Содержание
- 1 Срочно! Правительство планирует изменить порядок обеспечения жильем военнослужащих
- 2 КС РФ постановил, что военнослужащие вправе выбирать обеспечение жильем вместо участия их супругов в накопительно-ипотечной системе
- 3 Приложение. Порядок предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы
- 4 Автоправозащита.RU
- 5 Обеспечение жильем военнослужащих при увольнении субсидия
- 6 Предоставление жилья военнослужащим при увольнении
Срочно! Правительство планирует изменить порядок обеспечения жильем военнослужащих
Правительство РФ разрабатывает законопроект серьезным образом меняющий действующий в настоящее время порядок обеспечения жильем военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы.
© 2016 Юридическая компания «СТРАТЕГИЯ» © Аll rights reserved (Все права защищены). Копирование материалов сайта без письменного разрешения правообладателя (ст. 1229 ГК РФ) запрещено!
Помощь опытных военных юристов, консультация военных юристов, представление интересов военнослужащих и членов их семей в судах.
*Внимание! Перед тем как задавать вопросы военным юристам по телефону или электронной почте, ознакомьтесь, пожалуйста, с Правилами получения юридической консультации.
+7-925-055-82-55 (Мегафон Москва, на этом номере работает WhatsApp и Viber), +7-915-010-94-77 (МТС Москва), +7-905-794-38-50 (Билайн Москва, на этом номере работает WhatsApp и Viber) (9:00-19:00 рабочие дни время московское)
Консультации (помощь) военных юристов по вопросам получения жилья, выплаты денежного довольствия, увольнения с военной службы, назначения военных пенсий, получения статуса ветерана военной службы, ветерана боевых действий в г. Москве, г. Балашихе, г. Щелково, г. Подольске, г. Краснодаре, г. Армавире
Если у Вас есть предложения и замечания по сайту, обнаружили ошибку, напишите нам, пожалуйста. Спасибо!
Наша организация ЮК «Стратегия» награждена Яндексом «Хорошее место». Такую награду получают организации, е сли пользователи оценивают ее деятельность минимум на четыре балла из пяти и она попадает в 10% лучших в своем регионе. Мы — в их числе!
Добавьте наш сайт в закладки (Ctrl+В(D)), он Вам еще пригодится!
Благотворительность (хотите помочь, нуждаетесь в помощи?)
КС РФ постановил, что военнослужащие вправе выбирать обеспечение жильем вместо участия их супругов в накопительно-ипотечной системе
billiondigital / Depositphotos.com |
Военнослужащим, которые проходят военную службу по контракту и являются участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилья. При этом на таких военнослужащих и членов их семей не распространяется действие иных видов жилищных гарантий, предусмотренных для этих категорий граждан (жилищных субсидий, права на предоставление жилья в собственность или по договору соцнайма либо получение государственных жилищных сертификатов) (п. 15 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», далее – Закон № 76-ФЗ).
Стоит напомнить, что с 1 января 2005 года в стране одновременно действуют две основные модели обеспечения военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, жильем – по Закону № 76-ФЗ и по Федеральному закону от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», далее – Закон № 117-ФЗ. Военнослужащие, заключившие первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 2005 года, независимо от даты их увольнения со службы, по общему правилу обеспечиваются жильем по первому из упомянутых законов. При этом отдельные категории таких военнослужащих вправе стать участниками системы по своему желанию. На остальных военнослужащих (в том числе заключивших контракт после 1 января 2005 года) распространяется действие Закона № 117-ФЗ, причем для большинства из них участие в накопительно-ипотечной системе обязательно (ч. 1 ст. 9 Закона № 117-ФЗ).
Таким образом, вне зависимости от волеизъявления военнослужащего или его супруга(и), граждане, заключившие первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 2005 года, продолжающие прохождение службы или уволенные с нее после указанной даты, если их супруг или супруга являются участниками накопительно-ипотечной системы, не могут воспользоваться возникшим у них согласно критериям Закона № 76-ФЗ правом на обеспечение жильем вместо участия супруга(и) в этой системе.
Посчитав нарушенными свои права, гражданин У. обратился в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на неконституционность п. 15 ст. 15 Закона № 76-ФЗ.
