Проблемы в области пенсионного обеспечения

Предлагаем статью на тему: "Проблемы в области пенсионного обеспечения" с понятными комментариями и выводами. С случае возникновения вопросов и для актуализации данных на 2023 год вы можете обратиться к дежурному консультанту.

Проблема пенсионного обеспечения в 2019 году

Статью подготовила доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Волгушева Алла Александровна. Связаться с автором

Вернуться назад на Пенсионное обеспечение 2019

Для обеспечения социальной стабильности в обществе необходима устойчивая пенсионная система. Эффективное функционирование системы обязательного пенсионного обеспечения является одним из наиболее сложных вопросов современной рыночной экономики.

Основные проблемы пенсионного обеспечения в настоящее время являются следующие:

1. Рост общей численности пенсионеров. Соотношение трудоспособного населения и граждан пенсионного возраста в нашей стране, является неблагоприятным — сокращается численность работающих россиян в возрасте от 18 до 55 лет и увеличивается количество пенсионеров. Это обусловлено низким уровнем рождаемости и быстрым процессом старения населения. Прежде всего, это обусловлено демографическими изменениями, связанными с увеличением продолжительности жизни, ростом пенсионной нагрузки на работающее население.

2. Растущий дефицит бюджета Пенсионного фонда России. Является следствием дисбаланса работающих и неработающих граждан, что приводит к дефициту бюджета ПФР. Острота проблемы усугубляется растущими обязательствами правительства по повышению пенсий гражданам.

3. Низкий размер пенсионного обеспечения. Современный уровень пенсий у большинства населения Российской Федерации не может считаться приемлемым с точки зрения поддержания необходимого уровня жизни, несмотря на проводимую политику ускоренного повышения пенсий. Коэффициент замещения — соотношение средней пенсии к средней заработной плате в настоящее время составляет 35%. Согласно рекомендациям Международной организации труда (МОТ) адекватным пенсионным обеспечением, которое может обеспечить достаточный уровень жизни, считается размер пенсии не менее 40 % от заработной платы.

4. Низкий уровень финансовой грамотности населения.

Слабая информированность населения, низкий уровень его финансовой грамотности, а также небольшой охват услугами пенсионных фондов жителей сельской местности и граждан, занимающихся индивидуальным предпринимательством, не создают условий для повышения качества деятельности негосударственных пенсионных фондов.

В качестве фактора, способного обеспечить повышение уровня пенсий, рассмотрено добровольное пенсионное страхование граждан.

В Российской Федерации наряду с обязательным пенсионным обеспечением законодательно предусмотрено добровольное пенсионное страхование.

Добровольное пенсионное страхование представляет собой систему накопления будущих пенсий. Эта часть пенсии является дополнительной к обязательной пенсии — государственной или трудовой. Добровольное пенсионное страхование делится на корпоративное и личное. В случае добровольного пенсионного страхования размер взносов определяется предприятием или гражданином, а не государством.

Условия назначения корпоративной пенсии определяются коллективным трудовым договором и пенсионной программой предприятия. Личные пенсии формируются гражданином самостоятельно за счет накоплений, осуществляемых им в свою пользу или в пользу третьих лиц. Добровольные пенсии могут выплачиваться как пожизненно, так и в течение установленного срока. В этом случае добровольные пенсии могут наследоваться. Разрешается одновременное формирование нескольких добровольных пенсий.

Добровольное пенсионное страхование является фактором, который может обеспечить устойчивость пенсионной системы на долгосрочную перспективу. Например, в США, наряду с государственными системами пенсионного обеспечения, широкое распространение получили частные пенсионные планы (пенсии), охватывающие около 48% экономически активных граждан. Участие американцев в пенсионных планах по месту работы значительно выше и составляет 83%.

Основная роль в добровольном пенсионном страховании принадлежит негосударственным пенсионным фондам (НПФ). В настоящее время в России их 145. Эти фонды имеют лицензию на осуществление деятельности по обязательному и добровольному пенсионному страхованию. Негосударственные пенсионные фонды обслуживают свыше 20 млн. граждан России. В НПФ накопительную часть трудовой пенсии формируют свыше 15,44 млн. чел.

Почти 6,6 млн. чел. накапливают в НПФ пенсию по добровольному (негосударственному) пенсионному обеспечению. Более 2,1 млн. граждан формируют одновременно и ту и другую часть пенсии. Около 1,5 млн. граждан уже получают дополнительную пенсию в негосударственных пенсионных фондах.

