Государственная политика в сфере пенсионного обеспечения

Предлагаем статью на тему: "Государственная политика в сфере пенсионного обеспечения" с понятными комментариями и выводами. С случае возникновения вопросов и для актуализации данных на 2020 год вы можете обратиться к дежурному консультанту.

Содержание

  • На период до 2030 года определены социальные приоритеты и ориентиры, а также механизмы государственной политики в сфере пенсионного страхования на отдельных этапах ее реализации

    Правительством РФ утверждена Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации.

    Реализация Стратегии будет осуществляться по следующим основным направлениям:

    совершенствование тарифно-бюджетной политики;

    реформирование института досрочных пенсий;

    реформирование института накопительной составляющей пенсионной системы;

    развитие корпоративного пенсионного обеспечения;

    совершенствование формирования пенсионных прав в распределительной составляющей пенсионной системы;

    совершенствование системы управления обязательным пенсионным страхованием;

    развитие международного сотрудничества в сфере пенсионного обеспечения.

    Стратегию предполагается реализовать в 3 этапа.

    В рамках первого этапа (по 2013 год включительно) предлагается, в частности:

    установление дополнительного тарифа страховых взносов для страхователей в отношении застрахованных лиц, работающих на рабочих местах с особыми условиями труда и на отдельных видах работ;

    введение специальной оценки условий труда, по результатам которой соответствующие работодатели освобождаются от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ по дополнительным тарифам;

    изменение тарифной политики в отношении самозанятых граждан в целях более полного обеспечения их пенсионных прав;

    законодательная регламентация (с введением с 2014 года) перераспределения тарифа страховых взносов для застрахованных лиц, которые не осуществили выбор в пользу формирования средств пенсионных накоплений в управляющей компании или негосударственном пенсионном фонде, — направление 2 процентов указанного тарифа на накопительную составляющую и 4 процентов тарифа страховых взносов на распределительную составляющую пенсионной системы с сохранением на прежнем уровне в размере 6 процентов тарифа страховых взносов на накопительную составляющую для застрахованных лиц, которые осуществили выбор в пользу формирования средств пенсионных накоплений в управляющей компании или негосударственном пенсионном фонде, и с предоставлением им права самостоятельного выбора варианта формирования пенсионных прав: в размере 6 процентов тарифа страховых взносов на накопительную составляющую пенсионной системы или 2 процентов тарифа страховых взносов на накопительную составляющую и 4 процентов тарифа страховых взносов на распределительную составляющую пенсионной системы;

    повышение требований к минимальному размеру собственных средств негосударственных пенсионных фондов, осуществляющих формирование и инвестирование пенсионных накоплений, и качеству составляющих их активов;

    создание многоуровневой системы гарантий сохранности средств накопительной составляющей, включая системы объединенных гарантийных фондов.

    В рамках второго этапа (2014 — 2015 годы) предлагается, в числе прочего:

    совершенствование системы персонифицированного учета граждан в сфере обязательного пенсионного страхования;

    совершенствование организационно-правовой формы негосударственных пенсионных фондов;

    формирование единой системы актуарного оценивания, включая стандартизацию актуарной деятельности;

    комплексное преобразование системы досрочных пенсий с установлением нового механизма формирования и реализации социальных прав застрахованных лиц, работающих на рабочих местах с особыми условиями труда и на отдельных видах работ;

    установление правовых основ создания и функционирования корпоративных пенсионных систем.

    В рамках третьего этапа (2016 — 2030 годы) предлагается:

    предоставление самозанятым гражданам права выбора варианта формирования и реализации пенсионных прав;

    определение дополнительного тарифа страховых взносов для страхователей в отношении застрахованных лиц, работающих на рабочих местах с особыми условиями труда, с учетом необходимости обеспечения всего досрочного периода получения ими трудовой пенсии;

    стимулирование дополнительного платежа из заработной платы в пенсионную систему для работников с учетом уровня их доходов и возраста.

    На постоянной основе предлагается:

    расширение перечня финансовых инструментов инвестирования пенсионных накоплений;

    повышение уровня облагаемого страховыми взносами заработка с учетом темпов роста средней заработной платы в Российской Федерации;

    поэтапное приведение размера страхового взноса, уплачиваемого самозанятыми категориями граждан, в соответствие с уровнем производимых им пенсионных выплат;

    оптимизация механизма преференций по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации отдельными категориями страхователей;

    повышение транспарентности институтов, участвующих в формировании пенсионных накоплений (совершенствование порядка раскрытия информации);

    стимулирование добровольного формирования гражданами пенсионных накоплений и содействие развитию добровольных (корпоративных и частных) пенсионных систем;

    расширение охвата населения корпоративным пенсионным обеспечением;

    совершенствование системы государственного контроля за формированием средств пенсионных накоплений;

    принятие мер по синхронизации обязательного пенсионного страхования с другими видами обязательного социального страхования.

