Отличие налога от неналогового платежа

Предлагаем статью на тему: "Отличие налога от неналогового платежа" с понятными комментариями и выводами. С случае возникновения вопросов и для актуализации данных на 2023 год вы можете обратиться к дежурному консультанту.

Понятие налога и сбора

Государство на законодательном уровне вменяет предпринимателям в обязанность отчислять часть доходов от их деятельности в бюджет того или иного уровня на обеспечение различных государственных нужд. Налоги и сборы касаются каждого бизнесмена, заставляя корпеть над отчетностью и расставаться с частью прибыли. И тот, и другой фискальный платеж закреплен в законодательстве.

В чем же разница между этими видами отчислений? Где она зафиксирована? В чем проявляется для предпринимателя? Рассматриваем все тонкости, касающиеся налогов и сборов в российском законодательстве.

Регламентирующие правовые акты

Все требования и условия, которые касаются предпринимательских отчислений в бюджеты, зафиксированы в главном правовом акте фискальной службы – Налоговом Кодексе Российской федерации.

В частности, он содержит положение о том, что отдельные вопросы, касающиеся налогообложения, могут быть решены на уровнях региональных или местных властей. Это значит, что на той или иной территории могут быть приняты собственные правила и нормы для особенностей уплаты некоторых отчислений. При этом в самом Налоговом Кодексе выписываются основные нормы, а местные законы их конкретизируют.

Таким образом, любой вид отчислений может быть отнесен к одной из трех категорий:

  • федеральный налог или сбор;
  • региональный;
  • местный.

ВАЖНО! Если законодательство вводит новый вид налога или сбора, он будет отнесен к одному из этих трех типов, отсюда станет ясно, кто сможет вносить изменения в налоговые ставки, отчетные периоды, сроки уплаты и другие конкретные моменты, касающиеся формирования платежа.

Внесем ясность в определения

Налог государство определяет как платеж, который вносится в бюджет в виде определенной денежной суммы как физическими, так и юридическими лицами. Особенности этого вида платежа:

  • безвозмездность – деньги платятся, не предполагая получения за них чего-либо взамен;
  • обязательность – у граждан нет выбора, совершать данный платеж или нет;
  • принудительность – сумма будет изъята в обязательном порядке, причем за несвоевременность предусмотрены санкции;
  • принадлежность определенному бюджету – изымаемые средства предназначаются на обеспечение нужд государства на уровне федеральной единицы, региона или местных властей;
  • вычисляемость – величина каждого платежа зависит от базы, которая берется за основу, и установленной процентной ставки.

Элементами налога являются:

  • законодательно определенная основа – база;
  • процентная ставка;
  • объект налогообложения;
  • период;
  • порядок и сроки взимания.

Сбор – это взнос, который производится в качестве оплаты за произведенные действия государственным органом, то есть оказание той или иной государственной услуги, значимой с юридической точки зрения. Теоретически, сбор является добровольным взносом, но так как оплачиваемые услуги в подавляющем большинстве случаев являются необходимыми для дальнейшей предпринимательской деятельности, причем это закреплено в законодательстве, платить за них так или иначе приходится. Сумма сбора устанавливается фиксированно. Плательщик сбора собирается вступить в правовые отношения с государством, желая получить:

  • определенное право;
  • лицензию на ту или иную деятельность;
  • действие в правовом поле (например, регистрацию).

Элементами сбора считаются только плательщики и элементы обложения (в каждом конкретном случае свои).

Виды и примеры налогов и сборов

  1. Если делить налоги по месту их конкретизации, то можно выделить:
    • федеральные – к ним относится НДС, НДФЛ, единый социальный, на прибыль организаций, акцизные сборы и т.д.
      региональные – налог на имущество фирм и т.д.;
    • местные – налог на имущество физлиц, на рекламу, земельный и др.
  2. Беря во внимание способ взимания, разделяют:
    • прямые налоги – связанные с получением дохода и других выгод, в том числе предполагаемых;
    • косвенные – зависят от расходования тех или иных благ (налоги на расходы), связаны с реализацией товаров, услуг, работ, например, налог с продаж, сбор за недропользование и пр.
  3. По принципу пополнения того или иного бюджета:
    • закрепленные (пополняющие только федеральный бюджет) – например, таможенные сборы;
    • регулирующие – распределяются между бюджетами разных уровней для недопущения дефицита.
  4. По субъекту платы:
    • запланирован для оплаты только физическими лицами;
    • платят исключительно организации (юридические лица);
    • предназначен одновременно для представителей обеих организационно-правовых форм.