Пенсионная система 2019
Повышение пенсий 2019
Оформление квартиры 2019
Оформление собственности 2019
Оценочная деятельность 2019

Проблемы развития дополнительного пенсионного обеспечения в России

Дата публикации: 31.03.2016 2016-03-31

Статья просмотрена: 879 раз

Библиографическое описание:

Кудлаева Ю. О. Проблемы развития дополнительного пенсионного обеспечения в России // Молодой ученый. — 2016. — №6.6. — С. 75-76. — URL https://moluch.ru/archive/110/27477/ (дата обращения: 11.01.2020).

Данная статья посвящена проблемам развития дополнительного пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Рассматриваются возможности развития и урегулирования механизма работы дополнительного пенсионного обеспечения.

Ключевые слова: пенсионное обеспечение, дополнительное пенсионное обеспечение, негосударственный пенсионный фонд.

Пенсионное обеспечение является одним из важных аспектов социального обеспечения, т.к. затрагивает значительную часть населения. Успешное функционирование системы пенсионного обеспечения обеспечивает социальную стабильность в обществе. На данном этапе реформирования пенсионная система имеет много недочетов и пробелов. Вопрос об успешном функционировании пенсионной системы в современный период достаточно актуален. Пенсионное обеспечение состоит из государственного пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного страхования и дополнительного пенсионного обеспечения. К сожалению, система государственного пенсионного обеспечения не в состоянии должным образом гарантировать населению соответствующий реальной жизни размер социального обеспечения. В связи с этим, дополнительное пенсионное обеспечение, как мера оптимизации социального обеспечения, призвана повысить уровень жизни населения, нуждающегося в поддержке государства. На данный момент механизм работы дополнительного пенсионного обеспечения не урегулирован достаточным образом, в том числе законодателем, что является огромным барьером на пути к повышению уровня жизни населения.

— на обеспечение достойных условий жизни граждан после выхода на пенсию путем перехода от распределительного к накопительному принципу формирования государственных пенсий;

— на инвестирование в экономику области пенсионных резервов и накоплений негосударственных пенсионных фондов и размещение их в надежные, реальные областные финансовые инструменты в соответствии с действующим законодательством;

— на информирование населения о ходе пенсионной реформы.

Несмотря на динамическое развитие системы негосударственного пенсионного обеспечения, существующие ограничения не позволяют в полной мере использовать потенциал данных компаний. Левченко Е.А. и Ажмуратова М.А выделяют следующие ограничения (проблемы) [4]:

Читайте так же:  Налог на имущество организаций база для начисления

— обеспечение сохранности пенсионных накоплений;

— ограничения на инвестирование средств пенсионных резервов;

— низкая вовлеченность населения в процесс перехода из государственной управляющей компании в негосударственные пенсионные фонды и частные управляющие компании;

— отсутствие юридических гарантий при нарушении НПФ и частными УК своих обязательств, в частности, по договору доверительного управления;

— низкая информированность населения о доходности и структуре

— инвестиционного портфеля [5].

Учитывая выше изложенное, необходимо сделать следующие выводы:

  1. следует создать механизм обеспечения гарантий сохранности пенсионных
  1. необходимо создать систему обязательного страхования пенсионных
  1. также следует отметить, что повышение финансовой грамотности граждан, активное распространение среди них информации, способствующей осознанию того, что добровольное дополнительное пенсионное страхование необходимо для достойного уровня пенсионного возмещения;
  2. необходимо создать на федеральном уровне единый центр, который регулировал бы деятельность НПФ.

На наш взгляд, данные меры поспособствуют развитию системы дополнительного пенсионного обеспечения, и урегулирует механизм его работы.

Основные проблемы функционирования Пенсионного фонда РФ

На сегодняшний день пенсионное обеспечение граждан в России характеризуется достаточно большим количеством проблем. Негативное влияние на ситуацию в этой сфере оказывает демографический кризис, постоянно увеличивающийся дефицит бюджета Пенсионного фонда РФ, а также проблемы в сфере экономики.

Пенсионная система Российской Федерации в настоящее время находится в «непростом» положении – в состоянии реформирования. Предложенные перемены не радуют большинство россиян, хотя они и необходимы для того чтобы решить ряд современных проблем пенсионного обеспечения. Поиск путей их решения является главной задачей, которая стоит перед социальной сферой.