КС РФ по итогам рассмотрения жалобы (без проведения слушания) вынес Постановление от 20 июля 2018 г. № 34-П, в котором пришел к выводу о несоответствии Конституции РФ оспариваемых законоположений.
Нормы признаны противоречащими Конституции РФ в той мере, в какой они не дают возможности реализовать военнослужащим ранее возникшее у них право на обеспечение жильем согласно Закону № 76-ФЗ, если их супруг или супруга, также проходящие военную службу, становятся участниками накопительно-ипотечной системы, вне зависимости от желания таких граждан выбрать вместо участия их супругов в системе возможность обеспечения семьи жильем.
КС РФ отметил в своем постановлении следующее:
- государство обязано создавать условия для реализации права граждан на жилище (ст. 40 Конституции РФ). Отдельным категориям граждан жилье предоставляется бесплатно или за доступную плату из жилищных фондов. Военнослужащие относятся к таким категориям, поскольку выполняют конституционно значимые функции, связанные с обеспечением обороны страны и безопасности государства (Постановление КС РФ от 22 ноября 2013 г. № 25-П, Постановление КС РФ от 16 ноября 2017 г. № 29-П и др.);
- само по себе правило о нераспространении на участников накопительно-ипотечной системы иных видов жилищных гарантий не противоречит Конституции РФ (Определение КС РФ от 23 декабря 2014 г. № 2893-О, Определение КС РФ от 29 января 2015 г. № 117-О);
- нормы Закона № 76-ФЗ в оспариваемой части ставят военнослужащих, заключивших первый контракт на прохождение службы до 1 января 2005 года, продолжающих проходить службу или уволенных с нее после этой даты и имеющих супругов – участников накопительно-ипотечной, в неравное положение с военнослужащими этой же категории, не состоящими в супружеских отношениях с военнослужащими – участниками системы;
- оспариваемое правовое регулирование нарушает принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который, помимо прочего, предполагает, что приобретенное гражданами на основе ранее действовавшего регулирования право будет уважаться властями и будет реализовано.
Суд указал также, что судебные решения, принятые в отношении гражданина У. подлежат пересмотру. Федеральному законодателю надлежит теперь внести в закон соответствующие изменения.
Напомним, что граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности службы от 10 лет, не обеспеченные на момент увольнения жилищной субсидией или жильем, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся по последнему перед увольнением месту службы (п. 13 статьи 15 Закона № 76-ФЗ).
Приложение. Порядок предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы
Порядок
предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы
С изменениями и дополнениями от:
1. Настоящий Порядок регулирует вопросы предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее — жилищная субсидия) военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, указанным в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее — военнослужащие), гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы (далее — граждане, уволенные с военной службы), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях в Министерстве обороны Российской Федерации.
2. В случае гибели (смерти) военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, настоящий Порядок распространяются на членов их семей.
3. Предоставленная военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей жилищная субсидия может быть использована ими исключительно в целях приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений) на условиях, при которых они утратят основания для признания их нуждающимися в жилых помещениях*.
Информация об изменениях:
Пункт 4 изменен с 22 марта 2019 г. — Приказ Минобороны России от 13 февраля 2019 г. N 72
4. В целях реализации права на жилищное обеспечение в форме получения жилищной субсидии военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, члены их семей представляют в уполномоченный орган Министерства обороны Российской Федерации в сфере жилищного обеспечения военнослужащих (далее — уполномоченный орган) либо специализированную организацию (структурное подразделение специализированной организации) (далее — структурное подразделение уполномоченного органа) договор об открытии банковского счета и заявление о перечислении жилищной субсидии с указанием реквизитов банковского счета, подписанное ими и всеми членами их семей**.
