Цели и задачи пенсионного обеспечения

Предлагаем статью на тему: "Цели и задачи пенсионного обеспечения" с понятными комментариями и выводами. С случае возникновения вопросов и для актуализации данных на 2023 год вы можете обратиться к дежурному консультанту.

Основные цели и задачи развития пенсионной системы

Основными целями развития пенсионной системы являются:

— гарантирование социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения;

— обеспечение сбалансированности и долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы.

Задачами развития пенсионной системы являются:

— обеспечение коэффициента замещения трудовой пенсией по старости до 40 процентов утраченного заработка при нормативном страховом стаже и средней заработной плате;

— достижение приемлемого уровня пенсии для среднего класса за счет участия в корпоративных и частных пенсионных системах;

— обеспечение среднего размера трудовой пенсии по старости не менее 2,5 — 3 прожиточных минимумов пенсионера;

— поддержание приемлемого уровня страховой нагрузки для субъектов экономической деятельности с единым тарифом страховых взносов для всех категорий работодателей;

— обеспечение сбалансированности формируемых пенсионных прав с источниками их финансового обеспечения;

— развитие трехуровневой пенсионной системы для групп с разными доходами (для средне — и высокодоходных категорий — с опорой на добровольное пенсионное страхование и негосударственное пенсионное обеспечение);

— повышение эффективности накопительной составляющей пенсионной системы.

Параметры пенсионной системы должны быть связаны с базовыми макроэкономическими и демографическими показателями.

Для достижения указанных целей должна быть осуществлена модернизация основных институтов пенсионной системы. При этом необходимо обеспечить преемственность и сохранить социально-страховой принцип функционирования этой системы, согласно которому трудовая пенсия представляет собой компенсацию части утраченной заработной платы работника в случаях достижения им пенсионного возраста, наступления инвалидности, а также в связи со смертью кормильца (применительно к нетрудоспособным членам семьи умершего работника).

Пенсионная система должна базироваться на 3-уровневой модели:

— первый уровень — трудовая пенсия (государственная пенсия) в рамках государственной (публичной) системы обязательного пенсионного страхования, формируемая за счет страховых взносов и межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

— второй уровень — корпоративная пенсия, формируемая работодателем при возможном участии работника на основании трудового и (или) коллективного договоров либо отраслевого соглашения;

— третий уровень — частная пенсия, формируемая работником (физическим лицом).

Раздел III

Направления реализации Стратегии

Основными направлениями реализации Стратегии являются:

— совершенствование тарифно-бюджетной политики;

— реформирование института досрочных пенсий;

— реформирование института накопительной составляющей пенсионной системы;

— развитие корпоративного пенсионного обеспечения;

— совершенствование формирования пенсионных прав в распределительной составляющей пенсионной системы;

— совершенствование системы управления обязательным пенсионным страхованием;

— развитие международного сотрудничества в сфере пенсионного обеспечения.

Совершенствование тарифно-бюджетной политики

Основным принципом тарифно-бюджетной политики является обязательность уплаты страховых взносов, а также установление единых тарифов страховых взносов в отношении всех категорий работодателей.

В соответствии с законодательством Российской Федерации тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для плательщиков, уплачивающих страховые взносы за наемных работников, в 2012 — 2015 годах установлен в размере 22 процентов с заработной платы, являющейся базой для начисления страховых взносов, и дополнительно 10 процентов с сумм, превышающих эту базу.

В целях дальнейшего развития пенсионной системы предлагается:

— поддержание тарифа страховых взносов на приемлемом для субъектов экономической деятельности уровне страховой нагрузки;

— повышение уровня облагаемого заработка с учетом темпов роста средней заработной платы в Российской Федерации (мероприятие целесообразно синхронизировать с мероприятиями по параметрическим изменениям пенсионной системы);

— повышение собираемости обязательных платежей и расширение охвата работающих обязательным пенсионным страхованием;

— приведение размера страхового взноса, уплачиваемого самозанятыми гражданами, в соответствие с уровнем их пенсионных выплат;

— установление дополнительного тарифа страховых взносов для страхователей в отношении застрахованных лиц, занятых на работах с особыми условиями труда.

В среднесрочной перспективе предлагается содействовать формированию приемлемых пенсий среднего класса в рамках формирования полноценной системы добровольного пенсионного страхования (негосударственного пенсионного обеспечения).

