Актуальные проблемы государственного пенсионного обеспечения

Предлагаем статью на тему: "Актуальные проблемы государственного пенсионного обеспечения" с понятными комментариями и выводами. С случае возникновения вопросов и для актуализации данных на 2020 год вы можете обратиться к дежурному консультанту.

Основные проблемы функционирования Пенсионного фонда РФ

На сегодняшний день пенсионное обеспечение граждан в России характеризуется достаточно большим количеством проблем. Негативное влияние на ситуацию в этой сфере оказывает демографический кризис, постоянно увеличивающийся дефицит бюджета Пенсионного фонда РФ, а также проблемы в сфере экономики.

Пенсионная система Российской Федерации в настоящее время находится в «непростом» положении – в состоянии реформирования. Предложенные перемены не радуют большинство россиян, хотя они и необходимы для того чтобы решить ряд современных проблем пенсионного обеспечения. Поиск путей их решения является главной задачей, которая стоит перед социальной сферой.

Проблемы дефицита бюджета ПФ РФ

  1. Наиболее актуальным и важным является вопрос существования дефицита бюджета Пенсионного фонда РФ, а также его высокая зависимость от поступлений из федерального бюджета. Несмотря на реализацию отдельных мер, направленных на обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, снижение зависимости от трансфертов из федерального бюджета в долгосрочной перспективе с учетом растущих демографических рисков по-прежнему остается одной из главных задач. В связи с этим в предыдущем пункте выпускной квалификационной работы были проанализированы источники доходов и направления расходов средств бюджета Пенсионного фонда РФ. В настоящее время за счет собранных страховых взносов финансируется только две трети расходов на выплату страховых пенсий, еще одну треть составляет трансферт из федерального бюджета. Неофициальный заработок россиян – одна из причин низкой доли собственных средств в бюджете Пенсионного фонда РФ.

Многие граждане, избегая уплаты налогов, получают заработную плату в «конвертах». Это уменьшает размеры страховых взносов, поступающих в бюджет Пенсионного фонда РФ. Экономисты тщательно изучили вопрос об теневых оплатах труда и пришли к выводу, что основными причинами неофициальных оплат стали:

— отсутствие свободных рабочих мест в официальной трудовой деятельности;

— работодатели получают возможность нанять сотрудника за меньшую оплату, тем самым освобождая себя от закона выплаты минимальной заработной платы;

— отсутствие у нанимателя желания оплачивать налоги, а также взносы в Пенсионный фонд;

— бесперспективность официального трудоустройства из-за маленького трудового оклада.

Это далеко не все показатели, которые могут способствовать теневому окладу труда, но являются основными и имеют широкую популярность среди неофициального трудоустройства.

На данный период, самыми популярными видами трудоустройства в тени является деятельность:

— деятельность в службе такси;

— мелкая торговля на улице в палатках;

— наемная занятость в определенный сезон;

— предоставление услуг на дому (няньки, ремонты и т.д.);

— неофициальная миграция работников;

— многие разновидности неформальной деятельности (сдача в аренду недвижимости и прочее).

К сожалению, это не самый большой список, который можно перечислить, ведь в нем можно добавить еще десятки видов деятельности, которые происходят неофициально.

В 2014 году для того чтобы сократить зависимость от федерального бюджета была принята мера по замораживанию пенсионных накоплений, действие которой продолжается и в данный момент. Эта мера дала дополнительно около 0,5 трлн. рублей на выплату пенсий, но проблему не решила. Данная проблема напрямую связана с уровнем жизни российских пенсионеров.

Проблема низкого уровня жизни и старения населения в РФ

  1. По итогам Глобального пенсионного рейтинга, который пятый год подряд составляют эксперты французского банка Natixis, в 2017 году уровень жизни российских пенсионеров был признан одним из худших в мире (40 место из 43 стран). Рассматривались четыре группы факторов: материальное благополучие, качество жизни, доступность качественных медицинских услуг и доступность финансовых услуг, которые могут позволить максимизировать пенсионный доход. Современные пенсионеры действительно недовольны своим уровнем жизни. В России человек, уходя на пенсию, теряет большую часть дохода. В то время, как в таких странах как Норвегия, Швейцария, Исландия (лидеры рейтинга 2017 года) пенсионеры могут позволить себе жить в достатке и путешествовать, выходя на пенсию.

Кроме этого в последнее время обострилась проблема информатизации и правильного расчета величины пенсий. Дело в том, что в России десятки тысяч жителей регионов, где расположено много вредных производств, имеют право на дополнительные выплаты за неучтенный рабочий стаж. Но сами граждане об этом не догадываются, а ПФР отмалчивается, поскольку придерживается негласной установки на экономию.

Получается, что гражданин сам должен отследить, где нарушаются его права, и доказать это в суде. А потом, возможно, ПФР пересчитает ему пенсию. Сотни тысяч людей имеют право на дополнительные пенсионные выплаты за неучтенный рабочий стаж. В основном это касается жителей регионов, где расположено много вредных производств.

