Содержание
- 1 Проблема пенсионного обеспечения в 2019 году
- 2 Проблемы развития дополнительного пенсионного обеспечения в России
- 3 Основные проблемы функционирования Пенсионного фонда РФ
- 4 Проблемы дефицита бюджета ПФ РФ
- 5 Проблема низкого уровня жизни и старения населения в РФ
- 6 Проблема поднятия пенсионного возраста
- 7 Проблема коррупции в ПФ РФ
- 8 Проблема сохранения и использования пенсионных накоплений населения
- 9 VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2016
- 10 Проблемы пенсионного обеспечения граждан, прибывших в Российскую Федерацию из стран СНГ
Проблема пенсионного обеспечения в 2019 году
Статью подготовила доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Волгушева Алла Александровна. Связаться с автором |
Вернуться назад на Пенсионное обеспечение 2019
Для обеспечения социальной стабильности в обществе необходима устойчивая пенсионная система. Эффективное функционирование системы обязательного пенсионного обеспечения является одним из наиболее сложных вопросов современной рыночной экономики.
Основные проблемы пенсионного обеспечения в настоящее время являются следующие:
1. Рост общей численности пенсионеров. Соотношение трудоспособного населения и граждан пенсионного возраста в нашей стране, является неблагоприятным — сокращается численность работающих россиян в возрасте от 18 до 55 лет и увеличивается количество пенсионеров. Это обусловлено низким уровнем рождаемости и быстрым процессом старения населения. Прежде всего, это обусловлено демографическими изменениями, связанными с увеличением продолжительности жизни, ростом пенсионной нагрузки на работающее население.
2. Растущий дефицит бюджета Пенсионного фонда России. Является следствием дисбаланса работающих и неработающих граждан, что приводит к дефициту бюджета ПФР. Острота проблемы усугубляется растущими обязательствами правительства по повышению пенсий гражданам.
3. Низкий размер пенсионного обеспечения. Современный уровень пенсий у большинства населения Российской Федерации не может считаться приемлемым с точки зрения поддержания необходимого уровня жизни, несмотря на проводимую политику ускоренного повышения пенсий. Коэффициент замещения — соотношение средней пенсии к средней заработной плате в настоящее время составляет 35%. Согласно рекомендациям Международной организации труда (МОТ) адекватным пенсионным обеспечением, которое может обеспечить достаточный уровень жизни, считается размер пенсии не менее 40 % от заработной платы.
4. Низкий уровень финансовой грамотности населения.
Слабая информированность населения, низкий уровень его финансовой грамотности, а также небольшой охват услугами пенсионных фондов жителей сельской местности и граждан, занимающихся индивидуальным предпринимательством, не создают условий для повышения качества деятельности негосударственных пенсионных фондов.
В качестве фактора, способного обеспечить повышение уровня пенсий, рассмотрено добровольное пенсионное страхование граждан.
В Российской Федерации наряду с обязательным пенсионным обеспечением законодательно предусмотрено добровольное пенсионное страхование.
Добровольное пенсионное страхование представляет собой систему накопления будущих пенсий. Эта часть пенсии является дополнительной к обязательной пенсии — государственной или трудовой. Добровольное пенсионное страхование делится на корпоративное и личное. В случае добровольного пенсионного страхования размер взносов определяется предприятием или гражданином, а не государством.
Условия назначения корпоративной пенсии определяются коллективным трудовым договором и пенсионной программой предприятия. Личные пенсии формируются гражданином самостоятельно за счет накоплений, осуществляемых им в свою пользу или в пользу третьих лиц. Добровольные пенсии могут выплачиваться как пожизненно, так и в течение установленного срока. В этом случае добровольные пенсии могут наследоваться. Разрешается одновременное формирование нескольких добровольных пенсий.
Добровольное пенсионное страхование является фактором, который может обеспечить устойчивость пенсионной системы на долгосрочную перспективу. Например, в США, наряду с государственными системами пенсионного обеспечения, широкое распространение получили частные пенсионные планы (пенсии), охватывающие около 48% экономически активных граждан. Участие американцев в пенсионных планах по месту работы значительно выше и составляет 83%.
Почти 6,6 млн. чел. накапливают в НПФ пенсию по добровольному (негосударственному) пенсионному обеспечению. Более 2,1 млн. граждан формируют одновременно и ту и другую часть пенсии. Около 1,5 млн. граждан уже получают дополнительную пенсию в негосударственных пенсионных фондах.
