Содержание
- 1 Программа государственного софинансирования формирования пенсионных накоплений
- 2 Статья 14. Порядок перевода и учета взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений
- 3 Статья 13. Размер взноса на софинансирование формирования пенсионных накоплений
- 4 Отменен ли закон о софинансировании пенсионных накоплений
- 5 Реформу пенсионных накоплений может спасти софинансирование
- 6 Что такое программа государственного софинансирования формирования пенсионных накоплений?
- 7 Софинансирование пенсии — основные пункты государственной программы и льготы для участников
Программа государственного софинансирования формирования пенсионных накоплений
Вступить в Программу государственного софинансирования формирования пенсионных накоплений можно было до 31 декабря 2014 года. Если в период с 1 октября 2008 года по 31 декабря 2014 года Вы подали заявление на вступление в Программу и до 31 января 2015 года сделали первый взнос, Вы являетесь участником Программы.
Важно! Если гражданин подал заявление о вступлении в Программу в период с 5 ноября по 31 декабря 2014 года, являясь получателем любого из видов пенсии, то уплаченные им в дальнейшем суммы ДСВ на накопительную пенсию будут увеличивать пенсионный капитал, но софинансироваться государством уже не будут!
Как работает Программа
Если вы перечисляете на накопительную пенсию от 2 000 рублей в год, но не более 12 000 рублей в год, государство удваивает эти деньги: на ваш индивидуальный пенсионный счет будет перечислена такая же сумма. Обратите внимание, что если Вы перечисляете менее 2 000 рублей в год, софинансирование пенсии государством не осуществляется.
Особые условия участия в Программе созданы для застрахованных лиц, имеющих право на страховую пенсию в соответствии со статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» и не обратившихся за установлением любого из видов пенсии. Для них государственное софинансирование увеличивает уплаченную в размере от 2 000 до 12 000 рублей в год сумму ДСВ в четыре раза! То есть, уплатив 12 000 рублей в год на накопительную пенсию, такой гражданин за год пополнит с учетом государственного софинансирования специальную часть своего индивидуального лицевого счета на 60 000 рублей в год.
Получить пенсионные выплаты с учетом государственного софинансирования гражданин сможет при оформлении накопительной пенсии.
Важно! Средства пенсионных накоплений, в том числе сформированные за счет участия в Программе государственного софинансирования формирования пенсионных накоплений, могут быть выплачены правопреемникам.
Статья 14. Порядок перевода и учета взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений
Статья 14 . Порядок перевода и учета взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений
Информация об изменениях:
Часть 1 изменена с 15 июня 2018 г. — Федеральный закон от 4 июня 2018 г. N 138-ФЗ
1. Пенсионный фонд Российской Федерации до 20 апреля года, следующего за годом уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, направляет заявку о переводе из федерального бюджета необходимой суммы средств для софинансирования формирования пенсионных накоплений. Форма и правила составления указанной заявки утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае необходимости Пенсионный фонд Российской Федерации направляет дополнительную заявку о переводе из федерального бюджета необходимой суммы средств для софинансирования формирования пенсионных накоплений в срок не позднее трех месяцев со дня направления предыдущей заявки о переводе из федерального бюджета необходимой суммы средств для софинансирования формирования пенсионных накоплений.
Информация об изменениях:
Часть 2 изменена с 15 июня 2018 г. — Федеральный закон от 4 июня 2018 г. N 138-ФЗ
2. Средства на софинансирование формирования пенсионных накоплений переводятся в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации, в срок, который не может превышать 10 рабочих дней, следующих за днем получения соответствующей заявки о переводе из федерального бюджета необходимой суммы средств для софинансирования формирования пенсионных накоплений, за исключением случаев, если исполнение такой заявки требует внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период. В случае внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период в части увеличения бюджетных ассигнований, предусмотренных на софинансирование формирования пенсионных накоплений, указанные средства переводятся в срок, который не может превышать 15 рабочих дней, следующих за днем вступления в силу федерального закона о внесении указанных изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период.
3. Средства на софинансирование формирования пенсионных накоплений, поступившие из федерального бюджета, отражаются в бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий финансовый год и плановый период в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации. При этом в бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации предусматривается передача указанных средств управляющим компаниям и негосударственным пенсионным фондам.
4. При исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий финансовый год учет операций, связанных со средствами федерального бюджета, направленными на софинансирование формирования пенсионных накоплений, ведется Пенсионным фондом Российской Федерации на соответствующих счетах бюджетного учета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
См. комментарии к статье 14 настоящего Федерального закона
Статья 13. Размер взноса на софинансирование формирования пенсионных накоплений
Статья 13 . Размер взноса на софинансирование формирования пенсионных накоплений
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ в часть 1 статьи 13 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г.