Проблемы дефицита бюджета ПФ РФ

  1. Наиболее актуальным и важным является вопрос существования дефицита бюджета Пенсионного фонда РФ, а также его высокая зависимость от поступлений из федерального бюджета. Несмотря на реализацию отдельных мер, направленных на обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, снижение зависимости от трансфертов из федерального бюджета в долгосрочной перспективе с учетом растущих демографических рисков по-прежнему остается одной из главных задач. В связи с этим в предыдущем пункте выпускной квалификационной работы были проанализированы источники доходов и направления расходов средств бюджета Пенсионного фонда РФ. В настоящее время за счет собранных страховых взносов финансируется только две трети расходов на выплату страховых пенсий, еще одну треть составляет трансферт из федерального бюджета. Неофициальный заработок россиян – одна из причин низкой доли собственных средств в бюджете Пенсионного фонда РФ.

Многие граждане, избегая уплаты налогов, получают заработную плату в «конвертах». Это уменьшает размеры страховых взносов, поступающих в бюджет Пенсионного фонда РФ. Экономисты тщательно изучили вопрос об теневых оплатах труда и пришли к выводу, что основными причинами неофициальных оплат стали:

— отсутствие свободных рабочих мест в официальной трудовой деятельности;

— работодатели получают возможность нанять сотрудника за меньшую оплату, тем самым освобождая себя от закона выплаты минимальной заработной платы;

— отсутствие у нанимателя желания оплачивать налоги, а также взносы в Пенсионный фонд;

— бесперспективность официального трудоустройства из-за маленького трудового оклада.

Это далеко не все показатели, которые могут способствовать теневому окладу труда, но являются основными и имеют широкую популярность среди неофициального трудоустройства.

На данный период, самыми популярными видами трудоустройства в тени является деятельность:

— деятельность в службе такси;

— мелкая торговля на улице в палатках;

— наемная занятость в определенный сезон;

— предоставление услуг на дому (няньки, ремонты и т.д.);

— неофициальная миграция работников;

— многие разновидности неформальной деятельности (сдача в аренду недвижимости и прочее).

К сожалению, это не самый большой список, который можно перечислить, ведь в нем можно добавить еще десятки видов деятельности, которые происходят неофициально.

В 2014 году для того чтобы сократить зависимость от федерального бюджета была принята мера по замораживанию пенсионных накоплений, действие которой продолжается и в данный момент. Эта мера дала дополнительно около 0,5 трлн. рублей на выплату пенсий, но проблему не решила. Данная проблема напрямую связана с уровнем жизни российских пенсионеров.

Проблема низкого уровня жизни и старения населения в РФ

  1. По итогам Глобального пенсионного рейтинга, который пятый год подряд составляют эксперты французского банка Natixis, в 2017 году уровень жизни российских пенсионеров был признан одним из худших в мире (40 место из 43 стран). Рассматривались четыре группы факторов: материальное благополучие, качество жизни, доступность качественных медицинских услуг и доступность финансовых услуг, которые могут позволить максимизировать пенсионный доход. Современные пенсионеры действительно недовольны своим уровнем жизни. В России человек, уходя на пенсию, теряет большую часть дохода. В то время, как в таких странах как Норвегия, Швейцария, Исландия (лидеры рейтинга 2017 года) пенсионеры могут позволить себе жить в достатке и путешествовать, выходя на пенсию.

Кроме этого в последнее время обострилась проблема информатизации и правильного расчета величины пенсий. Дело в том, что в России десятки тысяч жителей регионов, где расположено много вредных производств, имеют право на дополнительные выплаты за неучтенный рабочий стаж. Но сами граждане об этом не догадываются, а ПФР отмалчивается, поскольку придерживается негласной установки на экономию.

Получается, что гражданин сам должен отследить, где нарушаются его права, и доказать это в суде. А потом, возможно, ПФР пересчитает ему пенсию. Сотни тысяч людей имеют право на дополнительные пенсионные выплаты за неучтенный рабочий стаж. В основном это касается жителей регионов, где расположено много вредных производств.

О положенных выплатах многие пенсионеры узнали после того, как один из жителей Свердловской области отсудил у Пенсионного фонда России 370 тысяч перерасчета пенсии за 12 лет, которые он проработал на Крайнем Севере по второму списку вредности (виды деятельности с тяжелыми рабочими условиями).

Особенно остро эта проблема стоит в таких регионах как Свердловская область, где много вредных производств. Речь идет о крупных металлургических предприятиях, шахтах, а также предприятиях военно-промышленного комплекса.

Читайте так же:  Когда выходят на пенсию фсб

На прибавки к пенсии могут рассчитывать и другие люди. Например, женщины, находившиеся в декретном отпуске или отпуске по уходу за ребенком, жены военных, проследовавшие вместе с супругом к месту несения службы, или те, кто ухаживал за инвалидами.