Пенсионная система 2019
Проблемы развития дополнительного пенсионного обеспечения в России
Дата публикации: 31.03.2016 2016-03-31
Статья просмотрена: 879 раз
Библиографическое описание:
Кудлаева Ю. О. Проблемы развития дополнительного пенсионного обеспечения в России // Молодой ученый. 2016. №6.6. С. 75-76. URL https://moluch.ru/archive/110/27477/ (дата обращения: 11.01.2020).
Данная статья посвящена проблемам развития дополнительного пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Рассматриваются возможности развития и урегулирования механизма работы дополнительного пенсионного обеспечения.
Ключевые слова: пенсионное обеспечение, дополнительное пенсионное обеспечение, негосударственный пенсионный фонд.
Пенсионное обеспечение является одним из важных аспектов социального обеспечения, т.к. затрагивает значительную часть населения. Успешное функционирование системы пенсионного обеспечения обеспечивает социальную стабильность в обществе. На данном этапе реформирования пенсионная система имеет много недочетов и пробелов. Вопрос об успешном функционировании пенсионной системы в современный период достаточно актуален. Пенсионное обеспечение состоит из государственного пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного страхования и дополнительного пенсионного обеспечения. К сожалению, система государственного пенсионного обеспечения не в состоянии должным образом гарантировать населению соответствующий реальной жизни размер социального обеспечения. В связи с этим, дополнительное пенсионное обеспечение, как мера оптимизации социального обеспечения, призвана повысить уровень жизни населения, нуждающегося в поддержке государства. На данный момент механизм работы дополнительного пенсионного обеспечения не урегулирован достаточным образом, в том числе законодателем, что является огромным барьером на пути к повышению уровня жизни населения.
— на обеспечение достойных условий жизни граждан после выхода на пенсию путем перехода от распределительного к накопительному принципу формирования государственных пенсий;
— на инвестирование в экономику области пенсионных резервов и накоплений негосударственных пенсионных фондов и размещение их в надежные, реальные областные финансовые инструменты в соответствии с действующим законодательством;
— на информирование населения о ходе пенсионной реформы.
Несмотря на динамическое развитие системы негосударственного пенсионного обеспечения, существующие ограничения не позволяют в полной мере использовать потенциал данных компаний. Левченко Е.А. и Ажмуратова М.А выделяют следующие ограничения (проблемы) [4]:
— обеспечение сохранности пенсионных накоплений;
— ограничения на инвестирование средств пенсионных резервов;
— низкая вовлеченность населения в процесс перехода из государственной управляющей компании в негосударственные пенсионные фонды и частные управляющие компании;
— отсутствие юридических гарантий при нарушении НПФ и частными УК своих обязательств, в частности, по договору доверительного управления;
— низкая информированность населения о доходности и структуре
— инвестиционного портфеля [5].
Учитывая выше изложенное, необходимо сделать следующие выводы:
- следует создать механизм обеспечения гарантий сохранности пенсионных
- необходимо создать систему обязательного страхования пенсионных
- также следует отметить, что повышение финансовой грамотности граждан, активное распространение среди них информации, способствующей осознанию того, что добровольное дополнительное пенсионное страхование необходимо для достойного уровня пенсионного возмещения;
- необходимо создать на федеральном уровне единый центр, который регулировал бы деятельность НПФ.
На наш взгляд, данные меры поспособствуют развитию системы дополнительного пенсионного обеспечения, и урегулирует механизм его работы.
Основные проблемы функционирования Пенсионного фонда РФ
На сегодняшний день пенсионное обеспечение граждан в России характеризуется достаточно большим количеством проблем. Негативное влияние на ситуацию в этой сфере оказывает демографический кризис, постоянно увеличивающийся дефицит бюджета Пенсионного фонда РФ, а также проблемы в сфере экономики.
Пенсионная система Российской Федерации в настоящее время находится в «непростом» положении – в состоянии реформирования. Предложенные перемены не радуют большинство россиян, хотя они и необходимы для того чтобы решить ряд современных проблем пенсионного обеспечения. Поиск путей их решения является главной задачей, которая стоит перед социальной сферой.
