Содержание
Налоговое администрирование. Структура налоговых органов РФ, их полномочия и функции
Налоговое администрирование
Налоговое администрирование – это процесс управления налоговым производством, реализуемый налоговыми и иными органами (налоговыми администрациями), обладающими определенными властными полномочиями в отношении налогоплательщиков и плательщиков сборов.
Предмет налогового администрирования — налоговое производство.
Объект налогового администрирования — процесс управления налоговым производством.
Субъекты налогового администрирования — налоговые и иные органы (налоговые администрации).
Налоговое производство — это совокупность законодательно установленных приемов, способов и методик, определяющих порядок добровольного исполнения налогового обязательства налогоплательщика, и полномочий налоговых администраций по контролированию, регулированию и принуждению налогоплательщиков к исполнению этого обязательства.
Налоговые администрации — это государственные налоговые и иные органы, которым на законодательной основе предоставлены определенные властные (административные) полномочия в отношении налогоплательщиков и плательщиков сборов.
В соответствии со ст. 30 НК РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ иных обязательных платежей.
В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.
Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ.
Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют:
-
- с федеральными органами исполнительной власти;
- с органами исполнительной власти субъектов РФ;
- с органами местного самоуправления;
- с государственными внебюджетными фондами
посредством реализации полномочий, предусмотренных НК РФ и иными нормативными правовыми актами РФ.
Структура налоговых органов РФ
Структура ФНС (https://www.nalog.ru/rn77/about_fts/fts/structure_fts/):
- Руководство и Центральный аппарат ФНС России;
- межрегиональные инспекции ФНС России:
- по федеральным округам (8 округов);
- по крупнейшим налогоплательщикам (№1-9);
- по ценообразованию для целей налогообложения;
- по централизованной обработке данных;
- по камеральному контролю
- Управления ФНС России по субъектам РФ, в которые входят инспекции ФНС России в субъектах РФ.
В соответствии со ст. 6 Закона РФ от 21 марта 1991 г. N 943-I «О налоговых органах РФ» главными задачами налоговых органов являются контроль:
-
- за соблюдением законодательства о налогах и сборах;
- за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов, сборов и страховых взносов, соответствующих пеней, штрафов, процентов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, — иных обязательных платежей.
Функции налоговых органов РФ
Основные функции налоговых органов РФ:
-
- обеспечение исполнения и соблюдения налогового законодательства, выработка механизмов налогового администрирования с целью обеспечения своевременного и полного поступления налогов в бюджеты всех уровней;
- участие в подготовке проектов законов и других нормативных правовых актов по вопросам налогообложения, в том числе договоров с другими государствами;
- разъяснение налогоплательщикам их прав и обязанностей;
- своевременное информирование налогоплательщиков об изменениях налогового законодательства.
Полномочия налоговых органов
Права налоговых органов установлены ст. 31 НК РФ, в соответствии с которой налоговые органы вправе:
Остальные полномочия (контролировать, разъяснять, информировать и т.д.) вытекают из задач и функций налоговых органов.
Структура федеральной налоговой службы российской федерации
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.
Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документаПриказ Федеральной налоговой службы от 23 марта 2018 г. N ММВ-7-4/[email protected] «О структуре центрального аппарата Федеральной налоговой службы»
В целях совершенствования структуры центрального аппарата Федеральной налоговой службы, на основании пункта 9.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года N 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе», приказываю:
1. Упразднить в структуре центрального аппарата Федеральной налоговой службы:
1.1. Управление расчетов с бюджетом.
1.2. Управление обеспечения контроля оборота товаров.
1.3. Управление стандартов и международного сотрудничества.
1.4. В структуре Управления информационных технологий:
отдел взаимодействия со СМИ.
1.5. В структуре Управления модернизации налоговых органов:
отдел методологии интернет-сервисов.
2. Создать в структуре центрального аппарата Федеральной налоговой службы:
2.1. Управление интерактивных сервисов в составе:
отдел управления данными;
отдел развития сервисов и интернет-проектов;
отдел внешней информационной политики;
отдел организации функционирования интернет сервиса «Личный кабинет налогоплательщика»;
отдел оказания услуг налогоплательщикам;
отдел стандартов и контроля качества услуг.
