Содержание
- 1 Цели и задачи пенсионной реформы
- 2 Действующая редакция
- 3 Пенсионная реформа и пенсионное законодательство в России. Справка
- 4 Цель пенсионной реформы в россии
- 5 Пенсионная реформа 2017 и ее суть
- 6 Основные положения пенсионной реформы
- 7 Названа цель пенсионной реформы
- 8 Надежда Петрова: Основная цель пенсионной реформы – повышение благосостояния старшего поколения
Цели и задачи пенсионной реформы
Причины пенсионной реформы, этапы проведения реформы.
В конце XX в. Пенсионная система России находилась на грани кризиса. Действовавшая в это время пенсионная система требовала кардинального реформирования. В этот время государство проводило некоторые преобразования, но они были неспособны вывести пенсионную систему из состояния кризиса, однако подготовили необходимые предпосылки для осуществления дальнейших реформ. Предпосылками пенсионной реформы послужил спад производства, что привело к снижению пенсионной налоговой базы, сокращение в российской экономике доли заработной платы по отношению к ВВП и сокращение ее в структуре денежных доходов населения, низкий размер пенсионных выплат, стремление к сокрытию доходов с целью сокращения уплаты процентов по пенсионному страхованию путем выплаты «черной» заработной платы, рост теневой экономики, скрытая безработицы, ограничение максимального предела размера пенсии, низкие темпы экономического развития. В это время складывается неблагоприятная демографическая ситуация. Во-первых, растет численность пенсионеров и снижается количество занятых. А во-вторых, соотношение численности занятых в экономике и пенсионеров — главный показатель для пенсионной системы, построенной на принципе «солидарности поколений», что делает существующую пенсионную систему крайне неустойчивой.
Итак, низкий уровень пенсионного обеспечения, сложные негативные демографические изменения, установление рыночных отношений в экономике требуют пенсионного реформирования.
Цели и задачи пенсионной реформы
1. совершенствовать пенсионные выплаты гражданам РФ;
2. обеспечить достойную старость пенсионерам;
3. стабилизировать ситуацию, учитывая демографический кризис;
4. искоренить «черные» заработные платы;
5. привлечь дополнительные инвестиции в экономику страны.
Первая цель пенсионной реформы – вывести скрытые части зарплат из тени и увеличить за счёт этого поступления средств для выплаты пенсий сегодняшним пенсионерам.
Второй целью пенсионной реформы является создание стимулов для работающих к полной уплате взносов со всего объёма своих доходов. А для этого была отменена система учёта пенсионных прав (по стажу работы и по размеру заработка за два последних года), поскольку она не полностью учитывает вклад каждого человека в доходы пенсионной системы. Новая пенсионная модель, во – первых, учитывает весь денежный капитал, внесённый каждым россиянином за каждый год и месяц своего трудового стажа, и, во – вторых, закрепляет их в виде обязательств государства персонально перед каждым работником.
Третья цель, которую должна решить реформа, — это обеспечить прозрачность пенсионной системы. Обязательства государства перед гражданами по пенсионным выплатам должны выражаться не в процентах и годах, а в рублях. И каждый год работник должен получать отчёт о состоянии заработанных им пенсионных прав – в каком объеме перечислены взносы за него его работодателем, каков общий объём пенсионного капитала, начисленного ему за все годы работы, в каких объёмах он индексировался и т. д. Официальные уведомления об этом каждый россиянин, застрахованный в системе обязательного пенсионного страхования, должен получать ежегодно. И в случае несогласия сможет добиться их изменения.
— А также другие изменения.
1990-1995 гг. В этот период осуществлялись попытки увеличения доходной части пенсионного фонда за счет увеличения налогов. Также проходили индексации пенсий. С 1992 года начали работу Негосударственные пенсионные фонды.
В настоящее время реализуется программа пенсионной реформы 2001г., подготовленная Министерством труда и социального развития и Пенсионным фондом России. На ее основе были приняты следующие Федеральные Законы:
— ФЗ от 2001 г. (в ред. 2002 г.)«об обязательном пенсионном страховании в РФ».
— ФЗ от декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ».
— ФЗ от августа 2002 г. «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии».
— ФЗ от января 2003 г. «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».
А также ряд других законов.
Принят в первом чтении законопроект «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации» (14 декабря 2003 г.)
