Реформирование пенсионной системы в современной россии

Предлагаем статью на тему: "Реформирование пенсионной системы в современной россии" с понятными комментариями и выводами. С случае возникновения вопросов и для актуализации данных на 2020 год вы можете обратиться к дежурному консультанту.

Становление пенсионной системы в Российской Федерации: реформы и развитие

Из-за перемен, произошедших в конце восьмидесятых и начале девяностых годов, правительству России потребовалось реформировать пенсионную систему (ПС), которая действовала в Советском Союзе, и адаптировать ее к условиям рыночной экономики.

Советская ПС предусматривала предоставление пенсий за счет денег из госказны, тогда как в новых реалиях она оказалась нежизнеспособной. По этой причине правительство разработало масштабный план, соответственно с которым ПС должна была постепенно реформироваться до 2025 г.

Процесс реформирования ПС в России можно поделить на 4 основных этапа.

Развитие с 1990 года до первой реформы

В девяностых правительство приняло несколько законодательных актов, которые были направлены на то, чтобы сформировать систему обязательного пенсионного страхования (ОПС). Становление сегодняшней ПС РФ на данном этапе, в свою очередь, можно поделить на несколько важных стадий

Вступление в силу ФЗ «О пенсионном обеспечении в РСФСР» от 20 ноября 1990 г

Суть его состояла в том, чтобы ввести ОПС сотрудников организаций. Это позволило бы создать пенсионные фонды, которые гарантируют предоставление пенсионных выплат россиянам за счет взносов, совершаемых работодателем.

Таким образом, правительство надеялось подчеркнуть идею солидарности людей разного возраста, гарантировать нормальную старость людям. Уплачивать взносы нужно было обязательно. Нормы и условия совершения отчислений в фонды регламентировались государством.

Вступление в силу ФЗ «О правилах расчета и повышения пенсионных выплат» от 21 июля 1997 г. номер 113

Обусловлены изменения были тем, что зарплаты начали планомерно увеличивать. Это позволило увеличить и пенсионные выплаты. Однако после принятия данного закона пенсионное обеспечение стало зависеть от ИПК (индивидуального пенсионного коэффициента).

Пенсии рассчитывались по формуле, в которой в качестве параметров выступали:

  • величина заработной платы в процентах;
  • наработанный стаж;
  • средняя зарплата гражданина;
  • средняя заработная плата по России.

Принятие решающих Федеральных законов

  • «О государственных пенсиях» от 15 декабря 2001 г. номер 166;
  • «Об ОПС» от 15 декабря 2001 г. номер 167;
  • «О трудовых пенсионных выплатах» от 17 декабря 2001 г. номер 173;
  • «Об инвестициях в накопительную часть пенсионного обеспечения» от 24 июля 2002 г. номер 111.

Главная цель принятия перечисленных законов – повышение уровня жизни россиян посредством увеличения пенсий. Соответственно с данными законопроектами, пенсии должны были быть расширены за счет накопительной части. Теперь пенсионное обеспечение стало зависеть лишь от зарплаты и объема взносов в фонд, а не от рабочего стажа.

Принятие ФЗ «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 г. номер 400

Данный законопроект дал возможность назначать страховые выплаты россиянам, застрахованным соответственно с законодательным актом 2001 г., вне зависимости от накопительной пенсии. Страховые пенсии предназначались для россиян, которые имели проблемы со здоровьем, потеряли работоспособность, лишились кормильца.

Реформа 2015 года

С 1992 г. демографическая обстановка в России стала ухудшаться, что спровоцировало уменьшение числа работоспособных граждан. В подобных условиях правительству приходилось за счет бюджетных средств отчислять деньги в ПФР, чтобы полностью удовлетворить нужды по покрытию выплат пенсионерам. Для решения проблемы с недостатком денег правительство запланировало проведение долгосрочной пенсионной реформы.

Основным изменением стало введение страхового стажа, который позволял россиянам быть уверенными в том, что в пожилом возрасте они обязательно получать хотя бы минимальные выплаты. Однако при этом для оформления трудового пенсионного обеспечения стало необходимо наработать установленный законодательно стаж.

Еще одним изменением 2015 г. являются пенсионные баллы (ПБ), которые россияне должны были копить, будучи официально трудоустроенными. Число ПБ стало зависеть от объема взносов в ПФР, которые осуществлял наниматель.

Сторонники измененной системы подсчета пенсионного обеспечения полагали, что она достаточно эффективна для всех россиян, заботящихся о собственной старости. Однако были и те, кто не поддерживал изменения, указывал на их существенные минусы.

Так, показатель обязательного стажа начал постепенно повышаться. До 2015 г. он равнялся 5 годам, тогда как к 2024 г. он станет равен минимум 15 годам. Аналогично дело обстояло и с ПБ – в 2015 г. минимально необходимое их количество равнялось 6.6, а к 2025 г. должно стать равно 30.

Реформа 2017

В 2016-2017 гг. стали выдвигаться инициативы об увеличении возраста выхода на пенсию в Российской Федерации. Некоторые из них были согласованы с правительством и утверждены ФЗ «Об изменении некоторых законодательных актов» от 23 мая 2016 г. номер 143.

