Налог на имущество организаций история

Предлагаем статью на тему: "Налог на имущество организаций история" с понятными комментариями и выводами. С случае возникновения вопросов и для актуализации данных на 2020 год вы можете обратиться к дежурному консультанту.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИМУЩЕСТВА В РОССИИ

аспирант, Дальневосточный Федеральный университет,

РФ, г. Владивосток

HISTORY OF DEVELOPMENT OF PROPERTY TAXATION IN RUSSIA

Svetlana Hon

рostgraduate student, Far Eastern Federal University,

АННОТАЦИЯ

Развитие имущественного налогообложения в России начинается с 14 века, предпосылки к нему были еще ранее. Налоги на имущество имеют важное значение, ввиду размера занимаемой территории. Для того, чтобы реформировать систему налогообложения важно знать этапы исторического развития. Анализ развития покажет, каким путем происходило становление современной системы.

ABSTRACT

The development of property taxation in Russia begins with the 14th century, the prerequisites for it were even earlier. Taxes on property are important, because of the size of the occupied territory. In order to reform the taxation system, it is important to know the stages of historical development. Analysis of development will show how the formation of a modern system is taking place.

Ключевые слова: имущество, налог, недвижимость, земля, налоговая система, налогообложение имущества

Keywords: рroperty, tax, real estate, land, tax system, property taxation

В русском законодательстве термин недвижимого имущества впервые был упомянут в 1397г. в Псковской судной грамоте, в которой имущество было разделено на движимое(живот) и недвижимое (отчина). Сам термин был введен Петром I в указе «О порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах»(1714г). К недвижимому имуществу тогда относились земля и дома, лавки, а также полезные ископаемые и некоторые строения.

Налоги на землю изначально занимали центральной место в налоговой системе. В Киевской Руси единицей налогообложения являлись дым – это количество печей в хозяйстве, орудия для пахотных работ и количество пашни. База налогообложения определялась измерением земли и обложением ее по количеству. Единицей измерения являлась соха.

В 12-13 веках налогом стал натуральный оброк, то есть продуктовые или денежные платежи, выплачиваемые феодально-зависимыми крестьянами в качестве ренты. Натуральный оброк мог включать различные сельскохозяйственные продукты, а также ремесленные изделия.[1].

Но довольно скоро из-за несправедливости обложения земли по ее количеству, метод был заменен на классификацию по плодородности земли. На этой основе в древней Руси различали соху доброй и соху худой (плохой) земли. Иным способом разделяли землю на десятины. Десятина – это русская единица земельной площади до введения метрической системы мер, примерно равна 1,09 гектара [2]. Земельный налог взимался не только по качеству и количеству земли, но и исходя из того, каким социальным статусом обладал налогоплательщик.

В 17 веке число налогоплательщиков расширилось в связи с изменением посошного налогообложения на подворное. Такое налогообложение являлось более простым, уровень коррупции снизился и было легче определять сумма уплачиваемого налога.

Принятое в 1649г. Соборное уложение стало официальным документом, который регулировал земельные и податные отношения, он содержал в себе правовые нормы, регулирующие сбор и уплату налогов.

Особое значение в становлении налоговой системы занимают реформы Петра I. Во времена его правления налоговое бремя существенно повысилось за счет увеличения количества и объема налогов. Во второй половине 19 века система налогообложения имущества становилась все более развитой, был издан свод указов о податях и сборах, установлен порядок их взимания. Роль земельного налога усиливалась, сумма собранных за счет данного налога средств в совокупности с остальными позволили ликвидировать дефицит бюджета.

В 19в. законе о замене подушной подати подворным налогом закреплено значение налога с земли как «Капитал известной ценности, которая может быть обложена непосредственно по своему качеству и доходности».

Значение земельного налога в формировании бюджета усиливалось в связи с тем, что:

  1. Было большое количество налогоплательщиков (крестьян);
  2. Изменился статус крестьян, объединение их в единое сословие, облагаемых данным видом налога;
  3. Увеличением размера налога.

