Содержание
- 1 Налог на добавленный доход в нефтяной отрасли: ставка НДД, суть, объекты налогообложения
- 2 Принят закон о введении НДД для нефтяной отрасли
- 3 Подписан закон о введении налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья и снижении ставок акцизов на нефтепродукты
- 4 Госдума приняла закон о введении налога на дополнительный доход для нефтяной отрасли
- 5 Справка о проекте федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части введения налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья)»
- 6 Справка о проекте федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части введения налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья)» Отправить по электронной почте
- 7 Справка о проекте федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части введения налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья)» Поделиться в социальных сетях
- 8 Глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов призвал снизить налоги для отрасли
- 9 СПРАВКА о бухгалтерском учете сумм налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья на участке недр (НДД) (ПАО «Лукойл»)
- 10 налог на дополнительный доход
Налог на добавленный доход в нефтяной отрасли: ставка НДД, суть, объекты налогообложения
Когда вступил в силу налог на добавленный доход в нефтяной отрасли (НДД), с чего взимается, каких компаний он коснется? Какие могут быть последствия для нефтяного бизнеса? Отвечает Маргарита Есипова, руководитель проектов по направлению «Налоги и право» Группы компаний SRG.
1 января 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 19 июля 2018 г. № 199-ФЗ по НДД, которым в НК РФ введена новая глава 25.4 «Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья».
Налогоплательщиками данного налога являются организации, осуществляющие разведку, добычу нефти, газа, газового конденсата. Целью введения НДД является создание благоприятных условий налогообложения тем налогоплательщикам, которые активно инвестируют в разведку и разработку новых месторождений.
Налоговая нагрузка прямо пропорционально увеличивается с ростом доходности конкретного участка недр, в чем заключается суть данной системы налогообложения. При этом согласно Налоговому кодексу НДД позволяет переносить и тем самым снижать налоговую нагрузку за счет ранее понесенных затрат на добычу за весь срок реализации инвестиционного проекта.
Историческим убытком признается отрицательный расчетный финансовый результат, определенный с 1 января 2011 года и по год, непосредственно предшествующий году начала исчисления НДД (включительно).
Такой механизм по замыслу законодателя позволяет перераспределить фискальную нагрузку и перенести основную ее часть на более поздние этапы разработки месторождений.
Кроме того, НДД предполагает снижение суммарной величины налогов, зависящих от валовых показателей, т.е. НДПИ и вывозной таможенной пошлины на нефть.
На размер нового налога влияет величина денежного потока от деятельности по разработке отдельного участка недр с учетом сложившихся на мировых рынках цен на углеводородное сырье (нефть) и фактически понесенных и оплаченных капитальных и операционных затрат на его добычу.
При этом особый порядок расчета НДПИ при применении НДД применяется к общему объему добытой нефти на конкретном участке недр, включая объем нефти, добытый из трудноизвлекаемых залежей на этом участке недр.
Одновременно с новым налогом будет реализовываться завершающий этап «налогового маневра», который предполагает равномерное обнуление вывозных таможенных пошлин с 2019 по 2024 годы, уплачиваемых при экспорте нефти и нефтепродуктов, и эквивалентное повышение ставок НДПИ при добыче нефти и газового конденсата.
Объектом налогообложения при НДД является дополнительный доход от добычи, представляющий собой разницу между расчетной выручкой и произведенными расходами, в том числе убытком.
Степень выработанности запасов нефти на участке недр, где осуществляется добыча, должна составлять меньше значения или равна значению 0,05.
Расчетная выручка рассчитывается как совокупная выручка от реализации. Фактическими расходами являются затраты, осуществленные в связи с производством и реализацией (включая расходы на освоение природных ресурсов, на оплату труда, содержание имущества, платежи за пользование недрами).
Порядок учета расходов подлежит утверждению в учетной политике налогоплательщика и действует в течение пяти последующих налоговых периодов.
Ставка налога на добавленный доход
В соответствии со ст. 333.54 НК РФ налоговая ставка по анализируемому налогу составляет 50%.
Законодатель также установил и минимальный размер НДД. Для участков недр в границах Республики Саха (Якутия), Иркутской области, Красноярского края, Ненецкого автономного округа, частично в границах Ямало-Ненецкого автономного округа минимальный налог равен нулю при соблюдении определенных условий.
Интересный факт: Введение законопроекта о налоге на добавленный доход в нефтяной отрасли обсуждался еще 2017 году как причина возможного роста цен на бензин.
В связи с этим, несмотря на достаточно высокую налоговую ставку – 50 %, данный налог может оказаться весьма выгодным с точки зрения налогового планирования в долгосрочной перспективе, так как позволяет нести налоговое бремя не во время инвестиционных процессов, а с появлением производственной мощности и реальной выручки от добычи полезных ископаемых.
Принят закон о введении НДД для нефтяной отрасли
Ставка НДД составит 50%, пилот по НДД стартует с 1 января 2019 года
Госдума приняла в третьем, окончательном, чтении закон о введении в РФ налога на дополнительный доход (НДД) при добыче нефти. Закон предполагает введение новой системы налогообложения дохода в отличие от действующей системы НДПИ и экспортной пошлины, предполагающей налогообложение выручки компаний. Он подразумевает старт с 1 января 2019 года пилотного проекта новой налоговой системы для нефтяной отрасли, пока ограниченной определенным перечнем месторождений и рядом условий. Сейчас нефтяные компании платят налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и экспортные пошлины, которые взимаются с выручки. Налог на дополнительный доход должен частично заменить НДПИ. Ставка НДД составит 50%, в отличие от НДПИ он будет взиматься не с объемов добываемой нефти, а с дохода от ее продажи за вычетом экспортной пошлины, сниженного НДПИ, расходов на добычу и транспортировку. В течение нескольких лет новая система налогообложения будет реализована в рамках пилотного проекта на ограниченном количестве месторождений. Только после этого будет принято решение нужно ли распространять его на всю отрасль.
