Сущность и формы налогового контроля

Предлагаем статью на тему: "Сущность и формы налогового контроля" с понятными комментариями и выводами. С случае возникновения вопросов и для актуализации данных на 2020 год вы можете обратиться к дежурному консультанту.

Налоговый контроль: понятие, значение. Формы и виды налогового контроля

Налоговому контролю посвящена гл. 14 НК РФ.

Понятие и значение налогового контроля

Налоговый контроль является:

  1. составной частью финансового контроля и
  2. одним из видов государственного контроля.

Контроль необходимо рассматривать в качестве одной из форм управленческой деятельности, т.е. как самостоятельную функцию управления, имеющую целевую направленность, опре­деленное содержание и способы его осуществления. Налоговый контроль служит формой реализации контрольной функции и с позиций налогового права призван в первую очередь охранять и обеспечивать имущественные права государства и муниципальных образований.

В целях объективной оценки роли и сущности налогового контроля его понятие следует рассматривать в двух аспектах:

    1. в широком аспекте — это совокупность мер государственного регулирования, обеспечивающих экономическую безопасность России и соблюдение государ­ственных и муниципальных фискальных интересов;
    2. в узком аспекте — это контроль государ­ства в лице компетентных органов за законностью и целесообразностью действий в процессе введения, уплаты или взимания налогов и сборов.

Статья 82 НК РФ определяет, что налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ (т.е. рассматривает налоговый контроль в узком смысле).

Цель налогового контроля:

    • обес­печение законности и эффективности налогообложения.

Объекты налогового контроля:

    1. движение денеж­ных средств в процессе аккумулирования публичных денежных фондов;
    2. материальные, трудовые и иные ресурсы нало­гоплательщиков.

Предмет налогового контроля:

    • валютные и кас­совые операции, сметы предприятий, налоговые декларации, ис­пользование налоговых льгот, бухгалтерская документация и т.д.

Субъекты налогового контроля:

    1. налоговые орга­ны;
    2. таможенные органы;
    3. органы внутренних дел;
    4. следственные органы.

Отдельными контрольными полномочия­ми относительно сферы налогообложения обладают Счетная па­лата РФ и Министерство финансов РФ.

Подконтрольными субъектами выступают организации и фи­зические лица, на которых возложена обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Налоговый контроль за законностью распространяется и на совершение действий (операций), установленных не только за­прещающими нормами. Например, подконтрольными являются требования о предоставлении налоговым органам информации, необходимой для осуществления контроля за правильностью ис­числения и полнотой уплаты налогов.

В сферу налогового контроля не входит проверка исполне­ния финансовых требований и правил экономического, а не юридического характера, которые хотя и влияют на фискальные интересы государства, но не относятся к финансово-правовому регулированию (управление портфелем ценных бумаг, плани­рование прибыли на коммерческом предприятии, соблюдение экспортных и импортных квот и т.д.).

Налоговый контроль за частным сектором экономики затрагивает только сферу выпол­нения денежных обязательств перед государством (уплату нало­гов и иных обязательных платежей), соблюдение законности и целевого использования налоговых льгот, соблюдение установ­ленных государством правил ведения бухгалтерского учета, а также выполнение законных требований уполномоченных орга­нов государства относительно предоставления какой-либо фи­нансовой документации.

Эффективность налогового контроля во многом зависит от качества организации бухгалтерского и налогового учета.

Формы и виды налогового контроля

Форма налогового контроля — это способ конкретного выра­жения и организации контрольных действий. Под формой налого­вого контроля можно понимать и отдельные аспекты проявле­ния сущности контроля в зависимости от времени проведения контрольных мероприятий.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции.

Основные формы налогового контроля:

    • проверки;
    • получение объяснений налогоплательщиков, налоговых аген­тов и плательщиков сборов;
    • проверки данных учета и отчетности;
    • осмотр помещений и территорий, используемых для извле­чения дохода (прибыли);
    • другие формы, предусмотренные НК РФ.

Виды налогового контроля:

1) В зависимости от времени проведения:

Предварительный налоговый контроль проводится до отчетного периода по конкретному виду налога либо до решения вопроса о предоставлении налогоплательщику налоговых льгот, изменении сроков уплаты налогов и т.д. Например, обязательным условием предоставления налогового кредита является проведение пред­варительной проверки финансового состояния налогоплатель­щика со стороны уполномоченного государственного органа.

Текущий налоговый контроль проводится во время отчетного налогового периода. Особенностью текущего налогового контро­ля является его проведение в ходе реализации хозяйственных или финансовых операций, т.е. в процессе ежедневной работы нало­гоплательщиков. Данный вид контроля основывается на бухгалтерском и налоговом учетах, первичных документах, ин­вентаризациях, порядке ведения кассовых операций, что позво­ляет и контролирующим органам, и подконтрольным субъектам быстро реагировать на изменения в финансовой деятельности, предупреждать нарушения налогового законодательства и, таким образом, предотвращать финансовые потери государственной или муниципальной казны.

Последующий налоговый контроль проводится после заверше­ния отчетного периода путем анализа и ревизии бухгалтерской и финансовой документации. Главной целью последующего налогового контроля является оценка своевременности и полноты исполнения налоговой обя­занности со стороны фискально обязанных лиц.

2) В зависимости от субъекта:

    • налоговых органов;
    • таможенных органов;
    • органов внутренних дел;
    • следственных органов.