О положенных выплатах многие пенсионеры узнали после того, как один из жителей Свердловской области отсудил у Пенсионного фонда России 370 тысяч перерасчета пенсии за 12 лет, которые он проработал на Крайнем Севере по второму списку вредности (виды деятельности с тяжелыми рабочими условиями).

Особенно остро эта проблема стоит в таких регионах как Свердловская область, где много вредных производств. Речь идет о крупных металлургических предприятиях, шахтах, а также предприятиях военно-промышленного комплекса.

На прибавки к пенсии могут рассчитывать и другие люди. Например, женщины, находившиеся в декретном отпуске или отпуске по уходу за ребенком, жены военных, проследовавшие вместе с супругом к месту несения службы, или те, кто ухаживал за инвалидами.

В России же огромное количество работающих пенсионеров. И большинство их них работают, потому что прожить на минимальную пенсию практически невозможно. А государство со своей стороны, вместо того, чтобы поддержать таких пенсионеров, отказывает им в индексации пенсий и увеличивает пенсионный возраст. И всё это исходит из того, что денег в бюджете ПФР недостаточно, это еще раз подтверждает необходимость пересмотра состояния бюджета ПФР и поиска корневых причин данной проблемы.

Читайте так же:  Алиментов вступления в новый брак

Проблема поднятия пенсионного возраста

  1. В повышении пенсионного возраста чиновники видят решение многих проблем пенсионного обеспечения в РФ. В 2018 году на рассмотрение был вынесен правительственный законопроект, который предусматривает постепенное повышение пенсионного возраста для женщин с 55 до 63 лет к 2034 году, и для мужчин – с 60 лет до 65 лет к 2028 году. После обнародования этой новости, по всей стране прошли массовые митинги населения против принятия законопроекта.

Основное изменение, которое предлагалось этим законопроектом в его исходной редакции — это увеличение c 2019 года возраста выхода на пенсию до 63 для женщин и 65 лет для мужчин (сейчас составляют соответственно 55 и 60 лет). Однако президентскими поправками эти параметры закона были скорректированы. Президент предложил следующие основные меры по смягчению пенсионной реформы:

— снижение верхней границы пенсионного возраста женщинам с 63 до 60 лет (т.е. повышение будет не на 8, а на 5 лет);

— возможность выйти на пенсию на 6 месяцев раньше предусмотренного законом срока в течение первых двух лет (т.е. для тех, кто по старому закону должен был выйти на пенсию в 2019 и 2020 году);

— смягчение условий досрочного выхода на пенсию на два года раньше, чем это предусмотрено новым пенсионным возрастом — сделать это можно будет при наличии стажа 42 года у мужчин и 37 лет у женщин;

— возможность льготного оформления пенсий для многодетных матерей, воспитавших не только 5 детей, но и 3-4 (за троих детей — выход на пенсию на 3 года раньше установленного срока, за четверых — на 4 года).

В рамках предложенного Правительством законопроекта предусмотрено поэтапное повышение возраста выхода на пенсию, при достижении которого будет назначена трудовая пенсия по старости (которая с 2015 года теперь называется «страховой»). С учетом предложенных корректировок Президента В. Путина предусмотрено закрепление возраста на уровне 60 и 65 лет для женщин и мужчин (т.е. увеличение будет одинаковым и составит 5 лет).

Производить изменения предлагается ежегодно, увеличивая значение пенсионного возраста: ежегодно на 1 год в течение переходного периода, но с некоторыми корректировками:

— в период с 2019 по 2020 г. можно будет выйти на полгода раньше установленного срока;

— с 2021 года до окончания переходного периода (т.е. до 2023 г.) значение возраста будет увеличиваться на 1 год.

Законопроект, помимо уже рассмотренных выше изменений, также предусматривает корректировку пенсионного возраста для государственных служащих. С 1 января 2017 года для них возраст выхода на пенсию уже увеличивался ежегодно на полгода. Окончательные значения по принятому тогда графику должны были быть установлены в 2026 году для мужчин (65 лет) и в 2032 году для женщин (63 года).

В настоящее время происходит сокращение численности людей трудоспособного возраста и увеличение численности граждан в возрасте старше трудоспособного. Увеличение численности населения нетрудоспособного возраста связано с увеличением уровня рождаемости (за последние годы выросло число детей от 0 до 14 лет) и с повышением средней продолжительности жизни (65,9 для мужчин и 76,7 года для женщин). Из-за роста продолжительности жизни государство не может обеспечить граждан достойным размером пенсии. С этой проблемой столкнулись не только россияне. В Великобритании и США также наблюдается увеличение численности граждан старше трудоспособного возраста. В нашей стране наблюдается следующая ситуация. Доходы россиян падают не на пенсии, а гораздо раньше – после 45 лет и продолжают сокращаться по мере приближения выхода на пенсию. Было проведено исследование, по результатам которого, оказалось, что в развитых странах пик заработка человека приходится на 45-59 лет, а в России – на 25-44 года. Исследователи объясняют это дискриминацией по возрасту, у мужчин она проявляется с 45 лет, у женщин – с 55 лет, то есть с началом пенсионного возраста.

