательщика они представляют собой расход, отражать который План счетов бухучета рекомендует на счете 99. Однако не будет нарушением и использование для этой цели счета 91 (допускающего расширение перечня перечисленных в Плане счетов бухучета прочих расходов) при условии отделения их в аналитике от штрафных санкций, начисляемых в пользу контрагентов. Корреспондирующим счетом для налоговых санкций станет счет 68, на котором для каждого из налогов (взносов) в аналитике следует выделить и пени, и штрафы.
Начисление санкций в пользу налоговых органов, таким образом, отобразится записью Дт 99 (91) Кт 68, а проводка по уплате штрафа или пеней будет выглядеть так: Дт 68 Кт 51.
Если же плательщиком санкций в адрес юрлица оказывается налоговый орган, то бухгалтерские записи в этом случае окажутся аналогичными применяемым при расчетах по подобным платежам, возникающим по договорным взаимоотношениям с иными контрагентами:
- Дт 76 Кт 91 — начисление дохода по санкциям;
- Дт 51 Кт 76 — поступление средств для их оплаты.
Отнесение на счет 99 такого дохода Планом счетов бухучета не предусмотрено. Использование же в этой проводке счета 91 свидетельствует о предпочтительности отражения через счет 91 и налоговых санкций, уплачиваемых налогоплательщиком, поскольку это обеспечивает более удобное сопоставление доходов и расходов.
Отражаемые в учете санкции в виде пеней и штрафов возникают:
- в отношениях между контрагентами в связи с нарушением договорных взаимоотношений;
- при несоблюдении требований налогового законодательства.
И в том, и в другом случае конкретное юрлицо может оказаться как плательщиком, так и получателем платежей по санкциям. То есть проводки по штрафам и пеням отразят у него в учете либо расход, либо доход:
- по расчетам с контрагентом — Дт 91 Кт 76 (расход) либо Дт 76 Кт 91 (доход);
- по налоговым платежам — Дт 99 (91) Кт 68 (расход) либо Дт 76 Кт 91 (доход).
Аналитику учета следует организовать по контрагентам и претензиям (для счета 76), видам налогов и санкций (на счете 68), назначению санкций (на счете 91).
Организация — малое предприятие, применяет упрощенный порядок ведения бухгалтерского учета, налогообложение УСН (доходы минус расходы). Выручка за год превышает 8 млн.руб. Как отразить в налоговом и бухгалтерском учете пени за просрочку уплаты налогов, сборов, страховых и подобных взносов (в ИФНС, ПФР, ФСС) — по факту оплаты, по получении от ИФНС и фондов требования об уплате пеней либо начислять и отражать в учете самостоятельно, независимо от факта оплаты пеней?
Отвечает Ирина Киселева, эксперт по бухгалтерскому и налоговому учету.
На основании требования в бухучете сумму начисленных пени отразите проводкой:
При расчете единого налога на упрощенке пени в расходы не включайте. Такие суммы не предусмотрены в п. 1 ст.346.16 НК.
Из рекомендации
Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса
Как учесть штрафы и пени по налогам и взносам в бухучете и при расчете налога на упрощенке. Организация платит налог с разницы между доходами и расходами
Штрафы за налоговые правонарушения и пени в бухучете отражайте в составе налоговых санкций. При расчете налога на упрощенке штрафы и пени не учитывайте.
Для целей бухучета штрафы и пени можно объединить в одну категорию учетных объектов – налоговые санкции. Такой подход не противоречит задачам бухучета. В частности, он обеспечивает полную и достоверную информацию о деятельности организации и соответствует принципам рациональности и приоритету содержания перед формой ( п. 1 ст. 13 Закона от 6 декабря 2011 № 402-ФЗ, п. 10 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности).
В бухучете сумму начисленных налоговых санкций отразите проводкой:
При расчете единого налога на упрощенке штрафы и пени за налоговые нарушения в расходы не включайте. Такие суммы не предусмотрены в пункте 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ. Поэтому при расчете налоговой базы по налогу на упрощенке уменьшать на них доходы нельзя.
Штрафы: проводки в бухучете
Соблюдение действующего законодательства проверяется контролирующими органами, которые уполномочены наложить штрафные санкции в случае выявленных нарушений.
