Содержание
- 1 Минтрудом России определены на период до 2030 года социальные приоритеты и ориентиры, а также механизмы государственной политики в сфере пенсионного страхования на отдельных этапах ее реализации
- 2 Проект «Ruspension.ru»
- 3 На период до 2030 года определены социальные приоритеты и ориентиры, а также механизмы государственной политики в сфере пенсионного страхования на отдельных этапах ее реализации
- 4 Назначение корпоративной пенсии
- 5 Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации
- 6 Стратегия развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 года
- 7 О стратегии развития пенсионной системы
- 8 Негосударственное пенсионное обеспечение
- 9 Корпоративное пенсионное обеспечение
- 10 ВОЕННЫЕ ПЕНСИОНЕРЫ ЗА РОССИЮ И ЕЁ ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ
Минтрудом России определены на период до 2030 года социальные приоритеты и ориентиры, а также механизмы государственной политики в сфере пенсионного страхования на отдельных этапах ее реализации
Стратегия направлена на развитие трехуровневой пенсионной системы для групп с разными доходами (для средне- и высокодоходных категорий — с опорой на добровольное пенсионное страхование и негосударственное пенсионное обеспечение).
В Стратегии в краткосрочной перспективе предлагается:
установление дополнительного тарифа страховых взносов для страхователей в отношении застрахованных лиц, работающих на рабочих местах с особыми условиями труда, для обеспечения пенсионных прав соответствующих категорий пенсионеров;
изменение тарифной политики для самозанятых граждан в целях полного финансового обеспечения их пенсионных выплат;
приведение показателей ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости в соответствие с фактической (статистической) продолжительностью жизни;
введение системы гарантий сохранности средств пенсионных накоплений;
расширение перечня финансовых инструментов инвестирования пенсионных накоплений.
В среднесрочной перспективе Стратегией предусмотрено:
комплексное преобразование системы досрочных пенсий с установлением нового механизма формирования и реализации социальных прав застрахованных лиц, работающих на рабочих местах с особыми условиями труда, в том числе введение системы корпоративного пенсионного обеспечения;
законодательное установление и введение новой системы формирования пенсионных прав граждан в распределительной составляющей пенсионной системы;
расширение состава финансовых институтов, допускаемых к участию в формировании пенсионных накоплений;
установление оптимального тарифа страховых взносов на накопительную составляющую пенсионной системы;
предоставление застрахованным лицам права самостоятельного выбора между государственной пенсионной системой солидарного характера и формированием пенсионных прав в рамках накопительной составляющей пенсионной системы.
В долгосрочной перспективе Стратегией предлагается:
установление актуарно обоснованного тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование;
уточнение параметрических условий пенсионной системы в целях формирования и реализации пенсионных прав граждан;
введение механизма по осуществлению выплаты пенсии с учетом совокупного дохода пенсионера, в том числе принимая во внимание факт осуществления пенсионером работы и получение им заработной платы выше средней по экономике;
расширение охвата населения корпоративным пенсионным обеспечением до 70%;
оптимизация механизма преференций по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации отдельными категориями страхователей.
Стратегия с августа 2012 года проходит общественное обсуждение.
Проект «Ruspension.ru»
Информационно-образовательный проект о будущем капитале
Формирование негосударственной пенсии
В ходе проведения семинаров по пенсионной реформе Ruspension.ru ставит своей целью раскрыть весь потенциал имеющихся на сегодняшний день способов приумножения активным гражданином размера своего будущего пенсионного капитала.
К таким инструментам приумножения капитала можно отнести:
Рассмотрим, как работает инструмент «формирование негосударственной пенсии (индивидуальной и корпоративной)».
В отличие от обязательного пенсионного страхования (ОПС) и государственного пенсионного обеспечения (ГПО), негосударственное пенсионное обеспечение (НПО) носит добровольный характер и финансируется за счет личных средств гражданина либо средств организации-работодателя. НПО осуществляется негосударственными пенсионными фондами (НПФ). Со сравнительной характеристикой видов пенсионного обеспечения в России можно ознакомиться в разделе «Современная пенсионная система».
Что такое негосударственная пенсия?
Негосударственная пенсия — это денежные средства, регулярно выплачиваемые гражданину НПФ в соответствии с условиями договора НПО.
Негосударственная пенсия может являться дополнительной пенсией к страховой и/или накопительной (ОПС) или (и) государственной (ГПО) пенсии либо быть основным источником пенсионного обеспечения. Второе происходит в случаях, когда гражданин в соответствии с пенсионным законодательством не имеет оснований для назначения ему страховой и/или накопительной или (и) государственной пенсий.
Вкладчиками по договору НПО могут быть как физические, так и юридические лица. Это активные участники пенсионной реформы.
1. Физические (частные) лица
Это граждане, желающие увеличить в будущем общий размер пенсионных выплат и уплачивающие в НПФ пенсионные взносы. У этих граждан формируется негосударственная индивидуальная пенсия. В данном случае вкладчик является одновременно участником по договору НПО.