Информация об изменениях:
Пункт 5 изменен с 22 марта 2019 г. — Приказ Минобороны России от 13 февраля 2019 г. N 72
5. Жилищная субсидия предоставляется военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей по очередности в соответствии с датой принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, а в случае если указанные даты совпадают, определение очередности осуществляется исходя из наибольшей общей продолжительности военной службы военнослужащего на дату принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Решение о предоставлении жилищной субсидии военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей принимается уполномоченным органом (структурным подразделением уполномоченного органа) при отсутствии оснований для снятия их с учета признанных нуждающимися в жилых помещениях после получения:
сведений из Единого государственного реестра недвижимости о правах военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на жилые помещения на всей территории Российской Федерации;
копий документов, удостоверяющих личность военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей (паспортов с данными о регистрации по месту жительства, свидетельств о рождении лиц, не имеющих паспортов);
сведений о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и (или) членам его семьи, а также о наличии (отсутствии) жилых помещений специализированного жилищного фонда, занимаемых военнослужащим и (или) членами его семьи (в том числе бывшими) (по состоянию на дату представления документов), согласно приложению N 2 к Порядку организации деятельности по предоставлению военнослужащим — гражданам Российской Федерации жилых помещений в собственность бесплатно, утвержденному приказом Министра обороны Российской Федерации от 25 января 2016 г. N 20 «Об организации деятельности по предоставлению военнослужащим — гражданам Российской Федерации жилых помещений в собственность бесплатно» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 14 апреля 2016 г., регистрационный N 41810), или в произвольной форме;
информации о прохождении и общей продолжительности военной службы военнослужащих, составе их семей, представляемой кадровым органом в уполномоченный орган (структурное подразделение уполномоченного органа) в десятидневный срок с даты получения кадровым органом соответствующего запроса из уполномоченного органа (структурного подразделения уполномоченного органа).
В случае, если военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей в течение пяти лет до даты получения ими от уполномоченного органа (структурного подразделения уполномоченного органа) уведомления о готовности предоставить жилищную субсидию меняли место жительства, то они представляют в уполномоченный орган (структурное подразделение уполномоченного органа) выписки из домовых книг и копии финансовых лицевых счетов с этих мест жительства за указанный период.
Документы, указанные в абзацах четвертом, пятом и седьмом настоящего пункта, представляются в уполномоченный орган (структурное подразделение уполномоченного органа) военнослужащими, гражданами, уволенными с военной службы, и членами их семей лично либо через представителя (при подаче документов через представителя прилагается доверенность, подтверждающая наличие у него полномочий, заверенная в установленном законодательством Российской Федерации порядке) в тридцатидневный срок с даты получения ими или их представителями от уполномоченного органа (структурного подразделения уполномоченного органа) уведомления о готовности предоставить жилищную субсидию посредством его вручения под подпись либо иным способом, позволяющим установить факт получения уведомления.
Решение о предоставлении жилищной субсидии военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей принимается уполномоченным органом (структурным подразделением уполномоченного органа) не позднее десяти рабочих дней после получения документов, указанных в абзацах третьем — седьмом настоящего пункта.
В случае непоступления документов, указанных в абзацах четвертом, пятом и седьмом настоящего пункта, в уполномоченный орган (структурное подразделение уполномоченного органа) в тридцатидневный срок с даты получения военнослужащими, гражданами, уволенными с военной службы, и членами их семей или их представителями уведомления, указанного в абзаце восьмом настоящего пункта, жилищная субсидия предоставляется другим военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей в порядке очередности.
6. Принятое уполномоченным органом (структурным подразделением уполномоченного органа) решение о предоставлении жилищной субсидии оформляется по рекомендуемому образцу согласно приложению к настоящему Порядку.
7. Решение о предоставлении жилищной субсидии военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей с приложением документов, указанных в пункте 4 настоящего Порядка в течение трех рабочих дней с даты его принятия направляется уполномоченным органом (структурным подразделением уполномоченного органа) в закрепленное за ним управление (отдел) финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по субъектам Российской Федерации (далее — финансовый орган).
Копия решения о предоставлении жилищной субсидии выдается уполномоченным органом (структурным подразделением уполномоченного органа) в течение трех рабочих дней с даты его принятия под роспись военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, членам их семей либо направляется способом, позволяющим установить факт получения военнослужащими, гражданами, уволенными с военной службы, членами их семей такого уведомления, а также направляется в кадровые органы Вооруженных Сил Российской Федерации.
8. Жилищная субсидия предоставляется военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей путем ее перечисления на основании документов, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, на указанный в заявлении о перечислении жилищной субсидии банковский счет.
9. Финансовый орган в течение трех рабочих дней с даты поступления из органов Федерального казначейства информации о перечислении жилищной субсидии на банковский счет военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы, членов их семей уведомляет об этом уполномоченный орган (структурное подразделение уполномоченного органа).
