Формы налогового контроля в российской федерации

Предлагаем статью на тему: "Формы налогового контроля в российской федерации" с понятными комментариями и выводами. С случае возникновения вопросов и для актуализации данных на 2023 год вы можете обратиться к дежурному консультанту.

Статья 82. Общие положения о налоговом контроле

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ в статью 82 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г.

Статья 82. Общие положения о налоговом контроле

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 82 НК РФ

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 28 января 2019 г. — Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 546-ФЗ

1. Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, плательщиков страховых взносов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.

Особенности осуществления налогового контроля при выполнении соглашений о разделе продукции определяются главой 26.4 настоящего Кодекса.

Особенности осуществления налогового контроля в форме налогового мониторинга устанавливаются разделом V.2 настоящего Кодекса.

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ в пункт 3 статьи 82 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

3. Налоговые органы, таможенные органы, органы внутренних дел, следственные органы и органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач.

О взаимодействии налоговых органов с другими органами исполнительной власти см. справку

Информация об изменениях:

Пункт 4 изменен с 1 января 2019 г. — Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 231-ФЗ

4. При осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, плательщике страховых взносов, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, настоящего Кодекса, федеральных законов, а также в нарушение требования об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.

В целях налогового контроля допускаются сбор, хранение и использование полученных от аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) документов (информации) в случаях, предусмотренных статьей 93.2 настоящего Кодекса.

Информация об изменениях:

Статья 82 дополнена пунктом 5 с 19 августа 2017 г. — Федеральный закон от 18 июля 2017 г. N 163-ФЗ

Положения пункта 5 статьи 82 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 18 июля 2017 г. N 163-ФЗ) применяются к камеральным налоговым проверкам налоговых деклараций (расчетов), представленных в налоговый орган после дня вступления в силу названного Федерального закона, а также выездным налоговым проверкам и проверкам полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, решения о назначении которых вынесены налоговыми органами после дня вступления в силу названного Федерального закона

5. Доказывание обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 статьи 54.1 настоящего Кодекса, и (или) факта несоблюдения условий, предусмотренных пунктом 2 статьи 54.1 настоящего Кодекса, производится налоговым органом при проведении мероприятий налогового контроля в соответствии с разделами V, V.1, V.2 настоящего Кодекса.

Информация об изменениях:

Статья 82 дополнена пунктом 6 с 27 ноября 2017 г. — Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. N 340-ФЗ

6. В случае, если международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения предусмотрена возможность участия компетентного органа иностранного государства (территории) в осуществлении в соответствующей части налогового контроля в Российской Федерации, налоговая проверка, налоговый мониторинг могут проводиться с участием такого компетентного органа по его запросу в соответствии с международными договорами Российской Федерации и настоящим Кодексом.

В случае принятия налоговым органом решения о проведении налоговой проверки, налогового мониторинга с участием компетентного органа иностранного государства (территории) такому компетентному органу федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, сообщает в порядке, им определяемом, информацию о проведении налоговой проверки, налогового мониторинга, включая информацию о налоговом органе, которым принято решение о проведении налоговой проверки, налогового мониторинга, времени и месте проведения налоговой проверки, налогового мониторинга, а также об установленных настоящим Кодексом порядке и условиях проведения налоговой проверки, налогового мониторинга.

Порядок организации работы по обеспечению участия и условия участия компетентного органа иностранного государства (территории) в налоговой проверке, налоговом мониторинге утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Налоговый контроль: понятие, формы и виды.

Налоговый контроль — это установленная нормативными актами совокупность приемов и способов по обеспечению соблюдения налогового законодательства и налогового производства.

Цель проведения налогового контроля — выявление фактов нарушения налогового законодательства, их пресечение, обеспечение достоверности данных о полноте и своевременности уплаты налогов и сборов, а также проверка законности операций и действий и привлечение к ответственности налогоплательщиков.

Налоговый контроль включает в себя наблюдение за подконтрольными объектами; прогнозирование, планирование, учет и анализ тенденций в налоговой сфере; принятие мер по предотвращению и пресечению налоговых нарушений; выявление виновных лиц и привлечение их к ответственности.