2.2. Управление международного сотрудничества и валютного контроля в составе:
отдел международного сотрудничества;
отдел международного автоматического обмена информацией;
отдел валютного контроля;
2.3. В структуре Управления по работе с задолженностью:
отдел расчетов с бюджетом;
отдел совершенствования технологии работы с платежами.
2.4. В структуре Аналитического управления:
отдел сопровождения деятельности по маркировке;
отдел интеграции корпоративных систем по маркировке.
2.5. В структуре Управления оперативного контроля:
отдел мониторинга и анализа данных маркировки.
3.1. Функции упраздненного Управления расчетов с бюджетом:
3.1.1. Управлению интерактивных сервисов — в части:
методологического и организационного обеспечения, контроля деятельности единого Контакт-центра ФНС России;
осуществления налоговыми органами полномочий с привлечением ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России.
3.1.2. Управлению регистрации и учета налогоплательщиков — в части обеспечения исполнения ФНС России полномочий оператора Федеральной информационной адресной системы.
3.1.3. Управлению по работе с задолженностью — другие функции, за исключением функций, перечисленных в пунктах 3.1.1, 3.1.2.
3.2. Функции упраздненного Управления обеспечения контроля оборота товаров:
3.2.1. Аналитическому управлению — в части функционирования системы контроля оборота товаров и агрегирования данных маркировки товаров.
3.2.2. Управлению оперативного контроля — в части использования данных о движении маркированных товаров в контрольной деятельности.
4. Установить предельную численность структурных подразделений центрального аппарата ФНС России:
Руководство (руководитель и его заместители) — 11 единиц;
Помощники (советники) руководителя — 7 единиц;
Аналитическое управление — 58 единиц;
Контрольное управление — 81 единица;
Управление налогообложения юридических лиц — 45 единиц;
Управление кадров — 75 единиц;
Финансовое управление — 63 единицы;
Управление информационных технологий — 54 единицы;
Правовое управление — 65 единиц;
Управление по работе с задолженностью — 66 единиц;
Управление досудебного урегулирования налоговых споров — 98 единиц;
Административно-контрольное управление — 108 единиц;
Управление налогообложения доходов физических лиц и администрирования страховых взносов — 28 единиц;
Управление модернизации налоговых органов — 28 единиц;
Управление трансфертного ценообразования — 43 единицы;
Управление регистрации и учета налогоплательщиков — 42 единицы;
Управление камерального контроля — 52 единицы;
Управление контроля налоговых органов — 31 единица;
Управление международного сотрудничества и валютного контроля — 39 единиц;
Управление обеспечения процедур банкротства — 52 единицы;
Управление оперативного контроля — 33 единицы;
Управление налогообложения имущества — 25 единиц;
Управление интерактивных сервисов — 44 единицы.
5. Заместителю руководителя Федеральной налоговой службы Д.Ю. Григоренко установленным порядком:
5.1. Представить на утверждение:
проект положения об Управлении интерактивных сервисов;
проект штатного расписания Управления интерактивных сервисов с учетом пунктов 2, 4 настоящего приказа.
5.2. Совместно с начальником Управления модернизации налоговых органов И.А. Мирошниковой представить на утверждение:
проект положения об Управлении модернизации налоговых органов;
5.3. Совместно с начальником Управления регистрации и учета налогоплательщиков В.Г. Колесниковым представить на утверждение:
проект положения об Управлении регистрации и учета налогоплательщиков с учетом пункта 3 настоящего приказа;
проект штатного расписания Управления регистрации и учета налогоплательщиков с учетом пункта 4 настоящего приказа.
6. Заместителю руководителя Федеральной налоговой службы К.Н. Чекмышеву совместно с начальником Управления по работе с задолженностью Л.В. Загайновым представить на утверждение:
проект положения об Управлении по работе с задолженностью с учетом пункта 3 настоящего приказа;
проект штатного расписания Управления по работе с задолженностью с учетом пунктов 2, 4 настоящего приказа.
7. Заместителю руководителя Федеральной налоговой службы А.Н. Батуркину совместно с начальником Аналитического управления В.Н. Засько установленным порядком представить на утверждение:
проект положения об Аналитическом управлении с учетом пункта 3 настоящего приказа;
проект штатного расписания Аналитического управления с учетом пунктов 2, 4 настоящего приказа.