C установлением советской власти налоговая система страны была реформирована. Экономические и политические условия были сложные, население не желало платить налоги, некоторые искали пути уклонения от налогов. Результатом стало снижение поступления от налогов в бюджет страны. Все это усугубляло положение страны, государственные предприятия не финансировались, поэтому органами власти использовался метод контрибуций с капиталистических элементов. На VI съезде РСДРП, в случае прихода к власти большевиков планировалось преобразование налоговой системы. Изменения касались поимущественных и подоходных налогов, налог на прирост имущества, предметы роскоши, а также предполагалось усиление контроля за уплатой налоговых платежей, соблюдением налоговой дисциплины.

В СССР многие результаты дореволюционного гражданского права не были использованы. Оперировали понятием «Основные фонды», которое обозначало предметы производственного и непроизводственного назначения, функционирующие на протяжении нескольких лет и не теряющих своих качеств, земля в то время не учитывалась. термин «Недвижимость» законодательно был закреплен только в 1994г.

В советское время использовался только затратный метод оценки недвижимости. В дальнейшем, в связи с переходом к рыночным отношениям недвижимость стала товаром и возникла необходимость ее оценивать.

Первым этапом реформирования системы стало обязательное взыскание старых налогов: подоходного, налога на прибыль и временного налога на прирост прибылей. Налоги должны были уплачиваться своевременно, нарушение срока уплаты предусматривало использование санкций в виде конфискации имущества. В первые месяцы после переворота не был установлен порядок взимания, с помощью которого можно было бы обеспечить взыскание налогов с буржуазии, поэтому контролировалось налогообложением местным Советом.

После октябрьской революции поземельный налог и налог с городского недвижимого имущества по-прежнему уплачивались. Соответствующими законами (декретами) взимание данных налогов было продлено на 1918 г [3].

Несмотря на все меры, налоговых доходов по-прежнему не хватало на покрытие дефицита. Совнарком в конце 1917г. открыл в Государственном банке кредит для выделения средств городам и земствам на их нужды. С помощью контрибуций с капиталистических элементов было собрано большое количество средств, которых также не хватало для достаточного обеспечения государства. Проблема заключалась в том, что применение контрибуций хоть и обеспечивала на краткое время денежными средствами, но эти поступления были нерегулярными.

Читайте так же:  Актуальные проблемы государственного пенсионного обеспечения

При переходе к устойчивой налоговой системе возможно было планировать предполагаемые поступления от налогов, а также применить меры по увеличению налоговых поступлений. Но для этого необходимо было вести систематический учет имущества налогоплательщиков.

В начале 1920х годов налоги на имущество перестали играть определяющую роль, предпочтение отдавалось подоходным налогам, как самой эффективной мере пополнения бюджета государства. Также увеличить доход в бюджет пытались введением единовременного чрезвычайного революционного налога, натурального налога в виде части сельскохозяйственной продукции.

Новая экономическая политика 1921г. была направлена на прямое налогообложение имущества и доходов. Такой курс был выбран в связи с попыткой ограничения накоплений населением, а также для выполнения фискальной функции.

Введение промыслового налога стало первым показателем ориентирования налоговой политики в пользу подоходного и поимущественного налогообложения.

В 1923 году был введен подоходно-поимущественный налог, который заменил общегражданский налог. Налог взимался с горожан и юридических лиц, занимающихся торгово-промышленной деятельностью. Уровень поимущественного налогообложения по мере роста размера имущества.

Использование рыночной стоимости объекта недвижимости впервые было предложено в проекте закона 2004г [4]. Первое чтение законопроекта прошло в июне 2004г.

Начиная с 2008г. Правительством РФ заложено направление деятельности органов власти на создание условий полноценного налогообложения объектов недвижимого имущества, в том числе и создания рационального механизма оценки данных объектов [5].

Современный порядок налогообложения имущества организаций регламентирован главой 30 НК РФ «Налог на имущество организаций» [6]. Налог является региональным, аккумулируемые им средства расходуются на нужды субъектов страны. Объектом налогообложения признаются движимое и недвижимое имущество организаций, учитываемых как основные средства. В качестве налоговой базы принимаются среднегодовая или кадастровая стоимости имущества [7] .