Читайте так же:  Льготная пенсия медработникам по новому

Виды налогового контроля. В зависимости от субъекта, осуществляющего контроль, выделяют: 1) государственный контроль, проводимый уполномоченными на то государственными органами (налоговыми, таможенными, органами государственных внебюджетных фондов);

2) негосударственный контроль: а) внутренний аудит — первичный контроль, осуществляемый на уровне работников бухгалтерских и финансовых служб организации. Он предусматривает обеспечение достоверности учета налогооблагаемых объектов и уплаченных в бюджет налоговых платежей, а также качества составления налоговых расчетов и отчетов; б) внешний аудит — налоговый контроль со стороны специализированных фирм или аудиторов, получивших на это соответствующее разрешение — лицензию Министерства финансов России.

По времени проведения налогового контроля различают: 1) предварительный контроль — проверка до начала отчетного периода по конкретному виду налога либо, например, для принятия решения об изменении сроков уплаты налога;

2) текущий (оперативный) контроль — проверка в пределах отчетного периода по окончании контролируемой операции;

3) последующий (периодический) контроль — проверка по итогам определенного отчетного периода с целью установления соблюдения требований налогового законодательства, своевременной и полной уплаты налогов, а также вскрытия нарушений и принятия мер к их устранению.

В зависимости от вида используемых источников контроля выделяют: 1) документальный контроль — проверка соответствия проверяемого объекта установленным нормативам на основании первичных и производных документов;

2) фактический контроль — проверка, при которой состояние проверяемого объекта выявляется на основании осмотра, обмера, пересчета, контрольной закупки и т. д.

Формами проведения налогового контроля должностными лицами налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов в пределах своей компетенции в соответствии с п. 1 ст. 82 НК РФ являются: налоговые проверки; получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора; проверка данных учета и отчетности; осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода; другие формы, предусмотренные НК РФ.

Основная форма проведения налогового контроля из перечисленных выше — налоговая проверка, которая подразделяется на камеральную и выездную. Проверки могут носить плановый или внеплановый характер, предусматривать встречный контроль или проводиться без такового.

Одним из способов обеспечения налогового контроля является постановка на учет в налоговых органах физических и юридических лиц, а также их имущества, являющегося объектом налогообложения, по территориальному принципу. Порядок и условия постановки на учет в налоговых органах определены ст. 83-86 НК РФ.

Каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов, а также на всей территории России идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). Во всех документах и отчетах, фигурирующих во взаимоотношениях налогоплательщика с налоговым органом, должен быть указан ИНН.

Сведения о налогоплательщике с момента постановки на учет являются налоговой тайной, если иное не предусмотрено Кодексом.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 9154 —

| 7302 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Формы и методы налогового контроля. Виды налогового контроля

Порядок осуществления налогового контроля, формы его проведения, а также права и обязанности участников мероприятий налогового контроля регулируются положениями главы 14 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налоговый контроль осуществляется вышеуказанными органами в отношении следующих категорий лиц: налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов.

При этом непосредственной целью мероприятий налогового контроля является:

— выявление налоговых правонарушений и налоговых преступлений;

— предупреждения их совершения в будущем;

— обеспечение неотвратимости наступления налоговой ответственности.

Для достижений указанных целей налоговыми и иными контролирующими органами используются следующие основные формы (способы) налогового контроля:

— получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора,

— проверки данных учета и отчетности,

— осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли),

— а также в другие формы, предусмотренные НК РФ.

В процессе осуществления указанных форм налогового контроля, в частности, производится:

— проверка исполнения налогоплательщиками требований законодательства о постановке на налоговый учет и других, связанных с учетом обязанностей;

— проверка исполнения налоговыми агентами обязанностей по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению в соответствующий бюджет налогов и сборов;

— проверка соблюдения налогоплательщиками и иными лицами процессуального порядка, предусмотренного нало­говым законодательством;

— проверка соблюдения банками обязанностей, предус­мотренных налоговым законодательством;

— проверка правильности применения контрольно-кас­совых машин при осуществлении денежных расчетов с на­селением;

— предупреждение и пресечение нарушений законода­тельства о налогах и сборах;

— выявление нарушителей налогового законодатель­ства и привлечение их к ответственности.

При этом под методами налогового контроля следует понимать приемы, способы или средства применяемые сотрудниками контролирующих органов при его осуществлении.