По оценке Минфина, добыча с режимом НДД будет в первые годы составлять 4% годовой добычи России, большая часть приходится на месторождения Западной Сибири. Перечень пилотных проектов включает 35 лицензионных участков, разрабатываемых «Роснефтью», «ЛУКОЙЛом», «Газпром нефтью», «Сургутнефтегазом», другими компаниями. Предлагается не применять НДД к участкам недр, включающим в себя полностью или частично новые морские месторождения.
Дополнительным доходом от добычи углеводородного сырья на участке недр признаются расчетные доходы от добычи сырья, уменьшенные на совокупную величину фактических и расчетных расходов по добыче на этом участке недр. Расчетными расходами признаются расчетная вывозная таможенная пошлина на нефть и газовый конденсат; расчетные расходы на транспортировку нефти, газового конденсата.
Подписан закон о введении налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья и снижении ставок акцизов на нефтепродукты
В рамках «налогового маневра» в нефтегазовой отрасли Налоговый кодекс РФ дополнен новой главой «Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья», предусматривающей особенности расчета, исчисления и уплаты налога в отношении добычи углеводородного сырья, в отличие от налога на добычу полезных ископаемых и налога на прибыль организаций.
Законом предусматривается также снижение ставок акцизов с 1 июня по 31 декабря 2018 года:
на бензин класса 5 с 11892 до 8213 руб. за тонну;
на дизель с 8258 до 5665 руб. за тонну;
на средние дистилляты с 8662 до 6665 руб. за тонну.
Уточняется порядок исчисления НДПИ при добыче газового конденсата и природного газа, и устанавливаются особенности учета при исчислении налога на прибыль в отношении геолого-разведочных проектов на территории РФ.
Госдума приняла закон о введении налога на дополнительный доход для нефтяной отрасли
Москва. 5 июля. INTERFAX.RU — Госдума на заседании в четверг приняла в третьем, окончательном, чтении закон о введении в РФ налога на дополнительный доход (НДД) при добыче нефти. Документ был одобрен правительством в прошлом ноябре.
Закон предполагает введение новой системы налогообложения дохода в отличие от действующей системы НДПИ и экспортной пошлины, предполагающей налогообложение выручки компаний. Документ предлагает ввести систему НДД на 4 группах участков недр.
Первая группа: участки недр, расположенные полностью или частично в границах Якутии, Иркутской области, Красноярского края, Ненецкого автономного округа (НАО), севернее 65-го градуса северной широты полностью или частично в границах Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО), в пределах российской части дна Каспийского моря при условии, что степень выработанности запасов нефти на участке недр составляет менее (либо равна) 5%, либо запасы нефти по такому участку недр впервые поставлены на государственный баланс запасов полезных ископаемых после 1 января 2017 года.
Вторая группа: месторождения, на которые в настоящий момент распространяется льготная ставка экспортной пошлины.
Третья группа: участки Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО), ЯНАО, республики Коми со степенью выработанности запасов нефти, равной или превышающей значение 10%, но не превышающей значения 80%, если по состоянию на 1 января 2017 года участок недр находится в разработке не менее шести лет. При этом совокупная добыча нефти и газового конденсата за 2016 год по всем участкам недр не должна превышать 15 млн тонн. Данные участки будут являться пилотными. На них будет отрабатываться система НДД для анализа того, как в дальнейшем распространить систему на всю нефтяную отрасль. Анализ может занять около 5 лет.
Четвертая группа: участки в Тюменской области, ХМАО, ЯНАО, Коми со степенью выработанности запасов нефти, равной или менее 5%, с начальными извлекаемыми запасами нефти менее 10 млн тонн. При этом общий суммарный размер запасов этой группы месторождений не должен превышать 51 млн тонн. Первоначально общие суммарные запасы этой группы оценивались в 50 млн тонн, однако компании пытались увеличить порог запасов до 150 млн тонн. В итоге во втором чтении были приняты поправки, предполагающие перевод на НДД 11 месторождений с суммарными запасами 51 млн тонн.
Предлагается не применять НДД к участкам недр, включающим в себя полностью или частично новые морские месторождения.
Дополнительным доходом от добычи углеводородного сырья на участке недр признаются расчетные доходы от добычи сырья, уменьшенные на совокупную величину фактических и расчетных расходов по добыче на этом участке недр. Расчетными расходами признаются расчетная вывозная таможенная пошлина на нефть и газовый конденсат; расчетные расходы на транспортировку нефти, газового конденсата.
В законе закрепляется перечень и порядок учета и признания фактических расходов. Предусматривается раздельный учет фактических расходов по каждому участку недр. Налоговая ставка устанавливается в размере 50%.
Закон вступит в силу с 1 января 2019 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по НДД.
от 06 июня 2017
Справка о проекте федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части введения налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья)»
Дата публикации: 06.06.2017
Дата изменения: 06.06.2017
Прикрепленный файл: docx, 21.58 кБ
Справка о проекте федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части введения налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья)» Отправить по электронной почте
Справка о проекте федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части введения налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья)» Поделиться в социальных сетях
Минфин России разрабатывает проект федерального закона, предусматривающий введение новой системы налогообложения добычи углеводородного сырья посредством введения в налоговое законодательство налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (далее – НДД), исчисление которого учитывает экономику разработки месторождений углеводородного сырья за весь инвестиционный период. В этом случае уровень налоговых изъятий зависит от величины расчетного денежного потока от деятельности по разработке участка недр.