Во многих зарубежных странах самые высокие зарплаты получают люди предпенсионного возраста, а связано это с тем, что у них есть накопления человеческого капитала за годы работы. В России обратная ситуация: чем старше сотрудник, тем он менее продуктивен, по мнению работодателя. Это находит своё отражение на размере зарплаты. Тогда если говорить о повышении пенсионного возраста, то прежде всего необходимо обеспечить условия труда людям пожилого возраста.

Проблема коррупции в ПФ РФ

  1. Следующей проблемой является наличие высокого уровня коррупции, особенно в территориальных отделениях ПФ РФ. Так, например, в ноябре 2018 года в Красноярске было возбуждено уголовное дело о хищении свыше 75 млн. рублей в региональном отделении Пенсионного фонда. Как установили правоохранительные органы, они были похищены за счет искусственного завышения стоимости здания, купленного для одного из районных управлений ПФР. На рабочих местах и в квартирах руководителей краевого отделения фонда силовики провели обыски, изъяли крупные суммы наличных и банковские карты.

Буквально в конце марта 2019 года обыски и изъятие документов проходили в центральном офисе отделения ПФР в Дагестане, а также в управлениях фонда в Советском, Кировском и Ленинском районах Махачкалы. На данный момент, подробности уголовного дела, в рамках которого проводились следственные действия, пока неизвестны, но ранее в Дагестане сообщалось о тысячах выявленных лже-инвалидов, получавших выплаты по фиктивным основаниям [24].

Другой случай произошел в Воронеже, где бывшая начальница районного подразделения управления Пенсионного фонда России оформила своему отцу ежемесячную пенсию в размере 150 тысяч рублей. Об этом сообщалось на сайте областной прокуратуры. Женщина на протяжении трех лет подделывала сведения о начислении пенсионных выплат с помощью программно-технического комплекса. Ущерб от ее действий составил более 3,5 миллиона рублей [27].

Проблема сохранения и использования пенсионных накоплений населения

  1. В Российской Федерации современная накопительная пенсионная система не доведена до совершенства, в связи с этим, пенсионные накопления являются колоссальным инвестиционным ресурсом российской экономики, который недостаточно эффективно используется в процессе выполнения им своих функций. Согласно мораторию с 2014 года работодатели не делают отчисления на накопительную часть будущей пенсии. Еще в 2017 году Минфином была предложена система индивидуального пенсионного капитала, которая до сих пор находится на обсуждении. Данная система должна полностью заменить обязательную накопительную систему.
Читайте так же:  Сравнение пенсий в разных странах таблица

В такой ситуации невозможно говорить о совершенстве пенсионной накопительной системы, так как существует огромное количество недоработок, в связи с которыми происходит потеря дохода гражданами и государством. Люди больше доверяют негосударственным пенсионным фондам в связи с не прояснившейся ситуацией по пенсионным накоплениям. Государство не дает окончательного ответа, как выгоднее и надежнее, а люди делают выбор, исходя из собственных рассуждений.

Таким образом, среди основных проблем организации пенсионного обеспечения в Российской Федерации можно выделить следующие:

— высокая зависимость бюджета ПФР от поступлений из федерального бюджета;

— проблема информирования населения и правильного расчета пенсий;

— отсутствие соответствующих условий труда для пожилого населения в условиях повышения пенсионного возраста;

— высокий уровень коррупции в отделениях Пенсионного Фонда РФ;

— неэффективность использования пенсионных накоплений;

— отсутствие инвестиционной грамотности россиян.

Решение этих проблем позволит оптимизировать организационную работу системы управления Пенсионного фонда РФ в условиях реформирования пенсионной системы.

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2016

ПРОБЛЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИИ

Важнейшая функция государства — обеспечение базовых социальных гарантий каждому гражданину. Одним из элементов системы социальной защиты населения является пенсионная система.

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) — крупнейшая организация России по оказанию социально значимых государственных услуг гражданам, основанная в 1990 году постановлением Верховного Совета РСФСР № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» [3].

Основная задача пенсионного фонда — обеспечение нетрудоспособного населения пенсиями. При этом значительную долю занимают трудовые пенсии, которые должны хотя бы частично заместить утраченный доход от заработной платы.

В данный момент ставка взносов в ПФР составляет 22% (из 30% всех страховых выплат) от фонда оплаты труда предприятия. При этом отчисления в этот фонд персонифицированы, их размер зависит от индивидуальной заработной платы работника.