Проблемы дефицита бюджета ПФ РФ
- Наиболее актуальным и важным является вопрос существования дефицита бюджета Пенсионного фонда РФ, а также его высокая зависимость от поступлений из федерального бюджета. Несмотря на реализацию отдельных мер, направленных на обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, снижение зависимости от трансфертов из федерального бюджета в долгосрочной перспективе с учетом растущих демографических рисков по-прежнему остается одной из главных задач. В связи с этим в предыдущем пункте выпускной квалификационной работы были проанализированы источники доходов и направления расходов средств бюджета Пенсионного фонда РФ. В настоящее время за счет собранных страховых взносов финансируется только две трети расходов на выплату страховых пенсий, еще одну треть составляет трансферт из федерального бюджета. Неофициальный заработок россиян – одна из причин низкой доли собственных средств в бюджете Пенсионного фонда РФ.
Многие граждане, избегая уплаты налогов, получают заработную плату в «конвертах». Это уменьшает размеры страховых взносов, поступающих в бюджет Пенсионного фонда РФ. Экономисты тщательно изучили вопрос об теневых оплатах труда и пришли к выводу, что основными причинами неофициальных оплат стали:
— работодатели получают возможность нанять сотрудника за меньшую оплату, тем самым освобождая себя от закона выплаты минимальной заработной платы;
— отсутствие у нанимателя желания оплачивать налоги, а также взносы в Пенсионный фонд;
— бесперспективность официального трудоустройства из-за маленького трудового оклада.
Это далеко не все показатели, которые могут способствовать теневому окладу труда, но являются основными и имеют широкую популярность среди неофициального трудоустройства.
На данный период, самыми популярными видами трудоустройства в тени является деятельность:
— деятельность в службе такси;
— мелкая торговля на улице в палатках;
— предоставление услуг на дому (няньки, ремонты и т.д.);
— неофициальная миграция работников;
— многие разновидности неформальной деятельности (сдача в аренду недвижимости и прочее).
К сожалению, это не самый большой список, который можно перечислить, ведь в нем можно добавить еще десятки видов деятельности, которые происходят неофициально.
В 2014 году для того чтобы сократить зависимость от федерального бюджета была принята мера по замораживанию пенсионных накоплений, действие которой продолжается и в данный момент. Эта мера дала дополнительно около 0,5 трлн. рублей на выплату пенсий, но проблему не решила. Данная проблема напрямую связана с уровнем жизни российских пенсионеров.
Проблема низкого уровня жизни и старения населения в РФ
- По итогам Глобального пенсионного рейтинга, который пятый год подряд составляют эксперты французского банка Natixis, в 2017 году уровень жизни российских пенсионеров был признан одним из худших в мире (40 место из 43 стран). Рассматривались четыре группы факторов: материальное благополучие, качество жизни, доступность качественных медицинских услуг и доступность финансовых услуг, которые могут позволить максимизировать пенсионный доход. Современные пенсионеры действительно недовольны своим уровнем жизни. В России человек, уходя на пенсию, теряет большую часть дохода. В то время, как в таких странах как Норвегия, Швейцария, Исландия (лидеры рейтинга 2017 года) пенсионеры могут позволить себе жить в достатке и путешествовать, выходя на пенсию.
Кроме этого в последнее время обострилась проблема информатизации и правильного расчета величины пенсий. Дело в том, что в России десятки тысяч жителей регионов, где расположено много вредных производств, имеют право на дополнительные выплаты за неучтенный рабочий стаж. Но сами граждане об этом не догадываются, а ПФР отмалчивается, поскольку придерживается негласной установки на экономию.
Получается, что гражданин сам должен отследить, где нарушаются его права, и доказать это в суде. А потом, возможно, ПФР пересчитает ему пенсию. Сотни тысяч людей имеют право на дополнительные пенсионные выплаты за неучтенный рабочий стаж. В основном это касается жителей регионов, где расположено много вредных производств.
О положенных выплатах многие пенсионеры узнали после того, как один из жителей Свердловской области отсудил у Пенсионного фонда России 370 тысяч перерасчета пенсии за 12 лет, которые он проработал на Крайнем Севере по второму списку вредности (виды деятельности с тяжелыми рабочими условиями).
Особенно остро эта проблема стоит в таких регионах как Свердловская область, где много вредных производств. Речь идет о крупных металлургических предприятиях, шахтах, а также предприятиях военно-промышленного комплекса.
На прибавки к пенсии могут рассчитывать и другие люди. Например, женщины, находившиеся в декретном отпуске или отпуске по уходу за ребенком, жены военных, проследовавшие вместе с супругом к месту несения службы, или те, кто ухаживал за инвалидами.