3) В зависимости от места проведения:

    • выездной — в месте расположения налогоплательщика;
    • камеральный — по месту нахождения налогового органа.

9.1. Сущность и формы налогового контроля

Можно выделить четыре формы налогового контроля:

– государственный налоговый учет;

– мониторинг и оперативный налоговый контроль;

– камеральный и выездной налоговый контроль;

Основная нагрузка по проведению каждой из указанных форм налогового контроля в России приходится на налоговые органы.

Государственный налоговый учет как форма налогового контроля направлен на решение задач, связанных с учетом лиц, на которых могут возлагаться налоговые обязательства, а также иных, значимых для целей налогообложения элементов (например, учет объектов налогообложения).

Основной задачей мониторинга и оперативного налогового контроля является получение объективной информации о текущей деятельности налогоплательщиков, в том числе контроль налоговых поступлений.

Задачей камерального и выездного налогового контроля является контроль исполнения налоговых обязательств. Основным способом осуществления камерального и выездного налогового контроля является проведение налоговых проверок.

Задачей административно-налогового контроля является контроль за участниками налоговых отношений, наделенных вспомогательными полномочиями в области налогового администрирования. Например, контроль исполнения своих обязанностей сборщиками налогов.

Налоговый контроль

Понятие и сущность налогового контроля. Методы и формы налогового контроля. Основные элементы налогового контроля. Субъекты налогообложения. Налоговые проверки, их виды, механизм применения. Документы, при необходимости предъявления налоговым органам.

Рубрика Финансы, деньги и налоги
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 13.11.2008
Размер файла 31,3 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Читайте так же:  Сколько сейчас стоит 1 пенсионный балл

Содержание

    Введение 3
    • 1.Понятие и сущность налогового контроля…………………………….4
    • 2.Методы и формы налогового контроля 9
    • 3. Налоговые проверки, их виды, механизм применения 13
    • Заключение 16
    • Библиографический список литературы 17
    • Введение
    • Одной из важнейших составляющих государственного управления налоговыми поступлениями (налогового администрирования) является налоговый контроль. От организации и эффективности работы данного механизма во многом зависит эффективность всей налоговой системы в целом. Конечно же, налоговый контроль не может являться панацеей от неадекватной системы налогообложения, но, тем не менее, любой даже самый выверенный механизм налогообложения без надлежащего налогового контроля оказывается нежизнеспособен.
    • Налоговый контроль всегда являлся одной из важнейших составляющих государственного управления налоговыми поступлениями, и от его организации и эффективности работы зависит эффективность всей налоговой системы в целом.
    • Налоговый контроль имеет государственный властный характер, он проявляется при осуществлении субъектами налогового контроля функций по контролю за исчислением и уплатой юридическими и физическими лицами налогов и других обязательных платежей в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами.
    • Особенностью является то, что субъектам налогового контроля предоставлено право внесудебного рассмотрения дел о применении финансовых и административных санкций. Государственный властный характер налогового контроля обусловлен спецификой налоговых правонарушений, основанных на фискальной функции налогов, а также нежеланием налогоплательщиков уплачивать налоги.
    • В условиях недостаточно развитой организации налогового контроля, несовершенства налогового законодательства властность порождает жалобы налогоплательщиков на решения налоговых органов, неприятие действующей налоговой системы.

1. Понятие и сущность налогового контроля

Определяя налоговый контроль в так называемом первом приближении, представляется возможным уточнить, что данное понятие является сложносоставным. Структуру анализируемого термина составляют два самостоятельных понятия «налог» и «контроль», каждое из которых несет определенную смысловую нагрузку.

Налоговый контроль — это разновидность контроля, выделяемая по признаку отраслевой принадлежности. Границами применения налогового контроля являются границы самой налоговой сферы.

Налоговый контроль — это особая разновидность контроля, реализуемого в налоговой сфере, цели и основные задачи которого имеют четко выраженный налоговый характер, а их достижение осуществляется посредством функционирования особой системы, в специфическом правовом поле, в отношении ограниченного контингента контролируемых лиц и объектов контроля, при соблюдении установленных условий для выполнения контрольных процедур Налоговый контроль, его задачи, формы и содержание согласно Налоговым кодексам Российской Федерации и иных государств — участников СНГ //»Налоги и налогообложение».-2006.- N 6.

Налоговый контроль является одним из элементов государственного налогового администрирования. Его цели и основные задачи имеют четко выраженный налоговый характер, а их непосредственное достижение и руководство самим процессом налогового контроля становятся возможными посредством реализации взаимосвязанной системы мероприятий и процедур, действий и операций, приемов, способов и методик контрольного, проверочного, аналитического и процессуального характера.

В свою очередь теория налогового контроля является институтом налогового права и одновременно одним из элементов теории налогового администрирования Зрелов А.П. Современные проблемы и особенности определения сущности понятия «налоговый контроль» // Налоги и налогообложение (научно-практический журнал).- 2004.- N 9. -С. 19 — 38. .

Основными элементами налогового контроля являются:

· субъект налогового контроля (уполномоченный контролирующий орган);

· объект контроля;

· формы и методы контроля;

· порядок осуществления налогового контроля;

· мероприятия налогового контроля;

· направления налогового контроля;

· техника и технология налогового контроля;

· категории должностных лиц (кадры) налогового контроля;

· периодичность и глубина налогового контроля;

Весь перечисленный комплекс элементов налогового контроля является предметом налогового правового регулирования.

