Экономическая сущность налог на прибыль организации

Предлагаем статью на тему: "Экономическая сущность налог на прибыль организации" с понятными комментариями и выводами. С случае возникновения вопросов и для актуализации данных на 2020 год вы можете обратиться к дежурному консультанту.

Экономическая сущность налог на прибыль организации

Прибыль является одним из наиболее важных показателей финансовых результатов хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства. Она является целью функционирования коммерческой организации и источником уплаты налогов. Прибыль представляет собой превышение в денежном выражении доходов (выручки от реализации, товаров, работ, услуг) над затратами на производство, приобретение и сбыт этих товаров, работ, услуг.

Прибыль организации характеризует конечные финансовые результаты деятельности, размер ее денежных накоплений. Прибыль является источником финансирования затрат на производственное и социальное развитие организации. Часть прибыли изымается государством в форме налога на прибыль и является, таким образом, источником финансирования государственных расходов.

Прибыль является основным внутренним источником формирования финансовых ресурсов организации. Это — обобщающий показатель, наличие которого свидетельствует об эффективности производства, о благополучном финансовом состоянии, которое характеризует конкурентоспособность организации, ее платежеспособность, выполнение обязательств перед государством и другими организациями.

Однако, возможности получения прибыли ограниченны издержками производства и спросом на произведенную продукцию. На уровень прибыли также оказывают влияние внешние и внутренние условия хозяйственной деятельности.

К внешним условиям можно отнести инфляцию, изменения законодательства в области налогообложения, оплаты труда работников и т.д. Внутренние условия деятельности организации также влияют на формирование прибыли. Например, рост заработной платы работников и страховых взносов может привести к уменьшению прибыли организации.

Полученная организацией прибыль распределяется между государством, собственниками организации и самой организацией. Взаимоотношения организаций с государством по поводу прибыли строятся на основе налогообложения прибыли. При этом налогом на прибыль облагается не та прибыль, которая формируется по правилам бухгалтерского учета, а налогооблагаемая прибыль, исчисляемая организациями на основе данных налогового учета.

Налог на прибыль — прямой пропорциональный налог, т.е. его сумма находится в прямой зависимости от финансового результата деятельности организации. Это означает, что теоретически организации выступают реальными плательщиками этого налога, т.е. данный налог не перекладывается на конечного потребителя продукции как при косвенном налогообложении.

Налог на прибыль широко применяется в практике налогообложения в странах с рыночной экономикой и играет важную роль в развитии государства. Налог на прибыль позволяет государству активно влиять на экономические процессы посредством успешного применения налоговых рычагов. Этот налог достаточно эффективно используется при регулировании инвестиционной активности, развитии малого бизнеса, привлечении в страну иностранного капитала путем предоставления государством разных льгот и установления налоговых ставок.

Налог на прибыль служит важным инструментом регулирования экономики. Именно налогообложение прибыли позволяет государству широко использовать налоговые методы в регулировании экономики и иметь существенный источник доходов бюджета, эффективно влиять на инвестиционные потоки и процесс наращивания капитала.

До 1 января 2002 г. налоговая система РФ предоставляла широкий набор налоговых льгот по налогу на прибыль малым предприятиям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и т.д. Функционирование налога на прибыль отличалось предоставлением многочисленных льгот и установлением дифференцированных ставок, относительно низких для предприятий и более высоких для посредников, банков и страховых организаций.

С 1 января 2002 г. налог на прибыль взимается на основании гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ. В связи с реформированием налогообложения прибыли организаций налоговые льготы были максимально сокращены. К сожалению, тогда была отменена очень эффективная инвестиционная льгота, позволяющая организациям уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль до 50% на сумму затрат на капитальные вложения в объекты производственного назначения. Отмена законодателями многочисленных льгот позволила тогда установить беспрецедентно низкую ставку налога за все годы существования современной налоговой системы на уровне 24%.

Ликвидация льгот с одновременным снижением налоговой ставки несет как положительный, так и отрицательный потенциал. Минимизация налоговой ставки явилась попыткой снижения налоговой нагрузки организаций и легализации значительных объемов прибыли в теневой экономике. Вместе с тем отказ от инвестиционной льготы привел к потере эффективного рычага регулирования инвестиционной предпринимательской активности.

С 2002 г. в механизм налогообложения прибыли вносились многочисленные изменения, направленные на его развитие, а также происходил частичный возврат льгот. В условиях экономического кризиса с 2009 г. налоговая ставка была понижена до 20%.

