Начало пенсионной реформы в россии

Предлагаем статью на тему: "Начало пенсионной реформы в россии" с понятными комментариями и выводами. С случае возникновения вопросов и для актуализации данных на 2020 год вы можете обратиться к дежурному консультанту.

Итоги-2018. Почему пенсионная реформа в России не закончилась

В 2018 г. российские власти нарушили многолетнее табу на повышение пенсионного возраста. Откладываемое годами решение было одобрено спустя несколько месяцев после выборов президента. И хотя последствия реформы еще долго будут сказываться на отношении людей к власти, не ясно, позволит ли жертва в виде поддержки электората решить проблемы пенсионной системы.

В начале 2018 г. россияне старше трудоспособного возраста составляли чуть больше четверти населения. На выплату страховых пенсий в 2017 г. Пенсионный фонд (ПФР) потратил 6,4 трлн руб. при доходах в 8,3 трлн руб., из которых 11,3% приходится на пенсионный трансферт из федерального бюджета. С годами выполнять обязательства бюджету было бы все сложнее. К 2035 г. ожидаемая продолжительность жизни мужчин вырастет с 67,5 года в 2017 г. до 73,3, а женщин – с 77,6 до 80,8. Повышение возраста до 65 лет мужчинам и до 63 – женщинам по полгода в год с 2019 г., а повышение также требований к трудовому стажу позволило бы сократить трансферт ПФР на 0,9% ВВП к 2024 г., оценивал ЦСР. Такой вариант реформы Минфин и предложил президенту.

Но сэкономить у правительства не вышло – спустя два месяца после объявления реформы Владимир Путин снизил итоговый пенсионный возраст для женщин до 60 лет и позволил тем, кто должен был выйти на пенсию в 2019–2020 гг., сделать это на полгода раньше. А премьер-министр Дмитрий Медведев гарантировал ежегодную индексацию пенсий неработающим пенсионерам на 1000 руб. до 2024 г. В итоге вместо снижения трансферт в ПФР вырастет до 12,2% доходов ПФР и лишь на третий год реформы сократится до 10,1%.

Силуанов объяснил перенос обсуждения реформы накопительной пенсии

Для выплаты обещанной «тысячи» (которую, как уточнил министр труда Максим Топилин, получит «средний» пенсионер) власти убрали из законодательства так и не заработавшую методику расчета пенсионного коэффициента. По ней пенсионные обязательства за год делятся на доходы ПФР, включая трансферт: если доходы фонда растут, пенсии индексируются на такой рост, если нет – не ниже инфляции. Теперь стоимость пенсионного коэффициента до 2024 г., а также фиксированная выплата к пенсии прямо установлены законом, замечает экономист Юрий Горлин. Чтобы прибавка к пенсии неработающего пенсионера в среднем составляла 1000 руб., поясняет федеральный чиновник, иначе повышение пенсионного возраста сократило бы обязательства ПФР по выплатам пенсий при сохранении его доходов, стоимость пенсионного коэффициента возросла бы и пенсии индексировались бы по росту доходов ПФР, на первом этапе – больше чем на 1000 руб., а по мере исчерпания эффекта от повышения возраста – вновь на уровень инфляции.

После обещания ежегодной прибавки в 1000 руб. сложно прогнозировать, когда правительство начнет сокращать пенсионный трансферт, отмечала старший научный сотрудник НИФИ Татьяна Омельчук, все будет зависеть от макроэкономического прогноза. «Назначать» рост пенсий на шесть лет вперед достаточно рискованно, предупреждает Горлин, если инфляция и рост экономики будут выше прогноза, проиграют пенсионеры, ниже – федеральный бюджет. По официальному прогнозу, в 2019 г. инфляция ускорится до 4,3%, а затем вернется к 4%. Рост же средней зарплаты замедлится с 9,8% в 2018 г. до 6,6% в 2021 г.

В дальнейшем Минфин тоже вряд ли сможет экономить, рассуждает профессор ВШЭ Евгений Гонтмахер. Власти уже анонсировали отмену формулы расчета пенсий после 2024 г. Вероятно, новая формула будет более щадящей, а пенсионные права вырастут, считает Гонтмахер. Представитель Минтруда отказался от комментариев.

Еще одна обещанная выгода от реформы – решение проблемы дефицита кадров на рынке труда. По прогнозу Минэкономразвития, к 2024 г. число занятых вырастет на 1,8 млн человек по сравнению со сценарием без повышения пенсионного возраста. К 2035 г. их число вырастет максимум на 1,5 млн человек, что несопоставимо с сокращением занятых из-за старения населения, уверен замдиректора Центра трудовых отношений ВШЭ Ростислав Капелюшников.