    По мнению разработчиков Стратегии, реализация предлагаемых мер позволит обеспечить достойный уровень пенсий гражданам на основе принципа социальной справедливости. Будет создана понятная и прозрачная пенсионная система, позволяющая гражданам выбирать наиболее приемлемую для них пенсионную стратегию.

    При этом предусматривается:

    достижение коэффициента замещения трудовой пенсией по старости до 40 процентов утраченного заработка при нормативном страховом стаже и средней заработной плате;

    достижение приемлемого уровня пенсий для среднего класса за счет участия в корпоративных и частных пенсионных системах;

    обеспечение среднего размера трудовой пенсии по старости на уровне 2,5 — 3 прожиточных минимумов пенсионера;

    достижение максимально возможной сбалансированности пенсионной системы.

    Минтрудом России определены на период до 2030 года социальные приоритеты и ориентиры, а также механизмы государственной политики в сфере пенсионного страхования на отдельных этапах ее реализации

    Стратегия направлена на развитие трехуровневой пенсионной системы для групп с разными доходами (для средне- и высокодоходных категорий — с опорой на добровольное пенсионное страхование и негосударственное пенсионное обеспечение).

    В Стратегии в краткосрочной перспективе предлагается:

    установление дополнительного тарифа страховых взносов для страхователей в отношении застрахованных лиц, работающих на рабочих местах с особыми условиями труда, для обеспечения пенсионных прав соответствующих категорий пенсионеров;

    Читайте так же:  Какие партии проголосовали против пенсионной реформы

    изменение тарифной политики для самозанятых граждан в целях полного финансового обеспечения их пенсионных выплат;

    приведение показателей ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости в соответствие с фактической (статистической) продолжительностью жизни;

    введение системы гарантий сохранности средств пенсионных накоплений;

    расширение перечня финансовых инструментов инвестирования пенсионных накоплений.

    В среднесрочной перспективе Стратегией предусмотрено:

    комплексное преобразование системы досрочных пенсий с установлением нового механизма формирования и реализации социальных прав застрахованных лиц, работающих на рабочих местах с особыми условиями труда, в том числе введение системы корпоративного пенсионного обеспечения;

    законодательное установление и введение новой системы формирования пенсионных прав граждан в распределительной составляющей пенсионной системы;

    расширение состава финансовых институтов, допускаемых к участию в формировании пенсионных накоплений;

    установление оптимального тарифа страховых взносов на накопительную составляющую пенсионной системы;

    предоставление застрахованным лицам права самостоятельного выбора между государственной пенсионной системой солидарного характера и формированием пенсионных прав в рамках накопительной составляющей пенсионной системы.

    В долгосрочной перспективе Стратегией предлагается:

    установление актуарно обоснованного тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование;

    уточнение параметрических условий пенсионной системы в целях формирования и реализации пенсионных прав граждан;

    введение механизма по осуществлению выплаты пенсии с учетом совокупного дохода пенсионера, в том числе принимая во внимание факт осуществления пенсионером работы и получение им заработной платы выше средней по экономике;

    расширение охвата населения корпоративным пенсионным обеспечением до 70%;

    оптимизация механизма преференций по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации отдельными категориями страхователей.

    Стратегия с августа 2012 года проходит общественное обсуждение.

    Лекция № 8. Политика в области социального страхования и пенсионного обеспечения

    I. Виды социальных рисков и направления социального страхования

    Социальное страхование– институт социальнойзащиты экономически активного населения от рисков утраты доходовиз-за потери трудоспособности, места работы или дополнительных расходов, связанных с лечением.

    Социальный риск – вероятность наступления материальной необеспеченности в результате утраты заработка или трудового дохода по объективным, социально значимым причинам, а также необходимости дополнительных расходов на лечение и социальные услуги.

    Такой подход отвечает природе социальной политики при общественном устройстве с развитой рыночной экономикой, которая формируется на следующих принципах:

    самоответственностьлюдей наемного труда и их работодателей за финансовое обеспечение приемлемого уровня социальной защиты;

    солидарная поддержкатрудозанятым населением и работодателями наименее защищенных работников и их семей (здоровый платит за больного, работники с высокими доходами оказывают солидарную помощь работникам с низкими доходами);

    оптимальная поддержка(принцип субсидиарности), который определяет меру (рамки) солидарной поддержки и фиксирует ее размер.