До пенсионной реформы Пенсионный Фонд России осуществлял деятельность по распределительному принципу – каждый работодатель обязан уплачивать Единый социальный налог (ЕСН), который предусматривает отчисления в Пенсионный фонд. Данные поступления ПФР направлял на выплату пенсий действующим пенсионерам. Отчисления в ПФР состояли из двух частей: базовой и страховой. Кратко можно сказать, что все отчисления в ПФР поступали на один счет или в один общий фонд, из которого производилась выплата пенсий.
С появлением пенсионной реформыПФР перешел от распределительной системы пенсионных накоплений к распределительно-накопительной. Таким образом, пенсия стала включать в себя три части – базовую, страховую и накопительную. У каждого гражданина появились пенсионные накопительные счета, с помощью которых отдельная часть пенсии накапливается в собственный пенсионный фонд. Это значит, что каждый гражданин начинает формировать собственную пенсию с началом трудовой деятельности.
Действующая редакция
II. Основные цели и принципы пенсионной реформы
Основными целями пенсионной реформы являются:
1) реализация гарантированного Конституцией Российской Федерации права граждан на пенсионное обеспечение в старости, в случае инвалидности, при потере кормильца и в иных установленных законом случаях;
2) обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы и создание предпосылок для устойчивого развития пенсионного обеспечения на основе государственного пенсионного страхования и бюджетного финансирования;
3) адаптация системы пенсионного обеспечения к развивающимся в Российской Федерации рыночным отношениям;
4) рационализация и оптимизация условий предоставления и размеров пенсий;
5) повышение эффективности пенсионной системы путем совершенствования системы управления пенсионным обеспечением.
Исходя из заявленных выше целей реформа должна основываться на следующих принципах:
1) каждый имеет право на государственное пенсионное обеспечение в случае утраты трудоспособности вследствие старости, инвалидности, при потере кормильца и в иных случаях, установленных законом;
2) каждый работающий по найму подлежит обязательному государственному пенсионному страхованию;
3) каждый застрахованный по обязательному государственному пенсионному страхованию имеет право на трудовую пенсию в соответствии с продолжительностью страхования и заработком, с которого уплачивались страховые взносы;
5) средства обязательного государственного пенсионного страхования используются исключительно на пенсионное обеспечение застрахованных по правилам и нормам, установленным законом. Часть этих средств централизуется и перераспределяется в целях обеспечения пенсионных гарантий граждан независимо от их места жительства на территории Российской Федерации. Расходы на пенсионное обеспечение лиц, не участвовавших в пенсионном страховании, покрываются за счет средств федерального бюджета.
Из изложенного следует необходимость в процессе реформы пересмотреть практически все основные принципы пенсионной системы.
Пенсионная реформа и пенсионное законодательство в России. Справка
15 и 17 декабря 2001 года были приняты федеральные законы, направленные на реформирование системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации: «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
С вступлением этих законов в силу с 1 января 2002 года началась пенсионная реформа в России.
Цель пенсионной реформы – дать дополнительный источник для повышения размера пенсии за счет инвестирования части пенсионных отчислений и поставить в зависимость размер пенсии от размера зарплаты.
Таким образом, от распределительного принципа выплаты пенсий Россия перешла к распределительно-накопительному. Это означает, что вместо того, чтобы все отчисления с работающего, входящие в единый социальный налог, шли на выплату пенсий нынешним пенсионерам, некоторая их часть пойдет на личный счет этого конкретного работающего и будет инвестироваться в различные финансовые инструменты, определенные государством.
Сумма на счете конкретного гражданина будет зависеть от его зарплаты, а также от результатов инвестирования. К старости на пенсионном счете у гражданина будет накапливаться определенная сумма. Российская экономика получит инвестиционные ресурсы, а граждане и работодатели будут заинтересованы, чтобы зарплаты выплачивались легально.
Для граждан 1967 года рождения и моложе пенсия теперь состоит из трех частей – базовой, страховой и накопительной.
В новой пенсионной модели была предложена принципиально новая схема индексации пенсий. В основе ее – прогноз темпов инфляции и роста заработной платы на планируемый год. По этим показателям и с учетом прогнозируемых доходов пенсионной системы определяется размер индексации на год, утверждаемый в бюджете ПФР.
Федеральным законом от 24 июля 2002 года «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» были установлены правовые основы отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии, определены особенности правового положения, права, обязанности и ответственность субъектов и участников отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, а также установлены основы государственного регулирования контроля и надзора в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений.