Выделяют следующие группы методов финансового (налогового) контроля:

Методы документального контроля представляют собой изучение документа как такового. Сюда относятся формальная, счетная (арифметическая) и логическая проверки документов, определение их достоверности и подлинности, юридическая оценка хозяйственных операций и др.

Методы фактического контроля включают в себя:

— Инвентаризацию имущества налогоплательщика;

— Контрольный запуск сырья в производство;

— Лабораторный анализ качества и др.

К расчетно-аналитическим методам относятся:

— Вспомогательные методы- экономический анализ, технико-экономический анализ, группировка и обобщение, метод «контрольного сличения остатков»( определение возможно максимального остатка за данный период);

— Косвенные ( нетрадиционные) методы: контроль ценообразования налоговыми органами, метод внутреннего сравнительного анализа, методы внешнего сравнительного анализа ( расчет по аналогии), метод анализа собственного капитала и др.

Информационные методы включают получение объяснений налогоплательщиков, различных сведений по запросам налоговых органов и т.п.

Таким образом, основной формой (способом) налогового контроля являются налоговые проверки, которые позволяют наиболее полно выявить своевременность, полноту и правильность исчисления обязанным лицом своих обязанностей.

Читайте так же:  Что нужно для перерасчета пенсии неработающим пенсионерам

Налоговая проверка – это комплекс процессуальных действий налоговых органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах, осуществляемый посредством сопоставления отчетных данных налогоплательщиков с фактическим состоянием их финансово– хозяйственной деятельности.

В ст. 87 НК РФ выделяют два вида проверок: камеральные и выездные .

Остальные формы налогового контроля, используются в качестве вспомогательных методов выявления налоговых правонарушений или могут приме­няться для сбора доказательств по выводам, которые содерж­атся в акте проверки. В частности, такими вспомогательными формами могут выступать: истребование документов, получение пояснений налогоплательщика, получение показаний свидетелей, осмотр помещений (территорий) и предметов, привлечение специалиста, экспертиза, учет налогоплательщиков.

При проведении налогового контроля не допускается причинение неправомерного вреда налогоплательщику, плательщику сбора, налоговому агенту или их представите­лям либо имуществу, находящемуся в их владении, пользо­вании или распоряжении. Убытки, причиненные неправо­мерными действиями налоговых органов или их должнос­тных лиц при проведении налогового контроля, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход).

Налоговый контроль классифицируется по различным основаниям на несколько групп.

По времени проведения налоговый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий.

Предварительный налоговый контроль проводится до отчетного периода по конкретному виду налога либо до решения вопроса о предоставлении налогоплательщику налоговых льгот, изменения сроков уплаты налогов и т. д. Например, обязательным условием предоставления налогового кредита является проведение предварительной проверки финансового состояния налогоплательщика со стороны уполномоченного государственного органа.

Важное значение предварительный контроль имеет при оценке экономических, правовых и политических последствий налоговых законопроектов; при введении в действие новых финансово-правовых норм, регулирующих налогообложение хо­зяйствующих субъектов.

Внешне результаты предварительного налогового контроля могут быть оформлены в виде экспертных заключений по проектам договоров о предоставлении налоговых льгот, налоговых кредитов, отсрочки или рассрочки уплаты налогов и т. д.

Текущий налоговый контроль проводится во время отчетного налогового периода. Особенностью текущего налогового контроля является его проведение в ходе реализации хозяйственных или финансовых операций, в процессе ежедневной работы налогоплательщиков. Поэтому текущий налоговый контроль иначе называют оперативным. Данный вид контроля основывается на бухгалтерском и налоговом учетах, первичных документах, инвентаризациях, порядке ведения кассовых операций, что позволяет и контролирующим органам, и подконтрольным субъектам быстро реагировать на изменения в финансовой деятельности, предупреждать нарушения налогового законодательства и таким образом предотвращать финансовые потери государственной или муниципальной казны.

Последующий налоговый контроль проводится после завершения отчетного периода путем анализа и ревизии бухгалтерской и финансовой документации.

Главной целью последующего налогового контроля является оценка своевременности и полноты исполнения налоговой обязанности со стороны фискально-обязанных лиц. Основным критерием последующего налогового контроля следует считать максимальную полноту охвата проверками, ревизиями и другими методами всех сторон финансово-хозяйственной деятельности подконтрольного субъекта.

