Содержание
Пенсионная система: понятие, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение. Перспективы развития пенсионной системы.
Пенсионная система: понятие
Пенсионная система как правовое понятие — комплексное образование. Совокупность ее норм регулирует в основном три различные по характеру группы общественных отношений:
- отношения по формированию соответствующих пенсионных фондов , за счет которых выплачиваются пенсии и осуществляются иные пенсионные выплаты (финансовое право);
- отношения по материальному обеспечению членов общества пенсиями и иными пенсионными выплатами (по существу, пенсионное право, т. е. совокупность правовых норм, регулирующих пенсионные и тесно связанные с ними отношения);
- отношения по управлению и организации пенсионного обеспечения .
В праве социального обеспечения как отрасли российского права вторая группа норм — пенсионное право — занимает центральное место.
Пенсионное право не без оснований рассматривается рядом специалистов-правоведов как подотрасль российского права социального обеспечения, имеющая относительно самостоятельный основной предмет правового регулирования — пенсионные отношения и наиболее обширный массив правовых предписаний.
В ее структуре выделяются основные институты или группы правовых норм , регулирующих неразрывно связанные между собой однотипные пенсионные отношения — пенсии по старости, пенсии по инвалидности, пенсии за выслугу лет, пенсии по случаю потери кормильца, социальные пенсии. Они объединяют нормы по видам пенсий.
К обособленным институтам относятся правовые предписания, регулирующие процедурные отношения в сфере пенсионного обеспечения. Наиболее существенные из них — назначение и выплата пенсий, исчисление, перерасчеты, повышение и адаптация пенсионных выплат. Такие отношения затрагивают основные институты, они касаются реализации права на материальное обеспечение в виде пенсии и могут предшествовать возникновению пенсионного правоотношения либо функционировать наряду с ним.
Виды пенсий различаются в зависимости от этих жизненных обстоятельств. Ряд ученых полагает, что каждое из указанных обстоятельств является основным, центральным или «собственным юридическим фактом» в юридическом составе, а все остальные относятся к юридически значимым обстоятельствам. Для возникновения пенсионного правоотношения необходим полный юридический состав — наличие всех юридических фактов. При отсутствии хотя бы одного из них пенсионное отношение не может возникнуть.
Государственной пенсией признается пенсия, установленная государством. В Конституции РФ указано, что «государственные пенсии. устанавливаются законом» (п. 2 ст. 39). Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» устанавливает в соответствии с Конституцией Российской Федерации основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения.
Особо следует отметить классификацию пенсий, основывающуюся на труде и иной общественно полезной деятельности:
- трудовые, т.е. заработанные трудом;
- нетрудовые, устанавливаемые вне связи с трудом (социальные пенсии).
Помимо классификации пенсий по основаниям их предоставления — по жизненным обстоятельствам или юридической основе в фактическом составе, а также на трудовые и нетрудовые, их можно подразделять и по иным признакам.
Вполне закономерна классификация пенсий по контингенту их получателей и по нормативным актам, на основании которых они назначены: пенсии для тех, кто трудился с особыми условиями труда или на Крайнем Севере, пенсии для судей, государственных служащих, кадровых военнослужащих, военнослужащих срочной службы, инвалидов вследствие военной травмы, депутатов и т. д.
Пенсионное обеспечение
Пенсионное обеспечение– основной вид социального обеспечения.
Пенсия– ежемесячные денежные выплаты, предоставляемые нетрудоспособным гражданам в целях компенсации утраченного ими заработка, а так же предоставления нетрудоспособным членам семьи содержания, утраченного в связи со смертью кормильца.
Пенсии по своей истории являются самым первым видом денежного обеспечения. Петр Iвыплачивал пенсион государевым служащим. Пенсии назначались по усмотрению государя и включали как денежное обеспечение, так и предоставление земельных наделов. Позднее круг лиц, получавших государственное пенсионное обеспечение расширялся, но охватывал, как правило только две категории: государственных служащих и военнослужащих.
Первый российский НПА о государственном пенсионном обеспечении был принят в 1918 году и охватывал только 3 категории: рабочих, государственных служащих и военнослужащих.