1. Размер взноса на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц определяется исходя из суммы дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, уплаченной застрахованным лицом за истекший календарный год, но не может составлять более 12 000 рублей в год.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ часть 2 статьи 13 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2015 г.
2. Размер взноса на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц, имеющих право на страховую пенсию в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и не обратившихся за установлением страховой пенсии, накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты, единовременной выплаты средств пенсионных накоплений, предусмотренных пунктами 1 и 2 статьи 2 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений», либо иной пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая ежемесячное пожизненное содержание судьи, определяется исходя из увеличенной в четыре раза суммы дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, уплаченной застрахованным лицом за истекший календарный год, но не может составлять более 48 000 рублей в год.
3. Размер взноса на софинансирование формирования пенсионных накоплений рассчитывается Пенсионным фондом Российской Федерации с учетом условий предоставления государственной поддержки формирования пенсионных накоплений, определенных настоящим Федеральным законом, в отношении каждого застрахованного лица на основании данных индивидуального персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования.
4. Взносы на софинансирование формирования пенсионных накоплений включаются в состав пенсионных накоплений застрахованных лиц.
См. комментарии к статье 13 настоящего Федерального закона
Отменен ли закон о софинансировании пенсионных накоплений
Таких в Хабаровском крае около 600 человек.
187 тысяч человек в крае написали заявления, чтобы вступить в программу. Из них платят около 11 процентов. То есть, почти 90 процентов фактически участниками не стали. Получается, программа провалилась?
Мы не можем сказать – провалилась. 11 процентов являются участниками. Они платят, значит, имеют такую возможность. А остальные… может, они надеялись, что возможность появится, но она так и не появилась. И реально они не стали участниками.
Может, просто денег у людей нет?
И все-таки неправильно говорить: программа не состоялась. Самое главное – у нас уже осуществляются выплаты из средств пенсионного фонда. Они начались в 2012 году, 54 тысячи граждан уже получили выплаты из средств пенсионных накоплений.
Пенсионного фонда Российской Федерации копию документа, подтверждающего уплату дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, или направить такой документ в форме электронного документа (электронного образа документа) с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Сверку платежей можно также осуществить по телефону (812) 292-86-91.
2-ой способ уплаты.
Перечислять денежные средства в бюджет Пенсионного фонда РФ через работодателя.
Для этого необходимо подать своему работодателю заявление, в котором следует указать размер ежемесячно уплачиваемого дополнительного страхового взноса, определенный в твердой сумме или в процентах от базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Отменен ли закон о софинансировании пенсионных накоплений
Запланированные корректировки Правительство предлагает произвести с целью улучшения пенсионного обеспечения россиян и сбалансирования бюджета ПФР в долгосрочной перспективе.
- «Разморозка» накопительной пенсии в 2019 году не планируется. Вместо нее будет внедряться система индивидуального пенсионного капитала (ИПК), законопроект о котором будет рассматриваться в 2019 г.
- Из-за постепенного повышения пенсионного возраста с 2019 года будут изменены правила получения выплат накопительной пенсии.
Вопрос № 11. Может ли застрахованное лицо, в случае, если оно примет решение о прекращении уплаты ДСВ, получить ранее уплаченные им суммы на руки?
Ответ. Средства, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, в том числе суммы ДСВ, не подлежат выплате застрахованному лицу на руки.
Вопрос № 12.
— единовременной выплаты средств пенсионных накоплений, предусмотренной пунктом 1 статьи 2 Закона № 360-ФЗ;
— иной пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая ежемесячное пожизненное содержание судьи.
Вопрос № 4.
Эти выплаты могут осуществляться в виде трех вариантов: либо единовременная выплата, либо накопительная часть пенсии, либо срочная выплата.
Размер накопительной части пенсии у тех, кто реализовал свое право, не такой большой, в среднем около 1000 рублей в месяц.
У тех, кто выбрал срочную выплату, когда средства, накопленные в рамках программы госсофинансирования, делятся на 10 лет, прибавка к пенсии составляет около 2000 рублей.
Единовременная выплата могла выплачиваться участникам программы не один раз, а на момент получения – сколько сформировалось, во второй раз – когда по итогам следующего года у него еще поступали пенсионные накопления. С учетом этих двух единовременных выплат средний размер ее составил чуть менее 20 тысяч.
Правда, с 2015 года возможность, когда единовременную выплату можно получать ежегодно, отменена.
Согласно последним новостям, в 2018 году без каких-либо потерь перевести накопленный капитал могут лишь те, кто это делал в последний раз 5 лет назад, то есть в 2013 году.
ДСВ, уплаченные застрахованным лицом в соответствии с Законом № 56-ФЗ, и взносы государства на софинансирование), подлежат выплате его правопреемникам, перечисленным в части 7 статьи 7 Федерального закона от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии».
