Совершенствование налога на прибыль организаций

Предлагаем статью на тему: "Совершенствование налога на прибыль организаций" с понятными комментариями и выводами. С случае возникновения вопросов и для актуализации данных на 2020 год вы можете обратиться к дежурному консультанту.

Тенденции и основные направления совершенствования налога на прибыль организаций.(5/2)

Налоговая система РФ на протяжении многих лет находится в состоянии постоянной подвижности, что очевидно связано с объективными изменениями экономической ситуации внутри страны. Система отличается сложностью, механизмы по исчислению и уплате налогов и сборов часто требуют разъяснений среди налогоплательщиков. Именно поэтому одним из условий обеспечения нормального налогового климата внутри страны является наличие современного, грамотного законодательства о налогах и сборах.

Как показывает анализ практики взимания налога на прибыль в РФ действующая система исчисления налога содержит в себе значительные недостатки, требующие коренного ее пересмотра. Причем изменению должны подвергнуться не только отдельные ее части и элементы, но сама система исчисления требует нового подхода к ее рассмотрению. Одним из недостатков действующей системы налогов является то, что налог на прибыль серьезно тормозит рост в реальном производственном секторе.

Существующие проблемы в области применения налога на прибыль не вызывают доверия к главе 25 НК РФ. Есть опасность того, что НК РФ в окончательном своем варианте станет слишком объемным и трудным для применения, а это существенно осложнит и без того запутанные отношения, связанные с исчислением и уплатой налогов и сборов. Получается, что законодатели, как бы оглядываясь, устраняют собственные ошибки, забывая многие другие.

Сочетание интересов государства и производителя, целостная активно действующая система регуляторов экономики, формирующая цели и выбор стратегии, методы и средства хозяйственной деятельности каждого предприятия при одновременном учете приоритетных общегосударственных интересов — основное условие выхода страны из кризиса.

Совершенствование механизма взимания налога на прибыль в России на сегодняшний день реализуется, главным образом, посредством разработки основных направлений налоговой политики. В части рассматриваемого налога на прибыль организаций следует внести изменения в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям.

Должны быть внесены изменения в НК РФ, направленные на сокращение возможностей минимизации налогообложения, связанных с переносом на будущее убытков реорганизуемых или приобретаемых компаний. Отсутствие ограничений создает на рынке искаженные стимулы, направленные на приобретение неэффективного бизнеса без последующего его развития. В настоящее время существует возможность посредством присоединения убыточных организаций направить на погашение их убытков всю полученную прибыль.

Необходимо решить вопрос нормативного регулирования отнесения процентов по долговым обязательствам на расходы, учитываемые при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций. В настоящее время эти правила являются недостаточно эффективными: с одной стороны, они не предотвращают уклонение от налогообложения путем неправомерного отнесения процентов на расходы, с другой стороны, являются трудоемкими и обременительными для добросовестных налогоплательщиков.

В этих целях предполагается внесение следующих изменений.

Во-первых, необходимо изменить действующие правила, ограничивающие отнесение процентов на расходы, установленные НК РФ. В частности, в рамках регулирования трансфертного ценообразования необходимо разработать правила определения сопоставимого уровня процентной ставки для их использования при определении рыночного уровня отнесения процентов в отношениях между взаимозависимыми лицами, а также между лицами, сделки между которыми будут признаваться контролируемыми.

Во-вторых, с учетом внесения изменений в законодательство, направленных на противодействие минимизации налогообложения посредством трансфертного ценообразования, следует изменить подходы к противодействию практики «недостаточной капитализации».

В-третьих, следует изменить показатели, на которых основан расчет предельного уровня процентов по долговым обязательствам, принимаемых к вычету из базы по налогу на прибыль организаций. В настоящее время по долговым обязательствам, оформленным в рублях, в качестве такого показателя применяется ставка рефинансирования Центрального банка РФ, увеличенная в 1,1 раза, а по обязательствам, оформленным в иностранной валюте, используется фиксированная ставка в размере 15% годовых.

В целях исправления перечисленных недостатков предлагается изучить возможность использования иных индикаторов для установления предельной величины отнесения процентов по долговым обязательствам на расходы по налогу на прибыль организаций. При этом уже в ближайшее время в качестве подобного индикатора для процентов по долговым обязательствам, оформленным в иностранной валюте, предлагается использовать ставку рефинансирования Банка России.