Колхозное крестьянство впервые приобрело право на пенсию только в 1964 году. Это свидетельствует о классовом подходе в социальном обеспечении. Дифференциация в основаниях, условиях и размерах пенсионного обеспечения, отражающая различия по классам и социальным группам сохранялась до 1990 года. 1990 год, мая – закон «О государственно пенсионном обеспечении в СССР». Однако, в связи с политическим развалом союза, а так же более высокими нормами социального обеспечения в республиканских законах , закон о пенсиях просуществовал ровно 6 месяцев.
20 ноября 1990 года Верховный Совет РФ принял закон «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». Данный закон действовал до 2001 года и являлся переходным от принципов построение социального обеспечения диктатуры пролетариата до принципов рыночной экономики.
В настоящее время действуют два НПА, регулирующих пенсионное обеспечение:
ФЗ «О трудовых пенсиях»
ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении»
Эти законы распространяются на разный круг лиц , предусматривают различные виды пенсии, но главным различием являются разные источники финансирования расходов на выплаты пенсии.
До 1990 года источником финансирования пенсионного обеспечения являлся государственный бюджет, поэтому уровень пенсионного обеспечения зависел от состояния государственного бюджета. Такой порядок выявил существенные недостатки, основной – замораживание уровня пенсионного обеспечения, и требовал принципиального изменения. В 1991 году для финансирования пенсий был создан Пенсионный фонд СССР, а затем Пенсионный фонд РФ. Пенсионный фонд – самостоятельная финансовая структура, формируется за счет страховых взносов, которые уплачивают работодатели, ИП, в ряде случаев – наемные граждане. Создание пенсионного фонда означало переход от принципов социального обеспечения к принципам социального страхования в сфере пенсионного обеспечения.
В РФ, как и во всем мире сформировалось и существует 5 видов пенсии
По старости. Основанием ее назначения является достижение лицом общеустановленного пенсионного возраста. Обязательным условием назначения пенсия является наличие у лица общего трудового стажа, а с 2001 года – страхового стажа. (лицо в обязательном условии должно работать). Разновидностями пенсии по старости являлись пенсии по возрасту. Основанием их назначения было достижение лицом льготного пенсионного возраста (снижался на 5-10 лет), однако, обязательным условием было наличие у лица специального трудового стажа (работа по вредных и тяжелых условиях труда, в определенных отраслях), наличие общего трудового стажа. Сегодня они существуют как досрочные пенсии по старости. Ст. 7, закона о трудовых пенсиях.
Пенсии по инвалидности. Основанием для назначения пенсии по инвалидности является установление лицомI,II, илиIIIгруппы инвалидности. Обязательным условием назначения пенсии – наличие у лица общего трудового стажа. При отсутствии его пенсия по инвалидности не назначалась. (сейчас там назначается социальная пенсия), ст. 8 закона о трудовых пенсиях.
Пенсия по случаю потери кормильца. Основанием является утрата кормильца, обязательным условием – наличие у погибшего кормильца трудового стажа. При отсутствии трудового стажа пенсия по случаю потери кормильца не назначалась. Ст. 9 закона о трудовых пенсиях.
Пенсия за выслугу лет.Возникли позже всех. Основание для назначения пенсии – наличие у лица выслуги лет (специальный трудовой стаж по определенным профессиям). Пенсии за выслугу лет назначались военнослужащим, а так же врачам, учителям, горнорабочим, летчикам, театрально – зрелищным работникам. Принципиальным отличием пенсии за выслугу лет от других видов пенсии – назначаются независимо от возраста лица.
Социальная пенсия. В РФ появился только в 1990 году. Предоставляется лицам, которые достигли пенсионного возраста, стали инвалидами, однако у них отсутствует трудовой стаж, и поэтому им не может быть назначена пенсия по старости или по инвалидности. Детям умершего кормильца пенсия назначается, если у кормильца отсутствует трудовой стаж.
В законодательстве СССР и РФ можно было выявить такую тенденцию, что отдельным категориям граждан пенсионное обеспечение предоставляется по отдельным законам
персональные пенсии – за особые заслуги
пенсии депутатам, космонавтам и спортсменам
в любой стране возникновение и развитие специальных пенсионных систем всегда обусловлено низким уровнем, установленном в общей системе пенсионного обеспечения.
Построен на страховых пр987инципах (связан с обязательной уплатой страховых взносов в пенсионный фонд). Страховые взносы уплачиваются работодателям и ИП, порядок и размер уплаты регулируются отдельным ФЗ. Доказательством уплаты является полис государственного пенсионного страхования.