Будет изменен механизм преференций по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации отдельными категориями страхователей, с тем чтобы после окончания срока действия таких преференций (например, в случае принятия решения о государственной поддержке отдельных секторов экономики) предоставлялись меры государственной поддержки, не затрагивающие систему обязательного пенсионного страхования.

Отдельного внимания требует вопрос совершенствования тарифной политики в отношении самозанятых граждан.

Изменение тарифной политики для самозанятых граждан обусловлено недостатками существующей системы формирования их пенсионных прав. В настоящее время самозанятые граждане не могут сформировать пенсионные права в объеме, соответствующем объему прав граждан, работающих по найму. При этом расходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на финансирование пенсионных выплат самозанятым гражданам превышают их страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. В связи с этим указанные расходы финансируются за счет перераспределения страховых взносов наемных работников и межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

В отношении самозанятых граждан предлагается ввести порядок уплаты ими страховых взносов в фиксированном размере исходя из двукратного минимального размера оплаты труда.

Это, с одной стороны, позволит улучшить условия формирования пенсионных прав самозанятых граждан, а с другой, — обеспечит поступление дополнительных страховых взносов для текущих пенсионных выплат.

В долгосрочной перспективе указанной категории граждан будет предоставлено право выбора:

— либо уплата страховых взносов в соответствующем фиксированном размере с формированием пенсионных прав на уровне не ниже прожиточного минимума пенсионера;

— либо присоединение к системе формирования пенсионных прав наемных работников при уплате ими соответствующего тарифа страховых взносов.

Сущность, цели и задачи Пенсионного Фонда РФ

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) это централизованный фонд государства, обеспечивающий формирование и распределение финансовых ресурсов в целях пенсионного обеспечения граждан в Российской Федерации.

Читайте так же:  Индексируется ли накопительная пенсия работающему пенсионеру

Деятельность ПФР регулируется Положением «О Пенсионном фонде РФ», утвержденным 27.12.1991г. № 2122-1, (в ред. от 05.08.2000 г.) Верховным советом РФ.

К функциям ПФР относятся:

1) целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов, связанных с социальной защитой населения;

2) контроль за своевременным и полным поступлением в фонд страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;

3) организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учёта застрахованных лиц;

4) финансирование расходов, предусмотренных законом о ПФР;

5) капитализация средств ПФР, привлечение в него добровольных взносов физических и юридических лиц;

6) организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

7) проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;

8) разъяснительная работа среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции фонда;

9) участие в разработке и реализации межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий[22].

Задачами правления ПФР являются:

1. утверждение бюджета, смет расходов, включая фонд оплаты труда, труда ПФР и его органов, отчётов об их исполнении, а также его структуры и штатов;

2. назначение и освобождение от должности исполнительного директора и его заместителей, председателя ревизионной комиссии и руководителей отделений ПФР;

3. утверждение положения об исполнительной дирекции, ревизионной комиссии и региональных органах ПФР;

4. принятие нормативных актов по вопросам, относящимся к деятельности ПФР в пределах его компетенции.

Пенсионный фонд РФ – один из крупнейших и наиболее значимых социальных институтов России. Он должен обеспечивать сбор страховых взносов, необходимых для финансирования выплат государственных пенсий, полнее используя в этих целях данные ему права, так как, начиная с 1995г. доходов Пенсионного фонда РФ от страховых взносов не хватает для обеспечения его расходов, и для выплаты пенсий требуются дотации из федерального бюджета. Выплачиваемые пенсионные пособия все меньше отвечают своему социально-экономическому значению — обеспечивать достойный уровень жизни людям, не имеющим трудовых доходов. Таким образом, можно сделать вывод, что выполнение социальных целей государства является основной задачей Пенсионного фонда РФ.

Однако существующая пенсионная система не устраивает большинство населения. Основные претензии, выдвигаемые к ней, это:

— крайне низкие размеры пенсий с позиции их покупательской способности, которые не обеспечивают достойной жизни пенсионерам;

— система продолжает функционировать в режиме социальной помощи, ей не присущ страховой характер. Заработная плата, получаемая во время трудовой деятельности, только в малой степени (10 — 20 %) находит отражение в назначаемой пенсии;

— такая система пенсионного обеспечения “непрозрачна”, непонятна и ненадежна для пенсионеров, так как не гарантирует фиксированных и прогнозируемых в долгосрочной перспективе размеров пенсий[23].