С наибольшей частотой осуществляет свою контрольную функцию налоговая инспекция, которая налагает санкции за различные нарушения налогового законодательства, в том числе:
- за несвоевременно сданную отчетность;
- за ошибки в отчетности;
- за прием наличности без кассового аппарата;
- за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и другие.
При наличии в собственности организации автотранспортных средств ей предстоит периодически оплачивать штрафы ГИБДД за нарушение правил дорожного движения.
Среди других контрольных органов, которые могут наложить санкции при проверке, можно назвать:
- Роспотребнадзор;
- Пожарная инспекция (МЧС);
- Санитарная инспекция;
- Ростехнадзор;
- Трудовая инспекция;
- Федеральная миграционная служба и другие.
Когда организация уплачивает штрафы, проводки в бухучете зависят от того, за что наложены взыскания: за нарушение налогового законодательства или по иным причинам.
Начисление штрафа: проводки
При нарушении налогового законодательства начисленные суммы взысканий относят на счет учета прибылей и убытков. В соответствии с Приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н, к счету 99 «Прибыли и убытки» открывается субсчет 99.09 «Прочие прибыли и убытки». На этом субсчете учитываются штрафы, начисленные за нарушение налогового законодательства в корреспонденции со счетом учета соответствующего налога. В общем виде проводка по начислению штрафных санкций за нарушение законодательства выглядит так: Дт 99.09 Кт 68 (69).
- Дт 99.09 Кт 68.01 — за неуплату НДФЛ;
- Дт 99.09 Кт 68.02 — за нарушение порядка сдачи отчетности в электронном виде;
- Дт 99.09 Кт 69.01 — за непредоставление отчетности.
Для начисления всех прочих взысканий, включая штрафы ГИБДД и неустойки по хозяйственным договорам, следует использовать счет 91 «Прочие доходы и расходы» в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами».
Расходы организации по уплате штрафных санкций отражаются по дебету счета 91.02 в составе прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99).
Доходы организации по получению причитающихся штрафов по хозяйственным договорам отражаются по кредиту счета 91.1 в составе прочих доходов (п. 7 ПБУ 9/99, Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н).
Административный штраф: проводки в бухгалтерском учете
В зависимости от вида правонарушений размер административного штрафа может достигать 60 млн рублей.
Отражение в бухгалтерском учете штрафов за нарушение налогового законодательства
Видео (кликните для воспроизведения). |
В соответствии со ст. 129.4 НК РФ (недостоверные сведения в уведомлении о контролируемых сделках) выставлено денежное взыскание за нарушение законодательства о налогах и сборах (штраф). Какие бухгалтерские проводки нужно сделать в данном случае?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Штрафы за нарушения налогового законодательства (в том числе предусмотренные ст. 129.4 НК РФ) отражаются в бухгалтерском учете на счете 99 «Прибыли и убытки» в корреспонденции со счетом 68 «Расчеты по налогам и сборам».
Статья 129.4 НК РФ введена в действие Федеральным законом от 18.07.2011 N 227-ФЗ.
Ответственность по ст. 129.4 НК РФ предусмотрена за:
неправомерное непредставление в установленный срок уведомления о контролируемых сделках (далее — Уведомление), совершенных в календарном году;
представление уведомления, содержащего недостоверные сведения (письмо Минфина России от 06.02.2013 N 03-01-18/2646).
Таким образом, ст. 129.4 НК РФ предусматривает два самостоятельных вида налоговых правонарушений, субъектом которых является налогоплательщик, совершивший контролируемую сделку и обязанный представить в налоговый орган соответствующее уведомление.
За совершение каждого из указанных правонарушений может быть взыскан штраф в размере 5000 рублей.
Бухгалтерский учет
В соответствии с п. 2 ПБУ 10/99 «Расходы организации» (далее — ПБУ 10/99) расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).
Расходы организации, в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации, подразделяются на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы (п. 4 ПБУ 10/99).
Согласно п. 76 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (далее — Положение N 34н), штрафы, пени и неустойки, признанные должником или по которым получены решения суда об их взыскании, относятся на финансовые результаты у коммерческой организации и до их получения или уплаты отражаются в бухгалтерском балансе получателя и плательщика соответственно по статьям дебиторов или кредиторов.