В ходе осуществления налогового контроля по окончании отчетного налогового периода определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются налоговые правонарушения и в конечном итоге закладывается база для дальнейшего совершенствования государственной и муниципальной финансовой деятельности. Последующий налоговый контроль отличается углубленным анализом финансово-хозяйственной деятельности фискально-обязанного лица за определенный период и позволяет определить степень эффективности проведенных ранее предварительного и текущего контроля.

В зависимости от места проведения выделяют налоговый контроль подразделяется на выездной — в месте расположения налогоплательщика; камеральный — по месту нахождения налогового органа.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Формы и виды налогового контроля

В настоящее время в финансово-правовой и экономической литературе, как правило, не производится разграничение между формой и методом налогового контроля (теория права отграничивает эти два понятия в контексте их значимости для регулирования общественных отношений), что позволяет авторам зачастую трактовать их как синонимы.

Форма налогового контроля

– это способ конкретного выражения и организации контрольных действий.

Ст. 64 НК определяет следующие формыналогового контроля:

— учет плательщиков (иных обязанных лиц);

— опрос плательщиков и других лиц;

— проверка данных учета и отчетности;

— осмотр движимого и недвижимого имущества, помещений и территорий, где могут находиться объекты, подлежащие налогообложению или используемые для извлечения дохода (прибыли);

Видео (кликните для воспроизведения).

— другие формы, предусмотренные налоговым и иным законодательством.

Важнейшим условием эффективности налогового контроля является учет налогоплательщиков, который регламентируется ст. 65-68 НК

Плательщики (в установленных случаях — иные обязанные лица) подлежат постановке на учет в налоговом органе соответственно:

— по месту нахождения организации;

— по месту жительства физического лица.

Постановка на учет в налоговом органе организации и индивидуального предпринимателя осуществляется независимо от установленных налоговым законодательством обстоятельств, с наличием которых связаны возникновение и исполнение налогового обязательства по тому или иному налогу, сбору (пошлине).

Постановка на учет организации (за исключением простого товарищества) или индивидуального предпринимателя производится по их заявлению в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации или по месту жительства индивидуального предпринимателя, которое подается не позднее десяти рабочих дней со дня их государственной регистрации.

Постановка на учет простого товарищества осуществляется в налоговом органе по месту нахождения этого товарищества не позднее десяти рабочих дней со дня заключения договора о совместной деятельности.

Постановка на учет в налоговом органе филиалов, представительств и иных обособленных подразделений юридических лиц производится в порядке, установленном для постановки на учет организации.

Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет плательщика (иного обязанного лица) в течение пяти рабочих дней со дня получения им заявления с приложением необходимых документов (сведений).

При постановке на учет в налоговом органе каждому плательщику (иному обязанному лицу) присваивается единый по всем налогам, сборам (пошлинам), в том числе по таможенным платежам, учетный номер плательщика.

Читайте так же:  Какие налоги выплачивают юридические лица

На основе данных учета плательщиков (иных обязанных лиц) Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь ведет Государственный реестр плательщиков (иных обязанных лиц).

Сведения о плательщике (ином обязанном лице) с момента постановки его на учет признаются налоговой тайной, если иное не установлено законодательством.

Налоговый орган при проведении проверки вправе вызвать любое физическое (в том числе должностное) лицо, если такая проверка проводится в отношении этого лица, либо другого плательщика (иного обязанного лица), необходимой информацией о котором это физическое лицо обладает в силу участия в совершении операций. Целью вызова физического лица является получение от него объяснений, позволяющих проверить факты возможного совершения налоговых и иных нарушений, установить обстоятельства, способы, методы совершенных проверяемым плательщиком (иным обязанных лицом) нарушений.