Помимо указанных в налоговой политике направлений совершенствования, одной из важнейших перспективных задач совершенствования системы налогообложения прибыли является ослабление ее фискальной направленности, либерализация при повышении четкости и ясности налогового законодательства, ликвидация противоречивой нормативной базы, сложных и неопределенных налоговых процедур. Налог на прибыль как прямой налог должен выполнять свое основное функциональное предназначение — не препятствовать стабильному развитию инвестиционных процессов в сфере производства продукции (товаров и услуг), а также законному наращиванию капитала. Фискальная функция налога на прибыль должна быть вторичной.

Совершенствование налога на прибыль организаций необходимо продолжать, анализируя исторический отечественный опыт налогообложения и изучая новые подходы в области взимания данного налога путем изменения налогового законодательства, в частности предполагаются следующие направления:

1) максимально унифицировать и упростить порядок определения доходов и расходов налогоплательщика;

2) ввести налоговые льготы для предприятий инновационной деятельности;

3) снизить налоговую нагрузку на данную отрасль;

4) дифференцировать ставку налога на прибыль для стимулирования роста производства.

Естественно, что предлагаемые меры не в состоянии изменить экономическую ситуацию, однако можно предположить, что они могут послужить хорошей базой для корректировки налоговой политики на среднесрочную перспективу.

Совершенствование налога на прибыль организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 23:11, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть формирование налоговой базы по налогу на прибыль и проанализировать количество поступлений денежных средств по налогу на прибыль организации ООО «Светосервис — Кубань».
Задачи, необходимые рассмотреть в курсовой работе:
— рассмотреть элементы, составляющие налог на прибыль;
— рассмотреть порядок составления налоговой декларации;
— рассмотреть формирование налоговой базы.

Содержание

Введение_______________________________________________________ 3
Налог на прибыль организации и его основные характеристики ___5
Плательщики налога на прибыль организации. Классификация и методы признания доходов и расходов______________________5
Метод и порядок расчёта сумм амортизации ________________10
Налоговые ставки. Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль организаций ___________________________________16
Анализ налога на прибыль организации ______________________20
Краткая характеристика организации ООО «Светосервис — Кубань».______________________________________________20
Анализ поступления доходов и расходов в ООО «Светосервис — Кубань» за 3 -ий квартал 2009г ___________________________21
Порядок составления налоговой декларации________________26
Совершенствование налога на прибыль организаций ___________30
Заключение_________________________________________________35
Список использованной литературы_

Читайте так же:  Как изменить порядок выплаты алиментов
Работа содержит 1 файл

Налог на прибыль предприятия.doc

Введение____________________ ______________________________ _____ 3

  1. Налог на прибыль организации и его основные характеристики ___5
    1. Плательщики налога на прибыль организации. Классификация и методы признания доходов и расходов______________________ 5
    2. Метод и порядок расчёта сумм амортизации ________________10
    3. Налоговые ставки. Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль организаций ______________________________ _____16
  2. Анализ налога на прибыль организации ______________________20
    1. Краткая характеристика организации ООО «Светосервис — Кубань».______________________ ________________________20
    2. Анализ поступления доходов и расходов в ООО «Светосервис — Кубань» за 3 -ий квартал 2009г ___________________________21
    3. Порядок составления налоговой декларации________________26
  3. Совершенствование налога на прибыль организаций ___________30

Заключение____________________ _____________________________ 35

Список использованной литературы____________________ ________37

Одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги. Особенно наглядно это проявляется в период перехода от командно-административных методов управления к рыночным отношениям, когда в условиях сузившихся возможностей государства оказывать воздействие на экономические процессы налоги становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики.

Бесперебойное финансирование предусмотренных бюджетами мероприятий требует систематического пополнения финансовых ресурсов на федеральном и местных уровнях. Это достигается в основном за счет уплаты юридическими и физическими лицами налогов и других обязательных платежей. В соответствии с действующим налоговым законодательством и другими нормативными актами плательщики обязаны уплачивать указанные платежи в установленных размерах и в определенные сроки.

Но, к сожалению, в практике работы юридические и физические лица допускают несвоевременную уплату налогов и других обязательных платежей в связи с рядом объективных и субъективных причин. С переходом к рыночным отношениям создаются новые предприятия, осуществляющие свою финансово-хозяйственную деятельность в различных сферах экономики. Многие из них не имеют достаточно квалифицированных специалистов в области бухгалтерского учета. На таких предприятиях, как правило, допускаются ошибки в учете. Нередки случаи сознательного искажения отчетных данных. Причем сегодня стало естественным уклонение от налоговой повинности, как легальными — когда удается полностью или частично избежать налогообложения, не нарушая при этом действующего законодательства, так и нелегальными, то есть запрещенными законом способами. Все это приводит к занижению налогооблагаемой базы и недопоступлению в бюджет налогов и других приравненных к ним платежей.

