Увеличение пенсионного возраста на сколько

Предлагаем статью на тему: "Увеличение пенсионного возраста на сколько" с понятными комментариями и выводами. С случае возникновения вопросов и для актуализации данных на 2020 год вы можете обратиться к дежурному консультанту.

Кого не коснётся повышение пенсионного возраста?

Подписка на новости

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

22 октября 2018 02:53

Президент России Владимир Путин подписал закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий». Закон был принят Государственной думой 27 сентября 2018 года и одобрен Советом федерации 3 октября 2018 года.

Принятый закон об изменениях в пенсионном законодательстве направлен на обеспечение устойчивого роста страховых пенсий и высокого уровня их индексации. Он предусматривает поэтапное повышение возраста, по достижении которого будет назначаться страховая пенсия по старости.

Законом закреплен общеустановленный пенсионный возраст на уровне 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин (сейчас – 60 и 55 лет соответственно). Изменение пенсионного возраста будет проходить постепенно: предполагается длительный переходный период, который начнется с 1 января 2019 и завершится в 2028 году.

Для тех, кто должен был выйти на пенсию в 2019–2020 гг., предусмотрена особая льгота – выход на полгода раньше нового пенсионного возраста. Так, человек, который должен будет уходить на пенсию в январе 2020 года, сможет сделать это уже в июле 2019 года.

Повышение пенсионного возраста не коснется нынешних пенсионеров. Они, как и раньше, будут получать все положенные им пенсионные и социальные выплаты в соответствии с приобретенными пенсионными правами и льготами.

НЕ ПРЕДУСМАТРИВАЕТСЯ повышение пенсионного возраста для следующих категорий граждан:

  1. для граждан, работающих на рабочих местах с опасными и вредными условиями труда, в пользу которых работодатель осуществляет уплату страховых взносов по соответствующим тарифам, устанавливаемых по результатам специальной оценки условий труда, а именно:

на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах (мужчины и женщины);

— в тяжелых условиях труда, в качестве рабочих локомотивных бригад и работников, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах (мужчины и женщины);

— в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью (женщины);

— в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах (мужчины и женщины);

— в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (мужчины и женщины), за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения, а также на работах по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле (мужчины и женщины);

— на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников (мужчины и женщины);

— в летном составе гражданской авиации, на работах по управлению полетами воздушных судов гражданской авиации, а также в инженерно-техническом составе на работах по обслуживанию воздушных судов гражданской авиации (мужчины и женщины);

— на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы (мужчины и женщины);

— трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин (женщины);

— рабочих, мастеров на лесозаготовках и лесосплаве, вкл. обслуживание механизмов и оборудования (мужчины и женщины);

— водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах (мужчины и женщины);

— спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях (мужчины и женщины).

  1. для лиц, пенсия которым назначается ранее общеустановленного пенсионного возраста по социальным мотивам и состоянию здоровья, а именно:

— женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет;

— одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет (мужчины и женщины);

— опекунам инвалидов с детства или лицам, являвшимся опекунами инвалидов с детства, воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет (мужчины и женщины);

— женщинам, родившим двух и более детей, если они имеют необходимый страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера либо в приравненных к ним местностях;

— инвалидам вследствие военной травмы (мужчины и женщины);

— инвалидам по зрению, имеющим I группу инвалидности (мужчины и женщины);

— гражданам, больным гипофизарным нанизмом (лилипутам), и диспропорциональным карликам (мужчины и женщины);

— постоянно проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, проработавшим в качестве оленеводов, рыбаков, охотников-промысловиков (мужчины и женщины).

  1. для граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, в том числе вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
  2. для лиц, проработавших в летно-испытательном составе, непосредственно занятым в летных испытаниях (исследованиях) опытной и серийной авиационной, аэрокосмической, воздухоплавательной и парашютно-десантной техники (мужчины и женщины);

Эксперты: увеличение пенсионного возраста в РФ не изменит срока жизни на пенсии

МОСКВА, 29 июня. /ТАСС/. Увеличение возраста выхода на пенсию не изменит срока продолжительности жизни после получения пенсионного удостоверения, считают ученые НИУ ВШЭ, которые в 2 июля представят соответствующий доклад в Москве. Труд подготовлен в связи с неправильной трактовой в СМИ демографических расчетов периода жизни человека на пенсии, сообщается на сайте учебного заведения.

«В дискуссиях о повышении пенсионного возраста принято ссылаться на прогнозы и тренды демографического развития. Однако далеко не все данные корректно интерпретируются журналистами и некоторыми экспертами, что способно привести к формированию заблуждений в обществе», — говорится в анонсе доклада.

В связи с этим, как отмечается в публикации, ученые НИУ ВШЭ посчитали необходимым подготовить научный комментарий по ключевым демографическим показателям, реально значимым для принятия решений по пенсионной системе, «и заблуждениям относительно прямолинейной взаимосвязи между рядом демографических показателей и параметрами пенсионной системы».

Развеять мифы

В анонсе доклада отмечается, что «главный миф» текущей дискуссии — это обсуждение темы повышения пенсионного возраста в контексте средней ожидаемой продолжительности жизни, которая в 2016 году у мужчин составила 66,5 лет, что только на полтора года выше нового пенсионного возраста, а у женщин 77,1, что на 14 лет выше нового нормативного возраста. «Именно на основе этого сравнения делается вывод о том, что при повышении пенсионного возраста «будем работать до гробовой доски», «после выхода на пенсию долго не проживем», «до пенсии в России не доживает 40% мужчин». По среднему демографическому прогнозу в 2030 году средняя ожидаемая продолжительности жизни при рождении по населению в целом составит 80,1 год, у мужчин 75,8 лет, а у женщин 83,7 лет», — отмечают авторы доклада.

Эксперты подчеркивают, что из приведенных оценок вовсе не следует, что по достижении новых пенсионных возрастов мужчины проживут только полтора года, а женщины — только 14 лет.

