В каком случае возникает обязанность уплатить налог

Предлагаем статью на тему: "В каком случае возникает обязанность уплатить налог" с понятными комментариями и выводами. С случае возникновения вопросов и для актуализации данных на 2020 год вы можете обратиться к дежурному консультанту.

Статья 44. Возникновение, изменение и прекращение обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов

1. Обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

2. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

3. Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается:

1) с уплатой налога и (или) сбора в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

2) утратил силу с 1 января 2007 г.;

3) со смертью физического лица — налогоплательщика или с объявлением его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. Задолженность по налогам, указанным в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, умершего лица либо лица, объявленного умершим, погашается наследниками в пределах стоимости наследственного имущества в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации для оплаты наследниками долгов наследодателя;

4) с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой Российской Федерации в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса;

5) с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.

4. Положения, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов.

Комментарий к Ст. 44 НК РФ

Налогоплательщики (плательщики сборов) обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах могут быть предоставлены преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере (льготы по налогам и сборам).

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога, а также, в необходимых случаях, налоговые льготы.

При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.

Налогоплательщик (плательщик сборов) обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Объектом налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается:

1) с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора и (или) участником консолидированной группы налогоплательщиков.

Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, а при уплате налогов наличными денежными средствами — с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк или кассу органа местного самоуправления либо организацию связи федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области связи. Налог не признается уплаченным в случае отзыва налогоплательщиком или возврата банком налогоплательщику платежного поручения на перечисление суммы налога в бюджет (внебюджетный фонд), а также если на момент предъявления налогоплательщиком в банк поручения на уплату налога этот налогоплательщик имеет иные неисполненные требования, предъявленные к счету, которые в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации исполняются в первоочередном порядке, и налогоплательщик не имеет достаточных денежных средств на счете для удовлетворения всех требований.

Обязанность по уплате налога также считается исполненной после вынесения налоговым органом или судом в порядке, установленном ст. 78 НК РФ, решения о зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов.

Если обязанность по исчислению и удержанию налога возложена в соответствии с Налоговым кодексом РФ на налогового агента, то обязанность налогоплательщика по уплате налога считается выполненной с момента удержания налога налоговым агентом;

2) со смертью налогоплательщика или с объявлением его умершим в порядке, установленном гражданским законодательством РФ.

Гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение 5 лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, — в течение шести месяцев.

Военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий.

Днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. В случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели.

Задолженность по имущественным налогам умершего лица либо лица, объявленного умершим в установленном законом порядке, погашается в пределах стоимости наследственного имущества (т.е. обязанность по уплате суммы налогов и сборов возлагается на наследника лишь в части, не превышающей размеры наследства).

При применении положений пп. 3 п. 3 ст. 44 НК РФ на практике у работодателей может возникнуть вопрос о том, необходимо ли им удерживать НДФЛ в отношении денежных средств, начисленных умершему работнику, а также при их выплате членам его семьи.

В соответствии со ст. 141 Трудового кодекса РФ заработная плата, не полученная ко дню смерти работника, выдается членам его семьи или лицу, находившемуся на иждивении умершего на день его смерти.

Указанное положение корреспондирует со ст. 1183 Гражданского кодекса РФ о наследовании невыплаченных сумм, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию, согласно п. 1 которой право на получение подлежавших выплате наследодателю, но не полученных им при жизни по какой-либо причине сумм заработной платы, приравненных к ней платежей и иных денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию, принадлежит проживавшим совместно с умершим членам его семьи, а также его нетрудоспособным иждивенцам независимо от того, проживали они совместно с умершим или не проживали.

Читайте так же:  Возобновление работы пенсионера после индексации пенсии

В силу пп. 3 п. 3 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается со смертью физического лица — налогоплательщика или с объявлением его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. При этом наследникам вменяется обязанность погашать задолженность умершего лица либо лица, объявленного умершим, только по поимущественным налогам и в пределах стоимости наследственного имущества в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации для оплаты наследниками долгов наследодателя.

На основании п. 18 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) по НДФЛ доходы в денежной и натуральной форме, получаемые от физических лиц в порядке наследования, за исключением вознаграждения, выплачиваемого наследникам (правопреемникам) авторов произведений науки, литературы, искусства, а также открытий, изобретений и промышленных образцов.