Список литературы:

Когда возникает налог на имущество?

Статьей 374 НК РФ установлено, что объектами налогообложения налогом на имущество организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Таким образом, налоговые последствия зависят в первую очередь от правил бухгалтерского учета, которые не всегда дают однозначный ответ на вопрос: когда возникает объект основных средств?

Мнение официальных органов

Минфин России (см., в частности, письма Минфина России от 3 марта 2009 г. N 03-05-05-01/15, от 9 августа 2006 N 03-06-01-04/154, от 6 сентября 2006 г. N 03-06-01-02/35) неоднократно высказывал мнение, что объекты капитального строительства включаются в состав основных средств при соблюдении следующих условий:

— сформирована первоначальная стоимость объекта;

— объект введен в эксплуатацию;

— поданы документы на государственную регистрацию права собственности.

Соответствие указанным условиям, по мнению Минфина России, однозначно квалифицирует имущество в качестве объекта основных средств в соответствии с п. 4 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утв. приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н.

Тем не менее указанные разъяснения не ликвидировали противоречия в толковании методологии бухгалтерского учета, в которой вынуждены были разбираться арбитражные суды.

Противоречивая позиция судов

Противоречивая позиция судов различных инстанций послужила поводом для рассмотрения конкретного налогового спора Президиумом ВАС РФ 16 ноября 2010 г.

Обстоятельства рассмотренного Президиумом ВАС РФ дела таковы:

— налоговый орган доначислил налогоплательщику налог на имущество организаций, поскольку счел, что налогоплательщиком в отношении законченного строительством гостинично-административного комплекса, по которому было получено разрешение на ввод в эксплуатацию и зарегистрировано право собственности, неправильно был определен должный момент постановки на учет в качестве объекта основных средств (право собственности было зарегистрировано 16 июля 2007 г., однако приказ руководителя налогоплательщика о вводе комплекса в эксплуатацию был издан 29 декабря 2007 г.); инспекция, доначисляя налог на имущество, исходила из необходимости постановки спорного объекта недвижимости на учет как основного средства в июле 2007 года, ввиду наличия у него признаков, определенных пунктом 4 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утв. приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н;

— налогоплательщик оспорил решение налогового органа и нашел поддержку в суде первой инстанции и в апелляционном суде, однако суд кассационной инстанции судебные акты отменил и направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции;

— при новом рассмотрении суд первой инстанции признал решение налоговой инспекции недействительным, исходя из того, что одним из определенных ПБУ 6/01 условий отнесения объекта к основным средствам является способность объекта приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем, однако при строительстве объектов недвижимости это условие не может толковаться как допускающее признание в качестве основных средств таких объектов, в отношение которых еще необходимо осуществление дополнительных капитальных вложений для доведения их до состояния готовности и возможности эксплуатации; факт регистрации права собственности на законченный капитальным строительством объект недвижимости сам по себе не означает соответствие этого объекта названному условию; поскольку после регистрации права собственности налогоплательщиком были осуществлены значительные капитальные вложения, связанные с проведением отделочных работ, строительство корпуса здания и последующая его внутренняя отделка должны рассматриваться как единый процесс создания гостинично-административного комплекса, по завершению которого только и возникает объект, отвечающий признакам основного средства;

— суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, исходил из того, что доведение объекта до состояния, пригодного к использованию в запланированных целях, прямо не предусмотрено ПБУ 6/01 в качестве условия признания соответствующего актива основным средством; кроме того, пункты 3.2.1, 3.2.2 Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций от 30 декабря 1993 г. N 160 (утверждено Минфином России), регламентируя вопросы учета законченного строительства, также не устанавливают подобного условия для признания законченного строительством объекта в качестве основного средства.

Читайте так же:  Налог на доход от профессиональной деятельности

— суд кассационной инстанции согласился с позицией суда апелляционной инстанции и признал правоту налогового органа.