Налог и сбор: между ними много общего

  1. И то, и другое отчисление законодательно закреплено в Налоговом Кодексе РФ.
  2. Деньги от обеих форм уплаты поступают в государственную казну.
  3. Любой из них, если это устанавливает закон, может быть конкретизирован на региональном или местном уровне.

10 главных отличий налогов и сборов

Рассмотрим, чем отличаются эти виды платежей. Для этого сравним их по различным основаниям, приведенным в таблице.

Налоги: понятие, значение, виды. Отличие налогов от сборов и иных обязательных платежей.

Система налогов и сборов в Российской Федерации. Порядок установления и введения налогов и сборов.

Система налогов и сборов РФ – это совокупность определенных налогов и сборов, которые образуют группы и тесно связаны между собой. В соответствии с Налогового кодекса РФ система налогов и сборов в РФ состоит из 13 налогов и сборов и 4 специальных налоговых режимов. Налоговый кодекс РФ разделяет налоги и сборы на три вида в зависимости от их территориального уровня: федеральные налоги и сборы; региональные налоги и сборы; местные налоги и сборы. К федеральным налогам и сборам отнесены: налог на добавленную стоимость; налог на доходы физических лиц; налог на прибыль организаций; налог на добычу полезных ископаемых; сборы за пользование объектами животного мира; государственная пошлина. Региональные налоги устанавливаются НК РФ и законами субъектов РФ о налогах, вводятся в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территориях данных субъектов РФ. К региональным налогам относятся:

Читайте так же:  Порядок взыскания алиментов через судебных приставов

налог на имущество организаций; налог на игорный бизнес: транспортный налог. Местными налогами являются налоги, которые установлены НКРФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах. Они обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. К местным налогам относятся: земельный налог; налог на имущество физических лиц.

Понятие налога и сбора

Тема 2 (2.1 и 2.2) Понятие и элементы налогов и сборов. Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов. Налоговая система Российской Федерации

Вопросы, выносимые на обсуждение:

1. Понятие налога, его отличие от иных обязательных платежей (сборов).

2. Элементы налогообложения: объект налогообложения, налоговая база, ставка налога, налоговый и отчетный периоды, порядок исчисления налога (сбора), налоговые льготы.

3. Способы, сроки и порядок уплаты налога

4. Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов

5. Понятие и элементы налоговой системы Российской Федерации.

Вопрос 1. Понятие налога, его отличие от иных обязательных платежей (сборов).

В настоящее время налоги являются основным источником доходов бюджетов всех уровней в Российской Федерации. Зачисление налогов в бюджетную систему предполагает и определяет их публичный характер, т.е. направленность на общезначимые интересы соответствующего территориального уровня.

Понятие налога и сбора

Одной из ключевых задач, влияющих на решение комплекса вопросов налогообложения, является определение термина «налог» и его основных юридических признаков.

Существует несколько определений налога, разработанных представителями как юридической, так и экономической науки.

Официальное (законодательное) определение налога дано в п. 1 ст. 8 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ). Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

В научной литературе выделяют ряд признаков, характеризующих содержание налога.

1. Налог – вид платежа, закрепленный актом органа государственной власти.Отмечается, что право законодателя утверждать налог является выражением права народа соглашаться на уплату налога, что, однако, не означает необходимости одобрения таких выплат каждым конкретным членом общества, определенными группами, слоями.

2. Односторонность обязанности по уплате налога. Основу этого признака составляет определенное направление движения средств — от плательщика к государству. То обстоятельство, что при уплате налога не возникает прямой выгоды или прямого преимущества для конкретного налогоплательщика, следует понимать в узком смысле, так как государство опосредованно предоставляет налогоплательщику широкий перечень благ, среди которых бесплатное образование, медицинское обслуживание, защита органами правопорядка и др.