10. Уполномоченный орган (структурное подразделение уполномоченного органа) в течение трех рабочих дней после получения уведомления финансового органа о перечислении жилищной субсидии на банковский счет военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы, членов их семей принимает решение о снятии военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы, и членов их семей с учета признанных нуждающимися в жилых помещениях и выдает копию решения о снятии с данного учета военнослужащему, гражданину, уволенному с военной службы, членам их семей под роспись либо направляет иным способом, позволяющим установить факт получения военнослужащим, гражданином, уволенным с военной службы, членами их семей копии решения о снятии с учета признанных нуждающимися в жилых помещениях.
11. Уполномоченный орган (структурное подразделение уполномоченного органа) не позднее трех рабочих дней с даты получения уведомления финансового органа о перечислении жилищной субсидии на банковский счет военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы, членов их семей информирует об этом кадровые органы Вооруженных Сил Российской Федерации.
* Пункт 16 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
** За несовершеннолетних и (или) недееспособных членов семьи заявление подписывается их законным представителем.
Автоправозащита.RU
Военнослужащие – физические лица, которые заключили контракт или проходящие службу на срочной основе, обладающие особым статусом, указанным в ФЗ № 76, датированным 27 мая 1998 под названием “О статусе…” (далее – Закон).
Правительством гарантируется право военных на ведомственное жилье, а также на кв. м. уже после увольнения по службы.
Законодательство
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:
+7 (812) 317-60-09 (Санкт-Петербург)
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Это быстро и БЕСПЛАТНО!
Выдача соответствующим категориям жилья после увольнения регламентируется:
Определения
Увольнение – это процедура прекращения контракта с военнослужащим или завершение срока несения срочной службы, осуществляемая по распоряжению Президента (для высших офицеров) или в соответствии с Указом (для иных военнослужащих).
Основная информация
Право военных на жилье определено в ст. 15 Закона.
Так, ч. 1 настоящей статьи указывает, что Правительством предоставляется одна из следующих гарантий:
- либо финансовая субсидия на приобретение или строительство жилья;
- либо квадратные метры в натуральной форме – по соц. найму или в собственность.
Также каждому военному, заключившему контракт, и членам его семьи, не позднее 3-х месяцев с даты прибытия на место несения службы, выдается служебная (ведомственная) квартира в том населенном пункте, где располагается войсковая часть.
Если нет возможности выдачи жилья в городе, где находится часть, квартира выдается в ближайшем населенном пункте.
Если гражданин имеет 3-х или более детей, ведомственное жилье предоставляется в порядке вне очереди.
Какие существуют права
После прибытия на место несения службы выдается служебная квартира, однако распоряжаться ей по своему усмотрению нельзя. Ведомственное жилье выделяется только на период службы, и в течение 3 месяцев после ее окончания подлежит освобождению.
Однако военные, которые занимают ведомственное жилье по праву пользования, имеют следующие права:
- в течение 5 лет они сохраняют право на квартиры, которые они занимали до получения ведомственной жилплощади;
- их не могут исключить из перечня граждан, поставленных на учет в качестве нуждающихся.
При увольнении жилье выдается в следующих случаях:
- при получении права на пенсионное обеспечение по достижению выслуги лет на воинской службе более 20 лет;
- или при увольнении при наличии выслуги 10 лет, если основанием для увольнения выступили либо организационно-штатные мероприятия, либо достижение максимального возраста несения службы.
При наличии указанных оснований Правительством предоставляется недвижимое имущество по договору соц. найма или в собственность (по собственному выбору военнослужащего и членов его семьи).
Видео (кликните для воспроизведения). |
Квартира выдается в любом уголке нашей страны согласно нормам обеспечения жилплощадью, указанным в ст. 15.1. Закона.
Военнослужащие, не удовлетворяющие вышеуказанным требованиям, увольняются со службы без наличия права на жилплощадь.
Пример:
Военный имеет выслугу от 10 до 20 лет и был уволен в связи с неисполнением условий контракта. Соответственно, право на получение жилья теряется, так как по данному основанию нужно как минимум 20 лет выслуги для получения права на жилищную льготу.
Кто претендует на жилплощадь
Военнослужащие, обладающие выслугой 10 лет или свыше, освобожденные от должности по ОШМ, заболеванию или в связи с достижением максимального возраста.