Правовая позиция Президиума ВАС РФ

Окончательно точку в налоговых спорах относительно момента возникновения обязанности по уплате налога на имущество по законченным строительством объектам поставил Президиум ВАС РФ в Постановлении от 16 ноября 2010 г. N 4451/10: строящийся объект недвижимости подлежит признанию как объект основных средств с момента доведения его до состояния готовности и возможности эксплуатации.

Таким образом, пока у объекта не сформирована до конца первоначальная стоимость (с учетом затрат по доведению объекта до состояния, пригодного к использованию) и он не способен приносить доход, он не может квалифицироваться в бухгалтерском учете в качестве объекта основных средств и, как следствие, как объект обложения налогом на имущество.

Александр Медведев, член научно-экспертного совета Палаты налоговых консультантов

Налог на имущество организаций

Налог на имущество организаций — важнейший налог в системе имущественного налогообложения в РФ. налог на имущество организаций включается в группу региональных налогов, является прямым и пропорциональным. это важный финансовый рычаг влияния на результаты хозяйственной деятельности организаций и источник финансирования бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. цель введения данного налога — создание заинтересованности у организации в эффективном использовании своего имущества, освобождении от ненужного имущества.

Налог на имущество организаций устанавливается гл. 30 НК РФ и вводится на соответствующей территории законами субъектов РФ. Законодательные (представительные) органы субъекта Федерации имеют право устанавливать следующие элементы налогообложения: налоговую ставку в пределах, определенных НК РФ; порядок и сроки уплаты налога; форму отчетности по налогу; налоговые льготы и основы для их использования налогоплательщиком.

Плательщики налога. К плательщикам налога на имущество организаций относятся:

· иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства или имеющие в собственности недвижимое имущество на территории РФ.

Не являются плательщиками налога на имущество организаций:

· юридические лица, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход;

· субъекты малого предпринимательства, перешедшие на упрощенную систему налогообложения.

Объекты обложения налогом на имущество организаций представлены на схеме.

Для признания имущества объектом основных средств необходимо одновременное выполнение ряда условий:

· применение в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев;

· стоимость актива не менее 10 000 руб.;

· использование в производстве продукции при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;

· способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Не признается объектом налогообложенияземля.

Налоговая база. Налоговой базой по налогу на имущество выступает среднегодовая стоимость имущества, рассчитанная с учетом начисленного износа, рассчитанного по нормам амортизационных отчислений по стандартам бухгалтерского учета.

Среднегодовая (средняя) стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый (отчетный) период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и 1-е число следующего за налоговым (отчетным) периодом месяца, на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу (п. 4 ст. 376 НК РФ).

Пример 6.9. Нужно рассчитать налог на имущество за I квартал 2009 г. Организация приобрела и ввела в эксплуатацию 15 декабря 2008 г. объект основных средств стоимостью 12 000 руб. Срок полезного использования данного объекта — 10 лет. Метод начисления амортизации линейный. На 1 января 2009 г. объект основных средств числился на балансе организации по стоимости 12 000 руб. Для определения размера налога на имущество нужно рассчитать стоимость имущества на начало каждого месяца отчетного периода за вычетом начисленной амортизации.

Ежемесячная сумма амортизационных отчислений равна 100 руб. (12 000 руб.: 10 лет : 12 мес.). Следовательно, остаточная стоимость объекта основных средств составила:

· на 1 февраля 2009 г. — 11 900 руб. (12 000 руб. — 100 руб.);

· на 1 марта 2009 г. — И 800 руб. (12 000 руб. — 200 руб.);

· на 1 апреля 2009 г. — 11 700 руб. (12 000 руб. — 300 руб.). Среднегодовая стоимость имущества за квартал составила 11 850 руб. [(12 000 руб. + 11 900 руб. + 11 800 руб. + 11 700 руб.): 4].

Сумма налога, начисленного за I квартал 2009 г., соответственно равна 261 руб. (11 850 руб. х 2,2% : 100%).

