Содержание
- 1 Минтрудом России определены на период до 2030 года социальные приоритеты и ориентиры, а также механизмы государственной политики в сфере пенсионного страхования на отдельных этапах ее реализации
- 2 На период до 2030 года определены социальные приоритеты и ориентиры, а также механизмы государственной политики в сфере пенсионного страхования на отдельных этапах ее реализации
- 3 Пенсионное обеспечение в системе социальной политики Российской Федерации
- 4 Пенсионное обеспечение (стр. 1 из 5)
- 5 VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2016
- 6 Московский государственный университет печати
Минтрудом России определены на период до 2030 года социальные приоритеты и ориентиры, а также механизмы государственной политики в сфере пенсионного страхования на отдельных этапах ее реализации
Стратегия направлена на развитие трехуровневой пенсионной системы для групп с разными доходами (для средне- и высокодоходных категорий — с опорой на добровольное пенсионное страхование и негосударственное пенсионное обеспечение).
В Стратегии в краткосрочной перспективе предлагается:
установление дополнительного тарифа страховых взносов для страхователей в отношении застрахованных лиц, работающих на рабочих местах с особыми условиями труда, для обеспечения пенсионных прав соответствующих категорий пенсионеров;
изменение тарифной политики для самозанятых граждан в целях полного финансового обеспечения их пенсионных выплат;
приведение показателей ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости в соответствие с фактической (статистической) продолжительностью жизни;
введение системы гарантий сохранности средств пенсионных накоплений;
расширение перечня финансовых инструментов инвестирования пенсионных накоплений.
В среднесрочной перспективе Стратегией предусмотрено:
комплексное преобразование системы досрочных пенсий с установлением нового механизма формирования и реализации социальных прав застрахованных лиц, работающих на рабочих местах с особыми условиями труда, в том числе введение системы корпоративного пенсионного обеспечения;
законодательное установление и введение новой системы формирования пенсионных прав граждан в распределительной составляющей пенсионной системы;
установление оптимального тарифа страховых взносов на накопительную составляющую пенсионной системы;
предоставление застрахованным лицам права самостоятельного выбора между государственной пенсионной системой солидарного характера и формированием пенсионных прав в рамках накопительной составляющей пенсионной системы.
В долгосрочной перспективе Стратегией предлагается:
установление актуарно обоснованного тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование;
уточнение параметрических условий пенсионной системы в целях формирования и реализации пенсионных прав граждан;
введение механизма по осуществлению выплаты пенсии с учетом совокупного дохода пенсионера, в том числе принимая во внимание факт осуществления пенсионером работы и получение им заработной платы выше средней по экономике;
расширение охвата населения корпоративным пенсионным обеспечением до 70%;
оптимизация механизма преференций по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации отдельными категориями страхователей.
Стратегия с августа 2012 года проходит общественное обсуждение.
На период до 2030 года определены социальные приоритеты и ориентиры, а также механизмы государственной политики в сфере пенсионного страхования на отдельных этапах ее реализации
Правительством РФ утверждена Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации.
Реализация Стратегии будет осуществляться по следующим основным направлениям:
совершенствование тарифно-бюджетной политики;
реформирование института досрочных пенсий;
реформирование института накопительной составляющей пенсионной системы;
развитие корпоративного пенсионного обеспечения;
совершенствование формирования пенсионных прав в распределительной составляющей пенсионной системы;
совершенствование системы управления обязательным пенсионным страхованием;
развитие международного сотрудничества в сфере пенсионного обеспечения.
Стратегию предполагается реализовать в 3 этапа.