Между тем ключевой источник пополнения ПФР – ФОТ – в долгосрочной перспективе будет расти медленно или стагнировать, предупреждали проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов, Гонтмахер и финансовый омбудсмен Юрий Воронин: промышленность автоматизируется, число стабильных высокооплачиваемых рабочих мест в ней сокращается, а низкоквалифицированная занятость в торговых секторах растет. Западные страны столкнулись с такой проблемой раньше, говорит чиновник, и самый безобидный выход – повысить возраст, альтернативы – заставить бизнес повышать зарплаты, увеличить страховые взносы или сократить пенсии. Дальше придется найти новый источник финансирования пенсий или уйти от текущей модели пенсионной системы в пользу, например, безусловного базового дохода. Российские власти пока выбрали наиболее простой и очевидный путь и будут повышать возраст, пока решение не будет найдено на Западе, считает чиновник.

Власти открыли ящик Пандоры: опыт других стран показывает, что, раз повысив пенсионный возраст, власти делают это снова и снова, согласен Гонтмахер. Население продолжает стареть, к середине – концу 2030-х гг. доля пенсионеров вновь возрастет до уровня 2018 г., замечает директор НИФИ Владимир Назаров, но, если властям удастся добиться к тому времени высоких темпов роста экономики, насущной потребности повышать пенсионный возраст, как сейчас, не будет.

«27 лет пенсионных реформ»: история пенсионных изменений в РФ

Каждый, кому повезло в здравом уме и светлой памяти прожить последние 27 лет после развала Союза и обретения Россией государственного суверенитета, прекрасно помнят о бесчисленном количестве реформ, внедренных за это время. Бесспорным лидером реформирования, конечно же, стала многострадальная пенсионная система. На протяжении всех этих лет не проходило и года, чтоб условия назначения пенсий так или иначе не менялись: от 1990 года, коим и датируется появление принципиально новых государственных пенсий, и до 2017 года, с которого был дан старт невиданного ранее для отечественных пенсионеров повышения возрастного пенсионного ценза.

Читайте так же:  Какие доходы учитываются при оформлении субсидии

В общем же, по нашим подсчетам, за это время можно выделить семь главных этапов реформирования. Каждый из них выполнял собственную функцию и преследовал собственные цели, но все они преподносились общественности в качестве единственно верной панацеи. Само собой, что без них никуда – переход к рыночной экономике требовал совершенно иных источников финансирования. Однако за 27 лет реформ стабильно функционирующей и действенной модели найдено так и не было. Сколько еще новаций ждет пенсионную систему, боимся, не ответит никто. Мы же решили составить краткий календарь пенсионных реформ, который нам уже повезло пережить.

1990 год. Пенсия выполняет страховые функции

Новая история российских пенсий берет свое начало в 1990 году, с момента принятия закона о госпенсиях. Документом вводилось 4 вида пенсий, вызванных старостью, инвалидностью, потерей кормильца и выслугой лет, что было под копирку перенесено с советской модели. Но были и принципиальные изменения, например, изменился источник финансирования: вместо бюджетных денег, пенсии стали выплачивать из средств, совокупно аккумулируемых за счет отчислений работодателей и работников. Таким образом, российская пенсионная система получила страховой статус. Для администрирования платежей и управления всей этой денежной массой был учрежден ПФР.

Новый закон предполагал внедрение новой формулы расчета пенсий: в страховой стаж входил не только период работы, но и перед вынужденного отсутствия – службы в армии, декрета, ухода за больными и т.д; сама же пенсия рассчитывалась за любые 5 лет труда. Кроме того, введен минимальный предел назначения пенсий, обозначенный прожиточным минимумом и институт индексации пенсий.

1992 год. Рождение НПФ

К удивлению автора этих строк, НПФы родились гораздо раньше, чем в обществе зародился класс граждан, способных самостоятельно откладывать себе на пенсию. И действительно, НПФы появились в 1992 году в результате выхода соответствующего президентского указа. И как оказалось, интерес в определенных кругах действительно – за следующие 2 года в России появилось около 350 подобных организаций, привлекающих накопления на старость от населения. Ввиду возросшей популярности таких организаций, возникла необходимость в контроле над ними, в результате чего была создана Инспекция НПФ, которая правда на сегодня уже упразднена.

