Содержание
- 1 Как бесплатно получить лес от государства
- 2 «Состояние и перспективы развития транспортной и производственной инфраструктур лесного комплекса»
- 3 Государственная поддержка строительства сельских дорог
- 4 Субсидии на строительство лесных дорог
- 5 Постановление Правительства Сахалинской области от 16 апреля 2014 г. N 173 «Об утверждении Порядка предоставления субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям — производителям товаров, работ и услуг в лесной сфере на создание материальных запасов — транспортной инфраструктуры (лесохозяйственных и лесовозных дорог) и содержание лесных дорог, используемых при организации заготовки, вывозки древесины и при проведении лесохозяйственных мероприятий»
- 6 Как получить бесплатный лес от государства на строительство дома в 2020 году
- 7 Субсидии на строительство лесных дорог
Как бесплатно получить лес от государства
Для поддержки населения государство регулярно разрабатывает законодательные акты, направленные на улучшение жилищных условий и снижение финансовой нагрузки. И поскольку 45% территории нашей страны занимают леса, то государство в качестве поддержки населения предоставило право на заготовку древесины. Но мало кто знает о такой возможности. Поэтому мы решили разобраться в том, как получить лес от государства бесплатно и кто имеет на это право.
Бесплатный лес: возможность или фикция
Заготовка древесины регулируется многими правовыми актами, главным является Лесной кодекс (далее ЛК РФ), а также законы и постановления правительства субъектов РФ, содержащие порядок предоставления леса, а также нормативы. Статья 30 ЛК РФ закрепляет право граждан на заготовку древесины для отопления, строительства по договору купли-продажи.
Согласно нормам региональных законов и вышеуказанного постановления в 2018 году в Алтайском крае можно получить деловую древесину на строительство по цене от 2 500 до 24 500 руб., а в Саратовской области – от 2 900 до 30 000 руб. При подсчете учитываются нормы леса в каждом субъекте, стоимость за 1 кубический метр и коэффициент индексации – 2,17.
Важно, что с 23.02.2018 коэффициент ставок был увеличен.
Наряду с платной заготовкой древесины, законом предусмотрена и возможность выписать бесплатно лес на строительство дома, реконструкцию, отопление. Таким правом обладают граждане, принадлежащие к малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающие на территории своих предков и ведущие традиционный образ жизни (телеуты, кумандинцы, тубалары и др.)
Для указанных категорий предусмотрена возможность приобрести лесобилет на заготовку пиломатериалов или дров если не бесплатно, то со скидкой в 50%. Чтобы узнать, имеете ли вы право на такой лес, можно обратиться в местную администрацию или лесничество.
Ограничения при получении леса
Лес предоставляется только для личных целей. В законодательных актах перечень таких нужд не определен. Но по умолчанию к ним относится все, что не связано с коммерческой деятельностью:
- строительство дома, хозяйственных построек (узнайте, как легализовать постройку);
- ремонт и реконструкция жилья;
- отопление;
- другие личные нужды.
Если древесина, полученная от государства, используется в коммерческих целях, это нарушение законодательства и влечет административное наказание. Поэтому, если цель – строительство дома, то у заявителя должно быть соответствующее разрешение от органов власти, также должен быть залит фундамент, а если это реконструкция – то тоже требуется разрешение.
Нормы леса
- Наличия лесных массивов. В этот критерий входят наличие водоемов, рельеф (горный или степной), тип растительности.
- Отопительного сезона. В некоторых регионах страны климат в зимнее время значительно мягче, и соответственно для отопления потребуется гораздо меньше дров. А вот в северной части расход будет значительно увеличен.
- Технологии строительства. В разных частях страны используются разнообразные технологии для строительства домов. Поэтому и расход пиломатериала будет отличаться.
Анализируя региональные законодательные акты, можно определить минимальный и максимальный объемы предоставляемого леса.
Более точные объемы и сроки предоставления можно узнать в администрации муниципального образования или непосредственно в региональном лесничестве.
Каким образом предоставляется лес
Государство, конечно, не будет предоставлять уже готовый пиломатериал и дрова. Лесное хозяйство выделяет гражданам деляны, т. е. участки лесосеки для вырубки, и дает разрешение на вывоз. Заготовкой леса, а впоследствии и вывозом получатель занимается самостоятельно и за свой счет.
Как подать документы?
Вариант 1. Для получения лесобилета в местное лесничество подаются заявление и соответствующий пакет документов. Специально созданные комиссии, в состав которых входят члены администрации, рассматривают запрос в порядке очереди и принимают решение, в результате которого заявитель заключает договор купли-продажи лесных насаждений сроком на 1 год либо получает отказ. После положительного решения покупатель должен внести оплату по соглашению и предоставить квитанцию.
