Спецоценка условий труда и льготная пенсия

Предлагаем статью на тему: "Спецоценка условий труда и льготная пенсия" с понятными комментариями и выводами. С случае возникновения вопросов и для актуализации данных на 2023 год вы можете обратиться к дежурному консультанту.

Специальная оценка условий труда (СОУТ) в 13 шагов: к проведению готовы!

racorn / Depositphotos.com

С 1 января 2014 года работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»; далее – Закон № 426-ФЗ). Эта процедура введена вместо аттестации рабочих мест и во многом ее повторяет.

31 декабря 2018 года завершился период, когда работодатели могли поэтапно провести спецоценку условий труда в отношении рабочих мест, на которых проводится идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Речь идет о так называемых безопасных, «несписочных» рабочих местах, то есть не указанных в ч. 6 статьи 10 Закона № 426-ФЗ. По сути к этой категории относится большинство рабочих мест. Кроме того, лишь до этой даты могли действовать результаты ранее проведенной аттестации рабочих мест (письмо Минтруда России от 1 июня 2018 г. № 15-4/10/В-4010 «О специальной оценке условий труда»).

Таким образом, срок, в течение которого нужно было сделать СОУТ, уже истек для работодателей. С 1 января не выполнившие эту обязанность могут быть привлечены к ответственности по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП. Отметим при этом, что ответственность по указанной части не находится в зависимости от количества работников, чьи трудовые права были нарушены (письмо Роструда от 28 ноября 2016 г. № ПГ/31983-03-3).

Может ли быть проведена специальная оценка условий труда на вакантном рабочем месте? Узнайте ответ в «Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Тем не менее, во-первых, спецоценку должны как можно скорее осуществить те, кто опоздал – в частности, Минтруд России пообещал реализовать в отношении малого бизнеса и ИП механизм предупреждения нарушений, в рамках которого работодателю сначала направят предостережение о недопустимости нарушения требований охраны труда, и лишь в случае его неисполнения – оштрафуют.

Кроме того, спецоценку могут впервые проводить те, кто только создал новые рабочие места. На это отводится год с момента их образования. То есть, например, если рабочее место создано в декабре 2018 года, то срок завершения СОУТ – декабрь 2019 года.

И тем, и другим категориям работодателей очень пригодится наша инструкция. В ходе проведения спецоценки им необходимо учесть ряд особенностей, чтобы избежать административной ответственности за нарушение установленного порядка проведения спецоценки по той же ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Рассмотрим порядок проведения этой процедуры подробнее.

Шаг 1. Издать приказ об образовании комиссии по проведению специальной оценки условий труда

Приняв решение о проведении специальной оценки условий труда, руководитель организации должен издать соответствующий приказ, определив в нем состав комиссии по проведению такой спецоценки, включая руководителя, а также порядок ее деятельности. При этом число членов комиссии должно быть нечетным, а в ее состав обязательно следует включить специалиста по охране труда (ч. 1-2 ст. 9 Закона № 426-ФЗ). Главой комиссии, как правило, назначается генеральный директор (ч. 4 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

Шаг 2. Утвердить перечень рабочих мест для проведения специальной оценки

Перечень рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена спецоценка, в том числе и аналогичных, определяется созданной работодателем комиссией (ч. 5 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

Специальная оценка при наличии аналогичных рабочих мест проводится только в отношении 20% от их общего числа, но в любом случае их должно быть больше двух (ч. 1 ст. 16 Закона № 426-ФЗ). Результаты спецоценки при этом применяются ко всем аналогичным рабочим местам.

Аналогичные рабочие места – рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми или однотипными системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты (ч. 6 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

Шаг 3. Издать приказ об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда

Одновременно с определением перечня рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена специальная оценка условий труда, комиссия составляет график проведения спецоценки. Он должен быть утвержден соответствующим приказом руководителя организации.

БЛАНКИ

  • Приказ о проведении специальной оценки условий труда и образовании комиссии по ее проведению
  • Перечень рабочих мест для проведения специальной оценки условий труда
  • Приказ об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда
  • Договор на проведение специальной оценки условий труда
  • Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда
  • Дополнительное соглашение к трудовому договору об условиях труда на рабочем месте

При составлении данного графика следует учесть следующее.