С учетом вышеизложенного ФНС России пришла к выводу, что у организации-работодателя не возникает обязанности налогового агента по удержанию налога на доходы физических лиц с денежных средств, начисленных умершему работнику, а также с указанных сумм при их выплате в установленном порядке членам его семьи.

Вышеуказанные разъяснения даны в Письме ФНС России от 30 августа 2013 г. N БС-4-11/15797.

К аналогичному выводу приходил и Минфин России применительно к суммам не полученного наследодателем при жизни пособия по временной нетрудоспособности, выплачиваемым в порядке наследования в соответствии с п. 1 ст. 1183 Гражданского кодекса РФ членам его семьи (наследникам) (Письмо Минфина России от 21 марта 2013 г. N 03-04-08/8809);

3) с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетами (внебюджетными фондами) в соответствии со ст. 49 НК РФ.

Ликвидация организации (юридического лица) влечет ее прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Поскольку при ликвидации юридического лица правопреемства нет, обязанность по уплате налогов и сборов ликвидируемой организации возлагается на ликвидационную комиссию за счет ее денежных средств, в том числе полученных от реализации ее имущества;

4) с возникновением обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и (или) сборах связывает прекращение обязанности по уплате данного налога и сбора (введение в установленном порядке льготы, освобождающей от уплаты налогов и сборов в полном объеме; отмена налога или сбора в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ; признание налогов и сборов не соответствующими Налоговому кодексу РФ и т.п.).

Основания возникновения налоговой обязанности

Обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или инымнормативным правовым актом о налогах и сборах (ст. 44 НК РФ).

Общими основаниями возникновения налоговой обязанности являются:

  1. наличие у налогоплательщика объекта налогообложения;
  2. истечение налогового периода, по окончании которого налог должен быть исчислен и уплачен.

В то же время по каждому налогу могут устанавливаться свои, особенные основания — самостоятельные юридические факты, формирующие сложный фактический состав. Например, в отношении окладных налогов, исчисление которых производят налоговые органы (транспортный и земельный налог, налог на имущество физических лиц) таким основанием выступает обязательное уведомление налогоплательщика об уплате налога.

Первичным элементом налоговой обязанности является момент, с которого данная обязанность начинает существовать. Налоговое законодательство связывает обязанность уплаты налога с моментом возникновения обстоятельств, предусматривающих уплату конкретного налога или сбора. Фактически налоговая обязанность устанавливается по каждому виду налога, поскольку для каждого налога или сбора момент возникновения обязанности по уплате налога и сроки ее реализации определяются по-разному.

Сумма налога, подлежащая уплате за налоговый период, исчисляется налогоплательщиком самостоятельно на основании налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Следовательно, основанием возникновения налоговой обязанности служит налоговая база. Уплате будет подлежать сумма, оставшаяся от объекта налогообложения после применения необходимых вычетов и налоговых льгот.

Относительно некоторых налогов юридический факт, лежащий в основе обязанности по уплате этих налогов, состоит не только из материальных, но и из процессуальных обстоятельств. Так, в случаях, предусмотренных налоговым законодательством РФ, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. Правоотношения по уплате подобных налогов возникают на основании фактического состава (сложного юридического факта), составными частями которого выступают налоговая база инормативный акт налогового органа. Необходимость наличия сложного юридического факта всегда указывается в гипотезе налогового закона.

Исполнение налоговой обязанности четко определено временными рамками. Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Изменение срока уплаты налога допускается только по правилам, установленным Налоговым кодексом РФ. При уплате налогов со сложным юридическим составом (т.е. когда расчет налоговой базы производится налоговым органом) налоговая обязанность возникает не ранее даты получения налогового уведомления. Нарушение срока уплаты налога влечет начисление пени.

Срок уплаты налога является одним из обязательных элементов закона о налоге и должен быть определен по каждому налогу или сбору. Вместе с тем в определенных случаях налоговые органы имеют право изменять сроки уплаты налогов, но только в порядке, предусмотренном НК РФ. Например, при создании, ликвидации или реорганизации организации в отношении тех налогов, по которым налоговый период составляет календарный месяц или квартал, возможно изменение сроков уплаты налогов по согласованию с налоговым органом.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Понятие налоговой обязанности (стр. 1 из 4)

Кафедра ‹Финансы, кредит и страхование›

по дисциплине «Налоговое право»

на тему « Порядок использования налоговой обязанности»

Понятие налоговой обязанности

Налоговая обязанность по смыслу Налогового Кодекса РФ представляет собой конституционную обязанность граждан своевременно и в полном объеме уплачивать законно установленные налоги и сборы в пользу государства и муниципальных образований.