Следует обратить внимание на особенности определения налоговой базы по налогу в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), которые заключаются в том, что имущество, переданное для осуществления совместной деятельности, остается на балансе у передавшей организации, соответственно обязанность по уплате налога остается за этой организацией, а лицо, на которое возложена обязанность ведения общих дел, должно сообщить об изменении стоимости объекта основных средств не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (ст. 377 НК РФ).

Имущество, переданное в доверительное управление, а также имущество, приобретенное в рамках договора доверительного управления, подлежит налогообложению (за исключением имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд) у учредителя доверительного управления (ст. 378 НК РФ).

Ставки налога. Существуют следующие ставки налога на имущество организаций.

Предельная ставка налога на имущество, определенная НК РФ, составляет 2,2%. Субъект РФ при установлении на своей территории налога имеет право дифференцировать налоговые ставки от 0 до 2,2% в зависимости от категории налогоплательщиков и (или) имущества, являющегося объектом налогообложения.

Читайте так же:  Где взять заявление на возврат налога

От уплаты налога освобождаются следующие категории налогоплательщиков:

· организации и учреждения уголовно-исполнительной системы — в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций;

· религиозные организации — в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности;

· общероссийские общественные организации инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, — в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности;

· организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а доля в фонде оплаты труда — не менее 25%, — в отношении земельных участков, используемых ими для производства и реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, Утверждаемому Правительством РФ);

· учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, — в отношении имущества, используемого ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;

· организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, — в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями;

· организации — в отношении объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения в установленном законодательством РФ порядке;

· организации — в отношении ядерных установок, используемых для научных целей, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов;

· организации — в отношении ледоколов, судов с ядерными энергетическими установками и судов атомно-технологического обслуживания;

· организации — в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи (перечень указанного имущества утверждается Правительством РФ);

· организации — в отношении космических объектов;

· имущество специализированных протезно-ортопедических предприятий;

· имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций;

· имущество государственных научных центров;

· организации — в отношении судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов;

· организации в отношении имущества, учитываемого на балансе организации — резидента особой экономической зоны, в течение пяти лет с момента постановки имущества на учет.

Видео (кликните для воспроизведения).

· Для правильного применения льгот организации обязаны вести раздельный учет по льготируемому имуществу.

Налоговый и отчетный периоды. Существуют следующие налоговый и отчетный периоды.

Налоговым периодом признается календарный год, а отчетными периодами являются I квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.

Отчетность представляется в налоговые органы по месту учета или по местонахождению имущества не позднее 30 числа месяца, следующего, а отчетным периодом. Законодательный орган субъекта РФ при установлении налога вправе не устанавливать отчетные периоды.

По итогам года налогоплательщик обязан представить декларацию не позднее 30 марта года, следующего за отчетным.

Порядок уплаты налога и авансовых платежей. Сумма налога исчисляется по итогам года как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период (п. 1 ст. 382 НК РФ).

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной за год, и суммами авансовых платежей по налогу, уплаченными в течение года.

Сумма авансового платежа по налогу на имущество исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере 1/4 произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества, определенной за отчетный период. Субъектам РФ предоставлено право освобождать отдельные категории налогоплательщиков от уплаты авансовых платежей по налогу в течение всего года.

Контрольные вопросы

1. Какова цель введения налога на имущество организаций?

2. Кто является плательщиком налога?

3. Какое имущество относится к объекту налогообложения?

4. Какие организации освобождаются от уплаты налога на имущество?

5. Являются ли плательщиками налога на имущество организации, переведенные на специальные налоговые режимы?

6. Как рассчитывается налогооблагаемая база по налогу на имущество?

7. Если имущество приобретено и введено в эксплуатацию 10 октября, как будет рассчитываться налогооблагаемая база?

8. Какие периоды признаются отчетными, а какой — налоговым?

9. Каков порядок уплаты авансовых платежей по налогу?

10. В какие сроки должны быть предоставлены налоговые декларации по итогам отчетных и налогового периодов?

11. Установление каких элементов налогообложения находится в компетенции региональных властей?

12. Могут ли региональные власти дифференцировать налоговые ставки и в каких пределах?

