Содержание
- 1 Разъяснения вопросов о проведении возвратов субсидии на иные цели
- 2 Как проводится возврат субсидий в бюджет
- 3 Вопрос: Бюджетному учреждению (г. Владивосток, Приморский край) были выделены субсидии на иные цели (приобретение медицинского оборудования), с вышестоящим департаментом подписано соглашение о предоставлении субсидий. Был проведен аукцион, заключен договор, поставлено оборудование. Позже были внесены изменения в закон о бюджете субъекта РФ. Учреждению направлена справка, согласно которой субсидии на иные цели полностью сторнированы. В соглашении о предоставлении субсидий указано, что сумма субсидии может быть изменена при внесении изменений в краевой бюджет. Имеет ли право учреждение отказаться от расторжения соглашения на предоставление субсидий на иные цели? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2015 г.)
- 4 Соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели
- 5 Проблемы состава, формирования и предоставления вузам субсидий на иные цели
Разъяснения вопросов о проведении возвратов субсидии на иные цели
В связи с поступающими вопросами о проведении возвратов Субсидии на иные цели проведен анализ Инструкции №174н в части соответствующих корреспонденций. Выкладываю таблицу с проводками.
Расчеты по субсидии на иные цели в бюджетном учреждении
Соглашение с учредителем на выделение субсидии
Признаны доходы будущих периодов в текущем периоде по отчету об исполнении субсидии на иные цели
Пункт 158 абз.4 Инструкции N 174н
Отчет о расходовании субсидии на иные цели
Поступление субсидии на иные цели на лицевой счет
Пункт 94 Инструкции N 174н
Начислена задолженность по возврату в бюджет остатков субсидий, образовавшихся в связи с недостижением целевых показателей
Отчет о расходовании субсидии на иные цели
Возвращен остаток неиспользованных средств субсидии на иные цели в случае недостижения целевых показателей
Пункт 133 Инструкции N 174н
На счет корректировки остатков на начало года по доходам будущих периодов (счет 40140) и сальдо счета 205 — однозначного ответа нет, так как до сих пор Минфин РФ не выпустил письмо о первом применении СГС «Доходы».
Кроме того, Минфин РФ оставил в п.158 Инструкции №174н проводку: «Начисление задолженности бюджетными учреждениями по возврату в доход бюджета остатков неизрасходованных средств субсидий отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счетов 040110100 «Доходы текущего финансового года» 040140100 «Доходы будущих периодов» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 020500000 «Расчеты по доходам»,» — это явно для случаев расчетов по текущей субсидии в текущем году, когда счета 40140 и 30305 можно не использовать.
Как проводится возврат субсидий в бюджет
Государственные структуры, ответственные за разработку регламента предоставления субсидий, перечислены в ст. 78.1 БК РФ. Учреждения могут получать субсидированные им ресурсы для выполнения определенных государственных заданий или достижения конкретных целей. В первом случае организация обязуется по итогам финансового периода отчитаться в использовании выделенных ей средств и степени готовности задания. При наличии законодательно утвержденных условий невостребованные средства должны быть возвращены в бюджет.
Процедура возмещения субсидий в бюджет
Субсидии, выделенные для реализации плана по госзаданию, могут быть израсходованы по результатам года частично. Остаток средств направляется обратно в бюджет или переносится на новый финансовый год. Для продления срока пользования деньгами необходимо соблюсти главное условие – выполнить задание.
СПРАВОЧНО! П. 17 ст. 30 закона №83-ФЗ от 8 мая 2010 г. разрешает считать госзадание выполненным, если отклонения в достижении показателей не имеют существенного значения.
При несоответствии значений достигнутых показателей уровню заявленных остаток сумм субсидий подлежит возврату в бюджет.
Целевые субсидии взыскиваются в бюджет при наличии одной из двух ситуаций:
- ресурсы не были израсходованы;
- деньги были потрачены, но с нарушением их целевого предназначения.
Во втором случае надо будет вернуть ту сумму средств, которую использовали вразрез поставленным изначально целям. Правовые нормы систематизированы в Письме, изданном Минфином 1 апреля 2016 г., № 02-06-07/19436.