Налоговый контроль как особый организационно-правовой механизм можно понимать как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле налоговый контроль охватывает все сферы деятельности уполномоченных органов, включая осуществление налогового учета, налоговых проверок и другое, а также все сферы деятельности контролируемых субъектов, связанные с уплатой налогов и сборок (учет объектов налогообложения, соблюдение сроков и порядка уплаты налогов и сборов, порядок представления налоговой отчетности и т.д.). В узком смысле под налоговым контролем понимается только проведение налоговых проверок уполномоченными органами.

Взаимодействие государства в лице своих уполномоченных органов с налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами при осуществлении налогового контроля происходит в рамках возникающих при этом организационных налоговых правоотношений — контрольных налоговых правоотношений.

При этом для контрольных налоговых правоотношений характерно то, что они являются по существу управленческими правоотношениями, которые в конечном итоге призваны обеспечить надлежащую реализацию других общественных отношений — налоговых правоотношений имущественного характера, связанных с осуществлением налоговых изъятий. Контрольные налоговые правоотношения имеют административно-правовую природу, поэтому им свойственны характерные для административно-правовых отношений признаки, такие, как государственно-властный характер контрольного налогового правоотношения; обязательным субъектом подобных правоотношений является уполномоченный орган; ответственность в случае нарушения правовых норм наступает перед государством и т.д.

Как и любое другое правоотношение, контрольное налоговое правоотношение содержит в своем составе следующие элементы:

Субъектов контрольного налогового правоотношения можно разделить на две основные группы: контролирующие субъекты, т.е. налоговые и другие органы, олицетворяющие государство и реализующие его интересы, с одной стороны, и субъекты, подверженные контролю, — контролируемые субъекты, защищающие в ходе контрольных налоговых правоотношений свои частные интересы, с другой стороны.

Контролирующими субъектами являются налоговые и таможенные органы.

Контролируемыми субъектами являются налогоплательщики и плательщики сборов, а также налоговые агенты и банки. Особенно важно подчеркнуть, что обязанная сторона — контролируемый субъект находится лишь в функциональной зависимости от властного субъекта — контролирующего орган и организационно ему не подчинена. Поскольку контрольные налоговые правоотношения затрагивают интересы контролируемых субъектов, являющихся не только организациями, но и физическими лицами, осуществление налогового контроля приобретает особую социальную значимость.

Содержание контрольного налогового правоотношения всегда определяется комплексом прав и обязанностей субъектов данного правоотношения.

При этом в контрольном налоговом правоотношении базовым является положение, когда праву уполномоченной стороны проверять соблюдение своевременности, правильности и полноты уплаты налогов и сборов и выполнения, установленных налоговых обязанностей корреспондирует обязанность другой стороны — подконтрольного субъекта создавать для этого необходимые условия и выполнять требования уполномоченного органа. В свою очередь подконтрольный субъект вправе требовать от уполномоченного органа, чтобы последний осуществлял свою деятельность в рамках своих законодательно установленных полномочий. В данном контексте можно выделить контрольные полномочия контролирующих субъектов и корреспондирующие им права и обязанности контролируемых субъектов.

Как было отмечено выше, контрольные налоговые правоотношения являются организационными налоговыми правоотношениями, непосредственно направленными на обеспечение налоговых правоотношений имущественного характера. Реализация такого контрольного налогового правоотношения осуществляется в строго установленном Налоговым кодексом порядке с одновременным определением прав и обязанностей каждого лица, участвующего в осуществлении отдельных контрольных мероприятий. Таким образом, можно говорить о том, что Налоговый кодекс устанавливает процессуальную форму осуществления контрольных налоговых правоотношений. Традиционно в теории права объектом процессуального правоотношения признается материальное правоотношение, ради обеспечения которого и складывается процессуальное правоотношение Горшенев В.М., Шахов И.Б. Контроль как правовая форма деятельности. М., 2007. — С. 116-139. . Придерживаясь данного положения, можно установить, что объектом контрольного налогового правоотношения является непосредственная деятельность (действия или бездействие) проверяемой организации или физического лица, связанная с уплатой налогов и сборов. В частности, уполномоченными органами в ходе реализации мероприятий налогового контроля устанавливается:

Читайте так же:  Как оспорить пени по налогам

1) правильность ведения обязанными лицами бухгалтерского учета доходов, расходов, объектов налогообложения;

2) проверка правильности исчисления сумм налогов и сборов;

3) проверка своевременности уплаты сумм налогов и сборов;

4) правильность ведения банковских операций, связанных с уплатой налогов и сборов;

5) выявление обстоятельств, способствующих совершению нарушений налогового законодательства.

При осуществлении мероприятий налогового контроля уполномоченные органы руководствуются принципами законности, планирования мероприятий налогового контроля, принципом соблюдения налоговой тайны (специального режима доступа к сведениям о налогоплательщиках, плательщиках сборов и налоговых агентах, полученным должностными лицами уполномоченных контрольных органов); принципом последовательности проведения мероприятий налогового контроля и документального фиксирования установленных фактов, действий и событий; принципом недопустимости причинения ущерба проверяемой организации или физическому лицу при проведении налогового контроля.