30 апреля 2008 года президент РФ подписал Федеральный закон «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».
Согласно закону, начиная с 1 октября 2008 года, гражданин лично может подать заявление об уплате дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии по форме «ДСВ-1» работодателю или в Пенсионный фонд России (ПФР).
Государство берет на себя обязательства паритетного софинансирования добровольных отчислений граждан по схеме «один к одному». При этом минимальный взнос от гражданина не должен быть менее двух тысяч рублей в год. Максимальный «соплатеж» государства не превысит 12 тысяч рублей в год. Таким образом, годовая сумма на счету большинства россиян, начавших копить, может составить максимально 24 тысячи рублей в год.
Вступить в добровольную систему можно с 1 октября 2008 года по 1 октября 2013 года. Если граждане подали заявления в этот период, то на протяжении 10 лет государство обеспечивает софинансирование их накоплений за счет средств Фонда национального благосостояния.
30 марта 2009 года было принято Постановление Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Правила инвестирования средств страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступивших в течение финансового года в Пенсионный фонд Российской Федерации». Согласно Постановлению, Пенсионный фонд, помимо уже установленных инвестиционных инструментов, может использовать банковские депозиты в кредитных организациях для размещения временно свободных пенсионных накоплений. Это позволит повысить эффективность управления этими деньгами.
Базовая часть трудовой пенсии по старости, также как и страховая часть пенсии индексируются ежегодно по Постановлениям Правительства РФ.
В начале пенсионной реформы (на 1 января 2002 года) размер базовой части трудовой пенсии составлял 450 рублей. В результате осуществленной с 1 февраля 2002 года индексации базовой и страховой частей трудовой пенсии, а также пенсий по государственному пенсионному обеспечению на 6,5 %, минимальный размер пенсии составил 700 рублей, средняя пенсия ‑ 1 тысяча 380 рублей.
С 1 марта 2009 года базовая часть трудовой пенсии увеличилась на 8,7%. А с 1 декабря 2009 года произойдет увеличение еще на 31,4%. В результате, средний размер базовой части трудовой пенсии составит 2 562 рубля.
Кроме того, с 1 апреля 2009 года страховая часть трудовой пенсии повышена на 17,5%. А 1 августа 2009 года будет проведена еще одна индексация страховой части трудовой пенсии на 7,5%.
Таким образом, в 2009 году среднегодовой размер трудовой пенсии по старости, а ее получают свыше 30 млн. человек, превысит прожиточный минимум пенсионера в 1,33 раза и будет составлять 5641 рубля. Размер социальной пенсии к концу года достигнет величины прожиточного минимума – это затронет 2,5 миллиона россиян.
14 апреля 2009 года, выступая на экономическом совещании по развитию пенсионной системы Российской Федерации, президент России Дмитрий Медведев заявил, что уже с 1 января 2010 года трудовые пенсии старшему поколению будут повышены с учетом «советского» стажа работы. Денежная оценка пенсионных прав, приобретенных до 1 января 2002 года, будет проиндексирована на 10% плюс один процент за каждый год общего трудового стажа до 1 января 1991 года».
В результате средний размер прибавки к пенсии составит для тех, кто старше 70 лет, ‑ 1650-1700 рублей, для тех, кто в возрасте 65-60 лет, ‑ около 1300, для «молодых» пенсионеров – около 950 рублей.
Дмитрий Медведев также поставил задачу создать к 2020 году условия, чтобы россиянин, выйдя на пенсию, получал в качестве пенсии до 40% от своего прежнего заработка.
Говоря о ближайших изменениях в пенсионной системе, президент заявил, что с 1 января 2010 года вместо единого социального налога будут введены страховые взносы и заработает страховая модель пенсионной системы, при этом рост страховых взносов начнется с января 2011 года. Чтобы избежать в условиях кризиса увеличения финансовой нагрузки на бизнес, было принято решение не увеличивать в 2010 году тарифы страховых взносов. Они останутся на уровне действующей в последние годы ставки единого социального налога, которая равна 26 %. Их рост в целях балансировки пенсионной системы начнется с января 2011 года.