«Сегодня ожидаемая продолжительность жизни мужчин, доживших до текущего пенсионного возраста в 60 лет, составляет более 16 лет, а женщин до 55 лет — почти 26 лет, и эти показатели не являются барьерами на пути повышения пенсионного возраста», — говорится в анонсе доклада экспертов.

При этом, как отмечается, мужчинам, которые дожили до 65 лет, при условии сохранения уровней смертности 2016 года, предстоит прожить 13,4 лет, а женщинам, дожившим до 63 лет — 19,3 лет. «Но это — минимальная нижняя граница ожидаемых лет жизни в данных возрастах, поскольку в России наблюдается тенденция быстрого по мировым масштабам роста продолжительности жизни. Страна стремимся наверстать упущенное в далеком и недалеком прошлом. Так, в среднем за последние 10 лет продолжительность жизни ежегодно увеличивалась у мужчин на 0,6 года, у женщин — на 0,4 года», — подчеркивают эксперты.

Читайте так же:  Платит ли налог на прибыль медицинская организация

Смертность среди молодых

Один из авторов доклада, доктор экономических наук, профессор Лев Якобсон в беседе с ТАСС отметил, что повышение пенсионного возраста качественно никак не повлияет на срок жизни человека на пенсии, потому что главная помеха дожить до пенсии в РФ — высокая смертность в молодом, трудоспособном возрасте, и среди мужчин в России этот показатель гораздо выше.

«У нас огромная смертность мужчин в трудоспособном возрасте. Причиной являются такие факторы, как травматизм и пьянство. и смертность на дорогах. Но это не тема пенсионного возраста как такового — это тема и нашего образа жизни, и условий труда. Все это складывается в показатели смертности молодых людей, которые не доживают до пенсии», — сказал Якобсон.

В настоящее время пенсионный возраст для мужчин и женщин составляет 60 и 55 лет соответственно. Правительство России 16 июня внесло в Госдуму пакет законопроектов об изменениях в пенсионной системе. Они предусматривают постепенное повышение возраста выхода на пенсию до 65 лет для мужчин (к 2028 году) и до 63 лет для женщин (к 2034 году). Повышение предлагается проводить поэтапно с 2019 года. Одним из обоснований увеличения пенсионного возраста является рост продолжительности жизни в России.

Подготовлен законопроект о постепенном увеличении периода трудоспособности граждан

Подписка на новости

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

14 июня 2018 13:18

14 июня Правительство Российской Федерации одобрило проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», подготовленный Министерством труда и социальной защиты РФ.

Законопроект направлен на поэтапное повышение возраста, по достижении которого будет назначаться страховая пенсия по старости.

Законопроектом предлагается закрепить общеустановленный пенсионный возраст на уровне 65 и 63 лет для мужчин и женщин соответственно Сейчас пенсионный возраст составляет 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Изменение пенсионного возраста предполагается постепенно начать с 1 января 2019 года.

Изменения не затрагивают нынешних пенсионеров – получателей пенсий по линии Пенсионного фонда России. Они, как и ранее, будут получать все положенные им пенсионные и социальные выплаты в соответствии с уже приобретенными пенсионными правами и льготами. Более того, повышение пенсионного возраста позволит обеспечить увеличение размера пенсий для неработающих пенсионеров – индексацию пенсий выше инфляции в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Увеличение пенсионного возраста позволит увеличивать размер пенсий неработающим пенсионерам почти на 1000 рублей в год. В последние три года в среднем увеличение пенсий осуществлялось на 400–500 рублей. Так, в 2016 году увеличение составило 399 рублей, в 2017 году – 524 рубля, в 2018 году – 481 рубль.

Увеличение пенсионного возраста будет плавным: предусматривается длительный переходный период – с 2019 по 2028 год для мужчин и с 2019 по 2034 год для женщин. Таким образом, переходный период составит 10 лет для мужчин и 16 лет для женщин.

Повышение возраста трудоспособности на первом этапе затронет мужчин 1959 г.р. и женщин 1964 г.р. Граждане, указанных годов рождения, с учетом переходных положений получат право выйти на пенсию в 2020 году – в возрасте 61 года и 56 лет соответственно.

Пенсионный возраст увеличится с переходным периодом для некоторых категорий работников, выходящих на пенсию досрочно, а именно:

– Работников, которые выходят на пенсию досрочно в связи с работой в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Для тех, кому возраст выхода установлен 55 лет (для мужчин) и 50 лет (для женщин), предусматривается повышение возраста выхода на пенсию до 60 лет и 58 лет соответственно. Существенное снижение пенсионного возраста для северян было обусловлено в 50-е годы XX века чрезвычайно сложными условиями проживания в этих районах. Фактически полное отсутствие инфраструктуры для работы и жизни предопределило такой низкий возраст. Меры, принятые в рамках долгосрочной демографической программы на 2007–2025 годы, оказали положительное влияние на изменение ситуации с продолжительностью жизни, особенно в северных регионах страны.

– Педагогических, медицинских, творческих работников. Для данной категории работников институт досрочных пенсий сохраняется в полном объеме: ужесточения требований по специальному стажу не предусмотрено. Вместе с тем, исходя из общего увеличения трудоспособного возраста, для данных граждан возраст выхода на досрочную пенсию повышается на 8 лет. Новый возраст выхода на пенсию будет исчисляться исходя из даты выработки специального стажа и приобретения права на досрочную пенсию. Сейчас данным категориям работников необходимо выработать специальный стаж длительностью от 15 до 30 лет в зависимости от конкретной категории льготника. Таким образом, возраст, в котором эти работники вырабатывают специальный стаж и приобретают право на досрочную пенсию, фиксируется, а реализовать это право (назначить «досрочную» пенсию) можно будет в период с 2019 по 2034 год и далее с учетом увеличения трудоспособного возраста и переходных положений.