По общему правилу, спецоценка проводится в отношении каждого рабочего места, включая офисные помещения, не реже чем один раз в пять лет (ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ).

Если ранее специальная оценка условий труда работодателем не проводилась, ее необходимо было провести не позднее 31 декабря 2018 года (ч. 6 ст. 27 Закона 426-ФЗ). При этом закон позволял сделать это поэтапно.

Исключение составляют рабочие места:

  • тех сотрудников, чья профессия, должность или специальность дает им право на досрочное назначение страховой пенсии по старости;
  • работа на которых дает право на гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и/или опасные условия труда (ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ).
Читайте так же:  Методика расчета пеней по налогам

Специальную оценку этих рабочих мест нужно было провести первоочередно, без разделения на этапы (письмо Минтруда России от 8 декабря 2014 г. № 15-1/В-1829). За неисполнение этой обязанности работодателю грозит административная ответственность, в том числе штраф в размере до 10 тыс. руб – для должностных лиц и ИП, до 80 тыс. руб. – для юридических лиц (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

Если же до 31 декабря 2013 года работодателем была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальную оценку в отношении этих рабочих мест можно не проводить в течение пяти лет со дня завершения аттестации (ч. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).

Кроме того, помимо плановой спецоценки рабочих мест работодатель обязан проводить и внеплановую – например, при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, изменении технологического процесса, получении соответствующего предписания от ГИТ и др. (ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ). Срок, в течение которого должна быть проведена внеплановая спецоценка условий труда, составляет от 6 до 12 месяцев в зависимости от основания для ее проведения (ч. 2 ст. 17 Закона № 426-ФЗ).

Шаг 4. Заключить со специализированной организацией договор на проведение специальной оценки условий труда

Чтобы провести специальную оценку условий труда, работодатель должен заключить с выбранной специализированной организацией соответствующий договор (ч. 2 ст. 8, ст. 19-21 Закона № 426-ФЗ). С реестром аккредитованных организаций можно ознакомиться на сайте Минтруда России (http://akot.rosmintrud.ru/).

Шаг 5. Передать организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию

Как только договор со специализированной организацией будет заключен, работодатель обязан предоставить ей сведения, документы и информацию, характеризующие условия труда на рабочих местах (например, технологическую документацию, проекты строительства зданий и др.).

Шаг 6. Утвердить результаты идентификации потенциально вредных и/или опасных производственных факторов

При проведении специальной оценки условий труда специализированная организация первым делом осуществляет идентификацию потенциально вредных и/или опасных производственных факторов. Результаты этой идентификации, по ее завершении, утверждаются созданной работодателем комиссией (ч. 2 ст. 10 Закона № 426-ФЗ).

Затем организация приступает к измерению фактических значений вредных и/или опасных факторов, если таковые были выявлены (ч. 5 ст. 10 Закона № 426-ФЗ). По итогам исследования эксперт специализированной организации классифицирует условия труда на рабочих местах по степени вредности и/или опасности на оптимальные, допустимые, вредные и опасные (ч. 8 ст. 12, ст. 14 Закона № 426-ФЗ).

Шаг 7. Утвердить отчет о проведении специальной оценки условий труда

По итогам проведения спецоценки организация составляет отчет, который должен быть подписан всеми членами созданной работодателем комиссии и утвержден ее председателем (ч. 2 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). Член комиссии, не согласный с результатами специальной оценки условий труда, может изложить свое мотивированное мнение в письменной форме и приложить его к отчету.

Шаг 8. Уведомить специализированную организацию об утверждении отчета о проведении специальной оценки условий труда

В течение трех рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодатель обязан уведомить об этом специализированную организацию, а также направить в ее адрес копию утвержденного отчета (ч. 5.1 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). Сделать это можно любым доступным способом, обеспечивающим возможность подтвердить факт такого уведомления.

Шаг 9. Подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

Если наличие вредных и/или опасных производственных факторов по результатам идентификации выявлены не были либо если по результатам измерений условия труда на рабочих местах признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен уведомить об этом трудовую инспекцию по месту нахождения организации (ч. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ). Для этого нужно заполнить декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (утв. приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н). Подать эту декларацию работодатель должен в течение 30 рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении спецоценки (п. 5 Порядка подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, утв. Приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н).