8. Заместителю руководителя Федеральной налоговой службы Д.В. Егорову совместно с начальником Управления оперативного контроля А.В. Будариным установленным порядком представить на утверждение:
проект положения об Управлении оперативного контроля с учетом пункта 3 настоящего приказа;
проект штатного расписания Управления оперативного контроля с учетом пунктов 2, 4 настоящего приказа.
9. Заместителю руководителя Федеральной налоговой службы А.Л. Оверчуку совместно с начальником Управления стандартов и международного сотрудничества Д.В. Вольвачем установленным порядком представить на утверждение:
проект положения об Управлении международного сотрудничества и валютного контроля;
проект штатного расписания Управления международного сотрудничества и валютного контроля с учетом пунктов 2, 4 настоящего приказа.
10. Заместителю руководителя Федеральной налоговой службы А.С. Петрушину совместно с начальником Управления информационных технологий Т.В. Матвеевой установленным порядком представить на утверждение:
проект положения об Управлении информационных технологий;
проект штатного расписания Управления информационных технологий с учетом пунктов 1, 4 настоящего приказа.
11. Заместителю руководителя Федеральной налоговой службы С.А. Аракелову совместно с начальником Управления досудебного урегулирования налоговых споров Е.В. Суворовой установленным порядком представить на утверждение проект штатного расписания Управления досудебного урегулирования налоговых споров с учетом пункта 4 настоящего приказа.
12. Начальнику Финансового управления И.Е. Балашовой внести изменения в штатное расписание центрального аппарата ФНС России с учетом пунктов 1, 2, 4 настоящего приказа.
13. Передать заместителю руководителя Федеральной налоговой службы С.Л. Бондарчук координацию и контроль деятельности Управления налогообложения доходов физических лиц и администрирования страховых взносов.
14. Утвердить структуру центрального аппарата Федеральной налоговой службы в составе 21 управления по основным направлениям деятельности ФНС России согласно приложению к настоящему приказу.
15. Признать утратившими силу:
приказ ФНС России от 06.12.2017 N ММВ-7-4/[email protected] «О распределении обязанностей между руководителем Федеральной налоговой службы и его заместителями» в части установления координации и контроля деятельности Управления налогообложения доходов физических лиц и администрирования страховых взносов;
приложение к приказу ФНС России от 12.01.2017 N ММВ-7-4/[email protected] «О предельной численности федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, структурных подразделений центрального аппарата ФНС России» с изменениями, внесенными приказами ФНС России от 01.02.2017 N ММВ-7-4/[email protected], от 02.03.2017 N ММВ-7-4/[email protected], от 01.06.2017 N ММВ-7-4/[email protected], от 22.09.2017 N ММВ-7-4/[email protected], от 09.11.2017 N ММВ-7-4/[email protected], от 06.12.2017 N ММВ-7-4/[email protected]
16. Приказ вступает в силу с 09.04.2018.
17. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Руководитель Федеральной налоговой службы |
М.В. Мишустин |
Структура
центрального аппарата ФНС России
Обзор документа
Утверждена новая структура центрального аппарата ФНС России в составе 21 управления.
Упразднены управления расчетов с бюджетом, обеспечения контроля оборота товаров, стандартов и международного сотрудничества. В структуре управления информтехнологий упразднены отделы интернет-проектов, взаимодействия со СМИ.
Созданы управления интерактивных сервисов, международного сотрудничества и валютного контроля, по работе с задолженностью. В ряде управлений созданы новые отделы.
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
3.2 Состав, структура, функции, права и обязанности налоговых органов
Важная роль в обеспечении эффективного функционирования налоговой системы РФ отводится налоговым органам, к которым в соответствии с действующим законодательством относится Министерство финансов РФ и Федеральная налоговая служба, включая ее структурные подразделения по всей территории государства.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Система налоговых органов в РФ построена в соответствии с административным и национально-территориальным делением, принятым в РФ, и состоит из трех звеньев. Каждый уровень системы и ее составляющие имеют свои функции и специфику.