Цель курсовой работы – рассмотреть формирование налоговой базы по налогу на прибыль и проанализировать количество поступлений денежных средств по налогу на прибыль организации ООО «Светосервис — Кубань».

Задачи, необходимые рассмотреть в курсовой работе:

— рассмотреть элементы, составляющие налог на прибыль;

— рассмотреть порядок составления налоговой декларации;

— рассмотреть формирование налоговой базы.

В системе налогов РФ одним из наиболее значимых является налог на прибыль. Вопросы, связанные с этим налогом имеют большое значение как для государства, так как он является важной доходной статьей бюджета, так и для отдельных предприятий, так как сумма его выплат обычно одна из самых крупных. В последнее время возникает множество споров по поводу эффективности применения этого налога.

Данная курсовая работа посвящена основным аспектам, связанным с налогом на прибыль, а в особенности формированию доходов и расходов в организации ООО «Светосервис- Кубань» при исчислении налога на прибыль организации.

1 Налог на прибыль организации и его основные характеристики

1.1 Плательщики налога на прибыль организаций. Классификация и методы признания доходов и расходов.

Налог на прибыль организаций — это федеральный прямой налог и его величина зависит от конечных результатов финансовой деятельности предприятия.

Плательщиками налога на прибыль признаются российские организации и иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и, получающие доход от источников в РФ.

К ним также следует отнести коммерческие банки, негосударственные пенсионные фонды, а также организации, получившие лицензию на осуществление страховой деятельности. Бюджетные организации и некоммерческие фонды, получающие доходы от коммерческой деятельности, являются плательщиками налога (по этой части дохода).

Представительством признается место осуществления этой организацией предпринимательской деятельности, в частности, место управления, бюро, контора, агентство. К постоянному представительству, в частности, относится любое место, связанное с разведкой, разработкой и любым другим использованием природных ресурсов, осуществлением работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, пуску и обслуживанию оборудования.

Не являются плательщиками налога на прибыль плательщики, переведенные на специальные режимы налогообложения (плательщики единого налога на вмененный доход, предприятия, применяющие упрощенную систему налогообложения, плательщики единого сельскохозяйственного налога). С 01.12.2007 не признаются налогоплательщиками организации, являющиеся иностранными организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр 2014 года в г.Сочи.

Доходы и расходы налогоплательщика учитываются в денежной форме. Доходы, полученные в натуральной форме, учитываются исходя из цены сделки.

К доходам организации относятся:

1) доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав.

2) внереализационные доходы.

При определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные налогоплательщиком покупателю товаров (работ, услуг, имущественных прав). Доходы определяются на основании первичных документов и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы, и документов налогового учета. Доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.

Внереализационными доходами признаются доходы:

1) от долевого участия в других организациях, за исключением дохода, направляемого на оплату дополнительных акций (долей), размещаемых среди акционеров (участников) организации;

2) в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда штрафов, пеней и иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба;

3) от сдачи имущества в аренду;

5) от предоставления в пользование прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации;

6) в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам;

7) в виде дохода прошлых лет, выявленного в отчетном периоде;

8) в виде сумм кредиторской задолженности, списанной в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям;

Читайте так же:  Справка о неуплате алиментов образец

9) в виде стоимости излишков материально- производственных запасов и прочего имущества, которые выявлены в результате инвентаризации;

Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы:

1) в виде имущества, имущественных прав, работ или услуг, которые получены от других лиц в порядке предварительной оплаты товаров (работ, услуг) налогоплательщиками, определяющими доходы и расходы по методу начисления;

2) в виде имущества, имущественных прав, которые получены в форме залога или задатка в качестве обеспечения обязательств;

3) в виде имущества, имущественных прав, которые получены в виде взносов в уставный капитал организации;

4) в виде имущества, полученного государственными и муниципальными учреждениями по решению органов исполнительной власти всех уровней;

5) в виде средств или иного имущества, которые получены по договорам кредита или займа, а также средств или иного имущества, которые получены в счет погашения таких заимствований;

6) в виде сумм кредиторской задолженности налогоплательщика по уплате налогов и сборов, пеней и штрафов перед бюджетами разных уровней.

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.

Расходы, связанные с производством и реализацией включают в себя:

1) расходы, связанные с изготовлением , хранением и доставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и реализацией товаров (работ, услуг);

2) расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном состоянии;

3) расходы на освоение природных ресурсов;

4) расходы на НИОКР;

5) расходы на обязательное и добровольное страхование;

6) прочие расходы, связанные с производством и реализацией.