В России же огромное количество работающих пенсионеров. И большинство их них работают, потому что прожить на минимальную пенсию практически невозможно. А государство со своей стороны, вместо того, чтобы поддержать таких пенсионеров, отказывает им в индексации пенсий и увеличивает пенсионный возраст. И всё это исходит из того, что денег в бюджете ПФР недостаточно, это еще раз подтверждает необходимость пересмотра состояния бюджета ПФР и поиска корневых причин данной проблемы.

Проблема поднятия пенсионного возраста

  1. В повышении пенсионного возраста чиновники видят решение многих проблем пенсионного обеспечения в РФ. В 2018 году на рассмотрение был вынесен правительственный законопроект, который предусматривает постепенное повышение пенсионного возраста для женщин с 55 до 63 лет к 2034 году, и для мужчин – с 60 лет до 65 лет к 2028 году. После обнародования этой новости, по всей стране прошли массовые митинги населения против принятия законопроекта.

Основное изменение, которое предлагалось этим законопроектом в его исходной редакции — это увеличение c 2019 года возраста выхода на пенсию до 63 для женщин и 65 лет для мужчин (сейчас составляют соответственно 55 и 60 лет). Однако президентскими поправками эти параметры закона были скорректированы. Президент предложил следующие основные меры по смягчению пенсионной реформы:

— снижение верхней границы пенсионного возраста женщинам с 63 до 60 лет (т.е. повышение будет не на 8, а на 5 лет);

— возможность выйти на пенсию на 6 месяцев раньше предусмотренного законом срока в течение первых двух лет (т.е. для тех, кто по старому закону должен был выйти на пенсию в 2019 и 2020 году);

— смягчение условий досрочного выхода на пенсию на два года раньше, чем это предусмотрено новым пенсионным возрастом — сделать это можно будет при наличии стажа 42 года у мужчин и 37 лет у женщин;

— возможность льготного оформления пенсий для многодетных матерей, воспитавших не только 5 детей, но и 3-4 (за троих детей — выход на пенсию на 3 года раньше установленного срока, за четверых — на 4 года).

В рамках предложенного Правительством законопроекта предусмотрено поэтапное повышение возраста выхода на пенсию, при достижении которого будет назначена трудовая пенсия по старости (которая с 2015 года теперь называется «страховой»). С учетом предложенных корректировок Президента В. Путина предусмотрено закрепление возраста на уровне 60 и 65 лет для женщин и мужчин (т.е. увеличение будет одинаковым и составит 5 лет).

Производить изменения предлагается ежегодно, увеличивая значение пенсионного возраста: ежегодно на 1 год в течение переходного периода, но с некоторыми корректировками:

— в период с 2019 по 2020 г. можно будет выйти на полгода раньше установленного срока;

Видео (кликните для воспроизведения).

— с 2021 года до окончания переходного периода (т.е. до 2023 г.) значение возраста будет увеличиваться на 1 год.

Законопроект, помимо уже рассмотренных выше изменений, также предусматривает корректировку пенсионного возраста для государственных служащих. С 1 января 2017 года для них возраст выхода на пенсию уже увеличивался ежегодно на полгода. Окончательные значения по принятому тогда графику должны были быть установлены в 2026 году для мужчин (65 лет) и в 2032 году для женщин (63 года).

В настоящее время происходит сокращение численности людей трудоспособного возраста и увеличение численности граждан в возрасте старше трудоспособного. Увеличение численности населения нетрудоспособного возраста связано с увеличением уровня рождаемости (за последние годы выросло число детей от 0 до 14 лет) и с повышением средней продолжительности жизни (65,9 для мужчин и 76,7 года для женщин). Из-за роста продолжительности жизни государство не может обеспечить граждан достойным размером пенсии. С этой проблемой столкнулись не только россияне. В Великобритании и США также наблюдается увеличение численности граждан старше трудоспособного возраста. В нашей стране наблюдается следующая ситуация. Доходы россиян падают не на пенсии, а гораздо раньше – после 45 лет и продолжают сокращаться по мере приближения выхода на пенсию. Было проведено исследование, по результатам которого, оказалось, что в развитых странах пик заработка человека приходится на 45-59 лет, а в России – на 25-44 года. Исследователи объясняют это дискриминацией по возрасту, у мужчин она проявляется с 45 лет, у женщин – с 55 лет, то есть с началом пенсионного возраста.

