Причина образования задолженности по налогам

Предлагаем статью на тему: "Причина образования задолженности по налогам" с понятными комментариями и выводами. С случае возникновения вопросов и для актуализации данных на 2023 год вы можете обратиться к дежурному консультанту.

Налоговая задолженность

ФНС подвело итоги своей работы в 2017 г., и в качестве одного из важнейших результатов обозначило увеличение поступлений в бюджет за счет налогового администрирования. По словам М. Мишустина, в 2017 г. изменения в налоговом администрирова­нии (прежде всего применение цифровых технологий – АСК НДС, онлайн-касс, систем маркировки продукции) обеспечили дополнительные поступления на сумму около 400 млрд. руб. Это составляет около 25% прироста налоговых поступлений, не относящихся к нефтегазовым доходам. ФНС указывает, что новые процедуры налогового администрирования устанавливают более прозрачную налоговую среду, а также сокращают теневой сектор экономики. Однако имеющиеся данные о налоговой задолженности указывают на ужесточение практики изъятий средств налогоплательщиков, допустивших возникновение задолженности по налогам и взносам, а также на то, что сохранению бизнеса налогоплательщиков и развитию налоговой базы, как и ранее, уделяется слишком мало внимания.

Сокращение налоговой задолженности в 2017 г.

По состоянию на начало 2017 г. суммарная налоговая задолженность (включая недоимку по налогам, а также пени и штрафные санкции) достигла 1379,7 млрд. руб., что на 22,7% превышало аналогичный показатель на начало 2016 г. Однако в течение 2017 г. эта задолженность резко сократилась. Данные ФНС на 1 января 2018 г. показывают, что суммарная задолженность по налогам, сборам, пеням и санкциям составила только 789,3 млрд. руб., что означает падение объема задолженности на 42,8%. (см. рис. 1).

Аналогичная ситуация наблюдалась и с задолженностью по страховым взносам, администрирование которых с начала 2017 г. было передано ФНС. В начале 2017 г. суммарная задолженность по страховым взносам и связанными с ними пеням и санкциям составляла 564,6 млрд. руб., а в начале 2018 г. – уже 289,5 млрд. руб., что эквивалентно снижению на 48,7%.

Следует отметить, что открытые данные ФНС о налоговой задолженности содержат лишь обобщенные сведения о ней, и не позволяют получить подробной информации ни о сроках задолженности, ни о категориях налогоплательщиков-должников. Более того, время от времени ФНС пересматривает состав и структуру этих данных, что затрудняет сопоставление сведений о налоговой задолженности разных лет. Вместе с тем, имеющиеся данные об урегулировании задолженности указывают на то, что основным механизмом урегулирования является принудительное изъятие средств.

Механизмы урегулирования налоговой задолженности

Несмотря на то, что в российском законодательстве существует целый ряд инструментов, потенциально направленных на постепенный выход организации-должника из «долговой ямы» без закрытия его бизнеса (таких как предоставление отсрочек и рассрочек, инвестиционный налоговый кредит, реструктуризация задолженности), в реальности их применение остается скорее исключением, чем правилом. Например, по состоянию на 1 января 2018 г. объем реструктурированной задолженности по налогам, сборам, пеням и санкциям (без учета страховых взносов) составил только 2,5 млрд. руб., объем мировых соглашений – 2,8 млрд. руб., отсроченных или рассроченных платежей – 17,9 млрд. руб. В общей сложности это соответствует 3,9% объема недоимки по налогам и сборам на ту же дату.

Можно выделить две причины, по которым эти механизмы урегулирования задолженности используются достаточно редко. Во-первых, они сложны в применении. Например, процедуры введения отсрочки или рассрочки налоговых платежей могут быть применены лишь в особых случаях (форс-мажорные обстоятельства, задержка получения бюджетных средств и т.д.). В результате добросовестные налогоплательщики не могут оперативно задействовать эти механизмы в условиях ухудшения финансового положения, приводящего, например, к невозможности выплат авансовых платежей по налогам. Во-вторых, в условиях дефицита бюджета и установления жестких планов по обеспечению собираемости налогов и сборов, возможности по получению отсрочек и рассрочек по уплате налогов еще более сократились. Об этом свидетельствуют, в частности, сообщения о том, что предоставление отсрочки или рассрочки по налоговой задолженности – это вопрос, решаемый фактически на уровне руководителя соответствующей налоговой инспекции.

В результате, работа налоговых органов с компаниями, имеющими налоговую задолженность, сведена к принудительному изъятию – взысканию задолженности судебными приставами, а в случае невозможности такого взыскания – к введению процедуры банкротства в отношении должника. В последние годы в структуре урегулированной задолженности по налогам, сборам, пеням и санкциям более 60-70% приходится на суммы, приостановленные к взысканию в связи с введением процедур банкротства, а еще 20-30% – на суммы, взыскиваемые судебными приставами (см. рис. 2).