Организационные и экономические проблемы пенсионной системы были актуальны всегда, но после экономического кризиса 2008 года резко обострились, что привело к изменению в формировании пенсии. Ранее пенсия состояла из трех частей — базовой, страховой, и накопительной. Базовая часть — это фиксированная сумма, финансируемая государством, страховая образовывалась за счет отчислений работодателя во внебюджетные фонды. Накопительная часть формировалась из обязательных страховых выплат, от которых, однако, можно было отказаться, перенаправив эти средства и получая дополнительный доход. Сейчас пенсия состоит только из базовой и страховой частей. Накопительная же часть преобразовалась в самостоятельную — накопительную — пенсию.

Одна из важнейших экономических проблем современной России — слабая эффективность пенсионного обеспечения. Несмотря на то, что ставка взносов у нас намного выше, чем в развитых странах, размер пенсий оставляет желать лучшего. К примеру, размер средней пенсии в Америке составляет около 1330$, что по нынешнему курсу составляет почти 100000 руб. Размер средней пенсии в России составляет всего 12100 руб. Такие существенные различия обусловлены целым рядом причин.

Одной из причин является демографическая ситуация в нашей стране, влияющая на распределительную и накопительную составляющую пенсионной системы. На данный момент в государстве наблюдается снижение численности населения трудоспособного возраста и ежегодный рост числа пенсионеров (в том числе, и в связи с увеличением общей продолжительности жизни).[5]

Рис. 1. Численность пенсионеров, состоящих на учете в системе ПФР

Причём, по оценкам специалистов, неблагоприятна как нынешняя ситуация, так и ее прогноз: к 2030г., если не менять правила выхода на пенсию, соотношение работающих и пенсионеров упадет примерно до соотношения 1:1.

Невысокий уровень пенсионной грамотности населения также влияет на величину пенсии. Многие люди полагаются на стереотип, что пенсия — исключительно государственная забота и соглашаются на получение серых зарплат «в конвертах», что увеличивает долю работодателей, уклоняющихся от выплат страховых взносов в пенсионный фонд. Для решения данной проблемы необходимо проводить информационную работу с населением, причем, как на государственном уровне, так и со стороны негосударственных пенсионных фондов.

В силу этих и других причин наблюдается постоянно растущий дефицит бюджета Пенсионного Фонда России. На сегодняшний день бюджет ПФР находится в сильной зависимости от федерального бюджета, получая порядка половины всех своих финансов в виде трансфертов на пенсионное обеспечение. Это указывает на недостаточность формирования пенсионного обеспечения только за счет взносов, хотя показатели страховых взносов в пенсионный фонд ежегодно повышаются. По итогам 2014 года дефицит все равно превышает 30 млрд. руб. [6].

Для сокращения дефицита ПФР актуальной является проблема повышения пенсионного возраста. По сравнению с другими развитыми странами, в России почти самый низкий возраст выхода на пенсию — 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. А в США общий возраст и для мужчин, и для женщин — 65 лет. Такие цифры появляются исходя из показателей средней продолжительности жизни. Как видно из табл.1 разница по этому показателю между США и Россией — целых 10 лет [4].

Средняя продолжительность жизни в разных странах.

В связи с этим в нашей стране уже несколько лет активно обсуждается возможность повышения возраста выхода на пенсию и постепенного выравнивания их у мужчин и женщин. Этот вариант решения проблемы, однако, имеет целый ряд минусов. И первый из них, конечно же, недовольство населения такими изменениями. Следует учитывать, что в развитых странах пенсионный возраст выше, потому что там уровень и продолжительность жизни, в целом, гораздо выше, чем в России. В нашей стране менять правила выхода на пенсию нужно постепенно, повышая качество медицинского обслуживания и других видов социальной защиты в совокупности с другими реформами. Способствовать этому могут следующие меры: введение стимулов для добровольного более позднего выхода на пенсию; создание индивидуальных инвестиционных счетов, на которых и работник, и работодатель могут формировать пенсионные накопления; предоставление налоговых льгот для добровольных корпоративных пенсионных программ, создание персонального пенсионного счета в этих программах.

Подводя итог можно сказать, что, современная пенсионная система России имеет существенные пробелы и недостатки, пенсионное обеспечение оставляет желать лучшего. При активном включении государства, а также самих работников и работодателей, в решение этой проблемы, ситуацию можно исправить.

Читайте так же:  Досрочная пенсия старшему мастеру гальванического цеха условия

1. Федеральный закон Российской Федерации от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионом обеспечении в Российской Федерации».