Начиная с 1991г. основную финансовую нагрузку пенсионного обеспечения несут работодатели — около 90 % всех расходов. Размер взносов на социальное страхование, уплачиваемых работодателями и гражданами в Пенсионный фонд РФ, определяется Государственной Думой и Советом Федерации по представлению правления Фонда.

Роль и функции всех субъектов пенсионных отношений кардинально изменились, однако совершенно не претерпела изменений распределительная функция системы. Размер пенсий независим от объема страховых платежей, и так называемая «уравниловка» не только сохранилась, но и приобрела ещё большие масштабы. На данный момент не страховой характер пенсионной системы — это основной тормоз её развития.

Пенсионный фонд РФ является важным звеном финансовой системы государства, при этом обладая рядом особенностей:

— фонд запланирован органами власти и управления, и имеет строгую целевую направленность;

— денежные средства фонда используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;

— формируется в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;

— страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;

— на отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонд, распространено большинство норм и положений Налогового Кодекса РФ;

-денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;

— расходование средств из фонда осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного органа (Правление фонда)[24].

Руководство Пенсионного фонда России осуществляет Правление и его постоянно действующий орган — Исполнительная дирекция. Дирекции подчиняются отделения в республиках в составе РФ, отделения в национально — государственных и административно-территориальных образованиях. На местах (в городах, районах) имеются уполномоченные Фонда. Отделения обеспечивают организационную работу по сбору взносов на социальное страхование, финансирование органов социального обеспечения, региональных программ социального обеспечения, а также контроль за расходованием средств.

Таким образом, Пенсионный фонд РФ является самостоятельным финансово — кредитным учреждением, однако эта самостоятельность имеет свои особенности, и существенно отличается от экономической и финансовой самостоятельности государственных, акционерных, кооперативных, частных предприятий и организаций. Как уже было сказано выше, ПФ РФ организует мобилизацию и использование средств фонда в размерах и на цели, регламентированные государством. Государство также определяет уровень страховых платежей, принимает решение об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат. Сущность, цели и задачи Пенсионного фонда РФ перекликаются c необходимостью совершенствования пенсионного законодательства, в связи с чем, пенсионное законодательство изменяется и совершенствуется с целью социальной защиты граждан в условиях развития экономики страны.

2. Трудовые пенсии в российской федерации (на примере ПЕРМСКОго КРАя)

Понятие пенсионной системы и ее структура

Пенсионная система — это система взаимосвязанных и взаимодействующих денежных источников, органов и учреждений, субъектов обеспечения, видов обеспечения и нормативных правовых актов, направленных на реализацию прав граждан в области пенсионного обеспечения. Представляя собой целостное образование, пенсионная система в зависимости от источников финансирования и субъектов обеспечения состоит из нескольких структурных элементов — частей, которыми являются:

Читайте так же:  Стаж 45 лет как влияет на пенсию

1) пенсионное обеспечение по обязательному пенсионному страхованию;

2) государственное пенсионное обеспечение; 3) дополнительное пенсионное обеспечение. Каждая из частей пенсионной системы в свою очередь является системой, состоящей из элементов, которые находятся во взаимосвязи. Элементами каждой из частей пенсионной системы выступают подсистемы: 1) финансирования; 2) управления; 3) субъектов обеспечения; 4) видов обеспечения; 5) правовая.

2) государственное пенсионное обеспечение; 3) дополнительное пенсионное обеспечение. Каждая из частей пенсионной системы в свою очередь является системой, состоящей из элементов, которые находятся во взаимосвязи. Элементами каждой из частей пенсионной системы выступают подсистемы: 1) финансирования; 2) управления; 3) субъектов обеспечения; 4) видов обеспечения; 5) правовая.

Основные цели и задачи развития пенсионной системы

Основными целями развития пенсионной системы являются:

гарантирование социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения;

обеспечение долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы.