Цель пенсионной реформы в россии
Широкая международная дискуссия о пенсионной реформе стартовала в 1994 году после публикации доклада Всемирного банка «Предупреждение всемирного кризиса старения» (AVERTING THE OLD AGE CRISIS) [1] . В докладе отмечалось, что с учётом сложившейся тенденции увеличения продолжительности жизни пенсионеров, большинство стран столкнутся с дефицитом пенсионной системы, построенной исключительно на принципах перераспределения средств между поколениями (солидарный принцип или Pay-As-You-Go)
Представители Всемирного банка в рамках реформирования национальных пенсионных систем предлагали введение обязательного накопительного элемента — накопительных пенсий. В течение ряда лет представители Всемирного банка (Worldbank), Международной организации труда (МОТ — ILO), Международной организации социального обеспечения (ISSA ) спорили о соотношении накопительных и перераспределительных элементов в системе пенсионного обеспечения. Достигнутый к настоящему времени политический консенсус предполагает — что универсального рецепта не существует и каждая страна должна выбрать собственную модель, соответствующую национальной специфике и уровню экономического развития.
Аргументы противников и сторонников различных подходов
В поддержку накопительного принципа пенсионного обеспечения
Предполагается индивидуальный характер пенсионных накоплений. Размер пенсий зависит только от взносов и результатов их инвестирования. Развитые финансовые рынки демонстрируют устойчивый рост. Доходность от вложений в ценные бумаги превышает инфляцию и темпы роста заработной платы. С макроэкономической точки зрения — повышение доли «сбережений» в структуре ВВП создают устойчивые стимулы для роста экономики.
Риски: Экономика носит циклический характер. В условиях кризиса накопления могут обесцениваться за счет переоценки рыночной стоимости ценных бумаг. Участники накопительной пенсионной системы беззащитны перед «рыночным риском» и инфляцией.
В поддержку солидарного принципа пенсионного обеспечения
Солидарная пенсионная система финансируется за счет отчислений (налогов, страховых взносов) трудоспособного населения. В условиях инфляции и роста экономики повышается номинальный размер заработной платы и, соответственно, совокупные отчисления в пенсионную систему. Индексация пенсий осуществляется за счет увеличения совокупных отчислений работающего населения.
Риски: В условиях старения населения, изменяется соотношение трудоспособных и пенсионеров. Суммарных отчислений становится недостаточно для сохранения уровня пенсий, их размер снижается за счет «запаздывающей» индексации и коэффициент замещения (отношение размера пенсии к размеру заработной платы)- снижается. Присутствует также риск «политического популизма», когда назначение и/или увеличение пенсий осуществляется без определения источников их долгосрочного финансирования.
Этапы пенсионной реформы в России
22 декабря создан Пенсионный фонд России для государственного управления средствами пенсионной системы. Изначально ключевыми функциями ПФР были сбор страховых взносов и направление их на финансирование выплаты пенсий по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца.
16 сентября подписан Указ Президента РФ № 1077 «О негосударственных пенсионных фондах», имевший силу федерального закона.
В Московской области на базе регионального отделения ПФР впервые произошло объединение основных функций по пенсионному обеспечению: сбор, аккумуляция страховых взносов, финансирование расходов на выплату государственных пенсий и назначение, перерасчет, выплата пенсий. Созданная в Московской области модель управления пенсионным обеспечением населения получила название «единая пенсионная служба».
Частью первой Гражданского кодекса Российской Федерации в правовой оборот введен фонд в качестве организационно-правовой формы некоммерческой организации
В мае Правительство одобрило «Концепцию реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации».
Запущен уникальный проект учёта в ПФР сведений о пенсионных правах каждого гражданина в пяти регионах страны. В системе персонифицированного учёта в режиме реального времени трудовой деятельности фиксируются данные, необходимые для установления пенсии. Информация обо всех уплаченных за гражданина страховых взносах стала храниться на пенсионном счете гражданина, даже если у него одновременно несколько работодателей в разных регионах России. Персональный номер лицевого счета гражданина (СНИЛС), где копится его будущая пенсия, указан на карточке обязательного пенсионного страхования. В связи с этим у каждого появилась возможность следить за состоянием своего пенсионного счета посредством ежегодно рассылаемых Пенсионным фондом России извещений.
7 мая 1998 год вступил в силу Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах», определивший деятельность по негосударственному обеспечению в качестве исключительного вида деятельности НПФ. Законодательно закреплены понятия, сложившиеся в пенсионной системе, права и обязанности фондов, их вкладчиков и участников.
Видео (кликните для воспроизведения). |
В пилотном режиме для назначения пенсий стали использоваться данные персонифицированного учёта.