При этом застрахованное лицо вправе в любое время посредством подачи заявления о распределении средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета, определить конкретных лиц, которым может быть произведена такая выплата, а также установить, в каких долях следует распределить между ними указанные выше средства. Если формирование средств пенсионных накоплений застрахованного лица осуществляется в управляющих компаниях (государственной или частной), то названное заявление застрахованное лицо должно подать в территориальное Управление ПФР.
Энгельса, д.73, Санкт-Петербург, 194214.
Вопрос № 10. Можно ли по своему желанию прекратить уплату дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию? И как это можно сделать?
Ответ. Застрахованное лицо, вступившее в добровольные правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты ДСВ и осуществляющее их уплату, вправе в любой момент по своему желанию прекращать либо возобновлять уплату таких взносов.
При этом если застрахованное лицо осуществляет уплату ДСВ самостоятельно через кредитную организацию, то для прекращения либо возобновления уплаты ДСВ никаких дополнительных заявлений в территориальные органы ПФР подавать не требуется.
Застрахованному лицу, уплачивающему ДСВ через работодателя, для прекращения либо возобновления уплаты ДСВ необходимо подать работодателю соответствующее заявление.
Государство предложило увеличить их взносы в накопительную часть в 4 раза. Таким образом, ежегодный взнос 12000 руб. должен превратиться в накопительной части в 60000 руб.
С последними изменениями, внесенными в апрельский Закон от 2008 года о софинансировании пенсий, можно ознакомиться, изучив следующие нормативно-правовые акты:
- ФЗ № 360 от 30.11.2011;
- ФЗ № 345 от 04.11.2014.
В законодательство поступили изменения о правилах вступления в госпрограмму, сроках ее действия и особенностях отчетности. В 2019 году никаких серьезных нововведений не было. Участник вправе самостоятельно устанавливать размер взноса, способ перевода денег, управляющую организацию, вариант получения накоплений, выбирать направления для распоряжения счетом в случае его смерти.
Если часть коллектива компании изъявит желание переводить средства на накопительные счета, то работодатель обязан выполнить следующие задачи:
- подготовить приказ или приложение к коллективному договору;
- посылать коллективное извещение в ПФР до 20 числа каждого квартала (когда в организации более 25 участников госпрограммы);
- представлять в форме реестра отчет о дополнительных взносах в накопительную часть.
Кроме того, участнику программы стоит знать, что работодатель обязан отдельными документами оформить финансирование за свой счет и выплаты из заработной платы сотрудника. В платежных документах должен быть указан номер, сумма и счет, на который переводятся деньги.
При срочном варианте накопления выдаются за период не менее 10 лет. Единовременная выплата перечисляется один раз в 5 лет и может составлять до 5% от страховой части.
Если участник госпрограммы подавал заявление на срочную выплату сбережений, то в случае его смерти наследники могут рассчитывать на получение остатка денежных средств.
Правопреемник определяется по завещанию. Если завещания нет, за пособием вправе обратиться близкий родственник.
Для получения накоплений наследник обращается в НПФ в течение 6 месяцев со дня смерти участника программы. Заявитель подтверждает документально родственные связи и факт смерти.
Совсем отказаться нельзя, т.е. то, что государство уже софинансировало так и останется в рамках накопительной части пенсии.
При этом вы можете сменить НПФ на государственный фонд. Стоит отметить, что если ваша суммарная пенсия будет больше 15 600 рублей, то у вас будет возможность забрать эти деньги по единовременной выплате.
Также отмечу, что в случае если вы подадите на срочную выплату, рассчитанную на 10 лет, то ваша прибавка составит более 1 400 рублей в месяц исключительно за счет программы софинансирования.
Получить персональную консультацию Николая Солабуто в режиме онлайн очень просто — нужно заполнить специальную форму.
Сделать первый взнос в эти сроки могли и те участники Программы, которые не сделали этого ранее в 2009 – 2014 годах.
Таким образом, в соответствии с Законом № 56-ФЗ всем тем, кто вступил в Программу софинансирования пенсии в период с 1 октября 2008 года по 31 декабря 2014 года и сделал первый взнос до 31 января 2015 года включительно, государство обеспечит софинансирование добровольных взносов на будущую пенсию в течение 10 лет при условии уплаты взносов в сумме не менее 2 000 рублей в год.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Застрахованные лица, не вступившие в Программу софинансирования до 1 января 2015 года, могут в настоящее время вступить в добровольные правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и уплачивать дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию в рамках Закона № 56-ФЗ.
Если же покойный не оставил завещания и не назначил правопреемников, деньги делятся между ближайшими родственниками. За наследством надо обратиться в течение полугода с даты смерти родственника, вносившего ДСВ.
Как получить деньги?