Задачами пенсионной системы являются:

обеспечение адекватного коэффициента замещения утраченного заработка при необходимом страховом (трудовом) стаже;

установление размера пенсии на уровне не ниже величины прожиточного минимума пенсионера в стране;

установление приемлемого уровня страховой нагрузки для субъектов экономической деятельности с установлением единого тарифа страховых взносов для всех категорий работодателей;

формирование гибкой и адаптивной пенсионной системы путем создания постоянно действующего механизма ее балансировки;

формирование трехуровневой пенсионной системы для групп с разными доходами (для средне – и высокодоходных категорий – с опорой на добровольное пенсионное страхование и негосударственное пенсионное обеспечение при условии развития этих институтов);

повышение эффективности накопительной составляющей пенсионной системы через развитие институтов добровольного пенсионного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения.

Показатели пенсионной системы должны быть непосредственно увязаны с базовыми макроэкономическими и демографическими тенденциями в стране.

Для достижения этих целей должна быть осуществлена модернизация основных институтов действующей пенсионной системы. При этом необходимо обеспечивать преемственность и сохранить социально-страховой принцип функционирования данной системы, согласно которому трудовая пенсия представляет собой компенсацию заработной платы работника в связи с утратой им трудоспособности в случаях достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности и смерти кормильца (применительно к нетрудоспособным членам семьи умершего работника).

Цели и задачи пенсионной реформы

Причины пенсионной реформы, этапы проведения реформы.

В конце XX в. Пенсионная система России находилась на грани кризиса. Действовавшая в это время пенсионная система требовала кардинального реформирования. В этот время государство проводило некоторые преобразования, но они были неспособны вывести пенсионную систему из состояния кризиса, однако подготовили необходимые предпосылки для осуществления дальнейших реформ. Предпосылками пенсионной реформы послужил спад производства, что привело к снижению пенсионной налоговой базы, сокращение в российской экономике доли заработной платы по отношению к ВВП и сокращение ее в структуре денежных доходов населения, низкий размер пенсионных выплат, стремление к сокрытию доходов с целью сокращения уплаты процентов по пенсионному страхованию путем выплаты «черной» заработной платы, рост теневой экономики, скрытая безработицы, ограничение максимального предела размера пенсии, низкие темпы экономического развития. В это время складывается неблагоприятная демографическая ситуация. Во-первых, растет численность пенсионеров и снижается количество занятых. А во-вторых, соотношение численности занятых в экономике и пенсионеров — главный показатель для пенсионной системы, построенной на принципе «солидарности поколений», что делает существующую пенсионную систему крайне неустойчивой.

Долгое время в Российской Федерации существовала пенсионная система, основанная на принципе распределения и принципе солидарности поколений. Но в настоящее время данная система не в состоянии обеспечить достойный уровень жизни пенсионерам, так как поддержание на неизменном уровне пенсионного обеспечения пожилых при таких демографических тенденциях ведет либо к росту экономической нагрузки на активное население (за счет увеличения пенсионных налогов), либо к дальнейшему увеличению возраста выхода на пенсию. Возможны и различные, комбинации из названных мер. Еще одной альтернативой выхода из создавшегося положения является полный или частичный переход пенсионной системы на накопительные принципы. Это обусловило переход пенсионной системы на страховую основу.

Итак, низкий уровень пенсионного обеспечения, сложные негативные демографические изменения, установление рыночных отношений в экономике требуют пенсионного реформирования.

Цели и задачи пенсионной реформы

1. совершенствовать пенсионные выплаты гражданам РФ;

2. обеспечить достойную старость пенсионерам;

3. стабилизировать ситуацию, учитывая демографический кризис;

4. искоренить «черные» заработные платы;

5. привлечь дополнительные инвестиции в экономику страны.

Видео (кликните для воспроизведения).

Первая цель пенсионной реформы – вывести скрытые части зарплат из тени и увеличить за счёт этого поступления средств для выплаты пенсий сегодняшним пенсионерам.

Второй целью пенсионной реформы является создание стимулов для работающих к полной уплате взносов со всего объёма своих доходов. А для этого была отменена система учёта пенсионных прав (по стажу работы и по размеру заработка за два последних года), поскольку она не полностью учитывает вклад каждого человека в доходы пенсионной системы. Новая пенсионная модель, во – первых, учитывает весь денежный капитал, внесённый каждым россиянином за каждый год и месяц своего трудового стажа, и, во – вторых, закрепляет их в виде обязательств государства персонально перед каждым работником.

