Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы россии

Предлагаем статью на тему: "Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы россии" с понятными комментариями и выводами. С случае возникновения вопросов и для актуализации данных на 2020 год вы можете обратиться к дежурному консультанту.

О стратегии развития пенсионной системы

Подписка на новости

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

21 января 2013 15:15

Управляющий Отделением ПФР по НАО Владимир Афонин выступил на еженедельной планёрке в администрации региона с докладом о Стратегии развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 года.

Владимир Иванович представил основные положения стратегии, познакомил с задачами реформирования пенсионной системы и сроками ее реализации.

Управляющий Пенсионным фондом НАО сообщил, что основными целями пенсионного реформирования являются гарантирование социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения и долгосрочная финансовая устойчивость пенсионной системы, расширение перечня финансовых институтов, а также достижение максимальной сбалансированности пенсионной системы.

Почему нужна очередная реформа пенсионной системы:

После реформы 2001 года, когда пенсионная система России перешла на страховые принципы, и мероприятий 2010 года, когда была проведена валоризация трудовых пенсии и осуществлен переход от ЕСН к прямым страховым взносам в ПФР, в пенсионной системе остался целый пласт нерешенных вопросов:

Стратегия определяет направления и задачи по обеспечению развития в России пенсионной системы, которая будет адекватна экономическому развитию страны и при этом соответствовать международным стандартам. Основными целями развития пенсионной системы являются гарантирование социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения и долгосрочная финансовая устойчивость пенсионной системы.

Задачи реформирования пенсионной системы:

  • обеспечение коэффициента замещения трудовой пенсией по старости
    утраченного заработка до 40% при нормативном страховом стаже и средней
    заработной плате;
  • достижение приемлемого уровня пенсий для среднего класса за счет участия
    в корпоративных и частных пенсионных системах;
  • обеспечение совокупного минимального дохода пенсионера на уровне не
    ниже величины прожиточного минимума пенсионера, а также среднего размера
    трудовой пенсии по старости не менее 2,5 — 3 прожиточных минимумов
    пенсионера;
  • поддержание приемлемого уровня страховой нагрузки для субъектов
    экономической деятельности с единым тарифом страховых взносов для всех
    категорий работодателей;
  • обеспечение сбалансированности формируемых пенсионных прав с
    источниками их финансирования;
  • развитие трехуровневой пенсионной системы для групп с разными
    доходами (для средне — и высокодоходных категорий — с опорой на добровольное
    пенсионное страхование и негосударственное пенсионное обеспечение);
  • повышение эффективности накопительной составляющей пенсионной
    системы.

Стратегия предусматривает реализацию в России трехуровневой модели пенсии, где:

  • 1-й уровень – это трудовая пенсия в рамках государственной системы обязательного пенсионного страхования. Она формируется за счет страховых взносов и межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. За счет этого уровня должен обеспечиваться коэффициент замещения утраченного заработка до 40%.
  • 2-й уровень — корпоративная пенсия, которая формируется работодателем при возможном участии работника на основании индивидуального трудового и (или) коллективного договоров либо отраслевого тарифного соглашения. Этот уровень может сформировать до 15% от утраченного заработка;
  • 3-й уровень — частная пенсия — формируется самим работником. Это может дать еще до 5% утраченного заработка.

Основные принципы формирования пенсионных прав:

  • адекватность пенсионных прав заработной плате / объему страховых взносов;
  • учет продолжительности трудового стажа и возраста выхода на пенсию;
    • обеспечение минимальных пенсионных гарантий не ниже величины прожиточного
      минимума пенсионера.

Реализация Стратегии Правительством Российской Федерации будет осуществляться поэтапно: первый этап — 2013-15 гг., второй — 2016-20 гг., третий — до 2030 года.

В настоящее время в целях реализации мер, предусмотренных Стратегией, уже приняты Федеральные законы от 3 декабря 2012 г. № 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования» и № 242-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам выплат за счёт средств пенсионных накоплений».

Данными федеральными законами предусматривается:

Установление дополнительных тарифов страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии для отдельных категорий страхователей, в отношении застрахованных лиц, занятых на рабочих местах с особыми условиями труда (списки №1 и 2);

Введение фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для самозанятых лиц, установление для самозанятых дополнительных преференций по уплате страховых взносов;

Оптимизация для застрахованных лиц с 1 января 2014 года тарифа страховых взносов на накопительную составляющую пенсионной системы;

Расширение перечня финансовых инструментов для инвестирования средств пенсионных накоплений в целях обеспечения доходности от инвестирования и сохранности средств пенсионных накоплений.