Законопроектом также предлагается с 1 января 2020 года увеличение темпа роста шага повышения пенсионного возраста государственным служащим – по году в год. Таким образом, пенсионный возраст для государственных служащих приводится в соответствие с предложением по темпам повышения общеустановленного возраста.

Законопроект предусматривает изменения, связанные с возрастом выхода на социальную пенсию. Гражданам, которые не работали или не приобрели полноценного стажа, необходимого для получения страховой пенсий, социальная пенсия теперь будет назначаться не в 60 (женщинам) и 65 лет (мужчинам), а в 68 и 70 лет соответственно. Данные изменения предлагается проводить так же постепенно. У граждан, имеющих значительные нарушения жизнедеятельности, имеется право обратиться за установлением инвалидности и при положительном решении получать социальную пенсию по инвалидности (независимо от возраста).

Справочно

Рост продолжительности жизни в России

Предложение об изменении возраста трудоспособности обусловлено формированием иной демографической ситуации в стране с учетом мировой тенденции старения населения. Только с 2000 по 2017 год продолжительность жизни при рождении в России у мужчин выросла на 8,5 лет (с 59 до 67,5 лет), а у женщин – на 5,4 года (с 72,26 до 77,64 года). Продолжительность жизни по прогнозам Росстата в 2024 году составит у мужчин 72,3 года (увеличение к уровню 2017 года на 5,8 года), у женщин – 82,1 года (увеличение к уровню 2017 года на 4,5 года). К моменту завершения переходного периода, то есть когда возраст будет установлен на уровне 65 лет для мужчин и 63 года для женщин, продолжительность жизни увеличится к уровню 2017 года для мужчин в 2028 году на 7,6 года и составит 75,1 года, для женщин – к 2034 году на 7,64 года и составит 85,28 года.

Международные тенденции

На сегодняшний день практически все страны уже повысили пенсионный возраст. Начало повышения пенсионного возраста в странах мира – 80-е годы ХХ столетия.

Среди близких России по условиям жизни стран евразийского пространства и Восточной Европы все государства, за исключением Узбекистана (Узбекистан заявил о цели по доведению своего пенсионного возраста до общемирового), повысили пенсионный возраст. Для мужчин пенсионный возраст на уровне 65 лет установлен в Молдавии, Азербайджане, а пенсионный возраст для женщин на уровне 63 года установлен в Армении и уже повышается в Казахстане. В странах Прибалтики (Эстония, Латвия, Литва) к 2025–2027 годам пенсионный возраст будет повышен до 65 лет, а в странах Старого Света (Германия, Испания, Италия) в 2020-е годы – до 67 лет как для мужчин, так и для женщин.

Читайте так же:  Где взять заявление на возврат налога

Повышение пенсионного возраста. Главное, что нужно знать

На сколько повысят пенсионный возраст?

Для мужчин пенсионный возраст будет повышен с 60 до 65 лет к 2028 г. Для женщин возраст выхода на пенсию отодвинется с 55 до 63 лет к 2034 г. Повышение пенсионного возраста начнется с 2019 г.

Кого коснется реформа?

Реформа затронет мужчин 1959 года рождения и младше и женщин 1964 года рождения и младше. Нынешних пенсионеров планируемые изменения не коснутся.

Зачем нужен переходный период?

Переходный период позволит не повышать резко пенсионный возраст для тех, кто должен выйти на пенсию в ближайшие годы. Например, м ужчины 1959 года рождения и женщины, родившиеся в 1964 г., смогут выйти на пенсию в 2020 г. в 61 год и 56 лет соответственно. Мужчины, родившиеся в 1960 г., и женщины 1965 года рождения смогут выйти на пенсию в 2022 г. в возрасте 62 и 57 лет соответственно. Подробнее – см. таблицу.

Будут ли какие-то льготы?

Женщины с трудовым стажем от 40 лет и мужчины, проработавшие 45 лет и более, смогут выйти на пенсию на два года раньше. Досрочно выйти на пенсию, как и прежде, смогут работники вредных и опасных производств, женщины с пятью и более детьми, инвалиды, чернобыльцы и некоторые другие категории. Также правительство анонсировало изменение срока выслуги лет для выхода на пенсию военнослужащих.

Почему власти повышают пенсионный возраст?

Бюджет Пенсионного фонда России уже несколько лет дефицитен, фонд субсидируется из федерального бюджета. Власти давно обсуждали повышение пенсионного возраста, однако приняли решение только сейчас. По словам премьера Дмитрия Медведева, тянуть с этим дальше нельзя из-за уменьшения доли трудоспособного населения, что может привести к разбалансировке пенсионной системы и невозможности государства выполнить свои социальные обязательства. По мнению Медведева, повысить пенсионный возраст позволяет рост средней продолжительность жизни в России почти до 73 лет.

После 2020 года на пенсию не отпустят

Возраст выхода на заслуженный отдых могут начать повышать уже через пару лет

Внешэкономбанк спрогнозировал повышение пенсионного возраста в России уже с 2020 года. Аналитики банка во вторник, 13 марта опубликовали базовый вариант прогноза экономического развития страны на 2018−2021 годы, в котором исходят из такого предположения при расчетах.

«С 2020 г. ожидается старт пенсионной реформы, включающей в себя постепенное (по полгода в год) увеличение пенсионного возраста. Хотя в послании президента Федеральному собранию предложен возврат к опережающему инфляцию повышению пенсий, по-видимому, новые правила индексации пенсий станут одним из элементов ожидаемой пенсионной реформы», — пишут авторы доклада.

При этом конечный пенсионный возраст в прогнозе не указан — для расчета среднесрочного сценария до 2021 года можно обойтись без этих данных.