Налоговый контроль в РФ: формы, методы и виды

Формы и методы налогового контроля

Налоговые проверки — основная и наиболее эффективная форма налогового контроля. Они подразделяются на камеральные и выездные. Камеральные проверки проходят в налоговой инспекции, а выездные — у налогоплательщика. При камеральной проверке в рамках налогового контроля проверяется только тот налог, по которому подана декларация. Камеральная проверка не может быть назначена по истечении 3 месяцев со дня сдачи декларации. При выездной проверке налоговым контролем могут охватываться все налоги за проверяемый период, которые налогоплательщик обязан уплачивать в зависимости от выбранной формы налогообложения.

Вторая форма налогового контроля — это получение объяснений. Налоговые органы вправе вызвать налогоплательщиков для дачи пояснений по любому вопросу в рамках исполнения законодательства. Пояснения предоставляются в устной или письменной форме и в ходе проведения налогового контроля протоколируются.

О подаче пояснений читайте в этой статье.

Третья форма налогового контроля — проверка данных учета и отчетности. В требовании налоговой инспекции, направленном налогоплательщику, перечисляются необходимые для налогового контроля документы, которые должны быть представлены налоговикам в течение 10 дней. В ходе выездной проверки в рамках налогового контроля может быть назначена инвентаризация.

Осмотр помещений и территорий — еще одна форма налогового контроля. Налоговый инспектор вправе проводить его согласно ст. 92 НК РФ в рамках проводимой проверки. Осмотр происходит в присутствии понятых, при необходимости при этом мероприятии налогового контроля производится фото- и видеосъемка.

Налоговый мониторинг еще одна форма налогового контроля, введенная с 01.01.2015.

Подробнее о налоговом мониторинге смотрите здесь.

Период, проверяемый в ходе данного вида налогового контроля, проверяющие не вправе включать в план проверок (п. 1.1 ст. 88, п. 5.1 ст. 89 НК РФ). Деятельность организации при проведении налогового контроля в форме мониторинга становится прозрачной, но любые бухгалтерские и юридические документы инспекция вправе затребовать.

Налоговый контроль при мониторинге базируется на утвержденном регламенте, по которому инспекция может в течение года проверять хозяйственные операции, а организация сможет обезопасить себя от возможных ошибок при начислении налогов, ведь налоговая служба еще до момента сдачи деклараций даст разъяснения по интересующим вопросам.

В налоговом контроле используются следующие методы:

Методы налогового контроля

Документальный налоговый контроль

Фактический налоговый контроль

включает следующие приемы:

  • формальную и арифметическую проверку;
  • юридическую оценку;
  • экономический анализ

включает следующие приемы:

  • учет налогоплательщиков;
  • показания свидетелей;
  • проведение инвентаризации;
  • привлечение экспертов

Виды налогового контроля

НК РФ не дает точного толкования видов налогового контроля, поэтому классификация их разнообразна. Например, она может быть такой:

Виды налогового контроля

Налоговый контроль по времени проведения

Налоговый контроль по способу проверки

Налоговый контроль по месту проведения

Налоговый контроль по периодичности

  • текущий;
  • предварительный;
  • последующий
  • сплошной;
  • выборочный
  • выездной;
  • камеральный
  • первичный;
  • повторный

Подробнее о процедуре проверок читайте в материалах:

Формы и методы налогового контроля в РФ

В целях расширения и усиления налогового контроля предусмотрено, что:

1. Плательщики, которые сдают отчетность в электронном виде, должны так же электронно уведомлять инспекцию о поступлении от нее требований, высылая квитанцию о получении. Иначе налоговая инспекция может заблокировать расчетный счет организации (подп. 1.1 п. 3 ст. 76 НК РФ, письмо ФНС России от 17.02.2014 № ЕД-4-2/2553).

2. В течение 3 лет инспекция может приостановить операции по счетам в банках, если организацией или ИП не будет предоставлена налоговая отчетность (подп. 1 п. 3 ст. 76 НК).

3. Налоговый контроль затрагивает и декларацию по НДС. При установленных несоответствиях проверяющие в рамках налогового контроля вправе потребовать любые документы по операциям, отраженным в декларации, а также проводить осмотр территории и помещений организации.

4. Если гражданин, имея в собственности различные объекты имущества, не получает извещения об уплате налогов, он должен сам сообщить об этом в инспекцию для целей налогового контроля (п. 2.1 ст. 23 НК РФ).

ВАЖНО! Юридические и физические лица могут теперь видеть свою «налоговую историю» на сайте ФНС РФ, в сервисе «Личный кабинет налогоплательщика». Здесь есть вся информация об объектах налогообложения, суммах налогов, о наличии переплаты или недоимки.

5. Налоговый контроль теперь охватит и сбор такой информации, как факты заключения и расторжения браков, а также случаи установления и прекращения опеки (абз. 1 п. 3 ст. 85 НК РФ).

Налоговый контроль направлен на решение главной задачи государства — пополнение бюджета любого уровня своевременно и в полном объеме. Проверки являются самой эффективной формой налогового контроля, дисциплинирующей налогоплательщиков.

Налоговый контроль: понятие, значение. Формы и виды налогового контроля

Понятие и значение налогового контроля

Налоговый контроль является:

1. составной частью финансового контроля и

2. одним из видов государственного контроля.