Во многих зарубежных странах самые высокие зарплаты получают люди предпенсионного возраста, а связано это с тем, что у них есть накопления человеческого капитала за годы работы. В России обратная ситуация: чем старше сотрудник, тем он менее продуктивен, по мнению работодателя. Это находит своё отражение на размере зарплаты. Тогда если говорить о повышении пенсионного возраста, то прежде всего необходимо обеспечить условия труда людям пожилого возраста.

Проблема коррупции в ПФ РФ

  1. Следующей проблемой является наличие высокого уровня коррупции, особенно в территориальных отделениях ПФ РФ. Так, например, в ноябре 2018 года в Красноярске было возбуждено уголовное дело о хищении свыше 75 млн. рублей в региональном отделении Пенсионного фонда. Как установили правоохранительные органы, они были похищены за счет искусственного завышения стоимости здания, купленного для одного из районных управлений ПФР. На рабочих местах и в квартирах руководителей краевого отделения фонда силовики провели обыски, изъяли крупные суммы наличных и банковские карты.

Буквально в конце марта 2019 года обыски и изъятие документов проходили в центральном офисе отделения ПФР в Дагестане, а также в управлениях фонда в Советском, Кировском и Ленинском районах Махачкалы. На данный момент, подробности уголовного дела, в рамках которого проводились следственные действия, пока неизвестны, но ранее в Дагестане сообщалось о тысячах выявленных лже-инвалидов, получавших выплаты по фиктивным основаниям [24].

Читайте так же:  Алименты в твердой денежной сумме не справедливы

Другой случай произошел в Воронеже, где бывшая начальница районного подразделения управления Пенсионного фонда России оформила своему отцу ежемесячную пенсию в размере 150 тысяч рублей. Об этом сообщалось на сайте областной прокуратуры. Женщина на протяжении трех лет подделывала сведения о начислении пенсионных выплат с помощью программно-технического комплекса. Ущерб от ее действий составил более 3,5 миллиона рублей [27].

Проблема сохранения и использования пенсионных накоплений населения

  1. В Российской Федерации современная накопительная пенсионная система не доведена до совершенства, в связи с этим, пенсионные накопления являются колоссальным инвестиционным ресурсом российской экономики, который недостаточно эффективно используется в процессе выполнения им своих функций. Согласно мораторию с 2014 года работодатели не делают отчисления на накопительную часть будущей пенсии. Еще в 2017 году Минфином была предложена система индивидуального пенсионного капитала, которая до сих пор находится на обсуждении. Данная система должна полностью заменить обязательную накопительную систему.

В такой ситуации невозможно говорить о совершенстве пенсионной накопительной системы, так как существует огромное количество недоработок, в связи с которыми происходит потеря дохода гражданами и государством. Люди больше доверяют негосударственным пенсионным фондам в связи с не прояснившейся ситуацией по пенсионным накоплениям. Государство не дает окончательного ответа, как выгоднее и надежнее, а люди делают выбор, исходя из собственных рассуждений.

Таким образом, среди основных проблем организации пенсионного обеспечения в Российской Федерации можно выделить следующие:

— высокая зависимость бюджета ПФР от поступлений из федерального бюджета;

— проблема информирования населения и правильного расчета пенсий;

— отсутствие соответствующих условий труда для пожилого населения в условиях повышения пенсионного возраста;

— высокий уровень коррупции в отделениях Пенсионного Фонда РФ;

— неэффективность использования пенсионных накоплений;

— отсутствие инвестиционной грамотности россиян.

Решение этих проблем позволит оптимизировать организационную работу системы управления Пенсионного фонда РФ в условиях реформирования пенсионной системы.

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2016

ПРОБЛЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИИ

Важнейшая функция государства — обеспечение базовых социальных гарантий каждому гражданину. Одним из элементов системы социальной защиты населения является пенсионная система.

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) — крупнейшая организация России по оказанию социально значимых государственных услуг гражданам, основанная в 1990 году постановлением Верховного Совета РСФСР № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» [3].

Основная задача пенсионного фонда — обеспечение нетрудоспособного населения пенсиями. При этом значительную долю занимают трудовые пенсии, которые должны хотя бы частично заместить утраченный доход от заработной платы.

В данный момент ставка взносов в ПФР составляет 22% (из 30% всех страховых выплат) от фонда оплаты труда предприятия. При этом отчисления в этот фонд персонифицированы, их размер зависит от индивидуальной заработной платы работника.