2. Юридические лица (работодатели)
Это организации, желающие увеличить в будущем общий размер пенсионных выплат своим работникам (участникам по договорам НПО) и уплачивающие в НПФ из своих средств в пользу работников пенсионные взносы. У сотрудников данной организации формируется негосударственная корпоративная пенсия (пенсия за счет средств работодателя).
О пенсионных правилах НПФ
Порядок и условия исполнения НПФ обязательств по договорам НПО определяются пенсионными правилами НПФ (далее – Правила).
Так, Правила содержат, в частности, перечень видов пенсионных схем, порядок и условия внесения пенсионных взносов в НПФ и порядок и условия назначения и выплаты негосударственных пенсий.
Что такое пенсионная схема?
Перед заключением договора НПО необходимо выбрать одну из предложенных Правилами схем.
Пенсионная схема — это совокупность условий, определяющих порядок уплаты пенсионных взносов и выплаты негосударственной пенсии.
Схемы различаются между собой сочетанием следующих условий:
— установление размера и периодичности взносов;
— установление размера и периодичности выплат.
Например, вкладчик может самостоятельно определить размер будущей пенсии, и исходя из этого будут определены размер и периодичность пенсионного взноса. Все эти условия будут закреплены в договоре.
Для обеспечения своей платежеспособности по обязательствам перед участниками НПФ формирует пенсионные резервы.
Пенсионные резервы включают в себя:
— резервы покрытия пенсионных обязательств;
Страховой резерв создается для обеспечения устойчивости исполнения обязательств перед участниками. Согласно Федеральному закону от 7 мая 1998 года N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (далее – 75-ФЗ), нормативный размер страхового резерва и порядок его формирования и использования устанавливаются Банком России.
Источниками формирования пенсионных резервов являются:
— доход от размещения пенсионных резервов;
— иное имущество, определяемое НПФ для покрытия отрицательного результата от размещения пенсионных резервов.
Размещение средств пенсионных резервов
Согласно 75-ФЗ, размещение средств пенсионных резервов осуществляется на следующих принципах:
1) обеспечение сохранности;
3) определение инвестиционной стратегии на основе объективных критериев;
4) учет надежности ценных бумаг;
5) информационная открытость процесса размещения средств;
6) прозрачность процесса размещения средств для контролирующих органов;
7) профессиональное управление инвестиционным процессом.
Средства могут размещаться НПФ самостоятельно либо через управляющие компании.
По итогам календарного года на пенсионные счета участников начисляется инвестиционный доход.
Как происходит выплата негосударственной пенсии?
При наступлении пенсионных оснований участник может в любое время обратиться в НПФ за выплатой пенсии.
Перечень пенсионных оснований устанавливается Правилами.
К таким пенсионным основаниям относятся:
— пенсионные основания , установленные на момент заключения договора НПО законодательством РФ;
— дополнительные основания, установленные НПФ в договоре НПО.
К законодательно установленным пенсионным основаниям относятся:
— наличие условий назначения страховой пенсии (по старости, по инвалидности);
Дополнительными основаниями, установленными НПФ, могут являться, например, достижение мужчинами возраста 60 лет и женщинами 55 лет (несмотря на наличие условий назначения (досрочного) страховой или (и) государственной пенсий).
Негосударственная пенсия выплачивается НПФ ежемесячно по предоставленным участником банковским реквизитам. По желанию участника может быть установлена и иная периодичность выплаты пенсии.
После назначения негосударственной пенсии средства на пенсионном счете участника продолжают приумножаться за счет начисляемого ежегодно инвестиционного дохода. Благодаря этому размер пенсии регулярно индексируется.
На период до 2030 года определены социальные приоритеты и ориентиры, а также механизмы государственной политики в сфере пенсионного страхования на отдельных этапах ее реализации
Правительством РФ утверждена Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации.
Реализация Стратегии будет осуществляться по следующим основным направлениям:
совершенствование тарифно-бюджетной политики;
реформирование института досрочных пенсий;
реформирование института накопительной составляющей пенсионной системы;
развитие корпоративного пенсионного обеспечения;
совершенствование системы управления обязательным пенсионным страхованием;
развитие международного сотрудничества в сфере пенсионного обеспечения.
Стратегию предполагается реализовать в 3 этапа.