Все расходы на выплат пенсии идут из пенсионного фонда. Закон распространяется на: граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства. Иностранным и лицам без гражданства – при условии постоянного проживания на территории РФ. Сейчас непонятно, каким документом подтверждается постоянное проживание. Закон предусматривает три вида пенсии – по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца. Лицо, имеющее право на получение двух видов пенсии может получать только одну пенсию по выбору. Учитывая, что пенсионное обеспечение осуществляется из ПФ, они распространяются только на наемных работников.
Пенсия по старостипредусмотрена ст.7 закона «о трудовых пенсиях». Основанием назначения является достижением мужчиной 60 лет, женщиной 55. Обязательное условие – наличие страхового стажа не менее 5 лет. При его отсутствии пенсия назначена не будет.
Размер пенсии складывается из двух частей – страховая (зависит от суммы уплаченных страховых взносов), накопительная (из накопительной части страховых взносов. С 2001 по 2006 год накопительная часть удерживалась с самих работников. Сейчас она так же удерживается от работодателя). Пенсия высчитывается: сумма страховых взносов делиться на 19. 19 – время дожития. Пенсия по старости назначается пожизненно и выплачивается в том числе и работающим пенсионерам. Два дня назад был поставлен вопрос о том, что работающему пенсионеру, возможно, не стоит выплачивать пенсию.Пенсия по старости пожжет быть назначена ранее общеустановленного пенсионного возраста.
75% выходящих на пенсию составляют выходящие по старости.
Пенсия по инвалидности.Основанием для назначения пенсии является признание лица инвалидом. Инвалидом Является лицо, имеющее стойкую утрату трудоспособности, приводящую к нуждаемости, социальной помощи. Обусловлено физическим дефектом или заболеванием. Признание лица инвалидом осуществляется специальным органом – медико-социальной экспертной комиссией. При освидетельствовании лицу устанавливается одна из 3 групп. 1 группа инвалидности устанавливается лицам, у которых имеется стопроцентная утрата трудоспособности и нуждаемость в постоянном уходе, 2 группа устанавливается тем, у кого есть стопроцентная утрата трудоспособности, но они не нуждаются в постоянном уходе, 3 группа устанавливается лицам, которые частично сохранили профессиональную трудоспособность. Критерии утверждаются министерством здравоохранение. Группы инвалидности устанавливаются лицам старше 16 (18) лет. Детям инвалидам группы инвалидности не устанавливаются, а он признается «ребенком-инвалидом». Подтверждением инвалидности является справка МСЭК, в которой указывается группа инвалидности. Лица, которым установлена группа инвалидности, обязаны периодически проходить переосвидетельствование. Инвалиды 1 и 2 группы проходят переосвидетельствование 1 раз в 2 года, инвалиды 3 группы ежегодно.
Лицам предпенсионного возраста инвалидность назначается бессрочно и они не обязаны проходить освидетельствование.
Обязательным условием для назначения пенсии по инвалидности – наличие страхового стажа, продолжительность которого не имеет значение, важен только факт.
Размер пенсии определяется по формуле, где сумма страховых взносов делится на 19 лет. Пенсия по инвалидности устанавливается на весь период признания лица инвалидом. Если инвалид не проходит своевременно освидетельствование, выплата пенсии приостанавливается. После прохождения освидетельствовании, выплата пенсии возобновляется.
Пенсионерам, имеющим иждивенцев, к назначенной пенсии производятся доплаты. Размер доплат зависит от числа иждивенцев и группы инвалидности самого пенсионера.
Лица, которым назначена пенсия по инвалидности, могут работать и получать пенсию в полном объеме.
Пенсия по случаю потери кормильца. Основанием для назначения пенсии является смерть кормильца, признание его безвестно отсутствующим, признание лица умершим.
Смерть лица подтверждается свидетельством о смерти, выдаваемом органами ЗАГСа. Безвестное отсутствие подтверждается решением суда о признании лица безвестно отсутствующим (отсутствие лица в течение 1 года). Признание лица умершим так же подтверждается решением суда, но производится по истечение 3-5 лет.
Обязательным условием для назначения пенсии является наличие у умершего кормильца страхового стажа, продолжительность которого не имеет значения.