Организационные и экономические проблемы пенсионной системы были актуальны всегда, но после экономического кризиса 2008 года резко обострились, что привело к изменению в формировании пенсии. Ранее пенсия состояла из трех частей — базовой, страховой, и накопительной. Базовая часть — это фиксированная сумма, финансируемая государством, страховая образовывалась за счет отчислений работодателя во внебюджетные фонды. Накопительная часть формировалась из обязательных страховых выплат, от которых, однако, можно было отказаться, перенаправив эти средства и получая дополнительный доход. Сейчас пенсия состоит только из базовой и страховой частей. Накопительная же часть преобразовалась в самостоятельную — накопительную — пенсию.

Одна из важнейших экономических проблем современной России — слабая эффективность пенсионного обеспечения. Несмотря на то, что ставка взносов у нас намного выше, чем в развитых странах, размер пенсий оставляет желать лучшего. К примеру, размер средней пенсии в Америке составляет около 1330$, что по нынешнему курсу составляет почти 100000 руб. Размер средней пенсии в России составляет всего 12100 руб. Такие существенные различия обусловлены целым рядом причин.

Одной из причин является демографическая ситуация в нашей стране, влияющая на распределительную и накопительную составляющую пенсионной системы. На данный момент в государстве наблюдается снижение численности населения трудоспособного возраста и ежегодный рост числа пенсионеров (в том числе, и в связи с увеличением общей продолжительности жизни).[5]

Рис. 1. Численность пенсионеров, состоящих на учете в системе ПФР

Причём, по оценкам специалистов, неблагоприятна как нынешняя ситуация, так и ее прогноз: к 2030г., если не менять правила выхода на пенсию, соотношение работающих и пенсионеров упадет примерно до соотношения 1:1.

Невысокий уровень пенсионной грамотности населения также влияет на величину пенсии. Многие люди полагаются на стереотип, что пенсия — исключительно государственная забота и соглашаются на получение серых зарплат «в конвертах», что увеличивает долю работодателей, уклоняющихся от выплат страховых взносов в пенсионный фонд. Для решения данной проблемы необходимо проводить информационную работу с населением, причем, как на государственном уровне, так и со стороны негосударственных пенсионных фондов.

В силу этих и других причин наблюдается постоянно растущий дефицит бюджета Пенсионного Фонда России. На сегодняшний день бюджет ПФР находится в сильной зависимости от федерального бюджета, получая порядка половины всех своих финансов в виде трансфертов на пенсионное обеспечение. Это указывает на недостаточность формирования пенсионного обеспечения только за счет взносов, хотя показатели страховых взносов в пенсионный фонд ежегодно повышаются. По итогам 2014 года дефицит все равно превышает 30 млрд. руб. [6].

Для сокращения дефицита ПФР актуальной является проблема повышения пенсионного возраста. По сравнению с другими развитыми странами, в России почти самый низкий возраст выхода на пенсию — 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. А в США общий возраст и для мужчин, и для женщин — 65 лет. Такие цифры появляются исходя из показателей средней продолжительности жизни. Как видно из табл.1 разница по этому показателю между США и Россией — целых 10 лет [4].

Читайте так же:  Пожилые люди после выхода на пенсию

Средняя продолжительность жизни в разных странах.

В связи с этим в нашей стране уже несколько лет активно обсуждается возможность повышения возраста выхода на пенсию и постепенного выравнивания их у мужчин и женщин. Этот вариант решения проблемы, однако, имеет целый ряд минусов. И первый из них, конечно же, недовольство населения такими изменениями. Следует учитывать, что в развитых странах пенсионный возраст выше, потому что там уровень и продолжительность жизни, в целом, гораздо выше, чем в России. В нашей стране менять правила выхода на пенсию нужно постепенно, повышая качество медицинского обслуживания и других видов социальной защиты в совокупности с другими реформами. Способствовать этому могут следующие меры: введение стимулов для добровольного более позднего выхода на пенсию; создание индивидуальных инвестиционных счетов, на которых и работник, и работодатель могут формировать пенсионные накопления; предоставление налоговых льгот для добровольных корпоративных пенсионных программ, создание персонального пенсионного счета в этих программах.

Подводя итог можно сказать, что, современная пенсионная система России имеет существенные пробелы и недостатки, пенсионное обеспечение оставляет желать лучшего. При активном включении государства, а также самих работников и работодателей, в решение этой проблемы, ситуацию можно исправить.

1. Федеральный закон Российской Федерации от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионом обеспечении в Российской Федерации».

2. Федеральный закон Российской Федерации от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Проблемы пенсионного обеспечения граждан, прибывших в Российскую Федерацию из стран СНГ

Максимова Е.А.