Отказ выдается письменно, с указанием обоснованной причины. Его можно обжаловать в суде.
Когда вырубка леса будет закончена, а территория убрана, лесхоз, после проведения проверки, выдает разрешение на вывоз древесины.
Вариант 2. Отделения МФЦ, расположенные в каждом муниципальном образовании, также оказывают гражданам услуги по получению леса. Для этого нужно посетить центр и сдать документы сотруднику. Далее специалист передаст их в лесхоз, а после выдаст заявителю решение.
Такой вариант гораздо удобнее, поскольку сотрудник МФЦ самостоятельно запрашивает дополнительные документы в соответствующих органах и учреждениях, тем самым заявитель экономит свое время.
Конечно, с выделенного участка не получится собрать требуемый объем, поскольку часть леса может быть непригодной. Также у большинства граждан нет возможности самостоятельно заготавливать и вывозить древесину, а нанимать специалистов дорого. Поэтому многие частные лесозаготовители предлагают обменять лесобилет на готовый пиломатериал или дрова. Компании сами устанавливают, в каком соотношении будет произведен обмен, например за 100 кубометров леса могут предложить всего 15 – 20 кубов готового материала.
Также вместо деляны можно выбрать денежную компенсацию. В этом случае заявителю будут перечислена сумма, рассчитанная по нормативам региона, на банковский счет.
Получение леса вне очереди
Получить лес без очереди могут лица, имеющие право на бесплатный лес, а также те, кто потерял дом или его часть из-за пожара, наводнения или другого стихийного бедствия. Необходимость во внеочередном получении леса должна подтверждаться справками из соответствующих органов (МЧС).
Основания для отказа в предоставлении леса
Комиссия может отказать в предоставлении лесобилета по следующим причинам:
- не истек срок – лес предоставляется один раз в определенный промежуток времени;
- нет необходимых документов;
- в заявлении указана недопустимая цель использования древесины;
- запрашивается недопустимый объем;
- на территории лесничества отсутствуют лесные насаждения, допустимые для заготовки.
Это основной перечень оснований для отказа. В региональных законах могут быть указаны и дополнительные причины, например, нарушение условий по ранее заключенному договору.
Перечень документов для оформления
Список документов зависит от цели получения леса. Он указан в региональных законах о нормативах и правилах предоставления леса.
Если лес запрашивается на ремонт или реконструкцию, то необходимо дополнительно предоставить правоустанавливающие документы на дом.
- паспорт;
- справка о том, что в доме печное отопление;
- документы, подтверждающие право на бесплатные дрова.
Судебная практика
В качестве примера по неправомерным отказам можно привести дело судебного участка № 72 Клинского судебного района Московской области в отношении заместителя директора Клинского филиала ГКУ МО «Мособллес» – лесничего С.
В 2017 г. Н. обратился в лесхоз с просьбой выписать лесобилет для получения древесины. С. отказал в предоставлении лесных угодий по причине повреждения болезнями и вредителями и резкого усыхания леса.
Изучив материалы дела, суд установил, что в административном регламенте лесничества нет указанного основания для отказа. Действия С. признаны административным правонарушением. Лесничему назначено наказание в виде штрафа 3000 руб.
«Состояние и перспективы развития транспортной и производственной инфраструктур лесного комплекса»
Рекомендации
Исходя из изложенного, участники «круглого стола» рекомендуют:
1. Правительству Российской Федерации:
2. Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации рассмотреть предложения:
разработать комплекс мер, стимулирующих создание новых объектов лесного семеноводства, в объемах, обеспечивающих увеличение доли лесных культур, созданных посадочным материалом с улучшенными наследственными свойствами;
разработать комплекс мер, обеспечивающих надлежащий уход за высаженными лесными растениями или их всходами;
после проведения полевых исследований и подготовки нормативов использования и воспроизводства лесов для лесных районов Республики Карелия обеспечить принятие нормативных правовых актов Министерства, позволяющих осуществлять интенсивное ведение использования и воспроизводства лесов.
3. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации рассмотреть предложения:
4. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации совместно с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации рассмотреть предложения:
Государственная поддержка строительства сельских дорог
Развитие сельских территорий является приоритетным направлением государственной экономической политики и осуществляется в соответствии с государственной Стратегией устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года[1]. Сельские территории в условиях глобализации признаны важнейшим ресурсом страны, значение которых будет только увеличиваться. Устойчивое развитие сельских территорий имеет целью стабильное повышение качества и уровня жизни сельского населения. Уровень жизни зависит от получаемых доходов и возможности их использования. Качество жизни определяется многими факторами, такими как доступность получения услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, социального облуживания. Большое значение имеют условия проживания населения: размер жилища, его обеспеченность электроэнергией, водопроводом, водоотведением, отоплением и т.д. Однако Российская Федерация – это огромная по протяженности страна, сельские территории которой всегда отличались слабой доступностью и оторванностью из-за плохих дорог от федеральных, региональных и муниципальных центров предоставления государственных и муниципальных услуг. Развитие дорожной инфраструктуры является важнейшее проблемой развития сельских территорий.