3. Обязательный характер налога выражает императивную категоричность и характеризуется принуждением в силу закона. Этот признак налога лежит в основе закрепления конституционной обязанности каждого по уплате законно установленных налогов и сборов (ст. 57 Конституции РФ). Обязательный характер налога предусматривает невозможность законного уклонения от его уплаты, кроме исключений, закрепленных в НК РФ (например, предоставление соответствующих льгот). Обязательность налога обеспечивается силой государства в лице налоговых, правоохранительных и судебных органов, что свидетельствует о принудительном характере уплаты налогов.

В научной литературе высказывается мнение о том, что термин «обязательный» платеж присущ не только налогу, но и неналоговым обязательным платежам, к которым относят штрафы за налоговые или административные правонарушения, пени и др., в силу чего трудно отличить специфику налогового обязательного платежа от специфики неналоговых обязательных платежей. Кроме того, в штрафах есть обязательность в силу закона, сумма штрафов, также как и налоги, поступают в бюджет, и используются для финансирования бюджетных расходов. Различие штрафов и налогов заключается в их цели: целью штрафов является наказание, налогов – пополнение бюджета. Таким образом, признак «обязательный» присущ всем фискальным платежам, не носящим добровольный характер, т.е. является общим.

Современным налоговым системам некоторых стран известен так называемый необязательный налог – церковный, установленный религиозными нормами, который обеспечивается моральным авторитетом соответствующих конфессий.

4. Нецелевой характер налогового платежа означает перечисление его в фонды, которые аккумулируются государством и используются на удовлетворение государственных потребностей. Данный признак основан на бюджетно-правовом принципе запрета на индивидуализацию (специализацию) бюджетных доходов, что вытекает из базового положения финансового права о всеобщности и единстве бюджета. Это означает, что конкретные налоговые доходы не предназначаются заранее для обеспечения конкретных государственных нужд. Целевые налоги, имеющие некоторую содержательную направленность (например, единый социальный налог), не нарушают признака абстрактности налоговых платежей.

5. Безусловный характер налога означает, что его уплата не связана ни с какими встречными действиями государства. При этом необходимо четко разграничивать юридический факт как основание возникновения налогового правоотношения и объект налогообложения как основание возникновения налоговой обязанности.

6. Цель налогового платежа – финансовое обеспечение деятельности государства и (или) муниципального образования. Государство, для выполнения своих задач и функций по управлению обществом и обеспечению его жизнедеятельности, в лице соответствующих органов осуществляет планомерные целенаправленные действия, направленные на создание, распределение и использование фондов финансовых (денежных) ресурсов. Среди доходов государства, образующихся согласно п. 1 ст. 41 Бюджетного кодекса РФ за счет налоговых и неналоговых видов доходов, ведущее положение занимает налоговый вид дохода,что обусловлено наличием числа налогов и величиной налоговых ставок, а также постоянством и стабильностью поступления денежных средств в бюджетную систему РФ.

Читайте так же:  Учет уже уплаченных налогов при дроблении бизнеса

7. Форма взимания налога с налогоплательщиков – отчуждение принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств. Взимание налогов в иной (неденежной) форме не допускается.

С понятием «налог» тесно связано понятие «сбор». В научной литературе ведется дискуссия по поводу определения данных категорий.

В соответствии с п. 2 ст. 8 НК РФ. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Конституция РФ и НК РФ понятием «сбор» охватывают как собственно сборы (платежи за обладание специальным правом), так и пошлины (государственные, регистрационные, таможенные).

Классификация

налогов позволит лучше уяснить сущность этой категории

По субъектам

(налогоплательщикам) выделяют:

— налоги с организаций (налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, налог на имущество организаций);

— налоги с физических лиц (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц);

— налоги, уплачиваемые как физическими, так и юридическими лицами (водный налог, транспортный налог, земельный налог).

В зависимости от характера использования

выделяют:

— налоги общего значения, которые зачисляются в бюджет соответствующего уровня как общий денежный фонд соответствующей территории и используются при исполнении бюджета без привязки к конкретным мероприятиям;

— целевые налоги, которые зачисляются в бюджетные целевые фонды или выделяются в бюджете отдельной строкой для целевого использования (транспортный налог).