В рамках первого этапа (по 2013 год включительно) предлагается, в частности:
установление дополнительного тарифа страховых взносов для страхователей в отношении застрахованных лиц, работающих на рабочих местах с особыми условиями труда и на отдельных видах работ;
введение специальной оценки условий труда, по результатам которой соответствующие работодатели освобождаются от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ по дополнительным тарифам;
изменение тарифной политики в отношении самозанятых граждан в целях более полного обеспечения их пенсионных прав;
законодательная регламентация (с введением с 2014 года) перераспределения тарифа страховых взносов для застрахованных лиц, которые не осуществили выбор в пользу формирования средств пенсионных накоплений в управляющей компании или негосударственном пенсионном фонде, — направление 2 процентов указанного тарифа на накопительную составляющую и 4 процентов тарифа страховых взносов на распределительную составляющую пенсионной системы с сохранением на прежнем уровне в размере 6 процентов тарифа страховых взносов на накопительную составляющую для застрахованных лиц, которые осуществили выбор в пользу формирования средств пенсионных накоплений в управляющей компании или негосударственном пенсионном фонде, и с предоставлением им права самостоятельного выбора варианта формирования пенсионных прав: в размере 6 процентов тарифа страховых взносов на накопительную составляющую пенсионной системы или 2 процентов тарифа страховых взносов на накопительную составляющую и 4 процентов тарифа страховых взносов на распределительную составляющую пенсионной системы;
создание многоуровневой системы гарантий сохранности средств накопительной составляющей, включая системы объединенных гарантийных фондов.
В рамках второго этапа (2014 — 2015 годы) предлагается, в числе прочего:
совершенствование системы персонифицированного учета граждан в сфере обязательного пенсионного страхования;
совершенствование организационно-правовой формы негосударственных пенсионных фондов;
формирование единой системы актуарного оценивания, включая стандартизацию актуарной деятельности;
комплексное преобразование системы досрочных пенсий с установлением нового механизма формирования и реализации социальных прав застрахованных лиц, работающих на рабочих местах с особыми условиями труда и на отдельных видах работ;
установление правовых основ создания и функционирования корпоративных пенсионных систем.
В рамках третьего этапа (2016 — 2030 годы) предлагается:
предоставление самозанятым гражданам права выбора варианта формирования и реализации пенсионных прав;
определение дополнительного тарифа страховых взносов для страхователей в отношении застрахованных лиц, работающих на рабочих местах с особыми условиями труда, с учетом необходимости обеспечения всего досрочного периода получения ими трудовой пенсии;
стимулирование дополнительного платежа из заработной платы в пенсионную систему для работников с учетом уровня их доходов и возраста.
На постоянной основе предлагается:
расширение перечня финансовых инструментов инвестирования пенсионных накоплений;
повышение уровня облагаемого страховыми взносами заработка с учетом темпов роста средней заработной платы в Российской Федерации;
поэтапное приведение размера страхового взноса, уплачиваемого самозанятыми категориями граждан, в соответствие с уровнем производимых им пенсионных выплат;
оптимизация механизма преференций по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации отдельными категориями страхователей;
повышение транспарентности институтов, участвующих в формировании пенсионных накоплений (совершенствование порядка раскрытия информации);
стимулирование добровольного формирования гражданами пенсионных накоплений и содействие развитию добровольных (корпоративных и частных) пенсионных систем;
расширение охвата населения корпоративным пенсионным обеспечением;
совершенствование системы государственного контроля за формированием средств пенсионных накоплений;
принятие мер по синхронизации обязательного пенсионного страхования с другими видами обязательного социального страхования.
По мнению разработчиков Стратегии, реализация предлагаемых мер позволит обеспечить достойный уровень пенсий гражданам на основе принципа социальной справедливости. Будет создана понятная и прозрачная пенсионная система, позволяющая гражданам выбирать наиболее приемлемую для них пенсионную стратегию.
При этом предусматривается:
достижение коэффициента замещения трудовой пенсией по старости до 40 процентов утраченного заработка при нормативном страховом стаже и средней заработной плате;
достижение приемлемого уровня пенсий для среднего класса за счет участия в корпоративных и частных пенсионных системах;
обеспечение среднего размера трудовой пенсии по старости на уровне 2,5 — 3 прожиточных минимумов пенсионера;
достижение максимально возможной сбалансированности пенсионной системы.