Расходы, связанные с производством и реализацией, подразделяются на:

1) материальные расходы:

— на приобретение сырья и материалов, используемых в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг);

— на приобретение материалов, используемых для упаковки и иной подготовки произведенных и реализуемых товаров;

— на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты;

— на приобретение топлива, воды, энергии, расходуемых на технологические цели;

— на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями;

3. Направление совершенствования налогообложения прибыли организаций

Налоговая система РФ на протяжении многих лет находится в состоянии постоянной подвижности, что очевидно связано с объективными изменениями экономической ситуации внутри страны. Система отличается сложностью, механизмы по исчислению и уплате налогов и сборов часто требуют разъяснений среди налогоплательщиков. Именно поэтому одним из условий обеспечения нормального налогового климата внутри страны является наличие современного, грамотного законодательства о налогах и сборах.

Как показывает анализ практики взимания налога на прибыль в РФ действующая система исчисления налога содержит в себе значительные недостатки, требующие коренного ее пересмотра. Причем изменению должны подвергнуться не только отдельные ее части и элементы, но сама система исчисления требует нового подхода к ее рассмотрению. Одним из недостатков действующей системы налогов является то, что налог на прибыль серьезно тормозит рост в реальном производственном секторе.

Существующие проблемы в области применения налога на прибыль не вызывают доверия к главе 25 НК РФ. Есть опасность того, что НК РФ в окончательном своем варианте станет слишком объемным и трудным для применения, а это существенно осложнит и без того запутанные отношения, связанные с исчислением и уплатой налогов и сборов. Получается, что законодатели, как бы оглядываясь, устраняют собственные ошибки, забывая многие другие [21, C.59].

Несомненно, реформирование налогообложения — весьма трудоемкая работа, и при разработке соответствующего законодательства трудно учесть все нюансы. Однако вряд ли можно согласиться с просчетами, которые имеются в нашей правовой системе. Подобная нестабильность налогового законодательства вызывает эффект, обратный тому, ради которого принимаются поправки законодательством о налогах и сборах. Вместо упрощения процедуры исчисления и уплаты налога происходит всемерное ее усложнение и запутывание, что отрицательно сказывается как на самих налогоплательщиках, так и на деятельности налоговых органов, работники которых также далеко не всегда могут сориентироваться в законодательных хитросплетениях [22, C.56].

Сочетание интересов государства и производителя, целостная активно действующая система регуляторов экономики, формирующая цели и выбор стратегии, методы и средства хозяйственной деятельности каждого предприятия при одновременном учете приоритетных общегосударственных интересов — основное условие выхода страны из кризиса.

Совершенствование механизма взимания налога на прибыль в России на сегодняшний день реализуется, главным образом, посредством разработки основных направлений налоговой политики. В части рассматриваемого налога на прибыль организаций следует внести изменения в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям.

Должны быть внесены изменения в НК РФ, направленные на сокращение возможностей минимизации налогообложения, связанных с переносом на будущее убытков реорганизуемых или приобретаемых компаний. Отсутствие ограничений создает на рынке искаженные стимулы, направленные на приобретение неэффективного бизнеса без последующего его развития. В настоящее время существует возможность посредством присоединения убыточных организаций направить на погашение их убытков всю полученную прибыль.

Видео (кликните для воспроизведения).

Необходимо решить вопрос нормативного регулирования отнесения процентов по долговым обязательствам на расходы, учитываемые при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций. В настоящее время эти правила являются недостаточно эффективными: с одной стороны, они не предотвращают уклонение от налогообложения путем неправомерного отнесения процентов на расходы, с другой стороны, являются трудоемкими и обременительными для добросовестных налогоплательщиков.

В этих целях предполагается внесение следующих изменений.

Во-первых, необходимо изменить действующие правила, ограничивающие отнесение процентов на расходы, установленные НК РФ. В частности, в рамках регулирования трансфертного ценообразования необходимо разработать правила определения сопоставимого уровня процентной ставки для их использования при определении рыночного уровня отнесения процентов в отношениях между взаимозависимыми лицами, а также между лицами, сделки между которыми будут признаваться контролируемыми.

Читайте так же:  Средняя пенсия ветерана вов в россии

Во-вторых, с учетом внесения изменений в законодательство, направленных на противодействие минимизации налогообложения посредством трансфертного ценообразования, следует изменить подходы к противодействию практики «недостаточной капитализации».