В рамках первого этапа (по 2013 год включительно) предлагается, в частности:
установление дополнительного тарифа страховых взносов для страхователей в отношении застрахованных лиц, работающих на рабочих местах с особыми условиями труда и на отдельных видах работ;
введение специальной оценки условий труда, по результатам которой соответствующие работодатели освобождаются от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ по дополнительным тарифам;
изменение тарифной политики в отношении самозанятых граждан в целях более полного обеспечения их пенсионных прав;
законодательная регламентация (с введением с 2014 года) перераспределения тарифа страховых взносов для застрахованных лиц, которые не осуществили выбор в пользу формирования средств пенсионных накоплений в управляющей компании или негосударственном пенсионном фонде, — направление 2 процентов указанного тарифа на накопительную составляющую и 4 процентов тарифа страховых взносов на распределительную составляющую пенсионной системы с сохранением на прежнем уровне в размере 6 процентов тарифа страховых взносов на накопительную составляющую для застрахованных лиц, которые осуществили выбор в пользу формирования средств пенсионных накоплений в управляющей компании или негосударственном пенсионном фонде, и с предоставлением им права самостоятельного выбора варианта формирования пенсионных прав: в размере 6 процентов тарифа страховых взносов на накопительную составляющую пенсионной системы или 2 процентов тарифа страховых взносов на накопительную составляющую и 4 процентов тарифа страховых взносов на распределительную составляющую пенсионной системы;
повышение требований к минимальному размеру собственных средств негосударственных пенсионных фондов, осуществляющих формирование и инвестирование пенсионных накоплений, и качеству составляющих их активов;
создание многоуровневой системы гарантий сохранности средств накопительной составляющей, включая системы объединенных гарантийных фондов.
В рамках второго этапа (2014 — 2015 годы) предлагается, в числе прочего:
совершенствование системы персонифицированного учета граждан в сфере обязательного пенсионного страхования;
совершенствование организационно-правовой формы негосударственных пенсионных фондов;
формирование единой системы актуарного оценивания, включая стандартизацию актуарной деятельности;
комплексное преобразование системы досрочных пенсий с установлением нового механизма формирования и реализации социальных прав застрахованных лиц, работающих на рабочих местах с особыми условиями труда и на отдельных видах работ;
установление правовых основ создания и функционирования корпоративных пенсионных систем.
В рамках третьего этапа (2016 — 2030 годы) предлагается:
предоставление самозанятым гражданам права выбора варианта формирования и реализации пенсионных прав;
определение дополнительного тарифа страховых взносов для страхователей в отношении застрахованных лиц, работающих на рабочих местах с особыми условиями труда, с учетом необходимости обеспечения всего досрочного периода получения ими трудовой пенсии;
стимулирование дополнительного платежа из заработной платы в пенсионную систему для работников с учетом уровня их доходов и возраста.
На постоянной основе предлагается:
расширение перечня финансовых инструментов инвестирования пенсионных накоплений;
повышение уровня облагаемого страховыми взносами заработка с учетом темпов роста средней заработной платы в Российской Федерации;
поэтапное приведение размера страхового взноса, уплачиваемого самозанятыми категориями граждан, в соответствие с уровнем производимых им пенсионных выплат;
оптимизация механизма преференций по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации отдельными категориями страхователей;
повышение транспарентности институтов, участвующих в формировании пенсионных накоплений (совершенствование порядка раскрытия информации);
стимулирование добровольного формирования гражданами пенсионных накоплений и содействие развитию добровольных (корпоративных и частных) пенсионных систем;
расширение охвата населения корпоративным пенсионным обеспечением;
совершенствование системы государственного контроля за формированием средств пенсионных накоплений;
принятие мер по синхронизации обязательного пенсионного страхования с другими видами обязательного социального страхования.
По мнению разработчиков Стратегии, реализация предлагаемых мер позволит обеспечить достойный уровень пенсий гражданам на основе принципа социальной справедливости. Будет создана понятная и прозрачная пенсионная система, позволяющая гражданам выбирать наиболее приемлемую для них пенсионную стратегию.
При этом предусматривается:
достижение коэффициента замещения трудовой пенсией по старости до 40 процентов утраченного заработка при нормативном страховом стаже и средней заработной плате;
Видео (кликните для воспроизведения). |
достижение приемлемого уровня пенсий для среднего класса за счет участия в корпоративных и частных пенсионных системах;
обеспечение среднего размера трудовой пенсии по старости на уровне 2,5 — 3 прожиточных минимумов пенсионера;
достижение максимально возможной сбалансированности пенсионной системы.
Назначение корпоративной пенсии
Для приобретения права на корпоративную пенсию работник должен выполнить ряд условий:
- достигнуть пенсионных оснований, установленных законодательством РФ;
- уволиться из Компании (кроме увольнения в связи с виновными действиями работника и при наличии не снятого дисциплинарного взыскания);
- иметь 5 лет непрерывного корпоративного стажа перед увольнением на пенсию.
Для назначения корпоративной пенсии работник при увольнении должен обратиться в Комиссию по негосударственному пенсионному обеспечению Общества и предоставить документы, подтверждающие наличие у него пенсионных оснований. Общество после проверки права работника на корпоративную пенсию направит в АО «НПФ Эволюция» распорядительное письмо о назначении этой пенсии.
Расчет размера корпоративной пенсии производится в зависимости от коэффициента замещения, утверждаемого в каждом обществе. Коэффициент замещения – это процент от утраченного работником при увольнении из Компании среднего заработка. Размер корпоративной пенсии также зависит от выполнения работником ответного обязательства по формированию своей личной пенсии по индивидуальному договору и увольнения из Компании в сроки, согласованные с работодателем с учетом производственной необходимости. При отсутствии индивидуального пенсионного договора, нарушении сроков его заключения или условий уплаты пенсионных взносов, а также при увольнении работника с нарушением согласованных с работодателем сроков, размер корпоративной пенсии исчисляется с применением понижающих коэффициентов (от 0,8 до 0,25).