Стоит отметить, что уже тогда негосударственная пенсия воспринималась в качестве дополнительного источника финансирования, в качестве бонуса к государственной пенсии. При этом накопления принимались как от организаций, дополнительно финансирующих пенсии собственных сотрудников, так и от самих граждан. Федеральный закон, регулирующий деятельность фондов, появился лишь через 6 лет, когда стала понятна роль НПФов в финансировании будущих пенсий. Главным в этом всем можно считать появление законодательного закрепления обязательств фондов перед его участниками.

1995 год. Первая реформа

В 1995 году в правительстве впервые заговорили о несовершенстве действующей пенсионной системы. В результате кабмин разработал и принял «Концепцию реформы», результатом которой должно было стать создание 3-уровневой системы пенсий:

  • Социальная пенсия являлась «фундаментом» – ее предлагали выплачивать всем без исключения россиянам, достигшим пенсионного возраста и оставившим трудовую деятельность. Ее размер был фиксированным для всех, независимо от стажа, льгот, места работы, зарплаты и иных особенностей. Единственное, что учитывалось – ранее установленный минимум для пенсий.
  • Страховая пенсия стала одним из главных инструментов финансирования жизни пенсионеров. Она, по задумке авторов реформы, предполагала учет участия в страховой системе каждого отдельного получателя пенсии. Именно тогда было решено учитывать продолжительность работы и размер личного взноса каждого гражданина.
  • Накопительная негосударственная пенсия воспринималась в качестве бонуса, который добавлялся к двум другим пенсия. Само собой, что финансировать собственную дополнительную пенсию могли лишь единицы.

В целях реализации предложенных мер, Пенсионный фонд стал собирать персональные данные граждан и фиксировать отчисления каждого из трудящихся. Собранные данные фиксировались на индивидуальном страховом счету, благодаря которому каждый мог при необходимости узнать о размере пенсии, на которой он на момент запроса мог бы претендовать.

2002-03 годы. Вторая пенсионная реформа

После 00-х была предпринята новая попытка реформировать российские пенсии. В кабмине провозгласили переход от солидарной системы к распределительной, согласно которой все собранные деньги не распределялись между пенсионерами, как это было до этого, а формировались в системе страхования, исходя из размера, рассчитанного по специальной формуле. Трудовую пенсию тогда решили рассчитывать по двум составляющим: страховой и накопительной. Страховую часть считали исходя из отработанного стажа и размера страховых взносов, внесенных на каждого из трудящихся, с учетом минимума, закрепленного законом за каждым застрахованным. Накопительную же часть ввели лишь для граждан, которые родились после 1967 года – в нее вошли часть уплачиваемых страховых взносов и доход, полученный от их инвестирования.

2008 год. Первое софинансирование пенсий

Уникальная для российского рынка программа софинансирования пенсионных выплат за пределами пенсионной системы впервые появилась еще в 2008 году. Суть ее была в удвоении государством тех взносов (в пределах 12 тыс. в год), которые добровольно внесет гражданин, на протяжении десяти лет с момента вхождения в программу. Минимальный годовой платеж со стороны участников не мог быть ниже 2 тыс. рублей, максимальный предел ограничен не был. Возможность участия в качестве третьей стороны получал работодатель страхователя. Принять участие в программе, которая получила название «1000+1000», можно было до начала 2015 года. С начала 2015-го прием в нее закрыт, однако около 16 млн россиян остаются активными участниками данного софинансирования.2013-15 годы. Третья реформа: «Глобальная»

В конце 13-го года парламент принял новый закон о страховых пенсиях, который смог стать отправной точкой в новой реформе отечественных пенсий. До конца 15-го года была продлена возможность определиться с накопительной частью пенсий: или 6% или отказ от нее. Знаковым моментом стал отказ от рассылки писем с результатами накоплений – теперь узнать объем накоплений на своем пенсионном счету предлагалось через сайт госуслуг. В число приятных новостей вошло повышение страхового тарифа для ИП на 100% — с начала 2014 года им необходимо было уплачивать около 33 тыс. рублей в год.

Читайте так же:  Сумма почтового сбора за алименты

Знаковым событием 2014 года стала заморозка пенсионных накоплений, продолжающаяся и по сей день. Причем даже для тех, кто выбрал в качестве тарифа накопительный вариант пенсии. Эта мера ежегодно дает сэкономить свыше 400 млрд рублей. В 2015 году закон о страховых пенсиях заработал в полную силу, в результате чего появились пресловутые страховые баллы. С тех пор пенсия россиян формируется не в деньгах, а в баллах, стоимость которых ежегодно меняется. Причем на конвертацию этих самых балов в рубли можно рассчитывать не ранее выхода на пенсию. Кстати, к выходу на пенсию каждому нужно иметь минимальное количество баллов, определенное законодательством – к 2025 году оно должно достигнуть минимума в 30 баллов.