Структура налоговых органов представлена на схеме
Министерство финансов РФ (Минфин России)
Федеральная налоговая служба (ФНС России)
Управления ФНС России по субъектам РФ
Организации в ведении ФНС России
Межрегиональные и территориальные инспекции ФНС России
Центральным органом управления налогообложением в РФ является ФНС России.
Основные функции , возложенные на ФНС России по контролю и надзору:
- за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах;
- за правильностью исчисления, полнотой, своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов и иных обязательных платежей;
- за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции;
- за соблюдением валютного законодательства в пределах компетенции налоговых органов;
- за информированием налогоплательщиков по вопросам налогового законодательства и разъяснением системы налогообложения.
ФНС России также является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим:
- государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей;
- представление в делах о банкротстве и процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам.
ФНС России находится в ведении Минфина России.
ФНС России руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, нормативными правовыми актами Минфина России, а также Положением о ФНС России.
ФНС России ведет деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.
ФНС России возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению министра финансов.
Структура налоговых органов утверждается приказом ФНС России. Каждый налоговый орган является самостоятельным юридическим лицом, но в то же время находится в вертикальной подчиненности и входит в единую централизованную систему.
Особенностью реформирования структуры налоговых органов является создание межрегиональных и межрайонных инспекций. В отличие от традиционных инспекций, осуществляющих контроль в зависимости от территориальной принадлежности налогоплательщика, межрегиональные и межрайонные инспекции строят свою работу исходя из категории налогоплательщика и его отраслевой принадлежности.
Межрегиональные инспекции по федеральным округам занимают промежуточное положение между федеральной налоговой службой и территориальными управлениями ФНС России.
Межрегиональные инспекции ФНС России по федеральным округам созданы:
- для осуществления взаимодействия с полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах по вопросам, отнесенным к их компетенции;
- для контроля за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах на территории соответствующего федерального округа;
- для проведения налоговых проверок.
На межрегиональном уровне также существует семь межрегиональных инспекций по крупнейшим налогоплательщикам в следующих сферах:
- разведка, добыча, переработка, транспортировка и реализаций нефти и нефтепродуктов;
- разведка, добыча, переработка, транспортировка и реализация природного газа;
- производство и оборот этилового спирта из всех видов сырья алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукции;
- электроэнергетика, в том числе производство, передача, распределение и реализация электрической и тепловой энергии;
- производство и реализация продукции металлургической промышленности;
- оказание транспортных услуг;
- оказание услуг связи.
Налоговые службы на уровне субъектов РФ (республик, краев) выполняют следующие задачи:
- осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства на территории соответствующего субъекта РФ;
- обеспечивают поступление налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет.
Руководителя Управления ФНС России по субъекту РФ назначает руководитель ФНС России по согласованию с полномочным представителем Президента РФ по соответствующему субъекту Федерации.
Можно выделить два вида инспекций Федеральной налоговой службы межрайонного уровня:
- инспекции ФНС России, контролирующие территорию не одного, а нескольких административных районов;
- инспекции ФНС России, осуществляющие налоговый контроль за крупнейшими налогоплательщиками, которые подлежат налоговому администрированию на региональном уровне.
Права налоговых органов в соответствии со ст. 31 НК РФ:
Обязанности налоговых органов в соответствии со ст. 32 НКРФ:
Таможенные органы . Основной обязанностью таможенных органов является контроль уплаты налогов при перемещении товаров через таможенную границу РФ. Кроме того, они выполняют ряд функций налоговых органов.
Таможенные органы взимают налоги в соответствии с таможенным законодательством и другими федеральными законами, а также с учетом положений НК РФ. При этом Таможенный и Налоговый кодексы Российской Федерации существенно различаются, в том числе в отношении сфер взимания налогов (таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость, акцизы), полномочий, процедур делопроизводства, принятия решений и т.д.
Однако должностные лица таможенных органов исполняют все обязанности должностных лиц налоговых органов, а также другие обязанности, предусмотренные таможенным законодательством.
ФНС России
История налоговых служб это зеркало истории формирования государственности во всём мире. Пока ещё в России, да и в мире, нет примера либертарианской формы правления, предполагающей отмену всех видов налогов. Поэтому знание структуры, функций, полномочий ФНС РФ остаётся актуальным для всех граждан России, а также поддерживающих с ней деловые связи.