В России же огромное количество работающих пенсионеров. И большинство их них работают, потому что прожить на минимальную пенсию практически невозможно. А государство со своей стороны, вместо того, чтобы поддержать таких пенсионеров, отказывает им в индексации пенсий и увеличивает пенсионный возраст. И всё это исходит из того, что денег в бюджете ПФР недостаточно, это еще раз подтверждает необходимость пересмотра состояния бюджета ПФР и поиска корневых причин данной проблемы.
Проблема поднятия пенсионного возраста
- В повышении пенсионного возраста чиновники видят решение многих проблем пенсионного обеспечения в РФ. В 2018 году на рассмотрение был вынесен правительственный законопроект, который предусматривает постепенное повышение пенсионного возраста для женщин с 55 до 63 лет к 2034 году, и для мужчин – с 60 лет до 65 лет к 2028 году. После обнародования этой новости, по всей стране прошли массовые митинги населения против принятия законопроекта.
Основное изменение, которое предлагалось этим законопроектом в его исходной редакции — это увеличение c 2019 года возраста выхода на пенсию до 63 для женщин и 65 лет для мужчин (сейчас составляют соответственно 55 и 60 лет). Однако президентскими поправками эти параметры закона были скорректированы. Президент предложил следующие основные меры по смягчению пенсионной реформы:
— снижение верхней границы пенсионного возраста женщинам с 63 до 60 лет (т.е. повышение будет не на 8, а на 5 лет);
— возможность выйти на пенсию на 6 месяцев раньше предусмотренного законом срока в течение первых двух лет (т.е. для тех, кто по старому закону должен был выйти на пенсию в 2019 и 2020 году);
— смягчение условий досрочного выхода на пенсию на два года раньше, чем это предусмотрено новым пенсионным возрастом — сделать это можно будет при наличии стажа 42 года у мужчин и 37 лет у женщин;
— возможность льготного оформления пенсий для многодетных матерей, воспитавших не только 5 детей, но и 3-4 (за троих детей — выход на пенсию на 3 года раньше установленного срока, за четверых — на 4 года).
В рамках предложенного Правительством законопроекта предусмотрено поэтапное повышение возраста выхода на пенсию, при достижении которого будет назначена трудовая пенсия по старости (которая с 2015 года теперь называется «страховой»). С учетом предложенных корректировок Президента В. Путина предусмотрено закрепление возраста на уровне 60 и 65 лет для женщин и мужчин (т.е. увеличение будет одинаковым и составит 5 лет).
Производить изменения предлагается ежегодно, увеличивая значение пенсионного возраста: ежегодно на 1 год в течение переходного периода, но с некоторыми корректировками:
— в период с 2019 по 2020 г. можно будет выйти на полгода раньше установленного срока;
Видео (кликните для воспроизведения). |
— с 2021 года до окончания переходного периода (т.е. до 2023 г.) значение возраста будет увеличиваться на 1 год.
Законопроект, помимо уже рассмотренных выше изменений, также предусматривает корректировку пенсионного возраста для государственных служащих. С 1 января 2017 года для них возраст выхода на пенсию уже увеличивался ежегодно на полгода. Окончательные значения по принятому тогда графику должны были быть установлены в 2026 году для мужчин (65 лет) и в 2032 году для женщин (63 года).
В настоящее время происходит сокращение численности людей трудоспособного возраста и увеличение численности граждан в возрасте старше трудоспособного. Увеличение численности населения нетрудоспособного возраста связано с увеличением уровня рождаемости (за последние годы выросло число детей от 0 до 14 лет) и с повышением средней продолжительности жизни (65,9 для мужчин и 76,7 года для женщин). Из-за роста продолжительности жизни государство не может обеспечить граждан достойным размером пенсии. С этой проблемой столкнулись не только россияне. В Великобритании и США также наблюдается увеличение численности граждан старше трудоспособного возраста. В нашей стране наблюдается следующая ситуация. Доходы россиян падают не на пенсии, а гораздо раньше – после 45 лет и продолжают сокращаться по мере приближения выхода на пенсию. Было проведено исследование, по результатам которого, оказалось, что в развитых странах пик заработка человека приходится на 45-59 лет, а в России – на 25-44 года. Исследователи объясняют это дискриминацией по возрасту, у мужчин она проявляется с 45 лет, у женщин – с 55 лет, то есть с началом пенсионного возраста.