Неиспользованные остатки выделенных средств в рамках программы субсидирования могут быть возвращены в бюджет или продолжать расходоваться в следующем году. Для получения разрешения дальнейшего пользования ресурсами надо получить положительное решение от соответствующего государственного органа. Важным условием сохранения выделенных денег выступает необходимость в их освоении в полной сумме и актуальность запланированных мероприятий в грядущем финансовом году. Цели расходования не должны быть изменены – они остаются прежними.
ВАЖНО! Взыскание субсидированных средств производится через органы казначейства, которые зачисляют возвращаемые остатки в бюджет соответствующего уровня.
Условия возврата
Даты возврата средств и порядок реализации этой операции утверждаются региональными и местными нормативными актами. Схема определения объема денег, подлежащих взысканию, представлена несколькими этапами:
- До 1 июля в следующем финансовом годовом периоде за учреждением закреплена обязанность представлять в отделение казначейства, в котором открыт для целевого финансирования лицевой счет, форму 0501016. Этот документ отражает информацию об операциях, производимых в рамках освоения средств целевого субсидирования. Отчет утверждается органом, обладающим функциями и набором прав учредителя. Суммы, допущенные к освоению в следующем финансовом периоде на прежние цели, указываются в графе 6. Приводимые числовые значения должны быть предварительно согласованы с учредителем.
- При отсутствии в казначействе по состоянию на вечер 30 июня отчета формы 0501016 от конкретного учреждения с его лицевого счета остатки субсидий переводятся в бюджет. Дата совершения операции будет соответствовать первому рабочему дню в июле.
Проверка целевого использования средств субсидирования нужна государственным структурам для своевременного выявления нарушителей бюджетного процесса и остановки их незаконной деятельности на начальном этапе. Для решения этой задачи и предотвращения финансовых махинаций применяется система контрольных проверок. Одним из ее элементов является акт проверки на соответствие направлений расходования средств заявленным целям.
В проверочных актах указывается комплекс данных:
- обоснование необходимости инициации проверочных мероприятий;
- тематика проверки;
- круг вопросов, ответы на которые должны найти проверяющие лица;
- сведения, идентифицирующие инспекторов, проводящих контрольные действия;
- общая информация об организации, получившей целевое финансирование в форме субсидии, деятельность которой нуждается в проверке;
- перечисляются документы, послужившие основанием для выделения бюджетных ресурсов конкретному предприятию;
- нормативная база;
- направления трат, которые были согласованы с органом, выплачивающим деньги по субсидии в пользу учреждения-получателя;
- список фактических расходов по субсидии;
- сопоставление целей, заявленных на этапе согласования необходимости выделения финансирования, с направлениями произведенных по факту расходов;
- оценка эффективности осуществленных мероприятий;
- признание использования денег целевым или нецелевым.
При обнаружении нарушений в форме нецелевого расходования бюджетного ресурса на должностных и юридических лиц будет наложено административное наказание по ст. 15.14 КоАП РФ. Выделенную ранее субсидию учреждение должно будет вернуть в бюджет, предоставивший деньги. Возврату подлежит не только сумма остатка, но и те средства, которые были потрачены с нарушением условий соглашения.
Как отразить в учете
При образовании остатков от целевых субсидий, которые были предоставлены учреждению в предыдущем периоде, невостребованные суммы должны быть возвращены на счета бюджета. Порядок отражения таких операций описан в Письме Минфина от 1 апреля 2016 г. №02-06-07/19436. Алгоритм действий направлен на реализацию таких этапов:
- Определение фактического объема остатка средств, которые остались неиспользованными по целевым программам в закончившемся финансовом периоде.
- Отражение субсидированных ресурсов в сумме их остатка, подлежащего возврату или взысканию в бюджет, в составе задолженности.
- Перечисление средств на казначейский счет бюджета.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Предприятие, не использовавшее в полном объеме целевую субсидию, должно вернуть остаток в текущем периоде. Если этого не будет сделано, сумма будет взыскана принудительно в следующем году.