В 22 субъектах РФ действуют единые пенсионные службы. Работающее население страны полностью охвачено персонифицированным учётом.
Декабрь 2001 года — Одобрен пакет законопроектов по пенсионной реформе, внесенных Президентом РФ В. В. Путиным
Началась новая фаза развития пенсионной реформы.
Основной целью пенсионной реформы стало преодоление уравнительности всех видов пенсий, повышение реального размера пенсий, переход на страховые принципы. Произошли изменения структуры пенсий и переход к подсчету пенсионных прав исходя из страховых взносов и конвертации пенсионных прав. Для повышения уровня жизни будущих получателей пенсии введен обязательный накопительный компонент, предусматривающий инвестирование пенсионных накоплений. Размер пенсии в новой пенсионной модели стал определяться не стажем работника, как было до 2002 года, а его реальным заработком и размером отчислений работодателя в ПФР. Это дало возможность гражданам самим влиять на размер своей будущей пенсии.
Для обеспечения текущей финансовой устойчивости пенсионной системы введена субсидиарная ответственность федерального бюджета по обязательствам ПФР перед застрахованными лицами.
Фонды признаны страховщиками по обязательному пенсионному страхованию наряду с Пенсионным фондом Российской Федерации.
С 1 июля НПФ получили право заключать договоры по обязательному пенсионному страхованию. Одновременно повышены требования к величине стоимости имущества для обеспечения уставной деятельности (ИОУД) любого фонда:
- с 1 января 2005 г. – не менее 30 млн. руб.;
- с 1 июля 2009 г. – не менее 50 млн. руб.
Для получения Фондом права на осуществление деятельности по обязательному пенсионному страхованию НПФ необходимо было иметь опыт одновременного ведения именных пенсионных счетов участников в количестве не менее: с 1 января 2004 г. 5 тыс. с 1 июля 2009 г. 20 тыс. При этом величина ИОУД и совокупный вклад учредителей денежными средствами в таких НПФ с 1 июля 2009 г. должны составлять не менее 100 млн. руб.
На ПФР возложены функции по начислению и выплате ежемесячных денежных выплат и реализации прав граждан на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Со временем к ним прибавилась функция назначения и выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения инвалидам и ветеранам Великой Отечественной войны и их вдовам. ПФР начал вести федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.
Началась реализация программы по предоставлению материнского (семейного) капитала. Владельцы сертификатов на материнский капитал получили возможность переводить весь или часть капитала на формирование пенсионных накоплений трудовой пенсии.
С 1 октября запущена программа по государственному софинансированию накопительной части трудовой пенсии. Участнику программы, осуществивший взнос на свой пенсионный счет в размере не менее 2 тыс. руб., государство стало за счет Фонда национального благосостояния перечислять на этот же счет такую же сумму, но не больше 12 тыс. руб. Для лиц пенсионного возраста, не заявивших о получении пенсии размер софинансирования со стороны государства составляет 4-кратный размер, но не более 48 тыс. руб.
С 1 января Единый социальный налог (ЕСН) заменен страховыми взносами. Вместо Федеральной налоговой службы администратором взносов в ПФР и ФОМС назначен Пенсионный фонд Российской Федерации.
Проведена крупнейшая валоризация пенсии (переоценка расчетного пенсионного капитала с учётом советского трудового стажа), что повысило пенсию действующим пенсионерам в среднем на 46%.
Пенсионная реформа 2017 и ее суть
В связи с изменениями в конце 80-х начале 90-х годов 20 века российской государственной системы в соответствии с принципами рыночной экономики, возникла потребность реформирования действовавшей в СССР пенсионной системы. Старая система предполагала пенсионное обеспечение за счет средств государственного бюджета, однако в новых реалиях такая система не уже соответствовала условиям рыночной экономики. В результате государством был разработан масштабный план по постепенному реформированию пенсионной системы сроком до 2025 года.
Каковы же основные этапы реформирования системы? Какие важные изменения произошли в начале 2015 года? Какие изменения осуществились в 2017 году? Ответим на эти вопросы в данной статье.
Основные этапы реформирования
В 1990-х — начале 2000 годов был принят ряд законов, направленных на формирование системы обязательного пенсионного страхования. Становление современной российской системы пенсионного страхования имело несколько серьезных этапов:
Этап пенсионной реформы 2015 года
Начиная с 1992 года демографическая ситуация в стране начала меняться в худшую сторону, что привело к реальному снижению количества трудоспособного населения. В этих условиях государству приходилось за счет бюджета проводить дополнительные отчисления в ПФ для полного удовлетворения нужд по покрытию пенсионных выплат. Чтобы решить проблему с нехваткой денежных средств, государством была запланирована долгосрочная пенсионная реформа.