    Защита от конкретных видов социального риска может быть организована в рамках отдельных направлений (секторов) социального страхования:

    1. Пенсионноестрахование (по старости, инвалидности, потере кормильца);

    2. Медицинскоестрахование – оплата медицинской помощи, включая оплату временной нетрудоспособности.

    3. Страхование от несчастных случаевна производстве (производственный травматизм, профессиональные заболевания, пенсии иждивенцам погибших на производстве).

    4. Страхование в связи с безработицей(пособие по безработице, переобучение и трудоустройство).

    Из изложенного следует вывод: предметом социального страхования являются экономические и правовые отношения субъектов по формированию и расходованию финансовых средств, предназначенных для защиты трудозанятого населения от социальных рисков, а также по организации медицинской и реабилитационной помощи. Социальные риски могут быть классифицированы по степени опасности для отдельных социальных групп и слоев трудящихся.Если степень опасности низкая – то организационно-правовая форма носит добровольный характер, если высокая, она, как правило, носит обязательный (по закону) характер.

    Глава 2.Основные направления государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения. 4

    Глава 3.Механизм реализации основных направлений государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения 6

    Глава 4.Нормативно-правовая база. 10

    Глава 5.Социальные проблемы развития пенсионной системы России 14

    Глава 6.Реформа пенсионной системы 17

    § 1.Становление системы пенсионного обеспечения в России. 17

    § 2.Предпосылки пенсионной реформы 20

    § 3.Направления реформирования пенсионной системы РФ. 22

    § 4.Пути проведения пенсионной реформы 32

    § 5.Мировой опыт реформирования пенсионных систем 34

    § 6.Проведение пенсионной реформы 36

    § 7.Прогноз развития пенсионной системы 38

    Список используемой литературы. 41

    В любом социально ориентированном государстве, забота о незащищённых слоях населения является неотъемлемым элементом государственной политики. Статья 7 Конституции провозглашает Российскую Федерацию, как «социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Одним из этапов жизни человека является старость, когда человек по объективным причинам не имеет возможности обеспечивать своё достойное существование или эта возможность существенно ограничена. Поэтому одна из задач государства – создание эффективного механизма, позволяющего этой категории населения реализовать своё Конституционное Право на достойную старость. Такой механизм – социальная политика в отношении пенсионеров – это совокупность создаваемых государством правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсионного пособия. Следует также отметить, что материальная поддержка требуется не только пожилым людям, но и гражданам, лишившимся источников дохода вследствие инвалидности, потери кормильца и т.п.

    В широком смысле слова социальным принято называть все, что непосредственно относится к обществу, людям, их жизни. Вместе с тем существует и более узкая область экономики, непосредственно связанная с социальными явлениями и именуемая социальной сферой. К социальной сфере принято относить объекты и процессы, виды различной деятельности, непосредственно связанные и касающиеся образа жизни людей, потребления населением материальных и духовных благ, услуг, удовлетворения конечных запросов человека, семьи, коллектива, групп, общества в целом.

    Видео (кликните для воспроизведения).
    Читайте так же:  Досрочное назначение пенсии по инвалидности

    Социальная помощь — одна из основных форм социальной защиты, ориентированная по преимуществу на материальное обеспечение престарелых и нетрудоспособных граждан, а также семей, в которых есть дети.

    Целью моей работы является анализ социальной политики в отношении пенсионеров, выделение основных проблем и перспектив развития.

    3.2 Государственная политика в области пенсионного обеспечения

    Пенсионеров в Российской Федерации в 2009 году составляло 39 миллионов. Большинство из них (примерно 95 %) получают «страховую» пенсию (рис. 3.2.1.)

    Рис. 3.2.1 Динамика численности пенсионеров

    Пенсия почти для всех из них является основным, а зачастую и единственным источником средств к существованию. Всё это предопределяет повышенную значимость пенсионной системы.

    Пенсионное обеспечение — Форма материального (денежного) обеспечения граждан со стороны государства или иных субъектов в установленных законом случаях.

    Согласно Конституции гарантируется:

    социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом;

    государственные пенсии и социальные пособия;

    поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

    В Российской Федерации действуют три вида пенсионного обеспечения:

    · государственное пенсионное обеспечение, основанное на финансировании пенсий за счет средств федерального бюджета

    · обязательное пенсионное страхование, включающее в себя трудовую пенсию по старости (в составе страховой и накопительной частей) и трудовую пенсию по инвалидности или по случаю потери кормильца (в составе страховой части) и финансируемое за счет страховых взносов работодателя

    · негосударственное (дополнительное) пенсионное обеспечение

    Пенсионная реформа — важнейший национальный проект современной России. Ее основной целью является обеспечение достойной пенсии у работающих ныне граждан, а также установление прямой зависимости между размером будущей пенсии и стажем, зарплатой работника, а также добровольными взносами в пользу его будущей пенсии — иначе говоря — его личным вкладом в пенсионную систему.