Контроль необходимо рассматривать в качестве одной из форм управленческой деятельности, т.е. как самостоятельную функцию управления, имеющую целевую направленность, опре­деленное содержание и способы его осуществления. Налоговый контроль служит формой реализации контрольной функции и с позиций налогового права призван в первую очередь охранять и обеспечивать имущественные права государства и муниципальных образований.

Читайте так же:  Как восстановить пенсионное удостоверение военного пенсионера

В целях объективной оценки роли и сущности налогового контроля его понятие следует рассматривать в двух аспектах:

1. в широком аспекте — это совокупность мер государственного регулирования, обеспечивающих экономическую безопасность России и соблюдение государ­ственных и муниципальных фискальных интересов;

2. в узком аспекте — это контроль государ­ства в лице компетентных органов за законностью и целесообразностью действий в процессе введения, уплаты или взимания налогов и сборов.

Статья 82 НК РФ определяет, что налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ (т.е. рассматривает налоговый контроль в узком смысле).

Видео (кликните для воспроизведения).

Цель налогового контроля:

· обес­печение законности и эффективности налогообложения.

Объекты налогового контроля:

1. движение денеж­ных средств в процессе аккумулирования публичных денежных фондов;

2. материальные, трудовые и иные ресурсы нало­гоплательщиков.

Предмет налогового контроля:

· валютные и кас­совые операции, сметы предприятий, налоговые декларации, ис­пользование налоговых льгот, бухгалтерская документация и т.д.

Субъекты налогового контроля:

3.органы внутренних дел;

Отдельными контрольными полномочия­ми относительно сферы налогообложения обладают Счетная па­лата РФ и Министерство финансов РФ.

Подконтрольными субъектами выступают организации и фи­зические лица, на которых возложена обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Налоговый контроль за законностью распространяется и на совершение действий (операций), установленных не только за­прещающими нормами. Например, подконтрольными являются требования о предоставлении налоговым органам информации, необходимой для осуществления контроля за правильностью ис­числения и полнотой уплаты налогов.

В сферу налогового контроля не входит проверка исполне­ния финансовых требований и правил экономического, а не юридического характера, которые хотя и влияют на фискальные интересы государства, но не относятся к финансово-правовому регулированию (управление портфелем ценных бумаг, плани­рование прибыли на коммерческом предприятии, соблюдение экспортных и импортных квот и т.д.).

Налоговый контроль за частным сектором экономики затрагивает только сферу выпол­нения денежных обязательств перед государством (уплату нало­гов и иных обязательных платежей), соблюдение законности и целевого использования налоговых льгот, соблюдение установ­ленных государством правил ведения бухгалтерского учета, а также выполнение законных требований уполномоченных орга­нов государства относительно предоставления какой-либо фи­нансовой документации.

Эффективность налогового контроля во многом зависит от качества организации бухгалтерского и налогового учета.

Формы и виды налогового контроля

Форма налогового контроля — это способ конкретного выра­жения и организации контрольных действий. Под формой налого­вого контроля можно понимать и отдельные аспекты проявле­ния сущности контроля в зависимости от времени проведения контрольных мероприятий.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции.

Основные формы налогового контроля:

· получение объяснений налогоплательщиков, налоговых аген­тов и плательщиков сборов;

· проверки данных учета и отчетности;

· осмотр помещений и территорий, используемых для извле­чения дохода (прибыли);

· другие формы, предусмотренные НК РФ.

Виды налогового контроля:

1) В зависимости от времени проведения:

Подробнее

Предварительный налоговый контроль проводится до отчетного периода по конкретному виду налога либо до решения вопроса о предоставлении налогоплательщику налоговых льгот, изменении сроков уплаты налогов и т.д. Например, обязательным условием предоставления налогового кредита является проведение пред­варительной проверки финансового состояния налогоплатель­щика со стороны уполномоченного государственного органа.

Текущий налоговый контроль проводится во время отчетного налогового периода. Особенностью текущего налогового контро­ля является его проведение в ходе реализации хозяйственных или финансовых операций, т.е. в процессе ежедневной работы нало­гоплательщиков. Данный вид контроля основывается на бухгалтерском и налоговом учетах, первичных документах, ин­вентаризациях, порядке ведения кассовых операций, что позво­ляет и контролирующим органам, и подконтрольным субъектам быстро реагировать на изменения в финансовой деятельности, предупреждать нарушения налогового законодательства и, таким образом, предотвращать финансовые потери государственной или муниципальной казны.

Последующий налоговый контроль проводится после заверше­ния отчетного периода путем анализа и ревизии бухгалтерской и финансовой документации. Главной целью последующего налогового контроля является оценка своевременности и полноты исполнения налоговой обя­занности со стороны фискально обязанных лиц.

2) В зависимости от субъекта:

· органов внутренних дел;

3) В зависимости от места проведения:

· выездной — в месте расположения налогоплательщика;

· камеральный — по месту нахождения налогового органа.

Налоговый контроль: формы, виды и процесс осуществления

Реализация контроля, который имеет налоговый характер осуществляется посредством деятельности процедурно-процессуальной направленности органов налоговой, основу который составляют адаптированные, а также обоснованные приемы ко

Форма налогового контроля

Форма налогового контроля — это конкретный способ выражения и организации контрольных действий. Под формой контроля налогового характера можно понимать и определенные отдельные аспекты проявления сущности контроля в зависимости от времени проведения мероприятий контрольной направленности.