Третья цель, которую должна решить реформа, — это обеспечить прозрачность пенсионной системы. Обязательства государства перед гражданами по пенсионным выплатам должны выражаться не в процентах и годах, а в рублях. И каждый год работник должен получать отчёт о состоянии заработанных им пенсионных прав – в каком объеме перечислены взносы за него его работодателем, каков общий объём пенсионного капитала, начисленного ему за все годы работы, в каких объёмах он индексировался и т. д. Официальные уведомления об этом каждый россиянин, застрахованный в системе обязательного пенсионного страхования, должен получать ежегодно. И в случае несогласия сможет добиться их изменения.

Читайте так же:  Администрирование налога на имущество организаций

— А также другие изменения.
1990-1995 гг. В этот период осуществлялись попытки увеличения доходной части пенсионного фонда за счет увеличения налогов. Также проходили индексации пенсий. С 1992 года начали работу Негосударственные пенсионные фонды.
В настоящее время реализуется программа пенсионной реформы 2001г., подготовленная Министерством труда и социального развития и Пенсионным фондом России. На ее основе были приняты следующие Федеральные Законы:
ФЗ от 2001 г. (в ред. 2002 г.)«об обязательном пенсионном страховании в РФ».
ФЗ от декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ».
ФЗ от августа 2002 г. «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии».
ФЗ от января 2003 г. «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».
А также ряд других законов.
Принят в первом чтении законопроект «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации» (14 декабря 2003 г.)

Сущность пенсионной реформы в РФ Федерации заключается в переходе работы Пенсионного Фонда от распределительной схемы, к распределительно-накопительной.
Распределительная схема
представляла собой сбор пенсионных отчислений работающих граждан и последующее их распределение между пенсионным населением.
Распределительно-накопительная схема, как видно из названия, не только распределяет пенсионные отчисления, но и определенную часть отчислений накапливает на специальном пенсионном счете работающего гражданина.
Таким образом, Государство стремится обеспечить финансовое благополучие будущих пенсионеров.

До пенсионной реформы Пенсионный Фонд России осуществлял деятельность по распределительному принципу – каждый работодатель обязан уплачивать Единый социальный налог (ЕСН), который предусматривает отчисления в Пенсионный фонд. Данные поступления ПФР направлял на выплату пенсий действующим пенсионерам. Отчисления в ПФР состояли из двух частей: базовой и страховой. Кратко можно сказать, что все отчисления в ПФР поступали на один счет или в один общий фонд, из которого производилась выплата пенсий.

С появлением пенсионной реформыПФР перешел от распределительной системы пенсионных накоплений к распределительно-накопительной. Таким образом, пенсия стала включать в себя три части – базовую, страховую и накопительную. У каждого гражданина появились пенсионные накопительные счета, с помощью которых отдельная часть пенсии накапливается в собственный пенсионный фонд. Это значит, что каждый гражданин начинает формировать собственную пенсию с началом трудовой деятельности.

Раздел II. Основные цели и задачи развития пенсионной системы

Основными целями развития пенсионной системы являются:

гарантирование социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения;

обеспечение долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы.

Задачами развития пенсионной системы являются:

создание условий для достижения адекватного коэффициента замещения пенсией утраченного заработка при нормативном страховом (трудовом) стаже (коэффициент замещения не менее чем до 40%);

обеспечение совокупного дохода пенсионера на уровне не ниже величины прожиточного минимума пенсионера, а также среднего размера трудовой пенсии не менее 2,5 — 3 прожиточных минимумов пенсионера;

установление приемлемого уровня страховой нагрузки для субъектов экономической деятельности с единым тарифом страховых взносов для всех категорий работодателей;

обеспечение функционирования гибкой и адаптивной пенсионной системы путем создания постоянно действующего механизма ее балансировки через совершенствование формирования пенсионных прав;

развитие трехуровневой пенсионной системы для групп с разными доходами (для средне — и высокодоходных категорий — с опорой на добровольное пенсионное страхование и негосударственное пенсионное обеспечение при условии развития этих институтов);

повышение эффективности накопительной составляющей пенсионной системы как в рамках обязательного пенсионного страхования, так и через развитие институтов добровольного пенсионного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения.

