Господдержка сельского хозяйства литва субсидии

Предлагаем статью на тему: "Господдержка сельского хозяйства литва субсидии" с понятными комментариями и выводами. С случае возникновения вопросов и для актуализации данных на 2023 год вы можете обратиться к дежурному консультанту.

Разбор: Новые правила предоставления господдержки в сельском хозяйстве

В июле Минсельхоз разработал новые правила предоставления господдержки в сельском хозяйстве, которая должна начать работать с 2020 года. Milknews разобрал самые существенные отличия от предыдущей версии правил предоставления субсидий и выяснил, какие из них больше всего беспокоят участников молочного рынка.

19 июля на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов было опубликовано постановление Правительства РФ с поправками в госпрограмму развития сельского хозяйства. Новые правила меняют структуру и механизмы предоставления субсидий по трем направлениям: субсидии на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития АПК, субсидии на повышение продуктивности в молочном скотоводстве и субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства.

Несвязанная поддержка растениеводства

Самым важным из предлагаемых Минсельхозом нововведений является изменение несвязанной господдержки. Так, для дополнительной поддержки МСП погектарную поддержку предлагают предоставлять только производителям, которые относятся к малым предприятиям. Также малые предприятия получат поддержку на проведение комплекса агротехнологических работ и повышение уровня экологической безопасности.

Вместе с тем, в силу специфики работ, основная часть сельхозтоваропроизводителей относится к средним предприятиям, поскольку имеет штат, превышающий 100 человек. В союзе животноводов Урала сообщили, что в Свердловской области большинство предприятий не соответствует критериям, установленным в законе “О развитии малого и среднего предпринимательства”, по факту имея большее число сотрудников. Так, малые предприятия, имеющие доход до 800 млн рублей, по факту имеют не менее 650 сотрудников вместо утвержденных в законе 100 человек. В Союзмолоко считают, что оказание поддержки только малым предприятиям создаст на рынке неравные условия, поскольку большинство производителей молока не смогут получить этот вид господдержки.

В соответствии с действующими правилами несвязанной поддержки растениеводства, субсидии не предоставляются субъектам РФ, имеющим наивысшие показатели по финансовой деятельности сельхозтоваропроизводителей. В 2019 году такими регионами стали Белгородская, Воронежская, Курская, Липецкая, Тамбовская и Ростовская области, Краснодарский и Ставропольский край. В новой редакции правил подобное распределение не предусмотрено.

Кроме того, предполагается, что средства на погектарную поддержку будут предоставляться только при наличии посевных площадей, занятых зерновыми, зернобобовыми, масличными, кормовыми, овощными и техническими культурами.

Из важного: в правилах также озвучено требование к использованию семян, внесенных в Государственный реестр селекционных достижений. Каждый вид культур имеет свой регион допуска, однако в действительности они могут использоваться сельхозтоваропроизводителями, но не быть включенными в реестр из-за недостаточного объема исследований в данной местности.

Молочное скотоводство

Для поддержки молочного скотоводства предусмотрен коэффициент увеличения доли реализации и отгрузки на собственную переработку, что позволяет увеличить объем субсидии, получаемой в том или ином регионе. По проекту правил, коэффициент будет действовать в ДФО, Адыгее, Тыве, Крыму и Севастополе. Исходя из этого, 30 субъектов РФ, включая крупнейшие регионы-производители молока, не будут получать повышенную субсидию. По мнению Союзмолоко, это либо потребует увеличения региональной господдержки, либо просто сократит объемы предоставляемых средств молочным производителям.

Также обновленная редакция правил предусматривают дифференцированную ставку на 1 килограмм реализованного молока в зависимости от показателя продуктивности за предыдущий год. При этом, аналогичного разделения для регионов с разными показателями продуктивности при распределения лимита не предусмотрено. В Союзмолоко считают, что из-за такого разделения средств может просто не хватить. Повышенный коэффициент за 1 килограмм реализованного молока предусмотрен и для малых предприятий, однако основная часть молочных производителей, как и в случае с растениеводством, являются средними предприятиями.

Субсидия на 1 килограмм реализованного молока стимулирует рост производства товарного молока, потому что оно идет на переработку, однако в качестве показателя результативности использования субсидии оценивается валовое производство. В Союзмолоко предлагают рассчитывать эту меру с учетом объемов реализации и отгрузки молока на переработку.