В роли главных форм налогового контроля выступают:

  • проверки;
  • получение объяснений налогоплательщиков, агентов налоговой направленности и плательщиков сборов;
  • проверка отчетности и данных учета;
  • осмотр территорий и помещений, которые используются для извлечения прибыли.

Также стоит отметить, что контроль деятельности налогоплательщиков может осуществляться также и в другой форме, предусмотренной НК.

Формы контроля налоговой направленности имеют достаточно весомое значение, так как от верного выбора контролирующими субъектами конкретных действий и процедур зависит достижение конечного результат, а также сама эффективность контроля. С другой же стороны, адекватное использование способов и приемов налогового контроля гарантирует соблюдение определенных прав, и законных интересов субъектов, которые в свое время являются подконтрольными, и позволяют не препятствовать нормальному функционированию их деятельности финансово-хозяйственного характера.

Наличие у налогового контроля определенных целей имеющих разнообразную направленность, а также задач обуславливает и дифференцированные подходы к их решению, то есть потребность в пользовании теми или другими способами проверок, оценок и анализа финансового состояния подконтрольных субъектов.

Использование конкретной формы налогового контроля зависит и от других факторов:

  • особенностей и правового положения деятельности контролирующих органов;
  • объектов контроля;
  • оснований появления правоотношений налогово-контрольного характера;
  • особенностей ведения учетов бухгалтерской направленности;
  • финансово-правового режима расходов и доходов подконтрольного субъекта.

Пример 1

Например, глава 14.5 ПК устанавливает определенные особенности контроля налоговой направленности в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

Налоговые контроль разделяется по различным основаниям на несколько групп.

Виды налогового контроля

По времени проведения есть определенные виды налогового контроля, который подразделяется на текущий и предварительный, и последующий.

Предварительный контроль налоговой направленности проводится до отчетного периода по конкретному виду налога или же до момента решения вопроса относительно предоставления налогоплательщику налоговых льгот, внесении изменений сроков уплаты налогов. Например, очень важным условием предоставления налогового кредита является проведение определенной предварительной проверки финансового состояния налогоплательщика со стороны уполномоченного органа государства.

Читайте так же:  Благодарственное письмо сотруднику выходящему на пенсию

Достаточно большое значение имеет предварительный контроль во время оценки правовых, экономических последствий налоговых законопроектов; при введение в действие новых норм финансово хозяйственной деятельности, которая занимается контролем налогообложений хозяйствующих субъектов. Предварительная реализация органами контроля своих функций имеет важное значение для предупреждения правонарушений, а также способствует укреплению дисциплины финансового характера.

Внешне результаты налогового контроля предварительной направленности могут быть оформлены в виде экспертных заключений по проектам договоров о предоставлении налоговых льгот, рассрочки или же отсрочки налоговых выплат, и налоговых кредитов.

Текущий налоговый контроль проводится при отчетном налоговом периоде. Его особенностью является проведение в ходе реализации финансовых и хозяйственных операций, то есть в процессе ежедневной работы налогоплательщиков. Именно из-за этого текущий налоговый контроль называют также оперативным. Такой вид контроля в первую очередь основывается на налоговом и бухгалтерском учете, документах первичного типа, инвентаризациях, порядке ведения кассовых операций, что в свою очередь позволяет и контролирующим органам, и подконтрольным субъектам достаточно быстро реагировать на определенные изменения в финансовой деятельности, предупреждать нарушения налогового законодательства и, следовательно, предотвращать потери финансового характера муниципальной или государственной казны.

Последующий налоговый контроль начинает свою работу после того, как завершиться отчетный период, проводится его деятельность путем реквизиции и анализа финансовой, и бухгалтерской документации.

Основной целью последующего контроля налогового характера является определенная оценка своевременности, а также полноты исполнения налоговой обязанности со стороны фискально обязанных лиц. Тут главным критерием последующего налогового контроля нужно считать максимальную полноту охвата проверками, ревизиями и иными методами всех сторон деятельности финансово-хозяйственной направленности субъекта, который является подконтрольным.

Процесс осуществления налогового контроля

В процессе осуществления контроля налогового характера по окончании отчетного периода налоговой направленности определяется состояние финансовой дисциплины, происходит обнаружение налоговых обнаружений и в конце концов закладывается база для дальнейшего совершенствования государственной, и муниципальной деятельности в сфере финансов.

Последующий налоговый контроль отличается своим углубленным анализом финансово-хозяйственной деятельности фискально обязанного лица за конкретный промежуток времени, а также позволяет определить степень эффективности проведенных ранее текущего и предварительного контроля.

Контроль налогового характера выступает в роли определенной разновидности финансовой деятельности и при это разновидностью управленческой деятельности государства в налоговом направлении, именно поэтому в зависимости от субъектов выделяют контроль:

  • органов налогового характера;
  • органов таможенной направленности;
  • органов внутренних дел.

Также стоит отметить, что в зависимости от места проведения выделяют налоговый контроль:

  • выездной — в месте расположения налогоплательщика;
  • камеральный — по месту нахождения налогового органа.

Понятие, методы и формы налогового контроля

Взимание налогов является древнейшей функцией и одним из ключевых условий существования государства, а также развития социума на пути к социальному и экономическому процветанию. В данной статье разберем понятие, формы и методы налогового контроля. Помимо этого, рассмотрим дополнительные аспекты темы, например, сущность категории и ее разновидности.