Деньги со счета нельзя снять по собственному желанию – они формируют накопительную часть пенсионного жалованья.
Получение этого вида выплат зависит исключительно от возраста человека. Согласно новым правилам, введенным законом № 350-ФЗ, теперь необязательно дожидаться достижения пенсионного возраста, который в 2019 году начнет расти ежегодно на 1 год, пока не вырастет к 2024 году на пять лет. Получить деньги пенсионеры-мужчины могут в 60 лет, женщины — в 55.
Достигнув вышеуказанного возраста, надо обратиться к сотрудникам той организации, где хранятся сбережения.
В отношении их софинансирование государства сохраняется.
Не могут рассчитывать на софинансирование государства и пенсионеры по линии силовых структур.
Изменились сроки выплаты средств пенсионных накоплений в виде единовременной выплаты. Если раньше участник программы мог получать единовременную выплату раз в год, то с 1 января 2015 года это право будет предоставляться один раз в пять лет.
Сколько еще человек в Хабаровском крае предположительно может охватить программа и чем объясняются ограничения в сроках — вступление до 31 декабря 2014 года и первый взнос до 31 января 2015 года?
Невозможно просчитать, сколько еще граждан изъявят желание воспользоваться возможностью вступить в программу, но у нас немало таких случаев, когда в рамках действовавшего закона люди написали заявление, но первый платеж не осуществили.
Пожизненная выплата является невыгодной, так как в таком случае прибавка к пенсии составит не более 100 руб. в месяц.
Как забрать накопления в НПФ?
Граждане, переводившие накопления в НПФ, имеют право обратиться в него за получением пособия после выхода на пенсию. Заявление на перечисление сбережений подается в двух случаях:
- оформляется страховое пенсионное обеспечение по возрасту (возврат взносов надо ожидать через 2 месяца после подачи запроса);
- участник программы досрочно вышел на пенсию.
В заявлении надо указать способ получении денег: единовременный платеж, срочный или бессрочный вариант. Полная выплата или частичная переводится через 2 месяца. Платежи по бессрочному варианту растягиваются на 19 лет.
Максимально возможная сумма госпомощи в год составляет 48 тысяч рублей.
Участником, кроме государства и гражданина, может стать также работодатель последнего. Согласно статье 8 закона № 56-ФЗ, решив принять участие в судьбе сотрудника, работодатель должен издать соответствующий приказ либо внести специальный пункт в коллективный договор. Размер ДСВ в пользу сотрудника рассчитывается работодателем каждый месяц самостоятельно, ведь деньги он платит из своих средств. Такие взносы вносятся на специальный счет, открытый Федеральному казначейству в отделе Центробанка, и оформляются отдельными платежными поручениями. Работодатель обязан сформировать дополнительный реестр застрахованных сотрудников, в пользу кого он вносит дополнительные взносы. В течение двадцати дней после завершения квартала все реестры должны быть предоставлены в ПФР.
Реформу пенсионных накоплений может спасти софинансирование
Ранее, еще при анонсировании системы ИПК, мы проводили подсчеты: при автоподписке в ней в первые годы участвовало бы около 10 млн человек – работники средних и крупных предприятий. А при отказе от автоподписки в систему ИПК будет вовлечено не более 1 млн человек.
Между тем есть один ход, который позволит соблюсти принцип добровольности и одновременно в разы увеличить число участников новой системы. Это софинансирование пенсии.
Результаты софинансирования
В России с октября 2008 г. работает программа государственного софинансирования пенсионных накоплений за счет средств фонда национального благосостояния. Но сейчас она уже закрыта для вступления. Однако статистики собрано достаточно, чтобы проанализировать результаты программы и сделать выводы.
При запуске правительство взяло на себя обязательство удваивать каждый добровольно уплаченный взнос – правда, с ограничением: не менее 2000 и не более 12 000 руб. в год. Взносы лиц пенсионного возраста, отложивших выход на пенсию, увеличивались при этом в 5 раз (до 60 000 руб., включая взнос самого участника). Плательщики также получили право на социальный налоговый вычет с лимитом возврата до 15 600 руб. в год и учет дополнительных расходов софинансирования со стороны работодателя для сокращения налога на прибыль. Софинансирование добровольных взносов каждого участника прекращается через 10 лет после первого платежа.
В итоге в программу вступило 15,9 млн человек – каждый пятый обладатель накопительного пенсионного счета. Но реальными участниками – теми, кто сделал первый взнос, – стали 2,5 млн человек, то есть менее 16% от всех подавших заявления.