Новый налог предлагается отнести к федеральным налогам. Налогоплательщики – организации пользователи участка недр в соответствии с предоставленной им лицензией.
НДД может применяться на 4 группах участков недр:
- Первая группа – это новые месторождения в новых нефтегазоносных районах.
- Вторая группа – это новые месторождения при экспорте нефти которых применяется особая формула расчета ставки вывозной таможенной пошлины.
- Третья группа – это зрелые месторождения в старых/традиционных нефтегазоносных районах расположенные на территории Тюменской области, ХМАО, ЯНАО, Республики Коми.
- Четвертая группа – это участки недр включающие новые месторождения расположенные на территории Тюменской области, ХМАО, ЯНАО, Республики Коми.
Ставка НДД устанавливается в размере 50 процентов к налоговой базе определенной нарастающим итогом с начала налогового периода как расчетная выручка от реализации добытых на участке недр углеводородов, уменьшенная на величину фактических и расчетных расходов на добычу и транспортировку нефти, величину НДПИ, а также величину невозмещенных расходов прошлых лет, индексируемых на коэффициент 1,163 ежегодно.
Законопроектом предусмотрена уплата минимального налога, при расчете которого используются удельные затраты на добычу.
Налоговым периодом по НДД признается календарный год, с учетом уплаты квартальных авансовых платежей.
Применение НДД позволит существенно снизить налоговую нагрузку, до окупаемости проекта разработки участка недр, по сравнению с действующей системой налогообложения. Такое изменение налоговой нагрузки даст возможность повысить рентабельность проектов, выйти на окупаемость в более короткие сроки, сократить объемы и сроки привлечения заемных средств, необходимых для реализации проекта, тем самым увеличить добычу углеводородного сырья на конкретном участке недр.
Глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов призвал снизить налоги для отрасли
Реализация нефтепродуктов в условиях заморозки цен по договоренности с правительством приносит нефтекомпаниям убытки, констатировал глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов. Он назвал продажу топлива в таких условиях «социальным обязательством». При этом нефтепереработка, по мнению топ-менеджера, также имеет низкую рентабельность из-за высокой налоговой нагрузки. Большую часть доходов нефтекомпании получают от добычи нефти, но, если не дать им дополнительные налоговые стимулы, из-за падения производства в Западной Сибири бюджет может потерять 1,5 трлн руб., уверен глава ЛУКОЙЛа.
Кроме того, господин Алекперов посетовал на высокие налоги для НПЗ:
« В стоимости литра топлива сегодня более 60% — это различные налоги, еще более 30% — затраты на нефтепереработку, транспортировку, подрядчиков, оплату труда».
ЛУКОЙЛ в мае 2017 года даже заявлял о намерении продать порядка трети своих АЗС (760), так как, по словам главы нефтекомпании, «они приносят незначительную прибыль, отвлекая много ресурсов». «Мы не пошли на это, поскольку считаем ЛУКОЙЛ социально ответственной компанией»,— пояснил он.
Как росла добыча ЛУКОЙЛа в 2018 году
Помимо вопросов топливного рынка глава ЛУКОЙЛа затронул тему снижения налоговой нагрузки для месторождений. Сейчас правительство проводит эксперимент по введению вместо НДПИ налога на дополнительный доход (НДД), по которому налоговой базой является доход от продажи нефти за вычетом расходов на освоение и транспортировку. «Мы надеемся на полноценное принятие системы НДД, универсального механизма для всей отрасли, а не лоскутного одеяла различных адресных льгот, существующих сегодня,— заявил Вагит Алекперов.— В Канаде введена новая фискальная система, учитывающая сложность бурения. Саудовская Аравия снизила ставку налога на прибыль для нефтяной отрасли с 85% до 50%».
Что такое налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья
Для ЛУКОЙЛа переход на НДД является наиболее актуальным, поскольку большая часть добычи в РФ приходится на Западную Сибирь. Вагит Алекперов отметил, что без дополнительных стимулов в ближайшие шесть лет выпадающие доходы бюджета от снижения добычи в Западной Сибири при текущих ценах на нефть могут составить 1,5 трлн руб.
ЛУКОЙЛу облегчили добычу в Западной Сибири
В апреле ЛУКОЙЛ получил льготу по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для одного из своих крупнейших растущих активов в Западной Сибири — Имилорского месторождения. Льгота дана после того, как почти все запасы Имилорского признали трудноизвлекаемыми. В 2017 году ЛУКОЙЛ пытался получить льготы для обводненных месторождений в Западной Сибири, но такое удалось только «Роснефти». Точно оценить эффект от выданных Имилорскому льгот сложно, но в целом за 15 лет ЛУКОЙЛ может получить от них около 180 млрд руб.
СПРАВКА о бухгалтерском учете сумм налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья на участке недр (НДД) (ПАО «Лукойл»)
ФОНД «НАЦИОНАЛЬНЫЙ НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ
РЕГУЛЯТОР БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
«БУХГАЛТЕРСКИЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»
(ФОНД «НРБУ «БМЦ»)
СПРАВКА
о бухгалтерском учете сумм налога на дополнительный доход
от добычи углеводородного сырья на участке недр (НДД)
(ПАО «Лукойл»)
В связи с вступлением в силу с 01.01.2019 Федерального закона от 19.07.2018 № 199-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» вводится в действие глава 25.4. Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД).