Во многих зарубежных странах самые высокие зарплаты получают люди предпенсионного возраста, а связано это с тем, что у них есть накопления человеческого капитала за годы работы. В России обратная ситуация: чем старше сотрудник, тем он менее продуктивен, по мнению работодателя. Это находит своё отражение на размере зарплаты. Тогда если говорить о повышении пенсионного возраста, то прежде всего необходимо обеспечить условия труда людям пожилого возраста.
Проблема коррупции в ПФ РФ
- Следующей проблемой является наличие высокого уровня коррупции, особенно в территориальных отделениях ПФ РФ. Так, например, в ноябре 2018 года в Красноярске было возбуждено уголовное дело о хищении свыше 75 млн. рублей в региональном отделении Пенсионного фонда. Как установили правоохранительные органы, они были похищены за счет искусственного завышения стоимости здания, купленного для одного из районных управлений ПФР. На рабочих местах и в квартирах руководителей краевого отделения фонда силовики провели обыски, изъяли крупные суммы наличных и банковские карты.
Буквально в конце марта 2019 года обыски и изъятие документов проходили в центральном офисе отделения ПФР в Дагестане, а также в управлениях фонда в Советском, Кировском и Ленинском районах Махачкалы. На данный момент, подробности уголовного дела, в рамках которого проводились следственные действия, пока неизвестны, но ранее в Дагестане сообщалось о тысячах выявленных лже-инвалидов, получавших выплаты по фиктивным основаниям [24].
Другой случай произошел в Воронеже, где бывшая начальница районного подразделения управления Пенсионного фонда России оформила своему отцу ежемесячную пенсию в размере 150 тысяч рублей. Об этом сообщалось на сайте областной прокуратуры. Женщина на протяжении трех лет подделывала сведения о начислении пенсионных выплат с помощью программно-технического комплекса. Ущерб от ее действий составил более 3,5 миллиона рублей [27].
Проблема сохранения и использования пенсионных накоплений населения
- В Российской Федерации современная накопительная пенсионная система не доведена до совершенства, в связи с этим, пенсионные накопления являются колоссальным инвестиционным ресурсом российской экономики, который недостаточно эффективно используется в процессе выполнения им своих функций. Согласно мораторию с 2014 года работодатели не делают отчисления на накопительную часть будущей пенсии. Еще в 2017 году Минфином была предложена система индивидуального пенсионного капитала, которая до сих пор находится на обсуждении. Данная система должна полностью заменить обязательную накопительную систему.
В такой ситуации невозможно говорить о совершенстве пенсионной накопительной системы, так как существует огромное количество недоработок, в связи с которыми происходит потеря дохода гражданами и государством. Люди больше доверяют негосударственным пенсионным фондам в связи с не прояснившейся ситуацией по пенсионным накоплениям. Государство не дает окончательного ответа, как выгоднее и надежнее, а люди делают выбор, исходя из собственных рассуждений.
Таким образом, среди основных проблем организации пенсионного обеспечения в Российской Федерации можно выделить следующие:
— проблема информирования населения и правильного расчета пенсий;
— отсутствие соответствующих условий труда для пожилого населения в условиях повышения пенсионного возраста;
— высокий уровень коррупции в отделениях Пенсионного Фонда РФ;
— неэффективность использования пенсионных накоплений;
— отсутствие инвестиционной грамотности россиян.
Решение этих проблем позволит оптимизировать организационную работу системы управления Пенсионного фонда РФ в условиях реформирования пенсионной системы.
VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2016
ПРОБЛЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИИ
Важнейшая функция государства — обеспечение базовых социальных гарантий каждому гражданину. Одним из элементов системы социальной защиты населения является пенсионная система.
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) — крупнейшая организация России по оказанию социально значимых государственных услуг гражданам, основанная в 1990 году постановлением Верховного Совета РСФСР № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» [3].
Основная задача пенсионного фонда — обеспечение нетрудоспособного населения пенсиями. При этом значительную долю занимают трудовые пенсии, которые должны хотя бы частично заместить утраченный доход от заработной платы.
В данный момент ставка взносов в ПФР составляет 22% (из 30% всех страховых выплат) от фонда оплаты труда предприятия. При этом отчисления в этот фонд персонифицированы, их размер зависит от индивидуальной заработной платы работника.