2. Федеральный закон Российской Федерации от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Проблемы государственного пенсионного обеспечения в 2019 году

Статью подготовила ведущий эксперт-экономист по бюджетированию Ошуркова Тамара Георгиевна. Связаться с автором

Вернуться назад на Государственное обеспечение 2019

В последние годы актуализуется анализ системы пенсионного обеспечения, обусловленный опытом реформирования и увеличением интереса со стороны государства и населения к проблемам социальной справедливости, материального благосостояния, удовлетворения условиями жизни и степенью страховой защиты пенсионеров и лиц с социально-пенсионным статусом.

Видео (кликните для воспроизведения).

Осуществляемая за последние годы государственная компания по проведению и улучшению системы пенсионного обеспечения направлена на создание новой организационной структуры и правовых рамок российской пенсионной системы, на проведение структурных изменений в формировании пенсионного обеспечения и системы страхования, на рост уровня и качества условий жизни населения социально-пенсионного положения.

Основной задачей совершенствования системы пенсионного обеспечения является обеспечение высокого стандарта текущего потребления людей, которые имеют социально-пенсионное положение. В зарубежных странах это гарантируется накопленными активами в период активной трудоспособной жизни, а также мерами дополнительной социальной поддержки пенсионеров, в Российской Федерации же, главным образом, инструментами распределительно-страховой системы, а также солидарностью между поколениями, всеобщностью и добровольностью.

Несмотря на увеличение величины пенсионных выплат, система пенсионного обеспечения РФ скрывает очевидное противоречие, которое заключается, с одной стороны, в важности оптимизации затрат ПФР РФ и внедрения 3-х уровневой системы пенсионного обеспечения, которая предусматривает персонализацию пенсионных накоплений, а с другой сторона, в распространении социальных программ и росте социальных затрат страны, в т. ч. за счет институциональной инерции (сохранность пенсий при наличии пятилетнего стажа труда и досрочных пенсий за вредные условия труда) и роста нагрузки на работоспособное население. Поэтому важное значение получает комплексный анализ принципов, механизмов и эффектов улучшения системы пенсионного обеспечения, основанный на эволюционном, институциональном и социально- экономическом подходах, исследовании институционализации механизмов образования, учета и реализации пенсионных прав, оценке социально-экономических эффектов посредством системы социально-демографических и экономических показателей.

При этом многие, в особенности мужчины, не доживают до данного возраста. Большее количество смертей происходит от сердечно — сосудистых заболеваний — 57,1 %, травм и несчастных случаев — 13,9 %, онкологических заболеваний -13,6 %. Это говорит о том, что в РФ образовались большие группы населения, условия и образ жизни которых несовместим со здоровым образом жизни (ЗОЖ) и приемлемым качеством жизни.

Значительную проблему для пенсионного обеспечения представляют лица, которые родились до 1967 г. и не вошли в новую пенсионную систему, которая основана на одновременном существовании базовой, страховой и накопительной частей пенсий. Именно данная категория (эта цепочка продлится вплоть до 2026 г., когда на пенсию выйдет последнее поколение из данной группы) будет получать «недостойную» пенсию. Вместе с тем, весьма плачевно смотрятся итоги инвестирования пенсионных накоплений за последние 3 года во Внешэкономбанк. Доходность инвестирования пенсионных накоплений за данный срок во Внешэкономбанк составила лишь 8,01 % годовых. В результате получается, что инфляция «съела» существенную часть пенсионных накоплений.

Вместе с тем частные управляющие компании в среднем принесли своим клиентам 21,23 % (или 10,56 % с учетом инфляции), а негосударственные пенсионные фонды — 15,93 % (6,86% с учетом инфляции). Эксперты рекомендуют забирать денежные средства у государства и передавать их в частные фонды. Однако свыше 90 % будущих пенсионеров стараются оставлять денежные средства в государственном управлении, и насильственные меры не изменят эту ситуацию.

Важным неразрешенным вопросом пенсионного обеспечения остается вопрос высокой «конвертируемости» заработных плат, т. е. их теневые выплаты. 22 % пенсионных отчислений платят далеко не все население. 14,5 % граждан получают заработную плату неофициально. Для выведения заработной платы из тени имеются некоторые инструменты, а именно фискальные и карательные меры, а также социально-экономические рычаги. Их оптимальное сочетание приводит к значительному изменению ситуации в положительную сторону. В настоящее время учеными и практиками предлагаются разные альтернативы по совершенствованию социальной защищенности пенсионеров в современной РФ: сдерживание увеличения пенсий; уменьшение числа пенсионеров посредством увеличения возраста выхода на пенсию; нахождение резервов для роста доходов ПФР РФ. Именно данную позицию поддерживает Правительство РФ. Также предлагают мотивировать добровольные накопления граждан: на каждую 1 тыс. руб., которую работник внес на свой личный счет, государство добавит еще столько же. Но следует понимать, что простого решения в этой ситуации нет, и РФ только в начале долгого пути отечественной социальной модернизации.