    В будущем, а именно в 2014 году, предполагается новая пенсионная реформа.

    Будут предприняты попытки не только вернуть страховые взносы на прежние 26 %, но и снизить до 22 %.

    Предполагается, что основные пенсионные выплаты будут приходиться на возраст после 73 лет — до 60 % утраченного заработка вместо нынешних 36 %. Для людей постарше предлагается предусмотреть государственную программу обеспечения бесплатными лекарствами. Такое перераспределение нагрузки на Пенсионный Фонд России позволит даже снизить налоговую нагрузку на бизнес. Страховые взносы можно уменьшить с 26 % фонда оплаты труда до 22 %, сохранив нулевую ставку для зарплат выше 720 тыс. рублей в год.

    Начиная с 1 января 2009 года, россияне могут увеличить свою будущую трудовую пенсию с участием государства. В Российской Федерации действует Программа государственного софинансирования пенсии: часть взносов в накопительную часть пенсии платит сам гражданин, другую часть — государство Федеральный законом от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

    Программа рассчитана на 10 лет. Государственная поддержка пенсионных накоплений будет предоставлена гражданам, подавшим заявление до 1 октября 2013 года.

    К 2020 году Минздравсоцразвития предлагает привязать размер пенсии к стажу. Трудовые и социальные пенсии в России предполагается увеличить к 2020 году в два раза. Сейчас, по официальным данным, средний размер трудовой пенсии в России составляет 171,2 % по отношению к прожиточному минимуму. Примерно такое соотношение сохранится и к 2020 году.

    Хотя ПФР постоянно подчеркивает, что все обязательства перед пенсионерами выполняются вовремя и в полном объеме, что выплата пенсий не задерживается, это дается нелегко. Эксперты знают, что доходы ПФР не покрывают текущих расходов на обеспечение пенсионеров. Сейчас дефицит пенсионной системы, который по законодательству компенсирует федеральный бюджет, уже превышает 1 трлн. руб.

    Социальная политика. Ответы на вопросы / 19. Пенсионное обеспечение как одно из направлений социальной политики

    19. Пенсионное обеспечение как одно из направлений социальной политики

    Пенсионное обеспечение, являясь одной из форм (отраслей) социального страхования, через систему правовых, экономических и организационных мер, должно защищать работников от материальной необеспеченности вследствие наступления старости или утраты трудоспособности по ряду других причин (инвалидность, потеря кормильца) и для этого должно быть соответственно организовано.

    Таким образом, государство, проводя определенную социальную политику, неизбежно сталкивается с проблемой организации системы пенсионного обеспечения, которая по функциям и способам организации должна соответствовать сложившимся национальным традициям, представлениям о социальной справедливости, целям, идеологии социальной защиты , модели экономики. Именно это обстоятельство помогает нам, исследуя виды, уровни, модели и состояние пенсионного обеспечения в разных странах, осуществлять классификации моделей социальной политики и экономики, судить о ее достижениях и результативности.

    Так, в странах с социально-ориентированной моделью экономики [4,5], несмотря на огромное разнообразие систем пенсионного обеспечения, количество принципиальных концептуальных подходов их построения является весьма ограниченным, что позволяет сделать следующие выводы.

    В организации национальных систем пенсионного обеспечения выделяются: уровни (уклады, ярусы), характеризующие степень достаточности (разнообразия) системы; виды пенсионных систем, отличающиеся по доминирующим функциям и источникам финансирования; модели пенсионных систем, использующие разные принципы (способы) финансирования (принцип солидарности, принцип капитализации средств).

    Основу пенсионной системы большинства социально-ориентированных государств, или ее первый уклад, составляют пенсии по обязательному пенсионному страхованию. Вместе с тем в отношении организации обязательного пенсионного страхования имеется два различных концептуальных подхода. Один воплощается в классической бисмарковской модели, преследующей цели сохранения дохода после прекращения трудовой деятельности (ядро модели – обязательное государственное социальное страхование, дополнительное профессиональное пенсионное обеспечение имеет добровольный характер). Другой — в не менее классической модели Лорда Бевериджа, целью которой является обеспечение прожиточного минимума для всех нетрудоспособных граждан на основе перераспределения доходов между богатыми и бедными с помощью налоговой системы, а дополнительное, профессиональное пенсионное страхование имеет обязательный характер . Институт страховых пенсий во всех вариантах имеет первостепенное значение как более эффективный и в экономическом, и социальном аспектах.