Главным нововведением стало появление страховой пенсии и страхового стажа, позволяющего гражданам рассчитывать на минимальные обязательные выплаты при наступлении наступлении пенсионного возраста. Однако вместе с этим, для получения своей заслуженной пенсии у граждан появилась необходимость отработать определенный срок, который стал устанавливаться государством.
Еще одним нововведением 2015 года стали пенсионные баллы, которые гражданин должен накапливать в процессе своей трудовой деятельности. Количество баллов стало прямо зависеть от величины отчислений в ПФ, осуществляемых работодателем.
Обратите внимание! Получение и накопление страховых баллов с 2015 г. стало возможно только при официальном трудоустройстве. Чем выше официальная заработная плата, тем больше баллов гражданин получит за каждый календарный год.
Сторонники новой системы расчета пенсий считали ее довольно эффективной для каждого гражданина, который заботится о своем будущем благосостоянии. Однако среди экспертов и законодателей были и противники нововведений, которые указывали на их значительные недостатки:
- постепенное повышение обязательного страхового стажа — если до 2015 года он составлял 5 лет минимум, то к 2024 году стаж должен достигнуть минимум 15 лет;
- планомерное увеличение количество пенсионных баллов, гарантирующих назначение пенсии в будущем — в 2015 году этот показатель находился в пределах 6,6, но к 2025 году он должен составить 30 баллов.
Такие изменения должны были стимулировать граждан более ответственно подходить к выбору работы, поскольку только при официальном трудоустройстве можно заработать необходимый стаж и баллы.
Особенности пенсионного реформирования в 2017 году
В конце 2016 — начале 2017 гг. неоднократно выдвигались инициативы о повышении пенсионного возраста гражданам России, некоторые из которых были приняты Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты» от 23.05.2016 № 143-ФЗ. Первыми эти изменения почувствовали на себе работники госслужб, пенсионный возраст которых в 2017 году был повышен на 6 месяцев и составил 55,5 лет для женщин и 60,5 лет для мужчин. Это плановое повышение должно стать поэтапным и к 2032 году и 2026 году достигнуть 65 лет для мужчины и 63 лет для женщины соответственно.
Еще одним обязательным изменением стало увеличение взносов в ПФ для самозанятого населения. Следовательно, если гражданин ведет предпринимательскую деятельность, он должен вовремя получить информацию о размере обязательного взноса, исчисляемого из его официального дохода. Кроме того, с 2017 года функции администрирования страховых взносов были переданы Федеральной налоговой службе, при этом за Пенсионным фондом остались обязательства по администрированию взносов, осуществленных до 2017 года, а также добровольных взносов на страховую и накопительную пенсию.
Также увеличился размер фиксированной выплаты благодаря индексации 1 февраля (5,4%) и 1 апреля (0,38%), что повлекло за собой повышение минимальной пенсии. Это гарантированное повышение было назначено в автоматическом режиме, без соответствующего заявления граждан. На 2,6 % увеличились и пенсии по государственному пенсионному обеспечению.
По словам министра труда и социальной защиты населения Максима Топилина, в 2017 году больше не будет происходить серьезных изменений в пенсионной системе. Политика реформирования будет проводиться очень плавно, и для граждан предпенсионного возраста не станет критичной.
Заключение
Реформирование пенсионной системы России в условиях рыночной экономики было практически неизбежно. В связи с этим законодателями был принят ряд нормативно-правовых актов, регламентирующих новую систему расчета пенсий. В 2017 году начался этап постепенного повышения пенсионного возраста граждан, но пока это коснулось лишь работников государственных служб.
Основные положения пенсионной реформы
В декабре 2001 года были приняты федеральные законы « О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», « Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Указанные законы вступили в силу с 1 января 2002 года и с этой даты на территории Российской федерации началось реформирование системы пенсионного обеспечения.
Старая пенсионная модель была крайне несовершенна. Пенсионное законодательство не было кодифицировано, и до конца 2001 года в Российской Федерации действовали одновременно два пенсионных закона, в равной мере дискриминировавших работающих граждан, устанавливая им ограничениями по учитываемой заработной плате при назначении пенсий.