По степени закрепленности за бюджетом

выделяют:

— закрепленные налоги, которые на длительный период полностью или частично закреплены как доходный источник конкретного бюджета (бюджетов) (например, транспортный налог, земельный налог);

— регулирующие налоги – это федеральные и региональные налоги и платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений в бюджет на очередной финансовый год (налог на прибыль организаций, акцизы, налог на добычу полезных ископаемых).

В зависимости от формы возложения налогового бремени

выделяют:

— прямые налоги, которые взимаются непосредственно с имущества или дохода налогоплательщика. Юридический и фактический плательщик в этом случае совпадают в одном лице (например, налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций).

Прямые налоги в свою очередь делятся на:

а) личные налоги, которые уплачиваются с действительно полученного налогоплательщиком дохода (прибыли);

б) реальные налоги, которыми облагается не действительный, а предполагаемый средний доход налогоплательщика, получаемый в данных экономических условиях от того или иного предмета налогообложения (например, недвижимой собственности). Реальными налогами облагается прежде всего имущество (от англ. real — имущество).

— косвенные налоги, которые включаются в цену товара или услуг, вследствие чего окончательным плательщиком таких налогов является потребитель товара (например, акцизы, налог на добавленную стоимость).

По степени компетенции органов власти различных уровней по установлению и введению налогов

(с учетом федеративного государственного устройства и организации в России местного самоуправления) выделяют:

— государственные (федеральные и региональные) налоги;

Указанные виды налогов более подробно будут рассмотрены при характеристике системы налогов и сборов в Российской Федерации.

Существуют и другие основания деления налогов на виды.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Налоговое право. Краткий курс ( Коллектив авторов, 2016)

Настоящее издание представляет собой учебное пособие, подготовленное в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине «Налоговое право». Материал изложен кратко, но четко и доступно, что позволит в короткие сроки его изучить, а также успешно подготовиться и сдать экзамен или зачет по данному предмету. Издание предназначено для студентов высших учебных заведений.

Оглавление

  • 1. Становление и развитие налогообложения в России
  • 2. Понятие и предмет налогового права. Налоговое право в системе российского законодательства
  • 3. Источники налогового права
  • 4. Налоговый кодекс РФ как источник налогового права
  • 5. Принципы налогового права
  • 6. Действие актов налогового законодательства в пространстве, во времени и по кругу лиц
  • 7. Понятие, признаки и функции налогов. Виды налогов
  • 8. Отличие налогов от иных обязательных платежей
  • 9. Понятие, признаки и структура налогового правоотношения
  • 10. Субъекты налоговых правоотношении
  • 11. Налогоплательщик как субъект налоговых правоотношений
  • 12. Налоговый агент как участник отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах
  • 13. Налоговые органы как участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах
  • 14. Таможенные органы как участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах
  • 15. Понятие и структура системы налогов и сборов в России

Из серии: Скорая помощь студенту. Краткий курс

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Налоговое право. Краткий курс ( Коллектив авторов, 2016) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

8. Отличие налогов от иных обязательных платежей

Важнейшим источником доходов для государственной власти служат налоги и сборы, так как, по существу, нет иных методов мобилизации средств в казну. К основным признакам налога относятся обязательность, индивидуальная безвозмездность, индивидуальная безвозвратность. Однако не все обязательные, безвозвратно и безвозмездно взимаемые платежи можно назвать налогами.

Кроме налогов существуют также иные обязательные платежи – сборы и пошлины. Основные различия между налоговыми платежами, сборами и пошлинами сводятся к следующему:

• налоги никогда не могут быть индивидуально возмездными, сбор же может осуществляться в форме возмездного платежа;

• цель взимания налога – обеспечение совокупности расходов государства в целом, при уплате же пошлины или сбора всегда присутствует конкретная цель;

• налоги, в отличие от пошлин и сборов, имеют финансовое значение, т. е. играют значительную роль при обеспечении мобилизации в государственный, региональные и местные бюджеты денежных средств;

Читайте так же:  Что нового про пенсии или опять обман

• сборы уплачиваются по мере необходимости, налог же уплачивается регулярно, в строго установленные сроки.