Новая редакция правил предоставления государственной поддержки в сельском хозяйстве должна начать действовать с января 2020 года. По мнению членов Союзмолоко, в целях сохранения благоприятного инвестклимата в молочном скотоводстве, целесообразно было бы отложить изменение правил как минимум до 2022 года. Это обусловлено не только необходимостью обеспечивать продбезопасность, но и наращиванием экспорта для реализации майского указа об экспорте.

ПОПУЛЯРНОЕ

© Информационное агентство «Milknews» (2015-2019). Свидетельство о регистрации СМИ от 5 марта 2015г. ИА № ФC 77-60961, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

107078, г. Москва, Докучаев пер., дом 6, стр. 2
Тел. +7 (495) 114-51-29
E-mail:[email protected]

Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об интеллектуальной собственности. Правообладатель допускает частичное цитирование информации и информационных материалов, в объеме, не превышающем 30%, с обязательным указанием имени автора (при наличии), наименования правообладателя (ИА «Milknews») и гиперссылки на источник заимствования. Без письменного разрешения правообладателя не допускается копирование и последующее распространение размещенных на сайте материалов в полном объеме.

Читайте так же:  Срок поступления налогового вычета на счет

Субсидирование АПК в 2020 г

На 6 Воронежском форуме предпринимателей, который состоялся 22 ноября 2019 г, были озвучены новые меры государственной поддержки агропромышленного комплекса на 2020 г., а так же освещена актуальная информация о действующих мерах государственной поддержки бизнес проектов в сфере агропромышленного комплекса органами федеральной и региональной власти. Россельхоз банк выступил оператором государственной поддержки, предлагая в рамках региональных и федеральных нормативов новые, адаптированные к местным реалиям, продукты.

Краткое содержание статьи:

Факты 2019 г. по государственной поддержке АПК

  • Структура распределения средств в 2019 г.
  • Доведение средств государственной поддержки до сельхозтоваропроизводителей ЦФО
  • Освоение бюджетных ассигнований в 2019 г.
  • Что ожидается к концу 2019 г.

Государственная поддержка АПК, 2020 г.

  • Изменения в подходах предоставления субсидий с 2020 г.
  • Хеджирование и стимулирование экспорта
  • Изменения, касающиеся грантовой поддержки

Факты 2019 года по государственной поддержке АПК

Заместитель руководителя департамента аграрной политики Воронежской области Петрова Светлана Геннадьевна озвучила факты 2019 года.

В 2019 году на поддержку сельского хозяйства выделено 7 618,9 млн руб. Из них из средств ФБ – 4 962,8 млн руб., ОБ – 2 656,1 млн руб.

Структура распределения средств

  • 41% — Субсидии по инвестиционным кредитам (департаментом возмещается часть процентной ставки по старым кредитам, взятым до 1 января 2017 г)
  • 31% — Содействие достижению целевых показателей развития АПК («Единая» субсидия по 22 направлениям)
  • 9% — Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности
  • 5% — Повышение продуктивности в молочном хозяйстве, а это 356,2 млн руб
  • 5% — Особо значимые инвестиционные проекты
  • 4% — Несвязанная поддержка
  • 2% — Развитие мелиорации
  • 1% — КАПЕКСЫ
  • 1% — Техническая и технологическая модернизация
  • 1% — Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации

Доведение и освоение средств государственной поддержки до сельхозтоваропроизводителей ЦФО

Воронежская область занимает втрое место по доведению и освоению средств государственной поддержки до сельхозтоваропроизводителей ЦФО.

Обл. ЦФО Выделенный бюджет 2019, млн. руб. Освоен на ноябрь 2019, млн. руб. Освоен, %
Брянская обл. 10204,7 8483,5 83%
Воронежская обл. 6335,8 5173,3 82%
Белгородская обл. 5053,6 4028,9 80%
Липецкая обл. 3444,7 2642 77%
Курская обл. 3230,7 2309,3 71%
Тамбовская обл. 2685,6 2308,2 86%
Московская обл. 2769,9 2124,7 77%
Орловская обл. 1824,5 1586,2 87%
Рязанская обл. 1271,8 1171,4 92%
Тверская обл. 1479,6 1027,3 69%
Тульская обл. 1656,9 834,9 50%