Корпоративная пенсия назначается пожизненно и выплачивается ежемесячно зачислением на счет пенсионера в банке либо почтовым переводом. Право на пожизненную корпоративную пенсию, сформированную работодателем, а также на остаток средств на счете получателя, не наследуются.
Выплата назначенной корпоративной пенсии приостанавливается при повторном поступлении в общества Компании «Роснефть» и возобновляется в прежнем размере после очередного увольнения.
В случае вознкновения спорных вопросов при назначении корпоративной пенсии для определения права на корпоративную пенсию, рассмотрения вопросов негосударственного пенсионного обеспечения работник может обратиться в Комиссию по негосударственному пенсионному обеспечению Общества.
Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации
Основными целями развития пенсионной системы являются:
- гарантирование социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения;
- обеспечение сбалансированности и долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы.
Задачами развития пенсионной системы являются:
- обеспечение коэффициента замещения трудовой пенсией по старости до 40 процентов утраченного заработка при нормативном страховом стаже и средней заработной плате;
- достижение приемлемого уровня пенсии для среднего класса за счет участия в корпоративных и частных пенсионных системах;
- обеспечение среднего размера трудовой пенсии по старости не менее 2,5 — 3 прожиточных минимумов пенсионера;
- поддержание приемлемого уровня страховой нагрузки для субъектов экономической деятельности с единым тарифом страховых взносов для всех категорий работодателей;
- обеспечение сбалансированности формируемых пенсионных прав с источниками их финансового обеспечения;
- развитие трехуровневой пенсионной системы для групп с разными доходами (для средне — и высокодоходных категорий — с опорой на добровольное пенсионное страхование и негосударственное пенсионное обеспечение);
- повышение эффективности накопительной составляющей пенсионной системы.
Параметры пенсионной системы должны быть связаны с базовыми макроэкономическими и демографическими показателями.
Для достижения указанных целей должна быть осуществлена модернизация основных институтов пенсионной системы. При этом необходимо обеспечить преемственность и сохранить социально-страховой принцип функционирования этой системы, согласно которому трудовая пенсия представляет собой компенсацию части утраченной заработной платы работника в случаях достижения им пенсионного возраста, наступления инвалидности, а также в связи со смертью кормильца (применительно к нетрудоспособным членам семьи умершего работника).
Пенсионная система должна базироваться на 3-уровневой модели:
- первый уровень — трудовая пенсия (государственная пенсия) в рамках государственной (публичной) системы обязательного пенсионного страхования, формируемая за счет страховых взносов и межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- второй уровень — корпоративная пенсия, формируемая работодателем при возможном участии работника на основании трудового и (или) коллективного договоров либо отраслевого соглашения;
- третий уровень — частная пенсия, формируемая работником (физическим лицом).
Стратегия развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 года
Подписка на новости
Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.
10 сентября 2012 12:17
На официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации размещен проект Стратегии развития пенсионной системы России до 2030 года.
Стратегия определяет задачи долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 года, социальные приоритеты и ориентиры, а также механизмы государственной политики в сфере пенсионного обеспечения на отдельных этапах ее реализации», — говорится в сообщении пресс-службы Минтруда.
В стратегии прописаны положения, которые должны обеспечить размер трудовой пенсии, адекватный среднему заработку работника, который у него сложился в рабочий период (коэффициент замещения не ниже 40%).
Кроме того, планируется, что размер пенсионных выплат составит не менее 2,5-3 прожиточных минимумов пенсионера. Стратегия также должна обеспечить приемлемый уровень страховой нагрузки, существующей в пенсионной системе, на экономику страны и решить проблему несбалансированности бюджета пенсионной системы.
В числе главных инициатив министерства в рамках пенсионной реформы — осуществление «страхового маневра»: временного перераспределения 6% тарифа с накопительной составляющей на солидарную в размере 2% или 4%. В министерстве уверены, это позволит сократить дефицит бюджета ПФР, сохранить обязательства государства перед нынешними пенсионерами и избежать увеличения пенсионного возраста.
Группа по взаимодействию со СМИ
ОПФР по городу Байконур
О стратегии развития пенсионной системы
Подписка на новости
Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.
21 января 2013 15:15
Управляющий Отделением ПФР по НАО Владимир Афонин выступил на еженедельной планёрке в администрации региона с докладом о Стратегии развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 года.
Владимир Иванович представил основные положения стратегии, познакомил с задачами реформирования пенсионной системы и сроками ее реализации.
Управляющий Пенсионным фондом НАО сообщил, что основными целями пенсионного реформирования являются гарантирование социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения и долгосрочная финансовая устойчивость пенсионной системы, расширение перечня финансовых институтов, а также достижение максимальной сбалансированности пенсионной системы.