Если накопленных баллов будет недостаточно, выход на пенсию придется отложить или на 5 лет, или как минимум до того момента, пока количество баллов не достигнет необходимого. Кстати, предложен и вариант осознанной отсрочки пенсии – в таком случае гражданин может рассчитывать на «премиальные коэффициенты»: 5 лет отсрочки в совокупности дают повышение пенсии на 35-40%, плюс заработанные дополнительно пенсионные баллы.

2017 год. Пенсионный возраст и новые накопления

На протяжении всего 2016-17 годов вопрос повышения пенсионного возраста не перестает быть главной темой для обсуждения, если тема касается пенсионной системы. И хоть многие чиновники отрицают возможность поднятия ценза, начало, собственно говоря, уже положено – с января пенсионный возраст начал расти у госслужащих. Ежегодно он будет увеличиваться на полгода, пока не достигнет 65 лет для мужчин и 63 лет для женщин. Похожего шага в ближайшее время ожидают и в массовом порядке – по мнению аналитиков, этим вопросом активно займутся после президентских выборов 2018 года.

Второй главной темой 2018 года стала разработка Центробанком и Минфином системы Индивидуальных пенсионных накоплений, которые должны быть внедрены уже в 2017 году. По сути, данная система должна прийти на замену замороженной накопительной системе. Хотя сами ее нормативы и отличаются в корне. В частности, гражданам предлагается самостоятельно собирать себе на пенсию, откладывая из собственной зарплаты от 1 до 6% в месяц. Участие в программе преподносится как добровольное, однако подключение к ней будет автоматическим, и если гражданин не изъявит желание отключиться, удержания с его зарплаты ежегодно будут расти, пока не достигнут 6%.

И это, очевидно, далеко не все изменения в пенсионной системе, которые ждут нас в ближайшее время.

Вымирающая Россия вынудит Кремль еще раз вернуться к вопросу пенсионного возраста

Демографический кризис ставит под удар всю пенсионную систему страны

Россиянам среднего возраста есть от чего впасть в уныние. О достойном пенсионном обеспечении в старости им придется забыть. Это следует из опубликованного демографического прогноза Росстата до 2035 года. Нынешняя власть вряд ли сможет переломить негативную тенденцию.

По расчетам ведомства, через 16 лет Россию ждет неизбежная убыль населения. Это предполагают два из трех сценариев: негативный — сокращение численности населения с нынешних 146 млн человек до 132,2 млн и средний — сокращение до 142,9 млн человек. Оптимистичный сценарий дает рост численности населения до 150 млн. человек.

Таким образом, численность россиян, занятых в экономике, а значит выплачивающих пенсионные взносы в ПФР. Причем, этот процесс будет происходить на фоне роста продолжительности жизни. Росстат прогнозирует ее увеличение до 79,1 лет.

Пожилых будет все больше, а работающих все меньше. Но как тогда будут платить пенсии?! Опять встанет вопрос о повышении пенсионного возраста? Или просто поднимут страховые взносы? В обоих случаях — это вилы.

Профильные ведомства от цифр Росстата уже начало лихорадить. Минтруд — основной «толкатель» пенсионной реформы поспешил оправдаться. Мол, правительство немало делает для изменения демографической картины: ввело ежемесячные выплаты на детей, увеличило на 1 тысячу рублей родовой сертификат, разрешило гасить ипотеку материнским капиталом, строит детсады

Всё так, но где результат? Наш премьер вместе с Путиным у власти уже 20 лет — время жизни целого поколения. Может, все эти меры надо было реализовать в начале 2000-х? Глядишь, и пенсионный возраст поднимать не пришлось бы. Почему тогда не сделали? Не знали, что это необходимо? Не просчитали?

Нельзя сказать, что во власти совсем не понимают проблемы. Так, на днях Валентина Матвиенко заявила, что ставка по ипотеке для многодетных семей в России должна быть нулевой или максимально льготной. Кроме того, государство должно бесплатно предоставлять таким семьям социальное жилье. Увы, но это всего лишь заявление политика. Даже не дискуссия и тем более не закон.

Главный аналитик Центра аналитики и финансовых технологий Антон Быков предвидит увеличение поборов государства с граждан с целью сбалансировать финансовую систему.

— Прогнозы Росстата о предстоящем сокращении численности россиян к 2035 году ничего принципиально нового не несут. Они лишь показывают в цифровой форме, куда нас ведет нынешний социально-экономический курс правительства.