Освоение бюджетных ассигнований в 2019 г

В настоящее время мерами господдержки воспользовались

  • 1109 сельскохозяйственных товаропроизводителей и других организаций АПК
  • 268 сельхоз организаций
  • 10 перерабатывающих организаций
  • 551 крестьянско-фермерское хозяйство и ИП
  • 278 личных подсобных хозяйств
  • 2 сельхоз кооператива

Так же Петрова Светлана Геннадьевна заявила:

Государственная поддержка АПК, 2020 г

Изменения в подходах предоставления субсидий с 2020 года

Если говорить о новых подходах, то министерством сельского хозяйства внесены изменения в программу государственной поддержки. Будет произведена консолидация основных востребованных направлений: «единая субсидия», «субсидия на повышение продуктивности в молочном скотоводстве» и «несвязанная поддержка». А затем поделены на компенсирующую субсидию и стимулирующую.

В рамках «компенсирующей» субсидии на:

  • Проведение агротехнических работ в растениеводстве – на 1 га (несвязанная поддержка)
  • Поддержка собственного производства молока – на 1 кг
  • Поддержка племенного животноводства
  • Поддержку элитного семеноводства
  • Развитие мясного животноводства
  • Поддержку сельскохозяйственного страхования

В рамках «стимулирующей» субсидии на:

  • Стимулирование производства зерновых и зернобобовых культур
  • Стимулирование производства масличных культур (за исключением рапса и сои)
  • Стимулирование производства овощей открытого грунта
  • Стимулирование продукции плодово-ягодных насаждений
  • Стимулирование производства молока
  • Развитие специализированного мясного скотоводства
  • Развитие малых форм хозяйствования

Получатели субсидий

Показатели для расчета

Сельхозтоваропроизводители, отвечающие критериям малого и среднего предприятия + повышающий коэффициент не менее 2 при проведении работ по фосфоритованию, гипсованию

Посевная площадь, занятая зерновыми, зернобобовыми, масличными (за исключением рапса и сои), кормовыми сельскохозяйственными культурами, а так же картофелем и овощными культурами открытого типа.

Сельскохозяйственные производители + повышающий коэффициент 1,3 для сельхозтоваропроизводителей, отвечающих критериям малого предприятия, и повышающий коэффициент 1,227 при средней молочной продуктивности ≥ 5000 кг

Объем реализации и (или) отгрузки на собственную переработку молока

Сельхозтоваропроизводители, включенные в перечень

Поголовье племенных животных, усл. голов

Площадь, засеваемая элитными семенами

Часть затрат на уплату страховой премии

Численность специализированного мясного скота, маточного поголовья овец и коз

«Стимулирующая» субсидия

ПРИРОСТ

Площадь закладки многолетних растений

Мероприятия в рамках «Компенсирующей» субсидии
Проведение агротехнических работ в растениеводстве – по ставке на 1 га посевной площади
Поддержка собственного производства молока
Поддержка племенного животноводства
Поддержка элитного семеноводства
Поддержка сельскохозяйственного страхования
Развитие мясного животноводства
Стимулирование производства зерновых и зернобобовых, масличных культур (за исключением рапса и сои), овощей открытого грунта
  • внесение удобрений в объеме, установленном уполномоченным органом;
  • использование семян и посадочного материала, культур, сорта или гибриды которых внесены в Государственный реестр.
Стимулирование производства молока
  • достижение уровня продуктивности сельскохозяйственных животных не ниже средней по региону
Развитие специализированного мясного скотоводства
  • достижение численности поголовья сельскохозяйственных животных, установленной уполномоченным органом
Развитие малых форм хозяйствования
  • создание рабочих мест
Стимулирование производства продукции плодово-ягодных насаждений
  • наличие проекта на закладку многолетних насаждений
  • размер площади закладки плодово-ягодных насаждений
Получатели субсидий: сельскохозяйственные производители, научные и образовательные организации, а так же организации и ИП, осуществляющие производство, первичную и последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции в рамках приоритетной подотрасли АПК региона.
Читайте так же:  Форма протокола допроса свидетеля налоговой

Изменения, касающиеся грантовой поддержки

  • Срок освоения гранта может быть увеличен, но не более чем на 6 месяцев, если будут предоставлены документы подтверждающие обстоятельства непреодолимой силы.
  • Будут увеличены суммы грантов (для мясного и молочного скотоводства с 3 млн. руб. до 5 млн. руб.).
  • Планируется ослабление обязательств по созданию рабочих мест. Если до этого говорилось о том, что получатель должен был создать новые рабочие места в году получения этих средств, но по новым правилам у него будет больше времени, то есть тот срок, который потребуется для полного освоения средств гранта.