Следует отметить, что до 1 мая 2016 года работодатель указывал в декларации только сведения об отсутствии вредных и/или опасных производственных факторов. В связи с этим, если по результатам измерений, проведенных до 1 мая 2016 года условия труда в отношении других рабочих мест были признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен подать в трудовую инспекцию уточненную декларацию с включением в нее этих рабочих мест (ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 1 мая 2016 г. № 136-ФЗ).

Шаг 10. Ознакомить работников с отчетом о проведении специальной оценки условий труда

В срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки работодатель должен под роспись ознакомить работников с результатами спецоценки (ч. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.

Шаг 11. Разместить результаты спецоценки на сайте организации

В течение 30 календарных дней после утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодателю следует разместить сводные данные о результатах спецоценки на своем официальном сайте – при его наличии (ч. 6 ст. 15 Закона № 426-ФЗ).

Размещаемая на сайте информация должна содержать сведения:

  • об установлении классов (подклассов) условий труда на рабочих местах;
  • о перечне мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда.

Это, в частности, разделы V и VI отчета о специальной оценке условий труда.

Шаг 12. Уведомить о результатах спецоценки ФСС России

При подаче отчетности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работодатель также должен сообщить ФСС результаты специальной оценки условий труда (подп. 18 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).

Читайте так же:  Как уменьшить долг по алиментам после совершеннолетия

Для этого нужно отразить соответствующие данные в форме 4-ФСС (утв. приказом ФСС России от от 26 сентября 2016 г. № 381).

Шаг 13. Применить результаты специальной оценки условий труда

Результаты проведенной спецоценки влияют на установление гарантий и компенсаций работникам. Так, сотрудники, условия труда на рабочих местах которых признаны вредными, в зависимости от степени вредности имеют право на сокращенную рабочую неделю не более 36 часов, дополнительный отпуск не менее семи календарных дней и/или компенсацию в размере 4% от оклада (абз. 5 ч. 1 ст. 92, ч. 2 ст. 117, ч. 2 ст. 147 Трудового кодекса).

Кроме того, пункт об условиях труда на соответствующем рабочем месте должен быть включен в трудовой договор с новыми работниками (абз. 9 ч. 2 ст. 57 ТК РФ). А в договоры с уже работающими сотрудниками следует внести изменения, заключив с ними соответствующее дополнительное соглашение (ст. 72 ТК РФ).

Спецоценка условий труда и льготная пенсия

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

На рабочем месте проведена специальная оценка труда, по результатам которой изменился подкласс условий труда: до специальной оценки был 3.2, после специальной оценки стал 3.1. Ранее у работника были льготы за работу по классу/подклассу 3.2 — дополнительный отпуск и доплата за работу во вредных условиях труда.
Правильно ли поступит работодатель, если после соответствующего уведомления работника, через два месяца после специальной оценки и установления класса/подкласса 3.1 отменит льготу в виде дополнительного отпуска?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Из-за уменьшения итогового класса (подкласса) с 3.2 до 3.1 работникам должна предоставляться только дополнительная компенсация в виде повышенной оплаты труда. Факт того, что итоговый класс снизился по причине изменения методики проведения оценки условий труда без фактического изменения факторов производственной среды и трудового процесса, не ограничивает работодателя в его праве предоставлять компенсации и гарантии за работу во вредных и (или) опасных условиях труда согласно действующему законодательству. Условие трудового договора о предоставлении дополнительного отпуска может быть исключено либо по соглашению сторон в порядке ст. 72 ТК РФ, либо по инициативе работодателя в порядке, предусмотренном ст. 74 ТК РФ, с обязательным уведомлением работника в письменной форме не позднее чем за два месяца.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Дополнительные тарифы на обязательное пенсионное страхование

С 2013 года введен дополнительный тариф страховых взносов в Пенсионный фонд России для работодателей, имеющих рабочие места с вредными и опасными производствами. Дополнительные тарифы применяются в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в пунктах 1 и 2-18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

28 декабря 2013 года принят Федеральный закон №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», в соответствии с которым страхователи обязаны обеспечить безопасность работников во время работы, а их рабочие места должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда. В зависимости от итогов проведенной специальной оценки условий труда, созданных работодателем для своих работников, устанавливается размер дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, которые уплачиваются с 2014 года. Чем более опасные или вредные условия труда будут установлены по результатам специальной оценки, тем более высокий дополнительный тариф страховых взносов необходимо будет уплачивать работодателю в Пенсионный фонд России.