В анализе от ВЭБ сказано, что в ближайшие два года страховые пенсии будут повышаться только на уровень инфляции, что приведет к остановке их роста в реальном выражении. К примеру, в январе 2018 года страховые пенсии были проиндексированы на 3,7%. Но, как отмечают в ВЭБ, при среднегодовой инфляции 2,7% и росте среднегодовой пенсии на 3% в реальном выражении это и означает слабый рост. Нормативно-правового акта об индексации пенсий в 2019—2021 годах еще нет, но бюджетные ассигнования на выплату страховых пенсий в бюджете Пенсионного фонда запланированы, исходя из индексации пенсий в 2019—2020 годах на 4% в год.

По оценке аналитиков, в 2019 году реальные пенсии после роста в прошлые годы сократятся на 0,7%. Однако уже в 2020-м они увеличатся на 0,4%, если начнется повышение пенсионного возраста.

Павел Грудинин рассказал о своей программе на Северном Кавказе

Видео (кликните для воспроизведения).

Дискуссия о повышении пенсионного возраста в нашей стране заметно активизировалась в последние месяцы. В начале февраля эксперты РАНХиГС подготовили доклад «Повышение пенсионного возраста: позитивные эффекты и вероятные риски», в котором обосновали необходимость такого шага. Оптимальным с точки зрения баланса финансовых и социальных последствий эксперты назвали увеличение возраста выхода на пенсию до 63 лет для мужчин и до 60 для женщин с постепенным его повышением на три-шесть месяцев в год. По подсчетам экономистов РАНХиГС, это позволило бы к 2030 году нарастить кумулятивный финансовый эффект до 4,1−7,4% ВВП. Отказ же от реформы приведет к снижению пенсий и повышению налоговой нагрузки на предприятия. Нужно отметить, что правительство нередко использует разработки Академии народного хозяйства при принятии тех или иных решений.

О необходимости повышения пенсионного возраста регулярно говорит и глава совета Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексей Кудрин. По его мнению, этот шаг неизбежен и позволит нарастить величину пенсий до 40% от прежнего заработка гражданина.

После выхода прогноза ВЭБ официальные органы повышение пенсионного возраста с 2020 года поспешили опровергнуть. В Пенсионном фонде РФ на запрос РИА «Новостей» ответили, что никаких поручений по расчету повышения возраста выхода на пенсию не получали.

Глава социального комитета Совфеда Валерий Рязанский также заявил, что «никаких указаний на этот счет не было, президент РФ в своем Послании такого не говорил». Он отметил, что соответствующего законопроекта нет ни в Госдуме, ни в Совете Федерации и добавил, что в соответствии со Стратегией пенсионного развития РФ пенсионный возраст в России не должен меняться до 2030 года.

Прогноз Внешэкономбанка Рязанский назвал «самотворчеством» и «очередным прогнозом группы экономистов-прогнозистов», которые могли учесть планы Алексея Кудрина. По мнению Рязанского, экономический эффект от повышения пенсионного возраста «ничтожна».

15 февраля в интервью РБК глава ПФР Антон Дроздов рассказал, что повышение пенсионного возраста действительно обсуждается сейчас на экспертном уровне, хотя пока такого запроса от правительства не было. В целом же, по словам Дроздова, повышение пенсионного возраста должно происходить постепенно и плавно, и в основном будет касаться молодых граждан.

Нужно отметить, что 14 марта текст прогноза на 2018−2021 годы с сайта ВЭБа исчез, а выложенные ранее ссылки на него не открывались, показывая «Ошибку 404». Возможно, это объясняется техническими причинам, хотя не исключено, что когда прогноз снова появится на сайте, части о повышении пенсионного возраста в нем уже не будет.

Однако руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития (ИНСОР) Никита Масленников убежден в том, что повышение пенсионного возраста в нашей стране необходимо и неизбежно, но только как часть масштабной пенсионной реформы. В противном случае, повышение возраста выхода на пенсию может принести больше вреда, чем пользы.

О необходимости такого шага говорит кандидат от оппозиции

— На ближайшие годы повышение пенсионного возраста — это актуальный вопрос экономической политики. Он не обсуждается широко, но обсуждается экспертами и на правительственном уровне. Альтернативы здесь нет. Демография заставляет нас двигаться в этом направлении, в противном случае уже через 15 лет мы получим равное количество пенсионеров и трудоспособного населения. Нагрузка на трудоспособное население заметно возрастет, и если ничего не менять, не хватит даже 5-процентного роста производительности труда. А этот рост, при нынешней структуре экономики, тоже маловероятен.

На эту меру придется пойти. Если начать с 2019—2020 прибавлять по полгода, эта процедура растянется на десять лет, чтобы поднять пенсионный возраст, скажем, до 65 лет. Что касается заявлений депутатов и сенаторов о том, что повышения пенсионного возраста не будет, я бы на их месте лучше подумал, какие аргументы привести избирателям и как объяснить им необходимость этого шага.

«СП»: — Почему тогда повышение пенсионного возраста практически не обсуждается на официальном уровне?

— Возможно потому, что пенсионный возраст — это лишь вершина айсберга, и проблема с нашей пенсионной системой гораздо шире. Совершенно очевидно, что она деградирует, и состояние ее критично. Коэффициент замещения, то есть соотношение пенсии и зарплаты, даже по официальным прогнозам на ближайшие три года снижается. Если в 2016 году он составлял 35%, то к 2020 упадет до 32%. Это существенно ниже нормы в 40%, которая считается правилом хорошего тона в мировом сообществе. В развитых экономиках этот коэффициент намного выше и доходит до 70−80%.

Читайте так же:  Платит ли учредитель налог с дивидендов

Все не сводится только к пенсионному возрасту. Нужно думать о том, как будет выстроена вся система на ближайшие годы. ПФР из года в год получает огромные дотации на покрытие своего дефицита. Сегодня это чуть больше двух триллионов рублей, к 2020 году, по прогнозу, более триллиона 800 миллиардов. Такой дефицит показывает, что ситуация с пенсионным обеспечением крайне неблагополучная и от года в год становится хуже.