Хеджирование и стимулирование экспорта не только крупных производителей, но и малых хозяйств

С этого года вся экспортная деятельность сельхозтоваропроизводителей будет субсидироваться так же, как в предыдущие года субсидировалась посевная и покупка автотехники. Это сделано для того, чтобы, когда на внутреннем рынке складывалась низкая цена и очень хороший урожай, хозяйственники не теряли деньги, не испытывали сложностей с возвратом кредитных средств, и продукция российского производства могла быть конкурентоспособной на экспортном рынке.

Россельхоз банк озвучил акцию – практически бесплатная вся документация по экспортной деятельности. Валютные паспорта, конверсии и прочие, сопутствующие этой сделке, процедуры для российских экспортеров будут бесплатными. Для того, чтобы наши фермеры имели возможность вывозить свой товар по тем ценам, которые будут всем выгодны.

Субсидии сельскохозяйственным потребительским кооперативам на возмещение части затрат на развитие материально-технической базы 03.05.2018

Перечень имущества в целях передачи члену кооператива

Опубликован: 09.12.2019 12:03:32, Виктор Гайдар;
Обновлён: 09.12.2019 12:04:24, Виктор Гайдар

Перечень имущества в целях передачи члену кооператива

Опубликован: 09.12.2019 12:03:31, Виктор Гайдар

Соглашение о предоставлении субсидий

Опубликован: 25.11.2019 16:52:43, Виктор Гайдар;
Обновлён: 25.11.2019 17:08:48, Виктор Гайдар

Телеграмма о начале приема документов

Опубликован: 22.11.2019 17:26:50, Виктор Гайдар;
Обновлён: 22.11.2019 17:27:35, Виктор Гайдар

Реестр закупленной с/х продукции

Видео (кликните для воспроизведения).

Опубликован: 22.11.2019 15:52:58, Виктор Гайдар;
Обновлён: 22.11.2019 15:53:38, Виктор Гайдар

Опубликован: 21.11.2019 19:10:34, Виктор Гайдар;
Обновлён: 21.11.2019 19:10:40, Виктор Гайдар

Опубликован: 21.11.2019 19:10:05, Виктор Гайдар;
Обновлён: 21.11.2019 19:10:08, Виктор Гайдар

Опубликован: 21.11.2019 19:09:27, Виктор Гайдар;
Обновлён: 21.11.2019 19:09:30, Виктор Гайдар

Приказ министерства № 474 от 21.11.2019

Опубликован: 21.11.2019 19:05:13, Виктор Гайдар

ПОРЯДОК предоставления субсидий

Опубликован: 14.11.2019 12:55:42, Виктор Гайдар;
Обновлён: 14.11.2019 12:57:06, Виктор Гайдар

Полезные ссылки

Министерство сельского хозяйства
и перерабатывающей промышленности

Государственная программа Краснодарского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» в 2019 году 03.05.2018

В 2019 году на территории Краснодарского края продолжает свое действие государственная программа Краснодарского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» с объемом финансирования за счет средств федерального и краевого бюджетов – 8170,4 млн. рублей (федеральный бюджет – 4157,1 млн. рублей, краевой бюджет – 4013,3 млн. рублей).

В рамках государственной программы в 2019 году осуществляться господдержка практически по тем же направлениям, что и в 2018 году, а также дополнительно будет оказываться государственная поддержка сельскохозяйственного страхования.

1. Подпрограмма «Развитие отраслей агропромышленного комплекса»

  • поддержание доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе:
    • субсидии на повышение продуктивности крупного рогатого скота молочного направления – 662,6 млн. руб.;
    • субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства – 370,6 млн. руб.