Государство, проводя жесткую финансовую политику, экономит на гражданах, потому что делает ставку на сохранение нынешней экономической модели. Граждане, в свою очередь, чувствуя ухудшение настоящего и понимая бесперспективность будущего, не хотят или не могут, заводить детей. На это накладываются демографические волны, и в результате в долгосрочной перспективе, мы имеем ползучую депопуляцию, с краткосрочными позитивными всплесками.

Читайте так же:  Размер пенсии по инвалидности в кыргызстане

Для экономики на дистанции от 10 лет это означает неминуемое сокращение и структурное упрощение, потому что экономика — это и есть люди. Их потребление, трудовая и социальная деятельность и создает тот самый валовой внутренний продукт. И если нас становится меньше, то экономика может расти, только за счет опережающего роста производительности труда. Для этого средний уровень образования должен стремительно повышаться, а оборудование на предприятиях повсеместно модернизироваться.

Если бы это происходило, то и демографическая ситуация начала быстро меняться в лучшую сторону. Но ни того, ни другого в нашей стране не происходит, и единственное почему эта ситуация еще не привела к социально-политической трансформации страны, это нефтегазовые доходы. Только за счет них, государство пока еще и может игнорировать все эти катастрофические изменения.

«СП»: — Нефтяное проклятье России. Причем на пенсии нефтяных денег властям жалко…

— Но это «пока» уже в ближайшие пять лет начнет исчезать, именно в этот период потребление нефти достигнет пика, и начнет сокращаться, а вместе с этим государству придется подстраиваться и меняться. К сожалению, это все перспективы, которые начнут обретать явные черты лишь через пять-десять лет, а до этого момента ситуация в России принципиально не изменится. Значит, тренд на снижение социальных расходов государства сохранится, экономика так и будет расти в пределах 1,5% в год, россиян будет становиться все меньше, а благосостояние граждан, скорее всего, останется неизменным, либо немного снизится.

Естественно, это и дальше будет усугублять ситуацию в пенсионной системе России, неминуемо вести к необходимости новых изменений условий пенсионного обеспечения, и к сбору с граждан под различными предлогами дополнительных платежей для балансировки всей финансовой системы страны.

А вот доцент кафедры труда СПбГЭУ Андрей Песоцкий почти верит в возможность россиян самим накопить на достойную пенсию.

— Демографический прогнозы в РФ всегда неутешительны. Будем говорить прямо, без красивых фраз — мы вымираем. Чтобы коренное население воспроизводилось и шло в рост, женщины должны рожать, в среднем, более двух детей. Есть такой показатель — суммарный коэффициент рождаемости, отражающий, сколько детей приходится на одну женщину. В последний раз больше чем 2 он был в советское время.

Видео (кликните для воспроизведения).

Пока русские и многие другие народы России малодетны, на их места приходят мигранты. К сожалению, при нынешней политике государства, это естественный процесс. Стране нужны молодые рабочие руки, готовые браться за не самую популярную, низко оплачиваемую работу, а где их взять? Вот и завозят.

«СП»: — Хватит ли пенсионных взносов пенсионерам будущего?

— Естественно, вымирание населения, или, как еще говорят, депопуляция — это вызов для пенсионной системы и, в целом, для механизмов социального обеспечения. Однако, в этом аспекте все не так мрачно — все же пенсии большинства людей (не считая отдельные привилегированные категории) формируются из их личных накоплений за всю жизнь, собираемых государством, поэтому, на пенсии денег должно хватить, ведь мы сами формирует свою пенсию, а не абстрактный государственный бюджет.

«СП»: — Вы верите в ГПП, гарантированный пенсионный продукт, придуманный Минфином? И это после фактической кражи (заморозки) накопительной части пенсий? Не обманут в очередной раз?

— Гарантированный пенсионный продукт — это один из экспериментов Минфина, носящий по его замыслу, добровольный характер, призванный повысить доверие к пенсионной системе. Тут как раз и кроются подводные камни, вызывающие тревогу граждан, которые разбираются в теме. Вроде как за пенсию каждый человек отвечает сам, но при этом с накопительной частью пенсий государство проделывало странные манипуляции. Заморозка — это все же не совсем кража, но такие шаги вызывают не понимание.

В успех ГПП не очень верится — люди в массе своей очень консервативны к вопросах пенсии, и сторонятся инициатив в этом вопросе. В прошлый раз провалилась идея с негосударственными пенсионными фондами — некоторые из этих фондов просто погорели. Так же, вполне возможно, забуксует и ГПП. Как минимум, на психологическом уроне.


По мнению координатора «Левого фронта», публициста, к. и. н. Алексея Сахнина, решение демографической проблемы и создание в будущем сбалансированной пенсионной системы потребует новых людей во власти. Эти не справятся.