Проверка данных учета и отчетности осуществляется посредством:

— изучения действующей у проверяемого плательщика (иного обязанного лица) системы внутрихозяйственного учета, контроля и экономического анализа;

— проверка документов в целях установления соблюдения требований законодательства по произведенным хозяйственным и финансовым операциям;

— анализ первичных документов бухгалтерского учета с целью определения их соответствия установленным требованиям;

— сопоставление данных бухгалтерского учета с данными отчетности, данных учета и отчетности с соответствующими плановыми данными (сметой, балансом доходов и расходов и др.);

— сопоставление записей, документов фактических данных по одним операциям с записями, документами и фактическими данными по связанным с ними другим операциям проверяемого плательщика (иного обязанного лица) и (или) с записями, документами и фактическими данными, полученными от других организаций и физических лиц;

— сличение в необходимых случаях имеющихся у проверяемого плательщика (иного обязанного лица) выписок банка по текущим (расчетным, валютным и др.) счетам с подлинными записями по этим счетам в банке, а также путем ознакомления с документами, послужившими основанием для производства указанных записей, для соспоставления их с копиями.

Осмотр движимого и недвижимого имущества, помещений и территорий, где могут находится объекты, подлежащие налогообложению или используемые для извлечения дохода (прибыли) может осуществляться проверяющим для определения соответствия фактических данных об объектах налогообложения или объектах, используемых для осуществления деятельности, документальным данным, представленным плательщиком (иным обязанным лицом).

Необходимо отметить, что в соответствии с п. 3 ст. 74 НК доступ должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, в жилые помещения помимо или против воли проживающих в них физических лиц иначе как в случаях, установленных законодательными актами, не допускается.

При проведении проверки налоговыми органами могут использоваться и иные формы налогового контроля (инвентаризация; досмотр физического лица — нарушителя законодательства о налогах и предпринимательстве; введение налогового поста; контрольный анализ сырья, материалов и готовой продукции; контрольный обмер выполненных работ; контрольные закупки товарно-материальных ценностей и др.).

Формы налогового контроля имеют большое значение, поскольку от правильного выбора контролирующими субъектами конкретных действий зависит достижение конечного результата и эффективность контроля.

В зависимости от времени осуществления можно выделить следующие виды налогового контроля: предварительный, текущий и последующий.

Предварительный контроль осуществляется до совершения определенных хозяйственных операций и преследует цель предупреждения нарушений налогового законодательства. Предварительный контроль призван помочь субъектам хозяйствования в организации учета и отчетности и не нацелен на выявление нарушений.

Текущий (оперативный) налоговый контроль проводится налоговыми органами в ходе осуществления финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиками, т.е. в процессе их ежедневной работы. Главная задача текущего контроля состоит в оперативном выявлении и пресечении нарушений налогового законодательства, устранении их причин.

Последующий (периодический) налоговый контроль осуществляется после завершения плательщиками финансово-хозяйственных операций за определенный отчетный период. Последующий контроль проводится после анализа представленных отчетных финансовых документов с изучением всех сторон финансово-хозяйственной деятельности проверяемого субъекта.

По источникам получения информации о результатах финансово-хозяйственной деятельности проверяемых субъектов налоговый контроль можно разделить на документальный и фактический.

Документальный контроль основан на изучении данных о проверяемом объекте, содержащихся в финансовых документах (отчетах, расчетах, приходно-расходных документах и др.).

Фактический контроль учитывает все источники информации и доказательства, в том числе показания свидетелей, результаты обследования, заключения экспертов и др.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Налоговый контроль

Автор: Андрей Нестеров ✔ 04.01.2017

Нестеров А.К. Налоговый контроль // Энциклопедия Нестеровых

В современных условиях налоговый контроль осуществляется государством с учетом создания условий, в которых налогоплательщики могут добросовестно исполнять обязанности по уплате налогов и сборов. Одним из основных направлений организации налогового контроля является уменьшение количества фактов уклонения от уплаты налогов, что непосредственно возложено на органы налогового контроля.

Понятие и цели налогового контроля

Органы налогового контроля действуют сегодня исходя из того, что необходимо выявление, предупреждение и пресечение налоговых правонарушений, а не тотальный налоговый контроль. Собственно, Владимир Владимирович Путин определил основные приоритеты налоговой политики на 2015-2017 годы так: стимулирование позитивных структурных изменений в экономике, снижение налоговой нагрузки, улучшение налогового администрирования и повышение собираемости налогов.