В соответствии с п. 2 ст. 8 НК РФ под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления и иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Понятие «сбор» включает непосредственно и сборы, и пошлины. Пошлины и сборы – это денежные повинности, взимаемые в индивидуальном порядке в связи с услугой, носящей публично-правовой характер. Пошлина не обеспечивает полного финансирования конкретного государственного органа, так как его существование обеспечивается за счет поступления средств из иных источников. В отличие от налога размер пошлин и сборов устанавливается исходя из характера и размера оказываемой услуги и, как правило, в конкретной сумме.

– государственная – взимается за ряд услуг, оказываемых плательщику, т. е. за принятие исковых заявлений и других документов судом, совершение нотариальных действий, регистрацию актов гражданского состояния, выдачу документов за предоставление специального права;

– регистрационная – взимается при обращении лица с заявкой о выдаче патентов на изобретение, промышленный образец и т. д.;

– таможенная – взимается при регистрации экспортноимпортных операций.

К сборам можно отнести государственную пошлину, таможенные сборы, сбор за право пользования объектами животного мира и другие сборы, предусмотренные НК РФ.

Общими чертами налогов и сборов являются:

• обязательность. Нерегулярный характер уплаты сборов не освобождает от обязанности уплачивать их в установленной форме и в строго определенный срок;

• наличие единой системы государственных органов, осуществляющей контроль за своевременной уплатой физическими лицами и организациями налогов и сборов (налоговая инспекция).

Оглавление

  • 1. Становление и развитие налогообложения в России
  • 2. Понятие и предмет налогового права. Налоговое право в системе российского законодательства
  • 3. Источники налогового права
  • 4. Налоговый кодекс РФ как источник налогового права
  • 5. Принципы налогового права
  • 6. Действие актов налогового законодательства в пространстве, во времени и по кругу лиц
  • 7. Понятие, признаки и функции налогов. Виды налогов
  • 8. Отличие налогов от иных обязательных платежей
  • 9. Понятие, признаки и структура налогового правоотношения
  • 10. Субъекты налоговых правоотношении
  • 11. Налогоплательщик как субъект налоговых правоотношений
  • 12. Налоговый агент как участник отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах
  • 13. Налоговые органы как участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах
  • 14. Таможенные органы как участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах
  • 15. Понятие и структура системы налогов и сборов в России

Из серии: Скорая помощь студенту. Краткий курс

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Налоговое право. Краткий курс ( Коллектив авторов, 2016) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Прочитал ст.45.1 ФЗ 232 от 29.07.2018 г. Как, по мнению юристов, «простым людям» следует понимать слово «ДОБРОВОЛЬНО», начиная с 01.

01.2020 года. физические лица ИМЕЮТ ПРАВО, года могут осуществлять налоговые платежи землю, транспорт, строения, ндфл?

Видео (кликните для воспроизведения).

Здравствуйте, рекомендую ознакомиться с Письмом Минфина России от 01.07.2019 № 03-02-08/47982 и ниже приведенной статьей.

Всё о едином налоговом платеже физлица.

Единый налоговый платеж физического лица — что это? Ответить на данный вопрос — самое время. Срок уплаты личных имущественных налогов «физиков» (02.12.2019) уже не за горами. И налоговая вовсю рассылает уведомления.

Единый налоговый платеж — платим налоги по-новому

Единый налоговый платеж физического лица с 2019 года — это новый, альтернативный традиционному способ оплаты личных налогов физических лиц: транспортного, на имущество, землю.

Раньше (этот способ действует и по сей день, и вы можете продолжать использовать его) перечислить имущественные налоги можно было только на основании налогового уведомления и только после его получения от налоговиков. При этом каждый налог требовалось оплачивать отдельной суммой на свой КБК. А деньги в бюджет нужно было отправить до истечения общего для всех трех налогов срока уплаты (по НК РФ это 1 декабря). Вносить платежи авансом не разрешалось. Такой разовый платеж в конце года мог быть не очень удобен налогоплательщикам, особенно если сумма оказывалась существенной.