Всего по итогам 10 лет реализации программы люди добровольно отложили на будущую пенсию 61,2 млрд руб. Правительство добавило 59,6 млрд руб., а еще 1 млрд руб. – работодатели, что в совокупности составило 121,8 млрд руб., из которых 1,01 млрд руб. уже выплачен в виде срочных и единовременных выплат. Средний взнос плательщиков за всю историю оценивается в 23 500 руб. Исходя из весьма консервативных прогнозов Пенсионного фонда России (ПФР) на 2019–2022 гг., можно оценить, что к моменту завершения программы в 2026 г. общий объем поступивших взносов достигнет 163 млрд руб.
При запуске программы число ее активных участников и уплаченные дополнительные страховые взносы росли. Но в последние годы оба показателя неизменно сокращаются. Почему так происходит?
Безусловно, важную роль играют естественные демографические процессы. Но не меньшую – то, что популяризацией софинансирования активно никто не занимается: ни ПФР, ни негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Отсутствие интереса со стороны пенсионных провайдеров связано с бюрократическим несовершенством программы. Информация о взносах поступает в фонды в период до семи месяцев с даты уплаты. Без консультации со стороны ПФР или НПФ легко допустить ошибки при перечислении: средства необходимо уплатить в бюджет регионального отдела ПФР (по месту жительства), а потом предоставить подтверждающие платежи документы (к счастью, с недавних пор достаточно электронного документа).
Создать интерес
Если же учесть и убрать недостатки существующей госпрограммы и внедрить в дополнение к добровольности еще и принцип софинансирования вкупе с повышением предела по налоговому вычету, то можно существенно увеличить вовлеченность граждан. Для этого, разумеется, потребуется дополнительная серьезная поддержка в СМИ, на телевидении и в социальных сетях, взаимодействие с работодателями – люди должны знать, что они получат в дополнение к тому, что будут откладывать сами. Варианты совместного финансирования будущей пенсии не обязательно устанавливать в соотношении 50 на 50. Более того, ставка государства может быть плавающей: чем больше человек откладывает на старость, тем больше государство предоставляет ему дополнительных средств. Хорошо бы не забыть и звучавшие при обсуждении ИПК опции досрочного использования пенсионных сбережений. Это детали, которые можно обсуждать с участниками рынка при принятии основного решения – включения принципа софинансирования в новую пенсионную систему.
В последнее время высказывались инициативы по возрождению программы. Так, аудитор Счетной палаты Светлана Орлова в июле заявила, что нужно восстановить право на вступление в программу софинансирования и продлить ее. До этого одна из саморегулируемых организаций НПФ (НАПФ) предложила реформировать обязательное пенсионное страхование – обязать работника платить 2%, работодателя – еще 2% и добавлять от правительства 1%. По подобному принципу с 1 января запущена обязательная накопительная система в Грузии.
Надеемся, что разработчики следующего пенсионного законопроекта, который будет вот-вот представлен общественности, учтут опыт нескольких лет и пожелания участников рынка и рассмотрят вопросы реальных материальных стимулов в новом варианте добровольного пенсионного обеспечения россиян. Это будет точный и грамотный ход с точки зрения имиджа власти, поддержки пенсионной отрасли и развития внутреннего финансового рынка, влияющего на стоимость займов.
Мнения экспертов банков, финансовых и инвестиционных компаний, представленные в этой рубрике, могут не совпадать с мнением редакции и не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.
Что такое программа государственного софинансирования формирования пенсионных накоплений?
Вопросы выхода на пенсию и размера пенсионных выплат для россиян являются одними из самых острых. Государственная пенсионная система предлагала до 2014 года поучаствовать гражданам в единственной в своем роде программе, которая позволяла увеличить размер будущей пенсии.
Что такое программа государственного софинансирования? В чем заключается ее принцип? Какие перспективы есть у этой программы? Рассмотрим все вопросы в данной статье.
Как действует Программа
Принцип работы госпрограммы по софинансированию пенсий достаточно прост. Суть заключается в том, что государство увеличивает пенсионные накопления граждан на те же суммы, что поступают на пенсионные накопительные счета в добровольном порядке. Платежи на добровольных началах может делать сам застрахованный или его работодатель.
Всеми поступившими средствами, включая обязательные взносы и инвестиционный доход, распоряжается государственная или частная УК либо негосударственный пенсионный фонд. Деньги инвестируются в финансовые инструменты с целью получения прибыли.
Более выгодные условия Программа предлагает будущим пенсионерам, если они уже получили право на назначение пенсии, но не воспользовались им. В этом случае государственные выплаты предполагают увеличение вложений не в 2 раза, а в 4.
Например, застрахованный гражданин, участвующий в Программе, вносит 5 000 рублей. Такую же сумму вносит и государство по стандартной схеме. На накопительном счету появится 10 000. рублей. Если участник имеет право на пенсию, но не обращался за ней, взнос государства составляет 15 000 рублей.
Ограничения по сумме
Сумма государственного взноса не может быть меньше 2 000 рублей и не больше:
- 12 000 рублей за год при стандартных условия;
- 48 000 рублей за год при повышенных выплатах.