Пенсионное обеспечение в системе социальной политики Российской Федерации
Дипломная работа — пример
Содержание
Введение 3
Глава 1 Общая теоретико-правовая характеристика пенсионного обеспечения как элемента социальной политики РФ 7
1.1.Понятие и цели социальной политики РФ и ее правовое регулирование 7
1.2.Пенсионное обеспечение: понятие, цели, особенности в РФ 20
Глава 2 Современное состояние и проблемы пенсионного обеспечения в РФ 32
2.1.Современное состояние системы пенсионного обеспечения в РФ 32
2.2.Проблемы реформирование пенсионного обеспечения и пути их решения 45
Заключение 53
Литература и нормативный материал 56
Приложение 62
Введение
Список литературы
Пенсионное обеспечение (стр. 1 из 5)
Введение | Стр.1 |
Глава 1 Предпосылки к реформированию пенсионной системы в Российской Федерации | Стр.2 |
Глава 2 Законодательная база пенсионного обеспечения в Российской Федерации | |
2.1 Виды законов | Стр.5 |
2.2 Конституция Российской Федерации – гарант пенсионного обеспечения населения | Стр.5 |
2.3 Закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации» как основа пенсионного обеспечения в России | Стр.7 |
Глава 3 Новеллы в системе законодательства базы пенсионного обеспечения | |
3.1 «Концепция реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации» и «Программа пенсионной реформы в Российской Федерации» | Стр.17 |
3.2 Федеральный закон «Об индивидуальном персонифицированном учете в системе государственного пенсионного страхования» | Стр.22 |
3.3 Федеральный закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» | Стр.24 |
Заключение | Стр.26 |
На основе существующей нормативной базы путем описания ее системы и задач, а так же осветить те реформы, которые не претерпевает пенсионное законодательство, а значит и вся система пенсионного обеспечения в последние годы.
Социальное обеспечение населения Российской Федерации является одной из наиболее актуальных проблем на данный момент в нашей стране. На первом месте среди проблем социальной сферы стоит проблема пенсий. К сожалению, система законодательных актов по пенсионному обеспечению не совершенна, пенсии выплачиваются не вовремя и не соответствуют реальному прожиточному уровню в нашей стране.
Российское общество переживает нелегкий период политических, экономических и социальных преобразований. Это требует огромных усилий во всех сферах общественной жизни, в частности, в области правового обеспечения реформ, создания законодательства, отвечающего новым социально экономическим условиям и позволяющего обеспечить эффективную защиту прав граждан.
В своей курсовой работе я попытаюсь раскрыть основные аспекты правового регулирования пенсионного обеспечения в своей курсовой работе.
Предпосылки к реформированию пенсионной системы Российской Федерации.
Переход к рыночным отношениям в экономике поставил проблему рефинансирования советской системы социального обеспечения, неспособной эффективно функционировать в новых условиях, что повлекло за собой и полное реформирование законодательной базы.
На данный момент нормативную основу пенсионного обеспечения в Российской Федерации составляют следующие законы:
1) Конституция Российской Федерации.
2) Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20.11.1990 года.
3) Закон Российской Федерации « О пенсионном обеспечении лиц, проходивших службу, службу в органах Внутренних дел и их семей» от 12.02.1993 года.
4) Закон Российской Федерации «Об индивидуальном (персонифицированным) учете в системе государственного пенсионного страхования» от 01.04.1996 года.
5) Закон Российской Федерации «О государственной службе» от 31.07.1995 года.
6) Закон Российской Федерации «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий».
Видео (кликните для воспроизведения). |
Положения указанных законов конкретизированы в целом ряде подзаконных нормативных актов (постановление правительства, письмо министерства труда и социальной защиты и т.д.).
Законодательная база пенсионного обеспечения в Российской Федерации
2.1 Виды законов
Итак, мы подошли к тому моменту, когда уже можно определить круг законов, которые будут нас интересовать при рассмотрении данного вопроса. Как я уже говорила, законодательство Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения населения не является совершенным, однако в Российской Федерации имеется довольно таки сложная и разветвленная система нормативных актов регламентирующих данный вопрос. Как нам известно, эта система имеет довольно сложную структуру, и свою иерархию.