Но с этого года, то есть начиная с налогов за 2018 год, произвести уплату имущественных налогов можно также единым налоговым платежом (ЕНП). Давайте посмотрим, что это такое и как новый платеж работает.

Единый налоговый платеж: принцип уплаты

ЕНП — это определенная сумма денег, которую вы перечисляете на соответствующий счет Федерального казначейства в счет исполнения вашей обязанности по уплате транспортного, земельного налога или налога на имущество (ст. 45.1 НК РФ).

Периодичность внесения средств и конкретные суммы вы определяете самостоятельно. Примерно зная свои налоги, вы можете распределить их во времени и выбрать комфортную лично для вас схему оплаты.

Например, если суммарный налоговый платеж за год равен 15 000 руб., можно вносить около 1500 руб. каждый месяц. И тогда к сроку уплаты у вас уже будет накоплена сумма, необходимая для расчетов с бюджетом.

Вносить деньги вы можете любым удобным вам способом:

сервис оплаты налогов на сайте ФНС;

и самое удобное — через личный кабинет налогоплательщика, закладка «Мои налоги» / «Единый налоговый платеж».

Причем оплачивать не обязательно лично, по вашей просьбе это может сделать кто угодно: супруг, родители, дети и даже просто знакомые.

Читайте так же:  Взыскиваются ли алименты с отпускных

КБК на единый налоговый платеж физического лица — 182 1 06 07000 01 1000 110.

Таким образом, единый налоговый платеж простыми словами — это копилка, где вы храните средства для оплаты налогов до наступления срока платежа.

ЕНП уплачен: что дальше?

Итак, вы отложили определенную сумму ЕНП. И вот вам приходит налоговое уведомление. Что делать дальше?

А дальше вам нужно сравнить, сколько денег вы уже уплатили и сколько налогов вам предъявили налоговики. Если уплаченное покрывает начисления, ничего делать не нужно. Когда наступит платежный срок, налоговая спишет требуемую сумму автоматом. О соответствующем решении она должна сообщить вам в течение 5 дней.

Если денег в вашей копилке недостаточно, нужно либо довнести разницу на счет ЕНП, либо доплатить ее по реквизитам конкретного налога.

Возврат единого налогового платежа

Вернуть вы можете:

Всю сумму уплаченного ЕНП. Сделать это можно в любой момент времени. ЕНП — дело добровольное. Поэтому если вы оплатили его, а потом передумали, никто не имеет права ваши средства удерживать. Но имейте в виду, что возвращают платеж только полностью. Вернуть часть ЕНП, а часть оставить для уплаты налогов нельзя.

Остаток платежа, который остался после зачета ЕНП в счет оплаты налогов — по истечении платежного срока.

Для возврата единого налогового платежа нужно подать в налоговую заявление по форме из приказа ФНС от 14.12.2018 № ММВ-7-8/[email protected]

Срок на возврат — 1 месяц с момента подачи заявления. Если ИФНС не уложится в эти временные рамки, будет должна вам проценты за каждый день просрочки по ставке рефинансирования ЦБ РФ.

Как видим, единый налоговый платеж — это достаточно удобный способ для «физиков» оплатить свои налоги. К тому же вы всегда можете передумать и забрать свои деньги назад. Если вы не успели опробовать ЕНП в этом году, можете брать его на вооружение в следующем.

Понятие налога, сбора и таможенной пошлины. Налоговые и неналоговые платежи

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное

Образовательное учреждение высшего

Профессионального образования

«Тверской государственный университет»

А. А. СЛАДКОВА

ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Тверь 2015

УДК 339.543(075.8)

С47

Сладкова А.А.

С 47 Таможенные платежи: учебно-методическое пособие. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2015. – 155 с.

В пособии раскрыты основные темы по дисциплине «Таможенные платежи» и приведены задания для самостоятельного выполнения студентами на практических занятиях.

Учебно-методическое пособие рекомендовано методической комиссией юридического факультета в качестве учебно-методического материала для подготовки к занятиям студентов специальности «Таможенное дело».