Право на пенсию имеют лица:
члены семьи умершего, находившиеся на его иждивении и являющиеся нетрудоспособными на день смерти. К ним относятся:
дети, братья, сестры, внуки, не достигшие 18 лет
родители, если он достигли пенсионного возраста или являются инвалидами
супруги, если они так же нетрудоспособны
бабушка – дедушка, если они не имеют лиц, обязанных по закону из содержать (дети)
дед – бабушка, брат- сестра, осуществляющией уход за детьми умершего кормильца, не достигшими 14 лет
для всех лиц, кроме детей, для назначения пенсии по случаю потери кормильца необходимо подтверждение факта иждивения. При отсутствии у кормильца страхового стажа, пенсия по случаю потери кормильца не назначается. В таком случаем сожжет быть назначена социальная пенсия, но она назначается только детям. ПППК назначается на период, пока лицо является нетрудоспособным – детям до 16 лет, если они продолжают обучение в очной форме – до окончание учебного заведения, но не более, чем до 23 лет.
Такое лицо может работать и будет получать пенсию в полном объеме. Определяется так же, как и предыдущие. Для некоторых категорий – в твердой сумме.
Они выплачиваются ежемесячно и в целях сокращения расходов на доставку, они зачисляются на лицевой счет в банке.
Пенсионер, который продолжает работать, размер пенсии пересчитывается каждые 12 месяцев. Перерасчет осуществляется автоматически и не требует заявлений лица. Пенсионер в любой момент может перейти на другой вид пенсии.
Скоро – закон о профессиональным пенсиях, который станет регулировать пенсии по работе в тяжелых условиях.
«Закон о государственном пенсионном обеспечении»
пенсии за выслугу лет
пенсии по старости
пенсии по инвалидности
пенсии по случаю потери кормильца
Пенсионное обеспечение регулируется ФЗ от 12 февраля 1993 года. Закон предусматривает 3 вида пенсии: за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца. Распространяется помимо военнослужащих на работников прокуратуры, следователей, наркоконтроль, лиц, осуществляющих работу органов исполнительной системы. Военнослужащие – лица, проходящие военную службу по контракту.
Пенсия за выслугу лет. Два основания:
Наличие у лица выслуги лет 20 лет и более (Возраст не имеет значения)
Размер пенсии – 50% оклада денежного содержания +3% за каждый год сверх выслуги.
Нет выслуги 20 лет. В этом случае пенсия может быть назначена при наличие сложного юр состава:
Увольнение со службы по:
Достижению предельного возраста пребывания на службе
Увольнение в связи с оргштатными мероприятиями
Увольнение по состоянию здоровья
То есть, увольнение помимо воли лица. На момент увольнения лицо должно достичь возраста 45 лет и общетрудового стажа 25 лет и 12 лет и 6 месяцев выслуги лет.
Пенсия за выслугу лет выплачивается только при условии оставления военной службы.
При выходе они могут работать на другую работу.
Назначенная пенсия пересчитывается при изменении оклада денежного содержания военнослужащих.
Пенсия по инвалидности.
Основание – установление военнослужащему 1, 2 или 3 группы инвалидности. Устанавливает медико-социальная экспертная комиссия. Продолжительность выслуги лет не имеет значения. Размер пенсии зависит от причины инвалидности. У них может быть 2 причины:
Военная травма. Устанавливается военнослужащим, у которых травма получена при исполнении обязанностей военной службы.
Заболевание, не связанное с прохождение военной службы.
Пенсии по инвалидности устанавливаются в более высоких размерах пи исполнении обязанностей. Устанавливается на весь срок инвалидности и выплачивается из государственного бюджета. Инвалидам, имеющих иждивенцев, производятся доплаты.
Основание – смерть кормильца или признание лица безвестно отсутствующим. Право на пенсии имеют нетрудоспособные члены семьи, находившиеся на иждивении кормильца. Размер пенсии зависит от причины смерти кормильца. Причина смерти, как и причины инвалидности, может быть в следствии военной травмы и не связанной с исполнением военных обязанностей.
Система права социального обеспечения
Современной наукой системность рассматривается в качестве одного их фундаментальных свойств объективного мира. Как метод научного познания, системный подход включает в себя ряд взаимосвязанных аспектов изучения объекта (компонентный, структурный, функциональный), которые позволяют в совокупности дать более глубокое представление о системе в целом.