Старший преподаватель кафедры гражданского права Уральского филиала Российской академии правосудия г.Челябинск, Россия

Проблемы пенсионного обеспечения граждан, прибывших в Российскую Федерацию из стран СНГ

Аннотация

Анализируются некоторые проблемы пенсионного обеспечения граждан, прибывших в Российскую Федерацию из стран СНГ, основанные на примерах судебной практики по таким делам. Проблемы и выводы, изложенные автором, могут быть использованы в совершенствовании законодательства в данной сфере.

Ключевые слова: пенсия по старости, страны СНГ, трудовой стаж, иск.

Key words: old-age-pension, CIS countries, seniority, lawsuit.

Распад СССР и возникшие геополитические в связи с этим процессы значительно затруднили жизнь людей, особенно тем, кто вынужден по тем или иным причинам переезжать из одной страны СНГ в другую. Сложности возникают во многих сферах, в том числе и в области пенсионного обеспечения и реализации прав граждан по получение пенсии по старости. Российским судам нередко приходится разрешать пенсионные споры о назначении и выплате пенсий гражданам Российской Федерации и гражданам государств – участников СНГ, постоянно проживающим в Российской Федерации.

В регулировании данного вопроса большое значение имеет Соглашение «О гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», заключенного 13 марта 1992 г. Правительствами Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины(1).

В соответствии со ст. 1 этого Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств – участников вышеуказанного Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

При назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств – участников Соглашения от 13.03.1992 года учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств – участников Соглашения от 13.03.1992 года.

Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах – участниках Соглашения от 13 марта 1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 г. N 203-16). Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

В случае, если в государствах – участниках Соглашения от 13.03.1992 года введена собственная валюта, размер заработка (дохода) определяется путем перевода иностранной валюты в рубли по текущему курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на день обращения за назначением пенсии – независимо от того, за какие периоды представляется заработок для исчисления пенсии. Курс валюты публикуется в “Российской газете”. (Письмо Минсоцзащиты РФ от 31.01.1994 N 1-369-18 “О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в РФ из государств, ранее входивших в состав СССР”)(2). При обращении за установлением пенсии после 1 января 2002 г. перевод национальной валюты осуществляется на дату конвертации пенсионных прав, то есть по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на 1 января 2002 г. (период выплаты заработной платы в переходной валюте заменяется другими месяцами, непосредственно предшествующими или следующими за ним (п. 11 Распоряжения Правления ПФ РФ от 22.06.2004 N 99р “О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств – республик бывшего СССР”(3).

При этом чаще всего размер пенсии в таких случаях для граждан, обращающихся за назначением пенсии в Российской Федерации, оказывается значительно ниже, чем для граждан, работавших в Российской Федерации. Дело в том, что, рассчитывая средний размер заработной платы, подразделения Пенсионного фонда РФ переводят его суммы в российскую валюту на дату конвертации, при этом ещё учитывают деноминацию в России в 1998г. деля сумму заработка до 1998г. на 1000. В связи с этим, естественно, размер пенсии оказывается унизительно маленьким.

Так, гражданка Ткачёва Н.В. обратилась в Тракторозаводский районный суд г. Челябинска с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Тракторозаводском районе г.Челябинска о включении периодов работы в страховой стаж, перерасчёте пенсии и взыскании невыплаченных сумм пенсии. Пенсионерка в своём заявлении ссылалась на то, что ответчиком был неправильно рассчитан размер заработка в период работы с 1994 г. по 1999г. в Белоруссии, так как он необоснованно применил деноминацию рубля в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18 сентября 1997г. №1182 «О проведении мероприятий в связи с изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен»(4), поделив суммы заработка на 1000 после перевода его из белорусской валюты в российскую по состоянию на 01 января 2002г. И это при том, что по состоянию на 01.01.2002 года Центральный банк РФ установил следующий курс белорусского рубля: 1000 Белорусских рублей – 18.7985 рублей российских. Однако, суд отказал в удовлетворении исковых требований гражданки(5). Аналогичное решение принял и вышестоящий суд, оставив решение районного суда в силе.

Читайте так же:  Сумма алиментов на третьего ребенка

Так, гражданин Казахстана, переехавший на постоянное жительство к дочери в г. Ярославль, при выезде с прежнего места жительства был снят с учета в органах социального обеспечения. В том же месяце он был зарегистрирован по месту пребывания и обратился в орган Пенсионного фонда (ПФР), где ему объяснили, что иностранные граждане имеют право на трудовую пенсию при постоянном проживании на территории Российской Федерации, а признать их таковыми можно при получении вида на жительство, который выдается лишь по истечении одного года с момента получения разрешения на временное проживание. Разрешение же, в свою очередь, может быть выдано паспортно-визовой службой по истечении шести месяцев с момента обращения. Таким образом, с учетом правил и процедуры получения вида на жительство право на пенсионное обеспечение в России возникает не ранее чем через 25 – 27 месяцев после переезда.