Так, во главе Российского законодательства стоит Конституция РФ, которая закрепляет основные права и свободы гражданина Российской Федерации, к которым относится так же и право на социальное обеспечение. Немного ниже по своей юридической силе стоят Конституционные Федеральные законы. Если мы спустимся на одну ступеньку, то немного ниже идут Федеральные законы, а уж затем Конституции субъектов федерации и их законы и нормативные акты. В дальнейшем я постараюсь рассмотреть пенсионное обеспечение в Российской Федерации, исходя из данной иерархии.
2.2 Конституция РФ — гарант пенсионного обеспечения населения.
Социальная политика государства является наиболее важной частью внутренней политики в целом. Именно обстановка, складывающаяся в социальном секторе, указывает на уровень развития общества и грамотность проведения демографической политики государства.
Конституция РФ провозглашает Россию социальным государством со всеми вытекающими из этого последствиями, так ст. 7 Конституции РФ гласит:
1. Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и развитие человека.
2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей , устанавливается и гарантируется минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан,развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Как мы видим, Конституция провозглашает основные принципы государственного управления и государственной политики Российской Федерации, в том числе и в области социального обеспечения населения.
Она устанавливает основное право граждан РФ на пенсионное обеспечение и социальную защиту. В частности ст.39 Конституции РФ гласит:
1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом.
2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
3. Поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
Таким образом, Конституция гарантирует социальную защиту граждан Российской Федерации и провозглашает основные направления государственной внутренней политики касающейся пенсионного обеспечения.
Термин «Социальное обеспечение» понимается в Конституции в широком смысле и включает в себя социальное страхование, предусматривающее предоставление различных выплат за счет страховых взносов, а так же, социальную защиту (помощь), осуществляемую за счет государственных и бюджетных средств. Социальное страхование, в свою очередь, охватывает государственное (обязательное) социальное страхование и добровольное (дополнительное) социальное страхование.
Для конкретизации данных вопросов в Конституции имеются ссылки на федеральные законы, о которых пойдет речь в дальнейшем.
2.3. Закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 года как нормативная основа пенсионного обеспечения России.
В основу современной системы государственного пенсионного обеспечения России положен так называемый «договор поколений»[3]. На практике это означает, что сегодняшние работающие обеспечивают сегодняшних пенсионеров за счет отчислений в государственный пенсионный фонд, осуществляемых из фонда заработной платы предприятий, а так же сумм, получаемых гражданами. Причин для создания российской пенсионной системы с собственной независимой финансовой основой было несколько. Первая – возродить и реализовать на практике истинную сущность обязательного пенсионного страхования. Вторая – существенно повысить уровень реальных доходов основной массы наших соотечественников-пенсионеров. Третья – не допустить утечки средств предназначенных для пенсионного обеспечения граждан, работавших и живших в России, на выплату пенсий тем, кто жил и работал за её пределами, других союзных республик, то есть прекратить пенсионное донорство России.[4]
VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2016
СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПЕНСИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В России пенсионная политика часто претерпевает изменения, реагируя на события в экономике. Пенсионная система Российской Федерации за последние десятилетия во многом претерпевала изменения и до сих пор продолжает модернизироваться. Не трудно заметить, что все эти преобразования не могут решить всех проблем пенсионной политики, причем с каждым годом их становится все больше. Сейчас важно создать условия и для обратного позитивного влияния на развитие хозяйства.
Пожалуй, к самой серьезной реформе в пенсионной политике среди всех других преобразований следует отнести создание в 1990 году Пенсионного фонда Российской Федерации в качестве основного института аккумулирования, хранения и размещения пенсионных взносов.
Еще одной яркой реформой стала смена распределительной пенсионной системы на распределительно-накопительную, в результате неблагоприятной демографической ситуации и экономического кризиса. Появление в 2002 году новой пенсионной системы и ее накопительной части предоставила возможность заработать такую пенсию, которой будет достаточно для нормального проживания при выходе на пенсию.
Одной из ключевых тем на данный момент является состояние пенсионной политики и дальнейшие пути ее реформирования. В середине ноября 2013 года в Госдуме был рассмотрен пакет пенсионных законопроектов, которые вызвали в обществе острую дискуссию. Сейчас уже сделаны определенные шаги по реформированию системы, но пути изменения системы требуют более пристального внимания. В результате изучения этого вопроса нами были выделены следующие проблемы пенсионной системы.