Опыт зарубежных стран свидетельствует о значительной роли амортизационной политики в регулировании инновационной экономики путем применения механизма налогообложения прибыли. Заметна роль этого налога в развитии малого предпринимательства, а также в привлечении иностранных инвестиций, поскольку многие организации полностью или частично освобождены от уплаты налога на прибыль в первые годы функционирования.

В связи с широким применением регулирующей функции фискальное значение налога на прибыль во многих развитых странах невелико.

В России, наоборот, роль налога на прибыль организаций в формировании доходной части бюджета достаточно существенна.

Этот налог относится к федеральным налогам, однако, перечисляется организациями в федеральный бюджет и в бюджеты субъектов РФ. Причем основная часть налога зачисляется в бюджеты субъектов РФ. В 2010 г. налог на прибыль организаций составил 23% в поступлениях администрируемых ФНС России доходов в консолидированный бюджет РФ. В федеральный бюджет поступило 255 млрд руб. В консолидированные бюджеты субъектов РФ зачислено 1789,6 млрд руб.

Таким образом, налог на прибыль организаций занимает важное место в налоговой системе РФ, позволяет государству активно влиять на развитие экономики, а также является одним из основных доходообразующих налогов.

Характеристика элементов налога. Экономическая сущность и фискально-регулирующее значение налога на прибыль организаций

Экономическая сущность и фискально-регулирующее значение налога на прибыль организаций

Налог на прибыль организаций

— 1 –

Налогообложение прибыли в любой налоговой системе занимает важное место. Налог на прибыль организаций в России – это федеральный налог, играющий важную фискальную и регулирующую роль. Теоретически налог на прибыль – это форма распределения национального дохода, а именно форма изъятия государством части чистого дохода (прибыли), создаваемого хозяйствующими субъектами. Налог на прибыль рассматривается как плата хозяйствующего субъекта государства за предоставление экономического пространства, трудовых ресурсов, за пользование производственной, социальной и иными видами инфраструктуры. Практически налог на прибыль как прямой личный налог обладает наибольшими возможностями по оказанию воздействия на интересы организаций через их финансовое положение, то есть имеет регулирующее значение. Одновременно он обеспечивает значительные поступления в бюджет государства. Поэтому столь много мнений о правомерности использования налога на прибыль в современных условиях базируется на тех принципах, которые заложены в законодательстве о налогах и сборах.

Читайте так же:  Максимальный коэффициент для начисления пенсии по старости

Среди факторов предпочтения прибыли как объекта налогообложения в противовес доходу можно выделить следующие причины:

– прибыль – это конечный результат деятельности, экономическое содержание которого позволяет применять его как объект налогообложения, в то время как заработная плата – это затраты;

– на размерах валового дохода предприятия отражаются расходы на оплату труда, удельный вес которых варьируется по различным видам экономической деятельности (например, материалоемкие и трудоемкие отрасли). В России из-за диспропорций в народном хозяйстве, отсутствия реального движения капитала и рабочей силы на практике по видам деятельности сложилась резко отличная структура состава затрат. Следовательно, введение налога на доходы резко отрицательно сказывалось бы на тех видах деятельности, где выше удельный вес трудовых затрат: сфера услуг, легкая и пищевая промышленность, наука. Введение же разных налогов в разных отраслях в условиях рынка нецелесообразно;

– использование прибыли в качестве объекта налогообложения соответствует мировой налоговой практике;

– механизм исчисления налога на прибыль позволяет более гибко, дифференцированно воздействовать на фонд оплаты труда (ФОТ) в отличие от включения затрат на оплату труда в объект налогообложения. На практике уже имел место налог на фонд оплаты труда в рамках налога на прибыль предприятий.

На долю налога на прибыль организаций в налоговых поступлениях федерального бюджета оказывают влияние многочисленные разнонаправленные факторы. После вступления в действие гл. 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций» основными факторами, обусловившими некоторое сокращение доли, выступают снижение налоговой ставки, расширение перечня расходов, формирующих налоговую базу. Но одновременно произошел отказ от налоговых льгот. За последние годы значительно выросла доля налога на прибыль в доходах федерального бюджета. Это связано с развитием экономики, сокращением убыточных предприятий и другими факторами.