Сначала данные нововведения отразились на сотрудниках государственных структур, возраст выхода на пенсию которых в 2017 г. повысили на полгода. Тогда он стал равняться 55.5 годам для женщин и 60.5 годам для мужчин. Плановое увеличение возраста правительство намеревалось проводить поэтапно.

Еще одно изменение 2017 г. – повышение отчислений в ПФР для самозанятых граждан. Если россиянин занимался предпринимательством, он должен был своевременно ознакомиться со сведениями, касающимися величины обязательных отчислений. Также с 2017 г. администрировать страховые отчисления стала ФНС. ПФР продолжил администрировать отчисления, сделанные до 2017 г., и добровольные взносы.

Кроме того, в том же году повысилась фиксированная выплата (из-за февральской и апрельской индексаций). Это привело к тому, что размер минимального пенсионного обеспечения увеличился. Гарантированное увеличение назначалось автоматически, без участия россиян. Государственные пенсии повысились на 2.6 процента.

Пенсионная реформа 2019 года

Последние изменения произошли в текущем году — начался новый этап реформирования ПС РФ, на котором возраст выхода на пенсию будет постепенно повышаться (с 55 до 60 лет для женщин, с 60 до 65 лет для мужчин).

Нововведения касаются большей части россиян, однако предусмотрены определенные льготы для людей, занимающих должности из установленного законодательно специального перечня (врачи, актеры, учителя). Также льготные условия действуют для тех, кто живет в северных регионах; матерей с минимум 3 детьми; граждан, стаж которых превышает 42 года (для мужчин) или 37 лет (для женщин).

Изменения пока не затронули тех, кто работает на вредных производствах. Кроме того, реформа не распространяется на вопросы, связанные с пенсиями работников силовых структур, служащих армии и чиновников.

Читайте так же:  Будет ли инвалидам перерасчет если маленькая пенсия

Их пенсионные права регламентируются отдельными законопроектами. По этой причине многие СМИ описывали данную ситуацию так, будто для перечисленных групп граждан пенсионный возраст вовсе не увеличивается, что расходится с действительностью.

Планируется, что увеличение возраста выхода на пенсию даст возможность перенаправить частично освободившийся бюджет ПФР на повышение пенсионных выплат (примерно на 1000 руб. в год). По факту, это повышение уровня жизни пожилых россиян за счет людей, не достигших пенсионного возраста.

Законодательной базой реформы считается законопроект об улучшении пенсионного законодательства (Государственная Дума приняла закон в окончательном чтении 27.09.2018 г.). Совет Федерации одобрил закон 03.10.2018 г. Тогда же Владимир Путин подписал закон.

Сегодня увеличение пенсионного возраста из-за старения населения считается общемировой тенденцией, осуществляется почти в каждой стране.

Новая реформа, разумеется, скажется и на других сторонах общественной жизни в Российской Федерации (ситуация на рынке труда, занятость, реализация национальных проектов и даже семейный уклад).

Пока что большая часть россиян отрицательно воспринимает реформу. Те, кто поддерживает изменения, считают, что данная реформа необходима для развития России в долгосрочной перспективе.

Что представляет собой пенсионная система сегодня

Сегодня российская ПС делится на 3 категории:

  1. Государственные пенсии. Государственной структурой, которая отвечает за назначение пенсионного обеспечения, считается ПФР. Государственная пенсия предоставляется россиянам из российской казны, распределяется среди людей, относящихся к определенным категориям граждан.
  2. ОПС. Сюда относятся выплаты из ПФР либо НПФ. Назначаются большей части трудоустроенных граждан по достижении ими определенного возраста.
  3. Негосударственные пенсии. Сюда относятся выплаты из НПФ. Назначены такие выплаты могут быть гражданину, который заключил договор с негосударственным фондом для обеспечения повышенного уровня жизни на пенсии. Отчисления делаются непосредственно физлицом. При этом любая фирма может гарантировать своим работникам негосударственную пенсию, заключив договор с НПФ.

Окажется ли эффективна пенсионная реформа – покажет время. Возможно, повышение пенсионного возраста приведет к положительным для российских граждан изменениям в будущем.

Полезное видео

Предлагаем посмотреть интересное видео по теме:

Реформирование пенсионной системы Российской Федерации в 2012–2016 годах

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 04.11.2013 2013-11-04

Статья просмотрена: 2859 раз

Библиографическое описание:

Клепач Е. В. Реформирование пенсионной системы Российской Федерации в 2012–2016 годах // Молодой ученый. — 2013. — №11. — С. 352-354. — URL https://moluch.ru/archive/58/8212/ (дата обращения: 11.01.2020).

С 2012 года идут бурные дискуссии по поводу пенсионной реформы в Российской Федерации. Чтобы быть осведомленным в данной сфере, необходимо ежедневно следить за новостями и принимаемыми законопроектами, так как очень часто вносятся поправки в программу реформирования. Волна изменений прошла в середине октября 2013 года. В этой статье собраны все последние изменения в Пенсионной системе РФ.