Следует отметить, что в 2017 г. процедуры принудительного взыскания задолженности ужесточились. Так, в отчетности ФНС указывается, что в процедурах банкротства работа ведомства направлена на оспаривание имущественных сделок должника, а также привлечение к ответственности «контролирующих и аффилированных лиц». Тем самым проблемы погашения накопленной налоговой задолженности переходят на иные организации или физические лица, связанные с организацией-должником.

Налоговая задолженность становится проблемой не только самих должников

В сложившейся ситуации организация, допустившая появление налоговой задолженности, имеет высокие риски попасть в «замкнутый круг», не позволяющий ей восстановить свое финансовое положение. Так, для организаций с налоговой задолженностью существенно затруднен доступ к заемным средствам, и без того малодоступным для компаний. Наличие налоговой задолженности закрывает возможности по участию в конкурсах и торгах, проводимых на государственном и муниципальном уровне. Кроме того, действующая практика налогового администрирования побуждает организации отказываться от работы с контрагентами, имеющими налоговую задолженность. Например, расходы компании на закупку продукции у контрагента, имеющего налоговую задолженность, могут быть признаны «необоснованными», что повлечет за собой увеличение налога на прибыль, невозможность принятия к вычету части НДС и др. В результате, компании-должники практически не имеют возможности погасить налоговую задолженность за счет повышения своей деловой активности.

При этом проблема налоговой задолженности компаний затрагивает не только самих должников. Для компаний, не имеющих налоговой задолженности, все чаще возникает необходимость проверки контрагентов на наличие задолженности. Кроме того, выбор партнера по принципу отсутствия задолженности перед бюджетом в ряде случаев может означать неоптимальный выбор поставщика (с более высокими ценами по сравнению с организацией, допустившей возникновение задолженности). В ряде случаев отказ от взаимодействия с компаниями, имеющими налоговую задолженность, приводит к искажению конкурентной ситуации на рынке (в том числе и в рамках открытых конкурсов и торгов, допускающих участие только компаний без задолженности перед бюджетом). Более того, ограничение возможностей для ведения бизнеса для компаний-должников побуждает их к переходу в теневой сектор экономики. Негативные последствия этого отражаются как на бюджетной системе, которая лишается части поступлений новых налогов и должна нести дополнительные расходы на обеспечение принудительного изъятия задолженности, так и на компаниях, не имеющих налоговой задолженности, которые вынужденно вступают в ценовую конкуренцию с представителями теневого сектора.

Читайте так же:  Как узнать пенсионные баллы на сайте пфр

Направления работы с налоговой задолженностью

Задачи развития бизнеса требуют пересмотра сложившегося подхода к работе с налоговой задолженностью.

В первую очередь необходимо упрощение и расширение практики применения инструментов, направленных на постепенное погашение налоговой задолженности организаций, ИП и физических лиц, таких как реструктуризация налоговой задолженности, предоставление отсрочки или рассрочки погашения задолженности, предоставление инвестиционного налогового кредита. Изменения в этих механизмах должны быть направлены на то, чтобы налогоплательщики получили возможность применять их оперативно, не подвергаясь ограничениям на ведение бизнеса.

Наряду с этим, необходимо продолжить работу по списанию части налоговой задолженности, запланированную на 2018 г., распространив ее не только на физические лица, но и на организации. В текущей ситуации списание части налоговой задолженности организаций, добросовестно исполнявших свои налоговые обязанности в благоприятных макроэкономических условиях, но не сумевших выполнить их в кризисном периоде, окажет положительное влияние на конкурентную ситуацию на многих рынках и будет одним из факторов поддержки бизнеса.

При этом, во избежание стимулирования недобросовестных налогоплательщиков, а также «дестимулирующего эффекта» для компаний, не имеющих задолженности по налогам и сборам, необходимо установить четкие критерии как видов задолженности, так и налогоплательщиков, которые могут претендовать на частичное или полное списание задолженности. Для определенных таким образом категорий и видов задолженности необходимо обеспечить «автоматическое» списание (включая как саму неурегулированную задолженность по налогам и сборам, так и по пеням и налоговым санкциям), а также «автоматическое» прекращение процедур принудительного взыскания и конкурсных процедур, связанных с взысканием такой задолженности. Требуется также проработка вопроса о формировании «режима благоприятствования» для компаний, не имеющих налоговой задолженности. Такой режим, в частности, может включать возможности применения заявительного порядка возмещения НДС для организаций с различным объемом операций, упрощение получения налоговых отсрочек, рассрочек и инвестиционного налогового кредита, уменьшения штрафов для компаний в зависимости от ранее уплаченной ими суммы налогов и взносов и т.д.

Кроме того, необходимо обеспечить регулярную открытую публикацию данных, отражающих структуру налоговой задолженности организаций, физических лиц и индивидуальных предпринимателей по срокам возникновения данной задолженности, а также данные о ее накоплении и погашении в разрезе основных видов налогов, сборов, страховых взносов. Открытый доступ к таким данным позволит провести независимую оценку того, какие организации получат наибольшие стимулы к развитию в случае списания их налоговой задолженности, и какой вклад это внесет в развитие компаний, экономики регионов и страны в целом.