В 2013 году будут подготовлены проекты федеральных законов, направленные на совершенствование порядка формирования пенсионных прав в распределительной составляющей пенсионной системы (новая пенсионная формула), создание механизма стимулирования граждан, выразивших намерение продолжать работать по достижении пенсионного возраста и принявшим решение отсрочить назначение пенсии, совершенствование механизмов индексации расчётного пенсионного капитала и размеров трудовых пенсий, и создание механизма по осуществлению выплаты пенсии работающим пенсионерам, исходя их уровня оплаты труда, по результатам которой соответствующие работодатели освобождаются от уплаты страховых взносов в ПФР по дополнительным тарифам.

На последующих этапах реализации Стратегии (с 2014 по 2017 годы) Правительство РФ осуществит меры по уточнению правового статуса ПФР, совершенствованию системы персонифицированного учёта граждан, предоставлению пенсионных прав, совершенствованию организационно-правовой формы негосударственных пенсионных фондов, корректировке дополнительного тарифа страховых взносов для страхователей в отношении застрахованных лиц, работающих на рабочих местах с особыми условиями труда.

Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы россии

Дата публикации: 28 декабря 2012 г.

Распоряжение от 25 декабря 2012 г. №2524-р

Об утверждении Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы

Справка к распоряжению №2524-р от 25 декабря 2012 года

Проект внесён Минтрудом в целях выполнения поручения Президента Российской Федерации об организации широкого общественного и экспертного обсуждения проекта Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы и об обеспечении подготовки и внесения в Государственную Думу проектов соответствующих федеральных законов.

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» Правительству поручено разработать проект Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы, предусмотрев в нём механизм увеличения размера пенсии гражданам, выразившим намерение продолжать работать по достижении пенсионного возраста и принявшим решение отсрочить назначение пенсии, а также определив меры, гарантирующие сохранность пенсионных накоплений и обеспечивающие доходность от их инвестирования.

Читайте так же:  Как проверить начисление пенсии пенсионерам

Распоряжением утверждается Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации (далее – Стратегия).

Необходимость подготовки Стратегии обусловливается экономическими и демографическими вызовами, стоящими перед отечественной системой пенсионного страхования.

Основными целями развития пенсионной системы Стратегией определены:

гарантирование социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения;

обеспечение сбалансированности и долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы.

Реализация Стратегии позволит решить следующие задачи:

обеспечение коэффициента замещения трудовой пенсией по старости утраченного заработка до 40% при нормативном страховом стаже и средней заработной плате в Российской Федерации;

достижение приемлемого уровня пенсий для среднего класса за счёт участия в корпоративных и частных пенсионных системах (дополнительно не менее 15% коэффициента замещения);

обеспечение среднего размера трудовой пенсии по старости не менее 2,5–3 прожиточных минимумов пенсионера (в 2030 году не менее 3 ПМП);

поддержание приемлемого уровня страховой нагрузки для субъектов экономической деятельности с единым тарифом страховых взносов для всех категорий работодателей;

обеспечение сбалансированности формируемых пенсионных прав с источниками их финансирования;

развитие трёхуровневой пенсионной системы для групп с разными доходами (для средне — и высокодоходных категорий – с опорой на добровольное пенсионное страхование и негосударственное пенсионное обеспечение);

повышение эффективности накопительной составляющей пенсионной системы.

Кроме того, Стратегией предусматривается реформирование института досрочных пенсий и предлагается для работодателей, имеющих рабочие места с особыми условиями труда, установить дополнительный тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Исходя из анализа проблем, обозначившихся в процессе функционирования накопительной составляющей пенсионной системы, предлагается комплекс мер, направленных на её совершенствование:

перераспределение тарифа страховых взносов с предоставлением застрахованным лицам, которые осуществили выбор в пользу формирования средств пенсионных накоплений, права выбора формирования средств пенсионных накоплений в негосударственном пенсионном фонде или управляющей компании в размере 2% или 6% тарифа страховых взносов на накопительную составляющую пенсионной системы;

создание многоуровневой системы гарантий сохранности пенсионных накоплений, включая систему объединённых гарантийных фондов;

расширение перечня инструментов для инвестирования средств пенсионных накоплений;

расширение состава финансовых институтов, допускаемых к участию в формировании пенсионных накоплений, за счёт включения страховых компаний и кредитных организаций.

В целях построения полномасштабной системы пенсионного обеспечения Стратегией предусматривается определить основы создания и функционирования корпоративных пенсионных систем, а также необходимые условия для осуществления работодателями корпоративного пенсионного обеспечения своих работников и принципы государственного контроля за указанной деятельностью.

Для совершенствования формирования пенсионных прав в системе Стратегией предусматривается переход к новой формуле расчёта трудовых пенсий на основе нормативной продолжительности стажа (35 лет), а также специальном порядке расчёта пенсий по инвалидности и по потере кормильца, отражающий социально значимый характер данного вида обеспечения.

В целях стимулирования более продолжительной трудовой деятельности для граждан, принявших решение работать после достижения пенсионного возраста и отсрочить назначение пенсии, в Стратегии предлагается предусмотреть её установление в более высоком размере.