1 проблема: несовершенство балльной системы.
Начиная с 2015 года трудовая пенсия, включающая страховую и накопительную части, преобразовалась в самостоятельные виды пенсий: страховую и накопительную. Порядок расчета и назначения накопительной пенсии не изменился, а вот страховая пенсия формируется с применением новой величины пенсионных коэффициентов или баллов. Это значит, что страховые взносы работодателя на пенсию работника будут учитываться на его лицевом счете в ПФР в пенсионных баллах, а не в виде пенсионных прав, как это было раньше. Сейчас установлено минимально необходимое количество пенсионных баллов для назначения страховой пенсии по старости – не менее 30 баллов. Стоимость одного балла будет устанавливаться государством и ежегодно увеличиваться на уровень не ниже инфляции.
Представляется, что такая бальная система исчисления пенсий является несовершенной. Во-первых, здесь очень сложная форма расчета будущей пенсии. Чтобы определить размер своей пенсии необходимо знать количество заработанных баллов и их величину, в чем и состоит самая главная трудность. Данная формула использует такие данные, которые мы не только не знаем, но и не сможем найти. Сейчас населению предоставляют пенсионные калькуляторы, которые можно найти на сайте ПФР, где предлагается ответить на несколько простых вопросов и таким образом определить условный размер свой будущей пенсии. Такая возможность упрощает расчеты, но, к сожалению, дает лишь условные цифры, которые далеки от реальности. Во-вторых, бальная система порождает неопределенность в размерах будущей пенсии. Это связано с тем, что через государство определяется величина нашей пенсии и ежегодно эта величина может изменяться в зависимости от стоимости каждого бала. А значит, окончательный размер своей будущей пенсии мы будем знать, будучи уже пенсионерами.
В-третьих, такая новая система автоматически заставляет людей работать дольше. За выход на пенсию позже общеустановленного пенсионного возраста обещают дополнительные премиальные пенсионные баллы, увеличивающие пенсию. Такой шаг приведет к тому, что многие рабочие места будут заняты пенсионерами, а молодые специалисты просто останутся либо безработными, либо будут работать не по специальности.
Таким образом, использовать бальную систему исчисления пенсий не стоит, а нужно сохранить пока еще действующую систему с трудовой пенсией – пенсией, формируемой по обязательному пенсионному страхованию. При выходе на пенсию система рассчитывает ежемесячный размер выплат исходя из суммы сформированного пенсионного капитала. А значит, чем больше будут страховые взносы за работника, тем больше размер его пенсии. Такая система более справедлива, так как учитывает прямые денежные взносы, без перевода в какие-либо коэффициенты или баллы, которые могут исказить всю ситуацию в не лучшую сторону.
2 проблема: страховой стаж
До 2015 года, чтобы получить пенсию, необходимо было наличие минимального страхового стажа в 5 лет. В новой пенсионной реформе с 2015 года поэтапно увеличился минимальный страховой стаж с 5 до 15 лет к 2024году (2015 г. – 6 лет), что должно повысить соответствие страхового стажа размеру пенсии. Теперь страховой стаж, который составляет 5 лет, считается низким уровнем, не учитывающим индивидуальный трудовой вклад человека в собственную пенсию. Такое повышение страхового стажа, пусть и проходит поэтапно, является не совсем обдуманным шагом. Страховой стаж хоть и учитывается в пенсии, но ему отводится второстепенная роль. Все-таки пока главным определяющим пунктом размера будущей пенсии является величина заработной платы, а, следовательно, и величина страховых взносов. Таким образом, нас опять стимулируют к тому, что бы мы больше трудились, чтобы наши работодатели отчисляли страховые взносы в Пенсионный фонд, увеличивая его бюджет. Радует только одно, что за повышением страхового стажа не последовало увеличение пенсионного возраста.
3 проблема: дефицит бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации
Причина необходимости в новой пенсионной реформе на первый взгляд вроде бы понятна – это забота о простых пенсионерах, денег на пенсии которым государству катастрофически не хватает.