Параметры пенсионной системы должны быть увязаны с базовыми макроэкономическими и демографическими показателями.

Для достижения этих целей должна быть осуществлена модернизация основных институтов действующей пенсионной системы. При этом необходимо обеспечивать преемственность и сохранить социально-страховой принцип функционирования данной системы, согласно которому трудовая пенсия представляет собой компенсацию части заработной платы работника в связи с утратой им трудоспособности в случаях достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, а также в связи со смертью кормильца (применительно к нетрудоспособным членам семьи умершего работника).

Пенсионная система должна базироваться на трехуровневой модели:

1 уровень — трудовая пенсия (государственная пенсия) в рамках государственной (публичной) системы обязательного пенсионного страхования, формируемая за счет страховых взносов работодателей и работников, как в солидарную, так и в обязательную накопительную составляющую, а также межбюджетных трансфертов федерального бюджета (обеспечивает условия для повышения коэффициента замещения утраченного заработка, на который начислялись страховые взносы, трудовой пенсией по старости при нормативном страховом (трудовом) стаже не менее чем до 40 %). Для граждан, которые не выполнили условий обязательного пенсионного страхования, сохраняются социальные пенсии, финансируемые за счет средств федерального бюджета, при этом назначены они могут быть только гражданам, постоянно проживающим на территории Российской Федерации не менее 15 лет;

2 уровень — корпоративная (добровольная) пенсия, право на которую приобретается за счет дополнительных страховых взносов, уплачиваемых на основании индивидуального трудового и/или коллективного договоров либо отраслевого тарифного соглашения;

3 уровень — частная (добровольная) пенсия, формируемая за счет взносов, производимых физическим лицом в добровольном порядке в негосударственный пенсионный фонд, страховую компанию или кредитную организацию.

Прогнозируется, что трехуровневая пенсионная система в долгосрочной перспективе должна обеспечить работнику при страховом (трудовом) стаже не менее 40 — 45 лет коэффициент замещения до 70% утраченного среднего заработка.

Цели и задачи пенсионного фонда рф

Пенсионный фонд образован в соответствии с постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. как самостоятельное финансово-кредитное учреждение, осуществляющее свою деятельность по закону в целях государственного управления пенсионным обеспечением.

Читайте так же:  Досрочное назначение пенсии за выслугу лет

Основной задачей Пенсионного фонда является солидарная ответственность поколений. Он преследует цель обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения средств во времени (нынешние работники содержат вчерашних, завтрашние — возьмут обеспечение нынешних) и в пространстве — где бы человек ни жил (даже за границей), он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем.

Трудовая пенсия — это гарантированная ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, для обеспечения граждан по достижении ими определенного законом возраста, а также в случае потери трудоспособности, потери кормильца.

В России установлены следующие виды трудовых пенсий:

трудовая пенсия по старости (по возрасту);

трудовая пенсия по инвалидности;

трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

Трудовые пенсии по старости и инвалидности состоят из следующих частей: базовой, страховой и накопительной.

Право на трудовую пенсию по старости имеют:

мужчины, достигшие возраста 60 лет;

женщины, достигшие возраста 55 лет.

Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

Основными задачами управления Пенсионным фондом являются:

координация и контроль за деятельность отделений Пенсионного фонда;

взаимодействие с полномочным представителем Президента Российской Федерации;

координация программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан;

взаимодействие с органами Федерального казначейства. Министерства финансов, органами государственной власти и местного самоуправления по вопросам прохождения средств и обобщения сведений о доходной части бюджета Пенсионного фонда.

Средства Пенсионного фонда формируются по Положению о Пенсионном фонде РФ за счет следующих источников:

страховые взносы работодателей — предприятий, учреждений, организаций и кооперативов независимо от использования форм собственности и хозяйствования;

страховые взносы граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров и адвокатов;

обязательные страховые взносы граждан;

средства из республиканского бюджета, предназначенные для выплаты государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, повышения пенсий в связи с изменением индекса стоимости жизни и ростом заработанной платы, а также пособий, установленных действующим законодательством;

средства, возмещаемые Пенсионному фонду Государственным фондом занятости населения в связи с назначением досрочных пенсий безработным;

добровольные взносы граждан, предприятий и общественных организаций;

доходы от коммерческих финансово-кредитных операций;

часть средств поступает в результате капитализации (вложений в ценные бумаги) временно свободных средств.