    Читайте так же:  Когда и насколько прибавят пенсию военным пенсионерам

    Поскольку главной целью первого уклада пенсионной системы является обеспечение общественно необходимого уровня доходов для основной массы пожилых граждан, достижение этой цели, как правило, осуществляется на принципах солидарности поколений.

    Накопление пенсионных средств и их использование для инвестиций в экономику является более распространенным в рамках второго и третьего укладов пенсионной системы.

    Принципиальным различием пенсионных систем является доля, которую отдельные организационно-правовые формы пенсионного обеспечения занимают в общей пенсионной системе.

    6. В целом системы пенсионного обеспечения во всех социально-ориентированных государствах эффективно выполняют и социальные , и экономические функции в полном соответствии с социально-экономической природой пенсии — частью «зарезервированной» заработной платы, «отложенной» для будущего потребления. Таким образом, системы пенсионного обеспечения, во-первых, реально являются элементом системы социальной защиты, поддерживают уровень жизни и предупреждают негативные последствия, возможные из-за сокращения дохода, вызванного прекращением профессиональной деятельности. Во-вторых, дают возможность получателям пенсий располагать повышенной покупательной способностью и играть важную роль потребителя на внутреннем рынке. В-третьих, позволяют капитализировать средства для инвестиций. В-четвертых, осуществляют экономическое

    7. Через организацию систем пенсионного обеспечения (эффективность системы – степень согласованности, упорядоченности, дисциплинированности; справедливость системы – степень объективности, беспристрастности, адекватности пенсионных взносов и выплат) реализуется взаимодействие социально-экономических и неэкономических, в том числе и этических факторов, важнейшим из которых является доверие к государственным и общественным институтам. Феномен доверия рассматривается учеными все чаще в ряду принципиально значимых факторов функционирования и развития рыночной экономики [6].

    Таким образом, пенсионное обеспечение в развитых странах является действенным инструментом социальной политики и социально-экономическим институтом, отвечающим принципам социально ориентированной экономики. Именно его организация делает возможным достижение целей социальной политики, направленных на поддержание доходов и трудовой мотивации , качества и уровня жизни как определенных, значительных по объему, групп населения (до 30% общей численности), так и населения в целом. В этом находят свое выражение стратегические цели и результативность социально ориентированной экономики.

    Способы организации и современное состояние пенсионного обеспечения в России также дают возможность судить о целях и результативности социальной политики государства, а также степени социальной ориентированности российской модели экономики.

    Организация современной системы пенсионного обеспечения в России базируется на идеях пенсионной реформы 2002 г., основной целью которой было создание финансово устойчивой пенсионной системы, которая способна обеспечить гарантированное достойное материальное обеспечение граждан в старости или в случае утраты трудоспособности по другим причинам, согласовывая при этом интересы настоящих и будущих поколений. Действительно, на первый взгляд, по способу организации российская пенсионная система становится подобной системам социально-ориентированных стран:

    • сформирована и действует многоярусная система пенсионного обеспечения: государственное пенсионное обеспечение — предоставление базовых трудовых пенсий, пенсий по инвалидности, социальных пенсии, пенсий государственным служащим; обязательное пенсионное страхование — предоставление накопленной части трудовых пенсий за счет обязательных страховых взносов (страховая и накопительная части пенсии); дополнительное пенсионное страхование и обеспечение — предоставление пенсий за счет накопленных добровольных взносов работодателей и застрахованных лиц:

    первый уклад российской пенсионной системы сохраняет ее двухцелевой характер, объединяя идеи модели Бисмарка и Бевериджа, что закономерно и обусловлено исторически сложившимся положением российской пенсионной системы, призванной одновременно решать задачи обеспечения прожиточного минимума и сохранения дохода (так в соответствии с одним из принципов социально-ориентированной экономики — «интегрированности», учтены национальные традиции и конкретные социально-экономические условия);

    в системе совмещаются принцип распределения (обеспечивающий простоту и мобильность управления пенсионными взносами) и принцип накопления (позволяющий капитализировать средства для инвестиций и обеспечивать достойный уровень пенсий);

    более значимой становится роль личной ответственности за материальную обеспеченность в старости (страховая и накопительная части пенсии), что должно формировать и поддерживать трудовую мотивацию.