В соответствии с законом условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса – оптимальные (1 класс), допустимые (2 класс), вредные (3 класс) и опасные (4 класс). Оценку условий труда и аттестацию рабочих мест проводит комиссия из представителей организации работодателя не реже одного раза в 5 лет. Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу закона №426-ФЗ, применяются при определении размера дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд России в отношении рабочих мест, условия труда на которых по результатам аттестации признаны вредными и (или) опасными, до 31 декабря 2018 года включительно.

При исчислении страховых взносов по дополнительному тарифу для отдельных категорий работодателей, имеющих рабочие места на вредных и опасных производствах, положение по ограничению базы для начисления страховых взносов не применяется.

Если работодатель не проводит спецоценку условий труда, то он уплачивает дополнительный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в 2016 году по Списку №1 – 9%, по Списку №2 и «малым спискам» – 6%.

При проведении спецоценки условий труда применяются следующие дополнительные тарифы:

Читайте так же:  Как можно погасить долг по алиментам

О включении в специальный стаж периодов работы после 31.12.2018г. при отсутствии на рабочих местах результатов специальной оценки условий труда

Подписка на новости

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

14 сентября 2018 12:36

В соответствии с частью 6 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы, предусмотренной пунктами 1-18 части 1 статьи 30 Федерального закона №400-ФЗ, имевшие место после 1 января 2013г., засчитываются в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса РФ, а после проведения специальной оценки условий труда – наличия вредного или опасного класса условий труда на соответствующих рабочих местах.

До установления на соответствующих рабочих местах класса условий труда по результатам специальной оценки условий труда, периоды указанной работы засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по дополнительным тарифам. При этом размер дополнительного тарифа страховых взносов определяется по действительным до 31 декабря 2018г. результатам аттестации рабочих мест по условиям труда в отношении работников, на рабочих местах которых условия труда признаны вредными или опасными (от 2% до 8%) либо по основаниям назначения досрочной страховой пенсии по старости: по Списку №1 – 9%, по Списку №2 и «малым» Спискам – 6%.

Таким образом, при отсутствии результатов специальной оценки условий труда на отдельных рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1-18 части 1 статьи 30 Федерального закона №400-ФЗ, например, в случае проведения внеплановой специальной оценки условий труда при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, периоды работы, в том числе после 31 декабря 2018г., могут засчитываться в стаж на соответствующих видах работ при условии начисления (уплаты) страхователем страховых взносов по дополнительным тарифам.

О праве на назначение досрочной пенсии за работу в особых условиях труда в зависимости от результатов специальной оценки условий труда.

Подписка на новости

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

10 декабря 2018 14:54

Видео (кликните для воспроизведения).

С 1 января 2013 года для страхователей-работодателей, осуществляющих выплаты в пользу физических лиц, занятых в производствах и на работах с вредными и тяжелыми условиями труда по пп. 1-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», впервые введены дополнительные тарифы страховых взносов (статья 58.3 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

С 1 января 2014 года в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции Закона 421-ФЗ) в статью 27 впервые введена дополнительная норма для включения в специальный стаж периодов работы во вредных и тяжелых условиях труда в соответствии со Списками № 1 и № 2 и «малым спискам», имеющих место после 01.01.2013 при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по дополнительному тарифу.

При этом установленные в статье 27 нормы назначения досрочной трудовой пенсии применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах соответствует вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

Одновременно, с 01 января 2014 года вступили в силу Федеральные законы «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда». Данными законодательными актами установлен переходный период с 01.01.2014 до 31.12.2018, в течение которого в отношении рабочих мест, предусмотренных Списками №1 и 2 и «малыми» Списками с целью определения величины доптарифа, можно применять актуальные результаты аттестации рабочих мест.