Застрахованный гражданин может перечислять суммы вне заданных границ. Если взнос меньше 2 000 рублей, государство не удваивает платеж. Если застрахованный внес больше верхней границы, государство повысит сумму только на 12 тысяч.
Кто может принять участие в Программе
Стать участником госпрограммы софинансирования пенсионных накоплений можно было в период с 01.10.2008 по 31.12.2014. Для вступления в Программу кандидат должен был подать заявление в ПФР в указанный срок и внести добровольный взнос до 31.12.2015. Если застрахованное лицо вступило в программу до выхода Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон» от 04.11.2014 № 345-ФЗ, то государство софинансирует его взносы (в пределах 12 000 рублей), если же застрахованное лицо стало участником программы позже — софинансирования не происходит. В том случае, когда гражданину назначается пенсионное обеспечение, софинансирование прекращается. При таком варианте добровольные платежи увеличивают накопительную пенсию, но не удваиваются.
В 2017 году вступить в Программу невозможно. Срок действия данной Программы рассчитан на 10 лет с начала ее работы.
Итоги Программы софинансирования
На конец декабря 2014 года было подано около 16 млн заявлений на участие в Программе. Это не очень большая цифра, однако и граждан, формирующих накопительную пенсию не много. По оценкам ПФР, число граждан, которые перевели страховые отчисления в накопительную систему, оценивается в 20% от числа застрахованных.
Недостаточная информированность граждан о госпрограмме, а также отсутствие опыта финансовых вложений, стали препятствием для массового распространения этого доходного инструмента. Свою роль сыграла и заморозка обязательных накопительных взносов в 2014 году.
Граждане, достигшие возраста выхода на пенсию, чаще всего получают пенсионные накопления путем единовременной выплаты, так как суммы накопленных средств невелики и составляют менее 5% от страховой пенсии.
С 2014 года все обязательные платежи идут на формирование только страховой пенсии. На накопительные счета граждан ничего не перечисляется.
Перспективы
Финансовый кризис, вызванный западными санкциями и падением нефтяных доходов сменил приоритеты в государственной пенсионной политике. В условиях дефицита бюджетных средств государство стремится сохранить деньги в Госфонде, а не передавать их в частные руки.
В связи с этим развитие темы пенсионных накоплений не является приоритетным. Граждан, наоборот, убеждают направлять все средства в финансирование страховой пенсии. По этим причинам ожидать продления Госпрограммы по софинансированию взносов на пенсионное обеспечение не стоит.
Софинансирование пенсии — основные пункты государственной программы и льготы для участников
Обеспечение безбедной старости во многом зависит от того, когда и как потенциальный получатель пенсии позаботится о вариантах ее накопления. Гарантированный способ увеличить объем своего будущего пособия – участие в государственных программах, специально разработанных для поддержки возрастной части населения.
Что такое софинансирование
Помощь возрастной части населения, выраженная в виде денежных начислений и предусматривающая повышение объема будущих выплат за счет увеличения государством вдвое или вчетверо добровольных дополнительных страховых взносов (далее – ДСВ), уплачиваемых гражданином в счет страхового пособия, называется программой софинансирования пенсионного обеспечения (далее – ПО). На момент реализации принять в ней участие могли 3 стороны:
- Будущий пенсионер.
- Его работодатель – участие в программе не обязательно. Сотрудник вправе вносить денежные средства, как через представителя нанявшей его организации, так и самостоятельно.
- Государство.
Нормативно-правовое регулирование
Государственное софинансирование пенсии регулируется законодательством РФ. Нормативные акты:
- Федеральный закон Российской Федерации (далее – ФЗ РФ) от 30.04.2008 г. №56-ФЗ;
- Пункт 1 статья 13 – устанавливает фиксированный размер дополнительного страхового взноса.
- Ст. 13 – описывает особые условия софинансирования ПО.
- Ст. 14 – регламентирует порядок движения денежных средств: перевод взносов из федерального бюджета на счета ПФР – последующее перечисление средств в управляющие компании и/или негосударственные пенсионные фонды (далее – НПФ);
- П. 6, ст. 7 ФЗ РФ от 28.12.2013 г. №424-ФЗ – предусматривает выплату ПО правопреемникам в случае смерти получателя.
Программа софинансирования пенсии
Проект основан на принципе перечисления гражданином дополнительных страховых взносов (далее – ДСВ) для формирования накопительной части к страховому пособию и прямо пропорциональном ее увеличении за государственный счет. Действует программа так:
- Застрахованное лицо перечисляет в Пенсионный фонд России (далее – ПФР) ДСВ на счет накопительной части своего страхового пособия по старости.
- Государство удваивает эту сумму, а при соблюдении ряда условий увеличивает вчетверо.