    Характер пен сист в РФ: всеобщность

    предусматриваются все виды пенсий, которые в соответствии с конвенциями и рекомендациями МОТ применяются в мировом сообществе.

    согласно Фед з. РФ №166-ФЗ от 15 декабря 2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», право на пенсию при определенных условиях предоставляется всем гражданам, занятым трудовой, предпринимательской и иной общественно-полезной деятельностью, или проходящим государственную, включая военную, службу. Гражданам, которые по разным причинам не приобрели права на указанные пенсии, устанавливаются социальные пенсии.

    Орг-прав форма ПС – определяется от сост экономики и рынка труда, проводимыми налоговой политикой и политикой в обл доходов, демограф ситуацией, развитостью фин, страх институтов, принятием общ-м конкретной модели ПО.

    Назначение пенсии — замещает зарплату как осн источник доходов наем работника, когда по возрасту или состоянию здоровья он утрачивает способность полноценно трудиться.

    ПС как комплобразование сост. Из частей:

    1. Гос ПО — элемент ПС, обеспеч-щий за счет сумм ед соц налога предоставление баз части трудовых пенсий, фикс-ной части пенсий инвалидам и иждивенцам умершего кормильца, за счет ассигнований из фед бюджета, соц пенсий нетрудоспособным гр. в соответствии с законодательством, а также пенсий лицам, находившимся на фед гос службе или привлеченным к исп. гос иных обязанностей.

    2. Обязат Пенс Страхование — элемент ПС, обеспеч-щий за счет обязат-х страховых взносов предоставление накоп-й части труд- пенсий наемным и самозанятым работникам, а также страх части пенсий инвалидам и иждивенцам умершего кормильца.

    3. Доп Пенс Страх-е и Обеспеч-е – элемент ПС, обеспеч-щий в доп-ние к гос ПО и Обязат Пен Страх-ю предоставление пенсий за счет накоп добровольных взносов работодателей в застрахованных лиц либо средств субъектов РФ, муниц. образований, организаций.

    Три части Пенсии:

    1.Базовая — ежемесячная денеж выплата в целях компенсации гр зарплаты или иного дохода, которые получали застрах лица перед установлением им трудпенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц.

    Читайте так же:  Алименты отчим пасынку после развода

    2.Страховая — обязат. платеж (сбор), целевое значение — обеспеч права гр на получение пенсии по обязат пенс страх-ю в размере, равном сумме страховых взносов, учтенных на его индивид-м лиц счете.

    3.Накопительная — отчисления гр. по своему желанию некоторых средств в выбранный НПФ (гос. или негос) с целью сформировать себе доп. пенсию.

    «Негосударственное ПО в ПС может осуществляться как в форме дополнительных профессиональных ПС отд. организаций, отраслей эконом либо тер, так и в форме личного пен страх-я гр., производящих накоп средств на свое доп ПО в страх комп или пенс фондах».

    VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2016

    СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПЕНСИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    В России пенсионная политика часто претерпевает изменения, реагируя на события в экономике. Пенсионная система Российской Федерации за последние десятилетия во многом претерпевала изменения и до сих пор продолжает модернизироваться. Не трудно заметить, что все эти преобразования не могут решить всех проблем пенсионной политики, причем с каждым годом их становится все больше. Сейчас важно создать условия и для обратного позитивного влияния на развитие хозяйства.

    Пожалуй, к самой серьезной реформе в пенсионной политике среди всех других преобразований следует отнести создание в 1990 году Пенсионного фонда Российской Федерации в качестве основного института аккумулирования, хранения и размещения пенсионных взносов.

    Еще одной яркой реформой стала смена распределительной пенсионной системы на распределительно-накопительную, в результате неблагоприятной демографической ситуации и экономического кризиса. Появление в 2002 году новой пенсионной системы и ее накопительной части предоставила возможность заработать такую пенсию, которой будет достаточно для нормального проживания при выходе на пенсию.

    Одной из ключевых тем на данный момент является состояние пенсионной политики и дальнейшие пути ее реформирования. В середине ноября 2013 года в Госдуме был рассмотрен пакет пенсионных законопроектов, которые вызвали в обществе острую дискуссию. Сейчас уже сделаны определенные шаги по реформированию системы, но пути изменения системы требуют более пристального внимания. В результате изучения этого вопроса нами были выделены следующие проблемы пенсионной системы.

    1 проблема: несовершенство балльной системы.