Пенсионный фонд используется на выплату пенсий:

по возрасту и инвалидности;

при потере кормильца;

за выслугу лет, военнослужащим;

выплату пособий на детей в возрасте от полутора до шести лет;

лицам, пострадавшим на Чернобыльской АЭС;

для оказания материальной помощи престарелым и инвалидам.

В условиях рыночной экономики Пенсионный фонд призван гарантировать максимальную реализацию прав личности на достойную старость, соответствующих вкладу в общественное развитие.

Отдел по работе с обращениями граждан, застрахованных лиц, организаций и страхователей

Отдел организации назначения, перерасчета пенсий и оценки пенсионных прав застрахованных лиц

Отдел организации выплаты пенсий

Управление организации назначения и выплаты пенсий

Отдел социальных выплат

Отдел организации администрирования страховых взносов и взыскания задолженности

Отдел организации взаимодействия со страхователями

Отдел организации персонифицированного учета

Группа организации и учета процесса инвестирования

Управление информационных технологий

Отдел по защите информации

Отдел капитального строительства и ремонта

Группа по взаимодействию со СМИ

Группа по актуарным расчетам

Группа по делопроизводству

Мало, наверное, тех людей, которые не говорили – «Эх, мне бы до пенсии дожить, а потом уж отдохну». Странного ничего в этом нет, вся жизнь построена на том, чтобы обеспечивать свой быт и комфорт тяжелым умственным или физическим трудом. Долгожданная пенсия не за горами, но только государство на пенсию никогда не уходит, а постоянно работает. Поэтому, работа по пенсионному обеспечению граждан, тоже постоянно ведется.

И вот уже на устах «пенсионная реформа 2014 года». Еще до сих пор никто так и не понял накопительной системы, предложенной в пенсионной реформе 2002 года, а уже готовится новый проект. Суть непонимания проста. Все рассчитывалось на тех, кто родился в 1967 году и соответственно моложе. Категория этих граждан пенсию по возрасту еще не получает, а понять сколько ты ее получишь, можно будет только тогда, когда в руках будет хотя бы первая пенсия.

1.2 Сущность, роль и основные задачи Пенсионного фонда рф

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) — это централизованный фонд государства, обеспечивающий формирование и распределение финансовых ресурсов в целях пенсионного обеспечения граждан в Российской Федерации.

Деятельность ПФР регулируется Положением о Пенсионном фонде от 27 декабря 1991г. К функциям ПФР относятся:

1) целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов, связанных с социальной защитой населения;

2) организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

3) финансирование расходов, предусмотренных законом о Фонде;

4) капитализация средств ПФР, привлечение в него добровольных взносов физических и юридических лиц;

5) контроль за своевременным и полным поступлением в фонд страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;

6) организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учёта застрахованных лиц;

7) проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;

8) разъяснительная работа среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции фонда;

9) участие в разработке и реализации межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий. 00000000000000

Задачами правления ПФР являются:

1) утверждение бюджета, смет расходов, включая фонд оплаты труда, труда ПФР и его органов, отчётов об их исполнении, а также его структуры и штатов;

Читайте так же:  Закон начисление пенсии по потере кормильца

2) назначение и освобождение от должности исполнительного директора и его заместителей, председателя ревизионной комиссии и руководителей отделений ПФР;

3) утверждение положения об исполнительной дирекции, ревизионной комиссии и региональных органах ПФР;

4) принятие нормативных актов по вопросам, относящимся к деятельности ПФР в пределах его компетенции.

Пенсионный фонд Российской Федерации — один из крупнейших и наиболее значимых социальных институтов России. Он должен обеспечивать сбор страховых взносов, необходимых для финансирования выплат государственных пенсий, полнее используя в этих целях данные ему права, так как начиная с 1995 года доходов Пенсионного фонда от страховых взносов не хватает для обеспечения его расходов и для выплаты пенсий требуются дотации из федерального бюджета. Выплачиваемые пенсионные пособия все меньше отвечают своему социально-экономическому значению — обеспечивать достойный уровень жизни людям, не имеющим трудовых доходов. Таким образом, можно сделать вывод, что выполнение социальных целей государства является основной задачей Пенсионного фонда РФ. Если задаться вопросом, а какая же пенсионная система существует на данный момент, то ответ на него сводится к неудовлетворительным оценкам существующей пенсионной системы. Основные претензии, выдвигающиеся к ней, это:

-крайне низкие размеры пенсий с позиции их покупательской способности, которые не обеспечивают достойной жизни пенсионерам;

-система продолжает функционировать в режиме социальной помощи, ей не присущ страховой характер. Заработная плата, получаемая во время трудовой деятельности, только в малой степени (10 — 20 %) находит отражение в назначаемой пенсии. При этом средне- и высокооплачиваемые слои трудозанятого населения считают такой порядок социально несправедливым, так как при одном и том же проценте страховых отчислений в Пенсионный фонд (28+1 %) с заработной платы в 500 и 5000 рублей размер пенсии будет одним и тем же — около 400 рублей;

-такая система пенсионного обеспечения “непрозрачна”, непонятна и ненадежная для пенсионеров, так как не гарантирует фиксированных и прогнозируемых в долгосрочной перспективе размеров пенсий.

Весьма наивны понятия и представления о механизмах пенсионной системы, которые бытуют в нашем обществе. Опрос, проведенный ВЦИОМ в 51 регионе страны, свидетельствует, что подавляющее большинство респондентов — 80 процентов, считает, что государство должно обеспечивать их в старости. При этом лишь 4.4 процента опрошенных заявили, что им известна организация государственных и негосударственных пенсионных систем, и они знают их достоинства и различия. Ещё большая неосведомленность у населения по поводу ключевых вопросов функционирования пенсионной системы — природе собственности пенсионных фондов, механизмах и источниках финансового обеспечения пенсий, роли социальных субъектов в управлении данной сферой. Проблема состоит в разрыве общественного сознания и реалий экономической и социальной жизни страны. Например, до сих пор большинство населения считает, что пенсии финансирует государство, в то время как уже девять лет, начиная с 1991 года, государство перестало играть роль основного донора пенсионного обеспечения. Так, в период до 1991 года государство дотировало более чем на 70 % пенсионную систему из бюджетов, то сейчас эта доля составляет всего 6-8% от общего объема пенсионных выплат.

Начиная с 1991 года основную финансовую нагрузку пенсионного обеспечения несут работодатели — около 90 % всех расходов. Размер взносов на социальное страхование, уплачиваемых работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации, определяется Государственной Думой и Советом Федерации по представлению правления Фонда.

Роль и функции всех субъектов пенсионных отношений кардинально изменились, однако совершенно не претерпела изменений распределительная функция системы. Размер пенсий не зависим от объема страховых платежей, и так называемая “уравниловка” не только сохранилась, но и приобрела ещё большие масштабы. На данный момент нестраховой характер пенсионной системы — это основной тормоз её развития. [13] Пенсионный фонд является важным звеном финансовой системы государства, при этом обладая рядом особенностей: — фонд запланирован органами власти и управления, и имеет строгую целевую направленность;

— денежные средства фонда используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;

— формируется в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;

— страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;

— на отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонд, распространено большинство норм и положений Налогового Кодекса РФ;

— денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;

— расходование средств из фонда осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного органа (Правление фонда).

Руководство Пенсионного фонда России осуществляет Правление и его постоянно действующий орган — Исполнительная дирекция. Дирекции подчиняются отделения в республиках в составе РФ, отделения в национально — государственных и административно-территориальных образованиях. На местах (в городах, районах) имеются уполномоченные Фонда. Отделения обеспечивают организационную работу по сбору взносов на социальное страхование, финансирование органов социального обеспечения, региональных программ социального обеспечения, а также контроль за расходованием средств.

Видео (кликните для воспроизведения).

Пенсионный фонд РФ является самостоятельным финансово- кредитным учреждением, однако эта самостоятельность имеет свои особенности, и существенно отличается от экономической и финансовой самостоятельности государственных, акционерных, кооперативных, частных предприятий и организаций. Как уже было сказано выше, ПФ РФ организует мобилизацию и использование средств фонда в размерах и на цели, регламентированные государством. Государство также определяет уровень страховых платежей, принимает решение об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат.

Цели и задачи пенсионного обеспечения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here