Понятие и содержание

При изучении понятия, форм и видов налогового контроля целесообразно начать непосредственно с термина и его определения. Согласно статье 82 НК Российской Федерации, налоговый контроль является деятельностью уполномоченных структур, связанной с контролем за соблюдением налоговыми агентами, налогоплательщиками и плательщиками сборов действующего законодательства в порядке, который установлен государством. Стоит отметить, что представленное определение было введение в законодательство в 2006 году посредством ФЗ о внесении изменений в часть 1 и часть 2 Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты РФ в связи с реализацией мер по совершенствованию налогового администрирования.

Таким образом, с точки зрения значения и роли налоговый контроль рассматривается как одна из стадий налогообложения. По составу данный вид государственного контроля отождествляется с комплексом мероприятий, относящихся к регулированию определенных процессов со стороны государства. В системе госконтроля он характеризуется как одно из направлений. Если судить относительно предмета, то все формы налогового контроля относятся к государственному надзору за целесообразностью и законностью.

Исходя из сущности названных в предыдущей главе определений можно сделать вывод, что контроль налогов являются государственным мероприятием, однако некоторые специалисты не исключают возможности осуществления контрольных функций по соблюдению соответствующего законодательства относительно внутрихозяйственной жизни, а также в процессе реализации аудиторской проверки, что считается негосударственной формой налогового контроля и надзора в сфере финансов.

В соответствии с нормативами действующего налогового законодательства Российской Федерации и доктринальными определениями этот термин следует трактовать как составляющую финансового наблюдения и одну из разновидностей госнадзора, который осуществляется структурами управления. Среди них Государственная налоговая служба РФ, Государственный таможенный комитет Российской Федерации и другие органы, которые являются подведомственными им. Сущность всех существующих на сегодняшний день форм налогового контроля заключается в наблюдении за налоговыми учреждениями, за их соблюдением соответствующего законодательства, полнотой и абсолютной своевременностью зачисления (уплаты) налогов и сборов, а также правильностью их исчисления. Таким образом, объектом инспекции в данном случае служат отношения, которые связаны с исчислением и последующей уплатой пошлин и сборов.

Формы осуществления

Следует отметить, что под налоговым контролем понимается цель, а под соответствующими мероприятиями – инструменты для ее достижения. Среди таких средств важно указать проверки налогового характера, получение объяснений со стороны налогоплательщиков, плательщиков различного рода сборов и агентов по налогам, проверки учетной информации, осмотр территорий и помещений, которые используются в целях извлечения дохода или в других известных формах, предусмотренных действующим на территории РФ законодательством. Второе название перечисленных мероприятия – это формы проведения налогового контроля. Они подробным образом разобраны ниже.

Перед изучением видов, форм и методов налогового контроля целесообразно определить его основные задачи. Они заключаются в следующем:

  • Обеспечение грамотного исчисления, полного и своевременного внесения налоговых платежей в бюджет и целевые внебюджетные фонды государственного значения.
  • Предупреждение законодательных нарушений относительно налогов и сборов.
  • При необходимости – наказание нарушителей действующего на территории РФ законодательства касательно налогов и сборов.

Исходя из перечисленных задач можно обозначить налоговый контроль как финансовый надзор, отличающийся специализированным характером, со стороны государственных структур за соблюдением законодательства в области пошлин и сборов, грамотностью исчисления, абсолютной полнотой и своевременностью погашения платежей обязательного типа физическими и юридическими лицами. Такое наблюдение проводится с помощью определенных форм и методов налогового контроля. Рассмотрим данные инструменты подробнее.

Как выяснилось, под формами налогового контроля следует понимать способ конкретного определения и организации действий инспекционного характера. В настоящей статье 82 НК РФ указаны следующие формы:

  • Проверки в отношении выплат и сборов.
  • Налоговый мониторинг как форма налогового контроля.
  • Получение объяснений непосредственно от плательщиков различного рода сборов, агентов по налогам и так далее.
  • Проверка учетной и отчетной информации.
  • Одной из форм налогового контроля является обследование и осмотр территорий и помещений, которые используются для извлечения прибыли (дохода).
  • Иные формы надзора. Среди них, к примеру, формирование налоговых постов.
Читайте так же:  Штраф 40 процентов от неуплаченной суммы налога

При изучении понятия и форм налогового контроля важно отметить, что все специалисты сходятся в одном мнении. В соответствии с ним налоговые проверки считаются ключевой, самой эффективной формой контроля за соблюдением законодательных нормативов касательно пошлин и сборов. Под налоговой проверкой следует понимать действие процессуального характера со стороны налоговой структуры, связанное с надзором за полнотой, своевременностью и грамотностью исполнения своих обязанностей налогоплательщиком. Стоит отметить, что основная форма налогового контроля реализуется через сопоставление отчетной информации плательщиков с состоянием их экономической деятельности по факту.

Согласно законодательству, действующему на территории Российской Федерации, подобные проверки осуществляются таможенными и налоговыми структурами, однако лишь в отношении налогов, которые подлежат уплате в процессе перемещения товарной продукции через границу РФ. Сегодня принято выделять несколько разновидностей проверок:

Сущность первой состоит в контроле за соблюдением законодательства в сфере:

  • выплат и сборов со стороны налогоплательщика;
  • выявлении и предупреждении правонарушений налогового характера;
  • взыскании сумм, не полностью уплаченных или не уплаченных вовсе;
  • привлечении виновников к административной и налоговой ответственности за содеянное;
  • подготовки сведений для того, чтобы обеспечить рациональный отбор плательщиков для реализации налоговых проверок выездного типа.