На содействие достижению целевых показателей («единую» субсидию) предусмотрено финансирование в объеме 2953,3 млн. руб. Единая субсидия включает в себя следующие направления господдержки:

субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям на:

  • содержание товарного маточного поголовья крупного рогатого скота мясных пород – 60,1 млн. руб.,
  • поддержку племенного животноводства – 213,3 млн. руб.,
  • предоставление субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям на возмещение части затрат на приобретение племенного молодняка сельскохозяйственных животных (за исключением приобретенных по импорту) – 90,0 млн. руб.,
  • возмещение части затрат на закладку и уход за виноградниками –714,1 млн. руб.,
  • возмещение части затрат на приобретение элитных семян – 101,8 млн. руб.,
  • возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними плодовыми и ягодными насаждениями – 602,1 млн. руб.,
  • возмещение части затрат на услуги по подаче и отводу воды на посевы риса – 240,0 млн. руб.,
  • предоставление субсидий сельскохозяйственным товаропроиз-водителям на возмещение части затрат на уплату страховой премии, начисленной по договору сельскохозяйственного страхования в области растениеводства – 334,5 млн. руб.,
  • предоставление субсидий сельскохозяйственным товаропроиз-водителям на возмещение части затрат на уплату страховой премии, начисленной по договору сельскохозяйственного страхования в области животноводства – 5,0 млн. руб.

1) предоставление грантов:

на поддержку одного начинающего фермера для разведения крупного рогатого скота мясного или молочного направлений, для ведения иных видов деятельности в области производства сельскохозяйственной продукции – 110,0 млн. руб.,

на развитие семейных животноводческих ферм для разведения крупного рогатого скота мясного или молочного направлений, для ведения иных видов деятельности – 212,4 млн. руб.,

Читайте так же:  Перерасчет пенсии для женщин имеющих детей

на развитие материально-технической базы сельскохозяйственным потребительским кооперативам – 270,0 млн. руб.

Кроме того, в рамках данной подпрограммы предусмотрены мероприятия, реализуемые за счет средств краевого бюджета:

предоставление субсидий субъектам агропромышленного комплекса на развитие садоводства (возмещение части затрат на раскорчевку садов в возрасте не более 30 лет, установку шпалеры в садах интенсивного типа, приобретение систем капельного орошения садов, развитие инфраструктуры питомниководства, проведение селекционных мероприятий, техническое перевооружение, а также на приобретение и установку противоградовой сетки в садах интенсивного типа) – 7,8 млн. руб.

предоставление грантов крестьянским (фермерским) хозяйствам, осуществляющим свою деятельность не менее 12 месяцев с даты регистрации, на закладку садов интенсивного типа» с объемом финансирования – 101,2 млн. руб.,

предоставление грантов начинающим сельскохозяйственным потребительским кооперативам на развитие материально-технической базы, осуществляющим свою деятельность не более 12 месяцев с даты регистрации в объеме – 152,2 млн. руб.,

предоставление субсидии субъектам агропромышленного комплекса, обеспечивающим развитие чаеводства (возмещение части затрат на уход (включая омолаживающую обрезку) за чайными плантациями, приобретение систем капельного орошения чайных плантаций) – 26,6 млн. руб.,

предоставление субвенций бюджетам муниципальных образований на осуществление отдельных государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства в Краснодарском крае в части предоставления субсидий гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, крестьянским (фермерским) хозяйствам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в области сельскохозяйственного производства – 487,5 млн. руб.,

2. Подпрограмма «Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе» с объемом финансирования за счет средств федерального и краевого бюджетов – 787,4 млн. руб., в рамках которой предусмотрена реализация мероприятия – предоставление субсидий на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) в агропромышленном комплексе.

3. Подпрограмма «Устойчивое развитие сельских территорий»

в рамках данной подпрограммы предоставляется государственная поддержка в объеме – 309,7 млн. рублей,

улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, предоставление социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, молодым семьям и молодым специалистам, проживающим в сельской местности – 94,8 млн. руб.;

развитие социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности, входят мероприятия по развитию газо- и водоснабжения, фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врача общей практики, плоскостных спортивных сооружений – 156,7 млн. руб.

4. Подпрограмма «Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель в Краснодарском крае» – предусмотрен объем финансирования в объеме 179,0 млн. руб., в том числе 136,0 млн. рублей – федеральный бюджет, 43,0 млн. рублей – краевой бюджет, в рамках которой запланировано оказание господдержки в виде возмещения части затрат на строительство, реконструкцию и техническое перевооружение мелиоративных систем общего и индивидуального пользования и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, принадлежащих сельскохозяйственным товаропроизводителям на праве собственности или переданных им в пользование в установленном порядке.