Организационные и экономические проблемы пенсионной системы были актуальны всегда, но после экономического кризиса 2008 года резко обострились, что привело к изменению в формировании пенсии. Ранее пенсия состояла из трех частей — базовой, страховой, и накопительной. Базовая часть — это фиксированная сумма, финансируемая государством, страховая образовывалась за счет отчислений работодателя во внебюджетные фонды. Накопительная часть формировалась из обязательных страховых выплат, от которых, однако, можно было отказаться, перенаправив эти средства и получая дополнительный доход. Сейчас пенсия состоит только из базовой и страховой частей. Накопительная же часть преобразовалась в самостоятельную — накопительную — пенсию.
Одна из важнейших экономических проблем современной России — слабая эффективность пенсионного обеспечения. Несмотря на то, что ставка взносов у нас намного выше, чем в развитых странах, размер пенсий оставляет желать лучшего. К примеру, размер средней пенсии в Америке составляет около 1330$, что по нынешнему курсу составляет почти 100000 руб. Размер средней пенсии в России составляет всего 12100 руб. Такие существенные различия обусловлены целым рядом причин.
Одной из причин является демографическая ситуация в нашей стране, влияющая на распределительную и накопительную составляющую пенсионной системы. На данный момент в государстве наблюдается снижение численности населения трудоспособного возраста и ежегодный рост числа пенсионеров (в том числе, и в связи с увеличением общей продолжительности жизни).[5]
Рис. 1. Численность пенсионеров, состоящих на учете в системе ПФР
Причём, по оценкам специалистов, неблагоприятна как нынешняя ситуация, так и ее прогноз: к 2030г., если не менять правила выхода на пенсию, соотношение работающих и пенсионеров упадет примерно до соотношения 1:1.
Невысокий уровень пенсионной грамотности населения также влияет на величину пенсии. Многие люди полагаются на стереотип, что пенсия — исключительно государственная забота и соглашаются на получение серых зарплат «в конвертах», что увеличивает долю работодателей, уклоняющихся от выплат страховых взносов в пенсионный фонд. Для решения данной проблемы необходимо проводить информационную работу с населением, причем, как на государственном уровне, так и со стороны негосударственных пенсионных фондов.
В силу этих и других причин наблюдается постоянно растущий дефицит бюджета Пенсионного Фонда России. На сегодняшний день бюджет ПФР находится в сильной зависимости от федерального бюджета, получая порядка половины всех своих финансов в виде трансфертов на пенсионное обеспечение. Это указывает на недостаточность формирования пенсионного обеспечения только за счет взносов, хотя показатели страховых взносов в пенсионный фонд ежегодно повышаются. По итогам 2014 года дефицит все равно превышает 30 млрд. руб. [6].
Для сокращения дефицита ПФР актуальной является проблема повышения пенсионного возраста. По сравнению с другими развитыми странами, в России почти самый низкий возраст выхода на пенсию — 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. А в США общий возраст и для мужчин, и для женщин — 65 лет. Такие цифры появляются исходя из показателей средней продолжительности жизни. Как видно из табл.1 разница по этому показателю между США и Россией — целых 10 лет [4].
Средняя продолжительность жизни в разных странах.
В связи с этим в нашей стране уже несколько лет активно обсуждается возможность повышения возраста выхода на пенсию и постепенного выравнивания их у мужчин и женщин. Этот вариант решения проблемы, однако, имеет целый ряд минусов. И первый из них, конечно же, недовольство населения такими изменениями. Следует учитывать, что в развитых странах пенсионный возраст выше, потому что там уровень и продолжительность жизни, в целом, гораздо выше, чем в России. В нашей стране менять правила выхода на пенсию нужно постепенно, повышая качество медицинского обслуживания и других видов социальной защиты в совокупности с другими реформами. Способствовать этому могут следующие меры: введение стимулов для добровольного более позднего выхода на пенсию; создание индивидуальных инвестиционных счетов, на которых и работник, и работодатель могут формировать пенсионные накопления; предоставление налоговых льгот для добровольных корпоративных пенсионных программ, создание персонального пенсионного счета в этих программах.
Подводя итог можно сказать, что, современная пенсионная система России имеет существенные пробелы и недостатки, пенсионное обеспечение оставляет желать лучшего. При активном включении государства, а также самих работников и работодателей, в решение этой проблемы, ситуацию можно исправить.
1. Федеральный закон Российской Федерации от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионом обеспечении в Российской Федерации».
2. Федеральный закон Российской Федерации от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Проблемы пенсионного обеспечения граждан, прибывших в Российскую Федерацию из стран СНГ
Максимова Е.А.