По словам главы ПФР, Антона Дроздова, параметры развития пенсионной системы определены трехлетним бюджетом на 2014-2016 годы. Но пересмотр прогноза социально-экономического развития России и фонда заработной платы, к сожалению, в сторону снижения, приводит к корректировке. Для Пенсионного фонда это означает сокращение доходов и увеличение расходов из-за роста инфляции. Поэтому с 2013 года наблюдается ситуация резкого увеличения дефицита бюджета и с каждым годом этот показатель растет и существенно превосходит запланированные показатели.
Так, в 2015 году дефицит пенсионной системы увеличился по сравнению с плановыми 629 млрд. руб. на 200 млрд. руб. (в 2014 г. — дефицит на уровне 335 млрд. руб.). Если еще учесть, что пенсионеров с каждым годом становится все больше, а работающего населения все меньше, то, скорее всего, ситуацию трудно будет переломить, а значит, дефицит бюджета будет расти. Причем, по прогнозам А.К. Соловьева к 2020 году размер дефицита бюджета может составить величину в 3,06 трлн. руб. В таких условия невозможно будет увеличить размер выплат пенсионерам и чтобы ответить по своим обязательствам Пенсионному фонду РФ придется снижать пенсии. В решении данной проблемы эффективнее будет рассмотреть вариант, связанный с повышением ответственности работодателей в уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
4 проблема: уклонение работодателей от уплаты страховых взносов
По оценкам экспертов, сейчас почти 40% россиян получают зарплату «в конвертах». В новой пенсионной реформе эта проблема не была затронута и никаких действий по ее решению мы до сих пор не наблюдаем, хотя реализация задуманных преобразований во многом зависит от «белизны» российских зарплат. Рекламные ролики по телевизору с пропагандой получения только «белой» заработной платы – это пока единственная мера, призванная к гражданам, которые находятся в статусе работника. Поэтому в отношении данной проблемы будет целесообразно проводить проверки и повысить ответственность самих работодателей в уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в виде штрафных санкций. Кроме того, нельзя оставить и без внимания самих работников. Для них тоже можно предложить ряд санкций, которые бы стимулировали их не идти на уловки работодателей.
5. проблема: отмена материнского капитала
Материнский капитал представляет собой меру государственной поддержки российских семей, в которых с 2007 по 2016 год включительно родился (либо был усыновлен) второй ребенок. Согласно ФЗ № 256 от 29.12.2006 г. полномочия по выплате МК переданы ПФР и на сегодняшний день размер материнского капитала составляет 453 026 рублей.
Необходимо продолжить политику в выплате материнского капитала, так как это существенно улучшает демографическую ситуацию в стране. А замена МК новыми пособиями и выплатами, носящими адресный характер, только нуждающимся семьям заставит людей скрывать свои реальные доходы, уходить в тень.
6. проблема: низкий уровень экономической грамотности граждан
7 проблема: нестабильная пенсионная система
Нужно признать, что в истекшие годы процесс законотворчества на месте не стоял. Для тех, кто имел трудовой стаж до 1991 года, провели валоризацию, военным пенсионерам, имеющим 5-летний трудовой стаж, стали назначать вторую (гражданскую) пенсию, началась выплата материнского капитала и т.д. Но едва народ мало-помалу стал разбираться в хитросплетениях пенсионного законодательства, правительство объявило о введении новых правил – начале очередной пенсионной реформы. Таким образом, изменения в пенсионной системе должны иметь место, но не так часто, потому что частая смена пенсионной системы дезинформирует человека и не дает разобраться в системе.
8 проблема: высокие риски в макроэкономическом развитии.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Всем знакома ситуация, в которой находится сейчас наша страна. Правительство РФ в 2013 году решило перенаправить взносы на накопительную часть пенсии (6%) за весь 2014 г. в страховую часть, т.е. на текущие выплаты пенсионерам. Причиной этому послужила сомнительная репутация многих НПФ. В течение этого года все НПФ должны были пройти проверки и вступить в систему гарантирования пенсионных накоплений. Замороженные средства граждан, которые собирались перевести свои накопления из ПФР в НПФ, должны были быть переданы НПФ как только они вступят в систему гарантирования. Однако такая ситуация продолжилась и в 2015 году Министр Финансов РФ, Антон Силуанов утверждает, что надеяться гражданам на возврат своих денег пока не стоит, потому что эти деньги пошли на Крым, на принятие антикризисных мер и программы социально—экономического развития Крыма и Севастополя (сумма составила 243 млрд. рублей).