В-третьих, следует изменить показатели, на которых основан расчет предельного уровня процентов по долговым обязательствам, принимаемых к вычету из базы по налогу на прибыль организаций. В настоящее время по долговым обязательствам, оформленным в рублях, в качестве такого показателя применяется ставка рефинансирования Центрального банка РФ, увеличенная в 1,1 раза, а по обязательствам, оформленным в иностранной валюте, используется фиксированная ставка в размере 15% годовых.

В целях исправления перечисленных недостатков предлагается изучить возможность использования иных индикаторов для установления предельной величины отнесения процентов по долговым обязательствам на расходы по налогу на прибыль организаций. При этом уже в ближайшее время в качестве подобного индикатора для процентов по долговым обязательствам, оформленным в иностранной валюте, предлагается использовать ставку рефинансирования Банка России.

Помимо указанных в налоговой политике направлений совершенствования, одной из важнейших перспективных задач совершенствования системы налогообложения прибыли является ослабление ее фискальной направленности, либерализация при повышении четкости и ясности налогового законодательства, ликвидация противоречивой нормативной базы, сложных и неопределенных налоговых процедур. Налог на прибыль как прямой налог должен выполнять свое основное функциональное предназначение — не препятствовать стабильному развитию инвестиционных процессов в сфере производства продукции (товаров и услуг), а также законному наращиванию капитала. Фискальная функция налога на прибыль должна быть вторичной.

Заканчивая данную главу курсовой работы, отметим следующее: неоспоримо, что совершенствование налога на прибыль организаций необходимо продолжать, анализируя исторический отечественный опыт налогообложения и изучая новые подходы в области взимания данного налога путем изменения налогового законодательства, в частности предполагаются следующие направления:

1) максимально унифицировать и упростить порядок определения доходов и расходов налогоплательщика;

2) ввести налоговые льготы для предприятий инновационной деятельности;

3) снизить налоговую нагрузку на данную отрасль;

4) дифференцировать ставку налога на прибыль для стимулирования роста производства.

Естественно, что предлагаемые меры не в состоянии изменить экономическую ситуацию, однако можно предположить, что они могут послужить хорошей базой для корректировки налоговой политики на среднесрочную перспективу.

Таким образом, рассмотрев основные вопросы данной работы, раскрыв сущность и функции налога на прибыль организации, показав обобщенную информацию о налоге на прибыль (видах, ставках и др.) в России, обосновав их неотъемлемую роль в налоговой системе любого государства, путем раскрытия их места и роли в налоговой системе Российской Федерации, можно сделать следующие выводы.

Налог на прибыль – неотъемлемая часть функционирования экономики любой страны. Во всех ведущих экономически развитых странах мира один из таких видов налога с предприятий, как налог на прибыль, является основной частью дохода федерального бюджета. Без налогового законодательства невозможно нормальное функционирование российской экономики.

Налог на прибыль организаций является таким налогом, с помощью которого государство может наиболее эффективно воздействовать на развитие экономики. Он влияет на инвестиционные потоки и процесс наращивания капитала.

Одним из самых эффективных решений в налоговой политике и практике современности является, пожалуй, широкое распространение налога на прибыль. Сделав даже короткий экскурс в историю становления и развития налога на прибыль организаций в России, можно прийти к выводу о том, что появление данного налога является результатом естественного развития налоговых правоотношений, связанных с извлечением прибыли. Долгие годы налог на прибыль взимался ради фискальной цели, затем менялся под влиянием внешнеэкономических факторов и, в конечном счете, приобрел не только фискальный характер, но и стал эффективным регулирующим инструментом государства.

Данное исследование показало, что для данного предприятия характерна высокая доля заработной платы и закупа товара в общем доходе, что оказалось причиной увеличения чистой прибыли, остающийся в распоряжении предпринимателя. Дополнительно полученная прибыль может быть направлена на дальнейшее развитие бизнеса, что и является целью льгот, предоставляемых для субъектов малого бизнеса.

Список использованной литературы

Гражданский Кодекс Российской Федерации (части первая, вторая, третья, четвертая) от 30.11.1994г. № 51-ФЗ (ред. от 06.12.2011г.), от 26.01.1996г. № 14-ФЗ (ред. от 30.11.2011г.), от 26.11.2001г. № 146-ФЗ (ред. от 05.06.2012г.), от 18.12.2006г. № 230-ФЗ (ред. от 08.12.2011г.)

Налоговый Кодекс Российской Федерации (части первая и вторая) от 31.07.1998г. № 146-ФЗ (ред. от 29.06.2012г.), от 05.08.2000г. № 117-ФЗ (ред. от 10.07.2012г.)

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996г. № 129-ФЗ (ред. от 28.11.2011г.)

Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» (Об ООО) от 08.02.1998г. № 14-ФЗ (ред. от 06.12.2011г.)

Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового Кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов Законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» от 24.07.2002г. № 104-ФЗ (ред. от 24.07.2009г.)

Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001г. № 167-ФЗ (ред. от 28.07.2012г.)

Приказ Минфина РФ от 29.07.1998г. № 34н (ред. от 24.12.2010г.) «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации»

Приказ Минфина РФ от 02.07.2010г. № 66н (ред. от 05.10.2011г.) «О формах бухгалтерской отчетности организации»

Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 01.04.2008г. № 03-11-04/2/63

Приказ ФНС РФ от 13.04.2010г. № ММВ-7-3/[email protected] «об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения»

Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008, утвержденное Приказом Министерства финансов Российской федерации от 06.10.2008г. № 106н

Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденное Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.07.1999г. № 43н (ред. от 08.11.2010г.)

Положение по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной деятельности» ПБУ 8/01, утвержденное Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.11.2001 № 96н

Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденное Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.05.1999г. № 32н (ред. от 08.11.2010г.)

Читайте так же:  Как увеличить пенсию по инвалидности 2 группы

Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденное Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.05.1999г. № 32н (ред. от 08.11.2010г.)

План счетов бухгалтерского учета финансово- хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению, утвержденная Приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 31.10.2000 № 94н (ред. от 08.11.2010г.)

Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете. Письмо Министерства СССР от 29.07.1983 № 105

Постановление Госкомстата РФ от 25.12.1998г. № 132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций»

Баязитова А.В. Опасные схемы налоговой оптимизации. М.: Вершина, 2009.-168 с.

Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Налоги и финансовое право, 2010. – 212с.

Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Налоговая оптимизация: принципы, методы, рекомендации, арбитражная практика, Юрайт-Издат-2009.-320 с.

В. Скрипниченко Налоги и налогообложение: учебное пособие, Питер — 2011.- 496 с.

Герчикова И.Н. Регулирование предпринимательской деятельности: государственное и межфирменное учебное пособие. М.:Консалтбанкир-2010.-683 с.

Способы и пути совершенствования исчисления налога на прибыль организаций

Резервы более эффективного сбора налога на прибыль колоссальны. Государство упускает миллиарды долларов в результате слабости налоговых органов и сложности налоговой системы. Так, до сих пор не проведена оценка стоимости и эффективности сбора каждого налога, что позволило бы ответить на многие вопросы (в данном случае в отношении налога на прибыль). Очевидно, что собирать надо только реально собираемые, а не теоретические налоги.[14]

В области налогового реформирования необходимо двигаться в рамках реформы межбюджетных отношений и разграничения полномочий между уровнями власти, что особенно актуально по налогу на прибыль. Как показано выше, в рамках государственной налоговой политики наблюдается постепенное смещение приоритетов в региональный уровень. Однако для достижения реального эффекта можно было бы, например, сразу и полностью передать налог на прибыль в ведение региональных властей, установив 100% поступление данного налога в региональные бюджеты, при этом увеличив сборы в федеральный бюджет за счет других налогов. [1]

Таким образом, власти субъектов могли бы проводить самостоятельную налоговую политику, руководствуясь критерием объем сборов налога на прибыль/уровень инвестиционной активности, что значительно повысило бы как уровень сборов по данному налогу и дало бы реальный экономический эффект. При этом регионы имели бы право самостоятельно устанавливать ставки по налогу на прибыль в соответствии с ограничениями, принятыми на уровне федерального законодательства. В этом случае разрыв между верхним и нижним пределами ставок не должен быть велик, чтобы не создавать очередных оффшоров внутри страны.

Что касается сбора налогов в федеральный бюджет, то, по нашему мнению, эффективнее сосредоточиться на узком круге налогов (НДС, акцизы, ЕСН, налог на доходы физических лиц, НДПИ). При таких разграничениях эффект в области налоговых сборов будет значителен. [11]

В частности, для более эффективного решения задачи стимулирования роста инвестиционной активности с помощью налоговых механизмов целесообразно дополнить налог на прибыль инвестиционными льготами прямого действия. Наибольшее распространение среди таких льгот в зарубежных странах получила льгота в виде инвестиционного кредита, то есть вычет из налога на прибыль определенной части инвестиционных расходов компаний. Аналогом этой льготы в Российской Федерации на протяжении 10 лет была льгота на финансирование капитальных вложений, которая отличалась от инвестиционного кредита тем, что вычет производился не из суммы налога, а из налогооблагаемой базы. Основной причиной отмены льготы были бюджетные потери (за 2000 год предприятия продекларировали 200 млрд. руб. налоговых вычетов, направляемых из прибыли до налогообложения на капитальные вложения). [13]