В настоящее время в условиях глобального экономического кризиса и тотального давления на российское государство необходимо поддерживать развитие именно отечественного предпринимательства. В связи с этим необходимость коррекции процесса налогового контроля стала насущной необходимостью. Адекватная коррекция невозможна в случае ненадлежащего функционирования органов государственного налогового контроля, именно поэтому их функции и обязанности должны быть тщательно изучены и скорректированы в соответствии с современными российскими реалиями.

Одним из ключевых направлений налоговой политики является осуществление налогового контроля соответствующими органами.

Понятие налогового контроля – охрана и обеспечение имущественных прав государства и муниципальных образований.

Понятие налогового контроля может рассматриваться в широком и узком смысле.

  1. В широком смысле понятие налогового контроля означает совокупность мер государственного регулирования, которые обеспечивают экономическую безопасность России, защиту фискальных интересов государства и субъектов федерации.
  2. В узком смысле понятие налогового контроля представляет непосредственно осуществление контрольной деятельности в лице государственных органов в сфере соблюдения законности и целесообразности в рамках введения, уплаты и взимания налоговых сборов.
Читайте так же:  Алименты от разных браков в украине

Налоговый кодекс Российской Федерации оперирует узким понятием налогового контроля.

Статья 82 НК РФ определяет, что налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.

Цели налогового контроля показаны на рисунке 1

Рисунок 1. – Цели налогового контроля

Формы налогового контроля

Формы налогового контроля включают в себя налоговые проверки, получение объяснений, проверка данных учета и отчетности, осмотр помещений и территорий и мониторинг.

Налоговый мониторинг

Налоговый мониторинг может осуществляться на добровольной основе – на основании заявления организации и принятого по нему решения налогового органа (п. п. 2, 3 ст. 105.26 НК РФ).

Возможность обратиться в налоговые органы с заявлением на осуществление мониторинга могут организации, удовлетворяющие следующим условиям (п. 3 ст. 105.26 НК РФ):

  1. Совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ, подлежащих уплате за год, предшествующий году подачи заявления, без учета налогов, уплаченных в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, составляет не менее 300 миллионов рублей;
  2. Суммарный объем полученных доходов – не менее 3 миллиардов рублей;
  3. Совокупная стоимость активов на 31 декабря указанного года не менее 3 миллиардов рублей.

На период налогового мониторинга вводится ограничение на камеральные и выездные налоговые проверки.

Исключения для камеральных проверок указаны в п. 1.1 ст. 88 НК РФ:

  1. деклараций по НДС (и акцизам) с налогом к возмещению;
  2. уточненных деклараций, в которых уменьшена сумма налога к уплате или увеличен убыток;
  3. деклараций (расчетов), представленных позднее 1 июля года, следующего за годом, в котором ведется мониторинг.

В части выездных проверок исключения предусмотрены для случаев (п. 5.1 ст. 89 НК РФ):

  1. выездной проверки вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за «мониторящей» инспекцией;
  2. досрочного прекращения мониторинга;
  3. невыполнения налогоплательщиком мотивированного мнения налогового органа;
  4. представления за мониторинговый период «уточненки», в которой сумма налога к уплате уменьшена по сравнению с ранее поданной декларацией (расчетом).

Налоговый мониторинг, являясь формой контроля, предоставляет также это возможность обращения в инспекцию для получения разъяснений налоговой практики и действующих норм законодательства. В п. 4 ст. 105.30 НК РФ указано, что организация может направить в налоговые органы запрос на получение мнения, которое налоговики будут обязаны сформулировать. Исполнение мнения будет являться основанием для освобождения организации от ответственности и пеней п. 8 ст. 75, пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ, если таковые могли возникнуть при наличии ошибок при уплате налогов организацией.

Методы налогового контроля

В настоящее время в налоговом кодексе закреплено ряд устоявшихся методов налогового контроля.

Методы налогового контроля представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. – Методы налогового контроля

Налоговый контроль имеет утвержденный регламент, согласно которому налоговики могут проверять хозяйственные операции, а организация имеет возможность избежать ошибок при начислении налогов. Органы налогового контроля до момента сдачи деклараций предоставляют разъяснения по вопросам изменений в налоговом законодательстве и налогообложении.

Следовательно, документарный метод налогового контроля в рамках данного регламента предполагает проведение формальных, учетных, юридических проверок, а также экономического анализа.