Почему нужна очередная реформа пенсионной системы:
После реформы 2001 года, когда пенсионная система России перешла на страховые принципы, и мероприятий 2010 года, когда была проведена валоризация трудовых пенсии и осуществлен переход от ЕСН к прямым страховым взносам в ПФР, в пенсионной системе остался целый пласт нерешенных вопросов:
Стратегия определяет направления и задачи по обеспечению развития в России пенсионной системы, которая будет адекватна экономическому развитию страны и при этом соответствовать международным стандартам. Основными целями развития пенсионной системы являются гарантирование социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения и долгосрочная финансовая устойчивость пенсионной системы.
Задачи реформирования пенсионной системы:
- обеспечение коэффициента замещения трудовой пенсией по старости
утраченного заработка до 40% при нормативном страховом стаже и средней
заработной плате; - достижение приемлемого уровня пенсий для среднего класса за счет участия
в корпоративных и частных пенсионных системах; - обеспечение совокупного минимального дохода пенсионера на уровне не
ниже величины прожиточного минимума пенсионера, а также среднего размера
трудовой пенсии по старости не менее 2,5 — 3 прожиточных минимумов
пенсионера; - поддержание приемлемого уровня страховой нагрузки для субъектов
экономической деятельности с единым тарифом страховых взносов для всех
категорий работодателей; - обеспечение сбалансированности формируемых пенсионных прав с
источниками их финансирования; - развитие трехуровневой пенсионной системы для групп с разными
доходами (для средне — и высокодоходных категорий — с опорой на добровольное
пенсионное страхование и негосударственное пенсионное обеспечение); - повышение эффективности накопительной составляющей пенсионной
системы.
Стратегия предусматривает реализацию в России трехуровневой модели пенсии, где:
- 1-й уровень – это трудовая пенсия в рамках государственной системы обязательного пенсионного страхования. Она формируется за счет страховых взносов и межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. За счет этого уровня должен обеспечиваться коэффициент замещения утраченного заработка до 40%.
- 2-й уровень — корпоративная пенсия, которая формируется работодателем при возможном участии работника на основании индивидуального трудового и (или) коллективного договоров либо отраслевого тарифного соглашения. Этот уровень может сформировать до 15% от утраченного заработка;
- 3-й уровень — частная пенсия — формируется самим работником. Это может дать еще до 5% утраченного заработка.
Основные принципы формирования пенсионных прав:
- адекватность пенсионных прав заработной плате / объему страховых взносов;
- учет продолжительности трудового стажа и возраста выхода на пенсию;
- обеспечение минимальных пенсионных гарантий не ниже величины прожиточного
минимума пенсионера.
- обеспечение минимальных пенсионных гарантий не ниже величины прожиточного
Реализация Стратегии Правительством Российской Федерации будет осуществляться поэтапно: первый этап — 2013-15 гг., второй — 2016-20 гг., третий — до 2030 года.
В настоящее время в целях реализации мер, предусмотренных Стратегией, уже приняты Федеральные законы от 3 декабря 2012 г. № 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования» и № 242-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам выплат за счёт средств пенсионных накоплений».
Данными федеральными законами предусматривается:
Установление дополнительных тарифов страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии для отдельных категорий страхователей, в отношении застрахованных лиц, занятых на рабочих местах с особыми условиями труда (списки №1 и 2);
Введение фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для самозанятых лиц, установление для самозанятых дополнительных преференций по уплате страховых взносов;
Оптимизация для застрахованных лиц с 1 января 2014 года тарифа страховых взносов на накопительную составляющую пенсионной системы;
Расширение перечня финансовых инструментов для инвестирования средств пенсионных накоплений в целях обеспечения доходности от инвестирования и сохранности средств пенсионных накоплений.
В 2013 году будут подготовлены проекты федеральных законов, направленные на совершенствование порядка формирования пенсионных прав в распределительной составляющей пенсионной системы (новая пенсионная формула), создание механизма стимулирования граждан, выразивших намерение продолжать работать по достижении пенсионного возраста и принявшим решение отсрочить назначение пенсии, совершенствование механизмов индексации расчётного пенсионного капитала и размеров трудовых пенсий, и создание механизма по осуществлению выплаты пенсии работающим пенсионерам, исходя их уровня оплаты труда, по результатам которой соответствующие работодатели освобождаются от уплаты страховых взносов в ПФР по дополнительным тарифам.
На последующих этапах реализации Стратегии (с 2014 по 2017 годы) Правительство РФ осуществит меры по уточнению правового статуса ПФР, совершенствованию системы персонифицированного учёта граждан, предоставлению пенсионных прав, совершенствованию организационно-правовой формы негосударственных пенсионных фондов, корректировке дополнительного тарифа страховых взносов для страхователей в отношении застрахованных лиц, работающих на рабочих местах с особыми условиями труда.