Реализовать Стратегию предполагается в несколько этапов. В связи с этим распоряжением утверждается план-график подготовки проектов федеральных законов, направленных на её реализацию.

Распоряжение от 25 декабря 2012 г. №2524-р

Стратегию долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации;

план-график подготовки проектов федеральных законов по реализации Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации.

Председатель Правительства
Российской Федерации Д.Медведев

Утверждена Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы РФ

Москва. 27 декабря. ИНТЕРФАКС — Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев своим распоряжением утвердил Стратегию долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации и план-график подготовки проектов федеральных законов по ее реализации.

Как сообщает пресс-служба правительства РФ, проект распоряжения внесен Минтрудом России в целях выполнения поручения президента РФ от 2 октября 2012 года.

Необходимость подготовки Стратегии обусловлена экономическими и демографическими вызовами, стоящими перед отечественной системой пенсионного страхования, говорится в сообщении.

Основными целями Стратегии развития пенсионной системы являются: гарантирование социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения; обеспечение сбалансированности и долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы, подчеркнули в пресс-службе.

Реализация Стратегии позволит решить целый ряд задач. Речь идет, в частности, об обеспечении коэффициента замещения трудовой пенсией по старости утраченного заработка до 40% при нормативном страховом стаже и средней заработной плате в Российской Федерации (к 2030 г. — 35,4%); достижении приемлемого уровня пенсий для среднего класса за счет участия в корпоративных и частных пенсионных системах (дополнительно не менее 15% коэффициента замещения).

Среди задач — обеспечение среднего размера трудовой пенсии по старости не менее 2,5 — 3 прожиточных минимумов пенсионера (в 2030 году не менее 3 ПМП); поддержание приемлемого уровня страховой нагрузки для субъектов экономической деятельности с единым тарифом страховых взносов для всех категорий работодателей; обеспечение сбалансированности формируемых пенсионных прав с источниками их финансирования; развитие трехуровневой пенсионной системы для групп с разными доходами (для средне- и высокодоходных категорий — с опорой на добровольное пенсионное страхование и негосударственное пенсионное обеспечение); повышение эффективности накопительной составляющей пенсионной системы.

Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации

Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597. Стратегия разрабатывалась Министерством труда России и Пенсионным фондом Российской Федерации совместно с заинтересованными ведомствами в рамках рабочей группы при Минтруда России.

Положения проекта Стратегии широко обсуждались в средствах массовой информации, на заседаниях Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Российском союзе промышленников и предпринимателей. Текст Стратегии опубликован на сайте Минтруда России (www.rosmintrud.ru).

Стратегия определяет направления и задачи по обеспечению развития в Российской Федерации пенсионной системы, которая будет адекватна экономическому развитию страны и при этом соответствовать международным стандартам.

В соответствии со Стратегией, основными задачами реформирования пенсионной системы являются гарантирование социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения и долгосрочная финансовая устойчивость пенсионной системы.

Читайте так же:  Трудовая и государственная пенсии по инвалидности

При этом, необходимо обеспечить:

  • 40%-ный коэффициент замещения заработка трудовой пенсией по старости (при нормативном страховом стаже и средней заработной плате) и приемлемый уровень пенсий для среднего класса за счет участия в корпоративных и частных пенсионных системах;
  • · обеспечение минимальных гарантий не ниже величины прожиточного минимума пенсионера;
  • · адекватный уровень страховой нагрузки на работодателей с тарифом, единым для всех категорий страхователей;
  • · обеспечение сбалансированности формируемых пенсионных прав с источниками их финансирования;
  • · повышение эффективности накопительной составляющей пенсионной системы.

Стратегия предусматривает реализацию в России трехуровневой модели:

1-й уровень — трудовая пенсия (государственная пенсия) в рамках государственной (публичной) системы обязательного пенсионного страхования. Формируется за счет страховых взносов и межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. За счет этого уровня должен обеспечиваться коэффициент замещения утраченного заработка до 40%.

2-й уровень — корпоративная пенсия. Формируется работодателем при возможном участии работника на основании индивидуального трудового и (или) коллективного договоров либо отраслевого тарифного соглашения. Это еще до 15% от утраченного заработка;

3-й уровень — частная пенсия. Формируется самим работником. Это может дать еще до 5% утраченного заработка.

Стратегия не содержит предложений по повышению общеустановленного пенсионного возраста — 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин.

Основные направления реализации Стратегии:

— совершенствование тарифно-бюджетной политики. Ключевой принцип — обязательность уплаты страховых взносов, а также установление единых тарифов страховых взносов в отношении всех категорий работодателей на приемлемом уровне. Предлагается поэтапное приведение в соответствие с уровнем пенсионных выплат размера страхового взноса для самозанятого населения (индивидуальные преджприниматели, фермеры, адвокаты, нотариусы и др).