А также поставленные на учет до 2005 года в качестве нуждающихся в жилье, могут претендовать на:
- либо выдачу недвижимого имущества в собственность;
- либо предоставление квартиры по договору соц. найма;
- либо предоставление ЕДВ на индивидуальное жилищное строительство или покупку уже готовой недвижимости.
Размеры передаваемой в собственность квартиры рассчитываются исходя из действующих нормативов предоставления жилплощади. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 15.1. Закона, на 1-го гражданина норматив площади равняется 18 кв. м.
Некоторым категориям военных, указанным в ч. 2 ст. 15.1. Закона, предоставляется дополнительная жилплощадь в размере от 15 до 25 кв. м., при соответствии военнослужащего условиям:
- звание – полковник или выше, причина увольнения – достижение макс. возраста, заболевание или травма, или ОШМ;
- командир войсковой части;
- военный, который удостоен почетного звания РФ;
- военный-преподаватель, осуществляющий деятельность в военном образовательном учреждении;
- военнослужащий-научный труженик, имеющий ученую степень.
Уход в запас
Если военный был признан как нуждающийся в квартире и поставлен на очередь до 1 янв. 2005 года, после увольнения ему положена компенсация за поднаем жилого помещения. Сумма выплаты повышается на 50 %, если семья военного состоит из 3-х или более детей.
Существует ли запрет увольнения военнослужащих без жилья?
Да, запрет есть, но только, если соблюдаются следующие условия:
- стаж работы на военной службе – свыше 20 лет;
- стаж – от 10 и вплоть до 20 лет, но уход в запас обусловлен ОШМ, или заболеванием, или достижением максимального возраста;
- военный не согласен с решением командования об увольнении.
Увольнение гражданина уже после получения им жилищной площади в собственность или по соц. найму не влечет за собой никаких юридических последствий, ограничивающих его правомочие на уже полученное недвижимое имущество.
Запрет увольнения военнослужащих без жилья
Апрель 2015 был ознаменован введением поправок в Закон, вследствие чего стало возможным увольнение без выдачи жилых помещений. Указанные поправки вызвали широкий социальный резонанс.
В прежней версии Закона законодателем были допущены некоторые коллизии. Так, уволить можно было только после выдачи жилплощади, но при этом военным давалось правомочие на отказ от выделяемых квадратных метров. Соответственно, нельзя было уволить лицо, если оно многократно отказывалось от бесплатной жилплощади, выделяемой из государственного жилищного фонда.
В итоге, военные, достигшие предельного возраста или имеющие заболевание, препятствующее несению службы, оставались служить, что давало им право на финансовое довольствие и льготы социального характера.
Злоупотребления такого рода носили массовый характер – только в период в 2011 по 2014 год финансовое содержание военных, сознательно уклонявшихся от увольнения, потребовало государственных затрат в размере 60 млрд. рублей.
В целях пресечения подобного рода злоупотреблений со стороны военнослужащих Президент РФ Путин ввел запрет увольнения военнослужащих без жилья. Запрет не распространяется на тех, кто неоднократно отказался от предоставляемой жилплощади – таких лиц могут уволить в любой момент.
Действия незаконны
Приведем 2 примера из имеющейся практики:
Военный, осуществляющий службу в Московской области, представил в судебный орган касс. жалобу по факту его освобождения со службы в связи с ОШМ.
Ситуация по рассматриваемому делу в общем виде выглядела следующим образом:
- основание, повлекшее увольнение – ОШМ;
- общая выслуга лет – 12 лет, 4 месяца;
- на момент осуществления увольнения заявитель был признан нуждающимся, так как имеет 3-х детей, не достигших совершеннолетнего возраста;
- однократно он отказался от предоставления квартиры в месте прохождения службы (за 8 лет до момента подачи искового заявления);
- согласия на увольнение лицо не давало.
Суд признал удовлетворить требования истца и восстановить его в должности до выделения жилого помещения.
Основания принятия такого решения:
- отказ был 1 раз;
- военный поставлен на учет в качестве нуждающегося.
- Несоответствие выделенной квартиры установленным стандартам.
Гражданин был уволен из ВС РФ в связи с признанием его неспособным к несению дальнейшей службы по результатам ВВК.