«СП»: — Каким же образом обеспечить перезагрузку пенсионной системы?

— Это актуальный вопрос, но он до конца не решен. Пенсионный возраст — это производная. Но даже если взять только его, возникает вопрос: «Что в случае повышения будет с рынком труда?» Как правительство будет гарантировать занятость людям, которых обяжет продолжать трудовую деятельность? Как будет стимулировать работодателей, чтобы они сохраняли эти рабочие места?

Поменяется смысл занятости как таковой. Она должна стать дистанционной, чтобы людям не приходилось каждый раз ездить на работу. Они могут использовать свой опыт и исполнять обязанности и на удаленной основе. При этом таким работникам необходимо будет обеспечить минимальный уровень компетенции для вхождения в цифровую экономику. Нужны государственные программы по повышению компьютерной, цифровой грамотности среди пожилых работников. Во многих странах мира эта проблема блистательно решается.

В той же Японии прекрасно развита корпоративная пенсионная система. У нас, за исключением нескольких компаний вроде «Газпрома» и РЖД, предприятия таким похвастать не могут. Хотя в принципе корпоративные пенсии по активам по России — это примерно триллион рублей.

Переподготовка кадров — это только один из вопросов повышения пенсионного возраста. Кроме этого, нужны дополнительные расходы на здравоохранение. Если пожилые граждане будут продолжать работать, нужно закладывать допрасходы на больничные листы, не говоря уже о прямой медицинской помощи. Мне кажется, что эти проблемы в нашем социальном блоке сегодня даже не обсуждаются.

«СП»: — Какие же моменты тогда обсуждают?

— Нормальная пенсионная система состоит из трех составляющих. Первая — это социальные пенсии, грубо говоря, пособия по бедности. Огромные дискуссии идут вокруг того, должны ли они покрываться за счет страховых взносов или прямых бюджетных платежей. Если это будут прямые платежи, возникает вопрос, кому именно. Потому что с адресностью выплат сегодня есть большие проблемы.

Почему идеи Грудинина и народно-патриотического блока будут так или иначе реализованы

Вторая составляющая — страховая пенсионная система. В ней есть огромные недоделки в виде абсолютной непрозрачности баллов. Люди справедливо обижаются на то, что им не доплачивают. Начисление баллов сегодня — это большой чиновничий произвол.

Вторая сторона медали — страховые взносы, которые являются нагрузкой на бизнес. Если их повышать, это еще больше ударит по предпринимательству. Если понижать, то в обмен на какой налог? Есть концепция повысить НДС и понизить взносы. Этот вариант обсуждается, он в работе, но и он несет риски, в частности, инфляционные.

Третья составляющая — накопительные пенсии, которые с 2014 года у нас заморожены. Часть страховых взносов идет куда угодно, только не на пенсии. Хотя это реальные длинные инвестиционные деньги, необходимые для инфраструктуры. Скажем, рынок государственных облигаций из-за этой заморозки в среднем недополучает в год полтриллиона рублей. Эти деньги снимаются с экономики, сокращая и без того небольшие инвестиционные ресурсы.

Восстановление накопительных пенсий обязательно для устойчивой пенсионной системы. Но и здесь возникает огромное количество вопросов: «Во что инвестировать, в какое количество проектов, готовы ли к этому финансовые структуры?» И так далее, и тому подобное. Есть еще множество моментов, которые нужно проработать и решить.

Все эти вопросы постепенно начинают складываться в один пазл. Какие-то решения уже приняты, но в целом комплекс мер пока оставляет желать лучшего. Когда на все эти вопросы будут найдены ответы, тогда можно будет говорить о повышении пенсионного возраста.

Мне кажется, поэтому сегодня власти и воздерживаются от обсуждения этого шага. Но его все равно придется сделать, и чем раньше, тем лучше. Хотя само по себе повышение пенсионного возраста без решения всех этих моментов не даст никакого эффекта.

В экспертном сообществе и правительстве идет напряженная работа, все воздерживаются от комментариев. Но мне кажется, что 2020 год — это даже поздновато. Оптимальные сроки запуска пенсионной системы в ее новом облике, в том числе с повышением пенсионного возраста — это 2019 год. Весь 2018 год должен пройти в напряженной работе, которая получит серьезное ускорение после выборов президента и очередных майских указов.

Директор Научно-исследовательского института политической социологии Вячеслав Смирнов, напротив, считает, что политически власть не готова идти на повышение пенсионного возраста и будет оттягивать этот шаг до последнего.

— СМИ часто пишут о повышении пенсионного возраста просто потому, что именно эта информация получает больший интерес у пожилой аудитории, а также у тех, кто близок к пенсионному возрасту и начинает понимать, что пенсии ему не избежать. Такие статьи больше раскупают и больше читают.

Профессор Катасонов о необходимости единой платежной системы, которую не могут создать много лет

С другой стороны, есть группа экспертов и экономистов, которая активно спекулирует на этой теме, особенно в преддверии смены правительства. Они обсуждают, надо ли повышать пенсионный возраст или кто может сделать так, чтобы делать этого не пришлось. На самом же деле, обсуждение этой темы не столько подготавливает общественное мнение к повышению пенсионного возраста, сколько настраивают население против власти. Наши граждане убеждены, что если сегодня власти убеждают, что повышения пенсионного возраста не будет, значит, завтра его повысят внезапно и в два раза. Они всегда готовятся к худшему.

Поэтому такие прогнозы и новости я бы назвал не подготовкой общественного мнения, а информационной диверсией. Я считаю, что власть будет как можно дольше оттягивать повышение пенсионного возраста и, скорее, пойдет на повышение инфляции, чем на этот шаг.

«СП»: — То есть и после выборов повышение пенсионного возраста не очень вероятно?

— Пока у нас в стране вообще есть выборы, повышение пенсионного возраста будут оттягивать до последнего. Просто потому, что основные голосующие избиратели — это пенсионеры.