Понятие налоговой задолженности и ее отличие от недоимки

p, blockquote 1,0,0,0,0 —>

В отличие от недоимки задолженность отражает сумму налога и сбора, неуплаченного в бюджетную систему в сроки, установленные налоговым законодательством, без учета их изменений. Задолженность по налогам и сборам включает кроме недоимки реструктуризированную задолженность, приостановленные платежи и суммы налогов, по которым изменен срок уплаты.

p, blockquote 2,0,0,0,0 —>

Налоговая задолженность, образовавшаяся в связи с изменением срока исполнения налоговой обязанности, представляет собой сумму неуплаченных налогов, сборов, а также сумму начисленных процентов.

p, blockquote 3,0,1,0,0 —>

Некоторые исследователи вводят в состав понятия задолженности помимо недоимки пени, начисленные за несвоевременную уплату налога, а также суммы неуплаченных штрафов .

p, blockquote 4,0,0,0,0 —>

Налоговая задолженность создается под влиянием ряда различных факторов, которые в разное время и в разной степени влияют на ее величину. В экономической литературе наиболее детально исследованы общие факторы, влияющие на образование налоговой задолженности, но кроме этого существует целый ряд специфических факторов. Анализ причин образования налоговой задолженности дает возможность выработать эффективные способы ее снижения и наметить меры по стабилизации ситуации.

p, blockquote 5,0,0,0,0 —>

К налоговой задолженности кроме неуплаченных в срок сумм налога относятся также пени, начисляемые на сумму неуплаченного налога за каждый день просрочки платежа. Пени нужно рассматривать как дополнительные платежи, призванные компенсировать потери государственного бюджета в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога. Данная категория платежей регламентирована ст. 75 НК РФ.

p, blockquote 6,0,0,0,0 —>

Кроме того, существует такая категория налоговой задолженности, как налоговые санкции (штрафы), которые могут быть начислены налогоплательщику по результатам налоговой проверки за нарушение норм законодательства о налогах и сборах либо за нарушение норм, связанных с государственной регистрацией организаций и индивидуальных предпринимателей.

p, blockquote 7,1,0,0,0 —>

На основании рассмотренных определений можно сделать следующие выводы:

p, blockquote 8,0,0,0,0 —>

1. Налоговая задолженность сокращает поступления в доходную часть бюджетов разных уровней. Предприятия-недоимщики в условиях финансовых затруднений в первую очередь предпочитают погасить задолженность перед поставщиками и подрядчиками, чем перед бюджетом и внебюджетными фондами, что приводит к сокращению расходной части бюджета, недофинансированию принятых программ, мероприятий, государственных заказов.

p, blockquote 9,0,0,0,0 —>

2. Налоговая задолженность оказывает негативное воздействие на финансово-хозяйственные результаты деятельности организаций. Влияние этого фактора различно в зависимости от длительности, характера и объема задолженности, а также ее сопряженности с другими формами задолженности (к примеру, задолженностью поставщикам и подрядчикам). В случаях временных затруднений в погашении задолженности хозяйствующий субъект, как правило, самостоятельно находит возможности исполнения своих обязательств перед бюджетом.

p, blockquote 10,0,0,1,0 —>

3. Наличие долговременной и объемной налоговой задолженности существенно сокращает инвестиционные возможности предприятий. Налоговая задолженность тормозит необходимую модернизацию производства и реализацию стратегии экономического роста, осуществление инвестиционных проектов, увеличивает вероятность инвестиционных рисков и снижает инвестиционную привлекательность объектов.

p, blockquote 11,0,0,0,0 —>

Таким образом состав налоговой задолженности по налогам, включающая в себя недоимку, включая суммы отсроченных и рассроченных платежей, а также суммы платежей, временно приостановленных к взысканию, в полной мере отражает экономическое содержание налоговой задолженности.

p, blockquote 12,0,0,0,0 —>

Читайте так же:  Можно ли имущество отдать в счет алиментов

Важное направление исследования налоговой задолженности составляет рассмотрение взыскания задолженности с точки зрения издержек налогообложения как налоговых органов (расходы на оплату труда сотрудников, расходы на содержание и др.), так и налогоплательщиков (например, пени, налоговые штрафы, претензионные расходы при урегулировании споров с налоговыми органами и др.).

p, blockquote 13,0,0,0,0 —> p, blockquote 14,0,0,0,1 —>

(Пока оценок нет)

Что такое налоговая задолженность по НДФЛ

Нередко лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, сталкиваются с ситуацией, когда у них возникают налоговые задолженности по НДФЛ. Причин их появления может быть масса, начиная от экономической ситуации в стране, заканчивая плохим менеджментом.

В любом случае важно разобрать, что такое налоговая задолженность, а также какие меры могут предпринимать фискальные органы для ее взыскания и насколько реально избежать уплаты старых налоговых долгов.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону
+7 (499) 450-39-61
8 (800) 302-33-28

Это быстро и бесплатно !