— Существует общепринятая схема — теория демографического перехода, которая заключается в том, что на пути от традиционного аграрного к современному индустриальному обществу происходят серьезные перемены в отношении рождаемости и смертности. По мере урбанизации и стирания гендерных границ в труде женщины рожают меньше, дети перестают быть социальной гарантией и поэтому число детей больше не является инвестицией в будущее. В общих чертах это верно. Но в рамках этой широкой теории есть существенные нюансы, которые меняют многое, если не все.

«СП»: — Что именно?

— Изучая историю Российской империи первой половины 19 века, я обратил внимание, что с начала столетия и до крестьянской реформы доля крепостных крестьян в обществе резко упала. Хотя никаких массовых освобождений крестьян, за исключением экзотических и небольших Эстляндии и Лифляндии, нигде не было. И падает эта доля за счет того, что рождаемость у крепостных была ниже, чем у государственных крестьян, а смертность выше. Если разбирать это по губерниям, то выясняется, что несмотря на отсутствие презервативов и доминирование традиционной религиозной культуры, демографическая динамика очень серьезно зависит от размера барщины или оброка. То есть от социального давления на крестьянство.

Будущее создаем мы сами. Инструментарий, позволяющий существенно корректировать демографические тенденции, имеется. Наше правительство просто не хочет это делать. И использует демографию в числе других аргументов в защиту тезиса Маргарет Тэтчер «альтернативы не существует». Именно демографией объясняли пенсионную реформу и массу других преобразований. Включая оптимизацию школ и больниц, ставящую преграды на пути рождения детей в глубинке.

Читайте так же:  Во сколько лет уходят на пенсию мчсники

«СП»: — Последнее — очевидно. Социальная неустроенность и особенно неуверенность в завтрашнем дне отбивает охоту «размножаться». Какое будущее ждет наших детей, беспокоятся потенциальные родители и отказываются становиться родителями…

— Особенно бьет по этому прекарная занятость — нестабильная занятость на временных работах, сезонно, кочующих от проекта к проекту или занятых в рамках платформной экономики таксистами или курьерами. Это происходит во всем мире. Характерный пример — страны Восточной Азии: Тайвань, Южная Корея, Япония.

Еще полвека назад женщины там рожали по 7−8 детей, а сейчас в той же Японии рождаемость ниже, чем в России вдвое. Хотя общество там явно богаче. Раньше там был один из самых стабильных рынков труда с пожизненными контрактами найма, а теперь там 40 процентов прекарно занятых. По статистике, среди молодых японцев от 18 до 40 лет четверть ни разу не занимались сексом. Причем, среди прекарно занятых этот показатель в четыре раза больше, чем среди стабильно занятых…

«СП»: — Как эти проблемы отражаются на пенсионном возрасте?

— Пенсионную реформу проводят сейчас все развитые страны. Только в Швейцарии ее зарубили на референдуме, но страна как-то не рухнула, хотя демографические тенденции там такие же, как везде. Эти реформы выбрасывают на рынок труда дополнительные миллионы рабочих рук. По подсчетам Конфедерации труда, до 2032 года на российском рынке труда высвободится до 15−17 млн. рабочих рук. И это приведет к потере производительности труда. Потому что есть масса дешевой рабочей силы, а рост производительности охранников, водителей просто невозможен. Это все ведет также к архаизации, торможению экономики. В этих условиях никакая даже урезанная солидарная пенсионная система становится невозможна. Поэтому основная цель реформаторов — переложить заботу о собственной старости на плечи самого человека.

И реализация этой логики влияет в свою очередь на демографию. Человек, живущий в нестабильности, получает еще один фактор стресса. Рождение ребенка для него становится синонимом бедности. Есть статистика, что среди семей с одним ребенком четверть находится в бедности, с двумя — половина, с тремя — 75 процентов, с четырьмя — 90 процентов. Сейчас для среднего класса будет выбор: либо делать внос в ПФР, либо рожать детей.

Получается замкнутый круг. Демографическими тенденциями оправдывают социальные реформы, в том числе стратегические, которые только усугубляют эти негативные тенденции.

Пенсионная реформа 2019 года: суть и последние новости

В России с 2019 года вступили в силу обновления в пенсионной реформе, вызвавшие множество споров, обсуждений в СМИ и среди населения. Рассмотрим причины изменений в политике ПФ РФ, и как это повлияет на индексацию отчислений.

Что будет с пенсией в 2020 году

Пенсионная реформа подписана указом Президента РФ № 204 от 7 мая 18 года. Цель исполнения предписаний касается национальных и стратегических задач развития вплоть до 2024 года.