Вместе с тем, по совокупности норм выше перечисленных Законов для плательщиков (страхователей), не прошедших аттестацию и специальную оценку условий труда, а также в случаях наличия сведений в материалах аттестации об оптимальных и допустимых условий труда в отношении работников по профессиям, входящим в Списки № 1 и № 2, «малые списки», законодательство предусматривает в 2014 году применение установленных частями 1 и 2 статьи 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ дополнительных тарифов 6% для Списка № 1 и 4% для Списка № 2 и «малых списков». В 2015 году и последующие годы для этой категории работодателей налоговое бремя увеличено и составило для Списка № 1 — 9%, для Списка № 2 и «малых» Списков — 6 %.

Что касается дисциплинированных плательщиков, прошедших специальную оценку условий труда в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 426 «О специальной оценке условий труда» установлены следующие дополнительные тарифы:

Специальная оценка условий труда и выход на досрочную пенсию

Федеральный закон № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» внес свои коррективы в систему пенсионного обеспечения российских граждан. С момента его вступления в силу в январе 2014 года итоги СОУТ учитываются при начислении досрочной пенсии. Однако некоторые работники воспринимают нововведения спецоценки как препятствие к раннему выходу на пенсию. В каких случаях результаты специальной оценки дают право на досрочное пенсионное обеспечение?Не только повышенная зарплата, дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день являются компенсациями сотрудникам за работу во вредных и опасных условиях труда. Еще одним преимуществом проведения специальной оценки условий труда является возможность выхода на досрочную пенсию и получения льготной пенсии — немаловажный фактор для российских экономических реалий.

Условия выхода на досрочную пенсию

До того, как был принят закон о спецоценке, условий выхода на досрочную пенсию было два:

Спецоценка ввела еще одно необходимое условие: установление на рабочем месте вредного (3) или опасного (4) класса условий труда.

Для многих работников это условие стало препятствием: если условия труда по факту спецоценки не обозначены как вредные или опасные, они лишаются права на досрочную пенсию даже если их профессии включены в упомянутые списки. Иными словами, многие работники, занятые, к примеру, в горнорудном, химическом, металлургическом или полиграфическом производстве, могут не получить своей досрочной пенсии, если условия труда на их рабочих местах будут признаны оптимальными или допустимыми.

Читайте так же:  Образец заявления по уменьшению налога

Именно эта проблема составляет большую часть претензий и конфликтов, возникающих по результатам СОУТ. Накопление «вредного» стажа, необходимого условия для досрочной пенсии, приостанавливается при определении 1 или 2 класса вредности условий труда, и выход на пенсию, соответственно, ставится под вопрос.

Пенсионная реформа стартовала с 1 января 2019 года, что должно было отразиться и на досрочном выходе на пенсию. Но это, оказывается, не совсем так. Если работник осуществляет свою деятельность во вредных и опасных условиях, то реформа его не затрагивает. К ним относятся шахтеры, которые осуществляют деятельность в горах или под землей.

Страховые взносы и СОУТ

Практически сразу же после выхода закона о специальной оценке Пенсионный Фонд РФ опубликовал разъяснения № НП-30-26/1707 «О дополнительных тарифах страховых взносов». В соответствии с этим документом досрочная пенсия для работников, трудящихся в оптимальных и допустимых условиях труда, все-таки возможна.

Для выхода на досрочную пенсию работодатель обязан выплачивать дополнительные тарифы страховых взносов, и эти тарифы он может продолжать выплачивать даже в случае установления на рабочем месте сотрудника 1 или 2 класса условий труда. По сути, если выплаты продолжаются — накопление необходимого стажа работника идет.

Сложно сказать, является ли специальная оценка действительно неодолимым препятствием для получения работником досрочной пенсии. С одной стороны, она действительно может остановить начисление необходимого стажа. С другой — с высокой долей вероятности на рабочих местах, оцененных как оптимальные и допустимые, действительно нет факторов, существенно влияющих на здоровье сотрудника. В перспективе спецоценка станет стимулом для работодателей создать максимально безопасные условия труда и послужить профилактикой тех самых профессиональных заболеваний, которые и приводят к выходу на досрочную пенсию. Если специальная оценка проведена профессионалами, объективна и точна — а добросовестность организаций и экспертов, проводящих СОУТ, всегда можно поверить через реестры — то она будет только преимуществом для начисления гарантий и компенсаций.