Налоговая задолженность — это долговые обязательства, которые возникают у предпринимателя в случае несвоевременной уплаты бюджетных сборов в рамках его предпринимательской деятельности.

Важно постоянно отслеживать наличие непогашенных бюджетных долгов, ведь в случае длительной их неуплаты фискальные органы могут передать дело в суд, после чего долги, вместе с финансовыми штрафами, будут взыскиваться уже исполнительной службой путем наложения ареста на имущество, а также списания средств с имеющихся банковским счетов.

Постоянный мониторинг своей финансовой деятельности, а также контроль за полным погашением бюджетных сборов в рамках предпринимательской деятельности гарантирует избежание уплаты штрафов и пени, а также судебных разбирательств с налоговыми органами.

Отличие налоговой задолженности от недоимки

Основным отличием недоимки от задолженности по НДФЛ является то, что первое понятие представляется более узким и означает размер денежной суммы, которую предприятие или предприниматель должен уплатить в качестве сборов в госбюджет. Также зачастую недоимка подразумевает наличие односторонних обязательств лица перед государством.

Задолженность как понятие является более широким и емким. Оно может означать наличие любых долговых обязательств одного лица перед другим, в том числе и перед фискальными органами. По сути, задолженность по налогам — это бюджетный сбор или взнос, который еще не успел перейти в состояние недоимки и предприятие или предприниматель его успевают уплатить в срок.

Существует два типа задолженности:

  1. Текущая. При наличии такой задолженности не происходит начисление штрафных санкций и пени.
  2. Просроченная. Если речь идет о просроченной бюджетной задолженности, то в этой ситуации без уплаты пени и штрафов скорее всего не обойтись.

Причины появления долгов по налогам

Основные причины возникновения налоговой задолженности:

  • макроэкономические причины, связанные с наличием крупных дебиторских задолженностей, которые вызывают нехватку свободных денежных средств для погашения бюджетных сборов;
  • низкий уровень правосознания населения нашей страны, что приводит к возникновению просрочки по платежам;
  • экономический кризис в стране.

Важно! Даже самые веские причины возникновения налоговой задолженности не освобождают лицо от уплаты бюджетных сборов, а также от погашения штрафов по возникшим просрочкам.

Возможность списания задолженности налоговым органом

Нередко руководителей предприятий, а также индивидуальных предпринимателей заботит вопрос, может ли налоговая списать долги по налогам. На самом деле, это действительно возможно. Так, к примеру, списание налоговой задолженности физических лиц и предприятий нередко проводится государством в рамках такой амнистии.

При проведении очередной амнистии, в рамках которой будут списаны долги ИП и предприятий, решение о списании долгов принимается фискальным органом по месту регистрации налогоплательщика.

Основные условия

При проведении амнистии следует знать, когда долги по налогам списываются и какие нужно соблюсти условия для этого.

Главным условием списания долгов по налогам является дата их образования. К примеру, в 2018 году списанию подлежат задолженности, образование которых датируется числом не позднее 1 января 2015 года (3 летней давности).

Иначе говоря, налоговая амнистия в 2018 году затрагивает все долги по УСН, ЕНВД, ЕСХН, ПСН, а также НДФЛ и НДС (помимо ввозного) для всех лиц, работающих в рамках общей системы налогообложения. Сюда также включаются все штрафы и пени, насчитанные фискальными органами за неуплату бюджетных платежей и сборов.

Так как индивидуальные предприниматели относятся к категории физических лиц, на них также распространяется подобная амнистия.

Лицам нет необходимости самостоятельно обращаться в налоговые органы с целью списания долгов, штрафов и пени по налогам, так как данный процесс производится фискальной службой в автоматическом режиме.

Пресекательный срок взыскания долгов по налогам

Пресекательный срок взыскания задолженности по налогу никак не регламентирован действующими положениями Налогового кодекса РФ, но это не означает, что налоговые органы обладают правом их бессрочного взыскания с налогоплательщиков.

Согласно решению Конституционного суда, предельный срок возможного взыскания различных долгов по уплате налогов со стороны налогоплательщика может быть сложен из тех сроков, что указаны в статьях 70 и 46 НК РФ. Вне этих сроков фискальные органы не имеют права на взимание налоговых долгов. Любые требования со стороны налоговой о погашении подобных долгов являются незаконными в связи с действием подпункта 11 пункта 1 статьи 21 НК РФ.

Важно! Любые нарушения со стороны фискальных органов в отношении налогоплательщиков являются основанием для составления жалобы на их действия в вышестоящие инстанции.

Особенности взимания задолженности по НДФЛ

При неуплате бюджетных сборов фискальные органы направляют официальный запрос в ФМС для определения места нахождения лица.

Подобный запрос налоговики направляют в отношении тех лиц, размер налогового долга которых превышает 50 тысяч рублей. При наличии информации у налоговых органов о смене места регистрации должника, такой запрос направляется по его месту жительства.