Регулирующая роль налога на прибыль в настоящее время прослеживается не четко, поскольку действующий механизм исчисления и взимания налога отвечает принципу нейтральности налогообложения. В частности, практически отсутствуют какие-либо послабления, носящие отраслевой характер. С 1 января 2002 г. в связи с введением в действие гл. 25 НК РФ льготы по налогу были отменены, с одновременным введением новой амортизационной политики и снижением ставки налога с 35 % до 24 %. Начиная с 2006 г. для плательщиков налога на прибыль введена амортизационная премия, позволяющая включать в состав расходов произведенные затраты на капитальные вложения в размере не более 10 % – с 2006 г. и не более 30 % – с 2009 г. первоначальной стоимости основных средств или расходов, понесенных в случае достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, а также частичной ликвидации основных средств. С 2008 г. веден дополнительный повышающий коэффициент (не более 3) в отношении основных средств, используемых только для осуществления научно-технической деятельности. С 2009 г. в целях стимулирования инновационной и инвестиционной деятельности предприятий радикальным изменениям был подвергнут нелинейный метод начисления амортизации.

— 2 —

Плательщики налога на прибыль (ст. 246 НК РФ):

1) российские организации;

2) иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в РФ;

3) иностранные организации, получающие доходы от источников в РФ.

Постоянным представительством иностранной организации в России для целей налогообложения является филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или другое место деятельности этой организации, через которое иностранная организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на российской территории.

Иностранная организация согласно российскому законодательству о налогах и сборах не рассматривается как имеющая постоянное представительство в том случае, если она осуществляет деятельность на территории Российской Федерации через брокера, комиссионера, профессионального участника российского рынка ценных бумаг или любое другое лицо, действующее в рамках своей основной, то есть обычной, деятельности.

Не являются плательщиками налога на прибыль организаций:

а) организации, являющиеся иностранными организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр в соответствии со ст. 3 ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в отношении доходов, полученных в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи;

б) организации по прибыли, полученной от предпринимательской деятельности в области игорного бизнеса;

в) организации, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

г) Центральный Банк России и его учреждения по прибыли, полученной от деятельности, связанной с регулированием денежного обращения;

д) организации, применяющие упрощенную систему налогообложения и единый сельскохозяйственный налог.

Объект налогообложения по налогу на прибыль организаций (ст. 247 НК РФ)

Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций является прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибыль определяется по данным налогового учета, который совпадает (или может совпадать) с бухгалтерским учетом лишь по отдельным показателям.

Прибыль как объект налогообложения можно классифицировать по трем основным критериям:

1) по налогоплательщикам. Для каждой группы налогоплательщиков предусмотрен самостоятельный порядок определения прибыли в качестве объекта налогообложения (ст. 247 НК РФ).

Прибылью для российских организаций являются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.

Прибылью для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства в РФ, являются полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов.

Прибылью для иных иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянные представительства в РФ, являются доходы, полученные от источников в РФ, определяемые в соответствии со ст. 309 НК РФ.

В отношении иностранных организаций необходимо отметить, что они могут иметь одновременно два вида объекта налогообложения. Так, в случае одновременного осуществления деятельности на территории РФ через постоянное представительство и получения иного дохода от источников в РФ, не связанного с деятельностью через это представительство, у иностранной организации возникает два самостоятельных вида объекта налогообложения.

Более того, согласно п. 4 ст. 307 НК РФ при наличии у иностранной организации на территории РФ более чем одного постоянного представительства, деятельность которых не осуществляется в рамках единого технологического процесса, налоговая база и сумма налога рассчитываются отдельно по каждому отделению. Данное положение фактически означает, что по каждому постоянному представительству иностранной организации формируется самостоятельный объект налогообложения;

Читайте так же:  Кто должен сделать индексацию минимальной пенсии

2) по ставкам налога на прибыль. Для российских организаций устанавливаются пять видов ставок налога на прибыль. Для иностранных организаций предусмотрено шесть видов ставок налога на прибыль (ст. 284 НК РФ).

Наличие разных ставок по налогу на прибыль вызывает необходимость ведения раздельного налогового учета соответствующей группы прибыли. Так, согласно п. 2 ст. 274 НК РФ налоговая база по прибыли, облагаемой по соответствующей ставке, определяется налогоплательщиком отдельно;

3) по отдельным видам операций. На основании п. 2 ст. 274 НК РФ в отношении операций, по которым в соответствии с гл. 25 НК РФ предусмотрен отличный от общего порядка учет прибыли и убытка, необходимо вести раздельный учет доходов (расходов).