На рассмотрение кассационной инстанции Белгородской обл. был предоставлен протест, основная суть которого в нижеследующем:
- основание для увольнения – несоответствие заявителя занимаемой должности в связи с заболеванием;
- общее время несения воинской службы – 10 лет, 11 мес.;
- по состоянию на момент освобождения из рядов ВС России истец был признан нуждающимся, так как является отцом 2-х детей, не достигших возраста 18 лет;
- от предоставляемой государством жилплощади истец отказывался дважды (квартиры были 48 и 60 кв. м. соответственно).
Протест судебной инстанцией был удовлетворен. В резолютивной части решения содержалось требование о переводе заявителя на нештатную должность (в распоряжение начальства) до момента обеспечения недвижимостью.
Причиной для признания увольнения неправомерным выступило предоставление жилья, которые не удовлетворяет общепринятым стандартам. В Белгородской обл. норма на 1-го гражданина составляет 18 кв. м. В семье военного 4 человека, соответственно, площадь квартиры должна быть как минимум 72 кв. м.
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
- Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
- Позвоните на горячую линию:
- Москва и Область — +7 (499) 110-43-85
- Санкт-Петербург и область — +7 (812) 317-60-09
- Регионы — 8 (800) 222-69-48
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Обеспечение жильем военнослужащих при увольнении субсидия
В настоящей статье разбираются ситуации, при которых возможно увольнение военнослужащих, признанных нуждающимися в постоянном жилье, до обеспечения жильем.
1. Отказ от предложенного жилого помещения либо от жилищной субсидии согласно абз. 2 п. 1 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Военнослужащие — граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим настоящего пункта.
Согласно абзаца третьего указанного пункта, в случаях, если военнослужащие — граждане, указанные в абзаце втором настоящего пункта, отказались от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, либо отказались от жилищной субсидии или не представили в срок документы, необходимые для предоставления жилого помещения или жилищной субсидии, согласия таких военнослужащих — граждан на увольнение с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии не требуется. Указанные военнослужащие — граждане в случае их увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии обеспечиваются жилыми помещениями в форме и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом».
Если коротко, то суть данной нормы гласит, что если военнослужащие отказались от предложенного жилого помещения либо от жилищной субсидии, при этом достаточно только одного такого отказа, и командование вправе уволить такого военнослужащего без жилья.
Также военнослужащего можно будет уволить с военной службы, если он не успел представить документы, необходимые для предоставления жилого помещения или жилищной субсидии, в течение 30 дней с даты его уведомления командованием о готовности предоставить ему жилое помещение или жилищную субсидию.
Целью этой нормы, в первую очередь, является недопущение необоснованного затягивания процесса увольнения военнослужащих, зачисленных в распоряжение соответствующих командиров, т.к. их не могут уволить с военной службы до обеспечения жильем. Ранее Закон не предусматривал последствия неоднократного отказа военнослужащего от предлагаемых квартир, что зачастую приводило к злоупотреблением правом со стороны военнослужащих, целью которых было затянуть процесс увольнения.
2. Увольнение по окончании контракта.
Военнослужащие, заключившие первый контракт до 01.01.1998г. имеют право на обеспечение жильем в период военной службы по достижении 10 лет выслуги, а военнослужащие, заключившие первый контракт после 01.01.1998г., имеют такое права после 20 лет выслуги, правда сразу в избранном постоянном месте жительства. Такие военнослужащие, как правило, по достижении указанной выслуги лет признаются нуждающимися в жилье в период прохождения службы. В отличии от приведенной выше ситуации, увольнение по окончании срока контракта не накладывает запрет на увольнение такого военнослужащего до обеспечения жильем. Иными словами, военнослужащий, признанный нуждающимся в постоянном жилье, увольняется по окончании срока контракта и ждет обеспечения жильем «на гражданке».
3. Увольнение обеспеченных служебным жильем.
Не все знают, но военнослужащие, признанные нуждающимися в постоянном жилье, но обеспеченные служебным жильем и избравшие постоянное место жительства отличное от места прохождения военной службы, даже при увольнении по «льготным» основаниям подлежат увольнению до обеспечения жильем. Так как в соответствии с действующим законодательством, уволенных с военной службы военнослужащих, признанных нуждающимися в постоянном жилье, не могут выселить из служебного жилья до предоставления постоянного, то такие военнослужащие считаются обеспеченными жильем по месту проживания. Вместе с тем, права на жилье все выше перечисленные категории военнослужащих не лишаются, а обеспечивается жилыми помещениями в порядке очереди после увольнения.