Поэтому перед российским Правительством был поставлен ряд указаний, отражающий суть в пенсионной реформе:

  • снижение уровня бедного населения в два раза и предупреждение повышения этого порога за счет лиц, находящихся на заслуженном отдыхе по старости;
  • увеличение роста выплат с опережением инфляционного уровня;
  • создание и внедрение федеральных и региональных программ по поддержке пенсионеров и увеличение качественного уровня жизни граждан страны.

На основании этого, начиная с 1 января 2019 года, Правительство РФ начало осуществлять меры по стабилизации системы путем повышения отчислений до 40% от оплаты труда. Естественно, что на это должна оказать влияние индексация практически в два раза, превышающая ежегодную инфляцию. Помимо этого, на планируемый объем будет оказывать влияние повышение выхода на заслуженный отдых в рамках пяти лет.

Дополнительно в планах у государственных деятелей разработать и внедрить систему персонального формирования капитала на старости лет. Система ИПК выступит в качестве альтернативы накопительной части и в перспективе должна повысить размер выплат по старости лет на 15%.

Скачать для просмотра и печати:

Причины новой реформы

Причины, приведшие к пенсионной реформе в России, касаются изменений социально-экономической области.

Повышение продолжительности жизни граждан

Среднестатистические сведения советского времени указывают на продолжительность жизни в 40 лет. Поэтому эти данные стали основанием для установления следующих сроков выхода на заслуженный отдых по старости:
  • для женского населения — в 55 лет;
  • для мужского населения — при достижении 60 лет.

В 2018 г. прогноз составил 72,9 года.

К сведению: дополнением в майском указе Президента стала необходимость повысить средний срок жизни населения до 78 лет к 2024 г., и до 80 лет к 2030 г.

По сведениям Росстата численность мужчин и женщин трудоспособного возраста сократится на четыре миллиона человек.

Нехватка средств в Федеральном бюджете

Правительством было подсчитано, что для осуществления всех запланированных национальных проектов, нужно изыскать 8 трлн руб. Эти дополнительные средства необходимы в течение 6 лет, т. е. до 2024 года. Примечательно, что эта сумма составляет 50% от годового федерального бюджета.

Отсутствие положительной динамики в системе накопительных пенсий

Начиная с 2014 года, на верховном уровне было принято решение о временной «заморозке» накопительной части. Таким образом, работающие люди не получают в накопительный фонд средств, а все отчисления скапливаются на страховой части в ПФ России.

Последствия

В соответствии с необходимостью, проанализированной государственными структурами, в 2019 году прошла пенсионная реформа:
  • повышение пенсионного возраста в качестве получения страховых выплат;
  • изменение индексации, а также каждый год будет прибавляться к отчислениям по 1000 рублей;
  • возможность получения социальной пенсии за счет увеличения стажа;
  • коррекция действующих правил по выходу на заслуженный отдых льготников по выслуге лет и для работающих людей в условиях Крайнего Севера.

Выход на пенсию в 2020 году

Согласно Федеральному закону № 400-ФЗ от 28 декабря 13 года (статья № 8), необходимо выполнить три обязательных условия для оформления страховых отчислений по старости:
  • достигнуть установленного новыми правилами пенсионного возраста;
  • иметь минимальный уровень стажа (11 лет в 2020 г.);
  • наличие на индивидуальном счете в ПФ России определенного числа баллов (18,6 в 2020 г.).
Читайте так же:  Пенсионный возраст в россии составляет

Скачать для просмотра и печати:

Увеличение периода по выходу на пенсию в РФ

В 2019 году вступили обновления, предъявляемые к стажу и количеству баллов, накопленных в ПФ РФ.

Таким образом, в 2020 г. граждане выходят на пенсию со следующими показателями:

Примечательно, что здесь указаны минимальные требования для получения трудовых выплат в связи со старостью. Данные нововведения обусловлены предложением В. В. Путиным о смягчении пенсионной реформы.

Категории лиц, идущих на пенсию

На основании графика, установленного Федеральным законом, на пенсию в 2020 г. выходят:
  1. На общих основаниях в первом и втором квартале никто не сможет пройти оформление страховой части по выслуге лет, пока гражданин не достигнет соответствующего возраста;
  2. Во втором полугодии оформлением могут заниматься мужчины, рожденные в первые 6 мес. 1959 г. и женщины 1964 г.

Помимо этого подать документы могут следующие категории:

  • при достижении старости до 2020 г., но временно откладывающие выход на заслуженный отдых;
  • наличие основания для досрочного получения отчислений по старости.