На сегодняшний день основа трудовой пенсии — это страховые взносы работодателей на обязательное пенсионное страхование, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации. Система социальной защиты населения претерпела несколько кризисных периодов, зачастую бюджет пенсионной системы РФ испытывает дефицит денежных средств. Необходимость разработки пенсионной реформы назрела в 2000 годах. Об этом вещали телевидение и радио. Правительство видит необходимость реформы по нескольким причинам:

1) большинство работодателей скрывает, какую заработную плату получают работники по официальным документам;

2) накопительная часть пенсионных взносов может приносить доход в виде пенсии в больших размерах в сравнении с действующей системой;

3) резкий рост безработицы и ухудшение социально-демографической ситуации.

Второй пункт требует более детального рассмотрения. До реформы функционировала следующая система: в ПФРФ в 2013 году, например, работодатели должны отправлять 22 % от зарплаты работника 1967 года рождения и моложе; данный взнос делится на страховую часть (16 %) и накопительную (6 %). При этом страховая часть делится на индивидуальную (10 %) и солидарную (6 %). Для лиц старше 1967 года рождения страховой взнос не делится. Все 22 % являются страховыми. Застрахованное лицо имеет право выбрать Негосударственный пенсионный фонд (НПФ), куда будут идти страховые отчисления.

Реформа предполагает введение трехуровневой пенсионной системы. Первый уровень называется базовым, он формируется из страховых частей взносов. Второй уровень — корпоративная пенсия, формирующаяся как за счет взносов работодателей, так и самих работников. И третий уровень — частная пенсия, которая формируется самим работником. Эти три уровня должны к 2030 году восполнить на 60–70 % утраченный заработок пенсионеров.

Согласно реформе до 2015 года граждане 1967 года и моложе должны выбрать более подходящий из вариантов: оставить накопительную часть пенсии в размере 6 % или сократить до 2 %. Также предлагается делать отчисления в НПФ, что увеличит будущую пенсию и поможет развитию экономики страны. С наступлением 2015 года, по условиям реформы, изменить тариф накопительной части невозможно. Молодежь после первого трудоустройства имеет право в течение 5 лет, считая с прихода на работу, выбрать тариф.

На основании статьи 33 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 23.07.2013) можно составить таблицу, которая в наглядной форме иллюстрирует принципы распределения страховых взносов.

Тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование

Пенсионный фонд РФ

Категория застрахованных лиц

На страховую часть пенсии

На накопительную часть пенсии

Для лиц 1966 года рождения и старше

Установленный Правительством процент отчислений

Для лиц 1967 года рождения и младше

Установленный Правительством процент отчислений минус 2 % или 6 %

Для сохранения накопительной части в 6 % необходимо обратится в любой региональный отдел ПФРФ с заявлением. Есть возможность единовременно выбрать НПФ, в который будут производиться взносы. Если ранее уже был выбран НПФ, то автоматически накопительная часть в 6 % сохраняется. При желании снизить процент следует перевести средства в ПФРФ. Средства из накопительной части пенсии передаются по наследству, если они не были использованы. По словам эксперта журнала «Главбух» Тамары Ананьевой, после выбора тарифа для накопительной части рационально известить работодателя о своем решении, потому что финансирование страховой и накопительной частей производится раздельно.

По данным новостной ленты «Lenta.ru» с 17 октября 2013 года пенсионная формула согласована с Правительством РФ. Фиксированная часть пенсии составит 3935 рублей. Данная цифра будет индексироваться на уровень инфляции. Величина будущих пенсионных выплат зависит от количества баллов, которые затем будут конвертироваться в денежный эквивалент (формула конвертации еще не утверждена). Баллы будут зачисляться в зависимости от стажа и размера заработной платы. Для «входа» в пенсионную систему необходим стаж в 15 лет и заработная плата, размер которой составляет не менее двух МРОТ. В противном случае необходим стаж в 30 лет при зарплате на уровне в один МРОТ. Новые нормы будут вводиться постепенно с 2015 года. Стратегия долгосрочного развития вводит нормативный страховой стаж. Нормативный страховой стаж — это продолжительность страхового стажа, которая обеспечивает получение пенсии в наибольшем размере — 40 % от потерянного заработка. Нормативный стаж пока не определен, в данной области ведутся разработки. Предполагается, что он будет составлять примерно 35 лет. Для сведения, средний стаж у граждан, вышедших на пенсию, составляет 30 лет.

Читайте так же:  Процесс подачи на алименты после развода

Следует отметить то, что в рамках антикризисной системы на 2014 год Правительством будет отменена накопительная часть пенсии. Страховой взнос полностью будет потрачен на выплату пенсий нынешним пенсионерам. Тем самым правительство лишило россиян права распоряжаться своими накоплениями, хотя и пообещало более высокую пенсию в будущем. Дело в том, что пенсионная система испытывает дефицит, который и предполагается устранить таким способом.