Фактический метод налогового контроля, напротив, оперирует иными категориями, в частности, учетом налогоплательщиков, показаниями свидетелей, опросами экспертов и т.п. данными.

Виды налогового контроля

Налоговый кодекс не вобрал в себя классификацию или толкование отдельных видов налогового контроля. Виды налогового контроля в научной литературе представлены достаточно разнообразно, их классификация может быть представлена в зависимости от различных аспектов.

Виды налогового контроля

Виды налогового контроля в зависимости от времени проведения

  • предварительный;
  • текущий (оперативный);
  • последующий.

Виды налогового контроля в зависимости от субъекта

  • налоговых органов;
  • таможенных органов;
  • органов внутренних дел;
  • следственных органов.

Виды налогового контроля в зависимости от места проведения

  • выездной – в месте расположения налогоплательщика;
  • камеральный – по месту нахождения налогового органа.

Предварительный налоговый контроль проводится до решения каких-либо вопросов, связанных с налогоплательщиков или его налоговыми обязательствами. Таким образом, данный вид налогового контроля осуществляется государственными органами до окончания отчетного периода по конкретному виду налога либо до решения вопроса о предоставлении налогоплательщику налоговых льгот, изменении сроков уплаты налогов и т.д. Примером может служить определение возможности предоставления налоговой отсрочки, в данном случае обязательным условием является проведение предварительной проверки финансового состояния налогоплательщика.

Текущий налоговый контроль проводится непосредственно во время отчетного налогового периода. Данный вид налогового контроля отличается проведением в ходе реализации хозяйственных или финансовых операций, т.е. осуществляется в процессе ведения налогоплательщиком его основной деятельности. Данный вид контроля основывается на проверке данных бухгалтерского и налогового учета. Сюда относится проверка первичных документов, кассовых операций, инвентаризаций. Текущий налоговый контроль позволяет оперативно реагировать на изменения в нормативных актах, финансовой деятельности, предупреждать нарушения налогового законодательства, предотвращая финансовые потери на государственном, муниципальном и хозяйственном уровне.

Последующий налоговый контроль направлен на оценку своевременности и полноты исполнения налоговых обязательств налогоплательщика. Данный вид налогового контроля проводится после завершения отчетного периода путем проверки налоговых деклараций, анализа бухгалтерской отчетности и ревизии финансовой документации.

Субъекты налогового контроля осуществляют его в рамках своей основной деятельности. Налоговые органы – при осуществлении проверок соблюдения налогового законодательства, таможенные органы – при проверках соблюдения таможенных правил, следственные органы и органы внутренних дел – в рамках проведения следственных и оперативных действий, соответственно. Следовательно, виды налогового контроля по данному признаку отличаются, как субъектом контрольной деятельности, так и в организационно-содержательной части проверок.

Читайте так же:  Особенности пенсионного обеспечения медицинских работников

Выездной и камеральный вид налогового контроля по своему содержанию соответствуют аналогичной форме контрольной деятельности налоговиков.

Современный налоговый контроль в Российской Федерации предусматривает реализацию фундаментальной задачи пополнения бюджета государства на любом уровне своевременно и полном объеме. Налоговый контроль дисциплинирует налогоплательщиков, его наиболее эффективной формой являются камеральные и выездные проверки, наряду с введенным недавно мониторингом.

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации
  2. Закон РФ от 21.03.1991 N 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации»
  3. Комарова Е.И. Развитие налогового контроля в России и оценка его эффективности // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1 С.12
  4. Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение – М.: Юрайт, 2015
  5. Мосейкин В.В. Налоговый контроль в системе налогового администрирования РФ // Вестник Омского университета. Серия «Экономика».- 2014. – №1.- С.163-167.
  6. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение – М.: Юрайт, 2015
  7. Черник Д.Г. Налоги и налогообложение. М.: Юнити, 2015

2 Формы и виды налогового контроля

Реализация налогового контроля осуществляется посредством процедурно-процессуальной деятельности налоговых органов, основу которой составляют обоснованные и адаптированные конкретные приемы, средства или способы, применяемые при осуществлении контрольных функций.

Форма налогового контроля – это способ конкретного выражения и организации контрольных действий. Под формой налогового контроля можно понимать и отдельные аспекты проявления сущности контроля в зависимости от времени проведения контрольных мероприятий.