При этом на основании п. 83 Положения N 34н в бухгалтерском балансе финансовый результат отчетного периода отражается как нераспределенная прибыль (непокрытый убыток), т.е. конечный финансовый результат, выявленный за отчетный период, за минусом причитающихся за счет прибыли установленных в соответствии с законодательством РФ налогов и иных аналогичных обязательных платежей, включая санкции за несоблюдение правил налогообложения.
Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению (далее — План счетов и Инструкция), утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, предусмотрено, что на счете 99 «Прибыли и убытки» в корреспонденции со счетом 68 «Расчеты по налогам и сборам» в течение отчетного года отражаются, в частности, суммы причитающихся налоговых санкций (смотрите также письма Минфина России от 29.01.2007 N 03-03-06/1/42, от 15.02.2006 N 07-05-06/31).
Напомним, что налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 1 ст. 114 НК РФ), под которым понимается совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность (ст. 106 НК РФ).
В профессиональной среде существует мнение, согласно которому санкции за нарушения налогового законодательства могут отражаться в составе прочих расходов, т.к. они удовлетворяют определению расходов, данному в п. 2 ПБУ 10/99, а перечень прочих расходов на основании п. 12 ПБУ 10/99 не является закрытым. В этой связи конкретный порядок учета (на счете 91 или счете 99) экономическим субъектам рекомендуется самостоятельно определять в учетной политике на основании п. 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации».
На наш взгляд, в контексте требований п. 83 Положения N 34н штрафы за нарушения налогового законодательства следует рассматривать в качестве обособленных платежей, которые оказывают самостоятельное влияние на конечный финансовый результат (чистую прибыль (убыток)), а не в качестве прочих расходов. Такие платежи отражаются по строке 2460 «Прочее» отчета о финансовых результатах.
С учетом изложенного выше в бухгалтерском учете рассматриваемые операции могут быть отражены следующим образом:
Дебет 99 Кредит 68, субсчет «Налоговые санкции»
— отражен признанный организацией штраф за нарушения налогового законодательства;
Дебет 68, субсчет «Налоговые санкции» Кредит 51
— отражена оплата штрафа.
Что касается административных штрафов (по КоАП РФ), то они не являются платежами, аналогичными с налогами, а п. 83 Положения N 34н, по нашему мнению, не позволяет отнести их к обособленным платежам, оказывающим самостоятельное влияние на конечный финансовый результат.
Поэтому административные штрафы, на наш взгляд, следует рассматривать в качестве прочих расходов организации с отражением их на счете 91 «Прочие доходы и расходы» в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Рекомендуем ознакомиться с материалом:
— Энциклопедия решений. Учет пеней, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет (фонды).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Молчанов Валерий
Ответ прошел контроль качества
15 февраля 2017 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Административный штраф – проводки в бухгалтерском учете
Похожие публикации
Когда речь заходит о штрафах для предприятия, в первую очередь возникает мысль о налоговых санкциях. Действительно, это наиболее распространенная ситуация, в которой компания несет подобные затраты. Но в некоторых случаях организации приходится платить и штрафы, не связанные с налоговыми нарушениями. Рассмотрим, в каких случаях это может быть и как отразить штрафы в бухучете.
В каких случаях на компанию могут быть наложены административные санкции
Административный кодекс содержит десятки статей, согласно которым юридическое лицо может быть подвергнуто штрафным санкциям.
Перечислим ряд наиболее распространенных случаев:
- При нарушении правил дорожного движения водителями, управляющими принадлежащим организации автотранспортом.
- При нарушениях трудового законодательства, выявленных специалистами Роструда.
- При нарушениях законодательства о защите прав потребителей торговыми организациями.
- При нарушениях отдельных требований налогового законодательства, не связанных непосредственно с уплатой налогов (например, сроков сдачи деклараций).
Административный штраф – проводки в бухгалтерском учете
Общие принципы отражения расходов в бухучете приведены в ПБУ 10/99 «Расходы организации».
Т.к. штрафы нельзя отнести к расходам, непосредственно связанным с основной деятельностью компании, то они могут быть отнесены к прочим расходам в соответствии с п. 11 ПБУ 10/99. Приведенный в этом пункте перечень является открытым, поэтому на его основании можно признать в качестве расходов и штрафные санкции.