Ухудшение пенсионного обеспечения в РФ стало заметно в последние несколько лет, что связано с финансовым и экономическим кризисом в стране. Сформировавшаяся в РФ современная система пенсионного обеспечения имеет целый ряд значительных недостатков и, главное, не может гарантировать стабильного исполнения обязательств страны перед пенсионерами в ближайшее будущее. Проблема задержки выплаты государственных пенсий в некоторой степени была решена, а вот проблема неадекватности величины пенсии социальным нуждам пенсионеров до сих пор стоит остро.

На базе проведенного исследования зарубежной практики и истории становления российской системы пенсионного обеспечения установлено, что сегодня не устранены значительные проблемы, которые отрицательно влияют на пенсионные выплаты:

1. В России остается патерналистская база пенсионной системы (государство — работник — пенсионер) при отсутствии интереса у работодателей и самих работников формировать пенсионный капитал.

2. Формируется устойчивая тенденция к увеличению дефицита бюджета ПФР РФ и его финансовая зависимость от государственного бюджета, то есть величина государственных пенсионных обязательств не совпадает с величиной фактически получаемых страховых взносов.

3. Не обеспечивают ожидаемого эффекта введение единого социального налога и механизм его администрирования. Реальная смена страховых взносов налогообложением фонда зарплаты работников не разрешила проблему дефицита пенсионного бюджета, а снижение величины единого социального налога не разрешило задачу вывода зарплаты «из тени». Наличие взносов по обязательному пенсионному страхованию в границах налогового вычета из суммы единого социального налога порождает значительные проблемы с персонализацией учета в Пенсионном фонде РФ и использованием взносов. Начисляемые работодателями взносы на страховые и накопительные части пенсии конкретным работникам не подразделяются в Пенсионном фонде РФ по персонализированному учету в течение года. В обстоятельствах налогового администрирования персонализация пенсионных взносов теряет свою актуальность во времени.

Читайте так же:  Начисление социальной пенсии военным пенсионерам

4. Снижаются страховые начала в системе пенсионного обеспечения, которые заявлены в начале пенсионной реформы в виде ее основы. В составе трудовой пенсии увеличивается удельный вес ее базовой части, которая не связана с заработком. Практически отсутствует равное участие социальных партнеров, включая основных плательщиков страховых взносов работодателей, в управлении средствами обязательного пенсионного страхования.

5. Досрочные пенсии необоснованно финансируются из общей величины страховых взносов, в т. ч. и из-за отсутствия профессиональных пенсионных систем.
6. Потенциал негосударственных институтов в системе пенсионного обеспечения применяется в недостаточной степени, чему мешает в первую очередь неудачная и нерезультативная система налогообложения субъектов негосударственного пенсионного обеспечения.

Разрешение рассмотренных проблем особенно важно для гарантирования социально-экономического развития России.

Возможны такие перспективы развития системы пенсионного обеспечения:

1. Государство должно четко устанавливать величину гарантий и ответственность, которые сможет взять на себя в ходе пенсионного обеспечения жителей страны, сформировав им условия для образования их пенсионных накоплений в границах частно-государственного партнерства, как с привлечением работодателей, так и самих граждан страны.

2. Основным инструментом разрешения пенсионных проблем может стать формирование и становление региональных накопительных пенсионных фондов как результативной системы пенсионного обеспечения жителей страны, которые, принимая в расчет региональную специфику, могут привести, с одной стороны, к улучшению качества жизни пенсионеров в ближайшем будущем, а с другой стороны, к социальному и экономическому развитию регионов посредством направления на данные цели образованных в них ресурсов.

3. Правительство должно вызвать интерес работодателей к участию в пенсионном обеспечении своих сотрудников. С этой целью нужно предоставлять налоговые льготы и прочие формы мотивирования для добровольных корпоративных пенсионных программ, а также упорядочивать их нормативно-правовое регулирование.

4. Необходимо проводить разъяснение населению о необходимости и целесообразности формирования накопительных принципов финансирования пенсий, как в обязательной, так и в добровольной части.

Выгода 2019
Выплата компенсации 2019
Выручка 2019
Выходное пособие 2019
Гарантия 2019

Проблемы развития дополнительного пенсионного обеспечения в России

Дата публикации: 31.03.2016 2016-03-31

Статья просмотрена: 879 раз

Библиографическое описание:

Кудлаева Ю. О. Проблемы развития дополнительного пенсионного обеспечения в России // Молодой ученый. — 2016. — №6.6. — С. 75-76. — URL https://moluch.ru/archive/110/27477/ (дата обращения: 11.01.2020).

Данная статья посвящена проблемам развития дополнительного пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Рассматриваются возможности развития и урегулирования механизма работы дополнительного пенсионного обеспечения.

Ключевые слова: пенсионное обеспечение, дополнительное пенсионное обеспечение, негосударственный пенсионный фонд.