Татарова С.П. и Затеева Н.А. определяют инфраструктуру как результат развития производства и роста потребностей, как систему отношений, возникающих в результате экономических и социальных взаимосвязей для запуска механизма интеграции отраслей для удовлетворения потребностей населения [2, с. 49-55]. Роль инженерной инфраструктуры рассматривают Кузнецов А.Л. и Кузнецова Л.А.. По их мнению, инженерная инфраструктура обеспечивает комфортное проживание сельского населения [3, с. 19]. Значение транспортной инфраструктуры, наряду с социальной и инженерной инфраструктурами, как обеспечивающих достаточное количество рабочих мест и благоприятные условия окружающее среды, отмечают Косинский П.Д., Меркурьев В.В., Харитонов А.В. [4, с. 19]. Магрупова З.М. и Еремеева А.С. подчеркивают роль автодорожной инфраструктуры в экономическом развитии и повышении уровня жизни населения, утверждая, что автомобильные дороги являются важным инструментом достижения экономических и социальных целей [5, с. 19].
Сельские дороги, по мнению Карпова В.К. и Лылова А.С., являются основой культурного и интенсивного сельского хозяйства на основе цивилизованности сельских территорий. Транспортная доступность свидетельствует от освоенности территорий[6, с. 19]. Ряд объектов инфраструктуры играют множественную роль для эффективного функционирования сельскохозяйственных предприятий и жизнедеятельности сельских поселений, считает Шамин Р.Р. и классифицирует их на объекты социальной и производственной инфраструктуры. Строительство дорог является коммерчески эффективным для инвесторов и социально значимым для территорий [7, с. 19].
Карпов В.К. и Сёмин А.Н отмечают, что в Российской Федерации имеется около 47 км федеральных дорог, которых явно недостаточно для 140 тысяч сельских поселений, где проживает 27% населении, при этом 50 тысяч поселений не имеют круглогодичной транспортной доступности [8, с. 237]. Дорожная проблема является только частью транспортной проблемы села, которая определяет их цивилизованность, уровень развития экономики и качество жизни сельских жителей. Карпов В.К. и Сёмин А.Н. предлагают решение этой проблемы на основе сельских городков [9, с. 67-72].
Роль строительства дорог не одинакова для сельских территорий с разным уровнем развития, считают Едренкина н.М. и Толкунова А.П. Для стабильно развивающихся сельских территорий они предлагают развивать социальные и инженерные инфраструктуры. Для развивающихся территорий – повышать доступность объектов здравоохранения, образования и культуры. Для сельских территорий с низким уровнем развития именно строительство дорог является наиболее важным [10, с. 226].
Сельские дороги являются важным условие развития агарного производства. Вопросы планирования транспортных работ в сельском хозяйстве при перевозке грузов рассматривают Соколов В.М., Тюрин И.Ю., Левченко Г.В. [11, с. 23]. Необходимость организации логистической системы, объединяющей производство, хранение, переработку и реализацию агарной продукции обосновываю в своих работах Степичева О.А., Протасевич Б.Г., Путинцев В.В. [12, с. 119].
Полухина М.Г. дает экономическую оценку развития дорожно-транспортной инфраструктуры в сельской местности [13, с. 184]. Однако данное развитие имеет ряд ограничений, в том числе связанное с дефицитом земельных площадей. Пустуев А.Л. и Коротаева Е.М. предлагает решить данную проблему путем использования для инфраструктурных объектов, в т.ч. и строительство дорог, низко плодородные земельные участки, не востребованные сельскохозяйственным производством [14, с. 98].
Можно согласиться с мнением Ивановой Т.Б., Горшковой О.П. и Тлисова А.Б. о том, что качество жизни в сельских поселениях, эффективность функционирования сельскохозяйственных предприятий зависит от пространственного размещения общественного производства. Они предлагают за счет строительства дорог повысить мобильность сельского населения, обеспечить его интеграцию в городские агломерации [15, с. 265].
Главным препятствием реализации основного приоритета Программы «Ускоренное развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», которым является строительство дорог, Тарасовой М.В. и Троценко П.А. видится слабое финансирование. Преодолеть недостаток средств они предлагают за счет использования местных строительных материалов [16, с. 259]. Увеличить объемы финансирования дорожного строительства, по мнению Хандажаповой Л.М. и Лубсановой Н.Б., можно увеличив долю государственных инвестиций в строительстве инфраструктурных проектов [17, с. 25].