При самостоятельном возврате неизрасходованных ресурсов до даты окончания текущего финансового срока бюджетное учреждение отражает операцию корреспонденцией между Д5.205.81.560 и К5.201.11.610. Кредитуется и 17 счет забалансового типа (по КОСГУ 180). Автономные организации в учете формируют такие записи:
- Д5.205.80.000 – К5.201.11.000;
- в забалансовом учете К17 (по КОСГУ 180).
В ситуациях с переходом остатков на новый финансовый год эти суммы должны быть показаны не только проводками, но и в отчетной документации. Точный объем остатков денег по этому виду финансирования надо отразить в балансовой форме 0503730 и занести в финансовые результаты бланка 0503721.
В отчете для обобщения информации об исполнении плана по ФХД унифицированной формы 0503737 данные приводятся в соответствии с нормами Приказа Минфина от 25 марта 2011 г. № 33н. Остатки средств из числа целевого субсидирования, осуществленного в прошлых периодах, заносятся в третий раздел в ячейку по строке 592. Характерная особенность – значение суммы вписывается со знаком «минус». Данные дублируются в графе по строку 910, которая находится в 4 разделе отчета.
В учетной документации бюджетные организации формируют записи:
- между Д5.205.81.560 и К5.303.05.730 – проводка составляется в момент начисления задолженности перед бюджетом по нереализованному возврату средств из полученного в прошлом году объема субсидий;
- при перечислении остатков через казначейство средства будут зачислены в доход определенного уровня бюджета, отправитель остатков оформляет операцию через дебетование 5.303.05.830 и кредитование 5.201.11.610, по кредиту будет проходить сумма и в забалансовом 18 счете (по КОСГУ 610).
Для автономных учреждений обязательство по перечислению субсидий целевого типа в сумме их остатка с прошлых лет отражается корреспонденцией с участием Д5.205.80.000 и К5.303.05.000. После перевода средств этот факт фиксирует дебетовый оборот по 5.303.05.000 и кредитовое движение по 5.201.11.000, кредитование на сумму операции 18 счета забалансового типа (по КОСГУ 610).
В данных бухгалтерского учета распределение целевых субсидий на счетах производится с учетом их предназначения:
- по КФО 5 показываются суммы субсидий для других целей;
- по КФО 6 отражаются операции по субсидиям, выделенным на капитальные вложения.
Примеры проводок с субсидиями по капитальным вложениям
Организация зафиксировала остаток субсидии за прошлый период в сумме 85 000 руб. Получатель денег заявил о необходимости выделения средств на эти же цели и в новом году. С учредителем был согласован объем финансирования в 44 000 руб. Эти средства остаются у предприятия, а разница между остатком и обновленным размером субсидии в рамках нового финансирования должна быть возвращена на счета бюджета.
В учете комплекс операций будет отражен через такие корреспонденции:
- Д 6.205.81.560 – К 6.303.05.730 с указанием суммы 85 000 руб. при отражении остатков за прошлые годы;
- Д 6.303.05.830 – К 6.205.81.660 в размере 44 000 руб. – этой проводкой задолженность перед бюджетным органом была скорректирована в сторону уменьшения для уточнения остатка, подлежащего возврату;
- Д 6.303.05.830 – К 6.201.11.610 – при перечислении сумм взыскания.
Вопрос: Бюджетному учреждению (г. Владивосток, Приморский край) были выделены субсидии на иные цели (приобретение медицинского оборудования), с вышестоящим департаментом подписано соглашение о предоставлении субсидий. Был проведен аукцион, заключен договор, поставлено оборудование. Позже были внесены изменения в закон о бюджете субъекта РФ. Учреждению направлена справка, согласно которой субсидии на иные цели полностью сторнированы. В соглашении о предоставлении субсидий указано, что сумма субсидии может быть изменена при внесении изменений в краевой бюджет. Имеет ли право учреждение отказаться от расторжения соглашения на предоставление субсидий на иные цели? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2015 г.)