Спецоценка условий труда и льготная пенсия

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

В соответствии с письмом Минтруда от 26.03.2014 N 17-3/10/в-1579 результаты спецоценки условий труда применяются с даты утверждения отчета.
Значит ли это, что льготный стаж работника в случае неподтверждения СОУТ вредных условий прерывается с даты утверждения отчета? Если да, то как при этом может соблюдаться п. 5 ст. 15 Федерального закона N 426-ФЗ и ст. 74 ТК РФ?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Поскольку начиная с даты утверждения отчета о завершении оценки условий труда дополнительный тариф страховых взносов в ПФР будет составлять 0%, период работы сотрудника организации с даты утверждения отчета не может быть засчитан в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Васильев Александр

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Досрочный выход на пенсию и специальная оценка условий труда

Принятый в декабре 2013 года и вступивший в силу с января 2014 года №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» изменил систему досрочного предоставления пенсии работникам.

До принятия данного закона для досрочного назначения пенсии работнику необходимо было соблюдение следующих условий:

  • профессия должна входить в так называемые список №1 или список №2;
  • работник должен иметь установленный специальный стаж работы по данной профессии.

При этом не имело значения признаны условия труда на рабочем месте по результатам аттестации рабочих мест вредными (опасными) или же они являются оптимальными (или допустимыми).

С января 2014 года при назначении досрочной пенсии обязательно

должны учитываться результаты специальной оценки условий труда на рабочих местах. Это значит, что если условия труда на рабочем месте будут признаны оптимальными или допустимыми по результатам такой оценки, то права на досрочное назначение пенсии работник лишается. Такое право остается только за теми, кто работает во вредных или опасных условиях труда и чьи профессии входят в списки №1 и №2. Страховые тарифы в пенсионный фонд РФ, которые обязаны выплачивать работодатели, дифференцированы в зависимости от класса условий труда на рабочем месте (согласно части 2.1 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ). При этом законодательство устанавливает, что до проведения специальной оценки условий труда действуют результаты проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда до истечения срока их действия.

Возникает вопрос: как быть с работниками, которые по результатам аттестации рабочих мест трудятся в условиях труда 1 (оптимальные) или 2 (допустимые) классов, и чьи профессии входят в списки №1 и №2 для досрочного назначения пенсии? Продолжать ли выплачивать за них страховые взносы и будет ли время работы по такой профессии входить в соответствующий пенсионный стаж?

Читайте так же:  Назначение федеральной социальной доплаты к пенсии

Ответ на этот вопрос находим в разъяснениях, данных в Письме Пенсионного Фонда РФ от 12.02.2014 г. № НП-30-26/1707 «О дополнительных тарифах страховых взносов». В нем говорится о том, что если условия труда признаны оптимальными или допустимыми, то работодатель может продолжать выплачивать страховые взносы за таких работников, но в размере, предусмотренном частями 1 и 2 ст. 58.3 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». А может и не продолжать. Если работодатель выплачивает взносы, то специальный стаж работника формируется, если не выплачивает – то, соответственно, не формируется. Стаж, который эти работники уже выработали, не пропадает, а сохраняется и в пропорциональном объеме дает право на досрочную пенсию.

Уже сейчас понятно, что закон о специальной оценке условий труда лишает многих работников права на досрочный выход на пенсию. Но государство, вводя такой механизм назначения досрочной пенсии, планировало стимулировать работодателей создавать безопасные условия труда, так как чем лучше условия труда, тем ниже страховой тариф. А если условия труда безопасные, то тариф равен нулю.

Хорошо это или плохо, и как отразится такой механизм на работниках в реальности, покажет только время.

Компенсации за вредные условия труда

С 2014 года дополнительные гарантии и компенсации работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда предоставляются на основании Трудового Кодекса и согласно результатам, проведенной специальной оценки условий труда.