В соответствии с Планом счетов, утвержденным приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н для учета прочих расходов применяется счет 91.
Таким образом, если компании начислены штрафы, проводки в бухучете будут связаны с этим счетом. Независимо от типа штрафа – нарушение ПДД или штраф трудовой инспекции – бухгалтерские проводки будут одинаковыми:
ДТ 91.2 – КТ 76 – начисление штрафа;
ДТ 76 – КТ 51 – штраф перечислен в бюджет.
Если предприятие оспаривало штрафные санкции в суде, но проиграло дело, взыскание могут производить судебные приставы. При этом проводки по исполнительному листу будут аналогичными рассмотренным выше.
В отличие от бухгалтерского, положения налогового учета содержат прямой запрет на включение в затраты штрафных санкций, перечисляемых в бюджет (п. 2 ст. 270 НК РФ).
В данном случае возникает постоянная разница между двумя видами учета в сумме начисленных штрафных санкций.
Поэтому, если организация осуществила начисление штрафа, проводки нужно дополнить операциями по отражению налоговых разниц в соответствии с ПБУ 18/02. В данном случае возникает постоянное налоговое обязательство (ПНО). Чтобы определить его величину, нужно умножить постоянную разницу на текущую ставку налога на прибыль.
ДТ 99 – КТ 68.4 – отражено ПНО
Таким образом, если организации был начислен штраф, проводки касаются не только расчетов с бюджетом, но и возникающих налоговых разниц.
Компенсация штрафов ГИБДД за счет виновного лица
В соответствии со ст. 238 ТК РФ организация имеет право взыскать уплаченный штраф с виновного лица. В данном случае виновным лицом может быть признан водитель.
Если организации – владельцу транспортного средства был начислен штраф ГИБДД, проводки по компенсации ущерба будут следующие:
ДТ 73 – КТ 91.1 – сумма штрафа отнесена на расчеты с виновным лицом;
ДТ 70 – КТ 73 – сумма удержана из зарплаты, или
ДТ 50 – КТ 73 – сумма добровольно внесена в кассу предприятия.
Водитель Смирнов А.В. на автомобиле, принадлежащем ООО «Альфа», превысил скорость и был оштрафован на 1 тысячу рублей. Чтобы отразить в учете данный штраф за нарушение ПДД, бухгалтерские проводки будут следующие:
ДТ 91.2 – КТ 76 (1000 руб.) – начислен штраф
ДТ 76 – КТ 51 (1000 руб.) – сумма штрафа перечислена в бюджет
ДТ 99 – КТ 68.4 (1000 х 20% = 200 руб.) – отражено постоянное налоговое обязательство
ДТ 73 – КТ 91.1 (1000 руб.) – штраф отнесен на виновное лицо
ДТ 50 – КТ 73 (1000 руб.) – водитель внес сумму в кассу.
Административные штрафы в бухучете относятся к прочим расходам организации. В качестве расходов для налога на прибыль их учесть нельзя, что приводит к возникновению налоговых разниц. В отдельных случаях сумму штрафа можно возместить за счет виновных лиц.
Бухгалтерские проводки по штрафам и пеням
Виды существующих штрафных санкций
Прежде чем рассматривать вопрос о том, как проводками отразить штраф или пени в бухгалтерском учете, разберемся, какими могут быть санкции такого рода. Делятся они на две группы:
- Начисляемые друг другу контрагентами в связи с нарушением договорных обязательств.
- Возникающие в случае неисполнения налогового законодательства.
Санкции первой группы предусматриваются в текстах заключаемых между контрагентами договоров как взаимные и могут в равной степени возникать у каждой из сторон. Например, для покупателя обычно устанавливают пени за задержку платежа, а для поставщика — за нарушение срока поставки. Более серьезные санкции (в виде штрафа) призваны обеспечить выполнение обязательств, серьезно влияющих на сам факт функционирования контрагента либо приводящих к существенным для него потерям (в т. ч. из-за невыполнения обязательств перед третьим лицом). Размер санкций, возникающих между контрагентами, указывается в договоре либо прямо (как, например, величина процентов за каждый день просрочки оплаты или поставки), либо путем описания алгоритма расчета.