Инвестиционная льгота как льгота прямого действия носит более активный и целевой характер по сравнению с механизмом ускоренной амортизации в связи с тем, что в случае инвестирования дает предприятию дополнительную материальную выгоду в виде недоплаченного налога. Ускоренная амортизация не может заменить инвестиционную льготу, так как ее механизм не стимулирует модернизацию, расширенное производство и НИОКР, потому что ускоренной амортизации может подлежать и приобретенное старое оборудование, заменившее выбывшее полностью изношенное оборудование. Наиболее правильным будет, если эти две льготы будут применяться в комплексе, так как они связаны с разными этапами процесса инвестирования: механизм начисления амортизации в большей степени подходит для аккумулирования средств с целью будущего обновления, в то время как инвестиционная льгота нацелена на компенсацию части затрат или выплату кредита сразу после осуществления капитальных вложений. [6]

Для усиления регулирующего воздействия налога на прибыль на экономику с целью преимущественного стимулирования расширенного воспроизводства и модернизации целесообразно инвестиционную налоговую льготу, предоставляемую в виде скидки из налогооблагаемой базы, дифференцировать в зависимости от вида оборудования и срока его службы. Механизм предоставления льготы должен стимулировать инвестиции в более дорогостоящее оборудование с длительным сроком эксплуатации.

Учитывая значение, которое на данном этапе придается сфере науки, целесообразно дополнить законодательство по налогу на прибыль также льготами инновационного характера.

Как уже отмечалось, одной из причин сравнительно небольшой динамики поступлений налога на прибыль организаций является переход некоторых предприятий на упрощенную систему налогообложения. Минэкономразвития полагает, что к упрощенной системе налогообложения можно допустить предприятия малого бизнеса с ежемесячным оборотом до 30 млн. руб. Действующее сейчас правило для «микробизнеса» несколько устарело, и планку надо поднимать с нынешних 15 млн. руб. по обороту.

Одним из важнейших направлений совершенствования взимания налога на прибыль организаций является разработка принципиально новой системы проведения камеральных проверок налогоплательщиков. Суть этой системы состоит в том, что выбирать организацию для проверки будет компьютер. При простой автоматизированной проверке компьютер только арифметически проверяет правильность заполнения декларации по налогу на прибыль организаций. При углубленной проверке данные отчетности сопоставляются еще и с информацией, полученной из внешних и внутренних источников. Причем сведения при этом используются самые разнообразные. Например, из органов энергосбыта — о количестве потребленной электроэнергии, из коммунальных служб — об объемах потребленной воды, газа, от транспортных организаций — о количестве вывезенных грузов и т. д.

Анализ этой информации позволит получить представление о том, насколько соответствует реальная прибыль предприятия заявленной в декларации. Ведь, чтобы произвести определенный продукт, нужно затратить определенное количество ресурсов, и нормативы расходов можно выявить по всем отраслям. [4]

Читайте так же:  Сумма налога при разделе имущества

При такой сверке, как рассчитывают в ФНС, многие нечестные организации неизбежно «проколются». Допустим, организация на протяжении длительного времени представляет в налоговый орган так называемые нулевые балансы, свидетельствующие об отсутствии какой-либо хозяйственной деятельности. А информация об объемах потребленных ресурсов дает основание полагать, что организация ведет весьма активную деловую жизнь. Такая нестыковка — веское основание для назначения выездной проверки у налогоплательщика в первоочередном порядке.

В настоящий момент некоторыми налоговыми органами уже используются программно-информационные комплексы, которые позволяют проводить подобные проверки. Однако эти комплексы не лишены определенных недостатков. Главный из них в том, что критерии отбора налогоплательщиков вводятся налоговыми инспекторами самостоятельно.

ФНС России в настоящее время разрабатывает новую систему камерального анализа. При этом наиболее перспективным видится такой метод отбора, при котором для определения потенциальных налоговых доначислений строится целая экономико-математическая модель налогоплательщика. Далее исходя из разницы между потенциальным размером налога на прибыль и реальной суммой, уплаченной в бюджет, система определяет организации для проведения выездной проверки.

До реального внедрения в действие такой продвинутой высокоинтеллектуальной системы еще далеко. Однако проведение базового этапа научно-исследовательских работ, по результатам которого будет осуществляться подготовка соответствующего программного обеспечения, уже завершено.