Зачастую военнослужащие и члены их семей сталкиваются с подобными ситуациями , мы можем помочь в решении данного вопроса.
Предоставление жилья военнослужащим при увольнении
Законом определены несколько категорий военнослужащих, которых запрещено увольнять в запас или в отставку без предоставления им отдельной жилплощади. Для того чтобы добиваться получения квартиры или дома, бывший военный должен иметь необходимую выслугу лет, и состоять на жилищном учете, но и это не все. Обеспечение военнослужащего бесплатным льготным жильем при увольнении зависит еще от многих факторов, о которых и пойдет речь в этом материале.
Условия выдачи жилплощади запасникам и отставникам
Основная норма, которой урегулированы жилищные вопросы военных — ст.15 ФЗ ОСВС. Именно в этой статье определены те общие параметры, в соответствии с которыми служащим гарантируется получение жилья за счет федеральной казны. Детали жилищных гарантий излагаются в подзаконных актах, конкретизирующих и регламентирующих взаимоотношения между военнослужащим и структурными подразделениями Вооруженных Сил РФ.
Так, п.17 ст.34 «Порядка прохождения ВС» определены категории военных, которых запрещается увольнять до тех пор, пока они не обеспечены жильем. Только после того, как увольняемого сняли с очереди на жилплощадь, может быть издан приказ о его исключении из штата части.
Обеспечение жилплощадью военнообязанных, нуждающихся в ее получении, может производиться в следующих формах:
- предоставление на условиях договора соцнайма;
- передача жилплощади в собственность;
- выплата субсидии;
- выдача жилищного сертификата (ГЖС).
Такая обязанность возникает у государства перед теми военнослужащими, которые имеют выслугу 10 и более лет, и увольняются из ВС по одному из нижеуказанных оснований:
- по возрасту;
- по состоянию здоровья;
- в порядке сокращения штата.
Закон не устанавливает приоритетов между этими 3-мя группами уволенных. Если военный исключается из штата в связи с организационно-штатными мероприятиями (по сокращению), но имеет 10 или более лет выслуги, а также стоит в очереди на получение жилплощади, то его не могут исключить из штата части до момента предоставления квартиры или жилищной субсидии в пределах норм, установленных законом.
Стандартная норма для военных — 18м² на человека, входящего в состав семьи. В этот показатель включены жилые и нежилые помещения квартиры/дома.
В случаях, когда метраж квартир, подлежащих распределению между служащими, выходит за показатели нормы (например, семья из 2-х человек претендует на 36м², но к распределению есть квартиры по 40м²), норма может быть превышена. Максимальный лимит превышения — 18м².
Если после подачи первичного заявления о включении в очередь на жилье обстоятельства военного изменятся (брак, рождение детей и так далее), то он получает право претендовать на дополнительные квадратные метры. Однако такое право может быть реализовано только в том случае, если сам служащий вовремя подаст документы для внесения изменений в учетный реестр на жилье.
Если вы увольняетесь из ВС, и хотите получить от государства бесплатную жилплощадь, убедитесь, что у вас есть необходимая выслуга, проверьте данные о себе в реестре на жилье, и не пишите заявление об увольнении по собственному желанию.
Случаи увольнения без выдачи жилья
Уволить военнослужащего без предоставления жилья можно по нескольким группам оснований. Для отказа достаточно даже одного.
Первая группа оснований — причина увольнения. Не могут требовать квадратные метры уволенные:
- по собственному желанию;
- по негативным основаниям;
- попав под сокращение, и не имея необходимой выслуги лет.
Вторая группа — военные, не числящиеся в реестре на получение жилплощади:
- не подавшие вовремя заявление о постановке на учет;
- снятые с учета по причине выявления факта намеренного ухудшения условий проживания;
- нарушившие порядок пребывания на учете, и не явившиеся для получения жилья;
- те, кто уже получал жилье от государства в одной из предусмотренных форм (социальный наем, субсидия, сертификат и тому подобное).
Перечисленным категориям служащих бесплатная военная жилплощадь после увольнения не положена, но у них остается возможность подать документы о постановке на жилищный учет в местных муниципалитетах.