Ограниченность бюджетных средств требует эффективного и рационального их использования[18]. Государственные и муниципальные органы власти вкладывают значительные ресурсы в развитие сельского дорожного строительства. Так, например, дорожно-транспортная инфраструктура и ее состояние является важным приоритетом в деятельности региональных органов власти Вологодской области, которые в 2016 году направили на дорожное строительство 10 млрд. руб. средств Федерального бюджета [19, с. 14].
Муниципальные органы власти в рамках своих бюджетов, так же предусматривают средства на развитие сельских территории, в т.ч. и на строительство и содержание дорог. Так в Еловском муниципальном районе Пермского края в подпрограмме «Устойчивое развитие сельских территорий в Еловском муниципальном районе Пермского края на 2014-2016гг.» предусматривала создание благоприятных условий жизнедеятельности за счет создания благоприятных инфраструктурных условий. Однако дефицит бюджетных средств не позволяет осуществлять финансирование в необходимых объемах [20, с. 79].
В условиях кризисных явлений, средства бюджета на финансирование государственных программ развития сельского хозяйства и сельских территорий несколько сократились [21]. В этих условия несомненный интерес вызывает исследование вопроса финансирования развития сельских дорог. Целью статьи является изучение государственной поддержки дорожного строительства в сельской местности.
В статье использованы монографический и экономико-статистические методы исследования.
Результаты и обсуждения
Строительство, реконструкция и поддержание дорог в нормативном состоянии финансируется за счет бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Для этих целей в 90-е годы XX века был образован Дорожный фонд в качестве государственного внебюджетного фонда. Дорожный фонд имеет собственные источники доходов, к которым относятся специальные налоги и сборы. Однако через некоторое время, государственные внебюджетные фонды показали свою неэффективность и частично были ликвидированы, а некоторая их часть, в том числе Дорожный фонд, преобразованы в целенные бюджетные фонды. В настоящее время, значительная часть расходов на строительства и реконструкцию дорог финансируется за счет Дорожных фондов. Расходы Дорожного фонда Пермского края в 2016 году представлены в таблице 1 [22].
Расходы Дорожного фонда Пермского края в 2016 году
В т.ч. средства Федерального бюджета и безвозмездные поступления
Субсидии на строительство лесных дорог
Лес — собственность федеральная, и свою собственность (леса) федеральный центр должен сдавать в аренду готовой к освоению, использованию. У нас же стало недоброй традицией сдавать леса в аренду без лесовозных дорог (хотя бы магистралей, усы и ветки лесозаготовители в силах построить сами). Сдавать лес в аренду без лесовозных дорог — то же самое, как если бы арендодатель сдал в аренду здание, в котором лишь стены, без окон, дверей, лестниц и крыши.
Абсолютно аналогичная картина и с арендой лесов. Владельца лесов не волнует, что нет лесных дорог в сдаваемом в аренду лесфонде. А самое интересное, что не существует понятия «лесовозная дорога». Раз нет такой классификации дорог, то и федеральные средства на строительство таких дорог расходовать нельзя. Словом, промышленно-экономический тупик. Есть ли из него выход? На этот вопрос мы попросили ответить заместителя руководителя департамента лесного комплекса Архангельской области Юрия Трубина (на снимке).
— Начну с того, что пунктом 6 Протокола заседания Совета по развитию лесного комплекса при Правительстве РФ от 12.08.2008 рекомендовано органам исполнительной власти субъектов РФ в октябре 2008 года представить заявки на использование средств Инвестиционного фонда для строительства лесных дорог.
На основании поручения главы администрации Архангельской области И. Ф. Михальчука от 22.08.2008 № П/01-08/775 департамент ЛК готовит документы для подачи заявки Архангельской области на использование бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ для строительства лесных дорог.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 1 марта 2008 г.
№ 134 (в ред. постановления Правитель-
ства РФ от 23.06.2008 № 468) установленная минимальная стоимость регионального инвестиционного проекта составляет 500 млн. рублей. Из анализа перспективных планов лесопромышленных холдингов по развитию дорожной сети следует, что ни по одному отдельно взятому проекту затраты на строительство дорог в ближайшие пять лет не достигают утверждённой суммы. В связи с этим на совещаниях с участием руководителей ОГУ «Архангельскавтодор» и лесопромышленных холдингов обсуждалось два варианта подачи заявки.
Первый — представить один из объектов сети дорог общего пользования из областной программы «Развитие и совершенствование сети региональных автомобильных дорог общего пользования Архангельской области (2007-2010 гг.), строительство которого будет стимулировать развитие лесного комплекса.