НДД (Федеральный закон от 19.07.2018 № 199-ФЗ)
Объектом налогообложения по налогу признается дополнительный доход от добычи углеводородного сырья на участке недр.
Дополнительным доходом от добычи углеводородного сырья на участке недр признается расчетная выручка от реализации углеводородного сырья, добытого на участке недр, определяемая в порядке, установленном настоящей главой, уменьшенная последовательно на величину фактических расходов по добыче углеводородного сырья на участке недр и величину расчетных расходов по добыче углеводородного сырья на участке недр, определяемых в порядке, установленном НК РФ.
Налогоплательщик, понесший убыток (убытки), исчисленный в соответствии с настоящей главой, в предыдущем налоговом периоде или в предыдущих налоговых периодах, вправе уменьшить налоговую базу текущего налогового (отчетного) периода на всю сумму полученного им убытка или на часть этой суммы (перенести убыток на будущее) в порядке, установленном настоящей статьей (ст. 333.51 НК РФ).
НДПИ (Глава 26 НК РФ. Налог на добычу полезных ископаемых) —
Объект налогообложения — полезные ископаемые, добытые на участке недр.
Налоговой базой для расчета НДПИ является количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении при добыче углеводородного сырья.
Письмо Минфина России от 23.07.2018 № 03-06-07-01/51399:
Режим НДД предполагает снижение суммарной величины налогов, зависящих от валовых показателей, то есть НДПИ и вывозной таможенной пошлины на нефть, и введение НДД от добычи углеводородного сырья, величина которого зависит от величины расчетного денежного потока от деятельности по разработке отдельного участка недр с учетом сложившихся на мировых рынках цен на углеводородное сырье нефть и фактически понесенных и оплаченных капитальных и операционных затрат на его добычу.
НДД учитывает экономику разработки месторождений углеводородного сырья за весь инвестиционный период в зависимости от доходности конкретного участка недр в отдельности. Данные изменения позволят перераспределить фискальную нагрузку и перенести основную ее часть на более поздние этапы разработки месторождений, то есть после выхода месторождения на проектную мощность, что создаст благоприятные условия для введения в разработку низкорентабельных месторождений углеводородного сырья, содержащих в том числе трудноизвлекаемые запасы.
II . Отражение НДД — комментарии ПАО «ЛУКОЙЛ»
по РСБУ:
1. В бухгалтерском учете включение НДД в себестоимость продукции (по Дебету счета 20 «Основное производство).
В Отчете о финансовых результатах отражается в составе статьи «Себестоимость продаж».
Основания:
— НДД – специальный налог, уплачивается исключительно недропользователями, рассчитывается по каждому конкретному участку недр (по аналогии с НДПИ);
— Сумма НДД уменьшает налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.
Поскольку расходы налогоплательщика в виде сумм налогов и сборов, начисленные в установленном НК РФ порядке, за исключением перечисленных в статье 270 НК РФ, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (пп.1 п.1 ст. 264 НК РФ), а законом № 199-ФЗ внесение изменений в статьи 264 и 270 НК РФ не предусмотрено, сумма НДД относится при исчислении налога на прибыль организаций к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.
2. Предложение о признании отложенного налогового актива в отношении переносимого на будущие периоды убытка, иных отложенных налогов не поддерживаем, как не соответствующее правилам ПБУ 18/02.
В частности, пункту 3:
«3.Разница между бухгалтерской прибылью (убытком) и налогооблагаемой прибылью (убытком) отчетного периода, образовавшаяся в результате применения различных правил признания доходов и расходов, которые установлены в нормативных правовых актах по бухгалтерскому учету и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, состоит из постоянных и временных разниц.»
В бухгалтерском учете отсутствует информация о бухгалтерской прибыли (убытке) отчетного периода в разрезе месторождений.
3. Учитывая отсутствие в нормативных правовых документах по РСБУ порядка отражения в учете НДД направлен запрос в Минфин России.
По МСФО:
1. НДД отражается в качестве расходов;
2. Уплаченные суммы НДД снижают базу налогооблагаемой прибыль по налогу на прибыль;
Видео (кликните для воспроизведения). |
3. Отражается отложенный налоговый актив в отношении переносимого на будущие периоды убытка. Признание отложенных налогов не требуется, поскольку:
a. для расчета балансовым методом согласно МСФО отсутствует отчетность в разрезе месторождений,
b. НДД облагается деятельность только некоторых месторождений, остальные месторождения (большинство месторождений Группы) продолжают облагаться НДПИ, который отражается в качестве расхода;
c. Расходы по НДД, аналогично НДПИ, снижают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль;
d. Показатели расчетных доходов и расходов, используемые для расчета НДД, никак не связаны с одноименными бухгалтерскими показателями, представленными в публикуемой финансовой отчетности, разрыв между такими расчетными показателями и показателями финансовой отчетности может быть существенным, не поддается точной оценке, не имеет корреляции с временными разницами, возникающими вследствие разной оценки активов месторождения. По этой причине расчет отложенных налоговых активов и обязательств с учетом только временных разниц и без учета указанного разрыва может снизить достоверность финансовой отчетности по сравнению с представлением чистого показателя переносимого налогового убытка.
e. Отчетность Компании снизит сравнимость с другими предприятиями отрасли, выбравшими учет НДД в качестве сырьевого налога, аналогичного НДПИ.
III. Предварительная позиция АО «КПМГ» — в соответствии с IAS 12 «Налоги на прибыль».
13.11.2018, 12:09 | 1117 просмотров | 306 загрузок
налог на дополнительный доход
Научные публикации (статьи и монографии) с ключевым словом налог на дополнительный доход, выпущенные в Издательстве Креативная экономика (найдено: 1 за 2014 год).