На следующем этапе сотрудники фискальной службы занимаются формированием акта о наличии недоимки по уплате налогов и сборов со стороны физлица по НДФЛ. Далее налоговая направляет должнику официальное уведомление о наличии долга по налогам, а также о начисленных штрафах и пени, вместе с требованием об их погашении.

Видео (кликните для воспроизведения).

Налоговые органы всячески взаимодействуют с различными органами самоуправления для информирования должника о необходимости погашения налогового долга.

Читайте так же:  Антонова получает пенсию по потере кормильца

При отсутствии положительной динамики по погашению долга, фискальные органы направляют работодателю должника требование о принудительном взыскании долга за счет списания части заработной платы или расчетных счетов налогоплательщика.

Долги по налогам: через какое время списываются

Многих лиц, имеющих налоговые долги, интересует вопрос, через какое время списываются долги по налогам. Данную информацию должники хотят получить для того, чтобы понять, насколько нецелесообразно затягивать время погашения налогов.

Сроки исковой давности составляют шесть месяцев с момента возникновения условий для подачи иска в суд. При этом данный срок может быть восстановлен по решению суда при наличии веских оснований.

Одновременно с этим, общие сроки исковой давности по гражданским взаимоотношениям не относятся к нарушениям налогового законодательства. Налоговые обязательства налогоплательщика согласно действующему законодательству являются бессрочными. При этом в НК РФ есть сроки, по истечении которых задолженность может быть признана в качестве безнадежной, что приведет к ее списанию.

Через сколько лет списывается налоговая задолженность? Необходимо понимать, что в случае нарушения сроков судебного взыскания и при отказе их восстановления в суде налоговая инспекция теряет возможность взыскивать подобные долги с налогоплательщика. Как показывает практика, зачастую долги старше трех лет признаются судами в качестве безнадежных, что означает невозможность их взыскания и фактическое их списание.

Важно! Сроки судебного взыскания напрямую зависят от размера налогового долга. По этой причине важно постоянно контролировать размер налогового долга.

Взаимоотношения налогоплательщиков с фискальной инспекцией всегда являлись довольно сложными, поскольку каждая из сторон пытается трактовать закон в свою пользу. Из-за этого часто возникают серьезные споры, которые нередко перерастают в судебное разбирательство. Вместе с увеличением данного долга налоговые органы насчитывают различные штрафы и пени, что лишь увеличивает долговую нагрузку и сводит шансы на уплату налога к нулю.

В таких обстоятельствах нужно знать, как написать пояснение в налоговую о задолженности по НДФЛ для получения возможной отсрочки или для реструктуризации долгов. Для правильного составления такой бумаги рекомендуется обратиться к опытному юристу, специализирующемуся на налоговом праве. Это поможет исключить возникновение различных проблем на любом из этапов разбирательств с государственными фискальными органами относительно имеющихся неуплаченных долгов по налогам и сборам.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 450-39-61
8 (800) 302-33-28

Недоимка по налогам: суть и последствия

Каждый гражданин, организация, индивидуальный предприниматель имеют обязательство перед государством, в том числе перед налоговой службой по уплате взносов, направляемых в бюджет субъекта (области, края, округа). Этот момент регулируется статьей 57 Конституции страны, которая имеет наибольшую юридическую значимость по сравнению с другими нормативно-правовыми актами.

С помощью этих сборов, пошлин, взносов, субъект, а в целом страна получает возможность содержать государственные учреждения (больницы, детские сады, школы), снабжать финансовыми средствами вооруженные силы, стимулировать экономику, структурировать пенсионные выплаты гражданам.

Недоимка по налогам является серьезным нарушением законодательства, влечет за собой ответственность административного и уголовного характера.

Суть налоговой задолженности

Некоторые физические, юридические лица, предприниматели не имеют возможности ежегодно платить сумму налога, начисляемую налоговой инспекцией. Сумма невыплаченных денежных средств, растущая из года в год, представляет собой недоимку в бюджет региона.

Недоимкой также считается сумма налоговых выплат, которая излишне возмещена гражданину или организации из регионального бюджета. Эта ситуация может возникнуть при возврате следующих налогов:

  • налога на добавленную стоимость (вычеты превышают исчисленный налог);
  • подакцизная продукция формирует сумму акциза, а сумма налоговых вычетов оказывается больше её.

В какой момент возникает задолженность?

Для каждого нарушения законодательства существует момент, который указывает на образование недоимки по налоговым сборам.

Если неплательщиком является физическое лицо, то срок образования задолженности следует отсчитывать с того дня, когда гражданин нарушил срок уплаты налогов, установленный налоговой службой.

Если должником является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, который получил излишне возмещенную сумму налога, то:

  • датой образования недоимки считается тот день, когда предприятие получило излишне возмещенную сумму налоговой выплаты;
  • если зафиксирован зачет по налогам, то датой образования недоимки можно считать день вынесения решения о зачете по налогу.