Что такое ФНС
ФНС – это орган в подчинение исполнительной ветви власти. В Российской Федерации ФНС была создана 19 марта 2004 года, в структуре Министерства финансов. До этого ведомство называлась налоговой полицией.Орган-предшественник существовал с 1992 года по 2004, подчинялся напрямую президенту и обладал очень широкими полномочиями: ведение оперативно-розыскных мероприятий, ведение слежки, право доступа и обыска в любых учреждениях и частных объектах и др.
Функции и полномочия разработаны Правительством РФ (постановление №506). Состав ФНС Главой налоговой службы назначает Правительство РФ из числа претендентов, предоставленных Министерством финансов. Освобождает от должности главы ФНС тоже Правительство.
У главы есть заместители (на данный момент 7 человек). Утверждает их на должность министр финансов из числа претендентов, предоставляемых главой ФНС. Освобождает от должности тоже глава Минфина.
Иерархия налоговой службы
Центральный аппарат ФНС находится в Москве. В его составе находятся:
- аналитическое управление;
- отдел кадров;
- департамент по обеспечению работы с налогоплательщиками;
- управления по налогообложению; управление финансов;
- отдел правового обеспечения;
- отдел обеспечения информатизации;
- административно-контрольное управление;
- отдел по обеспечению процедур банкротства;
- отдел имущественных налогов.
Управления ФНС по федеральным округам: Центральному, Северо-Западному, Южному, Приволжскому, Уральскому, Сибирскому, Дальневосточному (в его составе имеются отдельные подразделения во всех регионах); — Северо-Кавказскому.
Районные, межрайонные и городские налоговые инспекции.
Полномочия ФНС
Фундамент всей работы ФНС России – Постановление Правительства о создании службы.
- Требовать от физических лиц и организаций полный спектр документов, доказывающих предоставление верной информации в налоговую службу.
- Вызывать граждан для решения возникших к ним вопросов со стороны налоговой службы.
- Проводить проверки по контролю за выполнением налогового законодательства.
- Привлекать граждан в качестве свидетелей в судах.
- Проводить осмотры частных помещений на предмет сокрытия документов, предметов собственности. Оценивать движимое и недвижимое имущество собственников.
- Определять размер налогов на основании категории населения налогоплательщика, оценки стоимости собственности, информации о его доходах и расходах и т.д.
- Приостанавливать действие банковских счетов, контролировать исполнение банками требований о подачи сведений о клиентах.
- Налагать арест на имущество нарушителей налогового законодательства, а также инициировать возбуждение уголовных и административных дел.
ФНС ведёт учётную деятельность по категориям:
- Реестр юридических лиц.
- Реестр налогоплательщиков – физических лиц.
- Учёт физлиц – индивидуальных предпринимателей и фермеров.
- Учёт организаторов лотерей.
- Базы данных ЕГРЮЛ, ЕГРИП и ЕГРН.
Функции ФНС
- Надзор за своевременной, полноразмерной, верной оплаты всех налогов.
- Проверки (внеплановые и плановые) частных и государственных корпораций, физических лиц с целью контроля выполнения трудового и налогового законодательства.
- Консультирование населения по вопросам уплаты налогов.
- Контроль использование электронных налоговых устройств, касс.
- Контроль исполнения законодательства в табачной промышленности.
- Изучение в пределах своей компетенции валютных операций.
- Предоставление необходимой информации в процедурах оформления банкротства.
- Выдача разрешений и надзор иностранных юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации. Регистрация граждан России в статусе индивидуальных предпринимателей.
- Выдача свидетельств о присвоении ИНН. Ведение работы по предупреждению и пресечению случаев коррупции.
- Сотрудничество с иностранными налоговыми ведомствами, другими зарубежными организациями.
- Ведение статистики, подготовка аналитических отчётов для органов государственной власти.
- Контроль за проведением лотерей, уплаты налога с выигрыша.
- Надзорные функции в пределах своих полномочий за организаторами азартных игр в специальных игорных зонах РФ.
Онлайн сервисы
Разработаны с целью существенно облегчить жизнь российских граждан, лишая их «удовольствия» проводить время в долгих очередях. Предлагаемые способы отличаются простотой и доступностью, имеют массу преимуществ.