Пример: сегодня их платеж в ПФР рассчитывается исходя из одного минимального размера труда и составляет 14,3 тыс руб. в год, тогда как размер страхового взноса наемного работника достигает 112 тыс. в год. При этом пенсии обеих категорий граждан являются соразмерными.

— реформирование института досрочных пенсий . Стратегия предусматривает установление дополнительного тарифа страховых взносов для страхователей в отношении работников, работающих на рабочих местах с особыми условиями труда.

Пример: В настоящее время финансирование пенсий пенсионерам-досрочникам осуществляется не за счет дополнительных страховых взносов работодателей, а за счет общих доходов бюджета ПФР (т.е. из взносов за всех работающих граждан, в т.ч. и тех, кто на досрочную пенсию не пойдет). При этом, работодатели не заинтересованы в сокращении рабочих мест с вредными и опасными условиями труда, потому что работники получают льготную пенсию, которая самим работодателям ничего не стоит. Кроме того, право на досрочную пенсию получают и те граждане, вред здоровью которых за время работы не нанесен, но их профессия включена в Списки № 1 и № 2 (вредных и опасных производств).

К сведению: 75% пенсионеров-«досрочников» (2,4 миллиона человек)продолжают работать после назначения им пенсии.

В Стратегии предлагается экономически стимулировать работодателя к улучшению условий труда работников, а также изменить ситуацию, когда право на получение досрочных пенсий предоставляется безотносительно к фактическим условиям труда, показателям здоровья и трудоспособности работников и когда издержки по обеспечению прав отдельных граждан на досрочную пенсию, по сути, несут все пенсионеры страны.

Дополнительный тариф страховых взносов для страхователей в отношении выплат лицам, работающим на рабочих местах, включенных в Список № 1, на 2013 год — 4%, на 2014 год — 6%, на 2015 год — 9%, а в отношении выплат лицам, работающим на рабочих местах, включенных в Список № 2 и в «малые списки», на 2013 год — 2%, на 2014 год — 4%, на 2015 год — 6%.

Видео (кликните для воспроизведения).

При этом для работников, занятых на производствах с особыми условиями труда, сохраняются льготы и компенсации.

С учетом различий в приобретенных правах на досрочную трудовую пенсию предлагается выделить три категории лиц, в отношении которых следует использовать следующие подходы к реформированию досрочных пенсий.

1) Сохраняется право на назначение и выплату досрочных трудовых пенсий в рамках обязательного пенсионного страхования для лиц, имеющих «полный» для назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного возраста стаж на соответствующих видах работ (далее — специальный стаж).

2) Лица, имеющие «неполный» специальный стаж и не сформировавшие права на досрочную трудовую пенсию, приобретают право на включение в специальный стаж периодов работы при уплате за них страховых взносов в увеличенном на дополнительный тариф размере, при этом они сохраняют право на назначение досрочных трудовых пенсий.

Предлагается также на основе положений, зафиксированных в коллективных договорах либо трудовых договорах, создать систему социальных гарантий в части, касающейся добровольного пенсионного страхования или негосударственного пенсионного обеспечения для формирования дополнительных пенсионных прав этих работников либо установления им надбавок к заработной плате, либо предоставления иных видов социальных гарантий и компенсаций. При реализации этого подхода работодатели будут освобождаться от уплаты страховых взносов в увеличенном на дополнительный тариф размере.

3) В отношении лиц, не имеющих специального стажа, работодатели в рамках процедур социального партнерства могут предоставлять определенные социальные гарантии — право на корпоративную пенсию («досрочную» и (или) дополнительную) или иные гарантии и компенсации, включая страхование на случай утраты заработка вследствие досрочной потери профессиональной трудоспособности в связи с длительной занятостью работников в условиях с опасными и вредными производственными факторами.

В качестве дополнительной гарантии для работников, занятых на рабочих местах, включенных в Списки, предлагается продлить срок действия Программы государственного софинансирования добровольных пенсионных накоплений.

В условиях перехода на «эффективный контракт» в отношении педагогических, медицинских и творческих работников предлагается изменить механизм досрочного выхода на пенсию через постепенное увеличение требований к стажу, необходимому для досрочного назначения пенсии.

— реформирование института накопительной составляющей пенсионной системы. Десятилетний опыт формирования пенсионных накоплений в России показал ряд проблем накопительной составляющей пенсионной системы, основными из которых являются снижение пенсионных прав граждан, принудительно включенных в обязательную накопительную систему, по сравнению с правами, формирующимися в распределительной системе и недостаточная финансовая устойчивость негосударственных пенсионных фондов и возрастающие по мере увеличения объемов пенсионных накоплений риски, связанные с обеспечением пенсионных выплат;

Читайте так же:  Взыскание налога и пени с налогоплательщиков осуществляется

Пример: при прочих равных условиях расчетный размер трудовой пенсии по старости у гражданина 1966 года рождения (не имеющего пенсионных накоплений по обязательному пенсионному страхованию) будет на 2 987 руб. (на 13,8) выше, чем у гражданина 1967 года (за которого работодатель отчислял страховые взносы на накопительную часть пенсии по ОПС).