Любая задолженность, связанная с уплатой налогов, должна быть погашена в кротчайшие сроки, в противном случае организация или человек, допустивший её, может привлекаться в административной или уголовной ответственности.

Ответственность

В случае систематической неуплаты налогов

Налоговый кодекс предусматривает следующие виды ответственности за недоимку денежных средств в качестве налогов:

  • штрафная санкция, выражающаяся в требовании к выплате 20% от суммы долга. Она применима согласно статье 122 НК, если гражданин намеренно допустил занижение налоговой базы (зафиксировал в налоговой декларации сумму, меньшую, чем он действительно получает по факту). Данный вид ответственности действует только при неправильно оформленной налоговой декларации, предоставленной инспектору позднее установленного срока. Выплата этих денежных средств не освобождает должника от уплаты недоимки;
  • штрафная санкция, выражающаяся в требовании к выплате 5% от суммы задолженности, действует при отсутствии декларации в налоговой инспекции в установленные сроки.
  • пени начисляется в том случае, если гражданином или предприятием в срок предоставлена декларация, правильно оформлена, но налог не уплачен.

В уголовном кодексе обозначены следующие виды ответственности за недоимку:

  • лицо уклоняется от уплаты налогов и сборов, допускает недоимку в крупном размере, то ему может быть назначена штрафная санкция. Она выражается в выплате суммы денежных средств от 200 тыс. руб. до 500 тыс. руб. Альтернативными вариантами на усмотрение судебного органа считается арест на заработную плату в течение 3 лет, привлечение к работам принудительного характера на тот же срок, а также лишение свободы до 3 лет (статья 198 УК);
  • лицо не предоставляет налоговую декларацию в инспекцию, либо фиксирует в ней ложную информацию, уклонение от уплаты допущено в крупном размере. За такие действия может быть назначен штраф, выражающийся в сумме от 100 тыс. руб. до 300 тыс. руб. Другими способами привлечения к ответственности могут стать – наложение ареста на заработную плату в течение 3 лет, привлечение к работам принудительного характера с отстранением от определенных служебных постов до 3 лет. Самыми тяжелыми видами ответственности являются арест до 6 месяцев, отбывание наказания в местах общего режима до 3 лет (статья 199 УК).
Читайте так же:  Со скольки лет наступает пенсионный возраст

В данных статьях говорится о крупном размере, в рамках которого совершено преступление, необходимо проанализировать, что он включает в себя.

Под крупным размером понимают общую сумму неуплаченных налоговых сборов, которая:

  • составляет больше 5 млн. руб., накопленная в течение 3 лет, идущих друг за другом. Оговаривается условие о том, что сумма налогов, подлежащих уплате больше, чем 25% от суммы, зафиксированной к выплате;
  • составляет более 15 млн. руб.

Особо крупным размером принято считать недоимку в сумме больше 15 млн. руб. Оговаривается условие о том, что сумма налогов, подлежащих уплате больше, чем 50% от суммы, зафиксированной к выплате

К гражданам, которые первый раз привлекаются к уголовной ответственности за недоимку налоговых сборов, отношение суда более лояльное. Его могут освободить от уголовной ответственности, если физическим лицом уплачены все задолженности по налогам, а также пени, начисленные за недоимку.

Определенную ответственность несут не только юридические, физические лица, предприниматели, но и налоговые агенты, которые допускают ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, ставя в приоритет личные интересы.

Взыскание недоимки

После того, как налоговая инспекция установила у конкретного лица недоимку, учреждением направляется ему требование о срочности оплаты задолженности по налогам.

Оно может быть отправлено по почте по месту постоянной регистрации, передано руководителю предприятия, где работает должник, а также по сети – интернет лично гражданину.

Срок отправки составляет 20 рабочих дней с того момента, как обнаружена задолженность. В требовании указан крайний срок, в течение которого долг должен быть погашен. Если лицом не выплачена недоимка, то её взыскание происходит следующими способами:

  • списание суммы со счетов, открытых в кредитных учреждениях или казначействе (налоговая инспекция направляет в данную организацию решение о взыскании, после чего в принудительном порядке со счета списывается определенная сумма);
  • за счет движимого и недвижимого имущества (проводится только в случае, если у человека не имеется лицевых счетов в банках, инспектор направляет решение о взыскании за счет имущества судебным приставам);
  • наложение ареста на имущество (производится только по предписанию прокуратуры, если у лица нет счетов в банке, либо денежных средств, которые там находятся, недостаточно для уплаты долга).

Данные виды взыскания абсолютно законны, в первую очередь применяются к тем гражданам, у кого зафиксирована недоимка в крупных или особо крупных размерах.

Исключение

Имеются исключения, когда имущество не может быть взыскано:

  • если оно является собственностью казенного учреждения;
  • оно особо ценное, закреплено за бюджетной организацией, приобретено на его деньги;
  • оно особо ценное, закреплено за автономным учреждением, приобретено на его деньги.