Негосударственное пенсионное обеспечение
Госдума России одобрила в I чтении законопроект об ожидаемом периоде выплаты накопительной пенсии на 2017 год
Госдума России одобрила в I чтении законопроект об ожидаемом периоде выплаты накопительной пенсии на 2017 год
Cтатс-секретарь, замминистра Андрей Пудов: Минтруд России выступает за развитие корпоративного пенсионного обеспечения, в котором участвуют работник и работодатель
Минтруд России подготовит решения по развитию досрочного негосударственного пенсионного обеспечения
Министр Максим Топилин: Подготовлена Концепция развития досрочного негосударственного пенсионного обеспечения
Комментарий пресс-службы Минтруда России по поводу проекта федерального закона «О накопительной пенсии»
Комментарий пресс-службы Минтруда России по поводу проекта федерального закона «О накопительной пенсии»
Приказ Минтруда России №722 от 29 декабря 2014 г.
Приказ Минтруда России № 119 от 3 марта 2014 г.
Информация от 19 ноября 2013 г.
Проект федерального закона от 25 февраля 2013 г.
Проект приказа Минтруда России от 18 февраля 2013г.
Проект приказа Минтруда России от 13 февраля 2013 г.
Уведомление Минтруда России от 30 января 2013 г.
Распоряжение Правительства РФ №2425-р от 25 декабря 2012 г.
Проект совместного приказа Минтруда России и Минздрава России от 14 декабря 2012 г.
Проект приказа Минтруда России от 14 декабря 2012 г.
Проект постановления Правительства РФ от 30 августа 2012 г.
Корпоративное пенсионное обеспечение
Существует мнение, что создание корпоративных пенсионных систем на предприятиях — это дань моде. Но так ли это на самом деле? Опыт совместной работы АО «НПФ Эволюция» и предприятий-вкладчиков по реализации корпоративного негосударственного пенсионного обеспечения доказывают обратное.
Забота работодателя об уровне жизни работников, в том числе и на заслуженном отдыхе, для социально ориентированной и ответственной компании — это насущная потребность сегодняшнего дня, которая кроме социальных задач позволяет решать и кадровые. Сегодня ни для кого не секрет, что для современного предприятия основой стабильности и процветания является квалифицированный и заинтересованный в успешной работе коллектив.
Дополнительно мотивировать работников к работе именно в Вашей компании возможно, в том числе, и с помощью системы корпоративного пенсионного обеспечения. Учитывая задачи, которые работодатель планирует решать, компания может выбрать наиболее оптимальное для себя решение. На основе правил назначения корпоративных пенсий, исчисления их размеров, работодатель получает дополнительные рычаги по управлению персоналом:
- требование стажа в компании определенной продолжительности решает проблему «закрепления» кадров;
- система так называемых «коэффициентов своевременности выхода на пенсию» способствует ротации кадров и омоложению коллектива;
- использование паритетных схем с участием работника в формировании наряду с работодателем негосударственной пенсии повышает его личную ответственность за свое будущее и уменьшает стоимость программы для работодателя и пр.
Специалисты Фонда помогут вашей Компании разработать и реализовать корпоративную пенсионную программу с учетом ваших пожеланий, проводимой кадровой политики и возможностей финансирования.
ВОЕННЫЕ ПЕНСИОНЕРЫ ЗА РОССИЮ И ЕЁ ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ
Пенсионное обеспечение в России должно состоять из двух частей. Помимо государственной, должна быть еще и корпоративная пенсия, считает вице-премьер по социальным вопросам Татьяна Голикова. Она предложила «серьезно и нормативно» поговорить о внедрении этой системы. Пенсионное обеспечение в России должно состоять из двух частей. В дополнение к государственной части можно внедрить корпоративную, сообщила вице-премьер Татьяна Голикова. |
«Мне кажется, незаслуженно забыта тема корпоративных пенсий наряду с государственными. Можно было бы серьезно нормативно поговорить о развитии этой системы», — сказала Голикова на Петербургском международном экономическом форуме.
Вице-премьер призвала реформировать всю систему социального страхования. «У нас не один только Пенсионный фонд, у нас три государственных социальных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования. Если мы собираемся что-то перестраивать, то мы будем перестраивать всю систему социального страхования», — заявила она.
Министр труда России Максим Топилин поддержал предложение по введению корпоративных пенсий.
«Положительно (отношусь к предложению по введению корпоративных пенсий)», — сказал Топилин на ПМЭФ.
Как стало известно, идею разделить пенсию на государственную и корпоративную предложила вице-премьер Татьяна Голикова.
Ранее Голикова сообщила на Петербургском международном экономическом форуме, что пенсионная реформа в России может начаться уже в следующем году.
Она также отметила, что пенсионная система многопланова, поскольку она затрагивает различные темы: обычные пенсии, пенсионный возраст, тему досрочных пенсий.
Корпоративное пенсионное обеспечение
На сегодняшний день лишь 15% российских организаций активно используют модели корпоративного пенсионного страхования.