Еще одним шагом в реформировании пенсионной системы РФ стало акционирование НПФ и их проверка. По новому законопроекту НПФ не могут иметь форму некоммерческих организаций. Реорганизация НПФ, работающих по обязательному пенсионному страхованию, должна произойти до 1 января 2016 года согласно данным новостной ленты «Lenta.ru».

Итак, существенные изменения в пенсионной системе уже приняты. Главное, не понести ущерб от данной реформы. Поэтому следует обдумать все положительные и отрицательные стороны и принять правильное решение в отношении выбора тарифа накопительной части пенсии, а также надежного НПФ, если это считается нужным.

1. Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

2. Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Суржик Эдуард Николаевич, мошенники, преступления, деньги.

Государственная пенсионная система РФ представляет собой важнейший социальный инструмент, благодаря которому обеспечивается достойная жизнь граждан, которые достигли старости и полностью или частично потеряли свою трудоспособность. Основной принцип системы заключается в том, что трудоспособные граждане при помощи налоговых отчислений обеспечивали жизнь пенсионеров,что также коснется их самих по мере взросления детей и внуков.

Основные характеристики пенсионной системы РФ

Пенсионная система РФ — ее понятие, структура, особенности требуют серьезного дополнительного рассмотрения в связи с тем, что из-за нехватки бюджетных средств и общего старения российского населения планируется ее кардинальное реформирование. Сейчас, будущая пенсия гражданина формируется при помощи трех видов отчислений:

  • обеспечение базового размера пенсии государством;
  • формирование накопительной части пенсии работодателем за счет ежемесячных отчислений;
  • дополнительное страхование — формируется за счет дополнительных добровольных отчислений гражданами, что позволяет увеличить ее размер.

Важно!

Пенсионная система Российской Федерации имеет многоступенчатый характер, что позволяет обеспечивать ее длительное стабильное существование, но сейчас переживает кризис из-за низкой производительности труда и уменьшению налоговых поступлений.

Современная система пенсионного обеспечения в РФ делится на два вида пенсионного обеспечения:

  • Обязательное пенсионное страхование – оно производится по старости или инвалидности, в случае потере кормильца, а основным источником выплат являются обязательные взносы, которые регулярно выплачиваются из заработной платы;
  • Добровольное пенсионное страхование, когда работник самостоятельно заключает договор с фондом и регулярно вносит установленную сумму на счет данной организации, что в будущем позволяет увеличивать размер его пенсии.

Система пенсионного обеспечения в РФ включает в себя центральное представительство, а также областные и городские отделения, которые занимаются вопросами оформления выплат на местах, а также оформлением социальных выплат по нетрудоспособности и иных социальных пособий.

Какие реформы планируются в данной сфере?

Реформа пенсионной системы РФ в 2018 году в России — это сразу несколько важнейших направлений:

  • повышение выхода на заслуженную пенсию по старости из-за возникновения дисбаланса — мужчинам до 63-65 лет и женщинам — до 58-60 лет;
  • сокращение списка льготников, которые пользуются правом досрочного выхода на пенсию;
  • работающие пенсионеры лишатся права на индексирование выплат по сравнению с остальными категориями нетрудоспособных граждан;
  • с 2018 года в России начнет действовать система индивидуальных пенсионных накоплений, когда любой гражданин сможет самостоятельно формировать собственные выплаты;
  • введение бальной системы, когда каждый год любой работающий гражданин сможет самостоятельно получить необходимое количество баллов, что поспособствует увеличению размера пенсии.

Важно!

Региональная пенсионная система выходит сейчас на первый план, поскольку выплаты из федерального бюджета зачастую бывают недостаточными, а при помощи субъектов страны можно будет использовать другие источники дохода — личные, корпоративные или бюджетные. Необходимо активнее привлекать личные накопления граждан для превращения их в постоянные инвестиции.

Что такое индивидуальный пенсионный капитал?

Система индивидуального пенсионного капитала состоит из нескольких важнейших векторов развития:

  • замену обязательных накопительных взносов на добровольные;
  • стимуляцию граждан на самостоятельную заботу о своем будущем;
  • отмена соответствующих пенсионных полномочий государством и их передача негосударственным организациям.

Все накопленные гражданином финансы будут равномерно разделены государством на срок дожития, с целью их поэтапного расходования. Любые пенсионные системы бывают неэффективными, если сам гражданин не позаботится о собственном будущем — такова главная идея современного российского государства.

Важно!

Пенсионные системы зарубежных стран обязательно включают в себя различные институты социальной защиты:

  • государственное социальное обеспечение;
  • обязательное социальное страхование;
  • личное пенсионное страхование.

В чистом виде распределительные или накопительные системы пенсионных накоплений практически не используются — например, в Британии обязательную базовую государственную пенсию получат мужчины, достигшие возраста 65 лет и женщины возрастом старше 60 лет, а потенциальный размер напрямую зависит от стажа. Ее уровень там ограничен, он индексируется государством согласно текущей инфляции. Государство гарантирует ее размер в 20% средней зарплаты каждого работника. Трудовая же пенсия каждого также сформируется за счет ежемесячных взносов работника, но уже пополам с работодателем и напрямую будет зависеть от размера выплат, составляя более 20% от совокупного дохода. Накопительная пенсионная система является основной ее частью.