УДК 339.543(075.8)

© Сладкова А.А., 2015

Тема 1. ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ ВО ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Понятие налога, сбора и таможенной пошлины. Налоговые и неналоговые платежи

В состав платежей, уплачиваемых в бюджет государства, входят налоги, сборы, пошлины. По своей природе это разные виды государственных изъятий. Налоговый кодекс РФ (далее — НК РФ)[1] разграничивает понятия «налог» и «сбор». В п. 2 ст. 8 НК РФ дано следующее определение «сбора»:

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, и включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Различия между налогами и сборами заключаются в следующем:

♦ налоги являются индивидуально безвозмездными платежами, а сборы носят индивидуально возмездный характер (уплачиваются плательщиками в связи с оказанием государством каких-либо адресных услуг);

♦ налоги устанавливаются только законодательством о налогах и сборах, а сборы — как нормативно-правовыми актами налогового права, так и других отраслей права;

♦ фискальная значимость налогов в современной налоговой системе неоспорима, в то же время сборы имеют меньшее значение;

♦ в отношении налога законодательство устанавливает принудительный характер взимания; сборы отличаются относительной добровольностью (но это не договорные платежи);

♦ налоги уплачиваются на постоянной основе, периодически; сборы — в большинстве случаев разовые платежи;

♦ налоги — абстрактные платежи, задача которых удовлетворить общественные потребности. При уплате сбора всегда присутствует специальная цель или специальный интерес. Сборы призваны покрыть издержки того государственного органа, в который обратилось заинтересованное лицо по поводу оказания ему определенных услуг.

Следует отметить, что в российском налоговом законодательстве не дано самостоятельного определения «пошлины». Это обусловлено тем, что в основном законе страны не закреплено искомое понятие. В ст. 57 Конституции РФ отражено, что «каждый обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы». По сути своей категория «сбор», раскрытая в п. 2 ст. 8 НК РФ, объединяет и сбор, и пошлину. Поэтому согласно действующей редакции НК РФ к «сборам» относятся сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина.

Как правило, сбор уплачивается в основном за обладание специальным правом, за получение лицензии. Пошлина взимается в качестве компенсации государству за пользование государственным имуществом или выполнение юридически значимых действий в пользу плательщика.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8566 —

| 7418 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Читайте так же:  Мрот с вычетом налога или без

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Неналоговые платежи: определение, отличие от налоговых платежей, их разновидности

В укрупненном виде в состав доходов российского государственного бюджета входят налоговые и неналоговые платежи. В качестве юридического критерия отличия налога от неналогового платежа может выступать признак нормативно-отраслевого регулирования, согласно которому налоговые отношения регламентируются нормами налогового законодательства, а неналоговые обязательные платежи — нормами других отраслей права.

Можно выделить четыре разновидности неналоговых платежей.

1. Платежи за оказание различных услуг государственных и муниципальных учреждений, т. е. плата государству за право пользования или право деятельности, а также за совершение действий государственными органами (например, гербовый сбор).

2. Платежи от использования объектов федеральной собственности и собственности субъектов РФ. Суть таких платежей — это компенсационная плата за использование ресурсов (платежи за пользование лесным фондом).

3. Имущественные санкции, т. е. плата государству за нарушение законодательства. К ним, например, относятся суммы от реализации конфискованного имущества, административные штрафы.

4. Поступления от продажи объектов федеральной собственности и собственности субъектов РФ, цепных бумаг. Эти неналоговые платежи выступают в форме доходов от приватизации, государственных займов, государственных краткосрочных обязательств.

Четкие формулировки «налога» и «сбора», отраженные в НК РФ, позволяют выявить сущность того или иного изъятия, правильно оценить последствия налоговых отношений. Этот момент очень важен в ситуации, когда форма (название платежа) превалирует над его содержанием.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10657 —

| 8018 — или читать все.

Налогоплательщики и налоговые агенты: кто есть кто

Налоговое законодательство довольно четко устанавливает круг лиц, которые обязаны исчислять и уплачивать фискальные платежи в бюджет. Отметим, что для каждого вида налогообложения чиновники определяют индивидуальные перечни налогоплательщиков.