Одним из условий предоставления средств Инвестиционного фонда на реализацию инвестиционного проекта является софинансирование со стороны инвестора в размере не менее 50% стоимости проекта. Строящиеся по вышеуказанной программе дороги не входят в сферу интересов лесопромышленных холдингов. Ни одна из структур (ООО «ИлимСеверЛес», ООО «УК Соломбалалес», ООО «Титан», ОАО «Лесозавод-2», ЗАО «ПЛО «Онегалес») не выразила заинтересованности в такой схеме. Перспективам развития ЛПК отвечает направление Карпогоры-Широкое-Усть-Чуласа, но на данный проект инвестор отсутствует.
Второй вариант — сформировать комплексный инвестиционный проект по развитию лесной инфраструктуры Архангельской области.
В 2005 году Архангельским филиалом «Росгипролес» по заказу Рослесхоза был выполнен проект: «Комплексные мероприятия по развитию дорожной инфраструктуры лесного фонда части Архангельской области в 2006-2008 гг.». В проект вошли предложения по строительству технологических лесовозных дорог в междуречье Северной Двины и Пинеги, а также на территории Онежского и Северодвинского лесхозов. В ценах 2005 года общая стоимость строительства оценивалась в 486,3 млн. рублей. Сегодня стоимость регионального проекта исчисляется в 1,9 млрд. рублей, то есть имеются формальные основания претендовать на получение субсидий Инвестиционного фонда РФ.
По согласованию с промышленниками Архангельской области второй вариант принят как основной. В настоящее время Архангельский ресурсный центр ЗАО «Росгипролес» дорабатывает данный документ по договорам с ООО «ИлимСеверЛес», ООО «УК Соломбалалес», ООО «ХарвиСеверЛес», ООО «Устьянский ЛПК», чьи инвестиционные проекты включены в перечень приоритетных инвестиционных проектов в сфере освоения лесов. Участником данного проекта является также ЗАО «ПЛО «Онегалес».
Работа над корректировкой проекта вскоре будет завершена, после чего необходимо не менее 3 недель, чтобы разработать бизнес-план и получить заключение инвестиционного консультанта по региональному инвестиционному проекту.
Однако существенным требованием к заявкам субъектов РФ является наличие государственной экспертизы на проектно-сметную документацию на строительство объекта. Подавляющее большинство технологических дорог в лесном комплексе строятся хозяйственным способом, затраты на их строительство включаются в себестоимость продукции. Из вышеперечисленных структур полностью отсут-ствует проектно-сметная документация у ООО «ХарвиСеверЛес», ООО «Устьянский ЛПК», нет документации по ряду дорог или требует корректировки документация ООО «УК Соломбалалес», ООО «ИлимСеверЛес». Только ЗАО «ПЛО «Онегалес» имеет сравнительно актуальный проект удлинения юго-западной магистрали (2005 год).
Кроме того, требованиями постановления Правительства РФ от 1 марта 2008 г. № 134 установлено, что инвестиционный консультант, выбираемый для оценки регионального инвестиционного проекта, должен иметь рейтинг не ниже рейтинга Российской Федерации, присвоенного одним из таких международных рейтинговых агентств, как «Стандарт энд Пурз», «Мудиз Инвестор Сервис» и «Фитч рейтингс». В регионах РФ, в частности в Архангельской области, нет инвестиционных консультантов такого уровня. Оплата услуг данного консультанта стоит недёшево.
Вышеперечисленные обстоятельства могут стать решающими при отказе от принятия заявки Архангельской области в Минрегионразвития РФ.
Проект направлен на развитие лесной инфраструктуры малоосвоенных лесов Архангельской области, в том числе усыхающих хвойных массивов в междуречье Северной Двины и Пинеги. Это технологические магистрали и ветки, которые большей частью очень трудно рассматривать как дороги общего пользования. Они прокладываются через лесные участки, где нет населённых пунктов.
В том же протоколе заседания Лесного совета по развитию лесного комплекса при Правительстве РФ Минтрансу РФ было дано поручение проработать вопрос подготовки предложений, направленных на совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей отношения, возникающие при финансировании строительства и эксплуатации дорог, используемых предприятиями ЛПК для заготовки древесины.
В конце сентября текущего года департамент получил разъяснения Минтранса РФ, что «в связи с узкой направленностью использования дорог для заготовки древесины предприятиями лесопромышленного комплекса указанные дороги, как правило, находятся в собственности предприятий, в связи с чем строительство и эксплуатация дорог не может финансироваться за счёт бюджетов всех уровней.