Основными формами налогового контроля являются:

— получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов;

— проверки данных учета и отчетности;

— осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли).

Контроль за деятельностью налогоплательщиков может осуществляться и в иных формах, предусмотренных НК РФ.

Формы налогового контроля имеют большое значение, поскольку от правильного выбора контролирующими субъектами конкретных действий и процедур зависит достижение конечного результата и эффективность контроля. С другой стороны, адекватное применение приемов и способов налогового контроля гарантирует соблюдение прав и законных интересов подконтрольных субъектов, позволяет не препятствовать нормальному функционированию их финансово-хозяйственной деятельности.

Наличие у налогового контроля разнообразных целей и задач обусловливает и дифференцированные подходы к их решению, т. е. необходимость использования тех или иных способов проверок, оценок и анализа финансового состояния подконтрольных субъектов. Применение определенной формы зависит и от других факторов: правового положения и особенностей деятельности контролирующих органов; объектов контроля; оснований возникновения налогово-контрольных правоотношений; особенностей ведения бухгалтерского учета; финансово-правового режима доходов и расходов подконтрольного субъекта и т. д.

Налоговый контроль классифицируется по различным основаниям на несколько групп.

По времени проведения налоговый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий.

Предварительный налоговый контроль проводится до отчетного периода по конкретному виду налога либо до решения вопроса о предоставлении налогоплательщику налоговых льгот, изменении сроков уплаты налогов и т. д. Например, обязательным условием предоставления налогового кредита является проведение предварительной проверки финансового состояния налогоплательщика со стороны уполномоченного государственного органа.

Важное значение предварительный контроль имеет при оценке экономических, правовых и политических последствий налоговых законопроектов; при введении в действие новых финансово-правовых норм, регулирующих налогообложение хозяйствующих субъектов. Предварительная реализация контрольными органами своих функций имеет большое значение для предупреждения правонарушений и способствует укреплению финансовой дисциплины.

Внешне результаты предварительного налогового контроля могут быть оформлены в виде экспертных заключений по проектам договоров о предоставлении налоговых льгот, налоговых кредитов, отсрочки или рассрочки уплаты налогов и т. д.

Текущий налоговый контроль проводится во время отчетного налогового периода. Особенностью текущего налогового контроля является его проведение в ходе реализации хозяйственных или финансовых операций, т. е. в процессе ежедневной работы налогоплательщиков. Поэтому текущий налоговый контроль иначе называют оперативным. Данный вид контроля основывается на бухгалтерском и налоговом учетах, первичных документах, инвентаризациях, порядке ведения кассовых операций, что позволяет и контролирующим органам, и подконтрольным субъектам быстро реагировать на изменения в финансовой деятельности, предупреждать нарушения налогового законодательства и, таким образом, предотвращать финансовые потери государственной или муниципальной казны.

Последующий налоговый контроль проводится после завершения отчетного периода путем анализа и ревизии бухгалтерской и финансовой документации.

Главной целью последующего налогового контроля является оценка своевременности и полноты исполнения налоговой обязанности со стороны фискально-обязанных лиц. Основным критерием последующего налогового контроля следует считать максимальную полноту охвата проверками, ревизиями и другими методами всех сторон финансово-хозяйственной деятельности подконтрольного субъекта.

В ходе осуществления налогового контроля по окончании отчетного налогового периода определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются налоговые правонарушения и в конечном счете закладывается база для дальнейшего совершенствования государственной и муниципальной финансовой деятельности. Последующий налоговый контроль отличается углубленным анализом финансово-хозяйственной деятельности фискально-обязанного лица за определенный период и позволяет определить степень эффективности проведенных ранее предварительного и текущего контроля.

Налоговый контроль выступает разновидностью финансовой деятельности и одновременно разновидностью управленческой деятельности государства в налоговой сфере, поэтому в зависимости от субъектов выделяют контроль:

а) налоговых органов;

б) таможенных органов;

в) органов государственных внебюджетных фондов.

В зависимости от места проведения выделяют налоговый контроль:

а) выездной – в месте расположения Налогоплательщика;

Видео (кликните для воспроизведения).

б) камеральный – по месту нахождения налогового органа.

Формы налогового контроля в российской федерации
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here