Это свидетельствует о том, что сектор НПФ в России еще не столь развит, в отличие от аналогичных организаций за рубежом. Однако крупные отраслевые корпорации уже успели оценить выгоду такой системы.
Слово закона
Начало развития системы корпоративного негосударственного пенсионного обеспечения связано с президентским указом от 16.09.1992 г. №1077 о негосударственной пенсионной системе (на сегодняшний день утратил силу).
Первые фонды, которые сейчас представляют собой крупнейшие НПФ, создавались на предприятиях нефтегазового, энергетического, транспортного сектора. Они формировали накопления только для своих сотрудников, но со временем преобразовались в открытые НПФ.
Что это такое и зачем применяется?
Корпоративное страхование – разновидность пенсионного обеспечения. База системы формируется из дополнительных страховых начислений, которые уплачиваются на основании трудового, коллективного или другого соглашения.
В России развитие корпоративных программ является одной из главных задач и входит в Стратегию развития пенсионной системы до 2030 г.
Согласно этому документу, пенсия должна состоять из трех звеньев:
обязательное страхование (страховые отчисления работодателей и сотрудников);
частное страхование (взносы граждан в НПФ, страховые или кредитные организации);
корпоративное страхование (дополнительные страховые вклады, уплачиваемые на основании трудовых и коллективных договоров).
Дополнительная корпоративная пенсия подразумевает отчисление средств организации на пенсионный счет работника. Сотрудник может дополнительно переводить личные деньги в счет будущей пенсии.
Корпоративное страхование функционирует при участии управляющих компаний и НПФ.
Нормативная база
Перечень нормативно-правовых актов, которые помогут разобраться в тонкостях страхового обеспечения:
Документ Описание
Стратегия развития пенсионного обеспечения Все изменения, которые предвидятся до 2030 года.
Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗи Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ Основные правила назначения пенсий.
ФЗ № 111 от 24.07.2002 о вложении средств с целью финансирования накопительной части Описание организаций, через которые работодатель может реализовывать корпоративную программу.
Федеральный закон от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ об НПФ Деятельность НПФ
Федеральный закон от 30.04.2008 N 56-ФЗ о дополнительных вкладах на накопительную часть Увеличение накопительной пенсии
Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ об индивидуальном счете в обязательном пенсионном страховании Перечисление работодателем на сотрудников обязательных взносов в ПФР.
Общая схема функционирования
Между организацией и НПФ заключается соглашение о негосударственном пенсионном страховании работников. Согласно условиям этого договора, вкладчик перечисляет в НПФ с определенной периодичностью взносы.
Негосударственный фонд организует инвестирование привлеченных средств с целью получения доходов. При выходе сотрудников на пенсию осуществляется расчет и выплата накоплений.
Во всех НПФ порядок начисления средств, пенсионных платежей, распоряжения финансами различается. Это зависит от условий конкретной корпоративной программы.
Плюсы и минусы
Корпоративные программы имеют много плюсов и для сотрудников, и для работодателей.
Такая система уменьшает организациям базу по налогу на прибыль на все дополнительные платежи, но не больше чем на 12% годового фонда заработной платы.
Что касается кадровых вопросов, преимуществом корпоративных программ являются дополнительная мотивация работников и привлечение квалифицированных специалистов.
Плюсы в решении социальных задач:
укрепление статуса компании;
забота о каждом конкретном сотруднике;
создание работникам дополнительных источников дохода.
Среди недостатков можно отметить следующее:
постоянные нововведения, связанные с пенсионной реформой – это тормозит планомерное развитие НПФ и негативно сказывается на потребителях услуг;
перевод денег в НПФ осуществляется за счет вкладчиков;
отсутствие стабильности, связанное с тем, что негосударственные фонды не могут предугадать, насколько финансовый год для них будет удачным;
возможность отзыва лицензии в НПФ.
Корпоративное пенсионное обеспечение в 2018 году
Корпоративные программы во всех организациях разные. Условия зависят от финансового потенциала предприятия и кадровой политики.
Критерии начисления негосударственных пенсий устанавливает работодатель. Объем надбавок зависит от размера отчислений и положений программы, действующей в организации.
В каких отраслях и организациях применяется?
Корпоративное пенсионное страхование активно используют крупные компании. Чаще всего это предприятия электроэнергетики, нефтегазовой, транспортной и других крупных отраслей.
В последнее время корпоративное страхование стали активно внедрять банки.
В электроэнергетике
Электроэнергетика является специализированной отраслью, где удержание специалистов представляет одного из ключевых направлений кадровой политики. Для решения этой задачи предприятия внедряют различные программы страхования.
Среди НПФ, принадлежащих энергетической отрасли, можно выделить:
НПФ Мосэнерго;
«Профессиональный» (принадлежит Тюменьэнерго);
«Ресурс» (принадлежит Ростовэнерго);
«Электроэнергетики» (бывшие компании РАО ЕЭС).