Список популярных онлайн сервисов:
Программа «Налогоплательщик ЮЛ»
Создана для ведения и сдачи отчетности бухгалтерской и юридической направленности. Значительно упрощает ведение документооборота и внесенные данные всегда будут доступны в электронном виде. Подробнее тут
Состав, структура, функции, права и обязанности налоговых органов
Важная роль в обеспечении эффективного функционирования налоговой системы РФ отводится налоговым органам, к которым в соответствии с действующим законодательством относится Министерство финансов РФ и Федеральная налоговая служба, включая ее структурные подразделения по всей территории государства.
Система налоговых органов в РФ построена в соответствии с административным и национально-территориальным делением, принятым в РФ, и состоит из трех звеньев. Каждый уровень системы и ее составляющие имеют свои функции и специфику. Структура налоговых органов представлена на схеме.
Центральным органом управления налогообложением в РФ является ФНС России.
Основные функции, возложенные на ФНС России по контролю и надзору:
· за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах;
· за правильностью исчисления, полнотой, своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов и иных обязательных платежей;
· за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции;
· за соблюдением валютного законодательства в пределах компетенции налоговых органов;
· за информированием налогоплательщиков по вопросам налогового законодательства и разъяснением системы налогообложения.
· ФНС России также является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим:
· государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей;
· представление в делах о банкротстве и процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам.
ФНС России находится в ведении Минфина России.
ФНС России руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, нормативными правовыми актами Минфина России, а также Положением о ФНС России.
ФНС России ведет деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.
ФНС России возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению министра финансов.
Особенностью реформирования структуры налоговых органов является создание межрегиональных и межрайонных инспекций. В отличие от традиционных инспекций, осуществляющих контроль в зависимости от территориальной принадлежности налогоплательщика, межрегиональные и межрайонные инспекции строят свою работу исходя из категории налогоплательщика и его отраслевой принадлежности.
Межрегиональные инспекции по федеральным округам занимают промежуточное положение между федеральной налоговой службой и территориальными управлениями ФНС России.
Межрегиональные инспекции ФНС России по федеральным округам созданы:
· для осуществления взаимодействия с полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах по вопросам, отнесенным к их компетенции;
· для контроля за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах на территории соответствующего федерального округа;
· для проведения налоговых проверок.
На межрегиональном уровне также существует семь межрегиональных инспекций по крупнейшим налогоплательщикам в следующих сферах:
1. разведка, добыча, переработка, транспортировка и реализаций нефти и нефтепродуктов;
3. производство и оборот этилового спирта из всех видов сырья алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукции;
4. электроэнергетика, в том числе производство, передача, распределение и реализация электрической и тепловой энергии;
5. производство и реализация продукции металлургической промышленности;
6. оказание транспортных услуг;
7. оказание услуг связи.
Налоговые службы на уровне субъектов РФ (республик, краев) выполняют следующие задачи:
· осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства на территории соответствующего субъекта РФ;
· обеспечивают поступление налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет.
· Руководителя Управления ФНС России по субъекту РФ назначает руководитель ФНС России по согласованию с полномочным представителем Президента РФ по соответствующему субъекту Федерации.
· Можно выделить два вида инспекций Федеральной налоговой службы межрайонного уровня:
· инспекции ФНС России, контролирующие территорию не одного, а нескольких административных районов;
· инспекции ФНС России, осуществляющие налоговый контроль за крупнейшими налогоплательщиками, которые подлежат налоговому администрированию на региональном уровне.