    Начиная с 2015 года трудовая пенсия, включающая страховую и накопительную части, преобразовалась в самостоятельные виды пенсий: страховую и накопительную. Порядок расчета и назначения накопительной пенсии не изменился, а вот страховая пенсия формируется с применением новой величины пенсионных коэффициентов или баллов. Это значит, что страховые взносы работодателя на пенсию работника будут учитываться на его лицевом счете в ПФР в пенсионных баллах, а не в виде пенсионных прав, как это было раньше. Сейчас установлено минимально необходимое количество пенсионных баллов для назначения страховой пенсии по старости – не менее 30 баллов. Стоимость одного балла будет устанавливаться государством и ежегодно увеличиваться на уровень не ниже инфляции.

    Представляется, что такая бальная система исчисления пенсий является несовершенной. Во-первых, здесь очень сложная форма расчета будущей пенсии. Чтобы определить размер своей пенсии необходимо знать количество заработанных баллов и их величину, в чем и состоит самая главная трудность. Данная формула использует такие данные, которые мы не только не знаем, но и не сможем найти. Сейчас населению предоставляют пенсионные калькуляторы, которые можно найти на сайте ПФР, где предлагается ответить на несколько простых вопросов и таким образом определить условный размер свой будущей пенсии. Такая возможность упрощает расчеты, но, к сожалению, дает лишь условные цифры, которые далеки от реальности. Во-вторых, бальная система порождает неопределенность в размерах будущей пенсии. Это связано с тем, что через государство определяется величина нашей пенсии и ежегодно эта величина может изменяться в зависимости от стоимости каждого бала. А значит, окончательный размер своей будущей пенсии мы будем знать, будучи уже пенсионерами.

    В-третьих, такая новая система автоматически заставляет людей работать дольше. За выход на пенсию позже общеустановленного пенсионного возраста обещают дополнительные премиальные пенсионные баллы, увеличивающие пенсию. Такой шаг приведет к тому, что многие рабочие места будут заняты пенсионерами, а молодые специалисты просто останутся либо безработными, либо будут работать не по специальности.

    Таким образом, использовать бальную систему исчисления пенсий не стоит, а нужно сохранить пока еще действующую систему с трудовой пенсией – пенсией, формируемой по обязательному пенсионному страхованию. При выходе на пенсию система рассчитывает ежемесячный размер выплат исходя из суммы сформированного пенсионного капитала. А значит, чем больше будут страховые взносы за работника, тем больше размер его пенсии. Такая система более справедлива, так как учитывает прямые денежные взносы, без перевода в какие-либо коэффициенты или баллы, которые могут исказить всю ситуацию в не лучшую сторону.

    2 проблема: страховой стаж

    До 2015 года, чтобы получить пенсию, необходимо было наличие минимального страхового стажа в 5 лет. В новой пенсионной реформе с 2015 года поэтапно увеличился минимальный страховой стаж с 5 до 15 лет к 2024году (2015 г. – 6 лет), что должно повысить соответствие страхового стажа размеру пенсии. Теперь страховой стаж, который составляет 5 лет, считается низким уровнем, не учитывающим индивидуальный трудовой вклад человека в собственную пенсию. Такое повышение страхового стажа, пусть и проходит поэтапно, является не совсем обдуманным шагом. Страховой стаж хоть и учитывается в пенсии, но ему отводится второстепенная роль. Все-таки пока главным определяющим пунктом размера будущей пенсии является величина заработной платы, а, следовательно, и величина страховых взносов. Таким образом, нас опять стимулируют к тому, что бы мы больше трудились, чтобы наши работодатели отчисляли страховые взносы в Пенсионный фонд, увеличивая его бюджет. Радует только одно, что за повышением страхового стажа не последовало увеличение пенсионного возраста.

    Читайте так же:  Как платить алименты меньше 25 процентов

    3 проблема: дефицит бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации

    Причина необходимости в новой пенсионной реформе на первый взгляд вроде бы понятна – это забота о простых пенсионерах, денег на пенсии которым государству катастрофически не хватает.

    По словам главы ПФР, Антона Дроздова, параметры развития пенсионной системы определены трехлетним бюджетом на 2014-2016 годы. Но пересмотр прогноза социально-экономического развития России и фонда заработной платы, к сожалению, в сторону снижения, приводит к корректировке. Для Пенсионного фонда это означает сокращение доходов и увеличение расходов из-за роста инфляции. Поэтому с 2013 года наблюдается ситуация резкого увеличения дефицита бюджета и с каждым годом этот показатель растет и существенно превосходит запланированные показатели.