Старший преподаватель кафедры гражданского права Уральского филиала Российской академии правосудия г.Челябинск, Россия
Проблемы пенсионного обеспечения граждан, прибывших в Российскую Федерацию из стран СНГ
Аннотация
Анализируются некоторые проблемы пенсионного обеспечения граждан, прибывших в Российскую Федерацию из стран СНГ, основанные на примерах судебной практики по таким делам. Проблемы и выводы, изложенные автором, могут быть использованы в совершенствовании законодательства в данной сфере.
Ключевые слова: пенсия по старости, страны СНГ, трудовой стаж, иск.
Key words: old-age-pension, CIS countries, seniority, lawsuit.
Распад СССР и возникшие геополитические в связи с этим процессы значительно затруднили жизнь людей, особенно тем, кто вынужден по тем или иным причинам переезжать из одной страны СНГ в другую. Сложности возникают во многих сферах, в том числе и в области пенсионного обеспечения и реализации прав граждан по получение пенсии по старости. Российским судам нередко приходится разрешать пенсионные споры о назначении и выплате пенсий гражданам Российской Федерации и гражданам государств – участников СНГ, постоянно проживающим в Российской Федерации.
В регулировании данного вопроса большое значение имеет Соглашение «О гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», заключенного 13 марта 1992 г. Правительствами Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины(1).
В соответствии со ст. 1 этого Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств – участников вышеуказанного Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
При назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств – участников Соглашения от 13.03.1992 года учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств – участников Соглашения от 13.03.1992 года.
В случае, если в государствах – участниках Соглашения от 13.03.1992 года введена собственная валюта, размер заработка (дохода) определяется путем перевода иностранной валюты в рубли по текущему курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на день обращения за назначением пенсии – независимо от того, за какие периоды представляется заработок для исчисления пенсии. Курс валюты публикуется в “Российской газете”. (Письмо Минсоцзащиты РФ от 31.01.1994 N 1-369-18 “О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в РФ из государств, ранее входивших в состав СССР”)(2). При обращении за установлением пенсии после 1 января 2002 г. перевод национальной валюты осуществляется на дату конвертации пенсионных прав, то есть по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на 1 января 2002 г. (период выплаты заработной платы в переходной валюте заменяется другими месяцами, непосредственно предшествующими или следующими за ним (п. 11 Распоряжения Правления ПФ РФ от 22.06.2004 N 99р “О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств – республик бывшего СССР”(3).
При этом чаще всего размер пенсии в таких случаях для граждан, обращающихся за назначением пенсии в Российской Федерации, оказывается значительно ниже, чем для граждан, работавших в Российской Федерации. Дело в том, что, рассчитывая средний размер заработной платы, подразделения Пенсионного фонда РФ переводят его суммы в российскую валюту на дату конвертации, при этом ещё учитывают деноминацию в России в 1998г. деля сумму заработка до 1998г. на 1000. В связи с этим, естественно, размер пенсии оказывается унизительно маленьким.
Так, гражданка Ткачёва Н.В. обратилась в Тракторозаводский районный суд г. Челябинска с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Тракторозаводском районе г.Челябинска о включении периодов работы в страховой стаж, перерасчёте пенсии и взыскании невыплаченных сумм пенсии. Пенсионерка в своём заявлении ссылалась на то, что ответчиком был неправильно рассчитан размер заработка в период работы с 1994 г. по 1999г. в Белоруссии, так как он необоснованно применил деноминацию рубля в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18 сентября 1997г. №1182 «О проведении мероприятий в связи с изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен»(4), поделив суммы заработка на 1000 после перевода его из белорусской валюты в российскую по состоянию на 01 января 2002г. И это при том, что по состоянию на 01.01.2002 года Центральный банк РФ установил следующий курс белорусского рубля: 1000 Белорусских рублей – 18.7985 рублей российских. Однако, суд отказал в удовлетворении исковых требований гражданки(5). Аналогичное решение принял и вышестоящий суд, оставив решение районного суда в силе.
Так, гражданин Казахстана, переехавший на постоянное жительство к дочери в г. Ярославль, при выезде с прежнего места жительства был снят с учета в органах социального обеспечения. В том же месяце он был зарегистрирован по месту пребывания и обратился в орган Пенсионного фонда (ПФР), где ему объяснили, что иностранные граждане имеют право на трудовую пенсию при постоянном проживании на территории Российской Федерации, а признать их таковыми можно при получении вида на жительство, который выдается лишь по истечении одного года с момента получения разрешения на временное проживание. Разрешение же, в свою очередь, может быть выдано паспортно-визовой службой по истечении шести месяцев с момента обращения. Таким образом, с учетом правил и процедуры получения вида на жительство право на пенсионное обеспечение в России возникает не ранее чем через 25 – 27 месяцев после переезда.