Читайте так же:  Не выдают в сбербанке карту пенсионная

Пенсионные фонды

Подобные организации подразделяются на государственные и частные, в которых распоряжаются всеми денежными средствами граждан частные или государственные управляющие компании. Частные компании, которым переводятся денежные средства, обещают высокую доходность, но и финансовых рисков здесь больше. При выборе необходимо обратить внимание на:

  • время существования;
  • кто является учредителем;
  • доходность за весь период работы;
  • прозрачность деятельности и наличие всей необходимой информации;
  • репутация и респектабельность пенсионного фонда;
  • постоянство осуществления выплат.

Важно!

Если гражданин не написал заявление о переводе накопительной части пенсии, то она и все последующие выплаты останутся под государственным управлением.

3. Реформирование пенсионной системы рф

3.1. Развитие пенсионной системы в России: успехи и неудачи реформирования

Различают следующие составляющие финансового механизма пенсионной системы России:

— обязательное пенсионное страхование (ОПС);

— государственное пенсионное обеспечение (ГПО);

Видео (кликните для воспроизведения).

— обязательное профессиональное пенсионное страхование (ППС);

— негосударственное пенсионное обеспечение (НПО) [11] (Приложение В).

ОПС обеспечивает за счет обязательных страховых взносов страхователей (работодате­лей и индивидуальных предпринимателей) в Пенсионный фонд РФ (далее ПФР) предоставление застрахованным лицам трудовых пенсий по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца. Приведем основные параметры пенсионной системы.

Численность получателей трудовых пенсий составляет 37,25 млн. человек, в том числе: по старости — 33,45 млн. человек; по инва­лидности — 2,44 млн.; по случаю потери кормильца — 1,35 млн. человек [16] (Приложение Г).

Средний размер трудовой пенсии для всех получателей (на 01.02.2012) составил 9093 руб., в том числе: по старости — 9482 руб.; но инвалидности — 5869; по случаю потери кормильца — 5697 руб. [9].

Бюджетные расходы на выплаты трудовых пенсий составляют 4,03 трлн. руб., в том числе на пенсии по: старости — 3757 млрд. руб., инвалидности — 177 млрд., случаю потери кормильца — 95 млрд. руб. [9].

Государственное пенсионное обеспечение (ГПО) за счет транс­фертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету ПФР, а также силовым министерствам и ведомствам, обеспечивает пенсии военнослужащим и членам их семей, федеральным государственным служащим, лицам, пострадавшим в техногенных и радиационных ката­строфах, а также социальные пенсии — нетрудоспособным гражданам, не имеющим права на трудовую пенсию.

Выплаты пенсий по ГПО через систему органов ПФР осущест­вляются сегодня 3,25 млн. пенсионеров, из них (тыс. человек):

— военнослужащим и членам их семей — 57,6;

— федеральным государственным гражданским служащим — 55,9;

— социальные — 2854,6. [9].

Средний размер пенсии по государственному пенсионному обе­спечению с 1 февраля 2012 г. составлял 5981 руб., в том числе (руб.):

—военнослужащим и членам их семей — 7611;

— федеральным государственным гражданским служащим -11 987;

— социальные — 5204. [9].

Общая сума бюджетных расходов на финансирование ГПО составляет 233,3 млрд. руб., в том числе 178,2 млрд. руб. — на социальную пенсию [9].

ППС в настоящее время представлен лишь материальным обеспечением членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации(средний размер доплаты к пенсии на 31 декабря 2012 года – 10 334,12 рубля) и работникам организаций угольной промышленности (доплата — 2 294,96 рубля) [16]. Оно строится на базе сверхнормативных (по отношению к ОПС) та­рифов страховых взносов в бюджет ПФР, а также производимых по остаточному принципу (в целях сохранения финансовой сбалансированности сис­темы) доплат к пенсиям застрахованных лиц как формы финансов [11].

Дополнительное негосударственное пенсионное обеспечение (НПО) выполняет функцию повышения уровня жизни пенсионеров за счет накопленных в НПФ добровольных взносов работодателей и участни­ков. Участниками системы НПО является около 6,7 млн. человек, за которых дополнительные страховые взносы обычно уплачивают работодатели (естественные монополии, государственные корпорации, финансово-кредитные и т.п. организации), которые располагают ресурсами для реализации так называемых «социальных пакетов» в рамках специальных корпо­ративных пенсионных программ [9].

Согласно стратегии развития пенсионной системы РФ до 2030 в течение последних 10 лет проводились мероприятия, направленные на совершенствование пенсионной системы, по итогам которых достигнуты следующие результаты:

— установление гарантированного минимального уровня материального обеспечения пенсионера не ниже величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте РФ;

— восстановление утраченных в ходе рыночных реформ пенсионных прав, приобретенных в советское время (валоризация);

— повышение среднего размера трудовой пенсии.