Московский государственный университет печати
Социальная политика
Учебник для бакалавров
Под ред. проф. Е.И. Холостовой, проф. Г.И. Климантовой Социальная политика |
|
Начало | |
Печатный оригинал | |
Об электронном издании | |
Оглавление | |
1. | |
Указатели | |
указатель иллюстраций | |
Жизнедеятельность в пожилом возрасте сопряжена со многими серьезными проблемами в отношении источников доходов и их надежности. До появления пенсионных систем основными источниками обеспечения дохода в старости являлись внутрисемейные формы социальной поддержки нетрудоспособных членов семьи, общинная взаимопомощь, а для ремесленников — корпоративные структуры (цеха, гильдии, товарищества, братства), благотворительная деятельность религиозных организаций. Однако эти формы материальной поддержки пожилых людей не могли обеспечить их надежными источниками доходов, поскольку были недостаточны по размеру и зачастую носили нерегулярный характер. В большинстве случаев, старея, люди сталкивались с бедностью. При этом возникала зависимость от детей, которая зачастую становилась тяжелым бременем, особенно если сами дети вынуждены были в поисках работы мигрировать в другие местности.
Такова была и остается сейчас незавидная участь пожилых людей в аграрных обществах. Еще сто лет назад даже в промышленно развитых странах немногие трудящиеся располагали надежным доходом после окончания трудовой деятельности. Большинство вынуждено было работать как можно дольше, чтобы не пополнить ряды бедных. Инвалидность или потеря кормильца приводили к еще более высокому риску бедности и зависимости. Создание пенсионных программ стало ответом на наиболее массовые и тяжелые по своим финансовым последствиям социальные риски — старости, инвалидности и смерти кормильца.
Процесс формирования национальных пенсионных систем в конце XIX — в начале XX в. в большинстве промышленно развитых стран знаменовал важный этап в истории человечества. С этого времени старость перестала быть синонимом бедности. Более того, во многих странах граждане после прекращения работы могут рассчитывать на пенсию, позволяющую им вести достойную по уровню материального достатка жизнь. Для них риск материальной необеспеченности существенно ниже, чем для многих молодых работающих, имеющих детей.
Под пенсионной системой подразумевается совокупность правовых, финансовых, организационных отношений, а также специализированных организационных структур, целью которых является материальное обеспечение граждан в случае достижения определенного возраста, инвалидности, потери кормильца (то есть собственно пенсия).
Сам термин «пенсия» происходит от латинского слова pension — платеж и означает регулярную денежную выплату, предназначенную для материального обеспечения граждан при утрате трудоспособности, а значит, и источника дохода в виде заработной платы, в случаях старости, инвалидности или потери кормильца.
Следует отметить два основных подхода, которые лежали в основе формирования национальных пенсионных систем. Первый предусматривал необходимость обеспечения минимальных гарантий уровня пенсионного дохода для всех включенных в систему (борьба с бедностью) , второй — рассматривал пенсии как резервируемую часть заработной платы, призванную гарантировать застрахованному работнику сохранение дохода, сопоставимого с предпенсионным его уровнем .
В процессе развития пенсионного обеспечения произошла конвергенция обеих целей: универсальные системы стали дополняться страховыми, а страховые включать в себя положения о минимальных гарантиях. Двойственная экономическая природа и двойственная функция пенсий стали не просто общепризнанным фактом, а нашли свое отражение практически во всех развитых пенсионных системах.
Двойственный характер пенсий означает, что:
— с одной стороны, она обеспечивает защиту от бедности и гарантирует минимальный уровень пенсионного дохода;
— с другой стороны, замещает заработок при наступлении установленных страховых событий, то есть компенсирует утраченный доход либо значительную его часть.