Для восстановления пенсионных прав застрахованных лиц и снижения рисков накопительной составляющей пенсионной системы в среднесрочной перспективе Стратегия предлагает рассмотреть вопрос:

  • · об оптимизации до 2% тарифа страховых взносов на накопительную составляющую пенсионной системы и направлении 4% в солидарную часть пенсии;
  • · о предоставлении в последующем застрахованным лицам права самостоятельного выбора в отношении 2% тарифа страховых взносов: остаться в государственной пенсионной системе солидарного характера или формировать свои пенсионные права в рамках накопительной системы;
  • · о поэтапном переводе накопительной составляющей из системы обязательного пенсионного страхования в систему добровольного пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспечения;
  • · о стимулировании работников к уплате дополнительных страховых взносов из их заработной платы в накопительную составляющую с учетом уровня их дохода и возраста.

При этом все ранее сформированные в рамках накопительной системы пенсионные права сохраняются и продолжают реализовываться в установленном порядке, а накопленные средства не изымаются.

— развитие системы корпоративного пенсионного обеспечения. Для реализации корпоративных пенсионных систем Стратегией предусматривается установление требований по стандартизации финансовых пенсионных продуктов, контролю и надзору за ними, а также налоговых льгот для финансирования пенсионных выплат. Корпоративное пенсионное обеспечение будет осуществляться на основании договора о корпоративной пенсионной программе (пенсионном продукте).

Такая система обеспечит большую защищенность пенсионных прав работника, гарантию доходности накоплений и контроль со стороны государства.

Главное основание для назначения досрочной пенсии в рамках корпоративных пенсионных систем – оценка рабочих мест по условиям труда.

— совершенствование системы формирования пенсионных прав . Основным принципом совершенствования системы формирования пенсионных прав является предоставление гражданам дифференцированного пенсионного обеспечения с учетом личного участия в государственной пенсионной системе солидарного характера, то есть размер пенсии будет зависеть от участия граждан в распределительной составляющей пенсионной системы и стажа работы.

В рамках новой системы должен обеспечиваться коэффициент замещения трудовой пенсией по старости утраченного заработка до 40% при нормативном страховом стаже и средней заработной плате.

При этом для среднего класса будут созданы условия для достижения приемлемого уровня пенсий за счет участия в корпоративных и частных пенсионных системах.

Предлагается на переходный период производить расчет трудовой пенсии исходя из нормативного стажа. В долгосрочной перспективе с учетом изменений демографической ситуации предусмотрено доведение нормативной продолжительности трудового стажа до уровня, обеспечивающего сбалансированность прав и обязательств (в современных демографических параметрах при 40 годах нормативного стажа уплаты страховых взносов).

В целях стимулирования более продолжительной трудовой деятельности для граждан, принявших решение работать после достижения пенсионного возраста и отсрочить назначение пенсии, предусмотреть ее установление в более высоком размере за счет введения льготного порядка перерасчета пенсионных прав.

В долгосрочной перспективе с учетом роста заработной платы и сохранения способности граждан к трудовой деятельности будет создан механизм по осуществлению выплаты пенсии работающим пенсионерам исходя из уровня оплаты труда.

Стратегию предполагается реализовать в 3 этапа, а также выделить ряд мер, осуществляемых на постоянной основе и (или), при необходимости, с учетом анализа развития экономической ситуации.

Первый этап — 2013-15 гг., второй этап — 2016-20 гг., третий — до 2030 года. Календарные сроки в увязке с предлагаемыми изменениями представлены в Стратегии.

Основные количественные параметры Стратегии представлены в презентации к данной справке.

Реализация Стратегии позволит обеспечить достойный уровень пенсий гражданам на основе принципа социальной справедливости. В результате формируется понятная и прозрачная пенсионная система, позволяющая гражданам выбирать наиболее приемлемую для них пенсионную стратегию.

Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации

Основными целями развития пенсионной системы являются:

  • гарантирование социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения;
  • обеспечение сбалансированности и долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы.