Так, средний размер трудовой пенсии по старости в РФ в 2012 году составил 9706 руб. С 2002 года он увеличился в 6,5 раз в номинальном размере и более чем в 2,8 раза в реальном. Соотношение трудовой пенсии по старости к прожиточному минимуму пенсионера постоянно увеличивалось и составило в 2002 году — 108,4%, в 2007 году — 110,4% и в 2012 году — 179,8% [9].

Сейчас Россия переживает четвертую волну преобразований пенсионного законодательства с тех пор как реформа началась в 2002 году. Проводя новый раунд реформы, правительство декларирует несколько важнейших целей преобразований.

Во-первых, это повышение материального обеспечения пенсионеров до приемлемого уровня, в качестве ориентира для которого взята (40% от средней зарплаты) (Рисунок 1). Однако, никакое реформирование пенсионной системы не поможет решить эту проблему на горизонте 10-15 лет [8].

Рисунок 1 – размер средней заработной платы и средней пенсии в РФ (руб.)

Во-вторых, реформирование пенсионной системы должно обеспечить ее долгосрочную стабильность и финансовую устойчивость федерального бюджета. В настоящее время дефицит пенсионного фонда покрывается трансфертом из федерального бюджета, который на протяжении последних лет значительно увеличился, до 4,5-5% от ВВП (Рисунок 2).

России коэффициент рождаемости на протяжении более 30 лет находится ниже 2 (в 2012 г. – 1,7), тогда как для простого замещения поколений, коэффициент рождаемости должен превышать 2,2. В результате, искажается демографическая структура общества и на плечи все меньшего числа работающих ложится бремя финансирования все возрастающего числа пенсионеров [8] (Рисунок 3).

Рисунок 2 – Дефицит ПФ и размер трансферта из Федерального бюджета

Источник: ПФРФ, Госкомстат, расчеты ЦМИ

Читайте так же:  Надо ли платить авансы по земельному налогу

Рисунок 3– Демографический крест.

Источник: Россия: пенсионная реформа или пенсионная ловушка?//Сбербанк, Центр макроэкономических исследований, — октябрь 2013.

Нынешняя пенсионная система, опираясь на растущий трансферт из федерального бюджета и тяжелое налоговое бремя, не обеспечивает достойных пенсий. Действительно, по величине бюджетной поддержки пенсионной системы Россия опережает страны ОЭСР (в РФ – 5,2%ВВП, в странах ОЭСР – 2,4%). И ставки социальных взносов в России выше, чем в странах ОЭСР (ставка «пенсионных» взносов в РФ – 22%, в странах ОЭСР – 19,6%, как сумма налога на работодателя и работника). А вот коэффициент замещения (т.е. отношение средней пенсии к средней зарплате) в России значительно ниже 35,7%, против 54% [8].

С 2012 года был отменен порог заработной платы, начиная с которого, взносы не уплачивались, и нулевая ставка для высоких зарплат была заменена ставкой 10%. С 1 января 2014 года порог для полного начисления страховых взносов поднимается на 9,9% с 568000 руб. в год до 624000 рублей в год. Сейчас порог более чем в полтора раза превышает уровень средней зарплаты по стране, но примерно 30% работников имеют зарплаты выше этого порога. Таким образом, за них работодатели уплачивают взносы в пенсионный фонд по ставке, меньшей 22% [8].

Фактически это значит, что эти 30% работников в будущем столкнутся с меньшим коэффициентом замещения своих зарплат пенсией, чем в среднем по стране. Это обстоятельство снижает интерес даже среднего класса (не говоря уже о высокодоходных группах населения) к пенсионной реформе и к государственному пенсионному обеспечению.

В 2013 году стали известны планы правительства разделить граждан, имеющих накопительные пенсионные счета, на две группы. В первую группу попадают те, кто перевел свой пенсионный счет в НПФ. Для этой группы сохраняется возможность накапливать средства по ставке 6% и после 2014 года, а потом получить пенсию с учетом накопительной части [8].

Во вторую группу попали так называемые «молчуны», которые не перевели пенсионные счета из ВЭБ в негосударственные фонды. Окончательное решение относительно молчунов удивило многих. С 2014 года накопительная компонента для этих людей отменяется – и они смогут рассчитывать лишь на страховую часть пенсии, как и более старшие возрастные группы работников, не охваченные реформой 2004 года.Неудивительно, что столь радикальные изменения побудили многих перевести свои пенсионные счета в НПФы (негосударственные пенсионные фонды) и управляющие компании. За период 2012-2013 года это сделали 7,3 млн. человек (всего- 20,5 млн. счетов). За этот период сумма пенсионных накоплений в негосударственной части системы выросла в 2,2 раза и достигла 888 млрд. рублей. Рост накоплений во Внешэкономбанке (далее ВЭБ) был менее впечатляющим, а именно 29% ( всего в ВЭБ находятся 25 млн. счетов). Объем накопленных средств в ВЭБ составил 1717 млрд. руб. [8].