На 2015 год бюджетному учреждению (г. Владивосток, Приморский край) были выделены субсидии на иные цели (приобретение медицинского оборудования), с вышестоящим департаментом подписано соглашение о предоставлении субсидий. Был проведен аукцион по Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ, заключен договор, в марте 2015 года поставлено оборудование. В апреле 2015 года были внесены изменения в закон о бюджете субъекта РФ, учреждению направлена справка об изменении бюджетной росписи краевого бюджета и лимитов бюджетных обязательств, согласно которой субсидии на иные цели полностью сторнированы. Соглашение о предоставлении субсидии на иные цели содержит условие о том, что в случае внесения соответствующих изменений в краевой бюджет сумма субсидии может быть изменена. При этом субсидия должна была быть доведена в июле 2015 года.
Кто является ответчиком по обязательствам перед поставщиком в данной ситуации? По какому КФО отражать кредиторскую задолженность и обязательства в отчетности (форма 0503769 и форма 0503738) и в бухгалтерском учете?
Имеет ли право учреждение отказаться от расторжения соглашения на предоставление субсидий на иные цели?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
1. Погашение обязательств перед поставщиком за поставленное оборудование является обязанностью бюджетного учреждения.
2. Учитывая, что соглашение о предоставлении целевых субсидий, заключенное между учредителем и бюджетным учреждением, содержит условия об уменьшении размера субсидии в случае уменьшения объема бюджетных ассигнований, предусмотренных в краевом бюджете, действия учредителя в рассматриваемой ситуации, по нашему мнению, не противоречат положениям бюджетного законодательства.
1. Особенности ответственности бюджетного учреждения по своим обязательствам определяются положениями п. 3 ст. 123.21, п. 5 ст. 123.22 ГК РФ. Пункт 5 ст. 123.22 ГК РФ предусматривает, что собственник имущества бюджетного учреждения несет субсидиарную ответственность в единственном случае — по обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при условии недостаточности у него имущества, на которое может быть обращено взыскание*(1).
Бюджетные учреждения заключают договоры в целях удовлетворения потребностей в товарах, работах, услугах от своего имени (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»). При заключении таких договоров бюджетные учреждения по общему правилу обязаны руководствоваться положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (далее — Закон N 44-ФЗ), который основывается на положениях Гражданского кодекса РФ и Бюджетного кодекса РФ (ч. 1 ст. 2 Закона N 44-ФЗ).
Особенности изменения и расторжения контракта (гражданско-правового договора) установлены ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Изменение условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в исключительных случаях, предусмотренных п. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ.
В частности, изменение условий контракта возможно при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств (пп. 6 п. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
Отметим, что согласно ст. 69.1 БК РФ бюджетные ассигнования на предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям относятся к ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), однако это не означает, что такие учреждения являются получателями бюджетных средств (ст. 6 БК РФ). Соответственно, изменение условий соглашения на предоставление целевых субсидий бюджетному учреждению не является основанием для изменения условий гражданско-правового договора, заключенного бюджетным учреждением в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ.
В силу п. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ у заказчика есть право принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, что это было предусмотрено контрактом.
Отметим, что в соответствии с п. 1 ст. 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения и (или) расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из существа обязательства.
Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что если бы стороны могли это предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
Так, например, договор поставки может быть изменен (расторгнут) при наличии в нем условий о его изменении (расторжении) в случае недоведения целевых субсидий либо уменьшения их объема (смотрите, в частности, постановление Арбитражного суда Московского округа от 10.04.2015 N Ф05-3835/15).
В соответствии со ст.ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом. Односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
В рассматриваемой ситуации обязательства поставщиком исполнены, оборудование заказчиком принято.
Напомним, что в соответствии с п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
По мнению судебных инстанций, факт недостаточного финансирования бюджетного учреждения со стороны публичного образования не может служить основанием для изменения порядка исполнения обязательства, предусмотренного в заключенном учреждением договоре и не является основанием для освобождения учреждения от исполнения гражданско-правового обязательства по оплате поставленных ему материальных ценностей (смотрите, например, постановление Десятого АСС от 07.08.2014 по делу N А41-2850/2014, решение АС Саратовской области от 06.05.2014 по делу N А57-1261/2014, постановление Двенадцатого ААС от 01.08.2013 по делу N А12-8465/2013.