К таким операциям относятся:

– операции, связанные с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств (ст. 275.1 НК РФ);

– операции по договору доверительного управления имуществом (ст. 276 НК РФ);

– операции по договору простого товарищества (ст. 278 НК РФ);

– операции, связанные с уступкой (переуступкой) права требования (ст. 279 НК РФ);

– операции с ценными бумагами (ст. 280 НК РФ) и другие операции в соответствии со ст. 268, 304 и 323 НК РФ.

При этом прибыль от осуществления таких операций увеличивает прибыль организации отчетного (налогового) периода, а убыток принимается к налоговому учету в особом порядке, установленном НК РФ.

Порядок определения и классификация доходов организации в целях исчисления налога на прибыль организаций

В соответствии со ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки в той мере, в которой такую выгоду можно оценить.

Доходы определяются на основании первичных документов, документов налогового учета, а также на основании иных документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы, за исключением суммы косвенных налогов, предъявленных налогоплательщиком покупателю товаров и выделенных в счетах-фактурах.

Документами налогового учета в соответствии со ст. 314 НК РФ являются аналитические регистры и иные документы налогового учета, форма которых разрабатывается налогоплательщиком самостоятельно и устанавливается приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения.

Все доходы, получаемые организацией, можно разделить на две группы:

1) доходы, которые учитываются при налогообложении прибыли (ст. 249, 250 НК РФ);

2) доходы, которые не учитываются при налогообложении прибыли (ст. 251 НК РФ).

При этом доходы, учитываемые при определении прибыли, подразделяются на две группы:

– доходы от реализации;

В соответствии со ст. 249 НК РФ доходом от реализации признаются:

– выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных;

– выручка от реализации имущественных прав.

Реализацией товаров (работ, услуг) согласно ст. 39 НК РФ признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами, услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ, возмездное оказание услуг. Безвозмездная передача права собственности на товары, результаты выполненных работ, оказание услуг признается реализацией только в случаях, специально предусмотренных НК РФ. В связи с этим, безвозмездная передача товаров (работ, услуг) согласно гл. 25 НК РФ в качестве реализации не рассматривается.

Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, выраженных в денежной или натуральной формах и связанных с расчетами за реализованные товары, работы, услуги, другое имущество или имущественные права.

Доходы, выраженные в иностранной валюте, учитываются в совокупности с доходами, выраженными в рублях. При этом доходы, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсу ЦБ РФ на дату признания этих доходов.

Внереализационными доходами признаются доходы, не связанные непосредственно с основной деятельностью по производству и реализации товаров, работ и услуг. К таким доходам относятся (ст. 250 НК РФ):

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 10010 —

| 7789 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Тема 4.4 Налог на прибыль. 1.Экономическая сущность налога на прибыль

1.Экономическая сущность налога на прибыль

2.Плательщики и объект обложения налогом на прибыль

3.Экономическая сущность льгот по налогу на прибыль и их классификация

4.Ставки налога на прибыль и порядок его уплаты в бюджет

Экономическая сущность налога на прибыль

Налог на прибыль вместе с налогом на добавленную стоимость является составным элементом налоговой системы РБ и служит инструментом перераспределения национального дохода. Однако в отличие от НДС данный налог является прямым, т.е. его окончательная сумма целиком и полностью зависит от конечного финансового результата.

В условиях рыночного хозяйствования распределение прибыли является внутренним делом организации. Однако государство может воздействовать на этот процесс с помощью различных косвенных регуляторов, в том числе через систему налогообложения. Именно в рамках налоговой системы осуществляется взаимодействие государства и хозяйствующего субъекта по поводу формирования государственного бюджета, с одной стороны, распределения доходов производителя по направлениям его использования, с другой.

Налоговый механизм обеспечивает экономическую реализацию добавочной прибыли по месту ее возникновения. Организация получает дополнительные возможности, как для ее инвестирования, так и для расширения непроизводительного потребления. Эффективная система налогообложения прибыли, предусматривающая организацией дополнительные льготы по налогу на прибыль, оказывает решающее влияние на стимулирование товаропроизводителя, имеет важное значение для обеспечения положительных финансовых результатов деятельности, повышения экономической активности, решения социально-экономических проблем.