Участие в программе осуществляется на добровольных началах по личному заявлению претендента. Условия:
- До 31 декабря 2014 г. было необходимо подать соответствующее заявление на вступление в программу.
- Сделать первый взнос до 31.01.2015 г.
- Уплачивать ДСВ согласно правилам программы государственного софинансирования как минимум 1 год. Например, гражданка Иванова перевела 12 000 рублей за 2015 г. Ей 54 г. и в 2016 г. она собирается выходить на пенсию. После оформления назначения страхового пособия по старости кроме него она получит свои ДСВ (12 000 р.) и государственное софинансирование в размере 12 000 р., потому что выполнила минимальные требования программы.
- Лицо, получающее какой-либо другой вид ПО и подавшее заявление о намерении участвовать в проекте, будет увеличивать свой накопительный пенсионный капитал, но его добровольные страховые взносы удваиваться не будут;
- Софинансированные государством выплаты можно будет получить после оформления страхового пособия по старости.
Размер взносов
Минимальная сумма страховых взносов, которую будущий получатель пособия должен перечислить в ПФР или НПФ, составляет 2 000 рублей за год, максимальная – 12 000 р. Государство удваивает ее и переводит на индивидуальный пенсионный счет. Суммы, перечисленные в ПФР или НПФ на счет будущих ДСВ, размером ниже или выше предусмотренных программой пределов, не софинансируются. Примеры:
- Гражданка Петрова перевела 17 000 р. за прошедший год на счет страховой части своей пенсии. Государство сделает доплату размером 12 000 р. На счет Петровой будет начислено: 17 000 р. (из личных накоплений) + 12 000 р. (государственного софинансирования согласно верхнему порогу ДСВ, предусмотренному программой) = 29 000 р.
- Гражданин Васильев внес на счет будущей страховой пенсии 2 500 р. Государство увеличит эту сумму вдвое. Васильев получит: 2 500 р. + 5 000 р. = 7 500 р.
- Гражданка Николаева перевела 1 800 р. на счет будущей страховой пенсии и после этого отказалась от участия в программе. При выходе на заслуженный отдых она получит только свои 1 800 р.
Государственной программой софинансирования предусмотрено 2 варианта увеличения ДСВ. Нюансы:
- взносы участника программы, внесшего от 2 тыс. до 12 тыс. рублей за 1 год, удваиваются;
- четырехкратное увеличение перечисленных на счет будущего пособия собственных средств в том же диапазоне (2 000–12 000 р.) предусматривается для лиц, достигших пенсионного возраста, но так и не оформивших страховую или какую-то другую пенсию.
Сроки действия программы
Программу софинансирования страхового пенсионного пособия российское правительство разработало в 2008 г. Она рассчитывалась на 5 лет. Подать заявку на вступление в программу можно было с 01.10.2008 г. до 31.12.2014 г., сделать первый взнос – до 31.01.2015 г. На данный момент оформление участия в проекте не доступно, но из-за популярности не исключено его возобновление. В 2013 г. программа получила продление еще на 5 лет и продолжит действовать для вступивших участников в течение 10 лет – до 2025 г.
Льготы для участвующих в программе
Пенсионная программа софинансирования предусматривает льготы для участников. Вот их перечень:
- государство формирует величину пособия будущего пенсионера вместе с ним;
- участник программы имеет право на получение 13% налогового вычета, но не больше 12 000 р., оформить который можно:
- при обращении с соответствующим заявлением к сотруднику бухгалтерии по месту работы – если страховые взносы уплачивались через работодателя;
- обратившись с комплектом требуемых документов к представителю территориального отделения федеральной службы налоговой инспекции – бумаги подавать следует по результатам 1, 2 или 3 последних лет.
- получение участником программы пассивного инвестиционного дохода при условии эффективного управления персональными накоплениями, включая материальные средства, полученные от государства;
- возможность передачи страхового пособия по наследству.
Особые условия
При наступлении права на назначение пенсионных выплат по старости гражданину, который не обращается за ними, полагается увеличение перечисленных ДСВ в 4 раза. Максимальный объем софинансирования в этом случае составит 48 000 рублей. Есть и ограничение – льгота действует только в отношении неработающих пенсионеров, трудоустроенным лицам четырехкратная государственная прибавка не полагается.
Способы уплаты добровольных взносов
Уплачивать ДСВ на счет будущей страховой пенсии можно 2 способами. Порядок перечисления средств:
- Через своего работодателя. Сотруднику следует обратиться в бухгалтерию компании-нанимателя с заявлением о добровольном вступлении в программу софинансирования страхового пособия, указав конкретную сумму ежемесячного взноса или процента от заработка. За участником закреплено право изменять сумму ДСВ впоследствии, уведомив об этом бухгалтерию. Потребуется составить новое заявление.