Таким образом, погашение обязательств перед поставщиком за поставленное оборудование является обязанностью бюджетного учреждения.
При этом в рассматриваемой ситуации нам представляется логичным отражение в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности принятых учреждением обязательств в рамках того вида деятельности, за счет которого впоследствии планируется осуществить оплату указанных обязательств.
2. Порядок определения объема и условия предоставления субсидий в соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 78.1 БК РФ (далее — целевая субсидия) из бюджетов субъектов РФ устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.
В частности, Порядок определения объема и условий предоставления субсидий из краевого бюджета краевым государственным бюджетным и автономным учреждениям на иные цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного задания (далее — Порядок), утвержден постановлением Администрации Приморского края от 06.12.2011 N 313-па.
Положениями п. 9 Порядка предусмотрено, что размер субсидии подлежит изменению путем внесения изменений в соглашение, в том числе в случае увеличения (уменьшения) объема бюджетных ассигнований, предусмотренных в краевом бюджете на соответствующие цели.
Учитывая, что соглашение о предоставлении целевых субсидий, заключенное между учредителем и бюджетным учреждением, также содержит условия об уменьшении размера субсидии в случае уменьшения объема бюджетных ассигнований, предусмотренных в краевом бюджете, действия учредителя в рассматриваемой ситуации, по нашему мнению, не противоречат положениям бюджетного законодательства.
Взыскание средств с учредителя в целях погашения кредиторской задолженности, возникшей у бюджетного учреждения в результате принятия обязательств, оплату которых планировалось осуществить за счет средств целевых субсидий, может быть осуществлено в судебном порядке (решение Арбитражного суда Ярославской области от 28.06.2013 по делу N А82-15684/2012).
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
*(1) Указанное правило распространяется на правоотношения, возникшие после 1 января 2011 года (ч. 15 ст. 3 Закона N 99-ФЗ).
Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.
Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования — в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества — служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность — срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел «Правовая поддержка» (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу «Правовая поддержка» Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.
Соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели
о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели.
с. Первомайское «09» января 2013 г.
Исполнительно – распорядительный орган в области образования, муниципальное казенное учреждение Управление образования Администрации Первомайского района (далее Управление образования) в лице , действующей на основании Положения, с одной стороны, и Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Комсомольский детский сад общеразвивающего вида»(далее-Учреждение ) . В.Карасевой___________________________________________________ действующего на основании Устава, утвержденного Постановлением Главы Администрации
№ 000 от 01.01.2001г., с другой стороны, вместе именуемые Сторонами, заключили настоящее Соглашение о нижеследующем.
1. Предмет Соглашения
Предметом настоящего Соглашения является определение порядка и условий предоставления Управлением образования субсидии на иные цели
2. Направление расходования субсидии
Расходы на выплату
межбюджетных трансфертов на стимулирующие выплаты за результат и качество работы в 2013 году в детских дошкольных образовательных учреждениях Томской области
3. Права и обязанности Сторон
3.1. Управление образования обязуется:
3.1.1. Предоставлять Учреждению Субсидию в суммах и в соответствии с графиком перечисления субсидии, являющимся неотъемлемым приложением к настоящему Соглашению.
3.1.2. Рассматривать предложения Учреждения по вопросам, связанным с исполнением настоящего Соглашения, и сообщать о результатах их рассмотрения в срок не более 1 месяца со дня поступления указанных предложений.
3.2. Управление образования вправе:
3.2.1. Перечислять сумму Субсидии, в соответствии с графиком перечисления Субсидии, являющимся неотъемлемой частью настоящего Соглашения.
3.2.2. Уточнять и дополнять Соглашение, в том числе сроки и объемы предоставления субсидии.
3.2.3. Изменять размер предоставляемой по настоящему Соглашению субсидии в случае:
— увеличения или уменьшения объема ассигнований;
— выявления дополнительной потребности Учреждения в финансировании иных целей при наличии соответствующих ассигнований в бюджете;
— выявления необходимости перераспределения объемов субсидии между учреждениями;
— выявления невозможности осуществления расходов на предусмотренные цели в полном объеме.