Налог на прибыль организаций – основной вид налога юридических лиц. Ныне действующий налог на прибыль предприятий и организаций, введен с 1.01.92 г.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8931 —

| 7239 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

1.2 Экономическая сущность налога на прибыль организаций

Налог на прибыль организации является одним из видов прямых налогов. Он относится к числу федеральных налогов. Так как этот налог относится к федеральным, то его законодательное и нормативное регулирование осуществляется федеральными органами законодательной и исполнительной власти. Но отдельные вопросы налога отнесены к компетенции законодательных и исполнительных органов власти субъектов РФ.

Читайте так же:  Не облагаемый налогом доход на ребенка

Налог на прибыль представляет собой форму изъятия части чистого дохода, созданного производительным трудом, и поступает в федеральный бюджет и в бюджеты субъектов РФ.

Налогоплательщиками налога на прибыль являются российские организации и иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства или получающие доходы от источников в РФ.

После определения себестоимости и корректировки затрат для целей налогообложения определяется прибыль, являющаяся объектом налогообложения. Это прибыль от реализации продукции, товаров, работ, услуг, основных фондов (включая земельные участки), другого имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Объект налогообложения должен иметь стоимостную, количественную или физическую характеристики. С ним законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога. Налоговые ставки, применяемые при исчислении налога на прибыль, установлены статьей 284 Налогового Кодекса РФ.

«Основная ставка с 1 января 2009 г. — 20%, при этом сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2%, зачисляется в федеральный бюджет, а в размере 18% — в бюджеты субъектов Российской Федерации» [3]. В отношении отдельных видов доходов налоговым законодательством установлены специальные налоговые ставки.

Налоговый период – это период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется подлежащая уплате сумма налога. Для всех налогоплательщиков налоговый период по налогу на прибыль организаций устанавливается как календарный год. Отчетными периодами являются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и т. д. до конца календарного года. Режим уплаты авансовых платежей исходя из фактической прибыли определяется налогоплательщиком и закрепляется в учетной политике на очередной налоговый период.

Налогоплательщики — организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных налогового учета.

Данные налогового учета должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде, сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.

Подтверждением данных налогового учета являются:

Видео (кликните для воспроизведения).

первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);

аналитические регистры налогового учета;

расчет налоговой базы.

Формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы, являющиеся документами для налогового учета, в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты: наименование регистра, период (дату) составления, измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении, наименование хозяйственных операций, подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

Содержание данных налогового учета (в том числе данных первичных документов) является налоговой тайной. «Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в данных налогового учета, обязаны хранить налоговую тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную действующим законодательством».

При определении налоговой базы прибыль, подлежащая налогообложению, определяется нарастающим итогом с начала налогового периода. «Если в отчетном (налоговом) периоде налогоплательщиком получен убыток — отрицательная разница между доходами и расходами, учитываемыми в целях налогообложения, в данном отчетном (налоговом) периоде налоговая база признается равной нулю».

Налогоплательщики, понесшие убыток в предыдущем налоговом периоде, вправе уменьшить налоговую базу текущего налогового периода на всю сумму полученного ими убытка или на часть этой суммы (перенести убыток на будущее). Также налогоплательщик вправе осуществлять перенос убытка на будущее в течение десяти лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток. Если убытки были более чем в одном налоговом периоде, перенос таких убытков на будущее производится в той очередности, в которой они понесены. Налогоплательщик обязан хранить документы, подтверждающие объем понесенного убытка в течение всего срока, когда он уменьшает налоговую базу текущего налогового периода на суммы ранее полученных убытков. Расчет налоговой базы за отчетный (налоговый) период составляется налогоплательщиком самостоятельно. Расчет налоговой базы должен содержать следующие данные:

период, за который определяется налоговая база (с начала налогового периода нарастающим итогом);

сумму доходов от реализации, полученных в отчетном (налоговом) периоде;

сумму расходов, произведенных в отчетном (налогом) периоде, уменьшающих сумму доходов от реализации;

прибыль (убыток) от реализации;

сумму внереализационных доходов;

сумму внереализационных расходов;

прибыль (убыток) от внереализационных операций;

итого налоговая база за отчетный (налоговый) период;

сумма убытка, переносимого с прошлых налоговых периодов и уменьшающего налоговую базу;

итого налоговая база за отчетный (налоговый) период за вычетом соответствующей суммы убытка.

Налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчётного (налогового) периода на основании данных налогового учёта, если порядок группировки и учёта объектов хозяйственных операций для целей налогообложения отличается от порядка их группировки и отражения в бухгалтерском учёте.

1.3 РОЛЬ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ В БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЕ РФ, ДОХОДАХ БЮДЖЕТОВ РАЗНЫХ УРОВНЕЙ.

В Российской налоговой системе налог на прибыль предприятий и организаций занимает важное место. Он служит инструментом перераспределения национального дохода и является одним из главных доходных источников федерального бюджета, а также региональных и местных бюджетов.

Данный налог является федеральным. Это означает, что плательщики налога, объект налогообложения, размеры ставок налога, виды льгот и сроки уплаты устанавливаются законодательными актами РФ. При этом какие-либо изменения налоговых норм могут быть произведены только посредством внесения в установленном порядке уточнений в налоговое законодательство. Как и все федеральные налоги, налог на прибыль относится к общеобязательным налогам. Он подлежит взиманию на всей территории РФ.

Исследуемый налог был введен государством для формирования бюджета в целом, без определенного целевого применения. Следовательно, его можно определить как абстрактный или общий.

Налог на прибыль является прямым, то есть его окончательная сумма целиком и полностью зависит от конечного финансового результата хозяйственной деятельности предприятий и организаций. Заглянув глубже, необходимо отметить, что налог на прибыль уплачивается с действительно полученного дохода и отражает фактическую платежеспособность налогоплательщика, а значит, рассматриваемый налог считается личным прямым.

Поступление налога на прибыль осуществляется одновременно в бюджеты различных уровней в пропорции, установленной согласно бюджетному законодательству, что говорит о регулирующем характере данного налога.

Читайте так же:  Муж подал возражение на алименты что делать

Все перечисленные данные о налоге на прибыль можно свести в классификационную таблицу (см. табл. 1)

Таблица 1, Классификация налога на прибыль

Тип налога на прибыль

По органу, который устанавливает и конкретизирует налоги

1.2 Экономическая сущность налога на прибыль организаций

Налог на прибыль организации является одним из видов прямых налогов. Он относится к числу федеральных налогов. Так как этот налог относится к федеральным, то его законодательное и нормативное регулирование осуществляется федеральными органами законодательной и исполнительной власти. Но отдельные вопросы налога отнесены к компетенции законодательных и исполнительных органов власти субъектов РФ.

Налог на прибыль представляет собой форму изъятия части чистого дохода, созданного производительным трудом, и поступает в федеральный бюджет и в бюджеты субъектов РФ.

Налогоплательщиками налога на прибыль являются российские организации и иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства или получающие доходы от источников в РФ.

После определения себестоимости и корректировки затрат для целей налогообложения определяется прибыль, являющаяся объектом налогообложения. Это прибыль от реализации продукции, товаров, работ, услуг, основных фондов (включая земельные участки), другого имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Объект налогообложения должен иметь стоимостную, количественную или физическую характеристики. С ним законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога. Налоговые ставки, применяемые при исчислении налога на прибыль, установлены статьей 284 Налогового Кодекса РФ.

«Основная ставка с 1 января 2009 г. — 20%, при этом сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2%, зачисляется в федеральный бюджет, а в размере 18% — в бюджеты субъектов Российской Федерации» [3]. В отношении отдельных видов доходов налоговым законодательством установлены специальные налоговые ставки.

Налоговый период – это период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется подлежащая уплате сумма налога. Для всех налогоплательщиков налоговый период по налогу на прибыль организаций устанавливается как календарный год. Отчетными периодами являются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и т. д. до конца календарного года. Режим уплаты авансовых платежей исходя из фактической прибыли определяется налогоплательщиком и закрепляется в учетной политике на очередной налоговый период.

Налогоплательщики — организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных налогового учета.

Данные налогового учета должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде, сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.

Подтверждением данных налогового учета являются:

первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);


аналитические регистры налогового учета;

расчет налоговой базы.

Формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы, являющиеся документами для налогового учета, в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты: наименование регистра, период (дату) составления, измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении, наименование хозяйственных операций, подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

Содержание данных налогового учета (в том числе данных первичных документов) является налоговой тайной. «Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в данных налогового учета, обязаны хранить налоговую тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную действующим законодательством».