Характерной особенностью выездной проверки служит место ее проведения. Подобные мероприятия проходят в помещении (на территории) плательщика, однако если последний не в состоянии предоставить помещение, то проверка осуществляется в инспекции в соответствии с пунктом 1 статьи 89 НК РФ. Необходимо дополнить, что в результате проверки выездного типа могут быть вынесены такие решения:

  • Касательно привлечения плательщика к ответственности.
  • Касательно отказа в привлечении его к ответственности.

В процессе изучения форм и видов налогового контроля целесообразно указать значение и результаты проведения таких проверок. Необходимо отметить, что их эффективность видна невооруженным глазом. Такие поверки позволяют реализовать прямой контроль за грамотностью и полнотой исчисления платежей и сборов плательщиков. Речь идет о:

  • рассмотрении всей отчетности, которая предоставляется в налоговые структуры в обозначенном законодательством порядке;
  • сравнении сумм налогов, штрафных санкций, которые могут быть начислены как налоговой структурой, так и самим плательщиком.

Тем не менее многие специалисты придерживаются мнения, что максимальной эффективности при использовании подобных проверок можно добиться лишь при совмещении их с другими формами и методами налогового контроля.

Учет плательщиков

В настоящее время существенную роль играет такая форма контроля, как учет плательщиков. Согласно пункту 1 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации, постановке на учет в налоговых структурах подлежат как физические, так и юридические лица, а также организации без образования юридического лица. Оформление производится по месту нахождения учреждения, месту жительства физического лица, месту нахождения отдельных подразделений структуры, а также месту нахождения принадлежащего физическому лицу имущества и транспорта. Необходимо знать, что вся указанная информация входит в единую автоматизированную систему налоговой службы, а также в Единый государственный реестр налогоплательщиков. Благодаря данному учету формируется единый ресурс со сведениями, которые могут использовать все субъекты хозяйственной деятельности Российской Федерации. Так, госрегистрация и учет налогоплательщиков сегодня считаются важнейшей формой контроля, носящего предварительное значение.

Взаимосвязь форм

Следует иметь в виду, что все разобранные выше формы контроля состоят в непосредственной взаимосвязи. Более того, они дополняют друг друга. Их исполнение так или иначе должно соответствовать порядку, установленному действующим законодательством. В противном случае ненормативные акты органов контроля могут быть признаны недействительными. В некоторых ситуациях актуально взыскание ущерба, причиненного в результате действий неправомерного характера со стороны уполномоченных лиц.

Целесообразно обозначить существенные проблемы в налоговом законодательстве, которые касаются осуществления налоговых проверок, осмотра помещений, территорий, документации, опроса свидетелей и других форм надзора. Подтверждением этому служит значительная доля судебной практики, которая в некоторых случаях спорной природы служит источником для разрешения проблем, возникающих между субъектами налогового права.

Под методом контроля в сфере пошлин и сборов следует понимать способ реализации мероприятий налогово-контрольного характера. В зависимости от разновидностей и особенностей работы структур, которые осуществляют надзор, его объекта, цели, форм и оснований появления правоотношений контрольного типа избираются и конкретные методики для эффективной реализации мероприятий и определенных форм контроля.

Стоит отметить, что разные авторы по-разному поясняют этот момент. Целесообразно привести несколько примеров. Так, Н. В. Ковалев, М. В. Харламов, а также Ю. Ф. Кваша как методы контроля рассматривают арифметическую, формальную и нормативную проверку, а также методику взаимного контроля и проверку встречного типа. Н. А. Щевелева среди приемов выделяет формальную и арифметическую проверку документации, визуальный осмотр, сопоставление информации, а также сквозные подходы к проверкам.

На основании приведенных определений и формулировок разных ученых целесообразно вывести следующие методики контроля, различные в зависимости от того, считается подход фактическим или документальным. Так, в случае последнего принято выделять следующие приемы:

  • Арифметическая, формальная и логическая проверка документации.
  • Выборочное и сплошное наблюдение.
  • Требование информации (определенных документов) касательно налогоплательщика, конкретных сделок или налогового агента.
  • Анализ документации.

Если говорить о документальном контроле, то сегодня существуют следующие приемы, которые применяются на территории Российской Федерации также достаточно широко:

  • Допрос свидетелей (иными словами, получение объяснений).
  • Исследование документации.
  • Осмотр территорий и помещений, а также конкретных предметов, имеющих отношение к проверке.
  • Вызов плательщиков в налоговые структуры посредством письменного уведомления.
  • Сопоставление информации о доходах и расходах физических лиц.
  • Экстраполяция и экспертиза.
Видео (кликните для воспроизведения).

В заключение целесообразно сделать вывод, что сегодня представленные в статье формы и методы налогового контроля постоянным образом взаимодействуют и дополняют друг друга. Они считаются главными составляющими государственного надзора в сфере пошлин и сборов, который является одним из ключевых элементов финансового наблюдения. Именно от них в практической деятельности зависит эффективность решения задач и функционирования категории налогового контроля в целом.

Сущность и формы налогового контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here