Ситуации, в которых начисляются пени и штрафы за нарушения налогового законодательства, приведены в НК РФ, там же есть указания на их конкретные размеры, а в необходимых случаях — на алгоритмы расчета. Здесь плательщиками санкций обычно становятся налогоплательщики, хотя в ряде случаев (например, задержка возврата излишне уплаченного в бюджет налога или суммы подлежащего возмещению НДС) ответственность такого же рода установлена и для налоговых органов.
Таким образом, конкретное юрлицо может оказаться как плательщиком, так и получателем платежей обоих групп, и бухгалтерские проводки по штрафам и пеням будут возникать у его не только при учете расходов по ним, но и при отражении доходов.
Отражение в бухгалтерском учете санкций по договорам с контрагентами
Как в бухучете проводками отразить штрафы или пени, возникающие в отношениях с контрагентами? Расходы или доходы, образующиеся у юрлица в этом случае, относятся к числу прочих (п. 7 ПБУ 9/99 и п. 11 ПБУ 10/99, утвержденные приказами Минфина России от 06.05.1999 № 32н и № 33н). План счетов бухучета (утвержден приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н) рекомендует для их отражения использовать счет 91, по кредиту которого будут показываться доходы, а по дебету — расходы.
То есть записи проводок по начислению штрафных санкций будут иметь следующий вид:
- Дт 91 Кт 76 у юрлица, отражающего адресованную ему претензию (т. е. свой расход);
- Дт 76 Кт 91 у юрлица, выставившего претензию своему контрагенту и рассчитывающего на поступление средств в свой адрес.
Сумма, сопровождающая эти проводки, для обеих записей будет определяться одинаково: как соответствующая объему начислений, либо признанных должником, либо установленных судом (п. 10.2 ПБУ 9/99, п. 14.2 ПБУ 10/99). Соответственно, и момент отражения в учете совпадет с моментом либо признания, либо принятия судебного решения.
Оплата санкций выразится проводкой Дт 76 Кт 51 (перечисление контрагенту) или Дт 51 76 (поступление от контрагента).
Как отразить в бухучете начисление и уплату налоговых пеней и штрафов
Основанием для выполнения проводок по пеням или штрафам, начисляемым к уплате в бюджет, служат документы с суммами этих платежей, выставляемые налоговым органом:
- решения по результатам проведенной проверки;
- требования об уплате налогов (взносов).
Для налогоплательщика они представляют собой расход, отражать который План счетов бухучета рекомендует на счете 99. Однако не будет нарушением и использование для этой цели счета 91 (допускающего расширение перечня перечисленных в Плане счетов бухучета прочих расходов) при условии отделения их в аналитике от штрафных санкций, начисляемых в пользу контрагентов. Корреспондирующим счетом для налоговых санкций станет счет 68, на котором для каждого из налогов (взносов) в аналитике следует выделить и пени, и штрафы.
Начисление санкций в пользу налоговых органов, таким образом, отобразится записью Дт 99 (91) Кт 68, а проводка по уплате штрафа или пеней будет выглядеть так: Дт 68 Кт 51.
Если же плательщиком санкций в адрес юрлица оказывается налоговый орган, то бухгалтерские записи в этом случае окажутся аналогичными применяемым при расчетах по подобным платежам, возникающим по договорным взаимоотношениям с иными контрагентами:
- Дт 76 Кт 91 — начисление дохода по санкциям;
- Дт 51 Кт 76 — поступление средств для их оплаты.
Отнесение на счет 99 такого дохода Планом счетов бухучета не предусмотрено. Использование же в этой проводке счета 91 свидетельствует о предпочтительности отражения через счет 91 и налоговых санкций, уплачиваемых налогоплательщиком, поскольку это обеспечивает более удобное сопоставление доходов и расходов.
Отражаемые в учете санкции в виде пеней и штрафов возникают:
- в отношениях между контрагентами в связи с нарушением договорных взаимоотношений;
- при несоблюдении требований налогового законодательства.