3.3. Учреждение обязуется:
3.3.2. Представлять В Управление образования отчет об использовании субсидии в установленные сроки.
3.3.3. По решению Управления образования возвращать субсидию или ее часть в случае, если фактические расходы на предусмотренные цели не могут быть произведены в полном объеме.
3.4. Учреждение вправе:
3.4.1. При необходимости обращаться в Управление образования с предложением о внесении изменений в Соглашение, в случае выявления необходимости изменения объемов субсидии.
4. Ответственность Сторон
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, определенных настоящим Соглашением, Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5. Срок действия Соглашения
Настоящее Соглашение вступает в силу с момента подписания обеими Сторонами и действует в течение 2012 года.
6. Заключительные положения
6.1. Изменение настоящего Соглашения осуществляется по взаимному согласию Сторон в письменной форме в виде дополнений к настоящему Соглашению, которые являются его неотъемлемой частью.
6.2. Расторжение настоящего Соглашения допускается по соглашению сторон или по решению суда по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
6.3. Споры между Сторонами решаются путем переговоров или в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6.4. Настоящее Соглашение составлено в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу.
7. Платежные реквизиты Сторон
Муниципальное казенное учреждение Управление образования Администрации Первомайского района
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Комсомольский детский сад общеразвивающего вида
Место нахождения: С. Первомайское,
Банковские реквизиты ГРКЦ ГУ банка России по Томской области г. Томск
УФК по Томской области с/с (ФЭУ Первомайского района л/с (Первомайское РУО л/с ))
С. Комсомольск, а
Банковские реквизиты ГРКЦ ГУ банка России по Томской области г. Томск
УФК по Томской области с/с (ФЭУ Первомайского района л/с (МБДОУ Комсомольский детский сад л/с ))
Проблемы состава, формирования и предоставления вузам субсидий на иные цели
Определение понятия «субсидии на иные цели»
Основы финансового обеспечения деятельности высших учебных заведений определены ст. 28 Федерального закона от 22 августа 1996 г. № «О высшем и послевузовском образовании» и Бюджетным кодексом. В отношении вузов, созданных в форме государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, применимы положения БК РФ, устанавливающие следующие виды финансового обеспечения:
- субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием (абз. 1 п. 1 ст. 78.1);
- субсидии на иные цели (абз. 2 п. 1 ст. 78.1);
- бюджетные инвестиции — бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества (средства на приобретение оборудования, реконструкцию, модернизацию имеющегося имущества, строительство новых объектов) (ст. 6, ч. 5 ст. 79).
Порядок определения объема и условия предоставления указанных видов бюджетного финансирования деятельности бюджетных и автономных государственных (муниципальных) учреждений устанавливается соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией. Никаких иных видов бюджетного финансирования деятельности бюджетных и автономных государственных (муниципальных) учреждений в БК РФ не предусмотрено. При этом в кодексе отсутствует определение понятия «субсидии на иные цели», не раскрывается содержание «иных целей», на финансирование которых может быть направлена данная бюджетная субсидия. В БК РФ лишь указано, что «из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели».
Из разделения субсидий на два вида следует, что затраты, осуществляемые вузом в процессе выполнения государственного задания, не должны входить в субсидии на иные цели. Следовательно, из субсидий на иные цели не должны финансироваться затраты вуза на оказание государственных услуг (выполнение работ).
Как было сказано выше, перечень целей, на которые может быть использована данная субсидия (или перечень видов субсидий на иные цели), в бюджетном законодательстве остается открытым. Формирование перечня целей (или перечня видов субсидий на иные цели), а также определение порядка, объема и условий предоставления субсидий на иные цели отнесены законом к полномочиям соответствующего высшего исполнительного органа государственной власти или местной администрации, из бюджета которого выделяется данная субсидия.