Хотя пенсионная реформа нашей стране действительно необходима. Но часть экономистов и банкиров убеждены в том, что она должна проходить за счет сбережений граждан, а не бюджетных денег, которыми являются средства Пенсионного фонда. В любом случае, я бы посоветовал нашим гражданам рассчитывать только на себя, на средства, которые удалось скопить за жизнь и на деньги, которыми могут помогать дети.

Читайте все новости и статьи по теме: Пенсионная система

Минфин оценил эффект для бюджета от повышения пенсионного возраста и НДС

Минфин рассчитал, как скажется на бюджете повышение пенсионного возраста и НДС и сколько будет выделено на выполнение майского указа президента, следует из направленных в Госдуму Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019–2021 гг. «Ведомости» ознакомились с копией документа, подлинность подтвердили два федеральных чиновника.

На что именно будут потрачены дополнительные доходы, пока не ясно: структура расходов бюджета в документе консервируется. Бюджетный маневр в нем не прослеживается, констатирует директор Центра развития Высшей школы экономики Наталья Акиндинова. Пока это только подходы к формированию проекта бюджета на следующие три года, расчеты еще многократно изменятся, успокаивает представитель Минфина и обещает ответы на эти вопросы в самом бюджете. Но закон о бюджете будет готовиться в том числе по итогам обсуждения этой – «предварительной» – версии, замечает Акиндинова.

Читайте так же:  Налоговый вычет без акта приема передачи

И доходы, и расходы федерального бюджета серьезно растут по сравнению с действующим бюджетом на 2019–2020 гг. Доходы (также на них сильно влияет налоговая реформа в нефтяной отрасли) в 2019–2021 гг. увеличатся до 18,7, 18 и 17,2% ВВП вместо 15,1 и 14,8%. Расходы в следующие два года составят 16,9% ВВП (в законе пока менее 16%), затем снизятся до 16,7%.

Повышение НДС с 18 до 20% в следующем году обеспечит федеральному бюджету дополнительные 633,5 млрд руб., в 2020 и 2021 гг. – 678 млрд и 728 млрд руб. соответственно, рассчитывает Минфин. Это больше, чем предусмотрено сопроводительными материалами к поправкам о повышении налога: 620 млрд руб. начиная с 2019 г.

А вот экономить на повышении пенсионного возраста (для мужчин до 65 лет и до 63 для женщин) федеральный бюджет начнет с 2020 г. Сначала трансферт на обязательное пенсионное страхование сократится всего на 9,3 млрд руб., а в 2021 г. экономия составит уже 156,3 млрд. В первые два года реформы бюджет сэкономит лишь на тех, кто должен был выйти на пенсию в 2019 г., поясняет старший научный сотрудник НИФИ Минфина Татьяна Омельчук. А это всего около 200 000 человек, учитывая, что большинство несостоявшихся пенсионеров и так продолжили бы работать, а часть не работает вовсе или работает неформально и взносы не платит, оценивает она. В 2021 г. не выйдут на пенсию уже две когорты людей – те, кто должен был оставить работу в 2020 и 2021 гг., продолжает Омельчук, в 2022 г. на рынке труда задержатся также две когорты, а в 2023–2024 гг. – уже три.

А вот на сколько будут индексироваться страховые пенсии за счет повышения пенсионного возраста, Минфин в документе не указал. Именно необходимость найти ресурсы для ускоренного повышения пенсий чиновники называли главной причиной увеличения пенсионного возраста. И премьер Дмитрий Медведев, и социальный вице-премьер Татьяна Голикова обещали населению «щедрую» индексацию – на 1000 руб. ежегодно. Это вдвое быстрее, чем сейчас, и соответствует темпам роста зарплат (около 7%), говорит Омельчук, фиксированную выплату к страховой пенсии будут индексировать по инфляции.

Минэкономразвития ждет ускорения экономики от повышения пенсионного возраста

В документе лишь указано, что рост расходов на обе индексации учтен, в связи с чем расходы Пенсионного фонда в 2019 г. вырастут на 69 млрд руб. по сравнению с заложенными в действующий трехлетний бюджет фонда, а в 2020 г. – на 74 млрд. Реальные доходы населения с учетом повышения пенсий в 2019–2021 гг. вырастут на 0,7, 1,4 и 2% соответственно, следует из приложенного к документу нового макропрогноза Минэкономразвития.

На все национальные проекты для исполнения нового майского указа президента Владимира Путина Минфин планирует выделить дополнительно по 1,1% ВВП в 2019–2020 гг. и 1,2% ВВП в 2021 г. Но на что именно и как изменится структура расходов в пользу обсуждавшегося увеличения трат на человеческий капитал, не ясно. Долю расходов консолидированного бюджета на здравоохранение и образование пока планируется сократить с 6,8% в 2018 г. до 6,5% ВВП в 2021 г. Хотя доля основных трат бюджета – на социальную политику, а также оборону и безопасность – несколько сократится: с 12,2 до 11,7% ВВП и с 4,8 до 4,6% ВВП соответственно. Деньги на увеличение расходов на другие направления заложены также в условно утвержденных расходах (т. е. не распределенных по статьям) – 0,4% ВВП и 0,8% в 2020 и 2021 гг. соответственно.

Дополнительные вливания на указы президента вряд ли существенно изменят структуру расходов, ведь 1,1–1,2% ВВП распределят на 13 национальных проектов, пока не ясно, в какой пропорции, замечает Акиндинова. В мае правительство планировало самые большие суммы потратить на автодорожный проект (8,42 трлн руб.), демографический (3,55 трлн), инфраструктурный (1,79 трлн) и проект цифровой экономики (1,31 трлн), сообщал «Коммерсантъ» и подтверждал федеральный чиновник. На нацпроекты по здравоохранению, демографии, образованию и науке за шесть лет планируется потратить 1,5 трлн, 3,5 трлн, 674 млрд и 1,27 трлн руб. соответственно, заявила в пятницу Голикова.