И в том, и в другом случае конкретное юрлицо может оказаться как плательщиком, так и получателем платежей по санкциям. То есть проводки по штрафам и пеням отразят у него в учете либо расход, либо доход:
- по расчетам с контрагентом — Дт 91 Кт 76 (расход) либо Дт 76 Кт 91 (доход);
- по налоговым платежам — Дт 99 (91) Кт 68 (расход) либо Дт 76 Кт 91 (доход).
Аналитику учета следует организовать по контрагентам и претензиям (для счета 76), видам налогов и санкций (на счете 68), назначению санкций (на счете 91).
Бухгалтерские проводки при начислении пени по налогам
Пени по налогам: понятие и порядок расчета
Пеня — одно из средств обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (п. 1 ст. 72 НК РФ). Это сумма, которую налогоплательщик должен внести в бюджет при просрочке уплаты налога, сбора или авансового платежа по налогу (п. 1 ст. 75 НК РФ).
В общем случае пеня начисляется за каждый календарный день просрочки начиная со дня, следующего за сроком уплаты, по день погашения недоимки, включительно. Рассчитывается она в процентах от неуплаченной суммы исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ (п. 4 ст. 75 НК РФ).
Расчет можно представить в виде формулы:
П = Н × Дн × 1/300 Среф,
Н — неуплаченная или несвоевременно уплаченная сумма налога;
Дн — календарные дни просрочки;
Среф — ставка рефинансирования ЦБ РФ.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! С 27.12.2018 размер пеней ограничивается суммой недоимки, на которую их начисляют. Подробнее см. здесь.
Эта формула применяется для физлиц, а также для юрлиц при просрочке уплаты налога до 30 календарных дней. Если просрочка более длительная, то начиная с 31-го дня нужно брать не 1/300, а 1/150 ставки рефинансирования (по недоимкам, возникшим после 30.09.2017). То есть полная формула расчета пеней для организаций выглядит так:
А рассчитать пени для конкретной ситуации можно с помощью нашего сервиса «Калькулятор пеней».
Уплатить пени по просроченному платежу налогоплательщику стоит самостоятельно (либо одновременно с налогом, либо после его уплаты). Если этого не сделать, пени начислит инспекция. И не только начислит, но даже может взыскать их в принудительном порядке за счет денег или имущества налогоплательщика (п. 6 ст. 75 НК РФ).
Как учесть пени в бухгалтерском и налоговом учете
Правила бухгалтерского учета расходов организаций регламентированы ПБУ 10/99 «Расходы организации» (утверждено приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н). Однако конкретных указаний по порядку бухучета налоговых пеней данное ПБУ нам не дает. А это значит, что организация может определить его самостоятельно, закрепив в учетной политике (п. 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н).
Очевидно, что пени по налогам в бухучете следует относить в состав прочих расходов, поскольку непосредственно с производством продукции, продажей товаров, выполнением работ или оказанием услуг они не связаны.
Что касается налогового учета, то здесь все однозначно: уменьшать прибыль пени по налогам не могут, т. к. это прямо запрещено п. 2 ст. 270 НК РФ.
Каковы проводки по начислению пени по налогам
Существует 2 варианта начисления пеней в бухучете:
- через счет 99 по аналогии с налоговыми санкциями — проводкой Дт 99 Кт 68;
- через счет 91 по аналогии с пенями договорными — проводкой Дт 91-2 Кт 68.
Соответствующий вариант также целесообразно закрепить в учетной политике по БУ.
На счете 68 для пеней по каждому из налогов желательно открывать соответствующие субсчета.
Важно отметить, что при отражении пеней вторым способом (т. е. через счет 91) в учете будет возникать постоянное налоговое обязательство. Ведь для бухучета эти расходы принимаются, а для налогообложения нет (пп. 4, 7 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций», утвержденного приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н).
О том, как возникающие разницы отразятся в бухотчетности, читайте в статье «Как рассчитать бухгалтерскую прибыль (формула)?».
Видео (кликните для воспроизведения). |
Пени представляют собой вид санкций, налагаемых на налогоплательщика, задерживающего оплату налога в бюджет. Их начисление может быть отражено в бухучете одним из 2 способов: через счет 99 или 91. Выбрать способ должен сам налогоплательщик.
Юрист ведущей адвокатской конторы Москвы.
Специализация: гражданское право.
Стаж 22 года.