При определении налоговой базы прибыль, подлежащая налогообложению, определяется нарастающим итогом с начала налогового периода. «Если в отчетном (налоговом) периоде налогоплательщиком получен убыток — отрицательная разница между доходами и расходами, учитываемыми в целях налогообложения, в данном отчетном (налоговом) периоде налоговая база признается равной нулю».

Налогоплательщики, понесшие убыток в предыдущем налоговом периоде, вправе уменьшить налоговую базу текущего налогового периода на всю сумму полученного ими убытка или на часть этой суммы (перенести убыток на будущее). Также налогоплательщик вправе осуществлять перенос убытка на будущее в течение десяти лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток. Если убытки были более чем в одном налоговом периоде, перенос таких убытков на будущее производится в той очередности, в которой они понесены. Налогоплательщик обязан хранить документы, подтверждающие объем понесенного убытка в течение всего срока, когда он уменьшает налоговую базу текущего налогового периода на суммы ранее полученных убытков. Расчет налоговой базы за отчетный (налоговый) период составляется налогоплательщиком самостоятельно. Расчет налоговой базы должен содержать следующие данные:

период, за который определяется налоговая база (с начала налогового периода нарастающим итогом);

сумму доходов от реализации, полученных в отчетном (налоговом) периоде;

сумму расходов, произведенных в отчетном (налогом) периоде, уменьшающих сумму доходов от реализации;

прибыль (убыток) от реализации;

сумму внереализационных доходов;

сумму внереализационных расходов;

прибыль (убыток) от внереализационных операций;

итого налоговая база за отчетный (налоговый) период;

сумма убытка, переносимого с прошлых налоговых периодов и уменьшающего налоговую базу;

итого налоговая база за отчетный (налоговый) период за вычетом соответствующей суммы убытка.

Налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчётного (налогового) периода на основании данных налогового учёта, если порядок группировки и учёта объектов хозяйственных операций для целей налогообложения отличается от порядка их группировки и отражения в бухгалтерском учёте.

Экономическая сущность налога на прибыль. Налогоплательщики. Объект налогообложения.

ТЕМА 2.3. НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ

1. Экономическая сущность налога на прибыль. Налогоплательщики. Объект налогообложения.

2. Классификация доходов и расходов. Методы определения доходов и расходов.

3. Ставки налога. Определение налоговой базы, сроки и порядок уплаты налога.

Экономическая сущность налога на прибыль. Налогоплательщики. Объект налогообложения.

Налог на прибыль является федеральным прямым налогом. Его сумма находится в прямой зависимости от конечного результата организации. Однако доходы от его поступлений распределяются между бюджетами разных уровней. После НДС и акцизов налог на прибыль организаций занимает третье место.

Налог на прибыль организаций установлен главой 25 Налогового кодекса. По налогу на прибыль ведется налоговый учет (регламентируется ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций»). Остальные налоги ведутся по данным бухгалтерского учета.

Организация обязана уплачивать налог на прибыль, если она является:

Читайте так же:  Стаж в системе пенсионного обеспечения

— российской фирмой, но если фирма работает по упрощенной системе или платит ЕНВД, то от налога на прибыль она освобождена;

— иностранной фирмой, которая имеет в России постоянные представительства.

С сумм выплачиваемых дивидендов, а также с доходов иностранных фирм, которые не имеют в России постоянных представительств, налог в бюджет пере- числяют организации, которые выплачивают соответствующие доходы (налого- вые агенты).

Не являются плательщиками налога на прибыль:

— организации, перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход;

— организации, применяющие упрощенную систему налогообложения;

— организации, уплачивающие налог на игорный бизнес;

— организации, являющиеся плательщиками единого сельскохозяйственного налога.

Объектом налогообложения по налогу на прибыль признается прибыль, полученная налогоплательщиком.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8567 —

| 7418 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Экономическая сущность налога на прибыль и его место в налоговой системе

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 13.05.2019 2019-05-13

Статья просмотрена: 178 раз

Библиографическое описание:

Воронко В. Е. Экономическая сущность налога на прибыль и его место в налоговой системе // Молодой ученый. — 2019. — №19. — С. 113-117. — URL https://moluch.ru/archive/257/58971/ (дата обращения: 11.01.2020).

В статье исследована экономическая сущность налога на прибыль организаций и его роль в налоговой системе. Рассмотрена история развития и реформирования исследуемого налога. Проведен анализ поступлений налога в консолидированный бюджет РФ.

Ключевые слова: прибыль организаций, налог, налог на прибыль организаций, налоговая система, консолидированный бюджет РФ, налоговый учет.