Имеются еще несколько категорий запасников и отставников, которые, во-первых, могут быть уволены со службы до момента выдачи жилого помещения или субсидии и, во-вторых, остаются после исключения из штата части на жилищном учете. Им государство обязуется предоставить квартиру или субсидию даже после исключения из части.
Так, разрешается увольнять военного, который покидает населенный пункт прохождения службы, и ходатайствует о предоставлении жилья в другом городе или населенном пункте.
В этом случае запасник или отставник исключается из штата части, их учетные документы на жилье отправляются в ДЖО (департамент жилищного обеспечения) по новому месту жительства, и уже этот ДЖО занимается вопросами выдачи жилплощади прибывшему запаснику.
Также разрешается увольнять без жилья служащих, которые являются участниками накопительно-ипотечной программы.
Военным, которые после увольнения не получили жилье или субсидию, в обязательном порядке предоставляется временное служебное помещение.
Порядок выдачи жилья увольняемым военнослужащим
Законом не предусмотрена особая процедура предоставления бесплатного жилья тем военным, которые подпадают под увольнение. Они не могут получить льготное продвижение по существующей очереди, и должны ждать своей квартиры в общем порядке.
Такая ситуация создает ряд сложностей для командиров воинских частей, ведь по закону уволить без жилья или субсидии нельзя, и просить предоставления квартиры вне очереди также запрещается.
Наиболее оптимальный вариант в данном случае — договариваться с увольняемыми о том, чтобы они перешли на субсидию. В этом случае высока вероятность быстрого решения жилищной проблемы.
Если же отставник или запасник наотрез отказывается от денег, и намерен ждать положенную квартиру, тогда чаще всего командиры оставляют такого уволенного в распоряжении (вне штата) до момента предоставления ему жилья.
Общий порядок обеспечения жилплощадью:
- военный в период прохождения службы подает документы на включение в Реестр на жилье, и получает решение о постановке на учет;
- после получения извещения о наличии жилья к распределению подает в ДЖО необходимый пакет документов;
- если военный до момента предоставления жилья занимал другую квартиру по договору социального найма или пользовался служебным помещением, то он должен представить документы о том, что готов сдать служебные помещения в двухмесячный срок.
Если в течение 30-ти дней с момента получения извещения служащий не подаст документы в ДЖО, то он может быть уволен без предоставления жилья. Эта санкция не применяется, когда установленный срок пропущен по уважительной причине.
Отсутствие в ДЖО и реестре своевременной и достоверной информации об актуальных жилищных условиях военного — серьезная причина для отказа в предоставлении бесплатного жилья.
Порядок расчета и выдачи ЕДВ
Ходатайство о предоставлении единовременной денежной выплаты на покупку или строительство жилья — самый быстрый и удобный способ для военного улучшить свои жилищные условия. В российском законодательстве такая выплата называется «жилищная субсидия».
Для получения этой субсидии военный, увольняющийся в отставку или в запас, должен:
- состоять в реестре на жилье;
- открыть счет в банке;
- подать заявление в ДЖО о выплате субсидии вместо предоставления квартиры;
- самостоятельно найти жилье, и оформить сделку.
Сумму субсидии ДЖО рассчитывает самостоятельно. Для расчета берется норма жилой площади, цена квадратного метра жилья и поправочный коэффициент.
Норматив жилплощади для одного человека — 33м², на двух — 42м². На семью из трех и более членов полагается по 18м² на каждого, то есть на семью из 5-ти человек (родители и 3-е детей) может быть выплачена субсидия на покупку 90м².
Цена квадратного метра определяется на федеральном уровне. На сегодняшний день средний показатель — около 45,133 тысячи рублей за квадратный метр.
ДЖО уведомляет увольняемого о размере субсидии и сроках ее выплаты. После того, как денежные средства будут перечислены на расчетный счет служащего, он снимается с жилищного учета.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Если вам известны случаи нарушения прав военнослужащих касательно обеспечения жильем при увольнении, или вы сами искали выход из сложной ситуации, поделитесь своей историей. Вероятнее всего ваш опыт поможет тем, кто сейчас проходит этот непростой этап, и пытается защитить свои права.
Юрист ведущей адвокатской конторы Москвы.
Специализация: гражданское право.
Стаж 22 года.