- Самостоятельно через банк. Гражданину следует обратиться к сотруднику кредитного учреждения и перевести деньги на свой лицевой счет, открытый в ПФР. Реквизиты для оплаты ДСВ посредством банка можно получить в его отделении, местном органе ПФР, онлайн через официальный сайт фонда.
Уплачивать ДСВ возможно как равными ежемесячными перечислениями, так и единовременным денежным переводом. Если вы решили делать дополнительные страховые взносы в ПФР самостоятельно через банковскую организацию, сохраняйте все копии платежных квитанций и поручений. Они понадобятся вам при сверке размеров финансовых отчислений с ПФР и для получения налогового вычета.
Как получить деньги пенсионерам
Средства, софинансированные государством, назначаются совместной со страховой пенсией по старости или инвалидности выплатой в виде накопительного пособия. После возникновения прав на назначение ПО за его оформлением и назначением можно обратиться с заявлением к сотруднику уполномоченной организации.
Капитал пенсионного обеспечения, размещенный на лицевом счете участника системы обязательного страхования в ПФР, выплачивается вместе с инвестиционным доходом – дополнительными накоплениями, включающими государственное софинансирование пенсии. Варианты получения денежных средств:
- Единовременным переводом. Дополнительные накопления перечисляются получателю за 1 раз, при условии, что на дату назначения их размер не превышает 5% от объема всей страховой пенсии, включая общую сумму накопительной части к ней и фиксированную выплату.
- Срочным переводом. Продолжительность таких начислений определяется пенсионером-получателем, но не может быть меньше 10-летнего периода.
- В виде накопительной пенсии. Ее размер, как правило, ниже, чем у срочной выплаты, потому что рассчитывается исходя из ожидаемого периода начислений – на 2019 г. Он составляет 246 месяцев. Переводы будут пожизненными.
Куда обращаться
Оформить причитающееся страховое ПО вместе с накопленными средствами, включающими софинасирование можно, обратившись к сотруднику одной из уполномоченных инстанций:
- местное отделение ПФР;
- многофункциональный центр (далее – МФЦ);
- отправив его почте заказным письмом с уведомлением;
- дистанционно – на портале государственных услуг gosuslugi.ru или официальном сайте ПФР;
- через своего законного представителя.
Сроки рассмотрения заявления
Документы и заявление, поданное лицом на назначение страхового пособия и накопительных выплат, рассматриваются в течение определенного срока. Он напрямую зависит от способа перечисления ПО:
- при срочных выплатах – до 10 рабочих дней;
- при единовременном переводе – до 1 месяца;
- при назначении страховой пенсии и совместной выплаты к ней – до 10 рабочих дней, ПФР начнет начислять пособие в течение 2 месяцев с даты принятия положительного решения.
Перечень необходимых документов
Для оформления пенсионного пособия и начисления накопительных выплат потребуется предоставить пакет соответствующих документов:
- заполненное заявление – бланк можно найти на сайте уполномоченной организации через интернет или на информационном стенде, обратившись туда через местное отделение;
- паспорт гражданина РФ;
- страховой номер индивидуального лицевого счета (далее – СНИЛС);
- бумаги, доказывающие право на установление выплат пенсионного обеспечения – трудовая книжка и/или ее копия, документы, подтверждающие рабочий стаж, размер оклада, справки о наличии иждивенцев, прочие.
Можно ли выйти из программы государственного софинансирования пенсионных накоплений
Участник может выйти из программы государственного софинансирования пенсионных накоплений. Никаких заявлений и/или прочих документов составлять и предоставлять для этого не нужно. Проект не предусматривает понятия расторжения договора. Участнику следует перестать делать дополнительные страховые взносы – программа государственного софинансирования автоматически перестанет действовать.
Правопреемственность вкладов в случае смерти застрахованного лица
При непредвиденных обстоятельствах – в случае смерти застрахованного лица – на назначение выплаты пенсионных накоплений имеют право его правопреемники. Гражданин может определить перечень наследников заранее, составить завещание, указав доли, в которых его пособие будет распределяться между будущими потенциальными получателями. Если пенсионное завещание не составлялось, правопреемниками считаются:
- Первостепенные родственники:
- дети, в том числе усыновленные;
- родители;
- усыновители.
- Второстепенные родственники:
- братья, сестры;
- бабушки, дедушки;
- внуки.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Второстепенные родственники праве претендовать на наследование пенсионного обеспечения умершего при отсутствии первостепенных. Накопительная пенсия усопшего назначается его преемникам в 3 случаях – если смерть пенсионера наступила:
- до назначения ПО или его перерасчета;
- после оформления срочной выплаты;
- после назначения единовременного перевода, который не был перечислен и/или получен пенсионером.
Юрист ведущей адвокатской конторы Москвы.
Специализация: гражданское право.
Стаж 22 года.