Следовательно, речь опять идёт о дорогах общего пользования, хотя и ведущих к местам расположения лесозаготовительных предприятий. Таким образом, Минпромторговли, Минсельхоз в лице Рослесхоза, Минрегионразвития нам должны прямо сказать, будут ли финансироваться лесные технологические дороги.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Рослесхоз снова запрашивает у нас данные о потребности в технологических дорогах для развития лесного комплекса Архангельской области (письмо от 4 сентября 2008 года МГ-06-54/6578). Департамент готов представить вышеуказанный проект в Рослесхоз и надеется на его поддержку в любой форме и через любые механизмы. Если будет уверенность, что средства федерального бюджета действительно направляются на создание лесной инфраструктуры, бюджет Архангельской области примет участие в софинансировании объектов дорожного строительства своими ресурсами.
Решение важнейшего вопроса для ЛПК региона остаётся за федеральным центром.
Дата публикации: 27 октября 2008
Опубликовано в «Лесной Регион» №
Постановление Правительства Сахалинской области от 16 апреля 2014 г. N 173 «Об утверждении Порядка предоставления субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям — производителям товаров, работ и услуг в лесной сфере на создание материальных запасов — транспортной инфраструктуры (лесохозяйственных и лесовозных дорог) и содержание лесных дорог, используемых при организации заготовки, вывозки древесины и при проведении лесохозяйственных мероприятий»
Обзор документа
На строительство и содержание дорог для организации заготовки и вывозки древесины предоставляются субсидии.
Субсидии предоставляются организациям и предпринимателям, не имеющим задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам перед бюджетами всех уровней, выплачивающим зарплату работникам, выше размера минимальной заработной платы.
Субсидированию подлежат фактически произведенные и оплаченные затраты на разработку проектно-сметной документации, начисленная и выплаченная заработная плата работников, занятых на выполнении работ по устройству, содержанию дорог, стоимость всех видов горюче-смазочных материалов, израсходованных при создании и содержании лесохозяйственных и лесовозных дорог.
Также частично возмещается стоимость приобретенных грунтов, использованных для отсыпки насыпей и дорожного полотна при создании дорог, стоимость материалов для обустройства мостовых переходов, включая расходы на их доставку.
Прием заявок и документов на предоставление субсидии проводится министерством лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области. Срок приема заявок составляет не менее 30 календарных дней со дня опубликования объявления в газете «Губернские ведомости» и размещения на официальном сайте министерства.
Министерство и органы государственного финансового контроля проводят обязательную проверку соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка предоставления субсидий.
В течение двух лет после получения субсидии получатели субсидии представляют в министерство информацию по утвержденным формам.
Как получить бесплатный лес от государства на строительство дома в 2020 году
Условия получения леса от государства
В 2020 году граждане и предприниматели могут приобрести лес путем участия в аукционе. Отдельным категориям граждан заготовить лес на строительство можно двумя способами — бесплатно и по минимальной цене.
Бесплатный лес от государства положен только коренным малочисленным народам Севера, Дальнего Востока и Сибири. При условии, что они находятся в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности, и ведут традиционный образ жизни. Это прописано в Лесном кодексе РФ.
В отдельных регионах такая возможность предоставлена ветеранам ВОВ , инвалидам и участникам боевых действий.
Чаще всего, для льготных категорий граждан предусмотрена возможность получить лес от государства без участия в торгах, т. е. по начальной цене.
Установленная льгота предоставляется на определенных условиях. Условия могут меняться в зависимости от региона.
К таким ограничениям относятся:
- Использование лесных ресурсов только для собственных нужд:
- на отопление собственного жилья;
- на строительство или ремонт жилых домов;
- на возведение хозяйственных построек.
Какие нужды можно отнести к собственным, определяют местные власти. В кодексе этот перечень не прописан. Поэтому все потребности населения, не связанные с коммерческой деятельностью, можно отнести к личным нуждам.
- Если лес будет использоваться на строительство дома, должен быть готов фундамент дома.
- Заготовка леса для собственных нужд с целью дальнейшей переработки и продажи не допускается.
Ели, как и другие хвойные деревья не относятся к стройматериалам. Заготовка хвойных пород в качестве новогодних украшений считается коммерческой деятельностью. Поэтому разрешение на вырубку по льготным условиям не предоставляется.
Нормы выделения леса
Порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд устанавливаются региональным законодательством, поэтому могут отличаться в зависимости от региона проживания.
На строительство дома гражданам в Пермском крае выделяется лес в объеме 100 кубометров один раз на семью. В Москве — 100 кубометров раз в 50 лет, а в Удмуртской Республике — не более 150 кубометров древесины один раз в 50 лет.
Дополнительно для проведения ремонта в Пензенской области можно рассчитывать на 2550 кубометров один раз в пять лет. В Санкт-Петербурге — до 50 кубометров раз в 10 лет.
Для отопления дома в Московской области объем древесины составляет 1015 кубометров ежегодно, в Пермском крае — до 15 кубометров ежегодно, а в Республике Татарстан до 20 кубометров.