Необходимо было заменить старую модель на новую, которая была бы свободна от недостатков «предшественницы», позволяла бы решать неразрешимые для «старой» модели задачи, в том числе и главные среди них – создать социальные гарантии обеспеченной старости для низкооплачиваемых и осуществить связь размера пенсии с размером заработной платы для высокооплачиваемых, позволить регулярно повышать пенсии пенсионерам и эффективно учитывать пенсионные обязательства перед работающими.
Разрабатывая новую пенсионную модель законодатель исходил из того, что следует проводить реформу лишь в случае, если результаты можно будет почувствовать в ближайшее время, в первую очередь в виде повышения «старых» пенсий, в связи с этим с 1 января 2002 год были проведены следующие повышения:
-работающим пенсионерам, было предоставлено право полностью получать пенсию и продолжать работать (прибавка по этой категории в среднем составила 450-500 рублей);
-пенсионерам, достигшим 80-летнего возраста, и инвалидам 1-й группы, пенсии увеличены минимум до 1110 рублей;
-инвалидам 1-й и 2-й групп с детства, а также детям-инвалидам повышены пенсий до 900 рублей;
-круглым сиротам, потерявшим обоих родителей прибавка пенсии составила более 400 рублей;
-родителям, потерявшим детей на военной службе повышена базовая часть трудовой пенсии до 900 рублей при сохранении прав на полную страховую часть.
Отличительными чертами и основными положениями новой пенсионной системы являются:
1. Введение новой формулы расчета трудовой пенсии и формирование ее из 3-х составляющих частей: базовой, страховой и накопительной.
2. Сумма заработка (дохода), учитываемого при определении размера трудовой пенсии, не ограничивается, а при исчислении заработка принимается во внимание весь период трудовой деятельности.
4. Индексация пенсий, а также расчетного пенсионного капитала граждан осуществляется с учетом показателей роста средней заработной платы в стране, уровня инвестиционного дохода и темпов инфляции.
Согласно новому пенсионному законодательству трудовая пенсия российского гражданина состоит из 3-х частей: базовой, страховой и накопительной:
Названа цель пенсионной реформы
Председатель Партии пенсионеров России Николай Чеботарев считает, что повышение пенсионного возраста в дальнейшем будет способствовать росту пенсий. Об этом в четверг, 21 июня, сообщает ТАСС.
«Мы понимаем, что повышение пенсионного возраста является лишь инструментом для повышения пенсий. Оно не для повышения возраста, а для того, чтобы в будущем было меньше проблем с пенсиями и чтобы поднять их размер до более или менее приличного уровня», — сказал Чеботарев.
По его мнению, без реформы уже через 5-10 лет ситуация усугубится: реальные пенсии россиян станут меньше. В связи с этим «при некоторых оговорках» Партия пенсионеров России согласна поддержать инициативу кабмина по повышению пенсионного возраста, отметил он.
«Надо хорошо все обсудить, тщательно просчитать, до всех довести, чтобы каждый человек понимал, что, возможно, придется и потерпеть, но потом будет лучше. Главное — поднять качество жизни в стране, чтобы люди доживали [до пенсии]. А это целый комплекс вопросов», — заключил политик.
14 июня премьер-министр России Дмитрий Медведев объявил о повышении пенсионного возраста с 2019 года. Для мужчин этот показатель будет поднят до 65 лет, а для женщин — до 63 лет. Для некоторых категорий граждан существующие пенсионные льготы будут сохранены.
Надежда Петрова: Основная цель пенсионной реформы – повышение благосостояния старшего поколения
Управляющий Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Оренбургской области Надежда Петрова объяснила необходимость повышения возраста выхода на заслуженный отдых. Пенсионную реформу она назвала ответом на демографические вызовы и адаптацией системы к новой реальности.
– Предложение правительства, которой содержится в проекте федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» актуальны и обусловлены экономической необходимостью, – считает Надежда Петрова. Потребность в реформе она уточнила на конкретных показателях.
– На учете в органах пенсионного фонда Оренбургской области находится более 619 тысяч пенсионеров. Это практически каждый третий житель нашего региона. Работающих среди пенсионеров – более 150 тысяч. То есть граждан, кто по достижению пенсионного возраста продолжает трудится, почти 20 процентов. 142 тысячи пенсионеров получили пенсию досрочно, то есть раньше 55 и 60 лет. Многие уходят в 40,45 и 50 лет – то есть намного ранее завершения трудоспособного возраста. В 2017 году мы оформили пенсию по старости около 32 тысячам граждан.