Принимая во внимание корректировки и новости о пенсионной реформе (Россия) в первом полугодии грядущего года появление новых пенсионеров почти сведено к нулю.

Льготная пенсия

Согласно принятому закону Правительством России, обновление реформы также затронет ряд участников льготных категорий. Начиная с января 2019 г. для следующих граждан были скорректированы общие правила по оформлению выплат:
  1. Люди, проживающие и трудоустроенные на Крайнем Севере, а также в других регионах, приравненных к таким же суровым условиям. Для женщин это касается при достижении 50/55 лет, для мужского населения — 55/60 лет. Следовательно, учитывая новые правила, северяне оформляют отчисления с 50,5 и 55,5 лет;
  2. Для учителей, служащих медицинской сферы и тружеников творческих профессий решено сохранить специальный стаж. Однако оформление документов будет отсрочено на восемь лет с момента получения нужного стажа работы.

К сведению: на основании переходных правил в следующем году ожидается, что учителя и медицинские служащие отложат оформление пенсии по страховому стажу на один год, т. е. в 2020 г. Однако эта информация сейчас находится на рассмотрении. Члены государственной Думы будут рассматривать этот законопроект во 2 и 3 чтении.

Когда возможен досрочный выход на пенсию при длительном стаже

В соответствии с пенсионной реформой и новостями о ней, предполагается обновить период оформления отчислений на заслуженный отдых для людей льготных категорий.

Необходимый стаж работающего человека, г. Планируемая отсрочка, г. Выход на пенсию по новому ФЗ , г.
2019 2019 плюс 1 2020
2020 2020 плюс 2 2022
2021 2021 плюс 3 2024
2022 2022 плюс 4 2026
2023 и далее 2023, 2024… плюс 5 2028 и т. д.

Становится очевидным, что информация от Кабмина о повышении пенсионного возраста затрагивает каждого человека, который не успел подать документы в ПФР . То есть согласно действующему ФЗ № 400 от 28 декабря 13 г. (статья № 8 пункт 1), люди, не достигшие 55 и 60 лет, будут оформлять отчисления по старости по новым правилам.

Информация о выходе на пенсию с 2019 по годам

Переходный период, приуроченный к обновлению сроков выхода на заслуженный отдых, составит для населения России пять лет. При этом он затрагивает всех, кто собирался выйти на пенсию с 19 по 23 гг., т. е. мужское население 1959-63 гг. рождения и женское 1964-68 гг. рождения.

Дата оформления по старому закону, г. Новые правила Дата оформления по новому ФЗ
Мужчины Женщины
01-06 мес. 2019 60+1-0,5=60,5 55+1-0,5=55,5 3-4 квартал 2019

1-2 квартал 2020

07-12 мес. 2019 01-06 мес. 2020 60+2-0,5=61,5 55+2-0,5=56,5 3-4 квартал 2021

1-2 квартал 2022

07-12 мес. 2020 2021 60 плюс 3 55 плюс 3 2024 2022 60 плюс 4 55 плюс 4 2026 2023 и т. д. 60 плюс 5 55 плюс 5 2028 и т. д.

Кого не коснется повышение возраста в России

Повышение пенсионного возраста, а также другие изменения в Законодательстве РФ затрагивает большую часть населения. Однако существует ряд категорий, для которых прежние правила остались действительными, невзирая на нововведения в системе:

Пенсионная реформа — последние новости

Ознакомившись с пенсионной реформой и последними новостями, также следует отметить выдвинутое предложение Президентом от 29.08.2018. Смягчение периода для получения отчислений по старости следует увеличить для женщин не больше, чем на пять лет и ввести льготный период в первые 2 года действия нового закона.

Примечательно, что соответствующую поправку уже подготовили и внесли в Государственную думу для рассмотрения во 2 и 3 чтении. Корректировке также подвергнуеся и ряд других положений, о чем будет известно после заседания Госдумы.

Видео (кликните для воспроизведения).

Кроме того, в новом законопроекте разработаны основания для «досрочников». К примеру, у мужского населения трудовой стаж должен быть непрерывным не менее 40 лет, а у женского — 45. Таким образом, при соблюдении этого условия, лица смогут претендовать на получение отчислений на 24 месяца раньше установленного срока. Однако и здесь есть поправка — не раньше 55-летнего и 60-летнего возраста. Тем не менее, Президент указал на необходимость смягчения этих условий на 36 месяцев, что также будет рассмотрено во 2-м чтении законопроекта Государственной думой.

Начало пенсионной реформы в россии
Оценка 5 проголосовавших: 1

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here