Другой важный аспект системного подхода связан с изучением внутренней организации содержания системы, т.е. ее структуры. Применительно к праву структурный анализ означает выявление отраслевого состава, установление места конкретных отраслей в общей системе права, изучение взаимодействия отраслей друг с другом и системой в целом. А на уровне отрасли права его применение позволяет определить состав ее институтов, их соотношение и характер воздействия друг на друга.
Функциональный аспект заключается в установлении способов проявления активности системы и ее компонентов. Право занимает ведущее место в механизме социального регулирования.
Компонентами системы права являются: отрасли, институты, нормы права и иные образования, занимающие промежуточное положение (подотрасли, подинституты). Они проявляют свое регулятивное свойство лишь в определенных пределах и формах. В частности, отрасль обеспечивает регламентацию в пределах конкретной группы общественных отношений, а правовая норма затрагивает лишь отдельные стороны определенного общественного отношения.
Норма может выражать общие, принципиальные положения, относящиеся в равной степени ко всему комплексу общественных отношений в целом, либо закреплять правило, касающееся только одного вида отношений, входящих в предмет отрасли. Руководствуясь этим критерием, нормы отрасли можно группировать на общую и особенную части.
Система права социального обеспечения представляет собой совокупность объективно взаимосвязанных правовых институтов и норм, расположенных в определенной структурированной последовательности в соответствии со спецификой регулируемых общественных отношений, в которой можно выделить общую и особенную части (Приложение. Рис.6.).
Рисунок 6. Система права социального обеспечения
Видео (кликните для воспроизведения). |
Особенную часть составляют нормы, определяющие условия предоставления отдельных видов обеспечения. Эти группы норм образуют институты отрасли права. В качестве примера можно назвать следующие институты: пенсий по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, пособий по безработице, по временной нетрудоспособности и пр.
Внутри институтов нормы права также располагаются по определенной системе с учетом дифференциации условий обеспечения.
В частности, внутри института трудовых пенсий по старости можно выделить:
1) общие нормы, определяющие субъектов и содержание пенсионных правоотношений, юридические факты, порождающие, изменяющие или прекращающие действие данных правоотношений, перерасчет и индексацию трудовых пенсий, процедуру их назначения и выплаты. Действие указанных норм распространяется на все группы лиц, если они не имеют права на получение трудовых пенсий по старости на основании специальных норм;
2) специальные нормы, закрепляющие право на досрочное обеспечение трудовыми пенсиями по старости с учетом вредности, тяжести, природно-климатических условий труда.
Комплексными институтами в праве социального обеспечения можно назвать институты пенсионного обеспечения, обеспечения пособиями, бесплатной и частично-платной медицинской помощи, бесплатного и частично-платного социального обслуживания. Указанные комплексные институты охватывают несколько блоков самостоятельных институтов (например, трудовых пенсий и социальных пенсий).
Большинство норм права социального обеспечения имеют управомочивающий характер, что обусловливается природой опосредуемых ими общественных отношений. Они создают реальные предпосылки для удовлетворения жизненно необходимых потребностей граждан в старости, при нетрудоспособности, потере кормильца и при наступлении других социальных рисков. При этом используется разрешительное регулирование: субъектам правоотношений дозволяется только то, что прямо предусмотрено нормами.
Систему отрасли права необходимо отличать от системы законодательства. Система законодательства с разной степенью обобщения оформляет и закрепляет систему отрасли. Систему законодательства можно определить как совокупность нормативных актов о социальном обеспечении, обладающих внутренним единством и взаимосвязью, отражающей структуру отрасли права.
Контрольные вопросы
1. Кто и когда обосновал наличие права социального обеспечения в качестве самостоятельной отрасли права?
2. Какие отличительные признаки отношений по социальному обеспечению выделены советскими учеными?
3. Какие отношения образуют предмет права социального обеспечения в современных условиях? Сформулируйте понятие предмета.
4. Входят ли в предмет права социального обеспечения отношения по предоставлению дополнительных пенсий, пособий и услуг, возникающие на основании коллективных договоров?
5. Какие отличительные признаки метода права социального обеспечения вы можете назвать?
6. Какие меры ответственности применяются к получателям выплат или услуг в случае злоупотреблений с их стороны?
7. Несут ли государственные органы (или учреждения) ответственность за несвоевременную выплату пенсий или пособий?
8. Из каких компонентов складывается система отрасли права социального обеспечения?