5. Подпрограмма «Развитие рыбохозяйственного комплекса Краснодарского края» – предусмотрено финансирование за счет средств краевого бюджета в объеме 30,5 млн. рублей, на предоставление субсидий целях возмещения части затрат на производство рыбопосадочного материала и товарной рыбы, на добычу (вылов) водных биоресурсов и на производство товарно-пищевой рыбной продукции и на приобретение рыбоперераба-тывающего оборудования.

ЕС тратит треть годового бюджета на поддержку агросектора

Спорный вопрос

Объем господдержки сельского хозяйства России был одной из главных тем переговоров вокруг вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Начиная переговоры о присоединении к ВТО, Россия определила объем поддержки сельского хозяйства в $89 млрд, но в ходе переговоров планка была понижена сначала до $36 млрд, позднее – до $16 млрд. На момент вступления России в ВТО она определена в $9 млрд, а к 2017 г. должна быть снижена до $4,4 млрд.

«Я помню, как встречался с производителем вина из Грузии. Он хотел поставлять во Францию свою продукцию, но цена, которая у него получалась на полке, – 11 евро за бутылку. И я сказал ему: вы не сможете конкурировать в стране, где бутылку добротного совиньона можно купить за 3,50», – вспоминает директор по континентальной Европе министерства иностранных дел Франции Эрик Фурнье. Говоря о российском сельском хозяйстве и пищевой промышленности, он соглашается: в Европе о них знают мало. «Около трети энергоресурсов, потребляемых Францией, – российского происхождения, но из товаров народного потребления на ум первыми приходят бренды [чая] Kusmi и [пива] «Балтика 7», – делится своими впечатлениями дипломат (правда, оба этих бренда – российские довольно условно: основанную в конце XIX в. Павлом Кузьмичевым марку Kusmi в начале 2000-х выкупили французские бизнесмены, а «Балтика» принадлежит датской Carlsberg). И дело, утверждает Фурнье, не в заградительных мерах Евросоюза, а в конкурентных условиях, в которых продукция российских сельхозпроизводителей оказывается менее востребованна, чем местных.

«Секрет конкурентоспособности европейских производителей в том, что они готовы работать на низкой марже. Это становится возможно благодаря отсутствию серьезных бюрократических преград на всех уровнях», – считает чиновник французского МИДа. При этом Фурнье не отрицает, что Европа тратит на поддержку очень много ресурсов.

Евросоюз поддерживает локальный агросектор через Единую сельскохозяйственную политику (ЕСХП, Common Agricultural Policy) – принятую еще в 1957 г. систему развития сельского хозяйства в Европе. Основные инструменты ЕСХП – это импортные пошлины, квотирование импортных поставок, поддержание цен за счет государственных интервенций, квоты на производство и налоги за неиспользование земель. Постепенно Европа уходила от поддержки рыночной цены или субсидирования отдельных сегментов агросектора к простым погектарным субсидиям, объясняя, что все остальное – не рыночные механизмы. Так что сейчас основной инструмент европейской агрополитики – прямые субсидии фермерам, привязанные к площади возделываемой земли. Какие культуры выращивать и по какой цене продавать свои товары, фермер решает сам, опираясь на рыночную конъюнктуру и сложившиеся цены.

Читайте так же:  Пенсионное обеспечение государственное и негосударственное

Сколько тратят

Поддержка сельского хозяйства занимала около 70% расходной части бюджета Евросоюза в 80-х, до 50% – в 90-х и продолжает снижаться. В 2009 г., например, Европа потратила на поддержку сельского хозяйства 57 млрд евро, или примерно 41% от 140-миллиардного бюджета ЕС. В пересчете на площадь сельхозугодий в Европе получается, что господдержка составила около 325 евро на 1 га обрабатываемой земли. Дополнительно страны ЕС поддерживают локальных производителей из национальных бюджетов – еще примерно на 80 евро на гектар сельхозугодий. Таким образом, общая бюджетная поддержка в странах ЕС в 2009 г. составила 405 евро на 1 га угодий, подсчитал академик Россельхозакадемии Болюс Пошхус.

Крупнейшие получатели средств по линии ЕСХП – Франция (на нее, по данным BBC, приходится около 17% выплат), Германия и Испания (примерно по 13% каждая), Италия (около 11%) и Великобритания (около 7%). В среднем одно хозяйство получает около 12 200 евро субсидий в год, но выплаты на гектар возделываемых угодий разнятся от 527 евро в Греции до 89 евро в Латвии (субсидии для новых членов Евросоюза значительно меньше). Франция в 2009 г. потратила на аграрный сектор и развитие села в общей сложности 12,2 млрд евро, из них 5,7 млрд евро – средства из бюджета Евросоюза.