1. Анищенко В.А.
Влияние новых правил трансфертного ценообразования на возможность введения налога на дополнительные доходы // Российское предпринимательство. (№ 9 / 2014).
Статья посвящена проблемам использования налоговых механизмов для изъятия природной (нефтегазовой) ренты с использованием налога на дополнительный доход. Исследуется возможность введения налога на дополнительный доход с учетом новых российских правил трансфертного ценообразования. Анализируется мировой опыт применения налоговых механизмов для изъятия природной (нефтегазовой) ренты.
Анищенко В.А. Влияние новых правил трансфертного ценообразования на возможность введения налога на дополнительные доходы // Российское предпринимательство. – 2014. – Том 15. – № 9. – с. 118-128. – url: https://creativeconomy.ru/lib/8526.
Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации — от 1 месяца.
creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241
Продолжить поиск в библиотеке по запросу «налог на дополнительный доход»?
Игры с затратами: к чему приведет изменение налогообложения нефтяной отрасли
Систему налогообложения нефтяной отрасли в России продолжает лихорадить: не проходит и года, чтобы не обсуждались какие-либо кардинальные ее изменения (под параллельные декларации о необходимости обеспечить «стабильность» налогообложения). Многие из них реализуются: в последние годы отрасли пришлось пройти через «налоговый маневр». Следующая на очереди — продвигаемая Минфином многие годы идея введения налога на дополнительный доход от добычи углеводородов (НДД), который министр финансов Силуанов на Гайдаровском форуме пообещал ввести уже в ближайшее время. В последних версиях его называли «налогом на финансовый результат», однако аббревиатура НДД устоялась за много лет дискуссии, поэтому для понимания проще использовать именно ее.
Суть НДД в том, чтобы от не вполне оптимальных сегодняшних налоговых инструментов — налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и экспортных пошлин — перейти в буквальном смысле слова к налогообложению сверхприбыли от добычи и продажи нефти. То есть идея такая: мы примерно знаем ваши издержки, а всю прибыль, которую вы получаете сверх некоей «нормальной» величины, отдавайте в бюджет. Вроде как это справедливее и механизма экспортных пошлин (которые вообще являются анахронизмом и нигде в мире не применяются в таких масштабах), и НДПИ, который, как считается, сложно дифференцировать по условиям добычи, а вот прибыльность месторождений якобы является более оптимальным индикатором, позволяющим выйти из непрозрачного лабиринта дебатов о критериях дифференциации и льготирования месторождений. Льготы и понижающие коэффициенты, как утверждается, более непрозрачный и коррупционный механизм, чем прибыль, полученная от эксплуатации месторождения. Есть лишняя прибыль — забираем. Нет лишней прибыли — нечего забирать — вот вам, по сути, и естественная льгота. Универсальный механизм.
В теории — да. Однако на практике все это разбивается об одно простое соображение. Если НДПИ и экспортные пошлины — по сути, вмененные налоги, то в случае с НДД есть одна переменная, которая находится непосредственно под контролем компаний — это издержки. По сути, НДД — налог на эффективных операторов месторождений, и наоборот, дающий послабления тем, кто издержки раздувает. Хотите платить меньше налога? Увеличиваете издержки — и все.
В этом плане приводимые Минфином аналогии с Великобританией или Норвегией, где действует похожая схема налогообложения, абсолютно нерелевантны. В этих странах высоко развита культура корпоративного управления, в рамках которой акционеры реально контролируют то, что происходит в компаниях, и за занижение прибыли могут устроить своему менеджменту неприятные дни. Таким образом, на компании действует сразу два мощных стимула не завышать издержки ради экономии налога — не только контроль со стороны налоговых органов, но и контроль со стороны акционеров. Причем второй стимул, по сути дела, жестче и больнее, чем первый.
Ничего подобного в России нет. В госкомпаниях основной собственник — государство — вообще не в состоянии разобраться, что там внутри происходит, и даже частные структуры не являются полноценными публичными компаниями западного образца. По сути, они контролируются менеджментом, роль миноритарных акционеров там вторична, и особых прав у них нет. А у менеджмента всегда есть возможность вывести лишнюю прибыль в аффилированные компании-подрядчики и на бумаге показать налоговой инспекции, что «денег нет». Доказать, что те или иные «услуги сторонних организаций» были не нужны, — сложное дело. Конечно, наша налоговая настолько креативна, в состоянии что-то доначислить даже на несовершенные транзакции и неполученный доход, однако тут мы уже переходим в совсем неправовую плоскость — увы, введение НДД с большой степенью вероятности приведет к неминуемому росту напряженности по поводу его администрирования, спорам о том, что можно и нельзя относить на «себестоимость», налоговым рейдам, маски-шоу, судам и так далее.
То есть прибыль нефтяных компаний — абсолютно манипулируемая величина. Ну допустим, вы введете НДД только для месторождений-пилотов, избегая пока проблемы трансфертного ценообразования. Но навязать там дополнительные услуги связанных подрядчиков, выводя в них прибыль и уменьшая налогооблагаемую базу, — плевое дело.
Сейчас для минимизации этой проблемы предлагается ввести некий потолок издержек — что-то вроде 9500 рублей за тонну, или чуть выше 20 долларов за баррель. Однако это все равно сильно выше текущих издержек, и искусственно наращивать затраты при таком потолке есть куда.