9. Какие институты составляют Общую часть права социального обеспечения?
10. Какие институты образуют Особенную часть права социального обеспечения?
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 9153 —
| 7302 —185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
Система права социального обеспечения, страница 2
Институты отрасли права, регулирующие социально-обеспечительные отношения одного рода объединяются в подотрасли права социального обеспечения. Таких подотраслей пять: 1) социальное страхование; 2) государственное пенсионное обеспечение; 3) социальная поддержка; 4) социальная помощь; 5) социальное обслуживание. Все названные подотрасли регулируют отдельные массивы социально-обеспечительных отношений, характеризующихся своей спецификой (источник финансирования, органы, осуществляющие обеспечение) и известной родовой обособленностью (особенная совокупность субъектов получения социального обеспечения).
Основу всех структурных элементов системы права социального обеспечения составляют нормы права. Норма может выражать общие, принципиальные положения, относящиеся в равной степени ко всему комплексу общественных отношений в целом, либо закреплять правило, касающееся только одного вида отношений, входящих в предмет отрасли права социального обеспечения. С учетом этого нормы указанной отрасли образуют общую и особенную части.
К общей части отрасли права социального обеспечения относятся такие институты, как: принципы и задачи правового регулирования; институт оснований и задач обеспечения; субъекты права социального обеспечения; институт основных прав и обязанностей субъектов в области социального обеспечения; институт разграничения компетенции Российской Федерации, её субъектов и органов местного самоуправления по правовому регулированию и финансированию социального обеспечения.
В структуре особенной части права социального обеспечения как отрасли права можно выделить комплекс устоявшихся подотраслей и институтов, нормы которых имеют собственную часть предмета и особенностей метода регулирования. В зависимости от того, охватывает ли эта часть предмета все виды однородных отношений или лишь отдельные из них, регулируемые данной совокупностью правовых норм, они группируются в подотрасли, институты либо в субинституты.
Первой в особенную часть входит подотрасль социального страхования. Её предмет, особенности субъектов и метода регулирования определяют Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» и законы о конкретных видах социального страхования. «Полнокровными» институтами социального страхования являются институты: страхового (трудового) стажа, обязательного пенсионного страхования, обязательного медицинского страхования, обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.
Пенсионное право в системе про
Практически все учёные сходятся на том что пенсия является ведущие видом соц обеспеченья. Поэтому вопросам соц обеспеченья уделяется первостепенное влияния в качествое одного из направлений политики государства.
По нашему мнению пенсионное право является подотраслью права соц обеспеченья. Многие учёные считывают что пенсионное право является генеральным институтом ПСО.
Алексеев говорил что структура права 3ёх элементов. Нижниё блок (юр и отдельные нормы), потом институты, и верхний этап отрасль
Пенсионное право этот генеральный институт. Он состоит из ряда институтов.
Норм регулирующие отношения оп предоставлению пенсии одновременно являются качественно-однородной областью отношений и одновременно с эти отдельным пластом обеспечительных отношений.
Так или иначе пенсионный статус оказывает влияние на формирование иного статуса субъекта обеспечительных отношений.
Если мы в настоящее время вычленим из ПСО пенсионное право то что там останется!))) Эта система развалится. Она не будет функционировать в качестве самостоятельного блока.
Наряду с предметом и методом каждая отрасль выделяется в соответствии потребностей общества.
Пенсионное право регламентируется набором приёмов и средств общих для всего ПСО. В этом структурном образовании права не существует самостоятельных принципов.
Следовательно принятие пенсионного кодекса пока что не целесообразно.
Пенсионное право представляет собой совокупность юр норм направленных на регулирование общественных отношений по предоставлению гражданам права на ежемесячные денежные выплаты предназначенные для содержания граждан
Доп аргумент генерального положения пенсионного права служит собственная структура.
Пенсионное право делится на 2 части:
Общую – содержаться следующие нормы:
Общие положения – цели, задачи и функции пенсионного права. Задачами является конкретные виды пенсионного обеспеченья. А функции самые различные (демографическая, стимулирующая, компенсационная и т.д.)
Принципы пенсионного права – те же самые принципы что и принципы ПСО
Субъекты пенсионных отношений и их статус
Пенсионное законодательство и его действие во времени, пространстве и по кругу лиц.