Практика применения субсидий на иные цели на федеральном уровне
В настоящее время на федеральном уровне органами исполнительной власти, исполняющими функции и полномочия учредителей автономных и бюджетных учреждений высшего профессионального образования (далее — федеральный учредитель), приняты нормативные правовые акты, регулирующие порядок предоставления в годах субсидий на иные цели. В данных порядках устанавливаются правила предоставления субсидий на иные цели, а также конкретизируются сами цели, на которые направляются данные субсидии. Однако, несмотря на это, в целом перечень субсидий на иные цели остается открытым, поскольку в любое время в рамках бюджетного процесса любой учредитель может принять новый нормативный правовой акт, дополняющий (изменяющий) перечень уже принятых целевых субсидий, в том числе индивидуального характера.
Отсутствие закрытого перечня субсидий на иные цели привело к неоправданному росту числа субсидий (только в девяти порядках федеральных учредителей насчитывается более трех десятков видов субсидий на иные цели). Кроме того, в действующих ведомственных порядках применяются самые различные формулировки целей (видов субсидий) в отношении одинаковых (близких) по экономическому смыслу направлений затрат. Это касается прежде всего затрат на развитие сети бюджетных учреждений и модернизацию основных фондов — отмечается различное понимание федеральными учредителями целевого направления расходования средств данных субсидий. Отсутствует четкое разграничение между разными видами финансового обеспечения (субсидия на выполнение государственного задания, субсидия на иные цели, бюджетная инвестиция, финансирование делегированных полномочий) в зависимости от целей, задач и функций, выполняемых государственными учреждениями. Объективно это ведет к невозможности проведения сопоставительного анализа применения разных видов финансового обеспечения на межотраслевом уровне, а также между бюджетными учреждениями, подведомственными разным уровням власти, ухудшает условия контроля эффективности и результативности использования субсидий.
Субсидии на иные цели, используемые на сегодняшний день федеральными учредителями, по характеру финансирования входящих в них затрат можно распределить на три группы:
1 финансовое обеспечение затрат, которые по своему содержанию являются затратами на оказание государственных услуг (выполнение работ), то есть затраты, непосредственно влияющие на себестоимость государственной услуги;
2 финансовое обеспечение затрат на выполнение задач государственного учреждения (за исключением выполнения государственного задания);
3 финансовое обеспечение затрат, связанных с выполнением учреждением делегированных ему полномочий органов исполнительной власти, осуществляющих функции и полномочия учредителя.
Рассмотрим каждую группу подробнее.
Группа 1. Затраты, связанные с выполнением государственного задания и влияющие на себестоимость оказания государственных услуг
К этой группе относят, в частности, затраты на выплаты стимулирующего характера по итогам реализации государственного задания. Но эти выплаты в соответствии с Положением об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений, утвержденным постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583, являются частью системы оплаты труда указанных работников. Следовательно, данные затраты также должны финансироваться за счет субсидии на выполнение государственного задания, а не за счет субсидии на иные цели.
- компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности;
- компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно лицам, работающим в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
- выплата ежемесячной денежной компенсации педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений в целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями;
- выплаты стимулирующего характера по итогам отчетного периода.
В том случае, если эти затраты перестанут выделяться как отдельные льготы физическим лицам, не связанные с оказанием государственной услуги, и войдут в состав заработной платы работников, они также должны будут финансироваться в рамках субсидии на выполнение государственного задания, а не субсидии на иные цели.
Группа 2. Затраты, связанные с выполнением задач учреждения (за исключением затрат на выполнение государственного задания)
- удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и (или) послевузовского профессионального образования;
- развитие наук и искусств посредством научных исследований и творческой деятельности научно-педагогических работников и обучающихся, использование полученных результатов в образовательном процессе;
- подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников с высшим образованием и научно-педагогических работников высшей квалификации;
- формирование у обучающихся гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии;
- сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества;
- распространение знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня.
Для выполнения этих задач вуз наделяется государством имуществом на праве оперативного управления и определенными полномочиями по осуществлению финансово-хозяйственной деятельности. Поскольку деятельность учреждения высшего профессионального образования, связанная с выполнением государственного задания, финансируется путем предоставления соответствующей субсидии, то, следовательно, выполнение других задач учреждения должно финансироваться за счет субсидии на иные цели (исключение здесь составляет внебюджетная деятельность учреждения).