Признание недоимки безнадёжной

Существующая судебная практика показывает, что в сфере оплаты налоговых платежей, присутствуют случаи, которые рассматриваются в индивидуальном режиме. Обычно они ясно дают понять, что задолженность по уплате налогов, сформирована налоговым органом незаконно и безосновательно.

Если гражданин считает, что такой случай произошел именно с ним, то он вправе решить этот вопрос в судебном порядке и признать недоимку безнадёжной.

Законодательством регламентированы исключения, когда задолженность по уплате налогов можно признать безнадёжной:

  • организация подлежала ликвидации, на момент образования долга, она не располагала достаточными денежными средствами или имуществом для предоставления в качестве погашения задолженности;
  • индивидуальный предприниматель официально признан банкротом, когда сформировалась задолженность, он не мог оплатить её, так как не располагал данной суммой и имуществом, которое можно предоставить в счет погашения недоимки;
  • если человек, допустивший образование долга – умер или признан умершим в судебном порядке;
  • если судом издан акт, в котором указано, что налоговая служба утратила возможность взыскивать с должника недоимку по истечению срока давности;
  • в случае вынесения службой судебных приставов решения о том, что исполнительное производство относительно конкретного должника прекращено, так как взыскать долг невозможно (после того, как была обнаружена недоимка, в течение 5 лет она не превысила требований к лицу, возбуждают дело о признании банкротом);
  • если сумма переведена со счета плательщика, но не передана в бюджет, а кредитное учреждение, где она находилась, ликвидировалось.

Эти моменты отражены в Налоговом кодексе, а именно в статьях 14, 15, 59.

Необходимые документы

Для того, чтобы признать недоимку безнадёжной, обязательным условием является обращение в судебный орган с предоставлением искового заявления и документов, которые подтверждают обоснованность требований истца.

Оформление иска при отсутствии юридических знаний и опыта, физические и юридические лица обычно доверяют юристам и адвокатам. Грамотный специалист, имея соответствующее образование, без труда поможет составить исковое заявление, предоставить консультационную помощь по имеющимся вопросам, а также защищать интересы истца в суде.

Каждое исковое заявление подается в судебный орган вместе с копиями документов, подтверждающих правдивость обстоятельств рассматриваемого дела. Ими могут являться:

  • документ, выданный налоговой инспекцией, где отражена информация о совокупности сумм задолженности;
  • справка, выданная регистрационной палатой о том, что юридическое лицо прекратило деятельность как организация;
  • документ из службы судебных приставов, подтверждающий, что исполнительное производство в отношении физического или юридического лица прекращено, так как его предприятие больше не функционирует;
  • копия определения суда на арбитражном уровне, где зафиксирован факт окончания реализационного процесса по имуществу гражданина;
  • справка, выданная регистрационной палатой о том, что юридическое лицо или индивидуальный предприниматель прекратил деятельность, так как признан банкротом;
  • свидетельство о смерти лица, которое выдается органом ЗАГС, в случае признания умершим или смерти;
  • копия документа, подтверждающего право на наследство.

Перечень документов применяется в зависимости от ситуации гражданина и обстоятельства, вследствие которого недоимку необходимо признать безнадёжной.

Заключение

В обязанность каждого физического, юридического лица, предпринимателя, входит ежегодно уплачивать налоговые сборы, предоставлять декларацию своевременно. В противном случае, законом предусмотрена ответственность, которая ориентирована на ускоренный режим выплаты задолженности.

Срок давности по налоговой задолженности

Иногда бывает, что своевременно не получается оплатить транспортный налог. В результате образуется долг и начинают начисляться пени. Законом установлено, что взыскать его можно на протяжении определенного времени.

В данной статье мы рассмотрим, каков срок действия задолженности по налогам и как оспорить величину долга, а также может ли налоговая взыскать задолженность со сроком более 3 лет.

Читайте так же:  Как оплатить единый налог ип через ерип

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону
+7 (499) 450-39-61
8 (800) 302-33-28

Это быстро и бесплатно !

Есть ли срок давности по транспортному налогу?

Согласно положениям российского законодательства, срок давности взыскания налоговой задолженности существует.

Чтобы правильно оплатить его, необходимо ознакомиться со ст. 363 НК Российской Федерации. В ней сказано, что налогоплательщик обязуется выплачивать определенную денежную сумму в установленные сроки, осуществляя перевод средств на счета в том регионе, где автотранспорт находится на данный момент.

В ходе оплаты налоговых начислений предоставляется право на внесение авансовых платежей. Оплата полной суммы происходит тогда, когда подходит к концу налоговый период.

Как только наступает время для начисления недоимок, налоговый госорган имеет право на обращение с иском в суд, где от налогоплательщика требуется возместить все не произведенные налоговые выплаты за некоторый период времени. Сразу после этого копия иска будет отправлена налогоплательщику-ответчику.

Данный документ должен поступить к нему в срок, не превышающий 6 дней (он находится в зависимости от того, кем является ответчик: физ. или юр. лицом). Однако следует понимать, что в случае истечения срока действия налоговой задолженности, у должника будет возможность отказаться от ее выплаты.