Права налоговых органов в соответствии со ст. 31 НК РФ:
· • требовать от налогоплательщика документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов (данное право реализуется при проведении налогового контроля; порядок истребования документов рассмотрен при описании форм и методов налогового контроля);
· проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ (проверки могут быть камеральными и выездными);
· приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков в порядке, предусмотренном НК РФ (операции по счетам приостанавливаются чаще всего в случае непредставления налоговых деклараций в срок, установленный законом, или в качестве одной из мер, обеспечивающих поступление налогов в бюджеты всех уровней; в случае непредставления декларации в установленный срок операции по счету приостанавливаются до момента ее представления; арест на имущество налагается в случаях, предусмотренных налоговым законодательством);
· производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений (выемка документов проводится, когда имеется достаточно оснований полагать, что документы будут сокрыты, изменены или уничтожены);
· осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества (осмотр помещения производится в рамках выездной налоговой проверки);
· определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основе имеющейся информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках (суммы налогов определяются расчетным путем в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налого-
· обложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги);
· взыскивать в бесспорном порядке с юридических лиц недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени в порядке, установленном НК РФ (штрафные санкции взыскиваются только в судебном порядке; с индивидуальных предпринимателей и физических лиц все виды недоимок взыскиваются только в судебном порядке; с юридических лиц — в бесспорном или судебном порядке);
· требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков (это требование реализуется в порядке контроля налогоплательщиков, осуществляющих уплату налогов, а также банков, которые, выступая в роли налоговых агентов, перечисляют денежные средства в соответствующий бюджет);
· привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков (порядок привлечения для контроля рассмотрен при описании форм и методов налогового контроля);
· вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля (свидетель имеет право отказаться от дачи показаний в случаях, предусмотренных законодательством; при этом обязательно составляется протокол опроса свидетеля);
· заявлять ходатайства об аннулировании или приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности (данное право реализуется в случае грубых нарушений налогового законодательства, которые можно квалифицировать как преступления, а также неуплаты (неполной) уплаты налогов);
· предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски по вопросам, связанным с налогообложением (для налогоплательщиков — физических лиц — суд общей юрисдикции, для юридических лиц — арбитражный суд).
Обязанности налоговых органов в соответствии со ст. 32 НКРФ:
· соблюдать законодательство о налогах и сборах — главная обязанность налоговых органов и их должностных лиц (законодательством предусмотрено, что при нарушении закона налоговыми органами налогоплательщик имеет право взыскать убытки, причиненные их неправомерными действиями);
· осуществлять контроль соблюдения законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов (порядок осуществления налогового контроля строго регламентирован НК РФ и иными законодательными и нормативными актами);
· вести в установленном порядке учет налогоплательщиков, включающий в себя своевременную постановку на налоговый учет, присвоение ИНН, КПП, своевременное снятие с учета налогоплательщика и т.д.;
· проводить разъяснительную работу по применению налогового законодательства и других законодательных и нормативных правовых актов, бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, представлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения, давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов (следует иметь в виду, что налоговый орган обязан ответить на запрос налогоплательщика в течение 30 дней);
· осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов (налоговые органы обязаны принять решение об их зачете или возврате в течение 30 дней);
· соблюдать налоговую тайну (понятие «налоговая тайна» возникает с момента постановки налогоплательщика на налоговый учет и заключается в том, что налоговый орган обязан хранить и не разглашать информацию о налогоплательщике — его учредителях, месте жительства, местонахождении, его оборотов по реализации и т.д.).
Таможенные органы. Основной обязанностью таможенных органов является контроль уплаты налогов при перемещении товаров через таможенную границу РФ. Кроме того, они выполняют ряд функций налоговых органов.
Таможенные органы взимают налоги в соответствии с таможенным законодательством и другими федеральными законами, а также с учетом положений НК РФ. При этом Таможенный и Налоговый кодексы Российской Федерации существенно различаются, в том числе в отношении сфер взимания налогов (таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость, акцизы), полномочий, процедур делопроизводства, принятия решений и т.д.
Однако должностные лица таможенных органов исполняют все обязанности должностных лиц налоговых органов, а также другие обязанности, предусмотренные таможенным законодательством.
Контрольные вопросы
1. Какова структура налоговых органов в РФ?
2. Каковы основные функции ФНС России?
3. С какой целью созданы межрегиональные инспекции ФНС России?
4. Каковы задачи, стоящие перед управлениями ФНС России по субъектам РФ?
5. Какие существуют структурные подразделения ФНС России?
6. Каковы права налоговых органов?
7. . В чем заключаются обязанности налоговых органов?
Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 10008 —
| 7789 — или читать все.185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
Юрист ведущей адвокатской конторы Москвы.
Специализация: гражданское право.
Стаж 22 года.