На сколько и на какие именно направления будут увеличены расходы, власти окончательно определят к октябрю, говорит федеральный чиновник. Документ действительно ознакомительный, Минфин не несет ответственности за выполнение заложенных в него расчетов, указывает Александра Суслина из Экономической экспертной группы: план реалистичный и большее финансирование сейчас «невозможно физически».

Пенсионный портал РФ

Сайт про Пенсионный Фонд и систему пенсионного обеспечения в России

Пенсионный возраст в России

Закон, изменяющий пенсионный возраст в России, вызвал неоднозначную реакцию в обществе, и определённо повысил социальную напряжённость. Многие граждане хотели бы разобраться: попадают ли они под действие новой реформы, и чем вызвана необходимость перемен.

Принятие закона

Осенью 2018 года ГосДума окончательно утвердила закон о пенсионном возрасте. Под давлением многих экспертов, критически оценивших нововведения, первоначальный вариант, разработанный Правительством, под руководством Дмитрия Анатольевича Медведева был переработан. В документ были внесены поправки с учётом пожеланий Владимира Владимировича Путина, о некотором смягчении условий изначального законопроекта. Публично, эти рекомендации были озвучены в специальном телевизионном обращении в конце августа. 3 октября Глава Государства подписал этот пакет законодательных решений. В первой редакции, предусматривалась прибавка, к уже установленному возрасту выхода на пенсию, женщинам 8 лет, а мужчинам — 5. В общих случаях, получалось, что лица мужского пола начнут получать выплаты по старости в 65 лет, а женщины в 63. Эти значения предлагалось ввести не сразу, а постепенно, используя плавный переход. Окончательно реформа должны была заработать к 2023 г. у мужчин, к 2026 у женщин. В результате принятых к сведению рекомендаций, были внесены коррективы:

  • Женщины смогут получить пенсионное пособие, достигнув 60-ти лет.
  • Мужчинам установлен обязательный возрастной ценз 65 лет, как и планировалось в первоначальной редакции.
  • Те граждане, которые должны были перейти на социальное обеспечение, по старому закону, в 2019 и 2020 году, смогут выйти на пенсию раньше на шесть месяцев, относительно первоначального плана.
  • Переход от старых значений к новым решено сделать плавным, длительностью в пять лет.
  • Если мужчина сможет предоставить документы, доказывающие трудовой стаж в размере 42 лет, а у женщины в трудовой книжке наберётся 37 лет, то отравиться на заслуженный отдых они смогут на 2 года раньше общепринятого срока, если они не младше 60 и 55 лет соответственно.
  • Введены послабления для мам, родивших трёх или четырёх детей.

Суть закона

Закон о реформировании пенсионного возраста в России принят к исполнению с января 2019 года. Несмотря на опасения многих жителей РФ, нововведения не затронули действующих пенсионеров. Реформа касается граждан, ещё не имевших право на пенсию до принятия закона, так как они были младше установленного тогда обязательного возраста. Для женщин он был 55 лет, а для мужчин — 60. Таким образом, повышение направлено на людей старше 1964 года рождения и 1959-го, в зависимости от пола.

Таблица повышения пенсионного возраста, в зависимости от года рождения выглядит следующим образом:


Согласно таблице, родившиеся в первой половине 1959 г. выходят на пенсию в 2019 году. Те, кто появился на свет после июня, будут считаться нетрудоспособными по возрасту в 2020-м году.

Таблица сравнения нового закона с предыдущим:


Из сравнительной таблицы видно, что начиная с 2021 года возраст выхода на отдых будет увеличиваться на 1 год.

Право на досрочную пенсию

Закон о повышении пенсионного возраста в России от 2019 г., вносит коррективы для жителей РФ, которые из-за сложных трудовых условий, риска, нагрузок и характера профессии имеют возможность прекратить трудовую деятельность раньше других категорий работников.

Читайте так же:  Какой от зп идет на алименты

Работники Крайнего Севера

Для трудящихся на местностях, по суровости погодных условий, приравненных к Крайнему Северу и на территории самого КС введено поэтапное изменение нетрудоспособного возраста по старости, считающегося пенсионным. До реформы, возраст получения пособия был для мужчин 55 лет, и 50 для женщин. Теперь он, так же как и для общих категорий работников повысится постепенно на 5 лет и станет 60 и 55. Обязательный «северный» стаж, который даёт право раннего отдыха, остался без изменений. Процесс повышения будет следующий:

  • С 2019 по 2023 г. идёт увеличение пенсионного возраста на год, до тех пор, пока не будет достигнуто постоянное значение в 55 и 60 лет для лиц разного пола.
  • До 2020-го для работников КС, будет возможность получить страховое пособие на 6 месяцев раньше, так же как и для общих случаев.

То есть, в 2019 — вместо 56 и 51, мужчины выходят в 55 лет и 6 месяцев, а женщины в 50,5. В 2020 можно выходить в 56,5 и 51,5 а не в 57 и 52.

Для удобства, график изменения можно представить в следующем виде:


Новый закон касается мужчин, начиная с 1964 г.р. и женщин с 1969 г.
  • Если год рождения мужчины 1964, а женщины 1969, то возраст выхода увеличивается на 6 месяцев по сравнению с нормами до 2019 года.
  • Если они родились в 1970 и 1965, то прибавка составит 1 год и 6 месяцев.
  • Для тех, кто моложе, возраст будет прибавляться на единицу ежегодно.

До 2028 года. Первыми, для кого коснется повышение пенсионного возраста на 5 лет в России будут женщины 1973 г.р. и мужчины 1968 г.р.

Эта информация отражена в соответствующей таблице:

Как учитывается северный стаж

Под этим названием подразумевается период работы в местах приравненных к КС и в районах Крайнего Севера. Чтобы досрочно уйти на заслуженный отдых, потребуется соответствовать ряду требований:

  • Для трудящихся непосредственно на КС — 15 лет трудовой деятельности, а для МКС — 20.
  • Общая выработка 25 лет для мужчин и 20 женщинам.
  • Соответствующий пенсионный коэффициент.