Задачами развития пенсионной системы являются:

  • обеспечение коэффициента замещения трудовой пенсией по старости до 40 процентов утраченного заработка при нормативном страховом стаже и средней заработной плате;
  • достижение приемлемого уровня пенсии для среднего класса за счет участия в корпоративных и частных пенсионных системах;
  • обеспечение среднего размера трудовой пенсии по старости не менее 2,5 — 3 прожиточных минимумов пенсионера;
  • поддержание приемлемого уровня страховой нагрузки для субъектов экономической деятельности с единым тарифом страховых взносов для всех категорий работодателей;
  • обеспечение сбалансированности формируемых пенсионных прав с источниками их финансового обеспечения;
  • развитие трехуровневой пенсионной системы для групп с разными доходами (для средне — и высокодоходных категорий — с опорой на добровольное пенсионное страхование и негосударственное пенсионное обеспечение);
  • повышение эффективности накопительной составляющей пенсионной системы.

Параметры пенсионной системы должны быть связаны с базовыми макроэкономическими и демографическими показателями.

Для достижения указанных целей должна быть осуществлена модернизация основных институтов пенсионной системы. При этом необходимо обеспечить преемственность и сохранить социально-страховой принцип функционирования этой системы, согласно которому трудовая пенсия представляет собой компенсацию части утраченной заработной платы работника в случаях достижения им пенсионного возраста, наступления инвалидности, а также в связи со смертью кормильца (применительно к нетрудоспособным членам семьи умершего работника).

Пенсионная система должна базироваться на 3-уровневой модели:

  • первый уровень — трудовая пенсия (государственная пенсия) в рамках государственной (публичной) системы обязательного пенсионного страхования, формируемая за счет страховых взносов и межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
  • второй уровень — корпоративная пенсия, формируемая работодателем при возможном участии работника на основании трудового и (или) коллективного договоров либо отраслевого соглашения;
  • третий уровень — частная пенсия, формируемая работником (физическим лицом).

Опубликован окончательный проект Стратегии развития пенсионной системы

На сайте Минтруда размещен проект Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы РФ в том варианте, который сегодня был направлен президенту РФ.

Читайте так же:  Досрочная пенсия учителям по новой пенсионной

«Стратегия определяет направления и задачи по обеспечению развития в РФ пенсионной системы, которая будет адекватна экономическому развитию РФ, при этом соответствовать международным стандартам», — говорится в сообщении Минтруда.

Основными целями развития пенсионной системы являются гарантирование социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения и долгосрочная финансовая устойчивость пенсионной системы.

Задачами развития пенсионной системы являются ряд положений, таких, как: обеспечение коэффициента замещения трудовой пенсией по старости до 40 процентов при нормативном страховом стаже и средней заработной плате, совокупного минимального дохода пенсионера на уровне не ниже величины прожиточного минимума пенсионера, а также среднего размера трудовой пенсии по старости не менее 2,5 — 3 прожиточных минимумов пенсионера.

Ранее президент потребовал организовать общественное обсуждение пенсионной реформы. «Считаю, что кабинет министров должен организовать самое широкое обсуждение одного из ключевых вопросов экономики. Причем с участием не только руководства Минтруда, но и вице-премьеров, которые отвечают за социальные вопросы и экономику», — заявил Путин, призвав включиться в работу и Открытое правительство.

Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы россии

Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597. Стратегия разрабатывалась Министерством труда России и Пенсионным фондом Российской Федерации совместно с заинтересованными ведомствами в рамках рабочей группы при Минтруда России.

Положения проекта Стратегии широко обсуждались в средствах массовой информации, на заседаниях Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Российском союзе промышленников и предпринимателей. Текст Стратегии опубликован на сайте Минтруда России (www.rosmintrud.ru).

Стратегия определяет направления и задачи по обеспечению развития в Российской Федерации пенсионной системы, которая будет адекватна экономическому развитию страны и при этом соответствовать международным стандартам.

В соответствии со Стратегией, основными задачами реформирования пенсионной системы являются гарантирование социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения и долгосрочная финансовая устойчивость пенсионной системы.

При этом, необходимо обеспечить:

  • 40%-ный коэффициент замещения заработка трудовой пенсией по старости (при нормативном страховом стаже и средней заработной плате) и приемлемый уровень пенсий для среднего класса за счет участия в корпоративных и частных пенсионных системах;
  • обеспечение минимальных гарантий не ниже величины прожиточного минимума пенсионера;
  • адекватный уровень страховой нагрузки на работодателей с тарифом, единым для всех категорий страхователей;
  • обеспечение сбалансированности формируемых пенсионных прав с источниками их финансирования;
  • повышение эффективности накопительной составляющей пенсионной системы.

Стратегия предусматривает реализацию в России трехуровневой модели:

1-й уровень — трудовая пенсия (государственная пенсия) в рамках государственной (публичной) системы обязательного пенсионного страхования. Формируется за счет страховых взносов и межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. За счет этого уровня должен обеспечиваться коэффициент замещения утраченного заработка до 40%.

2-й уровень — корпоративная пенсия. Формируется работодателем при возможном участии работника на основании индивидуального трудового и (или) коллективного договоров либо отраслевого тарифного соглашения. Это еще до 15% от утраченного заработка;

3-й уровень — частная пенсия. Формируется самим работником. Это может дать еще до 5% утраченного заработка.