Налоговая обязанность включает комплекс мер должного поведения налогоплательщиков, определенных статьей 23 Налогового Кодекса РФ, а именно налогоплательщики обязаны:

1) уплачивать законно установленные налоги;

2) вставать на учёт в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена настоящим кодексом;

3) вести в установленном порядке учёт своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

4) представлять в налоговый орган по месту учёта в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчётность в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учёте», и прочее.

Налоговая обязанность представляет часть налоговых обязанностей налогоплательщика и является реализацией конституционно установленной меры должного поведения по уплате налогов и сборов. Исполнение налоговой обязанности является первоочередной обязанностью по отношению к иным имущественным обязанностям налогоплательщика и определяет развитие иных налоговых правоотношений. Одновременно исполнение обязанности по уплате налогов и сборов является сложным юридическим фактом, поскольку предполагает целую систему обязанностей налогоплательщика: встать на учёт в налоговом органе, вести налоговый учёт, самостоятельно исчислить налоговую базу и определить на её основе сумму налога, перечислить налог в соответствующий бюджет и т.д.

Читайте так же:  Пфр инвестирование средств пенсионных накоплений

Общий порядок исполнения налоговой обязанности

В соответствии со статьей 8 части I Налогового кодекса Российской Федерации под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Законно установленными налогами и сборами являются налоги и сборы, которые:

— установлены НК РФ;

— отвечают требованиям НК РФ (содержит общие условия);

— введены в действие нормативным актом, соответствующим требованиям статьи 6 НК РФ.

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. Обязанности налогоплательщиков установлены статьей 23 НК РФ. Основной обязанностью каждого налогоплательщика является обязанность по уплате налогов. За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 52 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исчислять сумму налога, подлежащую уплате. При этом он должен исходить из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В отдельных случаях, предусмотренных законодательством, обязанность исчисления налогов возлагается на налоговый орган и налогового агента. Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога в определенные НК РФ сроки либо в ином порядке, предусмотренном НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах. Так, под иным порядком уплаты налогов можно рассматривать уплату авансовых платежей.

В соответствии с пунктом 4 статьи 58 НК РФ уплата налогов производится в наличной или безналичной форме. При отсутствии банка налогоплательщики (налоговые агенты), являющиеся физическими лицами, могут уплачивать налоги через кассу местной администрации либо через организацию федеральной почтовой связи.

Порядок указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов и сборов установлен Приказом Минфина Российской Федерации от 24 ноября 2004 года №106н.

Физические лица осуществляют уплату налогов и сборов через структурные подразделения Сбербанка России в наличной форме. Формы бланков установлены Письмом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам №ФС-8-10/1199, Сбербанка Российской Федерации №04-5198 от 10 сентября 2001 года.

В пункте 5 статьи 58 НК РФ отмечено, что конкретный порядок уплаты налога устанавливается применительно к каждому налогу. Порядок уплаты федеральных налогов устанавливается НК РФ. Порядок уплаты региональных и местных налогов устанавливается соответственно законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в соответствии с НК РФ. При этом положения актов региональных и местных органов власти не могут противоречить НК РФ. Правила, установленные статьей 58 НК РФ, применяются и в отношении порядка уплаты сборов, пеней, штрафов, а также авансовых платежей. При этом, нарушение порядка исчисления и (или) уплаты авансовых платежей не может рассматриваться в качестве основания для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

В соответствии с пунктом 3 статьи 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком:

1) с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа;

2) с момента отражения на лицевом счете организации, которой открыт лицевой счет, операции по перечислению соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации;

3) со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства;

4) со дня вынесения налоговым органом в соответствии со статьей 78 НК РФ решения о зачете сумм излишне уплаченных или сумм излишне взысканных налогов, пеней, штрафов в счет исполнения обязанности по уплате соответствующего налога;

5) со дня удержания сумм налога налоговым агентом, если обязанность по исчислению и удержанию налога из денежных средств налогоплательщика возложена в соответствии с НК РФ на налогового агента.