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 10007 —

| 7789 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Эволюция налога на имущество организаций в налоговой системе РФ

В статье рассмотрена история становления и развития налога на имущество экономических субъектов, начало которого приходится на принятие в 1991 г. закона о налоговой системе России


Рисунок – Основные элементы налога на имущество, действовавшего в соответствии
с Законом «О налоге на имущество предприятий» до принятия НК РФ

Таблица — Включение движимого имущества в налогооблагаемую базу по налогу на имущество организаций с 1 января 2015 года

Статья подготовлена Зачетным Александром для участия клиента в студенческой конференции

Налог на имущество организаций

Налог на имущество организаций относится к региональным налогам, общие принципы взимания которого устанавливаются Налоговым кодексом РФ, а особенности исчисления и уплаты — законодательными актами субъектов Российской Федерации. Дан­ный налог относится к прямым налогам, плательщиками которо­го являются строительные организации и организации, имеющие в собственности основные средства.

Читайте так же:  Соглашения по субсидиям и компенсационным мерам

Плательщиками налога

признаются российские и иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Фе­дерации через постоянные представительства и имеющие в соб­ственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации.

Объектом налогообложения

является движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владе­ние, пользование, доверительное управление или внесенное в совместную деятельность), учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным по­рядком ведения бухгалтерского учета.

При этом земельные участки и иные объекты природопользо­вания не являются объектом обложения налогом.

Налоговая база

по налогу на имущество определяется как сред­негодовая стоимость облагаемого имущества. При этом облагае­мое налогом имущество учитывается по остаточной стоимости в соответствии с порядком ведения бухгалтерского учета.

Налоговая база определяется отдельно в отношении имуще­ства, подлежащего обложению по местонахождению организации, и в отношении имущества обособленных подразделений.

Налогоплательщики определяют налоговую базу самостоятельно.

Налоговый период

по налогу на имущество составляет кален­дарный год, отчетными периодами являются квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Россий­ской Федерации и не могут превышать 2,2 %. При этом допускает­ся установление дифференцированных ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков или объекта налогооблагаемого имущества.

Налоговым кодексом РФ предусмотрены налоговые льготы. Освобождаются от налогообложения:

• организации и учреждения уголовно-исполнительной систе­мы в отношении имущества, используемого для осуществления соответствующих функций;

• религиозные организации в отношении имущества, исполь­зуемого для религиозной деятельности;

• общероссийские организации инвалидов при соблюдении уста­новленных условий;

• организации — в отношении памятников истории и культуры федерального значения;

• имущество специализированных протезно-ортопедических предприятий;

• имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юриди­ческих консультаций;

• имущество государственных научных центров;

В настоящее время действует следующий порядок исчисления и уплаты налога. Сумма налога за налоговый период определяется как произведение налоговой ставки (выраженной в доле едини­цы) и налоговой базы. При этом по итогам налогового периода в бюджет вносится исчисленная за налоговый период сумма налога за минусом сумм уплаченных авансовых платежей. Сумма авансо­вого платежа определяется по итогам каждого отчетного периода в размере одной четвертой от произведения средней стоимости имущества, рассчитанной за отчетный период, и установленной налоговой ставки, выраженной в долях единицы.

Сроки уплаты

налога и авансовых платежей устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. Налогоплательщики должны представлять в налоговые органы по месту своего учета и по местонахождению обособленных подразделений налоговые рас­четы по авансовым платежам не позднее 30 дней после окончания отчетного периода, а налоговые декларации — не позднее 30 мар­та года, следующего за истекшим периодом.

Транспортный налог

Транспортный налог является региональным налогом, который в соответствии с Налоговым кодексом РФ вводится в действие законами субъектов Российской Федерации. Общие принципы взи­мания налога регулируются гл. 28 НК РФ. Конкретные особенно­сти налогообложения, в частности налоговая ставка, порядок и сроки уплаты налога, определяются законодательными органами субъектов Российской Федерации. Это прямой имущественный налог, который уплачивается владельцами транспортных средств. Налог в основном выполняет фискальную функцию.