Если житель РФ не полностью выработал пенсионный стаж, но был трудоустроен на КС не меньше 7,5 лет, или на МКС более 10, то он тоже имеет право на определённые льготы:

  • За 1 рабочий год на КС срок получения пенсии сокращается на 4 месяца.
  • 9 месяцев на КС соответствует 12 месяцам на МКС.

Этот случай проиллюстрирован следующей таблицей:


Новшества не относятся к следующим работникам севера:
  • Женщинам, родивших от 2-х детей и с общим трудовым стажем от 20 лет, в том числе 12 из них она должна отработать непосредственно в условиях Крайнего Севера, или 17 — в МКС. Они будут получать выплаты, как и раньше — с 50 лет.
  • Постоянных жителей КС и МКС, работающих рыбаками, охотниками и оленеводами. Срок обязательного стажа для них составляет 25 у мужчин и 20 лет для женщин. Выходят они на пенсию соответственно в 50 и 45 лет. Для них все расчёты производятся по старому закону.

Медицинские работники

Лечащим работникам, как и раньше, чтобы стать официальными пенсионерами, нужно предоставить документы об определенном количестве выработанных лет, в соответствующей медицинской должности. Эта цифра зависит от местности, где нарабатывался стаж.

  • если, работа проходила в сельских условиях, то достаточно проработать в медицине 25 лет;
  • для города, или смешанного стажа (и городские и сельские условия) — 30 лет.

При этом, общий стаж здесь роли не играет, а вот должность и само учреждение, где человек трудился влияет напрямую. Кроме количества отработанных лет, для которых предусмотрены льготы, должен быть получен определенный пенсионный коэффициент. Минимальные требования к этому показателю каждый год будут увеличиваться на 2,4 балла. В 2018-13.8, 2019-16.2, с 2025 он станет постоянным, и составит 30 баллов. Из новшеств добавился период отсрочки выхода на пенсию. Если раньше врач, должен был получать пособие сразу после отработки льготного стажа, то теперь ему нужно подождать определённый период. К 2023 его установят в размере 5 лет.

Это увеличение будет проходить поэтапно, согласно следующему графику:


На период отсрочки законодательство не регулирует вопрос трудоустройства работника, то есть не важно продолжит он трудовую деятельность в сфере медицины, или в другой отрасли, или вообще прекратит работать. Нужно подчеркнуть, что работа должна проходить на определённой должности и в определённых учреждениях, в соответствии с законодательством. Сверяются эти данные в ПФР при помощи записей в трудовой.

Как определить льготный стаж медработника

Для работающих в медицинской сфере с 2002 года порядок исчисления по закону может быть следующий:

  • Один к одному, то есть обычный учёт по календарю.
  • По особому коэффициенту. 1 к 1,3 для работников сельских поселений. 1 к 1,5 для трудящихся на особых должностях, прописанных в законодательном акте.
  • Период работы до ноября 1999 г. учитывается как полный. Сокращённый день также включается.
  • С ноября 1999-го учитывается только дни с полной ставкой. Если работа проходила на полставки, то она не учитывается.
  • Если медработник работал одновременно в разных учреждениях или должностях, то если при суммировании отработанного времени получится полная ставка — она также будет учитываться.
  • Для работающих за пределами Российской Федерации стаж учитывается по обычным правилам.

Чтобы получить пенсию по выслуге, работникам образовательной сферы, как и раньше, требуется проработать на профильной должности не менее 25 лет. Право досрочных льгот фиксируется на тех же условиях, что и до реформы, но воспользоваться им можно будет после 5-летнего периода отсрочки. Здесь, так же как и для медицины введён переходный интервал.

Творческие работники

Тем, чья работа связана с театром и выступлениями, получение пособия откладывается до наступления возраста в 55-60 лет. Ранее, эти цифры составляли 50-55. Льготный стаж работы при этом утверждён в прежних значениях — 15-30 лет. Переходный этап не отличается от обычных сфер деятельности: увеличение идёт 5 лет по одному году, за вычетом первых двух лет (2019 и 2020), где закон предусмотрел поблажки — выход на полгода раньше.

Социальная пенсия по старости

Это выплаты пожилым жителям, с продолжительностью трудовой деятельности меньшей, положенной для получения обычной пенсии. До изменений в законодательстве, на это пособие имели право мужчины 65 лет, и женщины 60-летнего возраста. Сейчас эти значения увеличиваются до 70 и 65 лет, также, как и для остальных категорий трудящихся к 2028 году.

Пенсионные выплаты для госслужащих

В 2017 году для работников госучреждений уже были утверждены нововведения по изменению пенсионного возраста. Согласно предыдущему графику, для мужчин этой профессии в 2026 году устанавливается окончательное значение в 65 лет, а для женщин уже в 2032 г. — 63 года. В соответствии с действующими изменениями, закон сокращает переходный этап, ускоряя темпы перехода с 2020 г., согласно следующему графику:


По этой таблице видно, что возраст получения пособия остался прежним — 65 и 63, а даты, с которых они устанавливаются изменились на 2023 год для лиц мужского пола, и 2026 для женского.

Кого реформа не затрагивает

В законе указаны только те профессии, для которых введены изменения. Если в этом перечне нет определённых групп трудящихся, то для них всё остаётся по-прежнему. В этот список входят:

Причины введения реформы

Вывод

Видео (кликните для воспроизведения).

К сожалению, принятия этого спорного закона избежать не удалось, а потому жителям нашей страны потребуется уточнять нюансы по своим текущим правам на отдых по мере приближения пенсионного возраста. При возникновении любых вопросов, рекомендуется обращаться в ПФР.

Увеличение пенсионного возраста на сколько
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here