Как работают налоговики в случае обнаружения долга?

Срок исковой давности по взысканию задолженности по транспортному налогу, в соответствии с нормами российского законодательства, составляет 36 месяцев.

При этом, если сотрудниками налогового органа была выявлена недоимка, инспекция обычно действует таким образом:

  1. В течение 90 дней со времени нахождения задолженности по транспортному налогу налоговая обязана прислать плательщику требование выплатить положенный долг и, в том числе, начисленные в результате пени. Если же недоимка была обнаружена в процессе проводимой проверки, тогда требование обязано отправляться в рамках двадцатидневного срока.
  2. Требование будет считаться поставленным по истечении шестидневного периода с момента отправки извещения через отделение почты.
  3. С того дня, как физическому лицу было передано требование, у него имеется всего 8 дней для его выполнения.
  4. Если гражданином не было произведено погашение собственной налоговой задолженности в определенный законом срок, инспекция имеет возможность принудительно подвергнуть взысканию сумму долга. Налоговая организация может списать положенные средства либо с банковского счета должника, либо путем ареста и дальнейшей продажи движимой и недвижимой собственности.

Важно! Если налоговая инспекция не получила с должника положенные средства, спустя год организация имеет право обратиться в суд для разрешения данной ситуации.

Может ли налоговая взыскать долг со сроком более 3 лет?

Как уже было сказано выше, требования по взысканию задолженности по транспортному налогу правомерны, и срок их действия составляет 3 года, иными словами, это срок исковой давности.

В такой ситуации фискальная налоговая служба теряет право на принудительное взыскивание недоимок, тем более, если судом не были установлены веские основания для возобновления пропущенных сроков с целью подачи искового заявления о взыскании долга.

Об этом говорится в статье 59 Налогового кодекса Российской Федерации. В результате недоимка будет признана безнадежной.

Как оспорить долг по налогам физических лиц?

Для начала, прежде чем обращаться с исковым заявлением в судебный госорган, следует отправиться в налоговую инспекцию, которая и направила сообщении о начисленном пени. Для этого налогоплательщик должен отправить жалобу, составленную в письменном виде.

Заявление можно доставить в инспекцию следующими способами:

  • самолично принести сотрудникам организации;
  • выслать почтой заказным письмом (в обязательном порядке требуется отметить перечень документации, прилагаемой к заявлению);
  • направить претензию в электронном виде через официальный вебсайт Федеральной налоговой службы.

Рассмотрение заявления работниками госучреждения проходит в течение одного месяца. Чтобы результат дела был положительным, налогоплательщику требуется представить документы, способные подтвердить его право на оспаривание задолженности.

Если должник хочет оспорить транспортный налог из-за того, что был неправильно установлен размер суммы к оплате, либо повышена величина пени, тогда по его требованию возможно проведение новой проверки. По ее завершении будет предоставлено заключение.

Судебные инстанции

Если от работников налоговой службы был получен отказ в рассмотрении жалобы должника, либо полученный ответ не удовлетворил прошение, тогда гражданин имеет право на оспаривание величины налоговой задолженности через суд. Рассматриваться дело в судебном режиме будет только после предоставления такового заявления.

Этот документ должен содержать в себе:

  • название судебной инстанции;
  • персональные и контактные сведения участвующих в ходе дела лиц;
  • аргументированно высказанную суть и причину подачи обращения;
  • просьбу истца оспорить величину налоговой задолженности либо пени;
  • дату и подпись заявителя.

Важно! К исковому заявлению следует предоставить документы, которые подтвердят право заявителя на оспаривание размера суммы задолженности по налогу либо пени.

В ходе судебного разбирательства по данному вопросу будут рассмотрены все предоставленные доказательства как со стороны налогоплательщика-истца, так и налоговой службы-ответчика.

После этого судом будет вынесено решение, по которому истец должен будет в обязательном порядке выплатить имеющиеся задолженности по транспортному налогу. Платежи могут быть осуществлены путем перевода средств с банковского счета либо продажи недвижимого и движимого имущества.

Суд может также потребовать от Федеральной налоговой службы списать числящийся за налогоплательщиком долг по причине наличия для этого веских оснований со стороны истца.

Заключение

Законодательством установлен срок давности по взысканию задолженности по налогам, в рамках которого налоговой инспекцией могут быть взысканы не оплаченные средства. По прошествии 3 лет просрочки платежей налоговая служба теряет возможность потребовать выплаты транспортного налога.

Поскольку за несвоевременную оплату на должника налагается пени, то лучше своевременно вносить положенные выплаты. К тому же, при крупной недоимке налоговая обратится в суд, и тогда в обязательном порядке могут потребовать выплату средств путем ареста банковских счетов и имущества.

Видео (кликните для воспроизведения).

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 450-39-61
8 (800) 302-33-28

Причина образования задолженности по налогам
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here