Плательщиками

данного налога являются, в частности, строи­тельные организации, на которые в соответствии с законодатель­ством зарегистрированы транспортные средства, являющиеся объектом налогообложения.

Объектом налогообложения

являются автомобили, мотоциклы, автобусы, другие машины на пневматическом или гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, ка­тера, мотосани, моторные лодки и другие водные и воздушные транспортные средства.

Налоговая база

определяется:

— в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, — как мощность двигателя в лошадиных силах;

— в отношении несамоходных (буксируемых) средств — как ва­ловая вместимость в регистровых тоннах;

— в отношении других транспортных средств — как единица транспортного средства.

Налоговым периодом

по транспортному налогу признается ка­лендарный год.

Налоговые ставки

устанавливаются в зависимости от мощно­сти двигателя, валовой вместимости транспортных средств или категории транспортных средств в рублях на одну лошадиную силу, одну регистровую тонну или единицу транспортного средства.

Базовые ставки налога установлены Налоговым кодексом РФ, в соответствии с которым они могут быть увеличены или умень­шены, но не более чем в 5 раз, законами субъектов Российской Федерации. Кроме того, Налоговый кодекс РФ допускает уста­новление дифференцированных ставок в отношении каждой ка­тегории транспортных средств или с учетом срока их полезного использования.

Налоговый кодекс РФ определяет следующий порядок исчисле­ния и уплаты транспортного налога. Сумма налога исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение налоговой базы и соответствующей налоговой ставки.

Налогоплательщики-организации определяют сумму налога самостоятельно. Сумма налога, подлежащего уплате налогопла­тельщиками, являющимися физическими лицами, рассчитывает­ся налоговыми органами на основании сведений, представлен­ных органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств.

В случае регистрации или снятия с регистрации транспортного средства в течение налогового периода сумма налога определяет­ся с учетом коэффициента, исчисляемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. Органы, осуществляющие регист­рацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые орга­ны о зарегистрированных и снятых с учета транспортных сред­ствах.

Порядок и сроки уплаты транспортного налога устанавлива­ются законами субъектов Российской Федерации. Налогоплательщики-организации представляют в налоговый орган налоговую декларацию в сроки, определяемые законодательством субъек­тов Российской Федерации. Налогоплательщикам, являющимся физическими лицами, не позднее 1 июня текущего года вруча­ются налоговые уведомления с указанием суммы, подлежащей уплате.

Пример.Мощность транспортного средства 150 л. с. Налогоплательщик заменил и зарегистрировал двигатель 5 мая 2004 г. Мощность дви­гателя составила 180 л.с. Законом субъекта Российской Федера­ции установлена ставка транспортного налога для данной катего­рии транспортного средства в размере 50 р. за 1 л. с.

Читайте так же:  К основным признакам налога можно отнести

Решение.Сумма транспортного налога за 2006 г. в рассматриваемом слу­чае составит 8 500 р.:

[(150 — 4 + 180-8) : 12-50].

Земельный налог

Земельный налог относится к местным налогам, устанавливает­ся гл. 31 Налогового кодекса РФ и нормативными правовыми ак­тами представительных органов местного самоуправления. Налог обязателен к уплате на территориях соответствующих муниципаль­ных образований.

К плательщикам земельного налога относятся, в частности, строительные организации и физические лица, являющиеся соб­ственниками земли, землевладельцами или землепользователями. Строительные организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, также яв­ляются плательщиками земельного налога.

Объектами налогообложения

земельным налогом являются зе­мельные участки, части земельных участков, земельные доли (при общей долевой собственности на земельный участок), предостав­ленные строительным организациям и физическим лицам в соб­ственность, владение или пользование.

Земельный налог взимается в расчете на год облагаемой нало­гом земельной площади. В облагаемую налогом площадь включа­ются земельные участки, занятые строениями и сооружениями, участки, необходимые для их содержания, а также санитарно­защитные зоны объектов, технические и другие зоны, если они не предоставлены в пользование другим организациям и физи­ческим лицам. За земельные участки, предназначенные для об­служивания строения, находящегося в раздельном пользовании нескольких организаций или физических лиц, земельный налог начисляется отдельно пропорционально площади строения, на­ходящегося в их раздельном пользовании. Если земельные участ­ки, предназначенные для обслуживания строения, находятся в общей собственности нескольких организаций или физических лиц, земельный налог начисляется каждому из этих собственни­ков соразмерно их доле на эти строения.