Вывод: Таким образом, поскольку на данном этапе России необходимо увеличивать инвестиции в экономику и с помощью налоговых методов в виде инвестиционной льготы имеется возможность оказания влияния на увеличение инвестиций, то инвестиционная льгота должна предусматриваться в законодательстве о налоге на прибыль. Однако в российском законодательстве о налогообложении прибыли должна существовать развернутая система льгот, так как именно она дает государству возможность целеустремленно влиять на предпринимательскую деятельность.

Заключение

Итак, в нашей работе достигнута поставленная цель и решены все необходимые задачи. По итогам проделанной работы необходимо сделать ряд выводов и обобщений.

Как показало исследование, фискальное значение налога на прибыль организаций в России велико во все времена. При этом до недавнего времени роль налога на прибыль организаций в формировании доходной части бюджета была достаточно существенна. Так, по итогам 2013 года в налоговых доходах консолидированного бюджета страны поступления налога на прибыль составили примерно 26 %.

Как показывает практика стран с развитой рыночной экономикой, резкое снижение ставки налога неэффективно, это и подтвердилось в условиях России. Целесообразнее было снижать ставку налога не сразу на 11 %, а поэтапно. В результате установления ставки налога на уровне 20% практически не осталось резерва для дальнейшего ее снижения.

На динамику поступления налога на прибыль отрицательно повлияло введение специальных режимов налогообложения – единого налога на вмененный доход, единого сельскохозяйственного налога, упрощенной системы налогообложения. В связи с этим круг плательщиков налога на прибыль существенно уменьшился.

Значительной проблемой в настоящее время является и уклонение от уплаты налога. Так, в работе был проведен сравнительный анализ динамики сальдированного финансового результата предприятий и динамики поступления в бюджет налога на прибыль. Финансовые результаты предприятий растут гораздо большими темпами, чем налог, что свидетельствует о нарушении налогоплательщиками порядка уплаты налога.

Некоторые специалисты считают дальнейшее снижение ставки налога менее эффективным, чем установление налоговых льгот. В частности, в работе было предложено установить льготы для предприятий, занимающихся инвестиционной и инновационной деятельностью. Кроме того, снижение налоговой ставки приведет к выпадению из консолидированного бюджета значительной части доходов.

Основным направлением реформирования налога на прибыль организаций является постепенное смещение приоритетов в региональный уровень.

Список литературы

1. Аврова И.А., Андреев А.В. Учетная политика для целей налогообложения на 2005 год. М.- «СтатусКво 97», 2010г.

2. Буланцева В.А. Налог на прибыль. Проблемные вопросы // Бухгалтерское приложение к газете «Экономика и жизнь», выпуск № 28, 2009.

3. Васильева М. Налог на прибыль 2004 — проблемы и решения // Новая бухгалтерия

5. Горячева В. Новшества по налогу на прибыль. Чего ждать налогоплательщикам? // Двойная запись № 4, 2012.

6. Дроздов А. Налог на прибыль. Новые куплеты старой песни // Двойная запись № 12, 2008.

7. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. №2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (утратил силу)

8. Лермонтов М.Ю. Показатели, оказывающие влияние на поступление налога на прибыль в бюджетную систему Российской Федерации // Налоговый вестник № 6, 2012.

9. Лисина Е.А. Налог на прибыль — 2011 будем платить по-новому // Налоговый учет для бухгалтера № 1, 2011.

10. Матросова У.И. Налог на прибыль: курс на сближение учетов // Учет, налоги, право № 44, 2013.

11. Мирошниченко Н. Налог на прибыль не остановить // Учет, налоги, право № 10, 2008.

12. Налоговый кодекс Российской Федерации: Часть первая и вторая.

13. Оганян К.И. Изменения в исчислении налога на прибыль в 2005 году // Российский налоговый курьер № 3, 2009.

14. Ордынская И. Глава 25: очередной «ремонт» // Бухгалтерское приложение к газете «Экономика и жизнь», выпуск № 9, 2010.

15. Официальный сайт ФНС РФ: www.nalog.ru.

16. Попова Е.Ю. Обсуждаем проблемы налогообложения прибыли // Российский налоговый курьер № 12, 2011.

17. Ракитина М. Налог на прибыль: что изменится // Бухгалтерское приложение к газете «Экономика и жизнь», выпуск № 52, 2013.

18. Федеральный закон от 06 августа 2001 № 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую налогового кодекса РФ о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов ( положений актов) законодательства РФ о налогах и сборах»

Видео (кликните для воспроизведения).

19. Федеральный закон № 58-ФЗ от 06.06.2005 г. « О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах».

Совершенствование налога на прибыль организаций
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here