Пенсионер обратился в районный суд г. Ярославля с иском к отделению ПФР о признании недействительным решения об отказе в назначении ему пенсии по старости. Суд, исследовав материалы дела, счел толкование пенсионного законодательства органами ПФР неправильным(8).

Однако нередко судами принимались и прямо противоположные решения. Так, В.А. Немцев, являясь гражданином Узбекистана, в октябре 2002 г. приехал в Ульяновскую область, где приобрел в собственность квартиру, зарегистрированную на имя жены, оформил регистрацию в данной квартире. Районный суд своим решением от 29 января 2003 г. обязал УПФР назначить ему пенсию с 26 ноября 2002 г. Определением Судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда это решение было оставлено без изменения. По надзорной жалобе ответчика дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, который Определением от 4 октября 2005 г. передал его для рассмотрения по существу в Президиум Ульяновского областного суда на предмет отмены состоявшихся судебных постановлений. При этом Верховным Судом было отмечено, что на момент рассмотрения дела истец имел статус временно пребывающего в Российской Федерации, поэтому вывод суда о том, что он в соответствии с законодательством приобрел право на пенсию, являлся преждевременным(9).

Таким образом, по-прежнему, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, назначают и выплачивают пенсию и гражданам стран ближнего зарубежья лишь после получения ими вида на жительство или – в единичных случаях – при наличии решений судов, подтверждающих факт их постоянного проживания на территории России. При этом возможность обращения в суд за установлением такого факта органами ПФР не разъясняется.

При этом в ч. 3 ст. 3 Закона о трудовых пенсиях, прямо сказано, что наравне с гражданами Российской Федерации имеют право на трудовую пенсию иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации, за исключением случаев, установленных международным договором Российской Федерации. Следовательно, приоритет отдается нормам международного договора. Ссылка на международный договор со всей очевидностью свидетельствует о том, что им может быть установлено и более льготное условие предоставления права на пенсию иностранным гражданам по сравнению с Законом, т.е. в данном случае и без факта их постоянного проживания в России.

Итак, судебная практика по пенсионным делам граждан СНГ довольно распространена и в то же время неоднозначна. Разумеется, что в суд за защитой своих пенсионных прав обращается лишь незначительная часть пенсионеров, переезжающих в Россию. Остальная же часть, как правило, мирится с низким размером пенсии либо с многомесячной невыплатой им пенсии. Становится очевидным, что законодатель должен своим волевым решением защитить права пенсионеров, приехавших их стран СНГ, урегулировав спорные вопросы в законодательстве Российской Федерации.

Литература

(1)Соглашение стран СНГ от 13.03.1992 “О гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения”// Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ “Содружество”. – N 3. – 1992.

(2)Письмо Минсоцзащиты РФ от 31.01.1994 N 1-369-18 “О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в РФ из государств, ранее входивших в состав СССР” // Российские вести.- N 36. – 01.03.1994.

(3)Распоряжение Правления ПФ РФ от 22.06.2004 N 99р “О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств – республик бывшего СССР”// Пенсия. – N 10. – 2004.

(4)Постановление Правительства РФ от 18.09.1997 N 1182 “О проведении мероприятий в связи с изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен” // Собрание законодательства РФ. – 22.09.1997. – N 38. – Ст. 4389.

(5)Решение Тракторозаводского районного суда г.Челябинска по делу №2-304/2010 от 16 декабря 2011г.// Архив Тракторозаводского районного суда г. Челябинска

(6)Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” // Собрание законодательства РФ. – 29.07.2002. – N 30. – Ст. 3032.

(7)Азарова Е.Г. Разрешение пенсионных споров граждан государств СНГ // Комментарий судебной практики. Вып. 15 / под ред. К.Б. Ярошенко. – М.: Юридическая литература, 2010. – С. 94 – 113.

(8)Судом защищены права пенсионера, прибывшего из ближнего зарубежья // Сайт Ярославского обл. суда: https://oblsud.yar.ni/lctynz, 1 сентября 2004 г.

Видео (кликните для воспроизведения).

(9)Судебный вестник Ульяновского областного суда. 2006.

Проблемы в области пенсионного обеспечения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here