Основу большинства пенсионных систем составляют программы, действующие на принципах социального пенсионного страхования вне зависимости от их институционального устройства или используемого финансового механизма.
По своей экономической сути пенсионное страхование представляет собой механизм индивидуально-коллективного резервирования трудящимися части своих текущих доходов (заработной платы) с помощью страховых и государственных механизмов управления и контроля: законодательных, организационных и финансовых.
Основные цели, на достижение которых направлены системы пенсионного обеспечения, были закреплены в базовых конвенциях и рекомендациях Международной организации труда (МОТ)
, а в дальнейшем подтверждены и развиты в Европейском кодексе социального обеспечения (1964 г., пересмотрен в 1990 г.), и в Европейской социальной хартии.Статья 23 Европейской социальной хартии «Право лиц пожилого возраста на социальную защиту» требует от государств-участников предоставлять пенсионерам достаточно средств, «позволяющих им вести достойную жизнь и играть активную роль в государственной, общественной и культурной жизни». Для этого уровень пенсионного дохода должен обеспечить не просто реализацию минимальных потребностей, но и адекватный уровень замещения пенсией заработной платы, достаточный для привычного материального обеспечения и поддержания прежнего социального статуса семьи пенсионера.
Подчеркивая обязательность предоставления гарантий минимального уровня дохода пенсионеров, Европейская социальная хартия, Европейский кодекс социального обеспечения вслед за конвенциями и рекомендациями МОТ определяют минимальные стандарты компенсации утраченного заработка в рамках пенсионных систем.
Размер будущей страховой пенсии представляет собой сложную функцию, определяемую рядом факторов: продолжительностью страхового стажа, размером страхуемого заработка, величиной страхового тарифа и продолжительностью периода предстоящих выплат. Поэтому при разработке финансового механизма пенсионного страхования применяют систему расчетов, содержание которых состоит в обеспечении достаточности денежных средств в момент возникновения обязательств перед группами застрахованных, выходящими на пенсию на весь предстоящий период выплат.
Следует отметить значительную сложность решения данной задачи, что связано с рядом трудно предсказуемых ситуаций: значительную длительность периодов уплаты страховых взносов (30-50 лет) и получения пенсий (20-30 лет), в течение которых происходят изменения в уровнях оплаты труда и инфляции, существенно меняются как абсолютная численность, так и соотношения удельных весов пенсионеров и работающих.
Для измерения влияния условий и норм предоставления выплат, характеристик охваченного населения, демографической и экономической ситуации на финансовое состояние пенсионных систем используют ряд показателей, которые помогают лучше понять их финансовые механизмы и оценить будущие расходы и доходы системы. Среди них выделяют пять основных показателей: коэффициент охвата, коэффициент нагрузки, абсолютный размер пенсии и ее покупательную способность, коэффициент замещения, пенсионная модель.
Коэффициент охвата является показателем как доли застрахованного населения, так и уровня страхуемых заработков. Он измеряет долю заработков, которые охвачены системой социальной защиты, является ключевым показателем для измерения эффективного уровня защиты, предоставляемой пенсионными системами.
Коэффициент нагрузки определяется как доля получателей пенсий и пособий в общей численности застрахованного населения. Его численное выражение зависит от условий получения права на выплату пенсии или пособия, а также от трудового стажа и возрастной структуры населения в случаях пенсий по старости.
Коэффициент замещения характеризует соотношение среднего уровня индивидуальных выплат и среднего индивидуального заработка. Экономический смысл данного показателя состоит в оценке степени замещения пенсией заработной платы, ранее получаемой работником.
Пенсионная модель характеризует финансовую организацию пенсионной системы и общественные отношения, возникающие по поводу материального обеспечения граждан в старости.
Анализ различных пенсионных систем позволяет сгруппировать их элементы и характеристики по важнейшим признакам (табл. 14).
Примерный перечень основополагающих критериев-характеристик пенсионной системы
Юрист ведущей адвокатской конторы Москвы.
Специализация: гражданское право.
Стаж 22 года.