    Так, в 2015 году дефицит пенсионной системы увеличился по сравнению с плановыми 629 млрд. руб. на 200 млрд. руб. (в 2014 г. — дефицит на уровне 335 млрд. руб.). Если еще учесть, что пенсионеров с каждым годом становится все больше, а работающего населения все меньше, то, скорее всего, ситуацию трудно будет переломить, а значит, дефицит бюджета будет расти. Причем, по прогнозам А.К. Соловьева к 2020 году размер дефицита бюджета может составить величину в 3,06 трлн. руб. В таких условия невозможно будет увеличить размер выплат пенсионерам и чтобы ответить по своим обязательствам Пенсионному фонду РФ придется снижать пенсии. В решении данной проблемы эффективнее будет рассмотреть вариант, связанный с повышением ответственности работодателей в уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

    4 проблема: уклонение работодателей от уплаты страховых взносов

    По оценкам экспертов, сейчас почти 40% россиян получают зарплату «в конвертах». В новой пенсионной реформе эта проблема не была затронута и никаких действий по ее решению мы до сих пор не наблюдаем, хотя реализация задуманных преобразований во многом зависит от «белизны» российских зарплат. Рекламные ролики по телевизору с пропагандой получения только «белой» заработной платы – это пока единственная мера, призванная к гражданам, которые находятся в статусе работника. Поэтому в отношении данной проблемы будет целесообразно проводить проверки и повысить ответственность самих работодателей в уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в виде штрафных санкций. Кроме того, нельзя оставить и без внимания самих работников. Для них тоже можно предложить ряд санкций, которые бы стимулировали их не идти на уловки работодателей.

    5. проблема: отмена материнского капитала

    Материнский капитал представляет собой меру государственной поддержки российских семей, в которых с 2007 по 2016 год включительно родился (либо был усыновлен) второй ребенок. Согласно ФЗ № 256 от 29.12.2006 г. полномочия по выплате МК переданы ПФР и на сегодняшний день размер материнского капитала составляет 453 026 рублей.

    Необходимо продолжить политику в выплате материнского капитала, так как это существенно улучшает демографическую ситуацию в стране. А замена МК новыми пособиями и выплатами, носящими адресный характер, только нуждающимся семьям заставит людей скрывать свои реальные доходы, уходить в тень.

    6. проблема: низкий уровень экономической грамотности граждан

    Наше население не образовано в области ведения пенсионной политики, а ведь в определенном возрасте это коснется каждого. Поэтому целесообразно проводить бесплатные семинары и лекции с представителями Управлений ПФР, печатать брошюры, газеты и распространять их в общественных местах.

    7 проблема: нестабильная пенсионная система

    Нужно признать, что в истекшие годы процесс законотворчества на месте не стоял. Для тех, кто имел трудовой стаж до 1991 года, провели валоризацию, военным пенсионерам, имеющим 5-летний трудовой стаж, стали назначать вторую (гражданскую) пенсию, началась выплата материнского капитала и т.д. Но едва народ мало-помалу стал разбираться в хитросплетениях пенсионного законодательства, правительство объявило о введении новых правил – начале очередной пенсионной реформы. Таким образом, изменения в пенсионной системе должны иметь место, но не так часто, потому что частая смена пенсионной системы дезинформирует человека и не дает разобраться в системе.

    8 проблема: высокие риски в макроэкономическом развитии.

    Всем знакома ситуация, в которой находится сейчас наша страна. Правительство РФ в 2013 году решило перенаправить взносы на накопительную часть пенсии (6%) за весь 2014 г. в страховую часть, т.е. на текущие выплаты пенсионерам. Причиной этому послужила сомнительная репутация многих НПФ. В течение этого года все НПФ должны были пройти проверки и вступить в систему гарантирования пенсионных накоплений. Замороженные средства граждан, которые собирались перевести свои накопления из ПФР в НПФ, должны были быть переданы НПФ как только они вступят в систему гарантирования. Однако такая ситуация продолжилась и в 2015 году Министр Финансов РФ, Антон Силуанов утверждает, что надеяться гражданам на возврат своих денег пока не стоит, потому что эти деньги пошли на Крым, на принятие антикризисных мер и программы социальноэкономического развития Крыма и Севастополя (сумма составила 243 млрд. рублей).

    Видео (кликните для воспроизведения).

    В заключение хотелось бы отметить, что помимо отмеченных проблем существует еще и другие, и самое главное, настоящая реформа не затронула всех проблемных мест пенсионной системы и кроме того недостаточно адаптирована к быстро меняющимся экономическим и политическим (в т.ч. внешнеэкономическим) условиям. Складывается такое ощущение, что новая пенсионная реформа только усложнила положение пенсионной системы и добавила подводных камней.

    Государственная политика в сфере пенсионного обеспечения
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


    УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

    8 800 350 84 37

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here