Гарантии пенсионных прав
Основания и условия права на пенсии
Особенную – ряд генеральных институтов, институтов и подъинститутов и разумеется отдельных норм. Генеральные институты:
Генеральный институт правовых пенсий Институты:
Пенсии по возрасту
Пенсии по инвалидности
Пенсии по случаю потери кормильца
Все пенсии делятся на:
Отношения возникающие в связи с общественно полезной деятельностью
Отношения связанные с фактам существования в сообществе
В ПП существует институты:
Приостановкой выплаты пенсии
Нормы обеспечивающие охрану интересов субъектов пенсионного обеспеченья.
Основания и условия права на пенсию.
Основание – это такой юр факт с наличием которого у субъекта возникает право на определённый вид пенсии установленного в законе размер. Если у человека нет основания то право не возникает.
Традиционно на протяжении всей истории ПП выделалось 4 основания в соответствии с которыми выделялись 4 вида пенсий:
Условия – это тоже юр факто, но условие само по себе не порождает право на пенсию определённого вида, оно лишь дифференцирует установленным основанием пенсию на подвиды
Наиболее распространённым условием является наличие трудового и страхового стажа.
Тема 9. Пенсионное право
1. Общая характеристика пенсионного права. Понятие и значение пенсионного права в системе права социального обеспечения. Система и структура пенсионного права, его генеральные институты, институты и субинституты. Предмет пенсионного права, его нормативная основа. Субъекты пенсионного права, их права и обязанности. Основные нормативные правовые акты о пенсионном обеспечении.
Понятийный аппарат пенсионного права. Пенсия как основной вид социального обеспечения. Понятие и правовые признаки пенсии в теории права социального обеспечения и в законодательстве. Соотношение основания и условий назначения пенсий.
Основания классификаций пенсий, виды пенсионного обеспечения в РФ. Фактические жизненные обстоятельства и организационно-правовые формы социального обеспечения, как классификационные критерии видового деления пенсий. Пенсии страховые (трудовые) и государственные, их соотношение.
Понятие и виды страховых пенсий. Субъекты права на страховые пенсии, статус застрахованного лица. Страховой риск и страховой случай в системе обязательного пенсионного страхования. Становление института профессионального пенсионирования в системе обязательного пенсионного страхования. Понятие, цели, задачи и основания сохранения, преобразования (конвертации) и увеличения (валоризации) пенсионных прав. Порядок осуществления оценки пенсионных прав застрахованных лиц.
Понятие пенсии по системе государственного пенсионного обеспечения. Цели и задачи государственного пенсионного обеспечения. Виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению. Круг лиц, имеющих право на пенсию по системе государственного обеспечения.
2. Пенсии по возрасту. Понятие пенсии по возрасту. Страховые пенсии по возрасту. Льготные страховые пенсии по возрасту, основания и условия предоставления:
а) в связи особыми условиями труда;
б) в связи с характером выполняемой трудовой функции;
в) в связи с работой в особых природно-климатических условиях;
г) по социально-функциональным критериям;
д) по медико-биологическим критериям;
е) в силу действия специальных нормативных правовых актов.
Государственные пенсии по возрасту. Пенсионное обеспечение по возрасту граждан, пострадавших от техногенных катастроф. Круг получателей. Государственные социальные пенсии по возрасту: правовая природа, основание и условия назначения. Круг субъектов права на социальную пенсию по возрасту.
3. Пенсии по инвалидности. Понятие и признаки инвалидности как основание для назначения пенсии. Значение причин и групп инвалидности на формирование пенсионного статуса лица. Порядок признания лица инвалидом. Компетенция службы медико-социальной экспертизы, порядок их создания, состав, ведомственная подчиненность. Переосвидетельствование инвалидов и его правовые последствия.
Понятие и виды пенсий по инвалидности. Круг лиц, имеющих право на страховую пенсию по инвалидности. Условия установления страховой пенсии по инвалидности.
Государственные пенсии по инвалидности. Особенности пенсионного обеспечения по инвалидности военнослужащих по призыву, военнослужащих по контракту и лиц, к ним приравненных в пенсионном обеспечении, участников Великой Отечественной войны, лиц, пострадавших от радиационных и техногенных катастроф. Правила исчисления размеров государственных пенсий по инвалидности.
Социальные пенсии по инвалидности: основание и условия назначения. Круг субъектов права на социальные пенсии по инвалидности.