Пенсионное обеспечение является одним из важных аспектов социального обеспечения, т.к. затрагивает значительную часть населения. Успешное функционирование системы пенсионного обеспечения обеспечивает социальную стабильность в обществе. На данном этапе реформирования пенсионная система имеет много недочетов и пробелов. Вопрос об успешном функционировании пенсионной системы в современный период достаточно актуален. Пенсионное обеспечение состоит из государственного пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного страхования и дополнительного пенсионного обеспечения. К сожалению, система государственного пенсионного обеспечения не в состоянии должным образом гарантировать населению соответствующий реальной жизни размер социального обеспечения. В связи с этим, дополнительное пенсионное обеспечение, как мера оптимизации социального обеспечения, призвана повысить уровень жизни населения, нуждающегося в поддержке государства. На данный момент механизм работы дополнительного пенсионного обеспечения не урегулирован достаточным образом, в том числе законодателем, что является огромным барьером на пути к повышению уровня жизни населения.

— на обеспечение достойных условий жизни граждан после выхода на пенсию путем перехода от распределительного к накопительному принципу формирования государственных пенсий;

— на инвестирование в экономику области пенсионных резервов и накоплений негосударственных пенсионных фондов и размещение их в надежные, реальные областные финансовые инструменты в соответствии с действующим законодательством;

— на информирование населения о ходе пенсионной реформы.

Несмотря на динамическое развитие системы негосударственного пенсионного обеспечения, существующие ограничения не позволяют в полной мере использовать потенциал данных компаний. Левченко Е.А. и Ажмуратова М.А выделяют следующие ограничения (проблемы) [4]:

— обеспечение сохранности пенсионных накоплений;

— ограничения на инвестирование средств пенсионных резервов;

— низкая вовлеченность населения в процесс перехода из государственной управляющей компании в негосударственные пенсионные фонды и частные управляющие компании;

— отсутствие юридических гарантий при нарушении НПФ и частными УК своих обязательств, в частности, по договору доверительного управления;

— низкая информированность населения о доходности и структуре

— инвестиционного портфеля [5].

Учитывая выше изложенное, необходимо сделать следующие выводы:

  1. следует создать механизм обеспечения гарантий сохранности пенсионных
  1. необходимо создать систему обязательного страхования пенсионных
  1. также следует отметить, что повышение финансовой грамотности граждан, активное распространение среди них информации, способствующей осознанию того, что добровольное дополнительное пенсионное страхование необходимо для достойного уровня пенсионного возмещения;
  2. необходимо создать на федеральном уровне единый центр, который регулировал бы деятельность НПФ.

На наш взгляд, данные меры поспособствуют развитию системы дополнительного пенсионного обеспечения, и урегулирует механизм его работы.

Страховая пенсия по старости проблемы и пути их решения

Рубрика: Юриспруденция

Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №26(47)

Страховая пенсия по старости проблемы и пути их решения

Аннотация. В статье освещены основные проблемы выплаты пенсий населению по старости. Проблема с пенсионными выплатами, является одной из наиболее важных социальных проблем, так как размер своей будущей пенсии рано или поздно начинает волновать каждого. Поэтому для обеспечения более высокого уровня жизни пенсионеров, а также для повышения уверенности граждан в своем будущем благополучии в преклонные годы, необходимо провести такую пенсионную реформу, которая отвечала бы современным экономическим условиям в стране.

Ключевые слова: пенсия, государство, пенсионное обеспечение, пенсионная реформа, страховая пенсия.

В настоящее время получить минимальную пенсию в России становится всё сложнее. В 2018 г. 45 тыс. человек были лишены права на получение страховой пенсии. Согласно данным прогноза комитета Государственной Думы по труду в 2019 г. страховую пенсию не получат уже 50 тыс. пенсионеров. Они претендуют на социальную пенсию, лишь через 5 лет стажа и в 1,5 раза меньше средней по стране.

Читайте так же:  Единый налог на вмененный доход отчетность

С начала 2019 года будет запущен процесс реформирования пенсионной системы и многих россиян интересует вопрос, как будут производить расчет пенсий по старости после перехода к новой системе, а также будет ли отличаться формула при вычислении размера выплат мужчине и женщине. Сегодня для России более чем актуальна проблема дефицита госбюджета, которую неразрывно связывают с необходимостью закладывать большие суммы расходов на оплату социальных выплат. Обострению ситуации способствует стремительное старение нации, когда один работающий гражданин фактически «содержит» нескольких пенсионеров, а также увеличение доли теневого сегмента рынка труда, когда работа по найму осуществляется без официального оформления и оплаты налогов.

Улучшить ситуацию была призвана очередная государственная реформа, принятая в 2015 году, которая предполагала наличие обязательного минимального стажа и специальных баллов для получения предусмотренных законом выплат. Но предпринятых мер оказалось недостаточно и в грядущем 2019 году всех ждут новые правила выхода на пенсию. Основным нововведением года грядущего станет повышение пенсионного возраста. Уже с 1 января 2019 г. будет запущен так называемый «переходный период», во время которого будет происходить поэтапное повышение возрастной планки пенсионного возраста. Полное завершение ожидаемой реформы ожидается с 2028 году.