Средний размер пенсии с учетом последней индексации в Оренбуржье составил 12 937 рублей. Чуть более 66 тысяч граждан получают пенсию в размере 8059 рублей – на уровне прожиточного минимума.
Всего за прошлый год на выплату пенсий нашим пенсионерам направлено более 81 миллиарда рублей было. Сумма, которая поступает от работающего населения в пенсионный фонд, составила 36 миллиардов рублей. Тем не менее, процент обеспеченности собственными средствами составил только 44 процента.
Конечно, наши пенсионеры этого не почувствовали, – уточнила Надежда Петрова. – Понятно, что оставшуюся сумму компенсирует федеральный центр. Система, которая сегодня обеспечивает выплату пенсий, контролирует ситуацию, и все недостающие средства, естественно, в область поступают. Пенсии выплачиваются по графику, как через почтовые отделения, таки и через кредитные организации. А по сути мы работаем с колес: как только деньги поступают на счет, в этот же день мы все их направляем на выплату пенсий.
Пенсионная система основана на принципе солидарности поколений, когда из денег, которые сегодня отчисляют в пенсионный фонд работающие граждане, выплачиваются текущие пенсии. Следующие поколения также будут содержать в старости работающих сегодня.
Фото: Артём Краснов
Однако в области складывается ситуация, когда численность пенсионеров растет. Особенно в последние годы. Начиная с 2009 года не было еще периода, чтобы численность пенсионеров не увеличивалась. Количество граждан трудоспособного возраста у нас, по последним данным, один миллион 104 тысячи человек. Численность работающего населения – 809 тысяч человек и в последнее время снижается.
Если сравнивать, то в 1970 году было 3,7 человека трудоспособного возраста на одного пенсионера. В этом году на одного пенсионера приходится 1,8 человека трудоспособного возраста и 1,3 работающего. Конечно, нагрузка на работающих будет увеличиваться и дальше. Если не предпринимать никаких мер, то из чего же будет складываться не только нынешняя пенсия, но и пенсия будущих поколений?
Демографическая ситуация влияет на пенсионное обеспечение, она сложная, наблюдается старение населения: постоянное увеличение числа пенсионеров на фоне сокращения количества лиц, за которых уплачиваются страховые взносы. Однако наравне с этим наблюдается положительная тенденция – увеличение продолжительности жизни и продление трудоспособного периода у пенсионеров.
Действующий порядок начисления страховых пенсий в условиях сохранения демографической ситуации приводит к неэквивалентности прав граждан и обязательств по выплате им пенсий. В результате последней индексации 2017 года пенсию увеличили незначительно – на 5,8 процента в общей сложности. Среднее увеличение составило только 527 рублей. Если возьмем 2018 год, то при индексации на 3,7 процента пенсии подросли только на 375 рублей. Это прибавка незначительная и она не может не беспокоить наше старшее поколение.
Фото: Артём Краснов
В соответствии со стратегией развития пенсионной системы поставлена задача обеспечения сбалансированной эффективной долгосрочной финансовой устойчивости пенсионного фонда, что позволит гарантировать рост пенсионного обеспечения граждан и индексацию им пенсий выше уровня инфляции, поэтому предложение правительства, которой содержится в проекте федерального закона актуальны и обусловлены экономической необходимостью, – считает глава отделения Пенсионного фонда России в Оренбуржье.
Она пояснила, что законопроектом предлагается закрепить общеустановленный пенсионный возраст на уровне 65 и 63 лет для мужчин и женщин соответственно. Сейчас пенсионный возраст составляет 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Изменение пенсионного возраста предполагается постепенно начать с 1 января 2019 года.
Изменения не затрагивают нынешних пенсионеров – получателей пенсий по линии Пенсионного фонда России. Они, как и ранее, будут получать все положенные им пенсионные и социальные выплаты в соответствии с уже приобретенными пенсионными правами и льготами.
– Увеличение пенсионного возраста позволит увеличивать размер пенсий неработающим пенсионерам. Это и есть главная цель новых изменений в законодательство, – добавила Надежда Петрова.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Понравился материал? Поделись с друзьями в соцсетях!
Юрист ведущей адвокатской конторы Москвы.
Специализация: гражданское право.
Стаж 22 года.