4. Пенсии по случаю потери кормильца. Понятие и особенности правовой природы страховой пенсии по случаю потери кормильца, ее трудо-правовой и социально-правовой аспекты. Основание и общие условия назначения пенсии по случаю потери кормильца. Содержание понятий «потеря кормильца», «иждивение», «нетрудоспособность». Субъекты права на пенсию по случаю потери кормильца.
Особенности пенсионного обеспечения по случаю потери кормильца по системе государственного пенсионного обеспечения. Субъекты права на пенсию по случаю потери кормильца (категории получателей и круг членов семьи). Особенности пенсионного обеспечения членов семьи военнослужащих по призыву и военнослужащих по контракту и лиц, к ним приравненных в пенсионном обеспечении. Пенсии по случаю потери кормильца лицам, пострадавшим от радиационных и техногенных катастроф.
Социальные пенсии по случаю потери кормильца: основание и условия назначения. Круг субъектов права на социальные пенсии по случаю потери кормильца.
5. Пенсии за выслугу лет (специальный стаж). Понятие, основание и условия назначения пенсий за выслугу лет. Субъекты права на пенсию за выслугу лет. Пенсии за выслугу лет военнослужащим по контракту и приравненным к ним категориям (сотрудникам ОВД, прокуратуры, УИС и др.). Особенности основания и условий назначения пенсий.
Пенсионное обеспечение федеральных государственных служащих, государственных служащих субъектов Федерации и муниципальных служащих. Исчисление размера пенсий за выслугу лет. Пенсии за выслугу лет работникам авиации из числа летно-испытательного состава и космонавтам.
Особенности пенсионного обеспечения судей судов РФ.
6. Исчисление и перерасчет пенсий. Порядок и элементы исчисления пенсий. Способы исчисления размера пенсий: абсолютный, относительный и комбинированный способы исчисления пенсий, их характеристика.
Правила исчисления размера и структура страховых пенсий. Фиксированный и переменный элементы страховой пенсии и основания для их изменения. Особенности правил исчисления размера страховых пенсий по случаю потери кормильца. Порядок получения средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного, определения круга получателей и установления очередности получения средств. Правила определения величины расчетного размера страховой пенсии, пенсионный капитал, ожидаемого периода выплаты пенсии, среднемесячного заработка пенсионера, среднемесячной заработной платы в РФ, стажевого коэффициента. Увеличение (валоризация) пенсионных прав.
Особенности определения размера государственных пенсий по возрасту. Общий и специальный порядок определения размеров государственных пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца. Особенности порядка исчисления размеров пенсий за выслугу лет (надбавки к пенсии, ее минимальный и максимальный размер, повышение пенсий).
Дополнительное пенсионное обеспечение: стимулирующие и компенсационные выплаты к пенсиям. Юридическая природа и сущность понятия стимулирующих и компенсационных выплат к пенсиям. Круг лиц, имеющих право на стимулирующие и компенсационные выплаты к пенсиям. Основания и способ определения размера обеспечения.
Понятие и основания для перерасчета пенсий. Понятие, цели, основание и порядок индексации пенсий. Понятие, условия и порядок корректировки пенсий.
7. Пенсионная процедура. Органы по установлению: а) страховых пенсий, б) государственных пенсий. Структура органов, ведомственная принадлежность и компетенция. Пенсионная процедура. Виды документов, необходимых для подтверждения права на различные виды пенсий. Юридическое значение, сроки и порядок подачи заявления о назначении пенсии. Оформление пенсионных дел, его сроки и порядок. Форма и правила принятия решений об установлении или об отказе в установлении пенсий. Обжалование действий органов по назначению пенсий.
Срок, с которого и на который устанавливается пенсия, осуществляется перевод на другой вид пенсии в зависимости от организационно-правовых форм обеспечения (источников финансирования) и вида пенсии. Основания и случаи приостановления и возобновления выплаты пенсий; правовые последствия приостановления выплаты пенсий. Случаи прекращения выплаты пенсий и основания для возобновления ее выплаты. Сроки выплаты и правила доставки пенсий; органы, осуществляющие доставку пенсий. Порядок выплаты пенсий лицам, выезжающим на постоянное место жительства в другое государство.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Видео (кликните для воспроизведения). |
Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9548 —
Юрист ведущей адвокатской конторы Москвы.
Специализация: гражданское право.
Стаж 22 года.