На данный момент расчет размера выплат по старости осуществляется по такой формуле:

СПС = ФВ × ПК1 + ИПК × СПК × ПК2,

где ФВ – фиксированная выплата;

ПК1 – коэффициент, корректирующий установленный государством размер ФВ;

ИПК – индивидуальный коэффициент;

СПК – текущая стоимость пенсионного коэффициента (принимается значение, актуальное на дату оформления выплат);

ПК2 – премиальный коэффициент (он используется для увеличения значения ИПК и актуален для случаев, когда гражданин проработал дольше обозначенного законом минимального срока).

При расчете пенсии в 2019 году СПК будет равен 81,89 руб., а ФВ – 4982,9 руб. Но за каждый «лишний» отработанный год положена надбавка, которая формируется за счет премиальных коэффициентов. Рассчитывать на ее получение можно даже в том случае, если выплаты уже оформлены, но гражданин на определенный срок отказался от их получения. Ключевое нововведение реформы – это использование корректирующей составляющей (ИПК). Коэффициент является своего рода залогом обеспеченной старости для россиян, которые после прекращения трудовой деятельности хотят получать достойный размер выплат. И чем выше показатель ИПК, тем больше будет ежемесячный доход пенсионера и уровень его благосостояния.

Пенсия не будет выплачиваться тем, у кого не хватит минимального количества баллов и стажа. Проблема в том, что с каждым годом требуемое количество минимальных баллов и срок стажа повышается: С 9 лет в 2018 г., до 15 лет в 2025 г. и с 13,8 баллов в 2018 г. до 30 баллов в 2025 г., соответственно [5].

Благодаря пенсионному калькулятору на сайте ПФР, можно произвести условный расчет. Например, если женщина в 40 лет устроится в 2018 г. на работу с зарплатой 17 тыс. руб. в месяц, то она наберет требуемый стаж, но рискует не набрать 20 баллов. По данным Счетной палаты цена за балл каждый раз назначается произвольно, при этом правительство имеет право взять часть пенсии и перенаправить ее на другие статьи расходов [6].

Ведь по данным ООН и ВОЗ следует, что россияне живут меньше европейцев на 10-12 лет. Обычным гражданам России предложено работать до глубокой старости и, набрав нужные баллы и стаж, благополучно умереть, так как мужчины в РФ живут в среднем 67,5 лет [1].

По данным ВЦИОМ (всероссийский центр изучения общественного мнения) следует, что 90% россиян против планов правительства, в вопросе о повышении пенсионного возраста. Но проблема в том, что Пенсионный фонд, на протяжении нескольких лет сталкивается с нехваткой взносов трудоспособного населения. На основании данных из ПФР, на конец 2017 года дефицит данного фонда составляет более 2 трлн руб. По данным АНПФ (ассоциация негосударственных пенсионных фондов) к 2036 г. дефицит ПФР может вырасти до 6 трлн руб. [2].

На это есть три причины:

1. Из-за сокращения трудоспособного населения содержать пенсионеров попросту будет некому. По данным Росстата: «стабильность» России не компенсировала демографическую яму 90-х, рождаемость падает с каждым годом. Так как 63% Россиян не заводят более 1 ребенка, из-за нехватки денег, сообщает ВЦИОМ.

2. Низкие заработные платы, из-за низкой производительности труда. В тоже время, низкие пенсии вынуждают 1/3 пенсионеров работать еще 5-8 лет. В тоже время, доходы самых бедных россиян, которыми зачастую являются пенсионеры, в 20 раз ниже, чем доходы групп граждан с наибольшими доходами.

3. Правительство не реализовало реформу пенсионной системы, из-за заморозки накопительной части пенсии. В развитых странах накопительная часть формирует 1/3 пенсии.

Чтобы решить данные проблемы, необходимо:

1. Лишить Правительство РФ права изъятия накопительной части пенсии.

2. Запретить перенаправлять пенсионные накопления на другие расходы.

3. Повысить пенсионную грамотность населения.

Видео (кликните для воспроизведения).

На основе вышесказанного, можно сделать вывод, о том, что Пенсионный фонд имеет значительное влияние на экономику страны, так как его главная цель – обеспечение достойного уровня жизни, с помощью перераспределенных и накопительных средств. ПФР должен гарантировать достойный уровень жизни пенсионерам, вне зависимости от места их проживания. Данная тенденция стагнации пенсионной системы оказывает негативное влияние на экономику страны, что мешает ее развитию, в целом. Именно поэтому реформирование пенсионной системы является необходимым условием нынешних реалий.

Актуальные проблемы государственного пенсионного обеспечения
Оценка 5 проголосовавших: 1

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here