Да и в целом с точки зрения экономической мотивации введение НДД выглядит глуповато. По сути дела, это налог на тех, кто в поте лица боролся за эффективность и снижал издержки — вы все сэкономленное отдадите государству. А тот, кто, наоборот, тратился на лишние погонные метры, занимался бессмысленным бурением и делил откаты с подрядчиками, — получает бонус и оставляет прибыль себе. Странная система.
Но даже если такое случится (хотя нам до этого как до Луны), то широко тиражируемые Минфином мировые примеры применения похожей системы налогообложения вряд ли можно считать успешными. Чаще всего в качестве модельных стран фигурируют Британия и Норвегия. Но именно там в последние годы имело место катастрофическое сокращение нефтедобычи: в Норвегии она сейчас упала более чем на 40% к уровню 2000 года, в Британии — на 65% (!). В Британии спецналог на прибыль нефтяных компаний (petroleum revenue tax) еще в 1993 году прекратили применять в отношении новых месторождений, потом снизили с 50% до 35%, в последнем бюджете вообще обнулили. Месторождения на шельфе Северного моря сейчас массово бросают, не вырабатывая остатки, ожидается, что в ближайшее десятилетие там закроется порядка 150 платформ. Конечно, ключевой вклад внесло падение цен на нефть, однако в условиях маржинальной доходности любой фактор имеет значение. В этом плане налоговая система, выискивающая «сверхприбыли» и стимулирующая завышать издержки, точно не помогает.
Аналогия с Россией прямая — вы знаете, как высока у нас доля выработанных старых месторождений с растущими издержками добычи. НДД, по сути дела, подстегнет процесс падения эффективности их эксплуатации — всю дополнительную выгоду от экономии издержек получит бюджет. Компаниям выгоднее будет просто бросать там работу. Это одна из причин, почему сегодня введение НДД обсуждается только в отношении новых месторождений, а на старых (дающих основной вклад в добычу) продолжит действовать старая система. Две разных системы налогообложения одновременно — вам не кажется это чрезмерным усложнением ситуации.
Честно говоря, по всем этим причинам необходимость и целесообразность введения НДД лично мне была глубоко непонятна еще со второй половины 1990-х годов, когда она впервые всплыла в правительстве (например, глава об НДД была включена в состав проекта второй части Налогового кодекса, внесенного правительством в Госдуму в апреле 1997 года; в итоге законопроект об НДД рассмотрен не был). Уже тогда многие старались по-тихому эту тему спустить на тормозах, понимая, что как минимум в российских реалиях корпоративного управления она не сработает. У меня такое ощущение, что в список нынешних представлений Минфина эта тема просто перекочевала из старых предложений без особого размышления о ее эффективности.
Определенный смысл в обсуждаемых изменениях, конечно, есть, тут стоит выделить два момента. Первый — экспортные пошлины, которые по сути сегодня выполняют функцию того самого изъятия сверхприбыли, нужно, конечно, отменять. Их применение не вполне соответствует принципам международной торговли, они направляют огромный денежный поток через таможню, который нужно бы оттуда уводить просто из элементарных антикоррупционных соображений, и т. д. Однако в ходе «налогового маневра» был же задан правильный в принципе вектор — постепенно отменять их, переводя всю налоговую нагрузку в НДПИ.
Вторая проблема как раз связана с самим НДПИ. За 15 лет после его введения власти так и не смогли обеспечить введения обещанной изначально системы дифференциации этого налога по условиям добычи и расположения месторождений. Дифференциация подменяется сегодня торгом по поводу индивидуальных льгот, открывающим поле для коррупции и фаворитизма. Собственно, НДД вроде как и призван вырваться из этой паутины спора о льготах для конкретных месторождений под соусом налогообложения более «объективного» показателя — прибыли.
Но в российских условиях, как мы уже выяснили, это не есть объективный показатель. А вот почему нельзя дифференцировать НДПИ по месторождениям — для меня это, честно говоря, остается загадкой на протяжении долгих лет. В России порядка 3,5 тысячи месторождений и 160 тысяч скважин. Мы живем в цифровом XXI веке, когда можно паспортизировать все это дело буквально за полчаса — вводятся же у нас гораздо более сложные системы налогового администрирования типа «Платона» или ЕГАИС с сотнями тысяч субъектов бизнеса. Есть понятные и много раз обсужденные критерии дифференциации — плотность, вязкость, сера, парафины, обводненность, выработанность, удаленность от рынков сбыта. Оборудовать скважины верифицированной системой учета продукции. По алкоголю же такие счетчики внедрили, не говоря уже о других сферах.
Довольно трудно понять — а что сложного в том, чтобы разработать матрицу дифференциации НДПИ по такому счетному количеству объектов и исходя из таких не очень сложных условий. И почему этого так и не удалось сделать за 15 лет. Ответ в общем понятен: это та самая пресловутая неэффективность нашей системы управления, которая не в состоянии заставить свои собственные ведомства делиться информацией, не в состоянии проявить политическую волю и сформировать понятную матрицу налогообложения месторождений, пробить ее через заросли опутавших правительство специальных интересов (некоторые компании ведь у нас напрямую открывают дверь ногой к президенту).
По идее ведь решение простое: НДПИ — работающий налог, нужно просто проявить волю и правильно его дифференцировать (что вообще-то надо было делать еще на начальной стадии его введения, иначе не было бы такого падения добычи на выработанных месторождениях, как сегодня). Отменить экспортные пошлины. И ни в коем случае не вводить такой спорный инструмент, как налог на «дополнительный финансовый результат», абсолютно манипулируемую величину.
В общем, если Минфин все же добьется введения в нефтяной отрасли НДД, это не может окончиться ничем, кроме как оглушительным провалом.