Нефтяная промышленность
Наиболее крупные НПФ в нефтегазовой промышленности:
фонды «Капиталъ» («Лукойл Гарант», «Пенсионный капитал и др.) – от «Лукойл»;
«Газфонд» (Газпром);
одноименный НПФ от Сургутнефтегаза;
«Нефтегарант» (Роснефть);
«Национальный» (Татнефть);
одноименный НПФ от Транснефть;
«ТНК-Владимир» (ТНК-ВР).
Транспорт
Негосударственное пенсионное страхование в транспортной отрасли:
«Благосостояние» (РЖД);
«Дорога» (Северокавказская ЖД);
«Благоденствие» (Восточносибирская ЖД);
«Железнодорожный» (Горьковская ЖД).
Металлургия
НПФ металлургического сектора:
«Стальфонд» (Северсталь);
«Большой пенсионный фонд» (РУСАЛ);
«Социальное развитие» (Липецкий металлургический комбинат);
«Отчизна» (объединение горно-металлургических комбинатов);
«УГМК Перспектива» (Уральский горно-металлургический завод).
Другие отрасли
Негосударственное пенсионное страхование развито в банковской сфере и государственном секторе:
НПФ «Сбербанк»;
НПФ «Телеком Союз» (Почта России).
Модели
Корпоративные программы классифицируются по следующим признакам:
По источнику финансирования (корпоративные взносы или паритетные). Фирма-работодатель переводит на счет НПФ только корпоративные средства, специально выделенные на реализацию программы (паритетное страхование). Или же взносы делаются в соответствии с вложениями сотрудников (корпоративные начисления).
По продолжительности платежей (пожизненно, в течение определенного срока или до исчерпания внесенных средств). От длительности выплат зависят такие условия, как размер платежа, сроки, договорные обязательства и др.
По способу ведения счета (солидарные и индивидуальные счета). Солидарная форма предполагает внесение средств на общий пенсионный счет без распределения по сотрудникам. В случае с индивидуальными счетами платежи зачисляются на личные счета работников.
По возможности наследования (с правом наследования или без). В договоре должно быть четко оговорено, возможно ли наследование средств и каким образом (право наследования в течение накопления в случае кончины, право наследования на этапе выплат, право наследования в любых случаях).
Как оформить?
Для оформления корпоративной пенсии нужно сделать следующее:
После увольнения по достижении пенсионного возраста в НПФ подаются:
паспорт;
индивидуальный счет, открытый в НПФ;
ИНН;
СНИЛС;
заключение медико-социальной экспертизы (если подтверждена инвалидность).
Период получения
При внесении средств на лицевой счет сотрудник получает право на выплаты с момента зачисления денег.
При зачислении средств на солидарный счет компания-работодатель решает, когда можно будет воспользоваться корпоративной пенсией:
с момента выхода на пенсию;
раньше выхода (например, за пять лет до пенсии при условии десятилетнего стажа).
Условия выплат прописываются в договоре между НПФ и вкладчиком.
Льготное налогообложение по НДФЛ
Выгоды для работодателя при введении корпоративной пенсионной программы очевидны:
расходы на корпоративные пенсии в размере до 12% от общего ФОТа вносятся в состав расходов организации (уменьшается налоговая база);
страховые взносы в размере 30% с пенсионных отчислений не уплачиваются;
взносы в пользу корпоративных пенсий не облагаются НДФЛ (экономия 13%).
Таким образом, участие в проекте позволяет уменьшить расходы на его реализацию почти на 50%.
Индексация
Индексация государственной и негосударственной пенсии осуществляется совершенно по-разному.
Государственные выплаты повышаются за счет бюджетных средств, корпоративные пенсии увеличиваются при наличии такой возможности.
НПФ распоряжаются только средствами, имеющимися на данный момент в управлении. При получении инвестиционного дохода такие компании в первую очередь выполняют обязательства по зачислению средств на счета участников.
Все оставшиеся деньги могут быть направлены на индексацию.
Можно ли вернуть накопленную часть досрочно?
Между сотрудниками и НПФ заключаются индивидуальные договоры, на каждого работника открывается личный счет. Участник программы имеет право расторгнуть контракт в любое время и забрать свои накопления.
Мифы и реальность
Участие в корпоративном страховании – реальная возможность увеличить в будущем свою пенсию.
Современные работники понимают, что получая одну только государственную пенсию, сложно сохранять привычный образ жизни. Именно поэтому потенциальная прибавка к ней вызывает немалый интерес.
По мере роста нестабильности в пенсионной системе, что наблюдается уже сейчас, интерес к НПФ будет только возрастать.
При заключении договора с НПФ нужно тщательно изучить условия договора, а именно:
Видео (кликните для воспроизведения). |
схемы начислений;
сроки выплат;
размер пенсии;
условия расторжения соглашения и т. д.
Нужно также помнить о том, что участие в корпоративных пенсионных программах всегда сопряжено с определенными рисками, а именно – с возможными законодательными изменениями и нововведениями.
Юрист ведущей адвокатской конторы Москвы.
Специализация: гражданское право.
Стаж 22 года.