Сельское хозяйство – одна из важнейших производственных отраслей Евросоюза. Во Франции она генерирует 150 млрд евро товарооборота, в отрасли работает 500 000 человек, рассказывает начальник межведомственного совета по вопросам промышленности и АПК Алан Бергер. Франция, по его словам, экспортирует сельхозпродукции ежегодно на 40 млрд евро и внешнеторговый баланс по продуктам питания и сельхозсырью у страны положительный – профицит на уровне 8 млрд евро, хотя внешнеторговый дефицит страны составляет примерно 70 млрд евро.

«Почему Евросоюз и Франция так много инвестируют сейчас в развитие сельского хозяйства? Мировой спрос на продукты питания растет, и Франция хочет отвечать на эти потребности», – замечает Бергер. Поэтому, добавляет он, Франция не только кредитует своих производителей (общий объем кредитов, выданный государственным сельхозбанком Франции, превысил 42 млрд евро), но и помогает своим фермерам со сбытом продукции – например, на уровне министерства сельского хозяйства действует комитет по вопросам экспорта в Азию, где сейчас самый высокий спрос на продукты питания. Комитет занимается урегулированием вопросов экспорта, согласования фитосанитарных требований и соблюдения прав интеллектуальной собственности.

В 2011 г. Евросоюз направил на прямые выплаты фермерам 42,5 млрд евро, 3,34 млрд евро – на интервенции и поддержание цены на некоторые сельхозтовары, еще 353 млн и 254 млн евро пошли, соответственно, на развитие ветеринарии и фитосанитарного контроля.

Для сравнения: общий бюджет России на 2011 г. составил 10,9 трлн руб., из которых на оборону потрачено 1,5 трлн руб., на национальную безопасность – 1,26 трлн руб., на дорожную инфраструктуру – 349,5 млрд руб. На поддержку сельского хозяйства Россия в 2011 г. выделила из федерального бюджета 149,7 млрд руб. (около 1,4% расходов федерального бюджета), или около 3,7 млрд евро. Из этой суммы на сохранение и восстановление плодородия почв направлено 11,0 млрд руб., на социальное развитие села – 7,7 млрд руб., на поддержку животноводов – 10,7 млрд руб., на госинтервенции на рынках сельхозпродукции – 6,1 млрд руб. Основная же часть денег, 80,3 млрд руб., пошла на субсидирование процентных ставок по кредитам для аграриев.

Разница в цене

Разные подходы к финансированию агросектора выливаются в разницу цен на сельхозтовары. В России, по данным Минсельхоза, по итогам февраля отпускные цены производителей на говядину I категории выросли на 4,1% с начала года и на 10% – по сравнению с февралем год назад до 262,5 руб./кг (примерно 6,55 евро за 1 кг).

Французский фермер Пьер Аиролди, специализирующийся на выращивании коров породы белая аквитанская в департаменте Джерс, продает их на мясо по цене 4,60 евро за 1 кг. Телка белой аквитанской породы весит 700–800 кг и ест в день 15 кг сена и 1,5 кг концентрированной кормовой смеси, рассказывает Аиролди. «В этом году я вынужден был поднять отпускную цену на 0,30 евро за 1 кг (в прошлом году он продавал туши по 4,30 евро за 1 кг) – подорожали бензин, удобрения, пленка для упаковки стогов и много еще чего», – делится он. За вычетом издержек после продажи мяса его прибыль составляет примерно 0,20 евро с 1 кг. Мясо фермер продает местному кооперативу, который затем его реализует.

Читайте так же:  С какого дня начинается выплата алиментов

Фермер получает субсидии – 225 евро на голову скота (в расчет идут телки) в год и погектарные – на выращивание кормов (их сумму он не называет), но этого недостаточно для безбедной жизни. В хозяйстве, где живет в среднем 200 племенных коров, Аиролди работают вдвоем – отец и сын. «Работников мы нанять можем только временных – в сезон уборки урожая и заготовки кормов. В остальное время не можем себе позволить – вот и работаем вдвоем», – признается он.