В качестве примера приведем несколько видов субсидий на иные цели из данной группы, которые используются федеральными учредителями:
Перечисленные выше цели в основном связаны с модернизацией и обновлением основных фондов соответствующих государственных учреждений. При этом, как было сказано выше, разные федеральные учредители часто используют различные формулировки целей для одинаковых (сходных) по экономическому содержанию направлений расходов, что приводит к множественности видов субсидий на эти цели и затрудняет проведение сопоставительного анализа и оценку эффективности расходов бюджетных учреждений.
Следует также иметь в виду: если субсидия на иные цели направлена на ту же цель, что и бюджетная инвестиция (на приобретение оборудования, реконструкцию, модернизацию имеющегося имущества, строительство новых объектов), это может вести к дополнительному (дублирующему) финансированию и в целом к неэффективному расходованию бюджетных средств.
На практике субсидии на иные цели используются федеральными учредителями также для финансирования расходов, которые непосредственно не связаны с задачами и целями самого государственного учреждения, а являются делегированными полномочиями учредителя. Затраты на данные цели входят в третью группу.
Группа 3. Затраты, связанные с выполнением учреждением делегированных ему функций и полномочий учредителя
Эта группа целей составляет одну треть от общего числа субсидий на иные цели, которые используют федеральные учредители. К ней можно отнести:
Форма и порядок финансирования таких обязательств перед физическим лицом четко не закреплены. Традиционно эти расходы включались в смету бюджетного учреждения, но при переходе к государственному заданию возник вопрос, каким образом они должны финансироваться — как элементы затрат в рамках субсидии на выполнение государственного задания, субсидии на иные цели или как делегированные полномочия федеральных органов власти. На сегодняшний день принято решение о включении данных расходов в субсидию на иные цели. Однако следует отметить, что при предоставлении учреждению субсидии на выполнение делегированных полномочий возникает противоречие между видом финансирования расходов и содержанием расходов, которые обеспечиваются этим финансированием.
Субсидия по экономической природе является формой финансирования расходов, связанных с выполнением собственных задач и функций учреждения, и рассматривается им как собственный источник дохода независимо от целевого характера ее использования, что создает предпосылки к манипулированию этими средствами со стороны получателя субсидии. На практике это выражается, в частности, в нередкой задержке выполнения бюджетным учреждением делегированных обязательств в условиях полного перечисления ведомством соответствующих средств на лицевой счет учреждения. Наилучшим способом избежать подобной практики является отказ от данного вида финансирования делегированных полномочий и переход к механизму их исполнения на основе управления учреждением лицевым счетом получателя бюджетных средств, открытым главному распорядителю бюджетных средств, в ведомстве которого находится бюджетное учреждение.
В заключение можно сказать, что субсидия на иные цели является новым видом финансового обеспечения деятельности высших учебных заведений, связанным с реформой бюджетных учреждений, расширением их правового статуса и переходом от сметного финансирования к финансовому обеспечению государственного задания на оказание государственных услуг. В отличие от субсидии на выполнение государственного задания субсидия на иные цели пока остается наименее урегулированным видом финансового обеспечения учреждений как в отношении содержания самого понятия «субсидии на иные цели», так и в отношении состава и целей расходования средств субсидии.
Решение этих вопросов предполагает прежде всего введение в законодательство более четкого определения понятия «субсидии на иные цели» с увязыванием его с целями и задачами государственных учреждений (за исключением задач, связанных с выполнением государственного задания). Субсидия на иные цели не должна предоставляться для обеспечения финансирования переданных учреждениям полномочий. Это противоречит экономической природе данного вида финансового обеспечения и повышает риск несвоевременного выполнения бюджетных обязательств.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Важным представляется и усиление методологической роли Минфина России в отношении определения целей и сути субсидий на иные цели. Укрупнение групп субсидий на иные цели и разъяснение видов затрат, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет данных субсидий, способствовало бы оптимизации бюджетных расходов и улучшению условий для проведения мониторинга, анализа и контроля расходования бюджетных средств.
Юрист ведущей адвокатской конторы Москвы.
Специализация: гражданское право.
Стаж 22 года.