На установленный норматив влияют такие факторы:
- природная зона (есть ли лесные массивы);
- длительность отопительного сезона;
- технологии строительства и особенности местных строительных материалов.
Если семья потеряла жилье в результате пожара, то она имеет право получить на выделение леса для строительства вне очереди. Для подтверждения необходимо предъявить соответствующие документы из Госпожарнадзора.
В сельской местности лес используют, чаще всего, для отопления. В этом случае лесной участок для заготовки дров выделяют ежегодно.
Вам нужна консультация эксперта по этому вопросу? Опишите вашу проблему и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.
Стоимость льготной древесины
Стоимость леса устанавливается в каждом субъекте самостоятельно. Цена зависит от вида древесины и расстояния вывозки. Например, жители Мурманской области могут приобрести его по цене до 174,52 руб. за куб. А вот в Тюменской области стоимость значительно выше. Она составляет до 620,8 руб. за кубометр древесины.
По региональному закону могут быть предоставлены скидки к уже установленным тарифам. Например, при использовании древесины в качестве топлива могут получить скидку в 50% многодетные семьи, инвалиды, ветераны, пенсионеры, молодые специалисты и другие лица.
Порядок выделения леса на строительство
Лес граждане могут получить в виде делянки, на корню.
Для начала гражданин обращается с заявлением в местное лесничество. В заявлении указывают личные данные, цель получения древесины. Далее уполномоченное лицо выделяет участок для вырубки (делянку) и с заявителем заключают договор-купли продажи лесных насаждений.
Вырубить его можно самостоятельно либо с помощью физических или юридических лиц, занимающихся заготовкой на договорной основе.
Кроме того, нужно не просто вывезти деревья, а еще и привести после себя место вырубки в порядок.
Для вывоза древесины необходимо получить разрешение от лесничества.
Разрешительные документы лесничество выдаст только тогда, когда все будет убрано и готово к перевозке.
Часто именно в процессе вырубки граждане сталкиваются с проблемами. Не все могут правильно оценить состояние делянки. Встречаются случаи, когда вместо положенных 150 кубометров с выделенного участка удается получить только около 100 кубов.
Кроме того, при обработке древесины, часть будет признана непригодной для строительства из-за толщины и размеров.
Этим часто пользуются лесозаготовительные частные компании, которые предлагают людям уже готовую древесину взамен на делянку. В результате человек получает всего 15 кубометров вместо 150.
Перечень документов для оформления
Для оформления леса на строительство, реконструкцию или ремонт жилого дома и хозяйственных построек, необходимо обратиться в территориальное подразделение лесничества.
Список необходимых документов законом не утвержден, для каждого региона он свой.
В заявлении гражданин указывает, на какие нужды ему необходима древесина. Если он планирует использовать ее в качестве топлива, потребуется предъявить справку о наличии в доме дровяных печей.
Для строительства жилого дома в большинстве регионов необходимо вместе с заявлением предоставить:
- Разрешение на строительство дома.
- Подтверждение права собственности на участок.
- Справка из органов местного самоуправления о том, что лес ранее не выделялся. Если выдача уже была, необходимо указание сроков, когда она производилась.
- Копия паспорта заявителя.
Получить древесину по льготной цене не получится, если у семьи есть квартира и она хочет построить дачу. На положительное решение могут рассчитывать только те, у кого дом признан аварийным.
Для рассмотрения заявки создается комиссия. В ее состав входят представители сельской администрации, также могут присутствовать сотрудники архитектурного комитета и отдела охраны лесничества и природопользования.
Если принимается положительное решение о получении, гражданин заключает договор купли-продажи с лесхозом.
Государство проверяет целевое использование древесины с помощью плановых проверок. Если лес предназначался для строительства жилья, то проверку строящегося дома могут осуществлять представители прокуратуры и МВД , а также инспекторы государственной лесной охраны.
Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.
Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.
Последние изменения
Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.
Субсидии на строительство лесных дорог
Одной из самых обсуждаемых тем на XII Петербургском Международном лесном форуме было строительство лесных дорог.
По словам министра природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Юрия Трубина, неудовлетворительное развитие лесной инфраструктуры, в том числе и сети лесных дорог, остаётся самой больной проблемой ЛПК.
Водный транспорт леса утрачивает своё значение, поскольку главные водные артерии Архангельской области не могут обеспечить проводку плотов и барж с лесом. Средств на дноуглубительные работы федеральным центром выделяется крайне недостаточно. В летнее время по Северной Двине даже баржи с лесом идут нагруженные едва ли не наполовину. Продолжительность сплавной навигации на Северной Двине сокращается из-за того, что судовая обстановка устанавливается с запозданием и снимается прежде, чем судоходные компании закончат лесосплавную навигацию. И все эти проблемы связаны с недостаточным финансированием.