НДПИ и НДД
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) является федеральным налогом. Регулируется главой 26 Налогового кодекса.
Налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются организации и индивидуальные предприниматели признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налоговые ставки устанавливаются как процентах, так и твердой сумме на единицу добытого ископаемого
Налоговый период по налогу — календарный месяц.
Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД) уплачивают организации, пользующиеся участками недр на основании лицензии для добычи, разведки любой смеси, содержащей углеводородное сырье. Налог пока экспериментальный, может частично заменить НДПИ
Все материалы
Данные для расчета коэффициента Кц за сентябрь 2018 года
Опубликован коэффициент Кц за сентябрь 2018 года для расчета НДПИ при добыче нефти. Коэффициент характеризует динамику мировых цен на нефть (Кц).
Так, средний уровень цен нефти сорта «Юралс» на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья – 78,13 долл. США за баррель (размещено на официальном сайте Министерства экономического развития Российской Федерации ); среднее значение курса доллара США к рублю Российской Федерации, устанавливаемого Центральным банком Российской Федерации, за все дни налогового периода – 67,6597; значение коэффициента Кц – 16,3654.
Готовы коэффициенты для расчета НДПИ за 4 квартал 2018
Минэкономразвития опубликовало информацию о коэффициентах-дефляторах к ставке налога на добычу полезных ископаемых при добыче угля на IV квартал 2018 года.
Коэффициенты установлены в следующей величине:
на уголь коксующийся – 0,937;
на уголь бурый – 0,998;
на уголь, за исключением антрацита, угля коксующегося и угля бурого, –
Данные для расчета коэффициента Кц за август 2018 года
Так, средний уровень цен нефти сорта «Юралс» на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья – 71,52 долл. США за баррель (размещено на официальном сайте Министерства экономического развития Российской Федерации); среднее значение курса доллара США к рублю Российской Федерации, устанавливаемого Центральным банком Российской Федерации, за все дни налогового периода – 66,1231; значение коэффициента Кц – 14,3191.
Данные для расчета коэффициента Кц за июль 2018 года
Опубликован коэффициент Кц за июль 2018 года для расчета НДПИ при добыче нефти.
Так, средний уровень цен нефти сорта «Юралс» на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья – 72,84 долл. США за баррель (размещено на официальном сайте Министерства экономического развития Российской Федерации); среднее значение курса доллара США к рублю Российской Федерации, устанавливаемого Центральным банком Российской Федерации, за все дни налогового периода – 62,8828; значение коэффициента Кц – 13,9354.
Коэффициент характеризует динамику мировых цен на нефть (Кц),
Приняты законы о завершении налогового маневра в нефтяной отрасли
Госдума приняла два закона о завершении налогового маневра в нефтяной отрасли, передает РИА Новости.
На завершающей стадии налогового маневра экспортная пошлина на нефть будет снижаться с нынешних 30% до 0% в течение шести лет, начиная с 2019 года, при одновременном повышении НДПИ на нефть в течение трех лет (по 2021 год).
Чтобы предотвратить рост внутренних цен на нефтепродукты или возникновение их дефицита, маневр предусматривает два механизма: обратный акциз на нефть, поставляемую на переработку, и дополнительный к нему демпфирующий акциз, учитывающий выгодность экспорта нефтепродуктов.
По общему правилу, обратный акциз смогут получить российские переработчики нефти, которые производят бензин и дизельное топливо не ниже пятого класса и поставляют на внутренний рынок не менее 10% произведенного объема.
Также на обратный акциз смогут рассчитывать НПЗ, находящиеся под санкциями США и ЕС, даже если они вовсе не производят топливо для внутреннего рынка.
Дополнительный демпфирующий акциз к обратному акцизу на нефть для переработки правительство сможет вводить в зависимости от ценовой конъюнктуры на мировых рынках, чтобы компенсировать нефтяникам недополученное от экспорта топлива и таким образом сдержать внутренние цены.
Демпфирующий акциз может быть как положительным, так и отрицательным. То есть, как поясняли в Минэнерго и Минфине, при росте мировых цен на нефть и, следовательно, на нефтепродукты, бюджет будет компенсировать компаниям 50% разницы (в 2019 году — 60%) между экспортной ценой и условной расчетной внутренней ценой, чтобы компании не повышали цену внутри РФ. При снижении мировых цен на нефть нефтяники будут перечислять в бюджет те же 50%.
Маневр предполагает и право правительства в случае форс-мажора, а именно — резкого роста цен на топливо на внутреннем рынке — вводить дополнительную пошлину на экспорт нефтепродуктов.
В Налоговом кодексе появилась новая глава
Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон № 199-ФЗ, вносящий поправки в части первую и вторую Налогового кодекса.
Этим законом в НК добавлена новая глава 25.4 «Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья». Новый налог уже получил краткое наименование НДД.
Налоговым периодом является календарный год, отчетным — первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Налоговая ставка НДД составит 50%.
НДД будет распространяться на четыре группы месторождений:
- первая группа — новые месторождения в Восточной Сибири с выработанностью до 5%.
- вторая группа — месторождения, пользующиеся льготой по экспортной пошлине.
- третья группа — действующие месторождения в Западной Сибири с выработанностью от 10% до 80% (при квоте на добычу не более 15 миллионов тонн).
- четвертая группа — новые месторождения Западной Сибири с выработанностью менее 5% с совокупными запасами не более 51 миллиона тонн в год.
Федеральная налоговая служба уже начала разработку декларации по НДД.
Данные для расчета коэффициента Кц за июнь 2018 года
Утвержден коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (Кц), за июнь 2018 года. Он применяется для расчета НДПИ при добыче нефти, напоминает ФНС.