Стратегия не содержит предложений по повышению общеустановленного пенсионного возраста — 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин.

Основные направления реализации Стратегии:

— совершенствование тарифно-бюджетной политики.Ключевой принцип — обязательность уплаты страховых взносов, а также установление единых тарифов страховых взносов в отношении всех категорий работодателей на приемлемом уровне. Предлагается поэтапное приведение в соответствие с уровнем пенсионных выплат размера страхового взноса для самозанятого населения (индивидуальные преджприниматели, фермеры, адвокаты, нотариусы и др).

Пример: сегодня их платеж в ПФР рассчитывается исходя из одного минимального размера труда и составляет 14,3 тыс руб. в год, тогда как размер страхового взноса наемного работника достигает 112 тыс. в год. При этом пенсии обеих категорий граждан являются соразмерными.

— реформирование института досрочных пенсий. Стратегия предусматривает установление дополнительного тарифа страховых взносов для страхователей в отношении работников, работающих на рабочих местах с особыми условиями труда.

Пример:В настоящее время финансирование пенсий пенсионерам-досрочникам осуществляется не за счет дополнительных страховых взносов работодателей, а за счет общих доходов бюджета ПФР (т.е. из взносов за всех работающих граждан, в т.ч. и тех, кто на досрочную пенсию не пойдет). При этом, работодатели не заинтересованы в сокращении рабочих мест с вредными и опасными условиями труда, потому что работники получают льготную пенсию, которая самим работодателям ничего не стоит. Кроме того, право на досрочную пенсию получают и те граждане, вред здоровью которых за время работы не нанесен, но их профессия включена в Списки № 1 и № 2 (вредных и опасных производств).

К сведению: 75% пенсионеров-«досрочников» (2,4 миллиона человек)продолжают работать после назначения им пенсии.

В Стратегии предлагается экономически стимулировать работодателя к улучшению условий труда работников, а также изменить ситуацию, когда право на получение досрочных пенсий предоставляется безотносительно к фактическим условиям труда, показателям здоровья и трудоспособности работников и когда издержки по обеспечению прав отдельных граждан на досрочную пенсию, по сути, несут все пенсионеры страны.

Дополнительный тариф страховых взносов для страхователей в отношении выплат лицам, работающим на рабочих местах, включенных в Список № 1, на 2013 год — 4%, на 2014 год — 6%, на 2015 год — 9%, а в отношении выплат лицам, работающим на рабочих местах, включенных в Список № 2 и в «малые списки», на 2013 год — 2%, на 2014 год — 4%, на 2015 год — 6%.

При этом для работников, занятых на производствах с особыми условиями труда, сохраняются льготы и компенсации.

С учетом различий в приобретенных правах на досрочную трудовую пенсию предлагается выделить три категории лиц, в отношении которых следует использовать следующие подходы к реформированию досрочных пенсий.

1) Сохраняется право на назначение и выплату досрочных трудовых пенсий в рамках обязательного пенсионного страхования для лиц, имеющих «полный» для назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного возраста стаж на соответствующих видах работ (далее — специальный стаж).

Читайте так же:  Возврат налога за лечение сколько процентов

2) Лица, имеющие «неполный» специальный стаж и не сформировавшие права на досрочную трудовую пенсию, приобретают право на включение в специальный стаж периодов работы при уплате за них страховых взносов в увеличенном на дополнительный тариф размере, при этом они сохраняют право на назначение досрочных трудовых пенсий.

Предлагается также на основе положений, зафиксированных в коллективных договорах либо трудовых договорах, создать систему социальных гарантий в части, касающейся добровольного пенсионного страхования или негосударственного пенсионного обеспечения для формирования дополнительных пенсионных прав этих работников либо установления им надбавок к заработной плате, либо предоставления иных видов социальных гарантий и компенсаций. При реализации этого подхода работодатели будут освобождаться от уплаты страховых взносов в увеличенном на дополнительный тариф размере.

3) В отношении лиц, не имеющих специального стажа, работодатели в рамках процедур социального партнерства могут предоставлять определенные социальные гарантии — право на корпоративную пенсию («досрочную» и (или) дополнительную) или иные гарантии и компенсации, включая страхование на случай утраты заработка вследствие досрочной потери профессиональной трудоспособности в связи с длительной занятостью работников в условиях с опасными и вредными производственными факторами.

В качестве дополнительной гарантии для работников, занятых на рабочих местах, включенных в Списки, предлагается продлить срок действия Программы государственного софинансирования добровольных пенсионных накоплений.

В условиях перехода на «эффективный контракт» в отношении педагогических, медицинских и творческих работников предлагается изменить механизм досрочного выхода на пенсию через постепенное увеличение требований к стажу, необходимому для досрочного назначения пенсии.