6) со дня уплаты декларационного платежа в соответствии с федеральным законом об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами. ( пп. 6 введен Федеральным законом от 30.12.2006 N 265- ФЗ)

Банки обязаны исполнять поручение налогоплательщика или налогового агента на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации (пункт 1 статьи 60 НК РФ). При этом, банк обязан учитывать очередность списания, установленную статьей 855 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

Организации осуществляют уплату налогов в безналичной форме. При этом исполнение организацией обязанности по уплате налогов осуществляется путем предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога с расчетного (текущего) счета. Поручение на перечисление налога исполняется банком в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения. При этом плата за обслуживание по указанным операциям не взимается (пункт 2 статьи 60 НК РФ). За неисполнение или ненадлежащее исполнение данной обязанности банки несут ответственность, установленную НК РФ (пункт 4 статьи 60 НК РФ).

Следует обратить внимание, что в соответствии с пунктом 4 статьи 45 НК РФ обязанность по уплате налога не признается исполненной в следующих случаях:

Статья 57 НК РФ. Сроки уплаты налогов, сборов, страховых взносов

Новая редакция Ст. 57 НК РФ

1. Сроки уплаты налогов, сборов, страховых взносов устанавливаются применительно к каждому налогу, сбору, страховому взносу.

Изменение установленного срока уплаты налога, сбора, страховых взносов допускается только в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

2. При уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.

3. Сроки уплаты налогов, сборов, страховых взносов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. Сроки совершения действий участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, устанавливаются настоящим Кодексом применительно к каждому такому действию.

4. В случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Читайте так же:  Сумма почтового сбора за алименты

Комментарий к Статье 57 НК РФ

Настоящая статья устанавливает правила установления сроков уплаты налогов и сборов, из них следует, что:

— сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому отдельному налогу и сбору (т.е. общих сроков уплаты налогов и сборов нет);

— изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом (ст. ст. 63 — 68 НК РФ).

Срок уплаты налога и сбора считается соблюденным, если налогоплательщик и (или) плательщик сборов (их представители) исполнили данную обязанность в момент, указанный:

— в п. 2 ст. 45 НК РФ;

— в других нормах НК РФ.

При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора (ст. ст. 72 — 77 НК РФ), а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (ст. ст. 114, 116 — 126 НК РФ).

Видео (кликните для воспроизведения).

В соответствии с п. 3 ст. 57 НК РФ сроки уплаты налогов и сборов определяются:

1) календарной датой;

2) истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями. В случае определения сроков для совершения действий периодом времени, действие может быть совершено в течение всего периода;

3) указанием на событие, которое должно наступить или произойти (например, окончание отсрочки по уплате налогов и сборов — ст. 64 НК РФ);

4) указанием на действие, которое должно быть совершено (например, осуществление зачета суммы излишне уплаченного налога в счет платежей по другому налогу).

Сроки совершения действий участниками налоговых правоотношений устанавливаются только Кодексом. При этом они устанавливаются применительно к каждому такому действию. В зависимости от того, какой участник налоговых правоотношений должен совершить действие, эти сроки также могут быть различными.

В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога (но не сбора) возникает не ранее даты получения плательщиком налогового уведомления.

Другой комментарий к Ст. 57 Налогового кодекса Российской Федерации

1. В соответствии с п. 1 ст. 17 Кодекса сроки уплаты налога — это один из элементов налогообложения, причем обязательный элемент налогообложения, т.к. в случае, если сроки уплаты налога не определены, то налог не может считаться установленным (см. комментарий к ст. 17 Кодекса).

Согласно п. 1 ст. 57 Кодекса сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору.

Как установлено п. 1 комментируемой статьи, изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в порядке, предусмотренном Кодексом.

В пункте 1 ст. 61 Кодекса определено, что изменением срока уплаты налога и сбора признается перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок.

Порядок изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени установлен гл. 9 Кодекса.

2. В соответствии с п. 2 ст. 57 Кодекса при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Кодексом.

Пеня согласно п. 1 ст. 72 Кодекса является одним из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (см. комментарий к ст. 72 Кодекса).

Как определено п. 1 ст. 75 Кодекса, пеней признается установленная указанной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (см. комментарий к ст. 75 Кодекса).

3. Пункт 3 ст. 57 Кодекса предусматривает следующие способы указания сроков уплаты налогов и сборов:

определение календарной даты;

истечение периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями;

указание на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено.