Реки Мезень, Вага, Онега также требуют крупных капиталовложений на своё обустройство, хотя объёмы перевозок леса по этим рекам незначительны. Тем не менее, прежде чем отправить лес в судах или плотах, его надо подвезти по всё тем же лесовозным дорогам.
Многие годы шли только разговоры и звучали одни обещания, что федеральный центр вот-вот примет участие в финансировании строительства лесных дорог. Однако дело с мёртвой точки так и не сдвигалось. Лишь в 2008 году по инициативе ряда субъектов РФ федеральным агентством лесного хозяйства была предпринята попытка найти способ финансировать создание лесных дорог из федерального бюджета на условиях долевого участия субъектов РФ. В итоге по распоряжению Рослесхоза только Архангельской области в 2008 году было выделено 72,5 млн. рублей, в 2009 году – 114,9 млн. рублей.
Средства были направлены на строительство дорог в арендной базе предприятий, реализующих приоритетные инвестиционные проекты в освоении лесов.
В 2008-2009 гг. освоено 63,1 млн. рублей федеральных субвенций. Привлечено 51,6 млн. рублей средств арендаторов. Построено 31,7 км лесных дорог, в том числе 17,2 км за счёт федеральных субвенций.
В 2009-2010 гг. освоено уже 112,7 млн. рублей федеральных субвенций, планируется привлечь 78,6 млн. рублей средств арендаторов.
В текущем году только на федеральные средства построено 30 км лесных дорог. Арендаторами по программе софинансирования до конца нынешнего года планируется построить 24 км лесных дрог.
По мнению Юрия Германовича, в ходе строительства лесных дорог на паритетных началах Архангельская область (как, впрочем, и другие субъекты РФ) столкнулась с рядом проблем. Первая и наиболее существенная – отсутствие единой нормативной базы, определяющей основные технические параметры и нормативы создания и содержания лесных дорог.
Далее, не определён статус лесной дороги, создаваемой за счёт субвенций, субсидий, инвестиций. Лесная дорога – это объект капитального строительства или временное сооружение? Полной ясности нет.
Решение о выделении субвенций принимается федеральным центром лишь во втором полугодии текущего года, что значительно осложняет процесс освоения этих средств к концу года.
Известно, что немало лесных грузов перевозится по дорогам общего пользования, и мосты — своего рода препятствие для перевозчиков.
Из всего количества мостов области лишь 148 (19%) находятся в хорошем состоянии, 334 (44%) — в удовлетворительном, 196 (25%) — в неудовлетворительном, 96 (12%) — в аварийном.
Транспортно-эксплуатационное состояние автомобильных дорог таково, что лишь 6,4% соответствуют всем дорожным требованиям, а 93,6% — не соответствуют.
Многие дороги становятся попросту непроезжими, особенно после паводка и нарушений временного ограничения движения, из-за несоблюдения межремонтных сроков.
Учитывая, что именно автомобили, перевозящие лесные грузы, оказывают наибольшее негативное влияние на состояние дорог общего пользования, в Архангельской области рассматривается предложение о том, чтобы превышение над минимальными ставками платы за лес на корню, поступающее
в региональный бюджет, расходовать именно на содержание и ремонт дорог общего пользования, по которым везут грузы лесопромышленники. В таком случае лесные платежи вернутся к их плательщикам в виде отремонтированных дорог и мостов.
Серьёзные инвестиции вкладывают в строительство лесных дорог крупные компании. Так, если в 2006 году в области построено всего 70 км лесных дорог, то в 2007 году – уже 158 км, в 2008-м – 165 км, в 2009-м – 320 км, а план на 2010 год – 416 км.
Лесной бизнес готов вкладывать средства в строительство лесных дорог, и крайне важно, чтобы федеральный центр увеличил объёмы субвенций в лесную инфраструктуры, что непременно скажется как на увеличении объёмов лесозаготовок и более полном освоении расчётной лесосеки, так и на укреплении пожарной безопасности лесов. В нынешнее жаркое и сухое лето большинство лесных пожаров возникло в наземной зоне тушения, и там, где есть дороги, лесные пожары были затушены оперативно. Недостаток или отсутствие лесных дорог приводили к разрастанию лесных пожаров до крупных размеров.
Лесные дороги как воздух нужны и лесному комплексу, и лесному хозяйству, и очень важно, чтобы приток этого «воздуха» (субвенции, субсидии, инвестиции) только нарастал.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Дата публикации: 25 октября 2010
Опубликовано в «Лесной Регион» №
Юрист ведущей адвокатской конторы Москвы.
Специализация: гражданское право.
Стаж 22 года.