Пенсионер обратился в районный суд г. Ярославля с иском к отделению ПФР о признании недействительным решения об отказе в назначении ему пенсии по старости. Суд, исследовав материалы дела, счел толкование пенсионного законодательства органами ПФР неправильным(8).
Однако нередко судами принимались и прямо противоположные решения. Так, В.А. Немцев, являясь гражданином Узбекистана, в октябре 2002 г. приехал в Ульяновскую область, где приобрел в собственность квартиру, зарегистрированную на имя жены, оформил регистрацию в данной квартире. Районный суд своим решением от 29 января 2003 г. обязал УПФР назначить ему пенсию с 26 ноября 2002 г. Определением Судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда это решение было оставлено без изменения. По надзорной жалобе ответчика дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, который Определением от 4 октября 2005 г. передал его для рассмотрения по существу в Президиум Ульяновского областного суда на предмет отмены состоявшихся судебных постановлений. При этом Верховным Судом было отмечено, что на момент рассмотрения дела истец имел статус временно пребывающего в Российской Федерации, поэтому вывод суда о том, что он в соответствии с законодательством приобрел право на пенсию, являлся преждевременным(9).
Таким образом, по-прежнему, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, назначают и выплачивают пенсию и гражданам стран ближнего зарубежья лишь после получения ими вида на жительство или – в единичных случаях – при наличии решений судов, подтверждающих факт их постоянного проживания на территории России. При этом возможность обращения в суд за установлением такого факта органами ПФР не разъясняется.
При этом в ч. 3 ст. 3 Закона о трудовых пенсиях, прямо сказано, что наравне с гражданами Российской Федерации имеют право на трудовую пенсию иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации, за исключением случаев, установленных международным договором Российской Федерации. Следовательно, приоритет отдается нормам международного договора. Ссылка на международный договор со всей очевидностью свидетельствует о том, что им может быть установлено и более льготное условие предоставления права на пенсию иностранным гражданам по сравнению с Законом, т.е. в данном случае и без факта их постоянного проживания в России.
Итак, судебная практика по пенсионным делам граждан СНГ довольно распространена и в то же время неоднозначна. Разумеется, что в суд за защитой своих пенсионных прав обращается лишь незначительная часть пенсионеров, переезжающих в Россию. Остальная же часть, как правило, мирится с низким размером пенсии либо с многомесячной невыплатой им пенсии. Становится очевидным, что законодатель должен своим волевым решением защитить права пенсионеров, приехавших их стран СНГ, урегулировав спорные вопросы в законодательстве Российской Федерации.
Литература
(1)Соглашение стран СНГ от 13.03.1992 “О гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения”// Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ “Содружество”. – N 3. – 1992.
(2)Письмо Минсоцзащиты РФ от 31.01.1994 N 1-369-18 “О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в РФ из государств, ранее входивших в состав СССР” // Российские вести.- N 36. – 01.03.1994.
(3)Распоряжение Правления ПФ РФ от 22.06.2004 N 99р “О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств – республик бывшего СССР”// Пенсия. – N 10. – 2004.
(4)Постановление Правительства РФ от 18.09.1997 N 1182 “О проведении мероприятий в связи с изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен” // Собрание законодательства РФ. – 22.09.1997. – N 38. – Ст. 4389.
(5)Решение Тракторозаводского районного суда г.Челябинска по делу №2-304/2010 от 16 декабря 2011г.// Архив Тракторозаводского районного суда г. Челябинска
(6)Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” // Собрание законодательства РФ. – 29.07.2002. – N 30. – Ст. 3032.
(7)Азарова Е.Г. Разрешение пенсионных споров граждан государств СНГ // Комментарий судебной практики. Вып. 15 / под ред. К.Б. Ярошенко. – М.: Юридическая литература, 2010. – С. 94 – 113.
(8)Судом защищены права пенсионера, прибывшего из ближнего зарубежья // Сайт Ярославского обл. суда: http://oblsud.yar.ni/lctynz, 1 сентября 2004 г.
Видео (кликните для воспроизведения). |
(9)Судебный вестник Ульяновского областного суда. 2006.
Юрист ведущей адвокатской конторы Москвы.
Специализация: гражданское право.
Стаж 22 года.