Согласно п. 3 комментируемой статьи сроки совершения действий участниками налоговых правоотношений устанавливаются Кодексом применительно к каждому такому действию.

Порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах, определен ст. 6.1 Кодекса (см. комментарий к ст. 6.1 Кодекса).

4. В соответствии с п. 2 ст. 52 Кодекса в случаях, когда обязанность по исчислению суммы налога возложена на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

В этих случаях согласно п. 4 ст. 57 Кодекса обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Порядок направления налоговым органом налогового уведомления налогоплательщику определен ст. 52 Кодекса (см. комментарий к ст. 52 Кодекса).

Минфин разъяснил, с какого момента у юридических лиц возникает обязанность уплачивать земельный налог

Вопрос: С какого момента у юридических лиц возникает обязанность по уплате земельного налога?

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 12 октября 2009 г. N 03-05-05-02/62

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу уплаты земельного налога и сообщает следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Налоговый кодекс) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Следовательно, основанием для признания организации налогоплательщиком земельного налога являются выданные в установленном порядке документы (свидетельства, государственные акты, решения и т.п.) о соответствующем праве на землю, сведения из которых учитываются непосредственно для целей налогообложения, а также документы, служащие основанием для регистрации прав на земельный участок.

В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — Гражданский кодекс) указанные права на земельный участок подлежат государственной регистрации, которая в силу п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Федеральный закон N 122-ФЗ) является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.

Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.

При этом п. 2 ст. 8 Гражданского кодекса установлено, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

Читайте так же:  Возврат излишне уплаченного налога из пфр

Таким образом, если права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента их регистрации, то государственная регистрация этих прав носит правообразующий характер, а в случае, когда право на недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает в соответствии с федеральным законом не с момента государственной регистрации (например, п. 5 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»), государственная регистрация носит правоподтверждающий характер.

Если право на земельный участок возникает у организации в силу закона, то обязанность по уплате земельного налога у этой организации возникает с момента возникновения такого права.

Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона N 122-ФЗ права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу Федерального закона N 122-ФЗ, признаются юридически действенными и при отсутствии их государственной регистрации, которая проводится по желанию правообладателей.

При этом, как следует из п. 9 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные до введения в действие Федерального закона N 122-ФЗ, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Поэтому на основании п. 1 ст. 388 Налогового кодекса плательщиком земельного налога признается также лицо, чье право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на земельный участок удостоверяется актом (свидетельством или другими документами) о праве лица на данный земельный участок, выданным уполномоченным органом государственной власти или органом местного самоуправления.

На основании п. 4 ст. 8 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на земельные участки налогоплательщики по земельному налогу определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона N 122-ФЗ, которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.

Одновременно отмечаем, что при рассмотрении поставленного в письме вопроса следует учитывать, в частности, правовую позицию, изложенную в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН

Статья 44 НК РФ. Возникновение, изменение и прекращение обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов

Новая редакция Ст. 44 НК РФ

1. Обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

2. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

3. Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается:

1) с уплатой налога и (или) сбора в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

2) утратил силу с 1 января 2007 г.;

3) со смертью физического лица — налогоплательщика или с объявлением его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. Задолженность по налогам, указанным в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, умершего лица либо лица, объявленного умершим, погашается наследниками в пределах стоимости наследственного имущества в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации для оплаты наследниками долгов наследодателя;

4) с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой Российской Федерации в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса;

5) с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.

4. Положения, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов.

Комментарий к Статье 44 НК РФ

Налогоплательщики (плательщики сборов) обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах могут быть предоставлены преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере (льготы по налогам и сборам).

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога, а также, в необходимых случаях, налоговые льготы.

При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.

Налогоплательщик (плательщик сборов) обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Объектом налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается:

1) с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора.

Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, а при уплате налогов наличными денежными средствами — с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк или кассу органа местного самоуправления либо организацию связи федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области связи. Налог не признается уплаченным в случае отзыва налогоплательщиком или возврата банком налогоплательщику платежного поручения на перечисление суммы налога в бюджет (внебюджетный фонд), а также если на момент предъявления налогоплательщиком в банк поручения на уплату налога этот налогоплательщик имеет иные неисполненные требования, предъявленные к счету, которые в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации исполняются в первоочередном порядке, и налогоплательщик не имеет достаточных денежных средств на счете для удовлетворения всех требований.