Новая пенсионная формула увеличивает требования к минимальному стажу работника, необходимого для получения пенсии, с 5 до 15 лет. Повышение минимальных требований к стажу окажет весьма скромный эффект на финансовую обеспеченность пенсионной системы РФ, так как, по данным Минтруда, 95-97% пенсионеров имеют рабочий стаж более 15 лет. Эффект от получения дополнительных взносов за эти 10 лет от оставшихся 3-5% работников, будет небольшим [8].

В соответствии с новой пенсионной формулой для получения пенсии по старости работнику необходимо будет не только иметь 15-летний стаж, но и накопить 30 баллов, связанных с размером отчислений в ПФР. Чтобы накопить 30 баллов за пятнадцать лет стажа, зарплата работника должна превышать 2 МРОТ (10,4 тыс. рублей в месяц). Кто не наберет необходимых баллов, сможет рассчитывать лишь на социальную пенсию. Сейчас зарплату меньше 10,4 тыс. рублей (=2*МРОТ) получают 18,4 млн. россиян, или четверть всего трудоспособного населения, которые могут попасть в группу не набравших баллы. Введение требований по баллам также означает, что занятые в неформальном секторе экономики (около 10 млн. работников) смогут претендовать только на социальную пенсию (с 60 лет у женщин и 65 у мужчин), которую регионы обязаны довести до уровня регионального прожиточного минимума. На самом деле, социальные пенсии могут ждать 10-15 млн. работников, что повысит уровень бедности в стране [8].

Согласно стратегии развития пенсионной системы РФ до 2030 года в рамках пенсионной системы не достигнут требуемый международными стандартами коэффициент замещения с учетом обеспечения долгосрочной финансовой устойчивости и сбалансированности бюджета ПФР РФ.

Десятилетний опыт формирования пенсионных накоплений показал ряд проблем накопительной составляющей пенсионной системы, основными из которых являются:

-отсутствие эффективных механизмов гарантий сохранности и возвратности пенсионных накоплений и, как следствие, незаинтересованность граждан и работодателей в управлении пенсионными ресурсами и их накапливании;

-отсутствие стимулов к развитию добровольного формирования пенсионных накоплений;

-несовершенство контроля и регулирования накопительной составляющей пенсионной системы, которые не соответствует объему накоплений и уровню рисков;

-неэффективность управления, реальное обесценивание средств пенсионных накоплений (в среднем за период 2004 — 2011 годов около 6% годовых при среднегодовой инфляции 10,1%, при этом среднегодовая индексация трудовой пенсии составила около 15%) [10];

-возрастание рыночных рисков (по которым ответственность несет государство) по мере увеличения объемов пенсионных накоплений в условиях нехватки инструментов инвестирования (1,8 трлн. рублей в 2011 году, 2,3 трлн. рублей в 2012году , 3,5 трлн. рублей в 2014 году) [10];

— высокие издержки администрирования накопительной составляющей пенсионной;

В среднесрочной перспективе предлагается предусмотреть:

— предоставление застрахованным лицам права самостоятельного выбора:

— остаться в государственной пенсионной системе солидарного характера;

— подать соответствующее заявление и формировать свои пенсионные права в рамках накопительной составляющей в добровольной пенсионной системе с уменьшением тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на величину уплаченных взносов в накопительную составляющую (в текущей ситуации в размере 6%) и при условии самостоятельной уплаты в накопительную составляющую дополнительного платежа в размере 2% от заработной платы. Переход к этой модели предлагается осуществить с 2014 года [10];

-расширение состава финансовых институтов, допускаемых к участию в формировании пенсионных накоплений за счет включения страховых компаний и кредитных организаций;

Читайте так же:  Оплата налога на имущество проводки

-предоставление этим институтам и застрахованным лицам, формирующим пенсионные накопления, дополнительных налоговых льгот;

-содействие развитию добровольных (корпоративных и частных) пенсионных систем.

-Предложенная на краткосрочную перспективу мера по направлению части тарифа на накопительную составляющую в распределительную составляющую позволит, с одной стороны, повысить общий размер трудовой пенсии и, с другой — снизить дефицит бюджета ПФР.

Действующий порядок исчисления размера трудовых пенсий приводит к уравнительности их размеров (в части фиксированного базового размера) и неэквивалентности пенсионных прав и обязательств [10].

Проблемы и перспективы пенсионной реформы в Российской Федерации

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 16.12.2015 2015-12-16

Статья просмотрена: 8413 раз

Библиографическое описание:

Тесленко М. О. Проблемы и перспективы пенсионной реформы в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 601-604. — URL https://moluch.ru/archive/104/24446/ (дата обращения: 11.01.2020).

Реализация пенсионной реформы является одной из главных задач нашей страны. От того, насколько качественно будет решена данная задача, будет зависеть решение комплекса проблем макроэкономического плана. В ряде мировых стран система построения пенсионной системы существенно влияет на такой показатель как уровень сбережений, а следовательно и на масштабы инвестиционного процесса.

Пенсионная система России до внедрения реформы была построена по принципу распределения. Долгое время считалось, что данной системе не может быть никакой замены, что производить обеспечение жизни пожилого населения является возможным только за счёт перераспределения ВВП между поколениями.