Объем предоставляемых льгот и компенсаций напрямую зависит от класса условий труда:

Класс условий труда

Гарантии и компенсации

Вредные 3.1 3.2 3.3 3.4 4 Повышенный размер оплаты труда не менее 4 %.
Статья 147 ТК РФ
v v v v v Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск не менее 7 дней. Статья 117 ТК РФ, ранее Постановление Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от № 298/П-22 Постановление Президиума ВЦСПС N 273/П-20 v v v v Сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов. Статья 92 ТК РФ, ранее Постановление Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от № 298/П-22 Постановление Президиума ВЦСПС N 273/П-20 v v v

Выдача молока и лечебно-профилактического питания Статья 222 ТК РФ

Приказ Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 N 45н

При воздействии
определенных вредных
производственных факторов

Досрочная трудовая пенсия по старости Статья 27 173-ФЗ

Постановление Правительства РФ № 537 от 18.07.2002

Постановление Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10

Работодатель платит
в Пенсионный Фонд
повышенные страховые
взносы Вредный и (или)
опасный класс условий
труда подтвержден
результатами СОУТ

Согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона № 421-ФЗ, работникам, для которых гарантии и компенсации были установлены до 01.01.2014, а также лицам, трудоустроившимся после 1 января 2014, гарантии и компенсации будут предоставляться в том же виде, установленном результатами аттестации рабочих мест, до проведения на их рабочих местах специальной оценки условий труда.

Дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день:

Минимальная продолжительность дополнительного отпуска составляет 7 календарных дней.

Максимальная продолжительность сокращенного рабочего времени для составляет 36 часов в неделю.

На основании статей 92 и 117 ТК РФ величина сокращенного рабочего времени и величина дополнительного отпуска могут устанавливаться трудовым договором отдельно для каждого работника на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения по охране труда и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда.

Также работодателю предоставляется возможность компенсировать работнику часть дополнительного отпуска, которая более семи минимально положенных календарных дней, или же часть увеличенной продолжительности рабочего времени, но не более 40 часов в неделю, в денежной форме.

Для этого необходимо чтобы:

  • работодатель был участником отраслевого (межотраслевого) соглашения по охране труда;
  • отраслевое (межотраслевое) соглашение по охране труда предусматривало порядок, размер и условия предоставления компенсаций, положенных 92 и 117 статьями ТК РФ, в том числе – в денежной форме;
  • условия о сокращении рабочего времени/продолжительности дополнительного отпуска были отражены непосредственно в коллективном договоре между работниками и работодателем;
  • имелось письменное согласие работника (в виде доп.соглашения к трудовому договору).

Доплаты за вредные условия труда:

Минимальный размер повышения оплаты составляет 4 процента тарифной ставки (оклада).

На основании статьи 147 ТК РФ фактические размеры повышенной оплаты труда могут устанавливаться или коллективным, или трудовым договором.

Льготное пенсионное обеспечение:

В соответствии с действующей редакцией статьи 219 ТК РФ работникам, рабочие места которых, включены в списки, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии, начисления «вредного» стажа может быть приостановлено, если по результатам СОУТ на рабочем месте работника, входящего в Списки, установлен 1 или 2 класс условий труда.

Исчисление «вредного» стажа может быть продолжено даже через некоторое время в случае, если работник вновь будет работать на рабочем месте с вредными и (или) опасными условиями труда.

В настоящее время стаж за «вредность» засчитывается при наличии следующих условий:

  • работодатель платит в Пенсионный Фонд страховые взносы по дополнительным тарифам согласно ст. 58.3 Закона 212-ФЗ;
  • вредный и (или) опасный класс условий труда подтвержден результатами СОУТ.

Выдача молока или других равноценных продуктов

Выдача молока и лечебно-профилактического питания, с возможностью их замены на денежную компенсацию, осуществляется на основании статьи 222 ТК РФ. Нормы и условия бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов, лечебно-профилактического питания, порядок осуществления компенсационной выплаты, а также перечень вредных производственных факторов, при воздействии которых полагается выдача молока определены Приказом Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 N 45н.

Применение документов бывшего СССР для установления гарантий и компенсаций

На основании статьи 423 ТК РФ, применение нормативных правовых актов СССР для предоставления гарантий и компенсаций возможно, поскольку они не противоречат ТК РФ.

Видео (кликните для воспроизведения).

Обратите внимание, что использование Постановления Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 №298/П-22 для установления продолжительности дополнительного отпуска, по результатам проведенной СОУТ, должно быть отражено в отраслевом (межотраслевом) соглашении и коллективном договоре.

Спецоценка условий труда и льготная пенсия
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here