За земельные участки, неиспользуемые или используемые не по целевому назначению, ставка земельного налога устанавлива­ется в двукратном размере.

Налоговой базой является кадастровая стоимость земельных уча­стков, облагаемых налогом.

Ставки налога. Налоговые ставки устанавливаются норматив­но-правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать:

· 0,3 % в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производ­ства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инф­раструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключени­ем доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или пре­доставленных для жилищного строительства; предоставленных для личного подсобного хозяйства, садо­водства, огородничества или животноводства;

• 1,5 % в отношении прочих земельных участков.

Порядок исчисления и уплаты налога. Основанием для установ­ления налога является документ, удостоверяющий право собствен­ности, владения или пользования (аренды) земельным участком. Земельный налог исчисляется строительным организациям и фи­зическим лицам исходя из налоговой базы (кадастровой стоимос­ти земельного участка), утвержденных ставок земельного налога и налоговых льгот.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Объект налогообложения по налогу на имущество

По общему правилу объектом налогообложения по налогу на имущество организаций признается движимое и недвижимое имущество российской организации, учитываемое на балансе в качестве основных средств (п. 1 ст. 374 НК РФ). То есть на счете 01 «Основные средства» или на счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности» (Письмо Минфина от 26.10.2009 N 03-05-06-01/68 ).

И в части недвижимого, и в части движимого имущества есть свои нюансы. Но прежде чем переходить к их рассмотрению, разберемся, какое имущество в принципе не является объектом налогообложения.

Что не относится к объекту налогообложения

Объектом налогообложения по налогу на имущество не являются в частности (пп. 1,8 п. 4 ст. 374 НК РФ):

  • земельные участки и иные объекты природопользования;
  • основные средства из 1 или 2 амортизационных групп в соответствии с Классификацией ОС (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1).

Это два основных пункта из всего списка имущества, не образующего объекта налогообложения, которые могут быть актуальны для обычной коммерческой организации. Иное имущество, поименованное в перечне, – скорее экзотика для бизнеса. Например, объекты культурного наследия народов РФ федерального значения, ядерные установки, используемые для научных целей, космические объекты и др. (пп. 3,4,6 п. 4 ст. 374 НК РФ).

Движимое имущество, как объект налогообложения

С учетом сказанного выше движимое имущество не является объектом налогообложения по налогу на имущество, если относится к 1 или 2 амортизационной группе (пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ). Что касается движимого имущества из 3-10 амортизационных групп, то оно не подлежит налогообложению, если было принято на учет в качестве ОС после 1 января 2013 года. В отношении него применяется льгота. Однако она не применяется, если имущество было принято на учет в результате реорганизации или ликвидации организации, либо было получено от взаимозависимого лица (п. 25 ст. 381 НК РФ, Письмо Минфина от 23.12.2016 N 03-05-05-01/77572 ).

Таким образом, движимое имущество подлежит налогообложению в том случае, если оно было принято на учет как ОС до 1 января 2013 года, либо принято после этой даты, но попало в число тех исключений по льготе, которые описаны выше.

Недвижимое имущество, как объект налогообложения

Видео (кликните для воспроизведения).

Недвижимость на балансе организации, учтенная в качестве ОС, является объектом налогообложения по налогу на имущество (п. 1 ст. 374 НК РФ). Если же у организации есть жилая недвижимость, которая не учтена на балансе, то с нее платить налог на имущество нужно исходя из кадастровой стоимости, если это установлено законом субъекта РФ (пп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ). Как вы помните, есть и другие объекты недвижимости, которые облагаются налогом на имущество исходя из кадастровой стоимости. И платить налог по ним должны не только организации на ОСН, но и компании на спецрежимах.

Налог на имущество организаций история
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here