— реформирование института накопительной составляющей пенсионной системы. Десятилетний опыт формирования пенсионных накоплений в России показал ряд проблем накопительной составляющей пенсионной системы, основными из которых являются снижение пенсионных прав граждан, принудительно включенных в обязательную накопительную систему, по сравнению с правами, формирующимися в распределительной системе и недостаточная финансовая устойчивость негосударственных пенсионных фондов и возрастающие по мере увеличения объемов пенсионных накоплений риски, связанные с обеспечением пенсионных выплат;

Пример: при прочих равных условиях расчетный размер трудовой пенсии по старости у гражданина 1966 года рождения (не имеющего пенсионных накоплений по обязательному пенсионному страхованию) будет на 2 987 руб. (на 13,8) выше, чем у гражданина 1967 года (за которого работодатель отчислял страховые взносы на накопительную часть пенсии по ОПС).

Для восстановления пенсионных прав застрахованных лиц и снижения рисков накопительной составляющей пенсионной системы в среднесрочной перспективе Стратегия предлагает рассмотреть вопрос:

  • об оптимизации до 2% тарифа страховых взносов на накопительную составляющую пенсионной системы и направлении 4% в солидарную часть пенсии;
  • о предоставлении в последующем застрахованным лицам права самостоятельного выбора в отношении 2% тарифа страховых взносов: остаться в государственной пенсионной системе солидарного характера или формировать свои пенсионные права в рамках накопительной системы;
  • о поэтапном переводе накопительной составляющей из системы обязательного пенсионного страхования в систему добровольного пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспечения;
  • о стимулировании работников к уплате дополнительных страховых взносов из их заработной платы в накопительную составляющую с учетом уровня их дохода и возраста.

При этом все ранее сформированные в рамках накопительной системы пенсионные права сохраняются и продолжают реализовываться в установленном порядке, а накопленные средства не изымаются.

— развитие системы корпоративного пенсионного обеспечения. Для реализации корпоративных пенсионных систем Стратегией предусматривается установление требований по стандартизации финансовых пенсионных продуктов, контролю и надзору за ними, а также налоговых льгот для финансирования пенсионных выплат. Корпоративное пенсионное обеспечение будет осуществляться на основании договора о корпоративной пенсионной программе (пенсионном продукте).

Такая система обеспечит большую защищенность пенсионных прав работника, гарантию доходности накоплений и контроль со стороны государства.

Главное основание для назначения досрочной пенсии в рамках корпоративных пенсионных систем – оценка рабочих мест по условиям труда.

— совершенствование системы формирования пенсионных прав. Основным принципом совершенствования системы формирования пенсионных прав является предоставление гражданам дифференцированного пенсионного обеспечения с учетом личного участия в государственной пенсионной системе солидарного характера, то есть размер пенсии будет зависеть от участия граждан в распределительной составляющей пенсионной системы и стажа работы.

В рамках новой системы должен обеспечиваться коэффициент замещения трудовой пенсией по старости утраченного заработка до 40% при нормативном страховом стаже и средней заработной плате.

При этом для среднего класса будут созданы условия для достижения приемлемого уровня пенсий за счет участия в корпоративных и частных пенсионных системах.

Предлагается на переходный период производить расчет трудовой пенсии исходя из нормативного стажа. В долгосрочной перспективе с учетом изменений демографической ситуации предусмотрено доведение нормативной продолжительности трудового стажа до уровня, обеспечивающего сбалансированность прав и обязательств (в современных демографических параметрах при 40 годах нормативного стажа уплаты страховых взносов).

В целях стимулирования более продолжительной трудовой деятельности для граждан, принявших решение работать после достижения пенсионного возраста и отсрочить назначение пенсии, предусмотреть ее установление в более высоком размере за счет введения льготного порядка перерасчета пенсионных прав.

В долгосрочной перспективе с учетом роста заработной платы и сохранения способности граждан к трудовой деятельности будет создан механизм по осуществлению выплаты пенсии работающим пенсионерам исходя из уровня оплаты труда.

Стратегию предполагается реализовать в 3 этапа, а также выделить ряд мер, осуществляемых на постоянной основе и (или), при необходимости, с учетом анализа развития экономической ситуации.

Первый этап — 2013-15 гг., второй этап — 2016-20 гг., третий — до 2030 года. Календарные сроки в увязке с предлагаемыми изменениями представлены в Стратегии.

Основные количественные параметры Стратегии представлены в презентации к данной справке.

Реализация Стратегии позволит обеспечить достойный уровень пенсий гражданам на основе принципа социальной справедливости. В результате формируется понятная и прозрачная пенсионная система, позволяющая гражданам выбирать наиболее приемлемую для них пенсионную стратегию.

Видео (кликните для воспроизведения).

По информации Пенсионного фонда РФ

Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы россии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here