В бюджете Евросоюза на 2012 г. (его общий размер – 144,46 млрд евро) на поддержку сельского хозяйства и развитие сельских территорий заложено 58,58 млрд евро, в том числе 40 млрд евро – на прямые выплаты фермерам и 14 млрд евро – на развитие сельских территорий. При том что на развитие транспорта Евросоюз потратил 1,6 млрд евро, на поддержку научных исследований – 5,4 млрд евро, на культуру и образование – 2,69 млрд евро. Сопоставимые с сельским хозяйством расходы у Евросоюза только на региональное развитие (42 млрд евро в 2012 г.) – Regional Policy, программу государственных инвестиций для создания новых рабочих мест, сокращения отставания менее развитых регионов, развития инфраструктуры и привлечения частных инвестиций. В течение 2007–2013 гг. Евросоюз планирует потратить на эти цели около 347 млрд евро, говорится на сайте Еврокомиссии.

Расходы Евросоюза на сельское хозяйство продолжают снижаться – уже в 2013 г. их доля в бюджете должна снизиться до 33,1% (см. таблицу), вместе с тем меняются и условия получения прямых субсидий. С 2013 г. фермеры, внедряющие новые, более экологичные технологии производства, будут получать дополнительные субсидии.

Гектар как мера помощи

После вступления в ВТО (см. врез) Россия тоже решила дополнить существующий набор мер господдержки погектарными субсидиями. Такая мера поддержки широко применяется в рамках ВТО и относится к зеленой корзине. Сельхозпроизводители получат «погектарную» господдержку с 2013 г. при условии страхования урожая, предложил глава Минсельхоза Николай Федоров. Также сельхозпроизводителю необходимо представить справку о постановке на налоговый учет и взять на себя обязательство работать на этой территории еще как минимум три года начиная с первого платежа субсидии. «Погектарная» поддержка отрасли предусмотрена новым этапом реализации госпрограммы развития АПК на 2013–2020 гг. За данный период на эти цели планируется направить 267,2 млрд руб. Но и основной инструмент действовавшей агрополитики России – субсидирование процентных ставок – сохранится (подробнее см. стр. В7).

У европейских фермеров тоже есть льготы по кредитам. На закупку новой сельхозтехники они могут привлекать средства под 3–4% годовых, на покупку земли – примерно под 7% годовых, говорит фермер из Джерса Сандрин Беге. У нее на семейной ферме несколько тысяч уток, которых откармливают для фуа-гра. «Мы получаем субсидии на возделывание земли, на выращивание кормов, но специально на птицу – нет», – уточняет она. Фуа-гра на местном рынке стоит около 30 евро за 1 кг (печень одной утки весит 400–500 г), утиное мясо – около 3 евро за 1 кг. Переработка значительно повышает отпускную цену – консервированная фуа-гра стоит уже 60–90 евро за 1 кг, рассказывает Беге.

Число частных фермерских хозяйств, семейных ферм в Европе неуклонно снижается – рентабельность мелких хозяйств все же ниже, чем крупных промышленных предприятий, и тут государственная поддержка не помогает, говорит генеральный директор института AgroParisTech Жиль Тристрам. Около 6% выпускников его института открывают собственные фермы или выкупают существующие, еще примерно 30% выпускников идут работать в агросектор на существующие сельхозпредприятия в качестве наемных работников. Большинство же выпускников работают не по профилю.

«Борьба за высокое качество сельхозпродукции в Евросоюзе приводит к тому, что отрасль стала сильно зарегулированной – фермеру необходимо получать огромное число сертификатов и постоянно подтверждать соответствие ветеринарным требованиям на всех ступенях производства. Причина заключается в том, что мало фермеров продают свою продукцию конечному потребителю. Товар проходит по длинной цепочке, в которой ни одно звено не хочет брать на себя полную ответственность за качество. Это приводит к такому усилению регулирования на первом этапе», – объясняет директор AgroParisTech.

Видео (кликните для воспроизведения).

Конкуренция сильна и внутри Евросоюза, жалуется Бергер. Например, Франция с ее высокими налогами и относительно высокой минимальной зарплатой (около 2000 евро до налогов) находится не в одинаковых условиях с Португалией или Грецией, где социальные налоги ниже и наемный работник обходится значительно дешевле. «Поэтому французские фермеры стараются конкурировать не столько в сфере цены, сколько в области качества. И поэтому в Евросоюзе страны стараются специализироваться на тех сегментах, в которых могут получить наибольшую эффективность», – говорит чиновник.

Господдержка сельского хозяйства литва субсидии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here