Средний уровень цен нефти сорта «Юралс» на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья – 73,06 долл. США за баррель (размещено на официальном сайте Министерства экономического развития Российской Федерации).
Среднее значение курса доллара США к рублю Российской Федерации за все дни налогового периода – 62,7143, значение коэффициента Кц – 13,9509.
ФНС приступила к разработке декларации по НДД
Законопроект о введении налога на добавленный доход для нефтяной отрасли (НДД) только недавно принят Госдумой в 3-ем чтении, а ФНС уже приступила к разработке соответствующей налоговой декларации.
Напомним, новый налог будет зависеть не от натуральных показателей нефти, как НДПИ, а от доходов нефтяников. Таким образом предполагают стимулировать разработку новых месторождений. Ставка НДД составит 50%.
На сайте проектов НПА опубликовано уведомление ФНС о начале разработки формы и электронного формата налоговой декларации по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.
Госдума приняла закон о налоге на добавленный доход и снижении акцизов на топливо
В нефтяной отрасли проведут эксперимент по введению налога на добавленный доход (НДД). Соответствующий закон, принят Госдумой в третьем чтении, сообщила «Парламентская газета».
Эксперимент по введению НДД продлится 5 лет и будет касаться 5 процентов месторождений в России. Новый налог будет зависеть не от натуральных показателей нефти, как НДПИ, а от доходов нефтяников. Таким образом предполагают стимулировать разработку новых месторождений. Новый налог отнесён к федеральным налогам, его ставка составит 50 процентов.
Закон также предполагает снижение акцизов на бензин класса 5 и дизельное топливо на 3700 и 2600 рублей на тонну. Снижение происходит «задним числом», с 1 июня 2018 года, и связано с необходимостью остановить рост цен на топливо.
Депутаты приняли во втором чтении законопроект о новом налоге и снижении акцизов на топливо
Госдума приняла во втором чтении законопроект о введении налога на дополнительный доход (НДД) от добычи углеводородов и снижении акцизов на топливо. Третье чтение запланировано на 5 июля, пишет РИА Новости.
Налоговая ставка НДД составит 50%.
НДД будет распространяться на четыре группы месторождений.
Вторая группа — месторождения, пользующиеся льготой по экспортной пошлине.
Третья группа — действующие месторождения в Западной Сибири с выработанностью от 10% до 80% (при квоте на добычу не более 15 миллионов тонн).
Четвертая группа — новые месторождения Западной Сибири с выработанностью менее 5% с совокупными запасами не более 51 миллиона тонн в год.
Кроме того, по налогу на добычу полезных ископаемых с 1 сентября по 31 декабря текущего года предлагается увеличить с 1,4022 до 2,055 коэффициент, который характеризует экспортную доходность единицы условного топлива.
Во втором чтении законопроект дополнили нормами о снижении с 1 июня акцизов на бензин на три тысячи рублей за тонну, а на дизельное топливо — на две тысячи рублей от действующих ставок.
При этом акциз на бензин, который не соответствует пятому классу, сохраняется в размере 13,1 тысячи за тонну.
Акциз на дизельное топливо снижается до 5,665 тысячи рублей за тонну с 7,665 тысячи рублей.
Правительство начало нефтяной налоговый маневр
Правительство внесло на рассмотрение нижней палаты парламента законопроект о завершении налогового маневра в нефтяной отрасли. Об этом сообщается на сайте Кабмина.
Налоговый маневр предусматривает постепенное обнуление экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты (сейчас они составляют 30%) с одновременным повышением налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Таким образом российские власти надеются компенсировать выпадающие доходы федерального бюджета, пишет РБК.
Реализация реформы согласно предложению правительства растянется на шесть лет, начиная с 1 января следующего года. Изменения будут внесены в ст. 3.1 федерального закона «О таможенном тарифе» (порядок установления ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти), а также в Налоговый кодекс.
Ставка акциза на прямогонный бензин, бензол, параксилол, ортоксилол, используемые в нефтехимии, указывается в пояснительной записке к проекту, должна будет устанавливаться «с учетом корректирующего коэффициента, который постепенно будет увеличивать ее значение на величину снижения ставки вывозной таможенной пошлины на нефть».
Все эти положения, как отметили в пресс-службе, были одобрены правительством на заседании 21 июня. В ходе этого мероприятия российский премьер-министр Дмитрий Медведев отметил, что действующие в настоящее время льготы по НДПИ для нефтяников сохранятся на текущем уровне. Например, нефтеперерабатывающие заводы, на которых налажено производство высококачественного бензина и дизельного топлива не ниже пятого класса, смогут получить вычет по акцизу на нефть, заверил глава кабмина. Подобные меры, как пояснил тогда же вице-премьер Дмитрий Козак, курирующий промышленность, должны принести федеральному бюджету России в течение шести лет 1,3–1,6 трлн руб.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Законопроект о завершении налогового маневра обсуждался в России на протяжении более чем двух последних лет. Инициатива вызвала споры между Минфином и нефтяниками. «Коммерсантъ» со ссылкой на собственные источники писал, что реализация подобной идеи приведет к росту оптовой цены на бензин и дизельное топливо примерно на 400 руб. на тонну в год (0,8%, или примерно по 0,3 руб. на литр). Стоимость других нефтепродуктов, в том числе битума, мазута, авиакеросина и судового топлива, из-за этого, по информации собеседников издания, должна вырасти не менее чем на 50%.
Юрист ведущей адвокатской конторы Москвы.
Специализация: гражданское право.
Стаж 22 года.