Прибыль является одним из наиболее значимых показателей финансовых результатов хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства, а также целью функционирования коммерческой организации.

Она представляет собой превышение доходов, то есть выручки от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг над затратами на производство, приобретение и сбыт данных товаров, работ, услуг в денежном выражении. Можно выделить ряд характеристик прибыли экономического субъекта в рыночных условиях, представленных на рисунке 1.

Рис. 1. Роль прибыли в экономике

Источник: составлено на основании [4]

Прибыль, полученная организацией, распределяется между государством, собственниками организации и непосредственно самой организацией. Что касается взаимоотношений государства и организаций, то они строятся на основе налогообложения прибыли, когда в свою очередь сама налогооблагаемая прибыль исчисляется на основе данных налогового учета, поскольку установленный НК РФ порядок группировки и учета отдельных объектов и хозяйствующих операций для целей налогообложения отличается от порядка, который действует в бухгалтерском учете [3]. А именно налогоплательщик самостоятельно производит расчет налоговой базы по налогу на прибыль за отчетный или налоговый период по данным налогового учета и на основании норм, установленных главой 25 НК РФ, нарастающим итогом с начала года в целях заполнения налоговой декларации по налогу.

Налог на прибыль является важнейшим видом прямого подоходного налога, который взимается с организаций, а также прямо зависит от конечных финансовых результатов ее деятельности. Говоря о налогоплательщиках этого налога, стоит заметить, что ими являются как российские организации, так и иностранные организации, которые могут осуществлять свою деятельность в РФ через постоянные представительства или получать доходы от источников в РФ. В качестве объекта налогообложения по налогу на прибыль признается сама прибыль налогоплательщика, а налоговая база — это непосредственно денежное выражение самой прибыли, которое подлежит налогообложению [1].

Налог на прибыль организаций играет достаточно существенную фискальную роль, но обладает при этом значительным регулирующим потенциалом в отношении экономики и социальной сферы [2].

Данный вид налога служит для государства хорошим инструментом регулирования экономики и финансов с помощью налоговых методов, а также имеет существенный источник доходов бюджета, продуктивно влияет на инвестиционную активность и процесс наращивания капитала в различных отраслях экономики и регионах. Можно добавить, что велика роль этого налога и в развитии малого предпринимательства, а также в привлечении в экономику страны иностранных инвестиций путем предоставления государством различных льгот и установления налоговых ставок.

В Российской Федерации налог на прибыль был включен в налоговую систему с самого начала ее формирования. Нужно заметить, что он является единственным налогом, который с момента принятия в 1991 году подвергался серьезному реформированию в течение всего времени экономических изменений в России. До 1 января 2002 года по этому налогу вводились и отменялись многочисленные налоговые льготы, а также был широкий набор льгот для малых предприятий, организаций, осуществляющих капитальные вложения в производство и т. д. Различные преференции вводились до тех пор, пока в 2002 году с принятием главы 25 НК РФ они не были максимально сокращены, но в дальнейшем происходит возврат некоторых льгот и предоставление новых преференций налогоплательщикам в зависимости от экономического развития страны.

Что касается налоговых ставок, то в отличие от других налогов, ставка по налогу на прибыль продолжительное время работал принцип относительно низких ставок для организаций и более высоких для посредников, банков и страховых организаций. При этом ставки менялись за непродолжительный период преобразований в сторону понижения или повышения. Но с принятием Налогового кодекса РФ была введена единая ставка налога на прибыль для всех организаций, которая в свою очередь была снижена с 2002 года с 35 % до 24 %. А в условиях кризиса в 2009 году налоговая ставка была снижена до 20 %. При это в 2017–2020 годах 3 % поступают в федеральный бюджет, а 17 % соответственно в консолидированные бюджеты субъектов РФ [3].

Роль данного налога в формировании бюджета существенна, а экономическую сущность можно увидеть через его характерные функции, которые выполняются именно в процессе налогообложения (Рисунок 2).

Рис. 2. Функции налога на прибыль

Источник: составлено на основании [5]

Рассмотрим структуру и динамику налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ, чтобы определить место налога на прибыль в налоговой системе страны (Таблица 1).

Видео (кликните для воспроизведения).

Структура налоговых поступлений вконсолидированный бюджет РФ за 2014–2018гг.

Экономическая сущность налог на прибыль организации
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here