Читайте так же:  Какие субсидии получат регионы для многодетных семей

Обязанность по уплате налога также считается исполненной после вынесения налоговым органом или судом в порядке, установленном ст. 78 настоящего Кодекса, решения о зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов.

Если обязанность по исчислению и удержанию налога возложена в соответствии с настоящим Кодексом на налогового агента, то обязанность налогоплательщика по уплате налога считается выполненной с момента удержания налога налоговым агентом;

2) со смертью налогоплательщика или с признанием его умершим в порядке, установленном гражданским законодательством РФ.

Гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, — в течение шести месяцев.

Военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий.

Днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. В случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели.

Задолженность по имущественным налогам умершего лица либо лица, признанного умершим в установленном законом порядке, погашается в пределах стоимости наследственного имущества (т.е. обязанность по уплате суммы налогов и сборов возлагается на наследника лишь в части, не превышающей размеры наследства);

3) с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетами (внебюджетными фондами) в соответствии со ст. 49 НК РФ.

Ликвидация организации (юридического лица) влечет ее прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Поскольку при ликвидации юридического лица правопреемства нет, обязанность по уплате налогов и сборов ликвидируемой организации возлагается на ликвидационную комиссию за счет ее денежных средств, в том числе полученных от реализации ее имущества;

4) с возникновением обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и(или) сборах связывает прекращение обязанности по уплате данного налога и сбора (введение в установленном порядке льготы, освобождающей от уплаты налогов и сборов в полном объеме; отмена налога или сбора в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ; признание налогов и сборов не соответствующими Налоговому кодексу РФ и т.п.).

Другой комментарий к Ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации

1. Статья 44 Кодекса содержит общие принципы возникновения, изменения и прекращения обязанности по уплате налога или сбора.

Согласно п. 1 комментируемой статьи обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. В соответствии с подп. 2 п. 2 ст. 1 Кодекс устанавливает основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов (см. комментарий к ст. 1 Кодекса).

В пунктах 2 и 3 ст. 44 Кодекса содержатся общие правила соответственно о возникновении и о прекращении обязанности по уплате налога или сбора. Эти правила применяются и к изменениям обязанности по уплате налога или сбора: правила о возникновении обязанности — в части увеличения налоговых обязательств, а правила о прекращении обязанности — в части уменьшения налоговых обязательств.

2. В соответствии с п. 2 ст. 44 Кодекса обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

3. В пункте 3 ст. 44 Кодекса указаны моменты, с которых прекращается обязанность налогоплательщика по уплате налога и (или) сбора.

С уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора (подп. 1 п. 3).

Порядок исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога или сбора определен ст. 45 Кодекса, которой предусмотрено также принудительное исполнение обязанности по уплате налога (см. комментарий к ст. 45 Кодекса).

С возникновением обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и (или) сборах связывает прекращение обязанности по уплате данного налога и сбора (подп. 2 п. 3).

Соответственно, обстоятельства, с возникновением которых прекращается обязанность налогоплательщика по уплате налога или сбора, устанавливаются в актах законодательства о налогах и сборах, устанавливающих уплату конкретного налога или сбора.

Со смертью налогоплательщика или с признанием его умершим в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации (подп. 3 п. 3).


Порядок объявления гражданина умершим установлен ст. 45 части первой ГК:

гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, — в течение шести месяцев (п. 1 ст. 45);

военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий (п. 2 ст. 45);

днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. В случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели (п. 3 ст. 45).

Согласно п. 1 ст. 46 части первой ГК в случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, объявленного умершим, суд отменяет решение об объявлении его умершим.

Смерть гражданина как акт гражданского состояния в соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 47 части первой ГК подлежит государственной регистрации.

Как установлено подп. 3 п. 3 ст. 44 Кодекса задолженность по поимущественным налогам умершего лица либо лица, признанного умершим, погашается в пределах стоимости наследственного имущества.

С ликвидацией организации-налогоплательщика (подп. 4 п. 3).

Видео (кликните для воспроизведения).

Обязанность налогоплательщика по уплате налога и (или) сбора согласно подп. 4 п. 3 ст. 44 Кодекса прекращается только после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетами (внебюджетными фондами) в соответствии со ст. 49 Кодекса, которой установлен порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации организации (см. комментарий к ст. 49 Кодекса).

В каком случае возникает обязанность уплатить налог
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here