В соответствии со ст. 19 НК РФ , налогоплательщиками или плательщиками сборов могут быть признаны как юридические лица, так и простые граждане, в том числе индивидуальные предприниматели и представители частных практик (адвокаты, нотариусы, детективы и проч.). Отметим, что в части уплаты страхового обеспечения граждан плательщиками взносов признаются те же категории.

Основные группы налогоплательщиков

Всех, кто имеет фискальные обязательства перед государством, можно разделить на две большие группы: организации и граждане.

Напомним, что организацией признаются следующие категории экономических субъектов:

  • юридические лица, которые созданы в соответствии с действующим российским законодательством, то есть российские организации, фирмы и компании;
  • юрлица, созданные в соответствии с законодательными нормативами иностранных государств, иначе — иностранные организации;
  • международные компании и организации;
  • официальные представительства и филиалы иностранных компаний, которые созданы и функционируют на территории нашей страны.

Ко второй группе следует относить исключительно физических лиц. напомним, что физлицами признаются не только российские граждане, но и представители иностранных государств, а также лица, не имеющие гражданства.

Из данной группы плательщиков следует отдельно выделить граждан, имеющих особые статусы. Это индивидуальные предприниматели и частники, которые могут осуществлять предпринимательскую деятельность без создания юридического лица.

Такие определения закреплены в п. 2 ст. 11 НК РФ . Следовательно, налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются не только российские компании и граждане, но и представители иных государств, которые осуществляют свою деятельность на территории Российской Федерации.

Налоговые агенты

Обособленная группа лиц, которая имеет исключительные обязанности перед государством, признается налоговыми агентами. Чиновники определили, что данная группа лиц обязана:

  • исчислять сумму фискальных сборов, обязательных к зачислению в бюджет;
  • удерживать исчисленный налог/сбор из средств налогоплательщиков;
  • самостоятельно зачислять удержанные средства в соответствующие бюджеты.

Чем отличаются категории: налогоплательщики и плательщики сборов, налоговые агенты? Ключевое отличие между агентами и плательщиками заключается в том, что налогоплательщики исчисляют и уплачивают сборы в бюджет за счет собственных средств, а агенты — за счет средств плательщика налога/сбора.

Важные исключения

Обособленные подразделения российских компаний не могут быть отнесены к категории плательщиков сборов и налоговых агентов. Несмотря на то, что некоторые обособленные подразделения обязаны самостоятельно исчислять и уплачивать фискальные обязательства в бюджет, признать их независимыми юридическими лицами нельзя. Следовательно, обособленное подразделение, являющееся официальным представительством конкретного российского юрлица, не может быть признано самостоятельным налогоплательщиком.

Таким образом, признать обособленное подразделение самостоятельным участником фискальных взаимоотношений нельзя.

Права и обязанности

При любых взаимоотношениях, в том числе и при фискальных, каждая из сторон наделена особыми правами и обязанностями. Так, права и обязанности налогоплательщиков и плательщиков сборов поименованы в НК РФ.

Например, все права закреплены в ст. 21 НК РФ , к ним относят:

  1. Право на получение бесплатной информации, бланков отчетности и разъяснений по поводу применения фискального законодательства, порядка составления и предоставления отчетности, консультации по действующим видам и режимам налогообложения.
  2. Право на зачет излишне уплаченных сумм в пользу иных видов налогообложения. Также закреплено право на возврат данных сумм на расчетные счета.
  3. Право на участие в налоговых проверках, защиту своих интересов, в том числе и в судебном порядке.

Ключевые обязанности перечислены в ст. 23 НК РФ :

  1. Обязанность в своевременной постановке на учет в государственных органах.
  2. Своевременно и в полном объеме уплачивать все обязательные платежи в бюджеты.
  3. Предоставлять налоговую отчетность по унифицированным формам и в установленные сроки.
  4. Вести учет своих доходов и расходов в соответствии с нормами, предусмотренными действующим законодательством.
Видео (кликните для воспроизведения).

Отметим, что для налоговых агентов предусмотрены аналогичные права и обязанности. Исчерпывающий перечень закреплен в ст. 24 НК РФ .

Отличие налога от неналогового платежа
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here