Но фактически два десятилетия назад очевидность эффективности распределительной системы была поставлена под явное сомнение фактически во всем мире. Во многих мировых странах пенсионная система базируется на принципе накопления. В некоторых странах система накопления сочетается с системой распределения.

Стоит отметить, что пенсионная система является основным базовым показателем стабильного социального развития общества, т. к. она затрагивает интересы в первую очередь нетрудоспособного населения (более 25–30 %) любой страны, а косвенно затрагивает интересы фактически всего трудоспособного населения. В настоящее время в нашей стране проживает свыше 40 млн. престарелых, членов семей потерявших кормильца и инвалидов.

Вопрос о глобальном изучении пенсионной реформы в России в настоящее время весьма актуален. Введенные новшества в пенсионной системе несут в себе задачи, которые предполагают решить накопившиеся проблемы ранее действовавшей пенсионной системы. Главными проблемами являются рост уровня пенсионного обеспечения граждан, достижение финансовой сбалансированности пенсионной системы и формирование стабильного источника для дополнительных доходов в систему.

С 2015 года в Российской Федерации действует новый порядок назначения пенсий. Перед людьми, которые производили разработку новой пенсионной формулы, ставились следующие задачи:

 обеспечить гарантию стабильного и приемлемого уровня пенсионного обеспечения населения;

 создать необходимые условия для достижения финансовой сбалансированности пенсионной системы, в том числе в части страховых пенсий;

 сохранить приемлемый размер страховой нагрузки на работодателей и на федеральный бюджет;

 обеспечить гражданам гарантии пенсионного обеспечения на уровне не ниже величины прожиточного минимума пенсионера;

 увеличить роль трудового стажа при расчете размера пенсии и формировании пенсионных прав.

Принципиально изменились правила формирования страховой части пенсии. Накопительная часть будет формироваться на прежних условиях.

При расчете страховой части пенсии было введено понятие «годовой пенсионный коэффициент», который показывает соотношение между фактическим официальным размером заработной платы работника и максимальной величиной зарплаты, с которой работодателем уплачиваются страховые взносы в Пенсионный Фонд России. Следовательно, чем выше зарплата, тем выше данный коэффициент. Максимальное его годовое значение равняется 10. Перед выходом человека на пенсию все эго коэффициенты суммируются. Полученная величина умножается на показатель «стоимость пенсионного коэффициента», которую каждый год будет рассчитывать правительство РФ исходя из экономической ситуации в стране и поступлений в Пенсионный Фонд.

Министр Труда и соцзащиты Максим Топилин подчеркнул, что при введении новых правил обязательным остается принцип сохранения пенсионных прав. [1] Тоесть все пенсионные права, сформированные до 2015 года остались сохранены, и уменьшены быть не могут.

Трудовая пенсия по старости становится разделена на две самостоятельные части — страховую и накопительную.

По мнению экспертов «Российской Газеты», ФЗ «О страховых пенсиях» показывает россиянам выгоду в более позднем выходе на пенсию, поскольку согласно новой формуле расчёта пенсий, выходить на пенсии по старости в положенный срок не очень выгодно. К примеру, если женщина выйдет на пенсию на пять лет позже — в 60, то размер ее страховой пенсии вырастет в 1,5 раза; на 8 лет — 1,9 раза.

Особое негативное влияние на формирование пенсионных обязательств оказывают неформальная занятость или «серые зарплаты». По данным исследований ученых РАНХиГС, которые исследования ведут с 2001 года, в настоящее время примерно каждый девятый россиянин (11,9 %) занят только на теневом рынке труда. В целом же доля трудоспособного населения, которое использует теневые схемы трудоустройства достигает 41 %. Это около 22,5 млн. экономически активных граждан РФ. По подсчетам специалистов, в этом случае неуплата страховых взносов оценивается на сумму в 311 миллиардов рублей. Данная ситуация имеет отрицательное влияние для бюджета России, так как происходит существенное снижение налогооблагаемой базы. Это отражается не только на бюджете страны, но и на самих участниках неформальных взаимоотношений, выражаясь в полной незащищенности их трудовых прав. В подобной ситуации происходит снижение коэффициента замещения пенсией утраченного заработка, возникает необходимость роста страховых взносов или трансфертов из федерального бюджета. Сегодня коэффициент замещения заработка трудовой пенсией по старости составляет в среднем по стране 36,2 %. При сохранении нынешних правил в пенсионной системе к 2030 году он упадет до 25 %, к 2040 году будет еще меньше. [2]

Для сравнения рассмотрим показатели коэффициента замещения в странах с развитой рыночной экономикой (таблица 1).

Коэффициенты замещения (среднемесячная пенсия в % к среднемесячному заработку) в странах с развитой рыночной экономикой, 2014г.

Страна

Видео (кликните для воспроизведения).

Коэффициент замещения в 2014 г., %

Реформирование пенсионной системы в современной россии
Оценка 5 проголосовавших: 1

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here